Где собирают мотоциклы ямаха

Музей Yamaha и F1

6d8126as 100

Мото и автоэнтузиастам посвящается…

Закрывая тему с Японией апреля 2009, оставил кое что интересное на закуску ).
В городе Ивата, есть главный мото завод компании Ямаха. Заводов у нее много, а там главный завод и штаб квартира.
Как полагается компании с богатой историей и гордящейся собою, там есть музей.
Да не простой, а в форме отдельного здания и на двух этажах. Маааалую его часть постараюсь осветить в контексте ресурса этого.
Ну, прежде всего самая история компании…

5afa09u 480

Самый первый мотик, YA-1

dafa09u 480

Представляете, что на момент зарождения Ямаха Мотор (более 50и лет назад) в Японии было порядка 170 подобных производств?

Не в тему авто но все же этот подвесной мотор в 350 сил впечатляет… Особенно на фоне одной из первых моделей компании…

3afa09u 480

bafa09u 480

Вот она, суть нашей цивилизации, ЭНЕРГИЯ ВЗРЫВА.

7afa09u 480

Мы живем за счет взрывов и горения. Пока что.
Это внутренности мотора мотоцикла VMAX, объемом 1,8 литра и мощностью в 200 сил!
Без наддувов и он не высокооборотистый!
V4!

Я обожаю технику, обожаю людей что ее создают (волею судеб я их знаю), это действительно произведение!

fafa09u 480

Вот весь мотик в разрезе

6fa09u 480

На самом деле на выставке в Токио разрезанная модель была показана только.
На Европейских я не видел.
Стоит такой разрезанный образец цифры из шести знаков.

Ну это все было отступление о том что я люблю.

Вот же действительно итересная машина, ФОРМУЛА 1 образца 1992 года!
Встречайте!

86fa09u 480

Кто понимает, вот насколько отличается от современных!

46fa09u 480

Спойлер- мечта стритракера!

16fa09u 480

Карбон, титан, все выглядит вполне даже ничего!
Ямаха делала этот мотор.

96fa09u 480

56fa09u 480

Рабочее место пилота.

d6fa09u 480

Наперегонки со смертью…
Если что, шансов тогда мало было…

36fa09u 480

b6fa09u 480

600 сил безнаддувного мотора. Ничего так!
Вся техника в этом музее рабочая, периодически все запускают и катают на специальном треке, включая формулу.

Кстати, знаете что в 80-е в Формуле моторы были… ТУРБО!
И объемом… 1.5 литра!
А мощность? При квалификации до 1500 (!) сил, а при гонке до 900 (!) сил.
Это куда мощнее современных, при куда более низком уровне безопасности!
Считайте что каждый гонщик был пилотом испытателем и рисковал жизнью каждую секунду…

А вот мотор V8 что Ямаха поставляет для Вольво, они его ставят в XC90 топовую. Поет он надо сказать! Катался, знаю 8)

76fa09u 480

Ну как же музей Ямахи и без дядьки Росси?

f6fa09u 480

Советую, кстати, у кого есть возможность, и интересны мотики, смотаться на Moto GP. Впечатлений и эмоций будет куда как больше чем от любого пляжа с коктейлем в руке…
Когда мимо паддока проносится этот мотоцикл (вы в берушах, иначе оглохнете), вибрируют даже кости в организме! Буря, кровь кипит!

А это капитан Лоренцо, молодец, хоть и остался без здоровья всего за сезон, снимаю шляпу!

efa09u 480

Ну и на последок, Old School.
Машина, чей образ мне нравится безумно, почти любофь!
Это Toyota GT2000 60-х годов.
Нет слов…

8efa09u 480

4efa09u 480

Вот такая прогулка по музею, надеюсь, понравилось )
Я в самолете все дописал, и, Япония, до новых встреч!

P.S.
Кстати, я тут вспомнил, что как то был всалоне Koenigsegg, надо поднять архив!

Комментарии 23

koAAAgIl 2A 60

a44f56u 60

a44f56u 60

Спасибо большое! Сам болдею от ямахи! у самого квадри ямаха раптор 250!

6d8126as 60

c095398s 60

6d8126as 60

Мда, одна Ямаха плохая, видать, не везет.
Сочувствую искренне!

c095398s 60

6d8126as 60

Хм, очень интересно, благодарю.
Расскажу ответственным у нас товарищам ( я сухопутная крыса 8).

Про завод в минус ОЧЕНЬ интересно!

Я в Ваших краях часто бываю.
Скоро в Салехард и вновь в Сургут…

302758s 60

Передние антикрыло широкое и низкое, заднее высокое и узкое, элементов аэродинамики на кузове нет — практически регламент 2009 года=) дуфузорчик тоже ничё так)

d702d6u 60

Источник

Японские легенды: Yamaha — удивительный путь от роялей к двигателям

7dc17ces 100

CeAAAgN3xeA 960

Япония — страна людей, умеющих фантастически приспосабливаться и проявлять себя в совершено разных областях. Это же касается и многих японских компаний, смело шагающих навстречу неизвестности. Хороший пример — известная компания Yamaha.

В 1887 году инженер Торакусу Ямаха, сын обедневшего самурая из Нагасаки, занимался ремонтом медицинских инструментов в городе Хамамацу. К нему, как к одному из немногих механиков города, обратилась местная школа с просьбой починить фисгармонию американского производства. Задание для технически подкованного Ямахи оказалось вполне по силам.

pRAAAgL3xeA 960

Он настолько увлекся работой с инструментом, что в итоге решил создать свой собственный. В 1889 году была основана Yamaha Organ Manufacturing Company — первая японская компания по производству «западных» музыкальных инструментов. Спустя восемь лет, в 1897 году, Ямаха создал компанию Nippon Gakki (с яп. — «японские музыкальные инструменты»), символом которой стали три скрещенных камертона.

Дела на внутреннем рынке шли так хорошо, что в год своего создания компания Nippon Gakki сразу же получила заказ на экспорт — 78 органов были поставлены в страны Юго-Восточной Азии. В 1902 году началось производство первых роялей Yamaha, а в 1904 году орган и пианино японской компании получили Гран-при на Всемирной выставке в американском Сент-Луисе.

Тяжелые времена и новая продукция

Торакусу Ямаха расширил свой бизнес, используя опыт в деревообработке — компания стала заниматься мебелью, попутно расширяя ассортимент музыкальных инструментов. К моменту смерти Ямахи компания процветала, выпуская по 1200 фортепиано в год. Однако мировой финансовый кризис начала 1920-х годов чуть было не поставил крест на компании — экспортные объемы резко сократились. В довершении всего, в 1922 году, сгорело две фабрики. А в 1923 несколько заводов были разрушены землетрясением. Чтобы удержать известного производителя на плаву, государство отдало Yamaha контракт на производство деревянных пропеллеров для самолетов. Так Nippon Gakki сделала свой первый шаг к силовым агрегатам. В 1927 году у руля компании встает Каити Каваками, который затем проведет Yamaha через трудные военные годы и разруху конца 40-х.

В 1931 году Yamaha опять получает контракт на изготовление винтов для самолетов, но на этот раз не только деревянных, но и металлических. Инвестиции из госсектора позволяют построить мощности для металлообработки, Yamaha становится одним из поставщиков японских ВВС, постепенно расширяя ассортимент продукции и накапливая инженерный опыт.

Металлообработка пригодилась и в мирных целях — сначала для постройки стальных рам для роялей, а затем для освоения производства духовых инструментов, фонографов, духовых органов. Война не прошла для практически мирной Yamaha бесследно — все заводы были разрушены. Единственным активом компании остались уцелевшие специалисты. Но уже в 1947 году Каити Каваками добивается возобновления производства и даже налаживает экспорт музыкальных инструментов.

Эпоха больших перемен

В 1950-м году на посту президента компании происходит «семейная» смена — Каити Каваками уступает бразды правления сыну Гэнити.

ClAAAgL3xeA 960

Молодой управленец мыслит широко — он понимает, что производство надо диверсифицировать. Выбор пал на неожиданное, казалось бы, направление — мотоциклы. Однако причин такого выбора на самом деле было много. От личных — Каваками-младший был страстным поклонником мотоциклов, до объективных, которые, конечно же, перевешивали.

В 1950-х годах, когда бурное послевоенное восстановление уже началось, в стране был дефицит транспортных средств. Дорогие экспортные автомобили были большинству не по карману, и в Японии начался расцвет мотоциклетной промышленности. В какой-то момент в отрасли насчитывалось целых 204 компании, но спрос все рос!

Каваками совершил поездку в Европу, где смог познакомиться с лучшими образцами мотоциклов и привезти несколько моделей. Еще одной важной причиной для расширения бизнеса стал надвигающийся дефицит ценной древесины — Каваками не без причин опасался, что музыкальный бизнес, сильно завязанный на дерево, может от этого пострадать.

Взвесив все за и против, глава Nippon Gakki поставил перед инженерами компании задачу — за год сконструировать и поставить в серию мотоцикл Yamaha. Здесь как нельзя кстати пригодился и довоенный опыт, и европейские образцы, и японская привычка доводить все до абсолюта.

Так было принято решение начать производство собственной модели на базе RT125, мотоцикла объемом 125 куб. см, изготовленного немецкой компанией DKW. Мотоцикл RT125 в свое время был сверхуспешным — его копировали чаще, чем любой другой мотоцикл в мире.

t AAAgBgDeA 960

Тернистый путь к мотоциклу

Как и в любом проекте, который реализуется впервые, Nippon Gakki столкнулась со многими трудностями. Например, первые цилиндры, которые были разработаны на основе технологии литья, используемой для изготовления рам для фортепиано, выглядели как куски стали и в шутку назывались чайниками. Двигатель в основном повторял дизайн DKW, но были внедрены и собственные разработки. Например, трансмиссия получила четыре передачи вместо трех, а педаль кикстартера была установлена на одной оси с педалью переключения передач. Использовались высококачественные японские свечи Nippondenso. Также Каваками одним из первых в индустрии уделил большое внимание дизайну. К примеру, большинство мотоциклов в то время были черными. В пику этому тренду новая Yamaha стала двухцветной, красной/кремовой, за что получила прозвище Akatombo, или «Красная стрекоза». К выбору цветов привлекли Иватаро Койке, доцента Токийского национального университета изобразительных искусств и музыки.

fRAAAgBgDeA 960

В этот период президента Каваками обычно можно было найти на производственном участке, где он руководил работами. Он даже лично собирал двигатели и принимал участие в тест-драйвах прототипов. Он также участвовал в испытании на долговечность — это более 10 000 километров по дорогам общего пользования вокруг озера Хамана.

Первые 125 мотоциклов были проданы в считаные месяцы, а очередь из заказов на новые выстроилась еще на несколько вперед. Так началась успешная мотоциклетная история Yamaha. 1 июля 1955 года отдел производства мотоциклов был отделен от Nippon Gakki — появилась компания Yamaha Motor Co., Ltd. Следующим важным шагом стал отход от копирования европейских образцов. Для этого в структуре компании была создана впоследствии ставшая знаменитой Техническая лаборатория Yamaha.

Исследования для будущего компании

Техническая лаборатория Yamaha имела несколько отделов для проведения исследований в таких областях, как металлические и неметаллические материалы, акустика, электрика, прикладная физика и двигатели внутреннего сгорания. Политика Каваками заключалась в том, чтобы инвестировать треть прибыли в исследования и разработки.

По мере накопления опыта в производстве двигателей для мотоциклов в умах инженеров Yamaha появлялись мысли и об автомобилях. В 1958 году в недрах исследовательской лаборатории началась разработка компактных автомобилей, однако до реальных прототипов дело не дошло — расчеты показали, что для производства четырехколесных машин придется ввести в строй много новых заводов, что делало прибыльность сомнительной. Тем не менее наработки по мощным двигателям для автомобилей впоследствии окажутся очень полезными. Компания решила не строить автомобили с нуля, а поискать контактов с крупными производителями в Японии, продолжив им свои услуги и знания.

Первый опыт с компанией Datsun оказался неудачным, хотя практически единоличными усилиями инженеров Yamaha был построен ходовой прототип спорткара.

CpAAAgL3xeA 960

Однако Datsun быстро охладел к совместной работе, сосредоточившись на другом проекте — Fairlady Z. Тогда со всеми наработками специалисты Yamaha пошли к еще более крупному производителю — Toyota. Совместным проектом стала разработка амбициозной Toyota 2000GT. Об этом смелом проекте мы уже писали.

Разработка была действительно совместной. За дизайн, компоновку, трансмиссию и подвеску отвечала Toyota. За доводку двигателя, салон и производство кузовных панелей — Yamaha. «Музыкантам» удалось создать верхневальную ГБЦ для двигателя Toyota серии R с 4 клапанами на цилиндр, что вкупе с тремя двухкамерными карбюраторами Mikuni-Solex позволило добиться высокой отдачи. Итогом работы Yamaha стал мотор со 150 л. с. мощности и 177 Н·м крутящего момента.

Также «музыкантам» удалось приложить руку к салону 2000GT — его отделка деревом была выполнена на высочайшем уровне, чего вполне можно было ожидать от опытного производителя инструментов из дерева.

L0AAAgD3xeA 960

Успех Toyota с этим автомобилем был феноменальным, а о японском автопроме заговорили по всему миру. Немного славы перепало и Yamaha. Компании достаточно долгое время оставались близки — инженерам Yamaha удалось приложить руку к таким культовым двигателям Toyota, как 2T-G и 2T-GEU, и впоследствии поработать с не менее знаменитыми моторами 1G-GTE и 1JZ-GT. Yamaha традиционно отвечала за ГБЦ и системы газораспределения, улучшая характеристики этих моторов. Двигателисты Yamaha приобрели огромный опыт, что в итоге вылилось в участие компании в поставке моторов для «Формулы-1».

Для компания, история которой началась с органов и пианино, это был необычный, неповторимый и выдающийся успех. Инженеры и руководители Yamaha доказали, что при скрупулезном подходе, внимании к качеству и инвестициях в технологии можно стать профессионалом в любом, даже самом незнакомом деле. Этим же, характерным для Японии подходом к работе, руководствуется и компания DENSO при производстве автомобильных компонентов оригинального качества. Подобрать их можно в нашем электронном каталоге.

Источник

История Yamaha

История компании, которая c начала 19 века и по сей день неизменно стремится к совершенству, чтобы создавать «Кандо» и приносить клиентам ощущение удовлетворенности и радости

1887 —1904

Основатель компании Торакусу Ямаха, 1889 год

Появление бренда

Компания была основана предпринимателем Торакусу Ямаха. В своем небольшом городке Хамамацу он был известен как страстный любитель техники и мастер на все руки, зарабатывал на жизнь ремонтом часов и медицинских инструментов. Но однажды его попросили починить местную фисгармонию (так называли язычковый орган), и работа по восстановлению так увлекла его, что Торакусу своими руками выполнил каждую деталь заново. В итоге, спустя несколько месяцев, он построил свой собственный орган – с чистого листа и даже с небольшими доработками. Стремясь получить оценку своего труда у специалистов, он отдал фисгармонию на проверку в Институт музыкальных инструментов в Токио. Конечно, оказалось не всё идеально, были найдены недочёты, но профессионалы признали высокий уровень исполнения. Торакусу был не из тех, кто падает духом. Он решил остаться в Токио и досконально изучить новое дело – месяц лекций в Институте музыкальных инструментов не прошёл даром. Собранный после учёбы второй орган был признан «достойным заменить импортные аналоги». Эти события проходили в 1887 году, именно тогда мастер выбрал вектор развития будущего бизнеса. В 1889 году Торакусу Ямаха основал фирму Yamaha Organ Works, а спустя восемь лет, в 1897 году, создал компанию Nippon Gakki, символом которой и стали камертоны, а товарным знаком – фигура китайского феникса с камертоном в клюве. В те же годы компания получила свой первый заказ на экспорт органов в Юго-Восточную Азию, а в 1900 году выпустила первую партию фортепиано. В 1902 году началось производство первых роялей под брендом Yamaha, а в 1904 году орган и пианино производства компании получили Гран-при на Всемирной выставке в американском городе Сент-Луис. Отмечены были также успехи компании в деревообработке.

Органы Yamaha были одними из лучших

Товарный знак – фигура феникса с камертоном в клюве

1914 —1932

В 1914 году Nippon Gakki под брендом Yamaha начала выпуск губных гармоник и в этом же году наладила экспорт. Успех сопутствовал компании во всех начинаниях. В 1921 году японское правительство решило использовать опыт Nippon Gakki в деревообработке для создания авиационных пропеллеров. В 1922 году под брендом Yamaha начался выпуск высококачественных фонографов, в 1930 году была основана первая лаборатория анализа акустики, в 1932 году – освоено производство духовых органов, а с 1941 года – производство акустических гитар. Компания умела быстро и эффективно перепрофилировать свои производства. Так технологии металлообработки были востребованы для отливки рам для роялей и пианино, а в дальнейшем при производстве духовых инструментов.

1937 —1960

Геничи Каваками, 1955 год

Yamaha Motor

После Второй мировой войны владельцы Nippon Gakki задумались о том, чтобы переориентировать компанию на выпуск более востребованной продукции, например, современных средств передвижения с мотором. Новое направление развития стало возможным благодаря исключительно личным данным нового руководителя Yamaha — Геничи Каваками. Амбициозные цели и творческий подход — именно так можно характеризовать этот период истории Yamaha. Амбициозные цели и творческий подход — именно так можно характеризовать этот период истории Yamaha. Геничи был старшим сыном Каичи Каваками, третьего президента компании. Геничи начал работать в компании в 1937 году и вскоре возглавил один из её заводов. Затем он занял пост управляющего директора, а в 1950 году, в возрасте 39 лет, стал четвёртым президентом компании. Вспоминая о создании Yamaha Motor, Геничи Каваками рассказывал: «Хотя компания показывала хорошие результаты и имела неплохие финансовые показатели, я понимал, что нам нужно найти новые сферы деятельности. Я провёл исследования, чтобы понять, что можно выпускать на станках, которые были у нас. Так мои мысли дошли до мотоциклов. Хотя мы выходили на этот рынок позже других, мой руководитель отдела исследований и другие сотрудники побывали на ведущих мотоциклетных заводах страны и убедили меня в том, что на этом рынке есть широкие возможности для развития. Я не хотел начинать этот незнакомый бизнес без какой-либо подготовки, поэтому мы отправились на немецкие мотоциклетные заводы, перед тем как приступить к разработке нашего первого 125-кубового мотоцикла». После нескольких лет подготовки компания выпустила свой первый мотоцикл YA-1. Эта небольшая модель, оснащенная одноцилиндровым 125-кубовым двухтактным мотором, получила название «Красная стрекоза» и принесла своим создателям ошеломительный успех. Руководство компании решило в 1955 году основать дочернюю фирму, которая стала заниматься производством мотоциклов — Yamaha Motor. Таким образом родилась Yamaha Motor Co., Ltd. во главе с президентом-основателем Геничи Каваками. В первой же гонке в Японии мотоцикл YA-1 одержал победу и прославился на всю страну. После своего блестящего дебюта в Японии Yamaha сосредоточила своё внимание на международном рынке. Yamaha с первой же попытки завоевала призовое место на Гран-при США, Каталина. Затем компания решила попробовать свои силы в гонках ТТ на острове Мэн, которые по праву считались сложнейшими в мире, и снова заняла призовое место, заявив о себе на весь мир. Эти успехи позволили Yamaha раньше других японских производителей мотоциклов выйти на международные рынки и стали первым шагом компании на пути к глобализации бизнеса. Yamaha начала разработку продуктов с прицелом на рынки всего мира и сосредоточилась на технологиях производства, которые обеспечивали бы высокое качество продукции. Довольно быстро была создана система конвейерного производства, одним из знаковых продуктов которой стал первый в Японии спортивный мотоцикл, YDS-1. Он дебютировал в 1959 году. Тогда же Геничи Каваками побывал в США и познакомился с популярными среди американцев водными видами спорта. Он решил заняться продвижением в Японии техники для отдыха на воде. И уже в 1960 году Yamaha начала производство катеров с корпусом из композитного пластика (CAT-21 и RUN-13) и подвесных лодочных моторов (P-7). Дебют компании в сфере водной техники стал первым шагом на пути к диверсификации бизнеса.

Выпуску мотоцикла предшествовали долгие заводские испытания

Мотоциклы Yamaha стали победителями соревнований, 1956 год

Источник

От музыкальных инструментов до мототехники и промышленных роботов — история Yamaha

Обозреватель vc.ru изучил историю компании Yamaha, которая создавалась как производитель музыкальных инструментов, но позже расширила свою деятельность на другие отрасли, включая выпуск мотоциклов, снегоходов, гидроциклов, лодок, спортивного инвентаря. Сейчас Yamaha считается единой компанией, но разделена на два независимых направления — Yamaha Corporation и Yamaha Motor.

Yamaha является одной из старейших компаний мира. За свою почти 130-летнюю историю она прошла путь от мелкого производителя музыкальных инструментов до всемирно известной компании, работающей в нескольких отраслях. Достигнуть успеха японскому гиганту помогло умение работать в условиях жесткой конкуренции, внедрять инновации и выходить на рынки разных стран мира.

Основателем Yamaha стал Торакусу Ямаха, который родился в 1851 году. Его отец имел, судя по всему, самурайское происхождение, но служил дому Кисю-Токугава в качестве астронома. Не слишком почетная для самурая должность сыграла свою роль в становлении Торакусу. Он с детства был окружен книгами и оборудованием для астрономических наблюдений, а потому проникся интересом к технологиям.

Другим его увлечением были боевые искусства — он стал мастером в кэндо. В 16 лет он покинул родной город для того, чтобы продолжить оттачивать навыки, и позже преподавал уроки фехтования сотрудникам своей компании.

Молодого Торакусу Ямаха называют человеком с широким кругом интересов, способным упорно учиться для постижения всех аспектов интересующей его темы. Главным увлечением Ямаха стала техника. Начал он с часового дела, к изучению которого под руководством английского инженера приступил в 20 лет в городе Нагасаки.

Достигнув в этом определенного мастерства, он переключился на изучение ремонта медицинского оборудования. Именно этим он в 32 года начал заниматься в небольшом японском городке Хамамацу, прославившись как мастер своего дела. Впрочем, заказов в Хамамацу было немного, а потому Торакусу был вынужден ремонтировать часы и искать другие возможности для дополнительного заработка.

Однажды к Ямаха обратился директор местной школы — у него был серьезная проблема из-за сломанного язычкового органа, или фисгармонии. Этот инструмент был привезен из США одним из местных уроженцев и подарен школе, когда здесь создавался класс пения. В Японии органы были редки, так что о нем знала вся провинция. Что именно случилось с органом, источники умалчивают, отмечая, что он попросту перестал издавать звуки. Решение директора школы обратиться к Ямаха было актом отчаяния — никто не представлял, как отремонтировать фисгармонию. Торакусу в этом тоже специалистом не был, но, взявшись за работу, сумел с ней успешно справиться.

В процессе работы инструмент настолько восхитил Ямаху, что он решил создать собственный. В конструкции он разбирался, так как успел увидеть каждую деталь. Помогал Ямаха создавать орган местный ювелир Кисабуро Каваи. Чтобы построить работающую модель, им понадобилось два месяца. Разработку они продемонстрировали в местной школе и педагогическом институте, где получили в основном отрицательные отзывы.

Впрочем, к этой оценке Ямаха и Кисабуро отнеслись скептически и решили представить разработку в Токийском музыкальном институте. С транспортом в то время было сложно, и по крайней мере часть пути пришлось переносить орган вручную. Отзывы опять были отрицательные — хотя директор института похвалил саму конструкцию, он также отметил, что инструменту необходима точная настройка, и посоветовал изучить музыкальную теорию. Ямаха с этой целью провел в Токио месяц, после чего вернулся в Хамамацу и взялся за создание нового органа. Трудился он, как и прежде, вместе с Кисабуро. Рабочий день у них начинался в пять утра и длился до поздней ночи.

Затраченные усилия того стоили, и новая версия оказалась удачной. Ямаха одной успешной разработкой не удовлетворился и запустил собственное дело по производству органов. Фирма была открыта в 1888 году, помещением для мастерской служила кухня заброшенного храма, над которой Ямаха повесил вывеску Yamaha Fukin Seizojo («Фабрика Органов Ямаха»). Это было первое в Японии предприятие, занимающееся производством музыкальных инструментов, привезенных из Европы. Правительство весьма благосклонно оценило инициативу Ямаха и поддержало его. В 1889 году скромная компания предпринимателя доросла до сотни рабочих и выпускала 250 органов в год.

В 1890 году компания начала производить недорогие пианино, оценив, что они стали гораздо популярнее в США. В 1897 году Yamaha вышла на рынок Юго-Восточной Азии, вполне успешно работая здесь. В том же году компания изменила название на Nippon Gakki, что означает «японские музыкальные инструменты», и переехала в новое помещение в Хамамацу.

Особый интерес, с точки зрения развития компании, представляет 1899 год. В это время Ямаха впервые отправился в США, где побывал на фабриках, производящих фортепиано, многое узнал и позже использовал в собственной компании.

В этом же году один из инвесторов Yamaha решил вывести из компании деньги, переключившись на другого производителя музыкальных инструментов, и, что еще хуже, уговорил и других вложившихся в дело Торакусу. История Yamaha могла бы на этом и закончиться, если бы ее основатель не занял деньги, чтобы сохранить платежеспособность и выкупить доли у предавших его инвесторов.

До начала Первой мировой войны компания развивалась без лишних проблем и каких-либо особых изменений. Обычно отмечается, что в 1900 году в Nippon Gakki было налажено производство фортепиано, а в 1902 году еще и роялей. Кроме того, компания стала награждаться на международных выставках, став первой японской компанией в своем направлении, снискавшей подобную честь за рубежом. Среди наград стоит выделить гран-при на Louisiana Purchase Exposition в Сент-Луисе в 1904 году.

Первая мировая война позитивно повлияла на развитие компании. Немецкие губные гармоники перестали поступать на японский рынок, что открыло новую нишу для Nippon Gakki. Компания даже стала работать в этом направлении на экспорт. Ее гармоники продавались под брендом Yamaha.

Только этим направлением Nippon Gakki в этот период не ограничилась и, воспользовавшись ситуацией, усилила интеграцию всей линейки своей продукции на другие рынки и нарастила присутствие на японском. Впрочем, в этот период компания понесла потери. В 1916 году неожиданно умер Торакусу Ямаха, а через два месяца его партнёр Кисабуро Каваи.

Потерявшая обоих основателей компания не осталась без руководства — пост главы вскоре занял вице-президент Чийоману Амаро. У него были широкие связи в правительстве, что позволило существенно укрепить позиции компании в Японии. В период Первой мировой войны японская экономика переживала бурный рост, что позитивно повлияло и на Nippon Gakki, успешно действующей на рынках Азии. В 1920 году в компании работала тысяча человек.

Окончание войны оказало на Nippon Gakki негативное влияние. Рост курса йены отрицательно сказался на ценообразование компании, что повлекло падение продаж за рубежом. В 1922 году из-за пожара сильно пострадали заводы Nippon Gakki в Хамамацу и в Наказава.

Через год, когда компания, казалось бы, восстановила свои производственные мощности, ее ждало новое несчастье в виде Токийского землетрясения. Заводы компании вновь сильно пострадали, а офис в Токио был разрушен. Затем последовала крупная забастовка рабочих, с которыми Амано не шел на примирение более 100 дней, сдавшись только после того, как практически полностью исчерпался запас продукции на складах.

В общем, начало 20-х для Nippon Gakki явно не задалось, и ситуация выглядела печально. Многие источники называют чудом тот факт, что компания не обанкротилась в этот период. О способностях Амано как руководителя информации мало, но в таких условиях он сумел удержать компанию на плаву. Кстати, в 20-х годах Nippon Gakki нашла еще одну нишу — японское правительство стало заказывать у нее самолетные пропеллеры.

В 1927 году Амано покинул свой пост, а его место занял Кайчи Каваками. Он имел опыт руководства и стал главой Nippon Gakki по просьбе совета директоров. Каваками досталась компания в плохом состоянии и с внушительной суммой долга. Новый глава не растерялся, действовал быстро и эффективно, проведя реструктуризацию и сократив издержки. Предпринятые им меры позволили рассчитаться с половиной долгов всего лишь за 18 месяцев.

Каваками хорошо понимал причины, из-за которых компания начала терять свои позиции. Кроме непредвиденных обстоятельств типа пожаров и забастовок оставалась еще и конкуренция с импортируемыми инструментами. До роста курса йены Nippon Gakki выигрывала за счет более низких цен. Теперь же ситуация сильно усложнилась, и компании следовало самой задавать уровень качества и обходить конкурентов.

Для достижения этой цели Каваками в 1930 году открыл лабораторию по исследованию акустики. Это начинание позже окупится с лихвой и позволит Nippon Gakki стать сильным конкурентом для западных компаний. Их достижения Каваками ни в коем случае не недооценивал, а потому приглашал специалистов из других стран — в частности, из немецкой компании C. Bechstein — в качестве консультантов. В 1931 году именно Nippon Gakki создала систему акустики для японских концертных залов Diet.

В 30-х годах рыночные условия в Японии стали гораздо более благоприятными. Все дело в росте образовательной системы страны, которая повлекла за собой увеличения заказов музыкальных инструментов. Каваками воспользовался ситуацией, выпустив на рынок более дешевые гитары и аккордеоны, чем у конкурентов, и на этом заработал.

В период войны Nippon Gakki, как и остальные японские компании, перешла на производство для военных нужд. Выпускать технику она была не приспособлена, а потому сконцентрировалась на металлических пропеллерах, бензобаках, крыльях и других компонентах. Впрочем, свою сферу она полностью не оставила и в 1942 году умудрилась выпустить на рынок первую акустическую гитару.

Война для компании, благодаря государственным заказам, была прибыльным периодом, но имела негативные последствия. После бомбардировок у Nippon Gakki уцелел только один завод, а ее общее состояние наряду с разорением японской экономики определенное время не позволяло компании работать на привычном для себя уровне.

Сильно помогла компании полученная Японией финансовая помощь от США. Страна постепенно восстанавливалась, а Nippon Gakki начала производить ксилофоны и гармошки. Через полгода ее ассортимент расширился на привычные органы, гитары, аккордеоны и трубы. Выпуск фортепиано был вновь начат в 1947 году. В этом же году компания стала активно работать на международном рынке. В 1948 году рост продаж вновь обеспечило японское Министерство образования, запустившее программу музыкального обучения.

Кайчо Каваками оставался во главе компании до 1950 года, после чего передал пост своему сыну – Геничи. Именно он начнет расширять присутствие компании в других отраслях, постепенно превратив ее во многоотраслевой конгломерат. Во многом в этом ему помогло восстановление японской экономики, впрочем, о Геничи Каваками обычно говорят как о талантливом руководителе и ставят в один ряд с Хондой, Матсуситой и Моритой. Перед вступлением на должность он прошел карьерный путь в компании, успев поруководить производством.

В 1954 году усилиями Каваками было запущено мотостроительное направление компании. Судя по встречающимся воспоминаниям предпринимателя, заняв пост главы Yamaha, он задумался над расширением ее на другие отрасли. В конце концов Каваками обратил внимание на производство мотоциклов, а специалисты Yamaha смогли убедить главу компании в положительных сторонах выхода на этот рынок.

Перед тем, как заняться выпуском мотоциклов, Каваками вместе со своими инженерами посетил немецкие заводы, работающие в этой отрасли и познакомился с производством изнутри. Разработка, судя по всему, заняла у компании несколько лет.

В 1954 году появился первый мотоцикл компании, получивший название Ya-1 и характерное прозвище «Красная стрекоза». За основу была взята одна из моделей немецкого производителя DKW. Ya-1 имела двигатель на 125 кубов. Модель считается удачной, но была мало распространена ввиду высокой стоимости – 138 тысяч йен.

Впрочем, запуск был признан удачным и уже в 1955 году это направление было выделено в дочернюю компанию Yamaha Motor. Yamaha продвигала Ya-1 с помощью участия в гонках. В отличие от других производителей мотоциклов, ей удалось успешно выступить в первых же своих гонках в Японии. Сначала было третье место в Fuji Ascent Race, а затем победа в Asama Highlands Race. При этом Ya-1 нельзя было назвать гоночным мотоциклом.

Запуск Yamaha Motor казался вполне успешным. Завод компании выпускал на первых порах всего лишь 200 мотоциклов в месяц, и на внутреннем рынке его ждала сильная конкуренция с Honda, но в целом перспективы Yamaha выглядели позитивно.

Желание победить Honda заставляло руководство компании идти на риск. Следующая модель мотоцикла, известная как YD-1, стала первой сделанной инженерами Yamaha самостоятельно. Вера руководства в способности собственных сотрудников после успешного старта сильно выросла, а потому идея казалась правильной. Повлияло на уверенность Yamaha и слияние с научно-исследовательским институтом Hamamatsu в 1956 году. Оптимистические прогнозы обернулись крупными неприятностями. YD-1 имела технические недоработки, что привело к разочарованию клиентов Yamaha и как следствие к падению доли рынка с 13% до 3%.

Все нужно было начинать с нуля, и, чтобы сохранить репутацию компании, ее руководство пошло на неоднозначный шаг, отозвав проданные мотоциклы и устранив неполадки. Конструкторские ошибки были исправлены, а Yamaha продемонстрировала свою лояльность к клиентам. Улучшенная версия YD-1 получила название YDS-1 — в будущем она обеспечит Yamaha мировое признание.

Пока конструкторы Yamaha исправляли свои ошибки, руководство совершало новые. Оно хотело вернуть утраченные позиции, расширив линейку собственной продукции сразу же двумя моделями — мотороллером SC-1 и мопедом MF-1. Будь у конструкторов побольше опыта, идея и вправду могла принести солидные дивиденды, но на тот момент компания все еще переживала процесс становления и оказалась неспособна воплотить все на должном уровне. SC-1 и MF-1 оказались неудачными и были восприняты рынком отрицательно.

По мнению некоторых источников, это едва не закончило историю Yamaha Motor, но компанию спасло устойчивое положение Nippon Gakki на рынке музыкальных инструментов и все тот же YDS-1, успешно выступающий на гонках и привлекший внимание мировой общественности.

В 1958 году команде Yamaha Racing удалось сравнительно успешно выступить, заняв шестое место на Гран При Каталины. Это достижение выглядит гораздо весомее, если учесть, что в процессе гонки мотоцикл слетел с трассы. Ремонт затянулся, что привело к потере восьми позиций, но гонщик смог немного восстановить положение.

На этом выступлении компания не остановилась и продолжила выступать на международном уровне. В 1961 году Yamaha принимала участие в так называемых Больших призах. В этом же году ей удалось занять шестое место на Isle of Man TT. Последние были своеобразным выставочным соревнованием, куда крупнейшие мотопроизводители привозили лучшие модели. Войти здесь в первую шестерку было огромным достижением. За целый сезон гонщик команды Ито зарабатывал очки на всех гонках, в которых сумел финишировать.

Успехи неминуемо приводили к росту продаж, что было на руку Yamaha. В 1964 году в команде было уже четыре гонщика, и Фил Рид выиграл первое в истории Yamaha чемпионство и Кубок Конструкторов. Более того, удалось впервые победить Honda, что ввиду соперничества между компаниями сделало победу еще более важной.

В 1960 году официально стартовали продажи в США, хотя первый мотоцикл Yamaha был продан в этой стране еще в 1958 году. Все дело в том, что сначала компания работала через посредников, а в 1960 году решила действовать самостоятельно.

В течение 60-х годов компания выпустила на рынок несколько ярких моделей, упрочивших ее положение. В 1961 году был представлен гоночный мотоцикл компании TD1, основой для которого стал YDS-1. Эта модель еще на стадии прототипа показывала превосходные результаты. Во время гонок ее преимущество подтвердилось и обеспечило успешные выступления в гоночных соревнованиях сначала в Японии, а позже и в мире.

В 1964 году появилась модель YA6. Он имел несколько неординарных конструкторских решений, среди которых система раздельной смазки, что сделало его первым в своем роде среди серийных моделей.

В 1967 году был представлен первый в мире мотоцикл двойного назначения DT1. Считается, что делали его исходя из потребностей американского рынка. Жители США в то время практиковали переработку мотоциклов для мотокроссов под обычные дороги. Yamaha решила предоставить им модель, подходящую для обеих целей, и добилась успеха. DT1 отлично себя показал на бездорожье и получил чрезвычайную популярность не только в США, но и в Японии. Именно эта модель привела к популяризации в Японии мотопутешествий по пересеченной местности и гонок по бездорожью.

Каждая вышедшая модель или привносила в отрасль инновации, или же становилась очередной ступенькой к интеграции новых технологий. В любом случае, к концу этого периода Yamaha зарекомендовала себя в мире и считалась не новичком, а компанией с сильными позициями, успешно конкурирующей с другими производителями мотоциклов.

Успехам в этой отрасли Каваками отчасти обязан уверенному положению на рынке музыкальных инструментов. В 50-60-е годы Nippon Gakki продолжала успешно работать в этой отрасли, попутно внедряя инновации. В 1950 году компания считалась мировым лидером по производству роялей. Останавливаться на достигнутом никто не собирался. Именно потому в 1950-х годах компания вышла на рынок магнитофонов, а затем начала производить электронные музыкальные инструменты.

В 1954 году компания начала популяризировать свою продукцию путем открытия музыкальных школ Yamaha Music School. Кроме Японии, эти учебные заведения постепенно появились в США, Европе, Латинской Америке и Азии. В Японии эта инициатива быстро принесла плоды, существенно расширив внутренний рынок. В 60-х годах компания начнет еще и финансировать фестивали и концерты.

В 1959 году был представлен первый транзисторный электроорган D-1 Electone. Этот революционный инструмент дал начало целой серии и торговой марке Electone. Впрочем, несмотря на преимущества разработки, у модели имелись недостатки, главным из которых можно считать выразительность звука, он был слишком резким и отрывистым. Каваками относился к этой разработке иронично и называл электроорган «музыкальной игрушкой».

Параллельно Nippon Gakki создавала дочерние компании. В 1958 году был открыт филиал в Мексике, а через два года представительство в Лос-Анжелесе. Тогда же был заключен контракт на поставку 53 роялей с Лос-Анджелесским Советом по образованию. Он стал важным клиентом компании и делал заказы на поставку инструментов для школ в течение семи лет, чем упростил Каваками работу на рынке США.

Годовой объем производства фортепиано в 1966 году составлял 100 тысяч штук, в то время как в 1960 году этот показатель составлял всего лишь 24 тысяч. Так компания Каваками стала мировым лидером по этому показателю. Само собой, только на этом компания не остановилась, начав расширять производство духовых инструментов, экспортируя их в США.

В Штатах компания работала успешно во многом из-за того, что предоставляла цены ниже работающих здесь компаний при высоком качестве продукции. Успехи Nippon Gakki на рынке фортепиано вызвали негативную реакцию американских производителей, которые пытались добиться повышения тарифов на ввоз в США этих музыкальных инструментов. Впрочем, достигнуть успеха в этом начинании им не удалось, а потому доминирование Nippon Gakki продолжилось.

Работа на рынке музыкальных инструментов и производство мотоциклов были не единственным направлением работы в течении 50-х годов. В это время компания проводила исследования в сфере металлов, а их результаты нашли применение в 1958 году. Именно тогда компания начала работать в судостроительной отрасли.

В 1960 году был выпущен катер CAT-21. Кроме того, Yamaha начала выпуск подвесных моторов. Компания успешно работала на рынке, выпуская патрульные катера и рыбацкие шхуны. Одним из крупнейших заказчиков компании стало японское правительство, приобретающее катера для береговой охраны. В итоге компания стала крупнейшим производителем в сфере композитного судостроения Японии.

Исследовательские достижения в этой сфере были использованы и в другом направлении, появившемся в компании в 50-х годах — производстве спортивной экипировки. Компания продолжила исследования в сфере металлов и применяла результаты в создании электроники. В дальнейшем она выйдет на рынок котлов и систем базового отопления, превосходно используя для этого полученные сложные сплавы.

В 1970-х годах Nippon Gakki активно работала во всех имеющихся направлениях. Так, продолжилось развитие серии Electone, которая в 1973 году получила новую флагманскую модель — синтезатор GX-707, позже изменивший название на GX-1. Эта модель известна тем, что ее использовал целый ряд известных музыкантов, среди которых Кит Эмерсон, Джон Пол Джонс и Рик Райт.

На основе GX-707 в 1974 году был представлен одноголосый синтезатор SY-1. Он мог воссоздавать звуки целого ряда музыкальных инструментов, среди которых гитара, фортепиано и флейта. Важной инновацией стал регулятор силы нажатия на клавишу.

В 1976 году использовались технологии GX-1 и в синтезаторе CS-80. Он поддерживал 8-голосную полифонию и имел пятиоктавную динамическую клавиатуру. CS-80 получил целый ряд полезных функций, благодаря которым обрел заслуженную популярность. В конце 70-х компания переключилась на выпуск компактных моделей синтезаторов и при этом начала снижать стоимость своих разработок. Особое расширение получила линейка CS, в которую добавилось несколько интересных и инновационных моделей.

Компания продолжала выпускать и другие музыкальные инструменты, просто успехи на рынке синтезаторов более известны и заметны. Говоря о другой продукции этой направленности, нужно вспомнить гитары Yamaha, которыми пользовались всемирно известные музыканты вроде Боба Дилана. В 1979 году Nippon Gakki имела выручку в 15 млрд йен и продолжала наращивать этот показатель.

Продолжилось в 70-х годах и развитие Yamaha Motor. Дочерняя компания запомнилась выпуском неординарных мотоциклов. Cреди них нужно упомянуть XS1. Этот мотоцикл стал первой разработкой Yamaha, получившей четырехтактный двигатель. Особого успеха XS1 не добилась. Модель должна была конкурировать с Honda CB750, что сделать не вышло из-за конструкторских решений Yamaha.

На рынке в то время были гораздо популярнее четырехцилиндровые двигатели, которые использовала Honda. XS1 же получила двухцилиндровый и осталась в тени конкурентов. Впрочем, стоит отдать Yamaha должное — они не остановились на достигнутом и выпустили несколько модификаций этой модели, добившихся успеха на рынке.

Кроме XS1, в течение 70-х годов было представлено большое количество других моделей мотоциклов. Каждая из них была чем-то примечательна, но некоторые особенно выделялись. Так, например, в 1973 году был представлен Yamaha TX500, оснащенный двухцилиндровым двигателем.

Этот мотоцикл имел несколько инновационных особенностей по сравнению с другими мотоциклами в своем классе и был достаточно популярен. Впрочем, наряду с преимуществами имелись и недостатки, в том числе и проблемы с двигателем. Например, мотоцикл пробуксовывал, если несколько секунд работал на холостом ходу. С подобной проблемой можно было столкнуться, остановившись на светофоре.

В 1974 году была представлена модель YZ250. Этот кроссовый мотоцикл получил двухтактный двигатель и стал единственной на момент выпуска серийной моделью, имеющей моноамортизатор.

Также стоит упомянуть об XT500, еще одном мотоцикле двойного назначения, получившим всемирную популярность благодаря совей нацеленности на путешествия. Французский гонщик Сириль Неве на этой модели выиграл две гонки «Париж-Дакар».

В 1977 году была создана дочерняя компания Yamaha Motor Corporation USA. Ее главной целью стало продвижение мотоциклов компании в США и дальнейшее покорение этого рынка.

Кроме того, в 70-х годах компания добилась успеха и на рынке снегоходов. Здесь Yamaha Motor начала работать еще в 1967 году, представив модель SL-350. Разработки в этой сфере были начаты в 1965 году, впрочем, тестирование прототипа снегохода YX15 закончилось неудачей. SL350 была готова лишь в 1967 году, и 270 моделей из 300 созданных сразу же отправились на продажу в Северную Америку.

Лишь в 1968 году этот снегоход был представлен в Японии, но, несмотря на затраченные ранее усилия, потребовал доработки. Продажи стартовали осенью, и со временем Yamaha добилась успеха, несмотря на изначальные препятствия. В течение 70-х годов компания выпустила около 10 моделей снегоходов, в частности, всемирно известные Prestige и Enticer. В 1980 году она захватила лидерство на рынке.

Еще одним направлением работы компании стало производство промышленных роботов. Первые успехи компании в это сфере пришлись на вторую половину 70-х годов. Именно тогда был создан первый промышленный робот компании. Изначально они создавались Yamaha Motor для использования в собственном производстве, а на рынок компания выйдет лишь в 1980-х годах.

Судостроительное направление холдинга также активно работало в течение 70-х годов. Компания, как и прежде, вполне успешно выпускала катера, подвесные моторы и яхты. Впрочем, этому направлению обычно уделяется мало внимания, учитывая успех компании в производстве мотоциклов. Стоит также упомянуть, что Yamaha в 70-е годы запустила продажи машинок для гольфа.

В целом 70-е годы оказались чрезвычайно успешными для компании, и это при том, что в 1977 году Каваками покинул пост главы компании, избрав в качестве преемника своего сына Хироси. В 1980 году Геничи занял эту должность вновь и сохранял ее еще три года. Причиной возвращения Каваками-старшего на пост президента называют семейные разногласия.

В 1980-х годах Nippon Gakki столкнулась с трудностями, которые усложнят развитие холдинга в это десятилетие и не позволят красиво отпраздновать столетие компании. Одной из главных проблем стала Yamaha Motor. Как и прежде, эта дочерняя компания пыталась сдвинуть с пьедестала Honda, выпустив несколько новых моделей и наращивая производство.

Впрочем, Nippon Gakki на тот момент владела лишь 39% своей дочерней компании и понесла больше репутационные, чем финансовые убытки. Здесь стоит подробнее рассказать о взаимоотношениях между Nippon Gakki (сейчас она более известна, как Yamaha Corporation) и Yamaha Motor.

Несмотря на то, что автомобилестроительное направление официально является дочерней компанией, взаимосвязаны они сейчас слабо. Материнская компания владеет 12,21% Yamaha Motor, что все равно делает ее крупнейшим акционером компании.

Список других акционеров представляет особый интерес ввиду того, что здесь встречаются одни и те же учреждения. Среди них Mitsui, Trust Custody Service Bank, Japan Trustee Service Bank и State Street Bank and Trust Company. Yamaha Corporation имеет более низкие финансовые показатели по сравнению с дочерней компанией и в управлении они не слишком друг от друга зависят, но учитывая общих акционеров можно предположить, что взаимосвязь между компаниями гораздо сильнее, чем кажется.

Часть источников утверждает, что компании стали действовать более независимо друг от друга еще в 1955 году, когда Yamaha Motor была отделена от Nippon Gakki. Впрочем, учитывая, что Геничи Каваками до 1974 года занимал пост президента в обеих компаниях, однозначно утверждать нельзя.

В начале 80-х ситуация на рынке продолжила усугубляться, когда уставшая от конкуренции с иностранными компаниями американская Harley-Davidson добилась повышения тарифов на импорт в США японских мотоциклов. Это отрицательно сказалось на позициях Yamaha на этом рынке, ведь у компании здесь не было собственного завода.

Ситуация начала налаживаться с приходом нового президента Хидето Егучи в 1983 году. Он имел собственные взгляды на развитие компании и поспешил воплотить их в жизнь. Главным направлением его деятельности в 1983 году стала реорганизация Yamaha Motor, программа получила название «Новая Yamaha». Ее целью стала поддержка воплощения инициатив обычных сотрудников компании. О реализации этой программы и основных изменениях в работе Yamaha Motor в этот период информации мало. Исходя из официальной истории компании, уже через два года усилиями Егучи доход Yamaha Motor начал расти.

Изменения в руководстве позитивно влияли на выпуск новых мотоциклов, которых в этот период было достаточно много. Среди известных моделей стоит выделить XV750 Special, которая создавалась конкретно под рынок США и в итоге стала основой для серии Virago.

В 1984 году был представлен легендарный Yamaha V-Max. Выпуску этой модели предшествовала интересная история разработки. Конструктор модели Акира Араки тщательно изучал американский рынок и увлекался драг-рейсингом. Одна из гонок этого типа проходила на мосту Миссисипи. Здесь себя отлично показала модель Suzuki Katana. В Yamaha до этого момента уже были планы в этом направлении, и Акира ускорил процесс. Популярно мнение, что одной из целей разработки стало опередить Suzuki Katana. На соревнования Араки отправился вместе с двумя специалистами из Yamaha. Также он привлек к разработке дизайнера Джона Рида.

Совместными усилиями они за месяц создали эскиз будущего мотоцикла. В процессе разработки конструктором Yamaha удалось выполнить поставленную задачу создав первый японский хот-род с разгоном до 100 км/ч за 3,2 секунды и мощностью 142 лошадиных силы. Yamaha V-Max уже на момент представления получила восторженные отзывы аудитории и в итоге была удостоена награды «Мотоцикл Года». Модель пережила множество модификаций и считается одной из классических разработок Yamaha.

В 80-х годах Yamaha Motor изменила свои подходы к производству, начав переносить его на рынки других стран, чего раньше компания избегала. Все дело в том, что японская экономика в 80-е годы переживала спад, что при высоком курсе йены делало производство в этой стране процессом не дешевым. Японские производители же часто захватывали иностранные рынки за счет более низкой цены.

Пытаясь сохранить это преимущество, Егучи и начал расширять производство на другие страны и добился ожидаемого эффекта — Yamaha Motor вопреки проблемам Японии чувствовала себя к концу десятилетия достаточно уверенно. Нельзя не упомянуть, что первое производство Yamaha Motor открыла в Индонезии еще в 1974 году.

В 80-х годах произошло еще одно важное событие в истории Yamaha Motor — создание IM, специального подразделения, занимающегося выпуском промышленных роботов. Именно в это время руководство, оценив перспективы разработки CAME, используемой на линии производства мотоциклов, решило, что его можно продавать другим компаниям.

Несмотря на привлечение в это подразделение инженеров, ранее занимавшихся подобными разработками в Yamaha, и набранных специалистов, первый запуск IM не удался. Вся проблема оказалась в конкуренции на внутреннем рынке, в итоге приведшей в 1982 году к расформированию отдела. Впрочем, работавшие в IM специалисты не успокоились, мечтая продолжить работу. Им удалось убедить работать в этой сфере Катсухико Цутию, возглавившего технический отдел.

В 1983 году в Токио проходила международная выставка роботов, и было решено, что IM должна в ней поучаствовать. У команды было всего два месяца, чтобы подготовить все необходимое для стенда компании. Несмотря на то, что представленные IM разработки нельзя было назвать революционными и они не привлекли внимание общественности, после выставки с компанией все же связался один заинтересовавшийся производитель. Именно он обеспечил возможность дальнейшего развития этого подразделения. Постепенно Yamaha стала стабильно получать контракты на производство промышленных роботов и добилась успеха в том числе и на мировой арене.

Nippon Gakki в течение 80-х годов работала достаточно нестабильно, хотя позиции на рынке все же не утратила. Именно в этот период был выпущен синтезатор DX-7. Он считается одним из самых популярных и распространенных синтезаторов в истории. Всего было продано около 160 тысяч DX-7. По общему мнению, успех этой модели связан с сочетанием компактности, низкой цены, отличной функциональности.

Главной причиной проблем Nippon Gakki в период 80-х стал Хироси Каваками, вновь ставший президентом компании в 1983 году. Он пытался соответствовать успехам своего отца и деда, а потому стремился воплотить в жизнь рискованные проекты, не взвесив тщательно положительные и отрицательные стороны этих начинаний. Есть мнение, что отец и сын имели разные взгляды на развитие компании, и семейные раздоры продолжились.

Именно из-за Хироси и его амбиций случился знаменитый маркетинговый просчет в виде 200 тысяч непроданных духовых инструментов в 1990 году. К неоднозначным его действиям также нужно отнести открытие штаб-квартир в США и Великобритании, обошедшихся Nippon Gakki в крупную сумму и никакой по сути роли не сыгравших, кроме как демонстрации мощи и финансовых возможностей японского гиганта. Было еще несколько амбициозных проектов, которые не принесли успеха и усложнили положение компании.

Рост прибыли Nippon Gakki в течение 80-х уменьшился, а Каваками-младший, так и не смог принять эффективные меры по решению этой проблемы. Он в том числе попытался улучшить положение компании с помощью реструктуризации, но и в этот раз успеха не добился. Кстати, именно Хироси в процессе празднования столетия компании переименовал Nippon Gakki в Yamaha Corporation.

Каваками осуществил еще несколько попыток исправить положение компании, но в итоге своего не добился и Yamaha Corporation покинул. В 1992 году новым главой этой компании стал Сэйсукэ Увэсима. Он энергично взялся за дело, начав с того, что понизил в должностях соратников и советников Каваками, которых многие обвиняли в неудачах.

Затем он продолжил реструктуризацию, существенно сократив административный аппарат компании. Кроме того, было уменьшено присутствие компании в непрофильных направлениях, в том числе в производстве спортивной экипировки. Затем было принято решение выпустить несколько новых революционных разработок, чтобы восстановить положение на рынке.

Линейка синтезаторов также претерпела изменения, хотя настоящих хитов, подобных DX-7 в этот период создано не было. Главным направлением работы Yamaha стали недорогие, но качественные синтезаторы. Сделано это было для привлечения новых клиентов и увеличения продаж. Считается, что из общей массы синтезаторов в течение 90-х выделяются только VL1 и VP1. Усилиями Увэсимы финансовое положение Yamaha стабилизировалось.

В течение 2000-х годов компания продолжила предлагать рынку инновационные продукты. Так, например, в 2004 году была представлена программа Vocaloid, разработанная для имитации на основе избранной песни поющего голоса определенного человека. В том же году появился цифровой звуковой проектор YSP-1. Разработка была первой в своем роде, она использовала технологию отражающихся от стен звуковых лучей и изменила рынок домашних кинотеатров.

Нельзя не упомянуть о серии музыкальных рабочих станций MOTIF, появившейся в 2001 году. Первый вариант был создан в четырех версиях. В течение 2000-х разработка получила несколько модификаций. MOTIF обрел чрезвычайную популярность не только из-за функциональности, но и благодаря тому, что этот синтезатор использовали звезды вроде Джастина Тимбелейка, Pink, Beyoncé и Элтона Джона.

При желании в линейке Yamaha Corporation можно найти еще много интересных разработок, за этот период успешно работающая на рынке компания постоянно укрепляла свои позиции новыми моделями.

Кроме того, в течение 2000-х Yamaha успела купить несколько компаний. В 2004 году была приобретена Steinberg Media Technologies. Последняя специализировалась на производстве музыкального ПО и некоторых аппаратных средств. В 2008 году Bösendorfer, которая является одним из старейших производителей фортепиано в мире и поставляла их еще к австрийскому императорскому двору. Ее рояли считаются лучшими в мире и до сегодняшнего дня. Заполучив эту компанию, Yamaha благоразумно не стала вмешиваться в руководство и навязывать собственные взгляды на производство, оставив Bösendorfer возможность работать автономно.

В 2009 году было объявлено об альянсе с ведущим игроком на рынке акустических систем компанией Nexo. Кроме того, Yamaha приобрела чуть больше 10% ее акций.

В целом, компания продолжила выпускать отличные продукты и сохраняла свою позицию в числе мировых лидеров в сфере музыкальных инструментов и акустики. В 2007 году президентом компании стал Митсуру Умемура, сменивший на этом посту Ито. Последний успешно руководил компанией до этого момента и Yamaha не оставил, сохранив за собой пост председателя совета директоров.

Продукция Yamaha Corporation, какой бы революционной она ни была, безусловно теряется на фоне более известной Yamaha Motor. В 90-е годы эта компания столкнулась с трудностями, связанными с лопнувшим японским экономическим пузырем. Оказавшись в сложной ситуации, руководство компании во главе с тем же Егучи пыталось адаптироваться к новым условиям.

Yamaha Motor стала позиционировать себя как компания, создающая «Кандо». Этот термин означает сочетание чувств удовлетворенности и радостного волнения, когда человек встречает что-то действительно ценное. По сути это означает, что Yamaha поставила целью производить продукты, делающие жизнь людей более активной, насыщенной и радостной.

Дополнялось это новыми мотоциклами, среди которых спортбайк FZR600, получивший инновационную ходовую GTS1000A, а также универсальный мотоцикл для путешествий TDM850. Отдельно стоит упомянуть об успехах компании в гонках в том числе ее мотоциклы выигрывали соревнования «Париж-Дакар» и чемпионаты по шоссейным гонкам.

Подразделение Yamaha Marine не уступало по этому показателю. Так, например, построенное в 1992 году судно Nippon смогло занять первое место на предварительных гонках America’s Cup.

Также в 90-х был начат амбициозный проект по созданию спорткара Yamaha. Для создания автомобиля конструкторы японской компании решили использовать полученный опыт и наработки в процессе участия в «Формуле 1». Первым этапом разработки стало создание двигателя OX99. Затем была идея создать прототип автомобиля с помощью немецких инженеров, но разработка последних Yamaha по вкусу не пришлась.

Разработка получила название OX99-11 и была передана компании IAD. Здесь автомобиль получил новый дизайн и через 12 месяцев после начала работы Yamaha увидела прототип IAD. Несмотря на то, что IAD потрудилось над разработкой, между ней и Yamaha появились определенные противоречия относительно дальнейшего развития модели. В итоге проект опять был передан — на этот раз Ypsilon.

В 1994 году Егучи оставил пост главы компании, передав его Такехико Хасегава. Последний стал известен ориентацией на потребности клиентов. В целом он продолжил существующую линию работы и поддерживал участие команд компании в международных соревнованиях, начиная с мотогонок и заканчивая элитными регатами. Yamaha продолжала ставить рекорды по количеству побед в «Париж-Дакар», выиграла несколько гонок яхт, а также активно работала во всех направлениях, начиная с производства мотоциклов и заканчивая подвесными двигателями и гидроциклами.

О последнем можно рассказать больше. Еще в 1986 году была запущена линейка WaveRunner. Началась она с WaveRunner 500, ставшего первым гидроциклом с открытой кормой, получившим массовое производство. Год спустя появилась первая в мире одноместная модель WaveJammer 500, ставшая основой для линейки WaveBlaster.

В 90-х годах линейки гидроциклов компании продолжили активно расширяться, выпуская примечательные модели. Одна из них, например, Yamaha SuperJet появившаяся в 1990 году и являющаяся первым гидроциклом для езды стоя. В 1999 году появился WaveRunner SUV 1200, ставший первым в мире гидроциклом с четырьмя местами для пассажиров. Также стоит упомянуть появившийся в 1995 году WaveVenture 700, который отлично подходил новичкам, а потому активно использовался для сдачи напрокат в местах отдыха. Кроме того, линейки компании активно пополнялись спортивными мощными моделями.

К концу 90-х компания добивалась успеха во всевозможных отраслях. Начиная с выпуска снегоходов, общее производство которых перевалило отметку в 1 млн, и заканчивая новыми технологиями и разработками. К последним можно отнести первый в мире вспомогательный двигатель для инвалидных колясок. Само собой, ассортимент продукции компании пополнился новыми снегоходами, гидроциклами, скутерами и мотоциклами.

Среди последних особого внимания заслуживает YZF-R1. Он до сегодняшнего дня считается флагманской моделью Yamaha. Уже первая версия, представленная в 1998 году, включала все сильные стороны этой модели: высокую скорость при минимальных размерах и весе. Еще больше дополнял эту картину отличный дизайн. Модель изначально шла в двух расцветках — красной и синей.

В 90-х годах Yamaha Motor чувствовала себя достаточно уверенно, даже несмотря на то, что японская экономика все еще находилась не в лучшем состоянии. Практически в каждом направлении компания выпускала революционные продукты, а ее достижения в различных соревнованиях явно шли на пользу бренду.

В 2001 году пост президента Yamaha Motor занял Тору Хасегава (однофамилец Такехико). Он решил сосредоточить деятельность компании на создании продуктов на основе инновационных технологий Yamaha. На своем посту он продержался до 2005 года, когда перешел на должность председателя. По официальной версии Тору сам решил уйти, успешно выполнив трехлетний план.

Который, кстати, получил название Next 50 и ставил себе целью повышение рентабельности всех предприятий, упрочение позиций Yamaha в Китае, Индии и странах Юго-Восточной Азии, содействие стратегии роста, а также укрепление финансового положения компании. В 2005 году появился новый трехлетний план Next 50 Phase II.

Начало 2000-х в Yamaha запомнилось частичной реструктуризацией. В том числе в отдельные дочерние компании были выделены судостроительное и роботостроительное направления. Само собой, Yamaha продолжила активно обновлять линейки собственной продукции в разных отраслях начиная с мотоциклов и заканчивая подвесными моторами. В процессе создания новой продукции компания успела произвести несколько инноваций. В частности, был создан новый способ литья из сплавов алюминия, а также разработана инновационная система впрыска топлива в четырехтактные двигатели.

В 2005 году главой компании стал Такаши Каджикава. В целом он продолжил работать в направлении расширения компании, в частности, на азиатском рынке. В том числе она активно работала в Индонезии, где появился новый завод, производящий мотоциклы и тренинговый центр для сотрудников.

Как и многие другие компании из Азии, Yamaha при Каджикаве начала активную интеграцию в Китай, Бразилию, Россию и Индию. Ничего странного в этом не было, учитывая, что перечисленные страны считаются активно растущими рынками. Большая часть источников утверждает, что, выходя на рынки этих стран Yamaha продажами не ограничивалась, активно занимаясь другими проектами, в том числе финансируя детские спортивные мероприятия и соревнования.

Стоит немного рассказать о новых моделях продукции компании в 2000-х. Среди мотоциклов в этой сфере выделяются MT-01, ставший родоначальником одноименной серии, первая модель перезапущенной серии V-Max, получившая огромную популярность, а также практичный и недорогой XJ6.

Не обошла внимание Yamaha и гидроциклы. Здесь имелись модели начиная с прогулочных и заканчивая спортивными. Среди них WaveRunner VX 700, продолжившая серию для новичков и славящаяся управляемостью, WaveRunner FX SHO, получивший корпус из материала с использованием нанотехнологий. Также несколько удачных моделей получили линейки мотовездеходов и снегоходов.

В этот период в структуре продаж компании по-прежнему лидировали мотоциклы, на которые приходилось 57% этого показателя. На втором месте морской транспорт — 16,8 % продаж. 15% пришлось на снегоходы, мотовездеходы, машинки для гольфа. Оставшиеся 9% — непрофильная продукция.

В целом компания работала без особых проблем ко второй половине 2000-х. Впрочем, в 2008 году начался новый мировой кризис, который отрицательно повлиял на Yamaha Motor и как следствие привел к смене руководства. Новым президентом компании в 2009 году стал Цунеджи Тогами.

Тогами получил под свой контроль инновационную компанию, терпящую убытки в условиях кризиса, и прежде всего начал с реорганизации производственных систем и вывода на азиатский рынок новой продукции. При этом требования к качеству оставались высочайшими, а компания продолжила активно поддерживать различные спортивные и публичные инициативы. Уже в 2010 году Yamaha Motor вернула себе прибыльность.

В этом же году новым главой компании стал Хироюки Янаги. Cмена главы произошла из-за проблем со здоровьем у Тогами. Новый президент продолжил реструктуризацию, которая зацепила руководство и рабочий состав. Кроме того, было проведено крупное сокращение сотрудников, стоившее работы нескольким тысячам человек.

Так в 2010-2012 году Yamaha смогла сэкономить 75 млрд йен. Впрочем, план компании был гораздо более амбициозным и воплотить его в жизнь полностью не получилось. В частности, сумма продаж так и не достигла 1,4 триллиона йен. На 2013-2015 годы был озвучен новый план по развитию компании. Относительно финансовых показателей – сумма продаж 1,6 трлн йен и операционная прибыль — 80 млрд йен.

Кроме того, планировалось снизить издержки на 90 млрд йен. Добиться этих показателей планировалось за счет выпуска 250-кубовых моделей продукции компании начиная с мотоциклов и заканчивая снегоходами. В отрасли мотоциклов Yamaha сосредоточилась на рынках Индии и других странах Юго-Восточной Азии планируя вывести сюда большое разнообразие собственных продуктов. Не обошла вниманием Yamaha Европу и Северную Америку, где была намерена действовать расширяя линейки и представляя новые флагманские модели. Кроме того, интересной нишей для компании стали дешевые электромотоциклы.

В итоге план вполне оправдался. За указанный период на рынок было выведено около 250 продуктов. Объем продаж составил 1,61 трлн йен, а операционная прибыль120 млрд йен. Такие финансовые показатели оказались выше заложенных в план, что позволило планировать период 2016-2018 гораздо оптимистичнее.

Так, исходя из нового плана, Yamaha собирается выпустить на рынок 270 новых продуктов и добиться годового объема продаж в 2 трлн йен, а также операционной прибыли в 180 млрд. йен. Из интересных инноваций компании на данный момент стоит упомянуть две – введение искусственного интеллекта в мотоциклах для повышения безопасности анонсированное в 2016 году, а также выпуск первого серийного автомобиля запланированный на 2017 год.

Кстати, в 2013 году Yamaha вернулась на рынок автомобилей, представив компактный автомобиль Motiv, существующий в двух версиях — электрокар и работающий на бензине. Разработка не была самостоятельной, ведь для его создания пришлось привлечь автоконструктора Гордона Мюррея. Затем в 2015 году был представлен прототип спортивного автомобиля Sports Ride Concept.

В обеих разработках использовалась разработанная Мюрреем технология iStream. Говоря о Yamaha Motor, нельзя не упомянуть Motobot — робота-мотоциклиста, который представлен на Tokyo Motor Show в 2015 году. В отличие от других роботов в этой сфере, Motobot способен управлять мотоциклом с мощностью в 200 лошадиных сил. Впрочем, о том, насколько справляется со своей работой Motobot, информации мало.

Разработка пока представляет собой прототип, которому предстоят доработки. Развить Motobot планируется до робота, способного управлять мотоциклом на скорости в 200 км/ч и пока только по ровной поверхности. Использовать полученные благодаря этой разработке технологии планируется для создания систем безопасности и помощи мотоциклисту-человеку.

У Yamaha длительная история, наполненная инновациями и конкуренцией. Несмотря на то, что Yamaha Corporation, и Yamaha Motor действуют практически независимо друг от друга, они имеют общие черты — стремятся к нововведениям и мировому лидерству, активно расширяют количество собственных продуктов и известны во всем мире благодаря незаурядным разработкам. Это и было главным наследием Торaкусу Ямаха, который едва ли в момент создания своей небольшой компании подозревал, что это начинание прославит его имя во всем мире.

Источник

Оцените статью
Avtoshod.ru - все самое важное о вашем авто