Еврейская авто область время

Еврейская автономная область: совсем не Израиль

brodude.ru 30.12.2019 cAr5qiUp1cLPV

За свою историю Россия неоднократно меняла форму государственного и общественного устройства: от империи до республики, от абсолютной монархии до социализма. Периодически страна обзаводилась новыми территориями, иногда теряла их, но всегда оставалась огромной. Настолько необъятной, что здесь хватало места любым народам и национальностям. В том числе и вечно гонимым евреям, для которых даже была создана Еврейская автономная область — единственный в своём роде субъект нынешней России.

Несмотря на очевидную разницу с Израилем, Еврейская автономная область проектировалась как альтернатива сионизму. Во избежание недопонимания, ввиду засилья всевозможной конспирологии, стоит пояснить: сионизм — это политическое движения, ставящее своей целью объединение и возвращение всех евреев на историческую родину. На гору Сион, что в Иерусалиме, или в Израиль, если смотреть шире. Просто движение зародилось задолго до образования современного еврейского государства. Советский Союз предлагал построить новый «Сион» с нуля и для этого выделил земли на Дальнем Востоке.

Еврейская автономная область в истории

Говорить об ЕАО в контексте древнейшей истории не имеет смысла, так как она слишком незначительна по площади и практически дословно повторяла процессы, идущие по всему Приамурью. То есть входила в состав маньчжурского государства Бохай, потом были сменяющие друг друга китайские династии, монголы и, наконец, русские. До конца XIX века не имеется задокументированных свидетельств о проживавших на этих землях евреях. Впервые они попали сюда в качестве каторжников во время подготовки к строительству Транссибирской магистрали. Современная столица автономии — Биробиджан — была основана в 1912-м как станция Тихонькая. В том же году появился Тунгусский лесозавод No 8, поставлявший пиломатериалы для стройки века.

Почти весь период гражданской войны сражения обходили данную территорию стороной. Однако в 1922 году Приамурье стало чуть ли не главной ареной боевых действий. На землях будущей Еврейской автономии проходило одно из последних масштабных столкновений. За 10 февральских дней Волочаевский бой унёс жизни как минимум нескольких сотен человек и окончился победой красных. В память о тех событиях неподалёку от села Партизанского открыт одноимённый памятник. Тем не менее белые части, отошедшие на территорию Китая, продолжали совершать набеги аж до 1927-го.

Наверное каждый слышал про черту оседлости: это закон, запрещавший евреям селиться на некоторых территориях. Преимущественно в западных областях и вблизи границ империи. Ограничение было снято после Октябрьской революции, собственно по этой причине абсолютное большинство иудеев и поддержали новый курс. С другой стороны, вскоре обнаружилась новая проблема в форме извечного «еврейского вопроса». С Германии пример никто не собирался брать, но решение всё-таки требовалось. Дело в том, что новый, теперь социалистический союз считал буржуазными традиционные сферы занятости еврейского населения. Выход искали в советизации и аграризации, то есть перемещении евреев из сферы финансов, торговли, мелкого ремесленничества на пахотную землю.

Под это дело рассматривалось несколько областей, например Крым и Приазовье. Усмотрев столь заманчивые перспективы, многие международные еврейские объединения стали оказывать поддержку данной инициативе. В том числе одна из крупнейших и влиятельнейших на тот момент благотворительных организаций «Джойнт». Потом к власти пришёл Сталин и настоятельно рекомендовал найти другую землю под будущую автономию. Где-нибудь там, на Амуре. Впрочем, некоторые историки полагают, что во многом благодаря такому выбору Советскому Союзу удалось избежать широкого антисемитизма и погромов.

Узнав, что Еврейская автономная область переезжает совсем не в Крым, международная поддержка проекта почти прекратилась. Только Биробиджанский комитет в США продолжил оказывать существенную помощь, переслав в ЕАО 250 тысяч долларов, множество инструментов, оборудования и машин. Количество иудейских переселенцев достигло пика в 1934-м и составило 20% от общего населения автономии. С тех пор оно неуклонно снижалось. В целом проект «Советского Сиона» провалился: за всё время в регион переехало лишь 500 иностранцев, большинство из которых вскоре покинули страну.

Область, в которой почти не осталось евреев

Последняя перепись населения говорит, что в ЕАО проживает немногим более полутора тысячи евреев, что составляет всего 1% от общего населения. Русскими считают себя более 93%, что делает автономию самым русским субъектом РФ. На этом фоне неоднократно поднимался вопрос о ликвидации автономии через присоединение её к Хабаровскому краю или Амурской области. Впрочем, пока в высоких кабинетах ведут дискуссии о перспективах и вариантах реорганизации территории, люди, живущие в Еврейской автономии, нисколько не сомневаются в необходимости сохранить разнообразие.

В общем-то, о предельно низком этническом присутствии титульного народа, в честь которого область и названа, пишут все СМИ. Это чуть ли не единственная актуальная тема из тех краёв. Однако эти же журналисты забывают упомянуть, что многие местные называют себя не только русскими, но и еврейцами, просто в перепись такая «гибридная» национальность не может быть включена. Еврейцы — это люди, хоть и не исповедующие иудаизм, тем не менее пропитанные местной культурой. Они знакомы с еврейскими традициями и праздниками, могут читать на идише, на котором, кстати, дублируются названия всех улиц. Здесь есть национальные культурные центры и школьные кружки, которые, безусловно, оказали влияние на целые поколения.

Елена Сарашевская, главный редактор местной газеты «Биробиджанер штерн», обращает внимание на сам феномен еврейства. Традиционно национальность определялась по матери, однако в своё время Израиль спровоцировал появление понятия «негалахический» репатриант. То есть «еврей по отцу» или «еврей по деду» и так до третьего поколения. Израиль готов принимать и выдавать гражданство людям, даже с такими далёкими родственными связями. Если подобный подход применить к жителям ЕАО, процентное соотношение титульной нации сильно возрастёт. Впрочем, по мнению Сарашевской, количество даже самых настоящих «евреев по матери» в области значительно превышает официальные цифры.

Биробиджан — город, где ничего не происходит

В общем-то вся Еврейская автономная область такова, это и от отсутствия инфраструктуры, и от низкой плотности населения. Возможно, Биробиджан — самая тихая и скромная столица среди всех субъектов России, названная так по своему расположению. Поселение возникло между рек Бира и Биджан, что позволяет городу иметь свою набережную. Прибыв туда зимой, Илья Варламов заключил — набережная пуста, потому что не имеет никаких точек притяжения. Несмотря на это, город очевидно имеет свой дух и культурное значение в рамках всей страны.

На привокзальной площади приезжающих встречает фонтан с монументом в форме меноры. Золотой семирожковый светильник — важный иудейский символ, наряду со Звездой Давида. Последняя помещена на флаг Израиля, страна Советов выбрала менору. Некое соперничество проникло куда глубже простого символизма. Выше уже упоминался идиш, на котором дублируются названия улиц. Это один из официальных языков ЕАО, при том что в самом Израиле говорят на иврите. Идиш возник в Европе, примерно как транслит немецкого с существенными заимствованиями из других языков.

На центральной улице Шолом-Алейхема чуть ли не каждый дом имеет памятную табличку. Они посвящены совершенно разным людям и событиям. От забавных и даже нелепых, вроде таблички изобретателю «шницеля по-биробиджански», до вполне серьёзных, как мемориальная доска Иосифу Романовичу Бумагину, который в ходе наступательной операции во Вроцлаве закрыл своим телом огневую точку противника.

Источник

Царство вечного кризиса. Еврейская автономия – бедный регион с хорошими перспективами

71afd15af66cbacff4f6b5490787d5e3

Еврейская автономная область – один из беднейших регионов Дальнего Востока. В июне 2020 года автономия оказалась на последнем месте в российском рейтинге социально-экономического развития. Кроме того, ЕАО регулярно оказывается в конце рейтингов по уровню жизни. Чуть лучше дела обстоят с инвестиционным климатом – в последние несколько лет он серьезно подрос. Почему у Еврейской автономии такое плачевное положение и есть ли у региона шансы выйти из затяжного кризиса? Об этом – в материале «ФедералПресс».

Бедные евреи

Еврейская автономная область расположена на юге Дальнего Востока и имеет все недостатки и достоинства, присущие этим местам. Летом здесь жарко – температура в июле достигает +30 градусов Цельсия, а зимой падает до –30. И если в Приморском крае эти перепады температур хоть как-то компенсируются морской прохладой, то здесь ее нет. Зато есть река Амур – как раз на юге по ней проходит граница с Китаем. Кроме того, на западе ЕАО граничит с Приамурьем, а на Востоке – с Хабаровским краем.

В регионе площадью 36,3 тысячи квадратных километров (чуть больше Молдавии) живет удручающе мало людей. Конечно, больше, чем на той же Чукотке. Но для такой огромной территории 158,3 тысячи человек – это совсем немного. Из них около 77 тысяч живут в Биробиджане – главном городе автономии. Основан он 105 лет назад, в 1915 году. Именно тогда россияне начали заселять территорию вдоль Амурской железной дороги.

016bb2d062984a62fe2fd394ac6dbfa1

Всего в регионе два города (Биробиджан и Облучье), 11 поселков и 99 сел. Провинция региона медленно, но верно вымирает. В некоторых населенных пунктах живет меньше ста человек.

ЕАО – это очень бедный регион. Даже на Дальнем Востоке он известен прежде всего катастрофически низким уровнем жизни и сильным оттоком населения. Однако это очень поверхностный взгляд: регион все-таки понемногу развивается. Ведущий научный сотрудник Института комплексного анализа региональных проблем ДВО РАН иИнститута демографических исследований ФНИСЦ РАНСветлана Мищук рассказала редакции «ФедералПресс», что сейчас на пике находятся горнорудная промышленность и сельское хозяйство. По ее словам, существует несколько крупных проектов, которые сейчас реализуют в регионе.

«Для ЕАО горнорудная отрасль – одна из ведущих. У нас уже больше 10 лет работает Кимкано-Сунтарский горно-обогатительный комбинат, сейчас он как раз выходит на проектную мощность. В Облученском районе есть месторождения. Например, компания «Дальграфит» занимается добычей именно графита. В автономии одно из крупнейших месторождений в мире. Область вообще в принципе богата ресурсами», – рассказала Мищук.

Помимо графита, в ЕАО есть месторождения олова, железа, марганца, известняков, фосфоритов и даже природных облицовочных камней. В то же время другие отрасли экономики развиваются слабо. Например, легкая промышленность, которую развивали в советское время, не выдержала конкуренции с Китаем и схлопнулась. Более-менее неплохо чувствует себя сельское хозяйство. Особенно популярно в регионе выращивание сои. По словам Светланы Мищук, эту культуру экспортируют даже в Китай.

«Местный климат позволяет выращивать еще очень много культур помимо сои. В регионе сельское хозяйство становится все более популярным. Молодые фермеры в последнее время начали часто заводить небольшие хозяйства и продавать птицу, мед и овощи», – отметила эксперт.

d84f9f082e37ca5398581081bdf24b47

При этом земледелие в регионе – все еще довольно рискованное занятие из-за особенностей климата. Например, в 2019 году сельскохозяйственный сектор региона понес огромные убытки из-за масштабного наводнения. Будет ли погода благоприятной и щадящей в этом году, тоже не ясно. Однако если стихийные бедствия продолжатся, то о развитии сельского хозяйства в ЕАО можно забыть.

Проблемы, которые сложно решить

Проблем у Еврейской автономии имеется множество. Взять, например, финансовое состояние области. В прошлом году доходная часть бюджета составила 11,871 миллиарда рублей, расходная – 11,825 миллиарда рублей. Это катастрофически мало. Депутаты заксобрания, особенно из оппозиционных партий, резко критиковали правительство за такие показатели. Депутат областного парламента от КПРФ Сергей Тонких заявил, что такой бюджет говорит о деградации региона.

«Ситуация обостряется, недовольство народа растет. Люди уезжают из области. Но некоторые уже и выехать не могут по той причине, что некому продать ни квартиры, ни гаражи, ни бизнес», – отметил парламентарий.

С депутатом согласна и Светлана Мищук. Она подчеркнула, что уровень жизни и доходы населения в ЕАО действительно невысокие. Численность населения уменьшается с каждым годом – впрочем, последнее характерно для всего Дальнего Востока. Кроме того, в автономии существует проблема с социальной и транспортной инфраструктурой, с отоплением в зимний период. Местные жители, особенно в отдаленных районах, жалуются на перебои с поставками тепла.

«Дороги в ЕАО, конечно, далеко не самые лучшие. Но проблема с транспортной инфраструктурой – это беда всего Дальнего Востока. Вообще, главная беда экономики ЕАО – это отсутствие нормальной связи с рынками сбыта. Региону есть что предложить, однако это что-то нужно вначале вывезти», – добавила Мищук.

Еще одна проблема – нехватка кадров. Для той же горнорудной отрасли нужны квалифицированные специалисты с профильным образованием и опытом работы. Таких в регионе немного, а в самой автономии их начали обучать относительно недавно. В Биробиджане уже сейчас можно получить инженерное образование. Но все равно пока многие специалисты работают там вахтовым методом.

cc85ad7c7fa60b688a0cdce4ad047d48

Однако, несмотря на все беды автономии, надежда на полноценное развитие области все еще остается. Светлана Мищук отметила, что с приходом в регион врио губернатора Ростислава Гольдштейна ситуация начала налаживаться. Как минимум в финансовом плане. Первым делом после назначения Гольдштейн обратился за помощью к федеральным властям, чтобы погасить все долги перед бюджетниками. На эти цели еще в декабре 2019 года выделили больше 300 миллионов рублей. В ЕАО наконец-то потекли деньги – а этого не происходило уже очень давно.

«Гольдштейн показал, что его подход к управлению отличается от методов предыдущего губернатора. Так что в будущем надеемся на улучшения», – отметила Светлана Мищук.

Потенциал для улучшений имеется, пусть и невеликий. В последние годы инвесторы все-таки начали обращать внимание на Еврейскую автономную область, вкладывать в нее деньги. Главным центром притяжения инвестиций стала горнорудная промышленность. В реестре приоритетных инвестиционных проектов – создание новых ГОКов и металлургических заводов, строительство лесопромышленного предприятия, новых животноводческих ферм. В эти инициативы уже вложили миллионы рублей.

Источник

Биробиджан: нееврейская столица еврейского региона России

Шалом! Еврейская автономная область – один из самых интересных и необычных регионов России. На первый взгляд, это жопа мира. Судите сами: субъект находится на Дальнем Востоке, но в его столице, городе Биробиджане, нет даже аэропорта. Добираться надо через Хабаровск. Электричка или поезд оттуда идёт 2,5 часа, но можно на машине или автобусе. Из архитектуры в городе есть парочка типовых сталинских зданий, не представляющих никакого интереса. Всё остальное – либо китайские торговые центры, либо хрущёвские панельки. Так что же тут интересного? Тут живут евреи! А ещё на флаге ЕАО изображена радуга. Нет, к теме ЛГБТ он не имеет никакого отношения, но это, наверное, единственный официальный флаг российского региона, за который можно отхватить.

С чего всё началось?

За последние 100 лет было три проекта, которые могли стать убежищем для еврейского народа. Это Мозесвиль в Аргентине, Палестина и Биробиджан. История Мозесвиля закончилась в 60-е годы, в Палестине в итоге создали еврейское государство Израиль, а вот эксперимент в Биробиджане продолжается. Продолжается с переменным успехом, потому что евреев тут почти не осталось: в 2010 году они составляли 1% населения области, а на иврите и идише говорили всего 400 человек. Для сравнения, в Москве евреев в том же 2010 году проживало в 33 раза больше, чем во всей ЕАО.

Кстати, ЕАО фактически была первой официально признанной территорией евреев, но республику создать им так и не дали.

Евреи тут (тогда это была обширная Амурская область, протянувшаяся от Хабаровска далеко на запад) в небольшом количестве жили и в XIX веке, но началось всё с Октябрьской революции. Ещё Ленин отмечал необходимость создания еврейской автономии, однако реальная работа в этом направлении началась уже в середине 1920-х. Существовали проекты массового переселения евреев в Крым и Приазовье или создание автономии в Белоруссии, но идея отправить евреев на Дальний Восток очень нравилась Сталину и Калинину. На тот период как раз пришлось свёртывание НЭПа, и такой проект был очень кстати.

В 1924 году был создан КомЗЕТ – Комитет по земельному устройству еврейских трудящихся при президиуме Совета национальностей ЦИК СССР, который должен был чудесным образом превратить еврейских торговцев и ремесленников в крестьян и рабочих. В марте 1928-го Президиум ЦИК СССР закрепил за КомЗЕТом свободные земли в приамурской полосе Дальневосточного края «для нужд сплошного заселения трудящимися евреями».

Кстати, заселять регион помогали американские евреи! Например, организация ИКОР (ICOR, Organization for Jewish Colonization in Russia) в 1928 году передала советскому правительству 250 тыс. долларов, машины, инструменты и оборудование, а общий объём её помощи до 1934 года составил более 250 млн рублей. В 1930-е и первые послевоенные годы помощь оказывал «Амбиджан» – Американский комитет по поселению иностранных евреев в Биробиджане. В 1946 году ICOR и Ambijan объединились в единую организацию, но в таком виде просуществовали всего пять лет.

В 1930 году в составе Дальневосточного края был образован Биро-Биджанский национальный район, а в 1934-м на его основе была создана Еврейская автономная область. Станцию Тихонькую в 1931 году переименовали в Биро-Биджан, а позже в Биробиджан. В 1937-м рабочий посёлок получил статус города.

Несмотря на всё это, проект заселения Приамурья евреями в целом провалился:

«Советское руководство рассчитывало, что уже к 1933 году еврейское население Бирско-Биджанского района достигнет 60 тысяч, а к 1938—150 тысяч человек. Однако, в 1928—1929 годах туда прибыло только 2 825 евреев, из которых 1 725 покинуло Биробиджан уже к концу 1929 года. Всего из 19 635 евреев, приехавших в Биробиджан с 1928 года, к 1934 осталась постоянно проживать 8185, а 11 450 — уехали. Проект же переселения туда евреев из-за границы провалился полностью. Всего в область прибыло 500 иностранцев, в том числе 80 из Аргентины и 150 из Литвы. Все созданные в Биробиджанском районе евреями из других стран коммуны развалились, а большинство их членов уехали из СССР. Последняя крупная волна оттока иностранцев прошла после разразившегося в СССР голода в 1933 году».

Больше всего евреев в регионе было в 1934 году – 45%, и это максимальная доля титульного народа за всю историю ЕАО. В 1936 году начались массовые репрессии против еврейского руководства области, а к 1939 году доля евреев в регионе сократилась до 16,2 %. С тех пор она продолжает уменьшаться.

Самостоятельным регионом ЕАО стала только в России. При советской власти она была частью Хабаровского края. Создать республику евреям не позволил Сталин, поскольку в ЕАО жило менее миллиона человек и не было национального большинства.

Биробиджан при этом развивался как типичный советский город: в 1930-е тут появились заводы, техникумы, газеты и радио, Дворец культуры и даже государственный еврейский театр. Но особо крупных предприятий тут никогда не было – только «Дальсельхозмаш» и Завод силовых трансформаторов, которые были благополучно обанкрочены уже при Путине. Поэтому население тоже росло не так уж быстро. К 1992 году в городе проживало 86 700 человек, сейчас осталось меньше 72 тысяч.

После распада СССР многие евреи ЕАО предсказуемо уехали в Израиль. Сейчас в этой стране проживают более 19 000 репатриантов из региона, то есть примерно в 12 раз больше, чем осталось евреев в самой области.

Сегодня, несмотря на то, что евреев в Биробиджане можно пересчитать по пальцам, народ этот бережно хранит традиции. До сих пор издаётся газета «Биробиджанер штерн», главный редактор которой Елена Сарашевская – русская, но знает идиш и влюблена в него. До сих пор названия улиц и некоторые вывески дублируются на идише, хотя язык этот знают всего несколько человек. Если вы не в курсе, идиш и иврит – это вообще разные языки, похожи они только алфавитом. Русские, которые тут живут, так или иначе ассоциируют себя с евреями: празднуют еврейские праздники, знают традиции и обычаи, а некоторые даже ходят в синагогу.

Хотя постепенно на смену евреям приходят китайцы, и вместо идиша на улицах всё больше иероглифов.

01. Собственно, добро пожаловать в Биробиджан!

02. Название городу дала река Бира. Тут китайцы сделали набережную, местные этой набережной очень гордятся, но, по мне, так говорить не о чем.

Источник

Еврейская автономная область осталась без евреев. Тогда зачем она?

20201209035443 701129

Еврейская автономная область – самый вероятный кандидат на упразднение среди субъектов РФ. Сегодня это единственная автономия, которая не поменяла статус, как Чукотка, и не вошла в состав более крупного региона, как Коми-Пермяцкий округ. Давно говорится, что существование субъекта с постоянно сокращающимся 158-тысячным населением не имеет экономического смысла. А евреи составляют менее 1% жителей области.

Тем не менее в сентябре 2020 г. объявлено об обновлении 14 автобусных остановок в Биробиджане. Русские названия продублируют на идиш – вся затея обойдётся около 30 млн рублей. Несколько лет назад в городе начали дублировать на идиш названия улиц на новых вывесках с номерами домов. Хотя на идиш почти никто в области не говорит.

Еврейское население, по данным переписи 2010 г., составило 1628 человек. Даже если считать, что с членами семьи других национальностей евреев наберётся тысячи три, то на звание еврейской автономии может претендовать любой крупный город в России. В 2013 г. власти запустили программу привлечения в ЕАО соотечественников, проживающих за рубежом, по которой приехал, как писали, один-единственный еврей. И даже местные чиновники заговорили, что упразднение автономии будет логичным.

Население ЕАО было обречено на убыль с первыми волнами эмиграции в Израиль. Говорят, из Биробиджана стартовало со всеми пожитками по 200 человек в день. Численность российских евреев после распада СССР сократилась с 680 до 230 тыс. человек, что является рекордом среди всех народов страны. В Биробиджане так и не появилось ничего похожего ни на
Иерусалим, ни на Жмеринку.

Станьте членом КЛАНА и каждый вторник вы будете получать свежий номер «Аргументы Недели», со скидкой более чем 70%, вместе с эксклюзивными материалами, не вошедшими в полосы газеты. Получите премиум доступ к библиотеке интереснейших и популярных книг, а также архиву более чем 700 вышедших номеров БЕСПЛАТНО. В дополнение у вас появится возможность целый год пользоваться бесплатными юридическими консультациями наших экспертов.

Источник

«Там только евреи живут. »

© Владимир Астапкович / ТАСС

‘, ‘bgPos’ : ‘center bottom’ >, ]»>

16 10 scale

Еврейская автономия и её столица Биробиджан по слухам и анекдотам — что-то вроде дальневосточной Одессы. Говорят, каждый второй житель области — еврей, а еврейство здесь так популярно, что в Биробиджане можно встретить людей, которые носят пейсы и чёрную шляпу с широкими полями. А ещё поговаривают, что Биробиджан — это где-то в Азербайджане. DV выяснил у коренных биробиджанцев, какие стереотипы имеют под собой почву, а какие — нет

Справка

Еврейская АО — единственная в России автономная область. Помимо Израиля регион считается единственным в мире еврейским административно-территориальным образованием с официальным юридическим статусом. На юге граничит с Китаем по фарватеру Амура. В области живёт 166 тысяч человек. Столица ЕАО — город Биробиджан с населением 75 500 человек.

16 10 scale

Выглядит очень логично. Но официальная статистика национального состава региона каждый раз это мнение опровергает. Евреи в общем рейтинге национальностей стоят на третьей позиции после русских и украинцев.

По итогам Всероссийской переписи населения 2010 года евреи составляют менее 1% от населения области — 1 628 человек. Однако название и статус автономной области сохраняются.

Дальневосточники знают, что в Биробиджане еврея сейчас не встретить. Этот миф распространён, скорее, среди жителей центральной России, Европы и в странах востока. Туристы из Китая и Японии часто задают вопросы о национальном составе региона. Так откуда взялся этот стереотип?

Еврейская автономия стала проектом советского правительства по созданию национальной республики для евреев на Дальнем Востоке. Но было и ещё две цели: заселение почти пустых земель и создание опоры советской власти среди враждебного большевикам казачьего населения. Изначально предполагалось за 10 лет переселить в регион 300 тысяч евреев. Планы эти не осуществились.

Справка

По информации переписи населения, достигнув пика в 20 тысяч человек в 1937 году, дальше численность и доля евреев в ЕАО неуклонно снижалась: в 1939 году — 17 695 человек (16,2 % от общего населения), в 1959 году — 14 269 человек (8,8 % от общего населения), в 1970 году — 11 452 человек (6,6 % от общего населения), в 1979 году — 10 163 человек (5,4 % от общего населения), в 1989 году — 8887 человек (4,1 % от общего населения), в 2002 году — 2327 человек (1,2 % от общего населения), в 2010 году — 1628 человек (1,0 % от общего населения).

Первые евреи-переселенцы приехали на станцию Тихонькая (будущий Биробиджан) в 1928 году. К концу 1933 года за 5 лет колонизации в ЕАО переехало всего 8 тысяч евреев. При этом многие уезжали обратно. Так, в период с 1928 по 1933 года в ЕАО приехало свыше 18 тысяч евреев, из них около 10 тысяч впоследствии покинули регион.

— Никогда еврейское население в области не было преобладающим, — рассказал Валерий Гуревич, руководитель общественной организации «Историческое и культурное наследие ЕАО», член ДВО РАН. — К тому же сразу после переселения начались ассимиляция и смешение. Если мама или папа были другой национальности, предположим русскими, то в паспорте у ребёнка в пятой графе тоже указывали «русский». Так делало большинство евреев, чтобы избежать национальные притеснения, бытовой и государственный антисемитизм. Например, в советские времена существовало ограничение на поступление в университеты — не более 5-7% студентов-евреев.

‘, ‘bgPos’ : ‘center bottom’ >, ]»>

16 10 scale

Спорный вопрос. С одной стороны, культура не живёт без носителя. А идиш и иврит в области не востребованы и почти не используются.

С другой стороны, еврейская культура в области поддерживается. Работают хореографические коллективы «Мазлтов» и «Сюрприз», которые включают в программу танцевальные номера с еврейской тематикой. С 1989 года в ЕАО проходит еврейский фестиваль еврейской культуры и искусств. Фестиваль международный, в Биробиджан приезжают гости из Израиля, Европы, США.

Каждую неделю в городе выходит газета «Биробиджанер Штерн» со страничкой на идише. Дома на центральных улицах Биробиджана отмечены табличками на русском и идише. В центре на пешеходном Арбате установлена статуя Шолом-Алейхема. Привокзальный фонтан украшает менора. В городе работает крупная еврейская община «Фрейд».

Есть и парадоксы. От крупнейшей городской синагоги до крупнейшего православного храма — 500 метров, при этом стоят они на улице Ленина. На одной стороне площади возле областной филармонии установлены скульптуры греческих муз, на другой — клезмер со скрипкой.

Валерий Гуревич считает титульной культурой ЕАО еврейскую. Светлана Скворцова, заместитель директора Краеведческого музея ЕАО по научной работе, утверждает, что еврейская культура развивалась в области по волнообразной дуге.

Справка

В 2010 году 97 человек указали, что владеют идишем (6 % от еврейского населения области), ивритом — 312 человек (19 % от еврейского населения области), еврейским языком без уточнения — 54 человека. Официальный язык Израиля — иврит, его использует полстраны. Но в ЕАО всегда говорили на идише. Это связано с тем, что переселенцы прибывали сюда в основном из центральной России и восточной Европы, а не с ближнего востока.

— В период переселения евреев в 30-е годы прошлого века область переживала культурный подъем. Ведь ехали сюда не только первостроители, но и творческие люди, интеллигенция, — говорит Светлана Скворцова. — Создание еврейской автономии вызвало целый фурор во всём мире. Для евреев выделяли целую территорию, создавали почти что свою страну. Развернулась государственная агитация: был снят фильм «Искатели счастья», в эскадрильи Максима Горького появился самолёт «Биробиджанец». Многие захотели своими глазами посмотреть на то, что здесь происходит. Так сюда приехали крупные писатели — Эммануил Казакевич, Любовь Вассерман. В области создали государственный еврейский театр с соответствующим репертуаром.

В 30-х годах многие правительственные документы выпускали на идише и русском — так в ЕАО пытались внедрить идиш как второй официальный язык. После войны речи об этом быть не могло. Тогда и начали в графе «происхождение» писать «русский». На бумаге еврейское население области резко падает, на улицах перестал звучать идиш.

— Еврейская культура снова пошла в гору во времена израильской иммиграции в конце 80-х и 90-х годов, — рассказывает Светлана Скворцова. — Начинается фестивальное движение. В городе создаётся масса еврейских общин. В них изучают иврит и законодательство Израиля. Общины стали стартовыми площадками для отъезда. Странно звучит, но отъезд дал толчок местной еврейской культуре. Ещё два-три десятка лет назад идиш можно было услышать на лавочках, во дворах и скверах. Сейчас язык остаётся неким символом, но носителей, которые говорят на нём свободно, почти нет.

Источник

Оцените статью
Avtoshod.ru - все самое важное о вашем авто