Ежедневное техническое обслуживание пожарного автомобиля включает в себя

Содержание

Виды ТО пожарных автомобилей

Исправность техники, задействованной при тушении пожара, – одна из составляющих успеха всей операции. Именно поэтому приказом МЧС РФ № 555 от 18.09.2019 утверждена «Инструкция по организации материально-технического обеспечения системы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий». В ней прописан порядок, сроки и виды ТО пожарных автомобилей.

Регулярное техническое обслуживание является важнейшим элементом эксплуатации всех видов пожарных автомобилей. Оно обеспечивает:

ТО проводится в пунктах постоянной дислокации автомобилей. Если техника находится на выезде, то ее обслуживание проводится посредством задействования подвижных средств или сторонними организациями, уполномоченными проводить данный вид работ.

Виды техобслуживания

Техническое обслуживание техники, используемой при ликвидации огня и последствий ЧС, зависит от периодичности ее эксплуатации и типа машин. Это комплекс мер планово-предупредительной системы. Они проводятся по графику. Сколько видов ТО пройдет машина, зависит от условий содержания пожарных автомобилей.

Проводимые в рамках техобслуживания операции делятся по категориям:

Первое ТО

График проведения ТО-1 составляет начальник технического отдела пожарной части и согласовывает его с начальником гарнизона. Периодичность ТО-1 для основных пожарных автомобилей – не реже одного раза в месяц или через каждые 1500 км пробега. Специальную технику проверяют строго раз в месяц или при пробеге 1000 км. При этом важно учитывать общий пробег, который составляет расстояние, пройденное на выезде, и работу мотора при активации насоса.

В первом ТО важно соблюсти порядок действий:

Все процедуры ТО-1 проводит экипаж машины в свободное от дежурства время. Руководителем назначается старший водитель. Весь комплекс мероприятий в рамках первого технического обслуживания проводится за 2 дня.

Если в ходе диагностики были выявлены неполадки, выполняют текущий ремонт: сварочные работы, замену дисков сцепления, элементов управления и ходовой части. На каждый вид назначают ответственных, которые делают отметки о проведенных мероприятиях в специальном журнале.

Второе ТО

Его проводят раз в год или после каждых 7000 км пробега. Для спецтехники показатель уменьшается до 5000 км. Обслуживание также проводит экипаж, но уже не на месте дислокации, а в пожарно-техническом центре.

ТО-2 полностью дублирует первое, но с более углубленной диагностикой состояния машины. На этом этапе проверяют:

На ТО-2 для основных ПА отводится 2 дня, для спецтехники – 3 суток, а для машин типа АЦЛ и АЦПК – 5. Пятидневная проверка предусмотрена и для машин, находящихся в эксплуатации более 10 лет.

Сезонное

Технику обязательно готовят к смене сезона. Как правило, стараются совместить СО с одним из ТО, обычно первым. И только в северных регионах СО считается отдельным видом обслуживания ПА. В его рамках проводят:

Ежедневное

ЕТО – проверка автомобиля при каждой смене караула. Экипаж обязан убедиться, что принимает технику в исправном состоянии. Ответственным назначается командир отделения. При ЕТО необходимо завести ПА и убедиться в корректной работе его двигателя, насоса и всех агрегатов. Второй этап – заправка топливом, маслом, водой и ОТС.

В момент проведения проверки следует придерживаться регламента работы ДВС:

Ответственность за состояние машины лежит на сдающем карауле. Если выявлены неисправности, то их пытаются устранить на месте. В работе принимают участие водительский состав обеих смен. Если требуется ремонт, ПА отправляют в специальный бокс. Все действия фиксируют в журнале учета с указанием числовых данных (уровень масла, напряжения, давление пневмосистемы, люфт руля и т.д.).

Каждые 10 дней при ЕТО проверяют плотность электролита, давление в шинах и фиксацию колесных гаек.

ТО на пожаре и АСР

Во время непосредственной работы машина испытывает большие нагрузки, поэтому даже во время пожара проводят обслуживание основных механизмов системы. Комплекс мер состоит в следующем:

ТО в зависимости от вида ПА

При повседневной эксплуатации периодичность и объем работ в рамках ТО зависит от вида пожарных автомобилей и определяется не только приказом МЧС, но и инструкциями предприятия-изготовителя. Оно включает все основные виды обслуживания по заранее утвержденному в подразделении графику.

Автомобили, находящиеся на хранении, обслуживают строго по инструкции производителя. Это может быть ежемесячное, полугодовое, годовое обслуживание и регламентные работы. Обязательно проверяют состояние защитных покрытий и герметизирующей оклейки. Также очищают технику от пыли и грязи.

Меры безопасности при проведении техобслуживания

Независимо от вида ТО и ремонта пожарных автомобилей необходимо соблюдать правила техники безопасности.

Виды ремонта

Если во время диагностики определяют поломку, то ПА переводят в ремонт. В рамках ТО он может быть капитальный, средний и текущий.

Соблюдение регламента ТО помогает продлить срок эксплуатации машин и повышает результат проводимой спасательной операции.

Источник

Техническое обслуживание пожарных автомобилей: виды, сроки, периодичность

tekhnicheskoe%20obsluzhivanie%20pozharnyh%20avtomobilej

Для обеспечения исправного функционирования и 100% готовности противопожарной техники к срочному выезду, техническим регламентом предусмотрено периодическое обслуживание. Оно призвано увеличить промежуток между ремонтами, заранее обнаружить возможные поломки, снизить негативное воздействие на природу и снизить потребление горючего. В России существует специальный закон: Приказ № 555 «Организация эксплуатации техники, Техническое обслуживание, Ремонт пожарных автомобилей», который устанавливает правила и требования к тех.обслуживанию пожарной техники.

Даже при постоянном техническом обслуживании, невозможно гарантировать отсутствие необходимости в ремонте. Поломки могут возникать непредвиденно, например, при тушении пожара, выполнении спасательных действий, езде по пересечённой местности, ДТП и тому подобном. Какое бывает ТО и ремонт, сроки их проведения и многое другое, мы опишем в данном материале.

Виды технического обслуживания пожарных автомобилей

Какой именно вид используется, напрямую зависит от того, используется ли техника ежедневно, либо находится на временном хранении в специальном помещении. В каждом случае выполняется целый комплекс работ.

Для пожарных автомобилей, использующихся ежедневно:

ЕТО – ежедневное техническое обслуживание.

Непосредственно при пожаре и выполнении аварийно-спасательных работ.

ТО-1, ТО-2 – комплексный осмотр, проверка и устранение имеющихся неисправностей. Включает в себя несколько видов работ по обслуживанию, выполняющихся по определённому графику.

СО – сезонное, при смене времени года.

Для пожарных автомобилей на хранении проводится 1 раз в определённый период:

На всю используемую пожарную технику МЧС РФ разрабатывает нормативный документ, в котором присутствуют инструкции, сроки, условия, меры безопасности и другие аспекты.

Ежедневное

Его производят непосредственно в части, в момент сдачи смены другому подразделению. Принимают участие водитель транспортного средства и личный состав. Задача – проверить готовность пожарного автомобиля выехать на место происшествия и произвести тушение, спасательные работы. Тут производится контроль над:

исправностью основных агрегатов;

функционированием ПТВ и АСО;

уровнем горючего, охладителя и ГСМ.

Ответственность за обнаружение и исправление всех неисправностей лежит на сдающем смену расчёте. Принимающий водитель обязан также проверить все элементы и внести необходимые отметки в эксплуатационную карту ПА. Причём имеются ограничения на работу ДВС в момент проведения проверки:

ПА общего применения, двигатель с карбюратором – 3 мин.;

ПА целевого применения, дизельные, снабжённые многоконтурными пневмотормозами – 5 мин.;

специальные ПА – 7 мин.;

В настоящее время в специализированных документах прописаны следующие виды проверок при ежедневном техническом обслуживании:

Наружный осмотр, проверка комплектации пожарного оборудования.

Состояние дверей, салона, кузова, стекол, зеркал, оперения, знаков, рамы, рессор, колёс.

Наличие пломб на спидометре, счётчике моточасов насоса.

Надёжность крепления элементов резервуара и кузова.

Отсутствие протечек в резервуарах и трубах.

Функционирование запирающих механизмов на трубах, насосах, пенообразователях.

Отсутствие остатков воды, растворов и посторонних вещей в насосе.

Степень натяжения ремней привода.

В зимний период – чехол-утеплитель.

Отсутствие протечек ГСМ.

Показатель масла во всех элементах двигателя.

Уровень жидкостей – вода: низкозамерзающая, тормозная, в гидроусилителе, сцеплении, горючее.

Функционирование сцепления и степень хода педали.

Работа двигателя при холостом ходе и в движении, функционирование датчиков приборной панели в кабине и насосном отделе, при его наличии.

Гидроусилитель руля, рулевые тяги, ограничители поворота.

Наличие свободного хода руля.

Осветительные приборы, звуковой сигнал, «дворники», обогрев, вентиляция.

Коробка переключения передач.

Переключение мостов, при их наличии.

Коробка отбора мощности дополнительной трансмиссии.

Работа моторно-трансмиссионной установки в насосном отделении.

Масло в пожарном насосе, включая ванну и бачок, смазка в пресс-маслёнке.

Соединение насоса и рамы.

Запуск мотора из насосного отделения.

КИП насосного отделения.

Масляный фильтр после отключения мотора.

Световая индикация открытия дверей и кузовных отделов.

Пожарное вооружение – исправность, укладка, крепление.

Мойка кабины, кузова, фар, сигнальных ламп, знаков.

Заправка и доведение смазочных материалов до необходимого уровня.

Если при проведении работ обнаруживаются какие-либо неисправности, которые могут быть устранены на месте, то ремонт возлагается на водительский состав обеих смен. В противном случае ПА отправляется на ремонт.

Все проверки необходимо указывать в Журнале учёта. Помимо отметок – исправен и неисправен, должны присутствовать числовые показатели:

масло в двигателе, холостой ход;

масло в двигателе, средние обороты;

напряжение, запуск мотора;

напряжение, рабочий режим;

давление пневматической системы, отключение аккумулятора;

давление пневматической системы, номинал;

давление в тормозах, нажатая педаль;

выход штоков тормозных камер;

свободный ход педали тормоза;

дистанция от пола до педали тормоза в момент нажатия.

свободный ход педали сцепления;

полный ход педали сцепления;

прогиб ремня привода;

разряжение в насосной полости, максимум;

разряжение в насосной полости, через 2,5 минуты работы.

Чтобы определить данные показатели применяются КИП, линейка, штангенциркуль, угломер, секундомер.

Каждые 10 дней при проведении ЕТО ПА также производится контроль:

давление в колёсах;

уровень затяжения колёсных гаек.

Техническое обслуживание на пожаре и АСР

В этом случае обеспечивается 100% функционирование ПА во время тушения пожара и при аварийно-спасательных работах. Перечень необходимых проверок для ПА общего применения:

безопасное удаление от пожара;

отсутствие перегибов рукавов и всасывающих сопел;

смазка уплотняющих элементов насоса каждые 60 минут;

отсутствие протечек – в двигателе, насосе, КПП, КОМ;

нагрев охлаждающей жидкости;

давление масла в моторе;

очистка пенообразователя и каналов от остатков ВМП;

заполнение резервуара воды после завершения тушения;

откачка воды из насоса и системы подачи;

ход – сцепление, КПП, мосты, руль, тормоза.

В случае выявления дефектов, не требующих остановку подачи воды и ВМП, их устраняет водитель. В более сложных ситуациях – в пожарной части. Непосредственно во время тушения возгорания, старший расчёта и водитель, обязаны выполнять следующее:

Грамотная прокладка рукавов – отсутствие изгибов, недопущение попадания в химические вещества, защита от наезда транспорта, утепление и отогрев в зимний период.

Всасывающая сетка или гидроэлеватор – отсутствие засоров и ила.

Гидрант – плотное соединение сальников.

Рукавные задержки – отсутствие острых элементов и конструкций, способных нанести вред петлям.

Трёхколенная лестница – полная фиксация ступеней колен.

Спасательная верёвка – отсутствие веществ, способных причинить вред.

Первое техническое обслуживание

Комплекс мероприятий, проводимых с целью снижения скорости изнашивания основных элементов, посредством обнаружения неисправностей и последующего выполнения определённых видов работ. ТО-1 производится:

основные ПА – 1 500 км пробега или ежемесячно;

специальные ПА – 1 000 км пробега или ежемесячно.

Учитывается общий пробег – сумма показателя спидометра и приведённого пробега. Приведённый – функционирование двигателя для работы специальных устройств, 60 минут работы – это 50 км пробега. Общий план ТО-1 на год создаётся техслужбой ТПО.

ТО-1 производится в пожарной части, на отдельном посту технического обслуживания. Участие в нём принимает личный состав и водитель транспортного средства. Срок, установленный на весь комплекс, составляет не более 2 суток. В комплекс проверок включаются ЕТО и следующие пункты:

Крепление каждого специального оборудования на автомобиле.

Исправность механизмов и величина зазоров между регулируемыми деталями.

Функционирование осветительных приборов и сигналов.

Работа насоса и всех коммуникаций.

При проведении ТО-1 возможно выполнение текущего ремонта – сварочные работы, замена дисков сцепления и так далее. Каждому из участников обслуживания отводятся определённые участки для проверки:

Старший водитель – подготовка места проведения, оборудования и материалов, контроль проведения, техника безопасности. Осмотр кабины и кузова, а также отсеков на отсутствие неисправностей и деформаций. После завершения работ выполняет проверку функционирования основных агрегатов и приборов, ходовые качества ПА, работу насоса и пенообразователя.

Водитель 1 смены – проверка двигателя, электроники, охлаждения и смазка необходимых деталей. Сливает отстой из бака для горючего и фильтров очистки, удаляет остатки электролита и загрязнения с аккумулятора.

Водитель 2 смены – исправность сцепления, элементов управления и ходовой части. Самостоятельно регулирует тормозную систему, удаляет конденсат из тормозной пневматики, очищает фильтр тормозного усилителя.

Водитель 3 смены – насосный агрегат. Снятие, полная разборка, удаление загрязнений, смазка элементов, сборка и установка на исходное место.

Водитель 4 смены – ходовая часть, элементы крепления кузова и оперения. При необходимости осуществляет покраску небольших участков, очищает протектор шин, прочищает КПП и мосты.

Личный состав – пожарно-техническое вооружение, связь и освещение.

Каждый участник ТО-1 оставляет свою подпись в журнале проверок и впоследствии несёт за них ответственность.

Второе техническое обслуживание

Аналогично ТО-1 необходимо для контроля над техническим состоянием и для выявления неисправностей основных элементов. Все работы направлены на раннее обнаружение и предупреждение крупных поломок, исправное функционирование агрегатов, экономии ТЭР, уменьшения негативного влияния на природу. Периодичность ТО-2:

основные ПА – 7 000 км пробега или ежегодно;

специальные ПА – 5 000 км пробега или ежегодно.

ТО-2 может проводиться в Пожарно-Техническом Центре (ПТЦ) или на посту ТО в пожарной части. Включает в себя полный комплект ТО-1, и также более углублённое тестирование агрегатов и систем:

кабина, рама, кузов, колёса, подвеска, оперение;

Источник

Техническое обслуживание и ремонт пожарных автомобилей: виды, порядок, сроки проведения

Техническое обслуживание (ТО) – это комплекс профилактических мероприятий, проводимых с целью поддержания пожарного автомобиля в технической готовности.

В процессе эксплуатации пожарной техники происходит износ рабочих поверхностей деталей, изменяется техническое состояние узлов, агрегатов и машин в целом. Эти процессы естественны и закономерны.

Одним из направлений, обеспечивающих постоянную боевую готовность пожарной техники, является техническое обслуживание.

ТО пожарных автомобилей должно обеспечивать:

lazy placeholder

Пост ТО пожарных автомобилей

При проведении технического обслуживания пожарных автомобилей уборочно-моечные, смазочные, контрольно-диагностические и крепежные работы выполняются в обязательном порядке, а заправочные, регулировочные и ремонтные работы проводятся по потребности на основании результатов контрольно-диагностических работ.

Предлагаем Вам сразу ознакомиться с интересным видео фильмом 1975 года

Организация эксплуатации

К организации эксплуатации пожарной техники относятся:

Использование пожарной техники

Техническая готовность

Определяется:

Приём и постановка пожарных автомобилей на боевое дежурство

Для приемки ПА руководителем органа управления назначается комиссия в составе: председатель – представитель отдела пожарной техники, члены – начальник ПТЦ, отряда, части технической службы, руководитель и старший водитель подразделения в которое передается автомобиль.

Комиссия обязана проверить:

Приемка ПА оформляется актом (о результатах председатель комиссии докладывает начальнику).

Поступивший в подразделение новый пожарный автомобиль в установленный срок регистрируется в Госавтоинспекции и перед постановкой на боевое дежурство должен пройти обкатку.

Учёт пожарных автомобилей и их работы

Учетными документами пожарных автомобилей являются:

Свидетельство о регистрации выдается Госавтоинспекцией при регистрации автомобиля и сдается в Госавтоинспекцию при его списании.

Формуляр пожарного автомобиля входит в состав сопроводительной документации завода-изготовителя (ведение осуществляет старший водитель, а при его отсутствии – начальник караула. Контроль за ведением формуляра осуществляют руководители подразделения ГПС).

Журнал учета наличия, работы и движения автомототехники ведется в каждом подразделении пожарной охраны (заполнение журнала осуществляет начальник отдела).

Эксплуатационная карта заводится на каждый пожарный автомобиль (заполняется водителем, контролируется руководителем подразделения ГПС).

Путевка на выезд основного (специального) ПА выписывается диспетчером (радиотелефонистом) и выдается начальнику караула перед выездом на пожар.

Карточка учета работы автомобильной шины (ведет старший водитель, а при его отсутствии – начальник караула, согласно специализации).

Карточка эксплуатации аккумуляторной батареи (ведет старший водитель, а при его отсутствии – начальник караула, согласно специализации).

Журнал учета ТО ПА заводится на каждый пожарный автомобиль (ведет старший водитель, а при его отсутствии – НК, согласно специализации). Правильность ведения журнала учета ТО контролируется руководителями подразделения ГПС.

Путевой лист на выезд вспомогательного ПА выписывается ст.водителем, а при его отсутствии – диспетчером.

Журнал выдачи, возврата путевых листов и учета работы вспомогательных пожарных автомобилей заводится на весь транспорт подразделения, в том числе прикомандированный.

ТО пожарных автомобилей

Повторим: Техническое обслуживание (ТО) – это комплекс профилактических мероприятий, проводимых с целью поддержания ПА в технической готовности.

При проведении технического обслуживания пожарных автомобилей уборочно-моечные, смазочные, контрольно-диагностические и крепежные работы выполняются в обязательном порядке, а заправочные, регулировочные и ремонтные работы проводятся по потребности на основании результатов контрольно-диагностических работ.

Порядок планирования

технического обслуживания

Сущность планово-предупредительной системы технического обслуживания:

Таким образом, ТО ПА является профилактическим мероприятием и производится по заранее составленному плану-графику, а ремонт — только по потребности в зависимости от технического состояния агрегатов, узлов, деталей.

Технические обслуживания ПА (ТО-1 и ТО-2) проводятся в дни, установленные планом-графиком.

Годовой план-график ТО-2 составляется отделом ПТ, согласовывается с отделом службы и подготовки и утверждается начальником органа управления (начальником Главного управления или начальником отряда).

Выписки из плана-графика ТО-2 направляются в подразделения за 15 дней до начала планируемого года.

Годовой план-график ТО-1 разрабатывается в каждом гарнизоне пожарной охраны начальником технической службы гарнизона, согласовывается со службой пожаротушения гарнизона и утверждается начальником гарнизона. При составлении годового плана-графика ТО-1 обеспечивается равномерность вывода пожарных автомобилей из боевого расчета в районах выезда, а также учитывается план-график ТО-2 и другие особенности гарнизона.

Выписки из плана-графика ТО-1 направляются в каждое подразделение, имеющее на вооружении пожарные автомобили, за 5 дней до начала планируемого года.

Допускается составление единого плана-графика ТО-2 и ТО-1.

ремонта

Планирование ремонтов пожарных автомобилей осуществляет отдел (отделение) пожарной техники Главного управления или отряда. При этом планируется их количество и затраты труда.

План-график ремонтов транспортных средств и агрегатов составляется за один месяц до начала планируемого года, подписывается начальником отдела (отделения) пожарной техники и утверждается соответствующим начальником.

Допускается составление единого план-графика технического обслуживания и ремонта.

Выписки из плана-графика направляются в подразделения, автомобили которых подлежат ремонту.

В МЧС России наряду с планово-предупредительной системой технического обслуживания и ремонта, предусматривающей обязательное выполнение с заданной периодичностью установленного комплекса работ в период использования техники, в процессе ее хранения и транспортирования, применяется система ее технического обслуживания и ремонта по фактическому состоянию техники, предусматривающая проведение работ по поддержанию (восстановлению) исправного состояния техники по результатам технического диагностирования.

Периодичность и объем работ по техническому обслуживанию техники при повседневном использовании и хранении определяются нормативными и распорядительными документами МЧС России, а также инструкциями по эксплуатации и техническому обслуживанию (ремонту) техники предприятий – изготовителей техники.

Запрещается сокращать объем и уменьшать время работ в ущерб качеству технического обслуживания техники.

При использовании техники вне пункта постоянной дислокации учреждения ее техническое обслуживание проводится с использованием штатных подвижных средств технического обслуживания и ремонта или сторонними специализированными организациями в порядке, установленном руководителем учреждения, или в соответствии с заключенными в установленном порядке договорами (контрактами) с указанными организациями.

Виды ТО

Техническое обслуживание техники в зависимости от периодичности и объема работ подразделяется на следующие виды:

lazy placeholder

а) для техники повседневного использования:

б) для техники, содержащейся на хранении:

Кроме указанных видов технического обслуживания на технике устраняются неисправности и проводятся другие работы, а также может проводиться подготовка техники к эксплуатации в сложных условиях и к ее транспортированию.

На основании нормативных и распорядительных документов МЧС России в учреждениях на каждую имеющуюся единицу техники разрабатываются инструкции по проведению технического обслуживания, выдаваемые в соответствующие структурные подразделения.

Указанные инструкции не разрабатываются на те виды технического обслуживания, которые проводятся сторонними специализированными организациями на основании заключенных в установленном порядке соответствующих договоров (контрактов).

ежедневное

Проводится специалистом (водителем), осуществляющим управление техникой, и при необходимости личным составом расчета ежедневно по окончании работы (по возвращении с пожара, с аварийно-спасательных и других неотложных работ), а также при смене караулов (дежурных смен, расчетов) в целях поддержания техники (в том числе установленного на технике специального оборудования) в готовности к использованию, обеспечения безопасности движения техники (производимых на технике работ).

Оно включает заправку (в том числе огнетушащими веществами), мойку, смазку, проверочные и необходимые крепежно-регулировочные работы, а также при необходимости устранение выявленных неисправностей. Во время проведения ежедневного технического обслуживания при необходимости проводится замена неисправного ПТВ, пожарных рукавов и индивидуального снаряжения.

на пожаре и АСР

при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ (учений)

Выполняется специалистом (водителем), осуществляющим управление техникой, в объеме требований нормативных и распорядительных документов МЧС России, а также инструкции по эксплуатации соответствующего предприятия-изготовителя.

ТО-1 и ТО-2

Номерные виды технического обслуживания имеют целью обеспечить безотказную работу техники, снизить интенсивность изнашивания деталей, выявить и предупредить отказы и неисправности. Номерные виды технического обслуживания (ТО-1, ТО-2 и т.д.) проводятся в объемах и с периодичностью, установленной соответствующим предприятием-изготовителем и (или) по результатам технического диагностирования. Указанные виды технического обслуживания могут иметь другие наименования, устанавливаемые соответствующими предприятиями-изготовителями (например, ТО-10 000, ТО-65 000 и др.).

Для техники караулов (дежурных смен, расчетов), за исключением плавсредств, периодичность проведения технических обслуживаний устанавливается согласно приложению № 14 Инструкции по организации материально-технического обеспечения системы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

сезонное

Техническое обслуживание техники проводится два раза в год в целях подготовки и обеспечения надежной работы техники в осенне-зимний или весенне-летний периоды эксплуатации. В сроки, устанавливаемые соответствующими нормативными и распорядительными документами МЧС России, по планам, утверждаемым руководителем территориального органа, учреждения, проводится подготовка личного состава, парков (гаражей, стоянок и др.), а также средств технического обслуживания и ремонта к эксплуатации техники в зимний или летний периоды.

Дата перехода на режим зимней (летней) эксплуатации и применения зимних (летних) норм расхода ГСМ объявляется приказом соответствующего руководителя.

Сезонное техническое обслуживание техники заключается в проведении очередного номерного технического обслуживания и до­полнительных работ в соответствии с предстоящим периодом эксплуатации и инструкциями по эксплуатации соответствующего предприятия-изготовителя.

При сезонном техническом обслуживании техники может проводиться:

При подготовке техники к эксплуатации в зимний период дополнительно к сезонному техническому обслуживанию проводятся:

lazy placeholder

При подготовке техники к эксплуатации в летний период дополнительно к сезонному техническому обслуживанию проводятся:

В целях подготовки личного состава к действиям при эксплуатации техники в зимний (летний) период проводятся соответствующие занятия, на которых изучаются:

при хранении техники

Техническое обслуживание техники при ее хранении заключается в проведении работ установленных соответствующими инструкциями завода-изготовителя по ее эксплуатации (хранению). Кроме того, проводится проверка состояния, очистка техники от пыли и грязи, проверка и восстановление защитных покрытий и герметизирующей оклейки, проведение других необходимых работ.

Режимы ТО ПА и оборудования

Под режимом ТО понимается: периодичность, перечень и трудоёмкость операций или вида технического обслуживания.

Периодичность ТО – это время между двумя последовательно проводимыми техническими обслуживаниями. Периодичность технического обслуживания зависит от условий эксплуатации и конструктивных особенностей пожарного автомобиля и его агрегатов.

Сложность определения оптимальной периодичности технического обслуживания определяется тем, что, фактическая потребность проведения операций технического обслуживания зависит от многих факторов: условий эксплуатации, режимов работы, качества эксплуатационных материалов, конструктивных особенностей пожарного автомобиля и т.д.

Способы для определения оптимальной периодичности проведения ТО

Способ аналогий и уточнений – используется при наличии прототипа пожарного автомобиля или пожарного оборудования, предшествующих данным образцам.

Уточнения производят по результатам испытаний или опытной эксплуатации новых образцов. По изменению внешнего вида узла, механизма, материала можно определять периодичность уборочно-моечных операций, сроки смены масла и смазок. Внешний вид и расположение смазки в подшипниковых узлах трения может свидетельствовать о необходимости замены смазки. Этот способ имеет ограниченное применение, так как даёт приблизительные результаты.

Способ предельно допустимых зазоров (износов) в сопряженных деталях. Увеличение зазора выше предельно допустимого δп.д. вызывает аварийное изнашивание. Работа в этой зоне сопряженных деталей недопустима. При техническом обслуживании такой зазор необходимо отрегулировать, если сопряжение регулируемое, или восстановить путём замены деталей, если сопряжение нерегулируемое. Пробег автомобиля между регулировками таких сопряжений Lр может быть определен по формуле:

где: δп.д. – предельно допустимый зазор, мкм;

Δδн. – зазор, установленный предыдущей регулировкой, или начальный зазор, мкм;

ε – средняя скорость изнашивания сопряженных деталей на 1000 км.

Средняя скорость изнашивания сопряженных деталей ε определяется во время ускоренных испытаний или длительных наблюдений и путём сбора статистических данных при проведении технических обслуживаний и текущих ремонтов.

Технико-экономический способ определения периодичности технического обслуживания – состоит в сравнении удельных затрат на техническое обслуживание и ремонт. Он учитывает влияние периодичности технического обслуживания на износ деталей, стоимость израсходованных материалов, а также трудовые затраты по техническому обслуживанию и ремонту. Удельные затраты определяются следующим образом:

Минимальные затраты на техническое обслуживание и ремонт являются лишь экономической характеристикой. Можно также учитывать и технические критерии, например критерии безопасности движения, безотказности специальных агрегатов, стоимости базы для технического обслуживания и т.п.

Трудоёмкость технического обслуживания или текущего ремонта – это затраты времени на производство одного технического обслуживания или ремонта. Трудоёмкость измеряется в человеко-часах.

Основным показателем трудоёмкости, характеризующим эксплуатационную технологичность пожарного автомобиля или пожарного оборудования, является удельная трудоемкость технического обслуживания Тт.о. (чел.-ч./тыс. км) или текущего ремонта Тт.р. (чел.-ч./тыс. км).

Удельной трудоёмкостью называется отношение средней трудоёмкости технического обслуживания или ремонта к средней наработке за один и тот же период эксплуатации.

Виды ремонтов

Для пожарных автомобилей в соответствии с назначением и характером работ ремонт подразделяется на капитальный (КР); средний (СР) и текущий (ТР) и для агрегатов – на капитальный и текущий.

капитальный ремонт (КР)

Проводится с целью восстановления работоспособности автомобиля или агрегата и обеспечения пробега или времени их работы до следующего капитального ремонта или списания, но не менее 80 % от нормы пробега для новых автомобилей или агрегатов.

При КР одновременно ремонтируются основные агрегаты (двигатель, сцепление, коробка передач, коробка отбора мощности, насосы и т.д.) и ёмкости для огнетушащих средств.

КР агрегата предусматривает его полную разборку, обнаружение дефектов, восстановление и замену деталей, сборку, регулировку и испытание, замену или восстановление базовой детали агрегата (блок цилиндров, картер коробки передач или коробки отбора мощности, корпуса насосов и т.д.).

средний ремонт (СР)

Пожарного автомобиля предусматривает замену двигателя, требующего капитального ремонта, тщательный контроль технического состояния всех агрегатов и узлов с устранением выявленных при этом неисправностей, а также окраску автомобилей.

текущий ремонт (ТР)

Текущий ремонт пожарного автомобиля выполняется для обеспечения работоспособного состояния восстановлением или заменой отдельных агрегатов ( в том числе одного основного), узлов и деталей (кроме базовых), а также проведением необходимых регулировочных, крепежных, сварочных, слесарно-механических и других ремонтных работ.

Текущий ремонт агрегата заключается в его частичной разборке, замене или ремонте отдельных изношенных и поврежденных механизмов, деталей (кроме базовых) и проведении необходимых регулировочных, крепежных и других ремонтных работ.
Текущий ремонт пожарного автомобиля или отдельного агрегата проводится по потребности, выявленной при эксплуатации (по заявкам водителей) или при контрольных осмотрах.

Текущий ремонт должен обеспечивать безотказную работу отремонтированных агрегатов, узлов и деталей до очередного ТО-2.

Методы ремонтов

Агрегатный метод (основной) – неисправные агрегаты и механизмы на ремонтируемом автомобиле заменяются новыми или отремонтированными, взятыми из оборотного фонда. Агрегатный метод применяется в случаях, когда трудоемкость работ по устранению неисправности превышает трудоемкость работ по снятию агрегата, требующего ремонта, и установке отремонтированного или нового агрегата.

Индивидуальный метод – неисправный агрегат снимается, ремонтируется и устанавливается на тот же автомобиль. Детали ремонтируемого агрегата не обезличиваются и устанавливаются на тот же агрегат.

Технологический процесс ТО и ремонта ПА и оборудования

Технологический процесс – выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту пожарных автомобилей и оборудования в определённой последовательности.

Рационально разработанный технологический процесс технического обслуживания и ремонта пожарного автомобиля позволяет исключить непроизводственные затраты времени на проведение работ, обеспечить рациональное использование оборудования, инструмента и обслуживающего персонала, участвующих в обслуживании. Знание основ технологических процессов позволяет качественно выполнять обслуживание и ремонт пожарного автомобиля в минимальное время.

Технологический процесс ТО и ремонта ПА и оборудования состоит из совокупности технологических операций и работ.

Операция – это комплекс последовательных действий по обслуживанию агрегата или группы агрегатов пожарного автомобиля или оборудования.

Техническое обслуживание пожарного автомобиля и оборудования состоит из большого числа операций, которые по своему характеру и условиям выполнения объединены в определенные группы, охватывающие цикл работ технического обслуживания.

В соответствии с этим ТО ПА и оборудования разделяют на следующие основные работы:

Выводы:

Техническое обслуживание базового шасси

на примере АЦ-5,0-40 (43253) 22ВР

Ежедневное техническое обслуживание (ЕТО)

Произвести уборку кабины, отсеков кузова, пожарно-технического вооружения и другого оборудования. При необходимости вымыть и просушить автомобиль. Провести очистку наружных поверхностей насоса от пыли, грязи и смазки. Очистить зеркала заднего вида, внешние световые приборы, специальные автосигнальные устройства, стёкла кабины и насосного отсека, регистрационные знаки. Осмотреть автомобиль для выявления наружных повреждений.

Выполнить операции ежедневного технического обслуживания шасси. Техническое обслуживание шасси проводится в соответствии с «Руководством по эксплуатации АЦ», «Сервисной книжки» и включает в себя:

1. Уборочные и моечные работы:

2. Контрольно-диагностические, крепежные и регулировочные работы:

3. Смазочные и заправочные работы.

Дополнительные работы по ЕТО

Проверить:

исправность контрольно-измерительных приборов, действие сигнала сирены, освещения отсеков кузова;

целостности коммуникаций, уровень масла в корпусе пожарного насоса, корпусе автоматической вакуумной системы (по маслоуказателю и щупу) при необходимости дополнить.

ТО на пожаре при проведении АСР и учении

Техническое обслуживание автомобиля на пожаре, при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ (учений) выполняется в объёме требований руководств (инструкций) по эксплуатации завода-изготовителя.

Проверить:

Контролировать:

Следить за:

По окончанию работы на пожаре или учении:

Примечание:

ТО после пожара или учения

Работы для выполнения технического обслуживания после пожара включают в себя:

1. Уборочные и моечные работы:

2. Контрольно-диагностические, крепежные и регулировочные работы

3. Смазочные и заправочные работы.

Техническое обслуживание №1 (ТО-1) включает в себя:

Операции по техническому обслуживанию выполняются в строгом соответствии с «Руководством по эксплуатации» и «Сервисной книжке».

Выполнить полный объем работ ежедневного технического обслуживания (ЕТО).

Вымыть автомобиль, обратив особое внимание на агрегаты и системы, которым проводится техническое обслуживание. Осмотреть автомобиль, проверить состояние кабины, кузова и его отсеков, стёкол, зеркал заднего вида, противосолнечных козырьков, оперения, регистрационных знаков, механизмов дверей, капота, буксирного устройства.

1. Уборочные и моечные работы:

2. Контрольно-диагностические, крепежные и регулировочные работы:

3. Смазочные и заправочные работы.

Дополнительные работы по ТО-1

Проверить:

а) проверка состояния рабочих поверхностей фрикционной передачи (состояние рабочих поверхностей шкивов фрикционной передачи проверяется визуально; рабочие поверхности шкивов должны быть гладкими, без выкрашиваний, выступов и признаков неравномерного износа);

б) проверка (регулировка) усилия прижатия приводных шкивов (усилие прижатия шкивов проверяется на неработающем насосе при помощи динамометра: для проверки необходимо приложить усилие (динамометром) к оси вакуумного насоса в вертикальном направлении снизу-вверх, и плавно увеличивая это усилие, отметить момент, когда металлический шкив вакуумного насоса освободиться от соприкосновения с обрезиненным приводным шкивом, т. е. начнет легко (пальцами) прокручиваться);

в) проверка (регулировка) рабочих зазоров вакуумного насоса;

г) проверка (регулировка) расхода масла при работе вакуумного насоса;

Техническое обслуживание №2 (ТО-2) включает в себя:

Вымыть автомобиль, обратив особое внимание на агрегаты и системы, которым проводится техническое обслуживание

1. Уборочные и моечные работы:

Вымыть, произвести уборку и просушить кузов и кабину автомобиля, особое внимание обратить на агрегаты и системы, которым проводится обслуживание.

2. Контрольно-диагностические, крепежные и регулировочные работы:

2.3. Коробка передач.

2.4. Карданная передача.

2.5. Ведущие мосты, передняя ось.

2.6. Подвеска, рама, колеса.

2.7. Рулевое управление.

2.8. Тормозная система.

3. Смазочные и заправочные работы.

Дополнительные работы по ТО-2

Проверить:

Сезонное ТО

Сезонное техническое обслуживание включает в себя:

Совмещается с очередными ТО-1 или ТО-2. Работы выполняют закреплённые за автомобилем водители под руководством старшего водителя на посту ТО пожарной части. Сезонное обслуживание ПА (ПМ) проводится в объёмах, установленных в руководствах (инструкциях) по эксплуатации заводов–изготовителей, учитывающих особенности обслуживания каждой модели ПА (ПМ).

1 Уборочные и моечные работы:

2. Контрольно-диагностические, крепежные и регулировочные работы:

2.1.1. Проверить крепление фланцев приемных труб глушителя.

2.2. Коробка передач.

2.3. Ведущие мосты, ступицы.

2.7.1. Проверить состояние лакокрасочных покрытий, при необходимости подкрасить.

2.7.4. Проверить системы отопления и обдува ветровых стекол.

2.7.5. Закрепить кронштейны топливного бака к раме.

3. Смазочные и заправочные работы.

4. Дополнительно осенью.

5. Дополнительно один раз в два года

Техническое обслуживание насоса центробежного

на примере ПН-40УВ

Выполнить работы ТО-1

Произвести:

* Смазку узлов, агрегатов и механизмов проводить в соответствии с картой смазки для всех типов пожарных машин.

Заменить масла в масляной ванне редуктора:

lazy placeholder

Проверить:

** Окраска поврежденных поверхностей пожарного автомобиля и ПТВ осуществляется при необходимости для всех типов машин.

При сезонном техническом обслуживании насоса произвести сезонную замену масла (зима, лето) в масляной полости пожарного насоса в соответствии с инструкцией завода-изготовителя.

Работы с ПТВ и оборудованием

Обслуживание пожарно-техническим вооружением и оборудованием включает в себя:

Ежедневное ТО для ПТВ

Проверить:

по возвращению с пожара или учений

По возвращении с пожара, проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (учений):

ТО на пожаре при проведении АСР или учении

При использовании:

ТО ПТВ при ТО-1

При проведении ТО-1 пожарно-техническое вооружение снимается с автомобиля, работы ежедневного технического обслуживания выполняются в полном объеме.

Проверить:

Состояние всасывающих рукавов (целостность рукава):

Состояние рукавных соединений:

Фиксирующего замка на пеналах:

Исправность корпуса всасывающей сетки, работу обратного клапана, состояние соединительной головки и веревки:

Состояние, чистоту и маркировку напорных рукавов:

Состояние тетив, ступеней, крепление арматуры, веревки, троса трёхколенной выдвижной лестницы:

Состояние тетив, ступеней, крюка, стяжек штурмовой лестницы:

Состояние тетив, ступеней, раздвигание и складывание лестницы-палки:

Ствол ручной пожарный комбинированный РСК-50:

Наружным осмотром пожарные ломы:

Наружным осмотром багор пожарный с металлическим стержнем:

Наружным осмотром спасательные веревки:

Состояние и комплектность электрозащитного инструмента:

Наружным осмотром состояние групповых фонарей:

Наружным осмотром состояние ножовки:

Наружным осмотром состояние штыковой лопаты:

Проверить наружным осмотром состояние плотницкого топора:

Провести испытание на герметичность:

Вращеньем:

Для включения режима промывки:

а) без отключения ствола от рукавной линии, необходимо установить головку ствола на угол распыления 120 0 и повернуть вареньер изменения расхода против часовой стрелки до упора (при включении режима промывки расход ствола 10,0 л/с;

Специальные агрегаты и дополнительное электрооборудование:

ТО ПТВ при ТО-2

При проведении ТО-2 пожарно-техническое вооружение снимается с автомобиля, работы ТО-1 выполняются в полном объеме.

Примечания:

Пожарно-техническое вооружение испытывается в пожарных частях по планам ФПС.

Электрозащитные средства испытываются в специальных лабораториях, имеющих разрешение органов Госэнергонадзора.

При наличии в подразделениях ТС постов диагностирования испытание пожарно-технического вооружения производится на специальных стендах.

Специальные агрегаты и дополнительное электрооборудование.

Меры безопасности при ТО и ремонте

ТО пожарной техники производится в помещениях или постах, обеспеченных естественной и принудительной вентиляцией.

ТО следует выполнять на осмотровых канавах. Ширина прямоточной осмотровой канавы узкого типа определяется колеей автомобиля, и в зависимости от конструкции реборд она достигает 1,0-1,1 м. Глубина канавы может быть 1,2-1,4 м от уровня пола помещения. Канавы должны иметь ступеньки для схода в канаву в торцовой части и скобы, вмонтированные в стену с противоположной стороны.

Для предотвращения падения автомобилей в осмотровую канаву, а также для более точного направления их движения вдоль осмотровой канавы устанавливают железобетонные или металлические реборды.

Для предотвращения падения людей в осмотровую канаву необходимо закрывать ее съемными решетками или щитами.

Обогрев канав (в холодное время года) должен осуществляться теплым воздухом, поступающим по каналам, устроенным в стенах канав.

В помещении пожарной техники необходимо предусматривать газоотводы от выхлопных труб для удаления газов от работающих двигателей автомобилей. Система газоотвода должна быть постоянно подключена к выхлопной системе автомобилей и саморазмыкаться в начале его движения.

При проведении ТО запрещается:

На посту ТО пожарных автомобилей запрещается:

Нормы потребления топлива

Прописаны в распоряжение Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р (ред. от 20.09.2018 на момент написания статьи) «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте».

Актуальные данные смотрите в распоряжении по ссылке (выше).

Радел: II НОРМЫ РАСХОДА ТОПЛИВ ДЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ:

Сколько требуется прогревать автомобиль при заступлении на службу?

lazy placeholder

Время работы двигателя пожарных автомобилей при проверке состояния техники отечественного производства при смене караулов (дежурных смен, расчетов) не должно превышать:

Для пожарных автомобилей иностранного производства, автономных агрегатов, входящих в состав пожарных автомобилей, а также приспособленной пожарной техники продолжительность проверки агрегатов во время приема-передачи при смене караулов (дежурных смен, расчетов) устанавливается приказом руководителя территориального органа, учреждения на основании соответствующих нормативных документов и документации завода-изготовителя.

Таблица смазки автоцистерны

Наименование и обозначение изделия (механизма)

Смазка применяемая при температуре от минус 40°С до плюс 50°С., и при длительном хранении

Количество точек смазки

Способ нанесения смазочных материалов

Периодичность проверки и замены смазки

Уплотнение вала насоса Смазка пресс-солидол Ж ГОСТ 1033-79 или смазка пресс-солидол С ГОСТ 4366-76 Подшипники вала насоса и червячная пара привода тахометра Масло, применяемое для коробки передач, в соответствии с руководством по эксплуатации КАМАЗ Подшипник промежуточной опоры Смазка пресс-солидол Ж ГОСТ 1033-79 или Смазка пресс-солидол С ГОСТ 4366-76 Сальник вентилей дополнительного охлаждения, вентилей и задвижек водопенных коммуникаций, вакуумного затвора и крана пеносмесителя Смазка пресс-солидол Ж ГОСТ 1033-79 или Смазка пресс-солидол С ГОСТ 4366-76 Разобрать сальниковое уплотнение, удалить старую смазку, нанести новую и собрать Шарнирные соединения тяг управления двигателем струйным вакуумным насосом Масло, применяемое для коробки передач, в соответствии с руководством по эксплуатации КАМАЗ Оси роликовых опор трехколенной лестницы Масло, применяемое для коробки передач, в соответствии с руководством по эксплуатации КАМАЗ Рычаги управления двигателем из насосного отсека Масло, применяемое для коробки передач, в соответствии с руководством по эксплуатации КАМАЗ Расшлихтовать тяги, смазать оси, поставить на место Петли и замки дверей кузова, кабины Масло, применяемое для коробки передач, в соответствии с руководством по эксплуатации КАМАЗ Расшлихтовать тяги, смазать оси, поставить на место Шарнирные соединения поперечной качалки управления струйным насосом Смазка пресс-солидол Ж ГОСТ 1033-79 или Смазка пресс-солидол С ГОСТ 4366-76 Расшлихтовать тяги, смазать оси, поставить на место * – смазка через 1 час работы.

** – смазка через 50-60 часов работы.

*** – смазка через 200 часов работы.

**** – смазка 500-600 часов работы.

***** – периодическая по мере надобности.

Источник: приказ МЧС России № 555 от 18.09.2012 «Инструкция по организации материально-технического обеспечения системы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».

Источник

Оцените статью
Avtoshod.ru - все самое важное о вашем авто