Итальянский автомобиль ансальдо аs 42 сахара

«Сахариана» — машина для пустыни

1796603 596599093748568 564199231 n 4dde70ef38c41e27792f267c11cac259

Следуя опыту своих противников-англичан, широко применявших лёгкие вооружённые автомобили для рейдовых действий, итальянцы создали собственную машину аналогичного предназначения. Если британские рейдовые автомобили были чистыми импровизациями, то SPA-Viberti AS 42 «Сахариана» являлась специально спроектированной машиной весьма продуманной конструкции.

В 30-е годы автомобильная промышленность Италии была одной из наиболее развитых в Европе (собственно, таковой она остаётся и по сей день). Наряду с гражданской техникой предприятия отрасли производили военные автомобили различного назначения, в том числе и предназначенные для эксплуатации в специфических условиях. Задолго до начала Второй мировой войны итальянская армия обзавелась «автокаретками», оптимизированными для службы в горах. А вот появления автомобиля для действий в пустыне пришлось ждать довольно долго.

Вдохновлённые противником

Практически с самого начала войны в Северной Африке британцы активно развивали и совершенствовали тактику дальних рейдов. Небольшое (его численность никогда не превышала 350 человек) подразделение, известное под аббревиатурой LRDG (Long Range Desert Group), сеяло панику и хаос в тылу противника. Одним из ключевых факторов его успеха стала специальная техника — автомобили, переделанные из серийных пикапов и приспособленные для дальних рейдов. Ощетинившиеся пулемётами, увешанные канистрами с бензином и водой, они как нельзя лучше подходили для действий в пустыне. Идея создать подобный автомобиль пришлась по душе и итальянским военным — к делу они подошли весьма основательно, не ограничиваясь простой переделкой грузовиков.

Разработкой «автомобиля для Сахары» занялись две известные фирмы — SPA и Viberti. Первая отвечала за шасси, вторая — проектировала кузов. За основу взяли двухосный полноприводный бронеавтомобиль АВ 41, созданный на базе артиллерийского тягача SPA TM 40. На его шасси водрузили новый кузов — низкопрофильный (его высота лишь немногим превышала диаметр колёс) и открытый сверху. Разработка автомобиля, начавшаяся в 1942 году, шла весьма быстрыми темпами. Прототип был готов 9 июля, вскоре прошёл испытания, а уже в августе машину запустили в серийное производство под обозначением AS 42 Sahariana (аббревиатура AS означает Africa Settentrionale — «Северная Африка»).

Конструкция

«Сахариана» сохранила компоновку АВ 41 с задним расположением двигателя. Машина была полноприводной, но если у броневика управляемыми были обе оси, то у AS 42 — только передняя (как и у тягача ТМ 40). Задний пост управления — характерная черта АВ 41 — тоже отсутствовал. Открытый сверху кузов имел внутренние размеры 3,2×1,75 м, его борта защищались бронёй толщиной 17 мм. Конструкция моторного отсека не претерпела изменений по сравнению с АВ 41 — он был защищён 5-мм бронёй. Трёхсекционное ветровое стекло выполнялось из авиационного бронестекла толщиной 12 мм и обеспечивало защиту лишь от мелких осколков.

Источник

sahariana color 4

Официальное обозначение: “Sahariana”
Альтернативное обозначение: Camoinetta AS 42 “Sahariana”
Начало проектирования: 1941 г.
Дата постройки первого прототипа: 1941 г.
Стадия завершения работ: серийно выпускалась в 1941-1942 гг., построено около 80 (96) единиц.

Эта, безусловно удачная, разведывательная машина была разработана специально для действий в Северной Африке. Её основной задачей была разведка, но учитывая его отличные эксплуатационные характеристики были определены и другие области его использования, включая рейды в тыл противника. При её проектировании использовались наработки по бронеавтомобилю АВ.43, но с учетом специфического театра боевых действий. В зависимости от года выпуска машины обозначались как AS 42 или AS 43, но по сути обе модификации были идентичны по конструкции. Впрочем, более известными они стали под названием “Sahariana”.

Конструктивно ходовая часть AS 42 была близкой к АВ.43 и состояла из четырех колес с пневматическими пулеместойкими шинами и подвеской на листовых рессорах. Привод от силовой установки осуществлялся на оба моста, но управляемым был только передний. На всех версиях “Sahariana” устанавливался дизельный 6-цилиндровый двигатель SPA. При использовании сновного топливного бака ёмкостью 200 литров дальность хода составляла 300 км. Для Африки этого было явно недостаточно и практически сразу была принята «модификация» с навесными 80-литровыми баками. Это позволило увеличить дальность до 800 км. Корпус не имел бронирования и был выполнен полуоткрытым, что обеспечивало более оптимальную установку мелкокалиберных орудий или пулеметов.

Состав вооружения машины мог быть разнообразным. В частности “Sahariana” могла нести одну 20-мм или 37-мм противотанковую пушку, или два 13,2-мм пулемета Breda, или 20-мм легкое зенитное орудие. Существовал также вариант установки 47-мм пушки Breda 47/32. Зачастую, вооружение комбинировалось и на одной машине могла устанавливаться как пушка, так и пулемет.

Относительно общего количества “Sahariana” данные расходятся. Впрочем, большинство западных источников сходятся во мнении, что таких машин могли выпустить около 80 единиц, не считая «местных» модификаций. Первым подразделением, получившем на оснащенние “Sahariana”, стало Raggruppamento Sahariana AS, находившейся на Африканском фронте с 29-го ноября 1942 года по 8-е апреля 1943 года. В составе группы имелось 10 разведываиельных машин двух типов с различным составом вооружжения.

Sahariana AS 42 (р\н 790B) — оснащен одной 20-мм зенитной пушкой и одним 8-мм пулеметом Breda

Sahariana AS 42 (р\н 791B) — оснащен одной 47-mm пушкой и одним 8-мм пулеметами Breda

Sahariana AS 42 (р\н 792B) — оснащен одной 20-мм зенитной пушкой и одним 8-мм пулеметами Breda

Sahariana AS 42 (р\н 793B) — оснащен одной 20-мм зенитной пушкой и одним 8-мм пулеметами Breda

Sahariana AS 42 (р\н 794B) — оснащен двумя 8-мм пулеметами Breda

Sahariana AS 42 (р\н 794B) — оснащен одной 20-мм зенитной пушкой и двумя 8-мм пулеметами Breda

Sahariana AS 42 (р\н 798B) — оснащен одной 20-мм зенитной пушкой и одним 8-мм пулеметом Breda

SPA TL37 AS — оснащен одной 47-мм пушкой CAN

SPA TL37 AS — оснащен одной 20-мм зенитной пушкой

SPA TL37 AS — без вооружения

В течении 1942-1943 гг., как правило, разведывательные машины “Sahariana” передавались в состав разведывательных рот, включавших штаб и три взвода по 8 машин в каждом. На данный момент имеется следующая информация о подразделениях, использовавших “Sahariana” в период с 1942 по 1944 г.:

103rd Co.Ard.Camion — 24 AS 42, рота дислоцировалась в Северной Африке и участвовала в боях в центральной части Туниса. В частности, несколько машин использовалось в ходе наступления в Кассеринском перевале 19-25 февраля 1943 г.;

112th Co.Ard.Camion — 24 AS 42 (II series) — рота дислоцировалась на Сицилии, информация о её применеии боях против десанта союзников летом 1943 г. отсутствует;

113th Co.Ard.Camion — 24 AS 42 — рота дислоцировалась на Сицилии и принимала участие в боях против десанта союзников летом 1943 г.;

123th Co.Ard.Camion — 24 AS 42 и AS 43 — рота дислоцировалась в Риме и предположительно использовалась в боях против немцев летом-осенью 1943 г.

Таким образом, суммарное количество разведывательных машин “Sahariana” всех модификаций можно оценивать в 96 единиц. После капитуляции Италии, и создания на севере страны нового фашистского государства, большая часть уцелевших машин перешла в руки подразделений R.S.I. В частности, семь “Sahariana” было передано группе из Xth Mas, которая в течении 1944 года воевала во Франции. Кроме того, четыре бронеавтомобиля были захвачены союзниками и переданы французским войскам. В целом, динамические и эксплуатационные характеристики “Sahariana” оказались на весьма высоком уровне, а мощное вооружение позволяло успешно уничтожать лёгкую бронетехнику противника. Вместе с тем, отсутствие какого-либо бронирования и размещение большого колиечества топливных баков на бортах снижало защищенность экипажа. По всей видимости, это стало одной из причин прекращения производства “Sahariana” в 1943 г.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЕГКОГО ТАНКА
Camoinetta AS 42 “Sahariana” образца 1942 г.

Источник

Оцените статью
Avtoshod.ru - все самое важное о вашем авто