Как должна быть оборудована учебная машина

Как должна быть оборудована учебная машина

к Правилам проведения

экзаменов на право управления

транспортными средствами и выдачи

К ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВАМ, ИСПОЛЬЗУЕМЫМ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ

Список изменяющих документов

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 04.02.2016 N 65,

от 23.03.2017 N 326, от 20.12.2019 N 1734)

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 23.03.2017 N 326, от 20.12.2019 N 1734)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 04.02.2016 N 65, от 23.03.2017 N 326)

(см. текст в предыдущей редакции)

(пп. «е» введен Постановлением Правительства РФ от 23.03.2017 N 326)

(пп. «ж» введен Постановлением Правительства РФ от 23.03.2017 N 326)

(пп. «з» введен Постановлением Правительства РФ от 20.12.2019 N 1734)

2. Практические экзамены проводятся на автомобилях с механической или автоматической трансмиссией, имеющих левостороннее расположение рулевого управления.

В случае проведения практического экзамена на автоматизированном автодроме транспортные средства, используемые при проведении практических экзаменов, должны быть оборудованы соответствующими приборами и системами приема и передачи информации в диспетчерский пункт автодрома.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 20.12.2019 N 1734)

(см. текст в предыдущей редакции)

Транспортные средства, используемые при проведении практических экзаменов для лиц, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации медицинские показания и (или) медицинские ограничения к управлению транспортными средствами, должны быть оборудованы соответствующим специальным оборудованием либо иметь определенные конструктивные характеристики, соответствующие медицинским предписаниям.

4. Применение систем активной безопасности автомобиля, контролирующих и поддерживающих в автоматическом режиме избранную водителем дистанцию до движущегося впереди транспортного средства либо облегчающих процесс парковки транспортного средства, при проведении экзамена не допускается, за исключением случаев оборудования транспортного средства указанными системами в соответствии с имеющимися у кандидата в водители медицинскими показаниями к управлению транспортным средством.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 20.12.2019 N 1734)

Источник

Новый ГОСТ на учебные автомобили с 1 сентября 2014 года

title140225 uchebniy avtomobil

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье будут рассмотрены новые требования к учебным автомобилям, вводимые с 1 сентября 2014 года.

Отмечу, что в первую очередь эта статья предназначена для сотрудников автошкол и автоинструкторов, занимающихся обучением вождению. Кроме того, она пригодится и кандидатам в водители, которые собираются проходить обучение и сдавать экзамен в ГИБДД после 1 сентября 2014 года.

Определения курсант, кандидат в водители, дублирующие органы управления

В первую очередь следует отметить, что в новом ГОСТ вводятся понятия курсант и кандидат в водители, которые ранее в нормативных документах мне не встречались:

3.4 курсант: Лицо, проходящее обучение управлением АТС соответствующей категории.

3.5 кандидат в водители: Лицо, прошедшее обучение управлению АТС, сдающее квалификационный экзамен на получение права управления АТС соответствующей категории.

Обратите внимание, что курсант и кандидат в водители это далеко не одно и то же. Это разные этапы в процессе получения водительского удостоверения.

В начале обучения будущий водитель становится курсантом. После завершения обучения в автошколе он становится кандидатом в водители. Ну а после успешной сдачи экзамена в ГИБДД человек становится полноправным водителем.

3.7 дублирующие органы управления: Органы управления учебного автомобиля, расположенные на рабочем месте инструктора, отличные от штатных органов управления учебного автомобиля, предназначенные для вмешательства инструктора (экзаменатора) в процесс управления учебным автомобиля при возникновении нештатной ситуации, угрожающей безопасности лиц, находящихся в учебном автомобиле, или пешеходов, или других участников дорожного движения.

Требования к дублирующим органам управления

4.1 Дублирующие органы управления, устанавливаемые на учебном автомобиле, должны дублировать, как минимум, органы управления тормозами и сцеплением на автомобиле с механической коробкой передач или тормозами на автомобиле с автоматической коробкой передач.

Дублирующие органы должны представлять собой педали тормоза и сцепления в автомобилях с МКПП и только педаль тормоза в автомобиля с АКПП. Отмечу, что это минимальные требования и никто не запрещает учебным организациям устанавливать в своих машинах дублирующую педаль газа. Однако на практике этого никто не делает, т.к. установка дополнительной педали далеко не бесплатная.

4.7 Конструкция дублирующих органов управления должна обеспечивать их быстрый демонтаж или приведение в нерабочее состояние с тем, чтобы исключить несанкционированное их использование пассажирами на рабочем месте инструктора.

Дублирующие органы должны иметь возможность быстрого демонтажа или приведения в нерабочее состояние. Это пригодится, например, если инструктор перевозит курсанта к месту начала обучения.

4.8.2 Конструкция дублирующих педалей управления должна обеспечивать световую сигнализацию нажатия на педаль привода тормоза и сцепления инструктором внутри салона учебного автомобиля*.

*Данный пункт обязателен для учебных автомобилей, оборудованных аппаратно-программным комплексом аудио и видео наблюдения

Сигнализация нажатия дублирующих педалей управления может осуществляться штатным внутренним осветительным оборудованием АТС или дополнительными сигнальными лампами и плафонами, установленными в зоне обзорности курсанта (кандидата в водители), инструктора и сидящих сзади пассажиров.

Сигнализация нажатия дублирующих педалей управления может быть также звуковой или комплексной световой и звуковой

По итогам приведенных выше абзацев можно сделать вывод, что сигнализация может быть или световой, или звуковой, или световой и звуковой одновременно. Включаться она должна только в том случае когда на педали нажимает инструктор или экзаменатор. При нажатии на педали курсанта она активироваться не должна.

Пожалуй, это нововведение не очень приятно для автошкол, т.к. оно потребует доработки учебных автомобилей.

Зато для курсантов и кандидатов в водители это нововведение довольно позитивно. Рассмотрим положительные стороны световой или звуковой сигнализации:

1. В начале обучения курсанта любой инструктор довольно часто вынужден прибегать к дублирующим органам управления. Однако чем опытнее становится курсант, тем меньше инструктор вмешивается в управление. Со временем инструктор вообще перестает притрагиваться к дополнительным педалям. Однако курсанту в процессе обучения это не всегда понятно. Наличие световой или звуковой сигнализации поможет курсанту четче понимать, в какой момент он поступает «неправильно».

2. В процессе сдачи экзамена инструктор не сможет незаметно вмешаться в управление учебным автомобилем. На практике нередко встречаются ситуации, когда инструктор по каким-то собственным убеждениям вмешивается в управление автомобилем. При этом кандидат в водители получает штрафные баллы за неправильную остановку или другое нарушение ПДД. Само вмешательство остается незамеченным для инспектора. При наличии звуковой или световой сигнализации подобные «акты безвозмездной помощи» инструкторы совершать не будут.

В общем нововведение хорошее и, будем надеяться, очень скоро оно появится на учебных автомобилях.

5.8 При перемещении штатных органов управления управляющее воздействие не должно передаваться на дублирующие органы управления и наоборот, при перемещении дублирующих органов управления управляющее воздействие должно передаваться на штатные органы управления.

Обратите внимание, что в момент нажатия на педали курсантом педали инструктора должны оставаться в неподвижном состоянии.

Однако при нажатии на педали инструктором, педали курсанта также должны приходить в движение.

На практике введение данного механизма должно привести к тому, что курсант сможет чувствовать, как инструктор работает педалями при управлении автомобилем. Это позволит проще ориентироваться в процессе обучения.

В конце статьи хочу еще раз напомнить, что сегодня рассматривались только самые интересные пункты нового ГОСТ. При желании Вы можете ознакомиться с полным текстом документа здесь.

Источник

Госавтоинспекция Владивостока разъясняет правила организации учебной езды

Во Владивостоке в рамках проведения профилактической операции «Учебный автомобиль» сотрудники Госавтоинспекции привлекли к ответственности водителя и девушку, находившуюся за рулем учебного автомобиля, за нарушения Правил дорожного движения.

Так, в районе дома 97Б на улице Днепровская, сотрудники технического отдела ГИБДД УМВД России по городу Владивостоку для проверки документов остановили учебный автомобиль Тойота Приус. За рулем была молодая девушка. Инструктор находился рядом на пассажирском сидении. При проверке документов у ученицы не оказалось при себе карточки вождения.

При выяснении обстоятельств сотрудники полиции установили, что жительница Владивостока, 2000 года рождения, перед сдачей экзамена в ГИБДД решила дополнительно потренироваться вождению. В Интернете на сайте объявлений нашла инструктора, который за оплату оказывал услуги по обучению вождению.

Владелец учебной автомашины, мужчина 1964 года рождения, при себе не имел документов на право обучения вождению, а также договора-соглашения на оказание услуг автошколе, в которой обучается девушка.

За нарушение ст. 12.7 КоАП РФ водитель привлечен к административной ответственности за передачу управления транспортным средством лицу, заведомо не имеющему права управления транспортным средством. Административное наказание – штраф в размере тридцати тысяч рублей.

Ученице грозит штраф в 5 тысяч рублей за управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления.

Госавтоинспекция напоминает, что учебная езда осуществляется только в светлое время суток с учетом нормальной видимости.

Автомобиль, на котором производится обучение, обязательно должен быть оснащен специальным знаком «учебный автомобиль». Установка автомобильного оборудования должна производиться по требованиям ГОСТ Р 55887-2013.

Инструктор должен иметь дублирующие педали. Обязательно наличие видеорегистратора. В транспортном средстве должно быть установлено зеркало заднего вида. Во время начала и завершения занятия инструктор обязан заполнять путевой лист.

У инструктора обязательно: наличие водительского удостоверения категории обучающегося. Стаж вождения более трех лет. Отсутствие факта изъятия водительского удостоверения за последние три года;

Важно! Во время учебной езды инструктор обязательно должен иметь при себе водительское удостоверение и документ на право обучения вождению (согласно пункту 21.3 ПДД РФ).

Обучаемому необходимо: достижение 16-летнего возраста; в момент вождения иметь при себе справку о допуске к управлению транспортным средством.

Пресс – служба ОГИБДД УМВД России по г. Владивостоку

Источник

Сергей Викторович

С 11 августа 2014 года официально действуют новые программы подготовки водителей 2014 года. Они предусматривают ряд новых требований к автошколам, условиям обучения и преподавателям. В Приказе Минобрнауки РФ от 26.12.2013 № 1408 «Об утверждении примерных программ проф. обучения водителей ТС соответствующих категорий и подкатегорий» установлены условия реализации примерных программ. Эти программы включают организационно-педагогическую, кадровую, информационно-методическую и материально-техническую базу. В статье указаны и разъяснены основные требования к автошколам. Это поможет подготовиться учебным заведениям к проверке и получению разрешения, а также тем, кто только собирается открыть автошколу.

ТРЕБОВАНИЯ К ОБОРУДОВАНИЮ

Техническая оснащенность образовательного учреждения включает в себя следующие компоненты:

ТСО должны включать в себя компьютер, средства отображения информации, а именно проектор, экран, монитор, магнитные доски, с соответствующим программным обеспечением.

АПК должны обеспечивать тестирование таких профессиональных качеств водителя, как психофизиологические (память, глазомер, устойчивость, переключаемость и распределение внимания и др.), свойства и качества личности водителя, которые позволят ему безопасно управлять транспортным средством (нервно-психическая устойчивость, свойства темперамента, склонность к риску, конфликтность и др.).

Тренажеры должны обеспечивать первоначальное обучение навыкам вождения, отработку правильной посадки водителя в ТС, ознакомление с органами управления и контрольно-измерительными приборами, отработку приёмов управления ТС. В учебном заведении должны быть тренажеры-манекены для отработки навыков оказания медпомощи.

Учебное транспортное средство должно быть оборудовано дополнительными педалями привода сцепления и тормоза, отдельным зеркалом заднего вида для ученика и отдельным — для инструктора, опознавательными знаками «Учебное транспортное средство», видеорегистратором.

Отдельно следует отметить, что обучение вождению транспортных средств категории «А» осуществляется только на закрытых от движения площадках и автодромах. А для обучения вождению лиц с ограниченными возможностями здоровья, ТС должны быть оборудованы соответствующим ручным или другим управлением, предусмотренным для таких лиц.

Кроме того, автошколы обязаны иметь комплект учебных пособий для занятий: методички, плакаты, видеофильмы. В доступном месте должен быть расположен информативный стенд с учебными планами, расписанием занятий, копией лицензии и копией нормативных актов о защите прав потребителей, книгой жалоб.

ТРЕБОВАНИЯ К ЗАКРЫТОЙ ПЛОЩАДКЕ (АВТОДРОМУ)

Основное требование указывает на то, что размер территории, предназначенной для практических занятий, должен составлять не менее 0,24 гектара. Площадка должна иметь ровное и однородное асфальтобетонное покрытие, а также технические средства организации дорожного движения.

Наклонный участок должен иметь продольный уклон в пределах 8 — 16 % включительно, использование колейной эстакады не допускается. Коэффициент сцепления колеса с покрытием автодрома (в том числе наклонного участка) должен быть не ниже 0,4. / г В случае проведения обучения в темное время суток освещенность автодрома должна быть не менее 20 лк.

В целях имитации реальных условий движения на площадке должны будут размещаться перекресток, пешеходный переход, железнодорожный переезд, светофор и дорожные знаки, а также нанесена дорожная разметка. Должны применяться также разметочные (ограничительные) конуса, разметочные стойки и стержневые вехи.

ТРЕБОВАНИЯ К ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ АВТОШКОЛ

Теперь преподаватели автошкол должны иметь высшее профессиональное образование либо среднее профессиональное образование в областях, соответствующих профилям обучения и к тому же дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы. Таким образом, обычные автолюбители не смогут теперь стать инструкторами. Кроме того, изменились и требования к лицам, принимающим экзамены. Так, рядовой инспектор не сможет этого сделать.

А о новых требованиях к учебным программам можно прочитать здесь. О том, как подать заявление о проверке и получения разрешения для дальнейшей деятельности автошколы можно узнать в статье «Как пройти проверку и получить заключение о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям».

Источник

Как должна быть оборудована учебная машина

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Автомобильные транспортные средства

Технические требования и методы испытаний

Vehicles. Training cars. Technical requirements and test methods

Дата введения 2014-09-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ» (ФГУП «НАМИ»)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 56 «Дорожный транспорт»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2013 г. N 2148-ст

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Сентябрь 2019 г.

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 51266 Автомобильные транспортные средства. Обзорность с места водителя. Технические требования. Методы испытаний

ГОСТ Р 52051 Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 учебный автомобиль: АТС, предназначенное для обучения лиц, не имеющих права на управление транспортным средством или желающих получить право на управление транспортными средствами дополнительных категорий.

3.2 инструктор: Лицо, проводящее обучение управлению на учебном автомобиле.

3.3 рабочее место инструктора: Штатное место в учебном автомобиле, предназначенное для инструктора во время проведения учебных занятий и оборудованное дублирующими органами управления и устройствами непрямого обзора.

3.4 курсант: Лицо, проходящее обучение управлением АТС соответствующей категории.

3.5 кандидат в водители: Лицо, прошедшее обучение управлению АТС, сдающее квалификационный экзамен на получение права управления АТС соответствующей категории.

3.6 учебная площадка: Закрытое пространство, оборудованное набором тренажеров для отработки приемов управления АТС, не предназначенное для движения АТС, не являющихся учебными.

3.7 дублирующие органы управления: Органы управления учебного автомобиля, расположенные на рабочем месте инструктора, отличные от штатных органов управления учебного автомобиля, предназначенные для вмешательства инструктора (экзаменатора) в процесс управления учебным автомобилем при возникновении нештатной ситуации, угрожающей безопасности лиц, находящихся в учебном автомобиле, или пешеходов, или других участников дорожного движения.

3.8 уровень репрезентативности: Величина, выраженная в процентах, соответствующая части населения при сплошном отборе индивидов, у которых численное значение какого-либо антропометрического признака (рост человека) не более его заданного значения.

4 Общие технические требования к дублирующим органам управления

4.1 Дублирующие органы управления, устанавливаемые на учебном автомобиле, должны дублировать как минимум органы управления тормозами и сцеплением на автомобиле с механической коробкой передач или тормозами на автомобиле с автоматической коробкой передач.

4.2 На комплекте дублирующих органов управления должен быть нанесен фабричный или торговый знак изготовителя. Эта маркировка должна быть четкой и нестираемой.

4.3 Конструкция дублирующих органов управления должна давать возможность управлять ими инструктору от 5 до 95 уровня репрезентативности.

4.4 Металлические части дублирующих органов управления должны иметь защитное покрытие от коррозии.

4.5 Педали управления, если смотреть с сиденья инструктора, должны располагаться в следующем порядке слева направо в зависимости от вида коробки передач: педаль сцепления, педаль тормоза и педаль подачи топлива при ее наличии.

4.6 Размеры, определяющие взаимное положение педалей и их расположение относительно внутреннего пространства кузова по [1].

4.7 Конструкция дублирующих органов управления должна обеспечивать их быстрый демонтаж или приведение в нерабочее состояние с тем, чтобы исключить несанкционированное их использование пассажирами на рабочем месте инструктора.

4.8 Сигнализация о выполнении управляющего воздействия на дублирующие органы управления

4.8.1 Конструкция дублирующих педалей управления должна предусматривать включение внешних штатных сигналов торможения учебного автомобиля при воздействии на дублирующую педаль тормоза.

Данный пункт обязателен для учебных автомобилей, оборудованных аппаратно-программным комплексом аудио- и видеонаблюдения.

Сигнализация нажатия дублирующих педалей управления может осуществляться штатным внутренним осветительным оборудованием АТС или дополнительными сигнальными лампами и плафонами, установленными в зоне обзорности курсанта (кандидата в водители), инструктора и сидящих сзади пассажиров.

Сигнализация нажатия дублирующих педалей управления может быть также звуковой или комплексной: световой и звуковой.

4.9 Все элементы конструкции дублирующих органов управления, находящиеся в передней части салона над уровнем приборного щитка перед сиденьем инструктора, изготовленные из материала, твердость которого по Шору А превышает 50 единиц, должны иметь закругленные края, радиус кривизны которых составляет не менее 2,5 мм.

4.10 Если крепление дублирующих органов управления расположено в районе нижнего края приборного щитка, металлические несущие элементы не должны иметь выступающих краев.

4.11 Если после установки дублирующих органов управления нижний край приборного щитка не удовлетворяет условиям по 4.9, то он должен быть закругленным, причем радиус кривизны должен составлять не менее 19 мм.

5 Технические требования к установке дублирующих органов управления

5.1 Конструкция и установка дублирующих органов управления и их приводов должны обеспечивать удобство доступа в салон учебного автомобиля и на рабочее место водителя и инструктора (экзаменатора).

5.2 Дублирующие органы управления не должны мешать возможности управлять учебным автомобилем с помощью штатных органов управления.

5.3 Конструкция приводов дублирующих органов управления не должна изменять расположение штатных органов управления АТС.

5.4 Конструкция и исполнение приводов должны обеспечивать надежную передачу и траекторию движения дублирующих органов управления без заметных деформаций элементов и звеньев приводов.

5.5 Дублирующие органы управления должны быть расположены относительно сиденья переднего пассажира аналогично расположению штатных органов управления относительно сиденья водителя.

5.6 Левая нога инструктора в нерабочем положении должна иметь возможность опираться на поверхность пола или упор для ноги таким образом, чтобы она не могла застрять в дублирующих органах управления.

5.7 На учебном автомобиле должна быть обеспечена возможность управляющего воздействия до упора на любой дублирующий орган управления, исключающая несанкционированное нажатие на другие органы управления системами АТС.

5.8 При перемещении штатных органов управления управляющее воздействие не должно передаваться на дублирующие органы управления, и наоборот, при перемещении дублирующих органов управления управляющее воздействие должно передаваться на штатные органы управления.

5.9 После установки и регулировки дублирующих органов управления рабочие и свободные перемещения штатных органов управления не должны уменьшаться.

5.10 Рабочие перемещения дублирующих органов управления должны быть не менее рабочих перемещений штатных органов управления.

5.12 Эффективность рабочей тормозной системы при управлении дублирующей педалью тормоза должна соответствовать [2]*.

5.13 Максимальное усилие на дублирующей педали привода сцепления при полном рабочем ходе должно быть не более 25 даН для учебных автомобилей.

5.14 При установке дублирующих органов управления учебный автомобиль категории должен соответствовать [3].

5.15 Установка дублирующих органов управления не должна нарушать соответствие учебного автомобиля ГОСТ 51266*.

5.16 В том случае, если рабочее место инструктора оборудуют дополнительными устройствами непрямого обзора, эти средства обзора не должны нарушать соответствие учебного автомобиля ГОСТ Р 51266 и [4].

6 Методы испытаний

6.1 Требования к средствам измерений

Источник

Оцените статью
Avtoshod.ru - все самое важное о вашем авто