Ринофония (Гнусавость, Назализация, Палатофония)
Ринофония ‒ это приобретение голосом назального оттенка вследствие измененного баланса резонирования. Тембр голоса становится гнусавым, речь – неинтонированной, плохо разборчивой, однако звукопроизношение не нарушается. Для выявления причин ринофонии проводится инструментальный осмотр носоглотки, исследование голосовой функции. Лечение включает медицинские мероприятия (хирургические вмешательства, психотерапию), коррекционно-логопедическое воздействие (логопедический массаж, артикуляционную гимнастику, фонопедические упражнения, развитие речевого дыхания).
Общие сведения
Ринофония (палатофония, назализация, гнусавость) ‒ это дисфоническое расстройство с нарушением тембра по типу гипер- или гипоназализации. Термин образован двумя греческими корнями: «rhinos» ‒ нос и «phone» ‒ голос. Начало изучению ринофонии было положено в 1960-е г.г. чешским отоларингологом М. Зееманом, занимавшимся проблемами патологии голоса и речи. В логопедической практике ринофония может встречаться как изолированно, так и в структуре других речевых нарушений: дизартрии, ринолалии.
Ринофония
Причины ринофонии
Назализация может возникать при разных патологических состояниях полости носа, глотки, твердого и мягкого неба органического или функционального характера. Причины гипо- и гиперназализации различны. В основе гиперназализации лежит неполноценное небно-глоточное смыкание (НГС) вследствие:
- Параличей и парезов мягкого неба. Ринофония характерна для периферических парезов, возникающих в результате травм, операций в области небной занавески. Небно-глоточная дисфункция центрального генеза отмечается при дифтерии, ботулизме, поражении ствола головного мозга (ДЦП, инсульт, ЧМТ). Гнусавость голоса возможна при истерических парезах мягкого неба.
- Органической патологии. Чаще всего полноценному НГС препятствуют рубцы в области мягкого неба и стенок глотки, лицевые расщелины («заячья губа» и «волчья пасть»), перфорация твердого неба. Иногда укорочение мягкого неба наблюдается при врожденных синдромах.
- Удаления аденоидов или миндалин. Причиной временной небно-глоточной недостаточности могут выступать недавно перенесенные аденоидэктомия, тонзиллэктомия. В этих случаях ринофония обычно носит обратимый характер, исчезает чрез 6 мес. после операции, однако иногда требует логопедического вмешательства.
- Неточной артикуляции. Назализация вследствие вялой артикуляции отмечается при общей астенизации (церебрастеническом синдроме, у соматически ослабленных детей). Этот же механизм определяет развитие функциональной ринофонии при тугоухости.
- Особенностей речи. У взрослых ринофония в ряде случаев является своеобразной манерой говорения, средством самовыражения и не имеет под собой патологической основы. Так называемый «прононс» является отличительной характеристикой французского языка. У детей привычка «говорить в нос» может усваиваться по подражанию.
Гипоназализация обусловлена нарушением носового дыхания, и как следствие, неучастием носового резонатора в фонации. Такая ринофония наблюдается при:
- воспалительном или аллергическом отеке слизистой носа (ринитах, риносинуситах);
- патологических разрастаниях в полости носа, носоглотке: полипах, фибромах, аденоидах;
- искривлении носовой перегородки;
- другой ЛОР-патологии: синехиях полости носа, атрезии хоан, гипертрофии задних концов нижних носовых раковин;
- гиперфункции мягкого неба при невротических расстройствах.
Патогенез
Полноценный тембр голоса обеспечивается физиологически координированным участием ротовой и носовой полостей в процессе фонации. Это механизм называется балансом резонирования. Изменение степени участия обоих резонаторов в голосоподаче приводит к нарушению данного механизма и появлению назального оттенка — ринофонии.
С учетом причин, вызвавших изменение баланса резонирования, тембр может меняться в сторону гиперназализации (патологического увеличения носового резонанса) или гипоназализации (уменьшения физиологического носового резонанса).
При велофарингеальной недостаточности во время фонации ротовая и носовая полость становятся единым резонатором. Возникает гиперназализация ‒ все ротовые фонемы произносятся с открытым носовым оттенком. Напротив, при нарушении проходимости носовой полости голосовыдыхательная струя не попадает в нос, отчего страдают носовые согласные (они приобретают ротовое резонирование) и гласные звуки.
Классификация
В основе деления ринофонии на несколько категорий лежит этиология и патогенетический механизм назализации. В соответствии с этим принципом различают следующие варианты:
- Открытая ринофония. Небно-глоточный затвор несостоятелен, ротовой и носовой резонаторы объединены, одновременно участвуют в тембральной окраске звуков речи. Наблюдается гиперназальный оттенок.
- Закрытая ринофония. Носовая полость непроходима для воздушной струи и исключена из резонирования. Тембр голоса гипоназализованный.
- Смешанная ринофония. Отмечается гиперназализация при произношении ротовых звуков, гипоназализация при произношении носовых. Редкая форма, выделяется не всеми логопедами.
Симптомы ринофонии
При назальном оттенке нарушается сила, высота голоса, но в большей степени страдает его тембральная окраска. При открытой ринофонии человек говорит «в нос», голос становится немодулированным, слабым, зажатым, сдавленным. Речь пациента лишена выразительности, эмоциональной окраски. Все ротовые согласные приобретают назализованный оттенок.
Отличительные особенности голоса при закрытой форме ринофонии — глухость, тусклость, монотонность, неестественность. Носовые звуки М-М′ звучат как Б-Б′; Н-Н′ − как Д-Д′, гласные теряют свою открытость, долготу звучания. Различить закрытую и открытую ринофонию на слух, основываясь исключительно на акустических характеристиках тембра, довольно сложно и под силу только опытному специалисту.
Осложнения
Угрозу здоровью представляет не сама ринофония, а те заболевания, которые послужили ее причиной. Вместе с тем, нередко отмечается, что даже после устранения этиофакторов голос остается назализованным − возникает так называемая привычная ринофония, требующая логопедической коррекции. Гнусавый тембр создает определенные психологические преграды: человек избегает ситуаций общения, становится замкнутым, нелюдимым. Снижается настроение, изменяется поведение, возникает депрессия.
Диагностика
На первом этапе пациента с ринофонией консультируют врач-оториноларинголог (фониатр) и логопед. При необходимости к диагностике привлекаются челюстно-лицевой хирург, невролог. Обследование складывается из медицинских и логопедических мероприятий:
- ЛОР-обследование. Для выявления органической патологии выполняют инструментальный осмотр носо- и ротоглотки с помощью риноэндоскопии, фарингоскопии. Дополнительно может потребоваться исследование слуховой функции методом аудиометрии, проведение рентгенографии полости носа, придаточных пазух.
- Исследование голоса. С целью анализа акустических свойств голоса используют шкалу GRBAS, однако из-за субъективности и трудоемкости оценки в последнее время предпочтение отдают объективным методам: спектральному анализу, фонетографии. При более углубленном обследовании проводят электроглоттографию, ЭМГ гортани.
- Логопедическая диагностика. Осуществляется после получения медицинских заключений. С помощью специального стимульного материала анализируют особенности голоса, его тембр, силу. Обращают внимание на фонационное дыхание, интонационные характеристики речи.
В рамках дифференциальной диагностики необходимо разграничить разные формы ринофонии между собой. Кроме этого, на диагностическом этапе следует выяснить, является гнусавость голоса изолированным нарушением или симптомом другого заболевания.
Коррекция ринофонии
Хирургическое лечение
Если ринофония является следствием патологии ЛОР-органов либо ЧЛО, то первым этапом проводится хирургическое лечение причинных заболеваний. При лицевых расщелинах, приводящих к открытой ринофонии, выполняется уранопластика, хейлоринопластика, целью которых служит разобщение носовой и ротовой полости.
При закрытой ринофонии необходимо восстановление проходимости носовых ходов. В зависимости от ее причины может быть показана коррекция носовой перегородки (септопластика), уменьшение гипертрофии слизистой носовой полости (вазотомия), удаление патологических разрастаний носа и носоглотки (полипотомия, аденотомия). В послеоперационном периоде во многих случаях пациентам требуется дальнейшая логопедическая реабилитация по нормализации баланса резонирования.
Логопедическая коррекция
Данный этап может иметь самостоятельное значение или дополнять хирургическое лечение. При функциональных истерических парезах необходимо включать в лечебный алгоритм рациональную психотерапию. Целью логопедической коррекции ринофонии служит формирование либо восстановление функциональных связей между артикуляцией, дыханием, фонацией. Это достигается в ходе решения следующих задач с помощью специальных приемов:
- Развитие артикуляционных мышц: артикуляционная гимнастика, логомассаж, самомассаж.
- Нормализация физиологического и речевого дыхания: дифференциация носового и ротового выдоха, выработка направленного воздушного потока.
- Развитие акустических характеристик голоса: фонопедические и вокальные упражнения.
- Формирование слухового внимания, восприятия: развитие кинестетических ощущений, уточнение артикуляции, дифференциация носовых и ротовых фонем.
Прогноз и профилактика
Ринофония может быть довольно стойкой, непросто поддается коррекции. Однако при систематической, правильно выстроенной комплексной реабилитации результат всегда бывает положительным. Профилактика ринофонии заключается в предупреждении заболеваний, приводящих к возникновению небно-глоточной дисфункции и непроходимости носовых ходов. Следует внимательно относиться к речи детей, при появлении назального оттенка голоса необходимо показать ребенка детскому отоларингологу.
Литература 1. Коррекционно-логопедическая работа при нарушении голоса/ Таптапова С. Л. ‒ 1984. 2. Тактика ведения детей с разными формами ринофонии/ Богородицкая А.В., Сарафанова М.Е., Голованева К. Д., Радциг Е. Ю., Орлова О. С., Притыко А.Г.// Педиатрия. Приложение к журналу Consilium Medicum. – 2016. 3. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей/ Алмазова Е. С. – 1973. 4. Коррекционно-педагогическая работа у детей с нарушением голоса. Актуальные проблемы фониатрии/ Орлова О.С. – 1996. |
Код МКБ-10 R49.2 |
Ринофония — лечение в Москве
Дата публикации 25 марта 2021Обновлено 17 июня 2021
Определение болезни. Причины заболевания
Ринолалия (с греч. «носовая речь») — это искажение произносимых звуков из-за функционального нарушения или анатомических дефектов речевого аппарата. Речь при этом приобретает характерный гнусавый тембр.
Ринолалию, или гнусавость, часто путают с ринофонией. Их нужно отличать, чтобы правильно спланировать лечение. При ринофонии нарушается формирование голосовых звуков и возникает «коверкание слов». При ринолалии, напротив, слова понятны, но страдает их произношение [1][2][10].
Причины ринолалии
Ринолалия бывает органической и функциональной [7][8][9][10].
К причинам органической ринолалии относятся:
1. Слишком широкое сообщение между носовой и ротовой полостями — так называемая открытая ринолалия. Она может развиваться в результате:
- расщелины мягкого и/или твёрдого нёба;
- паралича мягкого нёба при миастении — мышечной слабости, вызванной аутоиммунным заболеванием;
- детского псевдобульбарного паралича — обездвиживания мышц из-за прерванной передачи сигналов от коры головного мозга к нервам;
- дифтерии;
- врождённого укорочения мягкого нёба;
- пареза мягкого нёба, то есть снижения силы его мышц.
2. Слишком узкий просвет или непроходимость полости носа и носоглотки — закрытая ринолалия. Она возникает при непроходимости в задних отделах носовой полости. Причинами этого могут быть:
- увеличение аденоидов;
- атрезия хоан (частичное или полное заращение внутренних носовых отверстий) и другие редкие врождённые аномалии развития;
- рубцовая деформация мягкого нёба в результате воспаления при сифилисе, туберкулёзе и склероме — инфекционном воспалительном заболевании дыхательных путей с образованием узелков;
- травмы, опухоли и полипы носоглотки.
3. Передняя закрытая ринолалия возникает при патологии передних отделов носовой перегородки, полипах в полости носа и гипертрофии носовых раковин.
Функциональная ринолалия также подразделяется на закрытую и отрытую:
- закрытая может развиваться при воспалительном отёке во время ОРЗ и сезонного аллергического ринита;
- открытая — после удаления увеличенных нёбных миндалин и хирургического лечения храпа.
Открытая гнусавость, как и закрытая, характерна для речи глухого человека. Он не слышит звуки и имитирует их, «читая по губам», но повторить слаженный механизм работы речевого аппарата не может [11].
При обнаружении схожих симптомов проконсультируйтесь у врача. Не занимайтесь самолечением — это опасно для вашего здоровья!
Симптомы ринолалии
Ринолалия — это не заболевание, а симптом, который возникает при врождённых аномалиях развития и патологиях носа и глотки [9]. Она может быть следствием как безобидного разрастания глоточной миндалины, так и поражения центральной нервной системы. Эти болезни сопровождаются самыми разнообразными симптомами. При этом к характерным признакам ринолалии относят только гнусавый тембр голоса и невнятную речь [1][2].
Патогенез ринолалии
Механизм появления ринолалии связан с работой нёбно-глоточного клапана, объединяющего дыхательные и пищеварительные пути. Этот аппарат представлен мышцами мягкого нёба и стенками глотки, которые управляют и глотанием, и формированием речи.
При глотании мягкое нёбо поднимается и прижимается к задней стенке глотки. Чтобы пищевой комок мог устремиться вниз к пищеводу, носоглотка отделяется от ротовой полости. Такой же механизм используется и при речи.
Устройство речевого аппарата
Речевой аппарат состоит из трёх отделов:
- дыхательного — диафрагма, мышцы брюшного пресса и грудная клетка с расположенными в ней лёгкими, трахеей и бронхами;
- голосового — гортань с голосовыми связками; сюда же относятся резонаторы, усиливающие звук в гортани, а именно носовая, ротовая и гайморовые полости;
- артикуляционного — язык, губы, зубы, верхняя и нижняя челюсти, мягкое и твёрдое нёбо.
Воздушная волна из лёгких направляется в трахею, где встречает первое препятствие — голосовые связки. Проходя сквозь них, воздух вызывает ритмичные колебания, и создаётся звук, называемый тоном. Если голосовые связки раздвинуты, то они не колеблются, в этом случае возникает шум.
Струя воздуха, состоящая из чистого тона, проходит ротовую полость свободно — так появляются гласные. Воздушный поток из тона и шума или одного шума встречает на своём пути препятствия: губы, язык и нёбо. Из сочетаний тона и шума с преградами на пути создаются различные звонкие и глухие согласные.
Открытая ринолалия (гиперназальная речь)
При открытой ринолалии струя воздуха проходит через рот и нос одновременно. Нарушение чаще всего возникает при расщелинах нёба, когда полости рта и носа полностью или частично соединены. В результате этого воздух движется неправильно и возникает специфический назальный акустический эффект, или гнусавость [13].
Закрытая ринолалия (гипоназальная речь)
Это состояние вызвано органическими причинами, нарушающими ток воздуха в полости носа или носоглотке. Непроходимость носа затрудняет образование согласных «м», «н», «р», «к», «х», которые слышатся как «б», «д» или «л» [8].
Если нос закупорен спереди, то речь приобретает носовой тембр. Препятствие в заднем отделе делает её глухой и отрывистой [12].
Смешанная ринолалия
При смешанной ринолалии, возникающей при полипах и опухолях, присутствуют оба типа нарушений. Мягкое нёбо оттесняется новообразованием вперёд, что приводит к расширению носоглоточного пространства. Нёбная занавеска при этом временно обездвижена и дрябло свисает на расстоянии от задней стенки глотки [7].
Классификация и стадии развития ринолалии
Формы ринолалии:
- органическая;
- функциональная.
Обе формы могут быть открытыми и закрытыми.
Стадии ринолалии не выделяют. Встречается только описание степеней нарушений:
- Первая степень. Гнусавость и дефекты в речи не заметны.
- Вторая степень. Речь понятна, но в произношении появляются гнусавость и ошибки.
- Третья степень. Гнусавость и ошибки становятся более слышны.
- Четвёртая степень. Возникает выраженная гнусавость и невнятная речь с сопутствующими мимическими движениями [1].
Осложнения ринолалии
Будучи симптомом, ринолалия не вызывает каких-либо осложнений. Нарушения речи могут стать причиной трудностей при общении и социальной адаптации, но называть это осложнениями некорректно.
Также нельзя сказать, что ринолалия приводит к задержке психического развития. И то, и другое — симптомы поражения центральной нервной системы, а не осложнения друг друга.
Диагностика ринолалии
Диагностика начинается с консультации врача, прежде всего ЛОРа, а также специалиста челюстно-лицевой хирургии, стоматолога, невролога и логопеда. В некоторых случаях может понадобиться помощь генетика, онколога и рентгенолога.
На консультации оториноларинголог:
- Выяснит, есть ли проблемы с дыханием и глотанием, когда они появились и как часто возникают.
- Проведёт: фарингоскопию — визуальный осмотр зева, нёбных миндалин и задней стенки глотки с помощью шпателя при прямом освещении или с лобным рефлектором и зеркалами; переднюю и заднюю риноскопию — осмотр переднего отдела носа с помощью носового зеркала и заднего отдела со шпателем и носоглоточным зеркалом.
Инструментальные методы обследования
- Видеоназофарингоэндоскопия. Во время процедуры эндоскоп вводят через ноздрю, и с его помощью осматривают носовую полость, носоглотку и хоану — костную арку между ними. Метод позволит оценить подвижность мягкого нёба при произношении «ротовых» звуков», то есть образуемых в полости рта. К ним относятся все гласные и часть согласных, например «п», «б», «т», «ф», «с», «ш».
- Компьютерная томография полости носа и рентгенография шеи в боковой проекции.
- Назометрия — объективная оценка речи при открытой ринолалии. Позволяет определить повышенное давление воздуха в носу при произношении звуков [9]. Для этого в нём устанавливаются датчики, которые активизируются при прохождении воздушной струи. Они не фиксируют нормальные перепады давления и определяют их только при открытой ринолалии.
- Флуороскопия основана на ионизирующем излучении. Метод показывает движения мягкого нёба, но из-за вредного воздействия его редко назначают детям.
Дополнительные методы применяются для уточнения диагноза. При ринолалии они помогут определить расположение причинного дефекта. Стандартный осмотр и дополнительное обследование позволяют выявить анатомические особенности и патологию полости носа, а также аномалии строения нёбно-глоточного клапана.
Пробы для определения типа ринолалии
Определить тип ринолалии помогут специальные пробы:
- Проба с зеркалом. Холодное зеркало или пластинку Чермака держат перед носом пациента, когда он произносит гласные звуки. Запотевание зеркала указывает на утечку воздуха через нос, что характерно для открытой гнусавости. У пластинки Чермака есть кольца, которые показывают степень запотевания и позволяют оценить утечку воздуха через нос.
- Тест с последовательным произношением гласных звуков «АА-ЭЭ». При гиперназальной речи изменяется звучание гласных букв — появляется характерное носовое произношение, не свойственное гипоназальной речи.
- Тест «надувания щеки» с высунутым языком позволяет выявить органическую причину гиперназальной речи. Если мягкое нёбо укорочено из-за неполной расщелины, то пациент не сможет одновременно высунуть язык и надуть воздухом щёки.
- Симптом «занавески» наблюдается при параличе мягкого нёба. В этом случае из возможных причин ринолалии важно исключить неврологические заболевания.
Лечение ринолалии
Лечение пациентов с ринолалией состоит из устранения причин гнусавости и последующей логопедической реабилитации.
Лечение закрытой ринолалии
Направлено на восстановление нормальной проходимости полости носа и носоглотки. Для лечения закрытой ринолалии применяются:
- аденотомия и полипотомия — удаление аденоидов и полипов;
- септопластика — хирургическая коррекция искривлённой носовой перегородки;
- конхотомия — частичное удаление носовой раковины.
После операции необходима реабилитация. Она проводится совместно с логопедом, он же определяет её длительность. Реабилитация заключается в выполнении упражнений, например таких:
- произношение с придыханием протяжных носовых звуков: хМ—-хН——хНГ;
- произношение комбинации носовых и смычных звуков с ударением на носовые: а́мпа——а́нта—-а́нка и т. д. [7]
Лечение функциональной закрытой гнусавости направлено на устранение причин расстройства дыхания: насморка и аллергии. После терапии могут понадобиться логопедические занятия [11].
Лечение открытой ринолалии
Лечение органической открытой ринолалии, вызванной расщелиной нёба, проводится совместно с устранением основного заболевания.
Ортопедическое лечение. При открытой ринолалии используются мягкие и жёсткие обтураторы — приспособления для временного закрытия дефекта нёба, напоминающие зубной протез. Резиновый обтуратор применяется с самого рождения, он важен при кормлении ребёнка. Впоследствии его заменяют жёстким обтуратором, который носится до проведения хирургического лечения.
Хирургическое лечение включает:
- операции по закрытию дефекта дна полости носа;
- коррекцию нёбно-глоточной недостаточности и сращений мягкого нёба с задней стенкой глотки.
Операция по закрытию дефекта дна полости носа проводится в первый год жизни, после появления молочных зубов. Беззубый рот новорождённого приспособлен для активного грудного вскармливания — у ребёнка есть десневая мембрана и выраженные складки эпителия твёрдого нёба. Они помогают малышу удерживать сосок матери при кормлении.
Кроме того, ребёнок может одновременно сосать и дышать. Такое возможно благодаря соединению высоко расположеной гортани непосредственно с носом. Сосательный рефлекс, утрачиваемый с появлением зубов, способствует развитию мышц языка и дна полости рта, челюстей, жевательных и мимических мышц.
Операция по пластике расщелины верхней губы называется хейлопластикой.
К методам хирургической коррекции расщелины нёба относятся двухлоскутная уранопластика V-Y лоскутами и операция по Furlow [9]. Разница между ними заключается в способе и месте формирования лоскутов, которые впоследствии сшиваются и увеличивают длину мягкого нёба. При двухлоскутной пластике формируется прямой шов, при пластике по Furlow — Z-образный [14].
Операция при нёбно-глоточной недостаточности проводится тремя способами: уранопластика по Furlow, фиксация к мягкому нёбу глоточного слизисто-мышечного лоскута и фарингопластика [9].
Операция при сращениях мягкого нёба с задней стенкой глотки состоит в рассечении, отделении, а самое главное — в удержании разъединённых тканей в нужном положении, пока сохраняется риск повторного сращения [6].
До и после хирургического лечения и при ношении обтуратора для тренировки мышц нёбно-глоточного клапана проводятся логопедические упражнения. Их цель — мобилизовать мягкое нёбо для нормального разделения носовой и ротовой полостей [7][11].
Примеры упражнений:
- при произношении гласных, например а – А, второй слог говорят громче и выше, чем первый: А——а а———о а——е а———-и а———у; постепенно гласные становятся чище и теряют свой носовой оттенок.
- произношение отдельных звуков, начиная с «б», «п», «д», «т», «г», «к», с последующим их сочетанием с гласными: аТ———а аТ—————о аТ—————у.
Также для лечения применяют механические приспособления: фонендоскоп М. Зеемана и артикуляторы Пискунова.
Фонендоскопом М. Зеемана тренируется ротовое речевое дыхание. При неправильном токе воздуха, возникающем при его прохождении через нос, воздушная струя ударяет по барабанной перепонке и вызывает небольшую боль или неприятные ощущения.
Артикуляторы Пискунова — съёмные приспособления, которые закрепляют на зубах пациента. С их помощью формируют нужный артикуляционный уклад.
Осложнения после операции
Кровотечение — это частое осложнение любой операции. Другим негативным последствием хирургического вмешательства может стать стеноз, или сужение дыхательных путей. Оно возникает из-за отёка языка при длительном сдавлении роторасширителем во время операции.
К осложнениям позднего периода относятся закрытие просвета глотки тканями нёба, изменение анатомии ротоглотки и формирование фистулы — патологического хода [9].
Прогноз. Профилактика
Прогноз зависит от основного заболевания, из-за которого нарушилась речь. Если диагностика и лечение проведены своевременно и успешно, то он благоприятный.
Закрытая ринолалия, вызванная обструкцией носа, проявляется не только гнусавостью, но и затруднением носового дыхания. Оно может стать причиной хронического недостатка кислорода и неправильного развития лицевого отдела детского черепа.
У пациентов с расщелиной нёба и открытой ринолалией может нарушиться дыхание и возникнуть сложности с питанием: ребёнок не может сосать грудь и в дальнейшем есть обычную пищу.
Профилактика ринолалии заключается в периодических медицинских осмотрах для раннего выявления патологии носа и глотки. Также следует проводить санацию очагов хронического воспаления верхних дыхательных путей, а при первых признаках нарушения речи посетить логопеда [9].
Ринолалия — это нарушение речи, проявляющееся в искажённом произношении звуков, связанное с дефектами строения и функционирования речевых органов.
Вследствие неправильного строения, в момент формирования звука, струя воздуха струя идёт не в том направлении, что приводит к искажению произносимого звука. Эту функцию обеспечивают мышцы нёба и стенок глотки, которые открывают или закрывают проход в носовую полость.
При этом голос ребёнка может приобрести гнусавость — кажется, будто он говорит через нос, либо, если воздух идёт только через рот, в речи искажены носовые звуки [м], [н] и гласные — в этом случае говорят о недостатке носового звучания.
Следствием ринолалии является не только искажение звуков. Нарушается письменная речь, ребёнку сложно освоить лексику, грамматику, появляются проблемы психологического характера.
Виды ринолалии
Распространена классификация ринолалии на два вида по причинам появления: органическая — когда идёт нарушение строения речевого аппарата, и функциональная — нарушения функционирования речевого аппарата.
При возникновении ринолалии нарушения могут наблюдаться в носовой или ротовой полости. Поэтому существует три вида ринолалии: открытая, закрытая и смешанная.
Открытая форма наблюдается при постоянно открытом пространстве между ротовой и носовой полостью, когда воздух постоянно идёт через нос. Это приводит к тому, что все произносимые звуки имеют носовой оттенок.
Открытая форма встречается наиболее часто и имеет три подвида:
- Органическая открытая ринолалия возникающая на почве имеющихся нёбных расщелин, отсутствия или раздвоения маленького язычка, укорочённого мягкого нёба.
- Органическая открытая ринолалия проявляющаяся из-за наличия парезов (неполных параличей) и параличей мягкого нёба.
- Функциональная открытая ринолалия.
Закрытая ринолалия наблюдается при наличии препятствия, которое перекрывает пространство для воздушного потока через нос. Поэтому страдает произношение носовых звуков [м], [н], [мь], [нь] и гласных.
Смешанная ринолалия — это соединение двух вышеперечисленных видов.
Если ребёнку ставят диагноз «ринолалия», независимо от формы проявления недуга родители должны сразу обращаться за помощью к специалистам. Наиболее благоприятный прогноз лечения даётся при функциональной форме. Закрытая ринолалия требует больше времени и усилий, способных привести к избавлению от существующих недостатков речи.
Иногда говорят о ринофонии. Под ней подразумевают избыточность носового оттенка голоса, которая возникает в случае недостаточного разграничения ротовой и носовой полости во время произношения звуков.
Причины возникновения
Причины ринолалии могут иметь врождённую и приобретённую природу происхождения. Врождённые причины возникновения ринолалии относятся к детям, имеющим:
- расщелины (несрастания) мягкого и твёрдого нёба («заячья губа», «волчья пасть» и другие);
- короткое мягкое нёбо;
- мышечное образование над корнем языка;
- параличи или парезы (ослабление) мягкого нёба, проявляющиеся в сложности поднятия и смыкании нёба с задней стенкой глотки;
- вялость артикуляторных мышц, встречающаяся у часто болеющих деток.
Расщелины могут быть сквозные, которые захватывают не только нёбо, но и верхнюю губу. Они бывают односторонние и двусторонние. Несквозные несрастания бывают полные, значит доходят до области резцов, не затрагивая губы. Неполные расщелины характеризуются тем, что несрастание происходит в небольшом участке, например, только в области мягкого нёба.
Приобретённая форма ринолалии возникает при механических повреждениях тех же участков и лица. Кроме того, заболевание может развиваться из-за опухолевых новообразований блуждающего и языкоглоточного нервов.
Например, функциональная открытая появляется у человека после оперативного вмешательства — удаления аденоидов, различных опухолей и искривлений в области носоглотки, при искривлениях носовой перегородки и образовании полипов в носовой полости. В этом случае воздух практически не попадает в нос либо попадает туда в недостаточном количестве.
Закрытая ринолалия может возникнуть при аденоидах, повышенной функции мышц мягкого нёба, что приводит к изоляции носовой и ротовой полости друг от друга.
Приобретённая ринолалия у ребёнка может появиться в случае, когда женщина на ранних сроках беременности переболела вирусными заболеваниями (гриппом, краснухой, паротитом, дизентерией, токсоплазмозом), имела эндокринные нарушения, употребляла определённые лекарственные препараты, алкоголь и курила во время беременности. Некоторые исследователи отмечают наследственный характер таких аномалий (у дедушки и бабушки были расщелины).
Симптомы ринолалии
Симптоматика заболевания зависит от его формы.
При открытой ринолалии у ребёнка происходит нарушение дыхательных функций. Жидкая пища, попадая в нёбную расщелину, вытекает через нос, что значительно усложняет процесс кормления. Кроме того, вдыхаемый уличный воздух не прогревается до необходимой температуры, поэтому дети страдают такими заболеваниями, как отит, пневмония, бронхит.
Вследствие открытой ринолалии, у детей наблюдается разный характер отставания в развитии. Например, такой ребёнок начинает говорить первые слова поздно — обычно после двух лет. Также у детей отмечается выраженная гнусавость голоса, затрудняется произношение звуков. За счёт того, что активным при разговоре является корень языка, а не кончик, дети большинство звуков произносят глухо.
Закрытая ринолалия сопровождается довольно неприятными симптомами — по задней стенке горла постоянно стекает слизь, образовавшаяся в верхних отделах дыхательных путей. Простудные заболевания в этом случае редко протекают без соплей, у ребёнка наблюдается хронический насморк. Нарушения в речи также присутствуют. Например, ребёнок произносит звук [б], а выходит [м].
По утверждению многих специалистов, дефекты речи приводят к развитию астенического синдрома и в некоторой степени влияют на психику ребёнка, такие дети становятся замкнутыми и тяжело идут на контакт.
- Таким детям свойственно неправильное произношение большинства гласных и согласных звуков, их речь невнятная и невыразительная;
- Их голос тихий, тембр тусклый и неестественный;
- Если ребёнок старается тщательно выговаривать звуки, то начинает невольно гримасничать;
- В младшем школьном возрасте у таких детей всегда возникают проблемы с письмом и чтением.
Диагностика нарушения
Как видите, симптоматика ринолалии сильно пересекается со многими известными заболеваниями. Поставить диагноз не так сложно, как определить вид нарушения. Чтобы точно диагностировать вид, необходимо обратиться к специалисту. Обследование больных проводится разными специалистами в области медицины:
- челюстно-лицевым хирургом;
- отоларингологом;
- неврологом;
- ортодонтом;
- логопедом;
- ортопедом;
- психологом.
Методы исследования зависят от формы ринолалии. При выявлении различных видов ринолалии особое внимание уделяется рентгеновским снимкам носоглотки.
Чем раньше ребёнку поставят диагноз «ринолалия», тем быстрее можно начать лечение. Проводить коррекцию запущенной формы намного сложнее.
На обследовании у логопеда специалистом проводится оценка строения артикуляционного аппарата, произнесение звуков, понимание и использование слов, наличие аграмматизмов в речи.
Ринолалия (её открытая форма) диагностируется на основании исследования Гутцмана, когда при произнесении гласных звуков [а] и [и] ребёнку попеременно начинают закрывать или открывать носовые ходы. У детей школьного возраста специалист также исследует процессы письма и чтения, которые хорошо показывают наличие и уровень проблемы.
Методы коррекции
Лечение ринолалии включает целый комплекс мер, направленных на максимальное устранение речевых дефектов.
Если ребёнку поставлен диагноз врождённая ринолалия, то коррекция нарушения начинается с устранения дефектов анатомического происхождения. Таких детей с самого рождения начинают кормить с помощью зонда, который подбирают с учётом особенностей расщелины.
Также изготавливают специальный протез — обтуратор, для закрытия несрастания. Этот протез облегчает процессы питания, дыхания и говорения.
Позднее использование обтуратора менее эффективно, поскольку у ребёнка с возрастом начинает закрепляться неправильное положение языка. Обтуратор меняется с ростом ребёнка и используется до момента хирургического вмешательства, без которого, к сожалению, не обойтись.
Хирургическому вмешательству подвергаются челюстно-лицевые нарушения. Гнусавость при открытой ринолалии лечится как до операции, так и после.
Как правило, операция на расщелинах губы проводится на 2–3 месяце жизни ребёнка. Операции на нёбе проводятся после двух лет, если у ребёнка вылезли все зубки. У ослабленных детей оперирование откладывается на более поздний срок или проводится в несколько этапов.
Операции позволяют восстановить целостность речевого аппарата и правильное функционирование нёба.
Профилактика и упражнения
После того как ребёнку будут сделаны все операции по устранению видимых дефектов на лице и на проблемных нёбных участках, лечение вступает во вторую фазу.
На послеоперационном этапе специалисты разного направления проводят закрепление достигнутых результатов и продолжают коррекционную работу. Послеоперационное лечение включает:
- физиотерапию;
- ортодонтию;
- психотерапию;
- дыхательную гимнастику;
- логопедический массаж.
Например, логопедом и дефектологом проводится работа, направленная на правильную постановку звуков, формирование фонематического слуха, расширение словарного запаса, развитие грамматических норм, внимания, мышления, памяти.
Также производится постановка произношения проблемных звуков, ротового и носового дыхания. Усилия направлены на избавление от назального оттенка в звучании голоса и формирование лексико-грамматического строя, фразовой речи.
Логопедический массаж направлен на размягчение послеоперационных рубцов.
Рекомендуемые врачами упражнения нужно проводить с ребёнком самостоятельно и регулярно, так как пропуск может вернуть его речь на прежний уровень развития. Существует несколько общепринятых упражнений для области язык-щека-губы, которые подходят для всех видов ринолалии:
- «Удав» — ребёнок складывает язык в трубочку, а затем медленно высовывает его изо рта;
- «Часы» — широко открывается рот, и язык повторяет движение стрелок часов, двигаясь по губам описывая окружность;
- «Метроном» — язык движется из одного уголка рта к другому под счёт, при широко открытом рте;
- «Лиана» — нужно высунуть язык изо рта, пытаясь достать им до подбородка;
- «Игла» — при закрытом рте, нужно поочерёдно касаться языком внутренних поверхностей щёк.
В случае правильного лечения, постоянного взаимодействия с логопедом и тщательного выполнения всех рекомендаций, можно добиться неплохих результатов, при которых речь ребёнка с ринолалией практически не будет отличаться от речи его сверстников.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
Отвечает логопед Арина Горбачева:
Здравствуйте, Алексей!
Сначала немного теории.
В образовании звуков речи помимо других органов (язык, губы и пр.)
участвуют также резонаторы, влияющие на качество и количество
произносимого звука. Основными резонаторами у нас выступают носовая и
ротовая полости, причем, каждая по-отдельности. То есть, выдыхаемая
струя воздуха, которая образует звук, выходит либо через нос, либо
через рот. В русском языке носовой
резонатор участвует в образовании звуков М, Мь, Н, Нь (попробуйте
зажать пальцами ноздри и произнести эти звуки :о). Все остальные
звуки (и гласные, и согласные) образуются с помощью ротового
резонатора.
«Регулирует» прохождение воздуха через ту или иную полость специальный
орган — «маленький язычок» или, по-латыни, — uvula. Вы можете его
увидеть в зеркало, если широко раскроете рот и протянете звук А (как
Вы делаете, когда показываете горло доктору) — «язычок» свешивается
сверху в самой глубине рта. Когда язычок свободно висит, мышцы его
расслаблены, выдыхаемая воздушная струя свободно проходит из легких
через глотку в носовую полость — получается «носовой» звук. Если же
мышцы «язычка» напряжены, он поднимается кверху и закрывает собой вход
в полость носа. Струе воздуха ничего не остается, как «повернуть» и
выходить через рот — получается «ротовой» звук. Таким образом, при
правильной, не «гнусавой» речи, мышцы «язычка» почти всегда должны
быть напряжены (кроме тех моментов, когда произносятся звуки М, Мь, Н,
Нь), а сам он поднят кверху.
Судя по всему, у Вашей дочки существует некоторая слабость мышц
«маленького язычка» (а возможно и всего речевого аппарата),
которые можно укрепить с помощью специальных упражнений.
1. Глотание воды маленькими порциями, что вызывает максимально высокое
поднятие «язычка». При следующих друг за другом глотательных движениях
удлиняется время удержания «язычка» в поднятом положении.
Ребенку предлагается попить из маленького стаканчика или пузырька.
Можно капать на язык из пипетки по нескольку капель воды.
2. Позёвывание при открытом рте; имитатация позёвывания.
3. Полоскание горла теплой водой маленькими
порциями.
4. Покашливание, которое вызывает энергичное сокращение мыщц на задней
стенке глотки. При покашливании происходит полный затвор между носовой
и ротовой полостями. Активные движения «язычка» и задней стенки глотки
могут ощущаться ребенком (рука прикасается к шее под подбородком и
чувствует подъем «язычка».
Произвольное покашливание производится 2-3 раза на одном выдохе. В это
время сохраняется контакт «язычка» с задней стенкой глотки, а
воздушный поток направляется через ротовую полость. Первое время
рекомендуется производить покашливание с высунутым языком. Затем —
покащливание с произвольными паузами, во время которых от ребенка
требуют сохранить контакт «язычка» с задней стенкой глотки. Постепенно
ребенок приучается активно поднимать его и направлять воздушную струю
через рот.
5. Четкое и энергичное утрированное произнесение гласных звуков
высоким тоном голоса. При этом увеличивается резонанс в ротовой
полости и уменьшается носовой оттенок.
При выполнении упражнений важно постоянно контролировать ребенка, так
как на первых порах ей будет трудно ощутить утечку воздуха через нос.
Используются несколько приемов контроля:
- приставляется зеркальце к носовым ходам (не ко рту!), при утечке
воздуха через нос зеркальце запотевает; - к носовым ходам подносится маленький кусочек ватки, ватка
отклоняется при утечке воздуха через нос.
Упражнения хорошо делать по многу раз в день, но не дольше, чем 4-5
минут и не больше, чем 1-2 упражнения за раз. Сразу после упражнений
попросите девочку повторить за Вами несколько слов, коротких фраз
правильно, попробуйте выучить короткий стишок (2-4 строчки). В
дальнейшем требуйте от нее правильного произношения этих слов и фраз,
просите рассказать стихи. С течение времени задания могут усложняться.
Через некоторое время мышцы окрепнут и Ваша дочка научится
контролировать свою речь.
Желаю успехов.
Арина Горбачева.
Ринолалия возникает при нарушении связи между парными мышцами, которые отвечают за разведение нёбных сегментов по время глотания. Даже хирургическое вмешательство не способно полностью восстановить данные функции, поскольку при таком врожденном дефекте, поднимающие мышцы расположены неправильно.
Ринолалия негативно сказывается не только на фонетике речи, но и на качество слуха. Также появляются расстройства дыхания и питания. Выдох становится значительно короче из-за того, что дети используют смешанное дыхание (по причине отсутствия перегородки между носовой и ротовой полостью). Частота дыхания увеличивается, но объем легких сокращается, что негативно сказывается на развитии грудной клетки.
Дыхание ртом во время разговора является нормой — вдох становится более глубокий, но короткий, а выдох значительно удлиняется. Количество дыхательных движений сокращается в два раза. Во время разговора при выдохе работают межреберные и брюшные мышцы, обеспечивая необходимое подскладочное давление и удлиняя выдох. Однако дети, имеющие врожденный дефект, во время разговора дышат ртом и носом одновременно, используя ключичный тип дыхания. При выдохе, значительный объем воздуха выходит через нос, что ведет к резкому сокращению длительности выдоха и снижению давления в подскладочном пространстве. Дыхание становится поверхностным и учащенным.
Впоследствии появляются компенсаторные гримасы, которые становятся активнее во время разговора — сжимаются крылья носа, напрягаются мышцы лба. Таким образом ребенок пытается минимизировать утечку воздуха через носовую полость, поддерживая необходимый уровень давления для произношения согласных. Голос окрашивается ярким носовым резонансом, речь становится неразборчивой.
Данная коррекционная работа заключается в строгой физиологической последовательности. Первым этапом является проведение мероприятий по устранению чрезмерного нёбно-глоточного зазора. Внимание фокусируется на постановке правильного дыхания, так как именно оно имеет непосредственное влияние на полноценное звукопроизношение и голосообразование. Во время разговора, дыхательной опорой является усиленное смыкание нёба и глотки, устраняя тем самым нежелательный носовой резонанс. Поэтому коррекция произношения звуков возможна только при правильно поставленном дыхании. Данная работа выполняется в несколько этапов:
- Подготовительные дооперационные мероприятия.
- Послеоперационные работы: коррекция носового резонанса и произношения гласных.
- Постановка дыхания, коррекция артикуляции, звукопроизношения.
- Доведение полученных навыков до полной автоматизации.
Длительность каждого этапа зависит от индивидуальных особенностей пациента. Чем раньше началась работа по устранению ринолалии, тем быстрее будет получен результат. К данной терапии можно приступать по достижению ребенком трехлетнего возраста. Занятия должны проходить регулярно, от двух и более раз в неделю, амбулаторно.
Перед началом лечения, рекомендуется провести обследование пациента для выявления естественных особенностей развития речи. По результатам обследования составляется индивидуальная схема коррекционных работ.
Для детей с врожденными с нёбно-носовыми дефектами, логопедические занятия проводятся исключительно в индивидуальном порядке. Отсутствие возможности групповых занятий заключается в различных требованиях по глубине и направленности тренировок. Рекомендации часто отличаются даже для детей одного возраста, проходящих один и тот же терапевтический этап. Индивидуальный подбор комплекса упражнений и продолжительность занятий также зависит от способностей и выносливости ребенка. Опасность заключается в том, что неправильное повторение, нечеткое повторение часто приводит к укоренению искаженных навыков.
Также, некоторым малышам поставленные задачи даются легче, чем остальным. Это может привести к полному отказу от занятий. Более старшие дети обретают комплекс неполноценности, утрачивают веру в свои способности.
В детских группах периодически возникает возбуждение (при упражнении с дутьем), что безусловно отвлекает от процесса.
Средняя продолжительность занятия не превышает 30 минут. На протяжении всего времени, взрослый сидит на занятиях вместе с ребенком, запоминает упражнения и делает пометки в тетради для ежедневных домашних тренировок.