Приключения шурика машина времени

Как создавалась «машина времени» для фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

«Машину времени», которая запечатлена на кадрах Гайдаровского фильма, собрали в последний момент. Безвыходную ситуацию спас скульптор из соседнего павильона «Мосфильма». Первый прототип собирали в настоящем конструкторском бюро. Однако режиссёр его забраковал.

История тимофеевской «машины времени» — череда случайностей и совпадений. Конструкция сначала очень не понравилась Гайдару. И если бы не обстоятельства, в знаменитом фильме был бы совершенно другой агрегат.

kak sozdavalas mashina vremeni dlya filma ivan vasilevich menyaet professiyuКадр из х/ф «Иван Васильевич меняет профессию»

Другая машина

В 1973 году на советские экраны вышла новая комедия Гайдая. Фильм про Ивана Васильевича имел оглушительный успех. Однако зрители и не подозревали, что в какой-то момент съёмки находились на грани срыва. В самом начале работы Леонид Гайдай получил разрешение обратиться в конструкторское бюро для создания машины времени. Да, реквизит для фильма изготавливали в самой настоящей лаборатории.

Когда Гайдаю представили макет, он пришёл в ужас. Перед ним стоял почти космический корабль. С точки зрения инженеров машина была безупречна. Её изготовили на основе ЭВМ, считавшихся тогда передовыми. Однако в небольшой квартире инженера Тимофеева агрегат смотрелся ужасно. До конца съёмок оставалось всего два месяца. Гайдая спас случай. В этот же момент в соседнем павильоне «Мосфильма» трудился талантливый скульптор. Поговаривали, что он изготовил отличные декорации для фильма «Руслан и Людмила». Правда, мастер работал в основном с деревом.

Художник и скульптор Вячеслав Почечуев в то время был своеобразной звездой «Мосфильма». Гайдаю он достался почти за бесценок. У режиссёра горели сроки, а скульптор остро нуждался в деньгах. За «машину времени» Вячеслав получил 40 рублей. Для сравнения: гонорар Гайдая составил более семи тысяч рублей. Звезда фильма Юрий Яковлев получил почти 4500 рублей. Самый скромный актёрский гонорар был у Нины Масловой — всего 101 рубль. Но даже он в два с половиной раза превосходил сумму, которой наградили скульптора.

Вячеслав Почечуев — «отец» советской «машины времени»

Гайдай сразу обозначил, что сроки сжатые. Через два дня Почечуев принёс в павильон к режиссёру чертёж на ватмане. Рисунок Гайдаю не понравился. Колбы, трубки, рычаги и всё непонятно как закреплено. Хуже всего смотрелись провода. Однако Почечуев сделал яркую презентацию и пообещал, что в кадре машина будет смотреться замечательно. Режиссёр дал скульптору шанс. Теперь перед Почечуевым стояла непростая задача: меньше чем за два месяца собрать машину из десятков деталей. Главная проблема — стеклянные колбы и стаканчики разного размера.

Железными прутьями и рычагами разжились на одном из заводов. На другом выкупили десятки разноцветных ламп и десятки метров проводов. Готовых колб для машины не нашлось. Гайдай лично поехал на стеклодувный завод и разместил заявку. Выполнить заказ руководство пообещало в течение недели. Но и тут режиссёру улыбнулась удача. Почечуев смог найти общий язык с одним из стеклодувов. Мастер изготовил колбы за два дня. Оплатили сверхсрочную работу несколькими бутылками креплёных напитков.

Гайдай не видел машины вплоть до дня сдачи проекта. Когда Почечуев наконец собрал своего «монстра», вся съемочная группа пришла в восторг. Агрегат причудливой формы с двигающимися рычагами переливался разноцветными лампочками. Машина даже дым пускала и издавала «космические» звуки. Каким-то образом Почечуеву, который был резчиком по дереву, удалось проявить талант конструктора. В итоге машина пришлась по душе и Гайдаю, и актёрам. Впоследствии скульптор не раз называл агрегат своей лучшей работой. Режиссёр же отметил, что именно на такой машине в прошлое должен отравиться управдом Бунша. Скульптору выписали премию в размере 40 рублей. В сопроводительной записке написали: «За изобретение машины времени». Без кавычек.

Реальный изобретатель машины времени

Интересно, что фотографии прототипа «машины времени», изготовленной конструкторским бюро, не сохранилось. На эту тему до сих пор любят шутить, что, мол, инженеры поняли заказ буквально. Собрали настоящую машину времени, а потом её законсервировали. Скорее всего, после рецензии Гайдая агрегат просто в спешке разобрали. С точки зрения конструкторов бюро, заказ был выполнен верно. Просто режиссёр не уточнил в самом начале, что именно необходимо получить.

Если задуматься, то даже выдуманная машина времени никогда не работала. Перемещение Ивана Васильевича Бунши во времена Ивана Грозного — всего лишь сон инженера Тимофеева. Ходили слухи, что Гайдай тем самым хотел подчеркнуть, что собрать машину времени в советское время невозможно. Через десять лет на экраны вышел американский конкурент — фильм «Назад в будущее». История сборки агрегата в нём выглядит правдоподобнее. Почему простому советскому инженеру было сложно собрать настоящую машину в кустарных условиях?

Тимофеев жил в однокомнатной квартире и в ней же собирал свой агрегат. Согласитесь, условия спартанские. Его заокеанский коллега Эммет Браун, например, трудился в просторном гараже двухэтажного дома. Всё, чего мог добиться советский инженер в такой ситуации, — отключения света в доме и праведного гнева соседей. Другой важный фактор — расходные детали. На момент выхода фильма «Назад в будущее» электроника в Америке продавалась через специальные журналы. Инженеры просто звонили и заказывали доставку. Тимофееву пришлось прибегнуть к услугам спекулянта. В магазине необходимого товара не нашлось.

Вячеслава Почечуева не стало в 2012 году. Последние 20 лет жизни он провёл в небольшой деревне под Владимиром. Художник не раз организовывал собственные выставки. Кстати, справка-квитанция об «изобретении машины» времени долгое время хранилась в личном архиве Почечуева как ценный памятный экспонат. В одном из интервью мастер вспомнил, каким образом он уговорил Гайдая принять нарисованный макет и дать добро на его реализацию:

Я его убеждал, что машина будет светиться, пыхтеть и булькать — получится настоящее изобретение Шурика.

Источник

Иван Васильевич меняет профессию

В центре сюжета советских изобретатель Тимофеев, который создал машину времени. Его устройство внезапно ломается, и он теряет сознание. Как только он приходит в себя, то решает повторить опыт и с этой минуты в его квартире начинает происходить настоящее приключение.

Благодаря машине времени Тимофеева в 20 век попадает сам Иван Грозный, а на его место, по случайному стечению обстоятельств, попадают Управдом Бунша, а также жулик и вор Милославский. Сюжет закручивается именно над фактом подмены московского царя на простого управдома. Таким образом, поломка машины времени становится причиной многих неожиданных и забавных ситуаций. События одновременно происходят как в наше время, так и в прошлом.

Производством картины занималась киностудия Мосфильм в 1973 году. Режиссер Леонид Гайдай поставил ее по одноименной пьесе Михаила Булгакова. В свое время, фильм был лидером советского кинопроката. Музыка в кинофильме Гайдая характерно оттеняет динамику фильма и подчеркивает важные моменты картины. Например, в одном моменте Грозный слушает по магнитофону песню Высоцкого Эх, раз, еще раз. Слова немецкого канцлера полностью идентичны словам этого персонажа в пьесе Булгакова.

Для американских зрителей фильм перевели как Иван Васильевич: Назад в будущее, чтобы они проводили аналогию с фильмом Назад в будущее. В 2008 году вышел фильм, рассказывающий о подробностях съемок фильма Иван Васильевич. В цикле Неизвестная версия было упомянуто о том, что Владимира Этуша действительно обворовали. Появлялись слухи, что это совершил Куравлев.

Источник

Иван Васильевич меняет профессию (1973)

2607

star1star1star1star1star1star1star1star1star1star1

Регистрация >>

В голосовании могут принимать участие только зарегистрированные посетители сайта.

Вы хотите зарегистрироваться?

online okko 1

информация о фильме

Экранизация пьесы Михаила Булгакова «Иван Васильевич».

Однажды инженер Тимофеев испытал потрясение от собственного изобретения: начала действовать машина времени, соединив его квартиру с палатами великого государя Ивана Васильевича Грозного, который хоть и горевал по роскошной жизни, однако в тоску и отчаяние в иной Москве не впадал. До этого события в квартире Тимофеева находились пенсионер-общественник Бунша и уголовник Жорж, которые исчезли в обратном направлении.

Источник

communitykak_eto_sdelano

Как это сделано, как это работает, как это устроено

Самое познавательное сообщество Живого Журнала

Фильм «Иван Васильевич меняет профессию» вышел в прокат 17 сентября 1973 года и принес Леониду Гайдаю новый оглушительный триумф: 3-е место в прокате, 60,7 миллиона зрителей.

Сразу после завершения работы над «Кавказской пленницей» Гайдай собирался перенести на экран прозу Михаила Булгакова — его пьесу «Бег». По ряду причин эта затея не удалась, и «Бег» экранизировали другие. Однако в начале 70-х Гайдай вновь вернулся к идее экранизации Булгакова. Только на этот раз речь уже шла о комедии — пьесе «Иван Васильевич».

kinopoisk.ru Ivan Vasilevich menyaet professiyu 2629823

Сценарий к «Ивану Васильевичу. » писали дома у Гайдая. Дело в том, что автор сценария Владлен Бахнов был соседом великого режиссера по лестничной площадке — жил в квартире напротив. Саму чудо-машину времени инженера Тимофеева придумал и сконструировал для картины скульптор Вячеслав Почечуев.

kinopoisk.ru Ivan Vasilevich menyaet professiyu 1537252

Съемки фильма начались 26 августа с экспедиции в Ростов-Ярославский, где снимались натурные эпизоды: погоня за демонами по Кремлю, народ у стен Кремля, отправление войска на войну.

О том, как снимался эпизод погони на территории недавно отреставрированного Ростовского кремля, Леонид Гайдай вспоминал: «Часть съемок проходила в старинном русском городе Ростове-Ярославском. Наша киногруппа работала около музея, расположенного в древнем Кремле. Снимали мы сцену «Проезд конницы Ивана Грозного». А тут как раз приехали в музей иностранные туристы. И вдруг поблизости от них промчались всадники в древнерусских кафтанах с бердышами в руках. Затем промчались еще раз. Это живописное зрелище вызвало у гостей бурный восторг. По-своему отреагировали на происшедшее работники музея. Когда мы окончили съемку в Ростове-Ярославском, они обратились к нам с просьбой подарить им два красных кафтана и пару топориков-бердышей. Дело в том, что каждую группу иностранных туристов при входе встречают по русскому обычаю хлебом-солью. Их преподносят гостям на расшитом полотенце. Теперь работники музея проводят этот ритуал, предварительно облачившись в одежды, подаренные «Мосфильмом». »

Съемки в Ростове-Ярославском продлились ровно неделю — до 2 сентября, после чего группа вернулась в Москву.

kinopoisk.ru Ivan Vasilevich menyaet professiyu 1518002

Здесь до 17 сентября тоже снималась «натура»: проезды по улицам города «Скорой помощи» и милицейской «Волги»; панорама города с высоты птичьего полета (когда царь восторженно произносит: «Ляпота»); звонки из телефонной будки Жоржа Милославского и подруги Якина; проезд Якина по городу (тот самый автомобиль, который снимался и в «Бриллиантовой руке»; пробежка Шурика по радиомагазинам; Шурик и Бунша во дворе дома; погоня у подъезда.

kinopoisk.ru Ivan Vasilevich menyaet professiyu 1537212

Московская часть действия фильма происходит в характерном зигзагообразном доме из розового т.н. «московского» кирпича. Дом этот находится на Новокузнецкой улице, примерно посередине между станциями метро «Новокузнецкая» и «Павелецкая» (д.17/19) Но по ходу фильма нам все время пытаются показать, что находится он совсем в другой стороне, в конце проспекта Калинина (Новый Арбат).

В эти же дни снимался эпизод, когда жена Бунши, увидев на соседнем балконе царя Ивана Грозного, спутала его со своим супругом. Съемки этого эпизода едва не завершились трагедией. А произошло вот что. По сценарию, героине Натальи Крачковской надо было перелезть с одного балкона на другой, чтобы догнать ускользнувшего «мужа».

kinopoisk.ru Ivan Vasilevich menyaet professiyu 1537220

Но актриса, которая страдала жуткой боязнью высоты, отказалась исполнять трюк с перелезанием. Тогда, чтобы заставить ее сделать это, Гайдай пошел на хитрость: он сказал, что внизу будет расположена специальная люлька с людьми, которые будут страховать актрису. На самом деле никакой люльки внизу не было, просто Гайдай рассчитывал на то, что высотобоязненная актриса испугается смотреть вниз и не заметит подвоха. Но вышло иначе. Крачковская, перелезая через перила, все-таки глянула вниз и, не обнаружив никакой страховки, от страха чуть не рухнула вниз. К счастью, находившиеся рядом люди успели подхватить ее уже соскальзывающее с балкона тело и втащить обратно. Поэтому эпизод с перелезанием в картину так и не вошел.

Культовую сцену: «И тебя вылечат. И тебя тоже вылечат. И меня вылечат» – Крачковская вспоминала с ужасом. «Конечно, наголо меня не стригли, но на башке надето было два парика. Трудно было работать, потому что на купальную шапочку десятилетнего ребенка нашивали сверху бобрик. А потом я надевала обычный парик. Все это врезалось в кожу, лицо начинало отекать. Я просто рыдала».

kinopoisk.ru Ivan Vasilevich menyaet professiyu 1088561

12 апреля фильм «Иван Васильевич меняет профессию» был сдан генеральной дирекции «Мосфильма». Оценив картину положительно, дирекция потребовала внести в него некоторые поправки. В частности, надо было сократить следующие эпизоды: погоню за Жоржем Милославским (в фильме осталось только ее начало — когда Жорж удирает от милиции, облачившись во врачебный халат), пребывание царя в квартире Тимофеева (изъяли эпизод, где Иван Грозный жарит на кухне котлеты), забавы Жоржа в царских палатах, разговор в телефонной будке, улицы Москвы и др.

История создания и интересные факты о фильме «Иван Васильевич меняет профессию» Гайдай, история, факты, фильм
На главную роль царя Ивана Грозного и управдома Буншу Гайдай пригласил своего любимчика Юрия Никулина. «Сценарий специально под него писали, — рассказывает вдова Леонида Гайдая актриса Нина Гребешкова. — Прочитав сценарий, Юра отказался. Есть две версии. Первая, которую обнародовал Юра, что он уезжал в Австралию на гастроли. Это не совсем так. Лене он сказал: «Ты понимаешь, это Булгаков. Фильм ляжет на полку! Что ж я буду сниматься, а потом это никто не увидит. Я в таких вещах не участвую». Леня обиделся». Даже личные уверения режиссера не смогли убедить Никулина. «Как так? — удивлялся Леонид Иович. — Две роли. Такая история. » Никулина же не привлекали ни особые условия, ни большее количество съемочных дней, и следовательно, повышенный гонорар. (За предыдущую гайдаевскую «Бриллиантовую руку» Никулин получил 6000 рублей).

После отказа Никулина Гайдай устроил кинопробы. Помимо Никулина в «цари» метили еще семь актеров. Худсовет «зарубил» кандидатуру Евгения Евстигнеева — пробы известного актера не понравились чиновникам. Георгия Вицина не взяли, потому что он ассоциировался со знаменитой троицей. А актер Евгений Лебедев, по мнению режиссера, был прекрасным царем, но неубедителен как управдом. После долгих поисков на главную роль взяли Яковлева, который на первых же кинопробах смог блестяще «раздвоиться» на величественного царя и жалкого Буншу.

Кстати, роль Жоржа Милославского, которую блистательно сыграл Леонид Куравлев, Гайдай предназначал своему любимчику Андрею Миронову. Но увы. У Яковлева на съемочной площадке с Мироновым не сложился дуэт. Худсовет решил, что актер на фоне Яковлева смотрится слишком уж «артистичным и излишне утонченным». Кто знает, если бы звезды расположились иначе, в роли проходимца Милославского мы могли увидеть Вячеслава Невинного, Георгия Буркова, Сергея Никоненко, Георгия Юматова. Все они пробовались, но выбор пал на Куравлева.

Больше всех повезло актеру Александру Демьяненко. Конкурентом на роль изобретателя Тимофеева, создателя машины времени, был только Олег Видов. В самый последний момент Гайдай решил не расставаться со своим любимым Шуриком, и Демьяненко утвердили.

kinopoisk.ru Ivan Vasilevich menyaet professiyu 1532078

С утверждением Пуговкина на роль Якина возникли проблемы – протестовали известные режиссеры. Как так? Пуговкин, играющий дураков, и вдруг – режиссер?! На худсовете за актера заступился Г. Чухрай: «Товарищи режиссеры! Вы все думаете о себе очень хорошо. И зря. Пуговкин вам покажет, какие типы среди вас встречаются. »

kinopoisk.ru Ivan Vasilevich menyaet professiyu 2317437

kinopoisk.ru Ivan Vasilevich menyaet professiyu 1537258

На роль Зины, жены Тимофеева, претендовали три знаменитые актрисы, три Натальи — Гвоздикова, Гундарева, Селезнева. Несмотря на то что худсовет боялся, что за последней слишком укрепился образ «хорошей девочки Лиды» из «Операции «Ы», Гайдай настоял, и утвердили именно Селезневу. Гундаревой же предложили попробоваться на царицу Марфу Васильевну. Но Наталье Георгиевне было не суждено поработать с великим мастером комедии Гайдаем, и на роль царицы ее тоже не утвердили. Игру Нины Масловой посчитали «более выразительной».

Шведский посол говорит не на шведском языке, а на ломаном немецком, что соответствует тексту пьесы Михаила Булгакова.

kinopoisk.ru Ivan Vasilevich menyaet professiyu 1537222

Произносимая Л. Куравлёвым фраза «Граждане! Храните деньги в сберегательной кассе» была записана в сценарии, а её продолжение — «…если, конечно, они у вас есть» — импровизация актёра.

kinopoisk.ru Ivan Vasilevich menyaet professiyu 1537254

На вопрос Бунши царица отвечает «Марфа Васильевна я». Это может быть только Марфа Васильевна Собакина, пробывшая женой Ивана IV Грозного всего 15 дней. Таким образом Жорж Милославский и Иван Васильевич Бунша находились в древней Москве в один из дней между 28-м октября и 12-м ноября 1571 года. 13 ноября Марфа Собакина умерла.

kinopoisk.ru Ivan Vasilevich menyaet professiyu 1537217

Крымский хан действительно шалил на Изюмском шляхе в 1571 году. Да так шалил, что сжег Москву в мае 1571 года. В следующем году крымский хан был разбит в Битве при Молодях.

Добавочный номер телефона «3-62», который называет Жорж Милославский, когда звонит на работу Шпаку, представляет собой цену бутылки водки в СССР. В пьесе добавочный номер — 501. Сцену звонка Жоржа «женским голосом» к Шпаку озвучивает Наталья Кустинская.

kinopoisk.ru Ivan Vasilevich menyaet professiyu 1532082

Фильм был переозвучен Гайдаем из-за нападок цензуры в нескольких эпизодах. Первый: во время царского банкета Бунша спрашивает Милославского: «А кто платить будет?» Тот отвечает: «Ну, во всяком случае не мы», в оригинале по замыслу Гайдая, «Народ, народ, батюшка». Второй: сцена допроса Ивана Грозного в милиции: «Место жительства», царь отвечает: «В палатах». По замыслу Гайдая: «Москва — Кремль».

kinopoisk.ru Ivan Vasilevich menyaet professiyu 1532081

В один из моментов фильма, зрителю может показаться что был допущен брак озвучивания: Когда Бунша спрашивает Милославского, как он попал в квартиру Шпака, тот отвечает «Да ну вас к чёрту, что за пошлые вопросы!», при этом рот у Милославского закрыт. На самом деле, эту фразу говорит не Милославский, а Шурик, находящейся в тот момент за кадром (голоса Куравлёва и Демьяненко действительно похожи).

kinopoisk.ru Ivan Vasilevich menyaet professiyu 1537253

Бунша, переодетый в царя, произносит, обращаясь к шведскому послу «Гитлер капут», но по губам читается «Мир, дружба».

В зарубежном прокате фильм шел под названием «Ivan the Terrible: Back to the Future» — «Иван Грозный: Назад в будущее».
Фильм занимает 17-е место по посещаемости среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката.

Скипетр и держава, которые держит в руках Бунша (и которые изображены на иконе), как символ царской власти появились на сто лет позднее происходящих событий, в XVII веке.

kinopoisk.ru Ivan Vasilevich menyaet professiyu 1537244

В сцене допроса милиционерами Иван Васильевич на вопрос о годе рождения отвечает: «Тысяча пятьсот тридцать третий от Рождества Христова.», хотя Иван Грозный родился 25 августа 1530 года, а летоисчисление «от Рождества Христова» было введено Пётром I только в 1700 году. До этого на Руси вели летоисчисление «от сотворения мира». Таким образом, ответ Ивана Васильевича должен был звучать как «Лето семь тысяч тридцать восьмое от сотворения мира».
В лифте («Замуровали, демоны!») царь крестится тремя перстами. До 1653 года православные крестились двумя перстами.

kinopoisk.ru Ivan Vasilevich menyaet professiyu 1537250

Первоначально песню «Звенит январская вьюга» (музыка Александра Зацепина, слова Леонида Дербенёва) исполняла София Ротару, однако её вариант из-за серьезной, проникновенной манеры исполнения не подошел для комедийного жанра фильма. Кроме того, песня была записана в низкой тональности и голос Ротару совершенно не гармонировал с высоким голосом Натальи Селезневой. В результате песню пришлось переозвучивать. В окончательном варианте фильма её поет Нина Бродская.

Валерий Золотухин исполнил песню «Разговор со счастьем» («Вдруг, как в сказке, скрипнула дверь…»).
Борис Кузнецов, Лев Полосин и хор МВО исполняют песню «Кап-кап-кап» («Маруся»).
Песню «Поговори хоть ты со мной, подруга семиструнная…» исполнил Владимир Высоцкий, записав её специально для фильма. Впоследствии она называлась «Вариация на цыганские темы».

kinopoisk.ru Ivan Vasilevich menyaet professiyu 1757444

Песня «Собака Крымский царь» — на аутентичные стихи из книжечки Ричарда Джемса, записанные в Смутное время.
В сцене с колоколами звучат мелодии песен «Чижик-пыжик» (наигрывает Бунша) и «Подмосковные вечера» (наигрывает Милославский).

kinopoisk.ru Ivan Vasilevich menyaet professiyu 1088562

Существует усечённая короткометражная версия фильма под названием «Чёрные перчатки». Эта лента выпускалась на бобине с 8-мм плёнкой, и в советское время её можно было купить для домашнего просмотра.

В 11-минутном короткометражном фильме показана сюжетная линия, в основном связанная лишь с Милославским, причём в плёнке оказались фрагменты, которых в полнометражном фильме не было. К тому же, из полнометражного фильма была вырезана финальная сцена с Милославским — герой, переодевшись в санитара, помогает вывести Ивана Васильевича до машины «скорой помощи», милиция начинает преследовать его, и на этом сюжетная линия с персонажем заканчивается, поэтому зрителю неясна его дальнейшая судьба. В короткометражной ленте финальная сцена есть. Жорж плывёт на речном трамвайчике в сопровождении двух девушек. Когда же транспорт выплывает из-под тёмного моста, по бокам от Жоржа сидят уже два милиционера.

Пять эпизодов, вырезанных из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

Жми на кнопку, чтобы подписаться на «Как это сделано»!
3c0c73ab816a86ee6b2bdeeb95dff0063ef83af1ee323701794b756c94f9e669

Жми на кнопку, чтобы подписаться на «Как это сделано»!
3c0c73ab816a86ee6b2bdeeb95dff0063ef83af1ee323701794b756c94f9e669

Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите Аслану (shauey@yandex.ru) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят не только читатели сообщества, но и сайта Как это сделано

Подписывайтесь также на наши группы в фейсбуке, вконтакте, одноклассниках и в гугл+плюс, где будут выкладываться самое интересное из сообщества, плюс материалы, которых нет здесь и видео о том, как устроены вещи в нашем мире.

Жми на иконку и подписывайся!

Источник

Оцените статью
Avtoshod.ru - все самое важное о вашем авто