Драм машина roland tr 808

Roland TR-808, его бочка и почему это до сих пор интересно

Анонс

1 preview picture

DJSTORE

Эту статью можно не только прочитать, но и прослушать:

История одного из самых узнаваемых звуков электронной музыки

4443 roland 808 kick image

Roland TR-808 поступил в продажу в 1980 году и сразу же стал пользоваться спросом у продюсеров. В поп-музыке 80-х 808-й встречается постоянно, от Sexual Healing Марвина Гея до I Wanna Dance With Somebody Уитни Хьюстон.

За годы 808-й стал не только образцовой драм-машиной; особенно узнаваема его бочка. Хотя в действительности бочку в стиле 808 можно услышать не только из самого Roland TR-808 (остальных звуков 808-го это тоже касается). Сегодня вы скорее услышите софтовую эмуляцию или звук современного клона, чем оригинал. Например, звуки TR-808 можно услышать в Roland TR-08, Roland DJ-808, Roland DJ-202, Tiptop Audio RS808 и многих других. А Behringer зимой 2019 года на выставке NAMM 2019 анонсировали свой клон легендарного RD-808.

Одна из главных причин — в том, что TR-808 по современным стандартам очень ограниченный девайс. Например, если взглянуть на ту же дорожку бочки, то там можно обнаружить всего три регулятора: Level отвечает за громкость, Tone за эквализацию и Decay за затухание. Очевидно, тут не хватает регуляции высоты тона. Для работы довольно неудобно, когда бочка имеет такой характерный и нерегулируемый тон, как у 808.

В теории, основной тон бочки этой драм-машины составляет 56Гц, при параметрах Decay и Tone, выставленных на 12 часов. Грубо говоря, это расстроенная нота «Ля» (A = 55Гц). При этом, на деле высота тона не всегда одна и та же, и может слегка изменяться при смене Decay и Tone. Кроме того, мы говорим о старом аналоговом устройстве, поэтому два 808-х, звучащих в идеальном строю друг с другом, не найти.

Опытные продюсеры знают, что настройка бочки в тональность трека помогает гармонично расположить ее в аранжировке. И на самом деле, в большинстве случаев звук бочки TR-808 на классических треках — это семплы или звук реплики. Уже в начале 80-х продюсеры стали семплировать звук бочки, чтобы в дальнейшем его можно было обработать.

Сейчас у нас гораздо больше возможностей. Можно купить семпл-паки, создать собственный пак или использовать софтовую эмуляцию. Начать можно с отличного плагина Nepheton от D16, где содержатся качественно собранные звуки TR-808, которые можно настраивать, обрабатывать и автоматизировать в реальном времени.

TR-808 полностью соответствует понятию «легендарный». Этот инструмент определил спектр жанров 80-х и до сих пор звучит актуально.

Источник

Драм машина roland tr 808

От провала к триумфу.

«Она была в производстве всего три года, оказавшись коммерчески провальной.

Так как же она, в конечном итоге, стала инструментом будущего?»

Эта история берет начало в японском городе Осака, в далёком 1930 году, в котором родился человек по имени Икутаро Какэхаши. Окончив техническую школу механики и инженерии, после Второй мировой войны Икутаро планировал продолжить учёбу, однако был вынужден переехать в Такатихо, где научился ремонту часов и открыл мастерскую «Kakehashi Watch Shop». В 1950 году он заболел туберкулезом и провел четыре года в клинике. Выписавшись из неё, Какэхаши открыл в Осаке розничный магазин электроники «Kakehashi Radio Shop», который сменил вскоре название на «Ace Electrical».

В 1960 году мистер Кей перепрофилировал компанию на производство электронных органов. Сначала дела пошли не очень хорошо, тогда инвестор и по совместительству основной акционер компании Сакато Шокаи заключил контракт с брендом «National», по совместному созданию и продвижению электрооргана «National SX-601». Это сотрудничество привело Какэхаши к финансовому успеху и уже в 1970 году позволило организовать совместное производство с компанией «Hammond», вылившееся в предприятие «Hammond Int. Japan» и в строительство крупной фабрики. Одной из причин популярности марки стала ритм-машина, разработанная «Ace Electrical», которая имитировала звуки перкуссии при нажатии на кнопки. Автоматическая версия данной ритм-машины под названием «Ace FR-1» становится первым успешным продуктом в США.

Смена акционеров, с которыми Какэхаши не нашёл общего языка, привела к расставанию с «Hammond». И в 1972 году Икутаро решил основать новую, самостоятельную компанию. Так и появился бренд «Roland», один из мировых лидеров в области электронных музыкальных инструментов и контроллеров.

Выпустив в 1978 году первую программируемую драм-машину «CR-78», разработанную вместе с музыкантом и инженером Доном Льюисом, «Roland» получает признание в музыкальной индустрии.

Затем, в 1980 году, случилось знаковое событие, призванное изменить ВСЁ. Выпуск в сотрудничестве всё с тем же Льюисом драм-машины «Roland TR-808» со встроенными пресетами ударных, на которых была построена вся история современной электронной музыки.

«TR-808» не была направлена на профессиональный музыкальный рынок, а предназначалась для создания демо-записей барабанных партий. Для выстраивания структуры того, что в дальнейшем будет сыграно вживую. В то время носители памяти для хранения семплов стоили больших денег, и это вынудило компанию разработать машину, способную синтезировать звуки путем запуска электрического тока через транзисторы. Транзисторы, приобретенные для сборки, оказались дефектными, и это отразилось на звучании модели. Целью Роланда было воссоздать реальные звуки ударных, но звуки ударных «808-ой» звучали очень нереалистично. Электронная музыка ещё не стала мейнстримом, и профессиональные музыканты хотели использовать ударные, которые звучали бы реалистично. Вдобавок к этому, она была подвергнута критике за ограниченное количество встроенных звуков. Все эти факторы повлекли за собой коммерческий провал и малый срок производства модели. За три года было выпущено всего 12 000 экземпляров.

Но оригинальный звук устройства хоть и не сразу, но всё же обрел несметное количество поклонников. С ценником в 1195 долларов «TR-808», выглядел довольно выгодной альтернативой конкуренту Роланда, драм-машине с банком семплов,«Linn LM-1» стоимостью 5000 долларов. Артисты и продюсеры андеграунда начали активное пользование «808» из-за доступности и особенного звучания, к концу 80-х возведя её в статус легенды.

«Ударные, по сути, были барабанами, ими не являясь.

Это было чем-то новым, футуристичным и уникальным»

Всё было просто донельзя, 16 бортовых звуков, генерируемых с помощью аналоговых схем, каждый раз с нуля, что давало вариативность звучания. Плюс простой интерфейс, позволяющий быстро и легко визуально воспринимать и задавать партии. Машина дала шанс кому угодно стать продюсером, не имея музыкальной подготовки. Бери и используй, нарушай правила, твори историю.

Музыкантов особенно привлекала кик-бочка с глубоким басом, которая стала «краеугольным камнем» в большом количестве жанров. Её влияние на хип-хоп сделало материнскую драм-машину одним из самых влиятельных музыкальных изобретений последних нескольких десятилетий, что сравнимо со знаковостью гитары «Fender Stratocaster» в роке.

Именитые разработчики называли «TR-808» произведением инженерного искусства и шедевральным детищем Roland Corp. «808 звучит гипнотически, оригинально, неповторимо самобытно и футуристично», – говорили они, озираясь на музыкальную индустрию.

«Roland» стал чемпионом в электронной музыке, став основным инструментом её создания.

Позднее Какэхаши хотел запустить повторное производство модели, но производственные усовершенствования полупроводниковых соединений с развитием технологий сделали невозможным пополнить запасы дефектных транзисторов, и идея перезапуска драм-машины, отказавшейся умирать, сошла на нет.

Для тех, кто хочет увидеть воочию «Roland TR-808» перед собой в наши дни, может найти её со вторых, если не третьих рук от 2500 долларов и выше.

Влияние и наследие

«Roland TR-808» смог оказать огромное влияние на музыку, подарив миру неисчислимое количество культовых хитов, изменивших музыкальный мир планеты Земля. А его звуки продолжают активно использоваться в популярной музыке и по сей день.

Впервые «TR-808» был использован в 1980 году пионерами японского синти-попа, группой Yellow Magic Orchestra, в треке «1000 Knives». В 1982 году икона соула Марвин Гэй при помощи «808-ой» выпустил всемирный хит «Sexual Healing», вошедший в список «500 величайших песен всех времён» по версии Rolling Stone.

В этом же году, вдохновившись первыми диджеями Бронкса, такими, как DJ Kool Herc и Kool Dee, идеолог и лидер Zulu Nation, Африка Баамбата, вооружившись «TR-808», как основным инструментом, совместно с Soulsonic Force, выпускает концептуальный сингл «Planet Rock» с космической перкуссией, который сразу же начал греметь на танцполах США и Европы. Это было объединением электронной музыки, уличной культуры и черной музыки. «Planet Rock» не столько поставил «808» на карту индустрии, сколько переориентировал весь мир пост-диско танцевальной музыки вокруг него. Композиция знаменовала рождение хип-хопа как явления и повлияла на развитие множества поджанров. Песня вмиг стала всемирным феноменом, популяризировав драм-машину среди артистов и продюсеров, тем самым дав более мощное значение слова «барабаны», а драм-машине – статус монументального музыкального инструмента будущего.

В Объединённом Королевстве «Roland TR-808» была популяризирована электронной группой «808 State», образованной в 1984 году. С подъёмом rave-культуры в мейнстрим, предшествующей Acid-House’у, звук «808» стал основным резидентом на британских радиостанциях.

Использование «Roland’a» Риком Рубином в 1984 году привело к созданию Def Jam Recordings. Рубин начал работать с Beastie Boys и вывел собственную технику накладывания ударных поверх друг друга, создавая звук, способный разорвать акустические системы. Два года спустя Рубин забросил альбом Beastie Boys «Lecensed to ill», в топ чарта Billboard.

Также «TR-808» дал второе дыхание изживающей себя поп-музыке первой половины 80-х, слив воедино танцевальную музыку, ретро-электро и хип-хоп, тем самым добавив в неё новизны и раздвинув границы звучания, и сыграв важную роль в смене традиционной структуры поп-музыки и в её прогрессе.

В 1994 году «808» попадает в альтернативный рок при помощи группы Nine Inch Nails, которая использовала его в сингле «Closer», сделав его вездесущим на альтернативных радиостанциях США.

Знаменитая драм-машина коснулась практически всех направлений современной музыки, изрядно наследив отпечатками.

Такие артисты как Run-DMC, LL Cool J, Public Enemy, Dr Dre, Michael Jackson взяли в свой арсенал драм-революционера. Взамен же «TR-808» взял на себя ответственность за их успех.

«808-бочка», стала настолько неотъемлемой составляющей хип-хопа, что теперь невозможно представить, как бы звучал жанр сегодня, и насколько бы отставал от музыкальной эволюции наших реалий. «808-драм» в ДНК культуры и является движущей силой её развития и вытекающих направлений.

В 2004 году хит Usher’a «Yeah», спродюсированный Lil Jon’ом на «808-х», становится глобальным танцевальным синглом, построившим мост между жанрами и собравшим удивительное разнообразие слушателей, будь то любители поп-музыки или гетто-саунда.

«TR-808» настолько вездесущ на протяжении многих лет, что его драмы будто являются самостоятельным языком выражения

Альбом Kanye West’а «808’s & Heartbreak» – трибьют и дань уважения драм-машине, в котором она является основополагающей концепта пластинки. West имел ряд правил для его записи, включая директиву, что каждый трек должен быть сделан при помощи японской легенды. Канье, ведомый ритмом «808», выходя за стены жанра, сквозь релиз будто признаётся в любви устройству.

Отсылки в текстах к «808» можно услышать в треках у таких артистов как Beastie Boys, Lil Wayne, Outcast, Robby Williams, Kelis, Ke$ha, Ryan Lewis, Macklemore, Britney Spears и др. Её «808-кик» часто используется в качестве метафоры сердцебиения, например в песнях Мадонны и Рианны.

«Продюсеры ищут ударники среди тысяч семплов, а в итоге

возвращаются к «808-м». Число 808 – константа в хип-хопе.»

Сейчас звук «808-ой» – основа молодежной урбан-культуры, в частности, трилл-фонка, трэпа, клауда, видвейва и других направлений.

Южные продюсеры не расстаются с «808-бочкой» как в 90-е, так и сейчас. Trill Phonk, мемфисский стиль, который за последние годы обрел популярность в СНГ и наряду с Miami Bass заложил основу для образования таких южный стилей, как Bounce, Crunk, которые явились слушателю миксом из повторяющихся хуков и машинных ритмов «Roland TR-808».

Первыми диджеями, зародившими мемфисскую волну, стали DJ Spanish Fly и Dj Paul, основатель объединения Three 6ix Mafia – идолов трилла, благодаря которым стиль разошелся по всему миру. Фронтмен группы Juicy J ушел в Trap, всё так же не расставаясь с «808-ми».

Продюсер Lex Luger, кому приписывается популяризация современного трэпа, начал набирать обороты после того как вывел свой фирменный звук, явившийся масштабным использованием «808-х», хрустящих снэйров, быстрых хай-хэтов и эпичного сопровождения.

Треки «I Don’t Like» и «Love Sosa» Chief Keef’a породили новый поджанр трэпа, названный дриллом. Звучание работ Люгера существенно повлияло и на дрилл. Помимо него предвестниками дрилл-движения послужили Dramma Boy и Zaytoven.

В 2012 году электронная танцевальная музыка EDM, являющаяся производной трэп-музыки, набирает всё большую популярность. Такие представители электронной сцены как Diplo, Baauer, Keys’N’Krates, Yellow Claw создают огромный резонанс, экспериментируя над звуком и выводя его производные формы. «EDM Trap» приобрёл черты звучания техно, даба и хауса с семплами «808»-барабана и вокальными семплами, характерными для трэпа.

«Roland TR-808» является одним из самых влиятельных изобретений в музыке, породившим индустрию машин-клонов и библиотек семплов. Семплы её ударников имеются практически у каждого уважающего себя продюсера. Почти невозможно найти программный синтезатор или драм-машину, которые не имеют в цифровой форме воссозданные версии её звуков.

Действительно, данному устройству стоит выразить дань уважения за столь обширный вклад в музыку и за толчок в развитии индустрии производства музыкального оборудования. Можно с уверенностью утверждать, что на наш век ещё выпадет множество направлений, в которых этот «DeLorean» от «Roland» сыграет одну из ключевых ролей, существуя вне времени, но безустанно двигаясь в будущее.

Источник

Загадочное сердце драм-машины Roland TR-808

65dc19c4ab2952874db329cdaef734c8

История особого транзистора, находившегося в самом центре легендарной драм-машины

В 1970-х и 80-х, в золотую эпоху дизайна синтезаторов, несколько производителей выделялись постоянно высоким качеством своей продукции и прекрасными электронными схемами. Во многих случаях ситуацией заправляли японские компании, их инструменты были результатом прекрасной работы инженеров, причём как изнутри, так и снаружи – качественные корпуса, печатные платы и прекрасный выбор компонентов позволяли создавать надёжную электронику. Компания Roland славилась и славится своими синтезаторами и другими инструментами, и одним из самых влиятельных и известных из них была драм-машина TR-808. Её влияние на современную музыку и культуру 1980-х было, мягко говоря, беспрецедентным. Она существует уже почти 40 лет, за ней охотятся многие ценители, музыканты любят её использовать, и она редко появляется на рынке подержанных инструментов.

723d578cd28bc8b2754bb69d27f3c28e
Оригинальная TR-808 с некоторыми изменениями

У TR-808 интересная история, и неудивительно, поскольку жизненный путь основателя компании Roland, Икутаро Какэхаси, невероятен. Начало его жизни отмечено удивительными творческими порывами, упорством и стремлением к цели; он сталкивался и преодолевал такие препятствия, которые заставили бы большинство людей сдаться. Его историю стоит прочесть как пример неукротимой настойчивости и силы духа.

Какэхаси был прекрасным инженером-разработчиком, он создавал ранние продукты Roland, одновременно развивая и управляя компанией, и путешествуя по миру с рекламой её инструментов. Инструменты на основе твердотельной электроники были редкостью, когда он только основал Acetone, а затем и Roland. Затем, к началу 1980-х процессы изготовления компонентов уже достаточно хорошо развились, но в каждой партии полупроводниковых элементов, интегральных схем и транзисторов, существовал довольно большой процент отбраковки – возможно, из-за неровного качества материалов подложки, температурных колебаний, и так далее. Производители проверяли каждую партию, размечали элементы в зависимости от их электрических характеристик, и маркировали их соответствующим образом перед отправкой. В каждой партии могло появиться несколько транзисторов различного типа, в зависимости от качества их работы. Некоторые так сильно отличались друг от друга, что их просто забраковывали. Они могли работать вполне неплохо, просто не вписываться в характеристики любого из пунктов номенклатуры. И здесь начинается странная глава истории Roland TR-808 Rhythm Composer.

Отвергнутый транзистор в центре Roland TR-808

6057dff9c790df39ea2edd123d2ea860
Некоторые «старые новые» транзисторы из оригинальной партии 1970-х годов

На фото выше показаны особые транзисторы. Номер детали проставлен от распространённого транзистора 2SC828-R. Их уже не выпускают, но они ещё продаются у множества поставщиков электроники, и стоят не более 30 центов за штуку. Это простые n-p-n транзисторы общего назначения, используемые в аудиотехнике и переключателях. «R» означает рейтинг усиления постоянного тока. Их производили несколько компаний, в том числе, Toshiba и Panasonic. Технически говоря, напечатанные на этих транзисторах символы некорректны, они на самом деле не относятся к серии 2SC828 – это, по сути, отбракованные транзисторы, на которых всё ещё напечатан номер детали 2SC828-R, но которые не прошли тестирование на производстве.

В этой статье речь идёт о небольшой партии транзисторов, которых отвергли на основании «несоответствия спецификации», а затем продали компании Roland. Мазок краски на верхней части транзистора отмечает их уникальность и крайнюю редкость. Краску нанесли на фабрике Roland в конце 1970-х, чтобы отметить, что эти транзисторы имеют уникальные характеристики, и их можно использовать в качестве источника шума в новой драм-машине TR-808 Rhythm Composer.

Как именно Какэхаси наткнулся на эти детали, неизвестно, хотя у него должны были быть связи с производителями деталей, использовавшихся компаниями Acetone и Roland. Часть этой истории он рассказывает самостоятельно, в конце прекрасного документального фильма 2015 года «808». Там он говорит, что при производстве партии из 10 000 транзисторов лишь 2-3 процента могли оказаться «дефектными», и он приобретал эти отвергнутые детали, становившиеся жизненно необходимыми для «резкого» звука TR-808. Он сказал, что с улучшением производственных процессов он столкнулся с отсутствием таких бракованных транзисторов, что привело к невозможности производить новые TR-808. Вот насколько важным был этот транзистор для создания уникального звука TR-808. После того, как было сделано 12 000 единиц TR-808, производство закрылось. Эти транзисторы активно обсуждали после выхода документалки, и они набрали достаточно много фольклора, поэтому мы решили, что сможем заполнить некоторые детали истории и показать вам их фотографии крупным планом.

6a38833f79ad3f7bfbf13d932634a165

b862f69257ff7334a63f12555250ae78

6165deb95881b8f921d0cfcceb4441b3

Можно ли клонировать TR-808?

Пока что невозможно создать идеальную аналоговую копию Roland TR-808 без таких транзисторов. Некоторые компании делали клоны, некоторые энтузиасты пытались самостоятельно сделать версию инструмента при помощи стандартных 2SC828, но обнаруживали, что они звучат совсем не так. Всё оттого, что не существует другого транзистора с точно таким же спектральным профилем шума и выходным уровнем, как 2SC828-RNZ, выпущенные в 1970-х, и использованные в производстве TR-808. Если в TR-808 выходит из строя транзистор, его можно заменить только таким же транзистором из оригинальной партии, или он уже не будет звучать по-прежнему. Когда у Roland закончились эти транзисторы, компании пришлось прекратить выпуск инструмента, поскольку характеристики шума были критически важными для звучания малых барабанов, хлопков и белого шума, который затем фильтровали в розовый шум и использовали для других инструментов. Если установить стандартный 2SC828-R в TR-808 вместо избранных, то звук совершенно меняется. Как я уже упоминал, эти транзисторы, строго говоря, нельзя назвать 2SC828, иначе их бы не отвергли. К счастью, транзисторы не склонны к выходу из строя, поэтому, если у вас есть 808-й, вам не надо беспокоиться по этому поводу.

Примечание: в конце статьи будет дано дополнение, где написано, что на самом деле альтернатива транзистору всё же была найдена.

Что вообще такое «шумовой транзистор»?

Люди, знакомые с аналоговыми синтезаторами, знают, что в качестве источников звука эти инструменты используют не только осцилляторы, но и генераторы шума. В зависимости от типа требуемого звука, вы можете использовать генераторы «белого» или «розового» шума. Розовый шум обычно представляет собой белый шум, пропущенный через фильтр и затем усиленный. Также генератор шума в синтезаторе – это хороший источник случайного напряжения для устройства выборки и хранения. Некоторые синтезаторы используют цифровой источник шума, но большая часть использует особенность полупроводникового перехода, возникающую при попадании в область пробоя благодаря обратному смещению. Если подсоединить диод задом наперёд и ограничить ток, повышая напряжение до уровня пробоя диода, он выдаёт шум. Ещё лучше подходит биполярный транзистор, и если посмотреть на схему из инструкции для TR-808, видно, что у транзистора Q35 подсоединено только два контакта из трёх. Этот переход и служит источником белого шума. Характерный тихий шум усиливается и выдаётся на барабаны и хлопки, а потом скармливается фильтру для получения розового шума для томтомов.

Хитрость в том, что нельзя предсказать, какой именно шум будут выдавать конкретная модель транзистора, диода или стабилитрона. Этот шум никогда не бывает чисто белым, у каждой его части есть свой спектр и уровень, и каждый тип звучит по-своему. Некоторые синтезаторы используют диоды, некоторые – транзисторы. Но в драм-машине тип шума чрезвычайно важен. Источник шума был самым важным компонентом TR-808 и TR-909, поскольку он был неотъемлемой частью звука, особенно для барабанов. Поэтому для производства 808 и 909 необходимо было тщательно выбирать шумовые компоненты. В TR-909 с этим проблем не было, там использовалась интегральная схема сдвигового регистра, выдававшая квазислучайный белый шум. А TR-808 был чисто аналоговым, поэтому транзисторы необходимо было тщательно отбирать и совмещать, иначе каждый 808-й звучал бы по-своему, и такое положение вещей было бы неприемлемым.

18613d1cb48f398c97c8a4d462897fa5

Как получить звук TR-808

Хотя сегодня произвести аналоговую копию TR-808 довольно сложно, для музыкантов, желающих воспользоваться звуком и ощущением оригинального инструмента, но не способных найти или позволить себе купить этот редкий синтезатор, есть довольно неплохая альтернатива. Уникальный шум 2SC828-RNZ можно проанализировать, а потом точно смоделировать в цифровом виде. Мы недавно проверяли новую драм-машину Roland TR-08 и сравнивали её с оригинальной TR-808, и, конечно же, TR-08 звучала почти неотличимо от TR-808 – разница была такой же, как между разными экземплярами одной партии TR-808. «Конечно же» я пишу потому, что инженеры Roland прекрасно справляются с созданием схем. Они практически довели их до совершенства в своей серии Boutique, и разработчики наверняка анализировали один из оригинальных транзисторов и моделировали точную спектральную картинку шума, а потом использовали её как модель для источника шума в TR-08. В итоге сама компания Roland пришла на выручку следующему поколению музыкантов, использующих TR-808 musicians.

Не забывайте, что если у вас есть оригинальная TR-808, или другая драм-машина из серии TR, особенно TB-303 или TR-606, то их самым слабым местом является протекающая батарея. Меняйте их регулярно!

281d7a34e278bf882efc5c40d1654b96

39a63e95ab6e936eff46c0493d501ffb

6aea194f36ed42cf51b9fa06ce18b4a4

Дополнение к оригинальной статье: анализ звука загадочного транзистора

Недавно я сделал копию схемы источника шума из TR-808. При спектральном изучении модели мы подтвердили, что «дефектный» 2SC828 R-NZ действительно отличается от штатных 2SC828, что говорит в пользу заявлений Какэхаси об уникальности использованных им транзисторов.

На основе простых испытаний на слух становится ясно, что штатный транзистор 2SC828 действительно нельзя назвать хорошим вариантом для установки в 808-й. У штатных транзисторов, прошедших заводскую проверку, качество шума варьируется, и очень сильно зависит от партии. Также наблюдается большое различие между разными марками. Штатные 2SC828 от одного производителя могут звучат гораздо громче и зернистее других. По сравнению со штатными транзисторами, «дефектные» варианты 2SC828 звучат тише, звук их шума очень ровный и нейтральный. Он гладкий, и звучит как мягкий белый шум.

Поэтому я задумался над тем, не допустили ли ошибку при переводе интервью – никакого «резкого» звука в шуме 2SC828 R-NZ не наблюдается, наоборот, он более шелковистый – возможно, Какэхаси имел в виду, что этот источник гладкого шума приглушал резкие компоненты других генераторов звука.

a3630dc2392654990c7c7b6ad2fb048b
Вывод базы выглядит неприпаянным, но на самом деле он припаян с другой стороны

Следующий кусочек головоломки, который может обрадовать людей, делающих клоны 808-го – в двух синтезаторах, которые я ремонтировал после написания оригинальной статьи, шумовой транзистор был хоть и оригинальным, но не 2SC828-R NZ. В одном случае это был 2SC536, а в другом — 2SC945. Оба были отмечены краской, и, очевидно, выбраны специально. Я послушал их звучание на моём проверочном оборудовании, и оба они звучат ближе к 2SC828-R NZ, чем к стоковому 2SC828. Возможно, к концу производства Roland подбирала другие альтернативы закончившимся дефектным транзисторам.

Поэтому, как ни удивительно, оказалось, что не в каждом TR-808 использовался бракованный транзистор 2SC828. И, то, что выбранный экземпляр 2SC945 был установлен в оригинальном TR-808, подтверждает подозрения многих людей – поскольку в драм-машине TR-606 тоже использовался маркированный 2SC945. Возможно, 2SC945 был ближайшим из последователей, и самым похожим на бракованные 2SC828, который смогла найти Roland?

Я упомянул ещё один транзистор, который я недавно обнаружил в качестве оригинального шумового транзистора в TR-808 – 2SC536. Я проверил несколько таких транзисторов из разных партий, и он тоже довольно близко подходит к требуемому уровню – не настолько гладкий, как 2SC945, но уровень шума тот же. Был и подвох – транзистор из одной партии, корпус которого был меньше размером, звучал совсем не так, как 2SC536 в распространённом корпусе TO92, так что, возможно, именно из-за большой разницы между партиями Roland в итоге остановилась на 2SC945.

Я был удивлён разницей в уровне шума и качества между различными марками одного и того же транзистора, из-за чего испытание и сравнение сейчас стали более сложными, чем во времена выпуска TR-808 – сейчас производителей и марок стало гораздо больше. Некоторые из прослушанных нами 2SC828 звучали громко и резко, другие – довольно близко к звуку «дефектного» транзистора, поэтому, если вы пытаетесь сделать свой клон, имеет смысл попробовать различные марки и выбрать лучшую.

В первой части статьи я писал, что сделать идеальный клон без 2SC828-R NZ невозможно. Однако все испытания, проделанные мною с тех пор, показали, что вполне возможно подойти к этому достаточно близко, найдя подходящий 2SC945P. Следующий шаг – использовать 2SC828-R NZ в качестве эталона, и разработать оборудование, при помощи которого можно будет выбирать и оценивать различные 2SC945P на близость их соответствия.

Источник

Оцените статью
Avtoshod.ru - все самое важное о вашем авто