Исхакова пожарная опасность автомобиля

Книга

Исхаков Х.И., Пахомов А.В. Каминский Я.Н. «Пожарная безопасность автомобиля»

screenshot 2

Исхаков Х.И., Пахомов А.В. Каминский Я.Н.

Москва, «ТРАНСПОРТ», 1987 год

В книге на основе изучения статистики пожаров автотранспортных средств рассмотрены принципы формирования пожарной безопасности, предложена классификация пожаров. Изложены причины загораний и особенности развития пожаров автотранспортных средств. Рассмотрены эксплуатационные и конструктивные свойства автомобиля, влияющие на вероятность загорания от внутренних и внешних источников зажигания. Исследованы топливная система и электрическая сеть автотранспортного средства как объекты потенциальной пожарной опасности. Рекомендованы мероприятия по пожарной профилактике системы электрооборудования. Приведены методы и результаты экспериментальных исследований.

ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АВТОМОБИЛЯ

1.1. Классификация и особенности пожаров автомобилей

Основными понятиями при оценке пожарной безопасности любого объекта являются загорание и пожар, определение которых дано в ГОСТ 12.1.033-81 и СТ СЭВ 383-76. Загоранием называют неконтролируемое горение вне специального очага, без нанесения ущерба, а пожаром – неконтролируемое горение, развивающееся во времени и пространстве. Пожары классифицируют в зависимости от горючей среды (табл. 1.1).

Увеличение числа пожароопасных узлов и горючих материалов, усложнение условий эксплуатации и другие причины приводят к увеличению вероятности пожаров автомобилей. Вероятность загорания АТС по типам на 1 тыс. в год составляет:

Таким образом, число пожаров АТС по всем типам намного превышает нормативное значение.

Пожары автомобилей возникают от внутренних и внешних источников зажигания. К внутренним источникам зажигания относятся: искры как результат неисправности электрической системы, или фрикционные искры вследствие ДТП; поверхности выпускной, тормозной систем и сцепления, нагретые выше температуры воспламенения паров легковоспламеняющихся и горючих жидкостей (ГЖ) и горючих материалов, открытый огонь.

К внешним источникам зажигания автомобилей относятся: высокоинтенсивные потоки излучения, вызванные пожарами строений в местах хранения АТС или пожарами рядом расположенных АТС; открытый огонь при сварочных работах и др. Вероятность загорания автомобилей от внешнего источника составляет 0,12. 0,16.

На автомобилях выделяют пожары: при эксплуатации; вследствие ДТП, в том числе на соревнованиях; на стоянках; при ремонте; при испытаниях новых автомобилей. Выделяют также пожары, вызванные поджогами автомобилей.

Пожары автомобилей при эксплуатации.

Наиболее частыми причинами пожаров автомобилей являются неисправности топливной и электрической систем. Реже возникают пожары вследствие нарушения герметичности элементов гидравлического оборудования и выпускной системы двигателей.

Опасность пожаров при эксплуатации АТС велика для пассажиров и объектов окружающей среды. Если пожар возникает в моторном отсеке, то продукты горения могут попасть в салон и привести к отравлению прежде, чем водитель остановит автомобиль, и пассажиры покинут его. В некоторых случаях при загорании элементов трансмиссии, ходовой части и тормозной системы дым и пламя встречным потоком воздуха отводятся от автомобиля и остаются невидимыми для водителя. При повреждении пламенем элементов тормозной системы могут возникнуть отказы в ее работе и в работе АТС в целом, что явится причиной ДТП.

Особенно опасны пожары АТС в тоннелях, где при выделении дыма снижается видимость и затрудняется эвакуация. При пожаре большегрузных автомобилей в тоннеле увеличиваются температура окружающей среды и ее токсичность. При пожарах АТС с опасными грузами температура в тоннеле может повыситься за 15 мин до 1200 °С. Это затрудняет ликвидацию пожара. Для обнаружения и ликвидации пожаров в тоннелях применяются телевизионные установки и средства дымоудаления.

Пожары автомобилей вследствие ДТП.

Их число незначительно по отношению к общему числу пожаров АТС. Однако они представляют наибольшую опасность для людей и окружающей среды, особенно при перевозке опасных грузов. Повреждение узлов и систем автомобиля при ДТП способствует развитию пожара, а заклинивание дверей и травмирование людей препятствует возможности тушения пожара ручными средствами и быстрой эвакуации пострадавших.

Если пожар начался в связи с утечкой топлива из поврежденного топливопровода, то скорость распространения пламени увеличивается в 2. 2,5 раза в зависимости от места истечения топлива по сравнению со скоростью распространения пламени без нарушения герметичности топливной системы [21].

Особенно опасны пожары вследствие ДТП на автогонках. Гоночные автомобили наиболее опасны в пожарном отношении по сравнению с автомобилями обычных конструкций. Причины большой пожарной опасности – высоконагретые поверхности выпускной и тормозной систем, наличие развитой топливной системы и применение в тормозной системе магниевых сплавов, которые трудно тушить при их загорании. В случае пожара при аварии гоночного автомобиля без автоматической установки пожаротушения и средств индивидуальной защиты (теплозащитного костюма) вероятность гибели водителя в течение первых 30 с после аварии близка к 100 %, поэтому так актуально оборудование этих автомобилей автоматическими установками по¬жаротушения.

Быстротечность пожаров автомобилей вследствие ДТП потребовала разработки специальной технологии аварийно-спасательных работ и требований к пожарным автомобилям первой помощи для борьбы с пожарами на АТС. Такие автомобили используют на скоростных автострадах ЧССР, ФРГ и ряда других стран. Пожарно-техническое вооружение пожарных автомобилей первой помощи состоит из безыскровых аппаратов и других средств, специально разработанных для этого типа автомобилей. Безыскровые аппараты обеспечивают разрезание конструкций автомобиля, необходимое для быстрого извлечения людей из автомобиля, который находится под угрозой воспламенения. Для оказания помощи пострадавшим на автомобильных дорогах вследствие пожара выезды пожарных автомобилей первой помощи согласуются с выездом автомобилей скорой медицинской помощи. В оборудование пожарных автомобилей первой помощи входят также аппараты искусственного дыхания и первой неотложной помощи.

Пожары автомобилей на стоянках.

Причинами пожаров в гаражах являются:

— неосторожное обращение с огнем;

— нарушение правил пожарной безопасности при пуске двигателя, эксплуатации теплогенераторов и электрооборудования;

— дефекты, вызывающие перегрев выпускной системы и искры. Причиной загорания АТС в гаражах является также пожар рядом стоящего автобуса или грузового автомобиля. Вероятность распространения пожара от легкового автомобиля при отсутствии большой пожарной нагрузки в гараже незначительна. На открытой стоянке также вероятно распространение пожара от горящего автобуса или грузового автомобиля на рядом расположенные транспортные средства. Но, в общем, вероятность загорания автотранспортных средств на открытой стоянке ниже, чем на закрытой, так как здесь не скапливаются топливо, другие материалы и отсутствуют некоторые причины, вызывающие пожары в гаражах.

Пожары при ремонте автомобилей.

Они возникают из-за неосторожного обращения с огнем, нарушения правил пожарной безопасности в технологических процессах. Много пожаров возникает в результате несоблюдения правил техники безопасности при сварочных работах на временных и постоянных местах стоянки, а именно: при неисправной аппаратуре; в радиусе до 5 м от мест, не очищенных от горючих материалов; при наличии свежеокрашенных конструкций, неочищенных емкостей (цистерны, баки); при использовании одежды со следами горючих жидкостей.

Некоторые пожары возникают из-за незнания ремонтными рабочими конструктивных особенностей автомобилей. Так, пожар легкового автомобиля, в подвеске которого имеются резинометаллические прокладки, может возникнуть, если кабель сварочного трансформатора соединить с металлическими элементами корпуса автомобиля через заземляющий медный изолированный провод. При этом сварочный ток превысит допустимый, изоляция заземляющего проводника перегреется и загорится. Пожар распространится на весь автомобиль.

Пожарная безопасность при испытаниях новых, автомобилей.

Испытания проводят, чтобы оценить эффективность ручных и автоматических установок пожаротушения (АУП), показатели пожарной безопасности материалов, конструкции и автомобиля в целом, показатели пожарной опасности автомобиля как внешнего источника зажигания.

По месту возникновения пожары в новом легковом автомобиле распределяются, %:

Кабина или салон. 20,0

Кузов и багажный отсек. 7,8

Выпускная система. 5,6

Причины пожаров большегрузных автомобилей следующие, %:

Перегрузка шин или недостаточное давление в них, повреждения тормозной системы. 5

Основными причинами загорания большегрузных автомобилей являются попадание гидрожидкостей, масел и топлива на высоконагретые поверхности двигателя и турбокомпрессора из-за нарушения герметичности арматуры гидросистем, маслотопливопроводов двигателя и взрывы в цилиндрах подвески при попадании кислорода.

Ряд пожаров автомобилей возникает из-за расплавления пластмассовых деталей (топливного бака, топливо- и маслопроводов) под воздействием газов из разрушенного выпускного трубопровода.

Источник

Книга

Исхаков Х.И., Пахомов А.В. «Пожарная безопасность автотранспортных средств»

Исхаков Х.И., Пахомов А.В.

Москва, НИИНавтопром, 1986 год

В книге рассмотрены состояние пожарной безопасности автомобилей и нормативные документы, требования к пожароопасным конструкциям, средствам предотвращения и защиты от пожаров.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в связи с ростом автомобильного парка увеличивается количество пожаров, связанных с эксплуатацией автотранспортных средств (АТС). К ним относятся загорания АТС в автопарках, на стоянках, вследствие дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и др. В промышленно развитых странах загорания АТС составляют 0,007-0,02 % автомобильного парка и 5-12 % общего числа пожаров. Гибель людей при этом достигает 6-15 % общего количества погибающих на пожарах, а экономический ущерб превышает 3 %.

В соответствии с требованиями ГОСТ 25478-82 и 12.1.004-85, Правилами ЕЭК ООН, международными и национальными стандартами пожарная безопасность АТС должна обеспечиваться системой предотвращения возникновения пожара и системой пожарной защиты. В соответствии с требованием ГОСТ 12.1.004-85 «Пожарная безопасность. Общие требования» системы должны разрабатываться из расчета нормативной вероятности возникновения пожара, равной 10-6 в год в расчете на отдельный пожароопасный узел АТС. Большинство мероприятий, направленных на решение задач повышения пожарной безопасности, должны сопутствовать решению основных задач, стоящих перед автомобилестроением и автомобильным транспортом. Например, повышение топливной экономичности может привести к снижению вместимости топливного бака, повышению герметичности системы питания, что значительно повышает пожарную безопасность этой системы и др. Такой подход, несомненно, даст социальный и экономический эффект.

СОСТОЯНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И ПУТИ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ

Пожарная безопасность АТС является составляющей общей безопасности автомобиля [1]. Оценка состояния пожарной безопасности осуществляется на основе анализа статистики пожаров и реже экспериментальным путем. Как свидетельствует зарубежная статистика, несмотря на выполнение Правил ЕЭК ООН, международных и национальных стандартов, направленных на повышение пожарной безопасности АТС, вероятность загораний для грузовых, и легковых автомобилей выше, чем 2.10-3. 8 10-4 в год Так, во Франции количество загораний АТС составляет 2,3 на тысячу застрахованных. Это ниже вероятности ДТП, но выше нормативной для АТС, которая при наличии порядка десяти * пожароопасных узлов составит 10-5 пожаров в год по ГОСТ 12.1.004-85. Повышению вероятности загорания АТС способствуют применение пластмасс, насыщение электроникой и автоматикой, большое число гидравлических агрегатов на большегрузных автомобилях и увеличение тепло напряжённости агрегатов, приводящее к росту эксплуатационных температур.

По условиям эксплуатации выделяют пожары: при нормальной экс-плуатации, вследствие ДТП, на стоянках, при ремонтных работах, соревнованиях, испытаниях новой техники.

Наиболее частыми причинами загорания АТС при нормальной эксплуатации являются неисправность электро- и топливной систем, реже возникают пожары вследствие неисправности гидравлической системы и выпускного тракта двигателя. К этой же категории относятся пожары, возникающие из-за небрежного обращения с посторонними источниками загораний: курении в салоне, загорании покрышек грузового автомобиля в результате повреждения тормозного привода или перегрева подшипников, а также пожары, возникающие при перевозках опасных веществ. В ряде стран выделяют загорания АТС, связанные со злонамеренными действиями (поджогами), составляющими, например, в США до 11 %.

Незначительны по отношению к общему числу загорания АТС, вызванные ДТП, однако они представляют наибольшую опасность » для людей по следующим причинам: повреждение узлов и систем способствует быстрому развитию пожара, а заклинивание дверей и травмирование людей препятствуют возможности тушения пожара ручными средствами и быстрой эвакуации пострадавших.

Пожары при ремонте возникают из-за неосторожного обращения с огнем, нарушения правил пожарной безопасности при технологических процессах.

Хотя испытания новых АТС на пожарную безопасность стоят довольно дорого, однако без таких испытаний нельзя охарактеризовать их пожарную и общую безопасность.

Загорания возникают от внутренних и внешних источников [2]. В 10-16 % внутренний пожар переходит во внешний и горящий автомобиль становится источником загорания рядом расположенных АТС и объектов. К внутренним источникам загорания относятся искры, как результат неисправности электрической системы и разрядов статического электричества; искры, возникающие вследствие удара при ДТП или при неисправности выпускной системы, тормозов, сцепления, нагретые выше температуры воспламенения паров горючих жидкостей (топлива, гидрожидкостей, масла) и различных горючих материалов.

К внешним источникам загорания относятся высокоинтенсивные тепловые потоки, вызванные загоранием подвижного состава и строительных конструкций, открытое пламя и т.п.

По статистике загоранию АТС подвержены, %:

Таким образом, 44, 5 % пожаров возникает в моторном отсеке, системе питания и выхлопной трубе. Пожары салонов, кузова и багажника составляют 17,7 %. Причиной пожара в багажнике и кузове является перевозка горючих веществ с нарушением правил пожарной безопасности.

Пожары на большегрузных АТС, в частности автомобилях-самосвалах, приносят значительный ущерб как из-за высокой стоимости и уникальности некоторых из них, так и больших масштабов по сравнению с пожарами на легковых автомобилях,, Основными причинами загорания часто является утечка горючих жидкостей и их контакт с высоконагретыми поверхностями двигателя, трансмиссии и искры.

В результате утечки причинами загорания являются, %:

Механические поломки деталей. 15

Таким образом, основной причиной загорания большегрузных АТС является попадание топлива, масел и гидрожидкости на высоко нагретые поверхности двигателя, турбокомпрессора из-за нарушения герметичности арматуры гидросистем, масляных и топливных трубопроводов двигателя, возможны также взрывы в амортизаторах при попадании в них кислорода.

Ряд загораний может возникнуть из-за расплавления пластмассовых деталей топливной системы (трубопроводов, топливного бака) при воздействии отработавших газов в результате разрушения выпускного тракта.

Анализ пожаров в гаражах.

Большое количество загораний АТС происходит в гаражах и других местах их содержания при ремонте и обслуживании. Причинами пожаров являются: неосторожное обращение с огнем; нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации теплогенераторов, электрооборудования; при пуске двигателя, сопровождаемом перегревом выпускного тракта и искрением. Нередко причинами загораний в гаражах служат сами АТС. При этом пожары, как правило, приобретают большие размеры и приносят огромный материальный ущерб, так как повреждаются или уничтожаются не только строения, но и семи АТС. В Великобритании было проведено исследование загорания в гараже девяти легковых автомобилей при расстоянии между ними около 1 м. В результате отмечено: маловероятно, что при загорании одного автомобиля пожар может распространиться на остальные; здание не получит значительных повреждений, если оно выполнено из огнестойких конструкций. Аналогичные результаты вытекают из опыта эксплуатации многоярусных стоянок для легковых автомобилей.

Пожарная безопасность открытых автомобильных стоянок.

При возникновении пожара на легковом автомобиле вероятность повреждения других незначительна, так как здесь не наблюдается скопления топлива, горючих материалов и отсутствуют причины, вызывающие пожары в гаражах. Поэтому не допускается сооружение стоянок с применением горючих перекрытий. Если открытая стоянка АТС сооружается из огнестойких или защищенных от загорания конструкций, то высота ее не лимитируется. Открытая стоянка обычно располагается на расстоянии не менее 5 м от открытых сторон зданий с деревянным каркасом и конструкциями с недостаточной степенью огнестойкости. Если такая стоянка пристраивается к зданию другого типа, то между ними устанавливают стены, перегородки и перекрытия из материалов, имеющих предел огнестойкости не менее 2 ч.

При возникновении загорания двигателя, салона или кабины и отсутствии автоматической установки пожаротушения происходит развитие пожара на весь автомобиль. При загорании двигателя автобуса выгорает пожарная нагрузка моторного отсека (общая масса горючих материалов и веществ), и пламя проникает в салон, где также полностью выгорает пожарная нагрузка (обивка кресел и панелей, лакокрасочные покрытия, теплошумоизолирующие панели, резиновые коврики, уплотнения остекления и дверей). Значительное тепловыделение вследствие большой поверхности пожарной нагрузки приводит к значительному тепловыделению в начальной стадии пожара в салоне и разрушению остекления. Пламя и тепловые потоки через оконные проемы могут вызвать загорание рядом стоящих автомобилей. Их загорание начинается с уплотнений остекления и разрушения стекол. После разрушения остекления происходит быстрый охват пламенем обивки и других материалов салона, затем пожар проникает в моторный отсек. Причиной перехода пламени из салона в моторный отсекли наоборот, является низкий предел огнестойкости перегородки между ними, т.е. времени, в течение которого на необогреваемой стороне температура достигнет 413 К или образуются сквозные трещины, по которым могут проникнуть продукты горения и пламя.

Предел огнестойкости панели пола салона автобуса достаточен для того, чтобы пожар из салона не распространился под днище. Поэтому правильный выбор предела огнестойкости перегородки между моторным отсеком и салоном ограничил бы размеры пожара автобуса. Увеличение фактической термостойкости остекления салона автобуса возможно путем снижения облучаемой поверхности уплотнений стекол и снижения жесткости крепления стекла.

Горение шин и разрушение топливных баков автобусов и грузовых автомобилей происходит в основном при пожарах в помещениях.

Пожары на легковых автомобилях от внутренних и внешних источников загорания.

Динамика пожаров на автомобилях определяется местом их возникновения: моторный и багажный отсеки, салон. При загорании электропроводки в моторном отсеке переход пламени в салон происходит через 8-10 мин. Затем через 1-3 мин наступает полный охват салона пламенем. Далее загорается весь автомобиль и вытекающее из системы питания топливо. Во время испытаний при загорании в салоне от источника зажигания, расположенного на заднем сиденье автомобиля (боковые стекла были приоткрыты), через 5 мин 45 с лопнули задние стекла. Спустя 30 мин закончилось видимое горение салона, моторного и багажного отсеков, но загорелся бензин, вытекающий из поврежденной системы питания (бак с топливом был заполнен наполовину), а через 46 мин наблюдалось беспламенное горение и тление горючих материалов.

В США при натурных исследованиях сделан анализ 73 послеаварийных пожаров на легковых автомобилях. Получены данные о развитии пожара в зависимости от скорости АТС при ударе и места удара, опрокидывания автомобиля. Сверхэкстремальная среда в салоне (повышенная температура и тепловое излучение от пламени в моторном отсеке или от разлившегося топлива) создается за 40-80 с (рис, 1).

Рис. 1. Средняя температура t среды в салоне легкового автомобиля в зависимости от времени горения при разрушении топливной системы вследствие ДТП: ожоговый (кривая 1) и болевой (2) пороги для обнаженной кожи человека при опрокидывании (3) и без опрокидывания (кривая 4) АТС

Динамика пожара на АТС и обстановка на пожаре.

Основные параметры пожара целесообразно рассматривать вместе с опасными факторами пожара. К основным параметрам пожара относятся: скорость выгорания и потеря массы пожарной нагрузки; температура пламени и продуктов сгорания на выходе из очага пожара; среднеобъемная температура среды для закрытых пожаров (салона или отсеков автомобиля); геометрические параметры пламени (площадь и периметр зоны горения, высота и площадь излучения); скорость выделения токсичных веществ и содержание кислорода; скорость и объем задымления, состав и оптическая плотность дыма; скорость распространения пламени и т.п.

В соответствии с ГОСТ 12.1.004—85 к опасным факторам пожара относятся: повышенная температура и тепловые потоки; задымленность и загазованность среды; падающие и отлетающие предметы; взрывы газов и паров. Воздействие опасных факторов пожара на людей и АТС следует учитывать при проектировании средств предотвращения и тушения пожаров. Для разработки этих средств необходима информация о регламентированной переносимости людьми опасных факторов пожара и о пожароопасных свойствах материалов, применяемых в автомобилестроении.

Загорания АТС относят к классу пожаров в ограждениях [3]. Различают два вида пожаров этого класса: открытые и закрытые. Открытые пожары АТС развиваются при открытых проемах (двери, стекла и т.д.), а также при разрушении остекления. Закрытые пожары развиваются внутри АТС при закрытых проемах. Основными параметрами, характеризующими обстановку в зоне горения и теплового воздействия на людей, окружающие предметы и конструкции, являются температура и тепловое излучение.

Под температурой открытого пожара понимают температуру пламени. В табл. 1 приведены температура пламени некоторых веществ и материалов, применяемых в автомобилестроении, а также показатели их пожарной опасности.

За температуру закрытого пожара (в салоне, отсеках) принимают среднеобъемную температуру горения смеси продуктов с воздухом. Изменение ее во времени называют температурным режимом пожара, который определяется массой горючих материалов, объемом, площадью остекления и тепловоспринимающей поверхностью.

Кроме значений температур и теплового излучения важно знать спектральную характеристику пламени горючих материалов. От нее зависит спектр поглощения инфракрасного излучения конструкционными материалами, а также воздействие на человека. Так тепловое излучение с длиной волн больше 2 мкм поглощается в основном поверхностью обнаженной кожи человека, а лучи с длиной волны до 1,5 мкм проникают сквозь кожу, частично нагревая ее, достигают кровеносных сосудов, непосредственно повышая температуру крови.

Значительную опасность для человека представляет дым, твердые частицы которого, как и токсичные продукты горения, вредны для человека. Воздействие дыма ограничивается зоной задымления, граница которой определяется показателем оптической плотности. Кроме вредного воздействия на человека, дым снижает видимость, затрудняет эвакуацию и тушение АТС.

Источник

Пожарная безопасность автомобиля

1146

Сразу два автомобиля пострадали 28 февраля от огненной стихии. Около полудня по улице Некрасова в Йошкар-Оле загорелся автомобиль «Газель». Огнем поврежден моторный отсек и салон. Подобный случай произошел в п. Куяр (Медведевский район). Около десяти часов вечера загорелся автомобиль ВАЗ «двенадцатой» модели, припаркованный около одного из домов по улице Школьной. Точные причинны случившегося выяснят органы дознания.

Очередной пожар, в результате которого один из жителей Марий Эл лишился своего «железного коня», произошел в первый весенний день. Возгорание началось около восьми часов утра, когда владелец иномарки Peugeot Partner двигался по автодороге Илеть – Кленовая Гора. Неожиданно из-под капота легкового автомобиля повалил дым. Водитель немедленно остановился и открыл крышку капота, оттуда полыхнуло огнем – горел моторный отсек. Хозяин пытался сам потушить возгорание с помощью огнетушителя. Ему помогали и водители проезжающих мимо автомобилей. В пожарную охрану позвонили только тогда, когда поняли, что самостоятельно совладать с пожаром им не по силам. Уже через несколько минут первые пожарные подразделения были на месте случившегося, правда, спасать было уже нечего – от автомобиля остался только каркас. Причина возгорания – неисправность систем, механизмов и узлов ТС.

Пожарная опасность автомобиля обусловлена тем, что в нем находится большое количество горючих материалов и источников возгорания. Зачастую причиной пожара может стать не только разгерметизация топливной системы или неисправности электропроводки, но и достаточно высокая температура деталей. В салоне сосредоточено больше количество горючих материалов: пластмасс, кожаных, тканых изделий. В багажном отсеке добавить жару могут материалы отделки, полироли, запас ГСМ, а также бак с топливом.

Специалисты уверяют, пожар в машине можно распознать практически сразу по запаху бензина, горелой резины или появления дыма из-под капота. В это время важно не растеряться, схватить огнетушитель и подать пену или порошок от края к центру очага возгорания.

Если горит под капотом, открывайте его сбоку палкой или монтировкой – так вы обезопасите себя от возможного выброса пламени. Направляйте огнетушитель на место наиболее интенсивного горения, накройте пламя брезентом, забросайте песком, или даже землей.

Если потушить автомобиль сразу не удалось – отойдите на безопасное расстояние (10 и более метров), так как в машине может взорваться топливный бак. И уж ни в коем случае нельзя садится в горящий автомобиль и пытаться его завести.

Источник

Оцените статью
Avtoshod.ru - все самое важное о вашем авто