Инженерные машины на базе танка

В помощь танкам. Инженерная машина разграждения

fCAAAgGh OA 100

Танки грязи не боятся — выражение крылатое. Эти боевые машины имеют высочайшую проходимость. Однако и им не все препятствия «по зубам». В этом у них есть очень хорошие помощники — инженерные машины разграждения (ИМР)

k1LN6EWWf6ixAuObDeKHNqSTkqQ 960

ИМР предназначены для проделывания проходов в лесных, каменных завалах и городских разрушениях, прокладывания колонных путей в условиях радиоактивного заражения местности, проведения аварийно-спасательных работ в зонах массовых разрушения, производства вспомогательных грузоподъемных работ при наводке мостов, устройстве различных сооружений и завалов.

RJjPb0uLqwhEi0X Qt6O6NnuKqA 960

Первоначально базой для ИМР послужил средний танк Т-55, конструкция которого подверглась некоторым изменениям: к днищу приварили листы усиления, изменили конструкцию подбашенного листа, а к верхнему листу корпуса приварили башенку для механика-водителя.
Снарядили машину бульдозерным и стреловым оборудованием и скребком-рыхлителем.

0nF7 sP C ZLLQ1KwLVoxkoteQY 960

Бульдозерное оборудование, соответственно, предназначено для разработки и перемещения грунта, снега, кустарника, валки деревьев, корчевания пней, устройства проходов в лесных завалах и разрушениях.
Стреловое оборудование применяется для перемещения крупных предметов (балок, плит, обломков) при устройстве каменных и лесных завалов, проделывании проходов в них, выполнения погрузочно-разгрузочных работ. Состоит оборудование из полноповоротной телескопической стрелы с захватом-манипулятором. При этом максимальный вылет стрелы составляет 8,835 м, а грузоподъемность — 2т.

ZD7MuOrfIAIHoVH5ccx xnNDRlM 960

Дальнейшим развитием ИМР на базе Т-55 стала ИМР-2, созданная в 1980 году на шасси танка Т-72. Эта машина также оснащена колейным минным тралом, бронировкой гидросистем, усовершенствованной системой защиты от ОМП. Также ИМР-2 получила в качестве вооружения 7,62-мм пулемет. В 1987 и 1990 годах на базе ИМР-2 созданы машины ИМР-2М1 и ИМР-2М2.

Источник:
Шунков В.Н.
Бронетехника/Худ. обл. М.В. Драко. — Мн.: ООО «Попурри», 2004. — 752 с.:ил.

Источник

Инженерные машины на базе танка

ИНЖЕНЕРНАЯ МАШИНА РАЗГРАЖДЕНИЯ ИМР-2. ENGINEERING BARRIER MACHINE IMR-2

ИНЖЕНЕРНАЯ МАШИНА РАЗГРАЖДЕНИЯ ИМР-2
ENGINEERING BARRIER MACHINE IMR-2

ИНЖЕНЕРНАЯ МАШИНА РАЗГРАЖДЕНИЯ ИМР-2

Инженерная машина разграждения ИМР-2 (объект 637) создана на базе основного танка Т-72А. Роботы над ИМР-2 начались в 1975 г.Машина ИМР-2 была сконструирована в КБТМ (Омск), а навесное оборудование и разработка проектной, конструкторской и технологической документации в Специальном конструктрском бюро СКБ-200 Челябинского тракторного завода и Новокраматорским машиностроительным заводом (доработка шасси, гидравлика, головной разработчик опытных машин). азработкой руководил А.А. Моров.
С принятием на вооружение нового поколения танков (Т-64, Т-72, Т-80) и изменения оргштатной структуры танковых и мотострелковых подразделений (программа «Дивизия — 86») возникла необходимость создания новой машины разграждения на более современной базе. Такой машиной стала ИМР-2, выполненная на базе танка Т-72А.
ИМР-2 предназначена для оборудования проходов, расчистки завалов и разрушений при инженерном обеспечены боевых действий войск, в том числе и на радиоактивно зараженной местности. Кроме того она может применяться для буксировки поврежденной техники с путей движения войск, для проведения аварийно-спасательных работ в зонах массовых разрушений и тому подобное.
Броневой корпус полностью герметичен и обеспечивает защиту экипажа от радиации с коэффициентом ослабления 10. В корме расположена установка разминирования, а в башне оператора находится установка с 7,62-мм пулемётом ПКТ.
Вместо танковой башни установлена поворотная платформа, на которой находится кран – манипулятор. Грузоподъемность его не большая, всего две тонны, вылет стрелы без малого 9 метров.

В апреле 1977 г. опытные образцы ИМР отправили на заводские (предварительные) испытания под Тюмень, на озеро Андреевское.
В 1980 г. постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 28.04.80 г. за № 348-102 и приказом Министра обороны от 03.06.80 за № 0089 инженерная машина разграждения была принята на вооружение Советской Армии под обозначением «ИМР-2». С 1982 года организовано её серийное производство. Сначала ИМР-2 должны были выпускать в Омске на местном заводе транспортного машиностроения, но с 1976 г. он был переориентирован на выпуск танков Т-80. Поэтому постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 27 июля 1977 г. эта обязанность возлагалась на Уралвагонзавод (г. Нижний Тагил), где было запланировано строительство специального корпуса. Но его строительство затянулось, и первые 10 шасси ИМР-2 собирали в танковых цехах. Только в 1985 г. началось серийное производство шасси ИМР-2, достраивавшихся затем на Новокраматорском механическом заводе.
В мае 1981 г. группу создателей ИМР-2 из Краматорска и Челябинска наградили орденами и медалями. Так, В. Горбунов, пострадавший на испытаниях, был награжден медалью «За доблестный труд».
На ее базе разработаны в 1987 и 1990 годах варианты ИМР-2М1 и ИМР-2М2.
В июне-июле 1986 года применение различных модификаций ИМР-2 для разбора завалов у аварийного четвертого энергоблока Чернобыльской АЭС. В ВНИИтрансмаш всего за 44 дня по заданию правительства для этих же целей был создан на базе шасси танка Т-72 комплекс «Клин-1», состоящий из двух гусеничных машин. На нем для защиты экипажа от радиации использовалась мощная свинцовая защита, ослабляющая радиации в сотни раз. Для разбора завалов на «Клине» использовалось бульдозерное оборудование с отвалом в обе стороны.
Модернизированная инженерная машина разграждения ИМР-2М1 создана на базе основного танка Т-72Б. Она принята на вооружение в 1987 году. На ее базе разработаны в 1990 году вариант ИМР-2М2.
Инженерная машина разграждения ИМР-2М2 создана на базе основного боевого танка Т-72Б. Она принята на вооружение в 1990 году. Производство ИМР на заводе в Донецкой области было прекращено в 1991 году, модернизированный вариант ИМР-2М2 производится на УВЗ с 1990 года.
Российские ИМР-2М впервые были замечен в Сирии в марте 2016 года. Позже, в июле, их использование было зафиксировано и в Алеппо, где транспортное средство занималась своими обязанностями, работая в городской местности.
К июлю 2016 года сирийские вооруженные силы получили новую партию российских боевых инженерных машин ИМР-2М как средство обеспечения более эффективного использования танков Т-90.

• ИМР-2Д — с усиленной защитой от радиации. Коэффициент ослабления до 1000.
• ИМР-2М1 — Модернизация ИМР-2. Без установок удлиненного заряда разминирования, дальномера и пулемета ПКТ.
• ИМР-2МА — Переходный вариант, в составе отсутствуют пусковые установки для разминирования, пулемёт и дальномер. В состав стрелового оборудования был добавлен скребок-рыхлитель, производился с 1987 по 1990 годы.
• ИМР-2М2 — Модернизация ИМР-2. Вместо клещевого захвата установлен универсальный рабочий орган.
• Объект 032 — безэкипажная рабочая машина инженерного роботизированного комплекса «Клин-1» с дистанционным управлением на базе ИМР-2Д для действий в зонах радиации.

Состояние принята на вооружение в 1980 году
Разработчик Омское КБТМ
Изготовитель Новокрамоторский МЗ
Изготовитель шасси «Уралвагонзавод»
Производство серия с 1982 года
Боевая масса, т 42,6
Длина с оборудованием, мм 9440
Ширина, мм 3460
Высота по крышу башни, мм 3680
Клиренс, мм 470
Ср. уд. давление на грунт, кг/см2 0,88
Преодолеваемые препятствия:
— подъем, град 30
— брод, м 1,2
Тип двигателя дизель В-46-6
Макс. мощность, л.с. 780
Удельная мощность, л.с./т
Максимальная скорость, км/ч 60
Запас хода, км 500
Бронирование противоснарядное комбинированное
Экипаж 2
Радиостанция Р-173

РАБОЧЕЕ ОБОРУДОВАНИЕ:
Ширина бульдозерного отвала, м:
— в двухотвальном положении — 3,56;
— в бульдозерном положении — 4,15;
— в положении грейдера — 3,4.
Грузоподъемность стрелы, т:2.
Скорость, км/ч:
— по шоссе — 59;
— по грунтовым дорогам — 35-45.
Пусковая установка:
— число направляющих, шт.: 2.
— макс. угол подъема направляющих, град.: 60.
— дальность подачи заряда разминирования, м: 250—500.

Источник

Чудо-монстры инженерных войск

2347d38s 100

Наткнулся на днях на пост, про технику инженерно-военную или военно-инженерную. нет разницы. И увидел как пацан 15-16 лет попытался удивить читателей, тем что он нашел в интернете, потому и решил написать сам!Так как я знаю про всю эту технику не понаслышке!
Просто я служил в инженерных войсках, и где-то на половине представленных ниже машинах я прокатился…

Знакомство хочу начать с машины которая произвела на меня самое большое впечатление
машина эта называется
УР-77

41221a4s 960

УР-77 способна проделывать ходы в противотанковых минных полях во время боя. Ширина прохода составляет около 6 метров, а длина от 80 до 90 метров. Несмотря на то, что УР-77 не предназначена для разминирования противопехотных мин, установка может расчищать противопехотные минные поля от американских мин нажимного действия М14, создавая проходы шириной до 14 метров.
Проще говоря прилетает, экипаж из 2-ух человек на данной технике, тратит 2-3 минуты на подготовку реактивного снаряда и шнура из взрывчатого вещества, выстреливает, делает проход шириной 6 метров и длиной 80 метров, и так же быстренько сваливает.

Ощущение от езды:непередаваемые!Из всей техники на которой ездил в армии — это самая быстроходная машина, она реально «валит», честно не знаю но судя по ощущениям едет километров 60-70.

ПТС
Так же заслуживает большого внимания.

1b221a4s 960

Предназначен для транспортировки по воде личного состава, артиллерийских систем, колёсной и гусеничной техники и других грузов.ПТС-4 оснащен дизельным двигателем В-84 мощностью 840 л.с., который обеспечивает гусеничному транспортёру максимальную скорость 60 км/ч по суше и 15 км/ч на плаву

Ощущение от езды:КЛАСС))) Только представьте, едите вы спокойно едите и тут БАЦ и в реку заехали, и дальше уже не едите а плывете.Помню по службе (могу ошибаться) на себе ПТСка может перевезти КАМАЗ либо роту солдат.

МТУ-90

интересный экземпляр (у штурвала к сожалению не был)

a8a21a4s 960

МТУ-90 предназначен для боевых порядков второго эшелона танковых полков и первых эшелонов танковых дивизий. Мост наводится без выхода экипажа из машины. Боевое отделение полностью герметично и имеет средства защиты от радиоактивного и химического заражения местности[1].

В конструкции моста используется уникальная схема, представляющая собой «тройные ножницы». Наводка моста осуществляется с помощью гидроприводов. Снятие моста возможно с противоположного берега. Наведение и снятие моста составляют 2—2,5 минуты[1]. Масса мостовой конструкции 7.5 тонн.

ОЩУЩЕНИЕ:СТРАХ!когда впервые увидел, наложил кирпичей!сначала мы видим небольшую, не понятную машину на фото сверху а потом БАЦ и вот это чудище

8ca21a4s 960

завараживающее зрелище, если учесть время ее действия — пипец как завораживает.

ИМР-3М
у штурвала так=же не находился

32a21a4s 960

Предназначена для выполнения инженерных работ для обеспечения продвижения войск, оборудования колонных путей. Представляет собой достаточно совершенную инженерную машину разграждения для производства работ на грунтах I—IV категорий. ИМР герметизирована, оснащена системами подводного вождения (на глубине до 5 м.) и радиационной защиты. Машина оснащена средствами связи и системой дымопуска, образующая плотную и значительную по размерам дымовую завесу.
ИМР оказалась единственной машиной, способной работать в первые дни Чернобыльской аварии прямо возле разрушенного четвертого энергоблока. Подступы к реактору оказались заваленными обломками здания и оборудования. Чтобы подобраться к очагу разрушений, требовалось сначала расчистить завалы. Но уровни радиации в те дни были таковы, что даже армейские радиометры зашкаливало (от 60 до 500 рентген в час). Возле реактора человек мог находиться считанные минуты, а то и секунды.
ОЩУЩЕНИЕ:довольно компромисное, как мне показалось довольно неповоротливая и ленивая техника, как объяснил комвзвода — очень эффективная в области разграждения пути техника.

d7a21a4s 960

гусеничный самоходный паром. Гусеничный самоходный паром ГСП предназначен для паромной переправы средних и тяжёлых танков, самоходных артиллерийских установок и средних танков с минными тралами при преодолении войсками водных преград.

a0621a4s 960


ОЩУЩЕНИЕ:восторг, наблюдал лично как из таких вот ГСП делают импровезированный мост через Амур.

БАТ-М
за «рулем » этого монстра я накатал много часов.

d4621a4s 960

относится к классу инженерных (дорожных) машин и предназначен для прокладывания колонных путей, засыпки воронок, рвов, траншей, устройства пологих спусков на крутых склонах; проделывания проходов в завалах, прокладывания просек в кустарнике, мелколесье; расчистки дорог и колонных путей от снега, расчистки обломков зданий, отрывки кюветов; может использоваться для отрывки котлованов, окопов и укрытий для техники, грузоподъемных работ, засыпки собранных в котловане блиндажей, убежищ.

ОЩУЩЕНИЕ:на этой технике можно ВСЁ!На ней можно ехать прямо везде, не мешают: ни деревья, ни ямы, ни овраги ничего вообще кроме воды.И как я понял в случай военный на ней катаются смертники…потому что эта техника идет одной из первой и так сказать «делает дорогу для остальных»

96621a4s 960

армейская машина для инженерных войск, предназначенная для отрывания котлованов под укрытия для техники или личного состава. Представляет собой навесной роторный траншейный экскаватор поперечного копания на базе тягача АТ-Т.

Машина эта на той же базе что и предыдущая, отличается только модификацией.

79621a4s 960

ОЩУЩЕНИЕ:котлованы копает дай бог, во первых очень быстро во вторых очень эффективно.

61121a4s 960

(Гусеничный минный заградитель) — машина, предназначенная для механизированной установки противотанковых мин.Для установки на поле боя, ГМЗ снабжён противотанковыми минами ТМ-57, ТМ-62 и ТМ-89. Мины снабжены контактными и неконтактными взрывателями. Возимый комплект составляет 208 мин.

ОЩУЩЕНИЕ:страх.У солдат есть своя расшифровка ГМЗ — гроб металлический зеленый. А оно так и есть, малейшее несоблюдение техники безопасности. либо какая-нибудь нелепая случайность, и к проотцам ты улетишь очень быстро. Потому как под задницей у тебя находится 208 мин, общим весом 1500 тонны (могу ошибаться).

ну и напоследок
ИРМ

60921a4s 960

армейская машина, предназначенная для проведения инженерной разведки местности.
Экипаж машины состоит из двух человек: механика-водителя и командира. Также имеется десантный отсек для сапёрного отделения, вмещающий до 6 человек, Для действия на заражённой местности в машине имеется фильтро-вентиляционная установка. Для работы в условиях ядерного заражения в ИРМ «Жук» установлен радиометр-рентгенометр ДП-3Б. При работе в условиях химического заражения используется прибор ВПХР для определения отравляющих веществ.

dc921a4s 960

ОЩУЩЕНИЕ:эта «малышка» может:и по земле, и по воде, и под водой. Про последний не видел и не пробовал!Но легенда об этом в нашей части ходила. Достаточно быстрая, скрытая и маневринная техника.

Ну вобщем это наверное все про что я смог вспомнить. И это только верхушка айсберга. Это самое обычное вооружение инженерных войск Российской армии.
Если где-то есть неточности не судите строго, в армии отслужил года 3 назад, мог и подзабыть, надеюсь кому-нибудь будет интересным.

Источник

Универсальный боец инженерных войск (инженерная машина разграждения ИМР-2)

1398345920 1

Часть первая. Немного истории

Так случилось, что история инженерной техники, в отличие от истории авиации, танков и даже фортификации, всегда уделяют очень мало внимания. Все сводится к техническим характеристикам и году выпуска. Оно и понятно — информация по истории (ИМЕННО ИСТОРИИ!) инженерной техники очень ничтожна. В данной статье автор попытался, насколько возможно, раскрыть некоторые моменты в истории развития инженерной машины разграждения ИМР-2. Этот вопрос все еще остается актуальным, тем более в очередную годовщину аварии на Чернобыльской АЭС, где ИМРы продемонстрировали все свои возможности.

Инженерные машины разграждения относятся к группе машин, предназначенных для проделывания проходов, расчистки завалов и разрушений при инженерном обеспечении боевых действий войск, в том числе и на радиоактивно зараженной местности. Для выполнения этих задач машины оснащаются бульдозерным, крановым и дополнительным (ковш, скребок, бур) оборудованием.

Бульдозерное оборудование в таких машинах является универсальным. Оно может устанавливаться в одно из трех положений:
— двухотвальное, которое является основным и предназначено для устройства проходов в завалах и разрушениях, прокладывания колонных путей, снятия верхнего радиоактивно зараженного слоя грунта;
— бульдозерное, которое применяется при устройстве съездов, засыпке выемок, перемещении грунта и при самоокапывании;
— грейдерное, применяется при устройстве колонных путей на косогорах и на других видах работ, требующих перемещения грунта (снега) в одну сторону.

Стреловое оборудование в большинстве случаев оснащено захватом-манипулятором, что позволяет выполнять большой комплекс работ по устройству проходов в лесных и каменных завалах.

Как дополнительное оборудование на машине может устанавливаться установка разминирования и противоминный трал.

К данной группе машин можно отнести также саперные танки и некоторые инженерные машины, которые могут использоваться для инженерных работ под огневым воздействием противника и в условиях массовых разрушений (американский саперный танк М728, немецкий Pionierpanzer-1 и т. п.).

Первая советская ИМР была разработана в Омске на базе танка Т-55. Она принята на вооружение в 1969 г. Основное оборудование машины включало универсальный бульдозер и крановое оборудование с захватом-манипулятором. Нужно заметить, что машина подобного класса появилась на Западе (в США) на четыре года ранее: в 1965 г. на вооружение поступил «инженерной (саперный) танк» М728. Американец превосходил советскую машину по грузоподъемности кранового оборудования (8 т против 2 т на ИМР), но советская машина была легче, маневренней и более универсальной за счет манипулятора с захватом.

С принятием на вооружение нового поколения танков (Т-64, Т-72, Т-80) и изменения оргштатной структуры танковых и мотострелковых подразделений (программа «Дивизия — 86») возникла необходимость создания новой машины разграждения на более современной базе. Такой машиной стала ИМР-2, выполненная на базе танка Т-72А.

Роботы над ИМР-2 начались в 1975 г. Машина (общая идея и конструкция) была разработана в Омске под руководством А. Морова, а рабочее оборудование и разработка проектной, конструкторской и технологической документации в Челябинском СКБ-200 и Новокраматорским машиностроительным заводом (доработка шасси, гидравлика, головной разработчик опытных машин).

Основное рабочее оборудование — телескопическая стрела и бульдозерный отвал — были отработаны на предыдущей машине, и их модернизация и адаптация к ИМР-2 трудностей не вызывала. Новым оборудованием на машине стали противоминный трал и установка разминирования. На них остановимся детальней.

Новое оборудование разрабатывало специальное конструкторское бюро Челябинского тракторного завода — СКБ 200, под руководством В. А. Самсонова в кооперации с Новокраматорским машиностроительным заводом. Пусковой установкой (ПУ) разминирования занимались Б. Шаманов и В. Самсонов, а противоминным тралом занимался В. Горбунов. Работы шли под общим руководством начальника бюро перспективных разработок В. Михайлова.

Если с минным тралом все шло более приемлемо, то расположение ПУ на корпусе ИМР, предложение Самсоновым, не устраивало главного разработчика машины. Четыре кассеты с зарядами разминирования (общим весом 1200 кг) располагались на корме машины и были намертво прикручены к корпусу болтами. При этом они нависали над люками трансмиссии, которые надо было открывать при ежедневном ТО. Кроме того, хотя кассеты с зарядами были сдвинуты максимально назад, стрелу манипулятора ИМР из походного положения трудно было повернуть вперед. Даже в поднятом положении стрела манипулятора задевала за верхнюю часть кассет. Все это не устраивало головного разработчика, и он поставил вопрос об исключении ПУ из состава ИМР. Но военные настояли на своем. Начальник бюро перспективных разработок В. Михайлов предложил сделать ПУ разминирования прицепной, так как несколько лет назад такой вариант на колесной базе КБ-200 уже разрабатывался. Это было намного проще и дешевле. Но было утверждённое сверху задание, и его надо было выполнять.
(Примерно через 10 лет подобная установка разминирования MICLIC появилась в США. Заряд представлял собой цепочку из 140 блоков ВВ С4, нанизанных на трос. Подача на минное поле — с помощью пороховой ракеты. Укладывается и транспортируется заряд в одноосном прицепном контейнере.)

Следующее предложение В. Михайлова заключалось в следующем: установить кассеты на раму, а раму сдвинуть максимально назад, чтобы кассеты не мешали стреле манипулятора. Свисающую с кормы часть рамы укрепить распорками. Предложение приняли. Кроме этого, было предложено сделать кассеты зарядов из дерева и сбрасываемыми после отстрела заряда разминирования, что позволило уменьшить вес машины на 600 кг (на ИМР был перевес в 2 т, поэтому искали любые пути снижения веса машины).

Деревянные кассеты не только уменьшали вес, но и во время сброса с машины не разрушались (металлические часто деформировались). Также наличие деревянных кассет с зарядами разминирования позволяло просто менять их вместо того, чтобы (как было предусмотрено ранее) перезаряжать в металлические кассеты. Сброс кассет также удовлетворял требованиям головного разработчика, так как улучались условия работы стрелой. Для сброса кассет заряда разминирования был придуман оригинальный способ. Кассеты были поставлены на рамы, которые перемещались на специальных полублоках в сторону наружу для доступа к люкам трансмиссии. Для сброса решили использовать силу натяжения тормозного каната, который удерживал в полете заряд разминирования. Канат прикрепили к полублокам под кассетами. При рывке каната полублоки поворачивались, производя расфиксацию кассет и их сброс.

Были небольшие проблемы и с установкой противоминного трала. Его разработчиков не устраивали небольшие объемы пространства между поднятым в походное положение бульдозером и корпусом машины. Это была буквально щель для ножевого трала, который в походном положении тоже должен был лежать на верхней части носа ИМР. Вначале было предложение отказаться от ножевого колейного трала, а его ножи расположить по всей ширине бульдозера ИМР (так было сделано на американском трале Т5Е3) и сделать их съемными. При этом мог получиться тральщик с шириной прохода около 4м. Но офицеры Научно-технического комитета инженерных войск даже слушать не захотели (опять же, лет через десять эта идея была воплощена в американской машине разграждения COV, в России в настоящее время к этой идее вернулись в инженерной дорожной машине — патент РФ № 2202095). После долгих поисков решения пришли к выводу — взять старые ножевые секции с трала КМТ-4М, так как они были меньших размеров по сравнению с новыми секциями КМТ-6. Подъем трала в походное положение осуществлялся гидроцилиндрами. Для траления мин со штыревым взрывателем (типа ТМК-2) ножевые секции были снабжены двумя горизонтальными подпружиненными штангами.

Постепенно все вопросы были решены и разработчики приступили к изготовлению опытных образцов ИМР. Для установки противоминного трала и ПУ разминирования на машину разграждения из Челябинска в Краматорск выехали слесарь, сварщик и конструктор. Позже, для приемки ИМР туда выехали руководитель военной приемки полковником Н. Омельяненко и конструктор В. Михайлов.

1398346234 10 na pervyh ispytaniyah

А в апреле 1977 г. опытные образцы ИМР отправили на заводские (предварительные) испытания под Тюмень, на озеро Андреевское. В. Михайлов писал, что от испытаний у него остались плохие воспоминания: офицеры, руководившие испытаниями ПУ и трала, допускали много отклонений от программы испытаний, часто нарушались инструкции по эксплуатации, по технике безопасности. Также после пуска заряда разминирования необходимо было проводить замеры его отклонения: плюс-минус 10% по дальности и 5% в стороны. Все это надо было замерять при боковой скорости ветра не более 5 м/сек. Но этим пренебрегали. Так, после очередного пуска (боковая скорость ветра достигала 8 м/сек) заряд ушел под углом 450 от направления пуска. Угол записали, а скорость ветра нет. Утешило В. Михайлова при этом только то, что при рывке тормозного каната даже под углом 450 пустые кассеты зарядов скинуло с борта на землю.
При следующем пуске произошло еще одно ЧП: форс пламени от реактивного двигателя заряда разминирования ветром задуло в щели над трансмиссией машины, и сработали противопожарные датчики. Пространство в машине заполнил инертный газ. Оператор и мехвод (молодые солдаты) страшно перепугались. При покидании машины мехвод ударился головой о люк и получил легкую контузию (был надет шлемофон). После этого в инструкцию по эксплуатации было записано, что пуски заряда производить только при закрытых жалюзи трансмиссионного отделения.
После испытаний ПУ приступили к испытаниям противоминного трала. Так как еще лежал снег, то траление инертных мин вели тралящим устройством зимним (ТУЗ): на черенковые ножи трала надевали специальные решетки из пластин. Из 180 установленных в снег мин было пропущено только две, т.е. качество траления составило 99%. Качество траления мин, установленных в грунт, составило 100%. В общем, испытания ПУ разминирования и трала прошли успешно.

После всех испытаний была подготовлена и защищена документация на серийное производство. В 1980 г. постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 28.04.80 г. за № 348-102 и приказом Министра обороны от 03.06.80 за № 0089 инженерная машина разграждения была принята на вооружение Советской Армии под обозначением «ИМР-2».

В мае 1981 г. группу создателей ИМР-2 из Краматорска и Челябинска наградили орденами и медалями. Так, В. Горбунов, пострадавший на испытаниях, был награжден медалью «За доблестный труд».

Сначала ИМР-2 должны были выпускать в Омске на местном заводе транспортного машиностроения, но с 1976 г. он был переориентирован на выпуск танков Т-80. Поэтому постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 27 июля 1977 г. эта обязанность возлагалась на Уралвагонзавод (г. Нижний Тагил), где было запланировано строительство специального корпуса. Но его строительство затянулось, и первые 10 шасси ИМР-2 собирали в танковых цехах. Только в 1985 г. началось серийное производство шасси ИМР-2, достраивавшихся затем на Новокраматорском механическом заводе.

ИМР-2 предназначена для оборудования проходов, расчистки завалов и разрушений при инженерном обеспечены боевых действий войск, в том числе и на радиоактивно зараженной местности. Кроме того она может применяться для буксировки поврежденной техники с путей движения войск, для проведения аварийно-спасательных работ в зонах массовых разрушений и тому подобное.

Первые ИМР-2 начали поступать в войска в начале 1986 г. Вспоминает подполковник Евгений Старостин, который в 1985-1991 гг. проходил службу в 306-м отдельном инженерно-саперном батальоне 24 МД (г. Яворов, Украина) в должности командира взвода и позже роты:

— В феврале-марте 1986 г. мы получили новую технику. Это были инженерные машины разграждения ИМР-2. Перевооружение на новые машины проходило в соответствии с директивой Генштаба о реорганизации ВС, а конкретнее в рамках программы «Дивизия-86». В это время появляется новая наступательная доктрина, меняются штаты подразделений, все получают новую технику, которая бы могла обеспечить наступательные действия, в данном случае, нашей механизированной дивизии. В инженерных подразделах такой машиной стала ИМР-2. Когда получили новые машины, то были определенные сложности. Во-первых, с железнодорожных платформ их сгоняли танкисты, ибо механиков для ИМР-2 готовили в Прибалтике, и на момент получения новой техники в дивизии их просто не было. Танкисты вообще сильно помогли. Но в основном все пришлось делать самому: читать технические «Руководства», самому жать на кнопки, давить на рычаги. Учился я на более старых танках, и танк Т-72 как база машины для меня был новым. В целом ИМР-2 была похожа на предыдущую ИМР, но внутреннее оборудование было меньше по габаритам. Новинкой было появление ножевого трала и установки разминирования. Относительно управления, то в ИМР-2 оно было проще и легче в отличие от ИМР благодаря тому, что была гидравлическая трансмиссия, а не механическая. Новинкой стала так же и система ПАЗ. Ее суть в чем? Когда прибор радиационной и химической разведки ГО-27 фиксирует угрозу, система останавливает, глушит двигатель, закрываются все жалюзи и машина герметизируется, выключается электроснабжение, работает только рация и аварийный свет. Через 4,5 сек. включается фильтровентиляционная установка. Дальше (примерно секунд через 15-20) уже можно заводить и двигатель. Когда впервые попробовал работу ПАЗ на себе, то был в шоке — двигатель заглох, машина остановилась, все стучит, закрывается, свет гаснет. Ощущение как у кильки в банке. Это сейчас смешно, а тогда.
Очень удачным оказался рабочий орган — манипулятор — и особенность работы с ним. Она была легка и очень универсальна. Так, моим старослужащим солдатам удавалось посредством манипулятора закрывать открытый коробок от спичек.
Что же касается самой базовой машины — танка Т-72, то скажу, что машина защищённая, удобная, надежная, простая в эксплуатации.

Следует напомнить, что к основному оборудованию (бульдозерное, крановое, противоминный трал) добавлена установка разминирования, которая находится в задней части машины и включает правую и левую направляющие с зарядами разминирования. Ее наличие определялось тем, что ИМР-2 будет делать проходы в минных полях и минно-взрывных заграждениях противника для обеспечения продвижения войск.

Описание конструкции и основные тактико-технические характеристики

Конструктивно ИМР-2 состоит из базовой машины и рабочего оборудования.

Базовая машина (изделие 637) представляет собой бронированную гусеничную машину, изготовленную на базе узлов и агрегатов танка Т-72А, и предназначена для монтажа на ней различного оборудования. Для этого в корпус «изделия 637» внесены некоторые изменения: усиленно дно, изменена конструкция подбашенного листа, приборы наблюдения заменены смотровыми стеклами, на носовую часть корпуса приварены элементы крепления рабочего оборудования и др. Корпус машины разделен на два отделения: управления и трансмиссионное. Отделение управления расположено в носовой (место мехвода) и средней частях корпуса (место оператора). Трансмиссионное отделение занимает заднюю часть корпуса, в нем находится двигатель машины, расположенный поперечно и смещенный к левому борту.

Для вождения по заданному курсу в условиях ограниченной видимости и отсутствия ориентиров базовая машина имеет гирополукомпас. Приборы наблюдения мехвода включают дневной и ночной приборы наблюдения, что обеспечивает вождение и работу ИМР-2 в любое время суток. Также машина оснащена системой защиты от ОМП, системой дымопуска и пожарным оборудованием. Для обороны машина вооружена 7,62-мм пулеметом, который устанавливается над башней оператора.

Рабочее оборудование машины состоит из универсального бульдозера, телескопической стрелы с захватом, колейного минного трала, установки разминирования.

Универсальный бульдозер предназначен для разработки и перемещения грунта, расчистки снега и кустарника, валки деревьев, корчевки пней, устройства проходов в лесных завалах и разрушениях.

Состоит из рамы, механизмов подъема, опускания и перекоса, небольшого центрального отвала и двух боковых подвижных крыльев. Центральный отвал представляет собой сварную конструкцию, которая крепится к раме и может поворачиваться вправо и влево на 100. Крылья отвала (правое и левое) по конструкции аналогичны, их лобовые листы имеют криволинейную поверхность. К нижней части лобового листа болтами крепятся ножи. Благодаря подвижности боковых крыльев, бульдозер может занимать одно из трех положений: бульдозерное, двухотвальное (путепрокладочное) и грейдерное. Управление универсальным бульдозером производит механик-водитель без выхода из машины.

1398346365 15 img 0001

Основной рабочий орган — телескопическая стрела — шарнирно прикреплен к кронштейну башни, расположенной на поворотной платформе. Стрела имеет оригинальный манипулятор, который копирует действия руки человека и имеет шесть независимых положений. Управление стрелой и манипулятором осуществляет оператор машины с пульта из башни с помощью электрогидравлической системы. В процессе работы могут производиться следующие операции: поворот стрелы, подъем и опускание стрелы, выдвижение и втягивание стрелы, подъем и опускание захвата, поворот захвата, раскрытие и закрытие захвата. Конструкция стрелового оборудования позволяет совмещать отдельные операции, но не более двух. Например, поворот стрелы и раскрытие (закрытие) захвата и т.п.

Колейный минный трал КМТ-4 является составной частью ИМР-2 и предназначен для самостоятельного преодоления машиной противотанковых минных полей из ПТМ всех типов, в т.ч. противоднищевых со штыревым взрывателем. Трал состоит из трех основных частей: правой и левой ножевых секций (аналогичной конструкции) и механизма перевода. Ножевая секция состоит из рабочего органа (три черенковых ножа, отвал коробчатой формы, откидывающее крыло), балансира, уравновешивающего устройства, штыревого устройства траления противоднищевых мин, копирующей рельеф лыжи и тралящего зимнего устройства. В рабочем положении ножи трала заглубляются в землю. Если на их пути попадается мина, она ножами выводится из грунта, попадает на отвал и отводится в сторону за колею гусениц танка.

Установка разминирования (УР) является дополнительным к противоминному тралу оборудованием и предназначена для проделывания проходов в минных полях и минно-взрывных заграждениях противника с целью обеспечения продвижения войск. Она размещена в задней части корпуса машины и состоит из двух (правой и левой) направляющих для пуска зарядов разминирования. На направляющей размещается реактивный двигатель, который при пуске вытягивает за собой заряд разминирования и досылает его на минное поле. Сами заряды разминирования находятся в деревянных кассетах (по две на борт) в задней части корпуса на надгусеничных полках. Подготовка зарядов к пуску производится экипажем вручную с выходом его из машины.

Основные ТТХ машины

Базовая машина: гусеничная база танка Т-72А (изделие 637).
Масса со съемными элементами (ножевой трал КМТ, УР), т: 45,7.
Экипаж, чел.: 2.
Производительность:
— при подготовке колонных путей на среднепересеченной местности — 6-10 км/ч;
— при оборудовании проходов в лесных завалах — 340-450 м/ч;
— при оборудовании проходов в каменных завалах — 300-350 м/год;
— при разработке почвы бульдозерным оборудованием (засыпание рвов, воронок и т.п.) — 230-300 м3/год.
Преодолеваемые препятствия, град:
— максимальный угол подъема — 30;
— максимальный угол крена — 25.
Ширина бульдозерного отвала, м:
— в двухотвальном положении — 3,56;
— в бульдозерном положении — 4,15;
— в положении грейдера — 3,4.
Грузоподъемность стрелы, т: 2.
Скорость, км/ч:
— по шоссе — 50;
— по грунтовым дорогам — 35-45.
Пусковая установка:
— число направляющих, шт.: 2.
— макс. угол подъема направляющих, град.: 60.
— дальность подачи заряда разминирования, м: 250—500.
Запас хода, км: 500.

Выполнение основных инженерных задач

Проходы в лесных завалах проделываются раздвиганием основной массы завала отвалом бульдозера, а также вытаскиванием и уборкой стрелой с манипулятором отдельных деревьев, затрудняющих работу бульдозера (как правило торчащие выше уровня отвала или создающие угрозу повреждения элементов и узлов машины). Отвал бульдозера при этом устанавливается в двухотвальное положение, а стрела с манипулятором разворачивается и устанавливается захватом впереди отвала.

1398346442 18 img 0003

Проходы в каменных завах в зависимости от их высоты и длины проделываются либо расчисткой до твердого основания при высоте завала до 50 см, либо, при большей высоте, устройством проезда поверху, для чего устраивается въезд и съезд с завала. При большой высоте завала его гребень обрушивается с помощью манипулятора, крупные обломки убираются в сторону или укладываются в аппарель.

1398346472 19 mr 2m a

В завалах в населённых пунктах ИМР проделывает проходы также как и в каменных завах. Но при этом по сторонам завала необходимо обрушить представляющие опасность элементы строений (стены), столбы, мачты и т.п.

Съезды к переправам ИМР-2 устраивает путем срезания береговой крутости (обрыва) или срезанием косогора. При срезании косогора полоса проезда устраивается в виде полувыемки — полунасыпи последовательным подрезанием косогора. Отвал при этом ставится в положение грейдера, а само подрезание выполняется крылом отвала, повернутым вперед.

1398358031 img 0002

Валку отдельных деревьев диаметром 20-40 см машина производит срезанием их отвалом под корень. Деревья диаметром более 40 см валятся манипулятором с одновременным или предварительным подрезанием корневой системы. Корчевание пней диаметром до 40 см производится подрезанием корневой системы путем заглубления отвала на 15-20 см за 2 м до пня.

1398346527 20 img 0004

Рытье котлована машина производит отвалом, установленным в бульдозерное положение, при последовательном возвратно-поступательном движении. Земля из котлована периодически перемещается на брустверы.

На радиоактивной и химически заражённой местности ИМР выполняет все виды вышеперечисленных работ, но при полной герметизации машины.

Источник

Оцените статью
Avtoshod.ru - все самое важное о вашем авто