График силового баланса автомобиля

Силовой баланс автомобиля

Из уравнения движения автомобиля (см. формулу 4.3) следует, что при прямолинейном движении автомобиля на подъем тяговая сила на ведущих колесах автомобиля расходуется на преодоление сил сопротивления дороги, воздуха и на его разгон:

image044 (4.7)

Такая форма записи называется уравнением силового баланса автомобиля и выражает соотношение между тяговой силой на ведущих колесах и силами сопротивления движению.

На основании уравнения (4.7) строится график силового баланса (рис.4.2), позволяющий оценивать тягово-скоростные свойства автомобиля.

При построении графика силового баланса сначала строится тяговая характеристика автомобиля. Затем наносят зависимость силы сопротивления дороги от скорости. Если коэффициент сопротивления дороги – постоянная величина, то указанная зависимость представляет собой прямую линию, параллельную оси абсцисс, а при непостоянном коэффициенте сопротивления дороги – кривую параболической формы.

После этого от кривой, характеризующей силу сопротивления дороги, откладывают вверх значения силы сопротивления воздуха при различных скоростях движения.

image045

Р тI – тяговая сила на I передаче при уменьшенной подаче топлива;

v1— одно из возможных значений скорости автомобиля.

Рисунок 4.2 – График силового баланса автомобиля

Кривая суммарного сопротивления дороги и воздуха Pд + Рв определяет тяговую силу Pт, необходимую для движения автомобиля с постоянной скоростью. При любой скорости движения отрезок Pз, заключенный между кривыми Pт и (Pд + Рв ), характеризует запас силы по тяге. Этот запас может быть использован при данной скорости для разгона, преодоления дополнительного дорожного сопротивления (например, подъема) или перевозки дополнительного груза (буксировка прицепа).

Запас силы по тяге на низших передачах больше, чем на высших. Именно поэтому движение в тяжелых дорожных условиях осуществляется на низших передачах.

С помощью графика силового баланса можно решать различные задачи по оценке тягово-скоростных свойств автомобиля: определение максимальной скорости, определение максимальной силы сопротивления дороги, определение максимального преодолеваемого подъема, определение ускорения движения, определение возможности буксования ведущих колес.

Максимальная скорость vmax движения автомобиля определяется точкой пересечения кривой тяговой силы Ρт на высшей передаче и суммарной кривой сил сопротивления Рд + Рв. В этой точке запас силы по тяге и ускорение автомобиля j равны нулю, а скорость движения максимальна, так как ее дальнейшее увеличение невозможно.

Максимальная сила сопротивления дороги, преодолеваемая автомобилем при движении равномерно с любой скоростью, определяется как: Pд max = PтРв = Pд + Pз.

Для нахождения максимального подъема, преодолеваемого автомобилем при постоянной скорости на любой передаче, необходимо нанести на график суммарную кривую сил сопротивления качению и воздуха Рк + Pв и определить максимальную силу сопротивления подъему: Рп max=Pт – (Рк +Pв).

Зная эту силу, можно найти максимальный угол подъема αmax.

Для нахождения ускорения, которое может развить автомобиль на заданной дороге при любой скорости, нужно определить силу сопротивления разгону Ри = Pт – (Рд + Pв) = Рз, а затем можно найти ускорение, которое способен развить автомобиль при выбранной скорости движения

Для оценки возможности буксования находят силу сцепления Рсц колес с дорогой при известном коэффициенте φх и значение силы сцепления откладывают на оси ординат, а на этом уровне проводят горизонталь.

При Рсц Рт (область ниже Рсц) выполняется условие отсутствия буксования. Следовательно, при полной нагрузке двигателя безостановочное движение автомобиля без пробуксовки ведущих колес невозможно лишь на I передаче. Для движения без буксования на I передаче необходимо уменьшить подачу топлива, т.е. – тяговую силу на ведущих колесах.

Источник

График силового баланса

Построение графика силового баланса начинается с определения всех сил, действующих на автомобиль, записанных в виде уравнения тягового баланса

image119, (1.9)

где image121— сила тяги или окружная сила на ведущих колесах, Н;

image123— сила сопротивления качению, Н;

image125— сила сопротивления подъему, Н;

image127— сила сопротивления воздуха, Н;

image129— сила сопротивления разгону, Н;

Полная окружная сила Pk на ведущих колёсах определяется по формуле:

image131, (1.10)

Текущее значение крутящего момента двигателя Ме определяется по формуле:

итр – передаточное отношение трансмиссии. Определяется по формуле:

где икп – передаточное отношение КПП (для каждой передачи, из исходных данных);

игп – передаточное отношение главной передачи (из исходных данных).

ηтр – КПД трансмиссии. Определяется по формуле:

где k* – число пар цилиндрических шестерён, передающих энергию на данной передаче;

l *– число пар конических и гипоидных шестерён;

m* – число карданных шарниров.

rk – радиус качения колеса, м. Определяется по формуле:

r image135= 0,5d + image137В image139 image141, (1.14)

d** – диаметр обода, м;

В** – номинальная ширина профиля, м;

image139 image141 коэффициент вертикальной деформации шины, принимается 0,95-0,97.

Для отечественных шин r image135можно определить по таблицам на стр.644-659 image143.

Скорость движения автомобиля при частоте вращения коленчатого вала we и соответствующей передаче определяется по формуле:

Сила сопротивления дороги равна, Н:

Рf = f ·Ga ·cos image145, (1.17)

где: f – коэффициент сопротивления качения;

image145– угол уклона дороги, град.

Рi = Ga ·sin image145; (1.18)

С учетом того, что ·sin image145 image147tq image145= i – характеристика подъема:

где: ψ – коэффициент суммарного дорожного сопротивления;

Значения Рψ рассчитываются для горизонтального дороги с асфальтобетонным покрытием, следовательно ψ = f.

Величина коэффициента сопротивления качения для малой скорости, до 50 км/ч, принимается равной fo = 0,015.

Для скоростей движения, больших 50 км/ч, коэффициент сопротивления качения определяется по формуле:

Сила сопротивления воздуха РВ определяется по формуле:

F – площадь лобового сопротивления, м 2 ;

Коэффициент сопротивления воздуха принимается равным:

Площадь лобового сопротивления приближенно может быть определена по выражению:

где: image145– коэффициент заполнения площади (для легковых автомобилей image145= 0,78-0,8; для грузовых image145= 0,75-0,9);

Сила сопротивления разгону автомобиля Р image149— это сила его инерции:

Р image149= image151m image153dv/dt, (1.23)

где: image151 коэффициент учета вращающихся масс. Приближенно определяется по эмпирической формуле:

image151= image151 image045+ image151 image155uкп image157+ 1 (1.24)

где: uкп – передаточное число коробки перемены передач на каждой передаче (из исходных данных);

m image153 масса автомобиля, кг;

dv/dt – ускорение автомобиля, м/с image159.

Сила сопротивления разгону рассчитывается из уравнения силового баланса или определяется графически из тяговой характеристики.

Результаты расчёта параметров для построения графиков тяговой характеристики приведены в таблице 3.

Таблица 3 – Результаты расчета*

Параметры Размерность Значения параметров
image101 1/с
image161 Нм
1-я image163 м/с
image121 Н
2-я image163 м/с
image121 Н
3-я image163 м/с
image121 Н
image121 Н
4-я (прямая) image163 м/с
image121 Н
image166
image123 Н
image127 Н
image168 Н

На рис. 2 приведен пример тяговой характеристики автомобиля.

image170
Рис. 2 – Тяговая характеристика автомобиля.

* Если Ваш автомобиль имеет пять и более передач, то и для них проводятся аналогичные расчеты. Для автомобилей имеющих демультипликатор (автомобили повышенной проходимости) дополнительно необходимо посчитать показатели тягово-скоростных свойств на первой пониженной и первой повышенной передачах.

Дополнительное задание:

По графику силового баланса определить:

— диапазон скоростей на каждой передаче

— максимальную силу сопротивления разгону на высшей передаче.

— рассчитать путь выбега АТС со скорости 50 км/ч при коэффициенте сопротивления качению 0,015 и силе сопротивления воздуха при скорости 50 км/час.

1.1.3 Мощностной баланс автомобиля

Для получения графического изображения мощностного баланса автомобиля, воспользуемся следующим уравнением:

image172

где Nk – мощность, подводимая к ведущим колёсам, кВт;

Nf – мощность, затрачиваемая на сопротивление качению, кВт;

Ni – мощность, сопротивлению подъёму, кВт;

NB – мощность, затрачиваемая на преодоление сопротивления воздуха, кВт;

Nи – мощность, затрачиваемая на разгон автомобиля, кВт.

Результаты расчетов сводятся в таблицу 4

Параметры Размерность Значения параметров
1-я низшая image163 м/с
image174 кВт
2-я низшая image163 м/с
image174 кВт
1-я image163 м/с
image174 кВт
2-я image163 м/с
image174 кВт
3-я image163 м/с
image174 кВт
4-я image163 м/с
image174 кВт
5-я image163 м/с
image174 кВт
image176 кВт
image178 кВт
image180 кВт

На основании данных таблицы 4 стоим график мощностного баланса автомобиля.

На графике (рис. 3) изображена зависимость мощности, подводимой к ведущим колёсам, а также суммарной мощности, затрачиваемой на преодоление сопротивления дороги и воздуха, от скорости движения на различных передачах.

Разность этих двух мощностей даёт мощность, которую можно реализовать для разгона автомобиля.

image182
Рис. 3 –График мощностного баланса автомобиля

Дополнительное задание:

По графику мощностного баланса определить максимальный запас мощности.

Источник

График силового баланса

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Построение графика силового баланса начинается с определения всех сил, действующих на автомобиль, записанных в виде уравнения тягового баланса

image118, (1.9)

где image120— сила тяги или окружная сила на ведущих колесах, Н;

image122— сила сопротивления качению, Н;

image124— сила сопротивления подъему, Н;

image126— сила сопротивления воздуха, Н;

image128— сила сопротивления разгону, Н;

Полная окружная сила Pk на ведущих колёсах определяется по формуле:

image130, (1.10)

Текущее значение крутящего момента двигателя Ме определяется по формуле:

итр – передаточное отношение трансмиссии. Определяется по формуле:

где икп – передаточное отношение КПП (для каждой передачи, из исходных данных);

игп – передаточное отношение главной передачи (из исходных данных).

ηтр – КПД трансмиссии. Определяется по формуле:

где k* – число пар цилиндрических шестерён, передающих энергию на данной передаче;

l *– число пар конических и гипоидных шестерён;

m* – число карданных шарниров.

rk – радиус качения колеса, м. Определяется по формуле:

r image134= 0,5d + image136В image138 image140, (1.14)

d** – диаметр обода, м;

В** – номинальная ширина профиля, м;

image138 image140 коэффициент вертикальной деформации шины, принимается 0,95-0,97.

Для отечественных шин r image134можно определить по таблицам на стр.644-659 image142.

Скорость движения автомобиля при частоте вращения коленчатого вала we и соответствующей передаче определяется по формуле:

Сила сопротивления дороги равна, Н:

Рf = f ·Ga ·cos image144, (1.17)

где: f – коэффициент сопротивления качения;

image144– угол уклона дороги, град.

Рi = Ga ·sin image144; (1.18)

С учетом того, что ·sin image144 image146tq image144= i – характеристика подъема:

где: ψ – коэффициент суммарного дорожного сопротивления;

Значения Рψ рассчитываются для горизонтального дороги с асфальтобетонным покрытием, следовательно ψ = f.

Величина коэффициента сопротивления качения для малой скорости, до 50 км/ч, принимается равной fo = 0,015.

Для скоростей движения, больших 50 км/ч, коэффициент сопротивления качения определяется по формуле:

Сила сопротивления воздуха РВ определяется по формуле:

F – площадь лобового сопротивления, м 2 ;

Коэффициент сопротивления воздуха принимается равным:

Площадь лобового сопротивления приближенно может быть определена по выражению:

где: image144– коэффициент заполнения площади (для легковых автомобилей image144= 0,78-0,8; для грузовых image144= 0,75-0,9);

Сила сопротивления разгону автомобиля Р image148— это сила его инерции:

Р image148= image150m image152dv/dt, (1.23)

где: image150 коэффициент учета вращающихся масс. Приближенно определяется по эмпирической формуле:

image150= image150 image044+ image150 image154uкп image156+ 1 (1.24)

где: uкп – передаточное число коробки перемены передач на каждой передаче (из исходных данных);

m image152 масса автомобиля, кг;

dv/dt – ускорение автомобиля, м/с image158.

Сила сопротивления разгону рассчитывается из уравнения силового баланса или определяется графически из тяговой характеристики.

Результаты расчёта параметров для построения графиков тяговой характеристики приведены в таблице 3.

640 1

Таблица 3 – Результаты расчета*

Параметры Размерность Значения параметров
image100 1/с
image160 Нм
1-я image162 м/с
image120 Н
2-я image162 м/с
image120 Н
3-я image162 м/с
image120 Н
image120 Н
4-я (прямая) image162 м/с
image120 Н
image165
image122 Н
image126 Н
image167 Н

На рис. 2 приведен пример тяговой характеристики автомобиля.

image169
Рис. 2 – Тяговая характеристика автомобиля.

* Если Ваш автомобиль имеет пять и более передач, то и для них проводятся аналогичные расчеты. Для автомобилей имеющих демультипликатор (автомобили повышенной проходимости) дополнительно необходимо посчитать показатели тягово-скоростных свойств на первой пониженной и первой повышенной передачах.

Дополнительное задание:

По графику силового баланса определить:

— диапазон скоростей на каждой передаче

— максимальную силу сопротивления разгону на высшей передаче.

— рассчитать путь выбега АТС со скорости 50 км/ч при коэффициенте сопротивления качению 0,015 и силе сопротивления воздуха при скорости 50 км/час.

1.1.3 Мощностной баланс автомобиля

Для получения графического изображения мощностного баланса автомобиля, воспользуемся следующим уравнением:

image171

где Nk – мощность, подводимая к ведущим колёсам, кВт;

Nf – мощность, затрачиваемая на сопротивление качению, кВт;

Ni – мощность, сопротивлению подъёму, кВт;

NB – мощность, затрачиваемая на преодоление сопротивления воздуха, кВт;

Nи – мощность, затрачиваемая на разгон автомобиля, кВт.

Результаты расчетов сводятся в таблицу 4

Параметры Размерность Значения параметров
1-я низшая image162 м/с
image173 кВт
2-я низшая image162 м/с
image173 кВт
1-я image162 м/с
image173 кВт
2-я image162 м/с
image173 кВт
3-я image162 м/с
image173 кВт
4-я image162 м/с
image173 кВт
5-я image162 м/с
image173 кВт
image175 кВт
image177 кВт
image179 кВт

На основании данных таблицы 4 стоим график мощностного баланса автомобиля.

На графике (рис. 3) изображена зависимость мощности, подводимой к ведущим колёсам, а также суммарной мощности, затрачиваемой на преодоление сопротивления дороги и воздуха, от скорости движения на различных передачах.

Разность этих двух мощностей даёт мощность, которую можно реализовать для разгона автомобиля.

image181
Рис. 3 –График мощностного баланса автомобиля

Дополнительное задание:

По графику мощностного баланса определить максимальный запас мощности.

Источник

Оцените статью
Avtoshod.ru - все самое важное о вашем авто