Дтп с электросамокатом и авто

Содержание

ДТП с участием электросамоката и автомобиля на дороге: кто виноват и что делать?

2021 05 24 163447 min

ДТП с электросамокатом

Чтобы выяснить, кто виновен в ДТП, произошедшем с участием электросамоката и автомобиля, а также при столкновении пешехода с таким устройством, нужно понять, какие действуют ПДД для этого транспорта в 2021 году. Всё так, потому что именно от наличия нарушения у одного из участников происшествия и отсутствие у другого прямо и непосредственно влияют на исход дела. О том, кто обычно бывает виноват в дорожно-транспортно происшествии с электрическим самокатом, как доказать свою невиновность, что делать, чтобы получить выплату за ущерб, выясним в этой статье. В частности, рассмотрим ситуации при ДТП с самокатами на проезжей части дороги, во дворах, если девайс оказался прокатным либо если речь идёт об аппарате без двигателя, в том числе у ребёнка. Обратите внимание, что всё нижеописанное относится также к другим подобным устройства: гироскутерам, сигвеям, моноколёсам и всему остальному, что имеет электромотор и на чём можно передвигаться.

ДТП с электросамокатом: кто обычно бывает виноват в 2021 году?

Не будем вас обнадёживать и сразу отметим, что чаще всего в судебной практике в судах нижних инстанций виноватым признают водителя автомобиля. А наездника самоката считают попросту пешеходом. Хотя, доля логики здесь есть:

Между тем, когда речь заходит об административном наказании за то или иное нарушение, здесь суды нередко «переобуваются», ведь большинство штрафов ГИБДД для водителя транспортного средства выше, нежели для пешехода. Да ещё и лишение прав можно назначить.

В итоге получаем противоречивую практику:

Ниже мы ещё рассмотрим актуальную судебную практику по данному вопросу. А пока выясним, как быть при сложившейся тенденции именно при дорожном происшествии с самокатами.

Kto vinovat v avarii s uchastiem avtomobilya i samokata na doroge

И что со всем этим делать?

Очевидно, тут нужно смотреть конкретные обстоятельства ДТП. Однако, обращаем ваше внимание, что в данной статье мы не будем занимать какую-либо конкретную позицию в защиту автомобилистов или самокатчиков. Но вы сами сможете правильно расставить приоритеты и использовать самые «удобные» для вас законодательные факты, будучи на любой из сторон дела.

Итак, если вы попали в такое ДТП, то, в первую очередь, необходимо выяснять следующие обстоятельства и факты.

Давайте по порядку объясним, что здесь к чему!

Кто виноват при ДТП с самокатом без двигателя?

Здесь всё проще всего и неблагоприятнее для водителя машины. Согласно определения в ПДД простой самокат, который приводится в движение исключительно ногами, не является никаким транспортным средством.

Таким образом, управляющий самокатом человек является пешеходом, со всеми вытекающими из этого последствия ДТП с участием автомобиля и такой категории участников дорожного движения. Такая авария равноценна, как если авто просто сбивает пешехода, либо если последний на роликовых коньках, скейтборде, на лыжах, в конце концов.

Что такое электросамокат по новым ПДД?

Однако, неверным будет заключение о том, что самокат с электрическим двигателем по сути также остаётся самокатом. В простонародье да, его можно оставить и так. Но Правила дорожного движения имеют своё мнение на этот счёт. Впрочем, не только ПДД едиными регламентируется такой вид транспортных средств.

Итак, сначала рассмотрим Правила. И здесь снова обращаемся к определениям.

А вот у Административного кодекса тоже есть мнение на этот счёт, оно похожее на ПДД, но несколько иное. Согласно Примечанию в статье 12.1 КоАП РФ, транспортным средством нужно считать любое устройство с мощностью электродвигателя более 4 кВт и максимальной скоростью свыше 50 км/ч.

PDD dlya samokatov

Чем отличаются эти нормативные акты? Именно они имеют решающее значение в обсуждаемой нами теме:

В каком случае это транспортное средство?

Таким образом, получаем, что электросамокат является полноценным транспортным средством в разборе ДТП при наличии всего одного основного критерия – его электродвигатель развивает более 250 Вт.

В противном случае в судебной практике 2021 года будет гораздо больше шансов, что его признают пешеходом, а вам как водителю машины будет гораздо сложнее доказать обратное. Хотя, здесь тоже есть важная тонкость, о которой мы ещё поговорим ниже касательно допуска электросамокатов к дорогам общего пользования, в том числе тротуарам и обочинам.

Когда самокатчик признаётся пешеходом?

Исходя от обратного, пешеходом во всех случаях признают самокат без мотора. И это закономерно и логично, согласно определения в ПДД.

Изменения в ПДД

Да, в настоящий момент готовятся поправки в Правила, где электросамокатчиков выделят в отдельную категорию – средства индивидуальной мобильности. И в этом случае они будут иметь определённые права на дороге. Если кратко, то их смогут наделить правом передвижения, похожим на велосипедистов. То есть на электросамокате можно будет передвигаться по краю проезжей части, а в ряде случаев – по обочине и даже тротуару.

Однако, по состоянию на 2021 год такие новые ПДД в силу ещё не вступили. И пока имеем то, что есть – электросамокаты никак в Правила не регламентированы. И на дорогах им делать нечего. Почему, узнаете немного ниже.

Важна инструкция к устройству!

А теперь перейдём к практике правоприменения. При попытке доказать одно из двух условий в случившемся ДТП: транспортное средство это или же пешеход, нужно опираться, собственно, на официальную информацию о характеристиках данного конкретного устройства.

И содержатся такие данные, очевидно, в инструкции к электросамокату либо его паспортных данных. Да, если вы являетесь наездником такого аппарата и пытаетесь доказать, что являетесь пешеходом, то для вас не должно быть проблемой просто показать эту информацию. Но что делать водителю автомобиля? Ведь у самокатчика нет обязанности разглашать такую информацию, а за непредоставление паспортных данных наказания ему никакого не будет!

Здесь тоже есть выход, но он сложнее. Придётся в рамках суда ходатайствовать об экспертизе для установления мощности электросамоката с целью определения, является ли он транспортным средством, согласно определения в Правилах.

Судья, как правило, должен удовлетворить такое ходатайство, и по результатам технической судебной экспертизы будет установлена мощность устройства.

Важная тонкость о допуске электросамокатов к дорогам

Но в инструкции в подавляющем большинстве случаев будет ещё одно важное упоминание, даже для самокатов с двигателем мощностью менее 250 Ватт.

Дело в том, что почти все производители электрических самокатов фактически снимают с себя ответственность за инциденты на дорогах фразой наподобие «Данной устройство не предназначено для использования на дорогах общего пользования».

Например, вот такая инструкция к одной из моделей:

Instrukciya k modeli elektrosamokata o neprigodnosti dlya dorog obshchego polzovaniya

Если такое упоминание к указанному электросамокату, который попал в ДТП с автомобилем, есть, то его эксплуатация на дороге была незаконной. Обратите также внимание, что к дорогам по тем же ПДД относятся тротуары, обочины.

Что это значит для судебной практики?

Итак, перейдём к ещё большей практике. Собственно, любое ДТП разбирает суд. Происшествие с участием автомобиля и электросамоката тоже. Только суды уполномочены устанавливать виновность тех или иных лиц. А вместе с виновностью и ответственность за причинение ущерба.

Это значит, что вам в рамках суда нужно будет доказывать, что. А что, собственно, доказывать? Выше мы описали, что правильной целью водителя машины должно являться склонение электросамоката в сторону транспортного средства. Значит ли это, что это поможет в невиновности авто в ДТП? Да, значит.

Дело в том, что Верховный суд в недавней практике прямо указал, что если кто-либо на дороге не имеет права на движение, то он не может иметь и преимущественного права на такое движение (пункт 14 Постановления Пленума Верховного суда №20 от 25.06.2019 г.).

Таким образом, если произошло ДТП с электросамокатом, и спор зашёл в сторону обязанности уступить дорогу одним из его участников, то здесь и обязанности у водителя автомобиля могло не возникнуть. Потому что уступать тому, кто не имеет права на движение, обязанности нет. Следовательно, виновен наездник электросамоката.

Обратите внимание, что речь идёт именно о тех случаях, когда ДТП случилось именно в рамках неустуления дороги. К таким ситуациям относятся следующие:

А вот если, к примеру, и водитель авто, и самокат двигались по тротуару, где автомобиль сбил последнего, то здесь виновность может быть обоюдная при правильном правоприменении. Но в судебной практике опять же, чаще всего виноватым сделают автолюбителя.

Однако, не всегда такая стратегия выигрыша дела может привести к успеху. Есть различные противоречивые судебные акты по таким спорам. Правда, большинство из них – по применению административного наказания (за пьяную езду на самокате или отказ от медицинского освидетельствования). А вот по ДТП актуальных судебных решений очень мало.

Sudebnaya praktika po DTP s uchastiem elektrosamokata

Например, в Казани судья, даже не заглянув в характеристики электросамоката просто указал, что это не транспортное средство, и на это всё. Вот официальная мотивировка суда:

Электросамокат транспортным средством в соответствии с пунктом 1.2 Правил дорожного движения не является, нормами действующего законодательства наличие специального права управления электросамокатом не предусмотрено.

Анализ положений пункта 1.2 не позволяет прийти к выводу о том, что электросамокат является транспортным средством и приравнивается по своим техническим характеристикам к мопедам. В соответствии с указанной нормой к мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие аналогичные технические характеристики.

В Орловской области суд на основании данных о том, что мощность самоката составляет 200 Ватт, пришёл к тому, что его наезднику следует назначить наказание как пешеходу.

Зато Тамбовский суд признал электросамокат транспортным средством, и судья привлёк его водителя к ответственности в полной мере как водителя ТС.

А вот ещё одно решение Татарстанского суда, где пьяного водителя электросамоката привлекли к лишению прав, признав его водителем транспортного средства. К такому выводу судья пришёл просто на основании того, что в свою защиту привлекаемое лицо не предоставило доказательств, что мощность устройства составляет менее 250 Вт.

Если самокат шеринговый?

Здесь всё и проще, и сложнее одновременно. Дело в том, что услуга проката – это коммерческая деятельность, которая регулируется законодательством о защите прав потребителей. В нашем случае статья 10 Федерального закона №2300-1 обязывает пункт шеринга электросамокатов доводить полную информацию до своего потребителя об услуге. В том числе и пункт из инструкции, что на дорогу на нём выезжать строго запрещено.

И вот в случае ДТП с электросамокатом потребитель услуги – то есть человек, взявший самокат напрокат – может переложить всю ответственность на пункт шеринга. Так предписывает пункт 1 статьи 12 того же закона.

Источник

Зло на двух колесах: как взыскать ущерб с водителя электросамоката

in article ec73d072c3

Зло на двух колёсах.

© Михаил Салтыков / коллаж / Ridus.ru

С начала года в Москве было совершено более 2,5 миллионов поездок на прокатных электросамокатах. Сейчас, по данным Департамента транспорта, в сервисах аренды электрогаджетов уже больше 600 тысяч пользователей, и эта цифра постоянно растет. Вместе с ней увеличивается и число неприятных дорожных происшествий, связанных с этим видом средства передвижения.

Так, буквально на днях на улице Садовая-Кудринская 26-летний москвич получил сотрясение мозга и травму живота из-за столкновения с электросамокатом, а неизвестный водитель двухколесного гаджета и вовсе, сбив девушку, скрылся с места происшествия. Несмотря на анонсированные столичной мэрией меры по регулированию езды на электросамокатах, очевидно, что работают они пока крайне слабо. Что неудивительно: ведь более 90% ДТП с самокатами в Москве приходится на личный транспорт и только 8% — на прокатный.

Пока наши законотворцы обдумывают новый закон о СИМ (средствах индивидуальной мобильности), а на дорогах, в парках и пешеходных зонах продолжаются хаос и травматизм, вместе с юристом Ильей Афанасьевым «Ридус» подготовил очередной полезный лайфхак о том, что делать, если вы пострадали от столкновения с электрогаджетом, который по текущим законам, верится вам в это или нет, несясь на вас со скоростью свыше 90 километров в час, все еще является пешеходом. И у него нет ни водительских прав, ни ОСАГО, ни, чаще всего, увы, даже никакого представления о правилах дорожного движения.

in article 638b500c16

Обстановка на месте ДТП после столкновения самоката и Toyota Camry на Алтуфьевском шоссе.

Как пояснил Илья Афанасьев, ущерб, причиненный автомобилю в ДТП с самокатом, возмещается на основании статьи 1064 Гражданского кодекса РФ.

В первую очередь необходимо зафиксировать происшествие. Если оно произошло на дороге, вызываем ГИБДД. Если на дворовой территории или в промзоне, на территории торгового или бизнес-центра, внеуличной парковки — просим прибыть на место участкового.

Получаем протокол или постановление о происшествии, где указаны персональные данные водителя самоката, и готовимся определить размер ущерба, который был нанесен вашему транспортному средству. Для этого либо назначается экспертиза, на которой производится оценка повреждений пострадавшего автомобиля, либо вы сразу обращаетесь в сервис, где уже по итогам проведенного ремонта получаете чеки и документы с описанием перечня работ и их стоимости.

Далее с заключением эксперта или фискальными документами из автосервиса (тут важно знать, что это не возмещение по ОСАГО и вы имеете право требовать оплаты за поврежденную деталь в полном объеме, даже если у вас старая машина, так как согласно постановлению Конституционного суда РФ от 2017 года ущерб рассчитывается в данном случае без учета износа!) вы можете составить досудебную претензию и отправить ее виновнику аварии — водителю самоката, объясняет юрист.

in article b155baf73b

Катание на электросамокатах.

В случае происшествий с травматизмом пешеходов используем ровно тот же самый алгоритм, что и при ДТП. Фиксируем событие в компетентных органах. Кстати, нелишним будет, если речь идет о столице, запросить видео с дорожных камер в Департаменте информационных технологий города Москвы. Далее идем к врачу и определяем характер травмы и стоимость лечения.

В случае установления причинения вреда здоровью можно потребовать не только полной компенсации расходов на лечение, но и возмещения морального вреда. Хотя из-за особенностей нашей судебной системы и самого отношения к ценности человеческой жизни это, увы, будет совсем небольшая сумма, — с сожалением отмечает Илья Афанасьев.

В том случае, когда в досудебном порядке договориться «миром» двухколесный водитель отказывается, необходимо обратиться с исковым заявлением в суд. Если имело место причинение вреда здоровью, то подать иск можно в судебный орган только по месту прописки. Если же речь идет о причинении вреда имуществу, иск предъявляется по месту жительства ответчика.

Как всегда, искренне желаем и надеемся, чтобы эти советы вам никогда не пригодились. Но если все-таки внештатная ситуация возникнет, теперь вы знаете, что нужно делать. А это уже полпути к ее благополучному разрешению!

Источник

ДТП с электросамокатом: как доказать невиновность и что грозит виновнику аварии?

blank

Отношение к электро-самокатчикам в обществе – неоднозначное. Есть аккуратные водители, которых почти не замечаешь. А есть настоящие гонщики, которым прорываются сквозь поток пешеходов и машин. Многие специально покупают электросамокат, чтобы гонять.

На средства индивидуальной мобильности (СИМ) надеются и власти, и урбанисты. «Города – не для машин», заявляют они, беспокоясь не то об экологии, не то о доступности парковок. Пока что СИМы привели лишь к появлению принципиально нового вида ДТП. Столкновения электросамокатов с машинами происходят всё чаще.

И, как правило, в аварии винят владельцев транспортного средства с четырьмя колёсами. С чем большинство водителей не согласятся – принципиально. К ДТП с электролётчиком нужно быть готовым – хотя бы морально. А мы сейчас разберём юридическую сторону вопроса и выясним, как доказать невиновность в этой аварии.

ДТП с электросамокатом: как это происходит?

Владельцы СИМ и автомобилисты пересекаются в нескольких местах:

Важно! Лица, передвигающиеся на электросамокатах, приравнены к пешеходам. При движении по ПП и тротуару у них – приоритет

Средняя скорость пешехода – 6 км/час, в то время как самокаты легко разгоняются до 15-25 км/час. Соответственно, расстояние в 10 метров наездник на СИМ преодолеет за 2-3 секунды, в то время как пешеходу потребуется в 3-4 раза больше времени. На дороге траекторию электросамоката можно просчитать, а на пешеходном переходе или во дворе – сложнее.

Важно! Водитель автомобиля подлежит уголовной ответственности по ст.264 УК РФ лишь в том случае, если его действия состоят в прямой причинно-следственной связи с ДТП.

ДТП с электросамокатом: алгоритм действий

Разумеется, важно спасти жизнь и здоровье пострадавшего. Следующая задача – доказать, что водитель машины не мог предотвратить аварию. Сделать это нелегко, не всегда поможет даже видеорегистратор, если самокат приближался сбоку (например, на пешеходном переходе).

Что делать? Сразу вызвать «Скорую помощь», обозначить место ДТП. Не будем давать советы о том, как лучше лечить пострадавшего – на эту тему статей немало. После того, как помощь пострадавшему оказана, нужно позаботиться о себе – водителе.

Обратите внимание! Если протокол осмотра составлен не был, место ДТП затем будут восстанавливать по памяти очевидцев. Разумеется, шанс доказать правоту в этом случае минимальный

Если дело возбудили: чего требовать?

Итак, уголовное преследование может иметь место, если в ДТП человек погиб или получил тяжкий вред здоровью. В ситуации с электросамокатами степень повреждений определяется не сразу. Уголовное дело возбудят спустя несколько дней, и доказательства невиновности будут утрачены.

Вот почему так важно самостоятельно вызвать ГИБДД и требовать составления протокола осмотра. Если же дело возбудили, нужно принять самое активное участие в следственном эксперименте. В интересах обвиняемого установить скорость передвижения транспортных средств как можно более точно. Почему это важно? Чем медленнее ехала машина и чем быстрее – самокат, тем выше шансы доказать невиновность.

От следователя нужно потребовать:

Шансы на оправдание и судебная практика

Большинство спорных ситуаций связаны с частями 1 и 3 ст.264 УК РФ – это ДТП с тяжкими последствиями, но без отягчающих обстоятельств вроде опьянения или оставления места аварии. Безжалостная судебная статистика утверждает, что шансы на оправдание – минимальны. В 2020 г. по ч.1 ст.264 УК РФ признано невиновными 4 водителя против 3299, по ч.3 ст.264 УК РФ – 6 против 1924. Но нужно понимать, что в спорных ситуациях дело просто не доходит до суда.

blank

Важно! Отдельной статистики по ДТП с самокатами не ведётся

Если судебные приговоры в свободном доступе имеются, то постановления следователей – нет. А ведь именно в них чаще описаны ситуации, когда водитель не мог предотвратить ДТП. Но обратимся к вердиктам Фемиды. Что происходит, если подсудимый не оспаривает вину? Никто даже не будет исследовать доказательства.

Приговором Люберецкого горсуда от 09.10.2020 признан виновным С. по ч.1 ст.264 УК РФ. Он совершил ДТП на пешеходном переходе, который переезжал несовершеннолетний ЖДЮ. Ребёнку были причинены тяжкие телесные повреждения, в том числе – перелом большеберцовой кости. Наказание – штраф в размере 30 тысяч рублей, в счёт возмещения вреда перед потерпевшим взыскано 500 тысяч рублей, за оказанную медпомощь – 255470 руб.

Аналогично, без исследования доказательств, по той же статье постановлен приговор Прикубанского райсуда г.Краснодара от 23.01.2020. Обвиняемый Щ., двигаясь на «Киа Рио», при повороте налево совершил столкновение с потерпевшим на электросамокате. По версии обвинения – не уступил дорогу, хотя само по себе это не является основанием для привлечения к ответственности. Мог ли Щ. предотвратить ДТП? История умалчивает. Наказание – 1 год ограничения свободы.

Что будет, если сразу не вызвать ГИБДД? Шансы доказать невиновность падают до нуля. Это видно из приговора Октябрьского райсуда г.Иваново от 23.09.2019. Обвиняемый Л., двигаясь задним ходом, совершил столкновение с К. на самокате (правда, без электропривода). Главная ошибка Л. в том, что он понадеялся на несерьёзность ситуации. После ДТП обвиняемый передвинул машину, поехав в больницу. Наказание – 1 год ограничения свободы, 600 тысяч рублей взыскано в счёт компенсации морального вреда.

Приговор Ленинского райсуда СПб от 27.02.2020 на первый взгляд выглядит однозначно. Водитель грузовика повернул направо, через пешеходный переход, двигаясь около 10 км/час. Тут же под его колёсами оказалась девушка, которая ехала на самокате. Водитель вину признал, поэтому доказательства никто серьёзной критике не подвергал. И всё же, на мой взгляд, в этом деле не всё понятно, кроме наказания – 2 года лишения свободы (условно) с запретом управления автомобилем на 3 года.

Резюме. За честное имя стоит побороться

По мере популяризации электросамокатов, ДТП с ними будут происходить всё чаще. Чтобы получить хотя бы минимальный шанс доказать невиновность, нужно действовать хладнокровно. Во-первых, следует оказать помощь пострадавшему, обозначить место ДТП. Во-вторых, тщательно зафиксировать картину происшествия, а ещё – вычислить скорость, с которой двигался самокатчик.

Если водитель не располагал возможностью предотвратить ДТП, уголовной ответственности он не подлежит. Да и размер морального вреда, подлежащего взысканию, в этом случае меньше. На практике отыскать приговоры, где водитель в такой ситуации не пытался доказать невиновность, не получилось. Всё потому, что такие дела до суда просто не доходят и «разваливаются» на следствии.

Источник

МВД сообщило о росте числа ДТП с электросамокатами в полтора раза

756360759840366

С начала года в ДТП с электросамокатами погибли десять человек, еще 438 пострадали, сообщили ТАСС в пресс-центре МВД.

Всего за девять месяцев произошло 416 аварий с участием средств индивидуальной мобильности — электросамокатов, гироскутеров, сигвеев, моноколес и других. Это более чем на 50% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

756353675594497

На фоне роста популярности электросамокатов и увеличения числа ДТП с ними власти ввели ряд ограничений. В Москве и Петербурге для этого вида транспорта установили предельную скорость — 25 и 20 км/ч соответственно, а также создали «запретные» или более «медленные» зоны.

Основатель сервиса Whoosh Дмитрий Чуйко в интервью РБК говорил, что угрозу представляют именно мощные самокаты, особенно частные, «которые гоняют по 80 км/ч». В целом же небезопасность электросамокатов «немного демонизирована», считает он. «Небезопасны быстрые, мощные самокаты и пьяные люди, которые на них едут. Если посмотреть на видеоролики, которые гуляют в интернете, в большинстве из них есть автомобиль, который либо едет на красный свет, либо на тротуаре или еще как-то сбивает человека на самокате. Этот человек мог быть сбит и без самоката», — сказал Чуйко.

Эксперты «АльфаСтрахования», в свою очередь, выяснили, что в 90% аварий с электросамокатами травмы получают сами пользователи электросамокатов, в то время как третьи лица, например пешеходы и автомобилисты, страдают лишь в 6% случаев. В таком случае «травмоопасность для окружающих при управлении электросамокатом значительно ниже общепринятых представлений», а случаи причинения самокатчиками вреда окружающим «носят единичный характер», говорится в исследовании.

Разработкой правил дорожного движения для электросамокатов и других средств индивидуальной мобильности (СИМ) занимаются МВД и Минтранс. В октябре они подготовили поправки в ПДД, которые выделят СИМ в отдельную категорию транспортных средств. Их максимальную скорость предложили ограничить 25 км/ч, а массу — 35 кг при передвижении по тротуару и в пешеходной зоне.

Источник

Оцените статью
Avtoshod.ru - все самое важное о вашем авто