Грузовик с цистерной как называется

Содержание

Классификация грузовых автомобилей

Дата публикации — 03.05.2018

news d55115f328b212cf529feab220f984a2

Грузовой автомобильный транспорт – популярный вид техники, используемый для перевозки грузов: неопасных и различной степени опасности, стандартных габаритов и массы, крупногабаритных и тяжеловесных, навальных, насыпных, в контейнерах и цистернах. Широкий перечень грузовых авто позволяет выбрать вариант, подходящий для транспортировки конкретного вида груза и объема партии. По типу кузова различают открытые и закрытые грузовые автомобили.

Классификация грузового транспорта с открытым кузовом

Такие автомобили пригодны для транспортировки грузов общего назначения, кроме наливных без тары. Выпускаются в широком ассортименте по грузоподъемности, проходимости и другим параметрам.

На базе шасси и прицепа или седельного тягача и полуприцепа создают лесовозы-сортиментовозы – технику, удобную для транспортировки длинномерной древесины – 2, 4, 6 м.

Классификация грузовых автомобилей с закрытым кузовом

Автофургоны изготавливают в виде одиночных автомобилей либо с одним или двумя прицепами. Грузовая техника общего назначения с закрытым типом кузова используется для перевозки почты, посылок, мебели, специализированные виды – для транспортировки охлажденной или замороженной пищевой продукции, медикаментов, свежесрезанных цветов, парфюмерии.

Виды кузовов-фургонов:

К этой категории можно отнести микроавтобусы – транспортные средства, которые могут быть пассажирскими, грузопассажирскими и просто грузовыми.

Специализированная грузовая автотехника

Для транспортировки и кратковременного хранения жидкостей (воды, молока, кваса, нефтепродуктов), сыпучих веществ и сжиженных газов используются автоцистерны, которые выпускают в следующих вариантах:

Виды прицепов и полуприцепов

Грузовая техника с прицепами и полуприцепами удобна тем, что при поломке тягача прицепное устройство можно присоединить к другой технике без перегрузки. Прицеп – это транспортное средство, не имеющее собственного двигателя. Предназначается для формирования автопоездов. Отличается от полуприцепа опиранием на собственные оси. Прицепы бывают следующих типов:

Полуприцеп – разновидность прицепа, опирается на тягач с помощью сцепного механизма. Полуприцепы имеют два или три осевых элемента. Одна ось является подъемной, ее задействуют только при перевозке тяжеловесных материалов и конструкций. Полуприцепы бывают:

В одном автопоезде могут присутствовать прицепы и полуприцепы.

Другие классификационные признаки

Помимо конструкции кузова, грузовые автомобили различаются и по другим признакам.

По количеству осей

Двух-, трех-, четырех-, пятиосные и более. Этот параметр оказывает влияние на грузоподъемность и учитывается при получении допуска на проезд по той или иной автодороге. Для транспортировки тяжелых грузов на дальние расстояния используют грузовые автомобили с тремя и более осями.

По осевым нагрузкам

При определении этого параметра учитывают наиболее загруженную ось:

По колесной формуле

Первая цифра обозначает общее количество колес, вторая – число ведущих колес. Сдвоенные колеса обозначаются как одно.

По типу топлива

На бензине, дизельном топливе, газе.

По грузоподъемности

Этот один из наиболее важных параметров, учитываемых при выборе автомобиля для транспортировки груза. Классы грузовиков по грузоподъемности:

Список классификационных признаков можно продолжить, исходя из конструкционных и эксплуатационных особенностей автомобиля, функционального назначения, характеристик перевозимых грузов.

Источник

Виды грузового транспорта: какие типы большегрузных автомобилей бывают

Автотранспорт – основа современных грузоперевозок. Его задействуют повсеместно, даже если транспортировка груза осуществляется посредством железных дорог, воздушных или морских путей. Ведь перевезти товар до вокзала, аэропорта и любого другого пункта назначения без грузовика невозможно. В нашей статье мы подробно расскажем, какие виды грузового транспорта есть, и для чего предназначен каждый из них.

Деление большегрузных авто на классы

Классификация – это условное разделение всех видов грузового автотранспорта на группы согласно их технических характеристикам, размерам, особенностям производства и эксплуатации. Существует такая градация не случайно: выбранный вами автомобиль прослужит намного дольше, если использовать его по назначению и соблюдать все рекомендации производителя. Кроме того, и с ремонтом, и с покупкой запчастей, и даже резины проблем у вас будет меньше.

Отличия по числу осей

Грузовой автомобиль — это техсредство, у которого может две, три, четыре и более осей, на которых и располагаются колесные пары. От количества осей напрямую зависит объем груза, который машина способна транспортировать, а также ее допуск на определенную автодорогу. При этом грузоподъемность грузовиков и фур прямо пропорциональна числу осей.

По нагрузкам оси

Чтобы сохранить дорожное покрытие в целости, некоторые городские дороги предусматривают ограничение передвижения большегрузов. Так, при ограничивающем знаке в 6 тонн на ось 3-осный состав общим весом 23 т не допускается к движению (из расчета по 6,7 на каждую). Зато четырехосный уже не подпадает под запрет, так как в итоге на осевую основу приходится по 5,75.

Стоит уточнить – масса перевозимого груза должна быть равномерно распределена, иначе значение нагрузки на оси может разниться. На одном будет, например, 5, а на другом 6,5, что уже выступает превышением допустимой нормы, а значит, авто не будет допущено к проезду.

По колесной формуле

Существует также подразделение автотехники по числу колес. Первое числовое значение — сколько всего колес, второе — непосредственно ведущие:

По составу

Большегрузные автомобили – машины, подразделяющиеся на одиночные ТС и автопоезда. К первым относятся техсредства с объединенными кузовом и кабиной. Вторые представляют собой тягач и присоединенный к нему полуприцеп или прицеп.

Прицепное средство не имеет двигателя и передвигается за счет тяги самого грузовика. Масса транспортируемых товаров распределяется только на его оси. При использовании полуприцепного варианта вес должен быть распределен между его осевыми основами и большегрузом (в данном случае присоединение к фургону не допускается).

Наша продукция

VEZIKOLESA%201

VEZIKOLESA%202

VEZIKOLESA%208

По характеристикам используемого горючего

Типы и виды грузовых транспортных средств определяются разновидностью используемого для них топлива, отсюда классификация позволяет выделить бензиновые грузовики, дизельные и авто, работающие на газе.

Дизель — самый распространенный вариант горючего для большегрузов. Его отличают внушительные показатели производительности и экономичность. Такие машины расходуют на 5-10% меньше автотоплива. Благодаря данной экономии удается существенно снизить стоимость транспортировки.

Кроме явных экономических плюсов, есть и экологические преимущества. Продукты переработки дизельного топлива менее токсичны, тем выхлопы бензиновых моторов.

Однако в пределах города за тишину и повышенную маневренность особо ценятся автомобили, работающие на бензине. Они менее чувствительны к резким сменам температурного режима, что в зимний период выступает весьма полезным качеством.

Среди видов и типов грузовых авто известны также грузовики для перевозок с газобаллонным оборудованием. Данная категория считается самой экономичной. При этом, встретить такой большегруз — редкость. Производят их довольно мало, да и соответствующих заправочных станций — всего ничего.

Бензиновый двигатель станет прекрасным решением при покупке ТС общим весом до 3,5 тонн. Дизельный подойдет для транспортировки большего объема на дальние расстояния.

Отличия в грузоподъемности

Основная характеристика, которую стоит взять во внимание. Она определяет предельно допустимый вес перевозимых товаров. Для легковых машин, к примеру, значение имеют иные показатели.

Согласно классификации автотранспорт может быть:

Малотоннажным. Эти виды и типы автомобильного грузового транспорта для перевозки грузов представлены в основном 2-осными моделями. Чаще всего их задействуют на внутригородских сообщениях. Такие авто весьма удобны для перемещения продуктов питания, промышленных изделий, строительных материалов, бытовой техники, мебели и т.д.

Средней грузоподъемности. Широкое распространение такие ТС получили в сфере осуществления междугородних перевозок. Они отличаются экономией топлива, повышенными маневренными качествами. А также способны перевозить внушительные объемы.

Высокотоннажным. Им обладают автомашины для транспортировки наиболее объемных и тяжеловесных объектов. Почти во всех авто, предназначенных для перемещения между городами и странами, предусмотрены спальные места для водителей.

С особо большой грузоподъемной способностью. Данные виды машин и автомобилей для грузоперевозок, представлены трехосными, четырехосными и более автопоездами. Сфера применения — перемещение наиболее тяжелых грузов на большие расстояния.

Выбирая грузовой автомобиль, учитывайте не только его допустимую предельную массу. Так, совершенно нет смысла покупать «тяжеловеса» для доставки продуктов в близлежащие регионы. Помните, что 20-тонник, транспортирующий в рейс по 3-5 тонн, — это не рентабельно. Расходы на горючее в разы перекроют получаемую от небольшого оборота выгоду.

По кузовной конфигурации

При выборе техники, самой простой и понятной классификацией кузова автотранспорта может быть разделение на:

Каждый тип при этом может иметь целый ряд подтипов. Более подробно на них мы остановимся ниже в статье.

По полной массе

Общий вес ТС рассчитывается из совокупности самого авто, груза и экипажа. Классификация в данном случае представлена транспортом с весовыми показателями:

В пределах 1,2 тонн. Чаще всего это маленькие фургоны или микроавтобусы, задействованные во внутренних грузоперевозках. Их грузоподъемность обычно не превосходит 0,8 т.

От 1,2 до 2 тонн. Это грузовой транспорт, который по параметрам почти аналогичен описанному выше.

От 2 до 8 тонн. Небольшие автомобили, способные осуществлять транспортировку на более протяженные расстояния. В некоторых для удобства предусмотрены спальники.

В пределах 8-14 тонн. Активные участники междугородних и международных рейсов.

14-20 т. Серьезные большегрузные техсредства, представленные машинами с двумя, тремя и четырьмя осями.

20-40 тонн. Согласно определению грузовика, как средства для транспортировки, данные тяжеловесы представлены тягачами с прицепами. Чаще всего их применяют для международных перевозок.

Больше 40 т. Эта категория состоит из прицепных автопоездов, доставляющих груз в отдаленные точки на внутригосударственных и международных линиях.

Автотехника и разнообразие ее видов

Как широко разнообразие перевозимых грузов, так и велик выбор техники под них. Для жидких и сыпучих веществ подбираются специализированные авто, для габаритных и тоннажных предметов – мощные тягачи и прицепы. Вот почему наиболее популярными сегодня являются 5 основных видов автотехники.

Спецтехника

Этот особый вид техники был и остается самой сложной среди всех транспортных средств и по конструктиву, и по условиям эксплуатации. Например, к ней можно отнести автомобили для перевозки и непродолжительного хранения жидких веществ, сыпучих смесей, сжиженных газов. Как правило, это автоцистерны, которые могут быть:

одиночными с прицепами;

Тягачи

Самоходные ТС, оснащенные мотором. Их используют для буксировки прицепных средств. Очень распространены «седельные» варианты. С их помощью перемещают полуприцепы, которые закрепляются к автотранспорту посредством специального седельно-сцепного устройства. Такой формат сцепки обладает ощутимыми преимуществами перед цельными конструкциями. Повышенная грузоподъемность, хорошая маневренность, возможность транспортировать длинномерные грузы, а также заменить саму машину без перегрузки — все это делает тягачи лучшим вариантом автотранспортировки.

Фургоны

Интересуясь, что такое грузовой автомобиль и какая бывает грузоподъемность автомобильного транспорта, нельзя упустить из виду и эту категорию ТС. Авто фургонного типа объединены с крытым тентованным или металлическим кузовом полностью. Благодаря тенту или корпусу из металла груз удается уберечь от грязи, пыли, воздействия окружающей среды.

Популярные товары

425 85 r21 kama 1260 2

425 85r21 nortec tr 1260

425 85r21 tyrex crg power o 184

Полуприцепы

Подвид прицепных машин. Передней частью они крепятся к грузовику посредством сцепного механизма. Благодаря ему они также оказываются подвижными. Если вдруг ТС сломается, из полуприцепа ничего выгружать не нужно, следует просто взять другой грузовик.

Прицепы

Они не опираются на тягач, устойчивость обеспечивается собственными колесными осями. Большое количество разновидностей позволяет транспортировать различные товары как в пределах страны, так и за границу. Нередко их используют в качестве дополнения к полуприцепам.

Классификация грузовых автомобилей по типу кузова

Этот параметр поможет вам разобраться, какой транспорт подойдет для перевозки определенных товарных позиций. А также он определяет погодные условия, при которых может использоваться ТС.

Тентованные

Самые распространенные и востребованные из всех кузовных вариаций. По конструктивным особенностям схожи с «бортовиками», но при этом оборудованы мобильным каркасом, на который монтируется тент. Среди плюсов стоит отметить легкость материала, благодаря чему такие машины могут транспортировать тяжелые грузы без превышения предельного веса.

Грузовики с бортами

Грузовой бортовой автомобиль — это автотранспорт, имеющий огороженную платформу. Простота конструкции обеспечивает легкость проведения погрузо-разгрузочных работ. Однако отсутствие какого-либо укрытия при перевозке ухудшает условия для перемещаемых товарных позиций. Это касается сохранности, а также защиты от дождя, снега, ветра и дорожной пыли.

Цельнометаллические

Такие ТС нередко называют фургонами. Они не оснащаются установками поддержания климата и теплоизоляцией, поэтому в основном задействуются для транспортировки «непривередливых» товаров, нечувствительных к осадкам и резким изменениям температурного режима.

Изотермические

Приводя в пример виды грузовых машин, стоит отметить плюсы данного типа техники для перевозки грузов. Кузов этих авто – почти как холодильник. Теплоизоляционный материал дает возможность перевозить на них скоропортящиеся продукты. Благодаря обшивке груз внутри фургона не перегревается летом и не успевает замерзать при зимних перевозках. Чем больше изоляционный слой, тем дольше держится нужный градус.

Рефрижераторы

Огромные холодильники на колесах. С их помощью можно доставлять продукты питания на дальние расстояния, не беспокоясь за сохранность. Конструктивные особенности позволяют не только поддерживать, но и устанавливать нужный температурный режим.

Цистерны

Кузов и состав грузового автомобиля — это важнейшие характеристики, по которым оценивается его пригодность для работы в определенных условиях. Автоцистерны используются для перевозки жидкостей, наливных и газообразных грузов. Погрузо-разгрузочные работы осуществляются посредством специальных устройств.

Самосвалы

Относятся к разряду строительной техники. Позволяют перевозить стройматериалы и выгружать их без сторонней помощи. Специальный механизм наклоняет кузов автотранспорта под нужным углом, вследствие чего происходит выгрузка материала.

Платформы и низкорамные тралы

Оба этих вида представляют собой категорию открытых кузовных отделений в классификации грузового транспорта, не оснащенных бортами и стенками. Первые ТС предназначаются для перемещения тяжеловесных объектов без колес, требующих применение крана или ручного способа погрузки. Вторые оборудуются опускающимся помостом, позволяющим самоходным грузам самостоятельно заехать в кузовной отсек.

Виды большегрузов, которые чаще других используются при транспортировке

Наиболее часто для грузоперевозок задействуют следующие автосредства:

Фура стандартных размеров. Самый распространенный и востребованный вариант.

Джамбо или Юмба – модели с полуприцепами. Благодаря установке дополнительной ступеньки имеет большую полезную высоту и объем. Позволяет сэкономить пространство.

Мега — тягач вкупе с полуприцепом. За счет малого радиуса колес дает возможность использовать более низкий прицеп, становится доступной перевозка высоких объектов.

Автопоезд. По вместительности ему нет равных. Нередко применяется для осуществления сборных грузоперевозок.

В статье мы постарались максимально раскрыть, что относится к грузовому транспорту, рассказать о видах большегрузного автотранспорта и грузовиков. Какой тип ТС вы бы не выбрали, вам всегда потребуется помощь в выборе шин, и консультанты Vesikolesa будут рады дать вам квалифицированный совет по подбору автопокрышек. Для обратного звонка оставьте заявку в форме обратной связи на нашем сайте.

Источник

Автоцистерна. Виды, устройство, характеристики автоцистерн

1. Классификация и обозначение автоцистерн

Автоцистернами (автомобилями-цистернами и автопоездамицистернами) называются автотранспортные средства, служащие для перевозки и временного хранения жидких, полужидких, газообразных, порошкообразных и сыпучих грузов.

К автоцистернам (АЦ) относят также автозаправщики, предназначенные для перевозки нефтепродуктов и заправки ими транспортной техники.

Цистерны (резервуары автоцистерн) устанавливаются на шасси грузовых автомобилей, прицепов и полуприцепов (рис. 1). Прицепы-цистерны (рис. 2) и полуприцепы-цистерны (рис. 3) агрегатируют с тягачами. В связи с этим различают автомобили-цистерны (рис. 4) и автопоезда-цистерны (рис. 5).

cisterny ustanavlivaemye na shassi gruzovyh avtomo

Рисунок 1 – Цистерны, устанавливаемые на шасси грузовых автомобилей и прицепного состава

pricep cisterna

Рисунок 2 – Прицеп-цистерна

polupricepy cisterny

Рисунок 3 – Полуприцепы-цистерны

avtomobil cisterna

Рисунок 4 – Автомобиль-цистерна

avtopoezda cisterny

Рисунок 5 – Автопоезда-цистерны

Классифицируются автоцистерны по следующим признакам (рис. 6):

klassifikaciya avtomobilej cistern

Рисунок 6 – Классификация автомобилей-цистерн

При проектировании АЦ учитывают свойства перевозимого продукта: плотность, давление насыщенных паров, электризуемость, коррозионность, токсичность и т. д.

Дополнительные требования к автоцистернам:

Обозначение автоцистерн состоит из ряда букв и цифр.

Буквы обозначают тип базового шасси (А – автомобиль, П – прицеп, ПП – полуприцеп) и назначение цистерны (Ц – цистерна транспортная, ТЗ – топливозаправочная цистерна).

Цифры обозначают номинальную вместимость цистерны в метрах кубических и марку шасси.

Наряду с буквами Ц и ТЗ применяются обозначения:

Специальные обозначения вида перевозимого грузов:

2. Конструкция цистерн и их оборудование

Цистерны (резервуары автоцистерн) имеют различную форму, конструкцию и материал, что зависит от вида перевозимого груза и его свойств. Цистерны обычно выполняют сварными из листовой стали (малоуглеродистой, коррозионно-стойкой). При этом цистерны из малоуглеродистой стали могут иметь внутреннее противокоррозионное покрытие из эмали, свинца, цинка, пластмассы, эпоксидных смол и других материалов. Цистерны также могут быть изготовлены из алюминиевых сплавов или пластмасс, армированных внутри стекловолокном.

По конструктивным признакам резервуары автоцистерн различают (рис. 7):

klassifikaciya rezervuarov avtocistern

Рисунок 7 – Классификация резервуаров автоцистерн

Расположение цистерн (резервуаров) на шасси автомобилей, прицепов и полуприцепов также различно. Цистерны устанавливаются горизонтально, наклонно и вертикально. Вертикальное и наклонное расположение цистерн применяют для перевозки сыпучих грузов с целью ускорения процесса выгрузки за счет использования собственной массы груза. Горизонтальное расположение цистерн используют для транспортировки жидких и газообразных грузов. Вертикальные цистерны имеют форму цилиндра или шара с нижней частью в виде усеченного конуса.

Наклонные и горизонтальные цистерны обычно имеют круглое или эллиптическое сечение, а иногда и прямоугольное. При наклонном и особенно при вертикальном расположении цистерн снижается их устойчивость за счет высоко расположенного центра тяжести. Для повышения устойчивости автоцистерн при перевозке одной и той же массы груза применяют не одну, а две и более вертикальных цистерн, чем достигается снижение их центра тяжести.

Конструкция цистерн и их оборудование существенно зависят от типа и свойств перевозимого груза. Некоторые грузы (гудрон, асфальт, битум, жидкая сера и др.) при перевозке в цистернах должны сохранять определенную температуру (например, жидкая сера – 140… 150 °С). Поэтому цистерны для транспортировки таких грузов оснащаются специальной системой подогрева.

Цистерны для перевозки жидких грузов обычно внутри разгораживаются рядом специальных перегородок с целью уменьшения гидроударов жидкости о стенки и днища цистерны при движении. Цистерны для перевозки горючих жидкостей оборудуются противопожарными устройствами, а их заливные горловины снабжаются пламегасителями, дыхательными клапанами и т.д. Для наполнения и разгрузки цистерн используется специальное оборудование. Наполнение цистерн обычно осуществляется стационарным оборудованием, которое находится в местах погрузки. Разгрузка цистерн производится оборудованием, установленным на автоцистернах.

3. Автоцистерны для перевозки нефтепродуктов

Автоцистерны для перевозки нефтепродуктов служат для перевозки маловязких светлых (бензин, дизельное топливо, керосин и др.) и вязких (масла, мазут, гудрон, битум, асфальт и др.) нефтепродуктов и их выдачи в местах потребления (рис. 8).

Автомобиль-цистерна для перевозки светлых нефтепродуктов состоит из базового шасси грузового автомобиля (рис. 9.), на котором установлена цистерна (рис. 10), имеющая горловину для заправки и компенсации температурного расширения нефтепродукта, дыхательный клапан, ограничитель наполнения, отстойник с водоотделителем, указатель уровня нефтепродукта, волнорезы.

avtocisterny dlya perevozki nefteproduktov

Рисунок 8 – Автоцистерны для перевозки нефтепродуктов

ustrojstvo avtocisterny dlya perevozki svetlyh neft

Рисунок 9 – Устройство автоцистерны для перевозки светлых нефтепродуктов: 1 – цистерна V=4,9 м 3 ; 2 – отсек с оборудованием и схемой управления; 3 – горловина для расширения топлива (2%); 4 – заливная горловина диаметром 300 мм; 5 – дыхательный клапан; 6 – мерная линейка; 7 – мерное стекло; 8 – площадка для обслуживания; 9 – лестница; 10 – ящик для песка; 11 – кронштейн для огнетушителя; 12 – кронштейн для таблиц с обозначением марки топлива; 13 – насос СЦЛ-00; 14 – всасывающий трубопровод; 15 – напорный трубопровод; 16 – карданный вал; 17 – пеналы для шлангов; 18 – брызговики; 19 – проблесковый маячок; 20 – ящик для инструментов с клином заземления; 21 – розетка шнура заземления; 22 – цепь заземления; 23 – шасси ГАЗ-3307

cisterna dlya perevozki nefteproduktov

Рисунок 10 – Цистерна для перевозки нефтепродуктов: 1 – цистерна; 2 – патрубок; 3, 6 – крышки; 4 – угольник; 5 – кронштейн; 7 – клапан; 8 – поплавок; 9 – горловина; 10 – подножка; 11– трубка; 12 – шкаф; 13, 14, 16 – трубопроводы; 15 – волнорез; 17, 19 – опоры; 18 – указатель уровня нефтепродукта

Автоцистерны оснащены насосами для заполнения, слива и перекачки нефтепродукта, которые имеют привод от двигателя автомобиля через коробку отбора мощности и карданную передачу, а также фильтрами, счетчиками, трубопроводами и шлангами (рукавами). Цистерны калибруют, и их объем указывается на тарировочной пластине, закрепленной внутри горловины.

Цистерны для перевозки топлива изготавливаются из углеродистой стали и внутри покрываются цинком. Поперечное сечение их обычно эллиптической формы.

Краткие сведения о технологическом оборудовании цистерн для перевозки нефтепродуктов:

Прицеп-цистерна ПЦ-6,7-8925 (рис 11, 12) предназначен для перевозки топлива плотностью не более 860 кг/м 3 и кратковременного его хранения. Прицеп-цистерна буксируется автомобилямицистернами АЦ-8,5-255Б, АЦ-8-500A и автомобилем-топливозаправщиком ТЗ-8-255Б.

pricep cisterna pc 67 8925

Рисунок 11 – Прицеп-цистерна ПЦ-6,7-8925: 1 – опора крепления рукава; 2 – дышло прицепа; 3 – трубопровод для приема и выдачи нефтепродукта; 4 – ящик задвижки Ду-70; 5 – огнетушитель; 6 – поплавковый указатель уровня; 7 – цистерна; 8 – горловина; 9 – дыхательный клапан; 10 – ограничитель наполнения; 11 – боковой ящик; 12 – клин заземления; 13 – заземляющее устройство; 14 – пенал для рукава; 15 – шасси; 16 – трубопровод слива отстоя; 17 – цепь заземления

shema pricepa cisterny pc 67 8925

Рисунок 12 – Схема технологического оборудования прицепа-цистерны ПЦ-6,7-8925: 1 – цистерна; 2 – наливная горловина; 3 – дыхательный клапан; 4 – клапан ограничения налива; 5 – кран ручного управления; 6 – ресивер для сжатого воздуха; 7 – звуковой сигнал; 8 – штуцер постоянной пристыковки; 9, 13 – вентили; 10 – штуцер налива; 11 – пневмогидроклапан; 12 – отстойник; 14 – штуцер сливного патрубка; 15 – поплавок

Для перевозки светлых нефтепродуктов и заправки ими других АТС служат автоцистерны-топливозаправщики (рис. 13).

avtomobil toplivozapravshik

Рисунок 13 – Автомобиль-топливозаправщик: а – общий вид; б – схема: 1 – двигатель автомобиля; 2 – кабина автомобиля; 3 – цистерна; 4 –трубопровод; 5 – кабина управления; 6 – контрольно-измерительные приборы; 7 – рама; 8 – фильтр; 9 – насос; 10 – карданная передача; 11 – коробка отбора мощности; 12 – глушитель

4. Автоцистерны для перевозки сельскохозяйственных грузов

Автоцистерны для перевозки с.-х. грузов предназначены для перевозки жидких пищевых продуктов, жидких минеральных удобрений и сыпучих грузов.

Автоцистерны для перевозки жидких пищевых продуктов (питьевая вода, молоко, квас, пиво, вино, спирт, фруктовые соки и др.) изготавливаются из коррозионно-стойкой стали, алюминиевых сплавов или пластмасс и имеют круглое, эллиптическое или прямоугольное сечения (рис. 14). Для облегчения мойки внутренние углы цистерн скругляются, а поверхность полируется. При этом металлические цистерны оснащены термоизоляцией. Для наполнения цистерн пищевой жидкостью и ее слива применяются вакуумные устройства, которые используют вакуум во впускном трубопроводе двигателя автомобиля, а также автономные и стационарные насосы.

word image avtocisterny dlya perevozki zhidkih pishevyh produktoavtocisterny dlya perevozki zhidkih pishevyh produkto 1

Рисунок 14 – Автоцистерны для перевозки жидких пищевых продуктов

Автоцистерны для перевозки молока (рис. 15) используют для его доставки с заготовительных пунктов на молочные заводы и комбинаты. Для уменьшения взбалтывания молока цистерну делят на несколько индивидуальных секций. Для обеспечения сохранности молока установлена теплоизоляция толщиной 50-100 мм (пенопласт, пенополиуретан и т.д.). Цистерны (резервуары) обычно состоят из двух или трех отдельных резервуаров (секций), заключенных в общем кожухе.

cisterny dlya perevozki moloka

Рисунок 15 – Цистерны для перевозки молока: а – автомобильцистерна; б – прицеп-цистерна; в – схема цистерны и оборудования: 1 – трубопровод двигателя; 2, 8, 16 – краны; 3, 5, 12 – клапаны; 4 – пеноуловитель; 6 – манометр;7, 15 – трубопроводы; 9 – сигнализатор;10 – резервуар; 11 – термоизоляция; 13 – горловина; 14 – поплавки

При наполнении каждой секции резервуара 10 автоцистерны молоком, после достижения предельного уровня, поплавок 14 выключает подачу топлива в цилиндры двигателя автомобиля и включает звуковую сигнализацию 9.

Для пуска двигателя автомобиля необходимо отключить сигнализатор 9. Слив молока из резервуаров 10 цистерны осуществляется самотеком.

Аналогичную конструкцию имеют цистерны для транспортировки других видов жидких пищевых продуктов.

Для перевозки молока выпускаются автомобили-цистерны АЦПТ-1,7, АЦПТ-2ЛА, АЦПТ-3,3, АЦПТ-6,2, полуприцепцистерна АЦПТ-11 (цифры обозначают вместимость цистерны в кубических метрах) и др.

Для перевозки молока используются также контейнерыцистерны. Полуприцепы могут перевозить до трех заполненных контейнеров-цистерн.

Автоцистерны для перевозки жидких минеральных удобрений (аммиачная вода, углеаммиакаты и жидкие комплексные азото- и фосфоросодержащие и др. удобрения) изготавливаются из нержавеющих сталей или стеклопластика (рис. 16). Комплексные удобрения весьма коррозионно активны.

avtocisterny dlya perevozki zhidkih mineralnyh udob

avtocisterny dlya perevozki zhidkih mineralnyh udob 1

Рисунок 16 – Автоцистерны для перевозки жидких минеральных удобрений

Цистерны в верхней части имеют люки, герметично закрывающиеся крышками. В них устанавливаются сапуны или предохранительные клапаны. Цистерны оборудованы трубкамиуровнемерами.

В технологическое оборудование автоцистерн входят также центробежный насос, трубопроводы, рукава и соединительная арматура. Принципиальные схемы соединения технологического оборудования аналогичны цистернам для перевозки нефтепродуктов.

Полуприцепы-цистерны ЕД-20,5-1 (рис. 17) имеют две схемы технологического оборудования: с центробежным насосом и с мотокомпрессором.

shema polupricepa cisterny ed 205 1

shema polupricepa cisterny ed 205 1 1

Рисунок 17– Принципиальная схема технологического оборудования полуприцепа-цистерны ЕД-20,5-1 с мотокомпрессором: 1 – сливная трубка; 2 – корытце; 3 – клапан; 4 – люк; 5 – цистерна; 6 – компрессор; 7 – двигатель внутреннего сгорания; 8 – быстроразъемная муфта; 9 – затвор; 10 – кран; 11 – уровнемер

Центробежный насос или мотокомпрессор приводятся в действие от двигателя внутреннего сгорания.

Полуприцепы-цистерны загружаются наливом через люки, через сливную горловину или самозаправкой с помощью перекачивающих устройств, слив удобрений осуществляется самотеком или с помощью перекачивающих средств.

Автоцистерны для перевозки сыпучих грузов должны предохранять эти грузы от воздействия внешней среды (рис. 18). К сыпучим относятся следующие грузы: строительные (цемент, гипс, известь), пищевые (соль, мука, какао, яичный порошок, сухое молоко, сахарный песок, зерно и др.), химические (сода, графит, сульфат натрия, окись алюминия), сельскохозяйственные (минеральные гранулированные и порошковые удобрения, комбикорма и др.).

avtocisterny dlya perevozki sypuchih gruzov

avtocisterny dlya perevozki sypuchih gruzov 1

Рисунок 18 – Автоцистерны для перевозки сыпучих грузов

Отличительной особенностью конструкции цистерн для перевозки сыпучих грузов от других типов цистерн является различный способ их разгрузки: гравитационный или бункерный, самосвальный, механический с помощью шнеков и транспортеров, пневматический и комбинированный. Наибольшее распространение получил пневматический способ разгрузки.

Пневматический способ обеспечивает подачу груза непосредственно к месту потребления, исключает соприкосновение груза с окружающей средой, а также предотвращает потери, загрязнение и порчу груза. Пневматический способ разгрузки подразделяется на аэрационно-пневматический, аэрозольный и комбинированный. При аэрационно-пневматическом способе разгрузки внутрь цистерны нагнетается сжатый воздух под давлением 0,05 МПа, а к разгрузочному патрубку – под давлением 0,15…0,2 МПа. При аэрозольном способе разгрузки сжатый воздух подается под небольшим давлением под наклонно установленное днище, что приводит к перемещению нижних слоев груза к разгрузочному отверстию. Там груз захватывается сжатым воздухом и вместе с воздухом поступает в разгрузочный шланг.

Цистерны для перевозки сыпучих грузов имеют различную форму: шаровую, цилиндрическую и усеченного конуса. Они могут устанавливаться на подвижном составе вертикально, а также с небольшим горизонтальным наклоном назад.

Автоцистерны для перевозки сыпучих сельскохозяйственных грузов (порошковые и гранулированные минеральные удобрения, комбикорма и др.). Перевозка их осуществляется в цистернах постоянного диаметра. Разгрузка цистерн производится при наклоне их с помощью многозвенных гидроцилиндров, располагаемых у передней стенки. Угол подъема 40…50 градусов.

Для перевозки кормов широко используются многосекционные цистерны с пневматической разгрузкой (рис. 19 и 20).

Эффективный способ выгрузки кормов из цистерны с помощью регуляторов разгрузки, установленных в каждой секции, разработан фирмой Welgro BV (Нидерланды).

mnogosekcionnyj polupricep cisterna

Рисунок 19 – Многосекционный полуприцеп-цистерна

cisterna dlya perevozki kormov s pnevmaticheskoj raz

Рисунок 20 – Цистерна для перевозки кормов с пневматической разгрузкой: 1 – полый поршень; 2 – цилиндр; 3 – разгрузочный наконечник

Устройство представляет собой цилиндр 2, монтируемый в воронкообразном днище каждой секции. Под всеми секциями проходит труба, заканчивающаяся в задней части разгрузочным наконечником 3. Внутри каждого цилиндра находится полый поршень 1, который передвигается вверх и вниз. Верхняя часть цилиндра 2 закрыта конусообразной крышкой. Стык поршня 1 и нижней части секции уплотняется резиновой прокладкой.

Перемещение поршня осуществляется с помощью механического толкателя или пневматической камеры, установленной внутри цилиндра 2. Коническая крышка обеспечивает равномерное распределение груза по нижней части отсека. Давление воздуха при разгрузке составляет 60 кПа (в цистернах с обычной пневморазгрузкой – 200 кПа). При выгрузке кормов воздух от компрессора подается в верхнюю часть секции цистерны и в разгрузочную трубу 3. Понижение скорости воздуха в трубе 3 позволяет увеличить содержание кормов в каждом единичном объеме подаваемого воздуха, что значительно сокращает время выгрузки. Например, 10 т кормов разгружаются за 21 мин.

Автоцистерны для перевозки муки предназначены для доставки муки от мельниц на хлебозаводы и хлебокомбинаты (рис. 21). Они отличаются по конструкции от цистерн для перевозки других сыпучих грузов, так как мука обладает пониженной текучестью из-за ее малой плотности (0,55 т/м 3 ). При разгрузке цистерн для перевозки муки применяется аэрационно-пневматический способ.

avtocisterna dlya perevozki muki

Рисунок 21 – Автоцистерна для перевозки муки

cisterny dlya perevozki muki

cisterny dlya perevozki muki 1

Рисунок 22 – Цистерны для перевозки муки: а – полуприцепмуковоз; б – схема цистерны: 1 – люк; 2 – резервуар; 3 – трубопровод; 4 – перегородка; 5 – конус

На полуприцепе вертикально установлены два резервуара 2 цилиндрическо-конической формы и компрессор с приводом от электродвигателя, питание которого осуществляется от внешней сети. Загрузка резервуаров 2 мукой производится сверху через люки 1.

При разгрузке муки сжатый воздух от компрессора проходит через масловлагоотделители и фильтр, а затем поступает в резервуар 2 по трем каналам: в верхнюю сферическую часть, под аэрирующее устройство 4 (пористую перегородку) в нижнюю часть резервуара и к разгрузочному наконечнику. Аэрированная мука под действием собственного веса и давления воздуха поступает в конус 5 трубопровода 3 и затем с помощью поддува – в разгрузочный шланг. Резервуары 2 оборудованы горизонтальной площадкой и лестницей, которые предназначены для доступа к верхним загрузочным люкам.

5. Автоцементовозы и автоцистерны для перевозки цемента, жидких строительных и полужидких смесей

Автоцементовозы предназначены для бестарной перевозки порошкообразных и пылевидных строительных материалов (цемента, извести, гипса, сухой золы, минерального порошка) на расстояние до 150 км с механизированной погрузкой-выгрузкой при использовании вакуум-компрессорной установки.

Автоцементовоз состоит из седельного тягача и цистерныполуприцепа (рис. 23). На тягаче непосредственно за кабиной водителя смонтирован вакуум-компрессор с приводом от коробки отбора мощности через карданную и клиноременную передачи. Схема пневмосистемы цистерны показана на рисунке 24.

avtocementovoz

Рисунок 23 – Автоцементовоз

Труба со щелью 2 предназначена для равномерного распределения цемента по длине цистерны 1. Мембранный указатель окончания наполнения 3 имеет гибкую мембрану, при прогибе которой внутрь замыкаются контакты электрической цепи и включают звуковой сигнал автомобиля. Загрузочный рукав 21 имеет наконечник с краном 22 для регулировки подсоса воздуха и установления оптимального соотношения воздуха и цемента. Аэроднище 25 представляет собой установленный в нижней части цистерны лоток, стенки которого для «стекания» цемента наклонены к днищу под углом 50°, а днище – сетка с несколькими слоями пористой ткани. При подаче воздуха под днище, воздух, проходя сквозь него, разрыхляет цемент, который легче соскальзывает со стенок и дальше, по наклоненной цистерне, к разгрузочному патрубку 18.

shema pnevmaticheskoj sistemy dlya zagruzki vygruzk

Рисунок 24 – Схема пневматической системы для загрузкивыгрузки цементовоза: 1 – цистерна; 2 – труба со щелью; 3 – мембранный указатель окончания наполнения; 4 – фильтр очистки воздуха от цемента; 5 – загрузочный люк 400 мм; 6, 24 – замок; 7 – вакуумный рукав; 8 – мановакуумметр; 9 – напорный рукав; 10 – обратный клапан; 11 – кран; 12 – крышка; 13 – влагомаслоотделитель; 14 – вакуум-компрессор; 15 – масляный фильтр; 16 – фильтр второй ступени очистки воздуха; 17 – воздухопровод; 18 – разгрузочный патрубок; 19 – кран; 20 – продувочная форсунка; 21 – загрузочный рукав; 22 – наконечник с краном; 23 – разгрузочный рукав; 25 – аэроднище

Загрузка цистерны осуществляется при помощи разрежения в ней, создаваемого вакуум-компрессором 14. Цемент в наконечнике 22 смешивается с воздухом, поступает в цистерну 1 и распределяется по ее длине. Об окончании заполнения свидетельствует звуковой сигнал. Разгрузка происходит при подаче в цистерну 1 под аэроднище 25 сжатого воздуха. Компрессор 14 закачивает атмосферный воздух через открытую крышку 12 между фильтром второй ступени 16 и масляным фильтром 15. Очищенный воздух поступает через аэроднище 25 в цистерну 1, взрыхляет цемент и создает избыточное давление. Смесь воздуха и цемента через разгрузочный патрубок 18 поступает к продувочной форсунке 20, где подхватывается потоком воздуха и подается на расстояние до 50 м и в высоту до 20 м по разгрузочному рукаву 23. Об окончании разгрузки свидетельствует падение давления в цистерне 1 до нуля.

Автоцистерны для перевозки цемента (рис. 25) обычно имеют цилиндрическую форму, пневматическую разгрузку и устанавливаются на подвижном составе с некоторым горизонтальным наклоном назад (на угол 7…9°).

При разгрузке цистерны сжатый воздух подается из компрессора 1, который приводится в действие от двигателя автомобиля. Воздух проходит через влагомаслоотделитель 2 к воздухораспределителю 6, оборудованному манометром 8 и предохранительным клапаном 7, который отрегулирован на давление 0,25 МПа. Из воздухораспределителя сжатый воздух по трубопроводам 3, 11 поступает к аэроднищу 10 и разгрузочному патрубку 12.

Аэроднище цистерны состоит из нескольких слоев пористой ткани 15, которые размещены над металлической сеткой 16. Через аэроднище сжатый воздух проходит вверх и насыщает нижние слои цемента. Эти слои цемента перемещаются в разгрузочный патрубок 12, куда также подается сжатый воздух. В разгрузочном патрубке сжатый воздух захватывает цемент и через форсунки 13 поступает с ним в разгрузочный шланг.

cisterna dlya perevozki cementa

Рисунок 25 – Цистерна для перевозки цемента: а – полуприцепцистерна; б – схема цистерны: 1 – компрессор; 2 – влагомаслоотделитель; 3, 11 – трубопроводы; 4 – вентиль; 5, 7, 9 – клапаны; 6 – воздухораспределитель; 8 – манометр; 10 – аэроднище; 12 – патрубок; 13 – форсунка; 14 – люк; 15 – ткань; 16 – сетка

Автоцистерны для перевозки жидких строительных и полужидких смесей (авторастворовозы, автобетоновозы, автобетоносмесители, авторастворобетоновозы) на базе шасси грузовых автомобилей используют в строительстве. Смесь перемешивается валом с лопатками, привод которого осуществляется от гидромотора.

Авторастворовоз имеет цистерну с загрузкой через люк и выгрузкой через выгрузочное отверстие, расположенное в нижней задней части и закрываемое шибером с приводом от гидроцилиндра. Под отверстием устанавливается лоток.

Автобетонорастворовоз выполнен на базе самосвала с подогревом кузова отработавшими газами.

Известковозы служат для перевозки известкового молока. Они имеют две цистерны цилиндрическо-конической формы, оборудованные мешалками и вакуум-насос, работающий в режиме «разрежение» при загрузке и режиме «нагнетание» при разгрузке цистерн. Привод мешалок и вакуум-насоса от электрической энергии в пунктах погрузки-выгрузки.

В строительной отрасли наиболее широко используются автобетоновозы или «мульды» и автобетоносмесители или «миксеры» (рис. 26).

avtobetonosmesiteli

avtobetonosmesiteli 1

Рисунок 26 – Автобетоносмесители

Автобетоновоз (рис. 27) типа СБ-113А предназначен для перевозки бетона на расстояние до 30 км при температуре окружающего воздуха ± 40 °C.

avtobetonovoz sb 113a

Рисунок 27 – Автобетоновоз СБ-113А: 1 – пневмоцилиндр; 2 – кузов; 3 – крышка загрузочного устройства; 4 – крышка разгрузочного устройства; 5 – упор; 6 – гидроцилиндр подъема кузова; 7 – опора; 8 – лестница; 9 – надрамник

Кузов мульдообразной формы установлен на базе автомобиля ЗИЛ-130Д1. Подъем кузова на 85° осуществляется при помощи телескопического цилиндра. При подъеме автоматически включается пневмовибратор кузова (3,5-4,5 Гц) для очистки стенок и днища.

Загрузочная горловина и разгрузочное отверстие закрываются крышками. Загрузочная крышка открывается и закрывается пневмоцилиндром с управлением из кабины. Разгрузочная крышка шарнирами соединена с кузовом. В открытом положении крышка фиксируется рычажно-пружинным механизмом.

Автобетоносмесители предназначены для перевозки готовой бетонной смеси, а также для приготовления ее в пути следования или на строительных объектах. Могут использоваться при температуре ниже минус 5°С.

Объем замеса до 5 м 3 (шасси КамАЗ). Смесительный барабан приводится во вращение от двигателя внутреннего сгорания мощностью 40кВт в ту или иную сторону (перемешивание-выгрузка). Привод через сцепление, карданный вал, редуктор и приводную звездочку.

Для увлажнения раствора имеется бак и центробежный насос. Привод через клиновидный ремень от шкива на фланце карданного вала. Выдача бетона – через лоток с регулируемым углом наклона. Управление с пульта на раме автомобиля.

Автоцистерны для перевозки битума (рис. 28) имеют термоизоляционный слой и подогреватели, так как битум необходимо перевозить при температуре 190…260°С. Они изготавливаются сварными из листовой стали, имеют эллиптическое сечение и термоизоляцию из стекловаты. Система подогрева включает в себя П-образную жаровую трубу, проходящую вдоль цистерны, подогреватель и топливные бачки. Битумные насосы – механические или объемные, имеют привод от коробки передач автомобиля.

avtocisterny dlya perevozki bituma

avtocisterny dlya perevozki bituma 1

avtocisterny dlya perevozki bituma 2

Рисунок 28 – Автоцистерны для перевозки битума

Промышленностью выпускаются автобитумиовозы, состоящие из полуприцепа-цистерны безрамной конструкции и седельного тягача.

Источник

Оцените статью
Avtoshod.ru - все самое важное о вашем авто