Грузовики на уборке урожая

Содержание

Как мы первыми в мире роботизируем кормоуборочные комбайны

Недавно мой коллега рассказал как мы роботизируем зерноуборочные комбайны и чему научились за этот сезон.

Начинается уборка кормовых культур и мы активно осваиваем кормоуборочную технику.
Кормоуборочный комбайн – технически более сложная и мощная машина. В связке с ним идут сразу несколько транспортных средств для сбора урожая (трактора с прицепом, грузовики, силосовозы). К работе на такой технике допускаются только опытные механизаторы, у которых за спиной несколько лет работы.

Работа на комбайне во время уборки кормовой кукурузы похожа на езду в машине в густом тумане, только вместо тумана на протяжении всего пути высокая зеленая стена из растений, из которой может выскочить кабан, столб или человек. Перемолов человека (история есть в моей прошлой статье), комбайнеры седеют и больше не могут работать. Кроме этого, в этом «зеленом тумане» надо суметь не врезаться в рядом едущий силосовоз, следить за точностью загрузки силоса с хоботом длиной до 7 метров, из которого вылетает по 50-60 кг силоса в секунду, и равномерно заполнять фургон, чтобы он не гонял полупустым туда сюда.

Фактически один комбайнёр работает за троих, следит за процессом уборки кукурузы (одно рабочее место), ведёт технику (второе рабочее место), загружает силосовоз (третье рабочее место). В итоге что-то страдает. Если плохо вести, можно сломать дорогую технику (минимальная цена кормоуборочного комбайна 16 млн рублей, есть модели и по 50 миллионов), поэтому обычно ухудшается качество уборки и загрузки.

Большую часть работы мы автоматизируем, сейчас расскажу какие сложности мы преодолеваем и что делаем.

Отсутствует видимость

Высота спелой кукурузы в среднем 2-2,5 метра, высота комбайна 2,5 метра, механизатор находится чаще всего на уровне чуть выше стоящего на земле человека и видит перед собой только растения, дальше своего носа он по сути уже не видит и так на протяжении всего рабочего дня, а это 12 часовая смена, немногие могут выдержать такое напряжение на глаза и держать темп сборки, а еще на пути могут выскочить кабанчики или столб!

Существуют комбайны, например KRONE, с телескопической кабиной, которая поднимается на высоту до 3 метров, или Acros RSM-142 высотой 4 метра, но это скорее исключение из правил.

Поэтому работать за таким комбайном могут только опытные комбайнеры, которые проработали уже 3-4 сезона.

Потери во время работы

В отличии от зерноуборочных, кормоуборочный комбайн не может хранить урожай в бункере, а сразу выдает его через выгрузной хобот в едущее рядом транспортное средство. Как я говорил, скорость выброса силоса может достигать 50 кг в секунду, в зависимости от модели комбайна, длина хобота при этом 5-7 метров. Немного отъехал от машины вбок или притормозил и потерял полтонны силоса за 10 секунд. В среднем до 7-10% урожая остается на поле. Потерянный силос никто уже не собирает, потери на ГСМ будут гораздо больше. На видео видно как высыпается силос, если немного сдвинуть хобот.

Равномерное заполнение фургона

В бригаде с одним комбайном до 7 машин, заполняется одна машина примерно за 20 минут. За день они могут совершить свыше 10 рейсов до силосной ямы. Все зависит от длины плеча доставки. Если поле рядом с ямой, то плечо короткое и можно совершить больше рейсов для выгрузки, если дальше, рейсов становится меньше и здесь становится очень важным правильное заполнение фургона (силосовоза), чтобы не возил воздух. Привез половину прицепа, считай потерял на топливе, комбайнер должен максимально правильно направлять хобот, чтобы равномерно наполнить силосовоз.

Что мы можем автоматизировать в кормоуборочных комбайнах?

Как уже говорилось выше, для работы на таких комбайнах допускаются только опытные комбайнеры. Почти все эффективные механизаторы обучались при СССР, после чего технологические секреты этой цивилизации были утеряны. Конкретно ослабло обучение, и приходящие «молодые», естественно, работают хуже. Это нормально почти для всех рабочих профессий, но конкретно здесь наш робот как нельзя больше востребован в первую очередь из-за этого эффекта.

Второе, наш робот видит кромку, препятствия на поле, видит другую технику. Работа комбайнера максимально упрощается, теперь он может следить за техническим состоянием комбайна, за калибровкой фракции кукурузы, которая наиболее подходит для данного типа скота.

Также наш робот может полно и равномерно, а главное точно заполнить силосовоз, это уменьшает потери на ГСМ и сводит потери на уборке к нулю.

Нормой считается потеря на уборке 7% урожая, если их свести к нулю, то поскольку силос делается в основном не для продажи, а для корма своего скота, мы можем уменьшить засев под кукурузу на 7% и отдать его под пшеницу, что более выгодно. Скажем если выделено 1000 га на кукурузу, из них 70 га отдать под пшеницу, то даже по минимальным оценкам при урожае в 30 центнер с 1 Га мы соберем 210 тонн, а это примерно 1,5 млн рублей прямой прибыли. При этом за счет более полной сборки уменьшается расход ГСМ за счет сокращения числа поездок от силосной ямы до поля.

Как мы обучаем нейронные сети для анализа сцен уборки кукурузы

Уборка кукурузы ведется с помощью специальных приставок для пропашных культур. Для этого случая предусмотрен режим работы, при котором комбайн пытается удержать жатку посередине междурядья. Получив карту сегментации кадра (сцены) и зная положение жатки, можно найти так называемую vanishing point и рассчитать отклонение зуба жатки от необходимого положения.

В отличие от пшеницы, где мы следим за краем убранного поля и ведем комбайн по кромке, здесь задача нейронной сети увидеть междурядье между растениями. Нейронная сеть прекрасно видит ряды между кукурузой, в отличии от человека, камера находится над культурой, и при этом она не устает.

Изображения приходят к нам в формате видео потока, либо отдельными изображениями. Данные обрабатываются и хранятся в Сognitive Agro Data Factory. Кроме сырых данных с камеры, здесь также присутствуют и целевые размеченные кадры, которые при необходимости можно добавить в обучающий датасет.

Для более точного подбора возможных сцен уборки урожая необходимо правильно скомпоновать обучающий датасет. Кроме реальных изображений, полученных с камеры в процессе уборки культур, используется подход генерации синтетических изображений с помощью процедуры аугментации на основе естественных изображений.

На вход сеть принимает 3-канальное RGB изображение. Далее в процессе обучения нейронной сети к входному тензору применяются яркостные/цветовые искажения в HSV пространстве, локальные искажения каналов в HSL пространстве – процедура добавления искусственных теней, геометрические искажения и добавление шумов. Подбор параметров аугментации – нетривиальная процедура, требующая детального анализа сцен, полученных в реальных условиях.

Обученная сеть способна выдавать сегментационные карты, определяющие междурядное пространство.

Уборка сенажа

Помимо силоса, кормоуборочные комбайны используют также для сбора сенажа, с помощью приставки подборщика. Процесс сбора аналогичный кукурузе, разница только в том, что комбайн идет по валку. Валок может не отличаться по цвету от общей массы и комбайнер часто может ехать вхолостую.

Например, на видео выше видно, что валок практически не отличим от травы и насколько точно надо комбайнеру вести машину по валку и при этом постоянно наблюдать за процессом загрузки сенажа в грузовик. Работа очень напряженная, к концу 12 часовой смены комбайнеры просто валятся с ног, с полной сменой справляются только при опыте от 3-4 сезонов работ.

Если комбайнер неопытный, то работа в холостую это потери на ГСМ. Кормоуборочный комбайн в отличие от зерноуборочного только 10% ГСМ тратит на движение самого комбайна, остальные 90% уходят на прорезку, измельчение, протяжку, швыряние силоса или сенажа. Поэтому очень важно работать с полной загрузкой комбайна.

Нейронная сеть отлично справляется с валком, пример того как сеть видит валки.

Здесь наша система может помочь комбайнеру в ведении комбайна по валку, также наш робот может полно и равномерно, а главное точно заполнить силосовоз, это уменьшает потери на ГСМ и сводит потери на уборке к нулю, комбайнер становится уже оператором комбайна, а всю работу берет на себя автопилот.

Сейчас осваиваем кормовую кукурузу, подсолнечник, сенаж. По окончании сезона, если интересно, расскажем как наши роботы справились с кормоуборочными комбайнами.

Источник

«Поливалки» и «подметалки» с 1930 года до наших дней (37 фото)

Коммунальная техника умеет многое. В ее обязанности входит целый перечень операций по приведению города в порядок: регулярная очистка, мойка и уборка территорий, коммуникаций и памятников, обслуживание и ремонт сложнейших систем электро-, водоснабжения и канализации, вывоз мусора и различных отходов в любое время года и в любых климатических зонах.

Первые советские подметальные машины ПУ-2 на шасси ГАЗ-АА на ночном дежурстве на московском Садовом кольце

История советской спецавтотехники подметально-поливочной категории начиналась с переделки полуторок и трёхтонок. В КБ Управления благоустройства Москвы (УБМ), подглядев на опыт немцев, создали достаточно совершенный подметальный автомобиль ПУ-2 на шасси грузовика ГАЗ-АА.

Применение ПУ-2 в зимнее время в Ленинграде,

Автомобиль получился большим, негабаритным и работал в основном по ночам. И хотя точных сведений о конструкции его не сохранилось, известны несколько деталей: ПУ-2 был оборудован широкой задней щёткой и двумя боковыми. Последние были разнесены по обеим сторонам кузова. Благодаря этому обеспечивалась широкая полоса уборки.

ПУ-2 с разнесенными в стороны кожухами боковых щёток и удлиненными бамперами

В 1938-м их неповоротливые ПУ-2 заменили на более удобную модификацию ПУ-5.

Упрощенная подметальная машина ПУ-5 с открытым расположением двух боковых щёток, 1938 год

А в 1945-1946 годах на основе ПУ-5 было собрано 20 известных машин с характерным остроконечным передком. Эта спецтехника ПУ-7 была производительной и с ее помощью коммунальщики способны были убирать до 20 тысяч кубометров грязи в час.

Если взглянуть на конструкцию этого автомобиля, можно заметить, насколько она была продуманной. Во-первых, наличие щеток. Они были подвешены не только с боков, но и сзади. Боковые выметали мусор вдоль тротуаров, задняя круглая щетка была основной и предназначалась для уборки проезжей части.

Опытная машина конструкции НАТИ на шасси ЗИС-5 с V-образной цистерной, основной щёткой в колесной базе и правой лотковой с электроприводом, 1940 год

Кроме этой техники с 1936 года для коммунальных работ использовали доработанные пятитонные грузовики ЯГ-4 с характерными узкими и удлиненными бамперами.

Моечная машина ПМ-4 на шасси ЯГ-4 с увеличенным объёмом цистерны и двумя насадками, 1936 год

Их оснащали водяными цистернами вместимостью от 4 до 5,5 тысяч литров, центробежным насосом с приводом от трансмиссии автомобиля, двумя передними и двумя центральными разбрызгивающими соплами для очистки крупных территорий.

Поливочная машина МПЛ-4 с цистерной уменьшенной ёмкости и двумя боковыми соплами, Невский проспект, Ленинград

С 1939-го на почти 60 грузовиках ЯГ установили щётки для мойки тротуаров и плужные снегоочистители. И к началу 1941-го парк машин для уборки улиц столицы составлял 632 единицы.

ЯГ-6 с моечными соплами, 1940 год

ПМ-4 в зимней комплектации

Ярославские «поливалки» ПМ-4 очищают Садовое кольцо после марша немецких пленных 17 июля 1944 года, справа – машина ПУ-5

В 1945 году московский авторемонтный завод «Аремз» разработал новый поливочный автомобиль с прямоугольной цистерной на 3000 литрой воды.

Поливальная машина ПМ-6 на шасси ЗИС-5 с тремя передними насадками и пожарным насосом, 1945 год

ПМ-6 также был оснащен насосом центрального расположения и 3 передними соплами-насадками. В основе этой модели использовали ЗИС-5 военного образца.

Опытные ленинградские поливальные машины МПМ-2 с несколькими видами насадок и разбрызгивателей

В Ленинграде также собирали опытные образцы «поливалки» МПМ-2 на двух- и трехосных шасси с передней установкой насосного «оргáна», двумя поливальными насадками и четырьмя запасными, однако с появлением московской, более совершенной техники, работы по ним прекратились.

Серийная подметально-уборочная машина ПУ-20 на шасси грузовика ГАЗ-51

ПУ-20 для уборки городских улиц и территорий с улучшенным дорожным покрытием

Серийная «подметалка» ПУ-20 предназначалась для уборки городов с хорошими дорогами. Все ее «органы» компактно размещались в цельносварном кузове. Удаление мусора из бункера осуществлялось за счет открытия люков по бокам, откуда и высыпался смет.

Авто было оснащено баком на 1000 литров воды, которую под давлением подавали на подбамперные форсунки. Иными словами, это авто и подметало, и увлажняло дорогу.

ПУМ-2СД на шасси ГАЗ-63, 1957 год

В середине 1950-х в Москве стали испытывать принципиально новую «пневматическую» подметальную машину ПУМ-2СД. Она была создана на шасси ГАЗ-63 (4×4), за основу был взят немеций вариант Heuser.

Машина не имела системы увлажнения, а мусор засасывался в накопительный бункер при помощи сильного потока воздуха. Однако эта конструкция не была совершенной: долной герметичности добиться не удалось, и шумная и тихоходная машина передвигалась в облаках пыльной бури.

Авто пришлось дорабатывать, а точнее, полностью изменять. В 60-е в СССР появилась подметально-уборочная машина ПУ-53 на усиленном самосвальном шасси ГАЗ-53-02. По своей общей конструкции она была идентична предшественнику ПУ-20. Однако в авто были и новинки: эта круглогодичная техника была оснащена гидравликой, винтовым транспортером, двумя сменными контейнерами-мусоросборниками (емкостью 1,4 кубометра) вместо одного бункера у предшественника.

Конструкторы не изменили ширину захвата модели ПУ-53 и параметры водяного бака. Зато максимальная скорость авто возросла до 85 км/ч. Эту машину выпускали Экспериментально-механический завод Мосгорисполкома и Киевский экспериментальный завод «Дормаш».

ВПМ-53 с основной и лотковой щётками и всасывающим рукавом,1974 год

В 1966 году на заводе «Дормаш» начинается выпуск машин с более знакомым для нас экстерьером. Это были первые советские вакуумные подметально-уборочные машины ВПМ-53 на базе ГАЗ-53А. Их щетка была расположена под кабиной водителя. Она направляла смёт на лотковые щётки, которые в свою очередь забрасывали его во всасывающий рукав заборного сварного сопла пневматической системы. После этого мусор попадал в вакуумный бункер-циклон, создававшийся вентилятором высокого давления. Цельнометаллический кузов опрокидывался назад для разгрузки.

Большой на первый взгляд бункер имел емкость 1,6 кубометра, максимальный запас воды составлял 760 литров. Авто развивало рабочие скорости от 5 до 16,5 км/ч. Полная масса машины – 6,6 тонны.

ПМ-10 с передними и центральными соплами, 1957 год

Наряду с машинами, занимающимися уборкой, были разработаны и «поливалки», в функции которых входил лишь полив улиц. Первой опытной техникой этого назначения в 1955 году стала машина ПМ-8 на базе грузовика ЗИС-150. Это авто было оснащено закрытым цельнометаллическим кузовом. Через два года в КБ УБМ эту версию «поливалки» модернизировали и создали ПМ-10. Ее уже монтировали на грузовики ЗИС-150 и ЗИЛ-164.

Поливомоечные машины ПМ-10 на шасси ЗИС-150 с передним моечными насадками

Поливомоечная машина ПМ-10 на шасси грузовика ЗИЛ-164, 1959 год

Ширина поливочной полосы ПМ-10 составляла 18 метров. Рабочая скорость авто не превышала 20 км/час.

ПМП с седельным тягачом ЗИС-120Н и полуприцепом-цистерной, 1956 год

Эксперименты с поливочной техникой не прекращались, и на шасси грузовика МАЗ-200 появилась тяжёлая машина ПМ-9 с цистерной на 7,5 тысяч литров воды, а в Ленинграде создали целый автопоезд ПМП с запасом на семь тысяч литров.

Универсальная машина ПМ-130 на шасси ЗИЛ-130 с передними насадками и моющей щёткой, 1970-е годы

С появлением грузовиков ЗИЛ-130 поливочную технику стали создавать на их основе. ПМ-130 с карданным приводом от коробки отбора мощности центробежного одноступенчатого насоса, смонтированного на правом лонжероне рамы автомобиля, конечно, отличался от первых машин ПМ-10. На этом авто впервые не цельнолитой бак для воды, а отдельную сварную цистерну с передним передним водозаборным люком, двумя волнорезами и прибором для определения уровня воды. Кроме того, крыша кабины была оснащена прожектором для работы в сумерках и ночью, а с обеих сторон имелись пеналы для рукавов и наборов сопел.

Модернизированная поливомоечная машина ПМ-130Б на грузовике ЗИЛ-130-76, 1980 год

Во второй половины 70-х на улицах разных городов появились поливные машины АМ-130Б с чуть модернизированными второстепенными узлами.
Эти техника была способна обработать (полить) полосу 15-18 метров. Полная ее масса с водой и спецоборудованием достигала 11,5 тонн, рабочая скорость – 10-20 км/ч.

Комбинированная поливомоечная машина КПМ-3 с тремя мощными насадками и летней щёткой

На базе ЗИЛ-130 также создавались малоизвестные комбинированные поливальные машины разных моделей: КПМ-64, КПМ-3, КДМ-130/130А и др. Их часто применяли в службах по содержанию автомобильных дорог. Для этого авто оснащались сменным заказным оборудованием и проблесковыми фонарями. В разных комплектациях их масса составляла 5,2-5,8 тонн.

Подметально-уборочная машина КО-304 на шасси ГАЗ-53А для обработки лотков и пневматической подачей мусора в опрокидывающийся кузов-бункер, 1978 год

До настоящего времени эти коммунальные машины не дожили, хотя, возможно, они еще и встречаются в небольших городах, где нет денег на модернизацию спецтехники. Зато эти авто «оставили потомство», которое выпускалось вплоть до развала СССР.

Источник

Советская армия в «битвах за урожай»

varspot 4 3b3456535f994ac52afecbd6de939c90

«Целинные войска»

Непосредственной задачей Вооружённых сил СССР в ходе этой «битвы» было выделить личный состав и автомобильный транспорт для вывоза урожая с полей на элеваторы и в хранилища. Солдаты, которые в этом участвовали, вспоминают тяжёлый труд до 20 часов в сутки в течение нескольких месяцев, пока шла уборка. Офицеры же вспоминают жуткие хлопоты, мотание по войскам, проверку готовности всего и вся, контроль отправки эшелонов, убытие рекогносцировочных групп в сельскохозяйственные регионы страны, обустройство полевых лагерей, проблемы с водой, горячим питанием, запчастями и дисциплиной, чрезвычайные происшествия и восстановление «убитых» машин после возвращения в гарнизоны. Мы расскажем о том, как эта аграрная эпопея влияла на боеспособность советских вооружённых сил.

Прежде всего, боеготовность войск существенно снижалась дважды в году из-за особенностей их комплектования (весной и осенью — плановые демобилизация и призыв). С этой цикличностью научились справляться, и войска выходили на пик своей боеспособности к сентябрю. Поэтому на сентябрь чаще всего назначались итоговые учения и показные манёвры с участием союзников и иностранных наблюдателей. Но именно в этот период разгоралась «битва за урожай», отбиравшая огромное количество техники, водителей и лучших специалистов авторемонтной службы. Например, по состоянию на 1 сентября 1970 года в СССР на уборке урожая находилось 88 тысяч военных автомобилей, а на 1 сентября 1969 года — даже 95 тысяч!

Эта практика началась в 1956 году, когда в соответствии с постановлением Пленума ЦК КПСС «Об освоении целинных и залежных земель» от 2 марта 1954 года командование вооружённых сил приняло решение об оказании помощи труженикам села в уборке урожая. Ранее военнослужащих привлекали на колхозные поля лишь от случая к случаю, и это не было системным явлением. С 1956 года каждое новое постановление пленума ЦК КПСС всё шире вовлекало военных в решение проблем сельского хозяйства.

placeholder 7261d46df3caf14477184fd0ae63a12d0d76d89481141ec8f26d02a82c80da4e

«Борцы за урожай» сводились в так называемые оперативные группы. Начиная с 1970 года, вооружённые силы формировали по 53 оперативные группы с автобатальонами, которым ежегодно присваивались одни и те же номера (вплоть до 1992 года). Первый штат отдельного автобатальона был утверждён Начальником Главного организационно-мобилизационного управления Генштаба генералом армии С.М. Штеменко 24 июля 1964 года. Батальон мог состоять из трёх или четырёх автомобильных рот (соответственно 300 или 400 линейных грузовиков). Всего на батальон приходилось 46 офицеров, 599 солдат и сержантов, 8 легковых автомобилей, 400 линейных грузовиков, 6 грузовиков для хозяйственных нужд батальона, 10 автоцистерн, 1 водоцистерна, 4 войсковых автомобильных ремонтно-эксплуатационных мастерских (ВАРЭМ), 1 комплект ПАРМ-1, 1 санитарный автобус, 1 душевая установка, 1 машина-автоклуб, 4 кухни-автоприцепа, 16 очажных кухонь, 20 водомаслогреек.

В дальнейшем штат менялся в сторону увеличения количества линейных грузовиков до 500 единиц и усиления автономности батальона. Штатным расписанием стало предусматриваться по два водителя на каждый линейный грузовик. В 70-80-х годах это были, в основном, ЗиЛ-130, «Урал», ЗиЛ-157 и ГАЗ-66 с нарощенными бортами, чтобы перевозить не менее 3 т зерна. Основной «боевой единицей» считалась автомобильная рота в составе управления роты, трёх автомобильных взводов, одного взвода обеспечения (отделения продовольственного, технического и вещевого обеспечения, отделение обеспечения ГСМ).

«Почётная миссия»

Подготовка разворачивалась весной, отправка эшелонов — летом, а в конце октября-начале ноября опергруппы начинали возвращаться в гарнизоны. Вся эпопея занимала до шести месяцев. Места работы опергрупп были разбросаны по огромным пространствам в четырёх союзных республиках: РСФСР, УССР, КазССР и УзССР. Уборка урожая начиналась на юге страны, а потом постепенно перемещалась на север и в Сибирь, поэтому за сезон опергруппа дважды-трижды меняла место работы. На Кубани обычно работало больше десятка опергрупп из разных военных округов. В Казахстане в урожайные годы на одну область могло приходиться четыре-пять таких групп, а больше всего машин всегда выделялось для Кустанайской области (традиционно здесь работали автомобилисты из Прибалтийского военного округа, в 1964 году отмеченные Памятным красным знаменем Кустанайского обкома КПСС).

От почётной миссии борьбы за урожай в Вооружённых силах СССР не мог отказаться никто — задействовались даже ВДВ и группы войск, находившиеся в Центральной Европе на передовой борьбы с империализмом. Например, Южная группа войск в Венгрии формировала оперативную группу трёхбатальонного состава (до 1,5 тысяч автомобилей и около 5 тысяч человек) — так, в 1982 году они отправились из Венгрии в северо-западную часть Краснодарского края. Всё руководство группы было набрано из состава ВВС, один из батальонов также сформировали из авиационных частей, а два других автобата были общевойсковые.

Крупные военные округа формировали по несколько оперативных групп. Например, Киевский военный округ ежегодно формировал четыре оперативных группы для отправки на уборку урожая в Южную Сибирь (в 1971-1972 годах — в Красноярский край). В ГДР каждая советская дивизия формировала отдельный автомобильный батальон по 500 автомобилей — местом их работы обычно был Казахстан.

Ракетные войска стратегического назначения выделяли семь оперативных групп — по одной от каждой ракетной армии и одну сводную от соединений центрального подчинения. Например, 50-я ракетная армия формировала группу четырёхбатальонного состава (2 тысячи автомашин) и участвовала в уборке урожая в Пензенской, Саратовской, Брянской, Ростовской и Новосибирской областях, а также Краснодарском крае.

Оперативная группа ВМФ состояла из четырёх батальонов — по одному от каждого флота. Начиная с 1965 года, эти батальоны собирались из морской пехоты Тихоокеанского флота (390-й полк морской пехоты), с 1975 года к ним присоединились черноморские морпехи. Обычно морская пехота выделяла по одной автомобильной роте от каждого флота. В мае 1982 года впервые получила задачу сформировать свою автороту 336-я отдельная бригада морской пехоты Балтийского флота (около 100 машин и более 200 человек). При этом командование автобата состояло из представителей ВВС Балтийского флота, а остальные роты были сборными со всего флота.

Каждая воздушно-десантная дивизия выделяла по одному сельхозбатальону в составе 500 автомашин и 1300-1500 человек. Пожалуй, только реально воевавшая группировка войск в Афганистане освобождалась от участия в продовольственной программе, но у неё хватало собственных хозяйственных забот.

В военных округах, на оперативной территории которых должны были работать батальоны «борцов за урожай», по приказу министра обороны, начиная с 1971 года, создавались специальные временные штабы под руководством заместителя командующего округом. Это было связано с тем, что в несколько округов (прежде всего, Среднеазиатский, Приволжский, Сибирский, Северокавказский, Туркестанский и Одесский) одновременно прибывала большая масса войск. Например, в Среднеазиатский военный округ ежегодно прибывали на работу несколько десятков автобатов — в среднем 50 тысяч автомобилей. В 1971 году их прибыло 54 тысячи, а в 1973 — даже 63,5 тысячи. Численность прибывавшего в Казахстан личного состава достигала 130 тысяч человек, временно увеличивая общую численность войск на территории округа почти вдвое. Размещение этой массы, руководство и обеспечение возлагались на принимающий округ. Он же обеспечивал связь с местными властями, начиная с ЦК компартии и совета министров республики и до председателей колхозов и совхозов. Поэтому нет ничего удивительного, что с таким опытом уборочных кампаний Среднеазиатский и Туркестанский военные округа успешно справились с задачами транзита и обеспечения войск, воевавших в Афганистане.

Оборона страны без солдат и автомобилей

«В войсковых частях и учреждениях, расположенных на территории Округа, имеется в наличии всего 6434 грузовых транспортных строевых и учебных автомобилей. В это число входят автомобили строительных частей (570 штук или 9% от общего количества), железнодорожных корпусов (750 штук или 12% от общего количества), ракетных войск, центральных баз, складов, полигонов и т.п. (1600 штук или 24% от общего количества). Согласно Ваших указаний Округ на уборку урожая отправил 3459 грузовых бортовых автомобилей, или практически подавляющее большинство автомашин мотострелковых и танковых дивизий и частей боевого обеспечения. В частях округа осталось всего по 3-8, а в соединениях по 30-35 грузовых автомобилей».

Случись война в момент этой «битвы за урожай», и войсковое имущество, боеприпасы и горючее погибли бы на складах и в гарнизонах, как в 1941 году. Их просто некому было бы вывезти и рассредоточить, а в войсках некому было бы их принять. Возимый боекомплект в частях и соединениях превратился бы в «носимый» или «стационарный». О выдвижении войск из внутренних военных округов на фронт в Центральную Европу в соответствии с их оперативным предназначением не могло быть и речи.

Ко всему прочему, в войсках просто не имелось достаточного количества водителей и специалистов по обслуживанию и ремонту автотракторной техники, чтобы укомплектовать опергруппы. Поэтому военные комиссариаты по всему СССР получали наряды штабов округов на комплектование автобатов при помощи призыва военнообязанных для прохождения кратковременной переподготовки. Например, военный комиссариат Курганской области (Уральский военный округ) ежегодно отбирал и направлял в войска 600-800 таких «партизан». В автобатах, укомплектованных бойцами групп войск за рубежом, морской пехотой и ВДВ, «партизаны» составляли от 30 до 50% личного состава. Они даже не попадали в свои войсковые части, а сразу направлялись в колхозы по местам назначения автобатов. Нет нужды говорить, что военнообязанные негативно относились к такой переподготовке. Это провоцировало рост количества чрезвычайных происшествий и дисциплинарных проступков, которые «вешались» на статистику соединения, сформировавшего «целинный отряд».

Становится понятно, почему некоторые командующие армиями и даже группами войск весьма туманно представляли себе особенности своего ТВД и противостоявших им войск противника, не могли нанести обстановку на карту и внятно сформулировать своё решение. Они продвигались по службе благодаря другим талантам, постепенно превращая Вооружённые силы СССР в гигантскую трудовую армию. Жёсткую и нелицеприятную оценку последствий участия войск в «битвах за урожай» высказал Министр обороны СССР Г.К. Жуков в своей докладной записке в ЦК КПСС №61с от 10 мая 1956 года:

Жуков просил освободить вооружённые силы от работ в народном хозяйстве и даже запретить обкомам, крайкомам и ЦК компартий союзных республик подавать просьбы выделить военнослужащих и технику, кроме случаев, связанных со стихийными бедствиями. Реакция была ровно обратной: формально партия несла ответственность перед советским народом не только за оборону, но и за все аспекты жизни и строительства социализма. Вскоре Жукову пришлось покинуть пост министра обороны, а войска продолжали выполнять распоряжения центральных и местных органов партии вплоть до последних дней существования СССР. Например, 1237-й отдельный автобатальон Черноморского флота в горячие дни августа 1991 года, когда завершалась история СССР, находился на уборке урожая в Чечне и Краснодарском крае. А рота морских пехотинцев-черноморцев встретила известие о распаде Союза на уборке картофеля в Черниговской области.

По материалам книги автора «Тень ядерной войны над Европой. Обзор оперативно-стратегического планирования НАТО и Варшавского Договора».

Источник

Оцените статью
Avtoshod.ru - все самое важное о вашем авто