Доверенность на оценку автомобиля после дтп

О новой схеме обмана автовладельцев, которым после ДТП положено натуральное возмещение по полису ОСАГО

В социальных сетях появись рассказы возмущенных автовладельцев, которые по собственной доверчивости попали в руки недобросовестных посредников в организации ремонта после дорожной аварии. Напомним, что с весны 2017 года действуют изменения в законе об ОСАГО, которые устанавливают приоритет натурального возмещения над денежной выплатой для новых договоров и в отношении автомобилей, принадлежащих гражданам. Банк России поддержал эти нововведения с одной целью: улучшить качество клиентского сервиса при урегулировании убытков. Но мошенники придумали очередную схему, которая добавляет автолюбителям новых хлопот и нервотрепки.

Так на что, собственно, автовладельцы жалуются? На действия некоторых ассистанских (от англ. Assistance – помощь, содействие) компаний, которые уговаривают попавших в ДТП заключать договор цессии. Напомним, что цессия – это переуступка прав требования. То есть человеку говорят: «Не волнуйтесь, мы сделаем все лучше и быстрее, чем ваша страховая компания. Только доверьте нам право «защищать» ваши интересы. Подпишите договор!». Но при этом умалчивают, что после цессии перед клиентом по обязательствам уже не отвечают страховая компания и ее партнеры – станции техобслуживания, которых закон обязывает провести ремонта максимум за 30 рабочих дней. Ответственность при этом берет на себя посредник, а ведь на него новые требования по срокам и качеству ремонта не распространяются.

В том, что среди посредников могут быть – да и есть уже – крайне недобросовестные, пользователи сети активно пишут на форумах автолюбителей. Такие горе-помощники затягивают сроки ремонта до трех-четырех месяцев после того, как страхователь заключил с ним договор цессии. Вот какую историю рассказал один из жителей Московской области – назовем его г-н Иванов. Он попал в ДТП, сразу сообщил об этом в компанию, в которой застрахован. И уже на следующий день к нему приехал человек, чтобы произвести осмотр автомобиля и оформить страховой случай. Г-н Иванов даже не сомневался, что это представитель страховщика. Машину осмотрели, бумаги подписали. В тот же день приехал эвакуатор и увез авто в сервис на оценку скрытых повреждений – однако никаких документов об эвакуации автовладелец не получил. Вот тут бы г-ну Иванову уже и засомневаться, но он решил немного подождать. А потом еще немного. Когда же истек положенный по закону об ОСАГО срок, в течение которого страховая компания должна ознакомить клиента с заключением о «цене ремонта», и клиент все же позвонил в свою страховую компанию, выяснилось: приезжал на осмотр вовсе не их сотрудник, а некий подрядчик. И он, как выяснилось, вместе с пакетом документов дал на подпись г-ну Иванову договор цессии со странным по функционалу и недавно созданным обществом с ограниченной ответственностью. Ремонт авто так и не начался.

Этот случай, увы, не единичен. Жалоб клиентов становится все больше. При этом винить страховую компанию не приходится, так как после подписания автовладельцем договора цессии она уже не контролирует процесс и даже не в курсе, на какую станцию техобслуживания отправляют его «перекупщики прав». Эксперты предупреждают: после цессии перед клиентом отвечает не страховщик, у которого вы оформляли полис ОСАГО, а компания-посредник, у которой появилось право требования к страховщику вместо пострадавшего в ДТП. А страховые юристы настоятельно советуют не заключать второпях подобные договоры и внимательно изучать все документы, прежде чем их подписывать. Наказать горе-посредника за некачественный ремонт, сорванные сроки, без согласия автовладельца установленные бывшие в употреблении запчасти или непредставленную гарантию на авторемонт будет непросто. Такая ответственность предусмотрена только в отношении страховой компании.

По материалам Отделения по Липецкой области ГУ ЦБ Российской Федерации по ЦФО

Источник

ВС напомнил, какой эксперт может делать экспертизу поврежденной машины

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда удовлетворила кассационную жалобу АО «Группа Ренессанс Страхование» на решения нижестоящих судов о взыскании страхового возмещения, неустойки, штрафа и компенсации морального вреда по делу о ДТП. Материалы направлены на новое рассмотрение, следует из определения ВС.

В 2019 году автомобиль Вартана Манукяна получил повреждения в ДТП. Страховая виновника аварии выплатила ему возмещение в размере 80 365 руб., но мужчина остался недоволен суммой. Манукян обратился в «Ренессанс Страхование» с претензией о доплате недополученных денежных средств в размере 319 365 руб. Он приложил выполненное по его заказу заключение эксперта, а также просил возместить расходы на проведение экспертизы в размере 10 000 руб. Страховая отказалась выполнять требования пострадавшего.

После того как жалобу отказался рассматривать финомбудсмен, Манукян подал иск в суд, одновременно заявив о восстановлении срока его подачи.

Тимашевский районный суд Краснодарского края частично удовлетворил заявление автовладельца. Со страховой взыскали 319 635 руб. страхового возмещения, такую же неустойку, штраф 150 000 руб. и компенсацию морального вреда 1000 руб., расходы на проведение независимой экспертизы 7000 руб. и почтовые расходы 600 руб. С этим решением согласились в Краснодарском краевом и Четвертом кассационном судах, а страховая компания подала кассацию в ВС с требованием отменить судебные акты как незаконные.

ВС выяснил, что суды приняли во внимание результаты автотехнической экспертизы, которая была проведена с явными нарушениями. Так, эксперт не осматривал поврежденный автомобиль и не составлял акт осмотра, не проводил графического и натурного сопоставления модели столкновения транспортных средств, как того требует Единая методика определения размера расходов на восстановительный ремонт. Кроме того, страховая не давала письменное согласие на установление повреждений без осмотра.

Также ВС согласился с доводами АО «Группа Ренессанс Страхование», что экспертизу нельзя считать законной, поскольку на момент ее проведения аттестация эксперта была аннулирована. Страховая в районном и краевом суде заявляла ходатайства на проведение повторной судебной автотехнической экспертизы, но получила отказ: инстанции посчитали, что оснований для этого нет.

В силу того, что суды нарушили нормы материального и процессуального права, Верховный суд отменил их решения и отправил дело на новое рассмотрение в Краснодарский краевой суд.

Источник

111 d 850

Ведь, как правило, наибольшее количество споров вызывает именно оценка такого ущерба. Автовладельцы хотят получить как можно больше, а страховщики заплатить как можно меньше.

Разбираться со столь сложными спорами приходится Верховному суду. А пострадавшему приходится дожидаться компенсации несколько лет.

Итак история эта началась с того, что некто Володин в конце апреля 2015 года, двигаясь на своем мотоцикле, попал под колеса автомобиля, которым управлял некто Фомичев. В ГИБДД установили, что виновником ДТП является Фомичев.

В результате аварии больше всего пострадал мотоцикл, который восстановлению не подлежал. При этом куплен он был буквально за три дня до аварии.

Надо сказать, что Фомичев был застрахован по ОСАГО с расширенным покрытием до миллиона рублей. Пострадавший Володин сначала обратился в свою страховую компанию за прямым возмещением ущерба. Однако страховщик отказался выплатить на том основании, что якобы водитель не представил документов о том, что он собственник мотоцикла.

При этом непонятно, что страховщик имел в виду: договор купли-продажи мотоцикла, а также свидетельство о его регистрации были предъявлены.

При этом при заключении договора с мотоциклистом и получении от него премии документов страховщику хватало. А для выплаты их недостаточно.

Также страховщик не назначил проведения технической экспертизы. Володин решил тогда провести независимую экспертизу за свой счет. Но на независимую экспертизу страховщик ни разу не направил своего эксперта, хотя его дважды приглашали телеграммой.

1p avariya 1

Однако по ОСАГО со своей страховой он мог рассчитывать на сумму не более 400 тысяч рублей. Но у виновника аварии ОСАГО было с расширением до миллиона рублей. Поэтому Володин обратился в страховую компанию виновника аварии за выплатой по расширенному лимиту. И тоже получил отказ. Якобы отсутствуют документы о стоимости восстановительного ремонта транспортного средства. То есть представленные результаты независимой экспертизы страховщика почему-то не устроили.

Володин обратился в суд. При этом потребовав уплаты неустойки и штрафа. Но Озерский городской суд Московской области решил, что мотоцикл, купленный по договору купли-продажи за 650 тысяч рублей, не может стоить дороже после трех дней его эксплуатации. А поэтому ущерб, штраф и неустойку высчитывал именно из этой суммы. С этим согласилась и апелляционная инстанция Московского областного суда.

Однако с таким решением не согласился Верховный суд. Под действительной стоимостью имущества понимается его рыночная стоимость, которая представляет собой текущую стоимость товара, определяемую на основе спроса и предложения в каждый конкретный момент на рынке. То есть определение судом стоимости на основе цены, указанной в договоре купли-продажи, нельзя признать правильным и соответствующим положениям закона, установил ВС.

Определение действительной стоимости имущества на день наступления страхового случая или размера расходов, необходимых для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до момента наступления страхового случая, требует специальных познаний. Суд должен был назначить экспертизу. Но ни один из нижестоящих судов этим не озаботился.

На этом основании ВС отменил решение нижестоящих судов и направил дело на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию.

Действительно, сумма, указанная в договоре купли-продажи, может быть ниже рыночной. Например, продавцу срочно нужны деньги, и он продает свой мотоцикл по дешевке. Но это не означает, что покупатель купил дешевку. За те же деньги он не сможет приобрести точно такой же продукт, который достался ему с большой скидкой. А закон при гибели имущества требует компенсации в размере действительной его стоимости.

Источник

Что такое доверенность на автомобиль

И как она может помочь водителю

Я начинал водить машину еще в те времена, когда сесть за руль чужого автомобиля без доверенности было нельзя.

С 2012 года все изменилось: доверенность перестала быть документом, который подтверждает, что другой водитель, кроме владельца, имеет право управлять этим автомобилем. Теперь достаточно передать водителю документы о регистрации автомобиля, вписать его в полис ОСАГО — и он может ехать.

Но это не значит, что доверенность водителям стала не нужна. Кроме управления автомобилем есть много ситуаций, когда своевременно и грамотно составленная доверенность поможет сэкономить время и деньги.

Я расскажу, в каких случаях владельцу автомобиля может помочь доверенность и как ее правильно составить.

Коротко про доверенности

Доверенность — это документ, по которому один человек может действовать от имени другого. Самое главное — чтобы оба были совершеннолетними и дееспособными. Количество представителей закон не ограничивает. Это значит, что владелец автомобиля может выписать доверенность на одну машину на супругу, брата, племянника и соседа одновременно. При этом полномочия он может дать одинаковые для всех или каждому свои.

Любая доверенность — это односторонняя сделка. Главное действующее лицо — доверитель. Как правило, это собственник машины. По этой сделке он передает другому человеку все права на автомобиль или их часть. Бывают ситуации, когда автомобиль принадлежит несовершеннолетнему или недееспособному лицу. В этом случае от имени собственника могут выступать его представители — например, родители или опекуны.

Доверенное лицо, или представитель, — это человек, который получает от доверителя право совершать определенные действия с автомобилем. Для него есть ограничения. Например, он не может подарить или продать автомобиль по доверенности самому себе — в отношении себя запрещено совершать такие сделки. А если человек представляет по доверенности интересы нескольких лиц — он не может совершать сделки с доверенным ему имуществом.

Если все-таки это случится, такую сделку можно оспорить. Суд может признать ее недействительной по иску доверителя, если она нарушает его интересы. Доверенному лицу придется в суде доказывать, что сделка не нарушает интересы того, кто выдал доверенность.

Представитель сам решает, воспользоваться ему правами, которые передал владелец автомобиля, или нет. Поэтому согласие представителя в этой сделке не требуется, как и его подпись. Даже когда доверенность удостоверяет нотариус, присутствовать должен только владелец автомобиля. Логика такая: доверитель добровольно передает часть прав по автомобилю. Если доверенное лицо хочет их использовать — хорошо. Не хочет — можно в любой момент отказаться. Заставить его по закону нельзя.

Автодоверенность, как и любую другую, можно выдать как в простой письменной форме, так и заверить у нотариуса. В большинстве ситуаций с автотранспортом заверять доверенность у нотариуса необязательно, но есть случаи, когда это все-таки потребуется. О них расскажу дальше.

Какие полномочия передаются. В доверенности можно указать любые полномочия, включая право управлять автомобилем. Но внести водителя в полис ОСАГО все равно придется.

В обязательном порядке доверенность понадобится, если человек не собственник машины, но хочет распоряжаться ею как собственностью. Например:

Виды доверенностей

Про виды доверенностей проще всего объяснить на примере.

Допустим, нужно продать или купить машину, а хозяин сам подписать договор купли-продажи не может. Или нужно поставить автомобиль на учет в ГИБДД. Если сделку от имени владельца будет совершать представитель по доверенности — такая доверенность будет разовой. После того как действие, на которое выдана доверенность, будет выполнено, она утратит силу.

Другая ситуация — техосмотр, оформление страхового полиса каско или получение арендной платы с водителя. В этом случае доверенность действует не один раз и называется специальной.

А есть доверенность, по которой с автомобилем можно делать что угодно и без ограничения по времени. В этом случае она называется генеральной. Перечень полномочий в ней максимальный.

Когда нужна доверенность на автомобиль

Нужна ли доверенность на управление ТС физическим и юридическим лицам. Чтобы управлять автомобилем, доверенность не нужна, достаточно вписать водителя в полис ОСАГО.

Нужна ли доверенность, чтобы забрать машину со штрафстоянки и для прохождения техосмотра. Если хотите пройти техосмотр или получить автомобиль со штрафстоянки — это действия по распоряжению автомобилем. На практике часто случается, что автомобиль отдают водителю, который вписан в полис ОСАГО. Достаточно предъявить полис — и автомобиль могут отдать. Но могут и отказать. А еще проблемы часто возникают у тех, у кого полис оформлен в отношении неограниченного числа водителей.

В таких случаях сотрудники штрафстоянки или пункта прохождения техосмотра имеют право требовать доверенность. В ней должно быть четко указано действие, которое владелец доверил совершить: получить автомобиль со штрафстоянки и пройти техосмотр. В противном случае водителю могут отказать.

Нужна ли доверенность при выезде за границу на чужом автомобиле. При выезде за пределы РФ на чужом автомобиле доверенность обязательна. На практике сложилось так, что обычно для выезда за границу водители заверяют доверенность у нотариуса. Но ни одним законом это не предусмотрено — достаточно простой рукописной формы. Доверенность у водителя спросят только на российской таможне. Зарубежной таможне все равно, есть ли она, — главное, чтобы документы на автомобиль были в порядке.

При оформлении доверенности на выезд за границу главное условие — наличие фразы «Разрешается выезд за пределы территории Российской Федерации».

В каких случаях доверенность на ТС поможет

Иногда доверенность помогает собственнику избежать серьезных неприятностей. Например, если он передал право управления автомобилем другому лицу, а тот совершил ДТП или причинил кому-то ущерб.

Если водитель причинит автомобилем вред в ДТП. Допустим, автомобиль попал в ДТП и повредил другую машину или причинил вред здоровью людей. Независимо от вины водителя владелец транспортного средства обязан возместить причиненный вред — если не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы, умысла потерпевшего или что автомобиль угнали. В этом случае доверенность поможет разобраться, кто именно должен возмещать ущерб: водитель или собственник автомобиля. Вопрос непростой, даже суды часто в нем путаются.

На практике это выглядит так: владелец и собственник могут быть и разными людьми. Если собственник передает часть прав на автомобиль другому человеку — значит, тот и является владельцем. Если есть доверенность, суду становится понятно, кто есть кто и кому в конечном итоге возмещать ущерб. В этом случае доверенность документально подтверждает передачу автомобиля.

Если доверенности нет — суды начинают выяснять подробности. Иногда это может длиться годами. Пример из суда: водитель попал в ДТП и сбил человека, тот скончался в больнице. Родственники потребовали возместить моральный ущерб. Иск они подали к хозяйке машины — она собственник, значит, ей и отвечать.

Суд первой инстанции решил, что так нельзя. Возмещать вред должен тот, в чьем законном владении находился автомобиль в момент ДТП. Хозяйка передала его водителю добровольно и вписала водителя в полис ОСАГО. Значит, возмещать вред должен он.

Родственники пострадавшего обжаловали решение. Апелляция с ними согласилась — решение отменили и частично удовлетворили исковые требования. Суд решил, что, раз не было доверенности, возмещать ущерб должен владелец автомобиля.

Тут не согласилась уже хозяйка автомобиля и обжаловала решение Орловского облсуда в Верховном суде. Там с ней согласились. Раз хозяйка добровольно передала автомобиль и ключи от него водителю — значит, он и был владельцем в момент совершения ДТП. Доверенности не было, это правда. Но она для вождения и не требуется. Достаточно вписать водителя в полис. В результате решение суда первой инстанции оставили в силе и хозяйке автомобиля платить не пришлось.

Для хозяйки автомобиля все закончилось удачно. Но могло быть и по-другому : судам часто сложно определить, являлся ли водитель в момент ДТП владельцем автомобиля. В данной ситуации наличие доверенности позволит сэкономить владельцу время, нервы и деньги на адвокатов. Есть доверенность — значит, право водителя на владение машиной документально подтверждено.

Чтобы оспорить штрафы и ДТП. Бывает, что машиной управляет не владелец, а например, его родственник или друг. И часто возникает ситуация, когда друг оказывается не другом — например, попадает в ДТП и скрывается с места происшествия. Или нарушение фиксируют камеры — и штраф приходит владельцу.

Такие штрафы можно оспорить в суде. Презумпция невиновности тут не действует — хозяин машины сам должен доказать свою невиновность. Если он не сможет убедить суд — придется платить. Но если докажет — штраф отменят и производство по делу прекратят.

Полис ОСАГО — убедительное доказательство, но только если водитель в него вписан. Если полис оформлен на неограниченное число водителей, в суде могут возникнуть вопросы. Если есть доверенность, можно попросить суд принять ее в качестве доказательства. Но гарантий нет: суды оценивают такие доказательства в совокупности с остальными и заранее установленной силы ни одно из них не имеет.

На случай такой ситуации доверенность можно составить в двух экземплярах — один для хозяина машины, а второй для водителя. Закон не оговаривает количество экземпляров, но и не запрещает так делать.

Для перегона автомобиля. По закону владелец должен оформить полис ОСАГО в течение 10 дней. Если от места покупки автомобиль перегоняет не владелец, а его представитель, а полис еще не оформлен — понадобится доверенность.

А еще доверенность понадобится, если автомобиль доставляют к месту ремонта на эвакуаторе, а сам владелец не присутствует при доставке.

Срок действия

Если в тексте доверенности нет срока действия — она действительна в течение года со дня подписания. Если срок указан — она действует до окончания этого срока.

Максимального срока действия доверенности нет — можно указать, что она действует бессрочно.

А еще доверенность перестает действовать в следующих случаях:

Оформление

Способы оформления. Если доверенность составляет нотариус — он оформит ее в печатном виде и на специальном бланке.

Если доверенность оформляет сам водитель — особых требований к оформлению нет. Она может быть написана от руки, напечатана на компьютере, написана на бланке или вообще существовать только в виде электронного файла с электронной подписью. Практика использования таких доверенностей у нас пока еще не сформировалась, но такой порядок подписания законен.

При любом варианте оформления важен не способ, а те полномочия, которые будут прописаны, и обязательные реквизиты.

Требования к документу. В автомобильной доверенности должны быть следующие разделы:

Без этих реквизитов доверенность будет недействительной. Но этот перечень не исчерпывающий. Можно указать любые законные условия: например, срок действия, максимальные и минимальные суммы совершения сделок при купле-продаже автомобиля, возможность передачи доверителем полномочий по данной доверенности третьим лицам.

Нужно учитывать, что доверенность должна быть понятна не только доверителю и представителю. Случается, что устно они договорились, а в тексте доверенности сформулировали полномочия невнятно. Например, написали «поставить машину на учет», но не указали, на какой учет и где именно. А потом сотрудник ГИБДД отказал в регистрации — потому что доверенность не содержит таких полномочий. Хорошо, если в такой ситуации есть возможность переписать доверенность.

А еще при составлении доверенности постарайтесь прописать полномочия так, чтобы представитель не смог ими злоупотребить. Некоторые люди толкуют документы в свою пользу, и потом придется доказывать свою правоту в суде.

Пример: женщина выдала своему знакомому доверенность на продажу принадлежащего ей автомобиля. Машину он продал за 750 тысяч рублей, но хозяйке вернул только 20 тысяч, остальное возвращать отказался. Сослался на то, что, раз в доверенности таких полномочий не прописано, он и возвращать ничего не обязан. Дело рассматривали в судах почти два года.

Можно ли написать от руки. В законе нет требований к способам оформления. Доверенность, написанная от руки, распечатанная на принтере или существующая в виде файла с электронной подписью с точки зрения закона имеют равную силу.

Нужно ли заверять нотариально. У нотариуса можно удостоверить любую доверенность. Если обратитесь к нотариусу с просьбой заверить доверенность на автомобиль — он сделает это.

Но в большинстве случаев достаточно доверенности в простой письменной форме.

Какие ошибки бывают при заполнении автодоверенности

В доверенности на автомобиль, как и в любом другом юридическом документе, каждое слово имеет значение. Но все усложняется, если составляете доверенность без участия нотариусов и юристов. Обычно в этом случае открывают интернет, скачивают подходящий шаблон и вписывают туда свои данные. Но это не всегда правильно. Поясню почему.

334u7AIwoi2ePS

Если нужна доверенность на красивом бланке, лучше обратиться к нотариусу. А в остальных случаях будет достаточно листа белой бумаги формата А4. На нем и текст получится разборчивым, и мелкие буквы использовать не придется. А значит, если доверенность придется разбирать в суде, не будет возможности истолковать ее двояко. И никто не сможет сослаться, что не понимал смысла доверенности, потому что в ней все слишком мелко написано.

Я рекомендую заполнять любой документ так, как будто завтра его будут рассматривать в качестве доказательства в суде. И когда документы, и доверенности в том числе, составляют именно так — по судам с ними ходить не приходится.

Сначала читать, потом подписывать

Если это правило не соблюдать, есть вероятность, что даже к мелкому чиновнику по одному и тому же вопросу придется обращаться несколько раз. Пример из жизни: мужчина поехал пьяный, его задержали, а машину поместили на специализированную стоянку. Он продолжил отмечать — в результате на следующий день автомобиль ему возвращать отказались, так как он находился в состоянии опьянения. Предложили написать доверенность на супругу. Он написал:

Я рекомендую соблюдать следующие правила оформления:

Образец и заполненный бланк доверенности

Для физических лиц. Если владелец автомобиля — физическое лицо, доверенность может выглядеть так:

Можно скачать ее и отредактировать под свои нужды.

А еще этот шаблон можно перенести в ворд, отредактировать и подписать электронной подписью, если она у вас есть. О том, как подписать доверенность электронной подписью, мы рассказывали в статье «Что можно подписать электронной подписью и зачем она нужна обычному человеку».

Для юридических лиц. Доверенность от имени юридического лица имеет право выдать его руководитель. Единственное условие: такой руководитель должен быть уполномочен на это по закону и учредительными документами.

C точки зрения закона юридическое лицо — это самостоятельный субъект права. Но действовать от его имени приходится людям — руководителям и рядовым сотрудникам. И чтобы совершать действия с транспортом организации, нужны специальные полномочия. Самому руководителю доверенность на автомобиль не нужна, а вот передать права на этот автомобиль он может любому. Для этого и нужна доверенность.

Скачать бланк для самостоятельного заполнения можно здесь:

Источник

Оцените статью
Avtoshod.ru - все самое важное о вашем авто