Преимущества и недостатки тупикового метода обслуживания автомобилей

Выбор метода организации технологического процесса технического обслуживания

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

В зависимости от числа постов, между которыми распределяется комплекс работ данного вида обслуживания, различают два метода организации работ: на универсальных и на специализированных постах. На рис.6.9. видно, что совокупность последовательно расположенных специализированных проездных постов образует поточную линию.

image018

Рис.6.9. Классификация рабочих постов

Метод технического обслуживания автомобилей на универсальных постах заключается в выполнении всех работ данного вида ТО (кроме уборочно-моечных) на одном посту группой исполнителей, состоящей из рабочих всех специальностей (слесарей, смазчиков, электриков) или рабочих-универсалов. В том и другом случае исполнители выполняют свою часть работ в определенной технологической последовательности.

Недостатками этого метода при тупиковом расположении постов являются: значительная потеря времени на установку автомобилей на посты и съезд с них; загрязнение воздуха отработавшими газами при маневрировании автомобиля в процессе заезда на посты и съезд с них; необходимость многократного дублирования одинакового оборудования.

При использовании рабочих-универсалов увеличиваются расходы на заработную плату и не реализуются преимущества от возможного разделения труда специализации работающих.

Метод технического обслуживания на специализированных постахзаключается в расчленении объема работ данного вида ТО и распределении его по нескольким постам. Посты и рабочие на них специализируются с учетом однородности работ или рациональной их совместимости. Соответственно подбирается и оборудование постов, также специализированное по выполняемым операциям. Метод специализированных постов может быть поточным и операционно-постовым.

При поточном методе специализированные посты могут быть расположены как прямоточно по направлению движения автомобилей, так и в поперечном направлении. Специализированные посты чаще всего располагают последовательно по прямой линии. Необходимым условием при этом является одинаковая продолжительность пребывания автомобиля на каждом посту (синхронизация работы постов). Последнее обеспечивается при различных объемах выполняемых работ на каждом посту соответствующим количеством рабочих при соблюдении условия:

где to – объем работ по ТО, выполняемых на посту;

Р – число рабочих на посту;

t – продолжительность простоя автомобиля на посту (такт поста).

Такая совокупность постов называется поточной линией обслуживания.

Этот способ организации процесса технического обслуживания, сокращает потери времени на перемещение (автомобилей и рабочих), а также позволяет более экономно использовать площадь производственного помещения.

Для перемещения автомобилей с поста на пост в этом случае используются конвейеры.

Особенностью и известным недостатком поточной линии обслуживания является невозможность изменения объема работ (в сторону увеличения) на каком-либо из постов, если не предусматривать для этой цели резервных “скользящих” рабочих, включающихся в выполнение дополнительно возникших работ, чтобы обеспечить перемещение обслуживаемых автомобилей с поста на пост в установленном для линии такте. Часто эти функции “скользящих” рабочих возлагаются на бригадиров.

При организации ТО на поточных линиях различают потоки непрерывного и периодического действия.

Потоком непрерывного действия называют такую организацию технологического процесса, при которой ТО производится при непрерывно перемещающихся по рабочим зонам автомобилях. Поскольку работы, входящие в объем данного вида ТО, выполняются на непрерывно перемещаемом конвейером автомобиле, скорость конвейера выбирается в пределах от 0,8 до 1,5 м/мин, чтобы обеспечить возможность выполнения работ в процессе движения автомобиля. Расстояние между перемещаемыми друг за другом автомобилями выбирается с учетом того, что оно является частью длины рабочей зоны: Lр.з = La + а, где La – длина автомобиля. Вся протяженность рабочей зоны при этом используется для производства работ. Поэтому расстояние а всегда более 1м (обычно 2-4 м) в зависимости от выбранной скорости конвейера и объема работ, выполняемых в наиболее загруженной рабочей зоне. Данный способ организации технологического процесса ТО автомобилей применяется только для работ ЕО (уборочных и моечных операций).

640 1

Потоком периодического действия называют организацию технологического процесса, при котором автомобили периодически перемещаются с одного рабочего поста на другой. Выполнение работ ЕО на потоке непрерывного действия осуществляется редко в связи с широким применением механизированных и автоматизированных установок для выполнения уборочно-моечных операций.

Обслуживание автомобилей в этом случае выполняют на тупиковых постах. Продолжительность простоев на каждом из постов должна быть одинаковой при одновременной независимости постов. Организация работ по такому методу дает возможность специализировать оборудование, шире механизировать процесс и тем самым повысить качество работ и производительность труда.

Независимость установки автомобиля на каждый пост (и съезда с поста) при операционно-постовом методе делает организацию процесса более оперативной. Необходимость перестановки автомобилей с поста на пост вызывает большое маневрирование автомобилей, следовательно, непроизводительную потерю времени, загазованность помещения отработавшими газами. Поэтому при данном методе целесообразно обслуживание автомобилей организовывать в несколько приемов-заездов, распределив все работы, входящие в объем ТО, на несколько дней.

Источник

Методы организации технологического процесса ТО автомобилей.

Методы организации технологического процесса ТО автомобилей.

В практике работы АТП применяются два метода организации технологического процесса ТО автомобилей: на универсальных и специализированных постах.
При обслуживании на универсальных постах весь объем работы данного вида ТО выполняется на одном посту, кроме операций по уборке и мойке автомобиля, которые при любой организации процесса обслуживания выполняются на отдельных постах. При таком методе организации обслуживания применяют преимущественно тупиковые параллельно расположенные посты. Въезд автомобиля на пост осуществляется передним ходом, а съезд с поста – задним ходом. Универсальные проездные посты обычно применяют только для ТО автомобильных поездов и производства уборочно-моечных работ.
На каждом универсальном посту возможно выполнение различного объема работ, что позволяет одновременно обслуживать разнотипные автомобили и выполнять сопутствующий текущий ремонт. В этом заключается основное преимущество данного метода обслуживания. Основными недостатками тупикового расположения постов являются потери времени и загрязнения воздуха отработавшими газами в процессе маневрирования автомобиля при его установке на пост и съезде с поста.
При организации труда методом специализированных бригад посты поточных линий специализируются по видам работ, а при агрегатно-участковой организации труда – по агрегатам и системам автомобиля.
Перемещение автомобилей по постам линии, как правило, осуществляется при помощи конвейера периодического действия со скоростью 10-15 м/мин. ТО-1 автомобилей-тягачей производится в сцепке с прицепами и полуприцепами на поточных линиях на проездных универсальных постах, здесь же производится ТО-2 автопоездов. На многих АТП автомобили-тягачи проходят ТО-2 отдельно на поточных линиях при универсальных постах, а прицепы – в самостоятельной зоне с проездными постами.
Одним из возможных вариантов организации ТО автомобилей на специализированных постах является так называемый операционно-постовой метод, когда, объем работ ТО-2 также распределяется между несколькими специализированными постами, но посты тупиковые и обычно специализируются по агрегатам, например: 1-й пост – передний и задний мост и тормозная система; 2-й пост – коробка передач, сцепление, карданная передача, редуктор; 3-й пост – двигатель. При этом автомобили обслуживаются на независимых друг от друга постах, когда они обычно устанавливаются своим ходом.
Организация обслуживания по этому методу позволяет специализировать посты, оборудование постов и рабочих Однако необходимость перестановки автомобилей с поста на пост вызывает потери времени и загазованность помещений. Для устранения этих недостатков на некоторых АТП по постам перемещаются не автомобили, а рабочие. При этом на каждом посту выполняется весь объем работ по ТО автомобиля и они являются универсальными, а рабочие специализируются по агрегатам и системам автомобиля.
Выбор метода организации технологического процесса ТО автомобилей.

Организация технологического процесса ТО зависит главным образом от производственной программы (числа автомобилей), структуры парка, постоянства содержания и трудоемкости работ. Она зависит также от периода времени, отводимого на обслуживание, трудоемкости обслуживания и режима работы автомобилей на линии. Так, например, даже для крупного АТП, обслуживающего международные перевозки, из-за неопределенности времени возвращение автомобилей с линии организация ТО на потоке может оказаться нецелесообразной. Обслуживание по поточному методу обычно целесообразно при наличии на АТП большого числа однотипных автомобилей, при постоянном объеме и трудоемкости работ. При малой производственной программе, разнотипных автомобилях, различных условиях эксплуатации, различном режиме работы автомобилей, не обеспечивающем бесперебойную работу поточной линии и так далее, целесообразнее применять метод обслуживания на универсальных постах.

Источник

Преимущества и недостатки тупикового метода обслуживания автомобилей

Под технологическим процессом понимают определенную последовательность выполнения основных элементов или операций обслуживания в соответствии с принятыми техническими условиями.

Для рациональной организации технического обслуживания автомобилей составляют операционно-технологические карты на выполнение основных элементов обслуживания. В этих картах дают перечень операций, указывают место их выполнения (снизу, сбоку или сверху автомобиля), применяемый инструмент и оборудование, технические условия на выполнение работ. На основании операционно-технологических карт определяют объем работ, распределяют работу между исполнителями и составляют постовые карты.

Место для выполнения основных элементов или отдельных операций технологического процесса, оснащенное необходимым оборудованием, приспособлениями и инструментами, называется рабочим постом. Участок на рабочем посту, обслуживаемый одним рабочим, называется рабочим местом. На одном посту может быть одно или несколько рабочих мест.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Дополнительные материалы по теме:

В зависимости от числа и уровня специализации постов, на которых осуществляется технологический процесс технического обслуживания, различают следующие методы его организации:
1) тупиковый (на универсальных постах);
2) операционно-постовой (на специализированных постах);
3) поточный (на поточных линиях);
4) агрегатно-зональный.

В отдельных случаях применяются также комплексный и комплексно-поточный методы технического обслуживания автомобиля.

При тупиковом методе технического обслуживания автомобилей все работы выполняют на однотипных универсальных постах, за исключением уборочно-моечных, которые выполняют на постах, расположенных отдельно, в специальных помещениях или на открытых площадках. При обслуживании автомобилей на универсальных постах время пребывания автомобилей на них может быть различным. Это позволяет обслуживать на одном и том же посту автомобили разных марок и одновременно выполнять работы по текущему ремонту, потребность в которых выявлена при техническом обслуживании, что является важным положительным свойством тупикового метода технического обслуживания.

При обслуживании автомобилей на универсальных постах ограничивается применение высокопроизводительного гаражного оборудования, затрудняется механизация процессов обслуживания, повышается средний разряд работ, а также увеличивается время пребывания автомобиля в обслуживании, потребность в производственной площадке. Значительным недостатком этого метода является и то, что при установке автомобиля на пост и съезде с него воздух рабочих помещений загрязняется отработавшими газами.

Операционно-постовой метод обслуживания применяется только для ТО-2. Сущность этого метода в том, что комплекс работ ТО-2 расчленяется на отдельные элементы (по операциям), которые выполняются за несколько заездов автомобиля на специально оборудованные посты.

Небольшой объем работ, выполняемых за один заезд автомобиля, и применение специализированного оборудования позволяет производить ТО-2 в межсменное время без снятия автомобиля с эксплуатации, что обеспечивает значительное повышение коэффициента технической готовности парка.

Специализация постов создает условия для механизации работ и лучшего использования оборудования, повышает производительность труда рабочих, улучшает контроль за качеством обслуживания.

При необходимости на постах производят замену агрегатов и узлов из обменного фонда.

При составлении графика обслуживания исходят из того, что каждый автомобиль должен пройти полный цикл обслуживания так, чтобы пробег между одноименными операциями не превышал установленной нормы; посты должны быть загружены равномерно, одна и та же бригада должна постоянно обслуживать закрепленные за ней автомобили. При такой организации технического обслуживания бригаде устанавливают повременно-премиальную систему заработной платы.

Недостаток операционно-постового метода заключается в ложной организации его осуществления, а также в необходимости маневрирования автомобилей при выполнении обслуживания в пределах одного заезда. В дальнейшем этот метод был изменен в сторону сокращения числа постов и увеличения количества рабочих на постах, что привело к деспециализации постов и потере прогрессивного начала этого метода.

Следует отметить, что в практике работы автотранспортных предприятий СССР и за рубежом применяется метод производства технического обслуживания автомобилей за несколько заездов.

Поточный метод технического обслуживания автомобилей является наиболее прогрессивным и в наибольшей степени соответствует условиям обслуживания автомобилей в крупных автотранспортных предприятиях с большим количеством автомобилей. При этом методе все работы выполняют на нескольких расположенных в технологической последовательности специализированных постах, совокупность которых образует поточную линию. Все посты поточной линии располагают прямолинейно, что обеспечивает наиболее короткие пути перемещения автомобиля с поста на пост, а также дает возможность применять механическую тягу. Расположение автомобилей на постах поточной линии может быть продольным (ось автомобиля совпадает с осью поточной линии) или поперечным (ось автомобиля перпендикулярна к оси поточной линии). При поперечном расположении автомобилей сокращается длина поточной линии, а также облегчается, в случае необходимости, увод автомобиля с любого поста.

Ввиду различного объема и характера работ поточные линии организуют раздельно для каждого вида обслуживания. В ряде случаев на одной и той же поточной линии выполняют ежедневное и первое техническое обслуживание. Для второго технического обслуживания, как правило, создают самостоятельную поточную линию.

Однако из-за резкого колебания объемов работ при ТО-2 возникает большая асинхронизация работы постов, что приводит к плохому использованию рабочего времени и оборудования. Применение поточного метода ТО-2 возможно преимущественно для легковых автомобилей (при большой концентрации однома-рочных автомобилей) и наличии необходимого обменного фонда агрегатов, запасных частей, узлов и приборов. Наиболее широко применяется ТО-1 на поточных линиях как для грузовых, так и для легковых автомобилей и автобусов.

Применение поточного метода обслуживания автомобилей обеспечивает:
1) ритмичность протекания производственного процесса;
2) возможность применения более производительного специализированного оборудования, а также механизации и автоматизации работ;
3) повышение производительности труда и качества обслуживания благодаря механизации работ и специализации рабочих;
4) лучшее использование производственных площадей;
5) улучшение условий труда и техники безопасности.

Организация поточного обслуживания автомобиля может базироваться на предметной или на технологической специализации. В первом случае предусматривается значительная концентрация одномарочного подвижного состава, во втором — поточное обслуживание организуется на базе 2—3 основных марок автомобилей, технологический процесс обслуживания которых близок по своему характеру и объему.

Линии, на которых осуществляют техническое обслуживание автомобилей разных марок, называются переменно-поточными.

Примерные схемы организации технологического процесса технического обслуживания автомобилей поточным методом.

Ежедневное обслуживание. В зависимости от типов автомобилей и уровня механизации работ ежедневное техническое обслуживание может быть организовано на 2—3 постах.

Типичной для грузовых автомобилей является поточная линия с тремя постами:
I пост — механизированная мойка автомобилей;
II пост — обтирка или обдув автомобилей воздухом;
III пост — дозаправка автомобилей маслом и водой, контроль давления воздуха в шинах и подкачка воздуха до нормы.

Первое техническое обслуживание (для грузовых автомобилей может быть организовано на 3—5 постах). Типовая поточная линия для грузовых автомобилей, разработанная проектно-конструкторским бюро Главмосавтотрансаг, состоит из трех постов:
I пост — контрольные, регулировочные и крепежные работы по приборам системы питания, электрооборудования, сцеплению, коробке передач, карданной передаче, ручному тормозу, крепежные операции по кабине, платформе, раме, оперению и облицовке радиатора;
II пост — контрольные, регулировочные и крепежные работы по переднему мосту, рулевому управлению, заднему мосту и редуктору, подвеске, ножному тормозу, подъемному механизму автомобиля-самосвала, крепежные операции по прицепу;
III пост — контрольные, регулировочные и крепежные работы по двигателю и все смазочно-очистительные работы.

Для легковых автомобилей и автобусов типичной является поточная линия с четырьмя постами:
I пост — уборочные, крепежные и арматурные работы;
II пост — контрольно-осмотровые и крепежные работы по электрооборудованию и приборам системы питания;
III пост — контрольно-осмотровые и крепежные работы по шасси автомобиля;
IV пост — контрольно-осмотровые, крепежные и регулировочные работы по тормозам; смазка шасси автомобиля.

Арматурные и обойные работы производятся на всех постах поточной линии.

image 163

Для выбора необходимого типа поточной линии автотранспортное предприятие должно располагать следующими данными: марка и модель автомобиля, годовой пробег парка или группы автомобилей, характеристика типичных условий эксплуатации (легкие, средние, тяжелые).

Применение типовой технологии ТО-1 облегчает выбор автотранспортным предприятиям необходимого типа линии, а также способствует снижению нормативной трудоемкости ТО-1 и улучшению технического состояния парка.

В последнее время существует тенденция проектирования поточных линий технического обслуживания автомобилей на 2—3 постах. Необходимо отметить, что в этом случае облегчается и удешевляется создание и ввод в действие поточных линий, сокращаются потери времени на перемещения автомобилей с поста на пост и т. п. Однако при этом утрачивается прогрессивное начало поточного технического обслуживания — специализация постов и рабочих, а также механизация и автоматизация работ по техническому обслуживанию. Следует считать, что минимальное количество постов на поточных линиях ТО-1 должно ограничиться тремя постами. По мере развития гаражного строительства и укрепления материально-технической базы автомобильного транспорта для производства ТО-1 на потоке целесообразно создавать линии на 3—4 поста, а в ряде случаев и на 5 постов. Это позволит полностью реализовать большие резервы, заложенные в этом прогрессивном методе технического обслуживания автомобилей.

Сущность агрегатно-зонального метода технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей, разработанного Саратовским политехническим институтом, состоит в том, что в автотранспортном предприятии организуется несколько специализированных по агрегатам и системам автомобилей зон ТО-2 и текущего ремонта. Производство ТО-2 и сопутствующих ему ремонтов производится только в межсменное время за несколько приемов-заездов, в специализированных зонах, причем эти заезды строго соответствуют дням планового производства ТО-1. Все цехи, склады и прочие подсобные помещения, обслуживающие определенную зону, располагаются на территории последней или, по возможности, ближе к ней. Техническая служба автотранспортного предприятия строится по принципу агрегатно-участковой организации производства, причем число основных бригад рабочих соответствует числу специализированных зон ТО-2 и ремонта. ТО-1 производится, как правило, на поточной линии, силами специализированных по группам агрегатов бригад рабочих.

Сложность организации производства и нерациональное использование производственных площадей послужило причиной того, что агрегатно-зональный метод не получил широкого применения.

Организация технического обслуживания и ремонта автомобилей, работающих в отрыве от постоянных баз. Автомобили, направляемые на работы в отрыве от постоянных баз (сельскохозяйственные перевозки, вывозка леса и др.), должны сводиться в автоколонны, комплектуемые, как правило, автомобилями одного автотранспортного предприятия, и обеспечиваться передвижными техническими средствами (передвижной ремонтной мастерской, бензозаправочным пунктом, бензовозами и др.), оборудованием, инструментами, инвентарем, запасными частями и агрегатами, позволяющими проводить полный объем работ по техническому обслуживанию и эксплуатационному ремонту автомобилей.

Техническое обслуживание и ремонт автомобилей производится на полевом пункте технического обслуживания автоколонны, который должен быть оборудован передвижными или временными эстакадами или осмотровыми канавами с навесом.

Для выполнения сложных ремонтных работ, которые не могут быть выполнены имеющимися средствами, автоколонна закрепляется за определенными близлежащими автотранспортными или ремонтными предприятиями, которые обязаны оказывать ей необходимую помощь.

В настоящее время применяется централизованное выполнение комплексного технического обслуживания (ТО-1 или ТО-2) и текущего ремонта или централизованное выполнение отдельных видов работ, которые нерационально выполнять силами автотранспортных предприятий вследствие малой их концентрации (аккумуляторные работы, электротехнические, кузовные, малярные, обойные и др.).

В первом случае централизованное выполнение работ осуществляется городскими или районными станциями технического обслуживания или мастерскими-профилакториями базовых хозяйств и во втором случае — специализированными мастерскими.

Централизация технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей или отдельных видов работ позволяет применить современную технологию и организацию производства и на основе этого резко повысить качество работ и снизить их себестоимость, более эффективно использовать производственные помещения и оборудование профилакториев и мастерских и снизить капиталовложения на единицу подвижного состава. При централизованном выполнении комплексного технического обслуживания текущего ремонта автомобилей или отдельных видов работ наиболее целесообразно устанавливать покилометровую оплату за поддержание автомобилей в технически исправном состоянии (или за исправную работу ремонтируемых и обслуживаемых приборов и агрегатов).

Исследования, проведенные в ГосавтодорНИИ (г. Киев) показали, что в настоящих условиях вместо комплексных автотранспортных предприятий мощностью 100—200 единиц подвижного состава более целесообразно создавать базовые предприятия мощностью 500—1000 автомобилей с филиалами. При этом достигается значительная экономия капиталовложений на строительство и оборудование предприятия, а также снижается стоимость технического обслуживания и ремонта автомобилей.

Для II категории условий эксплуатации предельные расстояния целесообразного транспортирования на комплексное техническое обслуживание при выполнении в базовом хозяйстве ТО-1 и ТО-2— 12—14 км, при выполнении только ТО-2 — 60—70 км предельное расстояние для I категории условий эксплуатации на 30% выше и для III категории на 25% ниже.

Любой из перечисленных методов технического обслуживания при его внедрении требует создания определенного фонда оборотных агрегатов. При слишком большом фонде не эффективно используются оборотные средства, а при малом —возможны простои автомобилей.

В силу того, что параметр потока отказов по мере увеличения пробега автомобилей имеет тенденцию к возрастанию, расчет оборотного фонда необходимо вести раздельно по группам автомобилей в зависимости от их возрастного состава.

Источник

Оцените статью
Avtoshod.ru - все самое важное о вашем авто