Заз авто горбатый запорожец

За что любили и ненавидели ЗАЗ-965: удачные и провальные решения Горбатого «Запорожца»

Древний Запорожец обладал рядом уникальных достоинств, о которых сегодня мало кто помнит

Редкий автомобиль получал столь обидные прозвища и постоянно подвергался таким оскорблениям, как ЗАЗ-965, он же – Горбатый, Запор и Консервная Банка. Это вдвойне удивительно для нашей страны, где во времена этого Запорожца царил дефицит любых автомобилей. Однако из песни слова не выкинешь.

zaz 965 zaporozhets 1

Эстрадные хохмачи называли ЗАЗ-965 самой дорогой машиной: дескать, на нее копят всю жизнь. Но о 965-м мечтали немногие: каждый старался наскрести хотя бы на Москвич. Горбатый в шестидесятые годы стоила примерно 2220 рублей – Волга ГАЗ-21 стоила тогда 5600 рублей. Основными «мечтателями» были небогатые обладатели двухколесного транспорта, которым хотелось иметь крышу над головой.

А вам слабо?

Между тем именно Горбатый обладал рядом интересных особенностей, присущих только ему. Кстати, эта кличка появилась значительно позже: в 60-х ее не было. А ее происхождение объяснялось формой задней части кузова: для размещения мотора сзади заднюю крышку пришлось сильно изогнуть. Что касается мотора, то он действительно был необычным. Помимо заднего расположения, его отличала V-образная конструкция. Мало того, этот мотор не нуждался в антифризе, поскольку имел воздушное охлаждение.

zaz 965ae jalta 9

Это еще не всё. Ни на Волгах, ни на Москвичах той эпохи не было такой печки: она была автономная! Поэтому гонять двигатель для обогрева салона не требовалось.

Оценим еще раз «фигуру» Горбатого. Только у ЗАЗ-965 было плоское днище, которое порой позволяло ему проползать по колее там, где более дорогие легковушки пасовали. А вот «косолапая» задняя подвеска с поперечными треугольными рычагами действительно вызвала насмешки. Аналогичное решение тогда применялось на грузовых Татрах, которых на наших дорогах было довольно много.

zaz 965ae jalta 4

Багажника в привычном смысле слова на ЗАЗ-965 фактически не было: спереди прятались бензобак, запаска, грелка с водой для омывателя и набор инструментов.

1bb9463c 1f69 449f 8af8 2c1b903f5062

Двери ЗАЗ-965 открывались назад, а не вперед, как на той же Волге. Очень часто это приводило к тому, что неряшливо прикрытая дверь на ходу открывалась, обрывая слабенький ремешок-ограничитель и уродуя кузов.

zaz 965a zaporozec

Передние и задние стекла были взаимозаменяемы. Заметим, что ЗАЗ-965 стал последним советским автомобилем с тумблерным переключателем сигналов поворота. А одометр на ЗАЗ-965 был шестизначным, поскольку измерял расстояние с точностью до сотен метров! По неизвестной причине владельцы других автомобилей не хотели в это верить, презрительно обвиняя владельцев 965-х в неграмотности.

autowp.ru zaz 965a zaporozhets 1

К чести Горбатого, он был единственным автомобилем в СССР, который также выпускался в многочисленных модификациях с измененными для инвалидов механизмами управления.

Неприятной особенностью ЗАЗ-965 была его склонность к перегреву мотора. Поэтому каждый второй Запор летом ездил с капотом, подпертым какой-то подходящей распоркой.

ge zaz6

Неказистая внешность машинки часто обыгрывалась в кино. В бондиане «Золотой глаз» звучит фраза «Она меня никогда не подводила!», но, чтобы заставить кого-то смеяться, ее зачем-то лупили огромным молотом.

goldeneyewade2nu2.8179

А самый привлекательный кинообраз Горбатый создал в фильме «Три плюс два», где на нем разъезжали две тогдашние кинодивы – Фатеева и Кустинская.

zaz 32

Краткая биография

Серийное производство ЗАЗ-965 «Запорожец» начали в конце 1960 года. Мотор V4 развивал 23 л.с. С 1963-го его сменил ЗАЗ-965А с мотором 27 л.с. Последний раз модель изменили в 1966-м, установив, в частности, 30-сильный двигатель. На экспорт автомобиль шел под именем «Ялта» (Jalta).

zaz 965ae jalta 1

На базе ЗАЗ-965 создали почтовый фургон 965С, а также семейство ЗАЗ-970 — фургон, пикап и минивэн вагонной компоновки. Всего до 1969 года построили чуть более 322 тысяч машин.

Источник

Опыт владения ЗАЗ-965А: мечта родом из детства

9dc334056524597d11ff93bd41d6a398

Заметив этот автомобильчик издалека на съезде с загородного шоссе, на фоне довольно массивных городских кроссоверов и многотонных фур, я поймала себя на том, что первая мысль, которая возникла у меня в голове, была: а как в нем вообще можно уместиться? Вторая мысль была уже более ожидаемая: какой же он все-таки классный!

Могу поспорить, что не все знают индекс этой модели, но большинство людей помнит прозвища, которыми окрестили этот автомобиль в советские времена и которыми называют его до сих пор. «Горбатый», «Малыш», «Зазик», «Жужик», «Запор», «Божья коровка». Несмотря на эти разношерстные названия, абсолютно все к этому авто относятся по-доброму. Ведь эта поистине народная малолитражка однажды изменила у нас в стране само понятие автомобиля, превратив его из предмета роскоши в доступное транспортное средство.

Чуть-чуть истории

Прототипом первого Запорожца был Fiat 600, но ЗАЗ-965 немного крупнее. Экстерьер его выполнен в таких же «итальянских» решениях: покатые линии кузова, выпуклые крылья, молдинг на борту, круглые фары. Одной из отличительных черт «ЗАЗика» являются воздухозаборники – так называемые «жабры» или, как их еще окрестили, – «тёрки Вассермана», расположенные в задних крыльях автомобиля. Почему именно такое название? – спросите вы. Дело в том, что в процессе разработки машины одной из главных проблем был перегрев мотора. Решение нашел конструктор завода «Коммунар» (ЗАЗ) по фамилии Вассерман (хотя и не всемирно известный Анатолий). После испытаний его идея «жабр» была одобрена, а впоследствии деталь получила прозвище «тёрка Вассермана».

Источник

Редчайший горбатый «Запорожец» ЗАЗ-965: номер кузова 1373

70da478s 100

Мысли о покупке легендарного «горбатого» ЗАЗ-965 уже давно витали в моей голове. Причем это обязательно должна была быть какая-то супер-редкая версия «Запорожца», ибо банальные 965А и даже экспортные «Ялты» особого интереса не представляют — их много и они повсюду. В идеале, конечно же, хотелось найти почтовый ЗАЗ-965С с правым рулем, о котором я когда-то писал в своем блоге, но, по всей видимости, до наших дней не сохранился ни один экземпляр. Номером два в списке желаний стоял ранний 965 первых выпусков, с характерными «каплями» на передних крыльях.

38bc91es 960

Такие автомобили встречаются чаще, но почти все, что я видел — были в удручающем состоянии и неважной комплектности. Однако, удача все же нам улыбнулась. В один из теплых сентябрьских деньков я отдыхал за городом и, от нечего делать, решил полистать доску объявлений на одном популярном сайте. В списке предложений — один современный ширпотреб, но каким-то случайным образом сюда затесалось объявление о продаже «Горбатого». Подано оно было всего несколько минут назад: парочка не очень качественных фото из темного гаража и сухое описание без какой-либо конкретики. Однако, уже по первому снимку я понял — это ранний 965, причем со всеми его характерными атрибутами. Тут же хватаю телефон и звоню продавцу — узнаю о состоянии и наличии документов и сразу же предлагаю «забронировать» раритет за мной. Человек на другом конце провода отвечает отказом, сообщая, что ему идет шквал звонков со всех областей Украины и он отдаст авто тому, кто первый приедет с деньгами.

9cbc91es 960

Но вот проблемка — я нахожусь в 300 км от Киева, а сама машина — в Черниговской области, 120 километров севернее столицы. Набираю Илью, с которым мы снимаем проект «Капсула времени» и вот уже через полчаса он мчится в сторону Чернигова, за редчайшим 965-м из первых партий. А дальше все банально — оставили задаток и через пару дней эвакуатором забрали автомобиль в Киев, где он теперь стоит в ожидании комплексной реставрации.

787c91es 960

Итак, мы имеем ЗАЗ-965, выпущенный в самом начале 1961 года. Судя по записям, которые мне удалось обнаружить в книге отгрузок Запорожского автомобильного завода «Коммунар», данный автомобиль был реализован 17 февраля 1961 года через магазин 932 организации Киевкульспорт в столице УССР. Номер кузова — 1373, номер шасси — 601280.

8d0291es 960

8fbc91es 960

На момент своего появления в 1960 году «Запорожец» стоил 18 000 дореформенных рублей — впрочем, реально в том году была выпущена лишь небольшая партия автомобилей, в основном разошедшихся по заводам-смежникам ЗАЗа, первые же товарные автомобили пошли в продажу уже после денежной реформы, по цене 1 800 руб. По легенде, цена определялась как совокупная стоимость 1 000 бутылок водки (по 1,80 руб.). Со средней заработной платой в СССР начала 1960-х годов эта величина соотносилась примерно как 20:1, то есть, «Запорожец» можно было купить примерно за 20 средних размеров заработной платы по стране.

55bc91es 960

53bc91es 960

Машина всю жизнь пребывала в руках одного единственного владельца, который, в меру своих возможностей и умений, сохранил этого «Горбика» до наших дней. Человек этот был очень рукастый, что видно по самодельным «ушкам» на воздухозаборниках и сложной системе дополнительного охлаждения масла на крыше авто.

aa4291es 960

c04291es 960

Как я уже написал выше, на автомобиле сохранились практически все специфические детали, которые устанавливались на 965-е самых ранних выпусков (примерно 1500-2000 первых машин, сошедших с конвейера).

130291es 960

Прежде всего — это «капли» указателей поворотов на передних крыльях (сами крылья — с другим радиусом кривизны): очень большая редкость по нынешним временам. Не меньший интерес представляют оригинальные воздухоприемные накладки на боковинах кузова. Спереди — надпись «Запорожець», увенчанная в конце зигзагообразным росчерком в виде молнии. Алюминиевые ободки дверной рамки стыкуются не под замком форточки, а посередине задней стойки двери.

8dc291es 960

По капотом здесь стоит двигатель МеМЗ-965 (с воздушным охлаждением) рабочим объемом 746 «кубиков» и мощностью всего 23 л.с. Ранний мотор легко узнать по двум болтам крепления клапанной крышки. С таким агрегатом максимальная скорость машины составляла 90 км/ч, а контрольный расход топлива — 6,5 л/100 км.

de7c91es 960

320291es 960

В салоне сразу же заметна напольная педаль газа и отсутствие штепсельной розетки под торпедой.
Зеркало заднего вида — небольшое, прямоугольной формы со скругленными краями. Механизм открывания дверей не имеет поворотной ручки, вместо нее используется ручка-задвижка и ременная петля для захлопывания дверей.

668291es 960

1e3191es 960

748291es 960

Обивка кресел — полностью тканевая, без дермантиновых вставок: на данном экземпляре она отлично сохранилась. Рисунок ткани («домик») отличается от последующих выпусков («ромбик»). А вот дверные карты — наоборот, должны быть полностью из дерматина, в цвет кузова. Здесь, правда, они не сохранились — наклеена пленка.

cd8291es 960

f48291es 960

Примечательно, что на этом «Запорожце» стоял поздний щиток приборов от модели 965А, в котором имеется указатель температуры масла и счетчик пробега имеет 6 цифр. К нашей огромной радости, в одном из ящиков с запчастями мы обнаружили родной щиток приборов КП-210 с контрольными лампами аварийного давления и аварийной температуры масла. Корпус щитка изготовлен из черной пластмассы и окрашен в бежевый цвет. Это все есть в видеоролике внизу статьи.

78291es 960

738291es 960

Более подробную информацию об этом «горбатом» ЗАЗ-965 можно узнать из нового видео, которое я залил на свой Youtube-канал:

Также в моем блоге вы можете почитать о праворульном почтовом ЗАЗ-965С, ЗАЗ-1102 «Таврия» 1989-го года с пробегом 169 км, редчайшем пикапе ЗАЗ-968МП с пробегом 179 км, ЗАЗ-968А 1976-го года с пробегом 6 км, упомянутом выше ЗАЗ-968М 1984-го года с пробегом 4536 км и бананово-желтом ЗАЗ-968М 1987-го года с пробегом 159 км. В цикле «Наши за границей» я рассказывал об экспортных версиях ZAZ 965 Jalta, ZAZ 966/968 и 1102 Tavria. Наша недавняя поездка за «Капсулой времени» ЗАЗ-968 1974-го года с пробегом 8435 км описана здесь.

Источник

ЗАЗ 965

zaz 965 1

zaz 965 2

zaz 965 3

zaz 965 4

zaz 965 5

Технические характеристики ЗАЗ 965

Модельный год 1960
Тип кузова Хэтчбек
Длина, мм 3330
Ширина, мм 1395
Высота, мм 1450
Количество дверей 2
Количество мест 4
Объем багажника, л 100
Страна сборки СССР

Модификации ЗАЗ 965

ЗАЗ 965 0.7

Максимальная скорость, км/ч 90
Время разгона до 100 км/ч, сек
Двигатель Бензиновый
Рабочий объем, см 3 746
Мощность, л.с. / оборотах 23
Момент, Н·м / оборотах 45/2200
Расход комби, л на 100 км 5.5
Тип коробки передач Механическая, 4 передачи
Привод Задний
Показать все характеристики

ЗАЗ 965 0.9

Максимальная скорость, км/ч 90
Время разгона до 100 км/ч, сек
Двигатель Бензиновый
Рабочий объем, см 3 887
Мощность, л.с. / оборотах 27
Момент, Н·м / оборотах 52/2600
Расход комби, л на 100 км 6.0
Тип коробки передач Механическая, 4 передачи
Привод Задний
Показать все характеристики

Одноклассники ЗАЗ 965 по цене

К сожалению, у этой модели нет одноклассников.

Отзывы владельцев ЗАЗ 965

В 1993 году я получил права и забрал у отца этот конструктор, зарегистрировал и стали мы (я, жена и дочка) на нем ездить. Очень неплохой вариант для молодой семьи, да еще в то время. Ездили на ЗАЗ 965 и по городу, и за город на озера, и, даже, в Магнитогорск – это примерно 400 км. Бегал он прекрасно, пока не перегревался. Тогда открывался капот (кто не знает – мотор там сзади), подпирался с дух сторон специально подготовленными деревянными планками и прикручивался к бамперу буксирным тросом. Такое охлаждение позволяло ехать довольно быстро 80 – 90 км/ч, быстрее не ездил — страшно. Благодаря заднему расположению двигателя и, несмотря на 12- ти дюймовые колеса, у него была весьма недурная проходимость. По крайней мере, подъехать к берегу озера через пахоту или песок – не проблема. А если и застрянет – на руках выносили. Он весил около 650 кг.

Клиренс ЗАЗ 965 не мерил – кому надо найдет в интернете. Конечно, о безопасности в машине речи вообще нет. Нет даже ремней. Электроника появлялась в машине, если в салон вносили радиоприемник. Зато печка ЗАЗ 965 – выше всяких похвал. Она была автономной, работала на бензине и грела так, что приходилось зимой приоткрывать окно. Кстати, заводилась машинка совсем неплохо. Печка переключалась на прогрев картера, и через 15 минут заводился как летом даже в —32. Резину не менял ни разу – протектор был как у Урала, не износился совсем. Довольно часто останавливали ГАИ, чтобы просто посмотреть на живую легенду.

Достоинства : достался даром. Дешевый в эксплуатации. Невозможно разогнаться более 100 км/ч. Интерес у ГАИ вызывает только внешностью. Страховать не надо (страховка дороже машины).

Недостатки : нет кондиционера. Перегревается двигатель. Безопасность — 0 звезд. Много потребляет бензина.

Достоинства : умопомрачительный внешний вид. Каждый в глубине души его хочет. Как ни странно, уважение на дороге. Уже есть покупатели.

Недостатки : родные сидения и руль меняйте сразу. Родной движок воняет и орет.

Хочу рассказать о своем «Мурзике». Купил я его за «бешеные» деньги (700 руб.) в 1987 году у коллеги по работе. (Мотоцикл ИЖ в те годы стоил 1200 р.) Цвет — светло- серый. Были связи в ГАИ, поэтому взял себе «блатной» номер — 86-86. Состояние: пробег — не знаю (спидометр не работал), резина лысая родная, узкая. Передняя подвеска ЗАЗ 965 держалась только на передних креплениях (короба, в которых были отверстия под задние болты крепления передней подвески, отгнили). Ручник, естественно, не работал. Ну, и еще из недостатков — сквозные дыры в полу в районе ног у задних пассажиров. Ну, сразу заменил переднюю подвеску от 968 на два шаровых. Колеса стали нормально, стуки пропали, управляемость достигла небывалых высот. Перебрал в гараже движок (просто так, чтобы убедиться, что в се хорошо). Ревизия показала, что движок моего ЗАЗ 965 в хорошем состоянии. В выработки в цилиндрах почти нет.

Проходимость у «Мурзика» — я даже не знаю, с чем сравнить. Это просто легенда. На «Крузере» я там уже не проеду (узко между деревьями). А сколько картошки на нем перевезено (тогда в се садили картошку). Любая другая машина переломилась бы вдоль и поперек. Он поднимал (вдумайтесь) 22 мешка картошки по четыре 12- литровых ведра за рейс. Ни разу ни в какую жару я не стоял перегретым с поднятым капотом.

Достоинства : легендарный, милый сердцу автомобиль.

Недостатки : в отзыве.

Источник

История ЗАЗ-965

zaz 1

Несколько слов о предыстории автомобиля

Начиная с 1955 года в свет вышел новый Москвич-402. Не смотря на то, что он относился к бюджетному автомобилю, «для простых граждан», все-же был не по карману многим советским рабочим. Это натолкнуло правительство на поиск новых решений и разработку современных мотоколясок и малолитражек. В результате было даже выпущено несколько образцовых вариантов, например: НАМИ-031, НАМИ-059, ИМЗ-А50 «Белка», ГАЗ-18, вот только ни один из них не прошел «экзамен». Правительству не хотелось ждать несколько лет тщательных разработок и вложения в это больших средств. Ведь намного проще взять за образец уже готовый импортный автомобиль и переделать «на свой лад». Так и сделали, а «жертвой» стал малолитражный итальянец Фиат-600, который отличался легкой конструкцией и необычайной популярностью. Московским Заводом Малолитражных Автомобилей даже удалось выпустить образец, именуемый «Москвичом-444». Он имел двигатель от советского мотоцикла «Урал», механические стеклоподъёмники и колеса на 13 дюймов. Спустя некоторое время техдокументацию этой малолитражки решили передать запорожскому заводу «Коммунар», который ранее специализировался на сельскохозяйственных машинах.

zaz 2

zaz 4

Вариант будущей малолитражки ГАЗ-18

zaz 5

zaz 6

Один из вариантов гражданского вездехода НАМИ-031

zaz 3

прототип «горбатого» Fiat 600

Серийное производство автомобиля официально начато в 1960 году со стартовой ценой 18 тыс. дореформенных рублей. Это был хороший показатель, ведь Москвич-407 стоил более 25 тыс., а что уже говорить об «Волге», цена которой была примерно 51 тыс.

В конце 1962 года конструкторы принялись за модернизацию «сердца» автомобиля, в результате чего цилиндры увеличились до 72 мм, рабочий объем – до 887 см³, а мощность – до 27 лошадиных сил.

zaz 8

Первый опытный образец Запорожца

Конструкция и дизайнерские решения автомобиля

С самых первых лет автомобиль очень хорошо воспринимался покупателями и не получал в свой адрес серьезных нареканий. Достаточно хорошо Запорожец себя зарекомендовал при езде в селах или по плохим дорогам. Высокому показателю проходимости способствует гладкое днище, независимая подвеска на все 4 колеса, а также – большая нагрузка (почти 60%) на ведущие колеса. Кстати, интересен и тот факт, что даже застряв в болоте или снегу, Запорожец не создавал особых проблем его пассажирам, ведь даже 2 человека могли легко «вытащить» из плена автомобиль, который весил всего 665 кг. Кстати, Запорожец отличался и тем, что мог без проблем ездить между грубыми колеями, оставленными на дорогах грузовиками. Этого не удавалось никаким легковушкам, даже ГАЗ-69, который должен был одной стороной въезжать в колею, а другой двигаться аккуратно по горбу перекошенным.

zaz 9

Серийная партия ЗАЗ-965 на производстве

Владельцы «горбатого» любили его не только за хорошую маневренность и прочный кузов (за счет только двух дверей), но и за экономичность, а также – простой в ремонте двигатель.

zaz 10

Передняя панель приборов ЗАЗ-965

В салоне Запорожца царил минимализм – за рулевым колесом располагалось несколько контрольных приборов, справа – зажигание, несколько кнопок управления, отопитель и радиоприемник. Лобовое стекло обеспечивало достаточно хорошую обзорность, а боковые стекла имели в передней части форточки-уголки. ЗАЗ-965 был двух дверным, но полноценным 4-х местным автомобилем, длиной всего 3.33 м. Посадка пассажиров на задний диван осуществлялась путем сгибания вперед правого переднего кресла. Днище не имело карданного вала и было идеально ровное, а длина клиренса под задней осью составляла всего 20мм, что в результате и дало Запорожцу отличную проходимость.

zaz 16

Салон автомобиля ЗАЗ-965

Среди недостатков ЗАЗа оставались высокая шумность двигателя и плохая звукоизоляция салона, открытие дверей «в обратную сторону», а также – расположение бензинного бака в передней части, что было очень опасно на случай столкновения. Некоторые обладатели автомобиля негативно высказывались о мощности, которой явно не хватало.

Технические характеристики «Горбатого» ЗАЗа-965

Главной деталью корпуса двигателя был картер, во внутренней перегородке которого была специальная полость для опоры подшипника. Пара подшипников цельные, а сама опора зафиксирована болтом. На стенках картера присутствуют опора для распределительного вала, а сверху картера – 4 отверстия. Они созданы для установки цилиндров, головки которых изготовлены из алюминиевого сплава и имеют охладительные ребра. Выпускных канала четыре (для каждого цилиндра), а впускных – всего два. Под свечи зажигания также предусмотрены отверстия, в которых устанавливаются дополнительно футорки.

zaz 12

Двигатель ЗАЗ-965, расположенный сзади

Четырехступенчатая коробка передач имела два вала и три хода. Одна передача была задней, 2-я и 3-я имели косозубые шестерни, которые были в постоянном сцеплении. Вторая, третья и четвертая передачи имели синхронизаторы, необходимые для бесшумной работы. Так как резкое и быстрое переключение передач могло вывести систему из строя, конструкция рычага позволяла двигаться ему очень сглажено и без рывков. Муфты КП перемещались с помощью трех штоков и вилок. Система охлаждения – это еще одно слабое место «горбатого», ведь система всегда перегревалась в теплое время года, особенно во время длительной езды.

Переднюю подвеску конструкторы позаимствовали у «Жука» от компании Фольксваген. Она представляла собой два торсиона поперечного типа, к которым прикреплялись 4 рычага. К рычагам дополнительно присоединялись кулаки ведущих колес с помощью узла. Задняя подвеска представляла собой два диагональных рычага с полуосями, которые качались. Эта бюджетная и простая по конструкции подвеска делала автомобиль более экономичным, хоть и не очень скоростным. В дальнейшем конструкторы все же избавились от этой конструкции, заменив ее на «косую рычажную» конструкцию, полуоси которой имели свои шарниры.

Технические характеристики ЗАЗ 965

Период производства 1960-1969 гг.
Цена 18 тыс. рублей
Кузов 2-дверный цельнометаллический седан несущего типа
Габариты (д/ш/в) 3330/1395/1450 мм
Вентиляция Местная, бессквозняковая,
Вес с/без нагрузки 665/965 кг
Распределение веса, передняя/задняя ось 42/58%
Колея передних/задних 1150/1160 мм
Дорожный просвет 175 мм
Минимальный радиус поворота 5 м
Максимальная скорость 100 км/час
Двигатель Бензиновый, V-образный, четырехтактный с четырьмя цилиндрами, карбюраторный, с верхним расположением клапанов и воздушным типом охлаждения
Вид топлива А-72 или А-76 (ГОСТ 2084—67)
Тип цилиндров Чугунные, раздельные, с ребрами охлаждения
Диаметр цилиндра 72 мм
Рабочий объем цилиндров 887 см.куб.
Степень сжатия 6,5
Мощность 30 л.с.
Бензобак 30 л
Система смазки Комбинированная (давление и разбрызгивание)
Карбюратор Вертикальный, с падающим потоком К-125
Сцепление Однодисковое, сухое, с диаметром диска 1,7 см
Коробка передач 4-ступенчатая, 3-ходовая. (2-я, 3-я и 4-я с синхронизаторами)
Дифференциал Конический, с 2-мя сателлитами
Руль Глобоидальный червяк с двойным роликом
Тормозная система Колодочные на все колеса
Тормозной привод (ножной/ручной) Гидравлический/тросовой
Шины Бескамерные, низкого давления
Диаметр шин 13 дюймов
Подвеска (передняя/задняя) Независимая, торсионная/независимая, пружинная
Амортизаторы Поршневые, гидравлические, 2-стороннего действия и телескопического типа

Модификации «Горбатого» ЗАЗа-965

ЗАЗ-965АБ – модель для инвалидов с рычагами ручного управления.

ЗАЗ-965АР – автомобиль для инвалидов у которых поврежденная только одна нога и/или одна рука.

ЗАЗ-965С – праворульный фургон с задними филенками из металла и измененной системой охлаждения, предназначенный для сбора почты.

zaz 21

Почтовый фургон ЗАЗ-965С

zaz 17

ЗАЗ-965Э «Ялта» в музее

965 Пикап – модификация без собственного индекса, использовался только внутри завода, а изготавливалась на основе бракованных серийных автомобилей ЗАЗ.

«Запорожец» в индустрии сувенирной продукции и кинематографа

В Советском Союзе несколько предприятий выпускали игрушки ЗАЗа в масштабе 1:43, например полтавская мастерская «ААА», херсонский завод «Киммерия» или калининградский AGD. Кстати, совсем недавно, в 2009 году, белый сувенирный «Запорожец» вышел вместе с научно-познавательным журналом «Автолегенды СССР» (изд. «ДеАгостини»). В 2010 году небольшое предприятие «Наш автопром» пустило в продажу белый и синий экспортный ЗАЗ-965Э (масштаб 1:43). В этом же году Укрпочта выпустила уникальный штемпель с изображением Запорожца, который ставился на конверты только 18.11.2010 года.

zaz 20

Масштабная игрушка ЗАЗ-965 в масштабе 1:43 из журнала Автолегенды СССР №131

Интересные факты о «Запорожце»

Источник

Оцените статью
Avtoshod.ru - все самое важное о вашем авто