Иорданская лестница в эрмитаже как найти схема

Современные реалии вносят изменения в работу всех учреждений культуры России, в том числе и музеев. Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге всегда посещало множество туристов, наших и иностранных.

Чтобы уменьшить риск заражения ковидом, руководство музейного комплекса еще в 2020 году приняло решение развести людские потоки по регламентированным маршрутам. На посещение Эрмитажа по любому из маршрутов дается сеанс длительностью 2 часа. Одновременно запускается не более 100 человек.

Содержание

1

Маршрут №1 по Эрмитажу

Маршрут №1 по Эрмитажу

Этот маршрут считается традиционным, его выбирают для первого похода в Эрмитаж. По нему в допандемийное время чаще всего и водили экскурсии. Он охватывает парадные залы и самые знаменитые экспонаты искусства Высокого Возрождения.

Туристы, купившие билеты за полную стоимость идут через главный вход Зимнего с Дворцовой площади под аркой, затем через внутренний Большой Двор по указателю к Иорданской лестнице.

Льготные категории граждан, а также их сопровождающие с билетами общей категории, заходят через Малый Эрмитаж со стороны Шуваловского проезда. Это устроено специально, чтобы избежать скопления людей при проверке документов, подтверждающих право на скидку к цене. К началу маршрута проходите, следуя распоряжениям служащих музея и направляющим стрелкам-указателям.

Продажа билетов в Эрмитаж по первому маршруту осуществляется онлайн, в целях предотвращения образования очередей (в кассах музея можно купить только нереализованные онлайн билеты):

купить билет в Эрмитаж (маршрут №1)

Мы рекомендуем приобретать билет в Эрмитаж с аудиоэкскурсией в бесплатном приложении, которое устанавливается на Ваш телефон. Аудиогид проведет Вас по маршруту и ознакомит с главными экспонатами музея:

купить билет на маршрут №1 с аудиоэкскурсией

На заметку: только этот путь подходит для маломобильных граждан, так как между этажами имеются подъемники.

План маршрута №1 по Эрмитажу

Маршрут №1 начинается для всех посетителей с Иорданской лестницы, роскошной и знаменитой, «снимавшейся» во многих исторических фильмах.Далее путь ведет вас в парадные залы Зимнего дворца:

  • Фельдмаршальский;
  • Петровский (Малый тронный);
  • Гербовый;
  • Георгиевский (через Военную галерею 1812 года с парадными портретами военачальников, прославившихся в войне с Наполеоном).

Из Аполлонова зала Вы попадаете в Малый Эрмитаж. Обязательно остановитесь: здесь выставлена «Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем», известная как «Прекрасная Садовница» из собрания полотен Лувра.

По Романовской галерее, где уже выставляются экспонаты западноевропейского искусства, вы попадаете в Павильонный зал со знаменитыми часами.

План-схема маршрута №1 по Эрмитажу

Важно: Не стоит выбирать самое позднее время посещения, так как с 2020 года Павлина не заводят.

От прекрасной птицы – переход в Новый Эрмитаж к самым знаменитым шедеврам из коллекции российских императоров. Вас ожидают картины великих мастеров:

  • «Святое семейство» и «Мадонна Конестабиле» Рафаэля;
  • «Юноша с лютней» Караваджо;
  • «Апостолы Петр и Павел» Эль Греко;
  • «Святой Себастьян» Тициана;
  • «Даная», «Возвращение блудного сына» и «Портрет старика в красном» Рембрандта.

И, конечно же, «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи.

Далее указатели ведут к искусству Древних Греции, Рима и Египта. Мальчикам с семи лет обязательно стоит показать рыцарский зал.

Если из отведенных 2 часов времени еще достаточно, поднимитесь на 3 этаж Зимнего дворца в Запасную галерею европейской живописи XVII‒XVIII веков, чтобы увидеть полотна Рубенса и его учеников, Джордано, Голциуса, последователей Караваджо и других художников.

По прохождении маршрута выходите из Эрмитажа на Дворцовую набережную к знаменитым атлантам.

Маршрут №2 по Эрмитажу Санкт-Петербурга

Маршрут номер два по Эрмитажу

Этот путь знакомства с сокровищами Эрмитажа длиннее предыдущего. Он начинается у Церковной лестницы идет через покои императорской семьи, залы русского и восточного искусства, а в конце через несколько переходов выводит туристов к галереям с творениями мастеров Высокого Возрождения.

При этом помните: времени на путешествие у вас также 2 часа. Стоит ли гнаться за количеством?Логичнее выбрать маршрут №2, если вы уже были в Эрмитаже ранее и хотите посмотреть что-то новое, необычное. Тем, кому трудно передвигаться по многочисленным лестницам этот путь не подходит, так как его большая часть лифтами не оборудована.

Купившие билеты на этот маршрут по полной стоимости, проходят через вход на Дворцовой площади, во Большом дворе ориентируются на указатели к Церковной лестнице. Льготники и их сопровождающие ищут вход с Шуваловского проезда.

План маршрута №2 по Эрмитажу

От Церковной лестницы и Малой дворцовой церкви вы попадаете в залы и комнаты, предназначенные для проживания императоров и их семей, начиная с 1840 года. Именно тогда Зимний дворец был возрожден после страшного пожара 1837 года. Часть интерьеров архитектор Стасов восстановил по имевшимся чертежам, большинство создал заново в стиле ампир.

Ваш путь пройдет через:

  • Концертный и малахитовый залы;
  • несколько гостиных: усадебного типа, залы Росси и Гамбса;
  • будуар;
  • готический кабинет;
  • помпейскую столовую;
  • курительную комнату;
  • библиотеку и еще несколько помещений в интерьерах разных эпох.

План-схема маршрута №2 по Эрмитажу
По Салтыковской лестнице можно подняться на третий этаж к залам с произведениями искусства и предметами быта народов и государств востока, при чем маршрут разделяется на несколько направлений.

Информация по секрету от бывалых : после каждого из них можно вернуться к лестнице и выбрать следующее.

На третьем этаже вам доступны два направления с творчеством народов:

  • Хунну;
  • Монголии и Тибета;
  • Танготов;
  • буддийского пещерного монастыря Дуньхуан;
  • восточного Туркестана по Великому Шелковому пути;
  • нецке;
  • Византии;
  • Арабского халифата (Ближнего Востока);
  • Мамлюкского султаната;
  • Персии;
  • Османской империи;

Можно исключить восточное искусство, продолжив«русское» направление №3 с семью залами обстановки времен Екатерины II и покоями императрицы Марии Александровны, бабушки последнего императора, включающими:

  • будуар;
  • Малиновый кабинет;
  • Зеленую столовую;
  • Синюю спальню;
  • Золотую гостиную;
  • Белый зал.

После их осмотра вы выйдете к двум залам с произведениями французского искусства XVIII века.

Направление №4 от «Темного» коридора с шпалерами французского и фландрийского производства ведет через залы:

  • русской культуры времен Анны Иоанновны;
  • английским искусством XVI-XVIIIвеков;
  • прикладным творчеством Франции тех же времен;
  • Александровский с западноевропейским серебром.

Именно через последний зал можно перейти в другую часть Зимнего дворца, чтобы попасть в финале к Высокому Возрождению, но поскольку время осмотра лимитировано, на этом стоит закончить осмотр по второму маршруту, а не пытаться «объять необъятное». Служащие музея подскажут, как пройти к выходу на Дворцовую набережную.

Маршрут №3 по Эрмитажу

Маршрут №3 по Эрмитажу

Если вы прошли Зимний дворец, Малый и Новый Эрмитажи неоднократно, музейный комплекс предлагает новые экспозиции в левом крыле здания Главного Штаба.

Часы работы этого филиала, условия приобретения билетов такие же, как и Эрмитаже. Время на осмотр экспозиций стандартное – 2 часа.Вход – на Дворцовой площади, выход – у Певческого моста через Мойку.

В программе осмотра:

  • галереи живописи импрессионистов и постимпрессионистов из собраний Щукина и братьев Морозовых с картинами Матисса, Пикассо, Дени;
  • зал Фаберже;
  • экспозиция произведений периода модерна;
  • живопись XXI века.

Кроме того, гостям предлагается познакомиться с интересными документами и экспонатами, связанными с работой министерств иностранных дел и финансов России, а также подразделений русской Гвардии, в разные периоды жизни страны.

План-схема маршрута №3 по Эрмитажу

В недавно возрожденном храме Александра Невского открыта выставка богослужебных предметов, относящихся к первой четверти XIX века, в том числе:

  • иконостас походной церкви императора Александра I времен войны с Наполеоном;
  • Смоленская икона Божией Матери, подаренная Кутузову;
  • икона из усадьбы Аракчеева со скрытым портретом Павла I.

Внимание: для маломобильных граждан доступно несколько залов, их список и организацию помощи уточняют заранее по телефону 8-812-495-71-71.

Маршруты экскурсий по Эрмитажу в 2023 году

Маршруты экскурсий по Эрмитажу

Экскурсии проводятся в индивидуальном порядке – группой до 10 человек. Цена билетов – 1000 руб.(входной билет и экскурсионное обслуживание), льгот нет. Исключение – детский вариант «В мире прекрасного» со стоимостью 600 руб.

Взрослым гостям предлагаются визиты:

  • в Золотую и Бриллиантовую кладовые;
  • обзоры по Эрмитажу и Главному Штабу;
  • тематические – на временные выставки и в отдельные популярные залы.

Узнать больше о Золотой кладовой, режиме работы и стоимости билетов в 2023 году Вы можете здесь, о Бриллиантовой кладовой здесь.

Временные выставки

В стоимость билетов на маршрутах № 1 и 2 по Эрмитажу включены временные выставки. Они располагаются в разных залах музея. Часть доступна только на маршруте №2 (например, «Дорожный сундук Александра III), другие – в обоих направлениях (например, «Искусство Средневековья из галереи Умбрии»).

Временные экспозиции вы можете посетить и отдельно, вне установленных маршрутов. Время проведения, сеансы и цены изучайте здесь.

График сеансов, единый для любого маршрута

Дни недели Сеансы для основной категории посетителей Сеансы по специальному предложению льготным категориям
вторник-воскресенье 11-00, 11-30, 12-00, 12-30, 13-00, 13-30, 14-00, 14-30, 15-00, 16-00, 16-30, 17-00 11-30, 12-00, 14-00, 15-00, 16-30, 17-00
среда, пятница, суббота (доп.) 17-30, 18-00

Выходной день – по понедельникам, а также в государственные праздники 1 января и 9 мая.

Полезные советы

  1. Прибывать к началу сеанса или экскурсии рекомендуется за 15 минут до начала. У опоздавших на маршруты более чем на 30 минут билеты аннулируются. Экскурсантам следует быть особо пунктуальными, иначе к интересующим экспозициям они не попадут.
  2. Маски и перчатки – пока обязательные аксессуары.
  3. Билеты лучше приобретать онлайн. Их выкладывают на 7-10 дней вперед. В кассы попадают только не распроданные остатки, На популярных маршрутах в периоды отпусков и каникул их практически не бывает.
  4. Карту-схему Эрмитажа лучше купить при входе. Вариант из мобильного телефона может оказаться слишком мелким и неразборчивым. К тому же на нем указаны только номера залов, в которых легко запутаться.
  5. Аудиогид выдается только на маршрут по приобретенному билету.

Контроль времени ведут служащие музея. В любое время они могут попросить показать ваш онлайн-билет и проверить часы сеанса.Смотрители подскажут при необходимости и нужное направление на развилках маршрутов.

В отзывах о различных маршрутах посещения Эрмитажа туристы говорят, что режим вполне комфортен. Небольшое количество человек, одновременно пребывающих в зале, отсутствие иностранцев и постоянно говорящих гидов дают возможность спокойного обозрения шедевров. Ограничение по времени не перегружает информацией голову.

Отзывы посетителей

На чтение 7 мин Просмотров 20.7к.
Обновлено 13.03.2023

Главной лестницей Эрмитажа считается Посольская (Парадная или Иорданская). Именно по её ступеням дипломаты иностранных государств и почётные гости когда-то поднимались в залы, чтобы предстать перед государем. Иорданская лестница ― настоящий архитектурный шедевр. Огромная беломраморная конструкция расходится по сторонам, образуя широкие марши, и вновь соединяется на верхней площадке. Сооружение с невысокими ступенями занимает всю высоту здания ― а это почти 22 метра. Когда-то лестницу уничтожил огонь, но по приказу императора её восстановили «по-старому». 

Содержание

  1. Вход в Эрмитаж с Иорданской лестницы
  2. История создания
  3. Стилевое решение
  4. Реставрация после пожара
  5. Смена названия при СССР
  6. Основные элементы лестницы
  7. Главное
  8. Часто задаваемые вопросы

Вход в Эрмитаж с Иорданской лестницы

В музее разработано два маршрута, и чтобы увидеть Посольскую лестницу, выбирайте № 1. По Дворцовой площади посетители проходят под аркой через главный вход Зимнего, затем ― через Большой двор. Там будет указатель на Иорданскую лестницу, откуда начинается осмотр экспозиций.

История создания

Зимний дворец возведён в начале второй половины XVII века. Главным архитектором, отвечающим за проект, был Ф. Растрелли. За первые полвека существования Петербурга царскую резиденцию строили и перестраивали пять раз: первые два дворца появились при Петре Первом, третий возвели по приказу Анны Иоанновны, пожелавшей для себя более просторные и удобные апартаменты. Четвёртый появился при Елизавете Петровне ― это была временная постройка, которую через некоторое время разобрали.

Официальная резиденция, которую император посещал зимой, была закончена в 1762 году. Семья Романовых проживала здесь почти полтора столетия.

Первый Зимний дворец Петра I. А. Ф. Зубов, гравюра, 1711 год
Третий Зимний дворец Анны Иоанновны. М. И. Махаев, гравюра, первая половина XVIII века
Последний Зимний дворец, вид с Васильевского острова. И. Г. де Майр, 1796 год

Елизавета Петровна была известна своей любовью к роскоши. Именно по её указу возвели новый дворец. Строительство продолжалось много лет, и императрица не дожила до его окончания. Принимал здание Пётр III. Однако и он не успел обжиться в новых залах, так как случился государственный переворот, и на престол взошла Екатерина Вторая. У неё были свои взгляды на интерьеры царского дома. По приказу императрицы был уволен Растрелли, а новые архитекторы внесли изменения в обстановку. Тем не менее во дворце преимущественно сохранилось изначальное убранство. 

Планировка здания с многочисленными галереями продумана до мелочей. Для важных гостей и иностранных делегаций обустроили отдельный вестибюль, откуда на второй этаж северо-восточного крыла дворца вела огромная лестница ― Посольская. Её розовые колонны были сделаны из мрамора, а декоративными элементами служили кованые позолоченные решётки.

«Парадная лестница в Зимнем дворце». Ф. Келерховен, после 1842 года

На первом лестничном марше всегда было сумрачно. Это сделано специально, чтобы при подъёме перед гостями открывался потрясающий вид на просторный, залитый светом зал. Солнечные лучи попадают сюда сквозь большие окна и отражаются от декоративных проёмов. Пространство визуально расширяется за счёт огромного плафона, закреплённого на потолке ― барочный эффект усиливается в разы. По задумке архитекторов, гости и иностранные политические деятели должны были сразу оценить мощь и силу Российского государства, ещё до того, как попасть на ковёр к правителю.

Стилевое решение

Популярный стиль, господствующий в Европе XVII века, ― барокко. К концу столетия он добрался и до России. Его особенности ― торжественность и помпезность, которых достигают за счёт светотеней, пышного декора, необычных пропорций, некоторой театральности и динамических линий.

Барокко, несмотря на вычурность, в Петербурге оценили и дополнили византийскими элементами. В результате стиль стали называть «русским барокко», и Иорданская лестница ― его аутентичный образец.

Дизайн конструкции разработал архитектор Зимнего дворца Ф. Растрелли. К созданию интерьера также были привлечены К. Росси, О. Монферран и Д. Кваренги.

Франческо Бартоломео Растрелли
Карл Иванович Росси
Огюст Монферран
Джакомо Кваренги

Реставрация после пожара

29 декабря 1837 года в Зимнем случился страшный пожар. 60 тысяч квадратных метров царской резиденции полыхали почти 30 часов, а потом тлели ещё трое суток. Огонь безвозвратно уничтожил уникальные художественные произведения и роскошные интерьеры залов. На реставрацию здания ушло около двух лет.

Для расследования причин пожара была создана специальная комиссия. Ей удалось установить, почему произошло возгорание. Выяснилось, что при обновлении залов в 1883 году, которым руководил О. Монферран, был допущен критический промах. В некоторых помещениях были деревянные фальш-двери. Они находились очень близко к несущим каменным ― получался своеобразный воздушный мешок. Внутри одного из них оказались дымовые трубы, идущие из дворцовых подвалов. Неудачная планировка ускорила распространение огня. 

Инженерный проект разрабатывался под непосредственным руководством Николая I, который считал, что имеет достаточно знаний в области архитектуры и строительного дела. Огласка данного факта бросила бы сомнения на компетенцию государя. Безо всякого шума дело о пожаре прикрыли и ограничились приговором начальнику дворцового пожарного расчёта ― его просто уволили.

Огонь практически полностью уничтожил Иорданскую лестницу. Восстановить её было приказано В. Стасову ― архитектору, который считается основателем русского ампира. Мастер практически с нуля воссоздал конструкцию, выполнив главный приказ императора ― «сделать по-старому».

В. Стасов с особой тщательностью изучал чертежи, доставшиеся от Растрелли, но всё же внёс небольшие изменения в изначальный замысел. Так, на новой лестнице установили сдвоенные гранитные колонны и балюстраду из мрамора, а розовый цвет маршей поменяли на белый.

Василий Петрович Стасов

Смена названия при СССР

Посольская лестница Эрмитажа стойко переживала все значимые события, происходившие в России. В 1915 году во дворце был госпиталь, и по ступеням шагали раненые и медицинский персонал. В 1917 в Зимнем заседало временное правительство.

Готический зал
Кабинет Александра III
Учебная комната цесаревича Александра
Зимний дворец после захвата большевиками, 1917 год

В годы СССР открылся Государственный Эрмитаж. В это же время лестницу переименовали. Когда-то во время празднования Крещения Господня царская семья спускалась по ней к иордани ― специальной проруби на Неве. Этот факт и дал новое название главной достопримечательности Эрмитажа. 

Основные элементы лестницы

Сегодня мы можем видеть конструкцию практически такой же, какой она была несколько столетий назад. Реставраторам и работникам Эрмитажа удалось сохранить её изначальный облик: белые мраморные скульптуры, серые каменные колонны, лепнина, украшенная позолотой, а на потолке ― огромный исторический плафон. 

Потолком можно любоваться бесконечно долго, он по-настоящему завораживает. Примечателен тот факт, что роспись выполнена не по оштукатуренной поверхности, а на холсте, плотно прилегающим к основанию. Самый первый плафон был уничтожен пожаром. Для восстановления В. Стасов использовал схожее венецианское полотно XVII века ― «Олимп» художника Гаспаро Дициани (Италия). Шедевр размером 200 м² был найден в хранилище Эрмитажа. Несмотря на колоссальные размеры, он всё равно не соизмерим с оригиналом. После монтажа плафона остались пустые места, которые впоследствии были заполнены росписью по эскизам самого Стасова.

Площадь Урицкого (Дворцовая), танки КВ-1 перед Зимним дворцом. 1942 год

Плафон был сильно повреждён во времена ВОВ, когда Ленинград подвергался бомбёжкам. Из-за обстрелов окна в Эрмитаже были разбиты ― внутрь помещений и залов проникали влага и холодный воздух. На полотне появилась тёмная плёнка, а роспись вокруг растрескалась и осыпалась. Реставрация началась в 1965 году. Пару лет художники восстанавливали живописную композицию, которую перенесли в закрытые от посетителей залы. Спасением сильно потемневшего плафона реставраторы занимались исключительно в дневное время. Усилить освещение помогали специальные отражающие экраны.

К другим значимым объектам Парадной лестницы Эрмитажа относят каменные статуи «Могущество», «Справедливость» и «Власть». Их привезли сюда из Таврического дворца и Летнего сада. В Петербург скульптуры попали из Италии.

В 1898 году специально для Посольской лестницы по эскизам Л. Бенуа изготовили электрические люстры. Они сделаны из сплавов разных цветных металлов, а на поверхность нанесён слой позолоты.

Статуя «Власть»

Главное

Иорданская лестница ― монументальное и шедевральное воплощение архитектурной мысли. Первое посещение Эрмитажа лучше начать с маршрута № 1, чтобы пройтись по лестничным пролётам, которые многое пережили, но сохранили своё величие. Первые впечатления о масштабности и богатстве Эрмитажа начинаются именно с Посольской лестницы.

Часто задаваемые вопросы

Проще и быстрее всего (за 10 минут) добраться до Эрмитажа от «Адмиралтейской» (станция метро). Чтобы попасть на Дворцовую площадь, из вестибюля метро пройдите по Кирпичному переулку и Малой Морской улице, перейдите Невский проспект и проследуйте по Большой Морской улице до арки Главного штаба. Когда вы окажетесь на Дворцовой площади, в залы Главного музейного комплекса можно попасть по-разному. Всё зависит от того, какие именно экскурсии вас интересуют.

Главный вход в Зимний дворец расположен на Дворцовой площади. Войдя в здание, нужно пройти через внутренний двор. Там будут указатели на две главные лестницы Эрмитажа — Иорданскую и Церковную.

  • С Иорданской лестницы стартует эрмитажный Маршрут № 1. Если вы в музее впервые, он позволит познакомиться с главными произведениями искусства. Это картины Леонардо да Винчи — «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа», наследие Рафаэля Санти — «Мадонна Конестабиле». Это уникальный объект, аналогов которому нет — Лоджии Рафаэля, галерея, представляющая собой точную копию росписей в Ватиканском дворце. Там их выполнил Рафаэль и его ученики. Маршрут № 1 проходит по Зимнему дворцу, Новому и Старому Эрмитажам. Помимо названного выше искусства итальянских мастеров, в рамках маршрута посетители увидят картины других живописцев Западной Европы — например, Рембрандта Харменса ван Рейна. Спустившись по лестнице на первый этаж в Новый Эрмитаж, вы попадёте в галерею античного искусства. Также на Маршруте № 1 вы побываете в самых роскошных залах Зимнего дворца.
  • С Церковной лестницы начинается Маршрут № 2. Она названа так потому, что располагается рядом с Малой церковью Зимнего дворца. Второй маршрут — это расширенная версия первого. Кроме галереи картин западноевропейских художников посетителям предлагается экскурсия не только по парадным залам, но и личных покоям. Также Маршрут № 2 предусматривает знакомство с искусством стран Востока.

Помимо главного входа с Дворцовой площади, экскурсию по залам и галереям музея можно начать с Малого Эрмитажа. Там находится дополнительный вход (адрес — Санкт-Петербург, Шуваловский проезд, Миллионная улица, дом 37 / Дворцовая набережная, дом 36).

Вход в Главный штаб раньше располагался с Дворцовой площади с левой стороны от Триумфальной арки под балконом. Сейчас появился ещё один — прямо под аркой на Большой Морской улице. В рамках экскурсии по Главному штабу можно увидеть галерею картин знаменитых импрессионистов — Пабло Пикассо, Клода Моне, Анри Матисса. 

Нужно войти в Эрмитаж через главный вход с Дворцовой площади и пройти по внутреннему двору. Система навигации по музею покажет, как выйти к Иорданской лестнице.

Сейчас проще всего приобрести билет на экскурсию в Эрмитаж в Санкт-Петербурге онлайн. Вам не придётся стоять в очередях и столкнуться с тем, что билеты внезапно закончились. Онлайн можно спокойно выбрать дату и время посещения музея. Распечатывать билет, который придёт вам на указанный адрес электронной почты, не нужно. Достаточно приложить штрих-код с экрана мобильника к турникету. После этого можно начинать осмотр залов Эрмитажа с лучшими произведениями со всего мира. В том числе — галерея западноевропейского искусства с работами Рембрандта Харменса ван Рейна и Рафаэля Санти. 

Пенсионеры имеют право на льготы при покупке билетов в Эрмитаж. Приобрести билет по льготной цене можно прямо в кассах музея — нужно иметь с собой свидетельство пенсионера или справку о том, что посетителю назначена и выплачивается пенсия. Если билет покупается онлайн на сайте, без подтверждающего документа всё равно не обойтись. Прежде чем приложить к турникету штрих-код электронного билета с экрана смартфона, свидетельство или справку нужно будет предъявить.

Эрмитаж работает каждый день недели, кроме понедельника. 1 января и 9 мая — выходные. Санитарные дни и неожиданные закрытия — большая редкость, но на всякий случай перед посещением загляните на сайт музея и проверьте режим работы.

Содержание:

  1. Общие моменты
    • Режим работы
    • Гардероб и турникеты
  2. О маршруте
  3. Музейная экспозиция
    • Зимний дворей или Эрмитаж?
    • Посольская (Иорданская) лестница
    • Большой фельдмаршальский зал
    • Петровский зал
    • Гербовый зал
    • Военная галерея
    • Большой тронный (Георгиевский) зал
    • Аполлонов зал
    • Романовская галерея
    • Павильонный зал
      • Часы «Павлин»
    • Советская лестница
    • Зал искусства Италии эпохи Возрождения XIII-XIVв.
    • Зал Тициана
      • Кающаяся Мария Магдалена
      • Даная
    • Зал Леонардо Да Винчи
      • Мадонна Бенуа
      • Мадонна Литта
    • Зал искусства Италии эпохи Возрождения XVIв.
    • Лоджии Рафаэля
    • Зал Рафаэля
      • Мадонна Конестабиле
      • Святое семейство
    • Зал Микеланджело
    • Зал Рембрандта
      • Даная
      • Возращение блудного сына
    • Советская лестница
    • Двадцатиколонный зал
      • Колыванская ваза
    • Египетский зал
    • Галерея Растрелли

Что стоит знать перед посещением?

Режим работы

  • Вторник, четверг, воскресенье: 11:00 — 19:00
  • Среда, пятница, суббота: 11:00 — 20:00

Обращаем ваше внимание, что в связи с карантинными мероприятиями вход в залы Эрмитажа происходит строго по сеансам. Сеансы начинаются каждые 30 минут. Количество туристов, допускаемых на сеанс одновременно, ограничено.

Гардероб и турникеты

После того, как вы войдете в Эрмитаж, отправляйтесь в гардероб. Сюда нужно сдать верхнюю одежду, рюкзаки и большие сумки, воду и другие жидкости. Маленькие сумки можно взять с собой. На экспозицию с крупногабаритными предметами вас не пустят. Воду отберут на входе. Поэтому позаботьтесь об этом заранее. Будьте готовы к тому, что в гардеробе могут быть очереди, закладывайте 10-15 минут на эту процедуру. Также в гардеробе есть туалет.

Далее поднимайтесь обратно в Главный Вестибюль и отправляйтесь к турникетам. Положите сумки на бегущую ленту и проходите через турникеты. Билет приложите штрих-кодом к сканеру турникета.

О маршруте

Сегодня мы с вами совершим путешествие по второму по величине музею в мире — Эрмитажу. Его коллекция включает около трех миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры. В ее составе – живопись, графика, скульптура и предметы прикладного искусства, археологические находки и нумизматический материал.

Наш маршрут включает самые важные залы и экспонаты музея. Мы поднимемся по Иорданской лестнице, побываем в тронном зале, увидим часы «Павлин», работы Леонардо и Рафаэля, познакомимся с полотнами Рембрандта и культурой Древнего Египта.

Музейная экспозиция

Эрмитаж или Зимний дворец?

Итак, вы прошли через турникеты и оказались в Иорданской галерее. Здесь и начнется наше путешествие. Но в первую очередь выясним, что такое Эрмитаж и как он устроен.

Основной комплекс Государственного Эрмитажа – это пять зданий: Зимний дворец, Малый Эрмитаж, Старый (Большой) Эрмитаж, Новый Эрмитаж и Эрмитажный театр. Мы увидим все эти здания, не выходя на улицу. Они соединены между собой арками-переходами.

У каждого здания свой стиль и свой архитектор. Они строились в разные годы.

Сейчас мы находимся в Зимнем дворце, самом большом здании Эрмитажа, резиденции русских императоров от Петра III до Николая II. Зимний дворец построен в стиле русское барокко. Русское барокко — это гигантские пространства, сложные формы, обилие скульптуры, декоративные колонны и контрастные цвета. Осмотритесь вокруг — сейчас вы находитесь в огромном зале с обилием колонн и скульптуры. Позолоченные светильники, лепнина на потолке — все это характерные черты русского барокко. Идите вперед и поднимайтесь по лестнице на второй этаж.

Посольская (Иорданская) лестница

Итак, вы на Иорданской лестнице. Она поражает воображение своими масштабами и богатством. Осмотритесь вокруг: здесь лестница тоже выполнена в стиле русское барокко. Огромное пространство высотой почти 20 метров кажется еще больше за счет зеркальных ложных окон, которые отражают свет настоящих. Основные украшение — золоченая лепка. Здесь использовано более пяти килограммов золота. Также обратите внимание на потолок, на роспись, где изображены боги Олимпа в облаках.

Иорданскую лестницу также называют посольской. Иностранные послы попадали в Зимний, поднимаясь на ней. Название «Иорданская лестница» появилось позже: по ней во время праздника Крещения Господня к Неве спускалась процессия из Большой церкви для совершения обряда водосвятия.

Поднимитесь по лестнице на второй этаж и поверните налево, в Фельдмаршальский зал.

Большой фельдмаршальский зал

Зал создавался специально для портретов русских фельдмаршалов. Здесь вы найдете портреты Александра Васильевича Суворова, который не проиграл ни одной битвы, Михаил Илларионович Кутузова, победителя Наполеона, и других великих русских военачальников.

Этот зал отделан в стиле «классицизм». Рассмотрим повнимательнее портреты на стенах и перейдем в Петровский (Малый тронный) зал.

Петровский зал

Этот зал посвящен Петру Великому. В отделку включены вензеля императора (две латинские буквы P), двуглавые орлы и короны. Стены обтянуты алым бархатом. Мемориальный характер зала подчеркивают панно над дверями. На них изображены два главных сражения Северной войны со Швецией, которая велась за те земли, где теперь расположен Петербург.

В центре зала стоит трон Петра Великого. Над троном — сам Петр с Минервой, аллегорической фигурой Славы.

Гербовый зал

Пройдя через петровский зал, вы попадете в один из самых больших залов Эрмитажа, Гербовый зал. Здесь принимали губернское дворянство, проводили балы и парадные обеды.

Есть легенда, что император Николай I, впервые войдя в этот зал, сказал архитектору, что тот не смог показать богатство и величие Российской Империи. Архитектор удивленно спросил, как же этого добиться. «Вот бы колонны позолотил!» — посоветовал император. Тогда колонны позолотили.

Военная галерея

Поверните направо, и вы попадете в Военную галерею, посвященную победе над Наполеоном в 1812 году. Галерея выдержана в стиле ампир. На стенах вы видите портреты генералов, участников войны. Всего их 329. Также вы здесь найдете 13 рам, затянутых зеленой тканью. Эти портреты не были исполнены, так как людей, которых должны быть изобразить на них, не удалось разыскать. Все портреты написаны одним художником — англичанином Джорджем Доу. Он писал портреты около десяти лет.

В центральной части галереи — четыре портрета полководцев: Кутузова, Барклая-де-Толли, герцога Веллингтона и великого князя Николая Павловича. В торце галереи, под балдахином, — портрет императора Александра I.

Большой тронный (Георгиевский) зал

Проходим Военную галерею насквозь и попадаем в главный зал Российской империи – Большой Тронный Зал. Зал торжественный и монументальный, его стены покрыты каррарским мрамором. На потолке – сложный бронзовый узор, который почти полностью отражен в узоре паркета.

В этом зале проходили парадные обеды, официальные приемы и церемонии. Под Георгиевским залом во времена империи находились кухни с подсобными помещениями, а в западном углу был подъемник для доставки пищи из главного буфета, который располагался на антресольном этаже под залом. Присмотритесь, и вы легко обнаружите это место по характерным конструкциям паркета.

Смысловой центр зала, конечно, императорский трон. Он выполнен лондонским мастером Н.Клаузенем в 1731 году из ореха и позолоченного серебра. Обивка – из красного бархата. На спинке вышит двуглавый орел. А на его крыльях – гербы царств, входивших в состав Российской империи.

Аполлонов зал

Сейчас вы находитесь в переходном зале из Зимнего Дворца в Малый Эрмитаж. Его называют Аполлонов зал, потому что в одном из портиков раньше стояла статуя Аполлона – мраморная копия XVII в. с античного оригинала. Сейчас статуи уже нет, но название осталось. Сейчас в зале устраивают временные выставки.

Рассмотрите роскошный паркетный узор в зале и поверните налево, в здание Малого Эрмитажа.

Романовская галерея

В Романовской галерее представлено европейское прикладное искусство Средних Веков. Реликварии, процессионные кресты, изделия из кости, водолеи (сосуды для омовения рук), оклады переносных алтарей, церковные опахала. Пройдите галерею насквозь и переходите в следующий зал.

Павильонный зал

Павильонный зал, наверное, один из самых знаменитых залов Эрмитажа. Здесь проводили «эрмитажные балы», небольшие приемы для ближайших друзей царской семьи. Зал спроектирован архитектором А.И. Штакенштейдером в XIX веке. В убранстве зала переплетаются архитектурные мотивы Античности, Ренессанса и Востока. Этот стиль называют эклектикой или историзмом.

Пространство зала разделено колоннами на две части. Справа от вас южная часть. Она была задумана как холл, из которого можно выйти в Зимний сад. Сам Зимний сад можно увидеть за окнами. На одной стороне зала — декоративная лестница из белого мрамора. Она ведет на балкон, где во время балов размещались музыканты.

На стенах — четыре фонтана, которые называют «фонтаны слез». Вода, как слезы, должна была капать из одной чаши в другую. Это намек на мусульманскую архитектуру. В центре привлекает внимание копия римской мозаики. Оригинал хранится в музеях Ватикана.

Часы «Павлин»

В другой части зала, в северной, располагается один из самых известных экспонатов Эрмитажа – знаменитые часы Павлин. Часы из золоченой бронзы и серебра изготовил английский ювелир и механик Джеймс Кокс. Сегодня это единственный крупный автомат XVIII века в действующем состоянии, дошедший до нашего времени без изменений. Часы заводят для публики еженедельно, по средам в 20:00. Также их движение можно увидеть на экране в зале.

Часы обладают богатой символикой. Сова символизирует старость, павлин – зрелость, петух – молодость, белка – бесконечный бег жизни, ветка с листьями – жизнь, а голая ветка – смерть. Таким образом, часы показывают всю жизнь и смерть человека. Но где же сами часы? Если внимательно взглянуть на грибок перед стволом дерева, мы увидим там римскую цифру – это количество часов, а на грибке стрекоза – это секундная стрелка.

Советская лестница

Сейчас вы покидаете здание Малого Эрмитажа и через крытую галерею попадаете в здание Большого Эрмитажа. Вы находитесь у Советской Лестницы. Название лестница получила из-за того, что именно по этой лестнице во дворец попадали члены Государственного совета.

Обратите внимание на Малахитовую вазу. Она сделана не из цельного куска малахита. Каркас из бронзы, а сверху — тонкие срезы этого минерала. В XIX веке малахит воспринимался как национальный символ. Добывали так много малахита, что сейчас в России его почти не осталось. Именно поэтому в Эрмитаже вы найдете так много малахитовых изделий.

Зал искусства Италии эпохи Возрождения XIII-XVI в.

Сейчас вы находитесь в Старом Эрмитаже. Здание было построено по приказу Екатерины II именно как музей. Эпоха Просвещения сделала собрание картин и музеи необходимым элементом престижа государей. Поэтому в 1764 году Екатерина II приобретает большую коллекцию картин. Эта дата считается началом истории Эрмитажа как музея.

В Эрмитаже огромная коллекция картин, поэтому в этому путеводителе будут освещены только самые интересные. Сейчас предлагаем вам повернуть направо и пройти вперед, пропустив несколько залов. Следующая остановка — красный зал, зал Тициана.

Зал Тициана

Тициан — крупнейший представитель венецианской школы эпохи Высокого и Позднего Возрождения. В этом зале три картины Тициана: кающаяся Мария Магдалина (1), мученик III века Святой Себастьян, расстрелянный отравленными стрелами, и Даная

Кающаяся Мария Магдалена

«Кающаяся Мария Магдалена» на торцевой стене — шедевр, который прославил Тициана еще при жизни. По легенде, умирая, художник держал в руках именно ее. Для Эрмитажа картину приобрел 1850 году Николай I. В живописи эпохи Возрождения сложно найти женский образ, сравнимый по эмоциональной силе с Марией Магдаленой Тициана. Заплаканное лицо, глаза, устремленные к небу, прижатые к груди руки — все выражает смятение души героини.

Даная

Также обратите внимание на Данаю. Вспомним сюжет. У древнегреческого царя Акрисия была дочь — Даная. Оракул предсказал Акрисию, что его убьет собственный внук. Чтобы избежать этого, он заточил Данаю в башню и тем самым обрек ее на безбрачие. Но Зевс, очарованный девушкой, проник в башню в образе золотого дождя. Так был зачат греческий герой Персей, который действительно убил царя Акрисия, а позже обезглавил Медузу Горгону.

Сюжет о Данае и золотом дожде был чрезвычайно популярен у художников. В Эрмитаже находятся две из них: Даная Тициана и Даная Рембрандта, которую мы увидим позже. Именно Тициан окончательно сформировал композицию сюжета: обнажённая Даная на переднем плане, старуха-служанка на заднем плане оттеняет своим уродством красоту Данаи, а дождь струится сверху золотистым сиянием. Тициан изображает его в виде золотых монет.

Зал Леонардо Да Винчи

Следующий зал — зал Леонардо Да Винчи. Леонардо написал всего 15 картин. И две из них находятся в Эрмитаже. Давайте рассмотрим каждую поближе.

Мадонна Бенуа

Мадонна Бенуа — одна из ранних работ Леонардо. Художник изображает Деву Марию (1) и младенца (2) очень естественными, живыми. Если бы не нимбы, можно было бы подумать, что это жанровая сценка: итальянка играет с ребенком. Мадонна изображена обычной земной женщиной, черты ее далеки от идеала. В XV веке это произведение было поистине авангардным. Мать показывает ребенку цветок (3), тот с любопытством тянется к нему. Цветок — лилия — символ невинности. В руке у младенца крестоцвет (4), это намёк на распятие Иисуса.

Эту мадонну называют Бенуа в честь фамилии семейства, которому раньше принадлежала картина.

Мадонна Литта

Мадонна Литта — одна из самых знаменитых картин Эрмитажа. Свое имя она получила в честь прежних владельцев, итальянских графов Литта. На картине изображена Дева Мария, которая кормит младенца Христа. Олицетворение материнской любви как величайшей ценности. В проемах окон — горный пейзаж, который добавляет еще больше спокойствия картине, напоминая о гармонии мироздания.

Обратите внимание на левую руку младенца (3). Он сжимает маленькую птичку с красной головкой. Это щегол, символ жертвенности Христа и его духовности. Согласно легенде, щегол вырвал колючку из тернового венца Иисуса.

Зал искусства Италии эпохи Возрождения XVI в.

В зале Леонардо повернем направо, не останавливаясь пройдем через зал, где представлено творчество его учеников, и ненадолго задержимся в зале искусства Италии XVI века. Зал посвящен маньеризму — течению в искусстве Италии периода позднего Возрождения. Художники этого времени стремятся к творческой свободе, прибегают к необычным композиционным приемам и выбирают острые цветовые контрасты. Поэтому цвет, пропорции тел и перспектива на некоторых картинах в этом зале так сильно искажены.

Лоджии Рафаэля

Проходим мимо контроля эрмитажного театра, идем через Северный кабинет и оказываемся в одном из самых красивых залов Эрмитажа — в лоджиях Рафаэля. Они были созданы Джакомо Кваренги в конце XVIII века, и повторяют (с некоторыми отступлениями) лоджии, расписанные Рафаэлем в Папском дворце в Ватикане.

Итальянский оригинал пленил воображение императрицы Екатерины II, и она приказала создать копию и привезти для нее в Петербург. Папа Римский дал согласие и работы начались. Они продолжались несколько десятилетий. Все это время в Европе только и говорили о том, что русская императрица хочет взглянуть на лоджии Рафаэля, но не хочет ехать в Ватикан. Строительство лоджий стало своеобразной пропагандой: Екатерина представала невероятно богатой и могущественной в глазах европейцев.

Давайте внимательно осмотрим галерею. Она разделена на 13 равных частей, отделенных друг от друга арками. В каждом из сводов — четыре живописные композиции на библейские сюжеты. Всего здесь представлено 52 сюжета из Ветхого и Нового заветов от Сотворения мира до Тайной Вечери. Изображения на стенах известны как гротески. Гротески были очень популярны в эпоху Высокого Возрождения. Эта эпоха возрождала античность, а гротески были элементом античной отделки помещений.

Зал Рафаэля

Вернемся в Северный кабинет и повернем налево. Мы окажемся в зале Рафаэля. Он назван так в честь двух картин Рафаэля, выставленных здесь. Это Мадонна Конестабиле и Святое Семейство. Давайте рассмотрим их поближе.

Мадонна Конестабиле

Свое название картина получила по имени семейства, в чьем собрании она находилась до того, как была выкуплена императором Александром II. Он приобрел ее в качестве подарка для своей жены, императрицы Марии Федоровны.

Рафаэль написал эту картину, когда ему было всего 20 лет. Это одна из лучших ранних его работ. Картину отличает прекрасная композиция, красота линейного ритма и благородство цветовых созвучий. Весенний пейзаж созвучен с образом юной Марии. Рамка — оригинальная. Она украшена гротескным орнаментом по рисунку Рафаэля.

Святое семейство

Картину «Святое семейство» также называют «Мадонна с безбородым Иосифом». Действительно, Иосиф, традиционно изображавшийся с бородой, здесь — без нее. Картину отличает атмосфера возвышенной печали. Компактность композиции, треугольник, который образуют фигуры на картине, создают впечатление монументальности. Мягкая светотень, которую изображает художник, говорит о влиянии на его творчество Леонардо Да Винчи.

Зал Микеланджело

Из зала Рафаэля повернем направо и попадем в Зал фресок Рафаэля. Здесь остановимся у скульптуры в центре зала. Это «Скорчившийся мальчик» Микеланджело (1). Это единственная работа скульптора в коллекции Эрмитажа и во всей России.

«Скорчившийся мальчик» был создан после тяжелых для Италии событий. Тогда император Священной Римской Империи разграбил Рим, а во Флоренции была восстановлена тирания семьи Медичи. В этот период творчество Микеланджело становится более экспрессивным. Вы можете заменить, что на скульптуре видны следы резца, а кисти рук и ступни ног лишь намечены. Такая незавершенность — сознательный прием Микеланджело, одно из многочисленных его открытий, которым он украсил язык скульптуры.

Рассмотрите мальчика повнимательней. Что он делает? Кажется, он просто сжался в комочек, но обратите внимание на его позвоночник. Он как бы вдавлен в спину. Это показывает то, что на самом деле мальчик пытается встать, но неведомая сила мешает ему. Считается, что это метафора Флоренции, которая придавлена тиранией Медичи, но не оставляет попыток выпрямиться и встать.

Зал Рембрандта

Мы с вами познакомились с эрмитажной коллекцией итальянского Возрождения. Но по своей значимости она, пожалуй, уступает коллекции картин голландского живописца Рембрандта. Сейчас мы покинем залы Возрождения и отправимся в залы голландского искусства.

Зал фресок Рафаэля, в котором мы сейчас находимся, открывает анфиладу камерных интерьеров Нового Эрмитажа, получивших название «кабинеты». Пройдем эти кабинеты насквозь. Мы оказались в зале Голландской живописи XVII века. Пропускаем и этот зал (поверните направо) и попадаем в зал Рембрандта.

Зайдя в зал Рембрандта сразу поверните налево. Перед вами знаменитая «Даная», пожалуй, самое известное полотно Эрмитажа.

Даная

Сюжет картины нам уже знаком. Мы уже встречались с Данаей у Тицана. Теперь мы можем сравнить два полотна. Сразу бросается в глаза то, что Рембрандт не изображает золотых монет. Его золотой дождь — мягкий свет, который льется на героиню. Даная тянется к нему. Над ней — Эрот. Обратите внимание, его руки связаны. Искусствоведы считают, что это намек на вынужденное целомудрие.

У этой картины сложная судьба. Она пережила страшный акт вандализма и находилась в реставрации 12 лет. 15 июня 1985 года в Эрмитаж с экскурсией пришел 48-летний Бронюс Майгис. Он спрашивал у работниц музея, какая картина самая ценная. Потом подошел к Данае, плеснул в нее серной кислотой и несколько раз проткнул ножом. Краска начал пузыриться, кипеть, менять цвет. Майгис был арестован, а после признан сумасшедшим.

Возвращение блудного сына

Следующая картина, которая нас интересует, находится в противоположном конце зала, напротив двери. Это «Возвращение блудного сына».

Эта картина написана Рембрандтом за несколько месяцев до смерти. Этой картиной он будто подводит итог своей жизни. В основе сюжета — евангельская притча о блудном сыне. У отца было два сына. И младший попросил отца разделить имение и отдать ему часть. Отец так и поступил. Тогда младший сын покинул отцовский дом и отправился в дальнюю страну, где жил и потратил все деньги. Когда деньги закончились, он начал голодать, но никто из прежних друзей не помог ему. Тогда сын вернулся к отцу и упал к нему в ноги, прося прощение. Отец простил его и принял обратно в свой дом. Этот момент и изображен на картине. Освященное лицо старца будто излучает свет благородства души. Сын, в рваной одежде, грязный, прижимается к отцу, моля о прощении.

Советская лестница

Мы покидаем зал Рембрандта и снова оказываемся на Советской лестнице. Здесь есть туалет (WC). Для продолжения маршрута спустимся на первый этаж и повернем направо. Пройдем, не останавливаясь, через зал с выставкой южноиталийских ваз и окажемся в Двенадцатиколонном зале.

Двадцатиколонный зал

На первом этаже Эрмитажа нет картин — тут может быть слишком сыро для них. Зато тут выставлена античная керамика и скульптура. Зал, в котором мы с вами оказались, посвящен искусству и культуре Древней Италии. Здесь можно видеть разнообразные предметы, выполненные в технике бронзового литья, и этрусские вазы. Зал изначально был создан для выставки коллекции античных ваз. Поэтому он имитирует интерьер античного храма. По замыслу архитектора, декор зала составляет единое целое с экспозицией.

Колыванская ваза

Не останавливаясь пройдем через Помпеянский зал и окажемся в следующем, где взгляд сразу остановится на огромной вазе. Это Колыванская ваза, самая большая ваза, когда-либо выполненная из цельного куска полудрагоценного камня. Огромный кусок яшмы был обработан на Колыванской шлифовальной фабрике — так ваза и получила свое название. Через пол-России на санях ее тащило 150 лошадей. Остальной путь она проделала по воде. Вес чаши около 20 тонн.

Египетский зал

Мы возвращаемся в Зимний дворец. Направляемся в зал, посвященный Древнему Египту. Раньше здесь находился главный буфет Зимнего дворца. Тот самый, откуда на лифте поднимали блюда в Большой тронный (Георгиевский зал). Теперь тут расположилась египетская коллекция Эрмитажа.

Экспонат, привлекающий наибольшее внимание посетителей здесь, — египетская мумия.

Этого человека звали Падиисет. Он был жрецом, жил во второй половине VII века до нашей эры. Ожоги на его теле — результат воздействия соды, в которую жреца поместили, чтобы удалить из кожных покровов влагу. Это сделано для того, чтобы предотвратить гниение тела. Справа в витрине саркофаг. Это внутренний саркофаг из погребального комплекса жреца. Средний и внешний вы найдете в витрине в начале зала (2,3).

Галерея Растрелли

Мы закончили осмотр экспозиции и вышли в галерею Растрелли. По правую руку от вас — Иорданская лестница, где мы начинали нашу экскурсию. В галерее есть кафе, тут вы можете передохнуть, выпить кофе и купить сувениры.

Иорданская лестница в Эрмитаже

Иорданская лестница в Эрмитаже

Источник: Pinterest.com

Где находится

Иорданская (Посольская) лестница расположена в Зимнем дворце, на Дворцовой набережной, строение 34. Ближайшая станция метрополитена — Адмиралтейская.

Коротко история

Лестница была спроектирована знаменитым зодчим Растрелли в 1756 году. На первом этаже к ней вела галерея, которую позже назвали «Растреллиевской». Спустя 2 года была создана модель из дерева.

Изначально она носила название Парадная, чуть позже ее переименовали в Посольскую. Иорданской ее стали называть после того, как императорская семья спустилась по ней к Неве, где в праздник Богоявления устраивался прорубь и проводили службу в честь Крещения Господня.

Зимой 1837 года случился сильнейший пожар, уничтоживший всю отделку внутренних помещений, в том числе и отделку лестницы. Николай I распорядился воссоздать ее, заменив только колонны на гранитные или мраморные. Работы были поручены архитектору В. П. Стасову. Одни исследователи считали, что лестница воссоздана в первозданном виде, но были и те, кто видел существенную разницу. Стасов как зодчий классицизма внес новые черты, которые не были присущи «растреллиевской» манере. Особенно это заметно в цветовых решениях при выборе камня.

Маршруты посещения Эрмитажа

Экспонаты Античного зала в Эрмитаже

Античный зал в Эрмитаже. Фото: Krd.ru

Кроме картин великих художников средневековья вы сможете ознакомиться с искусством русской иконописи, культурой Античного мира, Древнего Египта, Италии и Испании.

С Иорданской лестницы начинается маршрут по Эрмитажу № 1. Отсюда путь проходит через такие парадные залы Зимнего, как Фельдмаршальский, Малый тронный, Гербовый и Георгиевский. Обязательно задержитесь в Малом Эрмитаже, где размещается знаменитое полотно «Прекрасная Садовница».

Полотно "Прекрасная садовница" в Эрмитаже

«Прекрасная садовница». Фото: Myseldon.com

Важно! На экскурсию отводится 2 часа. Из здания Эрмитажа выход ведет на Дворцовую набережную.

Видео про Иорданскую (Посолькую) лестницу в Эрмитаже

Интересное в Эрмитаже

Часы "Павлин" в Эрмитаже (Санкт-Петербург)

Часы “Павлин” в Эрмитаже

Часы «Павлин» — уникальное творение как с научной точки зрения, так и с ювелирной. Каждая птица, лист, улитка или дерево выполнены с удивительной точностью.

Мумия Жреца в Эрмитаже

Мумия жреца в Эрмитаже

Уникальные экспонаты Египетского зала в Эрмитаже не перестают удивлять и поражать своей историей. Одним из таких объектов является мумия жреца Па-ди-иста.

Атланты Эрмитажа (Санкт-Петербург)

Атланты Эрмитажа

Архитектура Санкт-Петербурга удивляет своей красотой и историей создания. Практически на каждом здании можно увидеть прекрасного ангела или мощного атланта.

Египетские залы в Эрмитаже

Египетские залы в Эрмитаже

Древний Египет не перестает притягивать к себе всеобщее внимание. С его культурой, искусством и бытом можно ознакомиться в Египетских залах Эрмитажа.

Эрмитаж в Санкт-Петербурге

Эрмитаж

Кратко об Эрмитаже — история создания, здания и интерьер, залы и основные экспонаты, интересные факты и самые неожиданные произведения искусства.

Церковная лестница в Эрмитаже (Санкт-Петербург)

Церковный вход в Эрмитаж

Музейный комплекс Эрмитаж — это история и культура Российской империи, собранная в одном месте. Здесь каждый уголок расскажет вам о жизни императора и его семьи.

На чтение 17 мин Просмотров 25.1к.
Обновлено 15.05.2023

Большинство туристов говоря о музеях Петербурга в первую очередь вспоминают Эрмитаж. И это не случайно. Музейный комплекс входит в 20-ку лучших музеев мира и насчитывает более 3-х миллионов экспонатов. Но многие ошибочно считают, что Эрмитаж и Зимний дворец в Санкт-Петербурге — это одно и то же.

Зимний дворец является частью всего музейного комплекса под названием Эрмитаж, хоть и самой большой. В статье поговорим именно о Зимнем дворце и примыкающих зданиях, которые вместе составляют Главный музейный комплекс Эрмитажа. В статье расскажу как приобрести билеты в Эрмитаж онлайн и без очередей, какой маршрут выбрать и на что обратить внимание в первую очередь.

Режим работы Эрмитажа: среда, четверг и воскресенье — с 11:00 до 18:00. Вторник, пятница и суббота до 20:00. Понедельник — выходной. Чтобы не стоять в очередях, покупайте билеты онлайн!

С 1 февраля вход в Эрмитаж для пенсионеров по четвергам бесплатный. В остальные дни 300 рублей. Билеты в Эрмитаж и Главный штаб можно купить по ссылке.

Для тех, кто ещё не был в Эрмитаже, рекомендую ознакомится с простыми советами о том, как правильно организовать первое посещение Эрмитажа, а также совершить ознакомительную прогулку по самым красивым залам Эрмитажа.

Что входит в состав музея «Государственный Эрмитаж», цены билетов и режим работы

Крупнейшие музеи Санкт-Петербурга принадлежат государству и для удобства управления они объединены в комплексы. За основу берется главная достопримечательность и к ней относят несколько других, в той или иной степени относящейся по смысловому содержанию объектов. Достопримечательности иногда объединяют в один музейных комплекс в связи с размещением там не поместившихся экспонатов в главном здании. Поэтому к Эрмитажу также относится, в частности, дворец Меншикова и Главный штаб.

Ещё один подобный пример — музей Исаакиевский собор, к которому относится храм Спаса на Крови.

Для обычного туриста это означает только одно, покупать билеты в рамках музейного комплекса можно в одном месте, а иногда и со скидкой, если брать абонемент на несколько экспозиций сразу.

Рассмотрим, вкратце, что же входит в музейный комплекс «Эрмитаж».

Итак: Эрмитаж — это весь музейный комплекс. Главный музейный комплекс — это несколько зданий вдоль Дворцовой набережной. А Зимний дворец — это одно здание в Главном музейном комплексе.

Зимний дворец и главный музейный комплекс

Зимний дворец — это и есть то самое всем известное здание на Дворцовой площади напротив Главного штаба. Бывшая зимняя резиденция царей.

Зимний Дворец в составе Эрмитажа

Оно входит входит в Главный музейный комплекс Эрмитажа и является его самым большим зданием. Если стоять лицом к Зимнему дворцу (как на фото выше) со стороны Дворцовой площади, то остальные здания Главного музейного комплекса находятся правее.

Схема Главного музейного комплекса Эрмитажа

Схема Главного музейного комплекса Эрмитажа

Итак, в Главный музейный комплекс входят:

  • Зимний дворец;
  • Малый Эрмитаж;
  • Большой (Старый) Эрмитаж;
  • Новый Эрмитаж;
  • Эрмитажный театр (действующий, по эрмитажному билету сюда не попасть) и Зимний дворец Петра I;
  • Запасной дом Зимнего дворца – Лабораторно-хранительский и административный корпус (сюда туристов не пускают).

Как вы поняли, купив входной билет в Эрмитаж вы сможете попасть в четыре первых здания.

Зимний дворец — это резиденция царей для проживания в зимнее время. Эрмитаж — выставка предметов искусства, которая раскинулась далеко за пределы Зимнего дворца. Во времена Екатерины II под Эрмитажем подразумевалось «место уединения, затворничество», именно такое значение имеет французское слово «ermitage». Так оно и использовалось — доступ был только для ограниченного круга лиц. Одна могла прогуливаться только императрица. Все другие гости только в присутствии сопровождающего.

Для простоты изложения материала под Зимним дворцом иногда будем подразумевать все здания Главного музейного комплекса, находящиеся на Дворцовой набережной. Уж слишком сложная для восприятия структура у музея.

Время работы с 11:00 и до 18:00 в среду, четверг и воскресенье, и до 20:00 во вторник, пятницу и субботу. Понедельник — санитарный день.

Стоимость билета — 500 рублей, с экскурсией 1000 рублей. Есть льготы. Имеется два маршрута. Об этом далее в статье.

Главный штаб

Второй по величине музейный комплекс, входящий в состав Эрмитажа. Находится на Дворцовой площади, 6/8, напротив Зимнего дворца. Вход в музей с Дворцовой площади левее арки Главного штаба (если стоять лицом к арке).

Главный штаб

Главный штаб

График работы такой же как и у комплекса Зимний дворец: с 11:00 и до 18:00 в среду, четверг и воскресенье, и до 20:00 во вторник, пятницу и субботу. Понедельник — санитарный день.

Билет стоит 500 рублей.

Посещение по сеансам, рассчитанным на 2 часа: 11.00, 11.30, 12.00, 12.30, 13.00, 13.30, 14.00, 14.30,15.00, 16.00, 16.30, 17.00. Вечерние сеансы по средам, пятницам и субботам в 17.30 и 18.00.

Дворец Меншикова

Дворец Меншикова находится по адресу Университетская набережная, 15. Метро Василеостровская, автобусы 7 и 24, троллейбусы 1, 10 и 11.

Здание построено в 1710–1727, архитекторы Дж.-М. Фонтана и Г. Шедель.

Работает во все дни, кроме понедельника с 12:00 до 19.00.

Цена билета — 600 рулей.

Зимний дворец Петра I

Находится рядом с Зимним дворцом (Дворцовая набережная, 34) в здании Эрмитажного театра.

График работы: во все дни, кроме понедельника с 12:00 до 19.00.

Билет стоит 600 рублей.

Музей Императорского фарфорового завода

Находится по адресу проспект Обуховской обороны, дом 153 на территории бывшего Императорского фарфорового завода. 500 метров от метро Ломоносовская.

Открыт во все дни, кроме понедельника с 12:00 до 19.00.

Билет стоит 300 рублей.

Реставрационно-хранительский центр «Старая Деревня»

Находится по адресу Заусадебная улица, д. 37А.

Время работы: все дни кроме понедельника с 10:30 до 18.00.

Билет стоит 650 рублей.

Биржа

Известное здание Биржи на стрелке Васльевского острова также относится к Государственному Эрмитажу. Адрес: Биржевая площадь, 4. Здание построено в 1805-1810, архитектор Ж.-Ф. Тома де Томон.

Центры и представительства Государственного Эрмитажа

У Эрмитажа есть свои представительства в других городах России и за рубежом:

  • «Эрмитаж-Амстердам», Нидерланды;
  • «Эрмитаж- Италия», Венеция, Италия;
  • «Эрмитаж-Выборг»;
  • «Эрмитаж-Казань».

Масштаб коллекции Эрмитажа — цифры говорят сами за себя

По данным на лето 2021 года Эрмитаж может похвастаться следующими цифрами:

  • Общая площадь помещений Эрмитажа — 233 345 кв.м., из них для выставок 100 000 кв.м.
  • Количество предметов изобразительного и прикладного искусства — 1 014 806 штук.
  • Количество памятников нумизматики — 1 125 975 штук.
  • Количество археологических памятников — 808 695 штук.
  • Количество образцов оружия — 14 016 штук.
  • Другие исторические экспонаты — 214 771 штук. 

Билеты в Эрмитаж, экскурсии и график работы Зимнего дворца

Время работы и сеансы посещения экспозиций Эрмитажа в Зимнем дворце

Все объекты Главного музейного комплекса Эрмитажа, включая Зимний дворец работают по следующему графику:

  • 11:00 – 18:00 (среда, четверг, воскресенье), летом до 19:00;
  • 11:00 – 20:00 (вторник, пятница, суббота);
  • понедельник – выходной.

Эрмитаж закрыт 1 и 9 мая.

Запускают людей по сеансам через каждые 30 минут. Начинаются сеансы с 11.00 и заканчиваются за 2 часа до закрытия.

Зимний дворец со стороны Дворцовой набережной

Зимний дворец со стороны Дворцовой набережной

Сотрудниками Эрмитажа разработано два маршрута по Зимнему дворцу. Билет покупается на конкретный маршрут, однако впоследствии можно гулять где угодно.

Вход в Эрмитаж со стороны Дворцовой площади. По обычному входному билету — по центру здания ровно напротив Александровской колонны. Выход на Дворцовую набережную.

Стоимость билетов в Эрмитаж (Зимний дворец)

Входные билеты в Эрмитаж (Зимний дворец) стоят от 500 рублей на любой из двух маршрутов без экскурсионного сопровождения. Вход через большой двор Зимнего дворца (по центру здания) со стороны Дворцовой площади.

Варианты приобретения входных билетов в Эрмитаж:

  • входной билет с путеводителем, без аудиогида, по ссылке.
  • входной билет с аудиогидом и путеводителем.
  • входной билет с «продвинутым» аудиогидом для знатоков искусства.
  • в кассах Эрмитажа или онлайн здесь, без аудиогида.

Если вы собираетесь в Эрмитаж первый раз и без экскурсии то имеет смысл приобрести билет с аудиогидом.

Цена билета в Эрмитаж с аудиогидом

Посещение Эрмитажа с аудиогидом

Купив входной или экскурсионный билет в Эрмитаж вы сможете свободно перемещаться по залам всех четырёх зданий Главного музейного комплекса Эрмитажа, включая Зимний дворец, Малый Эрмитаж, Новый Эрмитаж, Старый Эрмитаж. Несмотря на формальное ограничение по времени в 2 часа, гулять можно до закрытия музея.

Льготные билеты в Эрмитаж

Льготные билеты в Эрмитаж можно приобрести билеты со скидкой за 300 рублей если вы относитесь к одной из категорий:

  • студент из любой страны, курсант учебных заведений РФ или ребенок с 7 до 18 лет;
  • спиранты, интерны, адъюнкты;
  • пенсионеры (РФ и ЕАЭС);
  • инвалид I или II группы и сопровождающее их лицо (РФ и ЕАЭС);
  • члены многодетных семей и другие.

Льготные билеты в Зимний дворец можно приобрести по ссылке. В Главный штаб по ссылке. Покупайте льготные билеты онлайн, чтобы не стоять в очереди на кассе. Цена онлайн как в кассах.

По четвергам вход в Эрмитаж для пенсионеров стал бесплатным.

В каждый 3-й четверг месяца бесплатно посещают следующие категории граждан:

  • несовершеннолетние (до 18 лет);
  • студенты, аспиранты и курсанты;
  • пенсионеры, многодетные семьи и другие категории.

Бесплатно Эрмитаж (главный музейный комплекс) имеют право посещать дети до 14 лет и некоторые другие категории льготников в любой день.

7 декабря в день рождения Эрмитажа бесплатный вход для всех, но в этот день большие очереди и много народа. Также каждый год в «День музеев» Эрмитаж объявляет бесплатный вход, в 2023 году это 23 мая.

Музей Императорского фарфорового завода бесплатно могут посетить пенсионеры, студенты, курсанты, дети от 14 до 18 лет, многодетные семьи и некоторые другие категории граждан.

Для льготного или бесплатного прохода в Эрмитаж нужно в любом случае получить билет. Чтоб не стоять в очередях, это можно сделать онлайн по ссылке. По электронному билету проходите в музей, предъявив документ на льготу.

Полная информация о льготах на официальном сайте Эрмитажа.

Экскурсии по главному музейному комплексу Эрмитажа

Главный комплекс Эрмитажа (Зимний дворец и сопредельные здания) можно посетить с экскурсиями, организованными как сотрудниками музея, так и сторонними экскурсоводами. И лучше всего именно так и сделать при первом посещении. Самостоятельный осмотр весьма затруднителен, музей огромный. Без предварительной проработки маршрута и определения цели визита культурный поход может превратиться в посещение антикварного магазины.

Поэтому, чтобы не испортить себе впечатление, лучше купить билет с обзорной или тематической экскурсией, а в идеале заказать индивидуальную экскурсию в Эрмитаж.

Тематические экскурсии по Эрмитажу

В рамках рассматриваемого в статье комплекса Зимнего дворца доступны следующие тематические индивидуальные или групповые экскурсии по Эрмитажу:

  • Экскурсия в Зимний дворец и музей Эрмитаж.
  • Залы Эрмитажа.
  • Эрмитаж — экскурсия в мир искусства. Самое интересное об экспонатах, художниках и музее.
  • С умом по Эрмитажу.
  • Знакомство с Эрмитажем.

Вы можете также самостоятельно пройтись по Эрмитажу с аудиогидом, для этого можно купить входной билет с включённым аудиогидом. Если у вас уже есть входной билет в Эрмитаж, то просто закажите аудиогид по ссылке.

Стандартные экскурсии по Эрмитажу

Стоимость стандартной экскурсии при покупке в самом здании Зимнего дворца или на сайте Эрмитажа — от 1000 рублей на человека. Льготная цена — 500 рублей. Входной билет включён в цену. Экскурсия длится примерно 2 часа. Потом вы можете погулять по Эрмитажу самостоятельно без ограничения по времени.

Билеты на стандартные экскурсии в Эрмитаж можно купить онлайн:

  • Обзорная экскурсия по Зимнему дворцу (Главный музейный комплекс), входной билет включён, или здесь.
  • Экскурсия в Золотую кладовую, входной билет включён.
  • Экскурсия в Бриллиантовую кладовую, входной билет включён.
  • Экскурсии для детей
  • Экскурсии на выставки
  • Тематические экскурсии

Кроме этого в Эрмитаже могут проходить и другие мероприятия и временные выставки.

В Эрмитаж не ходят один раз. Планируйте повторные визиты, определяйте цель визита, подготовьтесь, возьмите аудиогид или самостоятельно изучите маршрут и историю экспонатов. Посещение Эрмитажа это целый квест, всегда увлекательное путешествие и новые открытия.

Обратите внимание, вход по экскурсионным билетам не там где просто по входным билетам. Он немного правее если стоять лицом к Зимнему дворцу на Дворцовой площади. Небольшой подъезд и зелёная дверь. Выход там же.

Вход в Зимний дворец по экскурсионным билетам

Вход в Зимний дворец по экскурсионным билетам
Вход в Эрмитаж на экскурсии
Здесь вход для тех кто купил билеты с экскурсией

Бесплатный вход в «Дни Эрмитажа» — 7 декабря

У Эрмитажа есть свой день рождения — 7 декабря. В этот день по церковному календарю память Святой Екатерины, в честь которой при крещении дали имя императрице Екатерине II. В 1764 году императрица приобрела собрание картин у берлинского купца И.Э. Гоцковского, поэтому этот год и считается годом основания Эрмитажа. А 7 декабря символично выбрали днём рождения музея.

В этот день, 7 декабря, каждый год для всех бесплатный вход в Главный музейный комплекс, Главный штаб и Музей императорского фарфорового завода. Нужно предварительно выписать бесплатный билет на сайте Эрмитажа. Спрос большой, лучше это сделать за несколько дней.

«Дни Эрмитажа» отмечают за несколько дней до этой даты и продолжает праздничную программу ещё примерно неделю после. Обычно музей музей представляет новые выставки, в 2021 году это «Шедевры мастера Энниона. Античное стеклоделие Восточного Средиземноморья I- IV веков», «Альбрехт Дюрер. К 550-летию со дня рождения», «Библия Гутенберга. Книги Нового времени», «Красота и стиль. История модной фотографии. Из собрания Фонда Still Art.

Кафе и туалеты в Зимнем дворце

Если у Вас в планах побыть в Эрмитаже как можно дольше, а иначе и смысла нет туда идти, то вполне естественно нужно где-то перекусить и отдохнуть.

На первом этаже Зимнего дворца есть большой холл с диванчиками для отдыха. Там можно сесть и зарядить телефон.

Рядом, прямо в здании, находится кафе «Эрмита». Там можно легко перекусить. Чай стоит 80 руб., кофе 200р. Булочка от 150 руб. Более серьёзные блюда от 400 руб.

Кафе Эрмитаж в Зимнем дворце

Кафе «Эрмитаж» в Зимнем дворце

Туалеты находятся под лестницами.

Маршруты по Зимнему дворцу

По Зимнему дворцу можно гулять по двум маршрутам, разработанным сотрудниками музея. Маршруты гибкие, их можно сокращать и задерживаться только в интересующих вас местах. Они пересекаются в некоторых местах и внутри музея можно «перескочить» с маршрута на маршрут.

Выход у обоих маршрутов один — на Дворцовую набережную. А входы разные. Внутри двора Зимнего дворца правее вход на маршрут 1 и левее вход на маршрут 2.

По ходу движения будут указатели. Следуйте своему маршруту. Периодически будут встречаться точки выбора, где вы можете выбрать дальнейшее направление. Таким образом маршрут не жесткий, вы его формируете сами на точках выбора.

Посещение Зимнего дворца в рамках маршрутов осуществляется по сеансам. Продолжительность сеанса – 2 часа. Ко входу в музей рекомендуется прибыть за 15 минут до начала. Пройти в залы Зимнего дворца нужно в течение получаса с начала сеанса указанного в билете. Иначе билет станет недействительный. Возврату он не подлежит.

О завершении сеанса подскажут сотрудники безопасности. Если время заканчивается, они направят посетителей к выходу. Но это формальность. По факту гулять можно сколько угодно.

Оба маршрута захватывают 3 этажа. На маршрут №2 во многих местах нет лифтов и подъёмников.

Маршрут 1 — вход с Иорданской лестницы (справа по ходу движения)

Вход во дворец с Иорданской лестницы. Держитесь правее во внутреннем дворе здания Зимнего дворца.

Схема входа в Зимний дворец по маршруту 1

Схема входа в Зимний дворец по маршруту №1
Иорданская лестница
Иорданская лестница в Зимнем дворце. Парадный вход. Восторг в самом начале!

На маршруте №1 вы прежде всего увидите Парадные залы Дворца, ознакомитесь с богатой картинной галереей, увидите предметы Старого и Нового Эрмитажа и в первую очередь окунётесь в мир западноевропейского изобразительного искусства. Также на пути у вас будут предметы античной коллекции.

Этот путь больше интересен тем посетителям, кто впервые в Эрмитаже.

В маршрут могут входить временные выставки.

Скачать схему Маршрута №1 можно по ссылке. Это официальная схема Эрмитажа, разобрать что к чему очень трудно. На месте всё проще.

Схема первого этажа маршрута №1

Схема первого этажа маршрута 1 по Эрмитажу

Схема первого этажа маршрута №1

Цифры внутри прямоугольников с чёрным обрамлением — залы, где можно менять маршрут.

Стрелками указано направление движения по маршруту.

Желтые кружки — соединение направлений маршрута.

Схема второго этажа маршрута №1

Схема второго этажа маршрута 1 по Эрмитажу

Схема второго этажа маршрута №1

Схема третьего этажа маршрута №1

Схема третьего этажа маршрута 1 по Зимнему Дворцу

Схема третьего этажа маршрута №1

Маршрут 2 — вход с Церковной лестницы (слева по ходу движения)

Вход по Церковной лестнице. Держитесь левее во внутреннем дворе Зимнего дворца.

Схема входа на Маршрут 2 в Зимний Дворец с Церковной лестницы

Схема входа на Маршрут 2 с Церковной лестницы

Начинается знакомство с интерьерами дворца и личными покоями императрицы. Далее залы русской культуры XVIII века, произведений искусства Англии и Франции. На 3-ем этаже Восток представляет свое искусство. Отдел нумизматики рассказывает о развитии мирового обращения денег.

Обратите внимание! На этом маршруте переходы между этажами по большей части не оборудованы лифтами, учитывайте это, если вы или ваши попутчики ограничены в движении.

Скачать схему Маршрута №2 можно по ссылке. Нарисовано красиво (это официальная схема Эрмитажа), но разобрать что к чему очень трудно. На месте всё проще.

Схема первого этажа маршрута №2

Схема первого этажа маршрута 2 по Зимнему дворцу

Схема первого этажа маршрута №2

Схема второго этажа маршрута №2

Схема второго этажа маршрута 2 по Эрмитажу

Схема второго этажа маршрута №2

Схема третьего этажа маршрута №2

Схема третьего этажа маршрута 2 по Зимнему дворцу

Схема третьего этажа маршрута №2

Как добраться до Эрмитажа (Зимний дворец)

Общественным транспортом:

Метро: Адмиралтейская, примерно 500 метров, Невский проспект — 800 метров, Гостиный двор — 1,3 км.

Остановка наземного транспорта: «Малая Морская (Невский проспект)» в 400 метрах от Эрмитажа.

Автобусы: 1, 7, 10, 11.

Троллейбусы: 7, 10, 24, 191.

Краткая история Эрмитажа и Зимнего дворца

Начало истории Эрмитажа уходит в далёкий 1754 год, когда дочь Петра I императрица Елизавета Петровна решила построить себе резиденцию для зимнего пребывания — Зимний дворец.

Елизавета Петровна, императрица начала строить Зимний дворец

Елизавета Петровна, императрица Российская 1741 — 1761 гг., начала строительство Зимнего дворца

Императрица выкупила уже занятые к тому времени земли на набережной Невы. Изначально в её планах было построить внушительную по величие и роскоши резиденцию, чтобы показать всему миру мощь и величие Российской империи, ведь именно её отец, Пётр I приложил к этому не мало сил.

На строительство было выделена внушительная по тем временам сумма в 900 тысяч рублей и нанят достойный архитектор Франческо Растрелли.

Елизавета не успела завершить строительство, скончавшись в 1761 году. Пётр III правил недолго и ему было не до дворцов. Строительство завершила Екатерина II и она же основала там Эрмитаж.

Елизавета Петровна, императрица начала строить Зимний дворец

Екатерина II, императрица 1762 — 1796, основала коллекцию Эрмитажа

Эрмитаж — это французское слово, которое означает «приют отшельника». Мода пришла из Франции, где «их высочества» любили уединяться и предаваться духовным размышлениям созерцая предметы искусства. Так и Екатерина II любила в одиночестве прогуливаться среди картин.

Первую коллекцию она получила в качестве погашения долга от некого господина Гоцковского. Далее вошла в азарт и коллекция разрасталась. Первоначально доступ в Эрмитаж был открыт только для высоких гостей.

При Екатерине II были построены здания Малого и Большого Эрмитажей, открыт Эрмитажный театр, и в целом ансамбль эрмитажных зданий приобрёл тот самый вид, который мы видим сейчас.

При Николае I коллекция разрослась до таких размеров, что пришлось выделять для неё дополнительные здания. Тогда же и был открыт свободный доступ в Эрмитаж для лиц дворянского происхождения — частью его политики было создание «публичного музеума». А до этого, даже сам А.С. Пушкин долгое время не мог туда попасть. Лишь благодаря его другу Василию Жуковскому он получил от Никола I пожизненный пропуск.

Николай I сделал доступ в Эрмитаж и Зимний дворец публичным

Николай I, российский император 1825 — 1855 сделал доступ в Эрмитаж публичным

В Первую мировую войну в Зимнем дворце располагался госпиталь имени цесаревича Алексея Николаевича.

После революции Эрмитаж и Зимний дворец по приказу наркома просвещения Луначарского были объявлены государственным музеем.

В годы блокады многие экспонаты Эрмитажа были эвакуированы на восток в Свердловскую область и вернулись на своё место 1945 году.

За период после революции коллекция Эрмитажа увеличилось более чем в 4 раза.

Официальный сайт Эрмитажа и другие полезные ссылки

  • Эрмитаж: самые красивые залы и главные экспонаты.
  • Советы по посещению Эрмитажа для тех, кто здесь впервые.
  • Официальный сайт Эрмитажа — hermitagemuseum.org
  • Цены на билеты в Эрмитаж на официальном сайте.
  • Виртуальная прогулка по Зимнему дворцу — ссылка.
  • Вебкамеры Зимнего дворца — ссылка.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Как исправить дизайн интерьера
  • Как найти общий язык с родителями психология
  • Как составить акт проведенных работ
  • Как можно найти гипотенузу если известны катеты
  • Как найти хорошего отца для сына

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии