Школьникам нередко снижают оценки из-за плохого почерка. И подобная проблема может сделать двоечником самого умного ребёнка в классе. Желая помочь своему чаду, родители пытаются найти какое-то решение. Всё не так плохо. Существует много способов улучшить почерк у подростка или младшего школьника, только необходимо понять, по какой причине ребёнок пишет, «как курица лапой». И только тогда уже можно предпринимать какие-то меры.
Признаки плохого почерка
Уродливый почерк может испортить успеваемость. Снижение отметок в младшей школе совсем не мотивирует к учёбе, а лишь, напротив, способствует исчезновению всякого желания учиться, выводить буквы. Нередко плохой почерк сопровождается низкой скоростью письма, из-за чего рука устаёт быстрее, чем у других деток. В результате школьник не успевает за учителем на контрольных и диктантах, торопится писать слова, и получает плохие оценки.
В средней школе ученик медленно пишет конспекты, которые преподаватель потом не может разобрать. Иногда школьник и сам не способен расшифровать свои «иероглифы».
Обучение письму — нелёгкое занятие. Учитель далеко не всегда может отыскать нужный подход к каждому школьнику. Большинству детей подобная наука даётся очень тяжело. Однако, если знать некоторые секреты методики, вполне можно исправить положение. Важно осознать, из-за чего у сына или дочки не получается красиво писать. Следует начать с небольшого исследования, взяв в руки тетрадку чада или исписанную бумагу и обратив внимание на следующие моменты:
- как написаны буквы «к», «н» и «п» (если они мало чем отличаются друг от друга, это показательная ошибка);
- «танцуют» ли буковки над строкой и под ней, различны ли они по ширине, высоте и наклону (несоответствие каллиграфическим нормам);
- заходит ли малыш на поля, приписывает ли лишние элементы к буквам «м» или «ш», имеется ли грязь на полях (нарушение норм оформления).
Положение тела и неподходящая парта
Плохой почерк часто обусловлен неправильной позой, неестественным углом ручки или расположением тетради, бумаги. Для того чтобы писать быстро и чётко, необходимо следить за выполнением этих правил. Сидеть надо прямо, чтобы туловище, плечи и голова находились в ровном положении. Спина опирается на спинку стула, стопы на полу. Грудь ни в коем случае не должна касаться стола, локти выходят за его край.
Детки часто садятся не так, как нужно, копируя соседа по парте. Они с лёгкостью забывают, что им говорили дома родители. Чтобы приучить малыша к правильной позе, нужно потратить на это определённое время и объяснить, что тело быстро привыкает к правильному положению. Ребёнок должен понять, что дискомфорт будет ощущаться лишь поначалу, а потом наступит привыкание, после чего уже не придётся прилагать какие-то усилия и контролировать себя.
Школьные парты изготовлены по принятому стандарту, поэтому они не могут быть неправильными. В соответствии с нормами, столешница должна располагаться немного ниже солнечного сплетения и иметь незначительный угол. Сама парта имеет прочную и устойчивую конструкцию. Если родители сомневаются в её качестве, они могут посетить урок и удостовериться, что всё хорошо, или пересадить кроху туда, где ему будет лучше. У детей разный рост, поэтому учитель подбирает для каждого ученика наиболее подходящее место. Ну, и дома нужно правильно организовать рабочее место школьника.
Тетрадь и ручка
Часто плохой почерк связан с тем, что школьник неправильно размещает свою тетрадь во время письма. Это влияет на наклон ручки и чёткость букв. Чтобы легче передвигать руку по строке, нужно располагать тетрадку под углом 10—15 градусов, перемещая её вверх по мере заполнения листа. У «левшей» она наклоняется влево (зеркальное расположение).
Тетрадь должна быть в обложке. Это требуется не только для сохранения её вида, но также и для предотвращения скольжения. Современные обёртки слишком жёсткие, поэтому лучше не гнаться за модой, отдавая предпочтение старым изделиям. Классические прозрачные полиэтиленовые аналоги также окажутся подходящими.
Что касается ручки, то от её выбора также многое зависит. Если она окажется неподходящей, школьник не сможет держать её так, как нужно. При покупке изделия следует обратить внимание на следующие параметры:
- толщина;
- длина;
- форма;
- твёрдость стержня.
Подобные факторы — важные условия успешности формирования графического навыка. Идеальная длина ручки составляет 15 см. Слишком длинные и короткие варианты не подойдут. Изделия рекламного и подарочного типа также не следует брать. То же самое можно сказать и о плоских четырёхгранных вариантах, обладающих диаметром более 7 мм. Ребристые ручки неудобны для написания и требуют больших усилий во время письма, что существенно затрудняет процесс. Если паста маркая, лучше её заменить. Она должна писать при лёгком соприкосновении с тетрадным листом.
Важно, чтобы крохе не приходилось сильно надавливать на ручку. Одновременно с этим, она не должна писать чересчур толсто, иначе в тетради будет грязь. Лучше всего выбирать ручку с ребёнком, чтобы у него была возможность расписать её и почувствовать, удобна ли она.
Сделать красивый почерк у школьнике помогут чернила и перо. Малыш может испытывать некоторые трудности, но это отличная тренировка, которую показано проводить в домашних условиях. Перо имеет некое преимущество перед обычной ручкой. Дело в том, что оно пишет лишь при соблюдении необходимого угла и силы нажима. Ребенок приучится правильно его держать. В противном случае могут оставаться кляксы.
Использование перьевой ручки позволит выработать требуемое положение руки во время письма.
В ходе многочисленных исследований было подтверждено, что использование пера способствует выработке каллиграфического почерка.
Неразвитая моторика
Если элементы с изогнутыми линиями сильно искажаются, скорее всего, у ребёнка проблемы с мелкой моторикой. Такие дети «вылезают» за строку, у них получаются слишком крупные или мелкие буквы, а линии будто бы состоят из множественных зигзагов. Под мелкой моторикой подразумевается подвижность пальцев и кистей. Это немаловажный фактор готовности крохи к учёбе в школе. Как правило, большинство деток испытывают те или иные сложности с координацией движений. К счастью, задача решается довольно просто: необходимо постоянно тренироваться, выполняя специальные упражнения.
Перед уроком письма преподаватель обычно проводит пальчиковую гимнастику, которая включена в методику обучения для младшей школы. Поначалу упражнения могут даваться тяжело, но их регулярное выполнение в итоге вознаграждает отличным результатом.
Так, если сын или дочка испытывают подобные трудности, нужно почаще заниматься играми, направленными на развитие мелкой моторики. Существуют самые разные упражнения. Улучшить почерк у школьника можно при помощи игры «Твистер». Необходимо разместить на столе поле. Рука, которой малыш пишет, будет «танцевать», демонстрируя разнообразные движения, второй можно бросать кубик. Алгоритм следующий:
Первый игрок (им может быть родитель) бросает одновременно два кубика и говорит, какой ему попался палец (нарисован белым на тёмной руке) и цвет. При выпадении светлой ладони можно «танцевать» на поле тем пальчиком, которым это удобнее всего делать.
- Второй игрок (ребёнок) исполняет свою задачу, ориентируясь на брошенные кубики.
- После этого участники продолжают выполнять задания, не отрывая пальцев от поля. Тот, кому не удаётся занять требуемую позицию, выбывает. Соответственно, оставшийся на игровом поле считается победителем.
Нарушение пространственного восприятия
Как правило, такая проблема легко решается. Однако это не означает, что её можно оставлять без внимания. Если мама замечает, как кроха путает буковки, или видит, что они у него будто бы зависают в воздухе, не нужно заставлять малыша переписывать работу по сто раз, это не решит проблему. Такой почерк лишь выступает проявлением недоразвитости восприятия пространства. Лучше подобрать подходящие упражнения. Исправить ситуацию поможет игра «Капризный фотограф».
Пускай ребёнок высадит в ряд любимые игрушки. Родителю придётся исполнить роль капризного фотографа, который всё время хочет пересадить зверушек. То он просит убрать мишку от лисички и разместить его возле мышонка, то хочет расположить зайчика правее. Такая весёлая игра помогает в развитии пространственного восприятия.
Показаны и так называемые графические диктанты, когда ребятишки проводят линии по клеткам согласно заданному алгоритму. В результате если всё выполнено правильно, получается смешное изображение.
Вообще, родителям не стоит забывать, что письмо — нелёгкая наука. Ни в коем случае не стоит перегружать малыша. Нужно так планировать занятия, чтобы каждые 15 минут ребёнок делал перерыв. Если предстоит длинный текст, необходимо его разбить на такие этапы, чтобы не возникало усталости и раздражения.
Не надо заставлять кроху писать в черновике, гораздо лучше воспользоваться калькой. Пускай положит её на лист бумаги с напечатанным образцом буковок. Вначале ребёнок обводит элемент несколько раз по кальке, а потом пишет букву в тетрадь уже без неё. Это позволяет сформировать красивый почерк.
Улучшить каллиграфию поможет и «зеброчка» — лист с наклонными линиями, между которыми одинаковый интервал, можно прикупить обычные школьные прописи. Бумага подкладывается под тетрадную страничку и буковки выводятся по просвещающимся линиям. Это позволяет добиться одинакового наклона и размера. Работа смотрится очень аккуратно. Использование «зебры» показано не только малышам. Этот способ даёт возможность улучшить почерк и у подростка. Упражнение несложное, но очень эффективное. Подбирать сложность упражнения нужно в зависимости от того, сколько лет вашему отпрыску.
Время занятий и важность каллиграфии
Добиться улучшения почерка можно в любом возрасте. Главное — уделять необходимое время работе. Каждый день нужно писать, тренироваться не менее получаса. Если заниматься раз в неделю, это ничего не даст. На лекциях или школьных уроках едва ли удастся добиться цели. Тренировки лучше проводить дома, когда не нужно никуда спешить и есть возможность соблюдать комфортный темп.
Завершив работу в тетради с косыми линиями, нужно приобрести самый красивый блокнот и в нём записывать понравившиеся цитаты, высказывания и т. д. Можно вести личный дневник. Принесёт определённую пользу и гимнастика для пальцев. Систематические тренировки обязательно помогут добиться результата.
Люди старого времени твёрдо убеждены в том, что почерк является визитной карточкой личности. Именно поэтому, по их мнению, человек должен уметь красиво и разборчиво выводить буквы. Однако стоит задуматься над тем, часто ли современные люди сталкиваются с необходимостью что-то написать. Если раньше существовало множество профессий, где нужно было красиво выводить буковки, то теперь документы выдаются в печатном виде. На принтере можно даже открытку подписать, используя понравившийся декоративный шрифт. Сейчас изящность почерка — это большой вопрос, уже не так важна красота написания и, возможно, не стоит мучить деток, пытаясь добиться от них идеального почерка. С другой стороны, многие из нас сталкивались с ситуацией, когда наложенная на документе виза настолько непонятна, что подвергается расшифровке всеми сотрудниками офиса.
Особенности ЦНС
Существуют такие заболевания, когда сложности с письмом остаются на всю жизнь. Например, в случае дислексии, когда овладение требуемыми навыками существенно затрудняется.
Таким образом, чтобы помочь ребёнку улучшить почерк, необходимо вначале разобраться с причиной. При некоторых особенностях нервной системы каллиграфия может нарушаться. В таких случаях целесообразно не заставлять малыша по несколько раз переписывать текст, а показать его медицинскому специалисту, который даст ценные рекомендации и поможет решить проблему.
Многие родители, видя в тетради пляшущие буквы, которые старательно выводит их ребёнок, не знают как ему помочь. Бесконечное переписывание приводит к утомляемости малыша, и он начинает писать ещё хуже и грязнее. Что же делать? Как улучшить почерк ребёнка?
Во-первых, успокоиться и понять как сложно сейчас вашему малышу. Понять это совсем несложно. Попробуйте взять ручку в свою нерабочую руку и пописать хотя бы столько, сколько пишет ваш первоклассник. Трудно? То-то же! Тоже самое сейчас испытывает ваш малыш.
Во-вторых, не всегда нужно идти прямым путём. Иногда нужно отойти от проблемы и поделать специальные, но интересные для ребенка, упражнения. И начинать занятия желательно как можно раньше.
Но сначала немного теории… Пока ребенок учится в 1, 2, 3 или 4 классе ситуацию с некрасивым почерком можно поменять. Для этого нужно знать, что влияет на красоту почерка.
Как исправить почерк у ребенка?
Почерк ребенка зависит от многих факторов. Поэтому разберем все по порядку, учитывая различные нюансы.
Для формирования красивого почерка необходимо :
-
Научить ребенка соблюдать правильную позу при рисовании и письме
- Спина и плечи ровные;
- Расстояние от уровня глаз до стола не менее 30 см;
- Локоть ведущей руки лежит на столе, вторая рука частично лежит на столе, создавая упор;
- Тетрадь лежит под наклоном;
- Расстояние между столом и животом равно ширине ладони.
2. Научить ребенка правильно держать карандаш и ручку
Когда ребенок правильно держит карандаш, то рука не испытывает дополнительного напряжения и меньше устает. Более подробно я писала об этом в статье «Как правильно держать ручку при письме». Сейчас остановлюсь только на общих моментах.
Для этого проделайте с ребенком несколько шагов.
- Согните указательный и большой палец.
- Отведите большой палец немного в сторону так, чтобы он располагался практически параллельно поверхности стола. Следите, чтобы большой палец не прижимался фалангой к ручке.
- Проверьте, чтобы ручка легла в «ямку» и непишущий край был направлен в плечо.
- Попросите ребенка зажать небольшой кусочек салфетки мизинцем и безымянным пальцем. Так можно добиться нужное положение пальцев.
- Опустите кисть. Проследите, чтобы косточка запястья соприкасалась с поверхностью стола, необходимо, чтобы кисть располагалась ниже рабочей строки.
3. Сформировать графический навык
Конечная цель формирования графического навыка — это красивое и быстрое письмо.
Показателями сформированности графического навыка являются:
- Графическая грамотность — умение подобрать нужную букву к заданному звуку, соотносить печатный и письменный вариант написания буквы.
- Каллиграфическая четкость и устойчивость начертания букв и их соединений.
- Связанность (безотрывность) письма.
Связанность характеризуется количеством буквенных знаков, написанных в слове за один прием, то есть единым росчерком пера. Безотрывность позволяет увеличить устойчивость и скорость письма. Для проверки связанности письма можно использовать методику письма вслепую.
Детям предлагается записать слово, не глядя на него. Количество остановок ясно покажет, сколько раз рука отрывалась от листа и насколько ребенок владеет навыком безотрывного письма.
- Скорость письма.
Отличный результат — это письмо со скоростью 4-6 слов в минуту для учащихся 1-2 классов и до 12 слов в минуту для учеников 3-4 класса.
Секреты красивого почерка
Чтобы почерк был красивым, должны соблюдаться 3 условия при которых все элементы букв должны иметь:
1.Одинаковый наклон
Все буквы пишутся под одинаковым наклоном.
2. Одинаковую высоту
Все строчные буквы умещаются внутри рабочей строки, кроме строчных: «д, б, у, з, р, ф, щ, ц», выходящих за пределы строки.
Высота заглавных букв в два раза больше.
Для соблюдения пропорций по высоте пользуемся двумя правилами:
- Строчная буква должна вписываться между верхней и нижней рабочей строкой. Не выходить за их пределы и не «висеть в воздухе»между строчками.
- Для регулирования высоты букв, выходящих за пределы строки пользуемся правилом: «Сколько в строке, столько и над (под) строкой».
3. Одинаковую ширину
Ширина элементов в букве должна быть одинаковой. В буквах «Ф», «Х», «Ж» соблюдается горизонтальная пропорция: «Сколько справа, столько слева».
Ширина строчных букв равна ширине строчной «и» или полторы «и» в буквах «ж, ш, щ, м».
Ширина заглавных букв – нестандартна, при письме букв обращайте внимание на разметку в прописи.
Ширина соединений между буквами равна ширине элемента «Крючок» или половине этой ширины.
Ширина между словами равна ширине строчной «ш».
При соблюдении этих условий почерк уже выглядит ровным и красивым. Но также необходимо соблюдать правильное соединение букв.
Но следует отметить, что есть прописи практикующие верхнее соединение букв, а есть сторонники нижнего соединения.
А теперь расскажу вам о своей методике исправления почерка у детей. Она прекрасно работает для учеников младших классов, а также для ребят постарше.
В настоящее время я начала её практиковать даже с дошкольниками. Результаты детей радуют. Причем значительные улучшения наступают уже примерно через месяц.
Как улучшить почерк у ребёнка
Добиться хорошего результата по исправлению почерка, а также при подготовке руки к письму, можно с помощью выполнения графических упражнений. Они позволяют выработать точность движений и развивают выносливость к письменным нагрузкам.
Все многократные переписывания не дадут нужного результата, если не сформированы необходимые графические данные. Поэтому, как показывает практика, исправлять почерк ребенка нужно даже не с прописывания элементов букв, а именно с определенных упражнений, способствующих выработке ловкости и выносливости пальчиков.
Причем эти упражнения воспринимаются ребенком как игра, вызывают интерес. Незаметно для себя ребенок начинает писать уверенней, быстрее и ровнее.
Для выполнения графических упражнений ребенку понадобятся:
- альбом;
- простой карандаш;
- цветные карандаши.
При желании можно использовать фломастеры или гелевые ручки.
Важные правила!
- Следите за правильным положением карандаша в руке.
- Линии прорисовывать вдоль широкой стороны листа.
- Каждое упражнение прорабатывайте до тех пор, пока не станет получаться хорошо.
- Линия должна быть ровной, горизонтальной.
- Линия не должна увеличиваться или уменьшаться к концу строки.
- Только, когда добьётесь хорошего результата, можно начать отрабатывать следующую линию.
- Чтобы разнообразить процесс, можно использовать карандаши разных цветов.
Пример графического упражнения:
Проводить вертикальные линии, удерживая их размер, наклон и расстояние между линиями.
Если линия у малыша уходит вверх или вниз, можно поставить вспомогательные точки или нарисовать смайлики. Ориентируясь на них, ребёнку будет легче провести ровную линию.
Постепенно задача усложняется.
Выполнять графические упражнения желательно не менее трёх раз в неделю. Не забывайте соблюдать правила. Результат не заставит себя долго ждать. Рука окрепнет, повысится её выносливость, и почерк ребёнка обязательно улучшится.
Также можно присоединить следующие упражнения:
- массаж рук;
- штриховка;
- развитие мозга:
- специальные упражнения для пальцев (очень эффективные упражнения содержатся в альбоме-тренажере).
Но для тренировки пальцев рук делайте с ребенком хотя бы вот эти несложные упражнения.
Упражнение 1
Ладони лежат на столе. Ребенок поднимает пальцы по одному сначала одной руки, затем другой. Затем повторяет движения в обратном порядке.
Упражнение 2
Пальцы обеих рук сцеплены в кулак. Затем поочередно отрываются сначала большие пальцы, затем указательные и т.д. Затем, наоборот, соединяются пальцы, начиная с мизинца.
Упражнение 3
На столе лежат 10–15 карандашей. Одной рукой надо собрать их в кулак, по одному, затем положить карандаши на стол также по одному.
Упражнение 4
Ладони лежат на столе. Ребенок поочередно поднимает пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца.
Упражнение 5
Ладони лежат на столе. Ребенок поднимает пальцы по одному и описывает кончиком пальца в воздухе круг. Затем повторяет движения в обратном порядке.
Советую воспользоваться уже готовым тренажером!
Упражнения составлены по принципу «от простого к сложному». Заниматься по этому тренажеру нравится всем детям. В результате получается интересный красочный альбом на бумаге и красивый почерк в тетрадях.
Упражнения этого тренажера прекрасно работают. С помощью них уже десятки детей, без слез и нервов, смогли сделать свой почерк ровным и красивым.
О. Наумова «Исправляем почерк» Альбом-тренажер
Приобретая тренажер, вы получите:
- готовый инструмент для исправления почерка;
- 100 страниц интересных упражнений;
- 30 графомоторных упражнений с варьированным уровнем сложности;
- дополнительные развивающие упражнения для координации, ловкости и выносливости пальцев рук;
- профессиональную методику, проверенную на практике.
С помощью этого альбома-тренажера вы сможете помочь своему ребенку писать красиво, занимаясь дома в удобное для вас время и не прибегая к помощи специалистов.
Ребенок получит:
- улучшение почерка;
- развитие внимания и координации движений;
- ловкие и выносливые пальцы рук;
- развитие мышления.
Рекомендуемый возраст 6-13 лет.
Тренажер может быть использован для групповых или индивидуальных занятий дома или в школе.
А также для развития мелкой моторики руки при подготовке к школе.
О. Наумова «Мудрое чистописание» Тетрадь-нейротренажер
Погрузитесь в мир гармонии, мудрости и самопознания.
Мудрые прописи — это пособие для детей и взрослых.
В книге вы найдете:
65 карточек для чистописания с мудрыми высказываниями лучших умов мира.
Каждое из них несёт глубочайших смысл, понимание которого принесет в жизнь любого человека умиротворение и счастье.
Все задания в карточках направлены на развитие мозга, внимания, мелкой моторики.
Какую пользу получит ребёнок при работе с данным пособием?
• выравнивание почерка;
• повышение грамотности;
• развитие аккуратности;
• расширение кругозора;
• развитие межполушарных связей;
• развитие навыка самоконтроля;
• развитие умения думать и понимать прочитанное;
• повышение уровня внимания.
Кому пособие принесёт максимальную пользу?
• ребёнку, который пишет неаккуратно;
• ребенку, который допускает ошибки при списывании текста;
• ребёнку с недостатком внимания и усидчивости;
• учителю, который желает разнообразить свои уроки и занятия;
• любому человеку, который хочет успокоить свой ум и напитаться мудростью.
О. Наумова «Мудрое чистописание с пословицами» Тетрадь-нейротренажер
А также
Заходите в Книжную лавку за полезными книгами!
С уважением, Ольга Наумова
Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!
Главная › Преподаватели › Как улучшить почерк ребенка за 1-3 дня, даже если он пишет плохо и медленно
«У нас в школе просто неумные дети, которых невозможно научить красиво писать и быстро читать», — это реальные слова одного учителя. И такое мнение не редкость.
Однако я предлагаю не верить таким учителям. Потому что есть другой подход к каллиграфии, при котором ученики за 1-3 дня проходят первую пропись и начинают писать красиво.
Это подтверждает случай, который произошел со мной лично.
Когда учитель 1-Б класса 5 апреля экстренно переехала в другой город, уже 6 числа я вышла на замену в этот класс. Только-только стартовала III четверть, и к нам добавились 4 новых ученика, которые ВООБЩЕ НЕ УМЕЛИ ПИСАТЬ! Что делать???
Алгоритм обучения
Я решила выдать детям тетради в частую косую линейку, чтобы они начали прописывать буквы с самого начала.
Результаты первого урока:
Они прописывали по 3-5 букв каждый день. Ребята старались, писали снова и снова, если что-то не получалось.
Кстати, в царской России каллиграфия была ежедневным уроком с 1-го по 4-й класс. Но сегодня нужного уровня можно достичь гораздо быстрее.
Смотрите, какие результаты мы увидели уже через 7 дней:
Дальше – больше!
На 20-ый день занятия каллиграфией мы прошли уже 3 прописи. Осталось дописать 8 букв.
Как быстро достичь результатов?
Ряд последовательных шагов помог ребятам ускорить освоение навыка в разы. Я рекомендую сделать их и вам:
- Применить речевые формулы из курса «Каллиграфия. Красивый почерк за 20 уроков». Они очень простые, и детям не нужно зазубривать их наизусть.
- Соблюдать правило: не переходим к следующему элементу, если текущий элемент или буква прописаны не идеально
- Не заставлять прописывать буквы целыми листами. Если буква получилась, прописываем 3 штуки для стабилизации и переходим к написанию следующей буквы.
- Как только написали букву, сразу переходим к письму соединений.
- Как только прописали соединения и изучили несколько букв, которые можно соединить в слова, сразу переходим к письму слов!
- И главное — все задания делаем посильными для детей.
При таком подходе результаты не заставят себя ждать.
А далее отвечу на самые частые вопросы и помогу развеять сомнения в эффективности метода.
Почему на первоначальном этапе нужно писать в тетради в частую косую линейку?
На это есть 2 основные причины: частая косая линейка помогает регулировать наклон и в такой тетради регулируется ширина соединений.
Важно! Детям нужно показать, какая ширина соединения должна быть между всеми буквами.
Что делать, если ребенок пишет красиво, но медленно?
Продолжать работать в тетрадях в частую косую линейку, постепенно наращивая темп.
Сколько времени нужно писать в таких тетрадях?
Первый год точно нужно.
Мы заметили, что второклассники, которые в течение I четверти писали в таких тетрадях, сохранили наклон и пропорции в написании букв, перейдя к работе в тетрадях с широкой линейкой.
Если практики у ребенка пока мало, нельзя переходить к письму в широкую линейку.
Что делать, если в школе все дети уже пишут в широкую линейку?
В таких случаях я звоню учителю и говорю, что ребенок ходит на курсы коррекции почерка, и ему необходимо сейчас писать в специальной тетради в узкую косую линейку. Отказов пока не было. Все учителя шли навстречу.
Чем мотивировать ученика?
Например, я делаю своих учеников тренерами по письму, и они помогают при работе с новой группой. Так те, кто сам недавно плохо писал, теперь могут стать помощником учителя и заработать 20 рублей за проведение одного урока.
Родителям объясняю, что по-настоящему мы учимся тогда, когда сами учим чему-то других. И все согласны!
Попробуйте повторить эти рекомендации. Вполне вероятно, что и в вашем случае они станут мощнейшим прорывом в области обучения каллиграфии. И помогут растить молодое поколение детей, которые хотят писать красиво, быть старательными, терпеливыми и последовательными.
Бесплатный вебинар о запуске летних интенсивов →
Педагог с 20-летним стажем, автор методик интенсивного обучения чтению, математике, каллиграфии, русскому языку.
Reader Interactions
Рекомендации по коррекции почерка.
Учителям-логопедам часто приходится сталкиваться с проблемами в формировании почерка у учащихся. Эта проблема очень актуальна на современном этапе, но работ по коррекции почерка недостаточно. Одной из известных методик по преодолению нарушений почерка является методика В.Д.Мазиной. Некоторые положения этой методики и рассматриваются в данной статье. Очень часто в основе плохого почерка могут быть неврологические проблемы, дефицит зрительного восприятия. Самостоятельно ученики исправить свой почерк. В данном случае необходима серьёзная последовательная и длительная по времени работа со специалистом, которая может длиться полгода или год.
Как же понять, кому необходима помощь со стороны специалиста при коррекции почерка? Необходимо провести диагностику письменных работ ученика. Для оценки качества письма необходимо выполнить анализ его имеющихся письменных работ, дополнительно предложить диагностическое списывание текста, диктант. Целью анализа работ должна стать оценка письма с точки зрения социальных требований: может ли учитель понять тексты письменных работ ученика, может ли прочитать свою работу сам ученик. После этого сделать вывод, соответствует ли каллиграфический навык на данном этапе обучения программным требованиям или нет.
При анализе письменных работ надо обратить внимание на особенности почерка ученика. Например, часто элемент письменных букв овал в строчных письменных буквах а, д в верхней части не соединяется, от чего буквы воспринимаются как письменные и, у. Элементы букв нечёткие, сглаженные, упрощённые. Соединения букв отсутствуют. Элементы букв разной высоты, ширины и наклона. Надстрочные и подстрочные элементы букв б, у, д, так же как и заглавные буквы слабо выражены. Количество элементов в буквах ш, т, м могут быть меньше необходимого и т.д.
В условиях письменных экзаменов, контрольных и проверочных работ ответы могут быть неверно истолкованы проверяющим учителем и работа оценена ниже актуального уровня знаний.
Причин плохого почерка может быть несколько:
- Недостаточное развитие силы, натренированности и выносливости ведущей руки;
- Недостаточная чувствительность пальцев руки;
- Недостаточность зрительного восприятия;
- Отсутствие прочной связи между зрительным и двигательным образом буквы.
- Отсутствие сосредоточенности и навыка планирования действий.
При коррекции почерка правильнее пытаться не исправлять почерк, а формировать новое красивое письмо для сознательного использования в значимых ситуациях.
Направления работы для формирования красивого почерка:
- Развитие силы и ловкости кисти.
- Развитие зрительного восприятия и пространственных представлений.
- Развитие навыков регуляции и контроля.
- Формирование красивого почерка по прописям.
Примерные упражнения для развития силы и ловкости кисти.
1.Разогрев
— прокатывать шестигранный карандаш между ладонями, двигающимися вверх-вниз,
— самомассаж ладоней с помощью массажёров (Су-джок, колючие мячики)
2. Сила
— использовать кистевой эспандер, тренажёр для пальцев (по 2 подхода на обе руки. Напряжение и расслабление до конца).
— сжимание мягких игрушек ладонью полностью;
— нажимание с усилием пальцами на сквиш и другие эспандеры;
-Растяжки:
-гироскопический тренажёр «Роллер-болл», который помещается в ладонь. Совершать движения кистью с мячом вокруг яблока или стакана с карандашами;
— Упражнение «2 змеи»: кулаки – головы змей, руки вытянуты вперёд, разогнуты в локтях, параллельны друг другу:
кулаки по команде — вверх, наружу, вниз, внутрь (чуть задержаться в каждой точке);
затем круговые плавные движения.
-«Лапки» — руки вытянуты вперёд, разогнуты в локтях,
-«Замочки» — соединить пальцы в замок вытянутыми перекрещенными руками. Затем совершать движения к себе и от себя. Левая и правая руки поочерёдно находятся сверху.
3. Переключения. Ритмические упражнения: «Ладушки» в паре, «Соку-соку, бачи-бачи» (Португальская игра).
О — Соку – удар кулаками со стороны мизинцев. I- Бачи – хлопок в ладоши;
Х — Вира –руки крест-накрест кладутся ладонями на плечи.
Выполняй упражнения с одновременным проговариванем.
ОО II ОО ХХ Соку-соку, бачи-бачи, соку-соку, вира-вира.
О I О Х Соку, бачи, соку, вира.
OIХ Соку-бачи-вира.
4. Координация
-«Луна и Солнце» — чередовать на разведённых в стороны руках сжатые в кулак пальцы и вытянутые в разные стороны. Сначала движения выполняются одинаковые обеими руками, затем разные.
— пальцевые трюки, запуск «волчка», упражнения с «восточными шарами» (оникс) – перекатывания нескольких камушков в ладонях.
5. Раскрашивание цветными карандашами, обведение по контуру рисунков, нанесение цветных полосок методом плотного штрихования вверх-вниз на листе А4
6. Крупномасштабные упражнения. Выполнение безотрывных волнистых линий, петель вверх, петель вниз на длинных лентах на бумаге для факсов. Следить за ритмичностью, наклоном, высотой элементов.
Затем уменьшаем размер (высоту и ширину элементов). Можно использовать ленты для кассовых аппаратов.
После этого можно переходить к прописям. Очень рекомендую «Чудо-прописи» Илюхиной В.А. для 1 и 2 классов. В них отражены все самые значимые моменты для отработки каллиграфического навыка. При работе с прописями необходимо формировать:
- Правильность соединений букв.
- Правильный наклон и параллельность штрихов, идущих в одном направлении (вверх или вниз).
- Одинаковую высоту букв на строке и на всей странице.
- Одинаковые равномерные и пропорциональные расстояния между элементами букв, между буквами и словами.
- Постепенный переход от медленного письма к более быстрому.
- Плавность и ритмичность письма.
Воспитание красивого почерка – длительный процесс. Он может занять от 3-4 месяцев до 1 года. Лучше заниматься ежедневно по 20-30 минут.
Обязательно надо верить в то, что научиться писать правильно и красиво – это возможно!
Качество письма очень важно для школьника. Неразборчивый, неаккуратный почерк становится основной причиной занижения оценок, даже если ученик выполняет все задания правильно. Плохое письмо ухудшает успеваемость, уменьшает мотивацию к обучению у школьников. Хороший, красивый почерк вырабатывается после длительных тренировок и упражнений. Заниматься постановкой письма можно как в младших классах, так и в старшей школе.
Причины некрасивого почерка у детей
Если почерк не нравится родителям, это не значит, что он некрасивый. У каждого ребенка индивидуальная манера письма. Одни дети пишут с наклоном вправо, другие – с наклоном влево, и это нормально. Манера почерка зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Задуматься над качеством письма стоит в том случае, когда учитель делает замечания и снижает оценки. Плохой почерк можно определить по таким признакам:
- буквы разного размера. Одни слишком узкие, а другие растянуты;
- разный наклон букв;
- неправильное расположение текста, когда ребенок пишет в любой части листа;
- буквы «скачут» вверх или вниз за линию;
- неправильное соединение;
- нельзя отличить написание отдельных букв, к примеру, «н» и «п»;
- неодинаковый нажим при письме;
- разное расстояние между словами.
Основной причиной плохого неразборчивого почерка у детей и подростков является необходимость быстро и много записывать на уроках. Для школьников 1-2 классов норма письма составляет 4-6 слов в минуту. Не каждый ребенок может писать с такой скоростью, особенно при отсутствии дошкольного образования. С каждым годом норма слов в минуту увеличивается, подросткам приходится быстро записывать на уроках, а в старших классах конспектировать за учителем, поэтому портится качество письма. Причинами плохого почерка могут также быть:
- неудобная ручка. Почерк может быть неровным, если на ручку приходится давить, она скользит в руках, очень тонкая, толстая, тяжелая;
- гиперактивность. Слишком подвижные дети не могут усидеть на одном месте, им сложно сконцентрироваться на выполнении уроков, поэтому почерк получается неровным, его сложно исправлять;
- невнимательность. По этой причине при письме допускаются ошибки, буквы получаются разного размера или пропускаются;
- отсутствие мотивации. Ребенку просто неинтересно учиться, поэтому он даже не старается красиво писать.
Почерк у ребенка портится, если он от природы левша, а его насильно переучили писать правой рукой. Психологи также считают, что причинами плохого почерка могут быть стресс из-за адаптации к школе, неврологические заболевания, отставание в развитии. Школьники плохо пишут и отстают в учебе из-за семейных проблем, пережитого потрясения. В таком случае рекомендуется консультация детского психолога или невролога.
Как исправить почерк у ребенка
Учителя в школе уделяют внимание качеству почерка только в первом классе. Начиная со второго приоритетом становится скорость письма, поэтому родителям приходится заниматься с детьми самостоятельно или нанимать специалиста, чтобы исправлять почерк. Коррекцией письма нужно заниматься с начальной школы. Вот несколько простых советов, которые помогут сделать плохой почерк красивым и ровным:
1. Нужно правильно выбирать ручку. Она не должна быть слишком толстой, тяжелой. Кисть у ребенка недостаточно окрепшая, а массивная ручка создает дополнительную нагрузку, что сказывается на почерке. Ребенок быстро устает при письме, поэтому буквы получаются неровными.
Лучше выбрать ручку с фиксирующей резинкой. Она не дает пальцам соскальзывать при письме, не натирает кожу. Рекомендуемая длина ручки – не более 13-15 см. В первую очередь, она должна быть удобной, а не красивой. Если ребенок держит ручку неправильно, можно воспользоваться специальной силиконовой насадкой, которая помогает поставить руку.
Исправить почерк у детей и взрослых поможет письмо перьевой ручкой. Она не требует усилий при письме, дает меньшую нагрузку на руку, чем шариковая. Ученикам младших классов рекомендуется писать именно перьевой ручкой. Это поможет поставить или исправить почерк. С помощью перьевой ручки писать приходится медленно и аккуратно, чтобы не замарать бумагу чернилами. Таким образом буквы получаются ровными, аккуратными.
В школах перьевые ручки обычно запрещают, но можно потренироваться в письме дома. Всего 10-15 минут занятий несколько раз в неделю помогут уже за месяц значительно улучшить почерк. Со временем вырабатывается привычка писать аккуратно, разборчиво простой шариковой ручкой.
2. Правильная посадка за столом. Спина должна быть ровной, а локти лежать на столе. Правильная посадка не только способствует улучшению почерка, но и предотвращает проблемы с осанкой. Если ребенок не может сидеть за столом ровно, рекомендуется выполнять специальные физические упражнения.
Кисть при письме должна отрываться от стола на более, чем на 2-3 мм. Тетрадь нужно расположить под углом примерно 15-20 градусов. Направление наклона зависит от того, правша ребенок или левша.
Столешница должна находиться на уровне живота. Для коррекции плохого письма рекомендуется приобрести стол, столешница на котором расположена под наклоном, как на школьной парте. Свет должен падать не со стороны пишущей руки. Со стола следует убрать все посторонние предметы, которые могут мешать письму или отвлекать ребенка.
3. Лучше отказаться от модных пластиковых обложек и пользоваться полиэтиленовыми. Они фиксируют тетрадь в нужном положении, не позволяют ей скользить по столу.
4. Развитие мелкой моторики. Именно от нее напрямую зависит качество письма. Для развития мелкой моторики можно выполнять разные упражнения, которые подойдут как детям, так и взрослым. Самые простые и эффективные – это сортировка крупы и развешивание белья с прищепками. С помощью таких упражнений развивают моторику в дошкольных учреждениях, когда детей учат рисовать и писать. В перерывах между занятиями можно выполнять пальчиковую гимнастику. Простые упражнения в течение 3-5 минут снимут усталость рук после письма.
Можно потренироваться, рисуя буквы и цифры в воздухе, а затем переносить их на бумагу. Рекомендуется соединять точечные рисунки. Это развивает не только моторику, но и внимательность, что тоже важно для грамотного красивого письма. Чем больше в рисунке точек и линий, тем лучше. Детям такое занятие будет не только интересно, но и полезно.
Развитию моторики способствуют также рисование, разукрашивание. Рисовать можно цветными карандашами, фломастерами, гелевыми ручками, красками. Вначале рекомендуется делать изображения, которые содержат прямые вертикальные или горизонтальные линии, и постепенно добавлять ломаные.
Отрабатывать упражнения следует до тех пор, пока границы рисунков не станут ровными. Разукрашивать ребенок должен стараться так, чтобы не выходить за черты изображения карандашом. Полезно также заштриховывать разные фигуры ровными линиями по горизонтали, вертикали, диагонали. Упражнения помогут окрепнуть руке, и почерк станет четким, аккуратным.
Улучшить моторику и исправить письмо помогут шитье, вышивание. Рекомендуется побольше резать ножницами, заняться оригами. Детей младшего возраста можно увлечь сборкой конструктора Лего. Чем меньше будет размер деталей, тем лучше это повлияет на развитие моторики.
5. Прописи. Они способствуют выработке графических навыков. В прописях для младших классов обычно обводят фигуры, линии, затем буквы, слоги и слова. В тренировочных тетрадях можно научиться правильному соединению букв, аккуратному выведению петелек. Есть прописи для взрослых, которые вырабатывают каллиграфические навыки и учат писать разными шрифтами.
6. Занятия с нейропсихологом. Они понадобятся в том случае, если почерк у ребенка нарушен по причине неврологических патологий, неспособности адаптироваться в коллективе, стрессе из-за поступления в школу. Специалист поможет устранить причины плохого письма. После этого можно исправить почерк с помощью специальных упражнений.
Ни в коем случае не стоит заставлять ребенка переписывать написанный некрасивым почерком один и тот же текст несколько раз. Это приведет к переутомлению, но качество почерка не улучшит. С каждым разом уставший ребенок будет писать только хуже, а многократное переписывание вызовет нежелание учиться.
Почерк у школьника полностью формируется обычно к 5-6 классу, но корректировать письменные навыки рекомендуется начать уже с 6-7 лет. Чем раньше заняться исправлением почерка, тем быстрее ребенок научится писать красиво и разборчиво.