Задержан грузовик с ломом цветных и черных металлов

Я перевозил металлолом со своего участка меня остановил ГИБДД и оштрафовали на 500 руб. имеют они это право или нет? спасибо!

Я перевозил металлолом со своего участка меня остановил ГИБДД и оштрафовали на 500 руб. имеют они это право или нет? спасибо!

Ответы на вопрос:

Валентин, добрый вечер! Действия сотрудников ГИБДД не являются законными, поскольку согласно положениям постановления Правительства РФ от 11.05.2001 N 369 «Об утверждении Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения» для организаций и индивидуальных предпринимателей устанавливается определенный перечень документов для транспортировки лома и металла, к числу которых относятся следующие документы:

а) при перевозке лома и отходов черных металлов транспортной организацией:

3)удостоверение о взрывобезопасности лома и отходов черных металлов.

б) при перевозке юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями лома и отходов черных металлов либо лома и отходов черных металлов, переработанных и подготовленных для использования, либо лома и отходов черных металлов, образовавшихся у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в процессе производства и потребления:

1)путевой лист (кроме индивидуальных предпринимателей);

2)транспортная накладная и заверенные копии документов, подтверждающих право собственности на транспортируемые лом и отходы черных металлов;

3) удостоверение о взрывобезопасности лома и отходов черных металлов.

Вы же не являетесь индивидуальным предпринимателем, а выступаете как физическое лицо, соответственно вышеуказанные документы к вам никакого отношения не имеют! Также в вышеуказанном постановлении прямо прописано, что физические лица осуществляют отчуждение лома и отходов черных металлов с указанием основания возникновения права собственности на такие лом и отходы. Соответственно вменять вам штраф за транспортировку металлолома с нарушением его транспортировки нецелесообразно, поскольку правила установленные Правительством РФ не определяют перечень документов для транспортировки металлолома физическим лицом. Следовательно действия сотрудников ГИБДД неправомерны! Действия сотрудников можно обжаловать в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.

Источник

Задержан грузовик с ломом цветных и черных металлов

Милицейские сводки почти ежедневно пестрят сообщениями о пресечении незаконного вывоза лома черных и цветных металлов в приграничные российские регионы. Причем вывозят не килограммами, а десятками тонн.

За два мартовских дня со-трудники милиции задержали три автомашины, которые в общей сложности перевозили 19 тонн металлолома. Один климовчанин гнал за “кордон” 10 тонн, сельчанин из быховской деревни Мокрое смог собрать лишь тонну. Зато кричевские правоохранители задержали два грузовика, в которых в сторону соседней страны двигалось 8 тонн металла. А несколькими днями позже на автодороге из Бобруйска в Быхов сотрудникам милиции попался металлоперевозчик из Витебска, который вез уже 20 тонн цветмета, принадлежащего бобруйчанину. А на этот лом, как нетрудно догадаться, уже совершенно иная цена.

Насколько металлоэпопея носит массовый характер, можно судить по тому, что в году минувшем, по данным могилевской милиции, был пресечен вывоз за пределы страны 945 тонн лома черных и цветных металлов, оцененных почти в 268 млн рублей. Это по белорусским расценкам. Чтобы узнать, сколько бы ушлые предприниматели получили от российских купцов, по мнению начальника отдела транспорта и связи комитета экономики Могилевского облисполкома Владимира Барботкина, приведенную сумму следует увеличить в два—два с половиной раза. С ним согласен и заместитель начальника управления по борьбе с экономическими преступлениями областного УВД Андрей Евдокимов.

Не изменилась ситуация и нынче. С начала года на РУПП “Могилеввтормет” поступило 14 тонн лома-конфиската и еще 305 тонн находится на ответственном хранении, ожидая судебного решения своей судьбы. Причем в кричевском цеху предприятия — 121 тонна. У милиции несколько иные цифры, поскольку часть задержанного металла еще не прошла процедуру оформления. По состоянию на 14 апреля с. г. выявлено 130 попыток незаконного вывоза металла общим весом 465 тонн, из которых 96 — цветной металл.

В принципе разница в закупочной цене и является одной из причин такого нелегального бизнеса. Особенно если лом принимается от людей, у которых по утрам “трубы горят”. Этим лишь бы на опохмелку хватило. Об официальной закупочной цене на металл они уже речь и не заводят. Поэтому подпольные предприниматели чаще всего имеют даже не тройной навар.

В связи с этим открывается вторая важная причина, по которой сырье для металлургии уплывает из страны. Она заключается в безответственном отношении к металлоизделиям и конструкциям. Они становятся легкодоступными для всякого рода барыг, которые тащат железо к скупщикам. Примеры? Пожалуйста! Как-то в Быхове в одночасье исчезли чугунные крышки канализационных люков и с колодцев иного предназначения, расположенных на некоторых улицах. В конечном итоге оказалось, что это дело рук “металлистов”. В Глуске с территории строительной базы “Ориентир” трое местных жителей похитили три пролета чугунного забора. Стоимость литья оценивается в 1 млн рублей. 40-летний могилевчанин в подвале многоэтажного дома снял и сдал в пункт приема чугунные канализационные трубы общим весом в полторы тонны и стоимостью 6 млн рублей. Из Костюковичского спиртзавода умыкнули специальные фильтры из цветмета, сняв их прямо с работающего агрегата. Заметьте, были украдены эксплуатируемые металлические детали и конструкции, имеющие конкретных хозяев. Что же тогда говорить о практически бесхозных и вышедших из эксплуатации частях и механизмах, которые нередко остаются на обочинах полей, за заборами мехдворов. Это легкая добыча искателей наживы.

Кстати, предприятиям и организациям, находящимся под юрисдикцией облисполкома, как сообщили в комитете экономики, доведен весьма напряженный госзаказ на сдачу металлолома. В течение нынешнего года на переработку должно поступить 39 тысяч тонн черных и 200 тонн цветных металлов. Трехмесячный план оказался выполненным лишь на 78 процентов, за январь—февраль отставание было еще большим. Тогда ссылались на снег, из-под которого выкопать металлолом было сложно. Теперь этой проблемы нет. И металл, как утверждает директор РУПП “Могилеввтормет” Михаил Бондарев, пошел активно. Во всяком случае, никаких проблем с выполнением доведенного его предприятию госзаказа в более чем 163,5 тысячи тонн он не видит. Начальники кричевского и бобруйского цехов сообщают об огромных очередях, образуемых сдающими металл. Причем привозят не только многотонными грузовиками, но и в прицепах для легковушек, в колясках. Где-то уже подумывают об организации для мелких сдатчиков отдельной приемки, чтобы “не путались под ногами”. В Могилеве с утра на сдачу лома стояла очередь в три десятка автомобилей.

— В апреле—мае всегда такая активность, — отмечает Михаил Иванович. — Летом появляются иные заботы, очередей практически не бывает.

Говоря о причинах незаконного вывоза вторичного металлосырья, Бондарев более категоричен. Главной считает, и, наверное, не без оснований, весьма незначительную ответственность, предусмотренную законом за это правонарушение. И хоть внесенные в минувшем декабре изменения в Административный кодекс ужесточили ее — установлены штрафные санкции от 10 до 30 базовых величин независимо от объема вывоза и конфискации металлолома, она не соразмерна с той выгодой, которую дельцы получают, если афера проходит.

И в этом убеждает простая арифметика.

Два десятка тонн черного лома даже по государственным закупочным ценам обходятся сдающему в 7,4 млн рублей. У российского скупщика он получит в два раза больше — почти 15 млн рублей. А если попадется при перевозках, уплатит максимальный штраф всего чуть больше миллиона. Правда, потеряет и металл, который будет конфискован. Но скупал заготовитель его у синеносых “работяг” далеко не по госрасценкам. Поэтому тут потеря невелика. Если же речь о чугуне, белорусская цена которому 530 тысяч за тонну, или цветном металле, то выручка при удачном сбыте несоизмерима с ответственностью.

— Не штрафовать, а сажать года на два надо, — высказывает мнение Бондарев. — Тогда многие задумаются, стоит ли рисковать свободой в угоду барышам.

Экономисты предлагают иной путь. Тот же Владимир Барботкин рассказал, что “Белвтормету” предлагали приблизить наши закупочные цены на лом к тем, что дают российские скупщики. Причем прецедент уже был, когда белорусы вывозили в российские регионы молочные продукты, хлеб, которые у нас стоили дешевле. Тогда этот процесс был прекращен именно таким способом. С металлом пока никто не решается.

Не чувствуется оптимизма в разрешении проблемы и у правоохранителей. То, что попадает в их “сети”, — лишь малая часть реально вывозимого. И оно понятно. Во-первых, между Россией и нашей страной нет охраняемых границ, таможенные посты устроены только на международных трассах, поскольку и таможенный союз общий. А второстепенных дорог и проселков у “металлистов” множество. Все не перекроешь.

Во-вторых, для серьезного наказания (до пяти лет лишения свободы) надо доказать состав преступления, подпадающий под статью о незаконной предпринимательской деятельности. А это весьма непросто. Хотя подчас и удается. Скажем, в январе возбуждено уголовное дело в отношении одного из неработающих бобруйчан, который в течение двух лет занимался незаконной предпринимательской деятельностью, связанной со скупкой лома черных металлов и последующей его реализацией за наличный расчет в Российской Федерации.

Бывали случаи, когда и у самих правоохранителей желание получить легкую наживу брало верх над чувством долга и профессиональной чести. И они “крышевали” “металлистов” или даже сопровождали транспорты с ломом до самой границы. А тот же Михаил Бондарев рассказал, что как-то из горецкого цеха по приему металловторсырья ему доложили, что взвешивались на весах и куда-то уезжали в сопровождении людей в фуражках восемь груженых машин.

Кстати, ситуацией с незаконным вывозом из нашей страны, как отметил Андрей Евдокимов, обеспокоена и российская милиция. И в первую очередь потому, что она приведет к созданию устойчивых преступных групп, которые от мелочных операций с металлоломом могут перейти к более прибыльному бизнесу. И тогда в качестве груза может быть что угодно.

Но как бы там ни было, а бороться с такой “коммерцией” нужно сообща. Белорусам — чтобы не терять того вторсырья, которого не хватает своей металлургии. Ведь Жлобинский металлургический комбинат, покупая у россиян лом, вынужден платить им значительно более высокую цену. Соседям же — чтобы в конечном итоге не нажить головной боли с весьма серьезными осложнениями.

Источник

Как остановить вывоз черного лома из страны

Лом не должен быть серым

Тысячи тонн лома черного металла каждый год нелегально направляются из Беларуси в Россию. Теневой рынок чермета — сотни тысяч долларов. Несмотря на все запреты и облавы, прибыльный полукриминальный источник не иссыхает. Ежемесячно белорусские милиционеры задерживают караваны с ломом, идущие на восток. Как разорвать порочный круг?

ce06de54f46d2ae859080def9e37ea08
Фото автора

Погоня со стрельбой на пустынной дороге

Вес и суммы изъятого говорят сами за себя, рассказал заместитель начальника управления по борьбе с экономическими преступлениями криминальной милиции УВД Гомельского облисполкома Сергей Аксенчиков:

— За прошлый год в Гомельской области выявлено 167 правонарушений, связанных с незаконным оборотом лома черных и цветных металлов. Изъято 924 847 кг лома на сумму 288 908 рублей. За первый квартал 2019 года — уже 28 подобных правонарушений. Изъято почти 124 тонны лома черных и цветных металлов на сумму 21 714 рублей.

Собирательный образ времени

В нашей стране сбор лома черных и цветных металлов строго регламентирован. Использование его позволяет снизить стоимость готового металла в два-четыре раза. Кстати, около половины стали в мире выплавляется из вторсырья.

Беларусь не богата на природные ресурсы для электросталеплавильного производства. Но металл успешно производим. К примеру, БМЗ в 2018 году реализовал за пределы родины 2 миллиона тонн продукции на сумму 1,26 миллиарда долларов. География экспорта — 66 стран!

Сейчас заниматься заготовкой металлолома имеют право только предприятия «Белвтормета» и организации «Белкоопсоюза». У них есть все необходимое для учета и временного хранения лома на своих территориях в соответствии с санитарными требованиями. Здесь стоит остановиться подробнее. Промышленный лом, который образуется в процессе работы предприятий, сдают в пункты приема «Белвтормета» сами предприятия. Обычным гражданам (без лицензии) собирать, хранить его запрещено. Сдавать в пункты заготовки можно только бытовой лом — ненужные металлические предметы, которые периодически появляются в наших домах. Конечным пунктом в жизни отслуживших металлических предметов становится национальный экспортер — Белорусский металлургический завод. Однако многие тонны делают большой крюк, прежде чем попасть в пункт назначения. Порой отправить машину чермета в Россию в два раза выгодней, рассказывает предприниматель Александр Кузнецов:

— Меня эта тема очень интересовала в 1990-х. Тогда металл еще не надо было собирать по частному сектору и помойкам. Растаскивались целые предприятия. Пилилось советское наследие. Почему везли в Россию? Во-первых, там не спрашивали происхождения лома. В отличие от Беларуси можно было спокойно сдать распиленные станки или машины. Жирные были времена, люди за металл виллы строили. Второй пункт — цена всегда была минимум в два раза выше. Здесь ты за грузовик получишь 5 тысяч долларов, а там 10 — есть разница? Вот многие рисковали и рискуют до сих пор. Экономические условия предопределяют бизнес.

А как теперь? Можно ли сдать железяку частнику (возможно, нелегалу), где его найти и даст ли он больше? Начинаем с классического пункта приема вторсырья. Государственная контора. Цены на стене. Бытовой лом стали — 34 копейки за килограмм, чугуна — 38 копеек, алюминия и сплавов — 1,19 рубля.

Приемщик Александр Моховцов поясняет, что несут:

— Можно сдавать любой бытовой лом. Не принимаем только промышленный. Плюс, если принесете части распиленной машины, на нее должен быть техпаспорт. Расплата на месте. Иногда денег нет, тогда даем расписку, по которой можно позже получить наличные. Все прозрачно и доступно.

Вокруг пункта приема вторсырья целая группа «собирателей», у них перекур между рейдами. Несут все: картон, тряпки, бутылки, но самое ценное — металл! Секретные места приемки мне раскрывает небритый и бездомный Николай:

— Тут есть еще две точки в частном секторе, там люди принимают. Цена — ниже, зато всегда рублем отдают, а не векселем. Этим векселем, как говорится, здоровье не поправишь. Едь на улицу Вишневую или Крупской, там все принимают, хоть с завода неси.

С завода сейчас не вынесешь. Зато дачи такие «собиратели» обчищают по полной программе. Пойдем по их следу. Вот я и на улице Вишневой. Двое «архаровцев» шпаклюют корпус старенького авто. Их хозяин, видно, тертый калач, на разговор идет неохотно:

— Был ИП-шником, а теперь все. Официально этим заниматься невыгодно, а неофициально больше геморроя, чем прибыли.

— А на Россию возили чермет?

— Не спрашивай. Это статья УКа. Мне проблем не надо. Ступай. Нет у нас теперь приемки, просто живем.

На улице Крупской «точка» солидней. Большие зеленые ворота. Весь участок завален — площадка для сбора металла. Но меня сюда тоже не пускают. Разговор в дверях. Хозяина нет. Телефон его не дают. Смотрящий за центром сортировки поясняет:

— Хозяин не любит лишнего внимания. Здесь не живет. Но у нас все легально. Металл сдаем в Беларуси, налоги платим. Все знают, что у нас тут площадка.

— А какие цены? Как зарабатываете?

— Цены ниже государственных. Даем за килограмм на 5 копеек меньше. На этой разнице и зарабатываем. Приходится крутиться, чтобы был объем. Вы уберите фотоаппарат, это не надо.

Дверь закрывается. Что-то тут непросто. Не на пустом месте формируются черметные караваны. Должны быть базы, где хранят. Буквально в марте в Хойниках инспекторами был задержан интересный клиент. На автомобиле «Мерседес» он, понятно, без сопроводительных документов перевозил 1350 кг черного металла.

Административно-силовой ресурс — пока актуален. Но если есть вилка цен, он, похоже, целиком решить проблему не помогает. Почему же белорусские заготовители не сравняют цены с российскими, тогда бы проблема нелегальных поставок исчезла сама? Экономист Николай Дробышевский поясняет магию ­чисел:

— У нас много диванных аналитиков, которые советуют, а не вникают в цифры. У БМЗ более половины — белорусское сырье, остальное перекрывает российский импорт. Он в разы больше, чем вся эта нелегальная металлическая торговля. Если закупочные цены выровнять, мы внутренним сырьем не закроем потребности завода, а стоимость продукции повысим. Сделаем ее неконкурентоспособной. Поэтому выгодней держать низкие закупочные цены на внутреннем рынке, а с вывозом бороться законными способами.

Погони, стрельба, административные статьи — это лишь часть мер для удержания низких цен на чермет внутри страны. Нелегальные караваны с металлом редеют. Это, с одной стороны, заслуга силовиков, с другой — естественная убыль лома. Масштабное советское промышленное наследие постепенно иссякает. Тем не менее тенденции на мировых рынках показывают, что мы должны бороться за каждую тонну. И для решения проблемы необходимо использовать все средства. В том числе и рыночные. Металл — это каркас экономики и доходная бюджетная статья. Да и в кузнице экспорта без него не обойтись.

Импорт бьется за металл

Объем использования металлолома при производстве стали: в мире в последние несколько лет этот показатель колеблется до 600 миллионов тонн в год. Если смотреть на отношение объема использованного металлолома к общему объему выпуска стали — лидирует здесь Турция с 78%. Вторым номером идут США — 72%. Высока доля использования металлолома в странах ЕС — 54%, а также в Южной Корее — 40%. В России этот показатель составляет 25%. Турция является и главным импортером металлолома в мире. Следующие за ней в этом списке Индия, Корея, США и Тайвань. Россия (вслед за США и Японией) входит в четверку мировых лидеров по экспорту лома, почти половину этого объема поставляется именно в Турцию. Значительные объемы лома у России покупает также Беларусь, которая входит в топ-10 стран — импортеров металлолома.

e37dc9ee01aa96abd5abe9b899ead1fbФото УВД Гомельского облисполкома

Металлоломная проблема поднимает много вопросов, которые должны решаться в рамках Евразийского экономического пространства. Наши западные соседи делали подобные шаги еще в середине прошлого века. В 1951 году ФРГ, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Франция, Италия подписали Парижский договор, согласно которому было учреждено Европейское объединение угля и стали. Целью создания ЕОУС было объединение европейских ресурсов и контроль за производством стали и угля посредством международного верховного органа, который формировался из представителей стран-участниц, но действовал независимо от их правительств. Пошлины на товары угледобывающей и металлургической промышленности в рамках ЕОУС были отменены. Одной из главных целей объединения было создание общего рынка товаров и услуг в сфере добычи и производства угля и стали, реконструкция и повышение рентабельности этих отраслей. Европейское объединение угля и стали стало одним из трех европейских сообществ, на базе которых в 1993 году был основан Европейский союз. Нечто подобное должно происходить и на наших рынках, уверена кандидат экономических наук, заведующая кафедрой финансов и кредита экономического факультета Гомельского государственного университета им. Ф. Скорины Ольга Башлакова:

— Сегодня у нас с Россией нет границы, мы строим единое экономическое пространство, поэтому любые запретные меры в перспективе окажутся неэффективными. Мы должны строить совместную экономику с учетом рыночных механизмов. В данном случае это единая закупочная цена на металлолом на всем пространстве. Однако, чтобы это не ударило по нашим предприятиям, мы должны ввести защитные меры. Белорусские производители металлопродукции обязаны на равных участвовать в государственных российских тендерах по закупке лома и иметь фиксированные квоты. Мне кажется, конкуренция в этой сфере только мешает. И Беларусь, и Россия в данном вопросе должны выступать как представители единого экономического сообщества, чтобы сотрудничество было взаимовыгодным.

Советский лозунг «Отходы — в доходы!» в наши дни снова стал чрезвычайно актуальным. Правда, бывшие пионеры, ныне убеленные сединами, теперь металлолом сдают не за галочку, а за звонкую монету. В Гомеле есть такой «труженик улиц». Сложно сказать, сколько Михалычу лет, такой же «без возраста» и его желтый жигуль с пошарпанным прицепом. Ясно одно, все они родом из СССР, как и их привычки «металлистов». Правда, гаражные сторожили на Михалыча смотрят искоса, говорят, ни одного дня этот «простак» за последние четверть века не работал. Пыхтит на своем жигуле, косит под мелкого собирателя, а у самого и детей коттеджи отстроены. Все может быть. Со мной для материала Михалыч общается неохотно, официально заявил, что все сдает государству. Но я все рано пристаю:

— Ну есть же теневой рынок лома, кто им заправляет?

— Скажу «мафия» (смеется), не поверишь, и правильно. Когда в стране был беспорядок, до этой мелочевки криминалу не было дела. Заправляли наркотиками, цветметом, паленым алкоголем. Сейчас лавочки прикрыты, а сколько сидельцев вышло. Они работать не привыкли, для бизнеса нет ни денег, ни мозгов. Вот и мутят партийки.

— Так это какая-то сеть сбора лома?

— Не думаю, что есть единая сеть. В каждой области по несколько групп, которые ездят и по населенным пунктам собирают металл, — и есть у них сборщики. И базы в частном секторе. Формально сборщиков можно задержать только при перевозке металла, под административку. Но возят в основном по 200 кг бытового хлама, попробуй, докажи. Это когда на Россию идут заряженные авто, тут лови.

— А в России тоже подпольные пункты приема?

— Да нет, все легально. Просто цена там в 2–2,5 раза выше. Навар из воздуха, если рискнул.

В России обсуждают запрет на экспорт лома. Из-за неготовности предприятий покупать лом по стоимости, которая устраивает заготовителей, в конце 2018 года значительно выросли экспортные отгрузки. На фоне этого наблюдается дефицит лома, который металлурги используют для литья продукции. Экспортировать металлолом многим заготовителям выгоднее, нежели продавать его рядом находящемуся заводу. В итоге картина такова: лом везут из России в Турцию, а из Турции возвращаются готовые изделия.

ТОП-5 ГРОМКИХ ЗАДЕРЖАНИЙ

2012 год. Брестская область. Гомельчанин отправился в «черметный круиз» по стране. В Лунинецком районе на автодороге Кобрин — Гомель милиционеры остановили его фуру «Рено-440» с полуприцепом. Внутри находилось 25 тонн черного металлолома, на который не было никаких документов.

2013 год. Витебская область. В пункте взимания дорожных сборов «Редьки» Дубровенского района задержали грузовой автомобиль. В его прицепе был обнаружен замаскированный груз — лом и отходы черных и цветных металлов, предназначавшиеся для вывоза в Россию, массой почти 20 тонн.

2014 год. Могилевская область. Возле деревни Кадино была задержана фура. По документам водитель вез из Могилева в Москву минеральную вату. По факту у него обнаружили 16 тонн цветного металла и 1,5 тонны черного.

2019 год. Гомельская область. На автодороге Гомель — Ветка — Чечерск — Ямное для проверки был остановлен автомобиль МАЗ-5336, под управлением 26-летнего жителя Добрушского района. В кузове находился лом черного металла, общей массой 11 тонн. Пояснить происхождение груза водитель не смог.

2019 год. Витебская область. В Россонском районе около деревни Юховичи правоохранители задержали два грузовика, которые нелегально пытались провести 32 тонны лома черных металлов.

Статьей 12.2 КоАП «Нарушение порядка учета, сбора, хранения, транспортировки, использования или реализации металлопродукции, черных и цветных металлов, их лома и отходов» предусмотрено наложение штрафа в размере от 30 до 50 базовых величин, на индивидуального предпринимателя — в том же размере, а на юридическое лицо — от 100 до 300 процентов стоимости металлопродукции, черных и цветных металлов, изделий, их содержащих, а также их лома и отходов.

Источник

Оцените статью
Avtoshod.ru - все самое важное о вашем авто