Правила дорожного движения пожарной машины

Содержание

Требования безопасности при движении пожарного автомобиля и действия в аварийных ситуациях

Требования безопасности при работе в аварийных ситуациях

При самостоятельном следовании к месту пожара одного отделения и вынужденной остановке, связанной с неисправностью пожарного автомобиля, командир отделения должен:

lazy placeholder

Пожарная автоцистерна при движении на повороте

При дорожно-транспортном происшествии (ДТП) с участием пожарного автомобиля, действия водителя согласуются с действиями водителя транспортного средства.

В соответствии с требованиями правил дорожного движения водитель транспортного средства причастный к ДТП обязан:

lazy placeholder

При развертывании сил и средств личным составом подразделений пожарной охраны обеспечивается установка пожарных автомобилей и оборудования на безопасном расстоянии от места пожара (условного очага пожара на учении) так, чтобы они не препятствовали расстановке прибывающих сил и средств. Пожарные автомобили устанавливаются от недостроенных зданий и сооружений, а также от других объектов, которые могут обрушиться на пожаре, на расстоянии, равном не менее высоты этих объектов.

Основы безопасности движения пожарных автомобилей

lazy placeholder

Смещение центра тяжести пожарной автоцистерны при движении

Смещение центра тяжести пожарной автоцистерны при движении на повороте:

lazy placeholder

Гараж – это помещение, предназначенное для размещения и технического обслуживания пожарных автомобилей в подразделениях федеральной противопожарной службы (ФПС).

Температура в гараже должна быть не менее +16 C°, поэтому для контроля температуры в гараже вывешивается термометр.

Кроме этого должны выдерживаться следующие расстояния:

В пожарных частях, где находятся специальные пожарные автомобили, расстояние от автомобиля до выступающих конструкций зданий должно быть не менее 1 м.

lazy placeholder

Расстояние между пожарными автомобилями

Ширина ворот должна быть больше на 1 метр ширины пожарного автомобиля стоящего на вооружении подразделения. Так же согласно требованиям ворота должны быть оборудованы ручными или автоматическими запорами и предусматривать специальные фиксаторы, предотвращающими самопроизвольное их закрывание, например, при сильном ветре.

Также ознакомьтесь с познавательным материалом по теме:

Источники: приказ Минтруда России № 881н от 11.12.2020 «Об утверждении Правил по охране труда в подразделениях пожарной охраны»; приказ МЧС России № 444 от 16.10.2017 «Об утверждении Боевого устава пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ».

Источник

Автомобилей. Требования безопасности к дорожному движению пожарных

Требования безопасности к дорожному движению пожарных

В соответствии с Приказом МВД РФ №74 от 01.11.2001 года, утверждающим инструкцию о порядке присвоения квалификации водителя пожарного автомобиля и выдачи свидетельства на право работы на пожарном автомобиле в ГПС МВД России, к управлению пожарным автомобилем, оборудованным специальными сигналами (проблесковые маячки синего цвета и специальные звуковые сигналы) и имеющим на наружних поверхностях специальные цветографические схемы по ГОСТ Р 50574-2002, допускаются лица с непрерывным стажем работы в качестве водителя соответствующей категории транспортного средства не менее трех последних лет (на период с 2002 года для Санкт-Петербурга и Ленинградской области – не менее одного года) т.е. имеющие определенные навыки использования и эксплуатации базового шасси пожарного автомобиля соответствующей категории. Водитель пожарного автомобиля обязан иметь при себе водительское удостоверение, свидетельство на право работы на пожарном автомобиле конкретной модели, а также обеспечивать исправное техническое состояние закрепленного пожарного автомобиля (автомобилей) и осуществлять постоянный контроль за размещением и креплением пожарно-технического вооружения и оборудования на пожарном автомобиле во избежание его падения при движении.

Водитель пожарного автомобиля, как водитель любого транспортного средства, обязан обеспечивать исправное техническое состояние автомобиля в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, которые устанавливают перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных

средств. Запрещается эксплуатация пожарных автомобилей при следующих неисправностях:

1. Тормозной системы.

1.2. Нарушена герметичность гидравлического тормозного привода.

1.3. Нарушение герметичности пневматического и пневмогидравлического тормозных приводов вызывает падение давления воздуха при неработающем двигателе более чем на 0,05 МПа за 15 минут после полного приведения их в действие.

1.4. Не действует манометр пневматического и пневмогидравлического тормозных приводов.

1.5. Стояночная тормозная система не обеспечивает неподвижное состояние пожарного автомобиля с полной нагрузкой на уклоне до 16% включительно.

2. Рулевого управления.

2.1. Суммарный люфт в рулевом управлении превышает 25°.

2.2. Имеются не предусмотренные конструкцией перемещения деталей и узлов, резьбовые соединения не затянуты или не зафиксированы установленным способом.

2.3. Неисправен или отсутствует предусмотренный конструкцией усилитель рулевого управления.

3. Внешних световых приборов.

3.1. Количество, тип, цвет, расположение и режим работы внешних световых приборов не соответствует требованиям конструкции пожарного автомобиля.

3.2. Регулировка фар не соответствует требованиям ГОСТ 25478-91.

3.3. Не работают в установленном режиме или загрязнены световые приборы и световозвращатели.

3.4. На световых приборах отсутствуют рассеиватели, либо используются рассеиватели ламп, не соответствующие типу светового прибора.

3.5. Установка проблесковых маячков, способы их крепления и видимость светового сигнала не соответствуют установленным требованиям.

3.6. Спереди установлены световые приборы с огнями красного цвета или световозвращатели красного цвета, а сзади – белого цвета, кроме фонарей заднего хода и освещения регистрационного знака, световозвращающих регистрационного, отличительного и опознавательного знаков.

4. Стеклоочистителей и стеклоомывателей ветрового стекла.

4.1. Стеклоочистители и стеклоомыватели не работают в установленном режиме.

5.1. Шины имеют остаточную высоту рисунка протектора менее 1мм, местные повреждения (пробои, порезы, разрывы), обнажающие корд, расслоение каркаса, отслоение протектора и боковины.

5.2. Отсутствует болт (гайка) или имеются трещины диска и ободьев колес.

5.3. Шины по размеру или допустимой нагрузке не соответствуют модели транспортного средства.

5.4. На одну ось установлены диагональные шины совместно с радиальными, или шины с различным типом рисунка протектора.

6.1. Содержание вредных веществ в отработавших газах и их дымность превышают величины, установленные ГОСТ 17.2.2.03-87 и ГОСТ 21393-75.

6.2. Нарушена герметичность системы питания.

6.3. Неисправна система выпуска отработавших газов.

7. Прочих элементов конструкции.

7.1. Отсутствуют предусмотренные конструкцией зеркала заднего вида, стекла.

7.2. Не работает звуковой сигнал.

7.3. Установлены дополнительные предметы или нанесены покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя, ухудшающие прозрачность стекол, влекущие опасность травмирования участников дорожного движения (на верхней части ветрового стекла автомобилей могут прикрепляться прозрачные цветные пленки; разрешается применять тонированные стекла (кроме зеркальных), светопропускание которых соответствует требованиям ГОСТ 5727-88).

7.4. Не работают предусмотренные конструкцией замки дверей кузова и кабины, запоры бортов грузовой платформы, запоры горловин цистерн и пробки топливных баков, механизм регулировки положения сиденья водителя, аварийные выходы и устройства приведения их в действие, привод управления дверьми, спидометр, устройства обогрева и обдува стекол.

edugr4

7.5. Отсутствуют предусмотренные конструкцией заднее защитное устройство, грязезащитные фартуки и брызговики.

7.6. Отсутствуют: медицинская аптечка, огнетушитель, знак аварийной остановки по ГОСТ 24333-97, противооткатные упоры (на пожарных автомобилях с разрешенной максимальной массой свыше 3,5 т).

7.7. Наличие на наружных поверхностях пожарных автомобилей надписей и обозначений, не соответствующих государственным стандартам Российской Федерации.

7.8. Отсутствуют ремни безопасности, если их установка предусмотрена конструкцией.

7.9. Ремни безопасности неработоспособны или имеют видимые надрывы на лямке.

7.10. Регистрационный знак транспортного средства не отвечает требованиям стандарта.

7.11. Отсутствуют предусмотренные конструкцией, или установлены без согласования с предприятием-изготовителем пожарного автомобиля, дополнительные элементы тормозных систем, рулевого управления и иных узлов и агрегатов. Если неисправности, запрещающие эксплуатацию пожарных автомобилей, произошли в пути или на пожаре (аварии) водитель должен устранить их, а если это невозможно, следовать в пожарную часть с соблюдением необходимых мер предосторожности. И только при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, не горящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, недействующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада запрещается движение пожарного автомобиля. В соответствии с требованиями правил дорожного движения (ПДД) водителю пожарного автомобиля, как водителю любого транспортного средства, запрещается:

§ управлять транспортным средством в состоянии опьянения а(лкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения;

§ передавать управления транспортным средством лицам, находящимся в состоянии опьянения, под воздействием лекарственных препаратов, в болезненном или утомленном состоянии, а также лицам, не имеющим при себе водительского удостоверения на право управления транспортным средством данной категории;

§ пересекать организованные (в том числе пешие) колонны и занимать место в них;

§ пользоваться во время движения телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук. Водитель пожарного автомобиля в соответствии с требованиями ПДД обязан проходить по требованию сотрудников милиции освидетельствование на состояние опьянения, а в течение дежурных суток – освидетельствование на состояние опьянения по требованию своих начальников.

При следовании пожарного автомобиля на пожар (аварию) или учения с включенным проблесковым маячком синего света водитель пожарного автомобиля может отступать от требований сигналов светофора, убедившись при этом, что пожарному автомобилю уступают дорогу. Так, например, водителю пожарного автомобиля разрешается проезжать на запрещающий сигнал светофора, при обеспечении безопасности движения транспортных средств и пешеходов на перекрестке. При этом необходимо помнить об обязательном выполнении водителем пожарного автомобиля требований сигналов регулировщика. При условии обеспечения безопасности движения транспортных средств и пешеходов водителю пожарного автомобиля с включённым проблесковым маячком синего цвета разрешается отступать от следующих разделов и приложений ПДД:

§ начало движения, маневрирование;

§ расположение транспортных средств на проезжей части;

§ обгон, встречный разъезд;

§ остановка и стоянка;

§ пешеходные переходы и остановки маршрутных транспортных средств;

§ движение через железнодорожные пути;

§ движение по автомагистралям;

§ движение в жилых зонах;

§ приоритет маршрутных транспортных средств;

§ требование дорожных знаков;

§ требование дорожной разметки.

Несмотря на вышеизложенные отступления, перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель пожарного автомобиля обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления. Водителю пожарного автомобиля следует устанавливать скорость движения в зависимости от характеристики дороги (ширины и числа полос, профиля, качества и состояния дорожного покрытия), условий видимости, плотности и напряженности транспортных потоков, помня о том, что чем больше скорость автомобиля, тем больше вероятность и тяжелее последствия дорожно-транспортных происшествий. Прямолинейные участки дороги позволяют, казалось бы, резко повышать скорость в связи с отсутствием перекрестков, светофоров, пешеходных переходов. Однако на практике неожиданные действия участников дорожного движения, отсутствие реакции на включенные специальные звуковые и световые сигналы пожарного автомобиля могут вызвать опасные ситуации и ДТП. Чаще всего это связано с несоответствием выбираемой скорости и опыта водителя или его состоянием. Остановка для общественного транспорта – это место где возможен наезд на пешеходов. Опасен также объезд стоящих на остановке автобусов, троллейбусов, трамваев: из-за них может неожиданно выбежать человек. Водитель пожарного автомобиля должен быть предельно внимателен на подъезде к нерегулируемым пешеходным переходам, где пешеход может быть невидим из-за движущихся транспортных средств. Наиболее опасным участком дороги (до 2/3 всех столкновений транспортных средств) является перекресток. На перекрестках водителю пожарного автомобиля приходится воспринимать и оценивать поведение одновременно нескольких транспортных средств и групп пешеходов. Некоторые перекрестки отличаются ограниченной обзорностью. На них неожиданно могут появиться транспортные средства. Ограниченные размеры отдельных перекрестков затрудняют маневрирование пожарного автомобиля. Подъезжая к перекрестку, водитель пожарного автомобиля должен обязательно подать специальный звуковой сигнал, притормозить автомобиль, оценить тип перекрестка, обзорность на нем, число полос, уметь точно оценивать скорость приближающихся автомобилей, расстояние до них и время для проезда в нужном направлении. Пересекать перекресток следует, лишь убедившись в полной безопасности, т.е. при условии, что все участники дорожного движения уступают дорогу пожарному автомобилю. Водителю пожарного автомобиля следует знать участки дороги, порождающие опасные дорожно-транспортные ситуации. При движении пожарного автомобиля в темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях должны быть включены фары дальнего или ближнего света. Причем скорость движения в темное время суток почти во всех случаях должна быть меньше скорости в дневное время. Ее необходимо устанавливать такой, чтобы остановочный путь автомобиля был вдвое меньше расстояния видимости. Статистика показывает, что на темное время суток приходится почти половина всех ДТП с наиболее тяжкими последствиями. В светлое время суток при необходимости движения пожарного автомобиля с включенными проблесковыми маяками и специальным звуковым сигналом по полосе навстречу потоку движения водителем пожарного автомобиля должен быть включен ближний свет фар и аварийная световая сигнализация. Для предупреждения об обгоне целесообразнодополнительно подавать световой сигнал, который представляет собой в светлое время суток – периодическое кратковременное включение и выключение света фар, а в темное время суток – многократное переключение фар с ближнего на дальний свет. Движение пожарного автомобиля вне населённых пунктов должно осуществляться с включённым ближним светом фар в любое время суток. При вынужденной остановке (в том числе и на пожаре или аварии), где с учетом условий видимости пожарный автомобиль не может быть своевременно замечен другими водителями, должна быть включена аварийная световая сигнализация, а в темное время суток на неосвещенных участках дорог и в условиях недостаточной видимости дополнительно должны быть включены и габаритные огни (дополнительно к габаритным огням могут быть включены фары ближнего света, противотуманные фары и задние противотуманные фонари). Кроме того, на расстоянии, обеспечивающем в конкретной обстановке своевременное предупреждение других водителей об опасности (не менее 15 метров от транспортного средства в населенных пунктах и 30 метров вне населенных пунктов) водителем пожарного автомобиля должен быть выставлен знак аварийной остановки.

За нарушение ПДД и других нормативных правовых актов в сфере дорожного движения водитель пожарного автомобиля несёт ответственность в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях и Уголовным кодексом РФ.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Кто несет ответственность за безопасное движение ТС, оборудованных спецсигналами

Пожарные автомобили и другая техника со спецсигналами должны эксплуатироваться согласно требованиям и правилам. Их необходимо строго соблюдать. Иначе нарушения приведут к тяжелым последствиям.

Перечень ТС, оборудованных спецсигналами

Правительством РФ создан список транспортных средств, имеющих возможность включать установленные маячки, выполняя неотложное срочное задание. Это позволяет оповещать водителей о том, что им требуется уступить дорогу.

Перечень выглядит так:

Перечень был больше, но его решили изменить. Водителей таких машин учат основам безопасности движения автомобилей, оборудованных специальными световыми и звуковыми сигналами. Самостоятельная установка подобных приборов без разрешения не позволительна. За это могут лишить прав и конфисковать ТС, указывает avtobddinfo.ru.

Применение специальных сигналов

otvetstvennyj za bezopasnoe dvizhenie ts so spetssignalami 1Они бывают трех видов. Каждый используется в соответствующей ситуации. Рассмотрим подробно.

Первого типа

Ими оснащаются машины скорой помощи, полицейские, пожарные авто и транспорт военной дорожной инспекции. Цвет мигалки синий или сочетается с красным. Звук сирены. На ТС обязательно наносятся цветографические схемы и добавляют надписи.

Водитель с таким спецсигналом может не соблюдать правила во время служебного задания. Участвующие в автомобильном движении обязаны уступать дорогу. Обгон подобной машины с активированным маячком запрещен.

Второго типа

Устанавливаются на ТС, которые выполняют ремонтные работы на проезжих частях, эвакуаторах и транспорте, перевозящем опасный груз. Цвет мигалки желтый, а сигнал отсутствует. Водители машин могут не реагировать на определенные знаки, разметку и располагать ТС не по ПДД. Но безопасность на дороге им требуется соблюдать.

Третьего типа

Используется инкассаторскими автомобилями. Цвет белый, а звуковой сигнал предназначен для оповещения владельцев транспорта о нападении.

Детальная информация видна на видео:

Правила дорожного движения для такой техники

Рассмотрим главные нюансы ПДД, которые должны соблюдаться шоферами с установленными спецсигналами. Также выясним, как необходимо себя вести остальным.

Обязанности и ответственность водителя

Участнику движения, находящемуся в ТС с включенным маячком, имеющим синий цвет, на задании, разрешено отступать от правил, указанных в 6 разделе (только подчиняясь регулировщику). Также есть возможность отказаться от пункта 8 и 18 приложений 1-2, если безопасность движения будет обеспечена.

Чтобы появилось над другими преимущество, ему требуется включить световой прибор и спецсигнал одновременно (обязательно). Этим приоритетом управленец может воспользоваться лишь, будучи уверенным, что ему уступают дорогу.

Если у водителя ТС прибор второго и третьего типа, то он не обладает такими возможностями. В случае незаконной установки спецсигнала или использования его не в служебных целях, налагаются штрафные санкции или грозит лишение документа на вождение транспортного средства.

Обязанности водителей других ТС

Шоферы, находящиеся за рулем иных автомобилей, должны пропускать машины с такими приборами в этих случаях:

otvetstvennyj za bezopasnoe dvizhenie ts so spetssignalami 2Когда шофер надумает не пропустить машину, но по закону он должен это сделать, ему грозит штраф 500 рублей.

Как можно понять, есть обязанности других водителей по обеспечению безопасности движения специальных транспортных средств.

Классификация происшествий с техникой

ДТП бывают таких видов:

К первым относятся те, при которых ТС сталкиваются между собой в движении или с резко затормозившими машинами, включая поезда. Вторые – это происшествия, когда транспортное средство переворачивается.

Наезды могут быть на препятствия или другие автомобили, а также пешеходов либо животных. К прочим относиться падение перевозимого груза либо лопнувшее колесо и другие непредвиденные ситуации.

Причины и мероприятия по их предупреждению

Дорожно-транспортные происшествия в России происходят часто. Регулярно есть травмированные и погибшие люди. Причины всегда разные.

Перечислим самые распространенные:

Также бывает, что пешеход неожиданно появляется на дороге, вследствие чего случается ДТП. Еще не редко водители пренебрегают правилами и безопасностью движения автомобилей, оборудованных спецсигналами. Конечно, по всей России принимаются меры профилактики транспортных происшествий.

otvetstvennyj za bezopasnoe dvizhenie ts so spetssignalami 3Сотрудники ГАИ, школьные учителя, препода-ватели институтов, делают следующее:

Даже во время регистрации транспортного средства, сотрудники МРЭО беседуют с водителями. Те часто записывают информацию в конспект. Эксперты выдают им памятки и другую продукцию. Эти мероприятия помогают сохранить жизни людей.

Аварийная безопасность пожарного автомобиля

Такие транспортные средства должны эксплуатироваться в строгом соответствии с правилами по охране труда ГПС МЧС РФ. Здесь довольно серьезные требования. Разберемся, кто несет ответственность за безопасное движение пожарного автомобиля.

На этот вопрос можно ответить сразу. Конечно, водитель ТС. Такой человек должен иметь большой персональный опыт, ведь от него зависят жизни других людей.

Основные мероприятия по предупреждению ДТП, следующие:

На кого возлагается ответственность за безопасное движение пожарного автомобиля к месту вызова, понятно – на водителя. Но вот меры по предупреждению происшест-вий в дороге разрабатывает отдел техники. От этих специалистов многое зависит.

Основные положения по допуску ТС к эксплуатации

Безопасность движения пожарных и аварийно-спасательных автомобилей не многим отличается от других машин. Главное – это соблюдение ПДД.

Основными положениями по допуску ТС являются:

Полный перечень условий, позволяющих эксплуатировать транспортное средство, можно прочесть в Постановлении Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 04.12.2018) «О Правилах дорожного движения».

Обязанности должностных лиц по обеспечению БДД

otvetstvennyj za bezopasnoe dvizhenie ts so spetssignalami 4Требуется, чтобы такие люди были ответствен-ными, ведь от их действий зависит жизнь не только своих сотрудников, но и остальных граждан.

Им нужно смотреть, чтобы шоферы не имели нарушений, которые запрещают выйти на линию.

Основные обязанности таких должностных лиц следующие:

К безопасности движения пожарных автомобилей, а также иного транспорта, следует относиться серьезно. Сотрудник, обеспечивающий БДД, должен быть опытным специалистом.

Выводы

В случае возникновения чрезвычайной ситуации водители машин со спецсигналами обязательно ими пользуются. Но необходимо знать ПДД и не нарушать правила. На дороге нужно отвечать за свои действия всем участникам дорожного движения. Это не зависит от того, есть ли у них световые и другие приборы.

Источник

Оцените статью
Avtoshod.ru - все самое важное о вашем авто