Джамп стартер для авто своими руками

Джамп стартер на LiFePO4 – храним в машине, используем при минус 30 – плюс 55 ºC

Параметры девайса, которое мы будем сейчас делать, должны получиться такими:

— номинальное выходное напряжение 13,2 вольт;

— максимальный кратковременный ток 360 ампер (10 секунд);

— максимальный длительный ток 150 ампер, реально ≈47 ампер (ограничен сечением используемого провода 10 мм2);

— емкость ≈8 ампер·часов (при разряде с 13.8 вольт до 8 вольт);

— энергия 99 ватт·часов;

— саморазряд менее 1% за 8.5 месяцев.

Установленные опции и функции:

— силовой выход: разъем EC5;

— выход зарядки: USB Type A + USB Type-C;

— гнездо автомобильного прикуривателя с плавким предохранителем + прикуриватель;

— выключатель / автоматический предохранитель;

— индикация заряда (графическая шкала и проценты) и выходного напряжения;

— функция повербанка с поддержкой QC3.0 / QC2.0 (USB Type A), QC4.0/PD3.0 (USB Type-C) с поддержкой протоколов Huawei SCP/FCP, OPPO VOOC, Apple 2.4A, Samsung AFC, one plus DASH, VIVO 9V2A, MediaTek PE2.0;
емкость в режиме повербанка (расчетная):
19800 миллиампер·часов (5 вольт)
11000 миллиампер·часов (9 вольт)
8250 миллиампер·часов (12 вольт)

— возможность использования в качестве аккумуляторного блока для бесперебойного источника питания (UPS):
поддержка буферного режима (напряжение 13,8 вольт)

— размеры бустера 250*80*70 мм

Основные компоненты для сборки этого бустера показаны на фото:
c3504d

Проверка и настройка компонентов перед сборкой

Аккумуляторы были получены в середине июля 2019 г. и сразу было измерено их напряжение. Оно оказалось 3.325 вольт. На каждом из двенадцати аккумуляторов было одинаковое напряжение с точностью до одной тысячной вольта! Неплохо для начала)

Все аккумуляторы были из одной партии и каждый аккумулятор имел свой уникальный серийный номер (фото кликабельно):
67921a

Второй раз я удивился через восемь с половиной месяцев, в конце февраля этого года, когда стал собирать джамп стартер. На каждом из двенадцати аккумуляторов по-прежнему было одинаковое напряжение с точностью до одной тысячной вольта! Поэтому купленные платы балансировки я решил не ставить – смысла в них пока нет. Буду периодически контролировать напряжение на элементах сборки и, при необходимости, установлю эти платы.

За эти восемь с половиной месяцев хранения напряжение упало менее чем на 1%.

За такую отличную повторяемость параметров и низкий саморазряд производитель заслуживает, пожалуй, небольшой похвалы. Да и в целом характеристики аккумулятора не самые плохие по рынку (полностью даташит можно посмотреть под спойлером в конце обзора):
2ad3db

Теперь быстро проверим понижающий преобразователь QC4.0 QC3.0 6-35V USB Type A+Type-C:
d0eb48

В целом нагрузку держит, напряжение сильно не просаживается, протоколы QC и PD работают, выходное напряжение регулируется с шагом 0.2 вольт. Быстрая зарядка на моем телефоне Google Pixel 3 также работает (там протокол PD). Даже выходное 20 вольт поддерживается, правда входное напряжение при этом должно быть чуть больше 20 вольт.

Настраиваем индикатор заряда и выходного напряжения.
Выбираем тип аккумулятора: F (LiFePO4) и количество последовательно соединенных ячеек: 04. Минимальным напряжением LiFePO4 ячейки этот индикатор видимо считает 2.5 вольт:
dac484

Затем выбираем и сохраняем остальные опции:
c0d31a

Приступаем к сборке

Схема джамп стартера:
ae0584

Хорошо разогретым мощным паяльником залуживаем участки пайки на выводах банок. Я использовал 100-ваттный советский паяльник. Флюс типа ФНА, длительность контакта паяльника 2-3 секунды. Рекомендуемая процедура пайки аккумуляторов A123 Systems есть например здесь: komar.in/files/A123packassy.pdf Точечная сварка не подойдет, т.к. токи слишком большие.

Устанавливаем банки в держатели и стягиваем сборку двумя винтами в термоусадке через просверленные в держателях отверстия. Выемка сверху сделана под установку преобразователя, выходного разъема EC5 и выключателя:
147095

Выключатель по длине не помещается в корпус, поэтому отрезаем лишнее. Рисуем схему соединения банок, примеряем. Теперь все влазит)
bff01f

Делаем платформу для установки преобразователя и фиксации разъема EC5. Я использовал обрезок пластикового подоконника) Примеряем, размечаем, вырезаем. В корпусе делаем отверстия под разъем EC5 и выходы преобразователя:
a8de37

Готовим оснастку и силовые провода под пайку в разъем EC5. Для этого я использовал газовую мини-горелку. Если интересно, можно посмотреть видео такого процесса пайки из одного из предыдущих обзоров www.youtube.com/watch?v=eXV-cW0vm6M После пайки защелкиваем гильзу в разъеме используя ответную гильзу для центровки. Минусовой провод распускаем на 3 части для припайки к банкам, а плюсовой обжимаем наконечником для подключения к шпильке выключателя. Делаем плюсовой коллектор из 3-х проводов сечением 4 мм2, обжимаем наконечником и изолируем термоусадкой. Получился такой забавный человечек)
48c906

Обматываем платформу для установки преобразователя и разъема EC5 каптоновым скотчем, преобразователь фиксируем двумя стяжками к платформе, к минусовому проводу припаиваем минусы преобразователя, индикатора и прикуривателя, изолируем термоусадкой и каптоновым скотчем. Последовательные соединения 4S секций паяем проводом 4 мм2, а параллельные проводом 1 мм2. Плюсовые провода припаиваем к 4S секциям банок:
2aa8dd

Припаиваем минусовые провода и изолируем термоусадкой. Монтируем выключатель, затягиваем корончатой гайкой плюсовой наконечник:
a5e2f7

Провода прикуривателя дополнительно изолируем каптоновым скотчем, ставим автоклеммы под выводы гнезда прикуривателя, изолируем термоусадкой и каптоновым скотчем. Из электрокартона делаем защитный экран для аккумуляторов и дополнительно обматываем каптоновым скотчем. Подключаем и проверяем все нагрузки:
b8a33d

Силовой модуль для установки в корпус готов:
efa5bd

Размечаем крышку, вырезаем отверстия, примеряем…
5d0599

Все готово!
4e7490

Рядом с суперконденсаторным джамп стартером:
19b566

Зарядка суперконденсаторного джамп стартера от LiFePO4 джамп стартера:
31db62

Проверка перед полевыми испытаниями на автомобиле

Проверяем работу прикуривателя. Измеряем лампочки 5 Вт и 10 Вт для проверки точности шунта на малых токах. Делаем проверку нагрузочной вилкой.

Тестер параметров аккумуляторов aliexpress.com/item/33041641691.html в связке с 200 амперным шунтом показал ток 99.2 ампер и мощность 1.1 киловатт. Напряжение при таком токе упало с 13.1 вольт до 11.2 вольт. Полученные результаты считаю вполне приемлемыми.

Запуск автомобиля без АКБ с помощью LiFePO4 джамп стартера

Тестовый автомобиль с бензиновым двигателем 1.6 л и стартером 1.4 КВт.
Запуск автомобиля без АКБ делается для создания максимальной нагрузки на джамп стартер. При обычной схеме подключения бустера параллельно исправной, но разряженной АКБ, запустить двигатель будет еще легче. Для запуска без АКБ я использую стартовые провода без диодов, чтобы избежать возможного повреждения генератора и остального электрооборудования автомобиля. При обычной схеме подключения (т.е. параллельно АКБ) используются стартовые провода с диодами.

Проведено 2 запуска (оба успешные), с интервалом примерно 10 минут, без подзарядки джамп стартера. Вообще я планировал делать запуски до полной разрядки джамп стартера, чтобы подсчитать количество запусков на одном заряде. Но человек предполагает, а природа располагает). Начался снегопад и планы пришлось поменять.

Максимальный ток, зафиксированный тестером, составил 142 ампера. На каждый запуск было потрачено около 1 ватт·часа энергии, для моего автомобиля. А энергия джамп стартера 99 ватт·часов. Чисто теоретически получается, что количество запусков на одном заряде может быть не один десяток. Но это надо проверять на практике и при возможности я это сделаю, т.к. самому интересно.

Также видно, что после запуска двигателя и начала работы генератора начинается зарядка джамп стартера током примерно 30 ампер. Это порог длительного максимального тока заряда 30 ампер (3 х 10 ампер) и не превышает максимальный кратковременный ток заряда (10 секунд) 60 ампер (3 х 20 ампер), для конфигурации 4S3P.

В целом, результаты полевых испытаний считаю также вполне приемлемыми.

Результат проекта
60e50e

DIY джамп стартер на LiFePO4

Джамп стартер входит в такой портативный набор для гарантированного запуска двигателя в случае разрядки АКБ:
125414

Также в этот набор входят:
— Стандартные стартовые провода сечением 5,26 мм2 (10AWG) с диодами;
— Усиленные стартовые провода сечением 10 мм2 — обзор;
— Кабель заряда джамп стартера от прикуривателя;
— Кейс.

Спасибо за просмотр этого обзора! Буду рад, если какая-то информация из него вам пригодится.

6295fa

О компании Lithium Werks

Lithium Werks это датско-американский производитель литиевых аккумуляторов и аккумуляторных модулей. Сайт компании lithiumwerks.com В марте 2018 г. Lithium Werks купил производственные предприятия A123 Systems в г. Changzhou (Китай) по изготовлению цилиндрических LiFePO4 аккумуляторов у текущего владельца A123 Systems, компании Wanxiang Group (Китай). A123 Systems сейчас по-прежнему производит LiFePO4 аккумуляторы, но только призматические ячейки. Вместе с этими заводами и их персоналом A123 Systems также передал Lithium Werks все технологии, разработки, ноу-хау и патенты на цилиндрические LiFePO4 аккумуляторы. Сейчас Lithium Werks в совокупности владеет более чем 420 патентами на материалы катодов, техпроцессы и конструктивы ячеек и модулей, полученными от A123 Systems и Valence (производитель LiFeMgPO4 и LiFePO4 модулей, также приобретенный компанией Lithium Werks).

Спецификация LiFePO4 аккумуляторов Lithium Werks ANR26650M1B

Основные параметры аккумуляторов приведены на сайте производителя lithiumwerks.com/power-cells/ Полную спецификацию в PDF можно получить после заполнения опросника (ссылка придёт на указанный при заполнении email). Или воспользоваться полученной мной ссылкой
Ресурс LiFePO4 аккумуляторов A123 Systems

Срок службы аккумулятора определяется до момента уменьшения его емкости до 70-80% от первоначальной. При этом количество циклов заряда-разряда банки 26650 (ток 1C-1C соответственно) при 100% глубине разряда (DOD) – более 10 тысяч. Для автомобильного применения срок службы LiFePO4 аккумуляторов A123 Systems оценивается как 15 лет и более. Эти данные приведены на стр. 3 документа Nanophosphate® Basics: An Overview of the Structure, Properties and Benefits of A123 Systems’ Proprietary Lithium Ion Battery Technology

Насколько безопасно постоянно хранить такое устройство в автомобиле?

При нормальной эксплуатации устройства с литиевыми аккумуляторами безопасны. Основная потенциальная опасность лития – пожароопасность. Она возникает при нарушении установленных условий эксплуатации (перезаряд, переразряд, закорачивание, несоблюдение температурного диапазона заряда/разряда/хранения) и механических повреждениях аккумулятора (раздавливание, протыкание аккумулятора металлическим предметом). Описанные факторы приводят к резкому неконтролируемому росту температуры аккумулятора (thermal runaway) из-за возникновения внутреннего короткого замыкания, его воспламенению и, для некоторых типов лития, взрыву аккумулятора.
Не все типы литиевых аккумуляторов одинаково опасны при нарушении правил эксплуатации. Например, вот поведение разных типов лития при термическом разгоне:
30f9cd
Источник, стр. 16

В документе «Безопасность литий-ионных аккумуляторов», подготовленном европейской ассоциацией RECHARGE проведено сравнение всех типов литиевых аккумуляторов, в том числе и по их безопасности (стр. 8):
3f3d48
Из нее можно сделать вывод, что LiFePO4 и LTO являются самыми безопасными из всех литиевых аккумуляторов.

Таким образом, при создании литиевого джамп стартера необходимо выбрать тип лития, подходящий для автомобильного применения (широкий температурный диапазон и минимальный риск пожароопасности) и обеспечить достаточную механическую и электрическую защиту аккумуляторов в корпусе устройства.

С точки зрения конструкции описываемого джамп стартера, он имеет выключатель / автоматический предохранитель, обеспечивающий одновременное отключение силового выхода и всех внутренних потребителей. Гнездо прикуривателя защищено отдельным предохранителем и отделено от аккумуляторов теплозащитным экраном (электрокартон+ термостойкий каптоновый скотч). Соединительные провода достаточного сечения имеют в критичных областях двух и трехслойную изоляцию (ПВХ+термостойкий каптоновый скотч+термоусадка). Джамп стартер собран в прочном пластиковом корпусе с толщиной стенок 3 мм и успешно выдерживает вес взрослого человека (проверялось). Для сравнения, толщина пластикового бензобака автомобиля не намного больше – в среднем 5 мм.

С точки зрения элементной базы джамп стартера, аккумуляторы Lithium Werks ANR26650M1B имеют сертификаты на соответствие стандартам безопасности и тестовым протоколам — UL 1642 (американский стандарт) и IEC 62133-2 (европейский стандарт).

Уровень безопасности конкретно для автомобильного применения, полученный после проведения испытаний аккумуляторов Lithium Werks ANR26650M1B по методике EUCAR – 4 балла и меньше (меньше лучше). Для автомобильного применения безопасным считается рейтинг EUCAR4 и меньше.

Поскольку к нашему сценарию использования устройства методика EUCAR имеет наиболее близкое отношение, расскажу о ней более подробно.

EUCAR (European Council for Automotive Research and Development) – это Европейский Совет по исследованиям и разработкам в автомобилестроении. EUCAR входит в состав ACEA (Ассоциация Европейских производителей автомобилей). Членами EUCAR являются BMW Group, DAF Trucks, FIAT Chrysler Automobiles, Ford of Europe, Honda R&D Europe, Hyundai Motor Europe, Iveco, Jaguar Land Rover, PSA Group, Renault Group, Toyota Motor Europe, Volkswagen Group, Volvo Cars и Volvo Group. Сайт организации www.eucar.be

Разработанная организацией EUCAR шкала определения уровней опасности литий-ионных аккумуляторов для автомобильного применения широко используется в настоящее время, позволяя описать типы потенциальных рисков, связанных с такими аккумуляторами. Ее можно посмотреть в том же документе «Безопасность литий-ионных аккумуляторов», стр. 19.
Детальный рейтинг аккумуляторов Lithium Werks ANR26650M1B по шкале EUCAR следующий:
97f251
Ниже мой перевод с комментариями:
2b4467

Я также сделал перевод и самой шкалы EUCAR для лучшего понимания:

Шкала уровней опасности EUCAR
99c7e8

В общем, выводы можно сделать такие:

Источник

Самодельный JUMP STARTER (джамп стартер) ДЛЯ ЗАПУСКА АВТО — если подвел Аккумулятор.

9376b74s 100

8f848cds 960

Много было случаев — то свет забудешь выключить то акум почти дохлый то сьездил до магазина и обратно акум не зарядился. Новый акум стоит очень дорого особенно хороший стоит 5-6 к 62-65а\ч — именно хороший не зря я купил тестер автомобильных аккумуляторов прибором Аutool BT360 — про него в следующей записи борт журнала.
Принял решение надо сделать JUMP STARTER (джамп стартер) чтоб не бегать и не просить во дворе чтоб прикурили.

Посмотрел видео как их делают ну и понеслась…

Пробывал с него заводить машину раз 10 так и не сел только вольтаж на нем чуть упал до 12.3v c 12.7v

4a048cds 960

3a048cds 960

eb068cds 960

b2448cds 960

56048cds 960

8e048cds 960

41048cds 960

9e048cds 960

b9048cds 960

Лада 21099 1998, двигатель бензиновый 1.5 л., 80 л. с., передний привод, механическая коробка передач — аксессуары

Машины в продаже

Комментарии 167

ec33e6u 60

Сейчас одна батарейка из твоего списка 4 с копейками рубля стоит…

9376b74s 60

ну кризис в стране.

e126df9s 60

45C в названии аккума — это ъарактеристика отдаваемого тока? И что лучше — большая или меньшая цифра?

35a955es 60

9376b74s 60

без понятия. Мой все есче живой и ни чуть не испортился.

08AAAgGTNOA 60

9376b74s 60

08AAAgGTNOA 60

Приветствую. То, что дизель тянет это хорошо. Сколько всего раз задействовал свой пускач в работе? Где-то читал, что срок жизни у них небольшой, типа в таких суровых условиях банки быстро деградируют и умирают.
Заказал у китов всю комплектуху, кроме липольки, жду каких-нибудь купонов на скидос, жаба советует подешевле.
По поводу диодов — их задача не только запереть обратный ток, они через себя при работе пропускают ток в прямом направлении, а это под 200 Ампер. При промерзшем двиге еще больше. Запас по току у диодов нужен хотя бы в полтора раза.

9376b74s 60

ну как собрал раз 40 уже прикуривал и себя и других людей
Полет нормальный. держит нормально
Щас проверил — все лето лежал с зимы — 12.2v. 1 банка — 4.06v. Вторая — 4.02v. Треться — 4.09v. заряжал зимой.

99b7f72s 60

А какое напряжение зарядки лефепо4?

99b7f72s 60

9376b74s 60

диоды. они нужны только чтоб бы ток от гены в 14 вольт не попер на все банки JUMP STARTER в противном случае он взорвется.

99b7f72s 60

Попробовал. Пока не взорвалось. А почему должно взорваться?

08AAAgGTNOA 60

Хочешь поиграть с обратным током на литий-ионную батарею? Флаг в руки. Только диоды сюда не дураки придумали ставить, и не оттого, что девать их некуда. Броски напруги от генератора после запуска могут быть до 50 В и более. Кратковременно, да. но вполне реально. Если твоя банка и не взорвется, то здоровья ей это явно не прибавит. А уж там решать только тебе — экономить на диодах или нет, хозяин — барин, какгрицца… Вот код товара на Алике: 32962470199 1.48$ за 5шт. Стоит твой риск экономии в полтора бакса?

99b7f72s 60

Думаю это фулпруф скорее. Если кто клещи забудет отсоединить. У меня плата отгорела при КЗ. собрал без диодов. Думаю ставить их обратно или нет.

9376b74s 60

Попробовал. Пока не взорвалось. А почему должно взорваться?

потому как на каждую банку идет с зарядки родной от 2.5-4.2V а с авто с гены идет больше 13-14.5V — акумы литиевые греются от такого и взрываются. — мало не покажется.

99b7f72s 60

а как, если они последовательно соединены?

9376b74s 60

hqdefault

99b7f72s 60

«пойдёт зарядка превышающая ток заряда и поауэрбанк может перегреваться…» Но тут такое дело во-первых после запуска я не собираюсь оставлять джампстартер подключенным, во-вторых весь ток потребляет родной аккумулятор, он же сглаживает напряжение не давая ему скакать (да и на нормальном генераторе скачков быть не должно). Ну и после запуска я же не газую.

Думаю что диоды актуальны в случае если на долго оставить его подключенным. Мне не нравится что диоды греются. Значит создают потери.

JAAAAgGAW A 60

диоды. они нужны только чтоб бы ток от гены в 14 вольт не попер на все банки JUMP STARTER в противном случае он взорвется.

Ток измерятся в амперах. Ток от гены не идёт, а вот от АКБ на стартер будет от 200 и более зимой.

Источник

Оцените статью
Avtoshod.ru - все самое важное о вашем авто