Заправка в выходные дни служебного автомобиля

Сотрудник с разъездным характером работы использует личное авто: как оформить расход ГСМ

С сотрудником организации заключен трудовой договор, который предусматривает разъездной характер работы. Для служебных поездок сотрудник использует личный автомобиль. Соглашения о компенсации расходов за использование личного имущества нет, договор аренды автомобиля или безвозмездного использования личного имущества с сотрудником не заключался. ГСМ сотрудник заправляет по топливной карте организации. Организация не является транспортной. Личный транспорт сотрудник использует для посещения клиентов с целью проведения переговоров. Ежемесячно сотрудник представляет путевой лист с указанием маршрута и количества истраченного и заправленного топлива.

Может ли в этом случае организация принять в расходы по прибыли стоимость ГСМ в пределах установленных для автомобиля норм? Может ли организация принять к вычету НДС по счетам-фактурам, полученным от топливных компаний за указанные выше заправки?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

В ситуации, когда работнику установлен разъездной характер, расходы на ГСМ могут быть учтены в целях налогообложения прибыли в составе расходов на оплату труда на основании п. 25 ст. 255 НК РФ или пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ, при условии, что порядок компенсации ГСМ отражен в трудовом договоре, локальных нормативных актах.

Если работник участвует в деятельности, облагаемой НДС, то вычет по ГСМ можно заявить на общих основаниях.

Обоснование позиции:

С точки зрения трудового законодательства, возмещение сотрудникам расходов, связанных с разъездным характером работ, не входит в систему оплаты труда (ст. 129 ТК РФ), а представляет собой компенсационную выплату, гарантированную законодательством (ст. 164, 168.1 ТК РФ). Таким образом, компенсационные выплаты оплатой труда не являются. Смотрите также Энциклопедию решений. Заработная плата.

Согласно ст. 164 ТК РФ компенсацией признаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных ТК РФ и другими федеральными законами. В частности, в соответствии со ст. 168.1 ТК РФ работодатели обязаны компенсировать разъездным работникам расходы на проезд, на аренду жилья, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные, полевое довольствие), а также иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя. Главное, чтобы размеры и порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками работников, а также перечень работ, профессий, должностей этих работников был установлен коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Размеры и порядок возмещения указанных расходов могут также устанавливаться трудовым договором.

В рассматриваемом случае расходы осуществлены с согласия работодателя, поэтому могут быть классифицированы как иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя.

В целях исчисления налоговой базы по налогу на прибыль данные расходы могут быть включены в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ. Данные разъяснения приведены в письмах Минфина России от 25.10.2013 N 03-04-06/45182, от 01.04.2010 N 03-03-06/1/211, от 18.08.2008 N 03-03-05/87.

Нужно иметь в виду, что ранее чиновники рекомендовали учитывать такие расходы в составе расходов на оплату труда (смотрите письма Минфина России от 04.06.2008 N 03-03-06/1/344, от 07.05.2008 N 03-03-06/1/302, от 19.04.2007 N 03-03-06/1/250). Эта позиция вновь была озвучена в письме Минфина России от 15.02.2017 N 03-04-06/8562, в котором сказано о возможности учета затрат на возмещение расходов, связанных со служебными поездками работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, в составе расходов на оплату труда (п. 3 ст. 255 НК РФ) в размере и в соответствии с порядком, предусмотренным локальными нормативными актами организации, содержащими нормы трудового права, при условии соблюдения критериев ст. 252 НК РФ. Однако, с учетом вышеприведенных норм ТК РФ, учет расходов на основании п. 3 ст. 255 НК РФ, на наш взгляд, является небесспорным (с учетом вышеприведенных положений ТК РФ и арбитражной практики).

Отметим также, что гл. 25 НК РФ не устанавливает каких-либо ограничений по размеру затрат на возмещение работникам расходов, указанных в ст. 168.1 ТК РФ. Однако такие расходы в любом случае должны соответствовать критериям п. 1 ст. 252 НК РФ (письмо Минфина России от 19.06.2017 N 03-04-06/38080). Например, по мнению контролирующих органов, необходимым условием для подтверждения расходов на ГСМ и использования автомобиля в производственных целях является путевой лист (или иной самостоятельно разработанный организацией первичный учетный документ), в обязательном порядке содержащий информацию о маршруте следования автомобиля (письма Минфина России от 20.02.2006 N 03-03-04/1/129, от 01.08.2005 N 03-03-04/1/117, УФНС России по г. Москве от 07.07.2008 N 20-12/064123.2, от 13.11.2006 N 20-12/100253, от 14.11.2006 N 20-12/100253, от 20.02.2006 N 03-03-04/1/129). В данном случае указанное условие выполняется.

Согласно п. 4 ст. 252 НК РФ если некоторые затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе он отнесет такие затраты. Поэтому, на наш взгляд, организация вправе учесть понесенные затраты в рассматриваемом случае по нескольким основаниям (п. 25 ст. 270 НК РФ, пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ) при условии выполнения требований п. 1 ст. 252 НК РФ.

Использование топливных карт

Порядок оплаты приобретения ГСМ для служебных поездок, установленный соглашением сторон трудового договора или локальным нормативным актом работодателя, может предусматривать выдачу работнику корпоративной топливной карты в том числе при использовании автомобиля работника (смотрите также материал: Вопрос: В организации планируется установить работникам разъездной характер работы и компенсировать расходы на ГСМ путем выдачи топливных карт. Возможно ли компенсировать работнику расходы на ГСМ не в денежной форме, а путем выдачи топливной карты? Необходимо ли при компенсации ГСМ топливной картой при разъездном характере работы выплачивать работнику дополнительно компенсацию за использование личного автомобиля? Что необходимо выплачивать работнику при исполнении трудовых обязанностей вне места работы (разъезды)? (информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», август 2019 г.)).

Отметим, что, если работник не принят на должность водителя, не перевозит пассажиров или грузы, составлять путевой лист в этой ситуации с формальной точки зрения не требуется. Однако для того, чтобы подтвердить использование автомобиля в служебных целях, производственный характер расходов на ГСМ, считаем оправданным порядок составления путевых листов с указанием в том числе маршрута следования работника (апелляционное определение Омского областного суда от 01.02.2017 по делу N 33-674/2017).

Приобретение работником ГСМ для служебных целей посредством топливной карты может подтверждаться чеками АЗС, отчетами поставщика ГСМ, отчетом сотрудника о совершенных поездках по поручению работодателя (письмо ФНС России от 13.11.2018 N БС-3-11/8304@).

В общем случае сумма НДС, предъявленная поставщиком топлива, может быть принята к вычету после его оприходования и при наличии счета-фактуры, если топливо используется для осуществления операций, подлежащих обложению НДС (пп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ). В таких случаях сумма «входного» НДС в фактическую стоимость топлива не включается и предъявляются к вычету.

На наш взгляд, если работник участвует в деятельности, облагаемой НДС, то и по ГСМ, полученным по топливным картам, вычет можно заявить на общих основаниях.

Вместе с тем в настоящее время мы не располагаем разъяснениями официальных органов по данному конкретному вопросу.

Для более объективной оценки налоговых рисков рекомендуем организации обратиться за письменными разъяснениями по данному вопросу в налоговый орган по месту учета или непосредственно в Минфин России (пп.пп. 1, 2 п. 1 ст. 21 НК РФ).

Напомним, что выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений о порядке исчисления налога, данных ему финансовым или налоговым органом (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции на основании полной и достоверной информации исключают вину налогоплательщика в совершении налогового правонарушения, что освобождает его от привлечения его к ответственности (пп. 3 п. 1, п. 2 ст. 111 НК РФ).

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:

— Энциклопедия решений. Учет выплат при разъездном характере работы.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Молчанов Валерий

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Источник

Оформление денежных средств, перечисляемых на топливную карту сотруднику

Наша компания вынуждена использовать личный автомобиль сотрудника в служебных целях. Как оформить те денежные средства, которые компания перечисляет на топливную карту, принадлежащую компании, выданную сотруднику?

KonyaevaAY

Если организации для служебных целей необходимо использовать автомобиль работника, оформить эти правоотношения можно несколькими способами.

1. Работодатель арендует автотранспорт у сотрудника, оплачивает заправку автомобиля и платит арендную плату.

2. Работодатель возмещает расходы на топливо и платит компенсацию за использование принадлежащего работнику автотранспорта согласно ст. 188 ТК РФ.

3. Работодатель приобретает и выдает топливные карты сотрудникам в счет арендной платы.

Организация-работодатель заключает с топливной компанией договор, в соответствии с которым получает топливные карты и выдает их сотрудникам. Через карты работодатель ведет учет использования сотрудниками денежных средств на топливо.

Деньги переводятся топливной компании авансом, на момент заправки сотрудником автомобиля топливо уже оплачено. После заправки сотрудник получает на руки платежный документ – чек, в котором указано количество приобретенного топлива и дата заправки. Впоследствии топливная компания передает организации отчет о приобретенном сотрудниками топливе: акт сверки, накладные. Организация сверяет данные, переданные топливной компанией, с платежными документами, полученными и сданными сотрудниками. Для учета топливных карт организация может завести журнал учета выдачи и приема карт, с указанием сведений о сотрудниках, которым они выдаются.

Стоимость карт списывается бухгалтерией единовременно. Затраты на приобретение топливных карт можно отнести к расходам по обычным видам деятельности. Согласно ст. 254 НК РФ для целей налогового учета стоимость карт включается в состав материальных расходов.

При списании затрат на топливо следует учитывать нормы расхода ГСМ, содержащиеся в методических рекомендациях «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», введенных в действие распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р.

Однако НК РФ не предусматривает нормирование расходов на топливо. Если эти расходы удовлетворяют условиям, изложенным в ст. 252 НК РФ, то их можно учитывать в полном объеме.

Количество использованного топлива должно документально подтверждаться (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», п. 1 ст. 252 НК РФ). Для этого используются путевые листы, которые необходимы независимо от того, арендован автомобиль у сотрудника, или находится в собственности у компании.

Компенсация при расчете налога на прибыль или единого налога выплачивается в соответствии с установленными нормативами (см. постановление Правительства РФ от 08.02.2002 № 92 «Об установлении норм расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией»). Все возникающие в процессе эксплуатации транспортного средства затраты должны быть компенсированы.

При расчете единого налога, налога на прибыль применяются следующие нормы расходов на выплату компенсации:

1200 руб. в месяц, если рабочий объем двигателя менее 2000 куб. см,

1500 руб. в месяц, если рабочий объем двигателя больше.

Источник

В командировку на личном авто: как компенсировать расходы на бензин

Если работник едет в командировку на личном автомобиле, то все затраты, связанные с поездкой, компания берёт на себя, в том числе и бензин. Можно возместить расходы по чекам, а можно выплатить фиксированную сумму. От этого будет зависеть размер компенсации за бензин и порядок её налогообложения.

Что нужно сделать при любом варианте возмещения расходов

Поездку в командировку на автомобиле сотрудник для начала следует обсудить с руководителем. Если вопрос согласован, бухгалтер оформляет приказ на командировку, путевой лист и служебную записку.

Приказ на командировку

Документ оформляем по форме Т-9 (абз. 2 п. 7 Постановления Правительства РФ от 13.10.2008 № 749, далее — Положение о командировках). В приказе добавляем поле «Проезд к месту командировки».

317e0f5a acb1 43f2 b7ad daf7caf2cf84Скачать образец приказа на командировку

Путевой лист

Этот документ подтвердит, что личная машина используется в служебных целях (п. 7 Положения о командировках). Форму путевого листа можно разработать самостоятельно или использовать унифицированную. Если речь о легковом автомобиле, лист заполняем по форме № 3, если грузовой — по форме № 4-С или № 4-П.

Служебная записка

По ней определяют, как долго сотрудник находился там, куда его командировали.

f859c04c e74e 4aa1 a4ff a73f0ecb4ade

По возвращении из командировки работник отдаёт работодателю служебную записку и оправдательные документы: путевой лист, счета, квитанции, чеки (п. 7 Положения о командировках).

А работодатель обязан возместить работнику все затраты по командировке, в том числе стоимость израсходованного бензина. Это делается на основании кассовых чеков.

Если работник хочет поехать в командировку на личном автомобиле, это можно оформить двумя способами. От того, какой вариант вы выберите, зависит размер и порядок компенсации бензина и налогообложение этой выплаты.

Вариант 1. Оформляем соглашение об использовании автомобиля

Чтобы получить компенсацию расходов на бензин, работник предоставляет копию свидетельства регистрации ТС и документы, подтверждающие эти расходы (письмо ФНС от 13.11.2018 № БС-3-11/8304@).

После этого работодатель издает:

Суды согласны с таким подходом (Постановления ФАС МО от 25.09.2012 № А40-104646/11-119-902, 18 ААС от 27.02.2013 № 18АП-437/2013).

Оформляя соглашение, работодатель обычно учитывает свои налоговые выгоды. Вся сумма компенсации и расходов на ГСМ не облагается НДФЛ и взносами (письмо Минфина от 06.12.2019 № 03-04-06/94977). А в расходах по налогу на прибыль можно учесть ограниченную сумму компенсации за легковой автомобиль (Постановление Правительства от 08.02.2002 № 92):

Все, что работодатель выплатит работнику сверх этих сумм, в налоговые расходы включить нельзя (письмо Минфина от 23.03.2018 № 03-03-06/1/18366).

Чтобы учесть в расходах больше, вместо соглашения о компенсации с работником заключается договор аренды автомобиля.

Вариант 2. Оформляем договор аренды транспортного средства

В нём прописываем стоимость аренды и услуг по управлению автомобилем.
По договору арендатором выступает компания, а арендодателем — работник-собственник машины.

Налогообложение зависит от вида договора — аренда транспортного средства с экипажем или без. Если автомобиль без экипажа, страховые взносы начислять не нужно — только НДФЛ с каждой выплаты (п. 1 ст. 226 НК РФ, Письмо Минфина от 01.11.2017 № 03-15-06/71986). Если с экипажем — взносы начисляются только со стоимости услуг по управлению автомобилем, а НДФЛ удерживается со всей суммы по договору (п. 1 ст. 226, пп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ).

Источник

Можно ли учесть расходы, если водитель заправляет и моет машину в свое нерабочее время

Вопрос:

Организация заключила трудовой договор с водителем, график работы которого — с 9:00 до 18:00.

Водитель заправляет и моет автомобиль в вечернее, ночное время и предоставляет подтверждающие данные расходы документы.

Ответ:

При данных обстоятельствах ответ будет зависеть от того, у кого автомобиль находится на праве собственности.

Вариант № 1. Автомобиль принадлежит работнику.

Чтобы организация могла использовать личный автомобиль работника в служебных целях, возможно оформление следующими способами:

Так, согласно ст. 636,646 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором аренды, расходы на оплату топлива, других расходуемых в процессе коммерческой эксплуатации материалов при аренде автомобиля как с экипажем, так и без него несет арендатор.

В соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся затраты на содержание служебного транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного и иных его видов).

Следовательно, организация вправе учесть расходы для целей налогообложения на техническое обслуживание, ремонт, мойку, парковку при соблюдении нормы ст. 252 НК РФ.

В силу п. 1 ст. 226 НК РФ российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы (за исключением доходов, в отношении которых исчисление сумм и уплата налога производятся в соответствии со ст. 214.3, 214.4, 214.5, 214.6, 226.1, 227 и 228 НК РФ), обязаны исчислить, удержать с налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 224 НК РФ.

Поэтому организация при выплате работнику дохода по договору аренды автомобиля должна удержать и перечислить сумму исчисленного НДФЛ.

Иные расходы, которые по договору аренды несет арендатор, являются расходами организации и в налоговую базу по НДФЛ у работника не включаются. Налоговая база по НДФЛ возникает, если организация компенсирует работнику расходы, которые по договору аренды несет арендодатель.

Что касается оформления отношений с водителем через компенсацию, то расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, в пределах норм, установленных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 № 92 «Об установлении норм расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией» (пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Дополнительно возмещаемые расходы сверх установленных норм за использование личного легкового автомобиля в целях исчисления налога на прибыль не учитываются.

Так как гл. 23 НК РФ не содержит норм компенсаций при использовании личного имущества работника в служебных целях и не предусматривает порядка их установления, для целей применения п. 3 ст. 217 НК РФ следует руководствоваться положениями ТК РФ. Поэтому освобождению от налогообложения НДФЛ согласно п. 3 ст. 217 НК РФ подлежат суммы компенсационных выплат, связанных с использованием личного автомобиля работника в служебных целях, в соответствии с соглашением сторон (письмо Минфина РФ от 28.06.2012 № 03-03-06/1/326).

При этом работнику необходимо иметь документы, подтверждающие принадлежность ему используемого имущества, расчеты сумм компенсаций и документы, подтверждающие фактическое использование имущества в интересах работодателя, а также документы, подтверждающие произведенные в связи с этим расходы.

Вариант № 2. Автомобиль принадлежит организации.

Если автомобиль принадлежит организации и расходы на машину осуществлялись водителем за пределами его рабочего дня, то могут возникнуть налоговые риски в части налога на прибыль и НДФЛ.

Некоторые суды поддерживают позицию налоговых органов и указывают на то, что расходы, понесенные во внерабочие дни (часы), в том числе на ГСМ и мойку служебного автомобиля, не отвечают критериям ст. 252 НК РФ (Постановление ФАС Московского округа от 03.12.2012 № А41-20691/11).

Есть и противоположная позиция. Так, в Постановлении ФАС Московского округа от 03.02.2009 № КА-А40/96-09 налоговые органы установили, что автомашины, управляемые некоторыми водителями, согласно путевым листам выезжали из гаража не раньше 9:00, а возвращались не позднее 18:00, тогда как по кассовым чекам в ряде случаев бензин приобретался на АЗС либо до 9:00, либо после 18:00.

Налоговая инспекция сочла, что названные лица получили доход, подлежащий учету при исчислении НДФЛ.

Суд принял позицию налогоплательщика и признал доначисления НДФЛ неправомерными, так как обслуживание автотранспортного средства после возвращения с линии (работы) либо перед выходом на линию (работы), включая заправку ГСМ, является объективно необходимым действием для обеспечения непрерывности производственного процесса. Суды указали, что факт перегона транспортного средства от места нахождения общества к месту жительства водителя, принявшего транспортное средство в ответственное хранение, не свидетельствует об использовании указанного средства и приобретенных на выданные под отчет денежные средства ГСМ в личных целях.

В Постановлении ФАС Московского округа от 04.02.2008 № КА-А40/13427-07-2, в котором суд также поддержал налогоплательщика, было отмечено, что размер и связь расходов на ГСМ, в том числе приобретенных в выходные дни, с производственной деятельностью общества подтверждаются контрольно-кассовыми чеками, авансовыми отчетами водителей, приказом о сменной работе водителей.

Рекомендуем во избежание налоговых рисков в рассматриваемой ситуации установить приказом руководителя, что автотранспорт передается лицам, допущенным к управлению, на ответственное хранение по месту жительства в связи с отсутствием стоянки на предприятии.

Кроме того, необходимо в нормативном локальном акте указать порядок возмещения расходов на ГСМ и автомойку.

Также возможно рассмотреть установление водителю ненормированного рабочего дня, что позволит экономически обосновать произведенные после 18:00 расходы.

Источник

Автомобиль организации заправлен до начала (после окончания) рабочего дня: налоговые последствия

«Налоговый вестник», 2016, N 9

Самые простые, обычные хозяйственные операции, к сожалению, могут быть оформлены с нарушениями. Материалы судебной практики и проверок деятельности организаций позволяют сделать некоторые обобщения, приведенные в настоящей статье, с тем, чтобы риск претензий со стороны специалистов контролирующих ведомств был минимизирован.

Можно говорить о том, что такое незначительное на первый взгляд событие, как покупка ГСМ для автомобиля до начала или после окончания рабочего дня, может вызвать доначисление налога на прибыль. Ведь фактически оно свидетельствует о неточностях или неправильном оформлении хозяйствующим субъектом документов или нарушениях при привлечении сотрудника к работе и организации его рабочего времени.

Получается, что, хотя нормами действующего законодательства РФ заправка служебного автомобиля до или после рабочего дня не запрещена, вопросы (и серьезные) она зачастую вызывает.

Рассмотрим данную практическую ситуацию подробнее.

Проверки в организации

Согласно ст. 87 НК РФ налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов:

Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах. Тот факт, что автомобиль был заправлен до начала или после окончания рабочего дня, проверяющим может стать известным, например, в случае выездной проверки, когда контролерами рассматривается большой объем документации компании. Как именно налоговые инспекторы могут узнать об этом?

Во-первых, в большом количестве учреждений принимаются распорядительные документы (приказы) о закреплении того или иного автомобиля за конкретным водителем. В таком случае можно соотнести продолжительность (режим и график) работы конкретного водителя и даты заправки автомобиля.

Для некоторых категорий хозяйствующих субъектов обязанность по оформлению указанного распорядительного документа прямо предусмотрена в законодательстве (см., например, п. 3.7.28 Правил, утвержденных Приказом Минсвязи России от 25.12.2002 N 148 «Об утверждении и введении в действие Правил по охране труда при работах на радиорелейных линиях связи»). Однако для большинства организаций закрепление автомобиля за конкретным водителем является правом, а не обязанностью.

Во-вторых, специалисты контролирующего ведомства могут изучить данные путевых листов и чеков АЗС.

С необходимостью оформления путевых листов сталкиваются не только автотранспортные организации, но и иные организации, использующие автомобили для осуществления деятельности. В число обязательных реквизитов путевых листов включаются в том числе сведения о транспортном средстве и сведения о водителе (Приказ Минтранса России от 18 сентября 2008 г. N 152).

При приобретении бензина за наличные в распоряжении проверяющих окажется и такой документ, как кассовый чек АЗС. По реквизитам, указанным в кассовом чеке, можно определить, где и когда работник находился в определенное время.

Данные о начале и окончании рабочего дня водителя, заправляющего автомобиль, проверяющие смогут найти в документах, регламентирующих режим рабочего времени. Чаще всего речь идет о графике рабочего времени. Ведь в соответствии с п. 4 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Минтранса России от 20.08.2004 N 15, графиками работы (сменности) устанавливаются рабочие дни с указанием времени начала и окончания ежедневной работы (смены), времени перерывов для отдыха и питания в каждую смену, а также дни еженедельного отдыха. Графики работы (сменности) при выполнении регулярных перевозок должны составляться работодателем для всех водителей на каждый календарный месяц с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени.

Налог на прибыль

Как мы упомянули выше, в рассматриваемой ситуации (заправка автомобиля до начала или после окончания рабочего времени) возможно доначисление налога на прибыль.

В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). При этом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы.

Справедливости ради стоит отметить, что в рассматриваемой ситуации внимание проверяющих привлек не только факт заправки автомобиля за пределами имеющейся продолжительности рабочего времени, но и несоответствие в путевых листах и чеках АЗС. Однако и в иных ситуациях сотрудники контролирующих ведомств с высокой долей вероятности будут руководствоваться тем же самым подходом.

Так, например, столичным налоговым ведомством при рассмотрении аналогичной ситуации (заправка автомобиля производилась в выходной день) было указано следующее (Письмо УФНС России по г. Москве от 19.06.2006 N 20-12/54213@). Для признания расходов на приобретение ГСМ в период работы автомобильного транспорта сверх нормального рабочего дня в целях налогообложения прибыли необходимо наличие как документов, подтверждающих фактический расход бензина на производственные цели, так и оформленных в соответствии с установленными требованиями путевых листов, а также утвержденных руководителем организации правил внутреннего распорядка, предусматривающих работу в выходные дни и обеспечение точного учета сверхурочных работ, выполненных водителями автомобилей. В иных случаях учесть расходы нельзя.

Велика вероятность того, что и в суде обжаловать подобное решение налоговых инспекторов не удастся. В качестве примера можно привести Постановление ФАС Московского округа от 03.12.2012 по делу N А41-20691/11. В данном судебном акте было указано, что расходы на ГМС, которые были понесены в выходные и праздничные дни, не должны учитываться при исчислении налога на прибыль организаций, поскольку фактически автомобиль считает использованным в непроизводственных целях.

Контраргументы

При возникновении указанных выше претензий со стороны проверяющих хозяйствующий субъект может привести контраргументы: заправка автомобиля осуществлена в результате привлечения сотрудника к сверхурочным работам. Однако в таком случае могут возникнуть иные проблемы.

Работодатель обязан обеспечить точный учет продолжительности сверхурочной работы каждого работника. К тому же оформление сверхурочной работы также осуществляется в особом порядке (обязательным, например, является издание соответствующего приказа о привлечении к сверхурочной работе). Поэтому в рассматриваемой ситуации (когда факт работы за пределами обычного рабочего дня был установлен при проверке деятельности организации) есть риск привлечения к ответственности за нарушения норм трудового законодательства РФ.

По общему правилу нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

Источник

Оцените статью
Avtoshod.ru - все самое важное о вашем авто