Как исправить дефекты речи
19-01-2021
отработка упражнений красивого произношения
Содержание:
- Какие бывают нарушения
- С чего начать работу над речевым аппаратом
- Постановка звука
- Как сделать речь разборчивее
Качественная дикция зависит от работы органов артикуляционного аппарата. Если слова произносятся не четко, речь звучит не понятно, то специалисты говорят о дефектах речи. Их можно устранить корректировкой положения органов артикуляции, работой над произношением и исключением индивидуального привычного выговора, который не соответствует норме.
Красивая, хорошо поставленная речь важна не только для актера или ведущего. Любой предприниматель, руководитель, человек, желающий добиться успеха, заинтересован в том, чтобы его речь была убедительной. Мы говорим не просто о способности произносить слова или подбирать подходящую аргументацию и интересный материал. Да, содержание речи важно, тут не поспоришь. Но эффект от качественного текста может быть смазан плохой дикцией и неправильным произношением. Рассмотрим, какие упражнения помогут добиться красивого произношения.
Какие бывают нарушения
Шепелявость, картавость, «проглатывание» окончаний. Иногда они становятся изюминкой, особой манерой, по которой узнают известную личность. Красавица Рившана Куркова говорит, не разжимая зубов, что дополняет ее уникальность и придает шарм. Станислав Садальский, известный актер, сыграл яркие роли, которые запомнились зрителю, в том числе, благодаря его выраженной шепелявости.
Но чаще дефекты речи создают препятствия между мыслью говорящего и тем, до кого он ее хочет донести. Слушатели все время спотыкаются об эти нарушения, теряют суть.
Даже если серьезными дефектами речь не страдает, проблемы с проговариванием морфем или звукосочетаний присутствуют почти у каждого человека. Для правильной дикции потребуется тренировка мышц речевого аппарата. Занятия по 10–15 минут ежедневно способны устранить многие недостатки (неорганического характера), улучшить произношение.
С чего начать работу над речевым аппаратом
Некоторые отклонения от нормы в обычной жизни мало заметны. Лишь когда человеку приходится произносить длинные монологи, окружающие и он сам замечают проблемы. Дадим советы, как самостоятельно определить дефекты и поделимся несколькими упражнениями для улучшения дикции.
Определяем проблему
Выявление и осознание проблемы будет первым шагом.
- Для того чтобы определить «болевые точки», можно сделать самое простое – записать на диктофон несколько минут непрерывного монолога. Попробуйте вслух прочитать отрывок из книги или стихотворение. Лучше взять классические произведения. Например, для проверки умения сохранять звучание согласных, почитайте Владимира Маяковского:
В смокинг вштопорен,
Побрит что надо,
По гранд по опере
Гуляю грандом.
Смотрю в антракте –
Красавка на красавице,
Размяк характер –
Все мне нравится.
Анализ записи своей речи поможет определить, где вы останавливаетесь и нарушаете правило выговора.
- Правильная дикция зависит и от подвижности языка, губ и мышц лица. Проведите экспресс-тест для оценки подвижности частей вашего артикуляционного аппарата.
- Попробуйте по очереди произносить гласные и согласные перед зеркалом. Губы должны занимать разное положение при произношении разных звуков. Если их подвижность мало развита, то позиция будет практически одинаковой, когда вы говорите «а» или «э».
- Проверить, насколько хорошо развиты мышцы языка можно при помощи нехитрого упражнения: высуньте язык, попытайтесь свернуть его трубочкой. Если не получается, то мышцы нужно укреплять.
- Подвижность нижней челюсти проверяется так: если между верхними и нижними передними зубами легко помещаются четыре пальца, то челюсть достаточно подвижна.
Есть еще много других упражнений, которые помогут выявить дефекты речи. О них мы рассказываем в других наших материалах. Также провести тестирование можно вместе со специалистом.
Тренируем дыхание
Нарушения дикции часто возникают из-за нехватки дыхания. Поэтому дыхательная гимнастика – важная часть работы над красивой речью. Для тренировки диафрагмы можно просто надувать воздушные шарики или выполнять специальные практики, например, гимнастику по Стрельниковой, основанную на самопроизвольном выдохе.
- Встаньте прямо. Сделайте быстрый резкий вдох, напрягая диафрагму (надувая живот). Чтобы проконтролировать движение диафрагмы, положите ладони рук на ребра, пальцами касаясь подвздошной области. Вы почувствуете, как поднимается живот. Также при вдохе должно происходить схлопывание ноздрей.
- Выдох должен происходить самопроизвольно, когда диафрагма расслабляется (живот втягивается), поэтому все усилия направлены на энергичный вдох.
- Сделайте таких вдохов и выдохов 16 раз.
- После отработки техники, попробуйте варианты ее исполнения. Можно делать вдох в момент поворота головы влево, выдох – по центру, следующий вдох – с поворотом головы вправо. Или делать вдох в момент наклона головы к левому плечу, выдох – с возвращением в исходное положение, второй вдох – при наклоне головы к правому плечу. Важно не совершать неконтролируемых поворотов, чтобы не повредить шейный отдел позвоночника.
Разминаем мышцы
Некоторые простые упражнения для мышц, задействованных в проговаривании звуков, могут быть очень эффективны.
Ежедневно проводите разминку для мышц речевого аппарата. Кстати, она поможет подготовиться и перед публичным выступлением.
Начинать нужно с языка:
- выполните 20 вращений языком (с закрытым ртом) сначала по часовой стрелке, потом против;
- теперь то же самое только с открытым ртом, язык высунут как можно дальше;
- подвигайте языком по вертикали/горизонтали, дотрагиваясь до правой и левой щеки, до верхнего и нижнего неба.
Теперь очередь за упражнениями для губ и щек:
- в течение 7–10 минут попеременно вытягивайте губы в трубочку, а затем растягивайте в улыбке (каждое положение фиксируется на несколько секунд);
- надуйте щеки и перекатывайте воздух от одной щеки к другой (длительность выполнения – около пяти минут);
- губы вытяните в трубочку и в таком положении вращайте ими.
отработка техники дыхания
Постановка звука
На подготовительном этапе вы выяснили (сами или с помощью специалиста), произношение каких гласных и согласных у вас далеко от идеала, научились правильно дышать. Пора переходить к конкретике – правильному произношению отдельных звуков. Если дефект серьезный, то необходима консультация логопеда.
Тренируемся произносить «л»
Если «лампа» – какая-то «ампа».
Чтобы говорить «л» четко, нужно чтобы язык занимал правильное положение. Поможет упражнение «Ветерок»:
- поднесите ко рту полоску бумаги;
- закусите кончик языка между зубами, он должен принять форму, напоминающую гамак;
- выдыхая, пускайте воздух по двум сторонам языка, края бумажной полоски должны шевелиться от выдыхаемого воздушного потока.
Найти правильное положение при выговаривании «л» поможет упражнение «Индюшка»:
- приоткройте рот и приложите загнутый язык к верхней губе;
- быстро выдыхайте воздух, одновременно перемещая язык вниз-вверх по губе.
Теперь произнесите звук «л-л-л-л-л» на длинном выдохе. Должно получиться нечто похожее на звук парохода.
После этого тренируйтесь в произношении «л», присоединяя к нему поочередно все гласные.
Избавляемся от картавости
Если «адуга» вместо «радуга» или вы говорите будто на французском.
Проработать более четкое произношение «р» можно при помощи упражнения «Барабанщик». Нужно широко открыть рот и произносить «д», как бы постукивая кончиком языка по верхнему небу (за передними резцами).
Правильное выговаривание «р» предполагает вибрацию кончика языка. «Научить» язык вибрировать можно при помощи таких манипуляций:
- произносить «д» и «т» с усилием, широко открыв рот;
- высунуть язык и на выдохе прижать его к губам так, чтобы выдыхаемый воздух создавал вибрацию;
- пощелкать языком.
Теперь переходите к проговариванию звука «р» в сочетании с согласными и гласными: «тррр», «дрррр», «трррра-тррре-трррру» и т. д.
Чтобы закрепить результат, потренируйтесь в произношении скороговорок с большим количеством «р» и «л».
Примеры:
Прибыл Клим из Клина в Крым.
Один рой комаров – за горой, а второй рой – под горой.
Галка села на забор, грач завел с ней разговор.
Ампула лампы апломбом наполненная на пол упала и лопнула полая.
Главное правило при произнесении фраз – четкие красивые звуки с правильным положением голосового аппарата.
Работаем над красивым звучанием шипящих
Если «ш» подсвистывает.
Правильной постановке шипящих (ж, ш, щ, ч) поможет обыкновенный карандаш. Его нужно зажать между зубов под языком, а затем пошипеть или пожужжать. Карандаш нужен, чтобы язык не поднимался к небу – это будет неправильное положение, при котором появляется характерный присвист.
А теперь потренируйтесь без карандаша: произносите шипящие, стараясь сохранить вертикальное положение губ, не растягивая рот по горизонтали.
Чтобы закрепить результат, проговаривайте чистоговорки, где много «ш» и «щ», «ч» и «ж».
Примеры:
Высшие эшелоны шествовали.
Два щенка щека к щеке щиплют щеку в уголке.
Испекла Иришка куклам по коврижке, нравятся коврижки Гришке и Маришке.
Шушера шушере шуршала, что шурша шушере шуршать мешала.
Произносить скороговорки нужно медленно, стараясь выговаривать шипящие.
Учимся выговаривать свистящие
Если «с» и «з» шумят или свистят.
Дополнительные шумы при произнесении свистящих (с, з, ц) появляются, когда язык занимает положение не за нижними зубами, как положено, а поднимается выше. Исправит ситуацию упражнение с зубочисткой:
- зубочистку надо зажать передними зубами так, чтобы она удерживала язык по центру;
- губы растянуть в легкой улыбке;
- на вдохе развести руки в стороны;
- на выдохе постепенно сводить руки вместе, одновременно произнося свистящий согласный;
- присоединить гласный, когда ладони соприкоснуться.
Чтобы закрепить результат, попробуйте произносить скороговорки с большим количеством «с», «з», «ц».
Примеры:
Цыплята бегут к колодцу: у колодца водица льется. Белая цапля в корытце не может водицы напиться.
На носу овцы целый слой пыльцы.
Цыплята и курица пьют чай на улице.
Баркас приехал в порт Мадрас. Матрос принес на борт матрас.
У лесного болотца цапля весело смеется.
Не старайтесь произнести фразы максимально быстро, сосредоточьтесь на четкости.
Как сделать речь разборчивее
Речевые недостатки могут быть не связаны с затруднением или нарушением выговаривания некоторых звуков. Дефектом также называется неразборчивая речь, «проглатывание» окончаний, когда слово как будто бросили на середине, «проглатывание» начала слова, звуки-паразиты.
Часть из них появляется, когда говорящий слишком зажимает нижнюю челюсть, она у него малоподвижна. Исправят эту ситуацию тренировки. Вот несколько подходящих.
«Ириска» или всем нам знакомое цоканье: язык прижать к небу, слегка им прищелкнуть, смещая к гортани.
«Медуза»: губами нужно как бы причесывать зубы, интенсивно водить ими; можно выполнять отдельно на верхнюю губу и верхние зубы, отдельно на нижнюю.
«Открытая пасть»: широко открыть рот, досчитать до трех, после растянуть губы в оскале.
Такие практики – это минимум, который устранит небольшие отклонения от правильного, точного произношения. Но нужна ежедневная, регулярная, кропотливая работа. Представьте, вы произносили какой-то гласный или согласный неверно всю жизнь. Нужно время и упорство, чтобы все (в нашем случае голосовой аппарат) встало на свои места.
Некоторую работу по устранению речевых недостатков можно провести самостоятельно. Но определить разновидность, характер дефектов, выявить их причину и подобрать способы устранения может только специалист. Приходите на занятия в школу ораторского искусства «КОРОЛЬ ГОВОРИТ!». Команда профессиональных педагогов школы поможет исправить искажения и сделать речь красивой.
Приходите на курс ораторского мастерства школы КОРОЛЬ ГОВОРИТ! Вы избавитесь от страха публичных выступлений, поставите голос, почувствуете уверенность в себе и будете поражены, сравнивая видео своего первого и финального выступлений!
Рекомендованные статьи
Оставить заявку
Поделиться:
Теги:
- Дикция
Комментарии
не занимаюсь 2013* годом и 2016* годом, ОПРФ, ОНФ, ЗАКОНАМИ ОБ ИНВАЛИДАХ, ОТСУТСТВИЕМ ВЛАСТИ*, НО ВЛАСТИ УДЕЛЬНЫХ КНЯЗЬКОВ, ВЫБОРАМИ* КАК ОТСУТСТВИЕМ ВЫБОРА, алмазами, кочевниками, степняками, медью, драг камнями, полудраг камнями, нянями, усатыми нянями, бородой, укращением строптивых, да вы не отчаивайтесь ходите чаще, русскими печами, грудным молоком, плесенью, грибком, грибами, колёсами, мангалами, шашлыками, гмо, пальмавым маслом, икрой, галошами, валенками, пиявками, кизяком, мазолями, сектами, криптовалютой, курганами, рябиной, арабами в израиле, веселящим газом, игровыми автоматами, аптеками*, ппс, союзмультфилмом, табуретками, чемоданами, царь пушками колоколами, брусчаткой, стерилизацией бездомных животных, фотокружками, правительством в целом*, минтрансом*, патриаршими прудами, самалётами, метро, электротранспортом, маршрутками, автобусами, мотоциклами, велосипедами, роликовыми коньками, лодками, лыжами, коньками, перестройкой*, андроповкой*, диссидентами, пацифистами, импотентами, гостиницами, теплицами, реками, салом, зеркалами, шампанским, лимонами, мороженным, сельпо, автолавками, стеклотарой, шинами, биноклями, трофеями, пенсионными фондами, авиакатастрофами, модой модельерами, вундеркиндами, ветхим и аварийным жильём, счётной палатой, улитками, кашей, статус кво, хаосом, экономией для энергозависимых стран, семеноводством, пещерами, пиками гор, табакеркой, анклавами и независимостью от испании до великобритании, террактами, логопедами муму. начальник сигаретки не будет, я не курю ты же знаешь, не знаешь лошади курят. Я ЗНАЮ ЕСТЬ РОДИНА И ЕСТЬ УРОДИНА ТАКОЕ БЫВАЕТ. это по поводу совета примирения, гоу фак ю. ну вот и всё медведю надо готовиться к спячке сибирская зима уже близко.
ПОСЛЕ БОИНГА И МОЙ НОУТБУК СГОРЕЛ, НОЯБРЬ 2013 ГОД, ТЕПЕРЬ ВЫ ПОНИМАЕТЕ, ЧТО ЗДЕСЬ КЛУБОК ОТ ТОВАРИЩЕЙ СИМИТОВ, КОТОРЫЕ ЗАХВАТИЛИ ВСЕ КЛЮЧЕВЫЕ ПОСТЫ ПРИ ЕЛЬЦИНЕ ВАССАЛЕ США ДО КОРРУПЦИИ. И СЛЕДУЮЩИЙ НОУТБУК ПОЯВИЛСЯ ТОЛЬКО В СЕНТЯБРЕ 2014 ГОДА. КЛЮЧЕВОЙ ЦЕЛЫЙ ГОД НА КОГО СПИСЫВАТЬ НА ИНОПЛАНЕТЯН. А так же ни когда не занимался видео связью и не собираюсь этого делать. Я поклонник старой классической школы и телефонов Nokia без интернета как телефон, а не как корманный шпион. А так же и телевизор всегда без интернета. И не интересуюсь социальными сетями. За их отсутствием вы собрали на себя целое досье как доказательную базу. А КТО ВАМ СКАЗАЛ, ЧТО Я БОЛЕН? Я ИМ ТАК ЖЕ ПРЕДЛОГАЛ ПРИЗНАТЬ СЕБЯ НЕДЕЕСПОСОБНЫМИ, НО ОНИ ВСЕ УМЕРЛИ КТО В АМЕРИКЕ КТО В ГЕРМАНИИ ИЛИ ЛЕЖАТ В ДУРКЕ. И ВОТ УЖЕ С 2012 ГОДА КРЕМЛЁВСКИЕ ЭЛИТНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЫ НЕ МОГУТ МЕНЯ СДЕЛАТЬ ТАКОВЫМ ДЛЯ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ СВОИХ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ СЛОВ, ГЛОБАЛЬНЫЙ СГОВОР ЭЛИТ ПРОТИВ ПРОСТОГО ЧЕЛОВЕКА. ПОЗОР! А ПОЧЕМУ ВЫ ГОВОРИТЕ ЧТО МОЯ МЕЧТА СБЫЛАСЬ? ВОТ КОГДА МЕНЯ ПРИГЛАСЯТ В ЕВРОСОЮЗ И УДОСТОЯТ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ ЗА ПРОЗУ, ВОТ ТОГДА ОНА СБУДЕТСЯ С ДЕТСВА МЕЧТАЛ, А МЕЧТАТЬ НЕ ЗАПРЕЩАЕТСЯ ПРАВИЛЬНО.
И НЕ НАДО ПРИМЕРЯТЬ НА МЕНЯ ВАШ САРАФАНЧИК, ВАШИХ БОЛЕЗНЕЙ, ЖЕЛАНИЙ, ЗАВИСИМОСТЕЙ, ДЕТСКИХ ТРАГЕДИЙ И ФАНТАЗИЙ. НОСИТЕ ЕГО САМИ ЭТО ВАША ЖИЗНЬ. ИЗ ВАС ТАКИЕ ЖЕ ПСИХОЛОГИ*, ПСИХИАТОРЫ*, ЭКСТРОСЕНСЫ* И АНАЛИТИКИ*, КАК ИЗ МЕНЯ ХОЗЯИН БЕЛОГО ДОМА.
ВЫ КАК ВСЕГДА ПРАВЫ ВСЕ ПОБЕДЫ РОССИИ И ЗАСЛУГИ В ВОЙНАХ ОТ ГОРЯ, ЕСЛИ БЫ ОНА ЛЕЖАЛА НА ДИВАНЕ, А НЕ ЗАЩИЩАЛА СЕБЯ, ЧЕСТЬ И ДОСТОИНСТВО, ОТ СЛУЖИТЕЛЕЙ ЗАКОНА, ПРАВИТЕЛЬСТВА И СЕМЕЙНОГО РОДСТВА. НЕ ЗАНИМАЮСЬ БОИНГАМИ, ФАЛЬКОНАМИ, СНЕГОУБРЩИКАМИ, КОЛЕСАМИ ОБОЗРЕНИЯ, ЭСТРОСЕНСАМИ, ВОДОПАДАМИ. ФАКЕЛАМИ, ВЕЧНЫМИ ОНГЯМИ, САЛЮТАМИ, ПАМЯТНИКАМИ, СКУЛЬПТУРАМИ, КИНОСТУДИЯМИ, СМАЙЛИКАМИ, АКТЁРСКИМ МАСТЕРСТОВОМ, МИМИКОЙ, ЖЕСТАМИ, ЛЕСАМИ, БОЛОТАМИ, ПОЖАРАМИ, БОРТНИКАМИ, МУЗЕЯМИ, МАРШАМИ, ВИНОМ, СЫРОМ, БЫКАМИ, ПАПАХАМИ, ШАПКАМИ , ОЧКАМИ, ПРАНКЕРАМИ, ТАТУ, ПРАВИТЕЛЬСТВОМ, КРАБАМИ, РЫБОЙ, МИНОБРАЗОВАНИЕМ ТЕСТАМИ ЕГЭ, ШКОЛЬНЫМИ ФОТО, ВОЖДЯМИ, ВЕТЕРАНАМИ, НЕ ЗАНИМАЮСЬ ПРОСВЕЩЕНИЕМ БЕЗОПАСНОСТИ В ИНТЕРНЕТЕ И СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ, ЛОТЕРЕЯМИ, ЗЕЛЁНЫМИ, ПИРСАМИ, МОРЯМИ, ГИГИЕНОЙ, ПЛЯЖАМИ, САМОСУДОМ, ШАШКАМИ, ШАХМАТАМИ, КАРТАМИ, ДОМИНО, ЛОТО, ГИМНАМИ И ПРОЧИМ РЕПЕРТУАРОМ, ЦАРЯМИ ИХ ДЕТЬМИ, МИТРОПОЛИТАМИ, ПАТРИАРХАМИ, ДУМСКОЙ ЭТИКОЙ И ДЕПУТАТСКИМ ИММУНИТЕТОМ. ЭТО ВСЁ ВАШ ДАР И ПРАВИТЕЛЬСТВА, А ПРАВИЕТЕЛЬСТВО КАК СОЛНЫШКО СВЕТИТ ВСЕМ ОДИНАКОВО, А НЕ ЗАВИСИМОМУ ОТ КЛАНОВ БИЗНЕСУ. НЕ ЗАНИМЮСЬ СУДАМИ И СУДЬЯМИ. СПАСИБО ВАМ, ЧТО НАУЧИЛИ МЕНЯ МЫСЛИТЬ, ДУМАТЬ, БОРОТЬСЯ И ИЗЛОГАТЬ СВОИ МЫСЛИ, НЕ ТАК КАК ВСЕХ И КАК БЫ ВАМ ХОТЕЛОСЬ. ВОТ ВИДИТЕ ЕСЛИ БЫ ВЫ ТАК ВСЕХ УЧИЛИ СКОЛЬКО БЫ В РОССИИ БЫЛО УМНЫХ И ПИСАТЕЛЕЙ, НО Я ДУМАЮ ВАМ НУЖНО СОВСЕМ ДРУГОЕ ОБЩЕСТВО. и если вы уж говорите, что все так живут от зависти, то начните с президента и правительства или они вам не по зубам. желаю вам успеть на гаваи к обеду, минуте молчания и тихому часу. ХОТЕЛ ВАС КАК МОЖНО ГЛУБЖЕ ЗАТЯНУТЬ ИДИОТОВ В ОМУТ. не собираюсь ни кого удивлять и прокладывать колею для идиотов и это ваш дар. НЕ ИМЕЛ ДОХОДОВ* КРОМЕ ПЕНСИИ НИЖЕ ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА ЕСЛИ ВЫ УМЕЕТЕ СЧИТАТЬ, НО Я ТЕБЯ ПОТОМ НАУЧУ ЭКОНОМИТЬ НА ЕДЕ, ОДЕЖДЕ И ЗДОРОВЬЕ. НЕ ПОЛУЧАЛ ПЕРЕВОДОВ, ПОСЫЛОК, ПОДАРКОВ, ПИСЕМ И.Т.Д. ЕСЛИ РАБОТАЕТ КРЕМЛЁВСКАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ КАК ВЫ ДУМАЕТЕ МОГ ЛИ КТО ВЗЯТЬ У МЕНЯ ИНТЕРВЬЮ ИЛИ ПРИСЛАТЬ ДЕНЕЖНЫЙ ПЕРЕВОД. КОНЕЧНО НЕТ, ЭТО ВСЁ ФИЛЬКИНА ГРАМОТА И ЗУБ СПЕЦСЛУЖБ НИ УМА НИ ЧЕСТИ НИ СОВЕСТИ КУМОВСКОЕ БОЛОТО. И РАЗ УЖ У МЕНЯ НИ ЧЕГО НЕТ КРОМЕ ПЕНСИИ НИЖЕ ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА, ТО И ДАРИТЬ Я НИ ЧЕГО НЕ МОГ, И БЫТЬ СПОНСОРОМ. ОФИЦИАЛЬНЫЙ ФОРМАТ, НЕТ ДЕЛА ИДИТЕ НА ХУЙ С ОНЛАЙН!
Ответить
Теги
- Уверенная речь(24)
- Учимся у других(19)
- Голос(17)
- Дикция(14)
- Практические упражнения(24)
- Навыки общения(23)
- Деловая коммуникация(25)
- Публичные выступления(45)
- Словарный запас(7)
Популярные статьи
Есть вопросы?
Закажите консультацию, и мы вам перезвоним.
Поможем выбрать курс, расскажем о процессе обучения и стоимости.
Популярные курсы
Ирина Сардовская
Очный курс
Ораторское искусство
Вы научитесь аргументировать свою позицию и побеждать в переговорах!
с 30 мая
4 недели
22 900
5 Рейтинг
17 отзывов
Юлия Рябцева
Онлайн-курс
Ораторское искусство
Вы научитесь без стресса выступать на сцене и онлайн-формате!
с 30 мая
4 недели
11 900
5 Рейтинг
13 отзывов
Юлия Рябцева
Онлайн-курс
Онлайн-курс по Технике речи
Вы научитесь владеть своим голосом на 100% и поставите четкую дикцию!
с 20 июня
4 недели
от 9 900
4.9 Рейтинг
9 отзывов
Плохая дикция
Люди с четкой от природы дикцией встречаются редко. Но свою речь можно развить регулярными упражнениями для дикции до достижения приемлемого результата.
- Из чего состоит дикция речи
- Как улучшить взрослому и подростку
- Работа над дикцией и произношением
- Упражнения для дикции и голоса
- Упражнения для дикции и артикуляции
- Скороговорки для развития дикции
Дикция речи
Дикция — это отчетливое произношение звуков и слов с правильной их артикуляцией. Речевой аппарат
производит звуки, а его нарушения и дефекты являются причиной того, что дикция человека низкого качества.
Дикция речи состоит:
- Из отчетливой артикуляции;
- Правильной артикуляции;
- Манеры произношения: темпа и интонации.
Отчетливая артикуляция — правильное и четкое произношение звуков. Именно благодаря четкой
артикуляции речь оратора разборчива и его собеседники легко понимают то, что он хочет донести.
Нарушение этого показателя дикции может возникнуть из-за физиологических особенностей человека.
Улучшить четкость произношения звуков можно с помощью тренировок языка и мышц губ.
Правильная артикуляция — согласованное движение мышц артикуляционного аппарата. Негативно
влияют на артикуляцию нарушения прикуса, уздечки. При таких физиологических отклонениях может
появится картавость и гнусавость.
Тембр. Зачастую на манеру произношения влияет темперамент человека. Оратор может склоняться к
монотонности или ускорять свою речь. Часто именно торопливость встречается у людей с плохой дикцией.
Но, как показывает практика, практически любой человек может «победить» эту проблему.
Интонация. Что касается интонации, то она формируется прежде всего из умения отчетливо
произносить гласные звуки и ударения. Поставить интонацию можно с помощью некоторых дыхательных
упражнений и чтения вслух. Улучшить интонацию это очень трудная и кропотливая работа.
Как улучшить дикцию взрослому и подростку
Основной причиной недостаточного развития дикции можно назвать малоподвижность нижней
челюсти и неспособность достаточно широко открывать рот во время разговора. В результате слова
произносятся нечетко, глухо, речь кажется «скомканной».
Для улучшения речи разработаны речевые упражнения, которые помогут устранить недостатки
произношения звуков. Регулярное выполнение предлагаемых упражнений поможет исправить дефекты
дикции речи, сделать ее четкой и выразительной.
Работа над дикцией и произношением
Ораторский талант встречается крайне редко. Практически все известные люди усиленно готовятся к
каждому публичному выступлению. Известно, что Цицерон без подготовки не мог произнести ни единого
слова. А его до сих пор ставят в пример как великого ритора.
Существует очень много упражнений, с помощью которых ваша речь может стать четкой и красивой.
Среди них как универсальные упражнение, так и те, которые призваны помочь исправить конкретную
проблему. Например свистящего «С», невнятного «Л» или нарушения в произношении звука «Р». Для того,
чтобы решить эти проблемы придется поработать.
Упражнения для дикции и голоса
При публичном выступлении или при обычном разговоре мы используем мышцы языка и глотки. Логично, что
для того чтобы красиво говорить нужно «прокачать» эти мышцы.
Упражнения, которые помогут подготовить нужные мышцы:
- Прокачать мышцы участвующие в воспроизведении звуков можно регулярно произнося «А-Э-О».
При этом, важно стараться открывать рот не очень сильно. Эффекта можно достичь, если
произносить звуки как можно глубже в полости рта. - Очень хорошего эффекта можно достичь в дикции и тренируя губы. Для этого нужно произнести:
«ГЛ», «ВЛ», «ВН» — для верхней губы и «КС», «ГЗ», «ВЗ», «БЗ» — для нижней губы. - Также можно придать языку форму лопаты и произнести «И» и «Э» несколько раз. Теперь придадим
языку форму крючка и одновременно произнесем «О» и «У». - Продолжаем «прокачивать» мышцы языка. Закрываем рот и с помощью внутренних движений
неба, щек и губ тянем звук «М».
Упражнения для дикции и артикуляции
Так как в четком произношении активно участвует кончик языка, используем упражнения,
развивающие его гибкость:
- Представьте, что ваш язык, это молоточек и побейте его кончиком по зубам. Во время таких ударов
«проговаривайте» да-да- да-да. Затем попробуйте четко проговорить буквы «Т-Д». - Для четкого произношения букв «К» и «Г» нужно «прокачать» свою гортань. Для этого сделайте вдох
носом и полностью освободите легкие через рот. Высвобождение воздуха ртом должно происходить
резко и напоминать звук «Фу». Проведите такое упражнение несколько раз. - Если вы заметили у себя проблему при произношении букв «П» и «Б», то потренируйте свои губные
мышцы. Для этого нужно надуть щеки и выпустить воздух изо рта с помощью энергичного хлопка. - Также очень важно научиться контролировать количество воздуха. Для этого нужно пользоваться
дыхательной гимнастикой и практиковаться перед зеркалом. Попробуйте прочесть небольшой текст с
нормальной громкостью. Как правило, при этом вы легко можете контролировать свой голос. А
теперь, сделайте тоже самое, но увеличив громкость. Должны появится проблемы.
Скороговорки для развития дикции
Самым популярным способом улучшения своей дикции являются скороговорки. Их можно использовать
и в качестве разминки перед публичным выступлением. Вообще, заведите себе привычку ежедневно
проговаривать несколько скороговорок. Такая тренировка поможет вам преодолеть проблемы в
произношении некоторых звуков и сделает речь более убедительной и красивой.
Для такой тренировки не нужно выделять время. Вы можете повторять скороговорки во время сбора на
работу, езде в автомобиле, при работе дома. Специалисты считают, что три недели использования
скороговорок сделают речь плавной, а дикцию четкой.
Вот малая доля наиболее популярных скороговорок, которые помогут улучшить дикцию:
- Для тренировки звуков: р, л, м, н.
— Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.
— Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали. - Для тренировки звуков: б, п, в, ф, г, к, д, т, х.
— В поле Фрося полет просо, сорняки выносит Фрося.
— Все бобры для своих бобрят добры. - Для тренировки звуков: с, з, ш, ж, ч, щ, ц.
— Свиристель свиристит свирелью.
— Прецедент с претендентом.
Если же необходимо устранить довольно серьезные дефекты речи или быстрее поправить речь,
лучше всего обратиться к логопеду. В индивидуальном порядке или на специализированных
курсах логопеды помогут выявить все недостатки речи, на которые слушатель мог и не обращать
внимание. Также они подберут индивидуальные упражнения и подскажут, как поправить дикцию
именно в вашем случае.
Запишитесь на консультацию. Логопед-дефектолог центра определит индивидуальные причины плохой дикции, даст рекомендации по коррекции, а также составит план для занятий в центре и дома. Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным и быстрым.
Не тот, товарищи, товарищу товарищ,
Кто при товарищах товарищу товарищ,
А тот, товарищи, товарищу товарищ,
Кто без товарищей товарищу товарищ.
Скороговорун скороговорил, выскороговаривал, что все скороговорки перевыскороговорит, но, заскороговорившись, выскороговаривал, что всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
Пособи сапоги сапожнику пошить.
Пряжки серебром на сапогах посеребрить.
Пособи сапоги, пособи сапожки
Мастеру скорей пошить босоногой блошке.
Инцидент с интендантом, инцидент с интендантом, четверть гороха без червоточинки, без червоточинки четверть четверика гороха.
Протокол про протокол протоколом запротоколировали.
Вашему пономарю нашего пономаря не перепономаривать стать: наш пономарь вашего пономаря перепономарит, перевыпономарит.
Шли три попа, три Прокопия-попа, три Прокорпъевича, говорили про попа, про Прокопия-попа, про Прокопьевича. Один поп Прокоп творил: пришел Прокоп, кипел укроп, кипел укроп, пришел Прокоп. Другой поп Прокоп говорил: ушел Прокоп, кипел укроп, кипел укроп, ушел Прокоп. Третий поп Прокоп говорил: как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп, как без Прокопа кипел укроп, так и при Прокопе кипел укроп.
Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии и спросил он Лилию: полили ли вы лилию? Видели ли Лидию? Полили лилию, видели Лидию.
Упражнения для улучшения дикции — это комплекс специальных занятий, которые включают в себя укрепление мускулатуры речевого аппарата, работу над произношением гласных и согласных звуков, развитие скорости воспроизведения отдельных слов и словосочетаний.
Чтобы приобрести приятное звучание голоса, иметь отличную артикуляцию, необходимы регулярные тренировки и постоянная практика. Упражнения для улучшения дикции показаны к выполнению взрослым и детям с признаками дефекта речи, наличием слишком тихого тембра с невнятным звучанием отдельных звуков, слов.
Упражнения для взрослых
Для взрослых мужчин и женщин разработано большое количество эффективных упражнений для улучшения дикции. Все занятия данной категории направлены на всестороннее развитие речевого аппарата, повышение уровня внутренней самооценки, качества дикции и уверенности в себе во время разговора с окружающими людьми.
Артикуляционная зарядка
Данное упражнение направлено на развитие артикуляции, укрепление мышечных тканей речевого аппарата, четкого произношения самых сложных слов и словосочетаний. Артикуляционную зарядку рекомендуется делать 1-2 раза в день.
В таблице ниже представлен пошаговый алгоритм действий по выполнению данного упражнения:
Порядок выполнения зарядки для развития артикуляции | Описание тренировочного процесса |
Шаг 1. Укрепление мышц корня языка. | Необходимо открыть рот, а затем высунуть язык вперед на максимальную длину. После этого язык засовывается внутрь ротовой полости по направлению к тканям твердого неба. Данные действия выполняются в течение 5-7 мин. |
Шаг 2. Быстрое перемещение языка внутри ротовой полости. | Следует закрыть ротовую полость, а затем кончиком языка поочередно касаться внутренней поверхности правой и левой щеки. Продолжительность тренировки этого вида составляет 6 мин. |
Шаг 3. Вращающие движения языком. | Необходимо закрыть рот, а затем выполнять вращательные движения языком внутри ротовой полости. В правую и левую сторону следует сделать не менее 20 вращений. |
Шаг 4. Тренировка лицевой мускулатуры нижней части лица. | Для проведения данной тренировки необходимо вытянуть губы трубочкой. После этого мышечные ткани нижней части лица растягиваются в максимально широкой улыбке, которая сохраняется в течение 10 с. Затем все движения выполняются заново. Продолжительность данного этапа артикуляционной тренировки составляет 10 мин. |
Шаг 5. Вращение языка с открытым ртом. | Необходимо открыть рот и высунуть язык, а затем вращать его кончиком по часовой и против часовой стрелки. В каждую сторону следует выполнять по 25 повторений. |
Шаг 6. Растягивание щек. | Для проведения этого этапа артикуляционной тренировки потребуется закрыть рот, а затем наполнить его большим количество воздуха. После этого данный объем воздуха поочередно перемещается от правой к левой щеке. Ориентировочная продолжительность тренировки 5 мин. |
Шаг 7. Комплексное укрепление всех лицевых мышц. | Этот этап занятия на развитие артикуляции предусматривает выполнение следующих действий:
1. Изображение различных гримас. 2. Выпучивание глаз. 3. Пародирование различных персонажей. 4. Надувание щек. 5. Демонстрация разнообразных эмоций. Данный этап артикуляционной тренировки проходит в произвольной форме. Главное условие — это создание максимальной нагрузки на все лицевые мышцы, участвующие во время воспроизведения речи. |
Артикуляционную зарядку рекомендуется проводить перед началом выполнения всех остальных упражнений, направленных на развитие дикции, постановку голоса и тренировку речевого аппарата.
Произношение взрывных звуков
Во время выполнения этого упражнения проводится отработка более качественного звучания согласных и гласных звуков, за счет которых обеспечивается различительная и смысловая функция отдельных слов.
В данном случае взрослому человеку необходимо поочередно произносить набор следующих звуков:
- П, ПЬ, КЬ, Т, К, ТЬ.
- КО, ПУ, ТО, КУ, ТУ.
- РО, БУ, РУ, БО, ГО, ДУ, ГУ.
- БА-БА, БУ-БУ, БУПП.
- АИ, ЭО, ОИ, АУ, УИ.
- ЛРА, МФО, МФЕ, ЛРЮ, ЧРА, ДЛДА.
- ПТА, ПТКИ, ПТИ, ПТО, ПТКЫ, ПТУ, ПТКЭ.
- ЗДРИ, ЗДРЫ, ЗДРЭ, ЗДРО.
Воспроизведение вышеперечисленных звуков должно осуществляться быстро, но при этом с сохранением четкости звучания каждой буквы. Это упражнение позволяет улучшить качество дикции в течение короткого периода времени. Все буквы должны проговариваться на взрыве и звучать звонко. Данное занятие проводится ежедневно с продолжительностью от 10 до 15 мин.
Правильное дыхание
Постановка дыхания — это важный этап в общем процессе развития дикции и улучшения звучания голоса.
Выполнение данного упражнения, направленного на усовершенствование функций речевого аппарата, предусматривает осуществление следующих действий:
- Открыть ротовую полость, а затем выполнить 10 вдохов и выдохов через нос.
- Положить правую руку на живот в области солнечного сплетения. После этого сделать глубокий вдох через носовые каналы и вдохнуть воздух через маленькое отверстие, сформированное губами. Данное действие повторять 6 раз.
- Левую ноздрю закрыть пальцем руки, а затем выполнить 5 короткий вдохов правым носовым каналом. После этого открыть левую ноздрю и выдохнуть воздух. Затем аналогичные действия выполняются в отношении другого носового канала.
- В течение 5 мин. дышать исключительно носом, но при этом создавать давление пальцами рук на поверхность гайморовых пазух.
- Сделать глубокий вдох носом, подтянуть мышцы живота внутрь брюшной полости, а затем сделать резкий выдох через носовые каналы.
Правильно поставленный процесс выдоха воздуха позволяет развить хорошую координацию фраз во время быстрого разговора, не изменяет тембр голоса, не сбивает интонацию. Все слова звучат четко и ясно. Данное упражнение выполняется ежедневно в течение 10 мин.
Произношение скороговорок
Дикция (упражнения для улучшения дикции должны выполняться регулярно) вырабатывается только при условии постоянной работы над четкостью своей речи. Произношение скороговорок — это классический и один из наиболее эффективных способов постановки хорошей интонации, звонкого звучания голоса и членораздельного произношения каждого слова. Данное упражнение можно выполнять неограниченное количество раз на протяжении всего дня.
Рекомендуется использовать следующие скороговорки:
- Линял, линял линолеум.
- Вылинял и полиловел.
- Интервента интервьюер интервьюировал.
- Дыроколом бумажный протокол проколол суровый прокурор.
- Резв чешский черношерстный ризеншнауцер, но ретив стаффордширский терьер.
- Все скороговорки ты не перескороговоришь и не пытайся перевыскоровоговорить.
Для того, чтобы усложнить выполнение данного упражнения, рекомендуется закладывать за щеки конфеты или орешки. Вначале речь будет неразборчивой, но со временем дикция станет все лучше, произойдет укрепление артикуляционной мускулатуры.
Во время произношения скороговорок рекомендуется соблюдать следующие правила:
- каждое слово и слог необходимо проговаривать медленно;
- по мере улучшения дикции следует ускорять произношение скороговорки;
- длинные скороговорки лучше разбивать на 2-3 части;
- сначала проговорить все слова шепотом, а затем громким голосом с выражением;
- повторять одну и ту же скороговорку с разной интонацией и эмоциональным наполнением.
Чтобы оценить успешность занятий на улучшение дикции, рекомендуется каждые 10 дней непрерывных тренировок проводить запись своего голоса во время разговора, чтения текста или проговаривания скороговорок.
С помощью данного метода можно оценить прогресс по развитию артикуляции, четкости слов и воспроизведения звуков.
Повторение сложных слов
Дикция (упражнения для улучшения дикции подходят людям всех возрастных групп) формируется постепенно, по мере укрепления мускулатуры речевого аппарата.
Занятие под названием «Повторение сложных слов» предусматривает методичное проговаривание следующей информации:
- Монстр.
- Сверхзвуковой.
- Протестантство.
- Ответственность.
- Философствовать.
- Трансплантация.
- Пункт взрыва.
- Горазд всхрапнуть.
- Бодрствовать.
- Всклокочен.
- Взбудоражить.
- Мегагерц.
- Контрпрорыв.
- Ахабагаламага.
- Сверхвстревоженный.
- Постскриптум.
В данном случае развитие дикции и артикуляции достигается за счет приобретения навыков быстрого воспроизведения сложного сочетания гласных и согласных звуков. Это упражнение рекомендуется выполнять по 15-20 мин. ежедневно.
Воспроизведение звуков и слов
Принцип выполнения данного упражнения заключается в том, чтобы перед тем, как проговорить каждое слово, человек сначала произносил 2 основных звука, входящих в его состав, а именно:
- Выполняющий упражнение, звонко воспроизводит звуки «В», «Ш», а затем четко проговаривает слово «воспользовавшемуся».
- «Ч», «Ф», «Р» — «фантасмагорический».
- «К» — «мелкокалиберными».
- «С», «Ф» — «средств».
- «П», «В» — «опубликовывать».
- «Р», «Т» — «проиллюстрировала».
- «П», «Р», «С» — «территориальная целостность».
- «Ч», «В» — «четырехсотдолларового».
- «П», «Р» — «опосредованному субсидированию».
- «Р», «В» — «ревербератор».
- «К», «Ф», «О», «А» — «клаустрофобия фантастическая фобия».
Продолжительность выполнения этого упражнения для развития дикции не ограничена временем, но не должна быть меньше 15 мин. в день. Первый положительный эффект от проведения тренировок данного вида наблюдается спустя 2-3 недели регулярных занятий.
Упражнения для детей
Дикция (упражнения для улучшения дикции подбираются совместно с педагогом или логопедом) — это показатель интеллектуального развития ребенка. Для детей разработаны занятия различной сложности, которые направлены на развитие их речевого аппарата, правильного произношения гласных и согласных звуков.
Артикуляция согласных звуков «Х», «Г» и «К»
Данное упражнение на улучшение дикции и артикуляции подходит к выполнению детям возрастом от 3 лет.
Ребенок должен повторять за педагогом или логопедом следующие слова и фразы, в которых содержится наибольшее количество вышеуказанных согласных звуков:
- Качели качаются, а рядом едут газели на газу.
- Кость кушает кошка.
- В гости пришел гость из города.
- Кнут не может быть гнут.
- Клумба находится возле клуба.
- Кеша кашляет из-за того, что кашу ел холодную.
- Геша, Геннадий, Гена.
- Косой козел криво идет с козой.
- Краб красному крабу сделал грабли.
- Греб граблями главный краб гравий.
В процессе выполнения этого упражнения специалист должен следить, чтобы ребенок проговаривал все слова правильно, произносил звуки звонко и на взрыве. Средняя продолжительность занятия составляет 10-15 мин., но в тот же момент учитывается возраст детей, входящих в состав группы, уровень их интеллектуального развития.
Отработка согласных звуков «Ц» и «С»
Для улучшения дикции у детей необходимо регулярно выполнять упражнения, предусматривающие проработку правильного воспроизведения звука «Ц».
Ребенок повторяет за воспитателем следующие слова и фразы:
- Цапля цапнула цепкую жабу.
- Сабля сверкнула светлым лезвием.
- Цок-цок синий каблучок.
- Целится в цель целеустремленный целитель.
- Цветет цветок цветами синими.
- Сель сошла в сельском селении.
- Свет светится в светлом саду светом сиреневым.
- Цирк царит в царстве смеха.
- Сырные палочки состоят из сыра.
- Целый день смеялся циркач.
- Цапля сохла, цапля чахла.
Средняя продолжительность выполнения данного упражнения составляет от 10 до 15 мин. Каждую фразу ребенок может проговаривать по несколько раз. В случае неправильного воспроизведения отдельных звуков специалист помогает детям развить грамотную речь, улучшить дикцию, артикуляцию.
Произношение сразу нескольких звуков
Чтобы выполнить данное упражнение на улучшение дикции, ребенок должен медленно произносить сочетание следующих звуков:
- Тлз, кшто, кжду.
- Кшта, джр, кждо.
- Кшт, врж, кшту.
- Кштэ, мкртч, кст.
- Кждо, кпт, кжда.
Проведение этого занятия рекомендовано детям возрастом от 6 лет. Для учеников средней школы можно дополнительно сделать таблички с надписями указанного сочетания звуков, чтобы каждый ребенок не повторял буквы за педагогом, а проговаривал их путем чтения. Средняя продолжительность этого упражнения составляет 10 мин. с регулярным выполнением 1-2 раза в день.
Тренировка по произношению большого количества согласных и гласных звуков
Данное занятие по улучшению дикции и артикуляции может проводиться с детьми возрастом от 3 лет и старше.
Во время выполнения этого упражнения каждый ребенок повторяет за специалистом следующие фразы:
- К Кларе крадется Карл.
- Кому Костя кланяется.
- К горлу подкатил ком.
- К гастролям гремят барабаны.
- К Гале и к Кате приехали друзья.
- К Киеву подъезжает коричневый поезд.
- Москва маленькая для москвичей.
- В городе нет огорода.
- Отдаленное отделение обходить очень долго.
- Без шубы холодно зимой.
- Разжигать костер надо уметь.
- Отдушина одной души.
- К концу фильма Климентий красиво уснул.
- Восстановить вольную волю.
- Оттолкнуть от себя толкающихся.
- Ввязаться в великий спор.
Во время проговаривания вышеперечисленных фраз, которые содержат в себе большое сочетание гласных и согласных звуков, сложных по произношению, дети могут задавать воспитателю различные вопросы. Например, касающиеся значения отдельных слов. В данном случае педагог или логопед должен удовлетворять все информационные запросы детей. Это позволит сохранить интерес каждого ребенка к проводимому занятию, а также существенно расширит их кругозор.
Проговаривание похожих слов
Принцип проведения данного занятия заключается в том, что дети методично повторяют фразы, в которых присутствуют слова похожие по произношению, но разные по смысловой нагрузке, а именно:
- Верх нарядной одежды. Вверх двигаются скалолазы.
- Ведение урока. Введение в курс дел.
- Толкнуть снаряд. Оттолкнуть предмет.
- Держать ложку. Поддержать друга.
- Тащить ведро. Оттащить от огня.
- Водный мотоцикл. Вводный инструктаж.
- Сорить деньгами. Ссорить друзей.
Во время выполнения этого упражнения дети улучшают дикцию в части произношения сдвоенных звуков. Кроме того, создается эффект дополнительной интеллектуальной нагрузки. Каждый ребенок задумывается о значении каждой фразы, различном смысловом содержании таких похожих слов, отличающихся только одной буквой. Средняя продолжительность выполнения этого упражнения составляет 15 мин.
Игровое упражнение «Забиваем гвозди»
Занятие на улучшение дикции с применением элементов игры подходит для работы с детьми средней и старшей группы дошкольного учреждения. В выполнении этого упражнения одновременно может принимать участие от 10 до 15 детей.
Игровая тренировка на улучшение дикции и артикуляции проводится следующим образом:
- Воспитатель раздает детям пластиковые молоточки и бумажные гвозди, которые раскладываются на поверхность стола.
- По команде педагога дети начинают забивать молотками гвозди.
- Во время выполнения данных действий все дети повторяют за воспитателем следующее сочетание звуков: гбде, гбду, гбда, гбды, гбдж.
- Произношение данных звуков должно совпадать с одновременным ударом молотка по шляпке гвоздей.
Средняя продолжительность выполнения этого упражнения составляет от 5 до 10 мин. в зависимости от уровня усидчивости детей. После завершения занятия педагог задает своим воспитанникам вопросы, касающиеся игры. Например, понравилось ли им это упражнение? Кто больше всего забил гвоздей?Также воспитатель разъясняет детям важность правильного выговаривания звуков.
Игровое упражнение «Лошадиный топот»
Данное занятие также предусмотрено к проведению в отношении детей средней и старшей дошкольной группы.
Для выполнения этого упражнения на улучшение дикции и артикуляции необходимо соблюдать следующий алгоритм действий:
- Воспитатель выстраивает всех детей по центру игрового зала.
- Педагог просит их показать, как скачет лошадка, насколько силен ее топот.
- Дети начинают дружно шагать и имитировать топот лошади.
- В этот момент воспитатель просит детей поддержать свои действия словесным сопровождением в виде воспроизведения звуков: птку, птки, птко, пткэ, птка.
После завершения занятия воспитатель благодарит всех за участие в игре. Средняя продолжительность выполнения этого упражнения составляет от 5 до 10 мин. Преимуществом использования этой игры является то, что дети учатся произносить сложное сочетание гласных и согласных звуков во время физической нагрузки, учащенного дыхания.
Произношение фраз в разном темпе
Дикция (упражнения для улучшения дикции способствуют развитию всего речевого аппарата) играет важную роль в ежедневном общении детей. Для выполнения этого упражнения ребенку необходимо проговаривать набор фраз с большим количеством сложных сочетаний гласных и согласных звуков. При этом нижеперечисленные слова сначала воспроизводятся шепотом.
Затем эти же фразы повторно проговариваются звонко и с интонацией, а именно:
- В тот час здесь громко пел черный дрозд.
- В прошлый год тут был белый град.
- Дуб был очень стар.
- Всем люб и мил был Тимофей.
- Вмиг клуб из клубней полон.
- Гриб покрыл мох.
- Дед взял и стал стар.
- Ваш гость подошел и взял черную трость.
- Волн плеск — брызг бирюзовый блеск.
- Сто верст преодолеть вскачь — одна из сложных задач.
- Рододендроны цветущие из дендрария отданы родителям.
- Клара клала муку на ларь, Карл крал муку из ларя.
- Помыт Костя брат, побрит Клим брат, а брат Глеб бородат.
Вышеперечисленные фразы необходимо повторять ежедневно по несколько раз. Средняя продолжительность выполнения этого упражнения составляет 10 мин. Упражнения для улучшения дикции — это целый комплекс специальных занятий, во время выполнения которых прорабатывается произношение гласных и согласных звуков, повышается качество артикуляции, тембрального звучания голоса.
Тренировка речевого аппарата показана взрослым и детям всех возрастных групп. Для достижения максимального эффекта все занятия рекомендуется проводить вместе с педагогом или логопедом. Упражнения на улучшение дикции должны выполняться ежедневно на регулярной основе. Для детей лучше всего использовать игровые варианты занятий.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
Что такое дикция? Дикция – отчетливое произнесение звуков согласно фонетическим нормам языка. Четкая, разборчивая, правильно поставленная речь – один из важных элементов успешности и привлекательности. Любое публичное выступление обречено на провал, если оратор не обладает хорошей дикцией. Не всегда человек с рождения награжден идеальными речевыми данными.
Содержание
- Компоненты дикции
- Для чего нужна хорошая дикция
- Причины плохой дикции
- Как развить дикцию
- Упражнения для улучшения дикции и четкости речи
- Разминка
- Произношение отдельных звуков
- Постановка дыхания
- Скороговорки
- Тренировка диафрагмы
- Особенности правильного произношения у взрослых
- Как улучшить речь ребенка
- Как же правильно тренировать скороговорки для развития дикции у взрослых?
- Как развить дикцию и четкость произношения с помощью тренинга
Компоненты дикции
Дикция имеет свои компоненты, и даже взрослый человек может и должен с ними работать, тем самым в процессе улучшая свою речь.
Компоненты дикции следующие:
- Правильная артикуляция – расположение органов артикуляции в необходимом для правильного произношения звуков положении.
- Отчетливая артикуляция – точное произношение звуков, слогов в составе слова. Отчетливость артикуляции определяет разборчивость речи. Четкое произношение звуков и слогов напрямую зависит от натренированности артикуляционного аппарата.
- Манера произношения – способ произношения тех или иных слов, присущий отдельному человеку. Особенность растягивать или «проглатывать» некоторые слоги, делать паузы в начале или конце слова, добавлять посторонние звуки между словами, слова-паразиты, темп произношения – все это является манерой произношения.
Улучшайте свою дикцию с нашими упражнениями! Подпишитесь на наш телеграм канал для получения ежедневных советов от преподавателей театральной школы “Бенефис”. Совершенствуйте свою речь и уверенность в себе!
Для чего нужна хорошая дикция
Учитель, воспитатель, телеведущий, актер, певец, оратор – лишь малая часть профессий, где наличие совершенной дикции играет большую роль. А вообще, хорошая дикция нужна любому человеку в обычной жизни. Людям с идеальной дикцией проще:
- найти работу, друзей;
- донести свои мысли до слушателей;
- произвести приятное впечатление во время выступления;
- привлечь внимание аудитории.
Дикция – основополагающий элемент человеческой культуры. К тому же, присутствие в речи дефектов рождает комплексы, которые сопровождают человека всю жизнь.
Причины плохой дикции
Плохая дикция и нечеткая речь встречается как у детей, так и у взрослых. Логопедия называет несколько причин нарушения дикции:
- Физиологические. Например, врожденные аномалии (недоразвитость уздечки языка, патология костных тканей, неправильный прикус).
- Биологические, когда нарушения речи связаны с неблагоприятными факторами, возникшими в детском возрасте (серьезные инфекции, травмы), или с генетической предрасположенностью.
- Социальные. Расстройство произношения возникает из-за неуверенности в себе, личных комплексов, стеснительности, проблем в общении с окружающими. Такой человек говорит тихо и неразборчиво, глотает звуки.
Тренируем речь. Как развить и повысить дикцию
Дикцию можно тренировать и развивать, добиваясь идеального произношения. Это большая работа над собой, ведь для достижения результата необходимо регулярно заниматься. Чтобы улучшить артикуляцию, достаточно тренироваться 15-20 минут в день. Прогресс можно наблюдать уже через 1-2 месяца систематических занятий. Хотите?
Дикционные упражнения. Улучшаем дикцию и четкость речи
1. Разминка
Перед началом упражнений для улучшения характеристик своей речи необходимо провести разминку артикуляционного аппарата.
Пример:
- Высунуть язык как можно дальше изо рта, вернуть обратно максимально глубоко. 5-7 повторений.
- Касаться кончиком языка поочередно правой и левой щеки изнутри. По 10 раз для каждой из сторон.
- С закрытым ртом выполнять круговые движения языком по внутренней поверхности нижних и верхних зубов. По 20 раз в каждую сторону (по часовой стрелке и против).
- Достать язык и очертить им 10 кругов по часовой стрелке и 10 кругов против часовой стрелки.
- Вытянуть губы трубочкой, сохранять это положение 3-5 секунд. Затем растянуть их в улыбку и задержаться на 3-5 сек. 7-10 повторений.
- Максимально надуть щеки и перекатывать воздух по кругу. Совершить 5-7 кругов в каждую сторону.
- Провести легкую разминку мимических мышц лица (гримасничать, изображать грустное и веселое лицо, выпучивать глаза и т.п.).
2. Произношение отдельных звуков
- Произносим поочередно разные парные взрывные согласные буквы: сочетания «б-п», «д-т», «г-к». Проговариваем их сначала отдельно, потом с добавлением мягкого знака, затем присоединяем любой гласный звук.
- Четкое, «взрывное» произнесение конечных согласных. Ба-ба-бапп, гу-гу-гукк. Чередуем все парные согласные с каждой гласной.
- Произносим отдельные гласные, следя за правильным положением артикуляционного аппарата, затем в комбинации с любыми другими гласными (о-а, о-у, а-и, у-и, о-ы, э-о и т.д.). Это упражнение удобно выполнять перед зеркалом.
- Тренируем сложные буквенные комбинации (лрда, лря, шра, чру, лри, мфо и т.п.).
- Проговариваем различные звуковые ряды (трка-трко-трки-трку-тркэ-тркы и т.п.).
3. Постановка дыхания
- Открываем рот, вдох и выдох делаем носом. 10 повторений.
- Кладем руку на живот, делаем спокойный вдох носом. Выдох производим ртом через едва открытые губы. Тут важно почувствовать подвижность живота и ритм. Сделать 5-7 повторений.
- Зажимаем одну ноздрю пальцем, делаем небольшой вдох и выдох через другую. 5 повторений с каждой ноздрей.
- Вдыхаем через нос, создав сопротивление воздуху нажатием пальцами на крылья носа.
- Делаем вдох, а при резком выдохе втягиваем живот.
4. Скороговорки
Существуют два типа скороговорок:
- для мозга – выговаривать легко, но путаются слова (Клара у Карла украла кораллы)
- для языка – если вам трудно говорить шипящие (Расчувствовавшаяся Варвара расчувствовала нерасчувствовашегося Вавилу).
Это эффективный метод для улучшения качества произношения. Не старайтесь сразу произносить скороговорки быстро. Начать стоит с медленного и качественного проговаривания, постепенно увеличивая темп. Скороговорки могут быть как на русском, так и иностранных языках. Также полезным упражнением является проговаривание скороговорок с орешками или конфетами за щеками, можно использовать зажатый между зубов карандаш. Максимальная нагрузка на артикуляционные мышцы при выполнении такой работы позволяет быстрее прийти к поставленной цели.
5. Тренировка диафрагмы
Во время публичных выступлений многие люди ощущают нехватку дыхания. Особенно это заметно при использовании длинных и витиеватых фраз. Договорить или допеть фразу до конца позволит натренированная диафрагма. Эффективные упражнения:
- На выдохе тяните любой гласный звук максимально долго. При регулярных тренировках это время увеличивается до 25-30 сек, когда по началу будет получаться только 5-8 сек.
- Надувание воздушных шариков, резиновых мячей, кругов, матрасов.
Особенности правильного произношения у взрослых
Часто встречающимся у взрослых людей недостатком является нечеткая дикция. И это не обязательно связано с врожденными недостатками. В речи взрослого человека нередко можно услышать как звучит «нуканье», протяжное «ээ», проглатывание окончаний или просто неразборчивые слова. Поэтому зачастую основными причинами торопливого и неясного изложения становятся:
- Плохо развитые артикуляционные мышцы;
- Проблемы с постановкой голоса;
- Неправильное владение техникой и темпом речи;
Особенность развития дикции у взрослых заключается в том, что привить правильное произношение намного сложнее, чем детям. Если на протяжении длительного времени некоторые звуки произносились неправильно, то к новому выговору придется привыкать долго. Необходимо постоянно именно контролировать себя, преодолевая психологический барьер.
Актеры, телеведущие, дикторы постоянно совершенствуют свою дикцию, прибегая к определенным упражнениям и тренировкам:
- Регулярная зарядка речевого аппарат;
- Чтение книг, текста вслух и проговаривание скороговорок;
- Систематическое повторение сложных звуковых рядов;
- Прослушивание записей своей речи на диктофоне.
Как улучшить речь ребенка
Для любого ребенка родители – предмет для подражания во всем, в том числе и в разговорной речи. Чтобы развить хорошие речевые навыки у детей, сами родители должны ими обладать. Разговаривать с малышом нужно всегда на уровне, превышающем его собственный. Важно хорошо артикулировать, произносить с разной интонацией, как вопрос и ответ. Таким образом, ребенок будет постоянно совершенствовать свою речь.
Пока ребенок еще маленький, незнакомые ему слова нужно повторять много раз (это может вызвать трудности), чтобы он их запомнил, произнести с четкой артикуляцией. Если к 5-6 годам, у малыша наблюдается нарушение дикции, говорит невнятно, не стоит пренебрегать посещением профессионального врача-логопеда для коррекции речи, он поможет исправить ситуацию. Нужно понять, что улучшить словарный запас возможно только с вашей помощью: читайте книги, стихи и внятно общайтесь с ребенком.
Как же правильно тренировать скороговорки для развития дикции у взрослых?
При очень быстром проговаривании некоторых скороговорок, человек может испытывать затруднения. Зачастую, «затык» происходит в определенном звукосочетании конкретного слова. Не стоит возвращаться в начало и стараться снова ее прочесть быстро. Гораздо лучше и результативнее будет остановиться на сложном для произношения слове, проговорить его несколько раз понятно, медленно и вдумчиво, постепенно увеличивая темп. Попробуйте прочитать скороговорку с разными интонациями (удивленной, возмущенной, вопросительной и т.д.) или напевать ее на мотив песни. Не менее важно при работе со скороговорками доносить их смысл, расставляя речевые акценты в предложении.
Подобные упражнения на развитие артикуляции займут немало времени, но способны отточить вашу дикцию.
Как развить дикцию и четкость речи с помощью тренинга
Великий режиссер и педагог К.С. Станиславский уделял большое внимание развитию дикции. Он точно говорил, что речь должна быть правильной и красивой не только на сцене, но и в жизни. О том, как выработать дикцию, он говорит в трех разделах второго тома «Работы актера над собой».
Курсы ораторского мастерства помогают в более короткие сроки улучшить дикцию, развить свой голос и получить базовые навыки оратора. Для правильного произношения нужно знать, как правильно расположить губы, язык, мягкое небо и нижнюю челюсть. Под руководством специалиста по технике речи вы научитесь говорить чисто, четко и выразительно. Индивидуальный подход и обратная связь поможет максимально глубоко разобраться в этом вопросе. После тренинга вы будете говорить долго и без усталости. Простые, но эффективные упражнения помогут освободить голос от зажимов, с успехом развить артикуляцию, тембр и силу голоса, чувствовать себя свободно на публичных выступлениях.
Приходите в театральную студию Бенефис.
Мы научим вас:
- Как сделать свой голос сильным и уверенным
- Как улучшить дикцию и добиться четкого произношения
- Как снять зажимы и раскрепоститься
- Как научиться импровизировать
- Как работать с камерой
- Как работать со своим спектром эмоциональных состояния
- И многое другое
Выберете для себя наиболее удобный формат занятий сейчас и начинайте говорить четко и правильно. Мы проводим занятия для взрослых и детей в центре Москвы.
Курс:
Актерское мастерство для взрослых
На курсе для взрослых вы узнаете как развить свои коммуникативные навыки, улучшить речь, побороть застенчивость
Сложность:
Для начинающих
Навыки, которыми вы овладеете:
- Актерское мастерство
- Коммуникативные навыки
- Четкость речи
- Раскрепощение
13 000 человек прошло курс
Старт занятий: 28 мая
Курс:
Основы ораторского мастерства
На курсе мы научим вас как выступать публично. Как сделать свою речь громкой и четкой
Сложность:
Для начинающих
Навыки, которыми вы овладеете:
- Публичные выступления
- Риторика
- Ораторское искусство
- Раскрепощение
Старт занятий: 28 мая
Курс:
Обучение публичным выступлениям
Вы избавиться от страха выступлений и освоите искусство красноречия
Сложность:
Средняя сложность
Навыки, которыми вы овладеете:
- Ораторское мастерство
- Искусство публичных выступлений
- Искусство красноречия
- Риторика
Курс:
Обучение ораторскому мастерству
Вы узнаете основы ораторского мастерства. Как научиться выступать перед любой публикой
Сложность:
Для начинающих
Навыки, которыми вы овладеете:
- Ораторское мастерство
- Раскрепощение
- Риторика
- Публичные выступления
13 000 человек прошло курс
Курс:
Обучение риторике
Для тех кто хочет развить свои коммуникативные навыки
Сложность:
Для начинающих
Навыки, которыми вы овладеете:
- Риторика
- Ораторское мастерство
- Публичные выступления
- Коммуникативные навыки
Курс:
Художественное чтение
Вы научитесь выразительно читать и разговаривать так, чтобы вас слушали
Сложность:
Для начинающих
Навыки, которыми вы овладеете:
- Громко и уверенно говорить
- Публичные выступления
- Ораторское мастерство
- Риторика
Курс:
Обучение техникам речи
Вы научитесь говорить выразительно, эмоционально и уверенно
Сложность:
Для начинающих
Навыки, которыми вы овладеете:
- Красивая речь
- Риторика
- Ораторское искусство
- Выступать перед публикой
Курс:
Сценическая речь
Курс для тех, кто хочет прокачать и улучшить свою речь
Сложность:
Для начинающих
Навыки, которыми вы овладеете:
- Уверенный голос
- Ораторское мастерство
- Искусство публичных выступлений
- Риторика
Курс:
Начинающим актерам
Подойдет начинающим актерам, кто только начал осваивать актерское мастерство
Сложность:
Для начинающих
Курс:
Техника Уты Хаген
Обучим техникам, которые позволят оставаться живым в кадре, обрести свое мировоззрение и избавиться от штампов и клише
Курс:
Метод Стеллы Адлер
Обучим 3-м составляющим метода. Как развить воображение, как работать над персонажем, как интерпретировать сценарии
Курс:
Система Станиславского
Вы узнаете про основные принципы системы Станиславского. Как достичь полной психологической достоверности игры.
Сложность:
Средняя сложность
Курс:
Метод Ли Страсберга
Узнаете базовые методы Ли СтарсБерга. Как использовать свой жизненный опыт, и эмоции в ролях Кино и Театре
Курс:
Для детей и подростков
Поможем побороть застенчивость и стеснительность. Улучшим и обогатим речь. Развиваем творческое мышление
Сложность:
Для начинающих
Курс:
Обучение развитию речи
Вы научитесь поддержать разговор на любую тему. Улучшите дикцию и коммуникативные навыки
Сложность:
Для начинающих
Навыки, которыми вы овладеете:
- Четкость речи
- Риторика
- Красивый голос
- Ораторское мастерство