Зачем на таможне отправили на рентген машину

«Рентген» для автомобилей и поездов

bcc855e46dd694f3886e6d679948e2d8

Фото: Александр Уткин

Современные технологии позволяют отказаться от «контактных» проверок грузов на пунктах пропуска через госграницу, сократив время досмотра большой фуры до считанных минут. Новейшие инспекционно-досмотровые комплексы (ИДК) в буквальном смысле «видят» груз сквозь стены и способны обнаружить запрещенные товары любого размера. Такие устройства сканируют грузовые и легковые автомобили, и даже огромные вагоны. Как помогают нести службу таможенникам эти «умные системы» – в нашем материале.

Сделать тайное явным

Посылки, контейнеры, багаж – любой груз, пересекающий государственную границу, проходит таможенный контроль. В наши дни с помощью современной техники содержимое груза можно проверить, даже не вскрыв его упаковку. Вспомните, как наша ручная кладь в аэропорту проходит «рентген» на ленте. Содержимое сумок и чемоданов действительно сканируют при помощи рентгеновского излучения. На экране отображается не совсем понятная нам цветная картинка. Специалисту же все легко расшифровать: оранжевый цвет – это органические материалы, синий – неорганические, зеленый – смешанные. Но что делать, если груз измеряется тоннами и перевозится не в чемоданах, а в фурах или вагонах? В таком случае на помощь таможенникам приходят инспекционно-досмотровые комплексы (ИДК).

Разработчиком и производителем первых российских ИДК стала «Росэлектроника». В соответствии с распоряжением правительства этот холдинг Ростеха определен единственным исполнителем госконтракта с ФГКУ Росгранстрой на оборудование железнодорожными ИДК пунктов пропуска «Пограничный» и «Нижнеленинское» через российско-китайскую границу. «Росэлектроника» совместно с Росгранстроем занимается активной модернизацией пунктов пропуска и оснащает их самыми современными средствами контроля. Инспекционно-досмотровые комплексы «Росэлектроники» уже установлены на границе с Литвой, Киргизии с Узбекистаном, Таджикистана с Китаем.

8a7cad7b5dc951364a86e1d3ca8f6149
Фото: Александр Уткин

Как проверить вагоны на ходу

«Росэлектроника» установила ИДК СТ-2630Т для досмотра поездов в Забайкальске – крупнейшем железнодорожном пункте пропуска на границе с Китаем. На его долю приходится более половины всех перевозок из России в Китай и обратно. Отсюда грузы поступают не только в Россию, но и направляются в страны Евросоюза, в том числе, в рамках реализации международного проекта «Экономический пояс Великого шелкового пути».

Внешне ИДК для железнодорожных вагонов представляет собой бетонный периметр со встроенными отсеками для источника излучения и системы детектирования.

b0c8b321177d25cdb9e6a28f3821a905
Фото: РЭК Ростеха

Высокую проникающую способность излучения обеспечивает линейный ускоритель электронов, «сердцем» которого является мощный СВЧ-клистрон производства НПП «Торий» (входит в «Росэлектронику»).

«Рентген» на колесах

Принцип работы стационарного инспекционно-досмотрового комплекса СТ-6035 для автотранспорта такой же, только размеры поскромнее. Машина въезжает в одни ворота досмотрового туннеля, а выезжает через другие. Внутри туннеля находятся рельсы для перемещения передвижной рамы высотой почти 5 метров. Именно она выступает в роли сканера с рентгеновым излучением. Комплекс способен точно распознавать материалы с проникающей способностью по стали до 40 см. Досмотр одного грузовика может занять примерно три минуты. При этом проектная пропускная способность ИДК составляет не менее 20 транспортных средств в час.

Большое внимание при разработке ИДК уделяется радиационной безопасности. Во-первых, обеспечивается защита операторов на уровне требований для населения, то есть допускается дополнительная годовая доза не более 1 мЗв. Кроме того, система мониторинга дает разрешение на включение генератора только при соблюдении мер безопасности. Например, невозможно включение генерации излучения при открытой двери входа в досмотровый туннель. Конечно, водители грузовиков в этот момент ни в коем случае не должны находиться внутри туннеля – они ожидают окончания проверки в специальном помещении.

13da35e913624ef1055a4a2ce9f486c1
Фото: РЭК Ростеха

Таким образом, добросовестным и законопослушным водителям бояться точно нечего. А вот тем, кто везет контрабанду, нужно быть готовым быть обнаруженным и ответить по закону. Однако мошенники продолжают придумывать все более изощренные схемы, как «провести» сотрудников таможенной службы и средства досмотра. «Росэлектроника» следит за развитием технологий в средствах таможенного контроля и отвечает новыми разработками.

a86d095065d8e1ebe28a6f0ff311960a
Фото: Александр Уткин

Преимущество мобильного ИДК – его подвижность, отличная проходимость, возможность оперативно развернуть работу в любом месте. Алгоритм комплекса способен автоматически «вычитать» стенки контейнера, чтобы исключить возможность «закладок» в металлическом корпусе.

Производство ИДК такого уровня смогли освоить всего несколько стран в мире. При этом «Росэлектроника» не приостанавливает работу по наращиванию технических возможностей собственных комплексов. Например, сейчас создается система автоматического анализа рентгеноскопических изображений с технологиями искусственного интеллекта, где человеческий фактор при досмотре будет сведен к нулю.

Источник

Минуты вместо часов: как на границе «делают рентген» фурам и ищут контрабанду

Эпоха просвечения

Орлиный глаз

На Гродненщине первый стационарный инспекционно-досмотровый комплекс «Рапискан» появился в пункте пропуска «Привалка» еще в 2014 году. Через год его брат-близнец заработал в «Брузгах». Теперь первый заместитель начальника Гродненской региональной таможни Иван Телешинский рассуждает о дальнейшем внедрении подобных комплексов в других пунктах пропуска области:

— В зоне действия Гродненской региональной таможни сегодня используются два стационарных и три мобильных ИДК. В перспективе — возведение еще одной стационарной установки в пункте пропуска «Берестовица» на белорусско-польской границе. Проект мы реализуем в рамках Программы трансграничного сотрудничества «Польша—Беларусь—Украина», вклад Евросоюза — более 4 млн евро. Там будет построен инспекционно-досмотровый комплекс, включая рентгеновскую сканирующую систему и здание для сотрудников. В проект также включена подготовка экспертов для работы на оборудовании. В «Каменном Логе», реконструкция которого, кстати, запланирована на следующий год, также должна появиться рентгеноустановка с использованием излучения достаточно высоких энергий. Пока же там работает мобильный аппарат.

2fa3e9d1d64994a3d6fb6e9d6418022a

Чтобы было понятно, насколько эффективнее стала работа таможенников с применением высоких технологий, Иван Телешинский приводит такую цифру: инспекционно-досмотровые комплексы позволили в этом году выявить на 60 процентов больше нарушений, чем годом ранее. Всего же за 10 месяцев этого года в зоне действия Гродненской региональной таможни с применением инспекционно-досмотровых комплексов выявили более 1000 нарушений таможенного законодательства, оценочная стоимость незаконно перемещаемых товаров составила свыше 8 млн рублей.

Тайное становится явным

Перед нами большой ангар с рельсами, по которым двигается установка, сканирующая объект по принципу линейного ускорения частиц. На рентген, как упрощенно называют комплекс пересекающие границу, заезжает фура с российскими номерами.

— Откуда едете? — интересуюсь у солидного водителя с усами.

— А выходить из машины обязательно надо?

— Конечно, — удивляется собеседник. — Обязательно. Там, где мобильные установки, просто проезжаешь под планку, выходишь — и ждешь результата.

В пункте пропуска «Брузги», как и в «Привалке», где функционируют стационарные комплексы, для водителя и пассажиров оборудована комната ожидания. Пока водители ждут вердикта таможни, за стеной кипит работа. Картинка выводится на экран оператора-аналитика. Груз в фуре — сборный, здесь запчасти для машин, напольное покрытие и масса других товаров. Их очертания видит сотрудник таможни на мониторе компьютера. Несведущему это изображение ни о чем не говорит. Какие-то круги, полоски да квадраты, наложенные друг на друга. Таможенник несколько минут смотрит на экран монитора и резюмирует:

Источник

Сотрудники таможни: «Мы можем проверить даже уровень масла в двигателе с помощью сканера». О безопасности и возможностях «рентгена». Репортаж с ПП «Брузги»

scaner tamojnya 00

Кто часто ездит в Польшу или Литву уже хоть раз да сталкивался с «рентгеном» на границе. И ведь интересно, что видят сотрудники таможни, просвечивая ваш автомобиль?

Корреспондент АвтоГродно отправился на границу, чтобы в деталях изучить скрытые полости автомобилей и понять, каким же образом сотрудники таможни выявляют тайники.

Сканируют автомобили в пункте пропуска «Брузги» с 2009 года. Сначала здесь была мобильная установка, а с конца 2015 года стационарный Rapiscan Eagle G60, один из самых современных досмотровых комплекстов.

scaner tamojnya 01

По сути автомобиль заезжает в бокс, где на него надвигается сканер. Высвечивая лучом автомобиль, сотрудник таможни у себя в кабинете получает изображение внутренних полостей автомобиля.

scaner tamojnya 02

scaner tamojnya 05

Так как речь идет о рентгеновском излучении, то во время работы сканера находиться внутри бокса нельзя. Водитель и пассажиры уходят на безопасное расстояние в наше помещение.

— Каким образом сотрудники таможни, которые осматривают автомобили в общем потоке, выделяют машины для осмотра сканером?

scaner tamojnya 08

Посмотрите на картинку, которую выдает сканер: даже толстостенный двигатель просвечивается насквозь. Например, можно рассмотреть блок цилиндров, поршни, коленчатый вал и другие крупные элементы мотора.

scaner tamojnya 10

В случае с нашей фурой все оказалось в порядке: сотрудники таможни изучили перемещаемый товар и различные полости грузовика. Водитель успешно продолжил путь.

— Как среди этого разнообразия линий и оттенков найти в автомобиле запрещенный груз?

Мясо в грузовике

scaner tamojnya 15

Каждый автомобиль сотрудники таможни изучают под разными фильтрами.

Зонтики в полуприцепе

Что касается грузовиков, то здесь часто рискуют по-крупному и прячут запрещенный груз в самом полуприцепе, размещая его за грузом.

scaner tamojnya 18

Как «видит» сканер легковые автомобили?

— А что насчет легковых автомобилей, их сложнее инспектировать?

— Сложность только в том, что через сканер проходит большое разнообразие легковушек со своими конструктивными особенностями. Но общий алгоритм поиска идентичен в случае с грузовиками.

scaner tamojnya 19

Смотрим на сканограмму Lexus’а. В днище под водительским местом видим какое-то уплотнение, вырисовываются четкие грани. Однозначно, в конструкции автомобиля таких элементов нет. Может быть это пачки с кофе?

scaner tamojnya 22

Вот еще один автомобиль с похожим тайником в днище, где также прятали незаконно перемещаемый товар:

scaner tamojnya 25

А вот следующий автомобиль, сканограмма которого оказалась подозрительной в области колес. Находите что-то странное?

scaner tamojnya 34

Если присмотреться к контуру колеса, то внутри по окружности заметны прямоугольники. Так выглядят пачки сигарет, приклеенные изнутри к шине.

В этом случае по 6 блоков сигарет в каждом колесе.

scaner tamojnya 30

— Как быть в ситуации, когда случай сложный даже для вас? Есть где запросить помощь?

— Мы можем оперативно проконсультироваться с нашими коллегами, к примеру, из других пунктов пропуска. Они могут изучить наши снимки и дать свое заключение, тем более, если в их опыте был подобный случай.

Тот самый сложный случай с легковушкой

scaner tamojnya 41

Система просканировала содержимое авто, а таможенники изучают сканограмму с помощью разных фильтров и находим предполагаемое место сокрытия.

Досмотрев автомобиль в боксе углубленного досмотра, находим в транспортном средстве тайник с джинсами.

Безопасность сканера

— Бытует мнение, что оставлять автомобиль для осмотра сканером небезопасно для здоровья, это так?

Источник рентгеновского излучения, применяемого в сканере, произвела американская компания Varian, которая занимается производством медицинского оборудования. Ежеквартально сканер проверяют белорусские специалисты, уполномоченные английской компанией Rapiscan. Они проверяют сканер на соответствие всем требованиям РБ в области радиационной безопасности. Все документы, разрешаюшие работу сканера, находятся в комнате ожидания. С ними может ознакомиться любой желающий, оказавшись на осмотре

scaner tamojnya 58

scaner tamojnya 59

Чтобы сканер допустили в эксплуатацию, нужно было подготовить 28 различных документов. Финальное разрешение подписывал главный санитарный врач.

— Вы просите вынимать из автомобиля продукты питания перед тем, как отправляете его на сканер?

Радиационный фон вокруг бокса не меняется во время работы сканера. В доказательно сотрудники таможни показали значения дозиметра в комнате ожидания: 0,10 микрозиверт в час. Это обычный радиационный фон, которому подвергаются все люди в повседневной жизни.

scaner tamojnya 48

scaner tamojnya 49

scaner tamojnya 64

— Скажите, но ведь и контрабандисты со временем становятся все изощреннее?

Источник

Вреден ли для здоровья рентген, которым таможенники сканируют легковушки?

113946

При
пересечении белорусско-польской границы машину автолюбителя Виталия проверили… рентгеном.

“В воскресенье,
2 декабря я проходил границу через “зеленый канал” на пункте пропуска “Брест-Тересполь”. Все оформление прошел довольно
быстро,
― рассказывает Виталий. ― Но перед самым шлагбаумом на выезде из Беларуси стоял сотрудник таможни.
Он выборочно разворачивал машины
назад: “Надо пройти дополнительное сканирование”. Там стояла большая белая машина,
похожая на фуру, под нее надо было загнать сразу несколько легковушек. Водителям и пассажирам во
время этого сканирования надо было далеко отходить и стоять: была вывеска насчет
радиации”.

С такой
процедурой досмотра, по словам Виталия, многие автолюбители столкнулись
впервые, поэтому к таможенникам возникли вопросы.

“Некоторые люди потребовали документы на
это оборудование, просили пояснить, насколько это безопасно для здоровья. Просили
принести дозиметр, чтобы проверить свои машины на радиацию. Один из водителей попросил
таможенника, чтобы тот сам сел в его легковую
машину и отъехал от места, где проводилось сканирование. Тот отказался. Тогда
люди затребовали старшего па званию. Мне пришлось уехать, и решения я не дождался.
Но много у кого в машине лежали памперсы, продукты и другие вещи. Непонятно, можно
ли все это использовать после сканирования”.

После
аварии на Чернобыльской атомной станции любое слово типа “радиация” или “рентген” многих
обычных белорусов пугает. Поэтому связываемся с должностными лицами Государственного
таможенного комитета, интересуемся той самой большой белой машиной”, которая сканировала
легковушки.

113947

Согласно
словам заместителя начальника управления Государственного таможенного комитета Игоря Пешко, вопрос безопасности проконтролировали эксперты из МАГАТЭ.

“Оборудование
сертифицировано и установлено, со всеми санитарными нормами
, ― объясняет
Игорь Дмитриевич. ―
Никаких проблем с излучением нет. Такое
же оборудование с 1999 года используется в Западной Европе. В том числе оно предусмотрено
для досмотра легковых автомобилей. В аэропорту, когда проверяют багаж, работает
такое же оборудование. Человек, чей автомобиль проверяют при помощи ИДК, находится вне зоны его работы».

Еврорадио: Обычный гражданин, который никогда раньше не сталкивался с ИДК и побаивается, имеет ли он право ознакомиться с документацией на это оборудование?

Игорь Пешко: Естественно, имеет. Почему вы задаете такой вопрос?
Вы как гражданин имеете такое право. Но если человек не хочет, чтобы досмотр проводили
при помощи ИДК, он может попросить,
чтобы автомобиль проверили в боксе углубленного досмотра.

Еврорадио: По словам людей, которые пересекали границу,
им документы на месте не показали.

Игорь Пешко: Если люди хотят ознакомиться с документами, то могут
обратиться в Брестскую таможню или в Государственный таможенный комитет, ответим
на все вопросы.

Если раньше на пунктах пропуска
преимущественно сканировали фуры, то теперь есть шансы, что и ваш легковой автомобиль пропустят через “боевое
крещение” рентгеном».

Источник

Как на границе «просвечивают» транспорт, ищут наркотики и замеряют уровень излучения?

Журналист «Вечёрки» провёл один день в «Брузгах», чтобы оценить работу современного инспекционно-досмотрового комплекса (ИДК), который стал помощником таможенников и головной болью контрабандистов. 1563428105 1 Прошлым летом, когда журналист пересекал на велосипеде границу на Августовском канале, поинтересовался у польской таможенницы, о чём она мечтает. Девушка призналась, что ждёт то время, когда границу будут использовать для путешествий, туризма и культурных связей, а не для транзита контрабанды. Белорусско-польская граница остаётся важным и экономически эффективным коридором между западом и востоком, по которому ежедневно проходят тысячи автомобилей с грузами. Но вместе с этим здесь по-прежнему продолжаются взрослые игры в «кошки-мышки». Ловкачи прячут контрабанду в надежде заработать, а таможенники её ищут. И так продолжается уже много лет… tamozh10Сканируют за 10 минут В Гродненской региональной таможне первый стационарный комплекс Rapiscan появился в «Привалке» в начале 2015 года, а в конце этого же года — в «Брузгах». Это огромный ангар с рельсами, по которым двигается установка, сканирующая объект по принципу линейного ускорения частиц. Всего таких комплексов в зоне деятельности гродненской таможни пять: два стационарных и три мобильных. Техника намного сократила время проведения контроля и нахождения машин в пункте пропуска. Если у сотрудника возникают сомнения насчёт груза, он направляет транспорт в ИДК. Водитель загоняет легковушку или грузовик внутрь, а сам ожидает в специальном помещении. Система сканирует содержимое груза, а таможенник изучает сканограмму с помощью разных фильтров. tamozh1 tamozh13 tamozh5 tamozh8В бокс для сканирования загоняют далеко не каждую машину. У таможенников есть собственная система анализа и управления рисками, по которым выявляются подозрительные автомобили. Конечно, раскрывать нам её не стали, но признались, что нарушители совершенствуют мастерство и придумывают новые способы спрятать товар.

— С помощью одного комплекса мы проверяем в сутки около 90 автомобилей. Процесс занимает в среднем десять минут. Когда видим, что груз «чистый», ставим отметку, и автомобиль едет дальше, — рассказывает начальник отдела проведения операций таможенного контроля Гродненской региональной таможни Виталий Парфёнов. — Если бы проверку делали вручную, она могла бы занять несколько часов.

— Во время контроля мужчина вёл себя очень спокойно. У контрабандиста не дрогнул ни один мускул, когда мы разрезали днище и стали доставать брикеты из тайника, — вспоминают таможенники и показывают голограмму сканирования «Лексуса» — в днище автомобиля видно тёмное оранжевое пятно: оно, в частности, и вызвало подозрение.

— Мы сканируем не людей, а автомобили, — подчёркивают таможенники, — поэтому жалобы на якобы плохое самочувствие после прохождения ИДК не имеют оснований. Сотрудники работают по 12 часов в смену и носят при себе дозиметры, которые раз в три месяца сдаются на поверку.

Источник

Оцените статью
Avtoshod.ru - все самое важное о вашем авто