Достопримечательности дагестана на автомобиле

Как я объехала Дагестан на машине

Постпандемический автотрип по самому южному региону России

Я была не готова отказаться от путешествий даже после закрытия границ: офисная работа требует переключения внимания, а еще я веду тематический блог, которому нужен свежий контент из новых стран и регионов. Поэтому у меня не было сомнений, ехать ли в отпуск. Оставалось только решить, куда мы с друзьями отправимся.

В путешествие мы отправились втроем: я, моя подруга с дагестанскими корнями и друг с корнями московскими.

Наши расходы

Расходы на путешествие я считаю только на себя, потому что каждый потратил разную сумму на еду и сувениры. Траты на жилье, бензин и входные билеты у всех были одинаковые.

Потратила за 17 дней в Дагестане — 42 200 Р

Проживание 19 900 Р
Машина: бензин, ремонт глушителя, замена колеса, мойка, платные дороги 12 400 Р
Продукты, рестораны 8300 Р
Билеты, сувениры 1600 Р

Почему автомобиль

Это не первое наше автопутешествие. В 2020 году мы уже успели выбраться на машине в длительный трип по Европе, а в начале лета неделю колесили по Карелии, поэтому долгие переезды и большие расстояния нас не пугали. Мы всегда путешествовали на моей машине. Мои попутчики и я водители со стажем, автомобиль подготовлен к длительным поездкам и экипирован всем необходимым — от топора и саперной лопатки до спичек, газовой плиты и холодильника.

Многие думают, что поездка на машине — это экономия. Но такое мнение ошибочно. В пересчете на литры бензина автомобиль для компании действительно выйдет дешевле авиабилета из Москвы в Махачкалу: 7100 Р против 4900 Р с человека.

Но если ваша цель в путешествии — море, горы и леса, то придется ехать за пределы города. Без автомобиля там уже не обойтись. А это дополнительные литры бензина, повышенная амортизация машины, проколотые на грунтовых дорогах шины и другие неожиданности.

Например, прямо на границе республики у нас на две части развалился глушитель — в Дагестан мы въехали с ревом. Пришлось потратить 600 Р и несколько часов на ремонт. Мы остановились в первом попавшемся в Дербенте сервисе, но там специализировались на двигателях, а не на глушителях. Хозяин сказал, что даст нам адрес мастерской, где помогут. И дальше техники буквально по рукам передавали нас друг другу, пока не нашелся умелец, который просто сварил наш глушитель старой трубой от газели.

Найти сервис в Дагестане несложно, но нужно быть готовым к ремонту подручными средствами.

Если ваша цель — море, горы и леса, то надо ехать за пределы города. Без автомобиля там уже не обойтись

Дороги

Расстояние от Москвы до Махачкалы — 1580 км. Быстрее всего можно доехать по трассе Е119 через Тамбов, Волгоград и Элисту — это займет примерно 23 часа. Но мы пошли другим путем.

Мы выехали из Москвы в 10 вечера и остановились только через сутки — на ночевку в Пятигорске. По пути мы потратили 750 Р на платные участки М4. Дорога была загружена, но в пробке мы не стояли.

Из Пятигорска мы выехали в 7 утра и добрались до Махачкалы за 10 часов. Больше часа потеряли на КПП на границе Чеченской Республики. Там проверяли все машины и выдавали транзитные пропуска. На проезд по республике отвели 2 часа, на выезде пропуск забрали.

В Махачкале мы остановились у родителей подруги на обед, после чего проехали еще 120 км до первого пункта нашего маршрута — Дербента.

В итоге мы преодолели 2100 км за 34 часа, включая ночевку в Пятигорске и несколько продолжительных остановок на дозаправку и еду. За руль садились все по очереди.

На обратном пути мы выбрали маршрут через Калмыкию и Волгодонск. Он оказался быстрее, и до дома мы доехали чуть меньше чем за сутки. В пути ни разу не останавливались.

Дороги в Дагестане

Большинство проселочных дорог — грунтовки нормального качества, по ним сможет проехать любая машина. Некоторые дороги существуют только в формате направлений — по сути это тропы с ямами и кочками, которые победит только кроссовер или внедорожник. Такие сложные для проезда направления в навигаторе отмечены символом «Неровная дорога» и серым цветом. Если вы строите маршрут и видите подобные предупреждения, но при этом не уверены в проходимости своего автомобиля, задумайтесь, стоит ли ехать этой дорогой.

Для пополнения бака ищите официальные заправки знакомых вам брендов или хотя бы ту, у которой есть прозрачный элемент пистолета, чтобы было видно, что именно льется в бак. По дорогам Дагестана разбросаны всякие «Роснафты» и «Лукаойлы», маскирующиеся под известные бренды.

Жилье

Сначала мы пытались найти жилье на «Букинге» и Airbnb.ru. Но выбор был очень скудным, потому что в регионе слабо развит туризм. В итоге на «Букинге» мы забронировали только гостиницу на одну ночь в Пятигорске. Заплатили 900 Р с человека за просторный номер с тремя кроватями и кухней.

Остальные места ночлега искали в «Инстаграме» и по сарафанному радио: я спрашивала подписчиков, бывали ли они на Каспии и где останавливались. Оказалось, что мало кто отдыхал в Дагестане или мог порекомендовать объекты, которые бы нас впечатлили.

Нас спас «Инстаграм». Оказалось, что в Дагестане вообще у всего есть свой инстаграм: у парикмахера-частника, водителя такси, у пекарни за углом — если услуги или человека нет в этой соцсети, то их в принципе не существует.

Поэтому искать жилье, экскурсии и что угодно в Дагестане очень удобно именно через «Инстаграм». Несколько дней мы гуляли по хэштегам вроде #отдыхвдербенте, #отдыхвдагестане и популярным геолокациям. В результате нашли базу отдыха на вторую часть каникул. А вот жилье на море пришлось искать дольше.

Дагестан растянулся вдоль западного побережья Каспийского моря, поэтому условно все достопримечательности можно разделить на южные и северные. Чтобы посмотреть южные и отдохнуть на море, надо поселиться в районе Дербента. А до северных туристических точек удобнее добираться из Махачкалы.

Расскажу подробнее, где мы жили и сколько это стоило.

Но он предложил поселить нас в деревне Хазар по Дербентом в собственном доме в два раза дешевле — за 9000 Р с человека. 10 дней мы жили в доме с выходом прямо на песчаный пляж. Он состоял из двух строений: в одном была комната и санузел с отдельным входом, а в другом — только комната с небольшим предбанником. Между строениями были две террасы — открытая и закрытая. На закрытой располагалась кухня, на открытой — своеобразная лаунж-зона.

с человека стоило жилье на юге Дагестана

Дом был скромным, но все удобства присутствовали. Правда, каждые два дня нужно было качать воду из скважины в бочку, а по вечерам и в грозы отключалось электричество. Зато к туалету не было претензий. Вода из скважины показалась нам мутноватой — пить ее точно нельзя, но для стирки или купания сойдет. Питьевую воду мы покупали в канистрах в ближайшем магазине или набирали в горных источниках во время экскурсий.

По словам местных, в последние годы в Дербенте стали покупать участки приезжие из северных регионов страны. Появились гостевые дома, туризм потихоньку завоевывает каспийское побережье. Если решат проблемы со слабым напряжением и качеством воды, то в регион точно хлынут курортники.

Север. Для осмотра северной части Дагестана мы остановились на базе отдыха «Главрыба» неподалеку от Сулакского каньона. Мы нашли ее по хэштегам в «Инстаграме».

Администратор провел нам экскурсию по местному рыбному хозяйству, показал, как выглядит традиционный горский дом, рассказал о ГЭС, о каньоне, угостил кофе и вкуснейшим урбечем. К нам относились как к родственникам. Гостеприимство и вкусная еда — два главных синонима Дагестана.

я потратила на еду за все путешествие

Но в основном мы готовили сами. На завтрак у нас были яйца в различном виде, хлеб с маслом, местный сыр, овощи. Перекусывали фруктами, реже — шаурмой или брали чуду навынос. На ужин делали шашлык из рыбы, салаты или ходили в кафе и ели все то же самое, только чуть дороже.

Расскажу, что точно стоит попробовать в Дагестане.

Чуду — это закрытый круглый пирог из тонкого бездрожжевого теста. Внутри может быть зелень, лук, сыр, картошка, мясо, творог, ближе к осени появляются чуду с тыквой. В кафе в горной деревушке неподалеку от Хвартикуни нас даже накормили пирогом с крапивой.

Хинкал — главное дагестанское блюдо. Это кусочки теста, сваренные с ломтиками мяса в мясном бульоне. Каждый народ республики сохранил свой подход к форме теста: это могут быть квадраты, ромбы, полоски, розочки, ушки. Блюдо обычно едят с двумя соусами — белым сметанным и красным томатным.

Рыба. В Дагестане огромное количество хозяйств, где выращивают радужную и золотую форель. Их можно найти в «Инстаграме» по хэштегу #форельдагестан или просто спросить у местных в прибрежных или горных районах.

Урбеч — это густая сладкая паста из семян, косточек и орехов. Она сытная и полезная, настоящий российский суперфуд. Но нам было важнее то, что она очень вкусная, поэтому баночки с дагестанским урбечем приехали с нами домой в подарок всем друзьям и родственникам.

Источник

Путешествие по Дагестану на Renault Duster. Где были и что видели.

6IAAAgEVWuA 100

RnKkjj7hB87yFHI 6rQcFG9pEl4 960

Если вы любите путешествовать, то Дагестан это одно из тех мест, которое еще не открыто для туризма в полном смысле этого слова и тем привлекательно. До недавнего времени считалось, что ездить туда небезопасно из-за общей обстановки в республике, но вот уже несколько лет как этот регион стал одним из самых интересных для туризма. Рассказываю о трехдневном путешествии в самую южную республику России: на чем передвигались, и где побывали.

В Дагестан мы летели на самолете. Через 2,5 часа были уже в Махачкале, которая встретила нас как настоящий восточный город – многоголосьем, желающими подвезти нас в любую точку таксистами и солнцем.
В первый день в наших планах стояла поездка из Махачкалы в сторону Дербента, где посещали Дербентскую крепость и экраноплан Лунь, а затем возвращались в отель, который располагался ближе к Сулакскому каньону. Но таксисты нам были не нужны: на отдельной парковке в аэропорту нас ждала кавалькада разноцветных Renault Duster нового поколения, которые нам предстояло тестировать.

VoabUSrM5fHe8KHYQp0a5gdDq4 960

Чисто внешне эти автомобили всегда вызывали у меня симпатию. Еще первый Duster получился весьма пропорциональный и приятный глазу – то, что называется «ладно скроен и крепко сшит». Тот факт, что эта машина – полноценная рабочая лошадка, никак не означает, что она должна быть уродливой или несимпатичной.

Новое поколение стилистически очень похоже и абсолютно узнаваемо, его не перепутаешь ни с каким других автомобилем, при этом изменения, которые произошли с машиной, на самом деле глобальные. Он производится на новой платформе (той же, что используется для Арканы и нового Каптюра), обладает спроектированным с нуля кузовом и интерьером. Двигатели для этого автомобиля устанавливаются тоже новые.

Я не буду вдаваться в технические подробности, скажу только, что начинка машины меня впечатлила. Теперь в ней появилось много того, что превратило Duster в современный, комфортный для передвижения автомобиль.

MIi0Oljw00o92exLDN7tnubjQag 960

— Полностью новый рулевой механизм. На новом поколении установлен электроусилитель и новая рейка с более коротким передаточным отношением. То биение на руле, которое вызывало раньше столько нареканий, полностью ушло. Регулировка руля теперь возможна по двум направлениям.
— Новые трансмиссия и коробки передач. Появились МКПП с шестью передачами и новый вариатор, разрабатывавшийся специально для внедорожья.
— Новые подрамники и детали подвески, которая стала намного более комфортной в том числе при движении по бездорожью
— Появились ассистент спуска с горы, система камер кругового обзора, функция отключения контроля тяги и системы стабилицизации на скорости до 80 км/ч (полезная штука при движении по бездорожью, как мы узнали в последний день, когда пересекали речки, шли вброд и поднимались на гору по размокшей после дождей почве).
— Шесть (вместо четырех) подушек безопасности.
— Объем багажника увеличился на 20 литров.
— Появился климат-контроль, подогрев руля, подогрев форсунок омывателя и нагревательный элемент в контуре системы отопления, который позволяет прогреть салон еще до того, как прогреется двигатель.
— Абсолютно новые сидения.
— В салоне теперь, наконец, есть центральный подлокотник и целых пять USB разъемов, а кузов сверху покрыли специальным, более прочным лаком, который защищает от сколов и царапин.

oCsFHN1qomME4tq8uqvXBKfwALA 960

Всего доступно четыре варианта двигателя: бензиновые атмосферные 1,6 литра (117 л.с.) и 2.0 литра (143 л.с.), а также бензиновый турбодвигатель (150 л.с.) и турбодизель (109 л.с.), а также несколько комплектаций, в том числе и совершенно новая для Duster – Style. Теперь, если считать варианты двигателя в сочетании с комплектациями салона, доступно всего 18 комбинаций.

Интересно, что новое поколение Renault Duster теперь официально сертифицировано под 92-й бензин.Именно машины с двумя последними вариантами двигателей (турбобензин и турбодизель) и были представлены для журналистов в Дагестане.

ZIhn4azvDiCWkwd0ANognM8D1EA 960

При этом говорят, что самые распространенные аварии – связанные с выездом на встречку. Что-то подобное один раз мы наблюдали и своими глазами, но, к счастью, все закончилось благополучно. Две белые лады Приоры шли параллельным курсом: один хотел обогнать, другой не хотел пускать. Встречные машины при этом спокойным образом уходили на обочину и пропускали «чемпионов» — обычное дело. Закончилось все на перекрестке, когда из-за поворачивающего грузовичка одному из джигитов все же пришлось подвинуться.

Нас же еще на брифинге предупредили, чтобы в догонялки с местными мы не играли, и на провокации не велись). Кто мог, пытался этим правилам следовать))

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ.
Дербентская цитадель и экраноплан Лунь

QkfZ6W6esW2qbuVtIUJeq0I Cc 960

8DssezDblGsd U9hI1e7jgfOgbo 960

В первый день мы оказались в одном из вкуснейших ресторанов – ресторане Хаял. Вкусно было все: от уникальных хинкалей с бараниной, долмы, до супа с бараньей ногой, местного домашнего сыра, овощей, различных лепешек (с сыром, с зеленью или с мясом), зажаренных бараньих ребрышек и местных сладостей. Ах, какая там пахлава! Источающая мед…

После обеда у нас было запланировано две экскурсии: в Дербентскую крепость, а затем к экраноплану Лунь.

c02d2 D U3jcwZS7ykG5M80vsKI 960

Дербентская южная крепостная стена VI-XIX вв. Ворота Кала-Капы. Дербентский государственный историко-архитектурный и археологический музей-заповедник. Архитектурный комплекс «Цитадель «Нарын-Кала»

TOua47TPtgMXMbc7zH RjW9JqGg 960

Цитадель была построена в VI веке н.э., однако, ряд источников сообщает, что она лишь усилила и дополнила предыдущие укрепления, которые возникли еще в I-III веках.

Как и все крепости, «Нарын-Кала» была настоящим городом, где можно было укрыться от нападений – причем совершенно автономным при необходимости, способном выдерживать длительные осады, со своими банями, тюрьмой (подземной) и кладбищами, а также системой водоснабжения, включавшей как и древний водопровод, так и специальные огромные резервуары для хранения запасов питьевой воды.

W8BNH76ZSp7krdBODBhlr9p76SE 960

Так подземная тюрьма «Зиндан», например, представляла из себя глубокий колодец (порядка 11 метров), закрытый сверху решеткой. При этом стены колодца были расположены под углом, так что заключенные не могли выбраться даже в случае невероятной удачи. Брошенные туда люди никогда не выходили обратно. Более того, их тела оттуда и не вынимали, а живых бросали поверх мертвых.

vwJBiR0 GZ2I RfBWm0xdD z1 8 960

Были в крепости и тайные ворота, через которые в случае необходимости подвозили припасы и через которые в случае настоящей опасности могли сбежать правители.
Водопровод был гордостью местных инженеров и напоминает слегка римские акведуки. Вот, что осталось от древнего водопровода сейчас:

kNoHcQRqMz1gFKfWmHW7QvtsZxw 960

А это – здание бани. Вода туда подавалась через ту самую водопроводную систему, а с одного из боков была пристроена топка, которая прогревала все помещения. Уже в наше время архитекторы пытались воссоздать систему отопления тех веков, но у них так ни разу и не получилось добиться требуемого эффекта. Какой секрет использовали древние строители, так и осталось пока неизвестным.

QM7uiiLPchRcfIRxWwMDts1 C2o 960

Общая протяженность крепостной стены по разным данным составляет от 40 до 100 км. Местный гид экскурсовод сказал, что установленная длина – 90 км. При этом в высоту она достигает иногда свыше 100 метров. Сложно даже представить, как все это строилось в VI веке и сколько жизней осталось на дороге, ведущей к строительству этой стены.

Ракетный корабль-экраноплан проекта 903 «Лунь», разработанный в ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева и созданный на опытном заводе «Волга». Единственный полностью построенный корабль проекта 903 из восьми планировавшихся.

После посещения крепости мы отправились к экраноплану Лунь. Знаю, публикаций про него за последнее время было слишком много, но не отметить его в моем рассказе просто невозможно.

kOqEO 9uBUin6KPJPLtCcKOCY5A 960

Экраноплан Лунь это 73-метровый, похожий на самолет корабль, сконструированный по самолетной схеме, с 8 турбореактивными двигателями, способными разгонять его до 500 км/ч, скользя над поверхностью воды на высоте несколько метров на воздушном экране. На его борту были установлены пусковые ракеты и оборонительное артиллерийское вооружение. Весит он порядка 90 тонн.

Его строительство начали в 1983, на воду спустили в 1986, а через пять лет проект был законсервирован. В августе 2020 года его транспортировали на каспийское побережье в Дербентский район, где он должен стать экспонатом городского парка «Патриот».

wcg1Avel bWde2bz2aDVfZH73ME 960

Не буду чересчур «грузить» вас подробностями, но скажу, что он вызывает одновременно сразу несколько чувств, поскольку зрелище это великое и жалкое одновременно. Великое – так как он огромен и великолепен, является продуктом труда многих инженеров и уникален в силу своей природы. Сложно представить, как такая махина может подниматься в воздух (пусть даже невысоко и благодаря воздушной подушке) или не тонуть в воде. Жалким же это зрелище выглядит из-за того состояния, в котором он находится. Правда, рядом с тем местом, куда его вытащили из воды, уже соорудили специальный постамент, где Лунь впоследствии будет стоять, а знающие люди рассказали, что его предполагают отреставрировать для публичных посещений.
Если вы хотите подробностей про Луня, то их можно почитать в блогах у моих друзей – Promturist вот здесь и у mryabinin вот здесь или здесь.

iRJBHOuuh8JK2OhIbp zCrhwTrw 960

Я же скажу, что что помимо самого Луня, который мы сумели облазить вдоль и поперек, запах и вид моря в первых числах марта это бесценно. Гулять по пляжу, пусть и неприветливому, тоже очень здорово. Нам, в отличие от двух других групп, крайне повезло с погодой. И если в первый день, когда мы посещали «Нарын-Кала» или экраноплан, было довольно холодно и ветрено, то затем погода пошла на улучшение, и в последний день было уже +18.

Вечером, когда уже стемнело, мы столкнулись с одной из немногих проблем нового Дастера — проблемой головного освещения. Галогеновые фары, даже не линзованные, очень слабо освещают дорогу. Само освещение недостаточно мощное, плюс луч от фар очень короткий. На пустынных дорогах спасает включение дальнего света, но ехать с ним все время невозможно.

Дороги Дагестана в целом довольно приличного качества, но иногда встречаются совсем гибельные участки, и вот тогда головной свет имеет важное значение. Легко решить эту проблему у Дастера пока явно не получится.

Ирганайское водохранилище — искусственный водоём в Дагестане, образованный на реке Аварское Койсу в результате строительства Ирганайской ГЭС.

JFtLB8JSWlCm4Xvlots0ZJX0Ul0 960

Второй день в Дагестане готовил для нас поездку на Ирганайское водохранилище и перевал Хунзах-Заиб.
Дорога в сторону водохранилища показала нам жизнь в республике за пределами больших городов. Это невероятно красивые территории, которые в своих пустынных районах напоминают Альпийскую часть Франции — пока не встретишь местный транспорт или не окажешься в населенном пункте. В эти моменты вспоминаешь региональную Турцию или даже Индию. Здесь все перемешано: дома, загоны для животных, дети, пастухи, лихие водители, домашний скот и многое другое. Посреди междугородней магистрали может располагаться рыночек, работающий даже в темное время суток, где можно купить местные сладости, папаху, тапочки из бараньей шкуры или поесть шашлык.

Вот совершенно традиционная картинка сельской местности недалеко от Махачкалы:

suyCyQQuJXwMKABxPXZp1GosRC4 960

Ирганайское водохранилище – невероятное по красоте место. Впрочем, и весь Дагестан исключительно красив. Бирюзовый цвет воды несет совсем другой оттенок, чем небо. Ну а ступенчатая поверхность гор, поднимающихся из воды, показывает, до какого уровня заполняется водохранилище в конце лета после глобального таяния снегов.

wpL UP97LYDekWPsG68oPe1qYwk 960

o4 EUDf8tb9DxUP5YlHdJ6yMOBI 960

Гидроэлектростанция в Дагестане – обычная вещь. Здесь их построено 16 штук, и многие – на Сулакском каскаде. Их суммарная мощность – 1885,5 МВт, а объем вырабатываемой электроэнергии в средний по водности год, по данным РусГидро, составляет 5086 млн кВт·ч электроэнергии.

pt4mgkhxI1lBCgVTHdmif TF8kA 960

Перевал Хунзах-Заиб – горная перемычка длиной 16 км, соединяющая два села: Хунзах и Заиб. Дорога сложная, на ней часто случаются обвалы, а весной добавляется скользкая дорога и гололедица в теневых местах. Обычно водители предпочитают другой маршрут, который длиннее на 35 км, зато ведет по нормальной асфальтовой дороге. Но нам было важно как раз испытать Duster во внедорожных условиях, т.к. первый день мы провели исключительно на асфальте и еще немного на песке, и это была отличная возможность.

Красивейшие серпантины, смотровые площадки, открывающие захватывающие дух виды, и беспроблемное движение по грунтовой дороге, часто покрытой острыми камнями. Впрочем, нам повезло, что последние два-три дня стояла сухая погода. Дорога тоже была сухой и вполне комфортной. Что касается обвалов, которыми нас стращали перед началом поездки, то мы встретили лишь один, который, похоже, разгребли уже довольно давно. Дорога была расчищена, а все следы от оползня виднелись поодаль.

wWcDMB6p j9bd837kPpnhWYlZhs 960

Впрочем, все настоящие внедорожные приключения ожидали нас в последний день тест-драйва, когда у нас было запланировано посещение Сулакского каньона и Чиркейской ГЭС, но перед этим нас ожидали степные дороги, броды и подъем по разбродившемуся холму.

ДЕНЬ ТРЕТИЙ
Сулакский каньон и Чиркейская ГЭС

dEa3qc5LA3JVJg2JgXDWngKnT8Q 960

Сулакский каньон —глубочайший каньон Европы, расположенный в долине реки Сулак. Его протяженность составляет 53 километра, глубина достигает 1920 метров. Это на 63 метра глубже Большого каньона в США.
На третий день у меня наконец-то появилась возможность сесть за руль турбодизельного Duster, и в разрезе предстоящих внедорожных участков это было весьма правильное решение. Первая передача у него короче, чем у TCe 150, и за счет этого он активнее проходит сложные сегменты.

oYioFHT3F5IDo5TyHpqfiRi6a3k 960

Если броды через мелкие горные речки выглядели довольно бесхитростно, и преодолели мы их все легко и без проблем, лишь слегка запачкав автомобили, то вот главный рывок через холм выглядел не слишком приглядно. Проблемы было две: первая – прошедшие осадки размягчили почву настолько, что казалось, еще чуть-чуть, и она сама начнет сползать по склону горы. Вторая – я никогда не тестировала Duster в таких условиях, и сомневалась, что он сможет туда заехать. Впрочем, уверенность наших провожатых говорила об обратном.

pJ8nUT4J3 YA2Sq FksEb3U S0Q 960

Первые автомобили забирались на холм довольно резво, превращая покрытый травой склон в мешанину из зелени и грязи и оставляя довольно глубокую колею. Оптимистично выглядело и то, что в целом всем удавалось найти сегменты нетронутой почвы и благополучно добраться до верха. Нас было машин 15, и я ехала предпоследней, так что сначала я визуально проложила маршрут, а потом отправилась в путь. В одном месте все же пришлось оказаться рядом с разбитой колеей, я дала слишком мало газа, и машина заглохла. Но тут и помогла короткая первая передача, а также режим 4WD Lock, который активирует внедорожный режим, что и позволяет как раз выбираться из такой «задницы» — плюс сразу несколько помощников вроде электронного перераспределения крутящего момента и динамической системы стабилизации. Короче, перезапустив машину и подоткнув первую передачу, мы благополучно выбрались из этой грязи на ровную и твердую поверхность. Ну и красиво же там было – настоящие альпийские луга, усеянные первоцветами!

Чиркейская ГЭС. Самая мощная гидроэлектростанция на Северном Кавказе. Входит в Сулакский каскад ГЭС, являясь его верхней, регулирующей ступенью.

3Kc 9YBMsMFGcM7q31 l Uzg b0 960

На саму гидроэлектростанцию мы не попали, зато взирали на нее практически с высоты птичьего полета – порядка 300 метров над поверхностью воды, забравшись на Дастерах на одну из самых высоких окрестных горных вершин. Зрелище просто невероятное – особенно с учетом того, что можно было встать на самый край каменного обрыва и смотреть вниз. Для этого нужны очень крепкие нервы и хороший вестибулярный аппарат, но о высоте все равно лучше не задумываться: потому что в этот самый миг поджилки начинают трястись, а сердце – выбивать барабанную дробь.

Чиркейская ГЭС была построена в Буйнакском районе Дагестана в конце 60-х – начале 70-х годов прошлого века, а ее ввод в эксплуатацию начался в 1974 году. На Северном Кавказе это самая мощная ГЭС, имеющая самую высокую в России арочную плотину.

TVqSXCMd7Td1kyLy5wYSxGUbRIw 960

Появление плотины образовало Черкейское водохранилище, из-за чего было переселено несколько аулов. Сооружение поистине масштабное, заставляющее задуматься о смелости людей, возводящих такие строения.
Ниже по течению реки располагается развивающаяся туристическая зона, где можно отдохнуть, поесть и заняться разными видами спорта вроде сплава по реке.

Вниз по реке Сулак. Туризм.

Последнее время в развитие региона и адаптирование его под внутрироссийский туризм вкладываются большие деньги.

EeE6Z7y11cGjTM2Je3SPq2pExhQ 960

Когда мы еще летели на самолете в сторону Махачкалы, я разговорилась со своим соседом, живущем в Дербенте, и он рассказал, что запланирована гигантская перестройка и развитие города. Реорганизация началась не так давно, но первыми шагами, которые уже предприняты, стала замена всех коммуникаций на более новые, развитие связи и другие базовые изменения.

При этом здесь все еще непростая ситуация с качественными отелями и общим уровнем сервиса – например, организаторы нашего пресс-тура столкнулись с тем, что разместить большую группу в современном бизнес-отеле крайне сложно в связи отсутствием таковых. Фактически единственным подходящим местом, по их словам, оказался Сарыкум бизнес отель и спа, где мы и проживали всю поездку.

W7JBEnOndiy72XL7sN9g9qGxvfU 960

Кстати, отель и в самом деле весьма приличный, но, как и во многих отелях, построенных в регионах с неразвитой инфраструктурой, здесь в каждом номере были какие-то маленькие, но проблемы. Где-то плохо шла горячая вода, где-то был засорен сток в душе, где-то в раковине, где-то было большое пятно на ковролине или что-то подобное. Тем не менее, общее впечатление отель оставил вполне благоприятное – а главное, здесь везде очень радушные и улыбчивые люди, которые своим гостеприимством затмевают все остальные возможные проблемы.

Люди в Дагестане вообще фантастические. Радушные, улыбчивые, веселые и добрые. А еще меня поразила информированность наших гидов, которые, кажется, знают про свой край все, что только можно. Они нальют чай, сварят кофе, расскажут исторический анекдот – и это все легко и непринужденно, пока говорят про историю, этнику или современный быт республики.

Сейчас край еще совсем дикий, хотя и очень красивый. Цивилизация понемногу сюда приходит, и некоторые места вроде вот этой туристической долинки и смотровой площадки вообще появились пару лет назад. Здесь же можно провести весь день на реке, поднявшись вверх к плотине на лодке, и затем спустившись вниз к ресторану «Главрыба» — одному из самых популярных мест. Однако из-за большой проходимости посетителей еда здесь совсем не такая вкусная, как в том же Хаяле. Зато кошки, как и во всем Дагестане – пушистые, ласковые и совсем не пугливые. Просишь посмотреть на камеру – и они с удовольствием позируют.

AUUZOivPTumWTtjqXgo 4ViUWsY 960

Я не уверена, что Дагестану нужно стать вторым Сочи или пойти по пути Крыма. У него есть своя уникальная самобытность, которая может исчезнуть при появлении «туристической глазури». Но я могу точно сказать, что сюда было бы очень интересно вернуться – года, скажем, через два или три, и сделать это на машине, чтобы можно было заехать в самые удаленные уголки. Маршрут до Махачкалы от Москвы – всего 1800 км – через Тамбов, Волгоград и Элисту, самым краешком проскользнув через Чечню и заехав в местный Люксембург (да-да, есть такой городок по дороге!). Вполне нормальное расстояние, чтобы спокойно проехать его за два дня – не торопясь и останавливаясь поесть и отдохнуть.

Фото: автора, компании Renault и из открытых источников в интернете.

Источник

Оцените статью
Avtoshod.ru - все самое важное о вашем авто