Логорея – это специфическое речевое расстройство, заключающееся в неконтролируемой бессвязной речевой продукции. Бессмысленная, нерегулируемая волей многоречивость сочетается с ускоренным темпом речи. Симптом характерен для сенсорной алалии, акустико-гностической афазии, шизофрении, маниакального расстройства, деменции и др. Диагностика логореи осуществляется логопедами, психиатрами в рамках основного речевого или психического расстройства. В зависимости от причины многоречивости может проводиться логопедическая коррекция или медикаментозное лечение.
Термин «логорея» (от греч. «logos» ‒ слово» и «rhoia» ‒ истечение) в переводе означает «словесный поток». Синонимы ‒ полифазия, словесный салат, словесная окрошка, речевое недержание. Иногда это понятие употребляется в значении «пустословие», «болтовня» в отношении разного рода ораторов, спикеров, рекламных агентов, за многословием которых стоит коммерческий интерес (продать услугу, продукцию, выдать максимум информации за короткий промежуток времени). В медицине логорея встречается при ряде патологических состояний, изучаемых в рамках логопедии и клинической психиатрии.
Причины логореи
Акустико-гностическая афазия
Пациент с сенсорной формой афазии говорит много, но невразумительно. Речевая продукция производит впечатление лишенного смысла потока слов, несвязанных между собой предложений. При этом речь не имеет артикуляционных трудностей, хорошо интонирована. Такая многоречивость объясняется нарушением слухового внимания и слухового контроля. Слова теряют свое константное значение. Больной не понимает смысла звучащей речи: ни своей, ни окружающих.
Сенсорная алалия
Слуховая агнозия также лежит в основе сенсорной алалии. У детей отмечается повышенная речевая активность, однако их речь бессвязна, состоит из набора междометий, частей слов, звукосочетаний. Наряду с логореей наблюдаются многочисленные эхолалии, персеверации, парафазии, контаминации. Искажается звуко-слоговая структура слова.
Значение слова неустойчиво, как и его форма. Речь бессмысленна и непонятна окружающим. Вербальная продукция дополняется мимическими и артикуляционными движениями. Критика к своей речи отсутствует.
Психоневрологические расстройства
Логорея возникает не только при речевых патологиях, но и при ряде психических расстройств. Данный феномен присутствует в клинической картине следующих состояниях:
- Шизофрения. Для этой группы больных характерно своеобразное расстройство речи – шизофазия – ведение бессмысленного монолога, часто с бредовым содержанием. В тяжелых случаях шизофазия может переходить в логорею. Речь становится несвязной, состоит из пустого набора слов и обрывков фраз, изобилует неологизмами. Отмечается синтаксическая упрощенность, нарушение грамматики, частая и необоснованная смена темы разговора.
- Биполярное аффективное расстройство. Повышенная вербальная активность – логорея ‒ отмечается у больных с маниакальным психозом. Типичные симптомы: ускоренный темп речи, громкость голоса, «скачки мыслей», сбивчивость и бессвязность изложения. Для окружающих речь пациентов становится малопонятной.
- Старческие деменции. Логорея встречается в начальной фазе сенильной деменции. Речь больных оживленная, интонированная, с выразительными жестами и мимикой. Однако из-за обеднения словарного запаса спонтанная речь становится инкогерентной, с большим количеством стереотипий, вербальных парафазий. Больной быстро теряет канву разговора, переключается с одной темы на другую.
- Лобный синдром. Повышенная речевая продукция наблюдается у пациентов с расторможенным типом синдрома. Больной не может контролировать спонтанную речь, застревает на предыдущих фрагментах высказывания. Устная речь изобилует штампами, стереотипами, эхолаличными повторами.
Логорея
Другие причины
Расторможенность речи по типу «речевого салата» может наблюдаться как преходящее явление у некоторых психически здоровых людей. Так, своеобразная логорея отмечена у лиц, длительное время находящихся в изоляции (проживающих вдали от других людей, заключенных, пребывающих в одиночной камере и т.п.). При появлении собеседника такие люди начинают говорить быстро, сбивчиво, переключаясь с одной мысли на другую, теряю логику повествования.
Бессмыслица в речи встречается у людей, находящихся в состоянии алкогольного опьянения. Пьяный человек может долго говорить «ни о чем», часто повторяясь, противореча самому себе, неадекватно реагируя на слова окружающих.
Диагностика
Логорея выявляется в рамках диагностики основного неврологического или психиатрического синдрома. С учетом заболевания пациент может нуждаться в консультации невролога, психиатра, логопеда, нейропсихолога. Назначаемые методы диагностики:
- Клинико-анамнестическое обследование. Осуществляется врачами-специалистами в рамках первичного приема. Выясняются жалобы и причины, вызвавшие заболевание, проводится анализ симптомов. Оценивается психический статус пациента. На основе полученных данных выделяется ведущий синдром.
- Инструментальная диагностика. Необходима при органических поражениях головного мозга, а также с целью дифференциальной диагностики неврологических и психических расстройств. Назначается МРТ головного мозга, ЭЭГ, эхоэнцефалография.
- Логопедическое обследование. Требуется пациентам с логореей, обусловленной алалией, афазией. Оценивается речевой статус: импрессивная и экспрессивная речь, фонематические процессы, состояние письменной речи, счета. При афазии важным представляется исследование автоматизированной и дезавтоматизированной речи, понимания лексико-грамматических конструкций.
- Нейропсихологическое тестирование. Проводится исследование различных видов гнозиса (слухового, зрительного, сомато-сенсорного), праксиса (орального, пальцевого, конструктивного, символического). С помощью наблюдения, специальных проб, шкал и опросников изучаются особенности поведения, мышления, внимания, когнитивных функций пациента.
Лечение
Специального лечения логореи не существует. Речевые и другие патологические симптомы уменьшаются либо исчезают при терапии причинного заболевания. В одних случаях необходима фармакотерапия, в других ‒ логопедическая и нейропсихологическая коррекция.
Коррекция сенсорной алалии
Целью логопедического воздействия при логорее является развитие слухового восприятия и понимания обращенной речи. При этом важно задействовать все сохранные анализаторы. При сенсорной алалии реализуются следующие направления коррекционного воздействия:
- различение неречевых звуков: шум воды, шорох бумаги, звон металла, звучание игрушек и музыкальных инструментов;
- различение и дифференциация звуков речи;
- формирование связи звукового образа слова с конкретным предметом или явлением;
- развитие понимания словесных инструкций;
- развитие слухового контроля за собственной речью;
- обучение грамоте.
Показаны занятия с нейропсихологом. В работе специалисты используют методы сенсорной интеграции: пескотерапию, ароматерапию, лепку из пластилина и глины, тактильные игрушки, занятия в сенсорной комнате и пр. Полезны фитбол-гимнастика, вибрационный массаж.
Коррекция акустико-гностической афазии
Речевая реабилитация пациентов с сенсорной афазией осуществляется на фоне фармакотерапии (ноотропы, нейрометаболиты). С больными занимаются клинические психологи, инструкторы ЛФК. Логотерапия направлена на:
- затормаживание непродуктивной речи ‒ логореи;
- активизацию слухового внимания и контроля;
- восстановление смыслового значения слова;
- дифференцированное восприятие звуков речи с опорой на артикуляцию, графические символы.
По мере улучшения понимания обращенной и собственной речи у пациентов уменьшается бесконтрольная речевая активность, преодолевается логорея.
Коррекция акустико-гностической афазии
Лечение психических расстройств
Целью терапии является стабилизация или замедление прогрессирования патологического процесса. Основным методом выступает пожизненная медикаментозная терапия. При различных формах деменции назначаются ингибиторы ацетилхолинэстеразы и NMDA-антагонисты, при БАР — нормотимические средства, СИОЗС.
Основу лечения шизофрении составляют антипсихотические препараты. В период ремиссии подключают социореабилитационные мероприятия: когнитивные тренинги, тренинги социальных навыков, консультирование членов семьи и т. д.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА АБЗАЦЫ!
Бывает ли, что адресату вашего письма трудно докопаться до смысла написанного, поэтому он отвечает не на тот вопрос, который вы, вроде бы, задавали? А может быть, на невнятность сообщений жалуется руководитель, получающий ваши отчеты, или друзья, с которыми вы общаетесь в соцсетях?
Беде можно помочь, если во время редактирования текста обращать прицельное внимание на отдельные абзацы. Именно на уровне этой единицы текста чаще всего обнаруживаются проблемы со связностью (а значит, и понятностью) речи.
Предлагаем воспользоваться передовым англо-американским опытом: не стремиться к одной идеальной форме абзаца, но избегать «распадения» уже написанных. Речь о том, чтобы исправить особую стилистическую погрешность, называемую в англоязычной традиции «paragraph sprawl» — «распадение», «расползание», «разваливание» или «разрастание» абзаца.
Проблема эта не связана с объемом текста. «Sprawl» можно обнаружить в абзаце любой длины, если его автор делает одну из трех вещей:
— включает в повествование детали, не относящиеся к теме абзаца;
— постоянно меняет фокус внимания, рассматривает тему сразу в нескольких ракурсах;
— не развивает высказанную мысль, повторяя одно и то же несколькими способами.
Иногда абзацы распадаются несмотря на то, что внимание автора сфокусировано четко. Это может случиться, если автор, рассмотрев ситуацию во всех деталях, не показал читателю удобный путь ее исследования, то есть не упорядочил предложения: от частностей перешел к обобщениям, затем снова к частностям.
Превращать абзац в набор фраз может и пренебрежение лексическими и грамматическими средствами улучшения согласованности. Если текст кажется бессвязным, нужно убедиться, что каждое предложение, кроме первого, явным образом отсылает к предыдущим.
Чек-лист, который мы перевели для вас, опубликован на сайте Государственного колледжа Байнбриджа (штат Джорджия, США). Рекомендации адресованы студентам, пишущим учебные работы, но применить их можно к редактированию текстов любого жанра. Кроме, разве что, некоторых художественных, где рваная речь сознательно выбрана как средство выразительности.
Чек-лист несложно превратить в алгоритм самопроверки: мысленно подставьте перед каждой рекомендацией пожелание «проверьте». Проверьте, ясно ли выражена тема в тематическом предложении, вычеркнуты ли любые детали, не поддерживающие это тематическое предложение, упорядочен ли текст, и если да, то как именно.
Отдельные термины в тексте (например, «тематическое предложение») могут показаться непонятными: их объяснение вы найдете в конце публикации.
Чек-лист против распадения абзаца
- Ясно выражайте тему каждого абзаца в тематическом предложении.
- Используйте достаточно конкретных деталей и примеров, чтобы развить тему.
- Исключайте любые идеи, которые не поддерживают тематическое предложение.
- Улучшайте согласованность с помощью опорных слов и идей, параллельных синтаксических конструкций и фраз-посредников.
- Упорядочивайте идеи подходящим способом.
Методы упорядочения
Пространственный (последовательное движение от одной части в пространстве к другой, например сверху вниз, из стороны в сторону).
Пример: Исследование южных штатов от внутренних гор до прибрежных вод.
Хронологический (начиная с первого по времени события и двигаясь в будущее шаг за шагом.
Пример. Рассказ о ваших учителях начиная с первого класса.
Усиливающий (с усилением важности, с усилением сложности).
Пример. Описание ценных приобретений, от детской игрушки до взрослых осознаний.
Способы повышения согласованности
Свяжите предложения опорными словами и идеями. Чтобы избежать лексических повторов, используйте синонимы и местоимения. При этом проверяйте, согласуется ли грамматически местоимение с замещаемым словом.
Покупатели компьютеров должны задумываться о ценах. Если люди могут потратить только $2000, они не будут обращать внимание на устройства премиальной линейки. С другой стороны, внимательные покупатели могут купить хорошее оборудование и за такую сумму, если сравнят предложения разных магазинов.
Используйте параллельные синтаксические конструкции.
Этот компьютер меня убивает. Всякий раз, когда я смотрю на него, у меня болят глаза. Всякий раз, когда я печатаю, у меня отваливаются руки.
Если мы не будем награждать хороших преподавателей, искусство обучения будет утрачено. Если мы позволим себе утратить искусство обучения, наши дети тоже многие потеряют.
Используйте выражения-посредники.
Благодаря хорошим переходам, одно предложение опирается на другое. Ведь текст – это единая постройка, где каждая следующая часть держится на предыдущей. Если предложения в абзаце не связаны между собой, значит перед нами просто набор фраз. Понятно, что их трудно прочесть.
Выражения – посредники |
|||
Дополнение | Усиление идеи | Противопоставление | Подытоживание |
Также | Действительно | Несмотря на то, что | В заключение |
Во-первых, во-вторых, в-третьих | В особенности | Однако | В завершение |
Вдобавок | Фактически | Хотя | Пожалуй |
Кроме того | Важнее всего, что | Тем не менее | Как следствие |
К тому же | Безусловно | С другой стороны | Следовательно |
Далее | Конечно | В противоположность этому | Таким образом |
Более того | Главным образом | Напротив | И потому |
Сверх того | Разумеется | Все же | Поэтому |
Например | В частности | Но | Так |
©Государственный колледж Байнбриджа (штат Джорджия, США)
Скачать чек-лист в pdf
Несколько замечаний к чек-листу
Некоторые термины, встречающиеся в чек-листе, в «кириллическом секторе» подробно рассматриваются лишь продвинутыми курсами риторики и редактирования. Но вы не обязаны становиться профессиональными редакторами, чтобы писать внятно. Поэтому поясним, о чем именно шла речь.
Что такое тематическое предложение, от которого зависит так много?
Это фраза, задающая тему абзаца. Остальные предложения тему развивают. Тематическое предложение — не обязательно первое в абзаце, хотя чем ближе оно к началу, тем легче понять, что хотел сказать автор. Так или иначе, в большинстве абзацев есть фраза, чуть дополнив которую, можно весь абзац кратко пересказать. Ее и считайте тематической.
От темы, заданной тематическим предложением, не нужно отклоняться. При написании черновика это получается не всегда. Поэтому лишние детали вычеркивают на этапе правки.
Все ли средства упорядочения мыслей в высказывании назвали авторы чек-листа?
Нет – только несколько, лежащих на поверхности и относящихся к текстам описательного и пояснительного характера. В учебниках по редактированию вы найдете гораздо больше вариантов. Например, Аркадий Мильчин в пособии «Методика редактирования текста» напоминает, что последовательно можно описывать не только пространственные, но и функциональные части объекта, а в текстах-рассуждениях выделяет четыре вида структурных связей с шестью подвидами внутри одного из них. В англоязычной традиции среди прочих приемов упорядочения текста часто вспоминают «понижение» (downshifting), под которым понимают постепенное, фраза за фразой, снижение уровня обобщения, и «метод обязательств и ответов» (commitment and response), особенно хорошо наблюдаемый в абзацах, начинающихся с вопросительных предложений.
Главное, что нужно вынести из этой части чек-листа, — текст во внятном абзаце всегда будет упорядоченным. Если автор никак не может описать логику, по которой предложения идут одно вслед за другим, — возможно, он сочинил не абзац, а список (который как список и нужно оформить).
Исчерпывающий ли перечень средств улучшения согласованности дан в чек-листе, все ли они отражены в примерах?
Тоже нет. Скажем, из лексических средств согласования не названы видовые понятия по отношению к родовым (как суп и жаркое по отношению к еде) и слова, называющие части целого (двигатель и кабина по отношению к автомобилю). Из параллельных синтаксических конструкций в чек-листе показана только анафора – но в повествовательных текстах бывает достаточно и использования одних и тех же форм глагола. При самопроверке важно выяснить, есть ли в каждой фразе хоть какие-то отсылки к предыдущим.
Чем «выражения-посредники» отличаются от вводных слов, которых нужно избегать?
Выражения-посредники – это не только вводные слова, но и союзы, и другие служебные части речи, используемые для прояснения связей между предложениями: их пока никто не запретил. Но вводные слова среди рекомендуемых «посредников» (они же «слова перехода», или по-английски «transitional expressions») действительно есть. И многие популярные ресурсы для копирайтеров действительно советуют от вводных слов отказываться. Исключают ли эти рекомендации друг друга?
Обе идеи могут мирно сосуществовать. «Посредники» часто используются в научных текстах и реже — в информационных и рекламных. Они бывают незаменимы в книге – а в интернете, при хорошей веб-графике и разметке страницы сайта, от «во-первых» и «например» можно и отказаться. Но если другие средства связи фраз не работают, то лучше сказать «например», чем оставить читателя наедине с нерасчленимым конгломератом смыслов.
Как использовать чек-лист?
Если хотите, чтобы ваши тексты стали более связными и понятными, перечитывайте их перед публикаций, сверяясь с чек-листом. А потом исправляйте все, что не прошло проверку. Будем рады узнать о результатах этой практики, увидеть вопросы в комментариях – и продолжить тему.
© Перевод и комментарии Марины Куновской,
Hypertext.by
P.S. Если текстовые компетенции вам нужно восстанавливать с самого начала — приходите на бесплатный вебинар «Реанимация грамотности» 7 февраля.
Каждый ребенок в своем развитии проходит определенные этапы и, наконец, наступает момент, когда он начинает говорить.
В последующем речь развивается — становится более четкой, грамматически правильно оформленной, развернутой, передающей смысловую нагрузку и состоящей из логически связанных предложений, таким образом, речь ребенка постепенно формируется и становится связной.
Связная речь делится на два типа – монологическая и диалогическая. При диалогической речи нужно уметь грамотно задавать вопросы и отвечать на них так, чтобы собеседник понял основную мысль, захотел максимально развернуто ответить на вопросы, а также получил всю необходимую информацию от вас. Монологическая речь состоит из связного, логически выстроенного и эмоционально окрашенного рассказа.
Несвязная речь
Но, порой случается так, что на каком-то этапе развития родители замечают, что речь ребенка «смазана», нарушена фонетика, нарушен темп речи и/или ребенок переставляет слоги местами, не может донести основную мысль своего высказывания. Разговаривая с вами, ребенок постоянно отвлекается на «пролетающую мимо ворону», теряет основную мысль своего рассказа (или диалога) и ему трудно сосредоточиться и вспомнить, о чем же все-таки идет речь. Высказывание может состоять из предложений, не выстроенных логически, а также содержать грамматические ошибки в построении фразы (на дороге много машинЫ).
Если ничего не делать с подобными проявлениями, то в дальнейшем это приведет к ошибкам не только в устной речи ребенка, но и в письменной. Ребенок столкнется с трудностями в школьном обучении (тяжело написать изложение или сочинение, ошибки в правилах русского языка, трудности в прочтении и понимании смысла задачи в математике и других предметах, а как следствие, упущенные знания и плохая успеваемость).
Неумение построить свое высказывание, грамотно оформить свою мысль также может привести и к сложностям психоэмоционального характера: неуверенность в себе, возникновение различных комплексов, трудности в установлении контакта и общении со сверстниками и взрослыми.
Что делать?
Очень важно своевременно обратиться к специалисту — логопеду – дефектологу, который проведет логопедическое обследование, выяснит причины и степень нарушения речевого развития, даст развернутую консультацию с рекомендациями и проведет курс индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с ребенком.
Все эти меры помогут ребенку избежать дальнейших трудностей в развитии, получении новых знаний и общении. Ваш ребенок будет успешно и с удовольствием учиться, а вокруг него будет много интересных друзей.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
Одной из высших мозговых функций является речь. Эта способность отличает человека от животных и считается главным инструментом общения. Но не все знают, что для произнесения одной простой фразы необходимо сразу задействовать несколько центров мозга и голосовой аппарат. Если нарушается эта интегративная деятельность, страдает качество речи. Конечно, ключевую роль играет образование конкретного человека и его кругозор. Но данный фактор отступает на задний план при серьезных проблемах речи, вызванных неврологическим заболеванием.
Разобраться в причинах появившегося расстройства помогут специалисты нашей клиники «Эдкар-Мед». Но надеяться на положительный результат можно лишь в случае своевременного обращения. Поэтому при первых проблемах речи необходимо срочно проконсультироваться с врачом.
Причины
Врожденные нарушения речевого развития обычно выявляются в раннем детстве и успешно корректируются. Но появиться расстройства такого характера могут и у взрослых людей. Иногда патологический процесс развивается медленно, но чаще на фоне кризисных состояний человек полностью теряет способность разговаривать. Проявляются речевые расстройства в разной форме: у одних больных речь представляет собой бессмысленный поток слов, другие логично выстраивают каждое предложение, но говорят при этом очень медленно.
Среди основных причин проблем с речью стоит выделить:
- Черепно-мозговые травмы.
- Рассеянный склероз.
- Новообразования головного мозга.
- Парезы лицевых мышц.
- Болезнь Паркинсона.
- Миастения.
- Последствия ОНМК (ишемия, инсульты).
- Хронический алкоголизм.
Хотя нередко временное расстройство речи вызывают недавно установленные зубные протезы, этот фактор не относят к патологическим состояниям. Достаточно правильно откорректировать конструкцию, и после короткого периода адаптации дисфункции речевого аппарата исчезнут. Существует ряд патологий, которые нарушают правильную артикуляцию произношения звуков. Например, подобная картина наблюдается при синдроме Фуа-Шаван-Мари. Это редкое заболевание протекает с поражением бассейна средней артерии мозга. При болезни Альцгеймера тоже помимо проблем с памятью обычно отмечаются речевые расстройства.
Виды нарушений
Существует много разновидностей речевых нарушений. Поэтому все патологические отклонения разделены на группы по основным признакам:
- гнусавость;
- косноязычие;
- ускорение или замедление темпа;
- дизартрия;
- афазия;
- мутизм — то есть полное молчание при сохранении возможности говорить;
- олигофазия — скудость словарного запаса;
- дисфония либо афония — это уже проблемы голосовых связок.
Разобраться в сложной классификации и точно определить вид речевого нарушения способен только обладающий богатым опытом врач-невролог в Калининграде. Именно с этой целью при появлении подобных проблем всегда проводится доскональная диагностика.
Рассмотрим подробнее часто встречающиеся речевые нарушения:
Измененный темп
Нормой считается произнесение 10-15 слов за минуту. Но под воздействием стресса или психических расстройств речь человека замедляется, либо ускоряется. Такое расстройство характерно и для болезни Паркинсона с параличом. Замедленная речь в сочетании с ограниченным словарным запасом характерна для слабоумия, развившегося на фоне различных неврологических заболеваний.
Гнусавость
Такой яркий дефект произношения чаще всего является следствием патологий речевого аппарата или заложенности носа.
Логоневроз
Такой вид нарушения речи может появиться у взрослого в результате сильного психоэмоционального шока. Но послужить этому могут и врожденные аномалии речевого аппарата. Но в любом случае в основе заикания — невротическое расстройство. В моменты волнения дефект только усиливается. Усугубить ситуацию может бестактное поведение окружающих, когда заикающегося человека осмеивают. Именно такое отношение способствует развитию у пациентов с таким недостатком различных комплексов.
Проявляется логоневроз неоправданными паузами, запинанием, повторами одних и тех же слогов и звуков. При попытке проскочить неудобное место дефект еще больше усиливается. Часто заикание сопровождают мышечные спазмы и проблемы с дыханием. Сегодня заикание успешно лечиться, если правильно подобрана схема коррекции.
Афазия
Этим термином обозначается нарушение структуры речи. Существует несколько разновидностей афазии:
- Моторный тип нарушения является признаком поражения зоны Брока. Пациент понимает обращенную к нему речь, но не может ответить. Изредка прорываются отдельные слова. Такой тип нарушения практически всегда сопровождается двигательными расстройствами.
- Сенсорная афазия — следствие поражения височной извилины. Больной человек не понимает, о чем ему говорят, но способен скороговоркой произносить ничего не значащий набор слов. Почти такая же картина наблюдается при написании текста.
- Акустико-мнестическая форма афазии — характерный признак болезни Альцгеймера. Пациент ограничивается минимальны набором слов, а его речь похожа на разговор ребенка.
- Тотальная афазия. Это самый сложный вид расстройства, который возникает на фоне инфаркта мозга с параличом. Речь больного бессвязная, больше напоминающая мычание. Даже после восстановления кровотока средней артерии удается только частично восстановить речевые функции.
Дизартрия
Причиной данного вида нарушения может стать бульбарный паралич с последующей дисфункцией лицевых мышц. Изменяются практически все параметры речи: моторика, ритмичность, интонации. Даже люди из ближнего окружения не в состоянии понять, о чем говорит больной человек. Данное расстройство обычно является следствием сильнейшей интоксикации, ОНМК или новообразования.
Мутизм
Природу полного молчания при отсутствии патологии мозга и речевого аппарата очень сложно понять. Но есть версия, что причиной отказа говорить может быть глубокая психологическая травма. Встречается мутизм и у людей с различными поражениями мозга. Например, после длительной комы может развиться такое речевое нарушение.
Дисфония
При этом типе расстройства исчезает звучность. Виновником проблемы чаще является перенапряжение голосовых связок, что считается профессиональной проблемой певцов и дикторов.
Несложно догадаться, что понять природу происхождения речевого нарушения без специальных знаний и опыта невозможно.
Диагностика и лечение
В Калининграде врачи нашей клиники при диагностике используют передовые инструментальны методы. При проблемах с речью у взрослых пациентов проводится комплексное обследование, по итогам которого невролог может сделать вывод о причинах. Лечение всегда назначается индивидуально с учетом тяжести заболевания и особенностей расстройства речи.
Поскольку при проблемах такого характера огромное значение имеет временной фактор, благоприятный прогноз возможен только при раннем обращении к специалисту.
Как исправить дефекты речи
19-01-2021
отработка упражнений красивого произношения
Содержание:
- Какие бывают нарушения
- С чего начать работу над речевым аппаратом
- Постановка звука
- Как сделать речь разборчивее
Качественная дикция зависит от работы органов артикуляционного аппарата. Если слова произносятся не четко, речь звучит не понятно, то специалисты говорят о дефектах речи. Их можно устранить корректировкой положения органов артикуляции, работой над произношением и исключением индивидуального привычного выговора, который не соответствует норме.
Красивая, хорошо поставленная речь важна не только для актера или ведущего. Любой предприниматель, руководитель, человек, желающий добиться успеха, заинтересован в том, чтобы его речь была убедительной. Мы говорим не просто о способности произносить слова или подбирать подходящую аргументацию и интересный материал. Да, содержание речи важно, тут не поспоришь. Но эффект от качественного текста может быть смазан плохой дикцией и неправильным произношением. Рассмотрим, какие упражнения помогут добиться красивого произношения.
Какие бывают нарушения
Шепелявость, картавость, «проглатывание» окончаний. Иногда они становятся изюминкой, особой манерой, по которой узнают известную личность. Красавица Рившана Куркова говорит, не разжимая зубов, что дополняет ее уникальность и придает шарм. Станислав Садальский, известный актер, сыграл яркие роли, которые запомнились зрителю, в том числе, благодаря его выраженной шепелявости.
Но чаще дефекты речи создают препятствия между мыслью говорящего и тем, до кого он ее хочет донести. Слушатели все время спотыкаются об эти нарушения, теряют суть.
Даже если серьезными дефектами речь не страдает, проблемы с проговариванием морфем или звукосочетаний присутствуют почти у каждого человека. Для правильной дикции потребуется тренировка мышц речевого аппарата. Занятия по 10–15 минут ежедневно способны устранить многие недостатки (неорганического характера), улучшить произношение.
С чего начать работу над речевым аппаратом
Некоторые отклонения от нормы в обычной жизни мало заметны. Лишь когда человеку приходится произносить длинные монологи, окружающие и он сам замечают проблемы. Дадим советы, как самостоятельно определить дефекты и поделимся несколькими упражнениями для улучшения дикции.
Определяем проблему
Выявление и осознание проблемы будет первым шагом.
- Для того чтобы определить «болевые точки», можно сделать самое простое – записать на диктофон несколько минут непрерывного монолога. Попробуйте вслух прочитать отрывок из книги или стихотворение. Лучше взять классические произведения. Например, для проверки умения сохранять звучание согласных, почитайте Владимира Маяковского:
В смокинг вштопорен,
Побрит что надо,
По гранд по опере
Гуляю грандом.
Смотрю в антракте –
Красавка на красавице,
Размяк характер –
Все мне нравится.
Анализ записи своей речи поможет определить, где вы останавливаетесь и нарушаете правило выговора.
- Правильная дикция зависит и от подвижности языка, губ и мышц лица. Проведите экспресс-тест для оценки подвижности частей вашего артикуляционного аппарата.
- Попробуйте по очереди произносить гласные и согласные перед зеркалом. Губы должны занимать разное положение при произношении разных звуков. Если их подвижность мало развита, то позиция будет практически одинаковой, когда вы говорите «а» или «э».
- Проверить, насколько хорошо развиты мышцы языка можно при помощи нехитрого упражнения: высуньте язык, попытайтесь свернуть его трубочкой. Если не получается, то мышцы нужно укреплять.
- Подвижность нижней челюсти проверяется так: если между верхними и нижними передними зубами легко помещаются четыре пальца, то челюсть достаточно подвижна.
Есть еще много других упражнений, которые помогут выявить дефекты речи. О них мы рассказываем в других наших материалах. Также провести тестирование можно вместе со специалистом.
Тренируем дыхание
Нарушения дикции часто возникают из-за нехватки дыхания. Поэтому дыхательная гимнастика – важная часть работы над красивой речью. Для тренировки диафрагмы можно просто надувать воздушные шарики или выполнять специальные практики, например, гимнастику по Стрельниковой, основанную на самопроизвольном выдохе.
- Встаньте прямо. Сделайте быстрый резкий вдох, напрягая диафрагму (надувая живот). Чтобы проконтролировать движение диафрагмы, положите ладони рук на ребра, пальцами касаясь подвздошной области. Вы почувствуете, как поднимается живот. Также при вдохе должно происходить схлопывание ноздрей.
- Выдох должен происходить самопроизвольно, когда диафрагма расслабляется (живот втягивается), поэтому все усилия направлены на энергичный вдох.
- Сделайте таких вдохов и выдохов 16 раз.
- После отработки техники, попробуйте варианты ее исполнения. Можно делать вдох в момент поворота головы влево, выдох – по центру, следующий вдох – с поворотом головы вправо. Или делать вдох в момент наклона головы к левому плечу, выдох – с возвращением в исходное положение, второй вдох – при наклоне головы к правому плечу. Важно не совершать неконтролируемых поворотов, чтобы не повредить шейный отдел позвоночника.
Разминаем мышцы
Некоторые простые упражнения для мышц, задействованных в проговаривании звуков, могут быть очень эффективны.
Ежедневно проводите разминку для мышц речевого аппарата. Кстати, она поможет подготовиться и перед публичным выступлением.
Начинать нужно с языка:
- выполните 20 вращений языком (с закрытым ртом) сначала по часовой стрелке, потом против;
- теперь то же самое только с открытым ртом, язык высунут как можно дальше;
- подвигайте языком по вертикали/горизонтали, дотрагиваясь до правой и левой щеки, до верхнего и нижнего неба.
Теперь очередь за упражнениями для губ и щек:
- в течение 7–10 минут попеременно вытягивайте губы в трубочку, а затем растягивайте в улыбке (каждое положение фиксируется на несколько секунд);
- надуйте щеки и перекатывайте воздух от одной щеки к другой (длительность выполнения – около пяти минут);
- губы вытяните в трубочку и в таком положении вращайте ими.
отработка техники дыхания
Постановка звука
На подготовительном этапе вы выяснили (сами или с помощью специалиста), произношение каких гласных и согласных у вас далеко от идеала, научились правильно дышать. Пора переходить к конкретике – правильному произношению отдельных звуков. Если дефект серьезный, то необходима консультация логопеда.
Тренируемся произносить «л»
Если «лампа» – какая-то «ампа».
Чтобы говорить «л» четко, нужно чтобы язык занимал правильное положение. Поможет упражнение «Ветерок»:
- поднесите ко рту полоску бумаги;
- закусите кончик языка между зубами, он должен принять форму, напоминающую гамак;
- выдыхая, пускайте воздух по двум сторонам языка, края бумажной полоски должны шевелиться от выдыхаемого воздушного потока.
Найти правильное положение при выговаривании «л» поможет упражнение «Индюшка»:
- приоткройте рот и приложите загнутый язык к верхней губе;
- быстро выдыхайте воздух, одновременно перемещая язык вниз-вверх по губе.
Теперь произнесите звук «л-л-л-л-л» на длинном выдохе. Должно получиться нечто похожее на звук парохода.
После этого тренируйтесь в произношении «л», присоединяя к нему поочередно все гласные.
Избавляемся от картавости
Если «адуга» вместо «радуга» или вы говорите будто на французском.
Проработать более четкое произношение «р» можно при помощи упражнения «Барабанщик». Нужно широко открыть рот и произносить «д», как бы постукивая кончиком языка по верхнему небу (за передними резцами).
Правильное выговаривание «р» предполагает вибрацию кончика языка. «Научить» язык вибрировать можно при помощи таких манипуляций:
- произносить «д» и «т» с усилием, широко открыв рот;
- высунуть язык и на выдохе прижать его к губам так, чтобы выдыхаемый воздух создавал вибрацию;
- пощелкать языком.
Теперь переходите к проговариванию звука «р» в сочетании с согласными и гласными: «тррр», «дрррр», «трррра-тррре-трррру» и т. д.
Чтобы закрепить результат, потренируйтесь в произношении скороговорок с большим количеством «р» и «л».
Примеры:
Прибыл Клим из Клина в Крым.
Один рой комаров – за горой, а второй рой – под горой.
Галка села на забор, грач завел с ней разговор.
Ампула лампы апломбом наполненная на пол упала и лопнула полая.
Главное правило при произнесении фраз – четкие красивые звуки с правильным положением голосового аппарата.
Работаем над красивым звучанием шипящих
Если «ш» подсвистывает.
Правильной постановке шипящих (ж, ш, щ, ч) поможет обыкновенный карандаш. Его нужно зажать между зубов под языком, а затем пошипеть или пожужжать. Карандаш нужен, чтобы язык не поднимался к небу – это будет неправильное положение, при котором появляется характерный присвист.
А теперь потренируйтесь без карандаша: произносите шипящие, стараясь сохранить вертикальное положение губ, не растягивая рот по горизонтали.
Чтобы закрепить результат, проговаривайте чистоговорки, где много «ш» и «щ», «ч» и «ж».
Примеры:
Высшие эшелоны шествовали.
Два щенка щека к щеке щиплют щеку в уголке.
Испекла Иришка куклам по коврижке, нравятся коврижки Гришке и Маришке.
Шушера шушере шуршала, что шурша шушере шуршать мешала.
Произносить скороговорки нужно медленно, стараясь выговаривать шипящие.
Учимся выговаривать свистящие
Если «с» и «з» шумят или свистят.
Дополнительные шумы при произнесении свистящих (с, з, ц) появляются, когда язык занимает положение не за нижними зубами, как положено, а поднимается выше. Исправит ситуацию упражнение с зубочисткой:
- зубочистку надо зажать передними зубами так, чтобы она удерживала язык по центру;
- губы растянуть в легкой улыбке;
- на вдохе развести руки в стороны;
- на выдохе постепенно сводить руки вместе, одновременно произнося свистящий согласный;
- присоединить гласный, когда ладони соприкоснуться.
Чтобы закрепить результат, попробуйте произносить скороговорки с большим количеством «с», «з», «ц».
Примеры:
Цыплята бегут к колодцу: у колодца водица льется. Белая цапля в корытце не может водицы напиться.
На носу овцы целый слой пыльцы.
Цыплята и курица пьют чай на улице.
Баркас приехал в порт Мадрас. Матрос принес на борт матрас.
У лесного болотца цапля весело смеется.
Не старайтесь произнести фразы максимально быстро, сосредоточьтесь на четкости.
Как сделать речь разборчивее
Речевые недостатки могут быть не связаны с затруднением или нарушением выговаривания некоторых звуков. Дефектом также называется неразборчивая речь, «проглатывание» окончаний, когда слово как будто бросили на середине, «проглатывание» начала слова, звуки-паразиты.
Часть из них появляется, когда говорящий слишком зажимает нижнюю челюсть, она у него малоподвижна. Исправят эту ситуацию тренировки. Вот несколько подходящих.
«Ириска» или всем нам знакомое цоканье: язык прижать к небу, слегка им прищелкнуть, смещая к гортани.
«Медуза»: губами нужно как бы причесывать зубы, интенсивно водить ими; можно выполнять отдельно на верхнюю губу и верхние зубы, отдельно на нижнюю.
«Открытая пасть»: широко открыть рот, досчитать до трех, после растянуть губы в оскале.
Такие практики – это минимум, который устранит небольшие отклонения от правильного, точного произношения. Но нужна ежедневная, регулярная, кропотливая работа. Представьте, вы произносили какой-то гласный или согласный неверно всю жизнь. Нужно время и упорство, чтобы все (в нашем случае голосовой аппарат) встало на свои места.
Некоторую работу по устранению речевых недостатков можно провести самостоятельно. Но определить разновидность, характер дефектов, выявить их причину и подобрать способы устранения может только специалист. Приходите на занятия в школу ораторского искусства «КОРОЛЬ ГОВОРИТ!». Команда профессиональных педагогов школы поможет исправить искажения и сделать речь красивой.
Приходите на курс ораторского мастерства школы КОРОЛЬ ГОВОРИТ! Вы избавитесь от страха публичных выступлений, поставите голос, почувствуете уверенность в себе и будете поражены, сравнивая видео своего первого и финального выступлений!
Рекомендованные статьи
Оставить заявку
Поделиться:
Теги:
- Дикция
Комментарии
не занимаюсь 2013* годом и 2016* годом, ОПРФ, ОНФ, ЗАКОНАМИ ОБ ИНВАЛИДАХ, ОТСУТСТВИЕМ ВЛАСТИ*, НО ВЛАСТИ УДЕЛЬНЫХ КНЯЗЬКОВ, ВЫБОРАМИ* КАК ОТСУТСТВИЕМ ВЫБОРА, алмазами, кочевниками, степняками, медью, драг камнями, полудраг камнями, нянями, усатыми нянями, бородой, укращением строптивых, да вы не отчаивайтесь ходите чаще, русскими печами, грудным молоком, плесенью, грибком, грибами, колёсами, мангалами, шашлыками, гмо, пальмавым маслом, икрой, галошами, валенками, пиявками, кизяком, мазолями, сектами, криптовалютой, курганами, рябиной, арабами в израиле, веселящим газом, игровыми автоматами, аптеками*, ппс, союзмультфилмом, табуретками, чемоданами, царь пушками колоколами, брусчаткой, стерилизацией бездомных животных, фотокружками, правительством в целом*, минтрансом*, патриаршими прудами, самалётами, метро, электротранспортом, маршрутками, автобусами, мотоциклами, велосипедами, роликовыми коньками, лодками, лыжами, коньками, перестройкой*, андроповкой*, диссидентами, пацифистами, импотентами, гостиницами, теплицами, реками, салом, зеркалами, шампанским, лимонами, мороженным, сельпо, автолавками, стеклотарой, шинами, биноклями, трофеями, пенсионными фондами, авиакатастрофами, модой модельерами, вундеркиндами, ветхим и аварийным жильём, счётной палатой, улитками, кашей, статус кво, хаосом, экономией для энергозависимых стран, семеноводством, пещерами, пиками гор, табакеркой, анклавами и независимостью от испании до великобритании, террактами, логопедами муму. начальник сигаретки не будет, я не курю ты же знаешь, не знаешь лошади курят. Я ЗНАЮ ЕСТЬ РОДИНА И ЕСТЬ УРОДИНА ТАКОЕ БЫВАЕТ. это по поводу совета примирения, гоу фак ю. ну вот и всё медведю надо готовиться к спячке сибирская зима уже близко.
ПОСЛЕ БОИНГА И МОЙ НОУТБУК СГОРЕЛ, НОЯБРЬ 2013 ГОД, ТЕПЕРЬ ВЫ ПОНИМАЕТЕ, ЧТО ЗДЕСЬ КЛУБОК ОТ ТОВАРИЩЕЙ СИМИТОВ, КОТОРЫЕ ЗАХВАТИЛИ ВСЕ КЛЮЧЕВЫЕ ПОСТЫ ПРИ ЕЛЬЦИНЕ ВАССАЛЕ США ДО КОРРУПЦИИ. И СЛЕДУЮЩИЙ НОУТБУК ПОЯВИЛСЯ ТОЛЬКО В СЕНТЯБРЕ 2014 ГОДА. КЛЮЧЕВОЙ ЦЕЛЫЙ ГОД НА КОГО СПИСЫВАТЬ НА ИНОПЛАНЕТЯН. А так же ни когда не занимался видео связью и не собираюсь этого делать. Я поклонник старой классической школы и телефонов Nokia без интернета как телефон, а не как корманный шпион. А так же и телевизор всегда без интернета. И не интересуюсь социальными сетями. За их отсутствием вы собрали на себя целое досье как доказательную базу. А КТО ВАМ СКАЗАЛ, ЧТО Я БОЛЕН? Я ИМ ТАК ЖЕ ПРЕДЛОГАЛ ПРИЗНАТЬ СЕБЯ НЕДЕЕСПОСОБНЫМИ, НО ОНИ ВСЕ УМЕРЛИ КТО В АМЕРИКЕ КТО В ГЕРМАНИИ ИЛИ ЛЕЖАТ В ДУРКЕ. И ВОТ УЖЕ С 2012 ГОДА КРЕМЛЁВСКИЕ ЭЛИТНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЫ НЕ МОГУТ МЕНЯ СДЕЛАТЬ ТАКОВЫМ ДЛЯ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ СВОИХ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ СЛОВ, ГЛОБАЛЬНЫЙ СГОВОР ЭЛИТ ПРОТИВ ПРОСТОГО ЧЕЛОВЕКА. ПОЗОР! А ПОЧЕМУ ВЫ ГОВОРИТЕ ЧТО МОЯ МЕЧТА СБЫЛАСЬ? ВОТ КОГДА МЕНЯ ПРИГЛАСЯТ В ЕВРОСОЮЗ И УДОСТОЯТ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ ЗА ПРОЗУ, ВОТ ТОГДА ОНА СБУДЕТСЯ С ДЕТСВА МЕЧТАЛ, А МЕЧТАТЬ НЕ ЗАПРЕЩАЕТСЯ ПРАВИЛЬНО.
И НЕ НАДО ПРИМЕРЯТЬ НА МЕНЯ ВАШ САРАФАНЧИК, ВАШИХ БОЛЕЗНЕЙ, ЖЕЛАНИЙ, ЗАВИСИМОСТЕЙ, ДЕТСКИХ ТРАГЕДИЙ И ФАНТАЗИЙ. НОСИТЕ ЕГО САМИ ЭТО ВАША ЖИЗНЬ. ИЗ ВАС ТАКИЕ ЖЕ ПСИХОЛОГИ*, ПСИХИАТОРЫ*, ЭКСТРОСЕНСЫ* И АНАЛИТИКИ*, КАК ИЗ МЕНЯ ХОЗЯИН БЕЛОГО ДОМА.
ВЫ КАК ВСЕГДА ПРАВЫ ВСЕ ПОБЕДЫ РОССИИ И ЗАСЛУГИ В ВОЙНАХ ОТ ГОРЯ, ЕСЛИ БЫ ОНА ЛЕЖАЛА НА ДИВАНЕ, А НЕ ЗАЩИЩАЛА СЕБЯ, ЧЕСТЬ И ДОСТОИНСТВО, ОТ СЛУЖИТЕЛЕЙ ЗАКОНА, ПРАВИТЕЛЬСТВА И СЕМЕЙНОГО РОДСТВА. НЕ ЗАНИМАЮСЬ БОИНГАМИ, ФАЛЬКОНАМИ, СНЕГОУБРЩИКАМИ, КОЛЕСАМИ ОБОЗРЕНИЯ, ЭСТРОСЕНСАМИ, ВОДОПАДАМИ. ФАКЕЛАМИ, ВЕЧНЫМИ ОНГЯМИ, САЛЮТАМИ, ПАМЯТНИКАМИ, СКУЛЬПТУРАМИ, КИНОСТУДИЯМИ, СМАЙЛИКАМИ, АКТЁРСКИМ МАСТЕРСТОВОМ, МИМИКОЙ, ЖЕСТАМИ, ЛЕСАМИ, БОЛОТАМИ, ПОЖАРАМИ, БОРТНИКАМИ, МУЗЕЯМИ, МАРШАМИ, ВИНОМ, СЫРОМ, БЫКАМИ, ПАПАХАМИ, ШАПКАМИ , ОЧКАМИ, ПРАНКЕРАМИ, ТАТУ, ПРАВИТЕЛЬСТВОМ, КРАБАМИ, РЫБОЙ, МИНОБРАЗОВАНИЕМ ТЕСТАМИ ЕГЭ, ШКОЛЬНЫМИ ФОТО, ВОЖДЯМИ, ВЕТЕРАНАМИ, НЕ ЗАНИМАЮСЬ ПРОСВЕЩЕНИЕМ БЕЗОПАСНОСТИ В ИНТЕРНЕТЕ И СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ, ЛОТЕРЕЯМИ, ЗЕЛЁНЫМИ, ПИРСАМИ, МОРЯМИ, ГИГИЕНОЙ, ПЛЯЖАМИ, САМОСУДОМ, ШАШКАМИ, ШАХМАТАМИ, КАРТАМИ, ДОМИНО, ЛОТО, ГИМНАМИ И ПРОЧИМ РЕПЕРТУАРОМ, ЦАРЯМИ ИХ ДЕТЬМИ, МИТРОПОЛИТАМИ, ПАТРИАРХАМИ, ДУМСКОЙ ЭТИКОЙ И ДЕПУТАТСКИМ ИММУНИТЕТОМ. ЭТО ВСЁ ВАШ ДАР И ПРАВИТЕЛЬСТВА, А ПРАВИЕТЕЛЬСТВО КАК СОЛНЫШКО СВЕТИТ ВСЕМ ОДИНАКОВО, А НЕ ЗАВИСИМОМУ ОТ КЛАНОВ БИЗНЕСУ. НЕ ЗАНИМЮСЬ СУДАМИ И СУДЬЯМИ. СПАСИБО ВАМ, ЧТО НАУЧИЛИ МЕНЯ МЫСЛИТЬ, ДУМАТЬ, БОРОТЬСЯ И ИЗЛОГАТЬ СВОИ МЫСЛИ, НЕ ТАК КАК ВСЕХ И КАК БЫ ВАМ ХОТЕЛОСЬ. ВОТ ВИДИТЕ ЕСЛИ БЫ ВЫ ТАК ВСЕХ УЧИЛИ СКОЛЬКО БЫ В РОССИИ БЫЛО УМНЫХ И ПИСАТЕЛЕЙ, НО Я ДУМАЮ ВАМ НУЖНО СОВСЕМ ДРУГОЕ ОБЩЕСТВО. и если вы уж говорите, что все так живут от зависти, то начните с президента и правительства или они вам не по зубам. желаю вам успеть на гаваи к обеду, минуте молчания и тихому часу. ХОТЕЛ ВАС КАК МОЖНО ГЛУБЖЕ ЗАТЯНУТЬ ИДИОТОВ В ОМУТ. не собираюсь ни кого удивлять и прокладывать колею для идиотов и это ваш дар. НЕ ИМЕЛ ДОХОДОВ* КРОМЕ ПЕНСИИ НИЖЕ ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА ЕСЛИ ВЫ УМЕЕТЕ СЧИТАТЬ, НО Я ТЕБЯ ПОТОМ НАУЧУ ЭКОНОМИТЬ НА ЕДЕ, ОДЕЖДЕ И ЗДОРОВЬЕ. НЕ ПОЛУЧАЛ ПЕРЕВОДОВ, ПОСЫЛОК, ПОДАРКОВ, ПИСЕМ И.Т.Д. ЕСЛИ РАБОТАЕТ КРЕМЛЁВСКАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ КАК ВЫ ДУМАЕТЕ МОГ ЛИ КТО ВЗЯТЬ У МЕНЯ ИНТЕРВЬЮ ИЛИ ПРИСЛАТЬ ДЕНЕЖНЫЙ ПЕРЕВОД. КОНЕЧНО НЕТ, ЭТО ВСЁ ФИЛЬКИНА ГРАМОТА И ЗУБ СПЕЦСЛУЖБ НИ УМА НИ ЧЕСТИ НИ СОВЕСТИ КУМОВСКОЕ БОЛОТО. И РАЗ УЖ У МЕНЯ НИ ЧЕГО НЕТ КРОМЕ ПЕНСИИ НИЖЕ ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА, ТО И ДАРИТЬ Я НИ ЧЕГО НЕ МОГ, И БЫТЬ СПОНСОРОМ. ОФИЦИАЛЬНЫЙ ФОРМАТ, НЕТ ДЕЛА ИДИТЕ НА ХУЙ С ОНЛАЙН!
Ответить
Теги
- Уверенная речь(24)
- Учимся у других(19)
- Голос(17)
- Дикция(14)
- Практические упражнения(24)
- Навыки общения(23)
- Деловая коммуникация(25)
- Публичные выступления(45)
- Словарный запас(7)
Популярные статьи
Есть вопросы?
Закажите консультацию, и мы вам перезвоним.
Поможем выбрать курс, расскажем о процессе обучения и стоимости.
Популярные курсы
Ирина Сардовская
Очный курс
Ораторское искусство
Вы научитесь аргументировать свою позицию и побеждать в переговорах!
с 30 мая
4 недели
22 900
5 Рейтинг
17 отзывов
Юлия Рябцева
Онлайн-курс
Ораторское искусство
Вы научитесь без стресса выступать на сцене и онлайн-формате!
с 30 мая
4 недели
11 900
5 Рейтинг
13 отзывов
Юлия Рябцева
Онлайн-курс
Онлайн-курс по Технике речи
Вы научитесь владеть своим голосом на 100% и поставите четкую дикцию!
с 20 июня
4 недели
от 9 900
4.9 Рейтинг
9 отзывов