Забрали авто с армянскими номерами

Содержание

Авто с армянскими номерами вне закона. ГИБДД разъяснила правила регистрации

ava Misha

illustration f3cab6d90

Можно ли ездить в России на иностранных номерах

Закон позволяет ездить в России на иностранных номерах, но не дольше определенного срока и не всем. Такие номера легальны, если транспортное средство находится в «международном движении» — принадлежит иностранцу, который не имеет постоянного места жительства в России.

Граждане России и лица с двойным гражданством, которые постоянно проживают на территории РФ, обязательно должны получить российские номера.

Как долго можно ездить с иностранными номерами

Что грозит водителю, если он ездит с иностранными номерами

Обычно ГИБДД выписывает протоколы по статье 12.1 ч.1 или 12.3 ч.1 КоАП РФ. Водитель получает относительно небольшой штраф — 500-800 рублей. Но за повторное нарушение штрафуют уже на 5 000 рублей и могут лишить прав на срок до трех месяцев.

В некоторых регионах России (Архангельская область, Урал, Ханты-Мансийский автономный округ) зафиксированы более строгие санкции. Таможня признает автомобили импортным товаром, за который не уплачена пошлина по единому тарифу Таможенного союза. В основном это касается армянских авто, ввезенных с 2014 по 2020 год по льготным таможенным тарифам. Такие машины конфискуют и выставляют на торги после суда.

Проверка штрафов для юр. лиц

Как ГИБДД узнает, что водитель ездит на иностранных номерах дольше года

Дату ввоза автомобиля инспектор ГИБДД или суд устанавливает по моменту пересечения границы. Если прошло больше года, водитель попадает под санкции.

Почему машины с армянскими номерами так популярны в России

В 2014 году Армения подписала документы о вступлении в ЕАЭС — Евразийский экономический союз. В 2020 году вступление состоялось фактически.

С 2014 по 2020 год в Армении действовали особые правила растаможки иностранных автомобилей. Ввезти авто можно было двумя способами — по армянским тарифам и по тарифам ЕАЭС.

При ввозе авто в Россию по армянским тарифам надо было заплатить примерно 10% стоимости авто, а по тарифам ЕАЭС — 48-50%. Чаще всего через Армению ввозили дорогие японские, европейские и американские машины: на них в России самые высокие пошлины. Экономия исчислялась сотнями тысяч рублей.

В Армении ниже транспортный налог, особенно для старых машин. Кроме того, штрафы от камеры фотофиксации нарушений не доходят до владельцев авто с армянскими номерами. Базы хозяев таких авто у ГИБДД нет, а значит и постановление им отправить невозможно. Продавцы авто на форумах часто делали акцент именно на этом, обещая покупателям полное отсутствие штрафов за превышение скорости.

Гражданину России было несложно поставить авто с армянскими номерами на учет. Он мог съездить, например, в Ереван, зарегистрировать машину и вернуться уже на ней. Еще работала другая схема: машину регистрировал на себя гражданин Армении, а реальный пользователь ездил по доверенности.

В 2020 году таможенные пошлины в Армении перестали быть льготными, с 1 января там действуют такие же тарифы, как в других странах ЕАЭС и РФ. Количество желающих ввезти авто через Армению уменьшилось, но в России все еще остается примерно 300 тысяч машин с армянскими номерами.

Почему в 2020 году авто с армянскими номерами стали вне закона

Формально, все правила, по которым владельцев авто с армянскими номерами сейчас наказывают, уже давно существовали в законе. Однако, на практике они раньше не применялись.

Было несколько вариантов ввоза авто с армянскими номерами в Россию:

Первый, второй и третий вариант законны. Владельцы таких автомобилей могут в любой момент оплатить утильсбор, получить ПТС российского образца, а в ГИБДД — госномер.

Вне закона оказался только четвертый вариант — самый распространенный. С 2014 по 2020 год в России был пик ввоза автомобилей из Армении, потому что армянские таможенные тарифы обходились дешевле всего.

До 2019 года российская таможня не считала ввоз таких автомобилей противозаконным. В ответах на обращения граждан ФТС России разъясняла, что ввозить авто из Армении можно без совершения дополнительных таможенных операций.

image1

Однако, в 2020 году ФТС изменила свое мнение, хотя в законодательстве формально ничего не изменилось. В официальном письме таможня сообщает, что авто с армянскими номерами считаются иностранным товаром, и владелец обязан уплатить разницу в таможенной пошлине и налогах.

image4

image2

Произошла путаница в трактовке законодательства. В Договоре о присоединении Армении к ЕАЭС от 29.05.2014 сказано, что Армения обязана обеспечить использование авто, растаможенных по более низким тарифам, только в пределах своей территории. Получается, машины, которые были растаможены не по тарифам ЕАЭС, вообще не должны были покидать пределы Армении.

По этому же договору российская таможня должна была контролировать въезд таких авто на свою территорию и сразу взимать дополнительные платежи. Однако, на практике этого не происходило, и автомобили с армянскими номерами шесть лет ездили в России без уплаты таможенных платежей.

Никакого информирования о том, что армянские номера теперь незаконны, не было. Владельцам авто не дали возможности добровольно доплатить пошлину или вывезти машины обратно в Армению. Их просто стали неожиданно штрафовать, а машины — конфисковывать.

В июле 2020 года после многочисленных жалоб владельцев авто ГИБДД разъяснила, что россияне, которые зарегистрировали авто в странах ЕАЭС, не считаются участниками международного движения, если постоянно проживают в РФ. Значит, они обязаны зарегистрировать авто в ГИБДД через 10 дней после ввоза в Россию.

Что делать владельцам авто с иностранными номерами в 2020 году

К сожалению, однозначно хороших вариантов решения проблемы сейчас нет. Владелец может:

Можно перегнать автомобиль обратно в Армению и продать его там, но это дорого и опасно. Водитель рискует по пути попасть под спецоперацию таможни, получить штраф и потерять автомобиль. К тому же, неизвестно, получится ли вообще продать в Армении машину: после облав количество желающих избавиться от армянских номеров резко возросло, конкуренция на рынке увеличилась.

Растаможить авто по российским правилам.

При растаможке можно доплатить разницу, получить новый ПТС и номера. Но сумма растаможивания будет высока. Например, за популярную в Армении Toyota Alphard 2013 года придется доплатить более 800 тысяч рублей — за эти деньги можно купить точно такую же машину на Авито или Авто.ру.

Подождать, пока изменится законодательство.

Портал drom.ru предлагает временно не ездить на авто с армянскими номерами и подождать до 2023 года. Тогда такие машины можно будет зарегистрировать как товар ЕАЭС, и они перестанут считаться импортными. Но этот вариант тоже не лишен риска, потому что неизвестно, что изменится в законодательстве за два года.

Доказать, что постоянно проживает в иностранном государстве.

В этом случае налоги и пошлины оплачивать не нужно, а авто можно ввезти в Россию на срок до года. Если у гражданина России есть второе гражданство и прописка в иностранном государстве, ему этот вариант подходит. ФТС разъяснила, что сейчас это законно.

image3

Так как штрафовать владельцев армянских авто начали недавно, пока неясно, как будут реагировать на такие дела суды. Возможно, штрафы и конфискацию удастся оспорить, а в ходе разбирательств появятся четкие разъяснения вышестоящих инстанций.

Проверка штрафов для юр. лиц

Контролируйте штрафы, получайте ежедневный отчет о новых найденых штрафах и оплачивайте их?

13 июля заинтересованные лица создали петицию с просьбой разрешить регистрировать армянские авто в России. Сейчас под ней более 6 000 подписей. К сожалению, петиции на площадке change.org не имеют юридической силы. Можно создать петицию на портале «Российская общественная инициатива», такие просьбы государство обязано рассмотреть. Чтобы инициатива была принята, петиция должна собрать не менее 100 тысяч голосов «за».

Не пропустите новые полезные публикации

Мы расскажем о тонкостях законодательства, поможем в этом разобраться и подскажем, что делать в спорных ситуациях.

Отлично!

Отправили на почту подборку интересных статей о важных изменениях в законодательстве

Источник

Почему в России начались гонения машин с армянскими номерами? Разбираемся, что происходит

В Краснодаре люди собирались возле таможни, чтобы привлечь к себе внимание

fbeb1f2b72e73cf49aa587ee08f9ce4a27d4aa884 727 485 c

Владельцы машин вышли на улицу

Коллаж: Артем Краснов / 74.RU, Тipichkras / Т.me

О проблемах с автомобилями на армянских номерах известно уже не первый год. Более 300 000 человек с разных уголков России купили в Армении недорогие машины, оформили их в собственность, привезли домой и через несколько лет узнали, что это незаконно.

В Краснодаре 7 сентября напротив здания Федеральной таможенной службы собрались владельцы автомобилей на армянских номерах. Люди недовольны тем, что сейчас автомобили с армянскими номерами начали изымать у владельцев. Год назад собственники даже записывали обращение к президенту России Владимиру Путину, в котором просили остановить задержание и арест машин, разрешить ставить авто на учет без растаможки, а также направить оплату штрафов и налогов в бюджет РФ.

Почти два года идут суды, пока машины продолжают забирать и ставить на штрафстоянки — за них, кстати, тоже надо платить. Журналист 93.RU попыталась разобраться, что сейчас происходит с армянскими автомобилями.

Откуда в России такие машины и что с ними не так?

В 2014 году Армения вступила в Евразийский таможенный союз, и следующие 6 лет у нее были льготные правила растаможки машин. При ввозе необходимо было заплатить всего 10% стоимости машины, в то время как в России этот показатель превышал 50%. Помимо низкой стоимости, иностранные номера не фиксируют камеры на дорогах.

В 2020 году против владельцев машин с армянскими номерами начали массово оформлять протоколы по ст. 12.1 КоАП РФ («Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке»). За повторное такое нарушение штраф достигает 5000 рублей или лишение прав до 3 месяцев. Также у водителей могут изъять документы и госномера. Почему о собственниках автомобилей вспомнили только год назад — неизвестно. Ни одно министерство и ведомство не может объяснить это людям.

Сотрудники ГИБДД могут забрать машину посреди дороги

Фото: Аracrimea / Т.me

Чтобы избежать наказания, нужно заплатить разницу в пошлине. Но проблема в том, что эта сумма зачастую превышает стоимость самого автомобиля.

— Если бы законы сразу применялись, такого количества автомобилей с армянскими номерами в принципе бы не ввезли на территорию России. Долгое время было молчаливое согласие делать так, но вдруг всё изменилось. Шквал обращений к юристам идет по всей России, и вопросы касаются как машин с армянскими номерами, так и с другими иностранными регзнаками, — рассказывал автоюрист Лев Воропаев.

Наша проблема похожа на проблему обманутых дольщиков

Член координационного совета Общероссийского общественного движения «Авто Союза», представитель в Краснодарском крае Сергей Шубин рассказал журналисту портала 93.RU, что проблема владельцев машин с армянскими номерами похожа на проблему обманутых дольщиков.

— Два с половиной года государственные органы двух стран не соблюдали условия договора, в результате чего образовалась такая ситуация. ФТС [Федеральная таможенная служба] бездействовала. Не было оповещений, уведомлений людей. Не возбуждались дела по линии ФТС, работало сарафанное радио. Человек приезжал, покупал машину и пользовался ей, всё было отлично. Создавался массовый ввоз этих автомобилей, бесконтрольный, — рассказал Сергей.

Из Армении в Россию везли много элитных машин

Фото: Артем Краснов / 74.RU

По словам Шубина, Правительство России не идет навстречу людям, ничего не объясняет. При этом, когда в похожей ситуации оказались граждане Казахстана, им разрешили поставить машины на временный учет без доплат разницы платежей:

— Сейчас машины считаются иностранным товаром. В 2023 году они станут обладать нужным статусом, то есть их легко можно будет продать и поставить на учет. Осталось 1,5 года, и они приобретут нужный статус. Раз уж люди попали в эту ловушку, почему бы не пойти им навстречу? Не может так быть, чтобы 300 000 человек в один миг стали контрабандистами и преступниками.

Представитель «Авто Союза» добавил, что по закону никакие таможенные документы при въезде не оформляются, при этом сотрудники ГИБДД их требуют. Сейчас машины стоят и гниют на платных стоянках, штрафы набегают больше стоимости машины.

Машины отвозят на штрафстоянки по всей России

Фото: Аracrimea / Т.me

— У многих машины так стоят, пока суды идут и не заканчиваются. Хотя суды — это отдельная тема. Так вот, суммы за стоянку набежали уже больше, чем стоимость автомобиля. Согласитесь, ехать за 20-летними авто люди с достатком не будут. В основном туда ехали люди с небольшим достатком. Или многодетные за бусами [микроавтобусами] — если трое детей и больше, нужно куда-то ставить кресла. А теперь вдруг одномоментно им сказали: «Ребята, вы вне закона, вы должны доплатить».

Суть в том, что, если автомобиль стоил 500 000 рублей, теперь за него нужно доплатить более 1 миллиона рублей. То есть малообеспеченным людям, чтобы оплатить разницу, придется продать свою квартиру. При этом многие покупали машины в кредит.

Почему абхазские машины ввозить можно, а армянские — нет?

Шубин объяснил, что россияне приезжают в Абхазию и покупают машины по «левым» схемам. Чаще всего граждан России оформляют в качестве фиктивных работников в подставные фирмы. После этого человек выезжает по путевым листам. Далее водители оформляют временный ввоз и при необходимости просто переписывают путевые листы.

— Сейчас эту схему прижали. 20 дней дают пересечь границу, если это правило нарушено, то машину не впустят. Это изначально мошенническая схема. Армянские автомобили тем и отличаются, что всё происходило законно: человек приезжал в Армению, оформлял временную прописку и ставил машину на учет. Автомобиль оформляется на собственника, на гражданина, происходит купля-продажа.

Популярностью пользуются микроавтобусы

Фото: Валерия Дульская / 93.RU

Про ситуацию с абхазскими автомобилями журналисту 93.RU рассказал и краснодарец Евгений, который ездил на такой машине год. Мужчина подтвердил схему с фиктивным трудоустройством — на россиянина оформляют генеральную доверенность на три года с правом представления в ГИБДД, суде, банках и других органах. После этого водитель пересекает границу как наемный рабочий абхазской фирмы и оформляет временный ввоз.

— Эти фирмы существует недолго, это не совсем однодневки, они живут около года. Обязательно, чтобы было юрлицо. Потом фирму разваливают. В Сочи есть брокеры, которые занимаются декларациями, вот у них за деньги можно сделать все необходимые документы. Когда срок доверенности истекает, машину можно переоформить на кого угодно и ездить дальше, — рассказал Евгений.

И что теперь делать людям?

По словам Сергея Шубина, ошибку допустила как российская сторона, так и армянская. В Армении переоформляли машины на гражданина России, умалчивая об ограничениях. Автомобили спокойно пропускали на границе с Грузией, затем с Россией — нигде таможенные органы не требовали декларации.

— Если бы всё было соблюдено, никто бы не оказался в этой ситуации. Дикая, жуткая ситуация, которая свалилась одномоментно. ФТС и ГИБДД к этим машинам не имели претензий 2,5 года, а потом всех назвали контрабандистами.

Люди второй год пытаются решить свою проблему, но Минфин, Минюст, Минпром, ФТС, МВД показывают друг на друга пальцем, и получается замкнутый круг. Сейчас владельцы армянских машин обивают пороги ведомств и министерств с просьбой помочь разобраться в ситуации и встать на сторону людей. Пока что в ответ приходят лишь отписки.

Портал 93.RU будет следить за ситуацией и направит запросы в уполномоченные органы.

Обновлено в 14:00: Пресс-секретарь Краснодарской таможни Татьяна Бурмистрова рассказала журналисту 93.RU, что 7 сентября состоялась рабочая встреча руководства Краснодарской таможни с инициативной группой собственников транспортных средств, ввезенных из Республики Армения. Участники обсудили проблемные вопросы и наметили пути решения. В настоящее время рассматриваемые вопросы находятся на отдельном контроле у руководства Краснодарской таможни.

Источник

Закон что дышло: как в России отбирают машины с армянскими номерами

Дарья Вознесенская

Причины покупки транспортных средств в Армении до боли просты и понятны: дешевая растаможка (10% против 48-54% в России), низкий транспортный налог по месту регистрации и приятный бонус — в виде отсутствия иностранных номеров в базе ГИБДД России, благодаря чему владельцы таких авто не получают штрафы.

«Отлов» водителей на машинах с армянскими номерами начался в январе 2020 года с Нижневартовска. Там таможенники изъяли «Тойоту Камри» у владельца. Вернуть транспортное средство обещали за 800 тысяч рублей — нет, это не взятка, это разница таможенных пошлин в России и Армении.

В марте волна изъятий докатилась до Северодвинска, где забрали два авто. В июне в Кургане задержали уже пять машин. В июле охота на «нарушителей» дошла до Челябинска, а затем коснулась Ставрополья и Краснодарского края, где число изъятых авто исчисляется сотнями. В ГИБДД объясняют: все нарушители якобы ездят на авто, зарегистрированных недолжным образом. Хотя машины поставлены на учет правильно, но на территории другой страны — Армении, которая входит в Евразийский таможенный союз.

«У жены автомобиль на армянских номерах. Куплен в октябре 2018 года. У нас начались просто облавы на дорогах. Машины отбираются. Ставятся на штрафстоянки. В Кургане и Челябинске уже есть факты быстрой продажи арестованных машин через аукционы. Что нам предпринять сейчас? Как действовать? Абсолютное большинство из нас законопослушные приобретатели. И пользовались той возможностью, которое государство давало на тот момент. Получается, что более трети миллиона семей могут остаться без транспортных средств только потому, что кто-то где-то накосячил», — написал на открытой площадке в интернете Андрей Третьяков.

«Сам владею авто на армянском учете, и при покупке авто не было никаких ограничений и правил, а тут опомнились… Люди не от хорошей жизни поехали туда за машинами, а потому что тут „помойки“ (авто среднего сегмента) за непомерные деньги впихивают, когда интереснее за небольшую сумму взять надежное японское авто», — добавил Иван Калашников.

При этом россияне, купившие авто в Армении, все как один рассказывают, что перед покупкой спрашивали у таможенников, смогут ли они беспрепятственно ездить по России, не грозит ли им чего за это. Их уверяли, что все будет хорошо. Сейчас число владельцев авто с армянскими номерами составляет в России порядка 300 тысяч. И теперь они стоят перед сложным выбором, в котором ничего хорошего нет: проходить растаможку в России, которая будет стоить в 2-3 раза больше самого автомобиля, продавать машины в Армении по крайне низким ценам из-за перенасыщения рынка, либо отдать транспортное средство на разборку.

Жительница Ставропольского края Алла Амирханян рассказала NewsTracker, что решила приобрести авто в Армении из-за соотношения «цена-качество». При таможенном досмотре на посту «Грузия — Россия» (Верхний Ларс) она поинтересовалась, как ей поступить, чтобы не возникло проблем. На что ей ответили, что в рамках таможенного союза ей «в зеленый коридор», единственное — необходимо оформить страховку.

«Какое-то время я была счастливой обладательницей автомобиля из Армении. Но в начале июля начались волнения, штрафы, и мы оказались пострадавшей стороной», — отметила Амирханян.

С 2017 года транспортные средства, зарегистрированные в Республике Армения и ввезенные на территорию России, до сегодняшнего дня являются товарами таможенного союза для личного пользования, говорит юрист Давид Паразян. Однако в ГИБДД считают, что владельцам необходимо задекларировать данный товар и заплатить разницу таможенной пошлины, уплаченной в Армении, и единой таможенной пошлины, утвержденной ЕАЭС.

По словам Амирханян, она приобрела автомобиль 2012 года выпуска за 400 тысяч рублей. Теперь, чтобы растаможить машину в России, ей необходимо заплатить порядка 900 тысяч рублей. Таким образом, авто обойдется уже в 1,3 млн рублей — именно столько стоит новая машина этой марки, говорит Амирханян.

В противном случае ее, как и других владельцев армянских авто, привлекут к административной ответственности по ч. 1 статьи 12.1 КоАП (управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке). Она влечет штраф в размере от 500 до 800 рублей, при повторном задержании — 5 тысяч рублей или лишение прав на срок от 1 до 3 месяцев.

Кроме того, при отсутствии таможенных документов владельцу авто с армянскими номерами грозит штраф в размере 500 рублей с задержанием транспортного средства (ч. 1 статьи 12.3 КоАП — управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных ПДД).

Однако владельцы армянских авто считают, что сотрудники ГИБДД не в праве применять к ним данные санкции. В петиции под названием «У нас хотят отобрать машины», которую они создали на сайте Change.org, говорится, что «все граждане России, купившие автомобили в Республике Армения, имеют при себе свидетельство о регистрации транспортного средства, оформленное на граждан Российской Федерации».

«Таможенные органы должны были обязать граждан России декларировать купленные ими транспортные средства в Республике Армения прямо на посту таможенной службы „Грузия — Россия“, и оформлять временный ввоз транспортных средств на территорию РФ. Но данные действия со стороны таможенной службы не проводились, поэтому ни у одного гражданина России, купившего транспортное средство в Республике Армения, нет документов, подтверждающих временный ввоз, и налоговой декларации», — сообщают пострадавшие автовладельцы.

В петиции они предлагают правительству предоставить упрощенную систему регистрации автомобилей в России с уплатой государственных пошлин, разрешить постановку машин на временный учет, а также объявить мораторий на изъятие транспортных средств.

«Мы приобрели автомобили в Республике Армения, привезли их на территорию РФ, прошли все таможенные посты: это армяно-грузинская граница и грузино-российская граница. Таможенники выполнили все свои процедуры и беспрепятственно выпустили нас на территорию РФ, гражданами которой мы являемся, чтобы мы могли пользоваться своим имуществом. Пользовались мы сравнительно недолго: с 2017 по 2020 год. А летом стало известно, что наши ТС считаются иностранными товарами и подлежат таможенному декларированию. Я как юрист, изучив законодательство в этой области, понял только одно — есть просто коллизия в нормах права», — рассказал Паразян.

Он считает, что требование о растаможке незаконно. «Потому что вопрос таможенного декларирования — это наше право. Мы можем наше право использовать, а можем не использовать», — отметил юрист.

Юрист, правозащитник, руководитель «Центра помощи автомобилистам» Сергей Кузин также полагает, что имеет место некорректная работа Федеральной таможенной службы. По его мнению, в России должна быть создана единая автоматизированная система. «Таможенная служба, когда пускает автомобиль с иностранными номерами в Россию, должна собрать необходимые данные о человеке, который на нем въезжает на территорию страны. То есть, нужно привязать номер автомобиля к живому человеку, нужно взять информацию о месте его проживания, куда ему штрафы будут приходить. И когда человек захочет покинуть территорию России, выпустить его, только если он оплатит все эти штрафы», — поделился Кузин в разговоре с «Новыми Известиями».

Подобная схема была предложена еще в 2013 году. Тогда планировалось создать единую базу данных, куда ФТС будет вносить данные о пересекающих границу машинах. Камеры ГИБДД тогда смогли бы устанавливать по иностранным номерам владельцев машин и выписывать штрафы. Однако до сих пор это не сделано.

Источник

Машины с армянскими номерами оказались в России вне закона

В России начали задерживать автомобили, зарегистрированные в Армении, но оформленные на имя российских граждан. Такая необходимость возникла в связи с увеличением ПДД с участием автомобилей с иностранными номерами, ведь водителей таких машин по законодательству невозможно штрафовать, считают эксперты. Владельцы автомобилей призывают власти РФ позволить россиянам поставить на учет купленные в Армении машины без уплаты таможенных пошлин.

В частности, проверки автомобилей с иностранными номерами начались в Краснодарском крае. Цель таких проверок – выявление водителей с автомобилями из стран Евразийского экономического союза, не вставших на учет в РФ, рассказала начальник отдела пропаганды безопасности дорожного движения управления ГИБДД по Краснодарскому краю Ирина Заватская 16 июля. Возросло количество фактов использования на территории РФ гражданами России «автомобилей, зарегистрированных на территории государств – членов Евразийского экономического союза, регистрационные данные которых отсутствуют в распоряжении Госавтоинспекции», цитируют ее слова «Кубанские новости».

В соответствии со статьей 12.1. КоАП РФ за «управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, налагается административный штраф в размере от пятисот до восьмисот рублей. Повторное совершение административного правонарушения влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного до трех месяцев».

Владельцы автомобилей с армянскими номерами обратились к руководству России

Автомобилисты создали петицию, адресованную президенту РФ Владимиру Путину и другим чиновникам страны, в которой просят обратить внимание на возникшую проблему. Российские покупатели автомобилей из Армении стали жертвой таможенных отношений между Арменией и Россией в рамках ЕАЭС, отметили авторы петиции.

Россияне приобретали машины в Армении, получив от Таможенной службы разъяснения о том, что гражданам России можно беспрепятственно передвигаться по территории РФ на транспортных средствах, находящихся на учете в Армении, которые оформлены на граждан России. Однако с 1 июля в разных регионах России начались задержания таких автомобилей, говорится в петиции, опубликованной на Сhange.org 13 июля.

«Основной принцип ЕАЭС, свободного перемещения, не соблюдается; таможенные органы заставляют производить таможенные операции, уплату таможенной пошлины на транспортные средства; никакого свободного перемещения транспортных средств по территории ЕАЭС нет!» – говорится в петиции,

Авторы петиции отмечают, что около 300 тысяч россиян находятся в страхе потерять свои автомобили, лишиться средства передвижения. По их словам, владельцам таких авто нужно либо растаможить машины по ставкам РФ, то есть на сумму в 2-3 раза больше стоимости автомобиля, либо продавать их в Армении, что невозможно, так как в самой Армении в продаже около 1 млн машин.

Они требуют представить упрощенную систему регистрации автомобилей в РФ с уплатой государственных пошлин, а для автомобилей выпуска с 2017 года с установкой ГЛОНАСС, но без «таможенной чистки», то есть получить стопроцентную льготу на таможенную пошлину. Либо разрешить поставить автомобили на временный учет, то есть сдать армянские номера и документы и получить временные номера РФ и ПТС до возможности поставить транспортное средство на учет в РФ без дополнительной таможенной пошлины.

По состоянию на 09.30 мск 18 июля, к петиции присоединились более 2400 человек.

Машины из Армении ввезены по «квазилегальной схеме»

Власти России повышали пошлины на ввоз автомобилей из других стран, сообщил член координационного совета Федерации автовладельцев РФ Сергей Канаев. Однако, как он отметил, согласно договору о вступлении в ЕАЭС, для Армении были предоставлены преференции по части таможенных пошлин, в том числе на автомобили.

Это привело к тому, что из-за разницы в таможенных пошлинах в Россию начали ввозить огромное количество машин, причем не только граждане Армении, но и сами россияне, превращая это в бизнес, отметил он. «В результате российский рынок пополнился машинами из Армении. На самом деле, это хорошие, дешевые и надежные машины. Однако с их появлением на нашем рынке, а также в связи с таким большим потоком, цены на автомобили перестали расти. На некоторые марки цены и вовсе упали порядка на 5%, что отрицательно сказывается на автомобильном бизнесе в стране», – заявил Сергей Канаев корреспонденту «Кавказского узла».

Ввезенные в Россию автомобили продолжают оставаться на учете в Армении, и таким образом, их владельцев за нарушения ПДД невозможно оштрафовать, подчеркнул Канаев. Число нарушений ПДД водителями машин с армянскими номерами, по его словам, с начала года возросло в три раза. «Водители таких авто поняли, что их не оштрафуют, начали ездить, как хотят», – отметил он. В связи с этим власти приняли решение задерживать автомобили, стоящие на учете в Армении, до тех пор, пока не будут выплачены таможенные платежи и машину не поставят на учет в России.

Канаев отметил, что речь идет лишь о задержаниях автомобилей, которые будут отправлены на штрафную площадку, а не о конфискации, поэтому и нет нарушения права на собственность.

Россияне хотели сэкономить на таможенных пошлинах, и они воспользовались «квазилегальной схемой», сообщил координатор движения «Общество синих ведерок» Петр Шкуматов корреспонденту «Кавказского узла».

Машины, ввезенные не по правилам временного ввоза, в итоге оказались вне закона, и сейчас их задерживают на дорогах, как неправильно растаможенные. «Наше государство своего не упустит, и пока владельцы арестованных автомобилей не заплатят таможенную пошлину, сумма которой довольно внушительная, машины им не вернут», – отметил Шкуматов.

Он считает, что данный вопрос находится в юридической плоскости, и решать его нужно в судах. «Это хозяйственный спор по интерпретации Российского таможенного законодательства и законодательства по регистрации транспортных средств. И тут у каждой стороны есть своя правда и своя аргументация», – считает Шкуматов, добавив, что ситуация довольно запутанная.

Он также обратил внимание на то, что на машины с армянскими номерами, которые стоят на учете в Армении, с камер наблюдения штрафы не приходят.

Причиной спроса на автомобили из Армении стали доступные пошлины

Автовладелец из Кургана Борис Никольский рассказал, что покупал свой 20-летний американский микроавтобус на армянском рынке по более низкой цене, воспользовавшись разницей в таможенных льготах. Эта машина, как он отметил, устраивает его полностью по своей модели, функционалу, состоянию и цене, и с такими параметрами и критериями приобрести ее в России невозможно.

«Сейчас нам инкриминируют несоответствие наших действий к пункту 35 договора о присоединении к ЕАЭС, согласно которому управлять ввезенными на территорию России автомобилями могут лица, постоянно проживающие на территории Армении. Соответственно, россияне в эту категорию не попадают», – отметил Никольский в комментарии корреспонденту «Кавказского узла».

Для того чтобы произвести растаможку, как он отметил, нужно выплатить таможенную пошлину, которая превышает стоимость самого авто. «ЕАЭС – это СССР в миниатюре, условия должны быть приближены к тому старому объединению, чтобы граждане всех стран были уравнены в своих правах», – отметил Никольский. Он предлагает, чтобы владельцам таких авто позволили оставить свои машины на учете в Армении, а органы ГИБДД им выданы транзитные номера.

Решения проблемы через суды Борис Никольский не видит. «В Краснодаре были первые массовые задержания автомобилей. Я не понимаю, как можно через суд защитить свои права. Должно быть организовано движение против этих новых норм, и, по сути, назревает», – заключил автовладелец.

Гражданин Армении, житель Москвы Тигран Галстян в комментарии корреспонденту «Кавказского узла» отметил, что купленные в Армении автомобили в основном эксплуатируются в России по генеральным доверенностям.

По его словам, это дает возможность водителям нарушать ПДД, но при этом не быть оштрафованными, и таких случаев очень много. «У меня автомобиль, купленный в Армении, но и гражданство армянское, поэтому ко мне не придираются, но с другой стороны, я стараюсь быть законопослушным», – отметил Галстян.

Причиной большого спроса на автомобили из Армении послужила более доступная растаможка, считает соучредитель общественной организации «Друг водителя» в Армении Сергей Каграманян в комментарии корреспонденту «Кавказского узла».

Также он отметил, что российские граждане привозили в Армению машины из третьих стран и сразу же вывозили из Армении в Россию, законно регистрируя в Армении свое авто и пользуясь всеми юридическими правами. С такой же проблемой, по словам Каграманяна, столкнулись и в Казахстане, куда через Армению также вывозились машины.

Для личного пользования должна разрешаться эксплуатация автомобилей, стоящих на учете в Армении, считает Каграмян. Нужны лишь какие-то нормативы, которые будут контролировать такие автомобили, чтобы при нарушении ПДД была возможность выписать штраф. По его словам, люди воспользовались законодательной брешью.

Юристы разошлись в оценке перспектив возможных судебных процессов

Член Адвокатской палаты Московской области Алексан Хондкарян отметил множество нарушений в решении арестовывать автомобили граждан. В Армении не предупреждали о необходимости наличия постоянного проживания в РА для беспроблемной эксплуатации автомобиля на территории России, хотя подобного понятия, как он отметил, в российском законодательстве нет.

В Северо-Кавказском таможенном управлении ни каким образом не велся контроль над ввозимыми автомобилями, отметил адвокат. «Да и статьи Кодекса РФ об административных правонарушениях, на которые ссылаются сотрудники ГИБДД, не применимы в данном случае», – заявил он корреспонденту «Кавказского узла»

Уже есть случаи арестов автомобилей, как на Урале, так и в Краснодаре, хотя в двух случаях машины были возвращены владельцам, отметил Хондкарян. «Собственников в Краснодаре вызвали и вернули машины, заявив, что нет необходимости оплачивать даже штрафстоянку». Он отметил, что проверки инициированы письмом начальника ГИБДД, которое по форме не является приказом. «Правовые службы территориальных подразделений рекомендовали своим руководителям не торопиться с исполнением приказа начальника ГИБДД, поскольку потом устанут по судам бегать и судебные расходы возмещать», – сообщил адвокат.

Алексан Хондкарян считает, что это заведомо проигрышные для государства дела, «если, конечно, руководство судебной системы не спустит указание действовать как всегда, то есть не находить оснований для отмены постановлений».

Адвокат не согласен с мнением, что данное решение связано с невозможностью подвести под штраф нарушителей с армянскими номерами. По его словам, автомобили, которые состоят на учете в Армении, так же, как и местные авто страхуются, и в случае ДТП возмещение ущерба не представляет проблемы. «Да и в базы ГИБДД ввести сведения о владельцах не составило бы труда».

Вопрос нужно решить по примеру Казахстана, где поставили ввезенные автомобили на временный учёт, выдали жёлтые номера казахского образца, и теперь собственники подобных авто платят имущественные налоги в казну страны, считает Хондракян.

Московский юрист Гор Оганджанян в комментарии корреспонденту «Кавказского узла» отметил, что регулирование ввоза с территории Армении в иные страны ЕАЭС товаров, в том числе и транспортных средств, осуществляется с момента принятия решения Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 г. № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования», а также Договором о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года. Он считает странным, что этот вопрос возникает сейчас, а не с 2017 года. Между тем, как он отметил, вышеуказанным договором и решением все вопросы урегулированы.

Адвокат считает, что позиция российских властей закономерна, при этом подход к вопросу приведет к большому количеству судебных споров, где, на его взгляд, не должно быть универсальности, а каждый спор должен рассматриваться индивидуально. По его мнению, большинство дел будет не в пользу граждан, «ибо если ты решил приобрести ТС в другом государстве, то изучи правила в первую очередь. Но при этом будут и исключения», – заявил юрист.

«У каждого государства свои интересы. Граждане РФ, покупая в Армении автомобили, во-первых, не покупают их в России, во-вторых, Россия теряет денежные средства в части таможенных сборов и налогов, так как большинство не платит налогов», – отметил Оганджанян.

Автор: Армине Мартиросян источник: корреспондент «Кавказского узла»

Источник

Оцените статью
Avtoshod.ru - все самое важное о вашем авто