Гоночный шлем для автомобиля

ЛИКБЕЗ \\ Шлемы

368472u 100

90535eu 960

Современный гоночный шлем – в простонародье – «каска» или «шапка» или даже «кепка» — уже давно стал основой защитной экипировки гонщика. Далеко не все пилоты и штурманы на тренировках облачаются в полную амуницию – одевают, например, комбинезоны и тем более несгораемое белье – но без шлема садятся в каркашенные автомобили только полные отморозки. Защищать голову, понятное дело, необходимо – в перерывах между гонками раллисты в нее едят и пьют, а иногда ей даже думают, где взять деньги на следующую гонку.

50535eu 960

Первые твердые шлемы появились в двадцатых годах прошлого века. На фото — знаменитый шлем для чемпиона мира 1952 и 1953 года Альберто Аскари. Его сделал…известный лондонский шляпник – слой мягкой резины на кожаной подложке, матерчатые контуры для защиты ушей и кожаный ремешок – всего 667 грамм. Авиационные очки, надетые поверх шлема и использовавшиеся прежде в американских ВВС, разработала компания Polaroid.

d0535eu 960

Вообще же шлемы бывают… разные! Настолько разные, что порой диву даешься. В автоспорте используются главным образом омологированные модели, получившие одобрение FIA для использования именно в автомобильном спорте. Для некоторых «первенств водокачки» подходят и шлема с «общедорожной» сертификацией Евросоюза, однако серьезный пилот подобное изделие себе на голову не наденет никогда – большинство таких «касок» банально неудобны, о безопасности вообще не стоит и говорить.

30535eu 960

Далеко не на последнем месте у профессиональных пилотов – дизайн гоночного шлема. Например, Виталий Петров для своей первой гонки в «Формуле-1» замутил себе такую модную каску! Кстати, здесь есть и технические тонкости – красить шлем можно только специальными лаками и красками, не поддерживающими горение! Иначе от огнезащитных свойств не останется и следа. А еще ни в коем случае нельзя закрашивать омологационную наклейку – на шлеме Петрова она прямо под Спасской башней.

b0535eu 960

По конструкции «головная обувь» бывает открытой (JET) или закрытой («интеграл»). В ралли чаще всего предпочитают первый вариант – он позволяет пить (и курить, во как) на перегонах, не снимая шлема, но пилоты, опасающиеся приложиться подбородком об руль, ездят в «интегралах».

70535eu 960

Шлемы делают из пластика или карбона. Карбоновые (от 2000 до 5000 евро!) – гораздо дороже пластиковых (от 400 до 1500 евро), но зато намного легче. На длительных гонках это – неоспоримое преимущество, потому что так гораздо меньше устает шея и голова.

f0535eu 960

Почти все современные шлемы для автоспорта имеют клипсы для соединения с системой защиты шеи HANS – такой «ошейник» запихивается под ремень безопасности и пристегивается к шлему маленькими ремешками. В итоге пилот фактически не может повернуть голову на большой угол, зато при аварии минимизируется риск повреждения шейного отдела позвоночника.

8535eu 960

Важнейшая часть раллийного шлема – «переговорка» или «интерком» — система из наушников, микрофонов, проводов и электронного блока усиления звука, позволяющая пилоту и штурману нормально общаться в ревущем гоночном автомобиле. Надежность такой системы должна быть на высшем уровне, ведь не дай бог пилот не услышит хоть слово в стенограмме – беды не миновать.

88535eu 960

Под шлем гонщики в обязательном порядке надевают несгораемый подшлемник, тоже омологированный FIA. Кроме гигиенических функций, он защищает от огня шею пилота между шлемом и комбинезоном.

48535eu 960

На ралли-рейдах и длительных кольцевых гонках, кстати, пьют и прямо во время заездов – для этого в шлемы вставлены специальные трубочки. В кокпите в безопасном месте крепится такой пластиковый резервуар, как на фото, трубка, вставленная через шлем прямо в рот пилоту, соединяется с трубкой на резервуаре – и вуаля, можно пить! Наливают в резервуар жидкость, хорошо утоляющую жажду и при этом – хоть в какой-то мере восполняющую затраченную пилотом энергию.

Источник

В «Ф-1» еще с гибели Айртона Сенны в 1994-м помешаны на безопасности: система гало, поддержка шеи и головы HANS для пилотов, многочисленные зоны вылета на трассах и новейшие барьеры тек-про, а также огромное количество структур жесткости в самих машинах. Конечно, не все случаи и возможные инциденты можно предусмотреть: Жюль Бьянки все равно погиб после лобового столкновения с трактором на Гран-при Японии в 2014-м, а Антуан Юбер из «Ф-2» угодил в Бельгии в ситуацию, в которой никакие технологии бы не спасли.

Гоночные шлемы с 94-го довели до невероятного уровня безопасности: даже девайс десятилетней давности обязан был выдерживать действие силой 14 кН не менее 5 секунд (давление примерно 1400 кг), растягивающую нагрузку в 3,5 кН, падение 5-килограммового груза на скорости 9,5 м/с, а при проникающем ударе 4 килограммового груза под углом 60 градусов деформация должна уложиться в пределы 15 мм – и это при воздействии силы в 10 кН!

Итак, что же внутри?

11e1821d011ebaaedc9945a5493a4

Очень много специального плотного пенопласта – не меньше пяти сантиметров. Он нужен специально для защиты головы и поглощения кинетической энергии – чтобы противостоять сотрясениям мозга в случае сильных ударов.

9e73021d111ebb4afd88e8b7aa0ca

Сверху все покрыто карбоном – для гоночных шлемов разработаны 17 составов углепластика! Но обычно конкретный тип из них выбирает команда с учетом необходимых свойств для аэродинамики.

6914621d111eb90dbf2c937c7c45b

Здесь можно увидеть подробнее: за несколькими миллиметрами карбона следует несколько миллиметров кевлара – обычно этот материал используют в производстве бронежилетов. Он способен проминаться, поглощая ударную нагрузку, а затем возвращать себе изначальную форму. Это очень важно – из-за вероятности получения многочисленных ударов по ходу заезда в разное время.

03a7221d111eb90dbf2c937c7c45b

Вот как выглядит кевларовый слой под пенопластом.

21ce821d111eb8151d88e8b7aa0ca

А это – пенопласт отдельно.

Вот такие составляющие «бутерброда», гарантирующие гонщикам «Ф-1» настолько невероятный уровень безопасности.

При этом самые современные шлемы стали еще круче – в 2019-м регламент ФИА еще сильнее ужесточили. Теперь конструкция должна выдерживать попадание 225-граммового предмета на скорости в 250 км/ч, падение 10-килограммового предмета с высоты 5,1 м (реконструкция возможной ситуации с оторванным в аварии колесом) и полностью гасить проникающее воздействие четырех килограммов, падающих со скоростью 7,7 км/с. Также шлем обязан без повреждений переносить воздействие открытого пламени температурой 790 градусов Цельсия, а стекло визора – отражать выстрел дробью массой 1,2 грамма из пневматического ружья.

Источник

История дизайна моего гоночного шлема

sk1iMBNhBAfioaKuhugQ839AfVA 100

Вот и состоялся мой гоночный дебют на этапе РСКГ в классе S1600 за команду LADA Sport ROSNEFT. В одной из прошлых статей я рассказывал вам о том, во сколько пилотам обходится полная гоночная экипировка. Однако мне пришлось потратиться еще сильнее, так как я заказал для себя особый дизайн гоночного шлема.

Гоночный шлем довольно интимная вещь, большинство профессиональных спортсменов практически не меняют дизайн на протяжении всей карьеры, но вот Себастьян Феттель в начале своих выступлений в Формуле 1 не стеснялся менять его к каждой гонке. Фернандо Алонсо собирает коллекцию, в которую недавно попал даже шлем Никиты Мазепина, а Льюис Хэмилтон долгое время ездил в шлеме в цветах Айртона Сенны – своего кумира.

Я давно мечтал иметь свой собственный шлем и как только он у меня появился, я сразу стал думать о том, как придать ему индивидуальности.

z1flAJkN6J3BNxZHNltNOL bnuk 960

Идея
У меня в целом было довольно четко сформированная идея о том, как я хочу, чтобы выглядел мой шлем, оставалось только найти того, кто сможешь перенести это на его поверхность.

Гонщик Александр Дударев, который помогал мне с выбором шлема, посоветовал трех художников.

В целом качество работ всех троих выглядело потрясающе, но я сразу выделил одного – Анатолия Нескучаева, но что забавно – он первым из списка и выпал, сославшись на загрузку аж до августа. Но спустя пару недель, он выложил у себя в инстаграме фотографию красного шлема, который выглядел именно так, как я себе представлял идеальный шлем, разве что цвет был не совсем мой. Я решил написать ему еще раз, и мне повезло, что кто-то из клиентов не успел прислать ему шлем из другого города и я попал в «окно».

wK8BJF2KUDQlA1GEoVfAZLQ9Khw 960

Цвет однозначно должен был быть зеленым. Во-первых это мой любимый цвет, а во вторых легендарный British Racing Green уступает разве что итальянскому красному в узнаваемости гоночных автомобилей. Я очень хотел чтобы дизайн был классическим и минималистичным, мне не нравятся острые линии, которые используют современные гонщики, поэтому я просил сделать линии боле плавными и я хотел чтобы было всего два базовых цвета без лишних узоров. Так получилось не сразу, первые эскизы Анатолия были довольно перегруженными, но постепенно я смог донести до него свою мысль и получить то, что я и хотел увидеть.

Почему грузинский флаг
Многие гонщики используют флаги или национальные цвета в раскрасках своих гоночных шлемов, но эталоном этот вопросе на мой взгляд является Дэвид Култхард. Шотландец использовал синий с белым крестом шлем, но поскольку на флаге Шотландии используется андреевский крест в форме буквы X, шлем Дэвида напоминал Гонщика-Икс из культового мультсериала «Спиди Гонщик».

WdNfQTVkd6iM9E6K2azEpHHe4MM 960

Почему я выбрал Грузинский Флаг? Честно говоря у меня нет однозначного ответа на этот вопрос. Несмотря на то, что я родился и вырос в Москве и очень далек от Грузии, все равно испытываю симпатию к этой стране, да и красный флаг, в основе которого лежит буквально тот же георгиевский крест, что у флага Англии, мне нравится чисто эстетически и отлично вписался в дизайн шлема.

q4axqmIbzRhFcIaocMsxmkW l40 960

Кто такой Марвин?
Еще одна «фишка», которая мне нравится у гонщиков – это небольшой логотипчик, который изображают на задней части шлема. У Риккьярдо, например, там был изображен медоед, а Квят изобразил себя сидя на торпеде, после того, как его наградил этим прозвищем Себастьян Феттель после инцидента в Китае в 2016 году. Кими Райкконену, после того, как ему пытались запретить выступать в шлеме с отсылкой к Джеймсу Ханту, чтобы это не было рекламой фильма «Гонка» 2013 года, советовали изобразить там Берни Экклстоуна.

XVjXviL2EuWNlVWIzf1QzQp5At0 960

pMZYK7eE9voVE9SoWrie6 Ruoig 960

Марвин, которого выбрал я, это персонаж моей любимой книги «Автостопом по галактике» а точнее его киноверсия. Марвин – маниакально-депрессивный робот, который против своей воли ввязывается в путешествие через всю вселенную, а озвучивал его в оригинале Алан Рикман, более знакомый по роли профессора Снегга в экранизации другой британской книги – Гарри Поттера.

f0Q1eiYCNAHGlrYK fFzD6h8FBY 960

А надпись Don`t Panic (без паники) красовалась на задней стороны того самого путеводителя, о котором идет речь в книге, ведь не паниковать – главное, что нужно делать в любой ситуации. Пусть это будет лозунгом моих выступлений).

Как создается дизайн шлема?
Поскольку я не художник и доверил творить дизайн моего шлема профессионалу, то предоставлю слово Анатолию:

Работа с заказчиком всегда начинается с его пожеланий. С каких-то базовых вещей, вроде цветовой гаммы и общей темы. Далее я делаю компьютерные эскизы. Когда-то наброски шлемов художником делались от руки, но сейчас все от этого отказались: в цифре можно показать шлем сразу с нескольких ракурсов, да и заказчики привыкли получать эскизы в таком виде.

В любом случае компьютерное изображение точнее передает окончательный вид, хотя графические редакторы до сих пор не могут дать представление о том, как станут распределяться блики, или отобразить сложные, переливающиеся цвета.

plh6h3 YEkmSvHd6Fh52 43XYWU 960

Конечно, у меня есть амбиции как у художника, мне хочется привнести в дизайн шлема и что-то свое. Но в нашем деле я придерживаюсь мнения, что пожелания клиента превыше всего и стараюсь никогда не спорить. В случае с Ману, конечный вид шлема оказался проще, чем я изначально предлагал. Это не похоже на то, что предпочитает большинство заказчиков: сейчас наблюдается тенденция делать рисунок, напротив, сложнее.

Затем начинается уже техническая часть. Я разбираю шлем и обрабатываю его поверхность. Этот процесс называется матированием, то есть поверхность должна стать матовой. На нее уже наносится базовый цвет шлема. Иногда это хром, и тогда я отдаю шлем для хромирования моим партнерам.

qR86nX9Qw3qbfSvdgonNo h sdU 960

Ну а затем слой за слоем наносится рисунок. Иногда используются трафареты, например так создавалось изображение робота на задней части шлема Ману. Иногда для проведения точной границы достаточно использовать скотч. Ну а плавные градиенты – это уже ручная работа аэрографом.

W CANxh7WNqzXJexq ARTYEEZU 960

В самом конце – передача шлема заказчику. Я стараюсь делать это лично. Почти всегда мне приходится наблюдать положительные эмоции, и именно это меня более всего вдохновляет.

Источник

Оцените статью
Avtoshod.ru - все самое важное о вашем авто