Дискуссионный вопрос как составить

Дискуссия является одной из наиболее
эффективных технологий группового
взаимодействия, обладающей особыми
возможностями в обучении, развитии и воспитании.

Дискуссия (от лат.discussio – рассмотрение,
исследование) – способ организации совместной
деятельности с целью интенсификации процесса
принятия решений в группе посредством
обсуждения какого-либо вопроса или проблемы.

Дискуссия обеспечивает активное включение
учащихся в поиск истины; создает условия для
открытого выражения ими своих мыслей, позиций,
отношений к обсуждаемой теме и обладает особой
возможностью воздействия на установки ее
участников в процессе группового
взаимодействия.

Дискуссию можно рассматривать как метод
интерактивного обучения и как особую технологию.
В качестве метода дискуссия активно
используется для организации интенсивной
мыслительной и ценностно-ориентирующей
деятельности учащихся в других технологиях и
методах обучения: социально-психологических
тренингах, деловых играх, анализе различных
ситуаций и решении задач. В качестве
своеобразной технологии дискуссия сама включает
в себя другие методы и приемы обучения:
“мозговой штурм”, “синектика”, “анализ
ситуаций” и т.д.

Обучающий эффект дискуссии определяется
предоставляемой участнику возможностью
получить разнообразную информацию от
собеседников, продемонстрировать и повысить
свою компетентность, проверить и уточнить свои
представления и взгляды на обсуждаемую проблему,
применить имеющиеся знания в процессе
совместного решения учебных задач.

Развивающая функция дискуссии связана со
стимулированием творчества обучающихся,
развитием их способности к анализу информации и
аргументированному, логически выстроенному
доказательству своих идей и взглядов, с
повышением коммуникативной активности учащихся,
их эмоциональной включенности в учебный процесс.

Влияние дискуссии на личностное становление
учащегося обусловлено ее
ценностно-ориентируюшей направленностью,
созданием благоприятных условий для проявления
индивидуальности, самоопределения в
существующих точках зрения на определенную
проблему, выбора своей позиции; для формирования
умения взаимодействовать с другими, слушать и
слышать окружающих, уважать чужие убеждения,
принимать оппонента, находить точки
соприкосновения, соотносить и согласовывать
свою позицию с позициями других участников
обсуждения.

Дискуссия с коммуникативной точки зрения
всегда полилогична. Но характер этого полилога
может быть разным:

Полилог – разноголосие – разногласие, защита
каждым своей позиции, своей точки зрения – спор;

Полилог – многоголосие – согласие,
взаимодополнение, совместное решение проблемы –
диалог.

Существуют разные точки зрения по поводу
сходства и различия спора и дискуссии: от их
противопоставления до рассмотрения спора как
необходимого элемента любой дискуссии или как
отдельного типа дискуссии. Безусловно, наличие
оппонентов, противоположных точек зрения всегда
обостряет дискуссию, повышает ее продуктивность,
позволяет создать с их помощью конструктивный
конфликт для более эффективного решения
обсуждаемых проблем. Важно, чтобы спор не велся
ради спора, ради стремления отстоять свою точку
зрения во что бы то ни стало и победить.

Использование того или иного типа дискуссии
зависит от характера обсуждаемой проблемы и
целей дискуссии.

Дискуссия-диалог чаще всего применяется для
совместного обсуждения учебных проблем, решение
которых может быть достигнуто путем
взаимодополнения, группового взаимодействия по
принципу “индивидуальных вкладов” или на
основе согласования различных точек зрения,
достижения консенсуса.

Дискуссия-спор используется для всестороннего
рассмотрения сложных проблем, не имеющих
однозначного решения даже в науке, социальной
политической жизни. Она построена на принципе
“позиционного противостояния” и ее цель – не
столько решить проблему, сколько побудить
учащихся задуматься над проблемой, осуществить
“инвентаризацию” своих представлений и
убеждений, уточнить и определить свою позицию;
научить аргументировано отстаивать свою точку
зрения и в то же время осознать право других
иметь свой взгляд на эту проблему, быть
индивидуальностью.

Слайд 1, см. Приложение 1

Условия эффективного проведения дискуссии в
общем виде следующие:

  • Информированность и подготовленность учащихся
    к дискуссии, свободное владение материалом,
    привлечение различных источников для
    аргументации отстаиваемых положений;
  • Правильное употребление понятий, используемых
    в дискуссии, их единообразное понимание;
  • Корректность поведения, недопустимость
    высказываний, задевающих личность оппонента;
  • Установление регламента выступления
    участников;
  • Полная включенность группы в дискуссию, участие
    каждого учащегося в ней, для чего необходимо:

— привлечь учащихся к определению темы
дискуссии, предоставив им возможность выбора
темы из нескольких альтернативных,
— проблемно сформулировать тему дискуссии, так,
чтобы вызвать желание ее обсуждать,
— расположить группу так, чтобы устранить
преграды, затрудняющие общение,
— предоставить каждому учащемуся возможность
высказаться;

  • Обучение учащихся умению вести дискуссию,
    совместная выработка правил и норм групповой
    коммуникации;
  • Особая позиция преподавателя как руководителя
    дискуссии, которая заключается в стимулировании
    обсуждения, консолидации мнений, подведении
    результатов работы. Личная позиция
    преподавателя по обсуждаемой проблеме не
    должная доминировать, хотя он может выступить в
    роли рядового участника дискуссии, не навязывая
    учащимся свою точку зрения.

Слайд 2 (Плюсы и минусы дискуссии)

Подготовка учителя и учащихся к дискуссии.

По степени управления различают свободные, не
контролируемые ведущим и направляемые
дискуссии. Дискуссии, применяемые в процессе
обучения, являются преимущественно управляемыми
учителем или учащимся (при условии его
готовности к ее организации).

Основные шаги при подготовке к дискуссии:

  • Выбор темы дискуссии, которая определяется
    целями обучения и содержанием учебного
    материала. При этом на обсуждение учащихся
    выносятся темы, имеющие проблемный характер,
    содержащие в себе противоречивые точки зрения,
    дилеммы, задевающие привычные установки
    обучающихся. Целесообразно предложить учащимся
    на выбор несколько вариантов проблем, связанных
    с конкретной учебной темой. В ситуации выбора
    происходит принятие студентами темы как
    значимой для себя, возникает мотивация к ее
    активному обсуждению;
  • Тема разбивается на отдельные вопросы, которые
    сообщаются учащимся. Указывается литература,
    справочные материалы, необходимые для
    подготовки к дискуссии. Организуется
    самостоятельная работа учащихся.

Слайд 3 (Этапы дискуссии)

Проведение дискуссии.

Выделяется несколько этапов дискуссии.

Этап 1-ый, введение в дискуссию:

  • Формулирование проблемы и целей дискуссии;
  • Создание мотивации к обсуждению – определение
    значимости проблемы, указание на нерешенность и
    противоречивость вопроса и т.д.
  • Установление регламента дискуссии и ее
    основных этапов;
  • Совместная выработка правил дискуссии;
  • Выяснение однозначности понимания темы
    дискуссии, используемых в ней терминов, понятий.

Слайд 4 (приемы введения в дискуссию)

Приемы введения в дискуссию:

— предъявление проблемной ситуации;
— демонстрация видеосюжета;
— демонстрация материалов (статей, документов);
— ролевое проигрывание проблемной ситуации;
— анализ противоречивых высказываний –
столкновение противоположных точек зрения на
обсуждаемую проблему;
— постановка проблемных вопросов;
— альтернативный выбор (участникам предлагается
выбрать одну из нескольких точек зрения или
способов решения проблемы).

Слайд 3 (Этапы дискуссии)

Этап 2-й, обсуждение проблемы:

Обмен участниками мнениями по каждому вопросу.
Цель этапа – собрать максимум мнений, идей,
предложений, соотнося их друг с другом;

Слайд 5 (функции ведущего)

Обязанности ведущего:

— следить за соблюдением регламента;
— обеспечить каждому возможность высказаться,
поддерживать и стимулировать работу наименее
активных участников с помощью вопросов (“А как
вы считаете?”, “Вы удовлетворены таким
объяснением?”, “Вы согласны с данной точкой
зрения?”, “Нам очень бы хотелось услышать ваше
мнение” и т.д.);
— не допускать отклонений от темы дискуссии;
— предупреждать переход дискуссии в спор ради
спора;
— следить за тем, чтобы дискуссия не переходила на
уровень межличностного противостояния и
конфликта;
— стимулировать активность участников в случае
спада дискуссии.

Слайд 6 (Приемы, повышающие эффективность
группового обсуждения)

Приемы, повышающие эффективность
группового обсуждения:

  • Уточняющие вопросы побуждают четче оформлять и
    аргументировать мысли (“Что вы имеете в виду,
    когда говорите, что…?”, “Как вы докажете, что это
    верно?”);
  • Парафраз – повторение ведущим высказывания,
    чтобы стимулировать переосмысление и уточнение
    сказанного (“Вы говорите, что…?”, “Я так вас
    понял?”);
  • Демонстрация непонимания – побуждение
    учащихся повторить, уточнить суждение (“Я не
    совсем понимаю, что вы имеете в виду. Уточните,
    пожалуйста”);
  • “Сомнение” – позволяет отсеивать слабые и
    непродуманные высказывания (“Так ли это?”, “Вы
    уверены в том, что говорите?”);
  • “Альтернатива” – ведущий предлагает другую
    точку зрения, акцентирует внимание на
    противоположном подходе;
  • “Доведение до абсурда” – ведущий соглашается
    с высказанным утверждением, а затем делает из
    него абсурдные выводы;
  • “Задевающее утверждение” — ведущий
    высказывает суждение, заведомо зная, что оно
    вызовет резкую реакцию и несогласие участников,
    стремление опровергнуть данное суждение и
    изложить свою точку зрения;
  • “Нет-стратегия” — ведущий отрицает
    высказывания участников, не обосновывая свое
    отрицание (“Этого не может быть”).

Слайд 3 (Этапы дискуссии)

Этап 3-й, подведение итогов обсуждения:

  • Выработка учащимися согласованного мнения и
    принятие группового решения;
  • Обозначение ведущим аспектов позиционного
    противостояния и точек соприкосновения в
    ситуации, когда дискуссия не привела к полному
    согласованию позиций участников. Настрой
    обучающихся на дальнейшее осмысление проблемы и
    поиск путей ее решения;
  • Совместная оценка эффективности дискуссии в
    решении обсуждаемой проблемы и в достижении
    педагогических целей, позитивного вклада
    каждого в общую работу.

Слайд 7 (Как руководить дискуссией в
классе?)

Как руководить дискуссией в классе?

Приглашайте к участию стеснительных детей.
Например, “Как ты думаешь, Саша?”, “Нам нужно
послушать других отвечающих. Что ты думаешь по
этому поводу, Лена?”
Не спрашивайте стеснительных в “мертвой
тишине”, даже самоуверенные дети теряются в
такой ситуации.
Будьте внутренне уверены, что любой, даже самый
стеснительный ребенок легко ответит на вопрос.

Отправляйте комментарии и вопросы одного
ученика к другому.
Например, “Это интересная
мысль, Коля. Игорь, что ты по этому поводу
думаешь?”, “Это важный вопрос, Оля. Костя, как бы
ты на него ответил?”
Подбодрите учеников, ориентируйте на общение
друг с другом, а не на ожидание вашего мнения.

Если Вы не уверены, что поняли то, что сказал
ученик, значит и другие ученики тоже не смогли
это понять

Попросите другого ученика прокомментировать
ответ первого, а потом первый пояснит, если его
высказывание прокомментировали неверно.
Перескажите сами высказывание ученика и
спросите: “Я правильно тебя поняла или
ошиблась?”

Вытягивайте больше информации. Например,
“Сегодня мы обсуждаем… и Сергей сделал
предложение…”, “Прежде, чем продолжить,
подведем некоторые итоги..”

Давайте время подумать над ответом.
Некоторые ученики легче высказываются, если
предварительно записывают свои мысли. Например,
“Какой была бы наша жизнь, если бы не изобрели
телевизор? Запишите ваши соображения, а через
минуту мы их обсудим”.

Когда ученик заканчивает ответ, оглядите класс,
оцените реакцию других детей.
Например, если
дети выглядят озадаченными, спросите их, почему,
если согласно кивают, попросите их привести
примеры и доказательства сказанному.

Слайд 8 (ПОПС-формула)

ПОПС-формула
Рекомендации для участника дискуссии

Когда вы участвуете в споре, в дискуссии, от вас
хотят услышать четкое обоснованное мнение. Вы
можете стремиться убедить или переубедить, или
просто сообщить свою позицию.

Чтобы ваше выступление было кратким и ясным,
можно воспользоваться ПОПС-формулой:

П – позиция (в чем заключается ваша точка
зрения) – Я считаю, что…
О – обоснование (на чем вы основываетесь, довод в
поддержку вашей позиции) — …потому, что…
П – пример (факты, иллюстрирующие ваш довод) —
…например…
С – следствие (вывод, что надо сделать, призыв к
принятию вашей позиции) -…поэтому….

Все ваше выступление, таким образом, может
состоять из двух-четырех предложений и занимать
1-2 минуты.
Например, обсуждается вопрос: “Нужно ли пускать
в класс опоздавших на урок?”
Пример выступления “за”:
“Я считаю, что опоздавших нужно пускать в класс,
потому что причины опоздания часто бывают
уважительные. Например, сегодня я опоздал на
первый урок из-за того, что разнимал и мирил
дравшихся первоклашек. Поэтому нужно установить
правило, что опоздавший имеет право войти в класс
и участвовать в уроке”.

Пример выступления “против”:
“Я считаю, что опоздавших нельзя пускать в класс,
потому что это ломает весь ход урока. Например, я
вошел в класс посреди предыдущего урока и на
несколько минут отвлек внимание учителя, всех
учеников и особенно моей соседки. Поэтому
необходимо установить запрет на вход в класс
после начала урока”.

ПОПС-формулу часто называют МОПС-формулой
(Мнение-Объяснение-Пример-Следствие).

Слайд 9 (Правила поведения в дискуссии)

Правила поведения в дискуссии

  • Я критикую идеи, а не людей
  • Моя цель не в том, чтобы “победить”, а в том,
    чтобы прийти к наилучшему решению
  • Я побуждаю каждого из участников к тому, чтобы
    участвовать в обсуждении
  • Я выслушиваю соображения каждого, даже если я с
    ними не согласен
  • Я сначала выясняю все идеи и факты, относящиеся
    к обеим позициям
  • Я стремлюсь осмыслить и понять оба взгляда на
    проблему
  • Я изменяю свою точку зрения под воздействием
    фактов и убедительных аргументов

Слайд 10 (подведение итогов обсуждения)

Ошибки в дискуссии

  • Монополия руководителя занятия, который знает
    правильный ответ, а другие должны его отгадать
  • Безоговорочная вера участников в своего
    руководителя. В этом случае истина ставится в
    зависимость от авторитета
  • Издержки стимулирования: руководитель,
    похвалив одного участника, невольно огорчает
    другого
  • Увлечение обсуждением абстрактных проблем,
    отклонение от заданной темы
  • Нередко некоторые участники дискуссии (2–3
    человека) “забивают” других, не давая сказать им
    ни слова

Последствия дискуссии

  • Проявление отношения к точкам зрения других
    участников дискуссии как достойным уважения и
    понимания
  • Разрешение конструктивного конфликта,
    противоречия в дискуссии способствует
    обнаружению оптимальных стратегий решения задач
  • В дискуссии по разрешению конструктивного
    конфликта у участников формируется отношение к
    руководителю занятия не как к носителю
    единственно верной точки зрения, а как к опытному
    коллеге по общей работе

Анализ дискуссии

Существенный элемент дискуссии – ее анализ.
Подводятся итоги занятия, анализируются выводы,
к которым пришли участники дискуссии,
подчеркиваются основные моменты правильного
понимания проблемы, показывается логичность,
ошибочность высказываний, несостоятельность
отдельных замечаний по конкретным вопросам темы
дискуссии. Обращается внимание на содержание
речей, глубину и научность аргументов, точность
выражения мыслей, правильность употребления
понятий. Оценивается умение отвечать на вопросы,
использовать приемы доказательства и
опровержения, применять различные средства
полемики.

Для получения обратной связи целесообразно
применять устные или письменные самоотчеты
участников дискуссии. Возможны две формы
самоотчетов: 1) произвольная и 2) ориентированная
на следующие вопросы: что я чувствовал во время
дискуссии; чего я хотел; что или кто мешал; что
нового я узнал для себя; увлекла ли меня
дискуссия; если я почувствовал увлеченность, то
почему, если оставила равнодушным, то чем я это
объясняю; как смогу использовать приобретенный в
дискуссии опыт (положительный и отрицательный) в
своей дальнейшей работе и повседневной жизни?

Слайд 11 (Оценка действий участников)

Карточка учета действий участников
дискуссии

Очки Действия участников Участники
А Б В Г Д Е
+2 Определение положения в дискуссии              
+1 Формулирование существенного
замечания
             
+2 Использование доказательства,
подтверждающих высказывания или представление
информации, опирающейся на факты
             
+1 Вовлечение в дискуссию другого лица              
+1 Постановка уточняющего вопроса,
продвижение дискуссии вперед
             
+2 Формулирование аналогии              
+2 Выявление противоречия              
+2 Выявление замечания              
-2 Отсутствие заинтересованности
дискуссией или помехи
             
-2 Прерывание в дискуссии              
-1 Несущественные замечания              
-3 Монополизация дискуссии              
-3 Выпад против другого лица              
  Всего очков:              

Слайд 12 (Схема размещения в пространстве
участников дискуссии)

При организации дискуссии необходимо обратить
особое внимание на размещение участников
дискуссионного общения, которое зависит от типа
и вида дискуссии. Экспериментальные
исследования доказывают, что расположение в
пространстве влияет на позиции участников
дискуссии. В одном из экспериментов группу
испытуемых пригласили обсудить тему, не очень
значимую для них, и разместили в пространстве
вокруг стола по изображенной схеме. При этом
стулья были прикручены к полу, чтобы избежать
перемещений. В ходе дискуссии ее участники вели
себя в зависимости от места, которое занимали:
испытуемый 1 выполнял функцию лидера, испытуемые
2 и 3 принимали в споре одну и туже точку зрения и
полемизировали с сидящими напротив испытуемыми
4, 5 и 6, которые также отстаивали одну точку
зрения. Участник под номером 7 практически не
участвовал в дискуссии, но иногда выступал
против всех, особенно против лидера.

Слайд 13, 14, 15 (Схемы)

Экспериментально установлено, что для каждого
вида дискуссии существует определенная схема
эффективного размещения ее участников. Так, для
организации дискуссии-диалога, в процессе
которой необходимо принять согласованные
решения, более подходит расположение участников
по кругу (А). Для дискуссии, основанной на
позиционном противостоянии (например, для
дебатов), более продуктивно будет расположение
участников, отстаивающих разные точки зрения,
друг против друга (Б). Дискуссии, организуемые
посредством поэтапного обсуждения проблемы
сначала в малых группах, затем общими силами,
требуют иного расположения участников (В).

Слайд 16 (Виды групповых дискуссий)

Виды дискуссий

В современной педагогической практике
накопилось множество разнообразных вариантов
организации дискуссии, так как она активно
разрабатывается не только как технология
обучения, но и как способ организации внеучебной
коллективной творческой деятельности
обучающихся. Многообразие видов дискуссии
определяется ее разнообразной целевой
направленностью, содержанием организуемой с ее
помощью деятельности, количеством участников.
Так, кроме дискуссий, организуемых в виде
обсуждения проблемы небольшой группой,
существуют такие, которые обеспечивают
эффективное проведение дискуссии в достаточно
многочисленной ученической группе путем ее
разделения на малые группы и организации
обсуждения в них, а затем – координации
результатов деятельности малых групп.

“Круглый стол”

Дискуссия направлена на обсуждение какой-либо
актуальной темы, требующей всестороннего
анализа. Как правило, перед участниками не стоит
задача полностью решить проблему, они
ориентированы на возможность рассмотреть ее с
разных сторон, собрать как можно больше
информации, осмыслить ее, обозначить основные
направления развития и решения, согласовать свои
точки зрения, научиться конструктивному диалогу.
Поскольку дискуссия организуется в прямом
смысле за круглым столом, в ней могут принять
участие 15-25 человек.

“Дебаты”

Дискуссия в ролевой форме дебатов представляет
собой разновидность дискуссии-спора и
применяется для обсуждения сложной и
противоречивой проблемы, по которой существуют
резко противоположные точки зрения. Цель
дискуссии – научить учащихся аргументировано и
спокойно отстаивать свою точку зрения и
постараться убедить оппонентов, используя
имеющуюся информацию по проблеме.

Этапы дебатов:

  • ведущий предлагает на выбор участникам две или
    несколько возможных точек зрения на проблему.
    Позиции могут иметь ролевой характер и
    имитировать разнообразные подходы к решению
    данной проблемы представителей разных
    профессиональных и социальных групп,
    политических партий, объединений и т.д.
  • учащиеся выбирают, какую точку зрения они будут
    отстаивать и объединяются в микрогруппы,
    численный состав которых может быть разным
  • определяются правила дискуссии,
    продолжительность обсуждения в группах и
    регламент выступления группы в дебатах
  • организуется обсуждение проблемы в
    микрогруппах: распределяются роли между членами
    каждой группы; выстраивается система аргументов
    для убеждения оппонентов; продумываются ответы
    на возможные вопросы; решается вопрос о том, как
    распорядиться предоставленным временем
  • ведущий по очереди предоставляет группам слово,
    определяя регламент выступления
  • в завершении дебатов проводится совместный
    анализ результатов дискуссии.

“Эстафета”

Дискуссия направлена на организацию
последовательного обсуждения предложенных
вопросов и аспектов одной темы в малых группах с
последующим анализом и согласованием различных
подходов и принятием коллективного решения.

Алгоритм дискуссии:

  1. группы располагаются в пространстве аудитории
    по кругу. Каждой группе выдается лист бумаги с
    вопросом, проблемой и дается время на обсуждение
    данной проблемы. Дискуссия в микрогруппе
    заканчивается записью общего решения на листе
    бумаги с вопросом (проблемой);
  2. затем каждый такой лист передается по часовой
    стрелке следующей группе, которая обсуждает
    новый вопрос, также фиксируя свое мнение на этом
    листе. Процедура повторяется столько раз,
    сколько предложено вопросов, проблем и сколько
    создано групп;
  3. по окончании работы каждой группе возвращается
    выданный первоначально лист и дается время на
    анализ и консолидацию (согласование) записанных
    на нем точек зрения или решений;
  4. группы озвучивают результаты своей работы;
  5. подводятся итоги, анализируется работа групп
    учащимися и преподавателем.

“Аквариум”

Эта разновидность дискуссии применяется для
обсуждения спорных, противоречивых вопросов, для
формирования умения учащихся отстаивать и
аргументировать свою позицию. В то же время она
активно используется как метод
социально-психологического обучения, так как
позволяет ее участникам отрефлексировать свое
поведение в процесса дискуссионного общения,
проанализировать ход взаимодействия участников
на межличностном уровне и откорректировать его.
Дискуссия включает следующие этапы:

  1. подготовительный – ведущий представляет
    проблему и делит класс на микрогруппы, которые
    располагаются по кругу. Группы обсуждают
    проблему и определяют свою точку зрения на нее.
    От каждой группы выбирается представитель,
    который будет отражать и отстаивать позицию
    группы перед другими участниками;
  2. “аквариумное” обсуждение проблемы –
    представители микрогрупп собираются в центре
    аудитории и обсуждают проблему, представляя и
    отстаивая интересы своей группы. Остальные
    участники наблюдают за ходом дискуссии, занимая
    позицию аналитиков, оценивающих содержание и
    форму выступлений, степень их убедительности,
    особенности стиля общения дискутирующих, но
    вмешиваться в ход дискуссии им запрещается.
    Однако, преподаватель может выделить
    специальное время на вопросы к участникам
    “аквариумного” обсуждения.
  3. анализ хода и результатов дискуссии может
    проводиться в один или два этапа, в зависимости
    от цели дискуссии. Если необходим анализ
    характера взаимодействия в “аквариумной”
    группе, преподаватель просит ее участников
    оценить степень своей удовлетворенности или
    неудовлетворенности. Затем “аналитикам”
    предоставляется возможность оценить ход и
    результаты дискуссии, характер взаимодействия
    ее участников. И, наконец, преподаватель
    систематизирует выводы учащихся и подводит
    общий итог совместной деятельности.

“Вертушка”

Специфика данной дискуссии заключается в том,
что учащиеся обсуждают проблему в группах
сменного состава, работая на разных этапах
обсуждения в разном составе и над разными
аспектами проблемы. При этом, на каждом этапе
участник дискуссии занимает новую позицию: он
может быть ведущим дискуссии, 10м выступающим, 2-м
выступающим и т.д. Таким образом, обеспечивается
максимальная активность и включенность каждого
в обсуждение всех аспектов проблемы, формируются
коммуникативные и организаторские умения и
навыки. Ниже описаны этапы
дискуссии-“вертушки”.

Этап 1-й, подготовительный:

  • ведущий дает вводную информацию, определяет
    проблему или обозначает тему обсуждения.
    Предлагается 4 направления решения проблемы или
    аспекта темы дискуссии;
  • группа делится на 4 подгруппы по принципу
    добровольности или “лотереи”, но в любом случае
    группы должны быть одинаковыми по количеству
    участников (возможны варианты: 4/4; 4/5; 4/6);
  • готовятся 4 стола для работы групп, на каждый
    ставится табличка с одной из букв (“А”, “Б”,
    “В”, “Г”) и кладутся большие листы бумаги с
    одним из вопросов обсуждаемой темы (лист А, лист
    Б, лист Г, лист В). Каждому участнику выдается
    карточка с номером (А1, А2…; Б1, Б2….; В1, В2….; Г1, Г2…)
    и маршрутный лист (ниже см.табл.).
  • ведущий объясняет правила проведения дискуссии
    и руководит размещением участников за столами.

Этап 2-й, проведение дискуссии:

  • участники занимают исходное положение и ведут в
    течение 5-10 минут обсуждение предложенного
    вопроса или аспекта темы, при этом каждый
    высказывается по порядку, определенному в
    маршрутном листе. Заканчивается обсуждение
    оценкой каждым учащимся работы участников,
    которая записывается в маршрутном листе в
    колонке “Лучшее выступление”;
  • затем группы расходятся по другим столам в
    соответствии с маршрутом перемещения каждого
    участника. При этом второй тур дискуссии
    включает обсуждение другого аспекта темы и
    проводится в новом составе участников;
  • следующие два тура повторяют предыдущие и
    осуществляются по тому же алгоритму, что и первые
    два.

Этап 3-й, подведение итогов дискуссии:

  • на последнем, четвертом, переходе участники
    оказываются на своем исходном месте, обсуждают и
    обобщают предложения и мнения всех групп по
    обсуждаемому аспекту темы, оформляют выводы и
    готовятся к выступлению перед всей группой;
  • ведущий собирает маршрутные листы и определяет
    тех, чьи выступления отметило большинство
    участников;
  • микрогруппы представляют свои выводы по
    каждому аспекту темы. Преподаватель проводит
    коллективный анализ результатов дискуссии и
    подводит ее итоги, отмечает тех учащихся, чьи
    выступления были наиболее интересны и
    содержательны.

Дискуссия “Вертушка” обеспечивает
интенсивный и разносторонний анализ обсуждаемой
проблемы каждым учащимся, расширяет сферу
коммуникации, позволяя обсудить проблему в
разном составе ее участников. Сложность
организации такой дискуссии связана с
разработкой маршрута перемещения участников,
необходимостью ориентироваться на определенное
их количество. Можно упростить алгоритм
дискуссии, сделав микрогруппы постоянными, но ее
эффективность в данном случае значительно
снижается.

Образец маршрутного листа для группы
из 20 человек

Тур Стол А Стол Б Стол В Стол Г
1 А1, А2, А3, А4, А5 Б1, Б2, Б3,

Б4, Б5

В1, В2, В3,

В4, В5

Г1, Г2, Г3,

Г4, Г5

2 Б1, Б2, В5,

В2, Г1

А1, А4, В3,

Г2, Г3

А2, А5, Б4,

Г4. Г5

А3, Б3, Б5,

В1, В4

3 Б3, Б4, В4,

Г5, Г3

А2, А3, В1,

В2, Г4

А4, Б5, Б2,

Г1, Г2

А5, А1, Б1,

В5, В3

4 Б5, В1, В3,

Г2, Г4

А5, В5, В4,

Г5, Г1

А3, А1, Б1,

Б3, Г3

А2, А4, Б2, Б4, В2

Образец индивидуального маршрутного
листа

Маршрутный лист
участника А1
Тур Стол Лучшее выступление (фамилия)
     
     
     
     

Дискуссия-диспут

Ведущий объявляет тему и предоставляет слово
желающим (иногда тем, кто специально
подготовился). Ход диспута определяется частично
ведущим, но в основном непредсказуем, имеет
эмоциональный характер.

Конференция

Вид дискуссии, где обсуждение и спор
предваряются коротким сообщением о состоянии
проблемы или результатах некоторой работы. Для
конференции характерны развернутая
аргументация выдвинутых тезисов, спокойное их
обсуждение.

Прогрессивная дискуссия

Ее цель – групповое решение проблемы с
одновременной тренировкой участников в
соответствующих коммуникативных умениях и
навыках. Этот вид дискуссии состоит из 5 этапов:

  1. зарождение идеи (участникам дается время на
    выдвижение идей о путях решения данной проблемы);
  2. все предложения выписываются на доске;
  3. обсуждается каждый предложенный вариант;
  4. рассматриваются наиболее подходящие варианты,
    затем они располагаются по степени значимости,
    т.е. осуществляется верификация идей;
  5. руководитель организует дискуссию, в
    результате которой остаются решения, получившие
    наибольшее количество голосов, из них и
    выбирается окончательное.

Подобная форма дискуссии помогает
вырабатывать умение быстро и эффективно
принимать групповое решение.

Дискуссия-соревнование

Все участники делятся на команды. Выбирается
жюри, определяющее критерии оценивания
предлагаемых решений: глубина решения, его
доказательность, логичность, четкость,
адекватность поставленной цели. Согласовывается
тема дискуссии и система баллов. В конце
проводится коллективное обсуждение
предложенных вариантов решения проблемы или
проблемной ситуации. Затем жюри объявляет
результаты, комментирует их.

Мозаика (ажурная пила)

Предварительно:

  1. Определите на какие задачи раскладывается
    проблема, которую предстоит решить в классе
    (например, при принятии решения об уголовной
    ответственности надо установить объект,
    объективную сторону преступления,
    следовательно, могут работать четыре экспертные
    группы, но можно создать еще две группы, например,
    для установления смягчающих и отягчающих
    обстоятельств).

При проведении:

  1. Опишите проблему, которую предстоит обсудить.
  2. Объясните правила игры:
  • Участники делятся на группы, которые называются
    “домашними”;
  • Участники работают в “домашних” группах,
    сообща решая поставленную перед группой задачу;
  • Каждый член группы является “экспертом” по
    определенной теме;
  • После короткого обсуждения в группе
    “эксперты” расходятся по “экспертным”
    группам, в каждой из которых собираются эксперты
    в одной области и обсуждают эту сторону проблемы;
  • Затем “эксперты” возвращаются в свои
    “домашние” группы и докладывают группам о
    проделанной в экспертной группе работе.
  1. Внутри групп определите экспертов – можно
    раздать разноцветные карточки и обозначить
    такими же карточками места сбора “экспертных”
    групп.
  2. Сообщите время для работы “домашних” групп и
    “экспертных” групп.
  3. Повторите задание.
  4. После окончания работы представители
    “домашних” групп представляют групповое
    решение.
  5. Подведите итоги. Спросите, каков был вклад
    разных “экспертов” в общее решение? В чем
    разница в работе “домашних” и “экспертных”
    групп?

Дополнительная информация: если
рассматривается достаточно сложная проблема,
можно проделать несколько раундов работы
“домашних” и “экспертных” групп.

Дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу
(Panel Debate)

Эта форма дискуссии совмещает в себе
преимущества лекции и дискуссии в группе.

Группа из 3-5 человек ведет дискуссию на заранее
выбранную тему в присутствии остальных
участников.

Зрители вступают в обсуждение позже: они
высказывают свое мнение или задают участникам
вопросы.

Не следует забывать, что основные участники
обсуждения должны быть достаточно компетентны в
данной области и хорошо подготовлены к
конкретной беседе. Важно также, чтобы личные
качества основных действующих лиц не отвлекали
внимания от темы дискуссии и чтобы все участники
имели равную возможность высказать свою точку
зрения (выступление не должно продолжаться более
3-5 минут).

Ведущий должен следить за тем, чтобы участники
дискуссии не отклонялись от заданной темы.
Продолжительность дискуссии не должна превышать
1,5 часа.

Предварительно:

  1. Сообщите тему дискуссии ее участникам
    (желательно в форме дискуссионного вопроса).
  2. Пригласите экспертов или отберите их из числа
    учеников (всего 2-3 эксперта).
  3. Попросите всех учеников подготовить вопросы к
    экспертам и продумать собственную позицию по
    теме дискуссии.
  4. Попросите экспертов подготовиться к краткому
    выступлению по теме (2-3 минуты), подготовить
    справочную информацию.
  5. Организуйте аудиторию по типу студии: зрители
    размещаются полукругом по отношению к экспертам.

При проведении:

  1. Представьте тему дискуссии (в качестве
    мотивации может послужить видеофрагмент, цитата
    из прессы, короткая история…).
  2. Представьте экспертов.
  3. Сообщите правила проведения ток-шоу:
  • Сначала эксперты высказываются по проблеме (2–3
    минуты каждый);
  • Чтобы получить слово надо поднять руку;
  • Слово зрителям предоставляет ведущий;
  • Зрители могут выступать со своим мнением или
    задавать вопросы отдельным или всем экспертам
    (не дольше 1 минуты);
  • Ведущий имеет право задавать вопросы;
  • Ведущий имеет право прервать выступающего,
    превысившего лимит времени;
  • Эксперты отвечают на вопросы как можно
    конкретнее и короче;
  1. Предоставьте слово экспертам.
  2. Попросите зрителей выступать и задавать
    вопросы. Следите за временем.
  3. Попросите записать вопросы, на которые не
    хватило времени, и передайте их экспертам.
  4. Поблагодарите экспертов и зрителей.
  5. Проведите подведение итогов по содержанию
    дискуссии и манере ее проведения.

Можно использовать “талоны на выступление” —
каждый имеет право на 1-2-3 выступления, каждый раз
отдавая ведущему специальный талон.

Займи позицию (Шкала мнений)

Предварительно:

  1. Сформулируйте дискуссионный вопрос,
    предусматривающий противоположные ответы
    (например, “Вы за или против смертной казни?”).
  2. Подготовьте “шкалу мнений” — на доске
    нарисуйте линию (шкалу), на которой напишите
    варианты ответов, например:

За смертную казнь/ Скорее за / Скорее против /
Против смертной казни

При проведении:

  1. Задайте аудитории дискуссионный вопрос и дайте
    время подумать над ответом.
  2. Попросите отдельных или всех участников
    подойти к “шкале мнений” и занять позицию – то
    есть встать у соответствующего их мнению
    варианта ответа.
  3. Объясните правила игры:
  • Надо объяснить, почему вы заняли эту позицию;
  • При ответе можно использовать ПОПС-формулу;
  • Каждый может привести по одному аргументу в
    защиту своей позиции;
  • В процессе игры можно поменять позицию, если
    аргументы других участников вас убедили;
  • Задайте вопросы по очереди ученикам, занявшим
    разные позиции: почему вы заняли эту позицию?
  • Спросите также тех, кто поменял позицию, почему?
  • Подведите итоги. Если не все ученики занимали
    позицию, то попросите их оценить аргументы
    активных участников. Проанализируйте
    количественное соотношение сторонников разных
    позиций, сравните это соотношение с общественным
    мнением. Обсудите, при каких условиях возможно
    изменение позиции.

Организационные методики, используемые в
проведении дискуссии

Методика “вопрос-ответ”. Данная методика –
это разновидность простого собеседования,
отличие состоит в том, что применяется
определенная форма постановки вопросов для
собеседования с участниками дискуссии-диалога.
Стратегия ведения диалога заключается в
переходе от желания собеседника говорить с вами
к пониманию его интересов, состояний, отношений;
от понимания собеседника к принятию, а в случае
необходимости к его убеждению.

Процедура “Обсуждение вполголоса”.
Методика предполагает проведение закрытой
дискуссии в микрогруппах, после чего проводится
общая дискуссия, в ходе которой мнение своей
микрогруппы доказывает ее лидер и это мнение
обсуждается всеми участниками.

Методика клиники. При использовании
“методики клиники” каждый из участников
разрабатывает свой вариант решения,
предварительно дав в открытое обсуждение свой
“диагноз” представленной проблемной ситуации,
затем это решение оценивается как руководителем,
так и специально выделенной для этой цели
группой экспертов по балльной шкале либо по
заранее принятой системе “приятно-неприятно”.

Методика “лабиринта”. Этот вид дискуссии
иначе называют методом последовательного
обсуждения, он представляет собой своеобразную
шаговую процедуру, в которой каждый последующий
шаг делается другим участником. Обсуждению здесь
подлежат все решения, даже неверные (тупиковые).

Методика эстафеты. Каждый заканчивающий
выступление участник может передать слово тому,
кому считает нужным.

Свободноплавающая дискуссия. Сущность
данного вида дискуссии состоит в том, что группа
к результату не приходит, но активность
продолжается уже во внутреннем плане. В основе
такой процедуры групповой работы лежит “эффект
Б.В.Зейгарник”, характеризующийся высоким
качеством запоминания незавершенных действий,
поэтому участники продолжают “домысливать”
наедине идеи, которые оказались незавершенными.

Принятию группового решения предшествует групповая дискуссия. Она может
возникать спонтанно, развиваться стихийно или быть организованной. Инициатором
обсуждения может стать руководитель, который осуществляет, координирует и
направляет процесс.

Дискуссия предполагает:

  • активный обмен мнениями
    между участниками;
  • рассмотрение проблемы с
    разных позиций;
  • многосторонняя
    коммуникация;
  • поиск нового решения,
    мнения, способа действий и т.д.

Как организовать и провести групповую дискуссию?

Если вы решили организовать дискуссию, обратите свое внимание на следующие
рекомендации.

На подготовительном этапе:

1. Позаботьтесь о пространстве, в котором будет проходить дискуссия. Это
должно быть достаточно просторное помещение, позволяющее участникам
расположиться так, чтобы видеть друг друга. Наиболее подходящими для
организации дискуссии формами расстановки мебели являются «буква П»,
«прямоугольник», «круг», «дискуссионный клуб». В первых двух формах несколько
затруднен контакт между участниками, сидящими на одной линии. Последняя форма
может использоваться, если руководитель планирует организовать работу в
подгруппах. Если количество участников будет больше 15, рекомендуется
использовать именно этот вариант работы.

  • «Прием аквариума»
    предполагает образование участниками внутреннего и внешнего кругов. Если
    кто-то не хочет участвовать в обсуждении, не готов, плохо себя чувствует и
    т.д., ему предлагается занять место во внешнем круге и просто понаблюдать
    за процессом. Активная работа ведется во внутреннем круге — в аквариуме.
    Отсюда и название данного приема размещение участников.
  • Хорошо, если в помещении
    есть демонстрационная доска, на которой можно вывесить плакаты, графики, а
    также фиксировать промежуточные результаты обсуждения и выдвигаемые
    предложения. Для этого можно использовать большие листы бумаги и маркеры.
    Поручите одному из сотрудников роль регистратора.
  • Обдумайте необходимость
    ведения аудио- или видеозаписи дискуссии. Если вы решили воспользоваться
    видеокамерой или диктофоном, поставьте участников дискуссии в известность,
    получите их согласие. В случае категорических возражений, уточните, с чем
    они связаны, попытайтесь развеять опасения аудитории. Если это не удалось,
    не стоит настаивать на ведении видеозаписи без особой на то необходимости.
    Учтите также, что на первых этапах участникам необходимо будет
    «привыкнуть» к камере.
  • Если сотрудникам в процессе
    обсуждения предстоит делать записи, предложите им расположиться за
    столами. Но помните, что мебель может создавать ощущение барьеров между
    участниками дискуссии. Отсутствие же столов может вызвать обратный эффект
    и стать источником чувства незащищенности, открытости, дискомфорта.
  • Желательно, чтобы мебель
    была удобной, а общий интерьер достаточно гармоничным. Участники обсуждения
    должны чувствовать себя в нем комфортно и физически и психологически.
  • Планируя размещение
    участников, постарайтесь учесть степень их активности, структуру
    неформальных отношений в группе и т.д.

2. Определите временные рамки дискуссии. Время проведения должно быть
максимально удобным для всех. Дискуссия не должна отвлекать сотрудников от
неотложных дел и лишать их возможности отдыха. Если обсуждение ожидается
длительным, запланируйте перерывы, во время которых участникам можно предложить
прохладительные напитки, кофе, чай, печенье, бутерброды и т.д. Тщательно
продумайте хронометраж дискуссии.

3. Определите тему дискуссии, сформулируйте цели, подготовьте вопросы или
утверждения для совместного обсуждения.
Тема должна быть интересной и
актуальной для участников дискуссии. Если вы хотите собрать информацию, узнать
мнения сотрудников, их аргументы, определите ее достаточно широко. Узкая
формулировка темы требуется в том случае, если итогом дискуссии должно стать
принятие решения по конкретному вопросу.

Целью дискуссии может быть:

  • выяснение мнений по поводу
    того или иного вопроса;
  • анализ проблемной ситуации;
  • поиск нового варианта
    решения;
  • оценка предложения.

4. Определите стратегию ведения дискуссии. Самой сложной в реализации
является стратегия свободного ведения дискуссии, когда ведущий не имеет четкого
плана работы и проявляет пассивность в управлении процессом обсуждения. Его
главная задача — определить тему дискуссии и стимулировать коммуникацию.

Стратегия программированного ведения дискуссии требует тщательной проработки
плана работы, подготовки перечня вопросов, жесткости и директивности ведущего в
управлении процессом обсуждения.

Компромиссный вариант требует гибкости в управлении группой, совмещения
директивного и пассивного стилей ведения обсуждения. Здесь важное значение
приобретает умение ведущего понимать динамику групповой работы, чутко
реагировать на изменения и быть готовым на время отдать право ведения дискуссии
другим участникам.

На этапе проведения дискуссии:

1. Сообщите членам группы тему и цель дискуссии. Раскройте актуальность
заявленных вопросов, постарайтесь заинтересовать всех участников. Убедитесь,
что тема и цель понимается всеми одинаково.

2. При необходимости распределите роли между участниками: регистратор,
координатор, наблюдатель, эксперт, критик и др.

3. Определите нормы работы в группе. Получите согласие от членов группы
относительно их соблюдения.

Нормами работы в группе могут стать следующие правила:

  • не перебивать и выслушивать
    выступающих до конца;
  • контролировать эмоции;
  • четко аргументировать свою
    позицию;
  • не переходить в обсуждении
    на личности;
  • активно участвовать в
    обсуждении каждого члена группы;
  • конфиденциальность;
  • доверие и открытость; и
    прочие.

4. Дискуссии может предшествовать выступление докладчика, демонстрация
видеосюжета, описание конкретного случая, ознакомление с мнением экспертов и
т.д. Это активизирует внимание участников обсуждения.

5. Поставьте перед участниками вопросы для обсуждения. Это основное средство
организации содержательного этапа работы. Вопросы должны быть дискуссионными,
играть роль «искры», разжигающей дискуссию и провоцирующей сотрудников
высказываться.

6. Следите за строгим соблюдением принятых группой норм, регламента, иначе
обсуждение может затянуться, перейти в пустую болтовню по поводу и без оного:

  • Особое внимание уделите
    застенчивым и пассивным участникам дискуссии. Попросите высказаться всех,
    например, по кругу. Настаивайте на том, что для вас важно мнение каждого.
  • Избегайте категоричных
    суждений, поучающего тона, снисходительных интонаций, демонстрации
    собственного превосходства.
  • Тактично прерывайте
    участников, отклоняющихся от темы. Используя вопросы, направляйте их на
    обсуждение проблемы.
  • Если выступление
    затягивается, обратите внимание человека на регламент, попросите
    остановиться только на ключевых идеях, подвести итог и завершить свое
    выступление.
  • Задавайте уточняющие,
    провоцирующие, наводящие и прочие вопросы.
  • Если в процессе обсуждения
    возникла пауза, постарайтесь терпеливо переждать некоторое время. Такие
    перерывы в обсуждении стимулируют активность участников и зачастую гораздо
    более полезны, чем постоянные призывы ведущего быть активными.
  • Следите за тем, чтобы
    несовпадение точек зрения не превратилось в конфликт между участниками, не
    перешло на личности.

7. Подведите промежуточные итоги обсуждения.

8. Проведите «завершающий раунд», в котором каждый из участников по очереди
имел бы возможность кратко выразить свои впечатления от обсуждения, дать
комментарии, высказать актуальные для себя замечания и предложения.

На заключительном этапе:

1. Подведите итоги дискуссии. Предложите выступить участникам, наблюдателям,
экспертам.

2. Поблагодарите сотрудников за участие в дискуссии.

Методы организации дискуссии разнообразны. В зависимости от целей и задач, а
также пространственно-временных и денежных ресурсов руководитель выбирает
способ проведения обсуждения.

Борис Михайлович Мастеров

Будь то уроки английского языка, в рамках клуба или просто для удовольствия, почти каждому приходилось писать дебаты в какой-то момент своей жизни. Однако то, что большинство людей делало это раньше, не означает, что писать дебаты легко. Есть сотня разных вещей, которые следует учитывать: следует ли вести, апеллируя к эмоциям своей аудитории, или сразу перейти к делу, используя несколько холодных и неопровержимых фактов? Сколько аргументов вы должны включить в свою дискуссию? Вам нужно добавить заключение? Чтобы помочь вам избавиться от догадок, эта статья демонстрирует, как структурировать и написать дискуссию за шесть простых шагов. Следуя этому методу, вы даете себе наилучшие шансы на победу в следующем словесном спарринге.

В этой статье рассказывается, как написать дискуссию за шесть простых шагов.

Wikimedia Commons

Шаг первый: сильное открытие

Каждая хорошая дискуссия начинается с сильного вступления. Если вы имеете дело с чем-то эмоционально заряженным, как это обычно бывает при обсуждении тем, то начать с такого же эмоционального начала — лучший выход. Например, если вы выступали за то, чтобы ваша страна приняла больше беженцев, то вступительная фраза могла бы выглядеть примерно так: «Вы когда-нибудь задумывались о том, каково это быть вынужденным покинуть свой дом? Так бояться насилия или другое преследование, которое вы и ваша семья должны оставить позади всего, что вы когда-либо знали, и отправиться в новую страну? » Не зацикливайтесь на мысли, что факты полностью отделены от эмоций. Также может сработать добавление мощной статистики к началу ваших дебатов. Например,Если бы вы утверждали, что ваша школа должна повышать осведомленность о самоубийствах, вы могли бы начать с: «Знаете ли вы, что около 800 000 человек умирают от самоубийства каждый год?» Если ваша тема не является явно эмоциональной, то использование удивительной или тревожной статистики все же может добавить немного чувств в вашу вступительную строку. Вы должны стремиться к тому, чтобы ваша аудитория и ваш судья немного выпрямились на своих стульях.

Шаг второй: определение темы

После открытия вам нужно сделать тему, о которой вы говорите, кристально ясной для ваших слушателей. Для этого укажите вашу тему и позицию вашей команды по этой теме. Например: «Сегодня мы здесь, чтобы обсудить тему X. Что касается положительной / отрицательной стороны, моя команда твердо верит, что Y». Вы также должны определить ключевые слова в своей теме. Это не обязательно должно быть буквальное определение словаря, это может быть ваше мнение о том, что слово означает в контексте темы или проблемы в целом. Хотя это может показаться педантичным, важно сделать так, чтобы вы знали, что вы и ваш оппонент находитесь на одной волне. Невероятно сложно спорить с кем-то, кто имеет другое представление о том, что означает тема, чем вы. Если вы не первый оратор в дебатах,тогда вы должны использовать этот слот, чтобы либо согласиться с определением, которое дал ваш оппонент, либо оспорить его. Если они не дали определения, не стесняйтесь дать свое, как если бы вы были первым оратором).

Если вы не определите свою тему, вы можете просто обнаружить, что обсуждаете совершенно другую тему, чем ваш оппонент.

Pixabay

Шаг третий: указатели

Указатели могут показаться раздражающими и ненужными. Если вы энтузиаст слов, может даже показаться, что это нарушает течение вашей в остальном гладкой и лиричной речи. Однако это совершенно необходимо в структуре хорошей дискуссии. Вы можете подумать, что написали лучшие и самые простые в мире дебаты, но факт в том, что аудитория — это не вы. Они не знают тему, которую вы освещаете, в той степени, в которой вы ее знаете, и, конечно же, они не так заинтересованы в дебатах, как вы. Они могут отключиться на несколько мгновений во введении, а затем полностью потеряться. Вот почему указатели так важны; это способ просто и эффективно напомнить слушателю о том, о чем вы говорите, и о том, чем вы занимаетесь в своей речи.В конце вступления добавьте несколько предложений, которые расскажут слушателю, сколько очков вы собираетесь сделать и в каком порядке вы собираетесь их делать. Например: «Чтобы начать свое дело, я собираюсь аргументировать X. Затем я перейду к демонстрации Y и завершу, исследуя Z». В начале каждого спора вы можете напомнить аудитории о чем вы говорите, сказав: «Во-первых, я собираюсь спорить с X». Хотя это может показаться упрощенным и похоже на то, что вы ожидаете, что аудитория уснет на вас, на самом деле это совершенно необходимо и облегчает отслеживание ваших дебатов.Затем я перейду к демонстрации Y и завершу рассмотрением Z. «В начале каждого аргумента вы можете напомнить аудитории о том, о чем вы говорите, сказав:» Во-первых, я собираюсь спорить с X… «Хотя это может показаться упрощением и похоже на то, что вы ожидаете, что аудитория уснет на вас, на самом деле это совершенно необходимо и облегчает отслеживание ваших дебатов.Затем я перейду к демонстрации Y и завершу рассмотрением Z. «В начале каждого аргумента вы можете напомнить аудитории о том, о чем вы говорите, сказав:» Во-первых, я собираюсь спорить с X… «Хотя это может показаться упрощением и похоже на то, что вы ожидаете, что аудитория уснет на вас, на самом деле это совершенно необходимо и облегчает отслеживание ваших дебатов.

Указатели имеют решающее значение в любых хороших дебатах. Без этого вы можете просто потерять свою аудиторию.

Pixabay

Шаг четвертый: опровержение

Фраза «иногда лучшее нападение — это хорошая защита» — не просто клише. Если вы когда-либо наблюдали профессиональные дебаты, вы знаете, что наиболее убедительной частью является то, что одна сторона принимает один из аргументов оппозиции, а затем полностью разбивает его на части. Хотя это фантастическое зрелище, это также самая сложная часть любых дебатов для правильного выполнения. Опровержение аргументов заставляет задуматься полностью на месте. У вас есть около тридцати секунд, чтобы принять аргумент, который ваш противник, вероятно, часами исследовал, оттачивал и убедительно опровергал. К счастью, есть несколько стратегий, которые вы можете использовать при опровержении, которые делают задачу немного менее сложной. Они включают:

  1. Предварительное исследование: если у вас есть тема для обсуждения до дня обсуждения, то лучший актив, который у вас есть, — это время. Используйте это . После того, как вы придумали свои собственные аргументы, поставьте себя на место оппонента и постарайтесь предугадать, какие аргументы он собирается использовать. Как только у вас будет хороший список, напишите опровержение для каждого из них. Таким образом, когда вы участвуете в реальных дебатах и ​​слышите аргумент от своего оппонента, которого вы уже ожидали, вы можете выдвинуть заранее подготовленное опровержение, дополненное фактами и цифрами, чтобы повысить свой авторитет, вместо того, чтобы что-то придумывать. совершенно на месте.
  2. «В чем смысл?» Если ваш противник настаивает на внесении изменений, есть ключевая идея, на которой вы можете сосредоточиться, когда опровергаете их. Если ваш оппонент выступает за какое-то тщательно продуманное изменение государственной политики или социальной идеологии, но он не позаботился объяснить, в чем заключаются преимущества указанного изменения, то это ваша возможность напасть: «Мой оппонент чрезвычайно подробно объяснил предлагаемое изменение. Однако они не смогли объяснить, в чем суть изменения ». Если ваш собеседник объяснил преимущества изменения, но не очень хорошо, тогда вы можете использовать тот же подход, но немного смягчить его: «Мой оппонент заявил, что его / ее предложенные изменения имеют преимущество X. Однако,учитывая количество усилий, которые потребуются для внесения изменений, X просто того не стоит «.
  3. Экономические вызовы: обсуждение экономических проблем так полезно, потому что оно работает практически с любой вообразимой темой для обсуждения. Любая тема о социальной справедливости, текущая проблема, государственная политика или что-то совершенно левое будет иметь экономическую связь. Если ваш оппонент говорит, что ваша страна должна допускать больше беженцев, опровергните их, объяснив, какое бремя для экономики она создаст, чтобы переселить так много людей. Если они утверждают, что ваша страна должна прекратить прием беженцев, опровергните их, говоря о том, что квалифицированные беженцы могут принести пользу экономике. Это невероятно прочный аргумент, поэтому он может служить отличным опровержением на месте.
  4. Используйте свои аргументы:Использование собственных аргументов, чтобы опровергнуть точку зрения оппонента, — простой, но эффективный способ защитить себя от собственной аргументации. Конечно, переборщить и выдать весь заранее подготовленный аргумент — огромная ошибка (о чем вы будете говорить позже ?!), но вы можете разделить основную часть своей речи на отдельные моменты, которые вы можете использовать, чтобы опровергнуть свое возражение. Например, если вы обсуждаете толерантность к беженцам, а ваш оппонент выдвигает идею о том, что беженцы могут вызвать общественные беспорядки, вы можете изменить один из ваших запланированных аргументов, что беженцы вносят вклад в мультикультурализм и позволяют объединить лучшие части разных культур. и говорят, что «вместо того, чтобы вызывать общественные беспорядки, беженцы на самом деле вносят большой вклад в общество, помогая поощрять мультикультурализм, что я»Я подробно остановлюсь на моих собственных аргументах позже. «В одном предложении вы опровергли аргумент вашего оппонента, а также хорошо подготовились, чтобы представить свой собственный аргумент, когда придет время.

Как и в боксе, в дебатах иногда лучшее нападение — это хорошая защита. Вот где приходит опровержение.

Pixabay

Шаг пятый: ваши аргументы

И вот мы подошли к самой важной части ваших дебатов; аргументы. Чтобы упростить задачу, я разбил этот заголовок на четыре простых подтемы.

  1. Решение, о чем спорить: если вам повезет с темой для обсуждения, на ум сразу же могут прийти двадцать аргументов за и против. Однако, если это больше нишевая тема, может потребоваться исследование, чтобы придумать темы для обсуждения. Изучите предысторию проблемы. Читайте новостные статьи и авторские статьи и даже попробуйте просмотреть некоторые дискуссионные сайты в поисках идей. Как только вы действительно хорошо разбираетесь в теме, вам будут приходить верные аргументы, независимо от того, насколько трудна ваша позиция.
  2. Расположение:Написание аргументации для дискуссии почти то же самое, что написание основного абзаца для эссе. Каждый аргумент следует начинать с указателей, т.е. «Во-первых, я собираюсь возразить…», а затем продолжите одним предложением краткое изложение вашего аргумента. После этого вам нужно немного уточнить свою точку зрения, привести некоторые факты и статистику, чтобы обосновать то, что вы говорите, а затем в конце аккуратно вернуться к теме дискуссии, чтобы аудитории было ясно, что вы не просто произносят страстную тираду, а вместо этого излагают тщательно просчитанный тезис, связанный с общим тезисом. Как правило, во время дебатов лучший способ продлить выступление — это использовать три аргумента.Это золотая середина между тем, чтобы у вас было достаточно времени, чтобы конкретизировать свои аргументы, и не нужно слишком долго болтать по одному и тому же. В отношении того, в каком порядке вы должны размещать свои аргументы, по общему мнению, вы должны вести сильные аргументы и заканчивать их тоже. Если у вас есть явно более слабый аргумент, попробуйте поместить его между двумя лучшими.
  3. Поиск доказательств:Если ваша тема требует от вас сбора статистики и использования экспертов на каждом шагу, вам нужно убедиться, что вы делаете это правильно. Включение правильных доказательств в ваши дебаты делает вас более авторитетным, но использование неправильных доказательств из неправильных источников делает вас уязвимыми для нападок со стороны оппозиции. Чтобы найти правильные свидетельства для цитирования, первым делом нужно проверить источник. Если это книга, то она написана авторитетным автором или опубликована авторитетным издательством? Если это веб-сайт, он образовательный? Правительственный? Если это новость, то кто ее написал? Во-вторых, убедитесь, что это недавний факт или цифра. Если вы копаете цифры 1980-х годов и ваша оппозиция понимает это, то у вас настоящие проблемы. В-третьих,убедитесь, что доказательства подкреплены как минимум тремя или более источниками. Даже если это удобная статистика, которая вписывается в ваши аргументы, она принесет больше вреда, чем пользы, если вы не сможете проверить ее с помощью других источников. Выполнение этих трех действий требует времени и затрудняет поиск доказательств, но в конечном итоге оно того стоит. Ваши доказательства являются основой вашего аргумента; если он недостаточно силен, все это рухнет.недостаточно сильна, тогда все это рухнет.недостаточно сильна, тогда все рухнет.
  4. Стратегии убеждения: на уроках английского большинство учащихся изучают письменные стратегии убеждения; способы, которыми журналисты и авторы пытаются склонить свою аудиторию к определенной позиции, используя юмор, метафоры и апеллируя к логике. Что многие люди не учат, что устные стратегии убеждения почти одинаковы. Вы можете быть столь же яркими в дебатах, как и в убедительных письменных материалах. Вы можете сколько угодно использовать сравнения и аллитерации. Если вы ведете дебаты в школе, то ваш учитель английского будет любить вас за это, и если вы готовите выступление для клуба или другого внешнего дискуссионного сообщества, вас все равно будут уважать больше, чем людей, у которых его нет ». искры в их содержании. Само собой разумеется, что вы должны проявлять уважение — не оскорбляйте своих оппонентов и не используйте юмор там, где это неуместно, но помимо очевидных ограничений вы можете (и должны ) использовать столько убедительных стратегий, сколько сможете.

Ваши аргументы будут определять или разрушать ваши дебаты. Убедитесь, что они хорошо изучены и наполнены убедительными стратегиями!

Picpedia

Шаг шестой: заключение

Заключение к любому письму — одна из самых важных частей. Он суммирует моменты, которые вы отметили в основном тексте, и оставляет читателю полезное сообщение, которое должно заставить его почувствовать, будто он чего-то добился, прочитав вашу статью. Для написания дебатов это правило ничем не отличается. К счастью, написание заключения к дискуссии — это не только одна из самых важных частей вашей речи. Все, что вам действительно нужно сделать, это подвести итоги выдвинутых вами аргументов. Старайтесь не повторять их слово в слово, а вместо этого перефразируйте предложения по теме и, если у вас есть время, включите одну или две важные статистические данные, которые вы включили в качестве доказательства. Если вы последний оратор в командных дебатах, вам нужно убедиться, что вы также суммируете лучшие аргументы вашего члена команды в своем заключении.В самом конце вы можете твердо повторить свою позицию по этому вопросу или, возможно, повторить эмоциональный призыв, который вы сделали во вступлении. Наконец, вы должны поблагодарить свою аудиторию за то, что она выслушала, и своего оппонента за то, что он уделил время. Вы хотите выглядеть благодарным и скромным, даже если вы которые просто поставили убийственный речь.

Подводя итоги:

Структура вашей речи должна быть следующей:

Раздел пример

Сильное открытие

«Вы когда-нибудь думали о X?»

Определение темы

«Сегодня мы здесь, чтобы обсудить тему X. Я / моя команда определили эту тему как Y».

Указатели

«Я собираюсь спорить с X. Затем я перейду к демонстрации Y и в заключение исследую Z».

Опровержение

«Для начала я хотел бы опровергнуть некоторые аргументы, выдвинутые моей оппозицией. Они заявили X, что является ложным, потому что Y».

Ваши аргументы

«Теперь перейдем к моим аргументам. Во-первых, я продемонстрирую X.» «Во-вторых, я хотел бы изучить идею Y.» «Наконец, я собираюсь возразить Z.»

Заключение

«Сегодня я спорил с X, Y и Z. Именно по этим причинам я / моя команда твердо убеждены в том, что X».

Вопросы и Ответы

Вопрос: Как долго должны длиться дебаты?

Ответ: Продолжительность дебатов зависит от того, на каком уровне вы ведете дебаты. Обычные дебаты в средней школе, вероятно, не превышают пяти минут, в то время как дебаты в средней школе и колледже часто занимают более десяти минут. Если вы не уверены, посоветуйтесь со своим учителем или главным судьей; Важно правильно подобрать длину речи, чтобы не потерять оценки.

© 2018 KS Lane

Рекомендации по подготовке и проведению успешной дискуссии

Автор: Борис Михайлович Мастеров, кандидат психологических наук, руководитель программы Института профессионального роста, эксперт Института Открытого общества.

Принятию группового решения предшествует групповая дискуссия. Она может возникать спонтанно, развиваться стихийно или быть организованной. Инициатором обсуждения может стать руководитель, который осуществляет, координирует и направляет процесс.

Дискуссия предполагает:

  • активный обмен мнениями между участниками;
  • рассмотрение проблемы с разных позиций;
  • многосторонняя коммуникация;
  • поиск нового решения, мнения, способа действий и т.д.

Как организовать и провести групповую дискуссию? Если вы решили организовать дискуссию, обратите внимание на следующие рекомендации.

На подготовительном этапе

1. Позаботьтесь о пространстве, в котором будет проходить дискуссия. Это должно быть достаточно просторное помещение, позволяющее участникам расположиться так, чтобы видеть друг друга. Наиболее подходящими для организации дискуссии формами расстановки мебели являются «буква П», «прямоугольник», «круг», «дискуссионный клуб».

В первых двух формах несколько затруднен контакт между участниками, сидящими на одной линии. Последняя форма может использоваться, если руководитель планирует организовать работу в подгруппах. Если количество участников будет больше пятнадцати, рекомендуется использовать именно этот вариант работы.

  • «Прием аквариума» предполагает образование участниками внутреннего и внешнего кругов. Если кто-то не хочет участвовать в обсуждении, не готов, плохо себя чувствует и т.д., ему предлагается занять место во внешнем круге и просто понаблюдать за процессом. Активная работа ведется во внутреннем круге — в аквариуме. Отсюда и название данного приема размещение участников.
  • Хорошо, если в помещении есть демонстрационная доска, на которой можно вывесить плакаты, графики, а также фиксировать промежуточные результаты обсуждения и выдвигаемые предложения. Для этого можно использовать большие листы бумаги и маркеры. Поручите одному из сотрудников роль регистратора.
  • Обдумайте необходимость ведения аудио- или видеозаписи дискуссии. Если вы решили воспользоваться видеокамерой или диктофоном, поставьте участников дискуссии в известность, получите их согласие. В случае категорических возражений, уточните, с чем они связаны, попытайтесь развеять опасения аудитории. Если это не удалось, не стоит настаивать на ведении видеозаписи без особой на то необходимости. Учтите также, что на первых этапах участникам необходимо будет «привыкнуть» к камере.
  • Если сотрудникам в процессе обсуждения предстоит делать записи, предложите им расположиться за столами. Но помните, что мебель может создавать ощущение барьеров между участниками дискуссии. Отсутствие же столов может вызвать обратный эффект и стать источником чувства незащищенности, открытости, дискомфорта.
  • Желательно, чтобы мебель была удобной, а общий интерьер достаточно гармоничным. Участники обсуждения должны чувствовать себя в нем комфортно и физически и психологически.
  • Планируя размещение участников, постарайтесь учесть степень их активности, структуру неформальных отношений в группе и т.д.

2. Определите временные рамки дискуссии. Время проведения должно быть максимально удобным для всех. Дискуссия не должна отвлекать сотрудников от неотложных дел и лишать их возможности отдыха. Если обсуждение ожидается длительным, запланируйте перерывы, во время которых участникам можно предложить прохладительные напитки, кофе, чай, печенье, бутерброды и т.д. Тщательно продумайте хронометраж дискуссии.

3. Определите тему дискуссии, сформулируйте цели, подготовьте вопросы или утверждения для совместного обсуждения. Тема должна быть интересной и актуальной для участников дискуссии. Если вы хотите собрать информацию, узнать мнения сотрудников, их аргументы, определите ее достаточно широко. Узкая формулировка темы требуется в том случае, если итогом дискуссии должно стать принятие решения по конкретному вопросу.

Целью дискуссии может быть:

  • выяснение мнений по поводу того или иного вопроса;
  • анализ проблемной ситуации;
  • поиск нового варианта решения;
  • оценка предложения.

4. Определите стратегию ведения дискуссии. Сложнее всего организовать свободную дискуссию, когда ведущий не имеет четкого плана работы и проявляет пассивность в управлении процессом обсуждения. Его главная задача — определить тему дискуссии и стимулировать коммуникацию.

Стратегия программированного ведения дискуссии требует тщательной проработки плана работы, подготовки перечня вопросов, жесткости и директивности ведущего в управлении процессом обсуждения.

Компромиссный вариант требует гибкости в управлении группой, совмещения директивного и пассивного стилей ведения обсуждения. Здесь важное значение приобретает умение ведущего понимать динамику групповой работы, чутко реагировать на изменения и быть готовым на время отдать право ведения дискуссии другим участникам.

На этапе проведения дискуссии

1. Сообщите членам группы тему и цель дискуссии. Постарайтесь заинтересовать всех участников. Убедитесь, что тема и цель понимается всеми одинаково.

2. Определите нормы работы в группе. Получите согласие от членов группы относительно их соблюдения. Нормами работы в группе могут стать следующие правила:

  • не перебивать и выслушивать выступающих до конца;
  • контролировать эмоции;
  • четко аргументировать свою позицию;
  • не переходить в обсуждении на личности;
  • активно участвовать в обсуждении каждого члена группы;
  • конфиденциальность;
  • доверие и открытость; и прочие.

3. Дискуссии может предшествовать выступление докладчика, демонстрация видеосюжета, описание конкретного случая, ознакомление с мнением экспертов и т.д. Это активизирует внимание участников обсуждения.

4. Поставьте перед участниками вопросы для обсуждения. Это основное средство организации содержательного этапа работы. Вопросы должны быть дискуссионными, играть роль «искры», разжигающей дискуссию и провоцирующей сотрудников высказываться.

5. Следите за строгим соблюдением принятых группой норм или регламента — иначе обсуждение может затянуться или перейти в пустую болтовню:

  • Особое внимание уделите застенчивым и пассивным участникам дискуссии. Попросите высказаться всех, например, по кругу. Настаивайте на том, что для вас важно мнение каждого.
  • Избегайте категоричных суждений, поучающего тона, снисходительных интонаций, демонстрации собственного превосходства.
  • Тактично прерывайте участников, отклоняющихся от темы. Используя вопросы, направляйте их на обсуждение проблемы.
  • Если выступление затягивается, обратите внимание человека на регламент, попросите остановиться только на ключевых идеях, подвести итог и завершить свое выступление.
  • Задавайте уточняющие, провоцирующие, наводящие и прочие вопросы.
  • Если в процессе обсуждения возникла пауза, постарайтесь терпеливо переждать некоторое время. Такие перерывы в обсуждении стимулируют активность участников и зачастую гораздо более полезны, чем постоянные призывы ведущего быть активными.
  • Следите за тем, чтобы несовпадение точек зрения не превратилось в конфликт между участниками, не перешло на личности.

6. Подведите промежуточные итоги обсуждения.

7. Проведите «завершающий раунд», в котором каждый из участников по очереди имел бы возможность кратко выразить свои впечатления от обсуждения, дать комментарии, высказать актуальные для себя замечания и предложения.

На заключительном этапе дискуссии

1. Подведите итоги дискуссии. Предложите выступить участникам, наблюдателям, экспертам.

2. Поблагодарите сотрудников за участие в дискуссии.

Только практические современные знания и навыки. Учитесь только тому, что вам интересно и нужно по абонементу, со скидкой.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЕЧЕРНЯЯ (СМЕННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №153 ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

«КАК ПРАВИЛЬНО ПРОВЕСТИ ДИСКУССИЮ»

                                                            Составитель учитель биологии

                              Семенова И.Н.

Санкт-Петербург

2011 год

СОДЕРЖАНИЕ

Несколько полезных советов для проведения дискуссии

Что нужно сделать в начале дискуссии

  1. Определите предмет дискуссии и цели, которые хотите достигнуть
  2. С самого начала определите основные правила проведения дискуссии
  3. Создайте непринужденную обстановку

Как вести дискуссию

Хороший ведущий должен

Хороший ведущий не должен

Советы хорошим ведущим

Умение активно слушать

Вопросы, стимулирующие дискуссию

Обобщение

Работа с трудными подростками

НЕСКОЛЬКО ПОЛЕЗНЫХ СОВЕТОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДИСКУССИИ

Мысль о проведении дискуссии в группе многих пугает. Они задаются вопросами: «А что я буду говорить?», «А будут ли меня слушать?» А в группе подростков дискуссия пугает еще больше, так как все знают, что подростки очень эмоциональны, что они будут обязательно шуметь, перебивать друг друга, мешать друг другу высказывать свое мнение, да и слушать они еще не умеют. Поэтому залогом успешной дискуссии будет умение направить разговор в заранее намеченное русло и одновременно создать дружескую обстановку, которая располагала бы к откровенности. Только с опытом приходит умение проводить подобные обсуждения.

Хотелось бы дать несколько полезных советов для проведения  дискуссии:

— заранее подготовьтесь к дискуссии;

— придите пораньше и подготовьте аудиторию таким образом, чтобы вам было легче проводить дискуссию;

— если вам потребуется оборудование, например, видеомагнитофон, телевизор или компьютор, проверьте, чтобы они были на месте и исправно работали;

— сразу же необходимо определить основные правила, которым вы будете следовать при проведении обсуждения

— создайте непринужденную обстановку;

— определите тему и цели дискуссии;

— будьте хорошим ведущим;

— при необходимости используйте вспомогательные средства (доску, перекидные листы), которые помогут вам следить за ходом дискуссии.

ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ В НАЧАЛЕ  ДИСКУССИИ

  1. Определите предмет дискуссии и цели, которые вы хотите достигнуть:

Если отправной точкой для вашего обсуждения является видеофильм, посмотрите его заранее. Составьте список основных тем и вопросов, которые вы хотели бы затронуть во время обсуждения. Продумайте, какие именно ситуации в видеофильме можно связать с тем или иным вопросом в вашем списке. По каждой теме составьте список вопросов, которые помогли бы участникам начать обсуждение

  1. С самого начала определите основные правила проведения дискуссии.

Вы можете либо сами предложить эти правила группе, либо попросить группу помочь их определить. Например, можно договориться, что все будут принимать участие в обсуждении, никто не должен перебивать друг друга, смеятьсянад высказанным кем-то мнением или задуманным вопросом, а также обсуждать их после окончания дискуссии. Вы как ведущий можете оставить за собой право обеспечить выполнение этих правил. Правила можно написать на доске, чтобы они были постоянно перед глазами участников. Если какие-либо правила в ходе дискуссии нарушены, вы можете обратить внимание участников на этот список и попросить их придерживаться его.

  1. Создайте непринужденную обстановку.

Если вы обсуждаете какие-то деликатные вопросы, то обязательно заверьте участников, что все вынесенное на обсуждение будет носить конфиденциальный характер. Объясните, что разговор на эту тему может оказаться трудным. Учтите, что поначалу участники могут чувствовать себя неловко.

Чтобы создать более непринужденную обстановку во время обсуждения, вы можете предложить участникам чашку чая или прохладительные напитки. Это сделает ваше обсуждение менее официальным и придаст ему дружеский характер.

Чтобы разговорить группу, вы можете начать с общей беседы на какую-либо отвлеченную тему, не связанную с предстоящей дискуссией. Например, можно спросить ребят о том, какие предметы им нравятся, что они собираются делать во время каникул. Это позволит почувствовать вам настроение группы и даст участникам возможность начать разговор.

КАК ВЕСТИ ДИСКУССИЮ

Будьте хорошим ведущим. Не нужно навязывать группе свое мнение.

Хороший ведущий должен:

— направлять дискуссию;

— обладать умением активно слушать;

— задавать вопросы, стимулирующие дискуссию;

— обобщать сказанное;

— повторять высказанные суждения;

— работать с трудными участниками.

Хороший ведущий не должен:

— запугивать участников;

— навязывать свое мнение группе или отдельному участнику;

— читать наставления;

— высказывать предпочтение какому-либо мнению или участнику.

Вот несколько советов, которые помогут вам стать хорошим ведущим:

Умение активно слушать. Выслушивайте каждого участника с вниманием и уважением. Не перебивайте. Смотрите говорящему в глаза. Используйте язык жестов (кивайте и др.). Обобщайте и уточняйте то, что сказал участник: «Мне кажется, вы сказали… ,  правильно ли я вас понял?» Пригласите других принять участие в дискуссии: «Мы услышали одну точку зрения, согласно которой… А что думают об этом другие?»

Вопросы, стимулирующие дискуссию. Такие вопросы играют крайне важную роль в поддержании дискуссии. На них нельзя ответить односложно «да» или «нет». Вопросы подобного рода приглашают участников высказать свое мнение. Они, как правило, начинаются с «Как», «Почему» или же «Что». Если вы задаете вопросы, стимулирующие дискуссию, то участники скорее всего ответят пространно и подробно, а не ограничатся короткой репликой. Например, на вопрос «Вам понравился видеофильм?», как правило, вам ответят «да» или «нет». А если вы спросите «Что вам понравилось в этом видеофильме и почему?», то вам дадут подробный ответ, на котором вы сможете построить интересную дискуссию.

Обобщение. Обобщая высказывания участников, вы можете дать им почувствовать, что их мнение имеет ценность. Обобщение также может служить отличным мостиком для перехода к следующей теме.

Повторение высказанного суждения означает, что вы перефразируете мысль, высказанную участником, и таким образом уточняете, правильно ли вы его поняли. Повторяя высказанные суждения, вы можете вовлечь участников в дискуссию и уточнить их ответы.

Работа с трудными участниками. В каждой группе обязательно оказываются трудные участники. Они либо пытаются завладеть дискуссией.  Либо отмалчиваются. Вам, возможно, придется вовлекать в дискуссию робкого участника и держать под контролем говоруна. Чтобы вовлечь робкого, задайте вопрос конкретно ему. Обратитесь к участнику по имени. Смотрите ему в глаза. Окажите ему поддержку, повторив его суждение или обобщив замечания. Поблагодарите за участие. Не расстраивайтесь, если только от части вам удалось добиться цели. Стройте дискуссию, опираясь на большинство. Вклад участников в дискуссию неизбежно будет разным. Некоторые говорят много, забивают других и мешают направлять дискуссию в нужное русло.

Вот несколько советов, которые помогут вам ограничить их выступления:

— не обращайтесь непосредственно к ним с вопросами;

— старайтесь не смотреть им в глаза;

— обращайтесь к другим участникам;

— напомните участнику об основных правилах, согласованных вначале встречи, и попросите его придерживаться их.

— если ничего не помогает, скажите участнику, что он вам мешает и попросите его дать возможность высказаться другим.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Как найти счастливчика джеймса
  • Как найти халецкого в сталкере
  • Как найти сторону равнобедренного треугольника зная медиану
  • Как найти метку на шкиве коленвала
  • Как найти стих про дружбу

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии