Запорожец машина год выпуска

Хронология выпуска ЗАЗ-965 и отличия по годам. Ч.1

989564u 100

Информация взята с сайта zaz.kiev.ua

ЗАЗ 965 модификации по годам

ЗАЗ 965 и 965А выпускались ПАРАЛЛЕЛЬНО

965 — 1960-1964
965А (1 серия) — 1962-1966
965А (2 серия) — 1966-1969
С границей между 1 и 2 сериями — неясно. Под 1 серией понимается машина с вогнутым передком и МеМЗ-966, а под второй — выпуклый передок и МеМЗ-966А.

965АР выпускался не то с 68, не то с 69 года. Имел полуавтоматическую коробку передач. Точнее, автоматическое сцепление. До наших дней дожили считаные единицы таких автоматов…

октябрь 1962:
— начало выпуска ЗАЗ-965А с двигателем МеМЗ-966 мощностью 27 л.с.

конец 1963:
— начало установки электромагнитного привода включения стартера взамен механического;
— изменён узел «стойка и палец передней подвески» и отличается от прежнего установкой колпачка, запрессованного со стороны головки пальца в стойку, а с противоположной стороны — резинового кольца, которые защищают палец стойки, втулки и регулировочные шайбы от пыли и влаги;
— усилены рычаги передней подвески

июль 1964:
— начало установки передних сидений с откидной спинкой. При этом новые спинки взаимозаменяемы со старыми;
— видоизменение щитка приборов — установка указателя температуры взамен лампы аварийной температуры масла и перенос лампы аварийного давления масла на панель приборов.

январь 1965:
— начало установки тормозов с автоматической регулировкой зазора между колодкой и барабаном.
— разработка двигателя МеМЗ-966А мощностью 30 л.с.
Отличия от МеМЗ-966:
-карбюратор К-125
-генератор переменного тока на 250 Вт (взамен генератора постоянного тока на 160 Вт)
-новый масляный радиатор
-более тонкие шпильки крепления головок цилиндров (в средней, стержневой части)
-поперечный разрез головок цилиндров в нижней части рёбер для уменьшения вероятности коробления и более плотного стыка с цилиндрами.

1) ЗАЗ-965, условно назовём «тип 0» (малая серия, 1960 год)

Источник

Слепить «горбатого»: трудный путь первой советской малолитражки

RIAN 174061.HR .ru

Этот кургузый заднемоторный автомобиль стал символом эпохи. Он был детищем короткой «оттепели» со всеми ее плюсами и минусами, мечтами и несбывшимися надеждами. Его задумали как подарок молодым советским семьям, однако он так и не стал по-настоящему массовым и любимым. Зато сколько про него придумано анекдотов! Ровно 60 лет назад с конвейера сошел первый «Запорожец», «горбатый» ЗАЗ-965. «Известия» вспоминают непростую историю его создания.

«Хрущевка» на колесах

Идея создания первого советского «народного» автомобиля родилась в середине 1950-х. До этого наш автопром был сосредоточен на выпуске грузовиков, которые требовались армии и народному хозяйству, а легковые машины воспринимались в большей степени как служебные — для перевозки номенклатурных сотрудников, работы в качестве такси. В личном пользовании машины имели лишь немногочисленные обласканные властью «избранные». Собственно, само наличие машины уже свидетельствовало о принадлежности к советской элите. Ситуация стала меняться вскоре после смерти Сталина.

RIAN 6149355.HR .ru

Кафе «Карлыгаш» в селе Ново-Воскресеновка, колхоз «Победа», Меркенский район Джамбульской области, Казахская ССР, 9 марта 1968 года

Из речи Георгия Маленкова на V сессии Верховного Совета (август 1953 года):

«Неотложная задача состоит в том, чтобы в течение двух-трех лет резко повысить обеспеченность населения продовольственными и промышленными товарами — мясом и мясными продуктами, рыбой и рыбными продуктами, маслом, сахаром, кондитерскими изделиями, тканями, одеждой, обувью, посудой, мебелью и другими предметами культурно-бытового и домашнего обихода, значительно поднять обеспеченность населения всеми товарами народного потребления».

Начался период, который иногда называют «малым НЭПом»: согласно бюджету на 1954 год, предполагалось резко повысить закупочные цены на сельхозпродукцию, увеличить размеры приусадебных участков и даже сократить военные расходы. Государственные ассигнования на производство потребительских товаров выросли впервые за всю советскую историю, причем достаточно существенно. Желание не только работать, но и зарабатывать — естественно, честным трудом, а не спекуляцией или, упаси Маркс, частным предпринимательством, — более не считалось чем-то зазорным.

Новый глава государства Никита Хрущев, хотя и не без подозрения относился к подобным новациям, но разделял мнение, что пора «дать послабления» трудящимся массам. Так, в 1955 году он стал инициатором массового строительства жилья, в народе получившего прозвание по его фамилии — «хрущевки». Создание недорогого семейного автомобиля как нельзя лучше вписывалось в новую советскую реальность, и в 1957 году Минавтопром получил соответствующее задание. Машину разрабатывали в полном соответствии с европейской модой: лучше — меньше. К 1960 году микролитражка должна была встать на конвейер.

RIAN 5470219.HR .ru

Корпус будущего автомобиля ЗАЗ-965 «Запорожец» в специальной сушильной камере Запорожского автомобильного завода, Украинская ССР, 6 июля 1961 года

Depositphotos 9734243 xl 2015

Но для того чтобы создать свой автомобиль, нужно иметь конструкторскую и экспериментальную базу, а ее в СССР по большому счету не было. Самой скромной по размерам моделью в послевоенные годы был «Москвич-400/401», слегка переделанный трофейный Opel Kadett К38 1937 года, выпускавшийся на Московском заводе малолитражных автомобилей на полученном по репарациям оборудовании. В середине 1950-х эта машина уступила место «Москвичу-402», более вместительному, комфортабельному и дорогому. Других компактных авто на советском автомобильном горизонте просто не существовало.

Как «Москвич» стал «Запорожцем»

Подготовку проекта поручили именно МЗМА (в 1968 году его переименуют в Автозавод имени Ленинского Комсомола, АЗЛК), а в качестве прообраза был выбран модный и современный Fiat 600. При этом было решено, что конкретные узлы и агрегаты наши инженеры будут разрабатывать сами с учетом отечественных условий и возможностей, а от итальянского образца возьмут лишь общую концепцию. Главные отличия состояли в том, что наша машина должна была стать более проходимой и простой в обслуживании — асфальтовые дороги вне городов были редкостью, а станций техобслуживания для «частников» в СССР тогда не существовало вовсе.

Depositphotos 218999816 xl 2015

%D0%93%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F f49tJ7j5IMU

Разрабатываемая модель получила условное название «Москвич-444». В ее создании кроме инженеров МЗМА участвовали и специалисты НАМИ, ранее занимавшиеся в основном созданием автомобилей для военных нужд. Задача была непростой еще и потому, что в СССР не существовало готовых мощностей, способных выпускать комплектующие для сборки малолитражного автомобиля.

Самым проблемным узлом оказался двигатель. Рассматривалось множество вариантов, от мотоциклетного движка Ирбитского завода до перспективных новых разработок. От двухтактного мотоциклетника отказались из-за малого ресурса, остальные моторы получили свой шанс. При этом рассматривались только двигатели воздушного охлаждения (они легче, а вес машины не должен был превышать 600 кг), с задним расположением, над ведущими колесами. В итоге лучше других показал себя двигатель НАМИ-В. Но коллегия генплана решила, что он сложен в производстве и настояла на использовании другого мотора — НАМИ-Г, который изначально создавался для военных нужд и по степени готовности был ближе к выпуску.

Шумный новичок

RIAN 529479.HR .ru 1

Время поджимало, к тому же двойное назначение было экономически эффективно. Двигатель этот ставить предполагалось на находившийся в разработке легкий амфибийный транспортер ТПК. Исходя из своего предназначения, мотор имел некоторые специфические черты — расположенный сзади масляный радиатор, высокое расположение трамблера, корпус из алюминиево-магниевого сплава, облегченные блоки цилиндров.

Источник

Вся история «Запорожца»

53648b4s 100

d1d2b38s 960

У этого автомобиля было много имен. От обидного «Запор» и «Горбатый» до ласковых «Кругленький» и «Чебурашка». Он был необычен буквально всем: непривычно маленький, непривычно дешевый, с непривычным «горбом» в корме, недра которой содержали тарахтящий двигатель воздушного охлаждения. Приятно удивляла и цена: 1800 рублей против 2511 за Москвич и баснословные 5100 за Волгу! Скопив 22 свои зарплаты и простояв несколько лет в очереди на машину, новоиспеченный автолюбитель получал СОБСТВЕННОЕ транспортное средство. Для многих семей в СССР именно неказистый Запорожец стал первым автомобилем в семье. Он был предметом гордости и насмешек одновременно. «Полчаса позора и ты на работе» — это именно о нем. Самый доступный автомобиль Советского Союза: Запорожец.

История этого маленького автомобильчика началась в конце пятидесятых годов, когда стало понятно, что страна остро нуждается в машине особо малого класса, этакого «народного автомобиля» на манер Ситроена «Ши-Ви» или Жука. Первоначальную разработку машины поручили Московскому Заводу Микролитражных автомобилей (МЗМА). Работа началась в конце 1956 года, за основу был взят итальянский ФИАТ 600, а разработку поручили Московскому Заводу Микролитражных автомобилей.
Уже в 1957 году был создан прототип будущего «Запорожца» — тогда ещё Москвич – 444, а всего было сделано 5 экспериментальных машин. К 1958 году стало ясно, что на полностью загруженном Московском заводе мощностей для производства нового микролитражного автомобиля просто нет. И 28 ноября 1958 года Совмин СССР принимает «историческое» решение об организации на Запорожском заводе сельхозтехники «Коммунар» производства нового автомобиля без прекращения выпуска основного вида продукции. Поставщиком двигателей назначили Мелитопольский Моторный Завод (МеМЗ)
Производство пришлось открывать практически с «чистого лица», своих «автомобильных» инженеров у завода не было, посему часть команды была призвана с ГАЗа и все того же МЗМА, а часть проходила на этих заводах стажировку.

45d2b38s 960

55d2b38s 960

1dd2b38s 960

Вот что вспоминает один из создателей машины, тогда ещё только демобилизованный из армии аэродромный техник Иван Кошкин (Авторевю №4, 2011):

Экспериментальные Москвичи оказались ходовыми макетами. Перемещаться самостоятельно кое-как могли, но ездить по дороге с нагрузкой- нет. Посудите сами: передняя подвеска с поперечной рессорой обеспечивала динамический ход всего 30-40 мм, хотя для наших дорог нужно было не менее 70. А этот ирбитский мотоциклетный мотор? Ведь сразу было понятно, что он не годен! Мы даже серьезно испытывать этот образец не стали.

Неудачи, связанные с двигателем, преследовали Запорожцы всегда. Сначала долгое время не могли найти нужный силовой агрегат, даже оснащали экспериментальные образцы моторами BMW, потом в кратчайшие сроки «подгоняли» мотор, созданный в НАМИ и спешно присланный в Запорожье… Воздушное охлаждение двигателя автоматически означало и наличие автономной печки, в итоге и то и другое не работало должным образом и не обладало достаточным ресурсом.

3272b38s 960

В 1961 году была выпущена первая партия «Горбатых». Однако в авто магазины она не попала, а разошлась по смежникам. Сорвать план производства легковых автомобилей в СССР было нельзя! Поэтому выкручивались, как могли, модернизируя откровенно «сырую» машину «на ходу»…

На базе «Горбатого» выпускали несколько основных модификаций:
965АЭ — экспортная модификация, отличалась улучшенной отделкой салона и шумоизоляцией, а также пепельницей и радиоприемником в стандартном оснащении. На рынках Запада продавалась под названиями Yalta или Jalta. По разным данным, было экспортировано около 5000 экземпляров.

67d2b38s 960

965Б/965АБ/965АР — инвалидная модификация, предназначенная для людей с поврежденными ногами и здоровыми руками.

965П — пикап для внутризаводского использования. Вообще, целесообразность создания пикапа на базе заднемоторной машины весьма сомнительна. Создаваемый по обходной технологии, он не имел ни боковой, ни задней двери.

965С — автомобиль для сбора писем с правым расположением руля и заглушками вместо задних окон.

В 1963 автомобиль первый раз серьезно модернизируют и начинают устанавливать 27-сильный (против 22 у предыдущей модели) двигатель МеМЗ-965, а также проводят фейслифтинг передка.

В 1963-ем же году на экраны страны выходит первая советская «пляжная» комедия «Три плюс два». Лирическая и беззаботная лента с загорелыми героями, блестящими автомобилями и ресторанами на берегу моря по началу сильно не понравилась сильным мира сего от кино. Мол, как так: в кадре советские люди полтора часа ничего не делают! Пускаются в автомобильные погони, читают западные «дюдюктивы» и вьют любовные интриги. Подобный скептицизм, впрочем, не помешал фильму на просмотрах в кинозалах страны собрать 35 миллионов человек… Однако для нас картина ценна прежде всего 966-ым Запорожцем в роли второго плана, а также крылатой фразой Андрея Миронова: «Консервная банка системы Запорожец».

Кстати, последующий за фразой диалог кажется лишенным смысла:

— Консервная банка системы «Запорожец»!
— Новой марки?
— Старье!

О какой новой марке спрашивал дипломат Вадим ветеринара Романа – остается загадкой, т.к. к 1963 году модель ЗАЗ-966 ещё не выпускалась. Можно лишь предположить, что два друга посещали ВДНХ, где ежегодно выставлялась новые концепты «зреющего» 966-ого…

Меж тем, объективно говоря, ЗАЗ-965 был изначально моделью уже устаревшей: кузов и заднюю подвеску позаимствовали у популярного ФИАТ-600, переднюю – у «Фольксвагена-Жук», мотор походил на татровскую «воздушку», только сильно уменьшенную. Кстати, ФИАТ – 600 тоже в свое время «снялся в кино», и не у кого-нибуть, а у самого маэстро Фредерико Феллини. Именно белый Фиат стал первым автомобилем одного из второстепенных героев в ленте «Ночи Кабирии» 1957 года.

Кстати, такой спорный элемент конструкции, как навешанные на средних стойках двери, был вызван необходимостью повысить удобство эксплуатации машины для инвалидов, «целевой аудиторией» которых отчасти и являлся. Вообще, автомобиль изначально проектировался максимально ремонтопригодным, простым по конструкции и проходимым. Например, двигатель можно было извлечь из моторного отсека вдвоем, а передние и задние стекла были взаимозаменяемы.

В Киеве, возле здания автодорожного техникума на метро Лыбедская, установлен памятник «965-ому».

Историческая справка:
Запорожский завод Коммунар имеет давнюю историю. Он был основан в 1863 году (что интересно, через два года после отмены крепостного права) голландцем Абрагамом (Авраамом) Коопом и специализировался на производстве сельхозтехники. В 1923 году бывший завод Коопа был национализирован и переименован в Коммунар. Сохранив магистральное направление деятельности, завод перепрофилировался на выпуск более современной продукции – комбайнов и тракторов. В 1961 году завод переименовывают в Запорожский Автомобильный Завод и на нем разворачивается выпуск автомобильной продукции.

В 1966 году завод приступает в выпуску новой модели запорожца – ЗАЗ-966. Вокруг дизайна этого автомобиля до сих пор не утихают споры. Многие указывают на очевидное сходство с западногерманским NSU Prinz 4. Однако, основополагающая идея в дизайне Принца – а именно опоясывающая горизонтальная поясная линия – в свою очередь является элементом стайлинга Американского Chevrolet Corvair 1960 года. Кстати, столь привычный нам «Запор» мог выглядеть и гораздо смелее, о чем свидетельствуют поисковые прототипы тех лет. Однако вычурные передние крылья, ниспадающая крыша и обилие хрома очень быстро сделали бы автомобиль морально устаревшим, а частная смена или обновление главной модели были невозможны по целому ряду причин. Возможно, именно по- этому на производство был поставлен более «спокойный» внешне вариант. Конструктивно же он мало чем отличался от своего предшественника и оснащался с лишь слегка «подновлённым» двигателем от предыдущей модели (ЗАЗ-966 с двигателем МеМЗ-966В — 887 куб.см, 27 л.с.).

Источник

Оцените статью
Avtoshod.ru - все самое важное о вашем авто