Преступление и наказание авто

Преступление и наказание

философский и психологический роман

«Преступле́ние и наказа́ние» — роман Фёдора Михайловича Достоевского, впервые опубликованный в 1866 году в журнале «Русский вестник» (№ 1, 2, 4, 6-8, 11, 12).

Содержание

История создания

Летом 1866 года, потеряв все свои деньги в казино, не в состоянии оплатить долги кредиторам, и стараясь помочь семье своего брата Михаила, который умер в начале 1864 года, Достоевский планирует создание романа с центральным образом семьи Мармеладовых под названием «Пьяненький». На тему же убийства Достоевского натолкнул пример Пьера Франсуа Ласьера.

Роман печатается по частям в марте-апреле. Весь год Достоевский работает над романом, торопясь добавить к очередной книжке журнала написанные главы. Вскоре после окончания публикации романа в журнале Достоевский печатает его отдельным изданием: «Роман в шести частях с эпилогом Ф. М. Достоевского. Издание исправленное». Для этого издания Достоевский сделал в тексте значительные сокращения и изменения: три части журнальной редакции были преобразованы в шесть, изменено частично и деление на главы.

Сюжет

Сюжет разворачивается вокруг главного героя, Родиона Раскольникова, в голове которого созревает теория преступления. Раскольников сам очень беден, он не может оплатить не только учёбу в университете, но и собственное проживание. Мать и сестра его тоже бедны, вскоре он узнает, что его сестра (Дуня Раскольникова) готова выйти замуж за человека, которого не любит, ради денег, чтобы помочь своей семье. Это было последней каплей, и Раскольников совершает преднамеренное убийство старухи-ростовщицы и вынужденное убийство её сестры, свидетельницы. Но Раскольников не может воспользоваться краденым, он прячет его. С этого времени начинается ужасная жизнь преступника. Тонкий психологизм, осмысление поступка красочно переданы Достоевским. В действие романа вовлекаются все новые и новые лица. Судьба сталкивает его с одинокой, запуганной, бедной девушкой, в которой он находит родственную душу и поддержку, Соней Мармеладовой, ставшей на дорогу проституции, чтобы обеспечить свою семью. Раскольников находит также опору в университетском друге Разумихине, влюблённом в его сестру Авдотью Романовну Раскольникову.

Экранизации

По мотивам романа неоднократно снимались художественные и мультипликационные фильмы. Среди них:

Театральные постановки

270px %D0%A0%D0%B0%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2 %D0%B8 %D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%84%D0%B8%D1%80%D0%B8%D0%B9 %D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

magnify clip

Переводы

Первый польский перевод (Zbrodnia i kara) вышел в 1887-88 годах.

В Венский период своего творчества драматург Лео Бирински написал по мотивам романа пьесу «Раскольников» (чешск.) русск. (нем. Raskolnikoff ) на немецком языке.

Иллюстрации

Иллюстрации к роману создавали такие известные мастера книжной графики, как Д. А. Шмаринов (1935—1936), Ф. Д. Константинов, а также художники И. С. Глазунов, А.И Кретов-Даждь и Осаму Тэдзука.

См. также

Литература

Примечания

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое «Преступление и наказание» в других словарях:

ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ — Роман Ф.М. Достоевского*. Написан в 1865– 1866 гг., опубликован в 1866 г. Написанный в жанре психологического детектива, роман отражает жизнь современной писателю России. В «Преступлении и наказании» Достоевский исследует жизнь бедных людей… … Лингвострановедческий словарь

Преступление и наказание — Жарг. шк. Шутл. ирон. Дневник. (Запись 2003 г.) … Большой словарь русских поговорок

Преступление и наказание (роман) — Преступление и наказание Преступление и наказание Жанр: Роман Автор: Достоевский, Фёдор Михайлович Язык оригинала: русский Год написания … Википедия

Преступление и наказание (фильм) — Преступление и наказание: Преступление и наказание (фильм, 1913) Россия, 1913, первая экранизация романа Ф. М. Достоевского; Преступление и наказание (фильм, 1940) СССР, 1940, экранизации комедии М. М. Зощенко; Преступление и наказание… … Википедия

Преступление и наказание (телесериал) — Преступление и наказание Жанр драма Продюсер Андрей Сигле Режиссёр Дмитрий Светозаров Сценарист Михаил Смоляницкий В главных ролях Влад … Википедия

Преступление и наказание (манга) — Преступление и наказание … Википедия

Преступление и наказание (телесериал, 2007) — Преступление и наказание Жанр … Википедия

Преступление и наказание (фильм, 2007) — Преступление и наказание Жанр драма Режиссёр Дмитрий Светозаров Сценарист Михаил Смоляницкий В главных ролях Владимир Кошевой Андрей Панин Александр Балуев Елена Яковлева Юрий Кузнецов Страна Россия … Википедия

Преступление и наказание (фильм — Преступление и наказание (фильм, 1956) Преступление и наказание Crime Et Chatiment Жанр драма Режиссёр Жорж Лампин В главных ролях Жан Габен Ма … Википедия

Преступление и наказание (фильм, 1956) — Преступление и наказание Crime Et Chatiment … Википедия

Источник

История создания романа «Преступление и наказание»

«Преступление и наказание» (рус. дореф. «Преступленіе и наказаніе») — знаменитый на весь мир роман Ф. М. Достоевского в шести частях с эпилогом, над которым писатель работал более года (в 1865–1866 годах).

Впервые роман был опубликован в 1866 году в журнале «Русский вестник» (№ 1, 2, 4, 6—8, 11, 12). Публикация стала литературным событием года. Вокруг романа сразу же разгорелись споры. После выхода в печать этого произведения журнал приобрел около 500 новых подписчиков. Это было довольно внушительной цифрой для журналов того времени, так как успешные издания имели примерно 3500-4500 тысяч подписчиков.

Замысел романа

Замысел произведения о так называемой «сильной личности», не боящейся ни угрызений совести, ни людского суда, начал созревать у Достоевского ещё когда он сам находился на каторге в Омске (1850 — 1854) и общался с множеством арестантов. Осенью 1859 года Фёдор Михайлович сообщил в письме брату, что планирует в ближайшее время приступить к работе над романом-исповедью, основные контуры которого сформировались у него «на нарах, в тяжёлую минуту грусти и саморазложения». Однако путь от задумки до реализации оказался более долгим — к непосредственной работе над романом писатель приступил лишь спустя почти шесть лет.

В 1864 году Достоевский размышляет над созданием романа с рабочим названием «Пьяненькие». В нем должны были разбираться не только сам «вопрос о пьянстве», но и «все его разветвления, преимущественно картины семейства, воспитания детей в этой обстановке и проч.». Этот роман в итоге не был принят издателем, но размышления над ним стали ос­новой той сюжетной линии «Преступления и наказания», которая связа­на с драмой семьи Мармеладовых.

В первой половине 1865 года Достоевский делает первые наброски к новому произведению.

Сюжет для «Преступления и наказания», возможно, был подсказан Достоевскому судебным процессом по делу двадцатисемилетнего москвича Герасима Чистова, раскольника, представителя купеческой семьи, убившего в январе 1865 года двух пожилых женщин. Орудием убийства служил топор; преступник извлёк из сундука и вынес из квартиры деньги и ценные вещи. Через полгода, в августе, начался суд. Фёдор Михайлович был знаком со стенографическим отчётом по делу.

Среди прототипов Раскольникова на­зывают и французского преступника Ласенера, материалы о судебном процессе над которым печатались в журнале братьев Достоевских «Время» в 1863 году. Ласенер, уже находясь в заключении, написал мемуары, в которых пытался оправдать свои преступления «идейными» соображениями, выставляя себя «жертвой общества», восставшей против социальной несправедливости.

Возможно, идея романа родилась у Достоевского как ответ на роман Н. Г. Чернышевского «Что делать? (Из рассказов о новых людях)» (1863). Его творческая полемика с Чернышевским началась в «Зимних заметках о летних впечатлениях» опубликованных в 1863 году, и уже тогда Достоевский высказывает мысль схожую с идеей романа «Преступление и наказание»:

Работа над текстом

В июле 1865 году Достоевский выезжает за границу, в Висбаден (Германия), где за пять дней проигрывает в казино все деньги и часть личных вещей, включая карманные часы. В письме, адресованном своей возлюбленной Аполлинарии Сусловой (август 1865 года), он сообщает, что в гостинице ему было отказано в обедах и других услугах: «Платье и сапоги не чистят, на мой зов не идут». Там, в маленьком номере, «без денег, без еды и без света», писатель приступил к работе над «Преступлением и наказанием». На тот момент произведение задумывалось как повесть.

В сентябре того же 1865 года Достоевский предложил редактору журнала «Русский вестник» Михаилу Каткову разместить своё новое произведение на страницах его издания, сообщив, что начатая им работа — это «психологический отчёт одного преступления»:

«Могу ли я надеяться поместить в Вашем журнале «Русский вестник» мою повесть?

В письме Достоевский упоминает о своем трудном финансовом положении и просит гонорар не менее 125 рублей за лист, а также 300 рублей в качестве аванса:

Катков согласился на оплату в 125 рублей за лист и в октябре отправил Достоевскому 300 рублей аванса без сопроводительного письма; правда, деньги пришли в Висбаден с некоторым опозданием — к тому времени писатель уже выехал обратно в Россию. Работа над «Преступлением и наказанием» была продолжена в Петербурге, причём в ноябре 1865 года Фёдор Михайлович забраковал и сжёг многостраничный черновик и начал писать заново. Через месяц он предоставил Каткову первые семь листов романа. Далее произведение отсылалось в «Русский вестник» частями по мере готовности.

Поначалу принципы сотрудничества «Русского вестника» с авторами вызывали у Достоевского недоумение. Когда спустя три месяца Фёдор Михайлович отослал издателю первые листы рукописи, никакой реакции из журнала не последовало. Молчание длилось несколько недель, в течение которых писатель пребывал в полном неведении относительно судьбы своего произведения. В определённый момент, не выдержав, он отправил Каткову письмо, в котором попросил дать хоть какие-то сведения о планах редакции:

В середине января 1866 года из журнала наконец-то поступил ответ: редакция извинилась перед автором за то, что слишком долго «оставляла его в недоумении», и сообщила, что начало «Преступления и наказания» уже напечатано в 1-м номере, который в ближайшие дни выйдет в свет. Позже писатель узнал, что для «Русского вестника» неожиданное предложение со стороны Достоевского стало настоящим спасением, — «у них из беллетристики на этот год ничего не было, Тургенев не пишет ничего, а с Львом Толстым они поссорились».

Четыре редакции

Судя по черновикам Достоевского, при работе над «Преступлением и наказанием» он прошёл четыре редакции. Судя по сохранившимся фрагментам ранних редакций, повесть создавалась как монолог убийцы. В процессе работы замысел изменился — в рукопись были включены фрагменты незавершённого романа «Пьяненькие». Этот вариант, в котором объединились две разные истории — каторжника и семьи Мармеладовых, — опять-таки не устроил Фёдора Михайловича, который, переходя к третьей — итоговой — редакции «Преступления и наказания», сделал для себя пометку: «Рассказ от себя, а не от него… Предположить нужно автора существом всеведущим и не погрешающим».

Первая редакция

Июль–август — сентябрь 1865 г.

Произведение, начатое в гостиничном номере Висбадена, представляло собой исповедь человека, совершившего преступление; повествование велось от первого лица: «Я под судом и всё расскажу… Я для себя пишу, но пусть прочтут и другие».
Достоевский несколько раз менял общий строй повествования, которое велось от первого лица то в форме днев­никовых записей, начатых героем вскоре после совершения им престу­пления («16 июня. Третьего дня ночью я начал описывать и четыре часа просидел. Это будет документ… Этих листов у меня никогда не отыщут»), то в форме исповеди, своеобразного признания «под судом» («Я под судом и все расскажу. Я все запишу. Я для себя пишу, но пусть про­чтут и другие, и все судьи мои, если хотят. Это исповедь. Ничего не утаю»).

В первой версии произведения у главного героя не было фамилии — его товарищ Разумихин называл персонажа Василием и Васюком. Следователь, работавший по делу об убийстве, именовался в рабочих материалах то Порфирием Степановичем, то Порфирием Филипьевичем Семёновым. Лизавета должна была быть беременна от доктора Зосимова, довольно развратного молодого человека. Среди действующих лиц присутствовала молодая дочь Лизаветы Сяся, с которой у преступника сложились тёплые отношения. Позже появилась Соня; в отдельных записях две героини находились рядом, но затем Сяся была исключена из романа. Свидригайлов поначалу названный Аристовым (эту фамилию носил один из заключенных, с которым писатель отбывал каторгу) и был эпизодическим персонажем, сообщившим герою, что знает имя преступника. Господин Лужин в изначальных рукописях носил фамилию Лыжин, и по сюжету должен был влюбиться в Соню Мармеладову. Фамилия Лыжин принадлежала реальному человеку, которого считают прототипом этого персонажа.

Вторая редакция

Середина октября — конец ноября 1865 г.

Над второй редакцией романа Достоевский работал уже находясь в Петербурге. В ноябре 1865 года Фёдор Михайлович забраковал и сжёг многостраничный черновик и начал писать заново. Сохранились лишь некоторые черновики этого периода. Вот как сам Достоевский объясняет своему другу Врангелю решение сжечь рукопись:

Третья редакция

Конец ноября — начало январь 1867 г.

После сожжения второй редакции романа Достоевский с огромным энтузиазмом приступает к работе над третьей редакцией. Писатель решает вести рассказ не от имени преступника, а от имени «всеведущего» автора, а сам сюжет выходит за рамки только «психологического отчета одного преступле­ния», обретая романную масштабность и трагедийный пафос. Вот что он пишет по этому поводу в своей записной книжке:

Уже через месяц, в декабре 1865 года Фёдор Михайлович предоставил Каткову первые семь листов романа. А 18-го марта 1866 года Достоевский лично читал прочел вторую главу первой части романа — беседу в распивочной между Мармеладовым и Раскольниковым на вечере Литературного фонда в Петербурге.

Далее произведение отсылалось в «Русский вестник» частями по мере готовности. Работа над романом продолжалась весь последующий год. К июню 1866 года Достоевский создает около половины произведения. В одном из писем Достоевский сообщал: «Сижу над работой, как каторжник… Всю зиму никуда не ходил, никого и ничего не видел, в театре был только раз… И так продолжится до окончания романа — если не посадят в долговое отделение».

Кульминационной точкой романа должна была стать сцена посе­щения Раскольниковым Сони и чтения ею Евангелия (глава IV нынешней IV части). Однако по требованию редакции «Русского вестника», усмотревшей в этой сцене недостаточно строгое разграничение добра и зла, Достоевский был вынужден пойти на значительную переработку эпизода.

Параллельно писатель вынужден начать работу над другим романом, который он обязан написать согласно договору с издателем Стелловским. Осенью 1866 года Достоевский полностью погружается в новый роман «Игрок». Это произведение занимает все его время и силы, а работа над романом «Преступление и наказание» отходит на второй план.

Тем временем уже напечатанные главы «Преступления и наказания» имеют успех у публики. Вот что об этом пишет сам Достоевский:

Наконец в начале января 1867 года Достоевский отдает в печать две последние главы романа «Преступление и наказание» и эпилог. В итоге в журнале «Русский вестник» роман печатается в 3 частях с эпилогом, хотя изначально писатель задумывал роман в 6 частях.

Четвертая редакция: исправленное издание

Январь — лето 1867 г.

После того как роман был напечатан в «Русском вестнике», Достоевский решил опубликовать роман отдельным, самостоятельным изданием, структура которого была немного изменена по сравнению с журнальной редакцией; кроме того, автор внёс в книжный вариант ряд сокращений и стилистических правок. В частности он снова разделяет роман на 6 частей и эпилог, как задумывал изначально.

Это двухтомное исправленное издание романа «Преступление и наказание» вышло в Петербурге уже к лету 1867 г. Именно в таком виде — в 6 частях с эпилогом — роман публикуется по настоящее время.

Источник

История создания романа «Преступление и наказание»

История создания романа «Преступление и наказание»

Истоки романа

В 1850 году Достоевского отправили на каторгу в Омск. Именно этот сложный опыт и стал моментом зарождения идеи романа «Преступление и наказание». Позже Фёдор Михайлович писал брату: «Не помнишь ли, я говорил тебе про одну исповедь-роман, который я хотел писать после всех, говоря, что еще самому надо пережить. На днях я совершенно решил писать его немедля. Все сердце мое с кровью положится в этот роман. Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения. ». Размышляя над романом, писатель собирался построить повествование в исповедальной форме от лица главного героя. Все тревоги, терзания, душевные метания, каторжный опыт должны были стать основой произведения. Но акцент ставился не только на глубоких личных переживаниях Родиона Раскольникова, но и на поведении и личностях других персонажей — сильных, поправших многолетние убеждения героя.

e7f2173f45a0312e9a6bdd770efdd96f

Физическая утомлённость, сложная жизнь ссыльного каторжного не позволили приступить к произведению в Омске. Однако писатель уже хорошо обдумал сюжет будущего произведения. Не только преступление, не только наказание, а вся жизнь людей девятнадцатого века в её неприкрытой и, порой неприглядной, действительности: «Всё сердце моё с кровью положится в этот роман». Несмотря на то что замысел книги вынашивался несколько лет, основная мысль об обыкновенном и необыкновенном человеке родилась лишь в 1863 году в Италии.

За долгие шесть лет, пока роман «Преступление и наказание» был лишь задумкой, Достоевской написал несколько произведений: «Униженные и оскорбленные», «Записки из Мертвого дома» и «Записки из подполья». Все книги повествовали о судьбах бедняков и их противостоянию жестокой реальности. 8 июня 1865 года Фёдор Михайлович предложил свой роман «Пьяненькие» издателю журнала «Отечественных записок» А.А. Краевскому. Именно в этом произведении появились персонажи семьи Мармеладовых. Однако писатель получил отказ. Остро нуждаясь в деньгах, Достоевский заключил договор с другим издателем на сложных для него условиях: он отдавал права на свои собрания сочинений в трёх томах и обязался написать новый роман к первому ноября следующего года.

0070896 550

Начало работы

Совершив сделку, Достоевский расплатился с кредиторами и отправился за границу. Но, будучи азартным игроком, всего за пять дней писатель проиграл все свои деньги и вновь оказался в сложном положении. В месте, где он тогда остановился (Висбаден, Германия), ввиду того, что постоялец оказался неплатежеспособен, хозяева отеля отказали ему сначала в обедах, а затем и в свете. Вот тут и пришло время для создания романа: в отсутствие света и еды Достоевский начал работать над книгой, которая станет одной из величайших в мировой литературе.

Чтобы успеть дописать роман к установленному сроку, Достоевскому пришлось работать очень спешно. Про свой труд он пишет, что это — «психологический отчёт одного преступления». Именно здесь, в отеле, задумка романа изменилась — это была уже не просто исповедь человека, совершившего преступление. Писатель добавил уже когда-то придуманные и описанные события про сложную судьбу одной семьи — так появилась история Мармеладова в романе «Преступление и наказание». В итоге, повествователем стал сам автор, а не персонаж-убийца.

Процесс написания

Поскольку подошёл срок сдачи работы издателю, а роман был не готов, Достоевский прерывается на написание своего другого романа — «Игрок». Исполнив тем самым обещание, данное издателю, Фёдор Михайлович вновь возвращается к «Преступлению и наказанию». Через месяц писатель представил начальные страницы романа издателю журнала «Русский вестник» М. Каткову и затем отправлял роман частями по мере написания. В 1866 году «Русский вестник» напечатал первую часть книги.

Финал романа давался автору нелегко. Раскольников стал сложным персонажем, мотивы его поступков усложнились, характер будто раздвоился. Родион одновременно и любил людей, и ненавидел.

a2fb04e97c8547a1828d0179157a140d

Напечатанное в журнале пользовалось большим успехом у читателей. Дописывался роман в России в подмосковном имении сестры. К концу года работа была закончена. В рабочих тетрадях Фёдора Михайловича осталось множество записей, позволяющих постигнуть всю глубину размышлений и терзаний автора. Писатель выбирал, оставить ли двойственность характера Раскольникову или нет. Решив, что герой в своих «метаниях» более полный, Достоевский сделал акцент на смене характеров и взглядов юноши. Именно в окончательной версии романа появилась та самая наполеоновская идея о «тварях дрожащих» и «властелинах». Теперь Раскольников уже не просто спаситель, но и тщеславный человек, алчущий власти: «Я власть беру, я силу добываю — деньги ли, могущество ль — не для худого. Я счастье несу».

Такой персонаж, как Раскольников не мог просто кончить самопрощением, судом или самоубийством. Достоевский желал создать финал спасения Богом раскаявшегося грешника. Однако представителем такого высшего суда стал не Христос, а человек — Сонечка Мармеладова. В последней редакции романа Достоевским было записано: «Идея романа. I. Православное воззрение, в чем есть православие. Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием. Таков закон нашей планеты, но это непосредственное сознание, чувствуемое житейским процессом, — есть такая великая радость, за которую можно заплатить годами страдания. Человек не родится для счастья. Человек заслуживает счастья, и всегда страданием. Тут нет никакой несправедливости, ибо жизненное знание и сознание приобретается опытом „за“ и „против“, которое нужно перетащить на себе». А заканчиваться произведение должно было словами: «Неисповедимы пути, которыми находит бог человека». Однако, как мы знаем, «Преступление и наказание» заканчивается совсем другими строками.

0070899 550

Итог написания романа для Достоевского

Реакция современников

Сотрудничество Достоевского с журналом «Русский вестник» начиналось необычно. После того, как писатель отправил Каткову план романа, издатель отправил в Висбаден аванс без каких-либо уточнений. К тому времени Достоевский уже покинул город, так и не получив деньги вовремя. Далее писатель отправил первые листы «Преступления и наказания», однако никаких писем с откликом от редакции не получил. Тянулись недели, а Достоевский так и не мог осознать судьбу своего романа. Окончательно истерзавшись, писатель отправил письмо, где просил, в случае неприятия произведения, свою рукопись обратно.

Наконец от издательства поступил ответ, в котором редакция объясняла заминку и сообщала, что начало уже поступило в печать. Позднее Достоевскому стало известно, что его роман буквально спас журнал — в писательстве наступило «затишье», ничего не поступало ни от Тургенева, ни от Толстого. В это самое время и пришли первые страницы «Преступления и наказания». Редакция опасалась Достоевского, но ввиду затруднений согласилась печатать его роман. Неожиданно сотрудничество стало удачным для всех: Достоевский получил так нужные ему деньги, а тираж журнала благодаря интересному произведению резко увеличился.

Современники же по-разному оценивали роман. Одни критики (например, Г. Елисеев) страстно нападали на писателя, ругая писателя за излишнюю озлобленность, неэстетичное описание местности и обстановки (Н. Ахшарумов), осуждение существующего уклада жизни и студенчества в целом. В журнале «Искра» Достоевского называли чуть ли не плагиатчиком и писателем карикатур с нигилистов. В произведении видели намёки на то, чего роман ни в коем случае не нёс, например «Неделя» осуждала за параллель между людьми, занимающимися естественными науками, но становящимися убийцами и проститутками.

Каждый критик, согласно личным убеждениям, видел в романе что-то своё. Например, Д. Писарев считал, что причина поведения Раскольникова таится лишь в его материальных трудностях. Не было бы стеснённых обстоятельств — не было бы и безумных идей. Пустой карман стал настоящей причиной «заражения» Родиона, а развившаяся теория и последствия — буйным цветом расцветшая болезнь.

Несмотря на претензии критиков «Преступление и наказание» стало великим и признанным произведением уже при жизни Ф.М. Достоевского. В Европе писатель был известен ещё задолго до своих значительных романов. После выхода романа «про убийство старушки» произведение было переведено на другие языки: на немецкий — в 1882 году, на французский — в 1884 году и на английский — в 1886 году.

На сегодняшний же день в мировой литературе романы Достоевского и, в частности, «Преступление и наказание» признаны одними из самых значительных произведений всех времён и народов.

Из учебника «Литература. Базовый и углубленный уровень. 10 класс» можно почерпнуть подробные сведения о произведениях классической русской литературы XIX века.

Источник

Оцените статью
Avtoshod.ru - все самое важное о вашем авто