Почему на кавказских свадьбах бьют машины

Борьба за почетное место (лютый треш)

14335075463038

14335045796838

m2299033 274957620

На свадьбе в Карачаево-Черкессии убили гостя из-за танца с невестой

Несколько мужчин по древнему многонациональному обычаю хотели потанцевать с невестой, в результате одному из гостей выстрелили в грудь. Пострадавший был госпитализирован в больницу Черкесска, где умер не приходя в сознание.

Разумеется, без таких прекрасных обычаев, которые делают цивилизованную жизнь более разнообразной, мы все были бы культурно беднее.

m1365693 1013357376

На Ставрополье наказали участников большого свадебного кортежа, перегородивших дорогу для танцев

https://www.stav.kp.ru/daily/28303/4443841/ В Предгорном районе Ставропольского края наказали участников свадебного кортежа, перегородивших автодорогу «Ессентукская-Юца-Этока» для «свадебных танцев» и чествования молодоженов. Очевидцы сняли на видео, как мужчины в парадных костюмах веселились на проезжей части у своих автомобилей, не реагируя на замечания водителей, которым пришлось ожидать завершения праздника на дороге около получаса.

Главная в кортеже машина была без регистрационных знаков, но зато с проблесковыми маячками. По словам автора ролика, благодаря которому нашли нарушителей, путь перегородили иномарки «Toyota», «Chevrolet», «KIA», два автомобиля марки «Lexus», «Mazda» и «Mercedes».

Как рассказали сайту stav.kp.ru в пресс-службе УГИБДД ГУ МВД по Ставрополью, установлены личности четырех водителей, в том числе трех зачинщиков остановки на дороге.

На участников свадебного кортежа составили административные материалы по статье 12.19 (нарушение правил остановки или стоянки) и по части 3 статьи 12.15 (нарушение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой) КоАП РФ.

m3047969 1801535048

1629206382234540860

В Ингушетии ДТП нередко провоцируют машины из свадебных кортежей

Сейчас об обыкновенных водителях, которые, тем не менее, чувствуют себя на дороге словно на трассе Формулы-1. Ни к чему хорошему это, разумеется, не приводит. В Ингушетии, к примеру, ДТП нередко провоцируют машины из свадебных кортежей. Чтобы избежать трагедий, с нарушителями там решили бороться радикально: теперь им придется серьезно раскошелиться.

Свадьба на Кавказе – это не только пышные столы, бесконечная вереница гостей и танцы. Все чаще это красивое и значимое событие стало перетекать в разборки на дорогах.

На кадрах видно, как две машины выезжают на полосу встречного движения. Буквально через секунду лобовое столкновение. Авария произошла вот на этой автодороге, соединяющей крупнейший город Ингушетии Назрань и небольшое село Кантышево, куда и направлялся свадебный кортеж. На обочине до сих пор лежат обломки машин. В тот день погибли три человека. Это пассажиры лады, в которую влетел свадебный мерседес. Муж с женой и их родственница. На троих десять детей, которые в одночасье остались сиротами. Эта история переполнила чащу терпения не только полиции, но и духовенства Ингушетии. Они выступили с призывом наказывать нарушителей рублем.

– Ограничить количество автомобилей до четырех. Не больше. Наказывать тех людей, которые допустили больше четырех машин. Тех, кто не уполномочивал никого, чтобы следили за свои свадебным кортежем. Наказать его от 10 до 50 тысяч рублей, – считает Алихан Нальгиев, заместитель муфтия Республики Ингушетия.

Все собранные средства будут передавать в помощь малоимущим семьям. Так решили руководство муфтията, имамы и старейшины республики.

Только соблюдать правила готовы не все. Вот пример: кортеж из десятков машин едет по трассе уже после того, как ввели ограничения. Для Сергея Усманова приглашение на свадьбу к друзьям закончилась больничной койкой. Теперь он вынужден проходить реабилитацию: «Машин десять, наверное, было. И сзади машины, получается, начали обгонять, начали перестраиваться к нам, нас задели, и мы улетели в кювет».

Это не просто гонки. Соревнования за право занимать второе почетное место за автомобилем невесты. Она всегда едет первой. А вот еще одно нарушение, за которое придется отвечать рублем. Беспорядочная стрельба в воздух. Такие случаи на кавказских свадьбах не редкость.

В ГИБДД республики с новыми правилами полностью согласны. В ведомстве тоже готовятся усилить контроль за свадебными кортежами.

– Госавтоинспекция выражает признательность активной части нашего общества за стремление повысить уровень самосознания участников дорожного движения. И готова в рамках своих компетенций совместно с институтом гражданского общества работать над повышением уровня безопасности дорожного движения на дорогах республики, – выступил Руслан Сапралиев, врио заместителя начальника УГИБДД МВД по Республике Ингушетия.

В республике, где к духовенству и старейшинам всегда было особое уважение, надеются, что молодежь к их словам все-таки прислушается. Осталось только урегулировать, кто и как будет наказание исполнять. Ведь речь идет о человеческих жизнях. В конце концов, чтобы молодым после такого в прямом смысле не было горько.

Про свадьбы и похороны

Всем добра и с наступающим вас!)

Ввиду того,что я родился в СССР,а вернее в Грузинской ССР в азербайджанской семье,но плохо знал традиции,ввиду того,что с 6 лет живу в России,то никогда не заморачивался о традициях.

Что касаемо свадеб,то тут меняется меню, количество гостей ну и одежда.Гостей,как правило меньше в 2- 3 раза.
Для примера на похоронах моего отца у нас было около 800-1000 гостей.Помимо этого надо учесть,до того,как мы отправились в Грузию,где он был похоронен,у нас уже побывало около 100 человек.Кто-то даже в аэропорт приехал и дал деньги в помощь.
На свадьбе у моего двоюродного брата было около 450 человек.На торжество,обычно оставляют больше денег,но зависит от типа населенного пункта.
Чтобы было понятно в цифрах на похоронах моего отца набралась сумма 120000р+ 6000лари.А что касаемо свадьбы брата,то свадьба только-только окупила себя.Говоря,что окупила,имею ввиду затраты на приданое,продукты,видео и фото съемку и прочие мелочи.Медового месяца у них не было.Точную сумму не знаю, но ориентир около 4000-5000 лари

m2415166 1158186710

В Дагестане молодожены пожертвовали собранные на свадьбе средства на лечение детей-бабочек.

Начать совместную жизнь с благого дела. Именно так решили молодожены из Дагестана. Они пожертвовали все средства, собранные на свадьбе, на лечение больных детей. Рамазан и Хадижа могли совершить свадебное путешествие, но решили иначе. Такое происходит впервые в Дагестане. Молодые люди надеются, что их поступок станет доброй традицией. И пары, заключающие никях, будут жертвовать собранные на торжествах средства на благотворительность.

Буллёзный эпидермолиз (БЭ) — группа генетически и клинически гетерогенных заболеваний, характеризующаяся образованием пузырей и эрозий на коже и слизистых оболочках, ранимостью кожи и её чувствительностью к незначительной механической травме («механобуллезная болезнь»).

m1517500 1146164142

Истории фотографа. Часть 150. Кавказские свадьбы

Сижу и думаю, сразу извиняться или отдельным постом, но коль сегодня пятница, а я уже рассказывал про цыганскую свадьбу (и меня не украл табор и не угрожали бароны), рискну рассказать про кавказские бракосочетания. Сразу уточню, что обобщу понятие Кавказа, причислив в него почти все народы. Отличием в этом являются только армяне и грузины, они стараются отойти от традиций и выбирать более современные пути. Для остальных важно следовать обычаям. В целом ничего дикого там нет, вполне все прилично и культурно. Редкие гости стараются палить в воздух, но в основном это соревнование «Сколько у меня с собой денег».

Несмотря на то, что кавказские клиенты редко торгуются и могут заплатить больше, я старался не брать такие свадьбы. Мне выдалось работать на нескольких, и после каждой было ощущение, что отснял не одну, а десять свадеб. Итак, с чего начинаются кавказские свадьбы. С выбора фотографа. Чем больше у вас славы в городе, званий, побед в конкурсах, техники, объективов, ассистентов и еще есть крутая машина, тем выше шансов, что выберут именно вас. Для кавказцев очень важно показать, что у них все лучшее на свадьбе. Поэтому можете начинать вспоминать с побед в школьных конкурсах. Вы должны знать, что видео кавказцы ценят намного больше чем фото. Поэтому на свадьбе может работать целая команда операторов и лишь один фотограф. Кстати, важно понимать, что у этих народов свадьба делается не для себя и родителей, а для гостей.

У меня кавказские свадьбы были максимально приближены к современным стандартом, но с соблюдением обычаев. При встрече все сразу просили максимально сдержанную одежду, желательно в темных тонах. Узнав, что в ассистентах у меня работает жена, рекомендовали сменить. Мол, сам понимаешь, что приставать могут и зачем эти конфликты. Сразу предупреждение, чтобы невесту снимал в максимальном обличье, исключив любую работу на макияже и прическе. В целом начальная процедура отличается от российских свадеб. Нет выкупа, все сдержано на этапе встречи, вообще отсутствуют поцелую и обнимашки. В моих случаях женихи и невесты ранее встречались, так что это было их совместное решение о свадьбе. Короче, по отдельности все очень адекватные и культурные люди.

По отдаче с кавказцами никогда проблем не было. Они хотят просто хороших фотографий. Особых условий не ставят. Поступали мне угрозы на свадьбах? Нет. В целом, если относиться ко всем нормально, то получаешь такое же отношение в ответ. Лишние деньги пытались засунуть, но я отказывался. Почему? Не люблю быть кому-то обязанным. Так в чем причина того, что после нескольких кавказских свадеб, я отказывался от них. Это слишком трудозатратное дело. Вот есть работа, когда нет удовольствия от процесса, но ты понимаешь, что это нужно делать. Это про такие свадьбы. Благо у меня выбор был, что позволяло отказывать. Но в целом, ничего кошмарного у кавказцев нет.

Мои подписчики уже знают куда тыкнуть и получить ответы на вопросы по фото. Куча годноты специально для пикабушников;)

Источник

«Семья мужа — твои хозяева» Жестокое воспитание, похищения и изнасилования — как свадебные традиции на Кавказе побеждают законы

Не так давно глава Чечни Рамзан Кадыров поручил выделить двум сотням женихов, столкнувшимся с финансовыми трудностями из-за коронавируса, средства на выкуп невест. Цену невесты установили в 50 тысяч рублей. Это одна из многих свадебных традиций, которые до сих пор популярны на российском Кавказе. Есть и другие, гораздо более жестокие — от похищения невесты против ее воли до изнасилования, чтобы она не могла вернуться домой. По просьбе «Ленты.ру» журналистка Лидия Михальченко записала монологи женщин из Чечни и Ингушетии, чтобы узнать больше об их свадебных обычаях и нравах кавказских женихов.

«Муж должен обращаться «эй», а не по имени»

Зарема, 25 лет, Ингушетия

Меня украли в 2013 году. Я была не против выйти за него замуж, была влюблена, но не знала, что он планирует украсть, ругала его. После того как меня украли, с моими родителями шли многочасовые переговоры. Сторона мужа и я сама убеждали отца дать согласие — без него я не могла сделать этот шаг. Отдельная история была потом примирить родных с мыслью, что я замужем, и наладить дипломатические связи.

У ингушей очень сильные обряды избегания (по традиции, жених должен избегать встреч с будущими тещей и тестем — прим. «Ленты.ру»), и родственники со стороны мужа и жены начинают общаться друг с другом только после официального действа, которое называется мероприятием сватов.

На свадьбе я стояла в уголке зала пять с половиной часов подряд, как положено, чтобы вся родня мужа подошла ко мне и что-то пожелала. Ноги затекли, ломило спину, было жарко и дышать тяжело. Сестра свекрови сказала, что отведет меня куда-то отдохнуть, но ее отвлекли, и она забыла. Тут пришла новая порция родни, я осталась стоять. Как мумия, вся закутанная в белое. Как памятник. Проявлять активность не положено.

preview 3b047ef444f1dd88032cfb42af373c5d

Фото: Елена Афонина / ТАСС

Гости решили мне «развязать язык». Такой свадебный обычай — добиться, чтобы невеста заговорила. Например, суют деньги — надо принять, или, такое на свадьбах нередко бывает, подходит гость со стаканом воды для повода и спрашивает: «Ты мне даешь разрешения выпить эту воду?» И она тогда вынуждена ответить: «Пей на здоровье». У моих родственниц было, что родственники мужа на свадьбе вуаль поднимали невесте и ее рассматривали. Мне надарили денег, которые я должна была отдать свекрови.

Вечером все по новой. Пришли друзья жениха, меня опять отвели в угол стоять на три часа. Некоторые гости заявляли, что я страшная — прямо вслух. Говорили, что жених красивее меня, что я «загубила парня». Я тогда поразилась: о чем они, какого парня? Я была едва после школы, а ему за тридцать, это был его третий брак! Но потом я узнала, что это обычная практика. Юным девушкам, даже если засватал лысый пятидесятилетний разведенец, тоже говорят «сгубила парня».

Наутро после свадьбы и у чеченок, и у ингушек есть обязанность подмести двор, еще до зари. Желательно свой и соседский, как Тимур и его команда. Встать надо раньше свекрови в любом случае. За поведением младшей невестки пристально следят. Я просто не ложилась спать в ночь свадьбы.

pwa list rect 220 aea354e21ad710546d6501b9156c1b56

У бывшего был очень властный отец, дома его все слушались, и меня он переименовал. Ему нравилось имя Хава, а меня зовут иначе. Родственники, зовущие меня прежним именем, навлекали на себя гнев свекра, и я всех предупредила, что при нем ко мне лучше обращаться просто «ты». Ему никто не смел перечить. Глава клана все-таки, это много значит. Я помню свое чувство безысходности от несправедливости, не могла это принять. А потом свекровь убедила мужа, что в Коране, в какой-то суре, упоминается мое оригинальное имя — значит, оно достойное. Он согласился. Я ликовала, что мне вернули частичку себя.

По традиции, супруг не имеет права называть жену по имени, особенно в присутствии посторонних. Он должен обращаться «эй», либо «женщина», некоторые говорят «зуда» — в переводе «жена». И женщина не имеет права по именам называть родню мужа. Придумываются какие-то прозвища. Если у мужа несколько братьев, надо их как-то по-разному называть. Допустим, «старший», либо как-то трансформировать имена. У мужа была сестра Марина, а я ее называла «малинушкой». Других сестер я звала по-ингушски «красивая девушка», «хорошая девушка», «добрая девушка» либо тоже «старшая», «младшая» — такой этикет.

preview 69c21cbf55644911259ab581533d5bcd

Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС

Две тети моего мужа говорили мне, что я страшная. Это не только мой случай — соседке, молодой невестке, то же самое приходилось слышать, и моим подругам от семей мужей. Хотя грубое обращение с невесткой ингушский эздел (свод традиционных правил — прим. «Ленты.ру») резко порицает. Прямых оскорблений я не слышала, гнобят по-другому: воспитывают, придираются, требуют порой противоположных вещей, чтобы было чем попрекнуть. Если за девушкой кто-то есть, за это может прилететь — если у нее мощный клан, родные впрягутся, ведь это не только ее, а всю семью оскорбляют. А если за ней никого нет, чего угодно можно ждать.

Когда я пожаловалась своей семье на супруга, никто не вмешался. Родные братья живут далеко, а двоюродный сказал, что теперь семья мужа — мои хозяева. Уживайся или разводись.

pwa list rect 220 ff4e6ba1c3a9b5f6890f762ddd5c97a2

Мало того что на нас лежат эти повинности, в традиции нет каких-то благ для новобрачной. Например, нет медового месяца и свадебного путешествия. Сейчас это практикуют состоятельные люди — куда-то ездят. Но не сразу после свадьбы. Это не принято, неприлично. Первые дни молодая жена должна стесняться, она присесть не имеет права, надо стоять все время, особенно перед старшими. Невестка не имеет права на собственное время, не может сама определять, когда отдохнуть, когда зайти в свою комнату. Она — бесплатный трудовой ресурс, да. Патриархат именно в этом: молодые женщины на самой низшей ступени и всех должны обслужить.

Девочкам внушается, что чем скромнее у нее запросы, тем более она богоугодна. А мужчина может безнаказанно свалить в закат, даже не разводясь. Или позвонить старшим родственникам жены и просто на словах объявить развод по телефону. Такое бывает в Ингушетии, даже если у них уже шесть детей и семья без крыши над головой. Причем все годы брака он может запрещать ей работать и учиться.

Мне муж с ходу зарядил пощечину уже на третий день моей жизни в их доме, когда увидел одежду, которую я привезла. «Что ты привезла? Я разрешаю только длинные юбки, длинные рукава и большой платок». Но я даже не успела ничего из этого поносить. До свадьбы он меня видел в привычном облике — юбка до колен, тонкая полоска косынки на распущенных волосах, блузка с рукавами по локоть.

Я смешливая была очень в юности. Однажды я смеялась, болтая с его родственницей и ее сыном во дворе. Муж подошел ко мне с каменным лицом и сжал локоть до синяка. Потом объяснил: громко смеялась.

Сколько раз я простужалась, когда бегала зимой от дома к кухне, которая у мужа была отдельным флигельком во дворе, — готовка, стирка, все там! Подавать мужу и его родителям надо горячее и сейчас приготовленное. Поэтому бегаешь сотню раз через этот двор. Разве что они решат поесть в кухне, тогда проще.

preview 3a08472c367566c78631afedcc16d696

Фото: Магомед Чабаев / «Коммерсантъ»

Мой брак длился два года. Муж мне прислал развод по СМС. Я осталась ни с чем. Мне и правда было неудобно чего-то требовать, хотя я работала в браке и вкладывалась в общее имущество. По шариату в случае развода женщине полагается очень много, а вот получит ли она это — зависит от ее родителей: насколько они могут показать характер и потребовать исполнения условий. Муфтият может встать на сторону женщины, но не вправе принудить, наложить санкции. У них нет инструментов.

Я всегда боялась, выйдя замуж, что будут дети, а я даже не успела окончить колледж, только школу. Накоплений и недвижимости у меня нет. Дом деда отошел брату — ему надо семью заводить, так мама сказала. Поэтому поступила в университет сразу после развода.

Теперь я дипломированный социолог, учусь в аспирантуре и изучаю нашу культуру изнутри. У нас тут смешались все виды патриархата. Например, патриархат сыновей — он проявляется в том, что мужчины хотят все «ништяки» предыдущих патриархальных поколений и при этом не хотят нести никакой ответственности, которую несли предыдущие поколения мужчин. Патриархат отцов подразумевает обязанность мужчин обеспечивать семью, брать на себя тяжелую работу, а патриархат сыновей другой — они хотят полного подчинения женщины и обслуживания, но не хотят быть обязанными взамен. Например, когда речь заходит о домашней работе, забывают, что по исламу она мужчине не чужда, и сразу прыгают на вайнахские традиции, где мужчине зазорно взять на руки ребенка, пойти с женой в магазин, развесить постиранное белье.

«Палил в воздух в честь молодоженов — попал в плечо сестре»

Обо мне произошел довольно простой разговор. Есть фиксированная муфтиятом сумма выкупа — 40 тысяч рублей. Все, что сверху, дают по возможности. Поэтому не было долгих торгов, а была принятая в таких случаях дипломатическая беседа: отдают или нет. Мой отец сказал «да», и сваты еще покушали и попили чаю. Если отец невесты отказывает, угощение им не предлагают.

Пришлось прятаться. У вайнахов, когда девушку сватают, она нигде не фигурирует, сидит у себя в комнате. Мужчины решают, за сколько выкупают, девушка не свидетель этого. Меня засватали по исламу, и я его знала, мы обоюдно хотели пожениться.

Свадьбы играют в двух актах. Первая свадьба — в доме невесты, а другая, когда невесту забрали, в доме жениха. В каждом роду есть активные женщины, которые постоянно организуют свадьбы, находят ресторан, артистов зовут, готовят дом для торжества.

preview c14c18bdef9fe30bd1d55fee60b79f0c

Фото: Саид Царнаев / Reuters

Многие этого не одобряют, но явление не изжило себя. Начинаешь спорить, поборники всего традиционного говорят: «Ты пытаешься разрушить нашу идентичность, наше славное прошлое, ты раздуваешь единичные случаи». Очень сложно понять, что заставляет людей держаться за такую привычку, когда на чаше весов безопасность близких и их собственная. Разве одна сохраненная жизнь не стоит отказа от такой «русской рулетки»?

За мной на свадьбу ехали в село. Есть обычай в Ингушетии и Чечне — перекрывать дорогу кортежу, который едет за невестой. Дети просят выкуп за проезд, им дают какую-то мелочь. Если в это время кто-то торопится, может, в больницу или роддом, может попасть в эту пробку.

Есть еще забава, уходящая корнями во времена гужевого транспорта, когда всадники из семьи жениха конкурировали за место в кавалькаде рядом с повозкой невесты, что считалось признаком особой удали. Наездники состязались, кто поедет рядом с невестой и кто дольше продержится. В XXI веке вместо лошади автомобиль, и часто слышишь о ДТП со смертельными исходами на свадьбах. Защитники традиций взяли манеру бороться и за этот обычай. Хотя сам факт, что он создает угрозу, уже достаточное основание, чтобы избавиться от него. В этом смысле мне повезло: были аварийные ситуации в кортеже, но всерьез никто не пострадал.

pwa list rect 220 4cb94d91cc2941ea6b3b83ab1c91f1b9

Самым сложным для меня было соблюдение бытового этикета после свадьбы. Например, спать ложиться не раньше, чем ляжет свекровь. Особенно это тяжело через три-четыре месяца после свадьбы, когда ходишь с первой беременностью. Слабость, токсикоз, но готовка, уборка и демонстрация уважения ко всем родным — само собой.

У нас любая проблема лечится женитьбой. В Чечне, по-моему, это национальный спорт — всех переженить. Парень наркоман? Родителям будут советовать его срочно женить. Алкоголик — женить, шляется непонятно где — то же самое! Девушкам советуют замужество от хандры, от проблем с родителями, от экономических сложностей и безработицы. И почему наши люди так уверены, что вступление в брак — решение всех проблем? Мне повезло — мой муж не диктатор и не тиран, мы благополучно выехали из Чечни и живем теперь в другом регионе. Но некоторые мои подруги попали в семьи, где мать мужа всем заправляет, а муж не спорит с мамой — делай с невесткой что хочешь.

Вообще, пока на Кавказе не поймут и не научатся ставить человеческую жизнь, права и свободы выше всех этих представлений, так и будут шокировать себя и других всем этим безобразием. Когда наши мужчины ввязываются на пустом месте в драку или стрельбу, мы говорим или пишем про это в соцсетях: «дебилы». Но если критикуешь любую традицию, на тебя сыплются упреки: «Ты что, хочешь быть как русская?».

«В позднесоветские времена давали десять рублей за невесту»

Патимат, сваха, Чечня — Ингушетия, 56 лет

Фиксированная такса выкупа — не новое явление. В позднесоветские времена давали десять рублей за невесту. По исламу сумма может быть минимальной, хотя бы символической. На Кавказе деньги обычно идут на покупку вещей для невесты.

Выкуп невесты — это не купля-продажа, это деньги, которые отдаются невесте. Есть квота — муфтият установил 40 тысяч, официальный потолок, несколько лет назад. Сейчас урду (выкуп) в Чечне и Ингушетии колеблется от 25 до 40 тысяч рублей. Но, например, мой брат дал полмиллиона рублей за девушку. Невесте дал — и отдельно калым 40 тысяч.

Это ритуал. Старики рода жениха вручают деньги отцу невесты, а потом так, чтобы старики не видели, отец или дядя жениха отдают, сколько хотят, невесте или ее матери в руки.

Обычно от этого момента до свадьбы проходит месяц. Потом назначают день, обычно воскресенье, и едут на красивых машинах, нарядные, забирать девушку. В Ингушетии целая вереница машин, а в Чечне Кадыров наложил ограничения: только два автомобиля.

Меня саму украли, а уже потом отдали отцу калым. Мой муж сказал, чтобы мои родители ничего не привозили, никакого приданого. Он был состоятельный человек, полностью обеспечил. Другие придираются, смотрят, что девушка привезла с собой, оценивают.

preview ea1861075ea8b6ff085801001a65fbac

Невесту ведут на место, где она будет стоять все время празднования чеченской свадьбы

Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС

В исламе женщина вправе требовать махр — имущество, которое жених дает невесте и при разводе оно остается у нее. Я бы так сказала: на Кавказе это — пародия на махр. Согласно религии, это подушка безопасности для женщины. Например, в Пакистане это 600 граммов золота. Половину мужчина выплачивает при заключении брака. А если случается развод, муж обязан заплатить вторую половину. Это обязанность по закону. То есть не захочет сам — суд его принудит. А у нас на Кавказе наши набожные авторитеты любят говорить про финик в качестве махра или даже косточку от финика. В мечетях на Кавказе на проповедях говорят: та девушка благонравна, которая в качестве махра просит косточку финика.

На Кавказе считается, что девушка может попросить деньги у будущего мужа, но о гарантиях говорить не принято, не оценят, засмеют. Брачного договора не существует. После мусульманской женитьбы кто хочет — тот идет в загс. Но это если документы какие-то нужны. В целом юноши, мужчины чаще ищут возможность вступить в брак, чем девушки.

pwa list rect 220 e6e052431765b9c032a59939e17f8c3f

Молодежь выкручивается как умеет. Кто-то до сих пор ворует невест, кто-то уезжает и ищет девушек в других регионах. Но чаще всего невесту крадут не из-за того, что нет денег на выкуп, а потому, что родители ее не отдают. В наши дни если похитил девушку — обяжут платить штраф, миллион рублей в мечеть. Это рассматривается как похищение, преступление.

Родители могут не согласиться на брак дочери, потому что сами хотят выбрать жениха. У них свои виды на претендентов. У нас говорят «нашел дочке хорошее место», имея в виду замужество. Еще особенность — говорят, прямо переводя на русский, «она за ними» замужем, но не «за ним». То есть предполагается, что за целой семьей, что женщина растворяется там, в тейпе мужа. К сожалению, не все семьи дают дочерям настоящую свободу выбора. По исламу запрещено на девушку давить. Сейчас чаще выдают за того, за кого девушка хочет, отказов почти не бывает.

В мои 17 лет ко мне сватался 40-летний друг дяди. Я отказала. А потом меня украл будущий муж. Его самого я потом неделю не видела, зато сразу пришли старики и спрашивают, согласна я или нет. Я молчу, потому что нельзя вслух говорить «да», неприлично. Молчание — знак согласия. Меня верно поняли. Если девушка отказывается, ее отвозят домой.

В некоторых случаях ее снова похищают, и тогда это может плохо кончиться. Были инциденты со стрельбой и убийствами. В отношении похитителя могут возбудить уголовное дело, сейчас очень серьезно к этому относятся. Поэтому парень должен тысячу раз подумать, прежде чем красть. Сейчас этого практически не делают даже по сговору.

pwa list rect 220 ee0e116204cb9e0a85e8d32db3260ad4

В последние год-два я не слышала, чтобы кто-то воровал невест. Хорошо, что это запретили. В каждом селе — имамы, которые несут ответственность за это. В Чечне с этим особенно строго. Могут даже выдворить из села семью, которая удерживает девушку. Если в итоге ее забрали родители, то похититель платит 200 тысяч рублей. А если девушка все-таки осталась в этой семье, то это уже миллион. К сожалению, девушка может принять решение остаться еще и в том случае, если ее изнасиловали после похищения. Тогда вернуться — позор. Кто хочет все сделать по традиции, сам не приближается к девушке. Ее крадут родственники жениха, а в доме она находится с его сестрами.

В Ингушетии очень важно, чтобы жених не виделся с родителями невесты. Даже бабушек и дедушек со стороны невесты обязан избегать. С сестрами и братьями жены может общаться. В Чечне проще. Зять может видеться с тещей и тестем. В семье моего мужа были строгие порядки, никаких вольностей. Жене не разрешалось садиться за стол с мужем. Мои родители придерживались более либерального образа жизни.

Что было и остается неизменным — девственность. Это самый важный критерий выбора невесты. Если девушка не девственница, ее с позором отправляют домой. В Чечне и Ингушетии проверок перед свадьбой не делают. В Дагестане это практикуют — приводят девушку к гинекологу.

В Ингушетии у баталхаджинцев практикуется женское обрезание. Необрезанную в их обществе замуж не возьмут. Это страшно. Их авторитеты говорят, что девушка не должна «получать страсти» с мужчиной, поэтому удаляют самое чувствительное место. Это африканский обряд — превращение человека в тело для рождения детей. Бедные девочки, которым пришлось это пережить!

pwa list rect 220 2290e69e959955a2f41e534e12e1d84c

У нас сейчас молодежь делится на ваххабитов (салафитов) и традиционных мусульман. Салафиты — это новая волна. Они вообще не спрашивают взрослых. Идут и женятся, старики у них не пользуются авторитетом. Они заявляют, что подчиняются только религиозным нормам. В этом смысле жена обязана слушаться мужа, но не родителей. Салафиты не хотят жить с родителями после женитьбы. Они подражают арабам в образе жизни. Часть молодежи обучалась в исламских университетах Ближнего Востока и привезла оттуда их ценности. Они могут отметить свадьбу в ресторане, но без музыки. Суфии же празднуют по старинке — с музыкой и плясками. Обычно на свадебный банкет уходит от 450 до 500 тысяч рублей. Бывает очень интересно и весело.

Я хочу, чтобы остались полезные традиции. Например, в Ингушетии строго придерживаются правила, что младший или единственный сын женится и остается с родителями. По правилам он должен жениться последним, вслед за старшими братьями. Соответственно, когда родители стареют, он и его жена за ними досматривают. Если младший хочет жениться раньше братьев, те должны ему разрешить. Впрочем, мне известны семьи, где родители сами отделяют всех женатых сыновей.

Честно говоря, в последние годы ситуация не радует. В Чечне и Ингушетии безработица, молодежь не работает, у людей материальная неустроенность. Кто побогаче, стараются взять вторую жену. Причем первая может об этом и не знать. Из-за этого драмы с драками бывают, но ни муфтият, ни имамы этого не осуждают.

Развитие свадебных вайнахских тенденций идет сейчас двумя путями. Первый — в сторону европейской раскрепощенности, второй — в подражание арабам, в религиозность. Примерно 50 на 50. Вот только в загс у нас вообще почти не ходят. Помнится, лет десять назад в Ингушетии власть взялась внедрять женитьбу во дворцах бракосочетания после визита к мулле. Но не прижилось. Народ не понял.

Источник

Оцените статью
Avtoshod.ru - все самое важное о вашем авто