рез перекладину и ходивши па задних лапах. Русский язык любят и охотно изучают во всех странах и континентах. Мальчики увле кались и изучали космические полеты. В повести «Тарас Бульба» рассказывается о пламенной любви Тараса к родине и ненависти к врагам парода.
Задание 7. Определите тип и вид парушеиия и исправьте пред ложения.
Незнакомец накормил Каштапку, и пошел в другую комнату, н принес матрасик, и уложил се спать. Хозяин велит приказчику, чтобы подсчитать расходы. Начался второй урок, как в окно наше го класса заглянуло солнце. Вчера был такой сильный дождь, ко торые бывают только на юге. Просто трудно представить, что как быстро перевоплощается этот артист. Мальчик швырял в воробьев камнями, которые с писком разлетались во все стороны. Которые опоздают, те ученики пе смогут участвовать в репетиции. Когда Андрий узнал Тараса, и он сразу побледнел. Алеша любил книги за то, н них он узнавал много хорошего. Меня спросили, что какой сегодня праздник. Когда Владимира посадили к медведю, и он не растерялся и убил медведя. Я купил ту книгу, которую мне посо ветовали прочитать. Ветер рванул с такой силой, что вершины де ревьев пригибались к земле.
Задание 8. Определите тип и вид нарушения и исправьте пред ложения.
Большинство студентов дорожит честью своего университета. Па факультете хорошо осуществляется руководство и контроль за учебой. Раненый сказал, что я русский летчик, меня сбили фаши сты. Прибежав под дерево, дождь усилился. Он с меня привычку взял. Тарас первый раз заявил немцам, что не хочу работать. Гнез до было устланное зелеными листьями. С декабристами с первых дней петербургской жизни сблизился А.С. Пушкин. Мы направи лись к дому товарища, который находился недалеко от нас. Моло догвардейцы расклеивали листовки, где рассказывали пароду прав ду. Людям приказали выходить из поезда. Потому что был сломай мост.
162
Задание 9. Найдете ли нарушения ?
Не бери пи с кого дурные примеры. Это дешевле, чем пареная репа. На ней были туфли на босую ногу. Молчалии всегда знал, от куда дул ветер. Говорили о нем как о большом специалисте в своей области, он, дескать, медведя на этом съел. Ранние произведения поэта понятливы и доступны каждому. Взревел мотор, и самолет бросился ввысь. Совместный отдых, как и труд, спаивает людей. Герой Булгакова — явный прототип христианского Иисуса Христа. Коренные жители Северной Америки — индийцы — значительно ущемлены в своих правах. Радостное известие привело его в ми норное настроение — он готов был запрыгать от счастья. Характе ристика Ильина не соответствовала действительности. Вагонные слесари постукивают молотками по чугунным колесам. Кто край ний за билетами? В своих произведениях Маяковский использует традиционный сатирический прием, основанный на преувеличе нии, — аллегорию.
Задание 10. Найдете ли речевые нарушения?
Вечер, посвященный дню празднования 8 Марта, был особенно торжествен и радостен. В литературном наследии Салтыкова-Ще дрина большое и видное место занимает разоблачение и опровер жение ложных эстетических теорий. Бидструп создал эти карика туры без малого почти 50 лет назад. 11овый сплав — великолепный сварочный материал для электросварки стальных изделий. Не ис ключено, что скрипка Страдивари, возможно, находится сейчас у кого-то из деревенских скрипачей. Добрый совет библиотекаря, его знания и опыт тоже могут сыграть определенную и немалую роль в том, чтобы увлечь человека книгой. Первое объяснение случивше гося: судно-паром натолкнулось на что-то (скорее всего, задело, на верное, волнорез на выходе из гавани). Когда в обществе наступает напряженность, легче создать иллюзию, что якобы можно решить все проблемы, переключив справедливое недовольство людей на ненависть к другим народам.
Задание 11. Найдете ли речевые нарушения?
Среди многих писем процитируем лишь одно. На ферме есть радиоприемник, и в период отдыха доярки слушают его. Надо вый-
ти на этой остановке и сесть с обратной стороны улицы. Товарищи поздравили юбиляра и вручили ему цветы. Гость, растерянно бор моча извинения, пытался собрать осколки сломанной вазы. Все мы безвозмездно пользуемся медицинской помощью. Разве виноват был актер в потере своего человеческого достоинства? На картине была нарисована группа людей. Некрасов широко применял рус ское народное творчество. А в левом углу газеты нарисовали голу бя, несущего в зубах оливковую веточку. На занятиях технического кружка мы познакомились со строением автомобиля. Думаю, что, в крайнем случае, четверку за эту работу я получу.
Задание 12. Исправьте предложения. Определите тип и вид нарушения.
Решимость прогрессивных сил во всех частях света не допу стить новую войну вселяет в нас уверенность в победу дела мира. Всякий непредубежденный человек видит преимущество коллек тивною труда над индивидуальным. К концу месяца комиссия должна будет отчитаться о проделанной работе. Подобное бюро кратическое решение тормозит развитию физкультурного движе нии. Мыслимо ли равнодушие педагога за судьбу своих воспитан ников? Рецензируемая работа отличается среди других опублико ванных па ту же тему тонким анализом материала. Все эти жалобы, как оказалось при проверке, ни на чем не были обоснованы. При лагая счег на обусловленную сумму, прошу оплатить мне за про деланную работу. О том, каких успехов добилась группа, видно из результатов экзаменационной сессии. Перед нами сейчас, как и в прошлом году, предстоит ответственная задача хорошо провести производственную практику.
Задание 13. Исправьте речевые нарушения, определив их тип и
вид.
Эта идея мне гармонирует. Марис Лиспа был выдающимся бе нефисом современного русского балета, его танцевальные партии помнит не одно поколение зрителей. Новый сезон открывает хоро шие перспективы дальнейшей эволюции в области спортивной ра боты. Когда играет «Спартак», на трибунах стадиона всегда полный кворум. Стихи молодого поэта скоро будут выпущены в журнале.
164
После того, как у него на митинге украли револьвер, носил теперь два, набил карманы пулями. Лес, окутанный темным мраком, наво дил на нас ужас. Страшная бедность заставляла его влачить жалкое сосуществование. Когда занавес раздвинулся, на сцепе стоял актер в золоченом амплуа.
Задание 14. Найдите речевые нарушения и объясните харак тер ошибки/недочета.
Медики решают большую программу охраны здоровья лю дей. В этом санатории может отдыхать единовременно 700 чело век. Это приведет к ухудшению состава контингента слушателей. Все это как-то не вкладывается в голове. Русский язык занимает шестое место в мире по распространению. Этот парень — просто врожденный вожак. Отдельные члены группы не явились на эк замен по математике. Назначение председателя всем показалось удачным. Писатель показал, как боролась с врагами молодая, почти юная молодежь. Он не любил работать и вел праздничный образ жизни. Вперед выучи уроки, а потом иди гулять. В конкур се «Мисс Осень» эта номинация занимает большое и важное зна чение.
Задание 15. Найдите и исправьте нарушения.
Ученики пристально слушали рассказ учителя. Этот человек произвел на меня большое воздействие. Наши успехи в экономи ке привели к заметному регрессу и в других областях. В столице Индии нас встречала правительственная делегация, члены которой были в традиционных индейских одеждах — сари. Проигравшаяся команда быстро и незаметно удалилась из зала. Листья пахнут ле сом, свежестью; понюхаешь лепесток, и на душе становится легче. Нельзя делать горе другим людям. Враг оказал глубокое сопротив ление. Среди генералов царило воинствующее настроение по отно шению к противнику. В течение последних недель на космодроме испытывается попытка управлять кораблем дистанционно.
Задание 16. Исправьте следующие предложения.
Все это положительно скажется на работу. Вы с какого года рождения? Мы уделяем внимание и на более частные моменты.
165
Выйдя на рубеж Киевского шоссе, перед нами открылась панорама города. Бригада в составе Столярова, Конева и Пинчука разработа ли и внедрили более двадцати рационализаторских предложений. Он всегда интересуется о том, как идут наши дела. Это не могло не отразиться на его умение говорить. Он сорвал свою злость на него. Этот архитектурный памятник поражает своими причудливыми га баритами. За годы жизни на чужбине она научилась скрывать свои чувства, с посторонними была сдержанна и экспансивна. Нельзя не согласиться с основным пафосом книги.
Задание 17. Найдите речевые нарушения и объясните харак тер ошибки/недочета.
Народ добивался освобождения от крепостнического права. Это произведение Лермонтова было высоко оценено не только со временниками Лермонтова, но и его предшественниками. В кашпо растет растение плющ. До сих пор я помню о тебе нежным воспо минанием. Когда наш самолет приземлился в Париже, шел огром ный дождь и порывы ветра срывали шляпы с прохожих. Молчалин всех в доме Фамусова водит за нос. Он умеет брать быков за рога. Вася не терял духа и старался вникнуть в работу. Мы помчались туда очертив голову. Ему было впору биться о стенку. Фамусов и Скалозуб принадлежат и высказывают мысли консервативного дворянства. Обломов мечтал, но так и не совершил путешествия. Петров в 1952 году поступил и в 1956 году окончил курс колледжа. К строительству приступили в 1949 году и закончили в 1952 году.
Задание 18. Найдите нарушения, объясните их характер и ис правьте предложения.
Стороны заключили двойной союз. Моряки освободили коз ленка и отдали его девочке. Новые методы лечения дали эффект ный результат. После 1825 года Пушкин не перестал вращаться с декабристами. Доброта матери отложила отпечаток на сына. Дети проходили мимо остановки, где останавливаются автобусы. Гра мотность у отдельных школьников продолжает оставаться на низ ком уровне. Городничий управлялся с народом, как хотел. Каждый у них имеет свои индивидуальные отрицательные черты. Мы на
166
все корки это обсудили и решили сделать новые грядки моркови и капусты. Он, как и прежде, загреб жар чужими руками. Все это случилось средь белого дня. Работники больницы знали, кто в них бросает камешки.
Задание 19. Исправьте речевые нарушения.
Ты меня крупно обидела. Ветер на улице был совсем малень кий. Свою автобиографию я вам уже рассказал. Однажды в отпуске со мной случился такой случай. Хлестаков ходил важной походкой, как генерал. Саша своим поступком возрос в глазах окружающих. Наставнику важно предостеречь первый шаг своего воспитанника. Проблема теплоснабжения в полный рост посетила нас в прошлом году. Каждое утро па зеленой лужайке появлялись хорошо экипи рованные жокеи, игроки в гольф. На центральной улице открылся новый будуар, обставленный с удивительной роскошью и изяще ством. Девушка конфиденциально призналась подругам, что пере менила имя «Катя» на «Кармен», потому что последнее импониру ет ее внешности. В конце года состоится мой бенефис, в котором я впервые выйду на сцену.
Задание 20. Найдите нарушения, объясните их характер и ис правьте предложения.
Маяковский стоял у источников повой поэзии. В искусстве он совершенный невежа. Эта традиция возродилась вновь в нашей стране. Ларина сама била придворных, если они не могли ей уго дить. При виде подарка глаза маленькой проказницы засверкали, выражение лица стало восторженным и меланхоличным. К подъ езду подъехала тройка лошадей с крытым саквояжем. В работе коллектива больницы обнаружились серьезные пороки. Когда на ступила зима, его демобилизовали на фронт. Чехов высмеивает людей с маленьким умом. Природа приносит нам радость и пользу. Девушка облокотилась локтем на перила кресла. Отойдя к окну, Наташа давала нам оттуда различные намеки. Его простые, идущие от сердца слова сыграли свое дело. Политик воплощался в народ ном воображении в виде образа богатыря — защитника униженных и оскорбленных.
167
Задание 21. Исправьте |
предложения с речевыми нарушениями |
и дайте лингвистический |
комментарий. |
Я сижу тихонечко в уголке и ни бум-бум. Дурные примеры за разительны. Он полетел в больницу сломив голову. Я привык да вать себе полные отчеты в своих действиях. Нашему начальнику, наверное, удастся выплыть из воды сухим. Он отлично знал как естественные, так п гуманитарные науки. Эдакий двуликий Янус. Искусство оказываетбольшое влияние на повышение культурно сти людей. Машина летела с сильной скоростью. Она служила при дворе служанкой. Тогда всех солдат выстроили в строй. Плохой врач пе только пе принесет пользы, но и может оказать вред здо ровью. В Думе начались слухи о том, что предстоит смена прави тельства. Во время Великой Отечественной войны наш народ дал решительный отпор для врага. Взгляд воспитателя внушал детям страх и боязнь.
Задание 22. Найдите речевые нарушения и исправьте их.
lice ученики хорошо освоили теорему Пифагора. В лесу на чался бурный листопад. В те годы белогвардейцы делали заго воры. У Пушкина в Михайловском была целая библиотека книг. Только что прошел сильный проливной дождь. Немного полетав по комнате, он вылетел в окно и полетел в лес. Главному герою фильма характерны честность и правдивость. Человека надо су дии, пе по словам, а по проступкам. В честь первого пионера космоса Юрия Гагарина — назван главный проспект города. Я в этой гидравлике ни гу-гу. Я ее ругала на чем свет стоял. Когда она попала в дом Кабанихи, она не находит себе место. Мы встретились через тридцать лет как родные и не могли наговориться, а ведь сколько времени-то утекло?Нужеп ты мне как банный лист. Па Лизу повалились все шишки. Мой друг прошел со мной пле чо к плечу огонь, воду и медные трубы. Я очень много работал, чтобы получить образование, можно сказать, выбивался из кожи. Мой друг был явно огорчен поступком Краснова, хотя и старался держать хвост.
1.5.3.3. Моделирование речевых культурных ситуаций
с актуализацией различных формул вежливости
Задание 1. Постройте диалоги в соответствии с требования ми речевого этикета па следующие темы:
1. На улице:
•вы обращаетесь к кому-либо с какой-нибудь просьбой;
•вы отвечаете на подробные вопросы;
•вы приветствуете знакомых на улице.
2. Знакомство:
•вы знакомитесь с ровесником (девушкой, юношей);
•вы представляетесь людям старшего возраста (женщинам).
3.В деканате /на кафедре:
•вы хотите получить информацию (консультацию);
•вы намерены предъявить документы (справку, зачетную
книжку и др.).
4.Совет другу /подруге:
• что подарить;
• какую книгу прочитать;
•что посетить с целью отдыха, развлечения.
5.Соболезнование:
•другу/подруге;
•человеку старшего возраста.
6. Покупатель — продавец:
•вы покупаете товар;
•вы предлагаете товар;
•вы хотите обратить на себя внимание продавца при скопле
нии народа;
•вы хотите сделать покупателя постоянным клиентом.
Задание 2. Продемонстрируйте знание правил культуры рече вого поведения в следующих жизненных ситуациях:
1. Встреча с различными людьми:
• с подругой, которую вы давно не видели;
со знакомым, которого вы недолюбливаете; с уважаемым вами преподавателем.
В гостях / Пришли гости:
вы приветствуете хозяев (ровесников, людей старшего воз раста, вашего и противоположного пола); вы встречаете гостей (разного возраста и пола);
вы поздравляете и вручаете подарки (цветы); вы принимаете подарки (цветы) и поздравления; вы представляете гостей; вы рассаживаете гостей за столом; вы провожаете гостей; вы прощаетесь с хозяевами.
Застолье:
речевой этикет застолья хозяина дома; речевой этикет застолья в гостях;
характер и форма беседы за столом (в кругу друзей, в незна комой компании, в кругу старших людей, на официальном приеме).
Посещение больного:
вы навещаете заболевшего друга/подругу; вы навещаете заболевшего преподавателя/начальника.
Разговор но телефону (как и о чем можно говорить? как начинать и заканчивать разговор?):
у вас звонит телефон… (дома/на работе); вы звоните (домой/на работу к кому-то); вы ведете деловой разговор…
Казусные ситуации:
вы оказались в щекотливой ситуации (ваше речевое поведе ние: как себя вести, как выйти из такой ситуации?); кто-то в вашем присутствии оказался в казусной ситуации (каково ваше поведение?).
1.6. Тестовые задания
Задание. |
Соотнесите |
номера левого и правого столбцов. |
||||
1. |
1) синонимы |
а) |
слова, одинаковые по звучанию |
|||
2) антонимы |
и написанию, но разные по зна |
|||||
чению |
||||||
3) омонимы |
||||||
б) |
слова, употребляющиеся в зави |
|||||
4) паронимы |
||||||
симости от контекста в разных, |
||||||
5) многозначные слова |
||||||
но связанных между собой зна |
||||||
чениях |
||||||
в) |
слова, близкие но значению, но |
|||||
разные по звучанию и написа |
||||||
нию |
||||||
г) |
слова, близкие по звучанию, но |
|||||
разные по написанию и значе |
||||||
нию |
||||||
д) |
слова, различные по звучанию |
|||||
и |
имеющие прямо противопо |
|||||
ложные значения |
||||||
Задание. Найдите синонимы к словам. |
||||||
2. |
Называть |
1)напоминать |
||||
2) |
титуловать |
|||||
3) нарекать |
||||||
4)дразнить |
||||||
5) сообщать |
||||||
3. |
Неистово |
1)энергично |
||||
2) без удержу |
||||||
3) неотвратимо |
||||||
4)бурно |
||||||
5) категорично |
||||||
Задание. |
Выберите |
правильный |
вариант. |
|||
Книга Радищева «Путешествие |
1) произвела |
|||||
из Петербурга в |
Москву» … |
2) оказала |
||||
большое |
влияние |
на |
взгляды |
|||
декабристов.
171
5. Раневская знает, что может ли |
1)предпринимает |
|||
шиться своего имения, но не … |
2)принимает |
|||
мер, чтобы его сохранить. |
||||
6. Купчиха Кабанова … наставления |
1) дает |
|||
членам своей семьи. |
2) делает |
|||
7. Нельзя забыть подвиги, которые … 1) совершили |
||||
русские воины. |
2) выполнили |
|||
8. Наша футбольная команда стре |
1)занять |
|||
мится … первенства. |
2) добиться |
|||
Задание. Подберите антонимы |
к словам. |
|||
9. |
Пространно |
1) глубоко |
||
2) широко |
||||
3) близко |
||||
4) коротко |
||||
5)далеко |
||||
10. |
Добродетельный |
1) уверенный |
||
2) гордый |
||||
3) косный |
||||
4) честный |
||||
5) порочный |
||||
Задание. Определите, |
какое из |
предложенных слов составляет |
||
антонимичную пару выделенному в предложении слову. |
||||
11. Абитуриенты продемонстрировали на |
1) мелкий |
|||
вступительных экзаменах глубокие знания. „N |
||||
J |
* |
2) поверхностный |
||
12. Рыбак с трудом оттолкнул лодку от берега |
1) привлечь |
|||
2) притянуть |
||||
13. Он принял это сообщение с удивительным |
1) раздражение |
|||
спокойствием. |
оч |
^ |
||
2)злоба |
||||
172 |
14.Игорь оказался одаренным учеником.
15.Участники митинга на центральной пло щади были полны ликования.
Задание. Найдите многозначные слова.
16.1) циркуль 2)запятая
3)ключ
4)весна
5)радость
17.1) красный
2)долгий
3)кислый
4)железный
5)золотой
Задание. Найдите слова, употребленные в нии (первое слово сочетания).
18.1) чистая случайность 2)горячий взгляд 3)черствый хлеб
4)солнечный луч
5)сильное впечатление
19.1) легкий груз
2)ледяная улыбка
3)шумный успех . 4)громкий стук
5)яркое пламя
1) неразумный
2)бездарный
1)скорбь
2)скука
переносном значе
Задание. Выберите |
правильный |
вариант. |
|
20. В искусстве |
1) |
невежа |
|
2) |
невежда |
||
21. Сапоги |
1) |
болотные |
|
2) |
болотистые |
173
22. Гол |
1) эффектный |
|||
2) эффективный |
||||
23. Человек |
1) экономный |
|||
2) экономичный |
||||
21 Поведение |
1) безответное |
|||
2) |
безответственное |
|||
Задание. |
Выберите правильный |
вариант. |
||
25. Для подготовки реферата студентам |
1) рекомендованной |
|||
были предложены списки …литературы. |
„. |
|||
2) рекомендательной |
||||
26. Весь … материал к статье он хранит в |
1) иллюстрированный |
|||
специальной папке. |
„. |
|||
2) иллюстративный |
||||
27. В развитии русского языка важную |
1) факты |
|||
роль играют впеязыковые …. |
• |
|||
2) факторы |
||||
28. ! 1а Байконуре был … очередной запуск |
1) произведен |
|||
космического спутника. |
„. |
|||
2) проведен |
||||
29. Журналисты провели … опрос участии- |
1) выборочный |
|||
ков голосования. |
„ч |
, |
||
2) выборный |
||||
Задание. |
Соотнесите номера левого и |
правого |
столбцов. |
|
30. 1) архаизмы |
а) слова, служившие названиями |
|||
2) историзмы |
исчезнувших предметов, поня- |
|||
3) фразеологизмы |
тий, явлений действительности |
|||
4) заимствованные слова |
б) устойчивые, семантически неде- |
|||
5) стилистически окра- |
лимые словосочетания |
|||
шейные слова |
в) слова, принадлежащие опреде |
|||
ленному стилю речи |
г) слова, вышедшие из употребле ния и имеющие в современном языке синонимы
д) слова, имеющие иностранное происхождение и прочно вошед шие в русский язык
Задание. Найдите историзмы.
31. 1)тулуп
2) казна 3)урядник 4)градоначальник
5)боярин
32.1) мокроступы
2)крепостной
3)грабли
4)кафтан
5)десятина
Задание. Подберите синонимы к архаизмам.
33. |
Зело |
1) так |
|
2)тогда |
|||
3) столько |
|||
4) очень |
|||
5)потому |
|||
34. |
Сущий |
1) |
смущенный |
2) настоящий |
|||
3) суровый |
|||
4) |
смешной |
||
5) |
разумный |
Задание. Найдите неологизмы.
35.1) цитата 2)конгломерат
3)манго
4)референт
5)цивилизация
36.1) посткоммунистический
2)бистро
3)файл
4)катаклизм
5)эскалация
174
Задание. |
Найдите |
заимствованные слова. |
||
37. |
1)мать |
|||
2) галстук |
||||
3) береза |
||||
4) сарай |
||||
5) грамматика |
||||
38. |
1) прогрессивный |
|||
2)страдальческий |
||||
3) детальный |
||||
4)творческий |
||||
5) говорливый |
||||
Задание. Подберите синонимы к иноязычным словам. |
||||
39. |
Индифферентность |
1) безразличие |
||
2) храбрость |
||||
3) упрощенность |
||||
4)уважение |
||||
5)страх |
||||
40. |
Адекватный |
1) научный |
||
2) особенный |
||||
3) тождественный |
||||
4) способный |
||||
5) устойчивый |
||||
Задание. |
Укажите, |
какой из предложенных вариантов наибо |
||
лее точно передает значения выделенных слов. |
||||
41. Каждому |
претенденту на должность ру- |
1) авторитет |
||
ководителя следует заботиться о своем 2)характеристика |
||||
имидже. |
3) образ |
|||
42. 11. Берберовой было уже 70 лет, когда она |
1) автобиография |
|||
начала работать над своими знаменитыми |
2) воспоминания |
|||
мемуарами. |
3) записи |
|||
43. В устье этой небольшой африканской |
1) природу |
|||
реки исследователи обнаружили богатую |
2) животный мир |
|||
флору. |
3) |
|||
растительность |
||||
176 |
т. |
|||
44. В статье были приведены убедительные |
1)доводы |
||
аргументы. |
2) доказательства |
||
3) факты |
|||
45. Он очень |
пунктуальный человек. |
1) аккуратный |
|
2) точный |
|||
3) обязательный |
|||
Задание, |
Найдите |
синонимичные фразеологизмы. |
|
46. Море по колено |
1) и горя мало |
2)сам черт не брат
3)со спокойной совестью
4)сесть в лужу
5)сам себе хозяин
47. |
Переливать из пустого |
1) мерить на один аршин |
|
в порожнее |
2) напустить туману |
||
3)терять голову |
|||
4) ломать комедию |
|||
5) разводить турусы (на колесах) |
|||
Задание. Найдите антонимичиые фразеологизмы. |
|||
48. |
Тертый калач |
1) шаг за шагом |
|
2) |
мотать себе на ус |
||
3) |
нос не дорос |
||
4) |
попадать пальцем в небо |
||
5) плевать в потолок |
49. Биться как рыба об лед 1) с жиру беситься
2)набивать себе цепу
3)почувствовать себя па седьмом небе
4)иметь голову на плечах
5)попасть в переплет
Задание. Найдите фразеологизмы, характеризующие челове ка с отрицательной стороны.
50.1) водой пе разольешь
2)растопить лед
177
12 Заказ 120
3)от большого ума
4)небо коптить
5)до положения риз
51.1) схватывать на лету
2)душа на распашку
3)быть на голову выше 4)взятки гладки
5)во всю прыть
Задание. Найдите фразеологизмы, характеризующие челове ка с положительной стороны.
52.1) широкая натура
2)мал да удал
3)потом и кровью 4)горит в руках
5)на ходу подметки рвет
53.1) на живую нитку 2)стиснув зубы
3)попасть пальцем в небо А) схватывать на лету
5)мое дело сторона
Задание. Выберите экспрессивно окрашенные слова.
54.I) грядущий 2)кляуза
3)ибо
4)воспеть
5)лес
55.1) рисовать
2)бегать
3)балаболка
4)труд
5)предписание
178
Задание. Выберите экспрессивно нейтральный |
вариант. |
||
56. |
Вам следует обратиться в профком с … |
1) просьбой |
|
2) |
ходатайством |
||
57. |
В приемной директора посетителей ветре- |
1) симпатичный |
|
тил … секретарь-референт. |
2) смазливый |
||
58. Через фойе … кто-то из охранников. |
1) несся |
||
2) бежал |
|||
59. |
Прохожие с любопытством … на велосипе- |
1) смотрели |
|
диета, потерявшего управление. |
2) глазели |
||
60. |
Во дворе института … столовую. |
1) воздвигли |
|
2) построили |
Задание. Найдите предложения с речевыми нарушениями.
61.1) Впереди лидирует гонщик под номером 3.
2)Он обратно опоздал на занятия.
3)Курская таможня задержала партию контрабандных това ров.
4)Находчивый преподаватель, он очень правился студентам.
5)Колумба встретили местные аборигены.
62.1) Обстановка в коллективе очень напряженная.
2)Новая пьеса привлекла внимание критиков оригинальным до банальности сюжетом.
3)В основании романа лежит история типичной дворянской семьи.
4)Лидер — спартаковки Подмосковья — потерпел поражение.
5)На новогоднем вечере было немало шуток, розыгрышей и забавных инцидентов.
63.1) Виктор очень сильно подружился с моими детьми.
2)Таковы результаты опроса общественного мнения.
3)Он умеет брать быка за рога.
4)У матери отлегло сердце, когда она увидела Павла живым и здоровым.
5)Этот метод работы был приемлем.
64.1) Отец хотел, чтобы Некрасов получил военную карьеру.
2)Премьера этого балета состоялась на сцене Мариинского те атра.
3)На данный момент функции директора передаются его за местителю.
4)Марпс Лиспа был выдающимся бенефициантом современ ного русского балета.
5)Немцы решили отремонтировать разрушенный завод.
G5. 1) Искусство оказывает большое влияние на повышение куль туры людей.
2)Мцыри хотел обрести волю и свободу.
3)Новая пьеса известного драматурга прошла с большим ин тересом.
4)Он велит приказчику, чтобы подсчитать расходы.
5)11аш отец по происхождению одессит.
2. Н О Р М Ы СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО Я З Ы К А
2.1. Понятие языковой нормы. Природа норм литературного языка
Мир слов имеет свои закономерности, познание которых — за лог освоения и совершенствования литературной речи. В свою оче редь, литературная речь — это речь прежде всего правильная, т.е. построенная в соответствии с языковыми нормами.
Как уже отмечалось, правильность — базовое коммуникатив ное качество. Потому что именно правильность речи как коммуни кативное качество по своему прямому назначению (соответствие языковым нормам) отвечает за основную се функцию — быть сред ством общения. Ибо если речь правильна, то соблюдены законы языка; а это означает, что «соткана пить» взаимного понимания. Если же языковые нормы нарушены, то не работают другие ком муникативные качества, речь делается малоэффективной, и в ре зультате теряется возможность взаимопонимания, подрывается доверие к говорящему (пишущему). Следовательно, речь должна быть правильной в любой ситуации общения. Более того, именно необходимости соблюдения норм мы обязаны сохранением целост ности и общепонятности русского литературного языка — нацио нального достояния, соединяющего поколения. Владение нормами литературного языка является показателем культуры личности. Отступление от норм негативно отражается на самом человеке, на отношении к нему других людей.
Норма представляет собой исторически принятый (предпо чтенный) выбор одного из функционирующих, реально бытую щих в общественно-языковой практике вариантов. Это единоо бразное, образцовое, общепринятое употребление в речи языко вых средств (слов, форм слов, словосочетаний, предложений) в определенный период развития литературного языка. Норма обя зательна как для устной, так и для письменной речи и охватывает все стороны языка.
181
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Синтаксическая норма. Нарушения построения предложений
|
|||||
Результаты поиска по книге
Результаты 1 – 3 из 20
Стр. 20
Наш народ развертывает огромные строительства . 3. Помещики и правительство , напуганное восстаниями крестьян , усиливают в стране реакцию . 4. Кое — кто смалодушничал , испугались трудностей и сбежали с узкоколейки . 5.
Стр. 25
Городничий управлялся с народом , как хотел . 11. Қаждый из них имеет свои индивидуальные отрицательные черты . 12. … Весь народ стекался в город ; они верили. 1. Об этом мальчике говорят , что он большая плакса . 2.
Стр. 105
Отстаивающий независимость своего государства кубинский народ пользуется поддержкой всего прогрессивного человечества . 2. Вдохновленный решениями ХХІІІ съезда КПСС советский народ уверенно строят коммунизм . 3.
Где остальные материалы из этой книги?
Какие ошибки допущены при передаче прямой речи косвенной.Перепишите,исправляя предложения,и перевидите их в прямую речь…
1) Базаров ответил Павлу Петровичу, что строить — не их дело сперва надо место расчистить. 2) Чичиков хотел узнать у Коробочки, куда они заехали. 3) Базаров говорит Аркадию, что его отец — человек отставной, его песенка спета. 4)Городничий сообщает чиновникам, что я пригласил вас, чтобы сообщить вам пренеприятное известие. 5)Пугачев сказал Гринёву,что ты крепко передо мной виноват. 6)Когда Тоня встретила Павку на строительстве,то сказала, что я не ожидала увидеть тебя таким.
- Сочинения
- По литературе
- Гоголь
- Образ и характеристика Городничего в комедии Ревизор
Одним из основных персонажей произведения является Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, служащий городничим уездного городка.
Писатель представляет городничего в качестве мужчины лет пятидесяти, посвятившего всю свою жизнь государственной службе.
Свои служебные обязанности по управлению городом городничий исполняет спустя рукава, абсолютно не занимаясь благоустройством территории, проблемами горожан.
Единственная цель городничего, жадного и ненасытного человека, — собственное благополучие и преумножение богатства своей семьи, состоящей из жены и дочери, которых городничий обожает и боготворит.
Увлечением городничего являются карточные игры, занимаясь которыми он не упускает возможность пополнить бюджет собственного семейства.
Антон Антонович представляется как обюрократившийся чиновник, занимающийся лишь разворовыванием государственной казны и незамечающий неблаговидных поступков своих подчиненных.
Жители города прекрасно понимают, что из себя представляет городничий, осознают его алчность, лживость и жадность и уверены, что пока городом управляет этот человек изменений не предвидится.
Городничий же упивается своей властью над подчиненными и горожанами, представляя себя благодетелем, ратующим за благое дело, раздуваясь от собственной мнимой значимости.
Подчиненные городничего не уважают начальника, но предпочитают тихо молчать, поскольку такое положение позволяет им безнаказанно заниматься воровством, взяточничеством и бюрократией. Они предполагают, что городничий достаточно умен, если долгое время умудряется управлять городом без взысканий, однако Антон Антонович является обычным пустобрехом, бездельником и глупцом, умеющим лишь красиво и витиевато выражаться, давать напрасные обещания и мечтать о генеральских погонах.
Несмотря на богатый опыт в различных делишках и природную хитрость, городничий оказывается жестоко обманутым заезжим аферистом, представившимся столичным ревизором, якобы приехавшим осуществить проверку работы городничего. Всполошившись из-за приезда московского чиновника, городничий судорожно раздает приказы подчиненным о срочном наведении порядка в городе, пытаясь быстро прикрыть все проблемные места.
Повествуя о событиях уездного городка, писатель изображает порочное современное общество, погрязшее в преступлениях, лицемерии, жадности.
История создания
В создании сюжета пьесы участвовал Александр Сергеевич Пушкин. Он пересказал приятелю анекдот, который узнал от издателя журнала «Отечественные записки». Казус, случившийся при встрече правительственного чиновника, был описан поэтом в красках. Равно как и случай, приключившийся с ним самим: Пушкина приняли за ревизора в Нижнем Новгороде, где писатель собирал материал для очередного произведения.
Подобные ситуации не были редкостью для уездных городков, поэтому Гоголь с участием принял идею и спустя два месяца презентовал «Ревизора» на званом вечере у Жуковского. По словам автора, он собирался продемонстрировать то плохое, что есть в управленческом аппарате государства, и от души посмеяться над этим. Сатира, насмешка, повод для борьбы с недостатками и несправедливостью – таково было назначение пьесы. Премьера комедии в театре состоялась в 1836 году.
Василию Андреевичу Жуковскому пришлось лично просить императора о допуске пьесы к постановке. Спектакль, созданный в Александринском театре, не впечатлил Гоголя: актеры побоялись передать остроту произведения и смягчили тон, сделав комедию водевилем. Только Городничий в исполнении Ивана Сосницкого передавал замысел драматурга.
Николай I, видевший премьеру, оценил насмешку. Пьеса пришлась государю по вкусу, и ее продолжили ставить на театральных подмостках России. Ориентируясь на актерское исполнение, Гоголь не раз правил текст. Финальную версию презентовали в 1842 году.
Хлестаков – главный герой «Ревизора»
Более сложным является образ главного героя «Ревизора» – Хлестакова. Это пустой бездельник, ничтожный маленький чиновник, весь смысл жизни которого заключается в том, чтобы «пустить кому-нибудь пыль в глаза» своими манерами, сигарами, модным костюмом, отдельными словечками… Он хвастает постоянно перед всеми и даже перед самим собой. Его ничтожная, бессмысленная жизнь жалка, но сам Хлестаков этого не замечает, он всегда доволен собой, всегда счастлив. Особенно ему помогает забывать неудачи фантазия, которая легко уносит его из пределов действительности. В Хлестакове нет горечи угнетенного самолюбия, как у героя «Записок сумасшедшего» Поприщина. У него есть тщеславие, и он лжет с увлечением, потому что это лганье помогает ему забыть свою ничтожность. Больное самолюбие свело Поприщина с ума, а тщеславие пустого, легкомысленного Хлестакова до этого не доведет. Главный герой «Ревизора» не способен вообразить себя «испанским королем», и потому в сумасшедший дом он не попадет – в лучшем случае его поколотят за вранье, или посадят в долговое отделение за долги.
В Хлестакове Гоголь вывел бесполезного, ненужного человека, который даже своими мыслями и языком управлять не может: покорный раб своей фантазии, богато наделенный «необыкновенною легкостью в мыслях», он живет день за днем, не отдавая себе отчета, что и зачем он делает. Вот почему Хлестаков может одинаково легко сделать зло и добро, и сознательным плутом никогда не будет: он не выдумывает никаких планов, а говорит и делает то, что подскажет ему в данный момент его легкомысленная фантазия. Оттого он может зараз сделать предложение и жене городничего, и дочери, с полной готовностью на обеих жениться, может забрать в долг деньги у чиновников, убежденный, что им отдаст, может разолгаться до того глупо, что тут же и проговаривается, и заговаривается до чепухи.
Хлестаков. Художник Л. Константиновский
Напуганное воображение испуганных чиновников, ожидавших ревизора, создало из «сосульки» Хлестакова того, кого ждали. Психологически ошибка чиновников вполне понятна она выражается пословицами: «пуганая ворона и куста боится», «у страха глаза велики». Этот «испуг» и «тревога совести» увлекли даже ловкого и неглупого плута-городничего в роковую для него ошибку.
Сюжет
Антон Антонович Сквозник-Дмухановский – седовласый мужчина с резкими чертами лица, полноватый и толстоносый. Душа его огрубела за тридцатилетнее нахождение на службе. Тяжелый путь построения карьеры, которая позволила купить дом и получить блага, соответствующие статусу, сделали городничего бездушным и эгоистичным человеком. Ему удалось пробиться из самых низких чинов, освоив тонкости перемещения с должности на должность и нюансы решения вопросов управления.
Городничий вобрал в себя ужасные черты, которые демонстрировали чиновники на государственной службе. Каждый управлялся с народом как хотел и вершил судьбы, пользуясь должностью и статусом. Угодничество, ситуации, в которых один служащий дает взятку, а другой ее принимает, безнравственность – вот нравы уездного города, который описывал Гоголь.
Антона Антоновича беспокоили не его обязанности и вверенное городское хозяйство, а собственная судьба. Причем последнее стояло превыше всего. Городничий знает проблемные зоны, понимает, как его могут уличить в ошибках, и большое беспокойство настигает управленца в моменты, угрожающие его будущему. Трусость персонажа проявляется в полной мере, когда Бобчинский и Добчинский говорят, что ревизор уже несколько дней находится в городке. Антон Антонович понимает, что необходимо наладить контакт с начальством, а в этом деле ему нет равных.
Первая персона в городе, он и берет взятки, и умело раздает их. Зная, какую личину нужно надеть, он создает образ благочестивого руководителя. Хлестакову кажется, что городничий заботится об окружающих и его отношение к другим трепетно. Складывается впечатление, что Антон Антонович ратует за пользу государства и благо его народа. Комичным выглядит то, как герой выпрашивает награду, претендуя на звание благодетеля. Присутствуя на сцене в первом, втором и третьем актах, в четвертом персонаж отсутствует. Но разговоры о нем не утихают.
Характеристику гоголевский герой получает из уст коллег и горожан. Грубияном и циником, эгоистом и алчным скупцом называют его посетители Хлестакова, пришедшие просить помощи. Представители разных сословий приходят к псевдоревизору, прося о защите. Сцена приема обращений рисует полноценную картину жизни города. Здесь процветают взяточничество, корыстолюбие, семейное протежирование и жадность.
Финалом описания образа городничего становится пятый акт, в котором герой, вознесшийся на пьедестал почета, оказывается в центре событий. В начале произведения он предвкушает разоблачение. Затем обретает второе дыхание, понимая, что находится под протекцией руководства, и мечтает, как с женой будет жить в Петербурге в качестве родственника ревизора. Выгодное замужество дочери сулило удачное завершение карьеры городничего.
В этот момент отчетливо рисуется философия героя, чья биография строилась на принижении окружающих и возвышении собственной личности, преувеличении своей значимости. Надменность и презрение начинают просматриваться в каждом слове, и чиновники практически преклоняются перед Антоном Антоновичем. Надежды героя рушатся, когда происходит драматическое узнавание: ревизор оказался ненастоящим. Проведенная афера поражает городничего, который был мастаком в вопросах обмана. Сущность героя предстает перед публикой во всей красе.
Монолог героя демонстрирует его мелочность и ничтожность. Обличив грязные привычки чиновников, самоуверенность и веру в безнаказанность, Гоголь делает городничего смешным, подчеркивая типичность этого образа и его распространенность в управляющем аппарате страны.
Жена и дочь городничего в «Ревизоре»
Жена городничего Анна Андреевна, глупая и ничтожная женщина, до старости сохранившая манеры молодой кокетки-щеголихи, поражает бесконечной пустотой своей души. Эта героиня «Ревизора» помешана на «светской жизни», на нарядах, она воображает себе, что еще может нравиться мужчинам, и соперничает со своей дочерью в деле приобретения поклонников и ухаживателей. Живет она сплетнями и интригами уездного города. Женщина легкомысленная, Анна Андреевна легко всему верит. Когда жена городничего решила, что переедет в Петербург и будет там играть роль светской львицы, она не скрывает своего презрения ко всем своим недавним друзьям и знакомым. Эта черта, свидетельствующая об её душевной низости, ставит ее еще ниже её супруга.
Герои «Ревизора» Гоголя — жена и дочь городничего, Анна Андреевна и Мария Антоновна. Художник К. Боклевский
Дочь городничего, Мария Антоновна, идет по стопам матери, она тоже любит наряжаться, тоже любит кокетничать, но она еще не испорчена так, как мать, ложью и пустотой этой провинциальной жизни и не научилась еще так ломаться, как мать.
Экранизации
В 1949 году Генри Костер снял фильм по мотивам произведения, где сюжет основательно переработан, а многие герои опущены. Владимир Петров в 1952 году презентовал классическое прочтение пьесы, в котором городничего сыграл Юрий Толубеев. В ленте Леонида Гайдая «Инкогнито из Петербурга», снятой в 1977 году, в этой роли выступил Анатолий Папанов.
Фильма Валентина Плучека 1982 года представляет собой спектакль Московского театра Сатиры, где образ чиновника виртуозно воплощал тоже Анатолий Папанов. Сергей Газаров в 1996 году пригласил к сотрудничеству Никиту Михалкова, изобразившего городского главу. Александр Баранов в ленте «День дурака», где сюжет перенесен в реалии начала 2000-ых годов, пригласил на роль городничего, а точнее, мэра, Александра Воробьева.
Основные черты образа Сквозника-Дмухановского
Автор, составляя замечания для актеров, очень ярко и подробно раскрывает образ городничего в комедии «Ревизор». Он описывает этого героя как серьезного человека, по-своему умного, опытного в различных жизненных ситуациях, хитрого, взяточника, однако ведущего себя при этом солидно. Его лицо имеет жесткие черты. Описание, данное автором, а также сама фамилия этого персонажа помогают читателям раскрыть для себя образ городничего в «Ревизоре».
Цитаты
«Нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов», — уверенно заявляет городничий, оправдывая свои поступки. Пытаясь казаться порядочным управленцем и создавая образ благодетельного руководителя, он раскрывает натуру.
«Послушайте, Иван Кузьмич, нельзя ли вам, для общей нашей пользы, всякое письмо, которое прибывает к вам в почтовую контору, входящее и исходящее, знаете, этак немножко распечатать и прочитать: не содержится ли в нем какого-нибудь донесения или просто переписки», — так городничий пытается отследить информацию о прибытии ревизора. Используя власть, герой идет на хитрость, чтобы его не застали врасплох.
Антон Антонович заранее готовит подчиненных к прибытию проверяющего, демонстрируя безоговорочную власть и самоуправство. Он предупреждает чиновников о том, как следует себя вести, плетя паутину обмана и небылиц: «Да если проезжающий чиновник будет спрашивать службу, довольны ли, чтоб отвечали: «Всем довольны, ваше благородие!» А который будет недоволен, то ему после дам такого неудовольствия!..»
Популярные сочинения
- Сочинение Какой поступок можно назвать бесчестным?
Бесчестным поступком является тот, который выполнен человеком без чести или заставляющий человека потерять собственную честь. Нередко честь связывают с каким-то внешними признаками - Сочинение Григорий Мелехов в поисках правды
В образе Мелехова автор изобразил донского казака, участвующего в Гражданской войне не из корыстных побуждений, а переходящего с одной стороны на другую, в поисках тех - Мое любимое стихотворение Тютчева 10 класс сочинение
Фёдор Тютчев – один из величайших лириков русской поэзии, его творчеством восхищаются многие поколения любителей поэтического слова. Мне его поэзия тоже душевно близка
Судья Ляпкин-Тяпкин в «Ревизоре»
Другие чиновники города представляют собою мелкие разновидности типа городничего. Судья Ляпкин-Тяпкин – человек тоже нечистый на руку, чего он совершенно искренне сам не замечает , дела не делает, до нелепости глуп и, в то же время, полон самомнения только потому, что обладает смелостью говорить о вопросах религиозных с такою свободой, что у верующих «волосы дыбом встают». Но в вопросах практических он поражает своею наивностью.
Гоголь. Ревизор. Спектакль 1982 г. Серия 2
Семья городничего
У Антона Антоновича есть любимая жена и дети, к которым он очень хорошо относится. Кроме старшей дочери Марии есть и младшие. Городничий нежно относится к своей супруге, называя ее «душенькой» и делясь своими проблемами.
А она, в свою очередь, мягко обличает мужа, ведь он – человек видный, и, по ее мнению, должен вести себя соответственно. «…Только я, право, боюсь за тебя: ты иногда вымолвишь такое словцо, какого в хорошем обществе никогда не услышишь…” – переживает супруга.