Езда на тяжелом мотоцикле

coverДавно не переводил я мотокнижек. Дело не в том, что их нет, как раз наоборот, на Амазоне их великое множество, да и новые периодически появляются. Но поскольку большинство из них посвящены одной теме — а именно, приёмам безопасного вождения — то есть в них некая вторичность. Конечно, в каждой книжке можно найти что-то интересное, но 300 страниц текста ради пары хороших моментов — слишком сильное испытание и для переводчика, и для читателя. В общем, считаю, что классический триумвират из Хаффа, Паркса и Йенатча — необходимый и достаточный минимум для любого мотоциклиста.Тем не менее, книжки на Амазоне я исправно покупаю и на досуге их почитываю. Недавно вот наткнулся на труд под названием “Максимальный контроль: приручение тяжелого мотоцикла”. Автора зовут Пэт Хан.

Для начала Пэт определяет, что тяжёлым мотоциклом он считает аппарат объёмом от 900 кубиков и весом от 270 килограммов (или 600 фунтов). Сразу вслед за этим автор признаёт, что, во-первых, тяжелый мотоцикл вполне может быть и легким — 40-килограммовой женщине и 125-кубовый аппарат тяжёл. А во-вторых, все его приёмы отлично работают и с лёгкими мотоциклами. Таким образом, книгу можно считать универсальной, а название — маркетинговым ходом.Так вот, в книге этой даётся набор из 10 упражнений, которые по идее автора должны помочь овладеть (тяжелым) мотоциклом. Упражнения мне понравились, их довольно просто организовать, они безусловно полезны, и — самое главное! — они образуют систему. То есть вот натурально — расписание занятий, путь от простого к сложному, понятные и измеряемые параметры для контроля, короче говоря, всё, что нужно для самостоятельных и успешных занятий. В книге Паркса, например, тоже есть упражнения, но систему они не образуют.

Конечно, ничто не сравнится с занятиями в хорошей мотошколе под руководством профессионального инструктора, и, если есть возможность, нужно идти в школу. Но такие школы есть не в каждом городе, а если и есть, то не все могут выкроить время и/или деньги для занятий. А тут пожалуйста — занимайся когда угодно и совершенно бесплатно. Причём, система эта представляется полезной не только для новичков, опытным водителям тоже не лишним будет позаниматься в начале сезона или после длительного перерыва.

Пэт Хан катается более 20 лет, последние 12 он работает инструктором MSF, пишет статьи в мотожурналы, ведёт мотосеминары и консультирует по мототематике. В общем, мотоциклетный человек.

Есть у него два соавтора. Один — Стив Гудериан — калифорнийский полицейский в отставке, сейчас работает мотожурналистом, мотоинструктором и консультантом по мотобезопасности. Второй — Марк Браун — уже 23 года служит в North Carolina Highway Patrol, по совместительству работает в полиции Северной Каролины главным мотоинструктором. Кроме того, он единственный в США инструктор BikeSafe и президент мотошколы MotoMark.

Схемы рисовал сам, так что не судите строго, переплёт у книжки такой, что не отсканируешь. Единицы измерения перевёл в метрические, думаю некруглые числа никого не испугают. На этой странице главы даны так, как они расположены в книге, а не по времени появления в блоге.

Источник

Как управлять тяжелым мотоциклом — ТОП советов

riding heavy bike 02

Как оседлать тяжелый байк

Научившись водить легкий транспорт, например, тот же мопед или скутер, многие начинающие мотоциклисты совершают серьезную ошибку, пытаясь сразу оседлать тяжелый круизный байк. Подобная техника не терпит легкомысленного обращения, кроме того, вождение крупных и тяжелых мотоциклов требует особого подхода. Это обусловлено как особенностями конструкции, так и необходимостью иметь определенные навыки для безопасной езды.

Во многом, управление тяжелым мотоциклом потребует умения хорошо держать равновесие, кроме того, у новичков часто возникает страх уронить байк. В случае падения существует немалая вероятность оказаться быть придавленным. Также имеются свои нюансы при маневрировании. Предлагаем вашему вниманию ТОП-5 советов, которые помогут вам быстрей освоиться с тяжелой техникой:

Следуя этим советам, вы сможете водить тяжелый мотоцикл таким образом, чтобы не создавать проблем другим участникам дорожного движения и в первую очередь себе самому.

Как гарантированно научиться безопасному вождению

Какими бы не были полезными наши советы, не следует думать, что вождение тяжелой техники плевая задача. Малейшие недочеты при самостоятельном обучении способны привести к неприятным последствиям. Лучше не рисковать, и довериться опытным специалистам, обратившись в мотошколу для прохождения соответствующего обучения.

Желающим посетить курсы вождения тяжелого мотоцикла в Киеве мы готовы предложить разные варианты обучения. Если вы точно не уверены в собственных навыках вождения, можно заказать пробный урок, во время которого наши инструкторы смогут оценить ваши умения, и помогут составить наиболее подходящую программу обучения.

Практические занятия проводятся на специально подготовленной технике, что исключает риск повреждений и травм. Кроме того, вам не придется рисковать собственным мототранспортом, что необходимо учитывать при самостоятельном обучении (при падениях новички часто травмируются сами и ломают технику). Полученные навыки пригодятся вам при освоении любого тяжелого мотоцикла, а также помогут лучше подготовиться к сдаче экзаменов в МРЭО на получение прав соответствующей категории.

Источник

Не получается ездить – не достаю ногами до земли!

Магия езды на высоких мотоциклах весьма проста. Пока ты едешь – надо, чтобы ты доставал до подножек. А когда останавливаешься – для опоры достаточно одной ноги. То есть мотоцикл можно спокойно расположить не под вашей попой, а, например, под бедром.

Как с небольшим ростом ездить на мотоцикле

«Я упаду!» – возразите вы. Да, и не раз. Нет тех, кто не падал. Но упадете не от того, что мотоцикл чуть наклонен (что неизбежно, если ты стоишь на одной ноге, а вторая поддерживает байк бедром, надавливая при этом на подножку).

Мотоцикл упадет, когда наклонится слишком сильно. Для каждого байка это «слишком сильно» разное, потому что у всех центр тяжести находится на разной высоте. Чем выше центр тяжести и чем тяжелее сам мотоцикл, тем сложнее будет удержать мот при наклоне, ибо рычаг, Карл. Поэтому, попробуйте покачать байк, сидя на нем. Поймайте момент, когда мот уже начинает падать, делать лучше со страховкой, чтобы он таки не упал (попросите кого-то вас подстраховать). Когда привыкните – попробуйте сместить его под ногу, а опорную ногу полностью поставить на землю.

Далее делаем такое упражнение: из положения стоя на одной ноге (например на левой) поднимаемся в положение “стоя на подножках” и стараемся удержаться хоть пол секундочки. После спрыгиваем на другую (правую) ногу, оставляя стоять мотоцикл под бедром левой ноги. Еще раз залезаем на мот, и снова спрыгиваем в противоположную сторону. Если это упражнение кажется страшным – просите помочь товарища. Пусть сначала держит мотоцикл, потом лишь немного страхует. А когда придет уверенность – пусть снимает вас на телефон и выкладывает в соц-сеть ))

Когда движение в статике отработано – пробуйте делать стоп энд гоу с чередованием опорной ноги. Это не сложно. За 20-30 минут можно решить этот вопрос раз и навсегда.

Источник

Простой учебник, который поможет ездить на мотоцикле.

1433108708 kak vodit motocikl

Вы уважаемый друг собираетесь научиться ездить на мотоцикле? Правильно? Для этого наверно и пошли в автошколу, чтобы получить первоначальные навыки вождения мотоцикла и за одно изучить правила дорожного движения, для последующего получения водительских прав категории «А» или «А1»? Но по каким-то причинам вам нужны еще и дополнительные знания а также доступные простые объяснения, которые помогут вам легко и быстро научиться водить мотоцикл? Без проблем. Наше интернет-издание предлагает Вам небольшое руководство- «Шаг за шагом» с помощью которого любой желающий сможет для себя понять, что ему необходимо предпринять, чтоб быстро научиться управлять мототехникой.

Мотоцикл как и автомобиль однозначно притягивает к себе внимание. Многие бы из нас в своих мечтах хотели бы овладеть им (его управлением), но как обычно заранее ошибочно полагают, что водить мототехнику довольно-таки сложно и очень опасно. Но это друзья совсем не так, на самом деле все достаточно просто, необходимо просто соблюдать все меры предосторожности и конечно же правила дорожного движения, тогда сам мотоцикл станет для Вас не опаснее автомобиля.

Но все-таки мотоцикл по-прежнему считается транспортным средством с повышенным риском на котором легко можно попасть в аварию. Не смотря на это уважаемые друзья мы со своей стороны считаем, что наши советы все-же помогут Вам сделать процесс своего первоначального обучения езды на мотоцикле и получения первоначального опыта более приятным и комфортным.

Шаг 1: Основа.

1433109043 445566

Предположим, что Вы уже знаете какой тип мотоцикла вам больше подходит по душе, и вы уже получили первые несколько уроков по вождению байка. Независимо от этапа вашего обучения необходимо помнить, что вы обязательно должны одевать перед ездой защитное снаряжение. Кроме всего, садясь за руль мототехники Вы должны также знать, что та техника, которой вы доверяете свою жизнь, полностью находится в исправном состоянии.

Именно по этой причине любой владелец мототехники обязан периодически проводить технический осмотр и плановое техническое обслуживание своего мотоцикла, чтобы заранее и во время выявить все возможные неисправности.

Шаг 2: Ваша безопасность.

1433108777 1

Садясь за руль любой мототехники Вы непременно должны помнить, что за ее рулем в случае аварии вы ни чем не защищены. Поэтому, необходимо всегда быть максимально защищенным различным снаряжением, которое в случае ДТП поможет вам просто выжить.

Вы всегда должны быть максимально экипированы всем защитным снаряжением, а именно: перчатками, шлемом, спец-одеждой, ботинками и т.п. экипировкой.

После всего того, как Вы одели на себя все необходимое для вашей безопасности, то можно переходить уже к следующему шагу.

Шаг 3: Посадка на мотоцикл.

1433108833 2

В зависимости от вашего роста и от высоты мотоцикла закидывать одну ногу через сам мотоцикл во время посадки на него может быть изначально не очень-то удобно, особенно для многих начинающих водителей-новичков. Начинайте делать это с левой стороны. Стабилизируйте свой баланс встав на левую ногу, прислонившись к бензобаку и перенеся часть центра тяжести тела на сам руль байка.

Далее, подняв правую ногу начинайте перекидывать ее через сиденье байка. Будьте при этом осторожны и не поднимайте правую ногу слишком высоко, иначе Вы можете потерять равновесие и упасть вместе с мотоциклом.

Шаг 4: Выучите основные средства управления: Газа / Тормоза.

1433109415 3

Также ваша правая рука кроме самой регулировки оборотов двигателя отвечает еще и за торможение передних тормозов мотоцикла (на фотографии сверху Вы можете видеть положение правой руки для момента торможения).

Потянув рычаг на себя Вы сможете снизить скорость мотоцикла или полностью остановиться. Здесь как и с набором оборотов мотора также требуется гладкость и аккуратность, чтобы не переборщить с интенсивностью торможения.

Помните пожалуйста о том, если Вы надавите на рычаг переднего тормоза и переборщите с этой силой нажатия, то ваш мотоцикл может потерять сцепление с дорогой и пойти в занос.

Обратите Ваше внимание, что большинство современных мотоциклов устроены так, что в них теперь не требуется прилагать большого усилия при нажатии на сам рычаг тормоза. Поэтому во многих моделях мотоциклов можно применять всего лишь двухпальцевый метод торможения (на фото сверху). Тем не менее друзья, на некоторой мототехнике по-прежнему все остается как было, то есть, чтобы нажать передний тормоз Вам необходимо нажимать (выжимать) рычаг всеми свободными пальцами.

Ваша правая нога также отвечает за торможение, но уже задним тормозом (в нижней части фотографии сверху). Вам необходимо знать, что задние тормоза мотоцикла становятся менее эффективными, если Вы пользуетесь передней тормозной системой (передним тормозом). Дело здесь вот в чем, в момент торможения передним тормозом весь вес центра тяжести тут-же переходит в переднюю часть мотоцикла.

Задняя тормозная система мотоцикла очень полезна при определенных ситуациях. Например, очень удобно и безопасно пользоваться задним тормозом при маневрировании на маленькой скорости. Иногда задние тормоза бывают на много эффективней тех же передних тормозов (на любой скорости), если Вы управляете «крейсерским мотоциклом», у которого весь основной вес приходится на его задние колеса.

Передние же тормоза нужны для того, чтобы можно было более эффективно остановить мотоцикл, когда как при помощи заднего тормоза Вы сможете при необходимости только всего лишь немного снизить эту скорость.

Шаг 5: Как управлять сцеплением.

1433109103 4

Сцепление на мотоцикле и на другой мототехнике находится с левой стороны на левой рукоятке. У большинства спортбайков требуется всего лишь два пальца руки. чтобы нажать рычаг сцепления (в верхней части фотографии), когда как туристические, крейсерские и другие типы мотоциклов для выжимания сцепления требуют усилия уже всей кисти руки.

Это сцепление на мотоцикле так же как и в автомобиле безусловно необходимо, чтобы подключать или отключать двигатель от передачи. Нажимая рычаг сцепления и включая к примеру нейтральную скорость, Вы полностью отключаете двигатель от коробки передач, которая перестает передавать крутящий момент от мотора на заднее колесо. Далее, таким образом нажав сцепление и включив передачу мы возвращаем передачу крутящего момента через трансмиссию на заднее колесо мотоцикла.

Шаг 6: Переключение передач на мотоцикле.

1433109166 5

Переключение передач на мотоцикле происходит совсем по-другому в отличие от тех же автомобилей. Не смотря на тот же принцип их работы само переключение передач происходит с помощью ножного рычага, который передвигается левой ногой вверх или вниз. Вот уважаемые друзья порядковый список этих передач в большинстве мотоциклов (т.е. по порядку):

— 6-я передача (бывает не во всех мотоциклах);

НЕЙТРАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ;

Для того, чтобы найти нейтральное положение естественно левой ногой (в этом положение на заднее колесо перестает передаваться крутящий момент), для этого может понадобиться определенное время, сначала надо привыкнуть к тому, чтобы делать все быстро и на подсознательном уровне.

Стоит также отметить, что некоторые модели мотоциклов позволяют автоматически включать нейтральное положение в коробке при нажатии рычага сцепления. Также, на большинстве мототехники при переключении передач на контрольной панели приборов высвечивается именно та скорость, которую вы включили.

И еще, при включении нейтрального положения на многих мотоциклах вы можете лицезреть (видеть) перед собой, что включена именно нейтральная передача (нейтральная передача обозначается буквой «N», она подсвечивается зеленым цветом).

Переключение передач происходит в следующем порядке:

— Нажимаете ручку сцепления (с помощью левой руки).

— Включаете необходимую передачу (с помощью левой ноги).

— Плавно отпускаете сцепление поворачивая плавно ручку газа на себя (правое запястье вниз)

Помните пожалуйста друзья, что на каждой скорости Вы не должны разгоняться выше определенных установленных значений. Чтобы легче разобраться и понять, когда нужно включать другую скорость, необходимо сначало научиться чувствовать работу самого двигателя. Например, если на какой-то определенной скорости мотор мотоцикла начинает сильно надрываться, то нужно сразу же сменить скорость. К тому же, если Вы двигаетесь не по трассе а по пересеченной или грунтовой дороге, то у вас нет никаких причин раскручивать мотор до слишком уж больших оборотов.

Если же на начальном этапе весь процесс переключения передач Вам покажется достаточно сложным, особенно при начале движения, то старайтесь не волноваться, все образумится. На самом деле весь этот процесс намного проще, чем он сначала кажется. Необходимо просто привыкнуть к порядку переключения передач, а далее будет получаться уже автоматически.

Шаг 7: Запуск двигателя мотоцикла.

1433109244 6

Теперь, когда вы знакомы со всеми основными органами управления мототехникой пришло время, чтобы начать само движение. Для этого необходимо сначала запустить двигатель мототехники. В наши дни практически большинство мотобайков оснащаются электрической системой пуска двигателя.

Знайте друзья, если положение выключателя зажигания будет находиться в выключенном состоянии, то повернув ключ зажигания мотор у мотоцикла не заведется.

Поэтому запомните, прежде чем запустить двигатель мотоцикла не забудьте пожалуйста нажать кнопку- «Включить» (на фото). Такой выключатель на многих мотоциклах находится с правой стороны. Он легко нажимается большим пальцем правой руки.

Теперь поверните ключ в положение- «Зажигание», как показано на фотографии в нижней части. Обычно для того, чтобы повернуть ключ в положение «зажигание» необходимо повернуть его в правую сторону. Большинство современных мотоциклов после этого действия начинают сразу проводить самопроверку, именно для того чтобы убедиться, что все датчики в мотоцикле функционируют.

Если во время самопроверки вы увидите, что стрелки спидометра и тахометра сначала поднялись и потом опустились до нуля, то не переживайте пожалуйста, это нормально.

Когда самопроверка будет завершена, то убедитесь, что коробка передач находится в нейтральном положении (на панели приборов горит зеленым цветом- «N»).

Затем большим пальцем правой руки необходимо нажать на кнопку запуска, которая располагается как правило ниже самого выключателя зажигания и обозначается логотипом из «молнии и круговой стрелки».

Многая мототехника сразу потребует от вас отпустить сцепление, чтобы запустить мотор. Это сделано прежде всего в качестве меры предосторожности, чтобы не допустить неконтролированного движения мотоцикла в том случае, когда водитель забыл просто поставить мотоцикл (коробку передач) в нейтральное положение.

Далее нажав кнопку запуска мотор мотоцикла запуститься.

Некоторые карбюраторные мотоциклы перед запуском того-же мотора требуют, чтобы водитель нажал ручку газа для закачки топлива в цилиндры. Но большинство современных мотоциклов уже не требуют использования самой ручки газа для запуска мотора.

После того, как Вы запустили мотоцикл необходимо немного подождать, прежде чем начать наслаждаться дальнейшей поездкой и постигать новый мир мотокультуры.

Шаг 8: Прогрев двигателя мотоцикла.

1433109278 7

Любой двигатель внутреннего сгорания достигает оптимальной производительности только после того, как полностью прогреется и достигнет своей рабочей температуры. Правда в автомобильном мире практика прогрева двигателя практически сегодня уходит уже в прошлое.

Большинство современных автомашин сегодня тоже не требуют прогрева мотора, так как после его запуска дальнейшей работой уже управляют сложные компьютерные системы машины и электронные датчики. Однако мотоциклетные моторы по-прежнему требуют сегодня предварительного прогрева перед самой поездкой. Особенно в том случае, если мотоцикл оснащен карбюратором. Если мототехника оснащена электронным впрыском топлива, то сам прогрев мотора требует уже гораздо меньше времени.

После того, как вы запустили мотор, то дайте ему немного поработать на холостом ходу, минимум от 45 секунд и до нескольких минут. Старайтесь збегать больших оборотов мотора, поскольку на холодном силовом агрегате моторное масло не может быстро распределиться во всех его движущихся частях.

Правда само время, необходимое для разогрева двигателя, будет фактически меняться от различных факторов, начиная от той же самой температуры внешний окружающей среды и от самого объема мотора, и заканчивая мощностью самой силовой установки и типа используемого масла.

Для того чтобы понять, когда температура двигателя достигла нормального значения, чтобы начать движение, используйте пожалуйста температурный датчик, который будет показывать Вам температуру мотора.

Шаг 9: Перед началом движения не забудьте убрать подножку.

1433109573 8

Большинство современных мотоциклов имеют функцию безопасности, которая предотвращает движение на мотобайке с поднятым механизмом подножки. То есть, если вы забыли убрать подножку из под мотоцикла после запуска мотора, то электронная система сама автоматически выключит зажигание.

Если же ваша мототехника не оборудована подобной техникой, то перед началом самого движения не забудьте проверять по нескольку раз, убрали ли вы данный механизм подставки. Чтобы убрать механизм подставки достаточно сложить его движением левой ноги.

Шаг 10: Начало движения.

1433109629 9

Потяните пожалуйста рычаг сцепления на себя. Нажмите ножной рычаг переключения вниз поставив тем самым саму коробку передач на первую скорость. Далее плавно и медленно отпустите педаль сцепления, Вы сразу почувствуете, как мотоцикл начинает плавно двигаться.

Небольшое выкручивание ручки газа (запястье вниз) поможет Вам удержать мотоцикл от сваливания. Как только мотоцикл получит достаточный импульс движения, который не позволяет ему сваливаться на бок, то можете поставить обе ноги на подножки.

После того как Вы тронулись и поставили ноги на подножки, можете принимать поздравления. Вы самостоятельно едите на мотобайке.

Большинство начинающих новичков-водителей мотоциклов сталкиваются во время движения с проблемами при поворотах. Точно также происходит и на велосипеде при движении на нем больше 15 км/час. Для поворота в нужную сторону Вам необходимо с силой нажать на ручку руля с той стороны, в которую вам нужно повернуть. При этом Вы тоже должны наклониться в ту сторону, в которую хотите повернуть.

На самом деле друзья теория теорией, а практику никто еще не отменял и ее никто не заменит. Поверьте нам, управлять мотоциклом просто, чем то же описание этой самой техники по вождению мототехники. Поэтому запомните друзья, когда Вы находитесь за рулем мотоцикла, то должны доверять своим инстинктам, вы должны научиться чувствовать свое транспортное средство.

Переключение самих передач которое описано в шаге №6, потребует от Вас определенной практики и привычки (навыков). Торможение и работа ручкой газа описана нами в шаге №4. Эти действия также потребуют от Вас некоторой практики, которую можно быстро усвоить на площадке в той же автошколе.

Ни в коем случае не позволяйте данной информации и полученным знаниям в автошколе Вас напугать. Научиться водитель мотоцикл достаточно легко. Но чтобы научится делать все правильно и безопасно, то обязательно потребуется вся ваша добросовестность и строгое безукоризненное выполнение всех требований мотоинструктора и наших естественно рекомендаций.

Если Вы уважаемый читатель еще не приобрели для себя свой первый мотоцикл, то советуем сначала прочитать нашу статью, которая рассказывает, какие мотобайки больше всего изначально подходят начинающим водителям-новичкам.

Источник

Десять упражнений, которые научат вас всем навыкам, необходимым для управления вашим мотоциклом.

jpg

Прежде чем перейти к упражнениям, найдите в себе силы и прочитайте три книги Хаффа (Учебник по выживанию для мотоциклистов), Паркса (Полный контроль) и Йенатча (Техника спортивной езды) — минимум для любого мотоциклиста, который хочет научится управлять мотоциклом.

Но данные упражнения взяты из книги Пэта Хана «Максимальный контроль: приручение тяжелого мотоцикла». Для начала Пэт определяет, что тяжёлым мотоциклом он считает аппарат объёмом от 900 кубиков и весом от 270 килограммов (или 600 фунтов). Сразу вслед за этим автор признаёт, что, во-первых, тяжелый мотоцикл вполне может быть и легким — 40-килограммовой женщине и 125-кубовый аппарат тяжёл. А во-вторых, все его приёмы отлично работают и с лёгкими мотоциклами. Таким образом, книгу можно считать универсальной.

Десять упражнений, описанных в этой книге, научат вас всем навыкам, необходимым для управления вашим мотоциклом. Но, чтобы суметь воспользоваться тем или иным приёмом в нужный момент, необходимо, чтобы он был «свежим». Вот сводная таблица тренировок, позволяющая держать навыки наготове.

Упражнение 1 Медленная езда 20 минут в день, 3 дня в неделю. Когда станете проезжать дистанцию за 20 секунд или больше, сократите количество тренировок до одной в месяц.
Упражнение 2 Восьмёрка Дважды в месяц по часу Упражнение 3 Старт с поворотом Раз в месяц по часу Упражнение 4 Крест Два раза в неделю по 15 минут (два-три круга в каждом направлении) Упражнение 5 Замедление Раз в месяц по часу Упражнение 6 Поворот Если это ваш первый сезон или это ваш первый сезон на новом байке, тренируйте поворот как минимум по часу раз в месяц в течении шести месяцев. Тренируйте поворот как минимум один раз каждую весну Упражнение 7 Внутренняя траектория Раз в месяц по часу Упражнение 8 Уклонение Раз в месяц по часу Упражнение 9 Смена траектории Дважды в сезон как минимум по часу и два полных часа после большого перерыва в катании Упражнение 10 Поворот-тормоз-поворот Дважды в сезон как минимум по часу и два полных часа после большого перерыва в катании

Управлять мотоциклом на низкой скорости сложнее, чем на высокой. Во-первых, труднее держать равновесие, а во-вторых, нужно привыкнуть к рычагу сцепления, ручке газа и научиться интуитивно понимать отклики мотоцикла при воздействии на рычаг и ручку. Если рычаг сцепления полностью отпущен, то ехать по-настоящему медленно не получится, двигатель просто заглохнет. Если рычаг полностью выжат, двигатель вообще не крутит колёса. Нужно найти такое взаимное положение рычага и ручки газа, чтобы и двигатель работал устойчиво, и скорость была бы невысокой. Важно понимать, что газ и сцепление в данном случае взаимосвязанные параметры, то есть для снижения скорости можно прикрыть ручку, а можно посильнее выжать сцепление. Задача — довести процесс до автоматизма, чтобы поиск значения параметров происходил на уровне инстинктов. Не бойтесь сжечь сцепление — на большинстве мотоциклов диски работают в масляной ванне и переносят проскальзывание гораздо лучше, чем сухие диски автомобильного сцепления.

Найдите пустую, достаточно обширную парковку. Отметьте 33,5 метра. Поезжайте как можно медленнее вдоль прямой линии. Подберите такое взаимное положение ручки газа и рычага сцепления, чтобы мотор работал ровно и устойчиво. Не опускайте голову, смотрите на горизонт, используйте вестибулярный аппарат и боковое зрение что ориентироваться в пространстве и оставаться на линии. Когда движение станет равномерным, ещё снизьте скорость. Опять найдите нужные параметры сцепления и газа. Снижайте скорость поэтапно, пока не станете ехать со скоростью пешехода. Не пытайтесь сразу поехать как можно медленнее. Главная задача — научиться пользоваться газом и сцеплением, почувствовать их. Дайте себе на это время, не спешите.

ГРАФИК: Тренируйтесь 20 минут в день, 3 дня в неделю. Через несколько недель вы должны проезжать 33,5 за 25 секунд или больше. Когда вы почувствуете себя уверенно и станете проезжать дистанцию за 20 секунд или больше, сократите количество тренировок до одной в месяц.

Лучше всего тренировать медленную езду в начале и конце каждой поездки, если, конечно, позволяет дорожная ситуация. Будьте терпеливы. Это не так просто, как кажется, и нужно прикладывать усилия, чтобы поддерживать навык в отточенном состоянии.

Разворот в ограниченном пространстве — на узкой дороге, тесной парковке и т.д. — является одним из самых трудных манёвров для любого мотоциклиста. Во-первых потому, что на низкой скорости мотоцикл очень неустойчив. Во-вторых, такой разворот довольно редко встречается в повседневной езде, поэтому навык сам по себе не нарабатывается. Кстати сказать, разворот вправо многим водителям даётся труднее, чем разворот влево. Дело в том, что при развороте руль поворачивается на максимальные углы, одна рука получается прижатой к телу, а другая почти полностью выпрямленной. Большинству людей удобнее работать газом выпрямленной рукой, а сцеплением — прижатой. Прежде чем приступить к упражнению, следует запомнить главное правило: при маневрах на низкой скорости не пользуйтесь передним тормозом! Слишком сильное торможение, а зачастую и просто касание переднего тормоза, приведёт к тому, что мотоцикл завалится внутрь поворота. Скорость следует регулировать либо газом-сцеплением, либо задним тормозом, но ни в коем случает не передним.

Лучшим упражнением для тренировки разворота является восьмёрка, представляющая по сути два разворота в разные стороны. Чем меньше расстояние между крайними точками, тем выше ваше мастерство. Найдите подходящее место, пустая парковка подойдёт. Главное, чтобы ваша восьмёрка не ограничивалась ничем по бокам, тогда при заваливании мотоцикла вы сможете просто добавить газ и поехать прямо, избежав падения. Поставьте два ориентира, лучше всего, если это будут дорожные конусы, но и два заметных камня тоже подойдут. Начните с 12 метров или даже больше. Когда освоитесь на 12 метрах, переходите на 9, потом на 6 (это уже уровень американских мотополицейских). Кстати, не каждый мотоцикл допускает шестиметровую восьмёрку, возможно руль просто не сможет повернуться на нужный угол. В таком случае, естественным пределом станет восьмёрка с рулём в крайнем положении.

1. Помните — мотоцикл едет туда, куда вы смотрите. Ни в коем случае нельзя ехать «по факту», голова должна поворачиваться на максимально возможный угол, чтобы вы могли смотреть вдоль траектории как можно дальше. В начале разворота смотрите на противоположную от конуса (камня) сторону, в середине нужно уже смотреть на вход в следующий разворот.

2. Держите тело вертикально, наклоняйте только мотоцикл.

3. По возможности загрузите внешнюю подножку. Эндурообразные мотоциклы позволяют не только ездить, но и разворачиваться в стойке. Лично мне это кажется более удобным. Нужно просто встать всем весом на внешнюю подножку и заваливать мотоцикл в поворот руками, не забывая о газе и сцеплении, конечно.

4. Держите голову вертикально, чтобы смотреть вдоль горизонта, так легче держать равновесие.

5. Периодически охлаждайте байк и давайте отдых себе. Мотор и особенно сцепление при выполнении восьмёрки работает в тяжёлом температурном режиме, так что периодически проветривайте их. Вам, а точнее вашему вестибулярному аппарату, тоже приходится не сладко, известны случаи головокружения и потери ориентации. Так что время от времени делайте кружок вокруг квартала — и вам, и мотоциклу будет легче.

ГРАФИК:Тренируйте восьмёрку дважды в месяц по часу.

1. Не подруливайте по время разворота, сразу поверните руль на нужный угол и развернитесь не меняя его положения. Радиус разворота регулируйте тягой. Если байк заваливается внутрь, дайте чуть больше тяги, если заходит слишком широко, уменьшите тягу.

2. Начните пользоваться задним тормозом во время разворота. То есть к газу-сцеплению и углу наклона добавьте ещё одно управляюшее воздействие — задний тормоз. Это позволит точнее контролировать траекторию — именно задний тормоз позволяет полицейским выполнять их феноменальные фигурки.

Довольно часто, особенно в больших городах, бывает необходимо начать движение с поворотом. Например, при выезде со двора на улицу, ширина которой уменьшена припаркованными машинами, при выезде с парковочного места у обочины или на большом паркинге в торговом центре и т.п. Хорошо, когда есть возможность стартовать не спеша, перебирая поначалу ногами по земле, но бывает так, что движение на улице слишком плотное и стартовать надо быстро. А бывает и так, что прекрасная незнакомка ждёт, пока вы освободите для неё место на парковке, и стартовать приходится эффектно, как реальный байкер, а не как живая иллюстрация к выражению «лох педальный».

Старт с 90-градусным поворотом пригодится всем и каждому, но и стартом под 135 градусов тоже лучше не пренебрегать. Во-первых, если вы умеете уходить со старта с таким крутым поворотом, то уж обычный выезд сможете сделать наверняка. Во-вторых, при таком старте удобнее смотреть на траффик, выбирая подходящий для вливания момент, потому что не нужно выворачивать голову по-совиному. Кстати сказать, 135-градусный поворот считается основным приёмом американских мотополицейских – они смотрят на встречный траффик, а в случае обнаружения нарушителя бросаются в погоню в лихом развороте.

1. Начальная позиция — внутренняя по отношению к повороту нога стоит на земле, внешняя на подножке, руль и голова повёрнуты в сторону поворота, мотоцикл наклонен в ту же сторону, взгляд смотрит как можно дальше вдоль траектории.

2. Отпускаем сцепление, добавляем газ, задача – сразу поймать баланс газ-сцепление.

3. Как только мотоцикл начнёт движение, сразу ставьте ногу на подножку, так легче держать равновесие.

4. Наклонять байк в поворот следует уверенно.

5. На выходе из поворота сцепление должно быть отпущено, а газ открыт для бодрого ускорения.

6. Всегда помним основные правила — смотреть туда, куда надо ехать и не пользоваться передним тормозом при движении в наклоне на низкой скорости!

ГРАФИК: Тренируйте старт с поворотом раз в месяц по часу.

1. Когда освоите 6-метровый коридор, переходите к 3,7-метровому.

2. Когда 90-градусный поворот будет даваться с лёгкостью, переходите к 135-градусному

Последнее упражнение на тему маневрирования на низкой скорости, этакая «контрольная работа», объединяющая в себе навыки, наработанные в предыдущих трёх упражнениях. Оно входит в программу обучения американских мотополицейских.

Достаточно знать, что ширина двухполосной дороги составляет 6-7 метров..

Помните, что если вы всё-таки выполняете упражнение на дороге общего пользования, это должна быть по-настоящему тихая и пустая дорога, но ни в коем случае не пешеходная зона. Вы не должны мешать движению, подвергая опасности себя и других водителей или беззащитных пешеходов. Кроме того, поскольку упражнение нужно выполнять в обе стороны, то при движении против часовой стрелки вам придётся ехать по встречке, а это, как говорится, чревато боком. В общем, наверно в наших реалиях лучше всего всё-таки тренироваться где-нибудь на пустой парковке.

1. Не используйте передний тормоз, только задний. Если вы уже освоили езду «на заднем тормозе» — самое время применить навык. Если пока не освоили – самое время потренироваться.

2. Главное – идеальное поддержание баланса газ-сцепление.

3. Поворачивайте руль на максимально возможный для вас угол, и постоянно этот угол увеличивайте, пока не упрётесь в конструктивные ограничения вашего мотоцикла.

4. Помните – мотоцикл едет туда, куда вы смотрите. В поворотах и разворотах смотрите как можно дальше вдоль траектории, выворачивая голову.

5. Не наклоняйте голову, смотрите «вдоль горизонта». Смотрите повыше, не разглядывайте асфальт, на нём не валяются потерянные кошельки.

6. Работайте рулём уверенно, не давайте ему болтаться при движении в наклоне. При смене курса или распрямлении траектории перекладывайте руль осознанно, с чётко дозированным усилием.

7. Держите тело вертикально, перекладывайте мотоцикл под собой. Всякие свешивания, откренивания и прочая гимнастика, допускаются, но по большому счёту они тут не нужны.

ГРАФИК: Тренируйте крест два раза в неделю по 15-30 минут (два-три круга в каждом направлении).

Экстренное жесткое торможение – не обязательно до полной остановки – самый важный приём в арсенале любого мотоциклиста. Каждому из нас практически в любой поездке приходится сбрасываться со 100 до 50-ти, но как правило такое торможение заканчивается не остановкой, а разгоном. В самом деле, полная остановка в условиях напряженного движения сама по себе опасна, кому захочется стать накапотным украшением идущего сзади джипа.
Итак, прямо перед вами со двора неожиданно выезжает машина. Или вам нужно сбросить крейсерскую скорость, чтобы вписаться в съезд с трассы. Или наоборот, на трассу вываливается тихоходная Газель и пытается влиться в быстрый поток. Все эти ситуации знакомы и мотоциклистам, и автомобилистам и все они требуют одного – быстрого и эффективного замедления, позволяющего выиграть время и место для принятия решения и последующего манёвра.

Помните главное – мотоцикл останавливается быстрее, когда цепляется за асфальт резиной, чем когда скользит по нему на нескольких металлических и/или пластиковых точках (руле, маятнике, слайдере, обтекателе и т.д.). Поэтому падение или осмысленное укладывание мотоцикла на бок не является решением ни в какой ситуации. Пусть эта мысль поможет вам не лениться и тренировать торможение на совесть.

Последовательность действий в случае аварийного замедления точно такая же, как в случае обычного штатного, которое мы применяем по многу раз в каждой поездке. Правая рука давит на рычаг с нарастающим усилием. Правая нога давит на педаль с нарастающим усилием. Усилие меняется в зависимости от текущей ситуации. Левая рука и левая нога по возможности переключают скорости вниз. Единственно отличие экстренного торможения в том, что все эти действия выполняются быстрее. Главное – не путать «быстро» и «резко».

Итак, найдите кусок приличного асфальта длиной 100 метров. На отметке 50 метров положите что-то по-настоящему заметное. Лучше всего коровью тушу, но подойдёт и мешок картошки. В общем, что-то такое, что отлично видно даже боковым зрением. Отмерьте от середины в каждую сторону три раза по 7,5 метров, всякий раз ставя метку.

Разгонитесь на третьей передаче до 40 км/ч и начинайте тормозить точно посередине. Когда скорость снизится до 15 км/ч, посмотрите возле какой метки вы находитесь. Развернитесь и выполните то же самое в другую сторону. Это будет один круг. Сделайте 8-12 кругов, после чего проанализируйте свои достижения.

1. Будьте самым жёстким своим критиком, не обманывайте себя и не давайте себе поблажек.

2. Всякий раз тормозите грамотно, полностью контролируйте байк.

3. Старайтесь смотреть подальше, в случае реального экстренного торможения этот навык поможет лучше оценить обстановку, принять правильное решение (ускориться, остановиться или объехать), найти путь для объезда.

4. Особенно следите за плавностью, если ваш прогресс базируется на резкости, значит пришло время вернуться назад и ещё поработать над правильной техникой.

5. Не забывайте переключаться вниз, на дороге суметь вовремя ускориться так же полезно, как и вовремя затормозить.

6. Не смотрите на спидометр, когда вам покажется, что вы замедлились до 15 км/ч, просто отпустите тормоза и катитесь, и только тогда гляньте на спидометр и заодно боковым зрением засеките метку, у которой это произошло.

7. В конце прямой вам придётся сделать разворот. Можно, конечно, тренировать заодно и его, но только не в ущерб основной тренировке.

8. Давите на передний тормоз как на апельсин, из которого вы выдавливаете сок, то есть с постоянным нарастающим усилием.

9. Давите на задний тормоз на отрывая пятки от подножки или платформы, используйте только мышцы голени, а не бедра, так у вас меньше шансов сорвать заднее колесо в юз.

ГРАФИК: Тренируйте торможение раз в месяц как минимум по часу.

ПОВЫШЕНИЕ МАСТЕРСТВА:
1. Когда вы научитесь сбрасывать скорость с 40 км/ч до 15 км/ч за 18 метров, то есть у второй метки или чуть дальше, увеличьте начальную скорость до 48 км/ч на четвёртой передаче, потом до 56 км/ч тоже на четвёртой передаче.

2. К сожалению, очень трудно найти место, которое позволит тренироваться на больших скоростях, поэтому когда вы освоитесь на 56 км/ч, самое время отправиться на трек и постепенно, шаг за шагом, научиться замедляться с двухсот до сорока.

3. Помните, что штатное торможение отличается от экстренного только скоростью ваших действий, поэтому нарабатывайте мышечные автоматизмы – тормозите правильно в каждой поездке перед каждым светофором.

Как только вы выезжаете с парковки и набираете скорость человека, бегущего трусцой, техника прохождения поворотов становится другой. Теперь в повороте нужно наклоняться внутрь, а не открениваться наружу. И ещё – теперь нужно применять контрруление.
Скоростные повороты встречаются много раз в каждой поездке, нужно уметь проходить их грамотно и безопасно. Представьте, например, что вам нужно пройти определённый поворот на определённой скорости. Правильная техника позволит вам наклонять байк меньше. Это делает поворот безопаснее для всех типов мотоциклов, но особенно это важно для тяжёлых круизеров – низкий клиренс и широкие платформы для ног сильно ограничивают угол наклона, поэтому каждый сантиметр на вес золота.

Каждый поворот можно разбить на четыре части – торможение, газ, взгляд, наклон. Обратите внимание, что эта последовательность отличается от «торможение-взгляд-наклон-газ», которую вы можете встретить в других источниках.

По сути, предлагается выйти на ровный или немного приоткрытый газ до наклона. Это представляется разумным именно для тяжёлых мотоциклов, и вот почему. Не могу подтвердить своё мнение с цифрами в руках, но мне интуитивно понятно, что их подвеска работает медленнее (больший вес + мягкие пружины), чем у других байков, а значит лучше перестать её тревожить до поворота. Конечно, такой подход можно применять для любого мотоцикла, и он совершенно точно не будет опасным. К счастью, упражнение легко трансформировать под обе последовательности, поэтому советую попробовать и так и так, а потом решить что лучше для вас и вашего байка.

Тормоз– Замедлитесь до скорости, которая позволит безопасно пройти поворот. Все ваши подготовительные действия – замедление, торможение и переключение вниз – должны быть завершены до поворота. На этой стадии нужно также наметить точку входа в поворот.

Газ— Добавьте газ до ровного или чуть-чуть приоткройте, чтобы байк начал очень слабо ускоряться. Задача – привести подвеску в стабильное состояния до точки наклона.

Взгляд-Наклон— Поверните голову и посмотрите вдоль предполагаемой траектории. Хорошо, если выход из поворота виден. Если нет – направьте байк в сторону предполагаемого выхода и смотрите как можно дальше в раскручивающийся поворот. Обратите внимание, что вы ещё не начали поворачивать. И не начинайте, пока на покажется выход. Пока вы не можете его видеть, считайте, что это поворот с уменьшающимся радиусом и что в любой момент он может закрутиться ещё сильнее. С помощью контрруления наклоните байк в поворот. Старайтесь сразу подобрать нужное усилие, чтобы не пришлось подруливать в наклоне.

Отрабатывать поворот лучше всего на большой пустой парковке. Выберите стометровый отрезок, примерно посередине наметьте точку поворота. Выполните 5-10 поворотов в одну сторону, потом в другую.

1. Разгонитесь на второй передаче до 50 км/ч. Задолго до конуса сбросьте газ и оттормозитесь до 35 км/ч, используя оба тормоза. Не смотрите на спидометр, не наклоняйте голову, смотрите повыше.

2. Прямо перед конусом добавьте газ, чтобы выйти на ровное качение или небольшое ускорение.

3. Прямо у конуса поверните голову, чтобы смотреть вдоль траектории и толкните от себя внутреннюю рукоятку руля (левую в левом повороте и правую в правом).

4. Во время поворота перемещайте взгляд вдоль траектории.

5. Не забывайте про газ.

6. Тренировать правильный поворот, как и правильное торможение, можно в каждой поездке. Не ленитесь!

7. Повторяйте про себя «тормоз-газ-взгляд-наклон». Выглядит глуповато, но здорово помогает.

ГРАФИК: Если это ваш первый сезон или это ваш первый сезон на новом байке, тренируйте поворот как минимум по часу раз в месяц в течении шести месяцев. Тренируйте поворот как минимум один раз каждую весну. Если при повседневной езде вы почувствуете, что повороты стали проходиться как-то кривенько – поезжайте на парковку и потренируйтесь часок, чтобы восстановить автоматизмы.

Стандартная траектория строится по правилу «снаружи-внутрь-наружу». То есть перед правым поворотом вы смещаетесь левее, проходите поворот близко к внутренней бровке и выходите на левую сторону полосы. Это прекрасно работает, когда встречка ничем вам не угрожает или когда следующий поворот такой же как предыдущий – то есть правый после правого или левый после левого. В других случаях лучше использовать траекторию «снаружи-внутрь-внутрь» — это безопаснее, эффективнее и приятнее. Назовём её «внутренняя траектория».
Безопаснее она потому, что неаккуратные водители, как правило, залезают на встречку в начале левого поворота, или в конце правого. Внутренняя траектория помогает держаться от таких подальше.

Эффективнее она потому, что на дорогах правый поворот как правило сменяется левым. Не всегда, конечно, но очень часто. В самом деле, дорогу стараются строить так, чтобы она соединяла точку А и Б по прямой. Если попадается какое-то препятствие, то дорога обходит его например справа, то потом она возвращается на прямую, то есть поворачивает налево. Поэтому, чтобы грамотно войти в следующий поворот, на выходе из этого поворота вы должны смещаться внутрь, а не наружу.

Приятнее она потому, что в отличие от стандартной «снаружи-внутрь-наружу», которая спрямляет поворот, напротив, делает поворот даже покруче, а чем круче поворот, тем настоящему мотоциклисту веселее и приятнее.

Проходится «внутренняя траектория» в два приёма. Во-первых, предварительное руление, то есть небольшое отклонение руля, позволяющее следовать вдоль поворота. Во-вторых, собственно руление, то есть значительное отклонение руля, смещающее байк снаружи полосы вовнутрь. Апекс при такой траектории получается очень поздним и по сути совпадает с выходом из поворота.

Тренировать внутреннюю траекторию можно на той же парковке, где вы тренировали поворот, или на хорошо знакомой извилистой дороге.

ТОНКОСТИ (ТРЕНИРОВКА НА ДОРОГЕ):

1. Дорога должна быть по-настоящему хороша знакома.

2. Не пытайтесь сразу поехать быстро, основная задача – научиться строить траекторию.

3. Точка входа совпадает или почти совпадает с точкой предварительного руления. Это та точка, где дорога начинает изгибаться.

4. Точка основного руления – это та точка, с которой виден выход из поворота, то есть место, где дорога распрямляется или переходит в следующий поворот.

5. Апекс – это точка, в которой ваша траектория ближе всего к бровке, он почти совпадает с выходом из поворота.

Внутренняя траектория помогает вам подготовиться к самому вероятному, то есть к правому повороту после левого, или к левому после правого. Если же, вопреки ожидаемому, левый поворот сменится левым – ничего страшного. Просто распрямите руль, или откройте газ пораньше, или побольше – и вы выйдете на внешнюю траекторию.

ТОНКОСТИ (ТРЕНИРОВКА НА ПАРКОВКЕ):

1. Упражнение похоже на предыдущее, только руление разбивается на два этапа.

2. Каждый этап – это обычное руление, поэтому не забывайте держать голову повыше, смотреть вдоль траектории, держать ровный газ или немного ускоряться.

3. Примерно посередине дуги переместите взгляд дальше в поворот и наклоните байк ещё сильнее.

4. Сделайте 5-10 повторов в одну сторону, потом в другую.

ГРАФИК: Тренируйте «внутреннюю траекторию» раз в месяц минимум по часу.

Два предыдущих упражнения помогают отработать действия в штатных, предсказуемых ситуациях. Но в реальной поездке, к сожалению, случаются всякие неприятные неожиданности, созданные другими водителями, пешеходами, животными и ленивыми дорожниками. Это упражнение поможет вам отработать навык уклонения от таких неприятностей.

Предыдущие упражнения помогли вам освоить два главных навыка, нужных для успешного уклонения — торможение и контрруление, осталось только объединить их. Но сначала немного теории.

Нужно запомнить три главных правила:

1. Прежде всего — скорректируйте скорость.Это не обязательно значит «затормозите», иногда нужно ускориться. Снижение скорости даёт всем участникам надвигающейся проблемы время на раздумья и место для маневра. Даже если уклониться не получится, и столкновение произойдёт, низкая скорость уменьшит тяжесть последствий. Однако, в некоторых случаях бодрое ускорение может унести вас от потенциальной проблемы прежде, чем она станет актуальной.

2. Уклоняйтесь только когда это действительно необходимо.Если вы тормозите, у вас есть время подумать и принять наилучшее решение. Если вы потом решите уклоняться, что ж, так тому и быть. Но если вы уклоняетесь с самого начала, а второй водитель вдруг решает изменить скорость и/или направление движения, вы уже не сможете передумать и начать тормозить. Считайте, что уклонение это такая «точка невозврата», не кладите с самого начала все яйца в одну корзину.

3. Разделяйте торможение и руление.Сила трения не бесконечна. Если часть её расходуется на торможение, на борьбу с центробежной силой её может и не хватить. В критической ситуации и тормоза, и руление применяются по полной, на их комбинирование силы трения точно не хватит. В таком случае осуществится один из трёх сценариев (в зависимости от распределения во времени управляющих воздействий): снос переднего колеса и падение, снос заднего колеса и лоусайд или (если вообще всё было сделано неправильно) снос переднего колеса и хайсайд. И не надо думать, что вас спасёт АБС. Эта система создана, чтобы работать на самом пределе сцепных свойств. Руление в такой момент выводит мотоцикл за эти пределы, так что АБС не поможет.

Откровенно говоря, из третьего правила есть исключения, о них мы поговорим при разборе следующих упражнений.

Неожиданные проблемы можно разделить на две категории. Первая — те, что случаются на прямой. Это выезжающие с пересечения автомобили, животные, пересекающие дорогу в поисках пищи или любви, беспечные пешеходы, готовые рискнуть жизнью ради экономии пары минут, а также всякие несовершенства дорожного покрытия. Вторая – те, что случаются в повороте. Это вся первая категория плюс неаккуратные водители, залезающие на вашу полосу с соседней или встречной, а также неумелые водители, немотивированно снижающие скорость слишком сильно.

Самое главное, что вы должны сделать для успешного уклонения — это составить план. Причём составить его нужно до того, как вы выедете с парковки. Ваши инстинктивные действия должны быть заточены под наиболее вероятную ситуацию. Конечно, всё может быть и не существует незыблемого закона, но опыт показывает, что на прямой лучше всего тормозить или тормозить, а потом уклоняться, а в повороте лучше всего уклоняться с помощью контрруления, которое иногда приходится сочетать с торможением.

Есть ли ситуации, когда можно сразу применять уклонение? Да, это ситуации, предсказуемые на 100 процентов. Дырки в асфальте, лужи, мусор, прочие неподвижные объекты и даже переползающие дорогу черепахи не требуют экстренного торможения, достаточно просто немного изменить траекторию.

Аварийным действиям в повороте посвящены два последний упражнения цикла, пока же давайте поговорим, как действовать на прямой.

1. Собственно маневр уклонения — это два последовательных хорошо знакомых контрруления.

2. Не забывайте держать голову повыше и смотреть горизонтально.

3. Эффективность уклонения зависит не от силы воздействия на ручку, а от продолжительности. Пары коротких ударов по рулю может хватить для объезда вышеупомянутой черепахи, но для объезда более масштабных препятствий на ручку придётся давить какое-то время.

4. Помните, торможение заканчивается до руления.

5. По возможности, прокладывайте траекторию уклонения в полутора-двух метрах от препятствия, тогда ваши ноги и выступающие части мотоцикла точно его не зацепят.

6. Поскольку уклонение очень быстрый манёвр, не нужно свешиваться (просто не успеете), пусть мотоцикл как бы ходит под вами.

7. Не зажимайте руки, держитесь за байк ногами.

8. Это упражнение, как и все остальные, требуют постепенности. Поначалу оттормаживайетесь до маленькой скорости, примерно до 20 км/ч. Слишком просто? Тогда в следующий раз начните тормозить попозже.

9. При торможении на забывайте про навыки, полученные в упражнении номер 5. И переключитесь на вторую передачу.

10. Поскольку средняя машина имеет длину примерно 4 метра, уклоняйтесь как минимум на три метра от стартовой прямой.

11. Смотрите не на препятствие, а на объезд.

12. После второго руления выпрямите байк и добавьте газу (представьте визг шин сзади).

13. Разметьте два симметричных препятствия, чтобы можно было развернуться и отработать уклонение в другую сторону.

14. И не используйте в качестве препятствия настоящую машину. Это тренировка, что-то может пойти не так, а безопасность превыше всего. (Подумайте, кстати, что вы скажете страховой в случае чего.)

ГРАФИК: Тренируйте торможение раз в месяц как минимум по часу.

ПОВЫШЕНИЕ МАСТЕРСТВА:Увеличьте начальную скорость до 50, потом до 56 км/ч.

Бывает так, что вы подходите к повороту, планируете траекторию, начинаете её прописывать и тут понимаете, что на ней находится препятствие — лужа, камень, дохлая ворона или глубокая яма. Если вы ответственный водитель и ездите с запасом, примерно на 80% от своих предельных возможностей, ничего страшного в такой ситуации не случится — вы просто подкорректируете траекторию в повороте. Девятое упражнение посвящено такой ситуации.

Цель упражнения — научиться смещать траекторию на метр-другой в середине поворота. Для него отлично подойдёт та же площадка, что и для упражнения №6, только в середине прописываемой арки нужно начертить мелом или выклеить скотчем крест.

1. Сначала потренируйте упражнение №6 («тормоз-газ-взгляд-наклон»), проезжая прямо через центр креста. Добейтесь стабильности. Это будет ваша воображаемая идеальная траектория.

2. Потом начните менять траекторию, распрямляя или, наоборот, сужая ее, и объезжайте крест с одной или с другой стороны примерно в метре-полутора от центра креста.

3. Используйте контрруление – давите внутреннюю ручку, чтобы сузить траекторию и внешнюю, чтобы пройти пошире.

ГРАФИК: Тренируйте смену траектории дважды в сезон как минимум по часу и как минимум два полных часа после большого перерыва в катании.

1. Когда научитесь объезжать препятствие, потренируйтесь возвращаться на идеальную траекторию. Для этого давите внешнюю ручку, если вы сужали поворот и на внутреннюю, если расширяли.

2. Начертите вокруг креста двухметровый круг. Представьте, что он заполнен гравием, или водой, или что это глубокая дырка в земле. Подъезжайте к кругу как обычно — в наклоне и с небольшим ускорением. Перед самым кругом распрямите байк и чуть подотпустите газ (не замедляйтесь!). Проехав круг, примените контрруление и восстановите оригинальную траекторию.

В упражнении №8 неоднократно подчёркивалось, что нельзя одновременно резко рулить и тормозить. Но что делать, если в повороте всё-таки нужно снизить скорость? Как что делать, тормозить, конечно! Заключительное упражнение посвящено отработке этого навыка.

Итак, вы можете применить тормоза в повороте, но нужно понимать, что этот приём требует мастерства и возможен только если вы едете не на пределе своих возможностей. Поэтому на дорогах общего пользования никогда не используйте более 80% от своих реальных способностей. Тогда, в случае неожиданностей, у вас будет 20% на то, чтобы справиться с ними.

Когда бывает нужно тормозить в повороте? При проезде препятствия, которое невозможно объехать (яма, лужа, мусор), если незнакомый поворот оказался с уменьшающимся радиусом, или если в конце поворота стоит знак «Стоп».

Замедление в повороте требует хорошего чувства байка, вы должны понимать, как сильно байк цепляется за асфальт именно сейчас и именно в этой точке асфальта. Если вам нужно тормозить сильнее, придётся сначала уменьшить угол. А если нужно посильнее наклониться, придётся сначала чуть уменьшить давление на тормоза.

К сожалению, нет чёткого правила, позволяющие выразить зависимость в простой и понятной форме. И чем ближе вы к предельным значениям, тем труднее что-либо предсказать. Тем более, что всё зависит от типа байка, марки шин, их температуры и давления в них, от настроек подвески и характеристик дорожного полотна. Есть простое решение, мы его уже упоминали, но повторим ещё раз — не используйте более 80% своих возможностей (да, это очень важно!).

Угол наклона и скорость прохождения поворота взаимозависимы. Чем медленнее вы проходите поворот, тем вертикальнее едет мотоцикл, и тем больше у вас возможностей для манёвра. Поэтому если вы едете на 80% своих возможностей и кто-то со встречки цепляет вашу полосу (как правило, такое случается на выходе из правых поворотов и на входе в левые), вы всегда сможете уйти ближе к обочине. Только помните, что нужно смотреть туда, куда надо ехать, а не на узор решётки радиатора. Если же речь идёт о ямах или мусоре, то и тогда с ними легче справиться, если мотоцикл едет медленно и вертикально, а не несётся в глубоком наклоне.

Существует два способа снизить скорость в повороте. Выбор зависит от того, как сильно вам нужно замедлиться. Первый способ — плавное закрытие газа или торможение прямо в наклоне, с одновременным распрямлением байка. Он работает только если нужно лишь немного сбросить скорость.

Второй способ — быстро распрямить байк, оттормозиться по полной и либо остановиться, либо снова наклониться и закончить поворот. Этот метод требует больше пространства и понимания обстановки сзади. Используйте его только в действительно аварийных ситуациях или в таких ситуациях, опасность которых вы не можете сразу оценить. Именно этот способ мы и будет отрабатывать.

Есть и третий способ — заложить покруче, на препятствии распрямиться, потом сразу опять заложить очень круто. Применять его стоит только на пустой дороге, но и тогда он выглядит страшновато: аааааа! — поворотповоротповорот — прямо — бзденькс! — аааааа! — опятьповоротповоротповорот. В общем, без сердца лётчика лучше так не делать.

1. Помните о безопасности, вам придётся круто поворачивать, жёстко тормозить и снова круто поворачивать и всё это за несколько секунд. Поэтому начинайте с небольших скоростей.

2. Для разминки начните с упражнения №6, стройте траекторию так, чтобы она проходила через центр креста.

3. Выпрямляйте байк очень быстро и только потом нажимайте на тормоза.

4. Тормозите сильно, но не забывайте о правильной посадке и о переключениях вниз.

5. Возможно, в реальном мире вам захочется остановиться или уклониться от препятствия. В любом случае, по окончании торможения байк должен ехать без наклона, передача должна соответствовать скорости, вы должны полностью контролировать ситуацию.

6. Для завершения упражнения, полностью отпустите тормоза, поймайте тягу сцеплением и заложите крутой поворот, держась в воображаемых границах полосы.

ГРАФИК: Тренируйте смену траектории дважды в сезон как минимум по часу и как минимум два полных часа после большого перерыва в катании.

ПОВЫШЕНИЕ МАСТЕРСТВА:Во время отработки этого упражнения вы возможно заметили, что вас выносит за пределы полосы, особенно если вы используете в повороте внутреннюю траекторию. Да, такова печальная правда. Чтобы минимизировать этот эффект перед самым распрямлением байка заложите его ещё круче, так вы выиграете немного драгоценного пространства.

Источник

Оцените статью
Avtoshod.ru - все самое важное о вашем авто