Почему растягивается цепь на мотоцикле неравномерно

Почему растягивается цепь мотоцикла

rastyzhenie tsepi sm

Вопрос о причинах растягивания цепей у мотоциклистов возникает постоянно. Но, несмотря на множественные обсуждения на форумах, написанных статьях, вопрос остается. Часто можно увидеть такое объяснение: «Да это сыромятина китайская». А как объяснить растягивание цепи известного бренда? Китайской подделкой? А если точно известно, что растянулась оригинальная цепь?

Так от чего же зависит растягивание цепи?

Устройство роликовой цепи и ее слабые места

Об устройстве приводной роликовой цепи мы уже говорили, поэтому здесь коснемся только общих моментов. Итак, роликовая цепь состоит из внешних и внутренних звеньев. Внутреннее звено состоит из внутренних пластин и запрессованных между ними втулок. Внешнее звено состоит из внешних пластин и запрессованных валиков. Подвижность звеньев обеспечивается движением валика внутри втулки. Ролик расположен на втулке и свободно вращается, обеспечивая скольжение по звездочке.

Срок службы приводной цепи зависит именно от качества сочленений звеньев цепи:

Пока между втулкой и валиком имеется смазка, то звено имеет нормальную, естественную подвижность. А вот если имеется факт проворачивания втулки во внутренней пластине или валика во внешней, то возникает трение, нагрев и повышенный износ. Таким образом, именно эти места и являются слабыми. Причем, нужно заметить. Чем больше площадь контакта валика и пластины (диаметр валика и ширина пластины), втулки и пластины (диаметр втулки и ширина пластины), тем меньше риск проворачивания.

В результате проворачивания металл постепенно изнашивается, истирается. Увеличение диаметра отверстий в пластинах на 0,1 мм (0,05 мм радиуса) на 100 звеньях даст увеличение длины цепи на 5 мм. А если отверстие в пластинах увеличилось на 1 мм на всех 100 звеньях? На 50 мм? Но ведь это больше 3 звеньев цепи 5хх. Естественно, это скорее утопическая ситуация, но она хорошо указывает на слабые места в приводной цепи.

Именно к таким последствиям может приводить отсутствие смазки, не качественная клепка валиков и запрессовка втулок. Естественно имеет значение и качество металла. Именно по этой причине производители цепей проводят местное упрочнение металла в зоне отверстия пластины, а для наиболее плотного соединения валика с внешней пластиной – четырехстороннюю клепку.

Итак, удлинение цепи происходит по причине постепенного износа элементов цепи. Но происходит это медленно.

rastyazhenie tsepi did

Фрагмент комментария на форуме

Цепная передача у мотоцикла

Цепной привод у мотоцикла является наиболее распространенным способом привода, но его применения связано с рядом сложностей. Мотоцикл – это не стационарно расположенный станок. Даже другие виды мототехники, где применяется цепной привод, имеют меньше сложностей.

Цепь приводит в движение заднее колесо, которое в большинстве случаев установлено на маятнике. Маятник подвижен. Как следствие, натяжение цепи меняется в зависимости от положения маятника. Точка наибольшего натяжения цепи у разных моделей мотоциклов разная. При различных нагрузках на задний амортизатор, при езде по пересеченной местности и так далее, могут возникать кратковременные моменты перенатяжения цепи, как следствие, износ становится неравномерным.

Все это приводит к тому, что правильная регулировка натяжения цепи, особенно новой, является важнейшим фактором при растягивании цепи у мотоцикла. Перетянутая цепь всегда является причиной неравномерного растягивания в связи с неравномерным износом.

natyanutoe sostoyanie tsepi md

Цепь мотоцикла при неравномерном растяжении. Натянутое состояние

oslablennoe sostoyanie tsepi md

Цепь мотоцикла при неравномерном растяжении. Ослабленное состояние

Особенности эксплуатации мотоциклов

Итак, представьте, мотоцикл стоит на месте, имеет две точки контакта, два колеса (ноги мы учитывать не будем). При включении передачи и отпускании передачи ведущая звездочка приходит в движение, в то время как ведомая находится в состоянии покоя. Приводная цепь в верхней части испытывает резкое натяжение. Есть известная поговорка: «Вода камень точит». В данном случае внешние пластины тянут валик, при этом в месте их сопряжения постепенно появляется выработка – длина цепи увеличивается.

Аналогичная ситуация происходит и при резком увеличении газа при езде. Соответственно это также приводит к повышению износа. Чем больше износ в сочленениях, тем больший вред будет наносить каждое «трогание» мотоцикла и резкий разгон, а значит, темп растяжения цепи будет расти.

Получается, что на износ приводной цепи влияет стиль вождения мотоцикла, а на силу рывка цепи влияет и мощность мотоцикла. Если вы предпочитаете агрессивный стиль вождения, резкие разгоны, пересеченную местность, то лучше выбирать усиленные варианты цепей.

Многие производители цепей для своего ассортимента делают таблицы соответствия цепей объему двигателя. Это условный ориентир, не стоит ориентироваться на верхнюю границу.

Своевременная регулировка цепи мотоцикла

О том, как регулировать натяжение цепи мы говорить не будем. Об этом есть много статей. В целом лучше ориентироваться на инструкцию или, как сейчас часто говорят, мануал по регулировке цепи в конкретной модели и марке. Так как точки наибольшего натяжения в нагруженном и не нагруженном состоянии могут быть разные, а об этом производитель должен уведомить именно в инструкции.

Почему же важно своевременно регулировать цепь на мотоцикле?

Растянувшаяся цепь приводит к увеличению износа зубьев звезд, которые стачиваются так, что начинают выталкивать цепь, натягивая ее, тем самым еще больше растягивают.

Именно по этой причине, если пришла пора менять растянувшуюся цепь, нужно менять и звездочки. Последние, скорее всего, тоже частично износились, а значит, будут провоцировать растяжение новой цепи.

Обслуживания цепи мотоцикла

Для долгой службы мотоцепи ее необходимо обслуживать каждые 500 – 2000 км. Нужно проводить чистку цепи от грязи, которая только усиливает износ цепи и ее растяжение. Также необходимо проводить смазку цепи и контроль степени ее натяжения. Грязь, отсутствие смазки, растянутая цепь – все это только стимулирует дальнейшее растяжение приводной цепи.

rastyazhenie tsepi regulirovka 1

rastyazhenie tsepi regulirovka 2

Мы поискали варианты инструкций по натяжению цепи. Вот 2 примера. Какой из них ваш?

Таким образом, можно сделать вывод качественная дорогая цепь, конечно, может служить долго, но и она может служить долго, но только если ее правильно обслуживать. Но при должном уходе свои гарантированные километры прослужит и приводная цепь меньшей ценовой категории. Для этого в первую очередь ее необходимо правильно установить, отрегулировать без перетяга согласно инструкции к конкретному мотоциклу. И конечно проводить периодическую чистку и смазку.

Источник

Honda CB-1

lora2 thumbkapa 2 thumbkatya2 thumbantoha victoria6 thumbfuria1 thumbchinger06 thumbsnezhka 01 thumb

Страниц: 1

#1 21.11.2005 17:38:42

Цепь растянулась неравномерно (+)

При вращении колеса то натянута, то провисает. Насколько ее хватит в таком состоянии? Или лучче сразу поменять вместе со звездами? хотя подтягивать еще места полно

#2 21.11.2005 17:53:08

Re: Цепь растянулась неравномерно (+)

Андрюх. на самом узком участке цепь должна быть натянута нормально, следовательно на самом растянутом она будет безбожно болтаться. если ты ее перетянешь (в узком месте будет натяг, а в самом растянутом нормально) то убъешь звезды и добъешь цепь моментально. и еще будет хрустеть жутко
Это что касается натяжения

#3 21.11.2005 18:19:40

Re: Цепь растянулась неравномерно (+)

Такая она протянет 2-3 тыкм. Не меньше. Неспеша заказывай цепь ДИД и звезды ЖТ.

#4 21.11.2005 22:18:14

Re: Цепь растянулась неравномерно (+)

peter36rus написал:

Такая она протянет 2-3 тыкм. Не меньше. Неспеша заказывай цепь ДИД и звезды ЖТ.

2 peter36rus
а нельзя ли поподробнее про цепь для сибихи. а то мне весной тоже придётся менять. какой у неё номер по луису. Соответственно вместе со звёздами. И вообще, что порекомендуешь?

#5 22.11.2005 08:38:13

Re: Цепь растянулась неравномерно (+)

Петро, протянуть-то она протянет, но ценой звёзд и нервов. А, возможно, и шкуры.
Однозначно D.I.D. XV525-104. Но не по Лоису, а по Олл-Райту в Авеню-Авто. Ниже цены я ещё не знаю. Звёзды JT дешевле всего были в мото.ру. Ну и по ОллРайту тоже вкусно.

#6 22.11.2005 10:54:47

Re: Цепь растянулась неравномерно (+)

Спасибо, к апрелю поменяю нафих. А как от такого клюка застраховаться на будущее? В чем его причина: сама цепь была хреноватая или эксплуатация неправильная? Вроде мазал и подтягивал по науке.

#7 22.11.2005 11:33:00

Re: Цепь растянулась неравномерно (+)

andrew58 написал:

Спасибо, к апрелю поменяю нафих. А как от такого клюка застраховаться на будущее? В чем его причина: сама цепь была хреноватая или эксплуатация неправильная? Вроде мазал и подтягивал по науке.

Неравномерный растяг бывает из за
1. Хреновой цепи (типа Iris)
2. Недостаточной смазки (основная причина)
3. Резкого стиля езды (козления, резкие старты и т.д.)

либо сочетания этих пунктов

Несмазаная цепь умерает на глазах. потому на смазку денег не жалей. и смазывай только после поездки, пока горячая. до поездки практически безполезно

Источник

Неравномерное растяжение цепи zx-6r

Не равномерное растяжение цепи! Это в принципе нормально! Если в разумных пределах, даже в мануале написано в разделе натяжение цепи, что нужно найти самое провисшее место и померить ход цепи!
Но если сильно ей плохо, то под замену!

ого, даже не думал что так может быть. причину её такого состояние в голове сложнее представить)

и из за чего такое бывает?

ого, даже не думал что так может быть. причину её такого состояние в голове сложнее представить)

и из за чего такое бывает?

не правильно натянули при установке, в этом месте больше износилась и растянулась
когда последний раз менял цепь и звезды?

Может глупость скажу, но (!) звезда ведомая ровно стоит? могла сместиться, поэтому в одном месте цепь натянута, как струна, а через пол-оборота колеса болтается.

не могу знать. недавно мот этот взял

ну возможно тогда старый хозяин на ней норм откатал, и она ослабла и растянулась.
без фото это что вилами по воде писать

возможно и только цепь заменили перед прожажей, а старые звезды быстро ушатали новую цепь

На днях поставил комплект цепь+звезды(новые), аналогичная ситуация. На старом тоже самое было.

вот да, что если как тут? на что пенять?)

Да ни на что не пенять! Это нормальная ситуация! Если она в разумных пределах! Сделать как указано в мануале! И кататься дальше! Переодически проверяя! Не помню точно, но на моем моте просадка цепи 30-35 мм, но вот не помню, нужно смотреть самое натянутое, или самое провисшее место!!

Источник

Почему растягивается цепь на мотоцикле неравномерно

Приводная цепь мотоцикла

Как правильно подтянуть и на что обратить внимание.

14659

Статья посвящается недавно вступившим в ряды мотоводов, а также невнимательным старичкам. Начну с того, что я привык, что в меня постоянно кидаются тапками, шапками и прочими предметами. Всегда пережевывают моё мнение в разных постах и статьях, извергают на меня переваренную информацию в отработанном виде. Но я же не виноват, что многие не привыкли к чистой пище! Я всегда пишу то, что делаю сам, анализируя принцип работы механизмов. Я ничего не копирую, я делаю так, как считаю нужным. Я не люблю делать одну и ту же работу дважды или трижды. Я внимательно изучаю работу механизмов, принцип устройства, нагрузки и что можно сделать для того, что бы узел отработал как можно дольше. Почему я трачу время на изучение таких вопросов? Потому что я не хочу потом тратить еще больше времени и денег на исправление ошибок.

Теперь я напишу свои умозаключения, а вы подготовьте побольше камней, словечек, тапок и антилайков. Я не просто опишу те движения, которые я делаю, а обосную. Простите, вот такой я старый маразматик, да и в юности таким же был. Я технарь, и это неизлечимая болезнь! Я также совершаю ошибки – это нормальный процесс, но они учат меня.

А теперь про нее, любимую и шелестящую.

Если посмотреть в сети отзывы, то можно сделать выводы, что одна и та же приводная цепь мотоцикла ходит по разному. У одного её хватает на 10 000 км, у другого на 20 тысяч. Различные пробеги можно списать на агрессивную езду и собирание соплей на дороге. Когда ко мне приезжают в гости, я начинаю задавать море вопросов по пробегу, что и как. Это не просто так. Это дает сравнительный анализ для себя любимого. Почему цепь растягивается и имеет повышенный износ у всех по разному?

Итак, например:
* одинаковые мотоциклы по классу и мощности;
* одинаковые приводные цепи;
* одинаковые ведущая и ведомая звезды;
* одинаковый износ резины.

Все хорошо, но у одного цепь за 10 000 км скончалась, а у второго нет. В чем засада? Смотрим на резину и видим, что агрессивной езды нет ни у кого. В чем причина износа? Левак, подделка? Обслуживание? Езда в дождь, песок, пыль? Что послужило причиной? Перетянул? Можно эти вопросы перечислять до бесконечности. Отвечу кратко: невнимательность, лень, советы «бывалых» во всемирной паутине становятся тому причиной.

Знаете почему китайская цепь SFR у моего друга на литровом фазере прошла уже 17000 км? А ездит он шустро. Потому что во время ее установки я не учил, а просто рассказывал сказку о своих наблюдениях. И дочитав до конца статью, вы получите ответы на все вопросы. Несогласных будет море, и это понятно. Каждый идет к своей цели разными дорогами. Мой путь прост: чтобы проверить равномерный износ цепи или нет – вывешиваем заднее колесо. Для этого ставим на центральную подножку, если ее нет, то ставим на подкат. Если нет ни того, ни другого, то просто катаем мотоцикл и прокручиваем его по 40-60 градусов, проверяем провисание цепи. Если оно одинаковое, то хорошо, если разница провисания сильно отличается, то это замена цепи и звезд.

При неравномерном износе приводной цепи натягивать ее можно, но бессмысленно. Такая деталь сама себя быстро убивает и ускоряет износ всех элементов, работающих в данном узле.

При подтягивании цепи я никогда не откручиваю сильно гайку оси заднего колеса.

14660
14661

Расслабляю ось настолько, чтобы с небольшим усилием можно регулировочным механизмом (гайкой, болтом или эксцентриком) сместить колесо на необходимое расстояние. Почему я так делаю? Причина проста, как день. Если сильно расслабить ось и отрегулировать натяжку цепи, то при затягивании всё, что вы отрегулировали, собьется. Не верите – проверьте.

Всегда надо проверять центровку колеса после полной затяжки оси.

14662

При подтягивании цепи не смотрите на риски на маятнике и на подвижном механизме оси – технологические зазоры никогда не дадут добиться точного значения, которое нам необходимо для того, что бы цепь ходила долго.

14663

Конечно, можно и по рискам. Если идёт натяжка болтами так, чтобы зазоры были выбраны, но для этого нужно понимать, как это сделать. Об этом позже будет сделано видео. Но все равно придется сравнивать совпадение рисок с двух сторон, мне такой способ кажется более трудоёмким. Риски надо смотреть под прямым углом. У меня в оси сквозное отверстие и оно является ориентиром. Нужно смотреть так, чтобы насквозь через отверстие оси был виден «свет». Это дает гарантию, что, посмотрев на метки с двух сторон, не будет визуального расхождения. Риски находятся на одной плоскости, и это поможет избежать неточности. Смотрим фото.

14664
14665

Если смотреть под разными углами, то можно на риски вообще не смотреть, а на глазок и так сойдет. Пример на фото ниже – ось не просматривается насквозь.

14666
14667

Для удобства снимаю защиту цепи, пару болтов. Цепь максимально открыта.

14668
14669
14670

Выставляем регулировочными болтами необходимое «провисание» цепи, как указано в мануале. На моем мотоцикле болты. Обратите внимание, что я пользуюсь укороченными ключами, которые помещаются в микробардачок и всегда под рукой. Рекомендую приобрести в автозапчастях.

14671
14672

Теперь внимание! Не ленимся и нагибаемся так, чтобы посмотреть геометрию – цепь/звезды.
На фото ниже видно, что цепь между звездами в центре не прямая и имеет изгиб. Это говорит о том, что колесо установлено неправильно – под углом относительно оси колес.

14673

А должно быть, как на фото ниже

14674

Вот тут начинается самое интересное. Все думают, что это мелочь, на которую не стоит обращать внимание, а зря. Это и есть одна из основных причин быстрого износа приводной цепи. Теперь объясню почему.

Первое: контакт должен быть по всей длине оси и ролика, то есть соприкасаться равномерно. Так будет при правильной центровке колеса.

Второе: при перекосе ролик будет касаться оси под углом. То есть не будет равномерной нагрузки по всей площади в месте прикосновения ролик/ось.

14675

Новая цепь постоянно требует проверки натяжки. По причине, что она «притирается» или обкатывается – это нормально! Так что не удивляйтесь, идеального в мире не существует. А вот если после второй регулировки она быстро провисла, то здесь проблема центровки заднего колеса. Сейчас не будем трогать моменты, что разбиты втулки или подшипники маятника, подшипники в колесе и тд. Это сразу уменьшает срок службы цепи в два раза и более, в зависимости от величины люфтов.

После финишной протяжки оси заднего колеса проверьте еще раз провисание цепи. Это обязательно необходимо сделать. Если, конечно, бабла куры не клюют, то забейте на все и катайтесь в своё удовольствие. Только не забудьте заказать в дальнее путешествие запасной комплект запчастей.

Почему так важна правильная геометрия? Не забывайте, что от соосности переднего и заднего колеса зависит управление мотоцикла. Ну и износ резины, который будет незначительным. Но вот в один поворот будете входить легко, например, в правый, а в левый уже так не получится.

Двигатель жестко крепится к раме. Конструкция выдерживает большие нагрузки. И выставленное правильно заднее колесо – это залог легкого управления мотоциклом. Можно заморочиться и уйти в такие дебри, из которых не выберешься. Просто поверьте, что центровки заднего колеса относительно цепи будет достаточно. Я видел видео, где гордый человек с двумя лазерными указками центрует колесо и гордится этим. Гордиться можно в том случае, если это настройка идет относительно чего-то. А там светят фонариком в никуда! Это у машин прокатывает связка всех колес в единую систему, весь расчет идет в программе относительно прямоугольника. А тут две указки в воздух! Что он там центрует и относительно чего? Пиндец полный.

Немного отступлю. В молодости в сервис было не попасть. Ну а что такое компьютер, в стране узнали позже. Изучив все размеры ВАЗ-2011, я спокойно и не торопясь с братом делал сход-развал по ниткам. Да, было долго, но по факту резину не жрало, авто не тащило на дороге и при торможении. Многие в ГСК обращались за помощью, сделать сход-развал. Я только объяснял, как это делается. Конечно, это не идеальное решение, но оно спасало от многих головняков и взяток в сервисе, а также существенно экономило бюджет.

Лучше недотянутая цепь, чем перетянутая. Все знают, что новая приводная цепь «даст быстро просадку, растянется» и умышленно, учитывая эту особенность, перетягивают цепь. Так делать нельзя. Идет повышенная нагрузка на подшипники вторичного вала, маятника, колеса цепи и звезд. Подумайте, стоит ли отрегулировать и потом подтянуть цепь, потратив 10-20 минут, или по своей лени резко уменьшить срок службы нескольких узлов мотоцикла? Подумаешь, перетянул! Многие думают так. Нет, ребята, не прокатывает.

Вспоминаю великую фразу: в умелых руках и член страшней винтовки!

Обслуживание цепи с сальниками. Тут будет море несогласных со мной. Но я никого не заставляю так делать. Я описываю свою позицию и отношение к смазке цепи.

С появлением импортных, заморских так сказать, мотоциклов, многое в сознании владельцев мотоциклов СССР изменилось. Все стали из разных источников, в том числе сарафанного радио, собирать информацию по обслуживанию забугорных чудо-мотоциклов. Боязнь, что дорогущая деталь выйдет из строя, породила кучу ненужных страхов и заморочек, как я считаю.

Что я делаю с цепью и как ее обслуживаю? Да ни хрена я ее так не обслуживаю, как и многие. Тут я ленив. Я настолько ленив, что мне самому страшно!

Я не мою цепь! Можете закидать меня тапками, но мыть ее по «мануалу» меня заставить невозможно. Максимальное мое обслуживание выглядит так. Кладу картон под нее, чтобы масло не капало на пол. Беру относительно чистую тряпку. Главное, без песка и прочего абразива. Наливаю на нее обычного масла и начинаю не чистить, а оттирать, протирать цепь. Если полная засада, после дождя или грунтовых дорог, то зубной щеткой прохожусь, но это редчайший случай. Макаю щетку в масло и чищу. Не использую ни бензин, ни керосин, только масло. После условной чистки чистой тряпкой протираю приводную от масла насухо. На фото состояние цепи 2000 км без обслуживания, смазки, протирки. Общий пробег более 5000 км.

14676

Раньше я, как идиот, начитавшись про спец. смазки цепи, мазюкал. У меня баллон смазки для цепи лежит неизрасходованный шесть лет! Это я в первый год намазался, потом оттирал мотоцикл от смазки. Засрано было всё. Отмыть от нее не так-то просто, как кажется! Не хочу я больше отчищать так мотоцикл. Если на мойке и машинкой высокого давления, то только с мощной химией. А она на цепь попадает. Вывод: и на фига мне такой баян? Я не даю работнику мыть заднюю часть байка, ведь задница – это святое. Я беру у него «пистолет» и сам направляю струю воды так, чтобы не навредить «снаряду».

Резюме. Сменил много цепей, и не сильно заметил увеличение срока службы приводной цепи, смазанной специальной смазкой и протертой масляной тряпкой.

Есть исключение, когда всем сальникам в цепи пришел конец, и она начала издавать шум. Он громче, чем вырывающийся газ из глушителя. Тут без смазки не обойтись. Но я не довожу до такого состояния.

А вы пробовали отмыть хорошую смазку цепи? И моё видение: нормальных сухих смазок у нас нет. Лично я пока не встречал того качества, которое бы хотелось. Под качеством я понимаю функцию, которую должна выполнять смазка.

Смазка цепи – это липкая смесь для пыли, такой некий пылесборник. На нее все налипает. А потом это все надо отмывать. Лучше буду протирать чаще тряпочкой с маслом. Делов на пять минут. Если нравится смазывать и считаете, что так нужно, то мазюкайте «приводную» сколько угодно. Я отговаривать не буду.

Просмотрел в сети море роликов на данную тему. В 99% видео никто не проверял уровень провисания цепи после полной затяжки оси заднего колеса. Никто не смотрит, как выставлено колесо, все ориентируются на риски. И очень важный момент: предельные и допустимые параметры растягивания цепи указаны на маятнике, но они относительно первоначального значения! Никогда у меня не попадали метки при установке новой цепи на значение ноль, то есть начальную точку отсчета! Всегда, условно, моя шкала начиналась с 30% износа. Соответственно, и заканчиваться цепь должна на 130% относительно крайней метки.

Кто-то считает, что цепь нужно подтягивать два, максимум три раза, после чего выкидывать. Почти как готовят шашлык в двух положениях, я с этим не согласен. Предпочитаю натяжение цепи держать всегда в допуске значений, мне не лень за 20 000 км подтянуть несколько раз. Чем меньше допустимое провисание цепи, тем больше она ходит. Тут комплекс цепь-звезды и повышенное значение провисания заметно быстрее убивает деталь. Я опишу, почему так происходит, в следующей статье.

Для тех, кто осилил столько букв. Запилил видео на тему регулировки приводной цепи.

Источник

Оцените статью
Avtoshod.ru - все самое важное о вашем авто