Грузовой автомобиль грузоподъемностью полторы тонны в рассказе уроки французского

Контрольная работа по рассказу В. Г. Распутина «Уроки французского»

Контрольная работа по произведению В. Г. Распутина «Уроки французского»

1. Жанр произведения: а) мемуары (воспоминания), б) рассказ, в) повесть.

2. Название произведения говорит о том, что перед нами:

а) история дополнительных занятий по французскому языку,

б) рассказ об уроках нравственности и доброты,

в) рассказ юного героя о любимых уроках французского языка.

3. Действие в произведении происходит: а) перед Великой Отечественной войной,

б) во время Великой Отечественной войны, в) после Великой Отечественной войны.

5. Персонаж произведения, о котором герой говорит: «Все они были примерно тех же лет, что и я, кроме одного – рослого и крепкого, заметного своей силой и властью, парня с длинной рыжей чёлкой»: а) Птаха, б) Вадик, в) Федька.

6.Рассказчик, который ни с кем не дружил, считал, что главной причиной его одиночества является:

а) гордость, б) тоска по дому, в) скупость.

7. Рассказчик играл в «чику», чтобы: а) накопить деньги и отправить их в деревню.

б) завоевать авторитет у ребят, в) каждый день покупать молоко.

8. Говоря о характерных особенностях голоса учительницы и голосов односельчан («У нас в деревне говорили, запахивая голос глубоко в нутро, и потому звучал он вволюшку, а у Лидии Михайловны он был каким-то мелким и лёгким»; «… пока училась, пока приноравливалась к чужой речи, голос без свободы сел, ослаб…»), рассказчик употребил: а) антитезу, б) сравнение, в) аллегорию.

а) аллегорию, б) сравнение, в) антитезу.

10. Изображение учительницы и ученика («Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от неё, который я принимал за само дыхание…»; «… перед ней крючился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах… в перешитых из отцовских галифе… марких светло-зелёных штанах…») представляет собой: а) описание, б) рассуждение, в) повествование.

11. Словесные портреты главных персонажей находятся в тексте рядом. Стилистический приём, использованный автором в этом случае: а) сравнение, б) ирония, в) антитеза.

12. Юный герой считал французские слова: а) придуманы для наказания,

б) удивляют своей неповторимостью, в) совсем не похожи на русские слова.

14. По утверждению Лидии Михайловны, человек стареет, когда: а) перестаёт уливляться чудесам,

б) перестаёт быть ребёнком, в) доживает до преклонных лет.

15. Истинный смысл игры в «замеряшки»: а) желание учительницы вспомнить детство,

б) помощь учительницы способному, но голодному ученику,

в) стремление учительницы заинтересовать ученика изучением французского языка.

hello html m68123266

1. Грузовой автомобиль грузоподъемностью полторы тонны.
2. Злак для выпечки хлеба.
3. Добавка к картошке жителей деревни весной.
4. Центр административного района.
5. Имя шофера.
6. Крестьянское поселение.

7. Ценная бумага, по которой ее владелец ежегодно получает прибыль.

8. Основной продукт питания семьи главного героя рассказа.
9. Прозвище, данное герою в деревне.

Источник

Стилистически окрашенная лексика и её функции в рассказе «Уроки французского»

150773533319v19o

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ № 15» г. Братск

Стилистически окрашенная лексика и её функции в рассказе

Интерес к книгам огромен во всём мире. И разве для меня, как учителя, не важно, чем вызвано такое внимание к писателю, нашему современнику и соотечественнику, такое напряжённое ожидание каждого его произведения?

Произведения указаны в школьной программе по литературе. Задача литературного образования в школе – изучить литературу как словесное искусство, включающее в себя поэтическое творчество, отечественную и зарубежную литературу, что даёт возможность установить и осмыслить общечеловеческие ценности.

Выбор стилистически окрашенной лексики обусловлен тем, что в рассказе «Уроки французского» это языковое средство оказывается доминирующим. Стилистически окрашенная лексика используется писателем в речевом типе рассказчика, в несобственно прямой речи героя, в прямой речи второстепенных персонажей.

Рассказ «Уроки французского» написан как воспоминание, возникает временная дистанция между временем события (детство, «тогда») и временем рассказа («теперь», рассказывает взрослый человек). Временная дистанция позволяет рассказчику посмотреть на себя со стороны. В субъектно-речевом типе рассказчика время от времени появляется не собственно-прямая речь, передающая его мысли.

В рассказе есть контексты, которые принадлежат автору. Обобщающие средства вводятся для того, чтобы скрыть личную причастность субъекта к происходящему. В то же время эти контексты ритмически упорядочены. Ритм в них – эмоциональный отклик повествующего субъекта на высказываемое. Этот ритм и выдаёт личную причастность автора к происходящему.

«Не знаю, как в математике, а в жизни самое лучшее доказательство – от противного».

«Откуда мне было знать, что никогда и никому ещё не прощалось, если в своём деле он вырывается вперёд? Не жди тогда он пощады, не ищи заступничества, для других он выскочка, и больше всех ненавидит его тот, кто идёт за ним следом».

«Я говорил искренне, но что поделаешь, если искренность нашу нельзя привязать верёвками».

Данный контекст включает два самостоятельных сложных предложения. Первое предложение – БСП, состоящее из двух частей: первое – одно знаменательное слово; второе – распространённое предложение, осложнено сравнительным оборотом, эмоционально окрашено. Второе сложное предложение состоит их двух СПП. Данные предложения близки по качеству слов, т. е по объёму. Все эти приёмы и создают ритм.

Таким образом, можно сказать, что автор тождествен рассказчику. Значит, повествование ведёт сам автор.

Рассказчик – взрослый человек, образованный и интеллигентный, речь его проста, раскована. Он художественно точно использует стилистически окрашенную лексику.

(Ср. брякать – 3. что. Неосторожно говорить то, чего не следует (разг.)

«Играли не все – то шестеро, то семеро, остальные глазели, болея в основном за Вадика».

(Ср. глазеть. 1. На кого-что (прост.). Смотреть из праздного любопытства.)

«По вечерам околачивался у чайной, на базаре, запоминая, что почём продают, давился слюной и шёл ни с чем обратно».

(Ср. околачиваться. 1. Прост. Ходить, находиться где – нибудь без дела, зря.)

При толковании приведённых слов в словаре содержится указание на нежелательность этих действий (см. брякать – неосторожно говорить чего не следует; глазеть – смотреть из праздного любопытства; околачиваться – находиться зря). Следовательно, в толковании значения этих слов содержится указание на принадлежность этих слов к рассудочно-оценочной лексике. В «Толковом словаре русского языка» под редакцией данная лексика имеет помету «разг.» или «прост.» и не фиксируется как оценочная. Но мы видим, и контекст сигнализирует о том, что в данных словах есть оценка.

Рассказчик не одобряет своего поведения в детстве, он слишком суров к себе самому. Это видно из лексических значений слов (зря; из праздного любопытства; то, из чего не следует). Взрослый рассказчик самокритичен. В оценке рассказчика – недовольство тем, каким он был в детстве («тогда»). Он строг не только к себе, но и к другим мальчикам. Вадика и его друзей он характеризует с отрицательной стороны.

«Через три дня Лидия Михайловна уехала. Накануне она встретила меня после школы и проводила до дому….И больше я её никогда не видел».

Рассказчик – выходец из определённой социальной среды – сохранил в языке следы своего происхождения. Стилистически окрашенная лексика в речи рассказчика указывает на его прежние речевые навыки. Он по привычке использует слова «райцентр», «полуторка», «чайная», «квартировать». Они употребляются непредумышленно и остаются незамеченными.

«И чтобы учиться дальше, мне пришлось снаряжаться из дому за пять километров в райцентр».

(Ср. райцентр – район (разг.). город или село-центр административного района внутри области).

«…в последний день августа дядя Ваня, шофёр единственной в колхозе полуторки, выгрузил меня на улице Подкаменной…».

(Ср. полуторатонка и полуторка (разг.). Грузовая автомашина грузоподъёмностью в полторы тонны).

«За неделю ранее туда съездила мать, уговорилась со своей знакомой, что я буду квартировать у неё,…».

(Ср. квартировать – 1. Проживать где-нибудь в квартире (разг., устар.)

«То же самое творилось с картошкой. Кто потаскивал – тётя Надя ли, крикливая, замотанная женщина, которая одна мыкалась с тремя ребятишками,…».

В словаре слово «мыкаться» толкуется через синоним скитаться (Мыкаться (разг.). Скитаться, подвергаясь невзгодам). В контексте же это слово употреблено в другом значении. Таким образом, автор хотел подчеркнуть, как тётя Надя испытывала лишения, невзгоды. Такое значение в контексте возникло под влиянием выражения «мыкать век (жизнь)».

«Небольшую речушку на десять рядов процеживали бреднями». Словарь даёт только прямое значение (процедить – пропустить (жидкость) для очистки через что-либо фильтрующее). В контексте глагол употребляется метафорически. Это оценочная метафора, а переносное значение слова может рождать оценку. Напрашивается вывод, что даже речка не могла прокормит людей. Люди, которые жили в военное время говорили, что во время войны почти не ловилась рыба. У большинства была надежда прокормиться за счёт реки, а рыба будто исчезла.

При характеристике директора рассказчик употребляет устаревший глагол «воздеть». (Воздеть (устар.) – поднять вверх руки ( в знак возмущения, мольбы, призыва к справедливости).

Этим глаголом рассказчик передал своё отрицательное отношение. Ему неприятен этот человек. «Мы кричали, перебивая друг друга, когда до нас донёсся удивлённый, если не сказать поражённый, но твёрдый, звенящий голос:

Мы замерли. В дверях стоял Василий Андреевич.

— Лидия Михайловна, что с вами? Что здесь происходит?

Лидия Михайловна медленно, очень медленно, поднялась с колен, раскрасневшаяся и взлохмаченная, и, пригладив голову, сказала:

— Я, Василий Андреевич, надеялась, что вы постучите, прежде чем входить сюда.

— Я стучал. Мне никто не ответил. Что здесь происходит? Объясните, пожалуйста. Я имею право знать, как директор.

— Вы играете на деньги с этим? – Василий Андреевич ткнул в меня пальцем, и я со страху пополз за перегородку, чтобы укрыться в комнате. – Играете с учеником?!Я правильно вас понял?

— Ну знаете…- Директор задыхался, ему не хватало воздуха. – Я теряюсь сразу назвать ваш поступок. Это преступление. Растление. Совращение. И ещё, ещё…я 20 лет работаю в школе, видывал всякое, но такое! И он воздел над головой руки».

В «Уроках французского» рассказчик очень строго относится к себе, и это даёт ему право относиться к Вадику и директору так же.

При помощи стилистически окрашенной лексики он выражает иронию, неодобрение, благодарность. Данная лексика помогает составить более полное представление о герое. Именно по лексике мы определяем, какой герой: злой или добрый, мудрый или глупый.

уделяет больше внимания внутреннему миру человека, а это представление об этом мы можем получить с помощью стилистически окрашенной лексики. После проделанной работы совсем по-другому смотришь на произведение, по-другому начинаешь его воспринимать.

Источник

Задания к рассказу Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского» (блок № 2) (6 класс)

Задания к рассказу Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского» (блок № 2) (6 класс)

Задание № 1 : по цитате определите, о каком герое из рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского» идет речь:

№ 1. «…потому и отправляла мне хлеб, что денег у нас не водилось…».

№ 2. «…часто ни с того ни с сего принималась вдруг кружиться голова…».

№ 3. «[голос] был каким-то мелким и легким, так что в него приходилось вслушиваться…».

№ 4. «…большеголовый, стриженный под машинку, коренастый парень, по прозвищу…».

№ 5. «Подходя к камню, чуть приседал, прищурившись, наводил шайбу на цель и неторопливо, плавно выпрямлялся…».

№ 6. «…писал за старух и читал письма, перебрал все книжки…».

№ 7. «…помог занести в дом узел с постелью, ободряюще похлопал на прощанье по плечу и укатил».

— Дядя Ваня, колхозный шофер.

№ 8. «…не пошел за молоком, а разменял ее на мелочь и отправился на свалку».

№ 9. «…в третьей четверти он вдруг, как снег на голову, свалился на наш класс».

№ 10. «Он шел к валуну после всех, когда полная картина очередности была у него перед глазами…».

№ 11. «Быстро проигравшись, он исчезал и появлялся снова не скоро».

— Тишкин – одноклассник рассказчика.

№ 12. «Утром … со страхом смотрел на себя в зеркало: нос вспух и раздулся…».

№ 13. «…по праву классного руководителя, интересовалась нами больше других учителей…».

№ 14. «…так и спрашивал провинившегося, что бы он ни натворил…: «Что тебя побудило заниматься этим грязным делом?»

— Директор школы Василий Андреевич.

№ 15. «…наступил ногой на одну из рассыпавшихся по сторонам монет».

№ 16. «Учился … хорошо, в школу ходил с удовольствием…».

№ 17. «Все же раза два она подкладывала мне в письмо по пятерке…».

Задание № 2 : объясните значение следующих слов из рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского», используя «Материал для справок»:

Лексическое значение слова

грузовая автомашина грузоподъемностью в полторы тонны

небольшое углубление на поверхности картофельного клубня

некрасивый, непривлекательный на вид, невзрачный

вид ценной бумаги, предоставляющей право на получение дохода в виде выигрыша

небольшой невод, которым ловят рыбу в мелководных местах, идя вброд

одна партия какой-либо игры

небольшой тяжелый диск, употребляемый при игре в хоккей

крепкого сложения, широкоплечий, но невысокий (о человеке)

сторона монеты, обратная стороне с гербовым изображением

Задания к рассказу Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского» (блок № 2)

Задание № 1: по цитате определите, о каком герое из рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского» идет речь:

№ 1. «…потому и отправляла мне хлеб, что денег у нас не водилось…». № 2. «…часто ни с того ни с сего принималась вдруг кружиться голова…». № 3. «[голос] был каким-то мелким и легким, так что в него приходилось вслушиваться…». № 4. «…большеголовый, стриженный под машинку, коренастый парень, по прозвищу…». № 5. «Подходя к камню, чуть приседал, прищурившись, наводил шайбу на цель и неторопливо, плавно выпрямлялся…». № 6. «…писал за старух и читал письма, перебрал все книжки…». № 7. «…помог занести в дом узел с постелью, ободряюще похлопал на прощанье по плечу и укатил». № 8. «…не пошел за молоком, а разменял ее на мелочь и отправился на свалку». № 9. «…в третьей четверти он вдруг, как снег на голову, свалился на наш класс». № 10. «Он шел к валуну после всех, когда полная картина очередности была у него перед глазами…». № 11. «Быстро проигравшись, он исчезал и появлялся снова не скоро». № 12. «Утром … со страхом смотрел на себя в зеркало: нос вспух и раздулся…». № 13. «…по праву классного руководителя, интересовалась нами больше других учителей…». № 14. «…так и спрашивал провинившегося, что бы он ни натворил…: «Что тебя побудило заниматься этим грязным делом?» № 15. «…наступил ногой на одну из рассыпавшихся по сторонам монет». № 16. «Учился … хорошо, в школу ходил с удовольствием…». № 17. «Все же раза два она подкладывала мне в письмо по пятерке…».

Задание № 2: объясните значение следующих слов из рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского», используя «Материал для справок»:

(1) Полỳторка, (2) глазок, (3) неказистый, (4) облигация, (5) брéдень, (6) кон, (7) валун, (8) шайба, (9) коренастый, (10) решка.

Источник

Уроки доброты В. Распутина: рассказ «Уроки французского»

149987593976lvk

ОГКУСО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей Свердловского района» г. Иркутска

Уроки доброты В. Распутина: рассказ «Уроки французского»

Возраст детей: 11-14 лет

воспитатель высшей квалификации

Уроки доброты В. Распутина по рассказу «Уроки французского»

    раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В. Распутина; формировать умение анализировать художественное произведение, развивать коммуникативные навыки; способствовать воспитанию этических норм взаимоотношений учащихся воспитанников.

Слово воспитателя Сегодня у нас не совсем обычное занятие. Мы будем говорить не только и не столько о литературе, а обратимся к нравственным проблемам, которые были актуальны во все времена и останутся такими до тех пор, пока будет существовать род людской.

? Давайте вспомним значение слов “этика”, “нравственность”, “милосердие”, “гуманность”.

? На примере каких произведений мы с вами уже рассматривали этику взаимоотношений детей?

Каждая группа получает высказывание, читает его и объясняет смысл прочитанного

“Чем человек умнее и добрее, тем больше замечает он добра в людях”.()

«Хорошего сердца и правильной души так не достает нам, что чем больше наши герои и мы будем жить, тем лучше для нас будет. ()

«Читатель учится у книг не жизни, а чувствам. И прежде всего доброты, чистоты, благородства». ()

    Детские годы.
    родился 15 марта 1937 года в Сибири. В. Распутин писал в 1974 году в Иркутской газете: «Я уверен, что писателем человека делает его детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать то, что дает ему затем право взяться за перо. Образование, книги, жизненный опыт воспитывают и укрепляют в дальнейшем этот дар, но родиться ему следует в детстве». Поистине, как говорил В. Гюго, «начала, заложенные в детстве человека, похожи на вырезанные на коре молодого дерева буквы, растущие, развертывающиеся с ним, составляющие неотъемлемую часть его». А начала эти, применительно к В. Распутину, немыслимы без влияния самой Сибири – тайги, Ангары, без родной деревни, частью которой он был. Сибирь впервые заставила задуматься о взаимоотношениях между людьми; без чистого незамутненного народного языка.

Детские годы будущего писателя пришлись на трудные военные и послевоенные годы. Детство в глухой сибирской деревне Усть-Уда было безрадостным. Ребятишки были лишены всех маленьких радостей и удовольствий, доступных современным детям. Особенно плохо было с

питанием. Денег не было. Питались тем, что удавалось запасти летом: картошкой, грибами, хлебом. Часто до весны этих запасов не хватало. Тогда начинали есть, что придётся: глазки проросшей картошки, ростки молодой травы, какие-нибудь съедобные корешки. Одежду матери перешивали из обносков одежды взрослых, обувь тоже донашивали чужую, а летом обходились и без неё. Не было учебников, тетрадей, ручек, но было жадное желание учиться, желание постичь этот огромный мир во всех его проявлениях. Учиться, во что бы то ни стало.

    Годы учения и становления писателя.

Окончив 4 класса в Аталанке, Распутин хотел продолжить учебу. Но школа, в которой были пятый и последующие классы, находилась в 50 км от родной деревни. Необходимо было перебраться туда жить, причем одному.

Окончил школу, потом Иркутский государственный университет, работал журналистом, уже в первых сборниках повестей и рассказов стремился создать обобщённый образ молодого человека.

Окончив в 1959 году филологическое отделение Иркутского университета, он несколько лет работал в молодежных газетах Иркутска и Красноярска, много ездил по стройкам, часто бывал в селах. Первый рассказ “Я забыл спросить у Лешки” написан в 1961 году и помещен в альманах “Ангара”.

В 1965 году в Чите на совещании молодых писателей Сибири и Дальнего Востока рассказы Распутина получили высокую оценку и были выпущены отдельной книгой в Красноярске под названием “Человек с этого света”. Первый большой успех писателю принесла повесть “Деньги для Марии” (1967). Широкое общественное признание получили и другие произведения Распутина: повести “Последний срок”, “Живи и помни”, “Прощание с Матерой”. За повесть “Живи и помни” (1974) удостоен Государственной премии СССР (1977). Скончался в марте 2015 года.

В 1973 году написал повесть “Уроки французского”. Рассказ «Уроки французского» посвящен Анастасии Прокофьевне Копыловой, матери его друга и известного драматурга Александра Вампилова, которая всю жизнь проработала в школе. В основу рассказа легло воспоминание детской жизни, оно, по словам писателя, «было из тех, которые греют даже при слабом прикосновении к ним».Этот рассказ автобиографичен. Когда вышел в свет в 1973 году этот рассказ, учительница сразу узнала себя в нем, отыскала Валентина Григорьевича, несколько раз встречалась с ним.

В своих произведениях писатель исследует духовный мир современника. Его героям присущи деятельная доброта, совестливость, чувство ответственности за все, что происходит в мире. По словам писателя, “ есть такие понятия, как духовная память и духовный опыт человека, которые должны присутствовать в каждом из нас, независимо от нашего возраста. Это то главное и как бы высшее, дающее нам нравственное направление наперед”.

Чтение статьи В. Распутина «Уроки доброты».

? Какие ассоциации появляются у вас, когда вы слышите слово «доброта»?

Работа с ассоциациями:

Доброта, Щедрость Бескорыстие Отзывчивость Расположение к людям.

? На основе сделанных записей расскажите, как вы понимаете значение слова «доброта»?

Вывод: доброта – это качество характера человека, проявляющаяся в стремлении делать добро, отзывчивости, расположении к людям. Настоящая доброта бескорыстна.

Итак, мы с вами пойдем дорогою Добра по страницам произведения.

Вопросы для анализа произведения:

1.О чем повествует произведение “Уроки французского”?

2. Что привлекает вас в мальчике? В его характере? В каких эпизодах эти черты характера проявляются?

3. Как жилось мальчику в родительском доме и у знакомых?

4. Каковы были успехи героя рассказа в школе?

5. Как складывались отношения героя с окружающими его ребятами?

6. Как характеризует мальчика фрагмент с пропажей продуктов?

7. Каково было душевное состояние мальчика?

8. Что заставило мальчика играть в «чику» на деньги?

10. Каково было отношение мальчика к учительнице? (

11. Как вы объясните “непедагогический поступок”Лидии Михайловны?

12. Какие нравственные уроки преподает своему ученику Лидия Михайловна?

13. Прав ли герой, считая учительницу человеком необыкновенным?

Работа с нравственно – этическими понятиями: тяга к знаниям, нравственность, милосердие, зависть, голод, одиночество, корысть, гордость,

нужда, сострадание, самопожертвование, гуманность, доброта, учительница, герой, автор, дядя Ваня, жители деревни, Птаха, Вадик, тетя Надя и ее дети, директор, жители райцентра, мать.
Викторина.
1.Как называется произведение, в котором автор пишет о себе?(автобиографическое).
2. Назовите реку, на которой жил герой произведения? (Ангара).
3. Что прислала учительница в первой посылке? (макароны, гематоген).
4. Из чего были перешиты штаны героя? (из галифе).
5. Назовите главного игрока в деньги? (Вадик).
6. Что во второй посылке герой никогда не видел в реальной жизни? (яблоки).
7. Что не давалось мальчику в изучении французского языка? (произношение).
8. Во сколько лет началась самостоятельная жизнь мальчика? (в 11)
9.Сколько денег нужно было герою, чтобы купить молоко? (рубль)
— Сможете ли вы по описанию героев узнать, кто они?
10. Крикливая, замотанная женщина, которая одна мыкалась с тремя ребятишками? (тетя Надя)
11. Быстрым движением головы он забрасывал съехавшую челку наверх, небрежно сплевывал в сторону, показывая, что дело сделано…. (Вадик)
12. Однажды (…), в общем – то скупой, прижимистый старик, выиграв четыреста рублей, сгоряча нагреб мне ведро картошки – под весну это было немалое богатство. (дядя Илья)

Вопросы:
1. Грузовой автомобиль грузоподъемностью полторы тонны.
2. Злак для выпечки хлеба.
3. Добавка к картошке жителей деревни весной.
4. Ценная бумага, по которой ее владелец ежегодно получает прибыль.
5. Имя шофера.
6. Крестьянское поселение.
7. Центр административного района.

8. Основной продукт питания семьи главного героя рассказа.
9. Прозвище, данное герою в деревне.

Источник

Оцените статью
Avtoshod.ru - все самое важное о вашем авто