Дополнительная литература: русские народные сказки; зарубежные народные сказки.
Содержание
- «Никита Кожемяка» (из сборника сказок А. Афанасьева)………………..1
- «Докучные сказки……………………………………………………………3
- «О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром» (инд. пер. Н. Ходзы)…………………………………………………………………………4
- «Как братья отцовский клад нашли», молд., обр. М. Булатова…………..6
- «Желтый аист», кит., пер. Ф. Ярилина……………………………………..9
Русские народные сказки
«Никита Кожемяка» (из сборника сказок А. Афанасьева)
Около Киева проявился змей, брал он с народа поборы немалые: с каждого двора по красной девке; возьмет девку, да и съест ее.
Пришел черед идти к тому змею царской дочери. Схватил змей царевну и потащил ее к себе в берлогу, а есть ее не стал: красавица собой была, так за жену себе взял.
Полетит змей на свои промыслы, а царевну завалит бревнами, чтоб не ушла. У той царевны была собачка, увязалась с нею из дому. Напишет, бывало, царевна записочку к батюшке с матушкой, навяжет собачке на шею; а та побежит, куда надо, да и ответ еще принесет.
Вот раз царь с царицею и пишут к царевне: узнай, кто сильнее змея?
Царевна стала приветливей к своему змею, стала у него допытываться, кто его сильнее. Тот долго не говорил, да раз и проболтался, что живет в городе Киеве Кожемяка — тот и его сильнее.
Услыхала про то царевна, написала к батюшке: сыщите в городе Киеве Никиту Кожемяку да пошлите его меня из неволи выручать.
Царь, получивши такую весть, сыскал Никиту Кожемяку да сам пошел просить его, чтобы освободил его землю от лютого змея и выручил царевну.
В ту пору Никита кожи мял, держал он в руках двенадцать кож; как увидал он, что к нему пришел сам царь, задрожал со страху, руки у него затряслись — и разорвал он те двенадцать кож. Да сколько ни упрашивал царь с царицею Кожемяку, тот не пошел супротив змея.
Вот и придумали собрать пять тысяч детей малолетних, да и заставили их просить Кожемяку; авось на их слезы сжалобится!
Пришли к Никите малолетние, стали со слезами просить, чтоб шел он супротив змея. Прослезился и сам Никита Кожемяка, на их слезы глядя. Взял триста пуд пеньки, насмолил смолою и весь так и обмотался, чтобы змей не съел, да и пошел на него.
Подходит Никита к берлоге змеиной, а змей заперся и не выходит к нему.
- Выходи лучше в чистое поле, а то и берлогу размечу! — сказал Кожемяка и стал уже двери ломать.
Змей, видя беду неминучую, вышел к нему в чистое поле.
Долго ли, коротко ли бился с змеем Никита Кожемяка, только повалил змея. Тут змей стал молить Никиту:
- Не бей меня до смерти, Никита Кожемяка! Сильней нас с тобой в свете нет; разделим всю землю, весь свет поровну: ты будешь жить в одной половине, а я в другой.
- Хорошо, — сказал Кожемяка, — надо межу проложить.
Сделал Никита соху в триста пуд, запряг в нее змея, да и стал от Киева межу пропахивать; Никита провел борозду от Киева до моря Кавстрийского.
- Ну, — говорит змей, — теперь мы всю землю разделили!
- Землю разделили, — проговорил Никита, — давай море делить, а то ты скажешь, что твою воду берут.
Взъехал змей на середину моря. Никита Кожемяка убил и утопил его в море. Эта борозда и теперь видна; вышиною та борозда двух сажен. Кругом ее пашут, а борозды не трогают; а кто не знает, от чего эта борозда, — называет ее валом.
Никита Кожемяка, сделавши святое дело, не взял за работу ничего, пошел опять кожи мять.
Докучные сказки (русские)
Жил-был царь.
У царя был двор.
На дворе был кол,
На колу висело мочало –
Не начать ли сказку сначала…
***
Жили-были два павлина,
Вот и сказки половина.
Жили-были два гуся,
Вот и сказка вся.
***
Жил Кутырь да Мутырь
Жил посереди степца,
Накопил себе стожок сенца;
Пришли к ним баран да овца,
Подъели стожок сенца.
Не начать ли сказку с конца?
***
Вокруг польца ходили журавль
Да овца;
Сметали они стожок сенца.
Не сказать ли с конца?
Зарубежные народные сказки
«О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром» (инд., пер. Н. Ходзы)
Говорится: если тигр имеет сердце мышонка, то лучше ему не встречаться с кошкой.
Случилось, что ворон нёс в клюве мышонка и, пролетая над лесом, выронил свою добычу. В том лесу жил человек, умеющий делать чудеса. И мышонок упал к ногам этого человека. Увидев мышонка, человек поднял его и принес свою хижину.
Много дней прожил мышонок с человеком. Человек кормил его, поил, и мышонок был счастлив. Но однажды, выйдя из хижины, он увидел поблизости большого кота. Юркнув обратно в хижину, мышонок забился в угол и сидел там, дрожа от страха. Заметив это, человек спросил:
— Что с тобой? Почему ты дрожишь?
— Ах, господин мой, — пропищал мышонок. — Невдалеке от нашей хижины я встретил кота, и теперь я умираю от страха!..
Человек подумал немного и сказал:
— Хорошо, я сделаю так, что ты никогда не будешь бояться кошек. Ложись спать. Утром ты проснёшься не мышонком, а кошкой.
Как человек обещал, так и сделал: утром мышонок проснулся кошкой.
— Больше тебе нечего бояться кошек. Теперь ты тоже кошка, — сказал человек.
Довольная кошка-мышь выбежала из хижины. И только она собралась понежиться на солнце, как вдруг опять увидела кота. Бедняга сразу же забыла, что она уже не мышь, а кошка, и понеслась обратно в хижину.
— Что с тобой? — спросил человек. — Кого ты опять испугалась?
Кошке стыдно было признаться, что она по-прежнему боится кота, и она сказала неправду:
— Я встретила в лесу собаку; она погналась за мной, я еле спаслась от неё.
Снова сказал человек:
— Ложись спать. Утром ты проснёшься собакой, и тогда тебе нечего будет бояться других собак.
Так и случилось: утром кошка проснулась большой собакой и с громким лаем выбежала в лес. У ближнего дерева она опять заметила кота. И кот тоже увидел собаку. Кот подумал, что собака сейчас бросится на него, и приготовился защищаться: он зафырчал, поднял правую лапу и громко мяукнул. Услышав мяуканье, собака, не помня себя от ужаса, вбежала в хижину.
— А на этот раз кто тебя напугал? — спросил человек.
Стыдно было собаке признаться, что она испугалась кошки, и собака сказала неправду:
— Ах, господин мой, невдалеке от нашей хижины я встретила тигра! Я до сих пор не пойму, как мне удалось спастись от его ужасных клыков!
— Ну, тогда я сделаю так, что ты никого не будешь отныне бояться. Ложись спать. Завтра ты проснёшься тигром.
Так и случилось: утром собака проснулась тигром и решила: «Не пристало мне, царю зверей, ютиться в жалкой хижине человека. Пойду в лес, и пусть все звери трепещут перед моей силой и храбростью!»
Так подумав, тигр важно направился вглубь леса. И вдруг он увидел кота. И кот тоже увидел тигра. От ужаса шерсть кота поднялась дыбом, спина выгнулась дугой, глаза засверкали.
— Теперь я погиб! — подумал кот. — От тигра мне не спастись!
Тигр же, в груди которого билось трусливое сердце мышонка, при виде горящих глаз кота бросился опрометью бежать в хижину человека. Он влетел в дом, забился в самый дальний угол и лежал там, стуча от страха зубами.
Удивился человек:
— Почему ты опять дрожишь? Разве в нашем лесу есть зверь сильнее тигра?
— Есть … — сказал еле слышно тигр.
— Кто же это? — удивился человек.
— Это… это… это кот!
Тогда человек понял все и сказал:
— Тигр, в груди которого бьется сердце мышонка, слабее кошки. Пусть же тот, у кого сердце мышонка, останется навсегда мышонком.
И, так сказав, он превратил тигра в жалкую маленькую мышь
«Как братья отцовский клад нашли» (молд., обр. М. Булатова)
Жил когда-то на свете один человек. У него было три сына. Был тот человек старательный и трудолюбивый, никогда без дела не сидел. Работал он с раннего утра до позднего вечера, не зная устали. Везде поспевал.
Сыновья у него были рослые, красивые, сильные, а работать не любили.
Отец и в поле, и в саду, и дома трудился, а сыновья сидели под деревьями в тени и болтали или ходили на Днестр рыбу ловить.
— Что же вы не работаете никогда? Почему отцу никогда не помогаете? — спрашивали их соседи.
— А зачем нам работать? — отвечали сыновья.- О нас отец заботится, он везде сам справляется!
Так они и жили, год за годом.
Сыновья выросли, а отец постарел, ослабел и не мог уже работать, как прежде. Запустел у них сад около дома, заросло поле сорной травой.
Видят это сыновья, а работать не хотят.
— Что же вы, сынки, без дела сидите? — спрашивает их отец.- Пока я был молод, я работал, а теперь ваша пора пришла.
-Успеем ещё поработать,- отвечают сыновья.
Горько стало старику, что сыновья у него такие
лентяи. Заболел он от горя и слёг в постель.
Тут уж семья совсем в бедность пришла. Сад весь зарос, одичал, выросли в нём крапива да бурьян, так что из-за них даже дома не было видно.
Однажды созвал старик своих сыновей и сказал им:
— Ну, сынки, пришёл мой смертный час. Как вы теперь без меня жить будете? Трудиться вы не любите и не умеете.
Сжались у сыновей сердца, заплакали они.
-Скажи нам, отец, что-нибудь напоследок, посоветуй что-нибудь! — попросил старший сын.
-Хорошо! — сказал отец.- Открою я вам одну тайну. Все вы знаете, что я и покойная ваша мать работали не покладая рук. За долгие годы скопили мы для вас богатство — горшок с золотом. Закопал я этот горшок возле дома, только не помню, в каком месте. Ищите мой клад, и тогда будете вы жить, не зная нужды.
Простился отец с сыновьями и умер.
Похоронили сыновья старика, погоревали. Потом старший брат сказал:
-Что ж, братья, дошли мы до большой бедности, не на что даже хлеба купить. Помните, что отец перед смертью говорил? Давайте искать горшок с золотом!
Взяли братья заступы и стали копать возле самого дома небольшие ямки. Покопали они, покопали, а горшок с золотом найти не могли.
Тогда средний брат говорит:
-Братья! Если мы так будем топать, то никогда не найдём отцовского клада. Давайте раскопаем всю землю вокруг нашего дома!
Братья согласились. Снова взялись за свои заступы, вскопали всю землю, а горшка с золотом так и не нашли.
-Эх,- говорит младший брат,- давайте вскопаем землю ещё раз, да поглубже! Может, отец закопал горшок с золотом глубоко.
Согласились братья. Очень уж хотелось им разыскать отцовский клад!
Снова принялись все за работу.
Копал-копал старший брат — вдруг наткнулась его лопата на что-то большое и твёрдое. Забилось у него сердце, кликнул он своих братьев:
— Идите скорей ко мне: я отцовский клад нашёл!
Прибежали средний и младший братья, стали помогать старшему.
Трудились, трудились и выкопали из земли не горшок с золотом, а тяжёлый камень.
Обидно им стало, они и говорят:
-Что же нам с этим камнем делать? Не оставлять же здесь! Отнесём его подальше да бросим в овраг!
Так они и сделали. Убрали камень и опять принялись землю раскапывать. Целый день работали, об еде, об отдыхе забыли! Перекопали ещё раз всю свою землю. Земля стала пышная и мягкая. А горшка с золотом так и не нашли.
-Что же,- говорит старший брат,- раскопали мы землю — не пустовать же ей! Давайте посадим на этой земле виноград.
— Верно! — говорят братья.- Хоть не даром пропадут наши труды.
Посадили они виноградные лозы и стали ухаживать за ними
Немного времени прошло — разросся у них большой да хороший виноградник. Созрели сочные, сладкие гроздья.
Собрали братья богатый урожай. Оставили себе сколько нужно, а остальное продали — много денег получили.
Тогда сказал старший брат:
— Недаром мы раскопали всю нашу землю: нашли мы в ней драгоценный клад, о котором нам перед смертью отец говорил!
«Желтый аист» (кит., пер. Ф. Ярилина)
Говорят, что жил когда-то в Китае один бедный студент. Звали его Ми. Он был так беден, что не мог заплатить даже за чашку чая. Ми просто умер бы с голоду, если бы один хозяин чайной не стал бесплатно кормить его и поить.
Но вот однажды Ми явился к хозяину и сказал:
— Я ухожу. Денег у меня нет, и заплатить за все, что я здесь выпил и съел, мне нечем. Однако, я не хочу оставаться неблагодарным. Вот, смотри!
И с этими словами студент Ми вынул из кармана кусок желтого мела и нарисовал на стене чайной желтого аиста.
— Этот аист, — сказал Ми, — принесет вам в десять раз больше денег, чем я вам задолжал. Каждый раз, когда соберутся люди и трижды хлопнут в ладоши, он будет сходить со стены и танцевать. Но помните: никогда не заставляйте аиста танцевать для одного человека. И если уж случится такое несчастье, то знайте – это будет в последний раз. А теперь прощайте!
И с этими словами студент Ми повернулся и вышел.
Хозяин был удивлён, однако решил попробовать. Когда на другой день в чайной собралось много народу, он попросил всех трижды хлопнуть в ладоши. И сейчас же жёлтый аист сошёл со стены и протанцевал несколько танцев. Да ещё как весело и забавно! А потом ушёл обратно. Гости были в восхищении — удивлялись, ахали, не могли поверить своим глазам.
И так было каждый раз. Но вот однажды в чайную зашёл богатый начальник – мандарин. Видит: кругом сидят одни крестьяне да ремесленники. Рассердился мандарин и приказал всех выгнать.
Слуги налетели с палками — народ разбежался, и мандарин остался один. Выложил он перед хозяином кучу денег и потребовал показать ему аиста. Хозяин при виде денег забыл обо всём. Он трижды хлопнул в ладоши; аист нехотя сошёл со стены и протанцевал один танец. Вид у него был пасмурный и больной. Потом он ушёл обратно и больше не шевелился. Мандарин кричал, грозил, но сделать ничего не мог.
А ночью у дверей чайной раздался сильный стук. Хозяин пошел открывать.
Видит: стоит студент Ми и молчит. Вынул Ми из кармана дудочку, заиграл и пошел не оборачиваясь. Аист встрепенулся, соскочил со стены и поспешил за ним. С тех пор никто уже не видел студента Ми и его волшебного желтого аиста. Старые люди говорят, что если где-нибудь появится такая диковинка, то это для всех. А если завладеет ею один человек, она все равно исчезнет.
Сказка «Как братья отцовский клад нашли». Слушать
В сказке «Как братья отцовский клад нашли» говорится о том, что у отца было три сына. Пока отец был крепок, хозяйство он вел сам. Но когда отец постарел, и силы стали покидать его, все трудовые заботы легли на плечи братьев. Но братья были неумехами. Однако, когда пришло время найти отцовский клад, умения всё-таки быстро пришлось приобрести. Умение — хотя бы землю копать. Что представлял собой отцовский клад? Был он необычен…
Слушать сказку (6мин22сек)
Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.
- «Гречку мыли» (литовская нар. песенка в обр. Ю. Григорьева) (ЗАУЧИВАНИЕ)
Гречку мыли, гречку мяли,
Мышку по воду послали
По мосту-мосточку,
Желтому песочку.
Проплутала долго –
Испугалась волка.
Заблудилась, слезы градом,
А колодец рядом.
- «Как братья отцовский клад нашли» (молд. обр. М. Булатова)
Жил когда-то на свете один человек. У него было три сына. Был тот человек старательный и трудолюбивый, никогда без дела не сидел. Работал он с раннего утра до позднего вечера, не зная устали. Везде поспевал.
Сыновья у него были рослые, красивые, сильные, а работать не любили.
Отец и в поле, и в саду, и дома работал, а сыновья сидели под деревьями в тени и болтали обо всём или ходили на Днестр и ловили рыбу.
— Что же вы не работаете никогда? Почему отцу никогда не помогаете? — спрашивали их соседи.
— А зачем нам работать? — отвечали сыновья. — О нас отец заботится, он везде сам справляется.
Так они и жили год за годом.
Сыновья выросли, а отец постарел, ослабел и не мог уже работать, как прежде. Запустел у них сад около дома, запустело поле, выросла на нём сорная трава.
Видят это сыновья, а работать не хотят.
— Что же вы, сынки, без дела сидите? — спрашивает их отец. — Пока я был молод, я работал, а теперь ваша пора пришла.
— Успеем ещё поработать, — говорят в ответ сыновья.
Горько стало старику, что сыновья у него такие лентяи, заболел он с горя и слёг в постель.
Тут уж семья совсем в бедность пришла. Сад весь зарос, одичал, выросли в нём такие сорняки, что из-за них даже дома не было видно…
Однажды созвал старик сыновей и сказал им:
— Ну, сынки, пришёл мой смертный час… Как вы теперь без меня жить будете? Работать вы не любите и не умеете…
Сжались у сыновей сердца, заплакали они.
— Скажи нам, отец, что-нибудь напоследок, посоветуй что-нибудь, — попросил старший брат.
— Хорошо! — сказал отец. — Открою я вам одну тайну, которую до сих пор скрывал от вас. Все вы знаете, что я и покойная ваша мать работали не покладая рук. За долгие годы скопили мы для вас богатство — горшок с золотом. Закопал я этот горшок возле дома, только не помню, в каком месте. Ищите мой клад, и тогда будете вы жить, не зная нужды…
Простился отец с сыновьями и умер.
Похоронили сыновья старика, погоревали. Потом старший брат сказал:
— Что ж, братья, жить нам теперь нечем, не на что даже хлеба купить. Помните, что отец перед смертью говорил? Давайте искать, где он закопал горшок с золотом.
Взяли братья заступы и стали копать возле самого дома небольшие ямки. Покопали они, покопали, но найти горшок с золотом не могли.
Тогда средний брат говорит:
— Братья! Если мы так будем копать, то никогда не найдём отцовского клада. Давайте раскопаем всю землю вокруг нашего дома.
Братья согласились. Взялись снова за свои заступы, вскопали всю землю, но горшка с золотом так и не нашли.
— Эх, — говорит младший брат, — давайте вскопаем землю ещё раз, да поглубже! Может, отец закопал горшок с золотом глубоко.
Согласились братья. Очень уж хотелось им разыскать горшок с золотом!
Снова принялись все за работу.
Копал-копал старший брат, вдруг наткнулась его лопата на что-то большое, твёрдое. Забилось у него сердце, обрадовался он и кликнул своих братьев:
— Идите скорее ко мне: я отцовский клад нашёл!
Прибежали средний и младший братья, стали помогать старшему. Трудились, трудились и выкопали из земли не горшок с золотом, а тяжёлый камень…
Обидно им стало, они и говорят:
— Что же нам с этим камнем делать? Не оставлять же здесь — отнесём его подальше да бросим!
Так они и сделали, унесли камень и опять принялись землю раскапывать. Целый день работали, о еде, об отдыхе забыли!
Перекопали ещё раз всю свою землю. Стала земля пышной и мягкой. А горшка с золотом так и не нашли.
— Что же, — говорит старший брат, — раскопали мы землю, не пустовать же ей! Давайте посадим на этой земле виноградные лозы.
— Верно! — говорят братья. — Хоть не даром пропадут наши труды.
Посадили они виноградные лозы, стали ухаживать за ними. Немного времени прошло — разросся у них прекрасный виноградник. На лозах тяжёлые гроздья, как золото, рдеют.
Собрали братья богатый урожай. Оставили себе сколько нужно, а остальное продали, много денег получили.
Тогда сказал старший брат:
— Вот вам, братья, и горшок с золотом, о котором нам перед смертью отец говорил. Недаром мы раскопали всю нашу землю: нашли мы в ней драгоценный клад.
— Верно! — ответил средний брат. — Будем каждый год трудиться на нашей земле — будет она давать нам золото.
С того времени братья дружно работают, и каждую осень находят они тот самый горшок с золотом, о котором говорил им отец.
Вопросы:
- Каким был отец?
- Какими были сыновья у него?
- Каким словом их можно назвать?
- Что отвечали сыновья соседям?
- Что отвечали отцу сыновья, когда тот постарел и заболел?
- Что из этого вышло?
- Что придумал отец перед смертью?
- Для чего он рассказал о кладе?
- Что заставило сыновей искать горшок с золотом?
- О чём же эта сказка?
- «Хлебный голос» А. Ремизов
Литературная сказка
Жил-был царь. И как не стало царицы, царь и призадумался: и то худо, что царицы нет, да на то воля Божья, и опять же хозяйство на руках — и не малое, надо кому распорядиться, надо и гостей принять честно, да чтобы всё было, как у людей есть, а ему на старости лет дай Бог с царством управиться.
А было у царя три сына, все трое женаты, при отце жили. Вот царь призвал к себе снох — и старшую, и среднюю, и младшую — и решил испытать, кому из них большухой быть.
— Какой,— спрашивает цать,- голос дальше слышен?
Старшая думала, думала,— какой голос?
— Да вот,—говорит, — батюшка, намедни бычок за Москвой-рекой рычал, так у Андроньева на обедне слышно было.
— Эка дурёха! — отставил царь старшую сноху и к средней.— Какой голос дальше слышно?
— Петух у нас, батюшка, седни пел поутру, а в Соколинках у мамушки слыхали, Софоровна сказывала.
Царь только бороду погладил: ну, чего с такой спросить? — и к младшей:
— Какой голос дальше слышно?
— Не смею, батюшка, сказать, сами знаете.
— Как так, говори, не бойсь.
— Хлебный голос дальше слышно.
— Какой такой хлебный?
— А такой, батюшка, если кто хорошо кормит, а голодного не забывает, накормит, согреет, утешит, про того далеко слышно.
— Ну,— говорит царь, — умница ты, Поля, по-русски сказала, так и будь ты большухой.
И пошло с этих пор на Руси — хлебный голос всех дальше слышен.
Вопросы:
-Как вы понимаете выражение «хлебный голос»?
-Вы знаете какие-нибудь организации, которые помогают людям?
- «Сенокос» Пословицы и поговорки о хлебе.
Посеешь в пору — соберешь зерна гору.
Без соли, без хлеба — половина обеда.
Без хлеба и без каши ни во что и труды наши.
Без хлеба и у воды худо жить.
Без хлеба куска везде тоска.
Береги хлеб для еды, а деньги для беды.
Где горох посередь нивы, с краю хлеба не будет.
Где сорняк цветет, там хлеб вянет.
Где хлеб, тут и мыши.
Где хозяин ходит, там земля хлеб родит.
Голодной куме хлеб на уме.
Горька работа, да хлеб сладок.
Гречневая каша — матушка наша, а хлебец ржаной — отец наш родной.
Дадут хлебца — дадут и дельца.
Дай, кумушка, щец, да и хлебец твой.
Деньгам счет, а хлебу мера.
Доплясались, что без хлеба остались.
Ешь и пироги, да хлеб вперед береги.
И собака на того не лает, чей хлеб ест.
И хлеб по своей стороне скучает.
И худой живет да хлеб жует.
Из одной муки хлеба не испечешь.
Как хлеб на стол, так и стол престол, а как хлеба ни куска, так и стол доска.
Калач хлебу не замена.
Кто без устали работает, тот без хлеба не бывает.
Не удобришь рожь, соберешь хлеба на грош.
Не шуба греет, а хлеб.
Плевать на обед коли хлеба нет.
Плох обед, коли хлеба нет.
Покуда есть хлеб да вода, все не беда.
Работай до поту, поешь хлеба в охоту.
Там хлеб не родится, где кто в поле не трудится.
У кого хлеб родится, тот всегда веселится.
Хлеб всему голова.
Хлеб да вода – богатырская еда.
Хлеб с солью не бранится.
Хлеб сердце человеку укрепит.
Хлеба нет – и друзей и не бывало
Хлеба ни куска – и в горле тоска.
Хлеб-соль кушай, а добрых людей слушай.
Хлебушко – калачу дедушка (ржаной пшеничному).
Хоть по-старому, хоть по-новому, а без хлеба ни прожить.
Худ обед, когда хлеба нет.
- Загадки о хлебе, с/х машинах
Мнут и катают,
В печи закаляют,
А потом за столом
Нарезают ножом.
(Хлеб)
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
(Хлеб)
На одном большом заводе,
Он — и не кирпичный вроде,
В огнедышащей печи
Выпекают кирпичи.
Я кирпич купил в обед,
Ведь к обеду нужен ….(Хлеб)
Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье…
Ну и объеденье!
(Баранка или бублик.)
Что на сковородку наливают
Да вчетверо сгибают?
(Блины)
Корабль-великан не по морю плывет.
Корабль-великан по земле идет.
Поле пройдет — урожай соберет.
(Комбайн)
Он бывает с толокном,
С рисом, мясом и пшеном,
С вишней сладкою бывает,
В печь сперва его сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят!
По кусочку все съедят.
(Пирог.)
Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.
В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.
В нем тогда, таких как я, будет целая семья.
(Зерно)
Золотист он и усат,
В ста карманах — сто ребят.
(Колос)
Рос сперва на воле в поле.
Летом цвёл и колосился,
А когда обмолотили,
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна – в муку и тесто,
В магазине занял место.
(Хлеб)
То, о чем загадка здесь,
Хорошо с чайком поесть,
С виду – маленький батон,
И с начинкой сладкой он.
(Рулет)
В кусочке сдобного теста
Нашлось для начинки место,
Внутри него не бывает пусто –
Есть мясо или капуста.
(Пирожок)
В домике том,
Что на кухне стоит,
Чёрненький хлеб
И батончик «гостит».
( Хлебница)
«Месяц-новец днем на поле блестел,
к ночи на небо слетел». (Серп)
Я пузырюсь и пыхчу,
Жить в квашне я не хочу.
Надоела мне квашня,
Посадите в печь меня.
(Тесто)
Маленькое, сдобное
Колесо съедобное.
Я одна его не съем,
Разделю ребятам всем.
(Бублик)
Он на солнышке стоит
И усами шевелит.
Разомнешь его в ладони –
Золотым зерном набит. (Колос)
Лежит мужичок в золотом кафтане,
Подпоясан, а не поясом,
Не поднимешь — так и не встанет. (Сноп)
Парикмахер необычный
Гладко чуб стрижет пшеничный,
И лежат за ним вразброс
Копны золотых волос. (Комбайн)
Зубья ходят, гребни машут,
Жатки по полю бегут,
Как мальчишку под машинку,
Поле наголо стригут. (Жатва)
Зубья имеют, а зубной боли не знают. (Грабли)
Зимой — бело, весной — черно,
Летом — зелено, осенью — стрижено. (Поле)
У хлеба есть сестренки и братья,
Предлагаю их скорее отгадать я!
Все родственники эти из муки,
Замеси скорее тесто и пеки!
Если буханку ножом измельчить,
Эти кусочки в печи подсушить,
Смело с собою в поход их бери,
Ведь получаешь всегда… (Сухари.)
Это печенье в глазури обычно,
В виде лепешки, фигурки привычной.
Сладкое, мятное… Ставь быстро чайник,
Если к столу принесет кто-то… (Пряник.)
Сдобная булочка и завитая,
Формой восьмерочку напоминает.
Пышут румянцем верхушка, бочок —
Это же русский витой… (Кренделек.)
Белый хлеб продолговатый
И воздушный, словно вата.
Сверху в рубчиках весь он.
Это — нарезной… (Батон.)
С открытою начинкою лепешка,
Посередине — творога немножко.
Всех пирожков известная подружка
Питательная, вкусная… (Ватрушка.)
От формочки бочок весь в рубчик,
Но с ним невкусным будет супчик.
«Гав, гав!» — попросит песик Рекс
С изюмом выпеченный… (Кекс.)
Без выходных из года в год
Работает хлебозавод.
Ванилью пахнет улочка,
Когда печется… (Булочка.)
Аппетитный и румяный,
Тесто сдобрено сметаной.
Ешь его, пока горяч,
Пышный бабушкин… (Калач.)
На подбор все эти братцы,
Жалко с ними расставаться,
Все с начинкою дружки —
Ароматны… (Пирожки.)
Зимой снег весь убирают,
И в поселке чисто.
Весной, осенью распашут
Землю… (Трактористы.)
Летом отдыха не знают,
Работают так споро,
Хлеб наш добрый убирая.
Это… (Комбайнеры.)
В день веселых именин
Выпекают хлеб один,
Поскорее называй
Выпекают …. (Каравай)
Сладок, нежен и воздушен.
Он порою всем вам нужен.
Ни одно ведь торжество
Не проходит без него. (торт)
За железным конем
Ящик тащится с зерном,
Сквозь дырявое дно
Высыпается зерно. (сеялка)
Встанем мы, когда вы спите,
И муку просеем в сите,
До красна натопим печь,
Чтобы хлеб к утру испечь.
(пекарь)
Из меня пекут ватрушки.
И оладьи и блины.
Если делаете тесто,
Положить меня должны.
(мука)
Подборка по базе: 2. Дневник практики (1).docx, Цикунов А.В. Дневник АО.docx, Читательский дневник.docx, Профилактика дневник пдф.pdf, Примерный дневника стажировки-1.doc, отчет дневник диплом.docx, Методические рекомендации по написанию дневника-отчета.pdf, Бланк Дневник практики (1).docx, онкоцентр дневник по праактике.docx, ПЕЧАТЬ ДНЕВНИКОВ 1.docx
11 | «Лошадь» В. Левин. «Глупая лошадь» Западно-Сибирское книжное издательство, Новосибирск, 1969.
Стихотворение о лошади, которая обувалась не по погоде и, в итоге заболела. Поучительное стихотворение. Художественное своеобразие стихотворения: Сказка, написанная с использованием приема анимизма, антропоморфизма и персонификации. Лошадь наделена душой, поступками, характером и человеческими качествами. «Лошадь купила галоши». Лексика: Сказка написана в стихотворной форме. Содержание сказки простое и понятное детям дошкольного возраста. Стихотворение юмористическое. Вывод: стихотворение рассказывает о том, что каждая вещь предназначена для определенной цели. |
Углублять интерес детей к литературе, воспитывать желание к постоянному общению с книгой в совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности.
Стимулировать и поощрять размышления детей о поступках героев произведения. |
Слушание произведения, рассматривание иллюстраций, беседа по произведению. |
12 | «Веревочка» А. Барто.
В Москве живет девочка, которая учится прыгать на скакалке. Даже в нескольких строчках чувствуется масштаб города, его красота. Шумная, веселая, Дети счастливые, веселые, еще не обремененные различными проблемами. Тут прохожим не пройти: Это с нашего двора Жизнерадостное стихотворение. Художественное своеобразие стихотворения: Это история о реальной девочке, написанная без использования приема анимизма, антропоморфизма и персонификации. Девочка упорно учится прыгать на скакалке. Лексика: Сказка написана в стихотворной форме. Содержание простое и понятное детям дошкольного возраста. Стихотворение поучительное. Вывод: даже если ты учишься чему-нибудь надо помнить, что с тобой рядом живут другие люди. |
Продолжать учить детей понимать содержание стихотворений, помочь осмыслить юмористический и сатирический стиль произведений. | Слушание произведения, рассматривание иллюстраций, беседа по произведению.
Заучивание стихотворения. |
13 | «Косточка» Л. Толстой.
Главный герой рассказа Толстого «Косточка» – мальчик Ваня. Мама Вани купила сливы и собиралась угостить ими детей после обеда. Сливы лежали на тарелке, и Ване очень хотелось съесть хотя бы одну, потому что он их никогда не пробовал. Ваня дождался, когда в комнате никого не будет, и тайком съел сливу. Главная мысль рассказа Толстого «Косточка» заключается в том, что обманывать – это плохо. Обман обязательно будет раскрыт и тогда обманщику будет очень стыдно. Ваня тайком съел сливу, и он ничего не знал про косточку, поэтому Ваня подвергал риску свою жизнь. Ему повезло, что он сумел почувствовать косточку и выбросил ее. Отец Вани. Он знал, что кто-то из детей тайком съел сливу, но не стал устраивать разбирательство, а пошел на хитрость, рассказав про опасность косточки. Этим рассказом он заставил Ваню признаться в своем проступке. Художественное своеобразие рассказа: Это история о мальчике и его семье, написанная без использования приема анимизма, антропоморфизма и персонификации. Мальчик обманул отца. Лексика: Содержание рассказа простое и понятное детям дошкольного возраста. Сюжет интересен детям, поучительный. Вывод: Рассказ учит быть правдивым и всегда слушаться старших. |
Воспитывать чуткость, справедливость, умение признавать ошибки. Обогащать словарный запас детей. Активизировать словарь по лексической теме. Развивать монологическую речь. | Слушание произведения, рассматривание иллюстраций, беседа по произведению. |
14 | «Прыжок» Л. Толстой.
Главные герои рассказа Толстого «Прыжок» – капитан корабля и его сын. Парусный корабль возвращался из кругосветного путешествия. На палубе верткая обезьяна веселила народ. Главная мысль рассказа Толстого «Прыжок» заключается в том, что в экстренных ситуациях следует действовать решительно, не поддаваясь эмоциям. Отец мальчика, оценив ситуацию, понял, что единственным решением проблемы будет прыжок мальчика в воду. Он заставил сына совершить этот прыжок и только после этого дал волю чувствам. Рассказ Толстого учит не поддаваться на провокации, держать свои эмоции под контролем и не бояться чужих насмешек. Обезьяна, сорвавшая шляпу, стала провоцировать мальчика, чтобы тот полез на мачту за ней следом. И герой рассказа поддался на эту провокацию. Немалую роль в его решении догнать обезьяну сыграли и насмешки людей, находившихся на палубе. Если бы сын капитана не стал реагировать на действия обезьяны и на насмешки людей, он не создал бы опасной для его жизни ситуации. Художественное своеобразие рассказа: Это история о мальчике и его отце, написанная без использования приема анимизма, антропоморфизма и персонификации. Отец проявил находчивость. Лексика: Содержание рассказа простое и понятное детям дошкольного возраста. Сюжет интересен детям, поучительный. Вывод: Рассказ учит быть в некоторых ситуациях хладнокровным. |
Продолжать учить отвечать на вопросы и давать оценку поступкам героев рассказа. | Слушание произведения, рассматривание иллюстраций, беседа по произведению. |
15 | «Живая шляпа» Н. Носов.
Главные герои рассказа «Живая шляпа» – два мальчика, Вова и Вадик. Главная мысль рассказа «Живая шляпа» состоит в том, что не стоит поддаваться страху в неожиданных ситуациях. Необходимо всегда сохранять хладнокровие. Рассказ учит быть внимательным и рассудительным. Если бы ребята не забыли о котенке, они бы сразу поняли, почему шляпа движется по полу. Котенок Васька, который старательно пытался выбраться из-под упавшей на него шляпы и, не желая того, напугал двух мальчишек. Художественное своеобразие рассказа: Это история о двух мальчиках, написанная без использования приема анимизма, антропоморфизма и персонификации. Лексика: Содержание рассказа простое и понятное детям дошкольного возраста. Сюжет интересен детям, поучительный. Важно отметить юмористичность и поучительность рассказов Носова. Вывод: нельзя поддаваться страху. |
Продолжение знакомства с творчеством детского писателя Николая Носова.
Развитие коммуникативных навыков: умение отвечать полным предложением, вступать в диалог, говорить по очереди, выслушивать мнение других, не перебивая. Формирование навыков построения рассуждений, умозаключений. Воспитание интереса к произведениям художественной литературы. Развитие чувства юмора, творческого изображения. |
Слушание произведения, рассматривание иллюстраций, беседа по произведению. |
16 | «Я спас Деда Мороза» С. Георгиев.
Рассказ о новогодних чудесах и превращениях. О маскараде и переодеваниях. Но самое главное о храбрости и гордости мальчика, который спас самого Деда Мороза. Художественное своеобразие рассказа: Это история о мальчике, написанная без использования приема анимизма, антропоморфизма и персонификации. Лексика: Содержание рассказа простое и понятное детям дошкольного возраста. Сюжет интересен детям, поучительный, волшебный. Вывод: Новый год самый веселый и самый загадочный праздник, когда может произойти много чудес. |
Познакомить детей с новым художественным произведением, помочь понять, почему это рассказ, а не сказка. Активизировать речевую деятельность детей, расширять словарный запас.
Совершенствовать интонационную выразительность речи у детей, формировать выразительность точность речи. |
Слушание произведения, рассматривание иллюстраций, беседа по произведению. |
17 | «Друг детства» В. Драгунский.
Главный герой рассказа В.Драгунского «Друг детства» из сборника «Денискины рассказы» – мальчик Денис. В рассказе мальчик вспоминает тот период своего раннего детства, когда он, будучи без пяти минут школьником, пытался определиться со своей будущей профессией. Главная мысль рассказа «Друг детства» состоит в том, что дружба – это самое ценное, что есть у человека. Дениска верный друг, пусть и с плюшевым медвежонком. Из Дениски, который так относится к своим друзьям, обязательно должен вырасти добрый и порядочный человек. Художественное своеобразие рассказа: Это история о двух мальчиках, написанная без использования приема анимизма, антропоморфизма и персонификации. Лексика: Содержание рассказа простое и понятное детям дошкольного возраста. Сюжет интересен детям, поучительный. Важно отметить юмористичность и поучительность рассказа В. Драгунского. Вывод: важнее дружбы ничего быть не может. |
Учить слушать рассказ.
Воспитывать у детей эмоциональное отношение к происходящему. Учить оценивать поступки героев, прогнозировать последующие события. |
Слушание произведения, рассматривание иллюстраций, беседа по произведению. |
18 | «Кот-ворюга» К. Паустовский.
Произведение написано от второго лица. Рассказчик начинает повествование со знакомства с главным персонажем. Это бездомный кот, который в поисках пропитания воровал съестное. Поэтому люди прозвали его Ворюгой. Животное имело довольно плачевный вид. У него был отрублен кончик грязного хвоста и разорвано ухо. Увидеть его рассказчику и друзьям удалось только через неделю после ежедневных обворовываний. Вернее, кот устраивал свои вылазки по ночам, и делал это так ловко, что только наутро удавалось обнаружить пропажу. Поймав кота, люди рассмотрели его. Это было очень худое животное. Люди хотели сначала наказать его, но потом поняли, что воровал кот не потому, что у него был плохой характер, а из-за голода, и добрые поступки способны творить чудеса. Кота накормили, и он начал совершать благородные поступки. Художественное своеобразие сказки: Это рассказ о жизни животных. Они не наделены человеческими качествами. В рассказе не использованы анимизм, антропоморфизм и персонификация. Произведение написано в прозе. Содержание его простое и понятное детям младшего дошкольного возраста. Рассказ поучительный. Вывод: учит бережному отношению к животным, о необходимости ухода за ними. И еще в каждом есть и положительные и отрицательные качества, а какие из них берут верх зависит от того, в какую среду попадает человек или животное. На любовь и добро обычно отвечают также добром. |
Продолжить знакомство учащихся с богатым творчеством русских писателей, в частности, с творчеством К. Г. Паустовского;
воспитывать чуткое, доброе отношение к животным; |
Слушание произведения, рассматривание иллюстраций, беседа по произведению. |
19 | «Серая звездочка» Б. Заходер.
Это сказка в сказке, которую рассказывает еж своему ежонку. Поэту папа еж и его ежонок также будут главными героями сказки Далее это сама Серая звездочка, жаба. Умный скворец, который придумал жабе оригинальное имя. Это различные цветы — колокольчики, иван-да-марья, анютины глазки, розы, маргаритки. Это бабочка крапивница, которая нашла свой конец в клюве скворца Это очень глупый мальчишка. Также в сказке действуют вредители — слизняки, гусеницы, жуки. Художественное своеобразие сказки: Сказка, написанная с использованием приема анимизма, антропоморфизма и персонификации. Еж и ежонок наделены душой, поступками, характером и человеческими качествами. Лексика: Содержание сказки простое и понятное детям дошкольного возраста, поучительное. Вывод: «Дело не в названии», главное то, как к тебе относятся твои друзья. |
Познакомить детей со сказкой Б. Заходера «Серая звездочка», воспитание осознанного нравственного отношения к природе. | Слушание произведения, рассматривание иллюстраций, беседа по произведению. |
20 | «Сова» B. Бианки.
Главные герои сказки Бианки «Сова» – Старик и Сова. Главная мысль сказки Бианки «Сова» заключается в том, что не следует пренебрежительно относиться к тем, кто нас окружает. Возможно, от кого-то из них зависит и наше благополучие. Старик прогнал Сову и остался, в итоге, без молока. Художественное своеобразие сказки: Это рассказ о взаимоотношениях животного мира и человека. Сова не наделена человеческими качествами. Не применены приемы анимизма, антропоморфизма. Произведение написано в прозе. Содержание его простое и понятное детям о дошкольного возраста. Вывод: сказка Бианки «Сова» учит быть дружелюбным и приветливым. |
Формировать элементарные экологические представления о природе посредством произведений В. Бианки.
Продолжать формировать представление о взаимосвязи и взаимозависимости живых существ, представление о литературном жанре «познавательная сказка»; развивать умение анализировать, делать выводы, обобщать, активизировать память и внимание детей развивать логическое мышление; |
Слушание произведения, рассматривание иллюстраций, беседа по произведению. |
21 | «Серебряное копытце» П. Бажов.
Главные герои сказки «Серебряное копытце» – старый охотник по имени Кокованя и его воспитанница, девочка по имени Даренка. Главный смысл сказки «Серебряное копытце» состоит в том, что удача – осторожная особа и не любит она шума и суеты. Стоило деду Коковане уйти с зимовки за лошадью, как Серебряное копытце тут же объявился в тех местах и Даренке показался. Да не просто показался, а своим волшебным копытом бил до тех пор, пока всю избушку драгоценными камнями не засыпал, подарив ее обитателям огромное богатство. Немалую роль тут и кошка Муренка сыграла. Помнила она, что Даренка ее на улице подобрала и приютила, вот и отблагодарила девочку, уговорив Серебряное копытце для нее подарок сделать. Художественное своеобразие стихотворения: Сказка, написана в виде истории из жизни людей и животных с применением волшебства. Нет в сказке приема анимизма, антропоморфизма и персонификации. Кошка Муренка и Козлик не очеловечены. Лексика: Сказка написана в прозе. Передан сибирский говор в тексте «дедо» и т.п. Содержание сказки простое и понятное детям дошкольного возраста. Сказ поучительный и интересный по содержанию и сюжету. Вывод: Сказка «Серебряное копытце» учит тому, что творить добро – дело хорошее. Какие добрые дела мы видим в сказке? Кокованя не дал пропасть сиротке, Даренка пожалела кошку, Серебряное копытце расстарался для лесных гостей. Ещё сказка учит тому, что неожиданной удачей надо пользоваться сразу. Не захотела Даренка, чтобы дед камни драгоценные прибрал с виду и пропали они в снегу на следующий день. Хорошо, что Кокованя немного камней успел-таки набрать. Но им с Даренкой и такого богатства с лихвой хватило, не жадные они были. |
Учить воспринимать и передавать содержание произведения, составлять портретную характеристику героя, расширять читательский кругозор, обогащать словарный запас; развивать внимание; воспитывать чувство доброты, любви к природе, животным, заботы о слабых; учить на ощупь определять материал вату, | Слушание произведения, рассматривание иллюстраций, беседа по произведению. |
22 | «Цветик-семицветик» В. Катаев.
Девочке волшебница подарила цветик-семицветик, который может исполнять желания. Девочка шесть лепестков потратила впустую: на конфеты, игрушки, полет на Северный полюс и тому подобное. Но радости от своих желаний она не получала. Когда остался последний лепесток, она долго думала, как его потратить. В итоге она помогла больному мальчику, который не мог ходить, и на душе у девочке стало радостно. Помогает детям понять, почему нужно помочь сперва мальчику, а потом думать о своих желаниях. На таких примерах дети познают сострадание, сопереживание к другим. И будут относиться к слабым в школе или во дворе не со злобой, а как к нормальному человеку, которому нужна поддержка. Девочка совсем не злая и жадная, просто у нее были такие детские желания, потому что она не сталкивалась с трудностями. И вот, увидев мальчика, она совершила поистине чудо. Художественное своеобразие сказки: Это волшебная сказка о девочке Кате. Здесь не использованы приемы анимизма и антропоморфизма. Животные не очеловечены. Сказка построена на волшебных событиях и развертывании занимательного сюжет доступно и понятно детям старшего дошкольного возраста. Незнакомыми словами для детей могут стать: полярник, экспедиция. Вывод: Сказка учит детей добру, взаимовыручке, помогать друг другу. |
Закрепить знание детей о литературной сказке «Цветик-семицветик»;
-продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя полным ответом; -обогащать словарный запас детей; -развивать речь, память, логическое и творческое мышление; -формирование умения связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку; Слушание произведения, рассматривание иллюстраций, беседа по произведению. -способствовать формированию мыслительных операций, умению аргументировать свои высказывания, рассуждать; -воспитывать любовь к художественной литературе, к героям произведения, вызвать сочувствие, сопереживания, желание прийти на помощь; -развивать у детей фантазию, творческое воображение; -воспитывать аккуратность и умение доводить начатое дело до конца. |
Слушание произведения, рассматривание иллюстраций, беседа по произведению. |
23 | «О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром», инд. пер. Н. Ходзы
Это очень мудрая индийская народная сказка, которая повествует о мышонке, который пытался избавиться от своей трусости. Неважно, кем ты кажешься, важно, кем ты являешься… Тогда человек понял всё и сказал: — Тигр, в груди которого бьётся сердце мышонка, слабее кошки. Пусть же тот, у кого сердце мышонка, останется навсегда мышонком. И так сказав, он превратил тигра в жалкую беспомощную мышь. Художественное своеобразие сказки: Сказка, написанная с использованием приема антропоморфизма и персонификации. Животные очеловечены, наделены человеческими качествами. Сказка написана в прозе. Содержание сказки простое и понятное детям дошкольного возраста. Сказка поучительная, мотивирует задуматься. Вывод: трусость – это не очень хорошее качество и надо избавляться от него. |
Способствовать формированию мыслительных операций, умению аргументировать свои высказывания, рассуждать;
-воспитывать любовь к художественной литературе, к героям произведения, |
Слушание произведения, рассматривание иллюстраций, беседа по произведению. |
24 | «Как братья отцовский клад нашли», молд., обр. М. Булатова.
У одного человека были ленивые сыновья. Не желающие работать и приносить пользу сначала себе и своей семье. – Что же вы не работаете никогда? Почему отцу никогда не помогаете? – спрашивали их соседи. – А зачем нам работать? – отвечали сыновья. – О нас отец заботится, он везде сам справляется. Но отец состарился, и все пришло в запустение. И лишь видя своего отца при смерти, у них появляются мысли, что как они будут жить и просят совета. Отец дал совет, который позволил им разбогатеть. Но произошло это не просто так, а лишь когда сыновья стали вместе дружно работать. С того времени братья дружно работают, и каждую осень находят они тот самый горшок с золотом, о котором говорил им отец. Художественное своеобразие сказки: Сказка, написанная без использования приема антропоморфизма и персонификации. Сказка о людях, животные в ней не присутствуют. Сказка написана в прозе. Содержание сказки доступное детям дошкольного возраста. Но, на мой взгляд, грустное. Вывод: сказка учит тому, что нельзя лениться и нужно помогать старшим лишь совместное дело позволит достичь результата. |
Продолжать развивать интерес к литературным произведениям. Формировать умение давать оценку действиям героев. | Слушание произведения, рассматривание иллюстраций, беседа по произведению. |
25 | «Желтый аист», кит., пер. Ф. Ярлина. Желтый аист и гора солнца: китайские народные сказки / рис. Н.Кочергина; пер. с китайского Ф.Ярилина и Л.Позднеевой. – М.: Детгиз, 1959.
Китайская сказка очень тонко показывает, что доброта приносит свои плоды. Хозяин чайной пожалел бедного студента и получил в дар желтого аиста. А еще диковинные вещи должны служить всем людям, а не одному. Художественное своеобразие сказки: Сказка, написанная без использования приема антропоморфизма и персонификации. Сказка о людях, животные в ней не присутствуют. Сказка написана в прозе. Содержание сказки доступно детям дошкольного возраста. Содержание сказки философское. Вывод: доброта позволяет осуществить свои мечты. |
Продолжать развивать интерес к литературным произведениям других народов. Формировать умение давать оценку действиям героев. | Слушание произведения, рассматривание иллюстраций, беседа по произведению. |
26 | «Как я ловил человечков» Б. Житков.
Мальчик Боря у бабушки увидал на полке игрушечный пароходик. Бабушка не разрешала трогать его. Боря же теряет покой из-за пароходика и начинает верить, что там живут человечки. Однажды мальчик решает поймать человечков. Случается непоправимое: он решает достать человечков, но ломает пароходик. Мальчик разломал пароходик, а человечков не поймал. Борис Житков назвал рассказ «Как я ловил человечков», чтобы показать, насколько вредно верить в свои выдумки и принимать желаемое за действительность. Художественное своеобразие рассказа: Это история о мальчике Боре, написанная без использования приема анимизма, антропоморфизма и персонификации. Лексика: Содержание рассказа простое и понятное детям дошкольного возраста. Сюжет интересен детям, поучительный. Важно отметить поучительность рассказа. Вывод: В каждом живёт желание заглянуть в неведомый мир, унестись в своих фантазиях, мечтах и надеждах. |
Умение воспринимать чтение рассказов на слух, пересказывать произведение, отвечать на вопросы сложными предложениями, различать жанры художественной литературы. | Слушание произведения, рассматривание иллюстраций, беседа по произведению. |
27 | «Отважный пингвиненок» Г. Снегирев.
Рассказ от лица автора, человека, изучающего жизнь животных и птиц. Очень образно автор раскрывает характер Пингвиненка, который рискнул и пошел купаться, как большая взрослая птица. Это был отважный пингвиненок. Он первый искупался в холодном зелёном море. Художественное своеобразие сказки: Это рассказ о жизни животных — пингвиненка. Рассказ-наблюдение. Они не наделены человеческими качествами. В рассказе не использованы анимизм, антропоморфизм и персонификация. Произведение написано в прозе. Содержание его простое и понятное детям старшего дошкольного возраста. Рассказ поучительный. Вывод: становясь взрослее не надо бояться делать первый шаг и учиться новому. |
Продолжать знакомить детей с маленькими рассказами из жизни пингвинов. Учить строить сложноподчиненные предложения. Учить детей свободно, без повторов и ненужных (мешающих восприятию) слов пересказывать эпизоды из книги Г. Снегирева «Про пингвинов» (по своему выбору). | Слушание произведения, рассматривание иллюстраций, беседа по произведению. |
28 | «Буква «Ты» Л. Пантелеев.
Иринка училась читать и никак не могла понять загадочную букву «я». «Тыкову дали тыблоко». Долго пришлось Иринушке помучаться с буквой «Я», пока она не поняла, что нет в русском алфавите буквы «Ты», а есть буква «я». И все же девочка преодолела все трудности и научилась читать. Художественное своеобразие рассказа: Это история о девочке Иринке, которая учила букву «я», написанная без использования приема анимизма, антропоморфизма и персонификации. Лексика: Содержание рассказа простое и понятное детям среднего и старшего дошкольного возраста. Сюжет интересен детям, поучительный. Важно отметить поучительность рассказа. Вывод: в обучении нужно быть прилежным. |
Умение воспринимать чтение рассказов на слух, пересказывать произведение, отвечать на вопросы сложными предложениями, различать жанры художественной литературы. | Слушание произведения, рассматривание иллюстраций, беседа по произведению. |
29 | «Кроха» М. Москвина.
Кроха – это черепашонок, которого вывезли из его привычной среды обитания. Он заболел, и доктор посоветовал мальчикам отправить его обратно. Добрые мальчики нашли возможность сделать это. И не напрасно черепашонок вернулся домой и был счастлив. Художественное своеобразие сказки: Это история о мальчиках, которые спасли черепашонка, написанная без использования приема анимизма, антропоморфизма и персонификации. Лексика: Содержание рассказа простое и понятное детям среднего и старшего дошкольного возраста. Сюжет интересен детям, поучительный. Важно отметить поучительность рассказа и его экологичность. Вывод: рассказ прививает любовь к животным; развивает понимание о среде обитания и ее влияния на жизнь животного. |
Способствовать формированию мыслительных операций, умению аргументировать свои высказывания, рассуждать;
-воспитывать любовь к художественной литературе, к героям произведения. |
Слушание произведения, рассматривание иллюстраций, беседа по произведению. |
30 | «Сказка про трех пиратов» А. Митяев.
Автор не делает никаких выводов, он радуется и огорчается, веселится и грустит, загорается и остывает вместе со своими героями. С невероятной легкостью, самые сложные ситуации, с помощью иронии и юмора, начинают восприниматься как вполне решаемые и легко преодолимые. Данная история — это своеобразная загадка, поставленная читателю, и обычной логикой ее не разгадать, до самой последней страницы. Запутанный сюжет, динамически развивающиеся события и неожиданная развязка, оставят гамму положительных впечатлений от прочитанной книги. Созданные образы открывают целые вселенные невероятно сложные, внутри которых свои законы, идеалы, трагедии. Художественное своеобразие сказки: В данном произведении не использованы приемы очеловечивания и персонификации. В, с виду вполне правдивую историю, добавлен занимательный приключенческий сюжет и волшебство. Лексика: Текст не имеет сложных слов и архаизмов, а также неологизмов. Текст простой и доступный для понимания детьми дошкольного возраста. В тексте умеренно использованы средства художественной выразительности речи. Текст повествовательный, в прозе. Вывод: произведение о путешествиях. |
Воспитывать любознательность;
• воспитывать доброжелательное отношение к окружающим; • воспитывать активность, самостоятельность, уверенность в себе, способность к принятию собственных решений. |
Слушание произведения, рассматривание иллюстраций, беседа по произведению. |
31 | «Почта» С. Маршак.
Стихотворение Маршака «Почта», как кажется, давно потеряло свою актуальность. И в самом деле, кто из нас сегодня ассоциирует слово «письмо» не с электронным ящиком, а с бумажным конвертом? Наверное, никто. Тем более, наши деточки вряд ли предполагают, что было время, когда нельзя было просто так в любую секунду снять трубку и услышать голос бабушки, живущей за тысячу километров от тебя… И уж тем более, они даже не представляют кто же это такой – почтальон, и почему у него на ремне толстая сумка. Художественное своеобразие сказки: В данном произведении не использованы приемы очеловечивания и персонификации. Т.к. речь идет о реально существующем почтальоне и его работе. Описана поучительная жизненная ситуация с его участием. Лексика: Текст не имеет сложных слов и архаизмов, а также неологизмов. Текст простой и доступный для понимания детьми дошкольного возраста. В тексте умеренно использованы средства художественной выразительности речи. Текст повествовательный, в прозе. Вывод: Стихотворение Маршака »Почта» – прекрасный способ рассказать им о том, что же это такое – почта 20 века. Как почтальоны разносили письма по домам, и как радовались люди, получая такие долгожданные письма от своих родных и знакомых. Ведь как бы там ни было, а почта все еще работает и сейчас. И до сих пор ходят люди с толстой сумкой на ремне. |
Воспитание интереса к книжной иллюстрации, бережное отношение к книжкам;
— воспитание умения работать в коллективе; — воспитание будущего читателя. — обогащение представлений о профессиях |
Слушание произведения, рассматривание иллюстраций, беседа по произведению. |
32 | О. Пройслер «Маленькая Баба-яга»,пер. с нем. Ю. Коринца.
Маленькая Баба-яга очень веселая, добрая и делающая только добрые дела. Чем злит взрослых ведьм. Ведьмочка, которой на шабаше сказали стать «хорошей», безоговорочно выполняет поручение, она и правда хочет стать хорошей. И все ее действия и решения не просто продуманны, она старается и проучить, и наградить обиженного, и это так мило наблюдать. Каждая ее проделка, вроде как и детская, но в то же время и очень мудрая. Художественное своеобразие сказки: В данном произведении не использованы приемы очеловечивания и персонификации. Т.к. речь идет о маленькой Бабе Яге. Это вымышленный, но живой персонаж. Лексика: Текст не имеет сложных слов и архаизмов, а также неологизмов. Текст простой и доступный для понимания детьми дошкольного возраста. В тексте умеренно использованы средства художественной выразительности речи. Текст повествовательный, в прозе. Вывод: хорошие дела лучше, чем плохие. |
Знакомство с немецкой сказкой (расширение кругозора);
— обучение приёмам постановки театрализованного представления, работы с текстом сценария, подготовки реквизита, планирования и подготовки к репетиции. — развитие способности удерживать произвольное внимание — развитие навыков коммуникации; — развитие нравственной культуры; — развитие понимания ценности хороших взаимоотношений между людьми, заботы и уважения к окружающим. |
Слушание произведения, рассматривание иллюстраций, беседа по произведению.
Игра-драматизация. |
33 | «Шляпа волшебника», пер. В. Смирнова.
Рассказы о семье троллей. Папа Муми Тролля и Мама Муми Тролля произносятся по-домашнему, и никак нельзя обойти тот прекрасный факт, что с каждой историей у Муми Тролля друзей становится все больше, а папа и мама Муми Тролля не жалуются, а просто мастерят и втаскивают в дом новые кровати. Золотые родители! Все персонажи очень живые, у каждого есть свой характер, хотя отрицательные черты характера (такие как занудство Хемуля или избалованность Сниффа) совсем не поощряются другими. Художественное своеобразие сказки: Это волшебная сказка. Здесь есть очеловечивание вымышленных персонажей – троллей. В данном произведении использованы приемы очеловечивания и персонификации. Лексика: Текст не имеет сложных слов и архаизмов, а также неологизмов. Текст простой и доступный для понимания детьми дошкольного возраста. В тексте умеренно использованы средства художественной выразительности речи. Текст повествовательный, в прозе. Вывод: в семье должны все жить дружно. |
Умение воспринимать чтение рассказов на слух, пересказывать произведение, отвечать на вопросы сложными предложениями, различать жанры художественной литературы. | Слушание произведения, рассматривание иллюстраций, беседа по произведению. |
34 | «Кот, который умел петь» Л. Петрушевская.
Кот тщетно пытается добиться внимания возлюбленной Кошки с помощью пения, но та не обращает внимания, поскольку слишком занята просмотром различных телепередач. Кот решает попасть на телевидение и выступить со своей песней там, но ему постоянно высказывают претензии – «с хвостами не берём», «с какой стати у вас лицо полосатое». Кот злится и показывает когти. После этого ему категорически отказывают в показе, на что Кот отвечает угрозой «испортить всё ваше телевидение». Спустя какое-то время он начинает бегать по телевизионной вышке с громкими криками, из-за чего изображение в телевизоре переворачивается то набок, то и вовсе вверх тормашками. Из-за надоедливых помех зрители вскоре решают выйти на улицу, в том числе и Кошка. Увидев её, Кот впервые с ней заговаривает, и они начинают совместную прогулку, в ходе которой он «спел ей все песни, какие хотел». Художественное своеобразие сказки: Сказка написана приемом антропоморфизм – кот вполне очеловечен, у него возникают вполне человеческие желания. Вывод: не всегда публичное выступление может привлечь чье-то внимание. |
Познакомить с произведением. Продолжать учить отвечать на вопросы по тексту. Умение передавать интонацию в соответствии с переживаниями героев. | Слушание произведения, рассматривание иллюстраций, беседа по произведению. |
- Национальная электронная детская библиотека (НЭДБ) arch.rgdb.ru
- Архив оцифрованных материалов РГДБ
- Диафильмы
- Посмотреть элемент
x
Этот элемент содержится в следующих коллекциях
-
Диафильмы [5443]
Для просмотра диафильмов регистрация НЕ требуется. Для перемотки кадров диафильма просто нажимайте мышью в нижней (вперед) или верхней (назад) части текущего кадра диафильма. Диафильм представляет собой последовательность из 30—50 диапозитивов размером 18×24 мм, отпечатанных на общем рулоне позитивной 35-мм киноплёнки. Кадры диафильма выстроены в определённом порядке и сопровождаются титрами, превращающими фильм в иллюстрированный рассказ. В диафильмах чаще всего использовались репродукции рисунков, специально созданных художником для этой цели. (из Википедии)
Поиск в архиве
- Об архиве
- Помощь
- Создатели цифровых копий
- Правообладателям
- Виртуальный зал (юр. лицам)
- Баннеры
Просмотр
-
Весь архив
- Разделы & Коллекции
- Дата публикации
- Авторы и не только
- Название
- Тема
-
Эта коллекция
- Дата публикации
- Авторы и не только
- Название
- Тема