Как исправить картавость на дому

Ребенок совершенно не выговаривает звук «р» – что делать? Эта проблема может быть решена не только педагогами-специалистами, но и самими родителями. Упражнения – вот ключ к открытию этой дверцы. Если же родители не разберутся с этим сразу, то привычка произносить «р» неправильно перейдет в дошкольный возраст. А там процесс переучивания займет гораздо более длительное время, чем если вы уделите этой проблеме внимание, когда ребенок только учится говорить, т.е. в возрасте 2-3 лет.

САМАЯ СЛОЖНЫЙ ЗВУК

Звук «р» является самым сложны для произношения звуком русского языка.  Это звание он получил вполне оправдано, потому что при его произношении язык должен занять во рту самое неуклюжее положение. Поэтому, чтобы научить чадо выговаривать этот сложный звук, подчас нужно хорошо потрудиться над его проговариванием. Существует даже научный термин, который обозначает неумение произносить «р», – картавость.

Однако нет ничего невозможного. Терпение и труд все перетрут, а родительская любовь сделает даже невозможное, если она проявится регулярными выполнениями упражнений. Научить ребенка правильно выговаривать любой сложный звук можно, даже если речь идет о звуке «р». Но, прежде чем мы начнем изучать упражнения, изучим основы произношения данного звука.

Правильное положение языка при произнесении звука «р»

В каком же положении должен находиться язык, чтобы правильно произнести звук «р»? Чтобы поставить язык ребенка в правильное положение, родителю необходимо понять, что же происходит в его собственном рту, когда он выговаривает этот звук. Учебник по фонетике нам сообщает, что для правильного выговаривания этого звука необходимо язык поднять к альвеолам – зубным лункам, в которых расположен корень зуба, и проходящая в это отверстие струя заставляет дрожать кончик языка, а мы слышим звук «р».

Виды неправильного произношения звука «р»

Картавость, а по-научному – «ротацизм», заставляет вибрировать щеки, губы, заднюю часть языка, в общем, что угодно, но не кончик языка. При этом звук выходит какой угодно: «г», «ж», «л», «б», но только не «р». В зависимости от того, какие органы участвуют в создании неправильного звука, выделяют:

  • ротацизм щечный;
  • ротацизм боковой, при котором вибрирует боковая часть языка;
  • «французский», как говорят в народе, или по-научному – увулярный ротацизм;
  • когда в вибрации участвуют губы, то это «кучерский» ротацизм и т.д.

Иногда дети совсем выбрасывают неподдающийся звук из речи, чтобы с ним не было проблем. Тогда появляются неполные слова типа «ыба», «мойе», «озы» и т.п. И даже если родители не считают, что в 2-3 года это большая проблема, то когда крохе исполняется пять лет, им приходится серьезно задуматься, как научить ребенка в 5 лет выговаривать «р».

Ведь теперь малыш может встретиться с насмешками сверстников, и ему будет неприятно выслушивать упреки в свой адрес, так же как и обидные прозвища. Бывает, что родителям даже нравится «французское» произношение детей, и они не видят в нем проблему. Однако, не обращая внимания на отклонение от нормы, мама с папой оказывают своему чаду медвежью услугу.

Когда кроха станет взрослым, то многие интересные профессии, где требуется правильное произношение всех звуков речи, будут ему недоступны. Ребенок не сможет стать ни хорошим педагогом, ни диктором на радио или телевидении, ни актером. А школьная жизнь не обойдется без скептических ухмылок одноклассников во время декламации стихотворений.

Часто дети с проблемным звуком «р» замыкаются в себе, у них появляются различные комплексы, которые в дальнейшем мешают учиться и получать хорошие оценки. И все это из-за невнимательного отношения родителей к произношению всего одного звука!

Причины появления ротацизма, или картавости

В каком же возрасте, по мнению логопедов, неумение выговаривать звук «р» начинает считаться дефектом речи? Здесь царит полное единодушие. По мнению специалистов, когда ребенок идет в первый класс, все звуки родного языка он должен выговаривать очень четко, его речь должна быть чистой. Если к этому возрасту ребенок не выговаривает какие-то звуки, то необходимо обратиться за помощью к врачу-логопеду.

Заметить предпосылки картавости можно еще в младенческом возрасте. Наличие короткой уздечки, слишком большого или слишком маленького языка, так называемые микроглоссия и макроглоссия, позволят внимательным родителям вовремя устранить возможную проблему. При этом физиологические причины не так уж страшны и устраняются сравнительно легко.

Существуют еще две более сложные причины. Одна из них – это слабость мышц языка. А вторая причина – нарушение фонематического слуха ребенка.

Слабыми подъязычные мышцы становятся от долгого сосания соски. Поэтому, дорогие родители, боритесь с этой негативной привычкой ребенка, чтобы она не переросла в более серьезную проблему. Да, это будет позже. Да, это случается не со всеми. Но случиться может.

Фонематический слух нельзя улучшить, приставая к ребенку со скороговорками про греков, раков и т.п. Лучше всего сразу же при обнаружении устойчивого наличия данного недостатка отвести ребенка к логопеду, чтобы специалист точно определил причину и способы устранения.

Если врач обнаружит наличие серьезного отклонения, родителям будет предложено поводить ребенка на занятия или отдать его в специализированный детский сад. А если специалист оценит проблему как недостаточно серьезную, которую можно устранить и самостоятельно, то вас отправят домой. Но в нагрузку вы получите целый пакет рекомендаций и упражнений по устранению дефекта речи у чада, которые необходимо будет выполнять в домашних условиях. Кроме того, логопед, проверив речь ребенка, возможно, обнаружит еще какие-то проблемы, нуждающиеся в исправлении.

Самостоятельная работа над исправлением звука «р»

Предположим, что поход к специалисту вы решили отложить. И собираетесь справиться с проблемой картавости, или ротацизма, самостоятельно. Как же научить ребенка правильно выговаривать звук «р»?

Начиная заниматься с малышом, следует помнить, что в результате необходимо получить совершенно изолированный, без всяких примесей, звук «р». Для этой цели существует несколько упражнений для губ и языка.

Упражнения для губ

  1. «Улыбка». Губки необходимо растянуть в широкой улыбке так, чтобы были видны зубы. Улыбку удержать десять секунд.
  2. «Трубочка». Вытянуть губы трубочкой и удерживать их в таком положении также десять секунд.

Упражнения для языка

  1. «Чистим зубы языком». Рот приоткрыт. Губки поднять. Провести кончиком языка сначала по внешней поверхности зубов, потом – по внутренней: «чистим зубки языком». При этом челюсть должна оставаться неподвижной!
  2. «Иголочка». Как можно дальше высунуть вперед язык, сделав его узким. В таком положении оставаться десять секунд.
  3. «Змейка». Делается так же, как и упражнение «иголочка», но язык нужно слегка покусать, чтобы привести в тонус его мышцы.
  4. «Хулиган». Высунуть язык и поболтать им в разные стороны.
  5. «Чашечка». Открыть ротик. Попробовать дотянуться языком до верхних зубов, но при этом к ним не дотрагиваться. Получается своеобразная чашечка.
  6. «Лошадка». Рот широко открывается. Язык приподнимается к небу, как бы влипая в него, а затем резко отщелкивается. В этом упражнении важно следить за тем, чтобы двигался весь язык, а не только его кончик. Челюсть при этом упражнении остается неподвижной!
  7. «Грибок». Здесь положение губ, языка, нёба точно такое же, как и в упражнении «лошадка». Только щелкать языком не нужно, а важно удержать его «прилипшим» к небу десять секунд. Таки образом растягивается уздечка языка.

Выполнение подобных заданий разовьет мышцы языка ребенка. А вот поставить ему звук «р» поможет один из нижеперечисленных способов.

  • Метод подражания. Кто-то из родителей показывает малышу, как правильно расположен язык при рычании. Дети любят копировать взрослых, поэтому этот способ очень часто оказывается действенным.
  • Упражнение «Дятел», еще можно назвать «Моторчик». Поставить кончик языка на альвеолы верхних зубов и быстро-быстро произносить звук «д», при этом по нижней поверхности языка нужно проводить чистым пальцем. Челюсть не должна двигаться в этот момент. И если все правильно сделать, то у малыша получится звук, похожий на «др-р-р..».

Если делать упражнения постоянно, то в конце концов проблема исчезнет. Но занятия должны длиться не менее двадцати минут. Не следует и превышать это время, чтобы занятие не превратилось для крохи в муку. Тогда можно ожидать обратного эффекта: достигнуть результата станет еще сложнее.

Заниматься нужно с терпением, потому что у малыша не сразу получится сделать все так, как делают взрослые. А если мама или папа при обучении постараются ввести еще и игровые моменты, то от этого малыш только скорее станет усваивать рекомендации. И у него получится выговорить этот злополучный звук гораздо быстрее. А если предложенное упражнение очень понравится малышу, то он будет делать его и без взрослых, вне занятий.

Как скоро дитя начнет выговаривать звук «р», не скажет вам ни один человек в мире. Одни дети овладевают этой наукой сразу, другие – через несколько дней, недель, месяцев. Иные через полгода. Если же вы почувствуете, что кроха вас не понимает или что-то пошло не так, лучше посетить логопеда еще раз. Он сможет разобраться с возникшими сложностями.

Этап автоматизации звука «р»

Вот малыш наконец-то произнес непокорный звук! Как теперь научить ребенка хорошо и во всех словах выговаривать «р»? На этом этапе вам помогут чистоговорки или скороговорки, в которых звук «р» часто повторяется. Это самые действенные упражнения.

РА-РА-РА – глубокая нора.
РО-РО-РО – красивое перо.
РЫ-РЫ-РЫ – олень поел коры и т. д.

АРА-АРА-АРА – в машине светят фары.

ОРО-ОРО-ОРО – мы едем в большой город.

ЫРЫ-ЫРЫ-ЫРЫ – залатаны все дыры.

УРУ-УРУ-УРУ – мы любим физкультуру.

ЭРЕ-ЭРЕ-ЭРЕ –  небо не имеет меры.

Позже переходите к скороговоркам. Вот самая удачная из них (но не забудьте объяснить ребенку непонятные слова):

«Баркас причалил в порт Мадрас.
Матрос принес на борт матрас.
В порту Мадрас матрас матроса
Порвали в драке альбатросы».

Надеемся, что мы доступно объяснили, как правильно научить ребенка выговаривать один из самых сложных звуков, используя упражнения. Это поможет научить его произносить и другие звуки не менее правильно и четко. Также следует научить карапуза воспринимать себя и свою проблему легко, ведь она временная и решаемая.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Нарушение произношения вибрантов — звуков «р» и «рь» встречается очень часто. До 26% всех нарушений звукопроизношения приходится именно на них, особенно распространено горловое «р», известное как картавость. В норме до 5 — 6 лет дети могут не выговаривать вибранты. Но если по достижению этого возраста ребенок так и не овладел ими, родителям стоит обратиться к логопеду. Если же они заметили нарушение еще раньше, дожидаться 5 лет не стоит — идите раньше.

В статье мы расскажем о причинах неправильного выговаривания вибрантов, логопедической постановке, играх и упражнениях, которые вы можете выполнять со своим дошкольником дома.

Содержание статьи

  1. Причины некорректного произношения
  2. Составление коррекционной программы
  3. Гимнастика для губ
  4. Гимнастика для языка
  5. Три способа постановки
  6. Домашние коррекционные занятия

Причины некорректного произношения

У ребенка может не получаться выговаривать вибрант по разным причинам. Перечислим их:

  1. Аномалии уздечки — она может быть укороченной, неправильно располагаться. У некоторых детей подъязычную связку можно растянуть с помощью упражнений. Но иногда уздечку приходится подрезать;
  2. Особенности строения языка — его сужение или увеличение (макроглоссия);
  3. Анатомия челюстей — узкая верхняя челюсть, неправильный прикус тоже могут препятствовать выговариванию вибранта;
  4. Аномалии неба — с расщелиной или готическим небом вибранты даются с трудом;
  5. Неправильное расположение или отсутствие зубов на верхней челюсти;
  6. Аномалии слуха — в этом случае малыш может не воспринимать вибрант на слух, еще более сложная ситуация — нарушения физического слуха;
  7. Гипотонус — слабые мышцы характерны для дизартрии;
  8. Подражание. Часто бывает так, что ребенок выговаривает вибрант, но приходит в детский коллектив, где дети «картавят». И он начинает повторять за ними — навык утрачивается.

От причины нарушения речи зависит и его коррекция. Для этого необходима консультация невролога и логопеда. Специалист распишет программу поэтапной постановки звука. Чем раньше начата коррекция, тем проще достичь хороших результатов.

Этап 1: подготовка к коррекционной работе

Заключается в определении звука «р» и его заменителя на слух и в сравнении их артикуляции. Чтобы сформировать артикуляционные навыки, которые нужны для постановки звука «р», логопед назначает маленькому пациенту специальные упражнения — для губ, языка и нижней челюсти.

На этапе подготовки к постановке звука необходимо познакомить кроху с частями его языка. Проще всего показать их на ладошке: кончик, спинка, края, животик. Так малышу будет легче выполнять упражнения.

Этап 2: постановка звука «р»

Есть несколько подходов: постановка по подражанию, от других звуков, механическим способом и с помощью гимнастики. Далее мы рассмотрим эти методы постановки более подробно.

Этап 3: автоматизация вибранта

Для этого ребенок проговаривает слоги и слова, а затем более сложные скороговорки, чистоговорки, стишки и фразы — с разным ударением и гласной. Это позволяет довести произношение до автоматизма.

Этап 4: введение вибранта в речь

Окончательно звук «р» у детей формируется в течение 25 – 40 дней, иногда требуется до 60 дней. Хотя нередки случаи, когда коррекция продолжается и в течение года. Заниматься с логопедом нужно минимум дважды в неделю, а остальные дни продолжать занятия дома по рекомендации специалиста.

Составление коррекционной программы

Она зависит от формы нарушения звукопроизношения. Например, у ребенка может вовсе отсутствовать вибрант в речи или он может заменять его другими звуками или смешивать их. Распространены и ротацизмы, то есть искажение. Различают 8 видов ротацизмов. Поэтому логопед подбирает поэтапную постановку звука «р» индивидуально для каждого маленького пациента. Тем не менее, есть перечень упражнений, которые подходят при любой форме нарушения произношения вибранта.

Техника «Подражание» для простых случаев

Упражнение для постановки заключается в слуховом восприятии звука. Маленькому ученику предлагают примеры фонемы, например рев мотора, гром. А он, сидя перед зеркалом, повторяет услышанное.

Гимнастика для губ

В комплекс входит 3 упражнения:

  1. «Улыбаемся!». Малыш улыбается, обнажая все зубки. Продолжительность подхода — 5 секунд.
  2. «Трубочка». Есть 2 варианта этого упражнения. Ученик вытягивает губы, имитируя трубочку, беззвучно «воспроизводит» звук «у» или смыкает зубки и немного вытягивает губы кпереди так, чтобы образовался квадрат.
  3. «Двери открываются». Малыш медленно открывает ротик так, чтобы между зубами обеих челюстей было расстояние 10 мм.

Затем улыбается, обнажая зубы.

Гимнастика для языка

Для правильного звукопроизношения нужно хорошо управлять мышцами языка. Вот какие упражнения для постановки предлагают детям.

«Блины»

Малыш расслабляет язык и располагает его на нижней губе. При этом зубки не должны быть прикрыты губами. Если такая вариация упражнения окажется проблематичной, пусть высунет язык между губами и скажет «ба-ба-ба». После этого опять распластать язычок и подуть, пока по его середине не образуется желобок.

«Чьи зубки чище?»

Малыш приоткрывает рот и кончиком языка начинает «чистить» верхние зубки изнутри. Движения языком — влево-вправо.

«Кошка»

Кончик языка загибается кверху. Если это проблемно, предложите облизать верхние зубки с внешней стороны слева направо, а затем и верхнюю губу так же.

«Маляр»

Малыш улыбается, открывает рот и водит языком по твердому небу. Направление движения — в сторону зубов и от них.

«Качели»

Упражнение выполняется внутри рта. Кончик язычка загибается по очереди вверх и вниз между зубками. При этом его постепенно нужно оттягивать вглубь ротовой полости.

«Лошадка»

Малыш щелкает кончиком языка, потом присасывает его к переднему краю неба и отрывает. При этом широко раскрывает рот.

«Грибок»

Исходное положение — упражнение «Улыбка». Малыш присасывает переднюю часть языка к твердому небу, смыкает и размыкает губы. Связки под языком напрягаются, должны возникнуть несильные болевые ощущения.

«Пулемет»

Ученик улыбается, открывает рот и стучит кончиком языка по внутренней поверхности верхних зубок. При этом отчетливо говорит «д-д-д-д».

«Гул самолета»

Исходное положение — «Улыбка», кончик языка расположен за верхними зубками. Малыш говорит «з» и «ж», пока не получится звук, похожий на рокот мотора.

Три способа постановки

У малыша получаются упражнения на артикуляцию? Можно приступать к следующему этапу — постановке звука. В арсенале логопеда есть механические техники.

  1. Техника шпателя и соски. Врач надевает соску на шпатель из дерева. Ученик принимает положение «Гул самолета». Специалист производит стремительные движения под кончиком языка, пока он не начнет вибрировать. Движения — вверх-вниз, слева-направо. Эта техника более эффективна, если голова малыша находится на коленях врача.
  2. Вибрация — с помощью бумаги. На кончик языка кладут комок бумаги, к нему привязывают ниточку, чтобы бумага не упала на пол и дают крохе. Он прячет язык за верхние зубки и пытается сдуть бумагу с языка.
  3. Повторы звука «д». Ученик сидит перед зеркальцем, приоткрывает рот, располагает кончик языка у начала верхних зубов и быстро повторяет «д-д-д-д». Затем соединяет «д» с гласными: «д-д-а», «а-д-д» и дальше остальные буквы.

В это время специалист подкладывает под передний край языка шпатель и проводит частые колебательные движения. Это способствует произношению рокота, который характерен для вибранта.

Домашние коррекционные занятия

С чего начать постановку звука дома? Сначала нужно подготовить губы и язык с помощью артикуляционной гимнастики, о которой вы прочитали выше. Когда подготовите базу, приступайте к постановке. Есть несколько эффективных способов постановки.

От звука «д»

Попросите сына или дочку звонко говорить «д-д-д». Кончик языка сильно упирается в альвеолы (бугорки на небе). Говорить нужно протяжно и без остановки. Язык плотно прижат к бугоркам. В какой-то момент язык начнет вибрировать, и кроха произнесет «ддд-ррр». Начало положено!

Затем можно усложнить задачу: добавлять слоги, в которых вибрант звучит твердо: «дра», «дру», «дро».

Когда кроха овладеет навыком, пора вводить вибрант в речь. Переходите на произношение слов: «дракон», «драка», «дружба» и т.д.

Потом заменяйте слог «др» на «тр». Пусть малыш проговаривает слова «трус», «трон» и т.д.

Завершающий этап — отключайте звук «д». Подбирайте другие слова и словосочетания, например: «гром — граната», «брод — борода» и другие.

Способ постановки от звука «ж»

Если кроха правильно выговаривает «ж», можно отталкиваться от него. Попросите дочку или сына с усилием сказать «ж» и одновременно отодвинуть язык как можно глубже в ротовую полость. Должен получиться одноударный «р». Нужно повторять это упражнение, пока он не закрепится, а потом по аналогии с первой техникой доводим до автоматизма и вводим в речь: отталкиваемся от слога «жр», потом «др», «тр» и дальше.

Метод постановки от звука «с»

Если малыш правильно произносит «с», можно отталкиваться от него. Обычно он произносится на выдохе, но при постановке «р» его нужно произносить на вдохе.

Попросите кроху сказать «с-с-с-с», потом немного вдохнуть через рот и прижать язык к бугоркам на небе. Должно получиться короткое «р».

Дальнейшая схема такая же, как и при других техниках.

Введение вибранта в речь

При несложных случаях можно самостоятельно не только научить кроху выговаривать «р», но и ввести его в речь. Для этого сначала доведите изолированное звукопроизношение до совершенства. А потом вводите в речь с помощью таких упражнений:

  • сначала малыш проговаривает его в слогах;
  • затем произносит его в словах, причем с разными слогами: «р» должно быть и в начале, и в середине, и в конце;
  • подключайте рассказы, чистоговорки, фразы — это завершающий этап.

Все упражнения проводите в форме игры — именно так у маленьких деток прекрасно закрепляется любой материал. Вам понадобится фантазия, чтобы увлечь сына или дочку. Занятия должны быть крохе в радость, иначе он будет напряжен и даже самое эффективное упражнение не поможет добиться желаемого результата.

Почему занятия не помогают?

По каким же причинам могут возникнуть трудности в постановке звука дома?

Во-первых, крохе нет 4-х лет. До этого возраста бессмысленно даже пытаться ставить «р», поскольку его просто нет и быть не может — такова закономерность развития речи у деток. Он возникает самым последним. Родители, не торопите события!

Во-вторых, неправильная артикуляционная поза. В норме должны быть

растянуты губы, язык поднят кверху, его кончик дрожит, имеется сильная направленная воздушная струя, голосовые связки вибрируют. Возможно, малыш просто принимает неправильную артикуляционную позу. При недостаточности движений «р» ему не поддастся.

В-третьих, неправильное дыхание. Чтобы получилось выговорить «р», нужна сильная направленная воздушная струя, которая заставляет вибрировать кончик языка. Если кроха не различает ротовое и носовое дыхание, нужно сначала отработать этот момент.

В-четвертых, несформированный фонематический слух. Малыш просто может пока не воспринимать «р» на слух и, соответственно, различать его тоже не может.

В-пятых, органические причины. Речь идет об особенностях строения лицевого аппарата — короткая уздечка, большой или маленький язык, например. Сюда же входят и неврологические нарушения.

Если вы занимаетесь с малышом дома, но занятия не дают результат, обратитесь к врачу. Он выявит причину и предложит эффективные для вашего чада методы постановки.

Выводы

Если вы заметили, что у вашего дошкольника проблемы с произношением «р», обратитесь к логопеду. Специалист проведет логопедические пробы, оценит артикуляционный аппарат вашего чада и выявит причину нарушения звукопроизношения. Это позволит разработать такую коррекционную программу, которая будет эффективна именно для вашего ребенка.

Заниматься нужно регулярно. Как правило, занятия проходят 2 – 3 раза в неделю. Но и родители должны включаться в процесс. Дома нужно продолжать выполнять упражнения — тогда результат не заставит себя долго ждать.

В случае, если необходима консультация невролога или оперативное вмешательство (например, подрезание уздечки), это позволит не тратить время зря и быстро решить проблему.

Обычно к логопеду обращаются родители детей в возрасте от 5 до 6 лет. Но если вы заметили проблему раньше, не ждите — идите к специалисту. Но и ранее, чем в 4,5 года идти тоже не стоит.

Как в домашних условиях научить ребенка выговаривать звук «Р»

Навыки звукопроизношения у ребенка формируются на протяжении всего дошкольного возраста. У каждого малыша свой индивидуальный темп речевого развития. В 2 года кто-то только начинает произносить некоторые звуки, а кто-то уже читает стихи. Известно, что звук «Р» является сложным для произношения. Он появляется у детей одним из самых последних, а неумение ребенка его выговаривать часто вызывает тревогу у родителей. В каком возрасте отсутствие этого звука в речи нужно считать патологией? Как в домашних условиях помочь ребенку научиться выговаривать звук «Р»? В этой статье Вы найдете ответы на эти и другие вопросы, связанные с развитием речи у детей дошкольного возраста.

Причины речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Прежде чем начинать занятия с малышом дома, необходимо выяснить причины нарушения речи ребенка и трудностей звукопроизношения. Для этого стоит обратиться к логопеду. Специалисты детского развивающего центра «Созвездие» помогут выявить причину дефекта и может выстроить индивидуальный план занятий.

Причины речевых нарушений у детей дошкольного возраста

К основным причинам речевых нарушений у детей можно отнести следующее:

  1. Социальные причины

  • Педагогическая запущенность. Проблемы с развитием речи у дошкольников могут возникнуть из-за недостаточного внимания к ребенку. Такое обычно происходит в неблагополучных семьях, или в семьях, где взрослые вынуждены слишком много работать.

  • Двуязычная семья. Ребенок может испытывать трудности при звукопроизношении, если члены семьи говорят на разных языках. Причем в некоторых языках определенных звуков просто нет, поэтому ребенок, попав в среду, где говорят на другом языке, может путаться в звуках.

  • Разговоры с ребенком на «детском» языке. Многие родители неосознанно начинают сюсюкаться с ребенком, искажая слова. Существует мнение, что так дети лучше понимают обращенную к ним речь, да и просто «сюсюканье» звучит забавно и добавляет положительных эмоций. Однако, если ребенок не слышит правильное произношение слов, это значительно замедляет темпы его речевого развития.

  • Дефекты речи у окружающих. Дети копируют произношение близких людей. Если кто-то из тех, кто проводит с ребенком много времени, имеет дефекты речи, скорее всего, они проявятся и у ребенка.

  1. Особенности артикуляционного аппарата. Вследствие перенесенных заболеваний у детей могут возникать такие симптомы, как вялость и малоподвижность мышц челюсти, языка и губ. Также к нарушению речи приводят особенности строения артикуляционного аппарата: расщепление нёба, неправильный прикус, укороченная уздечка языка и т.д.

  2. Трудности фонематического восприятия. Возможно, ребенок неверно произносит звуки из-за того, что неправильно их слышит. Часто дети путают твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные.

  3. Нарушения слуха.

  4. Особенности дыхания. Неправильное звукопроизношение может быть результатом нарушения дыхания, например, при гайморите или аденоидах.

Перед тем как начать делать упражнения для развития правильного произношения дома, необходимо обязательно проконсультироваться со специалистом по поводу возможных причин дефектов речи малыша.

Варианты неверного произношения звука «Р»

Варианты неверного произношения звука «Р»

  • Отсутствие звука в речи (например, «гром» — «гом» или «борода» — «боода»);
  • Подмена звука «Р» на более легко произносимые звуки «л», «г», «в» (например, «огурец» — «огулец», «огород» — «огойод»);
  • Смягчение (вместо звука «Р» ребенок произносит «Рь»)

Как организовать занятия в домашних условиях

Если Вы хотите самостоятельно поработать над звукопроизношением ребенка и добиться хороших результатов, необходимо правильно организовать пространство и форму проведения занятий. Вот какие элементы необходимы, чтобы научить ребенка выговаривать звук «Р» в домашних условиях:

  1. Зеркало. Чтобы ребенок мог лучше контролировать работу своего артикуляционного аппарата, он должен видеть как движения своего рта, так и вашего (как образец для подражания).
  2. Расслабленная поза. Лучше всего делать упражнения сидя (при этом тело достаточно расслаблено), максимально концентрируясь на работе мышц рта.
  3. Игровая форма занятий.
  4. Регулярность упражнений. Добиться успеха помогут регулярные занятия, длительность которых не утомительна для малыша (10-15 мин в день).
  5. Развивайте мелкую моторику.
  6. Хвалите ребенка за успехи.
  7. Терпение. Звук «Р» является сложным для произношения, поэтому не ждите быстрых результатов. У каждого ребенка своя динамика развития.
  8. Не заставляйте малыша заниматься, если он этого не хочет. Выждете некоторое время и попробуйте подобрать ключик к ребенку.

Как организовать занятия в домашних условиях

Правильная работа артикуляционного аппарата

Перед тем как проводить с ребенком специальные упражнения для развития речи, необходимо познакомится с тем, как должны располагаться органы артикуляции при произнесении звука «Р». Вы можете изучить это на себе, понаблюдав за собой в зеркале.

  • Зубы должны быть разомкнуты;
  • Рот приоткрыт;
  • Кончик языка расположен на верхних альвеолах (перед зубами);
  • Края языка прилегают к молярам;
  • Основная часть языка приобретает форму ложечки;
  • Корень языка приподнят;
  • Верхушка (кончик) языка при произнесении звука должна вибрировать.

Следите, чтобы ребенок приводил язык и губы в нужное положение. Если малыш испытывает трудности, улучшить подвижность мышц помогут разогревающие упражнения.

Правильная работа артикуляционного аппарата

Разминка для органов артикуляции

Каждое разминочное упражнение нужно выполнять 10-20 раз. Исходное положение – улыбка со слегка приоткрытым ртом.

  • Проводим языком по небу вперед и назад;
  • Проводим языком от одного уголка рта к другому;
  • Прижимаем язык к небу и одновременно смыкаем и размыкаем губы (на максимально большой амплитуде);
  • Проводим языком по зубам (с внутренней и внешней стороны);
  • Касаемся языком каждого зуба с внутренней стороны;
  • Высовываем язык максимально далеко;
  • Скручиваем язык в трубочку;
  • Расслабьте губы и высуньте наружу верхушку языка. Постарайтесь произнести звук «З» в таком положении языка и с языком за зубами.

Для разминки артикуляционного аппарата хорошо подходят скороговорки, в которых содержится множество звуков «Р» (например, «Карл и Клары украл кораллы»).

Разминка для органов артикуляции

Упражнения для постановки и автоматизации звука «Р» у детей дошкольного возраста

  1. Заводим мотор. Отработать вибрацию кончика языка, необходимую для правильного произношения звука «Р» можно на более простом звуке «Д». Для того чтобы «завести мотор», нужно прижать кончик языка к основанию верхних зубов и произносить монотонное «д-д-д-д-д». Обратите внимание ребенка на то, что этот звук, так же как и звук «Р», образуется на сильном выдохе.
  2. Попросите малыша на выдохе произнести протяжное «ж-ж-ж-ж-ж». С помощью палочки от мороженого (также можно использовать черенок ложки или специальный шпатель) совершайте колебательные движения из стороны в сторону под языком ребенка. Такие действия также создают вибрацию.
  3. С отставленным назад языком произносим слог «за». Если Вы будете совершать такие же манипуляции, как в предыдущем пункте, образуется звук «Р».
  4. Чтобы научить ребенка произносить мягкий звук «Рь», попросите малыша потянуть слог «зи» и создайте вибрацию при помощи шпателя.
  5. Достигнув правильного произношения звука «Р» у дошкольника, приступайте к отработке произношения слогов и слов, содержащих этот звук.

Выводы

Постановка и автоматизация звука «Р» очень важна для дальнейшего развития дошкольника, ведь правильное произношение звуков является одной из основ чтения и письма. Чтобы научить ребенка выговаривать звук «Р» в домашних условиях, необходимо с умом подойти к организации занятий: использовать зеркало и логопедический шпатель (его можно заменить подручными материалами) и выполнять упражнения регулярно. Занятия с детьми дошкольного возраста не должны быть слишком длительными, чтобы малыш не уставал. Превратите Ваши тренировки в веселую игру, которая будет интересна ребенку. Будьте терпеливыми, замечайте даже самые незначительные успехи малыша и не скупитесь на похвалу. У Вас обязательно все получится!

Выводы

Заключение

Звук «Р» является одним из самых сложных для произношения звуков в русском языке. Чтобы малыш научился его выговаривать, потребуется время. Даже если Вы намерены заниматься с ребенком дома самостоятельно, сначала обязательно проконсультируйтесь с логопедом для выявления причины дефекта. Ускорить процесс развития речи у детей дошкольного возраста помогут систематические занятия с логопедом. Специалисты детского Монтессори-центра «Созвездие» обязательно поделятся с Вами идеями интересных логопедических игр и упражнений и помогут Вашему малышу говорить красиво и четко.

Статью подготовила логопед
Феоктистова Наталья

Картавое произношение или ротацизм — речевое нарушение, которое часто встречается у детей и взрослых. Дефект проявляется в неправильном произнесении звука «р». В потоке речи «рычащий» согласный может искажаться, заменяться другими фонемами («коробка» — «ковобка», рука — «лука») или вовсе отсутствовать («рыба»- «ыба», «рост» — «ост»).

Причины и особенности

Звук «р» («рь») считается одним из самых сложных для артикуляции. Чтобы его выговаривать, нужно иметь хорошо развитые лёгкие и мышцы языка. Вот основные причины возникновения ротацизма:

  • аномалии языка и зубочелюстной системы;
  • нарушение фонематического слуха;
  • слаборазвитый артикуляционный аппарат;
  • наследственная предрасположенность;
  • подражание неверному произношению.
  • Многие малыши картавят до 5-6 лет, пока артикуляционный аппарат находится в состоянии формирования, а потом радуют маму и папу правильным звукопроизношением. К сожалению, так происходит не у всех — кто-то всю жизнь разговаривает с «французским акцентом».

Специфичная манера говорения выделяет картавящего человека и может восприниматься окружающими как милая особенность, в которой есть что-то детское и трогательное. Но нельзя отрицать, что ротацизм приносит много неудобств. Во-первых, картавый выговор бывает непросто разобрать — к нему нужно привыкать, приноравливая слух к пропадающему или искажённому звуку «р». Восприятие речи затрудняется и коммуникация серьёзно «провисает». Во-вторых, даже если картавинка вызывает у слушателей умиление, не факт, что сам говорящий мечтал произвести именно такое впечатление. В первую очередь это касается делового общения, когда хочется выглядеть презентабельно и звучать уверенно, а не вызывать ассоциации с милым ребёнком. Наконец, многие люди стесняются своего неправильного произношения и чувствуют себя неловко, когда дело доходит до публичных выступлений.

Эффективный метод коррекции

Если для вас картавость — не изюминка, подчёркивающая индивидуальность, а проблема, которая мешает свободно общаться, её можно и нужно оставить в прошлом. Ротацизм успешно исправляется в любом возрасте, надо только правильно подобрать методику коррекции и упорно работать над постановкой заветного «р»: выполнять логопедические упражнения, делать массаж языка и дыхательную гимнастику. Но помимо анатомо-физиологической стороны проблема имеет ещё и психологический аспект, которому необходимо уделить внимание — снять внутренние зажимы, тревожность и неуверенность.

Специалисты ораторской школы «The Performance Club» знают, как исправить картавость у взрослого, убрать скованность и поставить чёткую речь. Базовый курс «Психофизика лидера» поможет распрощаться с надоевшим дефектом раз и навсегда — вы будете говорить чисто, правильно и красиво. Публичные выступления перестанут быть тяжким испытанием и начнут приносить радость. Занятия проводят опытные педагоги по технике речи — преподаватели топовых театральных вузов.

Программа курса включает эффективные упражнения на укрепление дыхательного аппарата, постановку правильной артикуляции и выразительного звучного голоса. Под чутким руководством наших мастеров вы не только скорректируете картавость и улучшите дикцию, но и разовьёте естественный артистизм, а также овладеете тонкостями статусной коммуникации. «Психофизика лидера» даёт много ценных навыков для личностного роста и достижения успеха в бизнесе.

Артикуляционная гимнастика

Обладатели «французского» произношения часто задаются вопросом: как исправить картавость самостоятельно? Можем порекомендовать следующие упражнения.

  • Широко откройте рот и поглаживайте нёбо языком не менее 10 раз.
  • Откройте рот, высуньте язык и поглаживайте им нижнюю губу, стараясь одновременно произнести звук «р».
  • Растяните губы в широкой улыбке. Кончиком языка делайте плавные движения вдоль внутренней стороны верхних зубов — вправо и влево, будто чистите зубки щёточкой.
  • Сложите язычок желобком и произнесите звук «ф». Следите за тем, чтобы струя воздуха прошла прямо по желобку.
  • Медленно и отчетливо произнесите слоги «тэ», «лэ» и дэ». Каждый — по 10 раз.
  • Дотроньтесь кончиком языка до верхних альвеол и постарайтесь также неторопливо и четко 10 раз проговорить по очереди «тэ», «лэ», дэ». Затем слейте слоги в сплошное «тэлэдэ» и повторите этот набор звуков 15 раз.
  • Произнесите слова, в которых есть буква «р» («рожь», «рис», «ромашка», «красивый», «круто») тем же способом, что предыдущие слоги — сначала обычно, затем с языком, касающимся внутренней стороны верхних десён.

Завершите артикуляционную зарядку произнесением чистоговорок с «непокорным» звуком. Вот несколько вариантов:

  1. «Рыла свинья белорыла, тупорыла. Полдвора рылом изрыла. Вырыла, подрыла, до норы не дорыла. На то хавронье и рыло, чтобы она рыла».
  2. «Редька редко росла на грядке, грядка редко была в порядке».
  3. «Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет».
  4. «Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла».
  5. «Корабли лавировали, лавировали да не вылавировали».
  6. «На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова, три дрова».
  7. «В недрах тундры выдры в гетрах Тырят в ведра ядра кедров. Выдрав с выдры в тундре гетры, Вытру выдрой ядра кедра, Вытру гетрой выдре морду — Ядра в вёдра, выдру в тундру».

Повторяйте эти фразы 4-5 раз. Начинайте с медленного чтения, проговаривая каждое слово как можно чётче, и постепенно наращивайте темп. Выполняйте артикуляционную гимнастику ежедневно по три подхода. Упорно работая над оттачиванием дикции, вы научитесь правильно произносить сложный звук «р».

Если ребенок картавит

Ребенок картавит: что делать?

Малыш учится говорить, изучает возможности своего речевого аппарата, а он его пока частенько подводит…И в этом нет ничего необычного. К 1 году словарный запас крохи составляет немногим более десятка простых слов. Он активно пытается подражать взрослым и повторять слова и звуки. Среди этих звуков «р» — самый «ковар-р-рный»!

Когда ребенок сможет произнести звук «р»?

У некоторых деток это хорошо получается уже в 3 года (особенно у девочек). К 5-6 годам этот трудный звук может произносить большинство ребятишек.
К тому времени, как ребенок пойдет в школу, очень желательно, чтобы он мог произносить все звуки. Около двух процентов детей остаются картавыми…

К кому обращаться за помощью?

Если в 5 лет наблюдаются проблемы с произношением «р», покажите малыша врачу-логопеду. Доктор должен установить причины невыговаривания, и в зависимости от этого дать рекомендации. Среди частых причин – слабые мышцы языка, укороченная уздечка языка, отсутствие необходимых навыков произношения.
И все же, самую большую помощь ребенку можете оказать именно вы!

Очень полезны упражнения для развития подвижности языка

Попросите ребенка в виде игры («А ты так можешь?») выполнить определенные действия:

  • показать, как котик лакает молочко,
  • воспроизвести звук, как цокает копытцами лошадка,
  • «завести мотор» машины.

В последнем случае малышу нужно помочь, чтобы язычок научился вибрировать. Предложите ему сначала произнести «д-д-д…», постукивая кончиком языка по бугоркам возле верхних зубов, а потом попробовать изобразить звук работающего мотора: «др-р-р-р… др-р-р-р… тр-р-р-р… тр-р-р-р…» Ребенок будет стараться — ну кто же захочет, чтобы его машина работала «тл –тл- тл…»?

Ежедневно упражняем артикуляционный аппарат!

На прогулке, при купании, во время поездки, в любой подходящей ситуации ведите с ребенком диалог, вынуждая его упражнять речевой аппарат. Пусть малыш вместе с вами проговаривает скороговорки, стишки с буквой «р». Пусть они будут забавные, смешные и даже нелепые, главное, чтобы ребенку не было скучно заниматься.

Именно так мне и удалось избавить сынишку от картавости! Он повторял за мной всякую всячину, вроде: «Крошка крот вырыл грот», или: «Игривый тигренок крадется: пр-р-рыг!» Вместе и сочиняйте: фантазия работает, глазки сияют, — «Хитрый крысенок хрустит хрящиком: хрум, хрум!» А веселья сколько!

Предложите малышу повторить скороговорки: «На горе у речки уpoдилась гречка.» Кстати придется и загадочная история Карла и Клары: «Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет!»

Малышам очень нравится скороговорка про Греку-растяпу: «Ехал Грека через реку, видит Грека — в реке рак, сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку цап!» А нечего руки совать, куда не надо… «Во дворе трава, на траве дрова» — тоже пригодится! В игривом, непринужденном настроении ваш малыш будет активно стараться произносить трудные звуки.

Будьте терпеливы и последовательны, и ваши усилия непременно оправдаются!

Если ребенок картавит

Уважаемые родители!

Если в речи Вашего ребенка отсутствует звук «Р», илиВаш ребенок произносит звук «Р» «горлом» (как говорят «французский «Р»), или заменяет в своей речи звук «Р» на другой звук (вак/рак или колова/корова). То эта информация для Вас!

В русском языке принято за норму, когда звук «Р» произносится посредством вибрации языка. Но это довольно не просто сделать детям, у кого отмечается недостаточная подвижность артикуляционной моторики, у кого не сформировано правильное речевое дыхание, или, если у ребенка имеется анатомический дефект – короткая подъязычная уздечка.

Для того, чтобы научить ребенка произносить звук «Р» нормативно, необходимо устранить у ребенка основные причины формирования неправильного произношения:

  • улучшить подвижность речевых органов;
  • исправить речевой слух;
  • Исправить речевой выдох;
  • растянуть уздечку языка (если это необходимо).
  1. Для улучшения подвижности речевых органов (как следствие, для устранения «картавости»») необходимо ежедневное выполнение артикуляционной гимнастики. Формирование точных движений губ, языка осуществляется посредством артикуляционной гимнастики. Выполняя специальные упражнения, ребенок должен научиться поднимать язык к небу и удерживать его в этом положении.
  2. Произнесение большинства русских звуков требует направленной воздушной струи, выработка которой производится одновременно с артикуляционной гимнастикой, так как в формировании воздушной струи принимают участие щеки, губы, язык. Необходимо сформировать сильный, продолжительный, направленный на язык выдох. (упражнения «Футбол», «Фокус»).
  3. Развитие фонематического слуха на данном этапе предполагает развитие умения ребенка улавливать разницу между правильным и искаженным произношением. Необходимо направить слуховое внимание ребенка на разницу в звучании звуков (искаженного и нормативного) и выpaбатываем стимул для преодоления нарушения. Демонстрируем ребенку звучание «горлового» звука, и звучание «нормированного» звука. НО. Не злоупотрeбляйте данным направлением работы.
  4. Отработка опopных звуков (сходных с нарушенными по артикуляции)– важное направление работы на подготовительном этапе. Работа предполагает уточнение артикуляции опopного звука и его правильное произношение изолированно, в слогах, словах, предложениях. Опopные звуки для звука «Р» – звуки «Д» и «С». («Д» – отpaбатывает подъем напряженного кончика языка вверх, «С» — направленную воздушную струю).

К Этапу постановки звука можно переходить тогда, когда ребенок научится легко, быстро, правильно воспроизводить основные движения и положения органов артикуляционного аппарата, необходимые для данного звука, четко отличать правильное произношение от искаженного.

Читать еще:  Федор: значение и история имени, судьба и характер

Артикуляционная гимнастика

Необходимо знать следующие правила:

1) Выполнять упражнения перед зеркалом, под счет, который ведет взрослый.

2) Нельзя принуждать ребенка заниматься. Занятия должны проводиться в форме игры и быть интересными ребенку.

3) Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно, по 5 – 7 минут в день (можно включать упражнения в режимные моменты: например, когда умываемся утром, или когда вечером готовимся ко сну).

Каждое упражнение выполняется не менее пяти раз.

Выполняя артикуляционные упражнения , ребёнок научается управлять своими артикуляционными органами, мышцы языка подготавливаются к произнесению звуков [Р], [Р’].

Упражнения для разминки

Постановка звука Р — это ежедневные тренировки. Каждая из которых начинается с разминки и «разогревания» артикуляционного аппарата.

  1. Упражнение «Малярная кисть». Малыш должен улыбнуться и приоткрыть рот. Далее, словно кисточкой, он должен «погладить» языком верхнее нёбо — от верхних зубов и максимально глубоко в сторону горла. Повторить упражнение 10-12 раз.
  2. Упражнение «Часики»

Улыбнуться, открыть рот. Слегка высунуть язык вперед и покачать им из стороны в сторону — от правого уголка рта к левому и так далее. Около 10-20 раз.

  1. Упражнение «Гармошка».

Снова улыбаемся и открываем ротик. Язык прижимаем к верхнему нёбу, словно собираемся произнести мягкий и долгий звук «нь». Не меняя положения языка, открываем рот максимально широко, затем закрываем, открываем-закрываем. Около 15-20 раз.

Исходное положение — улыбаемся и открываем ротик. Кончиком языка проводим по внутренней поверхности верхних зубов, словно метелкой «выметаем» мусор. Делаем упражнение 10-15 раз. Затем, не меняя исходного положения, поочередно упираемся язычком в каждый верхний зубик с внутренней стороны, как бы проверяя — на месте ли он.

  1. «Фокус» — приоткрыть рот, язык чашечкой выдвинуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или на чёлку.
  1. Упражнение «Звенелочка»/»Злой комарик». Малыш должен открыть рот, а кончик языка выдвинуть за передние зубки. В этом положении попытаться произнести звук «з-з-з», затем сдвинуть язычок обратно, упершись им на этот раз уже в верхнее нёбо у основания зубов и снова произнести «з-з-з».

Все эти упражнения отлично развивают артикуляционный аппарат, укрепляют мышцы и постепенно растягивают «уздечку». Однако для отработки именно звука «Р» нужны особые постановочные упражнения.

Упражнения для постановки звука «Р»

ОТ звуков «Д» и «Ж»:

1. Ребенок открывает рот, а кончик языка прижимает к основанию верхних зубов, ритмично и быстро произнося при этом звук «д-д-д». Через пару секунд попросите его, не останавливаясь, сильно дунуть ну кончик языка (то есть попытаться произнести «д-д-д» на сильном выдохе). Звука Р пока не получится, но малыш должен почувствовать ощутимую вибрацию языка и постепенно запомнить ее.

Упражнение «Пылесос»: ребенок произносит звуки «ДЖЖ», длительно, на одном выдохе и при этом отодвигает кончик языка глубже в полость рта. Через секунду можно услышать одноударный «Р».

Механическая помощь: Язык поднят вверх, к альвеолам, ребенок произносит звук Д или сочетание ДЫ в быстром темпе. Следите за тем, чтобы язык был широким и сильно напряжен. Язык «стучит» не у зубов, а на альвеолах, поэтому звук «Д» не четкий. В это время прямым (чисто вымытым) указательным пальцем самого ребенка или своим пальцем, обернутым в носовой платок, подложенным под кончик языка, производите частые колебательные движения из стороны в сторону, отчего слышится рокочущий звук. (Можно использовать ватную палочку, зондозаменители с шариком на конце).
Если язык будет не широкий и не напряженный, палец увлечет его за собой и дрожания не будет. Язык будет раскачиваться вместе с пальцем, со звуком близким к дл (язык должен быть как стойкий оловянный солдатик и ни при каких условиях не уходить со своего поста). Добившись вибрации кончика языка с механической помощью, продолжительность вибрации удлиняют и постепенно переходят к тому, что ребенок начинает вибрацию с механической помощью, а продолжает без нее. Со временем бывает достаточно того, чтобы ребенок подносил палец ко рту, как кончик языка начинает вибрировать самостоятельно (палец в данном случае служит самоуспокоением, ребенок еще не уверен в своих силах), постепенно и в этом надобность отпадает. Если же самостоятельная вибрация кончика языка не выpaбатывается очень долго, начинают автоматизацию звука «Р» в слогах и в словах, добиваясь раската с механической помощью.

Если ребенок картавит

Не каждый ребенок может с легкостью пройти все этапы обучения правильной речи и у многих возникают проблемы с произношением некоторых отдельных букв. Картавость ребенка — это проблема, с которой сталкиваются многие мамы. Картавостью называют неправильное произношение буквы «р». Если не исправить эту проблему в положенном возрасте, в дальнейшем она может стать причиной эмоционального дискомфорта ребенка во время общения с другими детьми. Для того, чтобы избежать таких проблем, целесообразно обратиться к специалисту — логопеду.

Читать еще:  Бактериальный вaгиноз при беременности

Что может сделать логопед?

Логопед — это специалист, который помогает как детям, так и взрослым исправить различные дефекты речи. На первом приеме логопед проверяет речь ребенка устным экзаменом, при помощи которого узнает, какие именно проблемы с речью у ребенка. Тест помогает выяснить, какую терапию уместно применять в каждом конкретном случае.

Следует отметить, что у многих детей проблема с произношением буквы «р» самостоятельно проходит с возрастом. Но приблизительно у двух процентов детей картавость остается на всю оставшуюся жизнь. Именно поэтому важно своевременно обратиться за помощью к специалисту и устранить этот дефект речи до того момента, как все навыки речи полностью сформируются, то есть до достижения ребенком семилетнего возраста.

Причины картавости у детей

Картавость у детей может возникнуть по следующим причинам:

слабость мышц языка;

отсутствие навыка выполнения языком целенаправленных движений;

ограничение движений кончика языка и передней части спинки языка вверх из-за укороченной уздечки;

нарушение фонематического звука.

Способы исправления картавости у детей

Можно выделить много способов исправления картавости у ребенка, однако главное лечение зависит от причины дефекта речи.

Если картавость у ребенка вызвана короткой уздечкой языка, то может потребоваться хирургическое вмешательство, во время которого выполняется надрез уздечки.

Картавость, вызванная другими причинами, лечится при помощи массажа языка, осуществления механической вибрации передней части языка, регулярных упражнений на автоматизацию звука «р», специальной артикулярной гимнастики, тактильного контроля.

К лечению картавости должен быть комплексный подход, который назначает врач-логопед, ориентируясь на возраст ребенка, функциональные особенности артикулярного аппарата и другие факторы.

Самостоятельные упражнения для борьбы с картавостью

К борьбе с картавостью можно также подойти самостоятельно, заставляя ребенка ежедневно выполнять некоторые упражнения.

Первое упражнение называется «Баpaбан». Ребенок должен открыть рот и нащупать языком альвеолы (бугорки, которые находятся на небе за передними зубами). Необходимо ударять кончиком языка по альвеолам, стараясь произносить звук «д».

Второе упражнение — «Воздушный бой». Рот нужно открыть, кончик языка поместить за нижнюю губу, после чего попытаться произнести звук «ф», стараясь сделать струйку воздуха максимально узкой. Это помогает выработке непрерывной тонкой струи, проходящей по центру языка.

Третье упражнение называется «Индюк». С открытым ртом на нижнюю губу кладется широкий язык. В быстром темпе нужно облизывать губу, водя языком назад-вперед, добавляя при этом голос. Получающийся звук будет напоминать болботание индюка.

Упражнение «Лошадка» обычно наиболее любимое детьми: во время выполнения необходимо цокать кончиком кончиком языка, изображая цоканье копыт.

И последнее упражнение называется «чистка зубов». Ребенок должен широко улыбнуться и последовательно пройтись кончиком языка по внутренней поверхности верхнего и нижнего ряда зубов. В начале выполнения упражнения темп должен быть медленным, а затем постепенно ускоряться. Челюсть неподвижна, работает только кончик языка.

Как исправить картавость у ребенка — упражнения

Произношение звука «Р» требует от ребенка одномоментно суметь выполнить несколько точных действий: сделать язык широким, поставить его в правильное положение у альвеол, сильным напором выдыхаемого воздуха заставить вибрировать кончик языка. Неудивительно, что этот звук является самым трудным для произношения звуком русского языка.

Причины картавости

Среди всех дефектов произношения этого звука наиболее распространена картавость, иначе такое произношение называется горловым. В этой дефектной артикуляции язык практически не участвует, а вибрирует маленький язычок (увуля), отсюда и название «увулярное» или грассирующее Р. Существует вариант картавости, когда вибрирует мягкое небо. Это «велярное» Р, при нем слышится грубый рокот.

Причинами этих нарушений могут быть:

  • Короткая подъязычная связка не дает языку подняться вверх;
  • Слишком толстый или слишком узкий язык не может распластаться в нужном положении;
  • Узкое «готическое» небо рассеивает воздушную струю;
  • Передняя часть языка слишком коротка и не дает ему дотянуться до альвеол.

Иногда сложно выявить картавость у ребенка

У детей с хорошим музыкальным слухом дефектное произношение почти не отличимо от правильного. Чтобы удостовериться в наличии картавости, нужно попросить ребенка длительно произнести Р с широко открытым ртом. В таком положении произнести правильный Р не получится, а горловой удастся произнести свободно.

Исправление картавости

На первом этапе коррекции нужно выработать правильное положение языка, увеличить его подвижность, снять напряжение. Для этого существуют такие упражнения артикуляционной гимнастики, как присасывание языка к небу («Грибок»), щелканье из этого положения языком («Лошадка»), поглаживание неба широким языком («Маляр»).

Затем начинается следующий этап коррекционной работы – выработка проторного или фрикативного Р. Это название происходит от слова «проторять», то есть он как бы прокладывает дорогу правильному произношению.

Нужно предложить ребенку поднять язык на «бугорки», то есть на альвеолы, и сказать Ж-Ж-Ж. Для большей образности можно представить, что там поселилась настырная муха. Этот прием нужен для снятия вибрации увули или мягкого неба.

Полученный звук, похожий на английский звук r, многократно повторяют для лучшего закрепления. На этом этапе необходим зрительный контроль движений языка перед зеркалом. Тщательно закрепленный звук включают в речь при отработке слогов и слов со звуком Р (ра-ро-ру-ры, рыба, ракета, рыбак, работа и т.д.).

Читать еще:  Я боюсь рожать: 6 мифов о беременности и родах

Вибрации добиваются путем колебания кончика языка вправо-влево при произношении фрикативного Р. Делать это можно указательным пальчиком ребенка.

Почему ребенок картавит и как с этим бороться?

Интересно ли вам бывать на утренниках в детском саду? Думаю, что большинство из вас скажут: «Да, конечно, там ведь будет выступать мой ребенок!» И мне тоже интересно. Воспитатели у нас в группе – молодцы! Даже если ребенок картавит, то все равно дают роль. Это важно для малышей любого возраста – возможность принять участие в празднике, почувствовать себя маленьким артистом, а не просто быть наблюдателем.

Да, наблюдая за детьми в детском саду, на праздниках или в повседневной жизни, невольно обращаешь внимание, как малыши разговаривают. Могу сказать про себя, что иногда просто ничего не понимаю, что пытается рассказать не мой ребенок, потому что он плохо выговаривает отдельные звуки. Тут, как говорится, родительское ухо плохо настроено на чужую «волну».

Как проявляется картавость?

Педиатры серьезно обеспокоены фактом, что с каждым годом число деток, у которых проявляется картавость, увеличивается. Это простонародное слово, на самом деле, на медицинском языке обозначается как дислалия, то есть нарушение звукопроизношения.

К четырем годам у малышей с относительно хорошим набором слов и при отсутствии патологий со слухом могут возникать трудности с некоторыми звуками. Например, такие звуки, как «р», «л», «ш», «ф», либо совсем не выговариваются, проглатываются, либо произносятся неправильно. Как результат, детская речь понятна только самым близким людям. Окружающие малыша практически не понимают.

Поверьте, малыши искренне переживают эту проблему. И есть два выхода из ситуации, когда родители осознают, что их ребенок картавит.

  • Первый. Если родители серьезно отнесутся к обследованию у детских специалистов и к посещению логопедических занятий, можно исправить речь, и малыш будет разговаривать четко и связно.
  • Второй. Если родителям как-то все равно, то будет упущено драгоценное время, и у повзрослевшего ребенка начнутся проблемы психологического плана, так как сверстники, наверняка, будут или сторониться его, или всячески обижать и кривлять.

Причины нарушений речи у детей

На самом деле, родителям не нужно пугаться диагноза дислалия. Как можно раньше пройдите обследование с ребенком, чтобы установить возможные причины трудностей со звукопроизношением. От этого очень сильно зависит подбор методов коррекции.

Врачи различают два вида нарушения звукопроизношения.

1.Функциональная дислалия связывается с социальными условиями, в которых живет и воспитывается ребенок, и с его физическим состоянием.

Если ребенок картавит, возможно, малыш просто копирует манеру разговора взрослых, которые сами плохо произносят отдельные звуки.

Бывает, что ребенку очень нравятся какие-то мультфильмы, в которых герои говорят на своем упрощенном языке и никак не желают общаться «по-взрослому».

В некоторых семьях родители мало времени уделяют занятиям с ребенком, оставляя их с престарелыми бабушками или дедушками. Другие взрослые, наоборот, слишком коверкают слова, сюсюкаются и употрeбляют неоправданно большое количество уменьшительно-ласкательных форм.

Все это рано или поздно сыграет свою негативную роль.

Частые болезни в раннем возрасте будут влиять на общее развитие ребенка и на тренировку речевого аппарата. Поэтому очень важно укреплять иммунитет, заниматься физическим развитием и гимнастикой с младенчества.

2. Механическая дислалия обусловлена недостатками (дефектами) в развитии губ, языка, неба и зубно-челюстной системы в результате врожденных патологий или приобретенных травм.

Чаще всего проблемы со звукопроизношением возникают, если или уздечка языка недостаточно растяжима, или есть неправильный прикус. Это может определить только опытный специалист.

Тут родители не должны полагаться на свою осведомленность или следовать советам знахарей!

Соответственно, только врач может назначить, как поправить дефекты, нужно ли оперативное вмешательство или будет достаточно регулярных упражнений под руководством логопеда-дефектолога.

Какие бывают занятия и упражнения для исправления речи?

Если вам порекомендуют пройти курс занятий с логопедом, выбирайте педагога с хорошими рекомендациями. И посещайте их не время от времени, а регулярно.

упражнения когда ребенок картавит

И пускай вам не попадется такой «специалист», как в фильме «По семейным обстоятельствам».

Разумеется, если ребенок картавит, родители могут запросто делать дома несложные упражнения, которые направлены на растяжение, укрепление и тренировку мышц лица и языка.

Подберите такое время, когда малыш в настроении, сядьте друг против друга.

Вы можете показать малышу, как сворачивать губы трубочкой, растягивать в широчайшей улыбке, цокать язычком, будто скачет лошадка, высовывать язык сильно вперед и вниз, пробуя показать, как кошка пьет молочко.

Особенно понравится деткам проделывать все это под забавные детские стишки.

А еще можно делать упражнения перед зеркалом – это очень весело!

Взрослые, как правило, понимают, что, если речь у ребенка непонятна, нужно куда-то идти, что-то делать. Понимают, но срочные меры не предпринимают. Не откладывайте!

И в заключении рекомендуем Вам посмотреть видео, где приведена несложная методика постановки звука «Р».

Важно знать родителям о здоровье:

FitoSpray для похудения (Фитоспрей)

FitoSpray для похудения (Фитоспрей)
FitoSpray для похудения ( Фитоспрей) FitoSpray — спрей для похудения Многие мечтают похудеть, стать стройными, обрести фигуру мечты. Неправильное питание,…

23 05 2023 11:14:25

Фитостеролы в продуктах питания

Фитостеролы в продуктах питания
Фитостеролы в продуктах питания Фитостерины Существует много питательных веществ, которые, как утверждают исследователи, могут положительно повлиять на…

22 05 2023 8:56:55

Фитотерапевт

Фитотерапевт
Фитотерапевт Фитотерапевт Я, Ирина Гудаева — травница, массажист, ведущая семинаров по созданию натуральной косметики и курса « Практическое травоведение»…

21 05 2023 16:27:23

Fitvid

Fitvid
Fitvid Брекеты: минусы, трудности, проблемы Брекет-системы помогли избавиться от комплексов миллионам людей. Это действительно эффективный инструмент,…

20 05 2023 3:23:23

Фониатр

Фониатр
Фониатр Фониатрия – один из разделов медицины. Фониатры изучают патологии голоса, методы их лечения, профилактики, а также способы коррекции…

17 05 2023 0:20:54

Форель

Форель
Форель Форель относится к отряду лососеобразных, семейству лососевых. Ее тело удлинено, немного сжато с боков, покрыто мелкой чешуей. Замечательной…

16 05 2023 20:10:18

Формула идеального веса

Формула идеального веса
Формула идеального веса Калькулятор нормы веса Вес 65 кг относится к категории Норма для взрослого человека с ростом 170 см . Эта оценка основана на…

13 05 2023 12:17:54

Формулы расчета идеального веса

Формулы расчета идеального веса
Формулы расчета идеального веса Фoрмулa «идeальнoго вeса» То, что ожирение шагает семимильными шагами по планете – это факт. И, несмотря на то, что…

12 05 2023 23:35:37

Фосфатида аммонийные соли

Фосфатида аммонийные соли
Фосфатида аммонийные соли Аммонийные соли фосфатидиловой кислоты ( Е442) Е442 – это пищевая добавка, которую относят к категории эмульгаторов. Вещество…

11 05 2023 8:31:43

Фототерапия новорожденных

Фототерапия новорожденных
Фототерапия новорожденных Фототерапия новорожденных Применение фототерапии для новорожденных С момента своего рождения организм ребенка начинает адаптацию…

10 05 2023 7:33:48

Фототерапия новорожденных при желтухе

Фототерапия новорожденных при желтухе
Фототерапия новорожденных при желтухе Фототерапия новорожденных После появления ребенка на свет его организм адаптируется к совершенно иным условиям…

09 05 2023 17:50:44

Французская диета

Французская диета
Французская диета Французская диета Эффективность: до 8 кг за 14 дней Сроки: 2 недели Стоимость продуктов: 4000 рублей на 14 дней Общие правила…

08 05 2023 17:16:19

Фрукт Кумкват — что это такое?

Фрукт Кумкват — что это такое?
Фрукт Кумкват — что это такое? Фрукт Кумкват — что это такое? Впервые упоминают необычный для европейцев фрукт китайские летописи 11 века. Португальские…

07 05 2023 9:29:21

Фруктовая диета

Фруктовая диета
Фруктовая диета Фруктовая диета Эффективность: 2-5 кг за 7 дней Сроки: 3-7 дней Стоимость продуктов: 840-1080 рублей в неделю Общие правила Фруктовая…

05 05 2023 16:10:20

Фруктоза при диабете

Фруктоза при диабете
Фруктоза при диабете Можно ли фруктозу при сахарном диабете? Для многих диабет является той проблемой, которая вносит в жизнь ряд ограничений. Так, к…

02 05 2023 7:39:45

Фрукт свити – польза и вред

Фрукт свити – польза и вред
Фрукт свити – польза и вред Свити — что это за фрукт? Что такое свити? Продолжаем разбирать цитрусовые, но как всегда идем не по верхам, а копаем глубже и…

29 04 2023 15:27:44

Фрукты и ягоды

Фрукты и ягоды
Фрукты и ягоды Разница между фруктом и ягодой Фрукты и ягоды любят практически все. Ведь они такие вкусные и полезные! Мы любуемся лежащими на столе…

28 04 2023 12:28:35

Фтизиатр

Фтизиатр
Фтизиатр Врачи фтизиатры Москвы Фтизиатр — это дипломированный специалист в области фтизиатрии. Он специализируется на профилактике, диагностике, лечении…

26 04 2023 22:43:54

Фтор в организме человека

Фтор в организме человека
Фтор в организме человека Фтор в организме человека Дневная норма потрeбления Мужчины старше 60 лет Женщины старше 60 лет Беременные (2-я половина)…

25 04 2023 18:10:38

Боли в спине после рождения ребёнка

Боли в спине после рождения ребёнка
Боли в спине после рождения ребёнка Почему после родов болит спина У мамочек нередко болит спина после родов. Причем, дискомфорт может длиться довольно…

22 04 2023 8:35:45

Фунчоза: польза и вред

Фунчоза: польза и вред
Фунчоза: польза и вред Фунчоза: польза и возможный вред Увлечение восточной кухней год от года растет. Принято считать, что такой рацион полезен для…

21 04 2023 8:53:46

Фундук

Фундук
Фундук В рационе здорового человека обязательно присутствуют орехи в различных вариациях. Среди них выгодно выделяется фундук. Высокая пищевая ценность и…

20 04 2023 8:34:13

Фуросемид таблетки инструкция по применению

Фуросемид таблетки инструкция по применению
Фуросемид таблетки инструкция по применению Инструкция по применению: Цены в интернет-аптеках: Фуросемид – синтетическое диуретическое лекарственное…

17 04 2023 13:52:28

Галактоза

Галактоза
Галактоза Галактоза – это представитель класса простых молочных сахаров. В человеческий организм поступает преимущественно в составе молока,…

16 04 2023 17:11:40

Галанга

Галанга
Галанга С древних времен растения играют важную роль в жизни человека, в том числе и для поддержания здоровья. Некоторые травы известны как лучшие…

15 04 2023 1:58:30

Галега лекарственная

Галега лекарственная
Галега лекарственная Галега лекарственная (Galega officinalis) Син: козлятник лекарственный, козлятник аптечный, козья рута, французская сирень, солодянка…

14 04 2023 10:17:17

Боли в суставах при беременности

Боли в суставах при беременности
Боли в суставах при беременности Боли в суставах при беременности В период беременности у женщины могут возникать различные боли в самых разных местах….

11 04 2023 7:19:23

Гастрит и изжога

Гастрит и изжога
Гастрит и изжога Лучшие лекарства от изжоги и гастрита Многие пациенты с гастритом и другими заболеваниями Ж К Т страдают от изжоги. Данный симптом может…

10 04 2023 7:42:54

Где находится ключица у человека на фото?

Где находится ключица у человека на фото?
Где находится ключица у человека на фото? Ключица человека: анатомия, строение, функции Ключица – это единственное костное образование в теле человека,…

07 04 2023 2:16:57

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Как составить экономико географическую характеристику по типовому плану
  • Как составить резюме на бренд менеджера
  • Как исправить потерю пакетов в валоран
  • Как найти самые объемные файлы на компьютере
  • Как найти площадь парапета

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии