Гост осветительные приборы автомобиля

Гост осветительные приборы автомобиля

ГОСТ Р МЭК 60809-2012

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЛАМПЫ ДЛЯ ДОРОЖНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Требования к размерам, электрическим и световым параметрам

Lamps for road vehicles. Dimensional, electrical and luminous requirements

ОКС 29.140.20, 43.040.20

Дата введения 2013-07-01

1 ПОДГОТОВЛЕН Государственным унитарным предприятием Республики Мордовия «Научно-исследовательский институт источников света имени А.Н.Лодыгина» (ГУП Республики Мордовия «НИИИС им.А.Н.Лодыгина») на основе собственного аутентичного перевода на русский язык международного стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 332 «Светотехнические изделия»

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации и межгосударственные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

1 Общие положения

1.1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на заменяемые лампы (лампы накаливания и разрядные), используемые как фарные, противотуманные и сигнальные для дорожных транспортных средств.

Настоящий стандарт распространяется на лампы, подлежащие официальному утверждению, в частности, включает лампы, содержащиеся в Правилах N 37 и N 99 Женевского соглашения Европейской экономической комиссии (ЕЭК) Организации Объединенных Наций от 20 марта 1958 г. Однако настоящий стандарт может быть использован и для других ламп, входящих в область применения настоящего стандарта.

Европейская экономическая комиссия (ЕЭК) Организации Объединенных Наций, Правило 37:1992, Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения ламп накаливания, предназначенных для использования в официально утвержденных фарах дорожных транспортных средств и их прицепов.

Европейская экономическая комиссия (ЕЭК) Организации Объединенных Наций, Правило 99:1996, Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения газоразрядных источников света, предназначенных для использования в официально утвержденных фарах дорожных транспортных средств и их прицепов.

Настоящий стандарт устанавливает технические требования, методы испытаний и основные параметры (размеры, электрические и световые параметры) ламп накаливания серийного производства и эталонных ламп.

Для большинства требований в настоящем стандарте делается ссылка на соответствующий лист с параметрами. Для всех перечисленных в разделе 5 ламп листы с параметрами содержатся в настоящем стандарте. Для других соответствующие данные представлены изготовителем лампы или ответственным поставщиком. Это может быть основано на национальных законах.

Другие требования, а именно продолжительность горения лампы, стабильность светового потока, крутящее усилие и стойкость к вибрации и удару, указаны в МЭК 60810, который дает также информацию для руководства по расчету осветительного оборудования, а именно пределы температур и наибольшие контуры лампы.

Лампы для дорожных транспортных средств дополнительного назначения, не подлежащие официальному утверждению, указаны в МЭК 60983.

Предполагается, что в странах, где приняты законы о соответствии, например вышеупомянутые Правила N 37 ЕЭК ООН, для оценки соответствия делается ссылка на этот стандарт. МЭК 60810 и МЭК 60983 для этой цели не предназначены.

1.2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты*:

МЭК 60051 Приборы аналоговые электроизмерительные прямопоказывающие и вспомогательные части к ним (IEC 60051, Direct acting indicating analogue electrical measuring instruments and their accessories)

МЭК 60983 Лампы миниатюрные (IEC 60983, Miniature lamps)

1.3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

1.3.1 категория (category): Термин используют для описания ламп, в основе стандартизации которых лежат совершенно различные конструкции.

1.3.2 тип (type): Лампами разных типов являются лампы одной категории, отличающиеся нижеследующим:

a) торговым наименованием или маркой.

b) конструкцией колбы, если это влияет на ее оптические свойства;

c) номинальным напряжением для ламп накаливания.

1.3.3 испытание типа (type test): Испытание или серия испытаний, проведенных на выборке для испытания типа в целях проверки соответствия конструкции данного образца требованиям настоящего стандарта.

1.3.4 выборка для испытания типа (type test sample): Выборка, состоящая из одной или нескольких аналогичных ламп, представленных изготовителем или ответственным поставщиком для испытания типа.

1.3.5 соответствие продукции (conformity of production): Соответствие серийной продукции данного типа требованиям соответствующего стандарта.

2 Местными правилами проверка соответствия продукции может быть обеспечена государственным учреждением.

1.3.6 номинальное напряжение (nominal voltage): Напряжение, маркируемое на лампе, обычно напряжение батареи (6, 12 или 24 В) сети питания дорожных транспортных средств.

1.3.7 номинальная мощность (nominal wattage): Мощность, маркируемая на лампе.

1.3.8 испытательное напряжение (test voltage): Напряжение на цоколе ламп накаливания и на входных клеммах пускорегулирующего аппарата (ПРА) для разрядных ламп, для которого заданы некоторые характеристики ламп и при которых они испытываются.

1.3.9 расчетное значение (rated value): Значение параметра, заданное для работы лампы при испытательном напряжении и/или других заданных условиях.

1.3.10 допуск (tolerance): Допустимое отклонение от расчетного значения, обычно выраженное в процентах от расчетного значения.

1.3.11 предельные значения (limit values): Наименьшие и/или наибольшие значения характеристик, которым лампа должна удовлетворять при работе в заданных условиях.

1.3.12 контрольный световой поток (test luminous flux): Заданный световой поток эталонной лампы, при котором измеряются фотометрические характеристики устройств освещения и световой сигнализации и который должен регулироваться для испытания лампы в эталонной фаре по 2.8.

1.3.13 базовая плоскость (reference plane): Плоскость, установленная относительно цоколя, по отношению к которой определяют положения некоторых деталей лампы.

1.3.14 базовая ось (reference axis): Ось, установленная относительно цоколя, по отношению к которой определяют положения некоторых деталей лампы.

1.3.15 период отжига (ageing period): Период, в течение которого неиспользованные лампы работают при испытательном напряжении для стабилизации их параметров.

1.3.16 эталонная лампа (standard lamp): Лампа белого, автожелтого или красного света с уменьшенными допусками на размеры, используемые для фотометрического испытания световых и светосигнальных приборов.

1.3.17 лампа накаливания серийного производства (production lamp): Лампа, которая удовлетворяет требованиям настоящего стандарта, указанным в графе «Лампы серийного производства» на соответствующем листе с параметрами лампы.

1.3.18 лампа для жестких условий эксплуатации (heavy duty lamp): Лампа, объявленная таковой изготовителем или ответственным поставщиком, которая должна удовлетворять испытанию на тяжелые условия эксплуатации по таблице В.2 МЭК 60810 в дополнение к требованиям настоящего стандарта.

1.4 Система нумерации листов с параметрами лампы

Первое число обозначает номер международного стандарта (60809) с последующими буквами «МЭК».

Второе число означает номер листа с параметрами лампы.

Третье число на листе указывает номер версии издания международного стандарта.

2 Требования и методы испытания ламп накаливания

2.1 Общие требования

Лампы накаливания должны быть сконструированы так, чтобы они оставались работоспособными в нормальных условиях эксплуатации. Кроме того, они не должны иметь конструктивных или производственных дефектов.

2.2 Маркировка лампы

Следующая информация должна быть разборчиво и прочно нанесена в маркировке ламп:

— торговое наименование или марка изготовителя или ответственного поставщика;

— международное обозначение соответствующей категории;

— номинальная мощность (для ламп с двумя телами накала в такой последовательности: тело накала высокой/низкой мощности); нет необходимости указывать ее отдельно, если она является частью международного обозначения соответствующей категории лампы накаливания.

Кроме того, галогенные лампы накаливания должны иметь в маркировке букву «U», обозначающую УФ-излучение.

Источник

Гост осветительные приборы автомобиля

ПРИБОРЫ ВНЕШНИЕ СВЕТОВЫЕ АВТОМОБИЛЕЙ, АВТОБУСОВ, ТРОЛЛЕЙБУСОВ, ТРАКТОРОВ, ПРИЦЕПОВ И ПОЛУПРИЦЕПОВ

Количество, расположение, цвет, углы видимости

External bighting equipment for autocars, tractors, trailers and motor-vehicles. Number, location, colour, visibility

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения СССР

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 18.07.75 N 1857

3. Стандарт соответствует СТ СЭВ 4122-83 в части углов видимости внешних сигнальных фонарей

4. Стандарт полностью соответствует Правилам ЕЭК ООН N 48

6. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на который дана ссылка

Номер пункта, приложения

7. Ограничение срока действия снято по Протоколу N 5-94 Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 11-12-94)

8. ИЗДАНИЕ (январь 2010 г.) с Изменениями N 1, 2, 3, 4, утвержденными в марте 1977 г., декабре 1981 г., ноябре 1985 г., июне 1990 г. (ИУС 3-77, 4-82, 2-86, 10-90)

Настоящий стандарт распространяется на внешние световые приборы механических транспортных средств, прицепов и полуприцепов, максимальная скорость которых превышает 25 км/ч, предназначенных для перевозки людей и грузов по дорогам общей сети СССР.

Стандарт не распространяется на внешние световые приборы мотоциклов, мотороллеров и мопедов.

Стандарт соответствует СТ СЭВ 4122-83 в части углов видимости внешних сигнальных фонарей (см. приложение 2).

Все требования настоящего стандарта являются обязательными.

(Измененная редакция, Изм. N 3, 4).

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1.1. К внешним световым приборам следует относить*:

* Термины, применяемые в стандарте, и их определения приведены в приложении 1.

— фары дальнего света;

— фары ближнего света;

— передние фонари (габаритные огни, указатели поворота категорий 1, 1а и 1б, стояночные огни);

— боковые фонари (боковые указатели поворота категорий 3, 4 и 5, стояночные огни);

— фонарь освещения номерного знака;

— дополнительные фары (прожекторы, фары-искатели и т.п.);

— опознавательный знак (фонарь) автопоезда.

(Измененная редакция, Изм. N 2, 3, 4).

1.2. Допускаются следующие конструктивные объединения двух или более из перечисленных приборов при условии соответствия каждого прибора в отдельности требованиям настоящего стандарта и стандартов на приборы конкретного типа.

— всех передних световых приборов;

— всех задних световых приборов, за исключением световозвращателей для прицепов и полуприцепов.

— заднего габаритного огня с фонарем освещения номерного знака;

— переднего и заднего стояночного огней в боковых стояночных огнях.

— передних световых приборов;

— заднего габаритного и стояночного огней;

— сигнала торможения и заднего габаритного огня;

— заднего габаритного огня и заднего противотуманного огня;

— заднего габаритного огня и заднего световозвращателя первой и второй категорий ГОСТ 20961*;

* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 41.3-99 (здесь и далее).

— заднего стояночного огня и заднего световозвращателя первой и второй категорий ГОСТ 20961.

1.3. Все световые приборы, за исключением боковых световозвращателей, должны быть установлены на транспортном средстве таким образом, чтобы их оси отсчета были параллельны опорной плоскости транспортного средства и средней продольной вертикальной плоскости транспортного средства с погрешностью не более ±3°.

1.4. Световые приборы, выполняющие одну и ту же функцию на транспортном средстве, при парной установке должны быть размещены симметрично относительно вертикальной средней продольной плоскости транспортного средства. Допускается несимметричное расположение фар ближнего света, если это не снижает безопасность движения.

Для транспортных средств, выполненных конструктивно асимметричными относительно средней продольной плоскости, допускается асимметричное размещение световых приборов относительно этой плоскости.

1.5. Высоту расположения внешних световых приборов, устанавливаемых на транспортных средствах, следует проверять на ровной горизонтальной площадке, имеющей твердое покрытие. Транспортное средство должно быть без нагрузки, в снаряженном состоянии, без водителя.

Углы геометрической видимости и линейные размеры следует измерять от освещающей поверхности светового прибора.

1.4, 1.5. (Измененная редакция, Изм. N 3).

1.6. На транспортном средстве не должно быть каких-либо устройств, закрывающих при его движении осветительные приборы в пределах углов видимости, установленных данным стандартом. При наличии таких устройств, например, декоративных щитков, закрывающих фары, и т.п., эти устройства должны убираться при включении световых приборов.

1.7. При отсутствии особых указаний ни один фонарь, предусмотренный настоящим стандартом, не должен работать в прерывистом режиме, за исключением указателей поворота и аварийной сигнализации.

(Введен дополнительно, Изм. N 4).

2. КОЛИЧЕСТВО, РАСПОЛОЖЕНИЕ, ЦВЕТ, УГЛЫ ВИДИМОСТИ

2.1. Фары дальнего света

2.1.1. На каждом транспортном средстве, кроме прицепов и полуприцепов, должно быть установлено не менее двух и не более четырех фар дальнего света.

Общее число фар должно быть четным.

(Измененная редакция, Изм. N 3).

2.1.2. Сила света всех фар дальнего света, горящих одновременно, не должна превышать 225000 кд.

2.1.3. Внешний край светового отверстия фары дальнего света должен быть расположен не ближе к плоскости бокового габарита транспортного средства, чем внешний край светового отверстия фары ближнего света.

2.1.4. Установка фар дальнего света не обязательна на транспортных средствах, расчетная максимальная скорость которых не превышает 40 км/ч.

2.1.5. Фары дальнего света должны излучать белый свет. Допускается применение фар с селективно-желтым светом.

2.2. Фары ближнего света

2.2.1. На каждом транспортном средстве, кроме прицепов и полуприцепов, должны быть установлены две фары ближнего света.

2.2.2. Расположение фар ближнего света на транспортном средстве должно соответствовать указанному на черт.1.

P004C

1. Размер 1200 max не распространяется на грузовые полноприводные автомобили и на колесные тракторы класса 2 т и выше, а также тягачи, разработанные на базе колесных тракторов.

2. Допускается уменьшение размера 600 min до 200 min для колесных тракторов класса 0,6-2,0 т.

3. Допускается увеличение размера 400 max до 700 max для колесных тракторов класса 1,4-2,0 т при обязательном соблюдении размера 400 мм для передних габаритных огней.

(Измененная редакция, Изм. N 2, 3, 4).

2.2.3. Фары ближнего света должны излучать белый свет. Допускается применение фар с селективно-желтым светом.

2.2.4. Фары ближнего света, устанавливаемые на транспортных средствах, проектирование которых началось с 01.01.86, должны быть видны в вертикальной и горизонтальной плоскостях в пределах углов видимости, указанных на черт.1а.

P005D

(Введен дополнительно, Изм. N 3, 4).

2.2.5. Для механических транспортных средств, за исключением колесных тракторов, проектирование которых начнется с 01.01.91, вертикальное направление лучей ближнего света, измеряемое в статических условиях и при всех условиях нагрузки, определенных в приложении 3, должно оставаться в пределах от минус 0,5% до минус 2,5% без ручной регулировки. В случае «порожнего транспортного средства» это вертикальное направление должно первоначально регулироваться от минус 1% до минус 1,5%. Для каждого типа транспортного средства предприятие-изготовитель должно указывать это первоначальное направление на табличке, устанавливаемой на каждом транспортном средстве.

Если указанное вертикальное направление обеспечивается при помощи устройства, регулирующего положение фары относительно транспортного средства, то в случае отказа этого устройства должна быть исключена возможность возвращения луча в положение более низкое, чем то, при котором произошел отказ данного устройства. Это условие должно обеспечиваться автоматически.

2.2.5.1. Допускается применение ручных регулировочных устройств непрерывного или ступенчатого действия, если предусмотрено исходное положение, обеспечивающее первоначальную регулировку фар в вертикальном направлении, указанном в п.2.2.5, с помощью обычных регулировочных винтов. Эти ручные регулировочные устройства должны приводиться в действие с места водителя.

2.2.5.2. На регулировочных устройствах непрерывного действия должны быть контрольные точки, указывающие основные условия нагрузки.

Источник

Государственный стандарт СССР ГОСТ 8769-75 (СТ СЭВ 4122-83) «Приборы внешние световые автомобилей, автобусов, троллейбусов, тракторов, прицепов и полуприцепов. Количество, расположение, цвет, углы видимости» (утв. постановлением Госстандарта СССР от 18 июля 1975 г. N 1857) (с изменениями и дополнениями)

Информация об изменениях:

Изменением N 4, утвержденным постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 27 июня 1990 г. N 1930, в настоящий ГОСТ внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 1991 г.

Государственный стандарт Союза ССР ГОСТ 8769-75* (СТ СЭВ 4122-83)
«Приборы внешние световые автомобилей, автобусов, троллейбусов, тракторов, прицепов и полуприцепов. Количество, расположение, цвет, углы видимости»
(утв. постановлением Госстандарта СССР от 18 июля 1975 г. N 1857)

С изменениями и дополнениями от:

External bighting equipment for autocars, tractors, trailers and motor-vehicles. Number, location, colour, visibility

Срок введения установлен с 1 января 1976 г.

Взамен ГОСТ 8769-69

Проверен в 1995 г. Постановлением Госстандарта

от 22 ноября 1985 г. N 3657

Срок действия продлен до 1 января 1991 г.

ГАРАНТ:

Согласно приказу Росстандарта от 17 марта 2014 г. N 150-ст действие настоящего ГОСТа прекращено на территории РФ с 1 января 2015 г. в части требований к машинам и прицепам для сельского и лесного хозяйства в связи с введением в действие ГОСТ 32431-2013

Настоящий стандарт распространяется на внешние световые приборы механических транспортных средств, прицепов и полуприцепов, максимальная скорость которых превышает 25 км/ч, предназначенных для перевозки людей и грузов по дорогам общей сети СССР.

Стандарт не распространяется на внешние световые приборы мотоциклов, мотороллеров и мопедов.

Стандарт соответствует СТ СЭВ 4122-83 в части углов видимости внешних сигнальных фонарей (см. справочное приложение 2).

Все требования настоящего стандарта являются обязательными

1. Общие требования

1.1. К внешним световым приборам следует относить**:

фары дальнего света;

фары ближнего света;

передние фонари (габаритные огни, указатели поворота категории 1, 1а и 1б, стояночные огни);

задние фонари (габаритные огни, указатели поворота категорий 2а и 2б, сигналы торможения категорий S_1 и S_2, огни заднего хода, стояночные огни, противотуманные огни);

боковые фонари (боковые указатели поворота категорий 3, 4 и 5, стояночные огни);

фонарь освещения номерного знака;

дополнительные фары (прожекторы, фары-искатели и т.п.);

опознавательный знак (фонарь) автопоезда.

(Измененная редакция, Изм. N 2, 3).

1.2. Допускаются следующие конструктивные объединения двух или более из перечисленных приборов при условии соответствия каждого прибора в отдельности требованиям настоящего стандарта и стандартов на приборы конкретного типа.

всех передних световых приборов;

всех задних световых приборов, за исключением световозвращателей для прицепов и полуприцепов.

заднего габаритного огня с фонарем освещения номерного знака;

переднего и заднего стояночного огней в боковых стояночных огнях.

передних световых приборов;

заднего габаритного и стояночного огней;

сигнала торможения и заднего габаритного огня;

заднего габаритного огня и заднего противотуманного огня;

заднего габаритного огня и заднего световозвращателя первой и второй категорий ГОСТ 20961-75;

заднего стояночного огня и заднего световозвращателя первой и второй категорий ГОСТ 20961-75.

1.3. Все световые приборы, за исключением боковых световозвращателей, должны быть установлены на транспортном средстве таким образом, чтобы их оси отсчета были параллельны опорной плоскости транспортного средства и средней продольной вертикальной плоскости транспортного средства с погрешностью не более +- 3°.

1.4. Световые приборы, выполняющие одну и ту же функцию на транспортном средстве, при парной установке должны быть размещены симметрично относительно вертикальной средней продольной плоскости транспортного средства. Допускается несимметричное расположение фар ближнего света, если это не снижает безопасность движения.

Для транспортных средств, выполненных конструктивно асимметричными относительно средней продольной плоскости, допускается асимметричное размещение световых приборов относительно этой плоскости.

1.5. Высоту расположения внешних световых приборов, устанавливаемых на транспортных средствах, следует проверять на ровной горизонтальной площадке, имеющей твердое покрытие. Транспортное средство должно быть без нагрузки, в снаряженном состоянии, без водителя.

Углы геометрической видимости и линейные размеры следует измерять от освещающей поверхности светового прибора.

1.4, 1.5. (Измененная редакция, Изм. N 3).

1.6. На транспортном средстве не должно быть каких-либо устройств, закрывающих при его движении осветительные приборы в пределах углов видимости, установленных данным стандартом. При наличии таких устройств, например, декоративных щитков, закрывающих фары, и т.п., эти устройства должны убираться при включении световых приборов.

1.7 При отсутствии особых указаний ни один фонарь, предусмотренный настоящим стандартом, не должен работать в прерывистом режиме, за исключением указателей поворота и аварийной сигнализации.

2. Количество, расположение, цвет, углы видимости

2.1. Фары дальнего света

2.1.1. На каждом транспортном средстве, кроме прицепов и полуприцепов, должно быть установлено не менее двух и не более четырех фар дальнего света.

Общее число фар должно быть четным.

(Измененная редакция, Изм. N 3).

2.1.2. Сила света всех фар дальнего света, горящих одновременно, не должна превышать 225000 кд.

2.1.3. Внешний край светового отверстия фары дальнего света должен быть расположен не ближе к плоскости бокового габарита транспортного средства, чем внешний край светового отверстия фары ближнего света.

2.1.4. Установка фар дальнего света не обязательна на транспортных средствах, расчетная максимальная скорость которых не превышает 40 км/ч.

2.1.5. Фары дальнего света должны излучать белый свет. Допускается применение фар с селективно-желтым светом.

2.2. Фары ближнего света

2.2.1. На каждом транспортном средстве, кроме прицепов и полуприцепов, должны быть установлены две фары ближнего света.

2.2.2. Расположение фар ближнего света на транспортном средстве должно соответствовать указанному на черт. 1.

1. Размер 1200 max не распространяется на грузовые полноприводные автомобили и на колесные тракторы класса 2 т и выше, а также тягачи, разработанные на базе колесных тракторов.

2. Допускается уменьшение размера 600 min до 200 min для колесных тракторов класса 0,6-2,0 т.

3. Допускается увеличение размера 400 max до 700 max для колесных тракторов класса 1,4-2,0 т при обязательном соблюдении размера 400 мм для передних габаритных огней.

2.2.3. Фары ближнего света должны излучать белый свет. Допускается применение фар с селективно-желтым светом.

2.2.4. Фары ближнего света, устанавливаемые на транспортных средствах, проектирование которых началось с 01.01.86, должны быть видны в вертикальной и горизонтальной плоскостях в пределах углов видимости, указанных на черт. 1а.

(Введен дополнительно, Изм. N 3).

2.2.5. Для механических транспортных средств, за исключением колесных тракторов, проектирование которых начнется с 01.01.91, вертикальное направление лучей ближнего света, измеряемое в статических условиях и при всех условиях нагрузки, определенных в приложении 3, должно оставаться в пределах от минус 0,5 до минус 2,5% без ручной регулировки. В случае «порожнего транспортного средства» это вертикальное направление должно первоначально регулироваться от минус 1 до минус 1,5%. Для каждого типа транспортного средства предприятие-изготовитель должно указывать это первоначальное направление на табличке, устанавливаемой на каждом транспортном средстве.

Если указанное вертикальное направление обеспечивается при помощи устройства, регулирующего положение фары относительно транспортного средства, то в случае отказа этого устройства должна быть исключена возможность возвращения луча в положение более низкое, чем то, при котором произошел отказ данного устройства. Это условие должно обеспечиваться автоматически.

2.2.5.1. Допускается применение ручных регулировочных устройств непрерывного или ступенчатого действия, если предусмотрено исходное положение, обеспечивающее первоначальную регулировку фар в вертикальном направлении, указанном в п. 2.2.5, с помощью обычных регулировочных винтов. Эти ручные регулировочные устройства должны приводиться в действие с места водителя.

2.2.5.2. На регулировочных устройствах непрерывного действия должны быть контрольные точки, указывающие основные условия нагрузки.

2.2.5.3. Регулировочные устройства ступенчатого действия должны иметь такое число ступеней, чтобы, начиная с первоначального значения вертикального направления, находящегося между 1 и 1,5%, оно могло обеспечить все значения, находящиеся в пределах от 0,5 до 2,5% для всех условий нагрузки, определенных в приложении 3. Условия нагрузки для каждой ступени должны быть ясно указаны около привода управления.

2.3. Противотуманные фары

2.3.1. На каждом механическим транспортном средстве допускается установка спереди двух противотуманных фар. Для туристских и горных автобусов установка противотуманных фар обязательна.

2.3.2. Расположение противотуманных фар на транспортном средстве должно соответствовать указанному на черт. 2.

Ни одна точка светового отверстия противотуманной фары не должна находиться выше верхней точки светового отверстия фары ближнего света.

2.3.4. Противотуманные фары должны излучать белый или селективно-желтый свет, но одинаковый для обеих фар, установленных на транспортном средстве.

2.4. Фонари заднего хода

2.4.1. На каждом транспортном средстве рекомендуется установка одного или двух фонарей заднего хода. На механических транспортных средствах, проектирование которых начнется после 1 января 1986 г., кроме сельскохозяйственных тракторов, и автобусах установка фонарей заднего хода обязательна.

2.4.2. Расположение фонарей заднего хода должно соответствовать указанному на черт. 4.

2.4.3. Фонарь заднего хода должен быть виден в вертикальной и горизонтальной плоскостях в пределах углов видимости, указанных на черт. 5.

При установке двух фонарей заднего хода угол 45° обязателен только во внешнюю сторону, во внутреннюю сторону угол должен быть 30°.

Примечание. Для фонарей заднего хода угол видимости в вертикальной плоскости (вниз) должен быть 5°.

2.4.1-2.4.3. (Измененная редакция, Изм. N 3).

2.4.4. Фонари заднего хода должны излучать белый свет.

2.5. Габаритные огни (фонари)

2.5.1. На каждом механическом транспортном средстве должны быть установлены по два габаритных фонаря спереди и сзади. Прицепы и полуприцепы должны иметь два габаритных фонаря сзади.

Прицепы и полуприцепы шириной более 1,6 м должны иметь два габаритных фонаря спереди. На прицепах и полуприцепах шириной 1,6 м и менее, а также на прицепах грузовых автомобилей, проектирование которых было начато до 01.01.87, и прицепах легковых автомобилей, проектирование которых начато до 01.01.91, передние габаритные фонари допускается не устанавливать. Расстояние от точки освещающей поверхности, «Наиболее удаленной от продольной плоскости симметрии, до края габаритной ширины транспортного средства не должно превышать 150 мм.

Автобусы и троллейбусы должны иметь дополнительно спереди и сзади по два верхних габаритных фонаря, если их ширина превышает 2,1 м.

(Измененная редакция, Изм. N 2, 3).

2.5.2. На прицепах-роспусках и полуприцепах-роспусках, имеющих выступающее за задний габарит дышло на длину более 1500 мм, должен быть установлен дополнительно один задний габаритный фонарь, расположенный на конце дышла в продольной плоскости симметрии прицепа (или полуприцепа).

(Измененная редакция, Изм. N 2).

2.5.3. Размещение передних габаритных огней на механическом транспортном средстве и задних габаритных огней на транспортном средстве должно соответствовать указанному на черт. 6. Верхние габаритные огни должны быть расположены возможно ближе к краям габаритной ширины транспортного средства, на наибольшей высоте, соответствующей требованиям к размещению по ширине и симметричности огней.

1. Допускается увеличение размера 400 max до 700 max для седельных тягачей, самосвалов, прицепов-роспусков, прицепов (полуприцепов) с раздвигающейся по ширине платформой, колесных тракторов и тягачей, разработанных на базе колесных тракторов.

3. Допускается уменьшение размера 600 min до 400 min для задних габаритных огней, если габаритная ширина транспортного средства меньше 1300 мм.

2.5.4. Передние и задние габаритные фонари должны быть видны в вертикальной и горизонтальной плоскостях в пределах углов, указанных на черт. 8. Передние и задние верхние габаритные фонари должны быть видны в вертикальной и горизонтальной плоскостях в пределах углов, указанных на черт. 8а.

1. Для стояночных огней угол видимости в горизонтальной плоскости вперед и назад (наружу) должен быть 45°.

2. Вертикальный угол вниз от горизонтали может быть уменьшен до 5°, если высота расположения огня не превышает 750 мм.

(Измененная редакция, Изм. N 3).

2.5.5. На прицепах и полуприцепах, предназначенных для перевозки грузов, превышающих габарит прицепа (полуприцепа) по ширине на величину более 250 мм и (или) задний габарит по длине более чем на 2500 мм (кроме прицепов-роспусков), должна быть предусмотрена возможность подключения дополнительных фонарей, устанавливаемых на грузе и определяющих его габарит по ширине и (или) по длине.

2. Допускается уменьшение размера 600 min до 400 min, если габаритная ширина транспортного средства меньше 1300 мм.

2.6. Сигналы торможения

2.6.1. На каждом транспортном средстве должны быть установлены два сигнала торможения.

2.6.2. Размещение сигналов торможения на транспортном средстве должно соответствовать указанному на черт. 9.

(Измененная редакция, Изм. N 2, 3).

2.6.3. Сигнал торможения должен быть виден в вертикальной и горизонтальной плоскостях в пределах углов видимости, указанных на черт. 5.

При установке сигнала торможения ниже чем 750 мм над уровнем дороги угол видимости в вертикальной плоскости вниз может быть уменьшен до 5°.

(Измененная редакция, Изм. N 3).

2.6.4. Цвет сигналов торможения должен быть красный.

2.7. Указатели поворота

2.7.1. На каждом механическом транспортном средстве спереди и сзади, а на прицепах и полуприцепах только сзади должно быть установлено по два указателя поворота.

2.7.2. На механических транспортных средствах длиной более 6 м, седельных тягачах, а также балластных тягачах и автомобилях, предназначенных для буксировки прицепов, должны быть установлены боковые повторители указателей поворота, по одному с каждой стороны. Допускается установка боковых повторителей указателей поворота и на других транспортных средствах.

На механических транспортных средствах, проектирование которых началось с 01.01.86, установка боковых указателей поворота обязательна.

2. Допускается увеличение размера 1800 max до 2500 max, если соблюдение минимальных углов видимости невозможно вследствии конструкции транспортного средства.

2.7.2, 2.7.3. (Измененная редакция, Изм. N 3).

2.7.4. Расстояние внешнего края световых отверстий задних указателей поворота от плоскости бокового габарита транспортного средства не должно превышать расстояние внешнего края световых отверстий соответствующих задних габаритных фонарей от плоскости бокового габарита транспортного средства более чем на 50 мм.

Если вертикальное расстояние между соответствующими указателем поворота и габаритным огнем превышает 300 мм, их взаимное расположение настоящим стандартом не устанавливается.

Примечание. Вертикальный угол вниз от горизонтали может быть уменьшен до 5°, если высота расположения огня не превышает 750 мм.

(Измененная редакция, Изм. N 3).

2.7.6. Углы видимости на черт. 11 должны быть обеспечены в составе автомобильного или тракторного поезда со штатным прицепом или полуприцепом.

2.7.7. Цвет передних и задних указателей поворота, а также боковых повторителей указателей поворота должен быть оранжевый.

2.7.8. Аварийная сигнализация (одновременная работа всех указателей поворота, включая боковые повторители) рекомендуется для всех транспортных средств. На механических транспортных средствах, проектирование которых начато после 1 января 1986 г., и автобусах аварийная сигнализация обязательна.

При включении аварийного сигнала на механических транспортных средствах, предназначенных для буксировки прицепов и полуприцепов, должны одновременно включаться указатели поворота прицепа, полуприцепа.

(Измененная редакция, Изм. N 3).

2.8. Фонарь освещения номерного знака

2.8.1. На каждом транспортном средстве должны быть установлены один или несколько фонарей освещения таблицы заднего номерного знака.

Допускается не устанавливать фонари освещения номерного знака на троллейбусы, на которых не предусмотрена установка номерных знаков.

2.8.2. Фонарь освещения номерного знака должен излучать белый свет.

2.9. Стояночные огни

2.9.1. Установка специальных стояночных огней на транспортном средстве необязательна. Функцию стояночных огней могут выполнять габаритные огни. Стояночный огонь может устанавливаться только на механических транспортных средствах длиной не более 6 м и шириной не более 2 м.

(Измененная редакция, Изм. N 3).

2.9.2. Стояночные огни следует устанавливать по два спереди и сзади транспортного средства или по одному двухстороннему на каждой его боковой поверхности.

2.10. Задние противотуманные фонари

2.10.1. На транспортных средствах может быть один или два противотуманных огня.

На механических транспортных средствах, проектирование которых начнется с 01.01.91, должны быть предусмотрены один или два противотуманных фонаря. Установка противотуманных фонарей на колесных тракторах необязательна.

2.10.2. Размещение противотуманных огней на транспортном средстве должно соответствовать указанному на черт. 13.

2.10.3. Цвет задних противотуманных огней должен быть красный.

2.10.4. Расстояние между освещающей поверхностью заднего противотуманного фонаря и освещающей поверхностью сигнала торможения должно составлять не менее 100 мм.

2.10.5. Задние противотуманные фонари должны быть видны в горизонтальной и вертикальной плоскостях в пределах углов, указанных на черт. 13а.

(Измененная редакция, Изм. N 3).

2.10.4, 2.10.5. (Введены дополнительно, Изм. N 3).

2.11.1. На каждом транспортном средстве сзади должны быть установлены два световозвращателя:

2.11.2. На прицепах-роспусках и полуприцепах-роспусках, имеющих выступающее за задний габарит дышло на длину более 1500 мм, должен быть установлен дополнительно один задний световозвращатель первой категории, расположенный на конце дышла в продольной плоскости симметрии прицепа (полуприцепа).

(Измененная редакция, Изм. N 2).

2.11.3. Прицепы и полуприцепы должны иметь спереди два световозвращателя первой категории.

(Измененная редакция, Изм. N 3).

2.11.4. На механических транспортных средствах длиной более 6 м, а также на прицепах и полуприцепах, проектирование которых начнется с 01.01.91, на каждой боковой стороне должны быть предусмотрены боковые световозвращатели.

Допускается установка боковых световозвращателей на механических транспортных средствах длиной менее 6 м, прицепах и полуприцепах.

Количество боковых световозвращателей на каждой боковой стороне транспортного средства должно быть таким, чтобы выполнялись правила размещения по длине:

В случае, если невозможно разместить два или более световозвращателя, то по крайней мере один световозвращатель должен быть установлен в средней трети длины транспортного средства.

Информация об изменениях:

2.11.6. Размещение передних и задних световозвращателей, а также высота установки боковых световозвращателей на транспортном средстве должны соответствовать указанным на черт. 14.

1. Допускается увеличение размера 400 max до 700 max для седельных тягачей, прицепов-роспусков, колесных тракторов и тягачей, разработанных на базе колесных тракторов.

2. Допускается уменьшение размера 600 min до 400 min, если габаритная ширина транспортного средства меньше 1300 мм.

4. Для прицепов и полуприцепов, проектирование которых началось с 01.01.80, расстояние между плоскостью бокового габарита и краем освещающей поверхности переднего световозвращателя должно быть не более 150 мм.

2.11.7. Высоту установки передних световозвращателей на прицепах и полуприцепах следует определять, предварительно отцепив прицеп или полуприцеп от тягача.

(Измененная редакция, Изм. N 2).

2.11.8. Передние и задние, а также боковые (передние и задние) световозвращатели должны быть видны в пределах углов, указанных на черт. 16 и 17. Боковые световозвращатели должны быть видны в вертикальной плоскости в пределах углов +- 15° от оси отсчета.

Угол видимости в вертикальной плоскости вниз от оси отсчета может быть уменьшен до 5°, если высота расположения световозвращателя не превышает 750 мм.

Ось отсчета бокового световозвращателя должна быть параллельна опорной плоскости и перпендикулярна к средней продольной вертикальной плоскости транспортного средства.

Углы видимости передних световозвращателей на прицепах и полуприцепах следует определять, предварительно отцепив прицеп или полуприцеп от тягача.

(Измененная редакция, Изм. N 2, 3).

2.12. Опознавательный знак (фонари) автопоезда

2.12.1. На грузовых автомобилях, предназначенных для эксплуатации с прицепами грузоподъемностью 0,75 т и выше и полуприцепами, а также на колесных тракторах класса 3 т и выше должен быть установлен опознавательный знак автопоезда, состоящий из трех фонарей. Знак автопоезда должен быть установлен на колесных тракторах класса 1,4 т и выше, проектирование которых началось с 01.01.86

Допускается установка на колесные тракторы опознавательного знака автопоезда в виде равностороннего треугольника желтого цвета (сторона 250 мм) с устройством для внутреннего освещения.

(Измененная редакция, Изм. N 2, 3).

2.12.2. Фонари опознавательного знака должны быть установлены в одной плоскости на крыше кабины или других деталях, закрепляемых на крыше.

2.12.3. Оптическая ось среднего фонаря должна располагаться в средней продольной вертикальной плоскости механического транспортного средства или кабины водителя (при асимметричном расположении кабины). Крайние фонари должны располагаться симметрично среднему. Расстояние между оптическими осями фонарей должно быть не менее 150 мм и не более 300 мм.

2.12.4. Фонари опознавательного знака должны быть видны в горизонтальной плоскости в пределах углов 80° влево и вправо относительно средней продольной вертикальной плоскости транспортного средства, а в вертикальной плоскости в пределах углов 5° вверх и 15° вниз относительно горизонтальной плоскости.

2.12.5. Цвет фонарей опознавательного знака автопоезда должен быть оранжевый.

2.12.4, 2.12.5. (Введены дополнительно, Изм. N 1).

2.13. Дополнительный сигнал торможения

2.13.1. На легковых автомобилях и автобусах допускается установка одного или двух дополнительных сигналов торможения.

2.13.2. Дополнительные сигналы торможения устанавливаются за задним стеклом механического транспортного средства на высоте 1150-1400 мм.

2.13.3. Дополнительный сигнал торможения должен быть виден в вертикальной и горизонтальной плоскостях в пределах минимально допустимых углов, указанных на черт. 5.

2.13.4. Цвет дополнительных сигналов торможения должен быть красный.

2.13-2.13.4. (Введены дополнительно, Изм. N 3).

* Переиздание (апрель 1986 г.) с Изменениями N 1, 2, 3, утвержденными в марте 1977 г., декабре 1981 г., ноябре 1985 г. (ИУС 3-77, 4-82, 2-86).

** Термины, применяемые в стандарте, и их определения приведены и справочном приложении 1.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Государственный стандарт СССР ГОСТ 8769-75 (СТ СЭВ 4122-83) «Приборы внешние световые автомобилей, автобусов, троллейбусов, тракторов, прицепов и полуприцепов. Количество, расположение, цвет, углы видимости» (утв. постановлением Госстандарта СССР от 18 июля 1975 г. N 1857)

Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Госстандарта РФ, Издательство стандартов, 1986 г.

Взамен ГОСТ 8769-69

Проверен в 1995 г. постановлением Госстандарта от 22 ноября 1985 г. N 3657

Срок действия продлен до 1 января 1991 г.

Переиздание (апрель 1986 г.) с Изменениями N 1, 2, 3, утвержденными в марте 1977 г., декабре 1981 г., ноябре 1985 г. (ИУС 3-77, 4-82, 2-86)

Согласно приказу Росстандарта от 17 марта 2014 г. N 150-ст действие настоящего ГОСТа прекращено на территории РФ с 1 января 2015 г. в части требований к машинам и прицепам для сельского и лесного хозяйства в связи с введением в действие ГОСТ 32431-2013

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Изменение N 4, утвержденное постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 27 июня 1990 г. N 1930

Изменения вступают в силу с 1 января 1991 г.

Источник

Оцените статью
Avtoshod.ru - все самое важное о вашем авто