Езда на авто предприятия

Какие документы нужно возить с собой, если используешь машину ООО?

auto law 30f6237e850d4dc8db4736003102a2e4

Открываем Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»

1. Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
2. Запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.

Теперь открываем Приказ Минтранса от 18 сентября 2008 г. N 152 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РЕКВИЗИТОВ И ПОРЯДКА ЗАПОЛНЕНИЯ ПУТЕВЫХ ЛИСТОВ

9. Путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем для осуществления перевозок грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях.
10. Путевой лист оформляется на один день или срок, не превышающий одного месяца.
11. Если в течение срока действия путевого листа транспортное средство используется посменно несколькими водителями, то допускается оформление на одно транспортное средство нескольких путевых листов раздельно на каждого водителя.
17. Собственники (владельцы) транспортных средств обязаны регистрировать оформленные путевые листы в журнале регистрации путевых листов.
18. Оформленные путевые листы должны храниться не менее пяти лет.

Таким образом получается, что если Вы не осуществляете перевозку пассажиров и багажа, грузов, то путевой лист не требуется. Но все равно проблемы с ГИБДД возможно, так как транспортное средство используется юридическим лицом и доказать что-либо сложно. Предлагаю Вам составить договор аренды между Вами и юридическим лицом, в договоре прописать что автомобиль будет использоваться в личных целя, не для осуществления перевозки пассажиров и багажа, грузов. В этом случае требования ГИБДД о предоставлении путевого листа будут неправомерны. Если же это случилось, пишите жалобу на имя начальника ГИБДД Вашего региона.

Если после бесплатной юридической консультации Вы понимаете, что самостоятельно справиться с данной проблемой не сможете, то могу Вам предложить следующую платную правовую помощь:

-Платную юридическую консультацию;
-Сбор сведений, справок, свидетельств, а также другой необходимой информации;
-Анализ уже существующего документа, его исправление и доработку;
-Написание договора и приложений к нему с нуля;
-Составление жалобы или претензии для досудебной правовой защиты;
-Подготовку искового заявления, ходатайства;
-Разработку устава компании, трудового договора, написание деловых писем;
-Подготовку и переработку других юридических документов, необходимых для решения вашего дела.
С уважением, Константин Старостин.

Источник

Нужно ли оформлять путевой лист и медицинские освидетельствования, если организация пользуется легковым автомобилем для собственных нужд?

lataЮ.Ю. Лата,
автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам

ВОПРОС

На балансе организации есть легковой автомобиль. Машиной пользуются по работе многие сотрудники ежедневно. Организация нетранспортная. Как в данной ситуации оформлять путевые листы, раньше оформляли один на месяц. Нужно ли предрейсовое и послерейсовое медицинское освидетельствование? Нужны ли отметки о технической исправности перед выездом? Как правильно организовать и можно ли упростить ведение путевых листов в нашей ситуации, чтобы не было претензий со стороны ГИБДД?

Оформление путевых листов обязательно, в том числе и для организаций, которые не осуществляют коммерческие перевозки (нетранспортные). Единственное исключение, позволяющее не оформлять путевой лист, ситуация, когда работник использует легковой автомобиль организации исключительно для личного перемещения (не перевозит грузы и не перемещает иных лиц) и при этом не работает в должности водителя.

Путевой лист должен оформляться на один день или на срок более одного дня, если такова продолжительность рейса.

Предрейсовые и послерейсовые медицинские освидетельствования не обязательны, при условии, что транспортным средством управляет сотрудник, который не является водителем и в трудовую функцию которого не входит управление транспортным средством.

Организация, осуществляющая перевозки для собственных нужд легковыми автомобилями, не обязана проставлять в путевом листе отметки о предрейсовом контроле технического состояния транспортного средства.

Во избежание претензий со стороны контролирующих органов необходимо придерживаться норм действующего законодательства при оформлении путевых листов.

ОБОСНОВАНИЕ

П. 2 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»: запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.

Путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое организацией, в частности, для осуществления перевозок грузов и пассажиров, даже если организация не занимается предпринимательской деятельностью по перевозке пассажиров и грузов (п. 9 Порядка, Определение Верховного Суда РФ от 01.09.2014 N 302-КГ14-529).

Следует отметить, под перевозками для собственных нужд подразумевается перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов без заключения договоров перевозки или фрахтования (п. 2 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»). Это означает, что в ситуации, когда работник использует легковой автомобиль организации для служебных поездок, не работает водителем, не перевозит грузы и не перемещает иных лиц, кроме самого себя, то есть использует исключительно для передвижения, наличие путевого листа не требуется.

При осуществлении перевозок для собственных нужд путевой лист может быть выдан (п. п. 4, 10 Порядка): на один рабочий день, если водитель совершает один или несколько рейсов в течение смены (рабочего дня); на срок, соответствующий длительности рейса, если он превышает продолжительность смены (рабочего дня).

Путевой лист должен оформляться каждый раз до выезда транспортного средства в рейс с парковки с проставлением в путевом листе отметок о проведенном предрейсовом медицинском осмотре водителей, а также предрейсовом или предсменном контроле технического состояния транспортных средств (Письмо Минтранса России от 04.04.2019 N ДЗ-514-ПГ).

Из чего следует, путевой лист должен оформляться на один день или на срок более одного дня, если такова продолжительность рейса.

Что касается проведения медицинского осмотра, то согласно действующему законодательству сведения о проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя отражаются в путевом листе в случае, когда проведение медицинского осмотра обязательно. Обязательный периодический медицинский осмотр должны проходить лица, работающие водителями автомобилей, и индивидуальные предприниматели, самостоятельно управляющие автомобилем, на котором осуществляются перевозки (ч. 1 ст. 213 ТК РФ, ст. 23 Закона N 196-ФЗ). Из чего следует, что проходить указанные медицинские осмотры должны только те работники, которые работают в должности водителя.

Однако судебная практика по данному вопросу неоднозначна. Есть решения судов, поддерживающие точку зрения, что проходить медицинские осмотры должны только те работники, которые работают в должности водителя (Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 15.04.2015 N Ф10-863/2015; Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 10.07.2013 по делу N 33-9894).

Есть другая позиция, что организации все-таки необходимо проводить предрейсовые и послерейсовые медосмотры сотрудников (неводителей), чья трудовая функция или должностные обязанности предполагают управление служебным автомобилем (Постановления ФАС Дальневосточного округа от 18.03.2014 N Ф03-336/2014 по делу N А37-3185/2012, Шестого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2013 N 06АП-5556/2012 по делу N А37-2345/2012, от 15.06.2012 N 06АП-2120/2012).

Верховный суд считает, что проведение медицинского осмотра обязательно, даже для сотрудника, который не является водителем, если в трудовые обязанности входит управление транспортным средством (Постановление Верховного Суда от 19.12.2016 N 18-АД16-173. ВС РФ).

С 21.12.2018 года предрейсовый и предсменный контроль технического состояния транспортного средства обязательны для организаций, которые осуществляют перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями (Федеральный закон от 20.12.2017 N 398-ФЗ). Т.е. если организация использует для своих нужд только легковые автомобили, проводить такой контроль и, соответственно, делать отметку в путевом листе не требуется.

lataЮ.Ю. Лата,
автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам

Источник

Руководитель лично управляет служебным автомобилем: обязательны ли путевые листы и предрейсовые медицинские осмотры

Работник организации, занимающий должность заместителя директора, постоянно использует легковой автомобиль, принадлежащий на праве собственности юридическому лицу, для служебных поездок. В трудовом договоре заместителя руководителя не указано, что он в рамках своих должностных обязанностей должен управлять автомобилем. Транспортные услуги организация не оказывает, в штате водителя нет.

1. Обязана ли организация выдавать путевой лист в рассматриваемом случае? Может ли организация выписывать путевой лист на год, или она обязана выписывать его на каждую поездку? Должен ли выписываться путевой лист в случае, если сотрудник управляет автомобилем по доверенности?

2. Обязана ли организация обеспечить прохождение предрейсового медицинского осмотра заместителя директора?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Организации рекомендуется оформлять и выдавать путевые листы в рассматриваемой ситуации. Путевой лист следует оформлять на срок, не превышающий одного месяца.

По мнению представителей инспекции труда в такой ситуации организация не обязана обеспечивать прохождение предрейсовых медицинских смотров. Однако, учитывая, что автомобиль используется им для поездок регулярно при исполнении должностных обязанностей, на наш взгляд, велика вероятность того, что контролирующие органы и (или) суд могут признать, что работник исполняет функции водителя, и привлечь работодателя, не организовавшего предрейсовый осмотр работника, к административной ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Обоснование позиции:

1) водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории;

4) страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.

Кроме этого, в случае управления транспортным средством, на котором установлен опознавательный знак «Инвалид», водитель обязан предъявлять сотрудникам полиции документ, подтверждающий факт установления инвалидности. Как видно в отношении обязательности наличия путевого листа в составе документов, предъявляемых водителем организации сотрудникам органов полиции, в п. 2.1.1 ПДД указано, что такой документ должен быть у водителя лишь в установленных законодательством случаях.

Таким образом, толкование приведенных норм в их совокупности свидетельствует о том, что оформление путевого листа на каждое автотранспортное средство и, следовательно, его наличие у водителя организации необходимы только в тех случаях, когда перевозка осуществляется организацией в рамках оказания услуг по соответствующим договорам о перевозке грузов, пассажиров и багажа. Если же перевозка осуществляется для собственных нужд организации, то необходимость оформления и выдачи водителю путевого листа отсутствует (решение Новосибирского областного суда от 25.02.2016 по делу N 7-70/2016).

Отметим, что путевой лист следует оформлять на каждый автомобиль, используемый хозяйствующим субъектом в служебных целях, на один день или срок, не превышающий одного месяца (пункты 9, 10 Порядка). Как буквально следует из указанной нормы значение в данном случае имеет цель использования автомобиля. Из вопроса видно, что заместитель директора использует указанный автомобиль в служебных целях, соответственно, организация обязана оформить путевой лист на автомобиль независимо от того, управляет ли заместитель указанным автомобилем по доверенности, либо на ином основании (например, приказ о закреплении служебного автомобиля за указанным работником). Иными словами, доверенность в рассматриваемой ситуации не может отменить обязанность работодателя по оформлению путевого листа. Кроме того, в указанной норме предусмотрен максимальный срок, на который может быть оформлен путевой лист. В то же время, предусматривая максимальный срок, законодательство при этом не предусматривает норм административной ответственности за оформление указанного путевого листа на более длительный срок. Единственным последствием несоблюдения требований к оформлению путевого листа, возможно, являются налоговые последствия в части признания правомерности уменьшения налогооблагаемой прибыли организации (п. 1 ст. 252 НК РФ)*(1).

2. Как следует из части третьей ст. 213 ТК РФ, нормами Трудового кодекса РФ, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ для отдельных категорий работников могут устанавливаться обязательные медицинские осмотры в начале рабочего дня (смены), а также в течение и (или) в конце рабочего дня (смены). Так, в соответствии с абзацем шестым п. 1 ст. 20, п. 3 ст. 23 Закона N 196-ФЗ обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб. Указанные осмотры проводятся за счет средств работодателя. При этом в целях применения законодательства о безопасности дорожного движения водителем транспортного средства признается любое лицо, управляющее транспортным средством.

То есть под водителем здесь следует понимать любое лицо, управляющее принадлежащим организации транспортным средством, имеющее на это специальное право. Это означает, что все юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые эксплуатируют принадлежащие им на каком-либо вещном праве (собственность, аренда, оперативное управление, безвозмездное пользование и т.п.) транспортные средства, обязаны организовывать проведение предрейсовых медицинских осмотров лиц, управляющих принадлежащими им автомобилями, вне зависимости от того, какую должность занимает работник организации, осуществляющий функции водителя.

Трудовые отношения основаны на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции, под которой понимаются работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы (часть первая ст. 15 ТК РФ). Условие о трудовой функции является обязательным для включения в трудовой договор (часть вторая ст. 57 ТК РФ). Вместе с тем отсутствие в трудовом договоре (должностной инструкции) прямого упоминания об обязанности работника управлять транспортным средством, принадлежащим работодателю, не освобождает последнего от необходимости проводить предрейсовые медицинские осмотры и работника от прохождения таких осмотров, если исходя из фактических обстоятельств следует, что работник выполняет функции по управлению транспортным средством. Так, в постановлении от 19.12.2016 N 18-АД16-173 Верховный Суд РФ принял во внимание, что в обязанности работников, занимающих должность торгового представителя, входило в том числе посещение клиентов на вверенном маршруте в соответствии с маршрутным листом, а также то обстоятельство, что от лиц, претендующих на занятие указанной должности, требовалось наличие водительского удостоверения и стажа вождения не менее одного года. В результате суд пришел к выводу о том, что работники осуществляли функции водителей и, следовательно, подлежали предрейсовым медосмотрам. Анализ судебной практики показывает, что на вывод суда о распространении на работника и работодателя норм, регламентирующих проведение предрейсовых медицинских осмотров, могут повлиять и другие обстоятельства, а именно: наличие путевых листов, оформленных на работников, факт заключения работодателем в прошлом договоров с медицинскими организациями на проведение предрейсовых осмотров работников и т.д. (смотрите, например, решение Октябрьского районного суда г. Саратова Саратовской области от 22.12.2016 по делу N 12-309/2016).

Как следует из вопроса, в трудовом договоре заместителя руководителя не указано, что он в рамках своих должностных обязанностей должен управлять автомобилем, принадлежащим работодателю. По мнению представителей инспекции труда в такой ситуации организация не обязана обеспечивать прохождение им предрейсовых медицинских смотров (Вопрос: В организации на балансе есть автомобиль, который в служебных целях использует директор. Организация нетранспортная, водителя в штате нет. Необходимо ли директору проходить предрейсовые медицинские осмотры? (информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», сентябрь 2015 г.; Вопрос: В нашей компании руководителям для мобильности предоставляются транспортные средства (автомобили), взятые в лизинг. Необходимо ли вышеуказанным руководителям проходить обязательные (предрейсовые и периодические) медицинские осмотры? Руководители не выполняют работы по перевозке пассажиров и грузов (просто ездят на работу с работы) (информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», январь 2016 г.).

Однако, учитывая, что автомобиль используется им для поездок регулярно при исполнении должностных обязанностей, на наш взгляд, велика вероятность того, что контролирующие органы и (или) суд могут признать, что работник исполняет функции водителя, и привлечь работодателя, не организовавшего предрейсовый осмотр работника, к административной ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Так, в суд при рассмотрении спора о правомерности привлечения работодателя к административной ответственности за непроведение предрейсового медицинского осмотра указал, что положения ст. 20 Закона N 196-ФЗ во взаимосвязи со ст. 212 ТК РФ не ставят выполнение работодателем возложенных на него обязанностей по проведению периодических медицинских осмотров в зависимость от конкретной должности (рода занятий) работника, а указывают на вид осуществляемой деятельности данным работником, а именно деятельность, связанная с эксплуатацией транспортных средств, и, как следствие, признал правомерным привлечение работодателя к ответственность по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ в ситуации, когда автомобилем работодателя управлял сотрудник, не занимающий фактически должности водителя (решение Октябрьского районного суда г. Саратова Саратовской области от 22.12.2016 по делу N 12-309/2016).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Павлова Наталия

Ответ прошел контроль качества

*(1) Смотрите: Вопрос: Компания приобрела автомобиль бизнес-класса для директора по развитию бизнеса. Какие документы следует оформить организации в целях налогообложения прибыли для подтверждения использования директором автомобиля в интересах организации (для производственных и управленческих нужд)? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2017 г.).

Источник

Подписка на обзоры и консультационные материалы.

Услуги

Кто может ездить на арендованном автомобиле: сам сотрудник, сдавший в аренду свой автомобиль, или другой сотрудник?

Предприятие на ОСНО арендует автомобиль у сотрудника, за использование автомобиля оплачивает ему арендную плату.

Вопрос

Может ли данный сотрудник сам ездить на арендованном автомобиле или на данном автомобиле должен ездить другой сотрудник?

Ответ специалиста

По договору аренды арендодатель (работник) обязуется предоставить арендатору (организации) автомобиль за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (статья 606 ГК РФ).

Так как в данном случае арендатором выступает юридическое лицо, то независимо от срока договора аренды он заключается в письменной форме (статья 609 ГК РФ).

Так как арендодатель сам управляет автомобилем, то понятно, что расходы по оплате его услуг несет арендатор, то есть организация, что следует из статьи 635 ГК РФ.

Арендные платежи на основании подпункта 10 пункта 1 статьи 264 НК РФ включаются в состав прочих расходов фирмы, связанных с производством и реализацией, при условии того, что данные расходы отвечают всем критериям пункта 1 статьи 252 НК РФ. При использовании организацией метода начисления расходы признаются организацией в налоговом учете в соответствии с правилами, установленными подпунктом 3 пункта 7 статьи 272 НК РФ.

Выплачивая сумму арендной платы физическому лицу (работнику), организация должна со всей суммы (в том числе с суммы вознаграждения за услуги по управлению автомобилем) удержать налог на доходы физических лиц, так как доходы, полученные работником от сдачи имущества в аренду, облагаются НДФЛ, на что указывает подпункт 4 пункта 1 статьи 208 НК РФ. Причем удержать сумму налога, исчисленную по ставке 13%, фирма, выплачивающая работнику налогооблагаемый доход, должна из доходов работника непосредственно при выплате арендной платы.

Расходы на содержание автомобиля организация также учитывает в составе прочих расходов, но уже на основании подпункта 11 пункта 1 статьи 264 НК РФ.

Обратите внимание! Согласно Письму Минфина России от 13.02.2007 N 03-03-06/1/81, затраты организации, произведенные по договору аренды транспортного средства, заключенному с физическим лицом, в том числе затраты на приобретение топлива (ГСМ) для обеспечения работы данного автомобиля, исходя из фактического пробега автомобиля (с учетом фактического расхода топлива (ГСМ) в производственных целях и стоимости его приобретения), а также затраты на приобретение запасных частей могут быть учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль при условии их соответствия критериям, изложенным в пункте 1 статьи 252 НК РФ. Аналогичные выводы содержатся и в Письме Минфина России от 22.10.2018 N 03-03-06/1/75474.

Имейте в виду, что финансисты рекомендуют при определении обоснованности произведенных затрат на приобретение топлива учитывать Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», введенные в действие Распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 14.03.2008 N АМ-23-р (Письма Минфина России от 27.01.2014 N 03-03-06/1/2875, от 30.01.2013 N 03-03-06/2/12).

«Перевозки и автотранспорт» (5-е издание, переработанное и дополненное) (Семенихин В.В.) («ГроссМедиа», «РОСБУХ», 2019)

Вопрос: Организация заключила договор аренды транспортного средства без экипажа с работником, который сам управляет автомобилем. Фактически на этом автомобиле работник исполняет свои трудовые обязанности. Вправе ли организация отнести к расходам по налогу на прибыль соответствующие критериям, изложенным в ст. 252 НК РФ, затраты по данному договору: на ГСМ в соответствии с путевыми листами, на содержание автомобиля (расходы на текущий ремонт по договору несет организация), арендную плату? Или же данные расходы в целях налога на прибыль необходимо оформлять как компенсацию за использование личного автотранспорта работника?

Таким образом, затраты организации, произведенные по договору аренды транспортного средства, заключенному с работником фирмы, в том числе затраты в виде стоимости израсходованных горюче-смазочных материалов, затраты на техническое обслуживание, а также затраты на ремонт автомобиля, могут быть учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль при условии, что арендованный автомобиль используется организацией-арендатором в деятельности, связанной с получением доходов, а произведенные расходы соответствуют критериям, изложенным в п. 1 ст. 252 Кодекса.

При решении поставленной задачи в первую очередь нужно определиться, какой договор заключен (планируется заключить) с работником: договор аренды автомобиля с экипажем или без экипажа, а также какие условия предусмотрены этим договором. Укажем ключевые моменты, на которые нужно обратить внимание.

Характеристика договора. Договор аренды ТС с экипажем / Договор аренды ТС без экипажа.

Предмет договора. Предоставление арендодателем арендатору автомобиля за плату во временное владение и пользование и оказание арендодателем своими силами услуг по управлению ТС и его технической эксплуатации / Предоставление арендодателем арендатору автомобиля за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации.

Кто содержит ТС, включая осуществление текущего и капитального ремонта и предоставление необходимых принадлежностей. Арендодатель (работник) / Арендатор (работодатель).

Кто управляет ТС. Арендодатель / Арендатор своими силами.

Кто оплачивает расходы, связанные с коммерческой эксплуатацией ТС, включая ГСМ и иные расходуемые в процессе его эксплуатации материалы. Арендатор, если иное не предусмотрено договором аренды / Арендатор, если иное не предусмотрено договором аренды.

Кто должен страховать ТС и (или) ответственность за ущерб, который может быть причинен в связи с эксплуатацией автомобиля (когда страхование является обязательным в силу закона или договора). Арендодатель, если иное не предусмотрено договором аренды / Арендатор, если иное не предусмотрено договором аренды.

В случае заключения договора аренды автомобиля с экипажем ежемесячная плата должна включать в себя арендную плату за предоставление автомобиля во временное владение и пользование и вознаграждение за оказание услуг по управлению автомобилем и его технической эксплуатации (это важно, поскольку арендная плата и вознаграждение за оказанные услуги облагаются страховыми взносами по-разному).

Статья: Учет при аренде автомобиля у работника (Габелли Г.К.) («Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение», 2019, N 4)

Иногда при заключении договора аренды без экипажа владелец автомобиля фактически продолжает им управлять. И в сумме арендной платы эта особенность заключенного договора учитывается. Однако это довольно рискованный вариант. При проверке налоговики наверняка попытаются начислить обязательные страховые взносы на ту часть арендной платы, которая, по их расчетам, относится к услугам по управлению автомобилем.

Впрочем, если в договоре аренды об оказании услуг по управлению ничего не будет сказано, разделить сумму арендной платы на собственно арендную плату и на оплату услуг по управлению транспортом налоговикам будет весьма нелегко. Свидетельством тому может послужить Постановление ФАС Уральского округа от 16.03.2005 N Ф09-870/05-АК.

Тем не менее, это довольно рискованный поступок. Сразу возникнет претензия, что под видом договора аренды автомобиля без экипажа был заключен договор аренды автомобиля именно с экипажем.

«Автотранспорт на предприятии: учет и налоги» (выпуск 6) (Анищенко А.В.) («Редакция «Российской газеты», 2019)

Ранее суды поддерживали компании на основании того, что раз никаких выплат за оказание услуг по управлению транспортным средством договором не предусмотрено, то и не определен объект обложения страховыми взносами (см., например, постановление АС Западно-Сибирского округа от 06.02.2017 по делу N А27-15074/2016). Однако с принятием Определения Верховного суда РФ от 30.10.2017 N 308-КГ17-15395 ситуация изменилась. Высшие арбитры признали правомерным доначисление страховых взносов со всей суммы арендной платы, выплачиваемой работнику по договору аренды автомобиля без экипажа. Основание: по факту работник управлял своим автомобилем, то есть оказывал организации услуги. При этом суд отклонил довод компании о том, что под обложение страховыми взносами должна подпадать только плата за услуги управления, а не вся сумма арендной платы, в состав которой также включена плата за предоставление в аренду имущественных прав.

Отметим, что спор касался периода, когда действовал Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». Но выводы высших арбитров актуальны и сейчас, так как положения указанного Закона и главы 34 «Страховые взносы» НК РФ практически идентичны.

Вышеназванную правовую позицию Верховного суда РФ взяли на вооружение нижестоящие суды. Примером может служить спор, рассмотренный в постановлении АС Северо-Кавказского округа от 17.06.2019 по делу N А32-37747/2018.

Статья: Аренда авто работника под прицелом налоговиков (Стародубцева И.) («Новая бухгалтерия», 2019, N 9)

Если с экипажем тогда сотрудник может управлять своим автомобилем и ему оплачивается арендная плата и за услугу управления автомобилем.

Вопрос: Как наиболее выгодно оформить правоотношения по использованию в служебных целях личного автомобиля работника? (Консультация эксперта, УФНС России по Республике Мордовия, 2020)

Разъяснение дано в рамках услуг «ЛИНИИ КОНСУЛЬТАЦИЙ» бухгалтером-консультантом ООО НТВП «Кедр-Консультант» Петровой Натальей Борисовной в июне 2020 г.

При подготовке ответа использована СПС КонсультантПлюс.

Источник

Оцените статью
Avtoshod.ru - все самое важное о вашем авто