Замена подшипников переднего колеса мотоцикла

Замена подшипников колеса мотоцикла

Итак, давайте рассмотрим, как без лишних действий в домашних условиях качественно и правильно заменить подшипники колес с соблюдением правил безопасности, а так же, не повредив своими действиями других частей мототранспорта.

Оглавление:

Выполним замену подшипников на примере мотоцикла ИЖ. Сразу можно отметить, что все модели и модификации этой марки мотоцикла идентичны в плане колесной базы, не зависимо от года выпуска. Сначала давайте разберем, из чего состоит колесо.

В колесную базу мотоцикла входят:

Подготовка к ремонту

Приступая к работе, изначально подготовьте место, где будете производить разборку своего любимца. Хорошо промойте место, где будете ставить мотоцикл, чтобы лишние предметы и грязь не мешали вам выполнять дальнейшие действия. Также вам нужно помыть мотоцикл перед разборкой, хотя многие этого не хотят делать, но для своего же удобства и комфорта снятия запчастей транспорта это необходимо сделать.

Для разборки мотоцикла нужно подготовить нужный инструмент, без которого невозможно выполнить замену подшипников.

Инструменты, которые потребуются для работы с советским мотоциклом ИЖ:

Еще вам потребуется смазочное масло. Можно использовать обычное дизельное для смазки болтов и при сборке; солидол или литол-24 — для пропитки нового подшипника. Возможно пригодится раскоксовка WD-40 (либо аналогичная проникающая смазка) для удаления ржавчины с болтов, которые трудно откручиваются.

Установка мотоцикла на рабочее место

Как только вы полностью подготовились к разборке, начинайте с постановки мотоцикла на поперечную подножку, предварительно отсоединив коляску, если она у вас есть. Данное действие производится исключительно для удобства ремонта, поэтому, если по каким-то причинам отсоединять коляску не хочется или не предоставляется возможным, можно произвести замену подшипников вместе с ней.

2018 01 18 00 39 15

Перед ремонтом мотоцикла его необходимо поставить на поперечную подножку

Если у вас отсутствует центральная подножка, то установите под раму в районе двигателя, брус (пенек) для подстраховки аппарата, дабы при снятии колеса он не упал на переднюю вилку или заднюю подвеску, в зависимости от того, какое колесо вы снимите. Падением или нагрузкой на ходовую часть можно ее повредить, что в дальнейшем только усложнит вам ремонт как материально, так и физически.

Снятие заднего колеса

Переходим к снятию заднего колеса. Снимаем сидение, нажав на рычажок, который находится в передней части основания сидения, открываем его и видим, что к нему подходят провода, соединенные на фишках, которые идут к вмонтированному в пенал стоп-сигналу, находящемуся сзади. Отсоединяем их, и, оттягивая сиденье движением назад, снимаем сидение вместе с крылом рамы.

2018 01 18 00 48 14 2

Снятие сидения с мотоцикла ИЖ

Теперь нам ничего не мешает. Приступаем к ослаблению барабана, натяжных болтов с ушками, которые находятся с двух сторон колеса и затянуты болтом (осью), затем осторожно выбиваем саму ось и вынимаем ее, после чего гайку накручиваем обратно на болт и кладем в чистый коробок или тряпочку. Туда же кладем распорную втулку. Не забывайте о том, что резьба везде левая, то есть откручивается по часовой стрелке.

3213

Процесс демонтажа оси мотоцикла ИЖ

Снимаем колесо, приподняв его вверх и, медленно раскачивая, движениями влево-вправо вынимаем из барабана. Барабан можно оставить на подвеске, если он у вас не требует никаких вмешательств.

253

Снятие заднего колеса

Снятие переднего колеса

Снимая переднее колесо, достаточно отпустить болт, который удерживает ось на пере вилки, а после вывернуть саму ось. Затем демонтируем крышку тормозного барабана. Все тросы, подходящие к ней, отсоединять не стоит.

snimaem perednee koleso izh

Снятие оси переднего колеса мотоцикла ИЖ

Снятие колеса коляски

1336565075 77

1 — передняя регулируемая тяга; 2 — средняя регулируемая тяга крепления; 3 — задний цанковый зажим; 4 — передний цанговый зажим

Снятие колеса на коляске также не займет много времени. Рекомендуется снять коляску с мотоцикла, а затем производить ремонт. Для этого нужно открутить два болта нижних кулачков крепления (на рисунке — 3 и 4), которые при отворачивании ослабляются и дают возможность выйти из зацепления.

Также нужно открутить две регулирующие тяги (на рисунке — 1 и 2), которые идут к верхней части рамы. Крепятся они болтами, заходящими в специальные уши. Открутив нижние, а затем и верхние тяги, просто отводим коляску в сторону.

При этом действии мотоцикл должен быть установлен на поперечную подножку во избежание падения. Его также можно подпереть другим удобным предметом, если подножки нет, либо же просто поставить мотоцикл на скорость, и, приподняв коляску, подставить пень — в дальнейшем это обеспечит безопасное снятие колеса.

Для того чтобы открутить гайку оси, нужно вытащить шплинт. Только после этого откручиваем и снимаем колесо. Ось вместе с барабаном и тормозными колодками остается на месте. Во избежание потери гайки, накручиваем её обратно на ось.

2018 01 19 12 47 20

Снятие колеса коляски мотоцикла ИЖ

Снятие ступичных подшипников

Само колесо разбираем в такой последовательности:

2018 01 19 13 29 56

При помощи семейного ключа снимаем корпус сальника (в нём будет первая шайба), затем снимаем декоративную крышку, если она имеется

2018 01 19 13 41 11

Левый подшипник впрессовывается через отверстие правого с помощью выколотки и молотка.

Вынув распорную втулку, выбиваем правый подшипник осторожными ударами молотка по деревянному бруску, который должен с легкостью входить в основу колеса (посадочное место подшипника). Можно использовать и пробой или металлическую трубку, но главное при этом — не повредить место посадки, так как потом уже будет тяжело что-то исправить.

2018 01 19 13 43 32

Выбиваем первый подшипник, затем переворачиваем колесо и выбиваем второй подшипник

После того, как вы все разобрали, приступайте к чистке всех частей, которые были сняты, кроме старых ненужных подшипников (их можно отложить в сторону или просто выбросить). Следует тщательно протереть все посадочные места и не допускать в последующей сборке попадания грязи, пыли, так как это повлечет за собой ускоренный процесс износа деталей.

Установка ступичных подшипников

Запрессовывание подшипников производится в обратной последовательности, но здесь есть свои нюансы. Действовать нужно более ответственно, так как работоспособность и долговечность будет зависеть от того, насколько вы все сделаете правильно.

tsytsyts

Запрессовываем первый подшипник. Для этого кладём на него сверху старый ненужный подшипник и аккуратно бьём по нему молотком (как на рис. ниже)

Raspornaya vtulka zadnego kolesa mototsikla 1

С обратной стороны колеса вставляем распорную втулку

2018 01 19 14 44 06 2

Процесс запрессовки новых подшипников

2018 01 19 14 19 43

После того, как подшипники на месте, переходим к заключающему процессу.

Установка колеса на место

От последствия данной операции зависит, сколько раз вы будете крутить гайки. Как правило, все спешат затянуть тормозной барабан — этого делать не стоит.

Так вот, первым делом, конечно же, заводим наше колесо в барабан, затем болтом нужно попасть во все нужные отверстия и подтянуть гайкой. Теперь приступаем к натяжению цепи специальными натяжными болтами. Она не должна быть сильно перетянута, но и послаблена тоже, так как будет быстро растягиваться и в конце концов может слететь на ходу. Удостоверившись, что цепь натянута правильно и колесо стоит ровно (смотрите соответственно подвески), приступайте к затяжке барабана, затем затягивайте колесо. Ну и самый последний момент — ставите сиденье, не забывая подключить проводку, и снимаете мотоцикл с подножки.

На этом ваш ремонт окончен. При всем этом не забывайте следить за натяжкой спиц и не допускайте, чтобы колесо было спущено.

Источник

Замена подшипников колёс мотоцикла.

При поездках по дорогам среднего качества, фирменные подшипники колёс импортных мотоциклов, выдерживают до 25 тысяч км. На отечественных байках срок службы колёсных подшипников меньше, так как качество российских или украинских подшипниковых заводов, оставляет желать лучшего. К тому же наши убитые дороги где нибудь в глубинке, могут сократить ресурс колёсных подшипников в двое. Ну а если вы любитель исполнять на мотоцикле трюк под названием «стоппи», то ресурс может сократиться более чем в два раза. Короче, рано или поздно, наступает момент замены подшипников в колёсах, это мы и рассмотрим в этой статье.

Момент замены подшипников наступает, когда байк начинает рыскать по дороге даже на небольшой скорости. И если даже из колёс не слышен шум, то всё равно поездки с убитыми шариками становятся опасны. Ну а если шарики зашумели, то выезжать вообще не советую, так как в любой момент их может заклинить, и дальнейшие события могут быть весьма печальны. Вообще, перед началом каждого сезона, а если вы быстро ездите по убитым дорогам, то и несколько раз за сезон проводите проверку состояния подшипников.

Это сделать не трудно, нужно установить мотоцикл на центральную подставку или небольшой подъёмник, и попросив товарища полностью повернуть руль до ограничителя, и зажать его в таком состоянии. А вы должны захватить колесо руками, и попытаться покачать его в разных плоскостях. При этом люфт, если он присутствует, легко чувствуется, но его нужно уметь отличить от люфта в перьях вилки или от люфта в подшипниках рулевой колонки. Если чувствуется любой люфт, то всё равно разборка неизбежна, так как это нужно устранять. А при снятии колеса уже точно станет ясно, где и что люфтит.

С задним колесом немного проще, так как здесь не нужен помощник, для удержания руля, и люфт колеса здесь лучше чувствуется и его легче отличить от люфта подшипников маятника. Но и здесь тоже, если почувствовали малейший люфт, то лучше снять колесо, чтобы проверить уже более точно где люфтит (особенно новичкам).

Последовательность замены подшипников колёс.

Казалось вроде бы простая операция замены подшипников колёс, у новичков может вызвать некоторые сложности (особенно на мотоциклах иномарках). И дело здесь даже не в умении разборки или сборки с помощью молотка, а в том, как всё правильно и аккуратно сделать, чтобы не испортить детали мотоцикла или новые подшипники.

%D0%98%D0%B7%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5 %D0%BE%D1%81%D0%B8 %D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D1%81%D0%B0.Для начала нужно избавиться от тормозных суппортов, открутив их крепления и подвесив их на мягкой проволоке, а не на тормозном шланге. Затем следует отжать гайку (или болт) оси колеса, и только после этого отжать болты, зажимающие ось в перьях вилки (один из болтов выделен красным кружком на фото 1). Иначе трудно будет удержать от проворота ось колеса, когда вы будете откручивать её гайку.

Затем вставив в радиальное отверстие (на краю оси) стальной шток или отвёртку, выньте ось из колеса и перьев, при этом полезно слегка прокручивать оську из стороны в сторону.

%D0%94%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F %D0%B2%D1%82%D1%83%D0%BB%D0%BA%D0%B0 %D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D1%81%D0%B0.При извлечении оси колеса, обратите внимание на дистанционные втулки (те, что между перьями и внутренними обоймами подшипников), показанные на фото 2, и если правая и левая отличаются друг от друга по длине, а может даже и по диаметру, то пометьте маркером заранее, где какая была. Хотя попадаются на некоторых байках одинаковые втулки.

%D0%98%D0%B7%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5 %D1%81%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2 %D0%B8%D0%B7 %D1%81%D1%82%D1%83%D0%BF%D0%B8%D1%86%D1%8B.Извлеките из вилки переднее колесо, а из сальников колеса выньте помеченные дистанционные втулки. Выньте аккуратно и сами сальники, с помощью специальной лопатки (фото 3), или с помощью специального приспособления, описанного здесь, если конечно хотите сохранить родные сальники и их посадочные места в отличном состоянии.

%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B0 %D0%BB%D1%8E%D1%84%D1%82%D0%B0 %D0%BF%D0%BE%D0%B4%D1%88%D0%B8%D0%BF%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2.Теперь настало время для точной проверки люфта подшипников. Для этого вставьте колёсную ось в подшипники проверяемого колеса и покачайте оську рукой в разных направлениях как на фото 4. При такой проверке, даже малейший люфт легко чувствуется. Если он есть, то такие подшипники следует выпрессовать и заменить их новыми.

Выпрессовка изношенных подшипников. При выпрессовке изношенных подшипников, нам важно сохранить не их, так как их место уже на свалке или на рыболовной донке, а главное сохранить их посадочные места в ступице колеса. И чтобы выколачивание подшипников прошло легко и без вреда для их посадочных отверстий в ступице, саму ступицу по кругу (в районе подшипников) следует нагреть до 150 градусов, с помощью технического фена (чтобы посадочные отверстия чуть расширились от нагрева).

Ну а как примерно определить температуру нагрева ступицы в сто — сто пятьдесят градусов? Всё просто — при таких температурах, попавшая на поверхность ступицы капелька воды, мгновенно испаряется, но без отскакивания этой капли от ступицы, как от перегретого утюга.

После нагрева ступицы, переворачиваем колесо другой стороной и с помощью длинного латунного стержня, просунутого через холодный подшипник и распорную втулку, упираемся в подшипник нагретой стороны торцом стержня и лёгкими ударами молотка по стержню, выколачиваем подшипник нагретой стороны, при этом стержень после каждого удара перемещаем по кругу (по подшипнику). После того, как выбьете один подшипник, извлеките распорную втулку ( или сама выпадет) и нагрейте другую сторону ступицы и выбейте и второй подшипник.

Всё это можно было сделать и на холодную, но поверхности посадочных мест подшипников, легко изнашиваются при холодном способе, так как эти отверстия не расширены от нагрева, и твёрдая подшипниковая сталь, при выбивании подшипников, легко разбивает мягкую легкосплавную посадочную поверхность отверстий для подшипников.

Запрессовка новых подшипников. Купив в магазине новые подшипники авторитетной фирмы и нужного диаметра (как выбрать подшипник читаем вот тут) их нужно грамотно запрессовать на свои места, и естественно не испортить их. Вообще в идеале лучше конечно использовать пресс, а не ударный инструмент. Но вот только проблематично найти пресс, в габариты которого уместится мотоциклетное колесо, а отделить ступицу от колеса долго и хлопотно (на большинстве колёс, как правило литых, вообще ступица как одно целое с колесом). Поэтому придётся всё же использовать ударный инструмент.

%D0%9D%D0%B0%D0%BA%D0%B8%D0%B4%D0%BD%D0%B0%D1%8F %D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B0 %D0%B2%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE %D0%B2%D1%82%D1%83%D0%BB%D0%BA%D0%B8.Перед тем как начать греть ступицу, подготовьте всё заранее, а главное подберите втулку из мягкого сплава, которая имеет диаметр на 1 — 1,5 мм меньше, чем диаметр наружной обоймы подшипников. Эта втулка будет давить при запрессовке только в наружную обойму подшипника — это важно. Если же вы не найдёте подходящую по диаметру втулку, или у вас нет возможности её выточить, то в крайнем случае используйте накидную головку подходящего диаметра из набора инструмента (фото 5).

Когда всё подготовите, нагрейте феном ступицу до указанной выше в тексте температуры и опустив в посадочное отверстие новый и смазанный маслом подшипник, наставьте на его наружную обойму втулку и быстро забейте его не сильными ударами по втулке, пока подшипник не нагрелся. При забивании следите чтобы подшипник не перекашивался, особенно в самом начале запрессовки.

Затем переверните колесо, вставьте во внутрь ступицы распорную втулку и нагрев ступицу, запрессуйте с помощью втулки и молотка второй подшипник. После остывания колеса, также с помощью втулки запрессуйте на свои места смазанные маслом сальники. Остаётся вставить в сальники помеченные дистанционные втулки, и установив на место колесо, просунуть через перо вилки смазанную колёсную ось, а затем протолкнуть её до конца и затянуть весь крепёж в порядке, обратном разборке.

%D0%9D%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5 %D1%80%D0%B5%D0%B7%D1%8C%D0%B1%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B3%D0%BE %D0%B3%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0 %D0%BD%D0%B0 %D0%B1%D0%BE%D0%BB%D1%82%D1%8B %D0%BA%D1%80%D0%B5%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F %D1%81%D1%83%D0%BF%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%B0.При установке на место тормозных суппортов, очистите резьбу крепёжных болтов суппортов от грязи, ржавчины или остатков герметика и нанесите на резьбу свежий резьбовой герметик (фото 6). Останется всё собрать и затянуть. В заднем колесе мотоцикла всё делается точно так же.

Надеюсь данная статья поможет новичкам самостоятельно заменить изношенные подшипники колёс мотоцикла на новые, ведь не стоит из-за такой мелочи ехать в мотосервис, который кстати в мелких городах довольно редок; успехов всем.

Источник

О подшипниках.

jpg

Глубоко не вдаваясь в технические тонкости изготовления и маркировки этой распространенной и широко применяемой в мотоциклах детали, хочу дать в этой заметке несколько практических советов по диагностике, выбору и замене подшипников ступицы и рулевой колонки мотоцикла.

В советское время я прочел в каком-то техническом журнале, что по качеству изготовления подшипников можно судить о качестве изготовления в стране изделий, практически в любой области промышленности. В России с этим всегда были проблемы, еще со времен СССР. Отечественные подшипники могут конкурировать по соотношению цена/качество только с худшими импортными аналогами, как правило, это китайские и итальянские изделия. Если этот подшипник стоит в бытовом вентиляторе, то, наверное, плевать какого он качества, лишь бы подешевле, но если он стоит в ступице колеса мотоцикла или в масляной помпе, или в вентиляторе охлаждения двигателя, то сэкономив на цене запчасти, вы рискуете потерять весь аппарат, я уж не говорю о том, что заклинившая ось ступицы может стоить вам жизни.
Поэтому, совет первый: не ставьте в импортную мототехнику ни российские ни китайские подшипники, не жмитесь на расходники.

jpg
В мире есть несколько явных лидеров в области изготовления подшипников, это SKF, NSK, Koyo, NTN,NMB, Timken, NTN, FAG, INA, Nachi и Torrington.

jpg
Существуют, так называемые “фирмы-упаковщики”, которые сами ничего не производят, а под своим брендом продают чужие изделия. Берут они, естественно, грамотным маркетингом (реклама в мотокаталогах и на мотосайтах) и удобством для клиента, подшипники продаются наборами, сразу на переднее и на заднее колесо, на упаковке написано для какой модели мотоцикла они предназначены. Все это очень удобно, только вот предлагают они в основном дешевые китайские детали (см. совет первый).
В странах развитого капитализма диагностика подшипников – это отдельная услуга, за которую с вас обязательно возьмут отдельные деньги. В нашей душевной стране, как правило, диагностика подшипников входит в стоимость шиномонтажа, что логично, так как колесо все равно снято. Пользуйтесь этим! Попросите механика обратить внимание на состояние ступицы, и рулевой колонки, в конце концов сами проверьте!
Если подшипники только начали “подходить к концу”, вы вряд ли поймете, что что-то не так. Мощности двигателя хватит чтобы прокрутить колеса вообще без подшипников! Поэтому оценить их состояние можно только на снятом колесе!

Диагностику подшипников ступицы проще всего проводить на ручном балансировочном стенде. Это такая небольшая П-образная стоечка с осью наверху. На этой оси закрепляется и прокручивается снятое колесо. Пока колесо крутится, придержите ось рукой, таким образом, колесо продолжит вращаться на собственных подшипниках, и вы сразу сможете оценить их состояние. Если вам не удастся удержать ось пальцами, значит подшипники клинит, если вы почувствуете характерное биение, значит подшипник разбит, если почувствуете периодическое заклинивание, значит на обойме подшипника уже образовался “отпечаток” (ямка), что очень скоро приведет к выходу его из строя. Как видите, ничего сложного! Максимум – испачкаете два пальца на руке. При отсутствии ручного балансировочного стенда можно пальцем покрутить подшипник в колесе, если он клинит или болтается, вы это почувствуете, хотя и не так очевидно и наглядно.
Состояние подшипников рулевой колонки можно проверить следующим образом: вывесить переднее колесо, используя центральную подножку или домкрат под раму, взяться руками за нижние концы передней вилки (там, где проходит ось переднего колеса) и покачать вперед-назад. Если в рулевой колонке ощущается люфт, значит, есть проблема. Можно, взявшись за руль (на вывешенном мотоцикле), используя небольшое усилие, буквально, двумя пальцами, повернуть его из одного крайнего положения в другое. Руль должен поворачиваться плавно, без западаний и закусывания, но при этом не болтаться. Если в каком-то положении, как правило, в центральном, руль постоянно тормозит (западает) и требуется большее усилие, чтобы повернуть его дальше, значит, на обоймах подшипников есть отпечаток, и руль “пытается вернуться” в это положение.
Диагностика нужна для того, чтобы устранить проблему в самом начале ее зарождения. Грубо говоря, если харкаете кровью, флюораграфию можно уже и не делать. Если подшипник тотально клинит или он уже развалился, то диагностировать тут нечего, ставим новый.
Чем грозит износ подшипника ступицы? Колесу тяжелее прокрутиться на оси, ступица греется, расход топлива увеличивается, колесо люфтит и т.д.
Поэтому совет третий: не доводите проблему до острой фазы. Вовремя замененная деталь сэкономит вам время и деньги в будущем.

jpg
Замена подшипников ступицы может вызвать затруднения, если у вас нет соответствующего инструмента и навыка. Сама по себе схема простая: вынимаем пыльник ступицы, выбиваем старый подшипник, запрессовываем новый подшипник, ставим на место пыльник. С пыльником проблем не возникнет, он вынимается плоской отверткой, главное его не порвать. А вот демонтаж старого подшипника лучше производить с помощью специального съемника, это обратный молоток с набором накручивающихся насадок под разные диаметры внутреннего отверстия подшипника. Если такого инструмента у вас нет, то подшипник можно выбить с помощью выколотки и молотка. Кладете колесо на старую покрышку, засовываете выколотку в отверстие ступицы (через верхний подшипник и втулку ступицы), “нащупываете” край внешней обоймы нижнего подшипника и аккуратно по кругу его выбиваете. Выбивать подшипник нужно ТОЛЬКО по внешней обойме! Выбив один подшипник, второй демонтировать будет легче, внутренняя втулка выпадет и появиться больше пространства для маневра. Установка нового подшипника производиться также ТОЛЬКО по внешней обойме! Ставите старый подшипник на новый и постукивая молотком по внешней обойме старого подшипника, забиваете новый, когда новый подшипник будет утоплен в ступицу заподлицо, дальше забиваете его выколоткой по кругу, пока он не упрется в специальную полку. Какие неприятности поджидают вас на этом пути?
1. Внешняя обойма подшипника очень узкая, если выколотка соскользнет, вы повредите шарики подшипника или оставите задир на внутренней поверхности ступицы.
2. Перед тем как забивать второй подшипник, не забудьте поставить в ступицу внутреннюю втулку.
3. Перед установкой нового подшипника, выньте защиту шариков и проверьте, есть ли там смазка, если ее мало – добавьте.
4. После прочтения всего вышенаписанного посмотрите в зеркало, если выражение вашего лица скорее кислое, чем воодушевленное, то совет четвертый: доверьте эту операцию профессионалам.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Оцените статью
Avtoshod.ru - все самое важное о вашем авто