Добровольное страхование авто это

Виды автомобильных страховок: ОСАГО, ДСАГО, КАСКО

favorit

Добровольное страхование вещь уже привычная российскому водителю. В 2003 страхование движимой собственности было закреплено постановлением правительства «Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Тогда же появилась аббревиатура «обязательное страхование автогражданской ответственности».

Как выбрать полис для авто? Расскажем главное о каждом из видов страхования.

816da4af1cc45ccf8ad38d2ecf1f9e60

Как работает ОСАГО

Во всем мире ОСАГО работает по одному принципу «подушки безопасности» в которую делают обязательные вклады все участники дорожного движения. Это нужно на случай аварии, чтобы пострадавшая сторона могла компенсировать урон.

Владелец транспортного средства заключает со страховой компанией договор, который на время своего действия предусматривает выплаты при ДТП пострадавшим по его вине. Страховая компания обязана возместить ущерб, размер которого ограничен на данный момент 400 тысячами рублей на ремонт техники и 500 тысячами на лечение, если был причинен вред здоровью.

Свой автомобиль виновник ремонтирует за личные деньги — ОСАГО не подразумевает в этом случае никакой помощи. С каждого полиса идет отчисление в специальный фонд из которого берутся деньги на случай, если у одного из участников ДТП нет страховки или он скрылся. Получается, что ответственные водители платят за безответственных.

Страховка ОСАГО в числе трех обязательных документов, которые должны быть у каждого автовладельца при себе, наряду с водительскими правами и СТС. Если полис ОСАГО есть, но вы его забыли дома, положен штраф 500 рублей (12.3 КоАП РФ). Такую же сумму придется заплатить, если человек за рулем не вписан в страховку. За просроченный полис или его отсутствие наказание в 800 рублей (статья 12.37 КоАП). Нанесенный урон виновнику аварии без ОСАГО придется возмещать из своего кармана.

Стоимость страховки считается сложной формулой из множества переменных с несколькими корректирующими коэффициентами. В основе так называемый базовый тариф, отдельный для каждого вида транспорта. Также он различается по статусу владельца: юридическое лицо или физическое. Размер тарифа число не постоянное, но всегда в пределах границ, установленных Центробанком. То есть ЦБ дает возможную вилку ценника, а уже конкретная страховая компания ставит в ней свою цену. На базовый тариф применяются коэффициенты — их много. Например, аварийность в регионе, возраст водителя и его водительский стаж, а еще безаварийный статус коэффициент «бонус-малус» (КБМ), который не привязан к конкретной страховой или машине, а характеристика самого водителя.

Узнать примерную цену полиса можно у нас на сайте с помощью калькулятора стоимости.

19dc4fc8b19d3038cc36995acc801f09

Как работает ДСАГО

Главное слово в аббревиатуре ДСАГО — «добровольное». Такая страховка пригодится на случай серьезного ремонта чужого автомобиля, если его оценили дороже 400 тысяч по ОСАГО. ДСАГО полис придет на помощь, когда пострадавшая сторона решит обратиться в суд, чтобы истребовать с виновника недостающие деньги в порядке гражданского судопроизводства. Разницу «сверху» дополнит страховая компания из своего кармана.

Обычно страховая делает выплаты по ДСАГО без судебного разбирательства — это экономит нервы и деньги на адвокатов. Плюс к этому, ответчиком чаще всего становится страховщик, а не виновник аварии, если пострадавшую сторону что-то не устраивает в выплатах.

Стоимость ДСАГО складывается из множества параметров, но главными остаются возраст, стаж, время безаварийного вождения, регион проживания владельца автомобиля.

К нюансам ДСАГО можно записать нежелание многих страховых компаний оформлять полис отдельно от других продуктов. У многих в планах продавать дополнительную страховку только с привязкой к ОСАГО, зато в этом случае можно просить о скидке. Еще страховая вправе потребовать автомобиль для осмотра. Так делают редко, но бывает. В отношении ДСАГО не работает фонд российских страховщиков, то есть если страховая разорилась, покрытия по «дополнительному» полису не будет — придет отказ в выплате. Ущерб возместят только по ОСАГО. Поэтому важно выбирать крупные компании с именем и всегда проверять страховку на подлинность.

077c397768e3d79d74832ed1d8f734cd

Как работает КАСКО

ОСАГО защищает чужое имущество, оформляя КАСКО, вы страхуете свой автомобиль. Чья вина в ДТП не имеет значения, деньги все равно выплатят, правда потом полис будет стоить дороже.

По умолчанию КАСКО защищает от угона и ущерба, но в каждом из этих пунктов есть особые условия страхования авто. В выплате могут отказать, если у владельца потерялся ключ из комплекта и он об этом не предупредил. Или у него на машине не было противоугонной системы из списка требований страховой. Если с автомобиля сняли штатные колеса — это ущерб, купленные владельцем — нестраховой случай, если он не застраховал их отдельно.

Стоимость КАСКО регулирует страховая фирма — государственные коридоры с пределами по цене тут не действуют. Поэтому необходимо внимательно подбирать подходящие варианты и искать лучшие условия под свои требования. У каждой компании свой набор страховых рисков, которые покрывает полис. Например, страховая может попросить доплату за природные катаклизмы вроде упавшего дерева, града или удара молнии из-за которой автомобиль сгорел. О таких нюансах надо узнать сразу, чтобы рассчитать стоимость страховки заранее.

Цены на страхование КАСКО складываются из множества параметров, главные из которых возраст водителя, его стаж и время безаварийного вождения. КАСКО на несколько водителей рассчитывается по данным самого молодого и неопытного. Учитывается также марка, модель и возраст машины по которым страховая оценивает риск угона и примерную стоимость восстановления.

Существует два способа снизить стоимость КАСКО

72eca3a3f803978dcf17e2c295c3d434

Страхование для выезжающих за границу (Зеленая карта)

Для езды за пределами страны существует так называемая «Зеленая карта». По ней страховая компания заплатит за ущерб пострадавшей стороне, если виновником аварии стал водитель из России. Если водитель-иностранец с «Зеленой картой» попадет в ДТП у нас в стране, причиненный ущерб компенсирует его страховая компания.

«Зеленая карта» действует в 48 странах мира. Бланк зеленого цвета в 2020 году обновил свой вид и теперь черно-белых цветов. Прежний формат выводится из оборота, оформляют теперь двухцветный. Для выезда за рубеж необходим бланк в распечатанном виде.

Страхование водителей и пассажиров от несчастного случая

Помимо автомобиля отдельно можно застраховать здоровья водителя и пассажиров.

Перечень страховых случаев:

На нашем сайте с помощью калькулятора можно рассчитать автострахование онлайн. Это не займет много времени и вы будете знать на какую сумму ориентироваться.

Во всех салонах ГК FAVORIT MOTORS можно оформить страховку.

Источник

Расширенное ОСАГО: стоимость и условия

Езда без страховки чревата не только предупреждениями и штрафами от сотрудников ГИБДД, но и вероятными крупными тратами. Если вас признают виновником аварии, выплачивать компенсацию пострадавшему без обязательной автогражданки вам придется из собственного кармана. А это – большая нагрузка на ваш бюджет. Однако иногда и уже оформленная страховая сумма может оказаться слишком маленькой для выплаты пострадавшей стороне, например, если вы повредили довольно дорогой автомобиль. В этом случае поможет расширенная страховка ОСАГО. Что это, в чем ее особенности и есть ли подводные камни? Об этом расскажем далее.

Что такое ДоСАГО?

Многие в курсе, что такое ОСАГО обычное – это обязательное страхование гражданской ответственности, полис, который позволяет не выплачивать (или выплачивать по минимуму) возмещение убытков в аварии пострадавшей стороне. Это документ, закрепленный законодательно – так, страховка по ОСАГО обеспечивает вам сниженные ставки по автокредиту и его одобрение, а при проверке документов на дороге без нее вас легко могут оштрафовать на сумму до 5 тыс. рублей в случае, если этот полис не оформлен – или, того хуже, подделан.

В таком случае, что же дает расширение условий ОСАГО? Оно предоставляется в соответствии с ФЗ № 40 от 25 апреля 2002 года «Об ОСАГО», однако позволяет водителю пользоваться дополнительными услугами по собственному желанию. Другие названия полиса с расширенными условиями – ДоСАГО и ДСАГО.

Вы можете приобрести его по собственному желанию – ни закон, ни страховая компания не имеют права вынудить вас приобрести дополнительные услуги к уже оформленному полису. Это, к слову, важный момент – приобрести эти услуги, не имея основного полиса автогражданки, у вас не получится. Расширенное страхование ОСАГО оформляется во время покупки основного полиса или позже, когда вы почувствуете необходимость в этом. Добровольное страхование, как правило, осуществляется на один год.

После оформления дополнительной автогражданки увеличивается размер возмещения. На сколько – зависит от организации, в которую вы обратились. Как правило, он устанавливается в размере нескольких миллионов рублей. Многое зависит от выбранного вами тарифа. При этом нужно помнить, что чем выше сумма возмещения, тем дороже обойдутся вам выплаты по полису.

Отличия обычного и расширенного ОСАГО

Несмотря на то, что оба полиса – это, по сути, все та же автогражданка, у них имеются отличия, о которых нужно знать перед оформлением. О первом мы уже сказали ранее: это обязательность оформления. Если простой полис автогражданки нужно приобрести в обязательном порядке (и выезжать без него на дорогу очень не рекомендуется), то расширение условий ОСАГО – услуга добровольная. Вы имеете право покупать полис, а можете и не покупать – а самое главное, страховщик не имеет права его вам навязать.

Второе отличие в размерах возмещения ущерба. Для стандартного полиса максимальный размер возмещения при ДТП установлен ст. 7 ФЗ № 40: если в аварии пострадал только автомобиль, сумма выплат не должна превышать 400 тыс. рублей. В случаях, когда вред нанесен не только ТС, но и здоровью или жизни водителя и пассажиров, размер возмещения повышается до 500 тыс. рублей. Расширенное ОСАГО подразумевает, что размер возмещения зависит от заключенного между СК и страховщиком договора. Показатели также меняются от региона к региону в зависимости от предоставляемых тарифов и коэффициентов.

Различается и «наполнение» полисов. Так, в стандартный ОСАГО входит основной комплект услуг, включающий возмещение убытков пострадавшей стороне: ремонт автомобиля, восстановительные работы, услуги эвакуатора, а также выделение средств на лечение при травмах разной степени тяжести и/или похороны при смерти одного из пострадавших. С ДоСАГО вы получаете дополнительные услуги – бесплатная эвакуация с места ДТП через страховщика, прибытие аварийного комиссара, техническая помощь по устранению неисправностей на дороге, вызов заправщика и т. д.

В двух этих полисах по-разному учитывается износ. Так, для стандартной страховки износ принимается во внимание согласно ст. 12 ФЗ № 40. В расширенном полисе расчёт возмещения выполняется без этого коэффициента.

Особенности ДоСАГО

О них необходимо знать во избежание ошибок как с вашей стороны, так и с манипуляций со стороны страховых компаний. Дело в том, что расширенный полис – это коммерческая услуга, которую законодательство практически не контролирует.

Прежде всего учтите такой параметр, как определение страховой суммы (возмещения). Ее размер выбирает страхователь, поэтому СК не имеет права навязывать вам какую-либо цифру в пределах установленных самой компанией рамок. Однако и здесь могут быть подводные камни, о которых страховщики говорят крайне редко.

dosago

Максимальная сумма возмещения может быть двух типов – агрегатная и неагрегатная. Неагрегатная страховая сумма – стандартный вариант возмещения по каждому страховому случаю, вне зависимости от их количества. Действует она на протяжении всего срока договора и используется в базовом ОСАГО по умолчанию. Агрегатная сумма зависит от количества страховых случаев и уплаченных по ним сумм. То есть, максимальная сумма возмещения, прописанная в вашем договоре, уменьшается с каждым ДТП на сумму осуществленной выплаты.

Объясним на примере. Гражданин застраховался на 1 млн рублей, а через несколько месяцев произошел страховой случай. СК выплатил по нему 900 тыс. рублей. При следующем страховом случае, если оцененный ущерб будет превышать базовый лимит в 400 тыс. рублей, страховая компания прибавит только 100 тыс. рублей сверху из оставшихся денег. В следующий раз СК сможет выплатить только базовые 400 тыс. рублей, и ни копейки сверху – остальное придется доплачивать вам.

Еще один подвох – франшиза. Страховая франшиза – это часть суммы возмещения, которую выплачивает страхователь. Вторая ее часть выплачивается уже СК. Франшиза не применяется при обязательном страховании, но может быть мелким шрифтом указана в договоре ДоСАГО. Многие автовладельцы не знают об этом моменте, или же попросту не понимают его до конца. Оформление франшизы позволяет сэкономить на покупке самого полиса, но затем вы потратите еще больше на выплату второй части страховой суммы. Как правило, СФ покрывает затраты на небольшие повреждения, а взамен страхователь получает различные бонусы. Чаще всего применяется безусловная СФ, когда сумма выплаты уменьшается на сумму франшизы.

Стоит ли оформлять?

Самая главная проблема, с которой вы можете столкнуться – это крайне небольшое количество предложений. Связано это с тем, что расширенная страховка ОСАГО – довольно затратная для страховых компаний услуга, и предлагать ее решится не каждый страховщик. Кроме того, чаще всего оформить дополнительный полис возможно только в СК, в которой вы уже обслуживаетесь. И вторая проблема, как вы могли понять из всего сказанного выше, это условия. Они не регулируются законом, а потому стоит внимательно вчитываться в договор до его подписания.

Еще один момент состоит в том, что часто под суммой расширенного полиса подразумевается сумма обязательного и добровольного страхования. То есть, обязательная автогражданка – 400 тыс. рублей, дополнительная – 600 тыс. рублей. Вот и миллион.

Нужно ли вам ОСАГО расширенное? Тут нужно исходить из обстоятельств. Несмотря на возможные материальные проблемы, автовладельцам стоит перестраховаться, если они относятся к одной из следующих категорий:

Сэкономить на расширении автогражданки можно тем, кто нечасто ездит по оживленным магистралям и имеет большой опыт вождения – как правило, эта категория редко попадает в ДТП, а если и попадает, то размер материального ущерба не превышает 50 тыс. рублей, которые легко может покрыть базовый полис. Однако другая сторона статистики говорит о том, что чаще всего ДоСАГО покупают именно опытные водители. Дело в том, что они ясно осознают последствия серьезных ДТП и предпочитают перестраховаться.

Какой можно сделать вывод? Оформлять расширенное ОСАГО или нет – выбор только за вами. Если вы предпочитаете перестраховаться, то несколько тысяч рублей в год на полис станут залогом вашего спокойствия на дорогах. К сожалению, даже самый опытный и аккуратный водитель может оказаться виновником ДТП – от случая не застрахован никто. Но вот вероятные крупные траты предупредить можно, и в этом вам поможет покупка полиса автогражданки. Найти подходящую организацию, в которой вы сможете застраховать свое авто и сэкономить, можно с Выберу.ру. На нашем портале есть не только сервис для онлайн-подбора предложений от СК в вашем регионе, но и полезные статьи, из которых вы сможете узнать все тонкости автострахования в России.

Источник

Что такое добровольное страхование гражданской ответственности

И зачем оно нужно

В России все знают про ОСАГО и каско, но мало кто понимает, зачем нужен ДСАГО — полис добровольного страхования автогражданской ответственности. Cам по себе ДСАГО никогда не работает, зато он всегда может прийти на помощь и ОСАГО, и каско. Я расскажу, как правильно его использовать и как он может помочь водителю.

Виды автомобильных страховок

Автострахование можно условно разделить на следующие виды.

Каско — добровольное автомобильное страхование. Полис каско защищает автомобиль страхователя от ущерба независимо от того, кто в этом ущербе виноват. Даже если владелец сам водил неаккуратно и попал в ДТП, страховая компания все равно оплатит ему ремонт. Еще плюс каско в том, что оно не привязано к размеру ущерба и, как правило, покрывает полную стоимость автомобиля. Об этом мы рассказывали в статье «Как работает каско».

ДСАГО — добровольное страхование автогражданской ответственности, которое защищает ответственность страхователя перед другими участниками дорожного движения. ДСАГО очень похоже на ОСАГО, но в большинстве случаев работает, только если покрытия по ОСАГО не хватает, чтобы возместить ущерб.

Что такое ДСАГО

Это добровольное автострахование ответственности автовладельца. Называют его по-разному : ДСАГО, ДГО, ДАГО. В статье мы будем называть его ДСАГО, но под этим названием будем понимать все виды полисов добровольного страхования гражданской ответственности владельца. Бывает, что ДСАГО выписан на одном бланке с каско, но даже в такой ситуации работают они по-разному : каско защищает автомобиль страхователя, а ДСАГО — других участников движения, их имущественные интересы. Как работает такой полис страхования — проще всего объяснить на примере.

Какой ущерб компенсируют разные страховки

Вид ущерба, компенсируемого страховкой Каско ОСАГО ДСАГО
Ущерб автомобилю виновного владельца страховки Да Нет Нет
Ущерб, который виновный владелец страховки причинил другим участникам дорожного движения Нет Да, в пределах 400 000 Р Да, в части, превышающей 400 000 Р

Если ущерб больше, пострадавшие могут обратиться в суд и взыскать разницу с виновника в порядке гражданского судопроизводства. В этом случае и придет на помощь полис ДСАГО — при условии, что договор такого страхования был заключен. 400 тысяч возместит страховая компания по полису обязательного автострахования. А все, что больше, — страховая по договору ДСАГО. И водителю не придется самому выплачивать пострадавшим деньги.

Если авария произойдет не по вине владельца полиса ДСАГО или тех, кто был допущен к управлению, — полис не поможет, ущерб будут покрывать по тем полисам, которые есть у водителя. Если есть действующий полис каско — машину отремонтируют по нему. Если у виновника есть только полис ОСАГО, будут считать размер ущерба, и если он окажется меньше 400 тысяч — виновнику из своего кармана платить не придется.

Отдельного закона для ДСАГО нет. Оно регулируется следующими документами:

Чем отличается от ОСАГО и каско

Основное отличие — ДСАГО нельзя приобрести отдельно от полиса ОСАГО, по крайней мере, я не нашел на рынке таких предложений. В большинстве случаев автомобиль должен иметь действующий полис обязательного автострахования и срок действия полиса ДСАГО не может превышать срок действующего полиса ОСАГО.

Но при этом полисы ОСАГО и ДСАГО могут быть оформлены в разных компаниях — никаких ограничений нет. Просто ущерб до 400 тысяч покрывает одна компания, свыше 400 тысяч — другая.

Чем отличается ДСАГО от ОСАГО и каско

ДСАГО ОСАГО Каско
Что страхует полис Гражданскую ответственность на сумму свыше 400 000 Р — по ремонту автомобиля или имущества пострадавшего Гражданскую ответственность на сумму до 400 000 Р — по ремонту автомобиля или имущества пострадавшего Личный автомобиль от ущерба и других рисков
Условия страхования Страховая компания может предлагать свои условия Указаны в законе и правилах страхования Центробанка. Страховая компания не может их менять по своему усмотрению Страховая компания может предлагать свои условия
Можно ли отказаться от страхования Полис не обязателен Нельзя. Иначе — штраф 500—800 Р Полис не обязателен
Стоимость полиса и размер выплат Зависит от страховой компании Контролирует государство. Оно устанавливает минимальные и максимальные цены Зависит от страховой компании
Кто получает выплаты Только пострадавшие в ДТП. Владелец автомобиля по своему полису выплаты получить не может Только пострадавшие в ДТП. Владелец автомобиля по своему полису выплаты получить не может Владелец автомобиля получает выплаты по своему полису
Может ли страховая компания отказаться продать полис Да Нет, не может. Но может сослаться на технический сбой или недоступность базы данных РСА. Тогда клиента переадресуют в другую компанию Да
Можно ли приобрести отдельно, без другого полиса Как правило, он работает только с полисом ОСАГО Можно Можно

Плюсы, минусы, подводные камни ДСАГО

Допустим, неопытный водитель попал в ДТП по своей вине — не успел затормозить на светофоре — и собрал несколько автомобилей. Один из них выкатился на перекресток, столкнулся с другой машиной, пострадали люди. Как обычно в такой ситуации — ГИБДД, скорая помощь, разбирательство.

Но на этом неприятности не заканчиваются. Бывает, что после оценки ущерба выясняется, что у виновника аварии нет денег. Его страховая компания по ОСАГО должна будет выплатить пострадавшим деньги. Но лимит выплат по закону — 400 000 Р на каждого пострадавшего в части возмещения вреда имуществу и 500 000 Р — в части возмещения вреда здоровью. Этого не всегда достаточно.

Если выплаты не покроют весь ущерб, потерпевшие имеют право обратиться в суд, чтобы взыскать с виновника деньги на ремонт или возместить ущерб, который причинили их здоровью. Скорее всего, суд решит, что виновник должен платить. А если денег у него нет или не хватает, могут арестовать банковские счета, имущество и ограничить выезд за рубеж. Также придется оплачивать не только ущерб, но и судебные издержки.

Если бы у виновника был полис добровольного страхования автогражданской ответственности, он дал бы следующие преимущества:

Минусы у ДСАГО тоже есть, хотя их не так много:

Источник

Все, что нужно знать о страховании транспорта

Все, что нужно знать о страховании транспорта

Автомобиль подвержен различным опасностям: он может попасть в аварию, его могут угнать и т.д. Чтобы уберечься от убытков, фирмы страхуют свои транспортные средства. Договоры страхования авто могут быть двух видов: договор страхования имущества (ст. 930 ГК РФ) и договор страхования гражданской ответственности (ст. 931 ГК РФ). В первом случае страховая компания компенсирует ущерб от повреждения или угона автомобиля, а во втором — ущерб, причиненный машиной, которая принадлежит вам, другой фирме или гражданину. В данной статье мы остановимся на ­особенностях учета и налогообложения двух видов страхования автомобилей.

Что такое ОСАГО?

Обязательным является такой вид страхования, когда предприятие вынуждено осуществлять его из-за того, что его обязывает к этому какой-либо закон (п. 3 ст. 3 Закона РФ от 27.11.1992 г. № 4015–1 «Об организации страхового дела в РФ»).

Федеральный закон от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» обязывает компании, имеющие автотранспорт, страховать риск своей гражданской ответственности. Гражданская ответственность может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.

Владельцами транспортных средств признаются те фирмы, которые не только владеют автомобилем, но и пользуются автотранспортом по ­доверенности или арендуют его.

Хотя есть исключение. Организации не придется страховать гражданскую ответственность, если она арендует транспортное средство «с экипажем» (автомобиль содержит его владелец). В этом случае все расходы по страхованию как самого транспортного средства, так и ответственности за причиненный им ущерб несет арендодатель.

Правила «автогражданки»

Застраховать гражданскую ответственность необходимо не позднее чем через пять дней после того, как организация получит право владения автотранспортным средством (п. 2 ст. 4 Закона № 40-ФЗ). В противном случае автомобиль не допустят к техосмотру и не зарегистрируют в ГАИ.

Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств утверждены постановлением ­Правительства РФ от 07.05.2003 г. № 263.

Для того чтобы застраховать гражданскую ответственность, нужно заключить договор со страховой компанией, которая имеет соответствующую лицензию. Для этого организация должна представить страховой компании следующие документы или их копии:

После того, как договор будет подписан, страховая компания должна вручить владельцу транспортного средства страховой полис по форме, приведенной в Приложении № 2 к Правилам страхования, а также специальный знак государственного образца. Этот знак надо разместить на автомобиле в правом нижнем углу ветрового стекла.

В том случае, если страховой полис или специальный знак будут утеряны, страховая компания обязана выдать дубликат этих документов. Делается это за определенную плату, размер которой определяется расходами на изготовление дубликатов.

Договор страхования гражданской ответственности заключается на срок не менее одного года (ст. 10 Закона № 40-ФЗ). Затем его действие будет продлеваться до тех пор, пока страхователь не уведомит страховую компанию о прекращении договора. Причем он должен это сделать не позднее чем за два месяца до того, как истечет срок договора. С другой стороны, договор может быть разорван в том случае, если владелец транспортного средства опоздает с уплатой страховых взносов за следующий год более чем на 30 дней.

Страховая премия

Владельцы транспортных средств, застраховавшие свою гражданскую ответственность, должны уплачивать страховой компании взносы. Это так называемая страховая премия, которая уплачивается разовым или частичными платежами. Ее размер рассчитывается исходя из страховых тарифов, которые установлены постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 г. № 739.

Страховыми тарифами будут базовая ставка и коэффициенты. Страховая премия равна их произведению. Величина страховки зависит от категории владельца легкового автомобиля (физическое, юридическое лицо или владельцы такси). Базовые тарифы для них составляют 1 980 руб., 2 375 руб. и 2 965 руб. соответственно.

Кроме того, размер тарифа зависит еще от возраста и стажа водителя, места регистрации автомобиля. Например, в Москве данный коэффициент равен 2.

Размер страховой премии для легковых автомобилей, такси (в том числе маршрутных) сегодня рассчитывается по следующей формуле:

СП = ТБ х КТ х КБМ х КВС х КО х КМ х КС х КП х КН,

где ТБ — базовая ставка страхового тарифа в рублях (см. Таблицу 1).

Коэффициенты страховых тарифов в зависимости:

КТ — от территории преимущественного использования ­транспортного средства;

КБМ — от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших по вине страхователя в период действия предыдущих договоров обязательного страхования. Если договор ­страхования заключается впервые, то КБМ принимается равным 1;

КВС — от собственника машины (физ. / юр. лицо), возраста и стажа водителя;

КО — от количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством;

КМ — от мощности двигателя легкового автомобиля (см. Таблицу 2);

КС — от периода использования транспортного средства;КП — от срока страхования (см. Таблицу 3);

КН — от добросовестности страхователя. Его величина зависит от того, насколько достоверно лицо сообщило сведения, необходимые для ­заключения договора, или сведения об обстоятельствах дела при ДТП.

786b

Таблица 2

Коэффициенты, применяемые в зависимости от мощности двигателя

787b

Таблица 3

Коэффициенты страховых тарифов в зависимости от срока страхования

788b

Если страховая компания уличит организацию в представлении ей ложных сведений, которые повлекли за собой уплату страховой премии в меньшей сумме, то она применит коэффициент КН в размере 1,5.

Такой же коэффициент будет применяться в том случае, если ДТП было совершено умышленно или обстоятельства аварии были умышленно искажены в целях увеличения страховой выплаты.

Наконец, указанный размер коэффициента КН страховая компания может применить и тогда, когда вред будет причинен при обстоятельствах, явившихся основанием для предъявления регрессивного требования.

Пример 1

Легковой автомобиль принадлежит ООО «Сталкер». Базовая ставка страхового тарифа (ТБ) по нему равна 2 375 руб. Автомобиль приобретен и поставлен на учет в 2006 году.

Территория преимущественного использования — г. Москва (КТ = 2).

Договор обязательного страхования автогражданской ответственности заключается впервые (КБМ = 1).

Возраст водителей, указанных в страховом полисе, — 27 лет, стаж ­вождения 1,5 года (КВС = 1,15).

К управлению автомобиля допущены два водителя, указанные в договоре обязательного страхования (КО = 1).

Мощность двигателя составляет 119 л. с. (КМ = 1,3).

Период пользования автомобилем — 12 месяцев в году (КС = 1).

Страхователь признан добросовестным, поэтому коэффициент КН не применяется.

Таким образом, в состав прочих расходов предприятие может включить сумму страховки, рассчитанную для него по установленному тарифу.

Если же тарифы не утверждены, то затраты по обязательному страхованию включаются в состав прочих расходов в том размере, в котором были фактически уплачены.

Обратите внимание: в некоторых случаях налоговые органы придерживаются прямо противоположной позиции. В статье 263 Налогового кодекса нет прямого указания на то, что она применяется не только к расходам на страхование имущества, но и к расходам на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Это дает основание налоговикам считать, что расходы на автогражданку не уменьшают налогооблагаемую прибыль. Они полагают, что организация может уменьшить свою налогооблагаемую прибыль только на сумму расходов по обязательным видам страхования имущества.

В конце прошлого года (8 ноября 2006 г.) Госдума РФ приняла в третьем чтении поправки к закону «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», которые устанавливают порядок применения коэффициента в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат («бонус-малус»). Новый закон вступит в силу через 90 дней после его опубликования.

В действующей редакции «Закона об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (№ 40-ФЗ) предусмотрено следующее описание коэффициента КБМ:

«2. Коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются в зависимости от: … наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев указанного транспортного средства в предшествующие периоды».

«2. Коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются в зависимости от: … наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев данного транспортного средства, а в случае обязательного страхования при ограниченном использовании транспортного средства, предусматривающем управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, — наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности каждого из этих водителей».

Фактически теперь учет аварийности должен вестись по каждому водителю в отдельности, то есть все ДТП, которые совершил водитель на любой машине, повысят для него стоимость ОСАГО. Например, нарушил ПДД водитель на работе (на «Камазе») и попал в ДТП — теперь и при страховании своего личного автомобиля он заплатит повышающий коэффициент «бонус-малус».

Более того, тариф будет повышен для всех автомобилей, где наш «аварийный» водитель указан в качестве лица, допущенного к управлению. Сегодня среднестатистический российский водитель допущен к управлению тремя автомобилями. Следовательно, в среднем страховая компания, произведя одну выплату по ОСАГО, получит возможность повысить ­тариф сразу по трем договорам.

В случае принятия указанного законопроекта теряется смысл в Справках о страховании, которые должны выдавать страхователям страховщики при прекращении договора. Ведь водитель может быть одновременно застрахован в нескольких страховых компаниях (вписан в полисы разных машин). Следовательно, чтобы доказать свою положительную страховую историю, нужно принести справки из всех страховых компаний! Эта проблема может быть решена с помощью единой компьютерной базы данных, но сумеют ли страховщики за 90 дней после принятия закона внедрить эту базу данных, а главное — обеспечить доступ к ней всех продающих ­подразделений и ­агентов по всей стране?

Сведения об истории страхователя каждого водителя теперь понадобятся не только при переходе из одной страховой компании в другую, но и при продлении договора в той же СК, при внесении изменений в договор, добавлении нового водителя в полис. Все это значительно усложнит данные процедуры, и, соответственно, увеличит сроки оформления документов. Например, если сегодня вписать нового водителя в полис может практически каждый агент, то после изменений в законе это можно будет сделать только после получения запроса из базы данных — скорее всего, сроки внесения изменений в полисы ОСАГО увеличатся до 2 дней.


Порядок получения страхового возмещения

Для получения страхового возмещения по ОСАГО организация должна в течение пяти рабочих дней после ДТП уведомить страховщиков о наступлении страхового случая. Для этого в страховую компанию нужно представить:

Если транспортное средство в результате ДТП сильно повреждено и доставить в страховую компанию его невозможно, то осмотр и оценка такого имущества в те же сроки проводятся по месту его нахождения.

Учтите, что страховое возмещение будет выплачено организации только после предоставления полного пакета документов.

В течение 15 дней с момента получения документов, подтверждающих страховой случай, страховая компания должна возместить убытки потерпевшей стороне или направить мотивированный отказ в выплате страхового возмещения.

Размер страхового возмещения

Если ущерб нанесен жизни и здоровью, то потерпевшему должны компенсировать утраченный заработок (доход), который он имел или мог иметь на день причинения ему вреда. Кроме этого, страховая компания должна компенсировать и дополнительно понесенные расходы:

Если ущерб нанесен имуществу, то страховая компания должна компенсировать пострадавшему его реальную стоимость, которая определяется в зависимости от состояния имущества. При полной гибели имущества расходы могут быть возмещены в размере его действительной стоимости на день совершения ДТП. Это относится и к тем случаям, когда стоимость восстановительного ремонта транспортного средства, попавшего в ДТП, равна или превышает его стоимость до аварии.

Если автомобиль поврежден не полностью, то ущерб возмещается в размере восстановительных расходов, то есть тех расходов, которые необходимы для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до наступления страхового случая. К ним относятся:

Страховая организация определяет размер расходов с учетом износа частей, узлов, агрегатов и деталей, используемых при восстановительных работах. Расходы на ремонт транспортного средства оплачиваются исходя из средних цен, которые сложились в соответствующем регионе.

Помимо этого страховая компания возместит организации расходы на эвакуацию транспортного средства с места аварии до места ремонта или хранения, а также расходы по его хранению со дня ДТП до дня проведения осмотра страховщиком или до дня проведения независимой экспертизы.

Максимальная страховая сумма по ОСАГО, в пределах которой страховщик возместит страхователю причиненный ущерб, составляет 400 000 руб. (ст. 7 Закона об обязательном страховании). Из этой суммы на возмещение вреда, причиненного:

Если по результатам ДТП будет заведено уголовное или гражданское дело, то размер выплаты может зависеть от результатов производст­ва по этим делам. Срок страховой выплаты в этом случае продлевается до окончания этого производства и вступления в силу решения суда. Такой же механизм действует и при возбуждении дела об административных правонарушениях. По требованию страхователя страховщик должен выдать расчет, на основании которого был определен размер страховой премии.

Особенности добровольного страхования авто

Страхование, которое фирма осуществляет по своему желанию, является добровольным. Компания может застраховать автомобиль от угона или повреждения. Для этого надо заключить договор страхования имущества со страховой компанией. В договоре должны быть указаны следующие основные моменты:

1. Срок действия договора (как правило, один год).

2. Размер страховых взносов и порядок их уплаты.

3. Страховые случаи (ситуации, в которых страховая компания ­выплачивает возмещение).

4. Страховая сумма (максимальная сумма, которая может быть выплачена в страховом случае). Она не должна быть больше, чем стоимость застрахованного автотранспортного средства.

Договор страхования начинает действовать в тот день, когда организация заплатит первый взнос (п. 1 ст. 957 ГК РФ). При этом компании выдается страховой полис. Его нужно будет предъявить страховщику в том случае, если с автомобилем что-нибудь случится.

Фирма может застраховать и арендованное транспортное средство, если это не сделал его владелец. Ведь возмещать расходы в случае его порчи придется именно арендатору (ст. 669 ГК РФ).

Учет и налогообложение

Расходы по добровольному страхованию автотранспортных средств, которые используются для извлечения дохода, также учитываются при расчете налоговой базы по налогу на прибыль (подп. 1 п. 1 ст. 263 НК РФ). Причем это в полной мере относится и к арендованным автомобилям.

Условиями договора страхования может быть предусмотрена уплата страхового взноса разовым платежом. Тогда по договорам, которые заключены на срок более одного налогового периода, расходы признаются равномерно в течение срока действия договора.

В бухгалтерском учете затраты на страхование транспортных средств являются расходами по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99). Отражать в учете затраты на страхование нужно в том отчетном периоде, к которому они относятся, независимо от времени их фактической оплаты. Единовременный платеж за год предприятие отражает на счете 97 «Расходы будущих периодов», а затем ежемесячно списывает 1/12 ее часть на счета учета затрат на производство и реализацию.

Сумма страхового возмещения, полученная организацией при ­наступлении страхового случая, не облагается НДС.

На сумму страховых взносов можно уменьшить налогооблагаемую прибыль (ст. 263 НК РФ). При этом не важно, какое автотранспортное средство застраховала организация — свое или арендованное. Главное, чтобы оно использовалось в производственной деятельности. Обязательным условием признания таких расходов является фактическая оплата страховой премии.

Порядок налогового учета страховых взносов зависит от того, каким методом организация учитывает доходы и расходы. Если применяется метод начисления, то в налоговом учете, так же, как и в бухгалтерском, страховые взносы нужно включать в расходы в том отчетном периоде, к которому они относятся. Это значит, что при уплате страховой премии разовым платежом расходы на страхование включаются в состав прочих расходов равномерно в течение всего срока действия договора.

Налоговый учет расходов на страхование транспортных средств можно вести, используя данные бухгалтерского учета.

1 ноября 2006 года ООО «Зигзаг» заключило договор страхования легкового автомобиля от угона сроком на один год с единовременной уплатой страховой премии в сумме 18 000 руб. Организация определяет доходы и расходы методом начисления. Ежемесячная сумма, которая включается в состав расходов, как в налоговом, так и в бухгалтерском учете, составит

18 000 руб.: 12 мес. = 1 500 руб.

В бухгалтерском учете ООО «Зигзаг» были сделаны следующие проводки:

Дебет 97 Кредит 76 субсчет «Расчет по имущественному страхованию» — 18 000 руб. — отражена задолженность предприятия по договору страхования;

Дебет 76 субсчет «Расчет по имущественному страхованию» Кредит 51 — 18 000 руб. — отражена задолженность предприятия по договору страхования имущества.

Дебет 26 Кредит 97 — 1 500 руб. — часть расходов по страхованию легкового автомобиля включена в состав общехозяйственных расходов.

Обязательное страхование автогражданской ответственности позволяет переложить на страховую компанию компенсацию ущерба, причиненного третьим лицам. Это значит, что если транспортное средство организации причинит вред жизни, здоровью или имуществу потерпевшему, то возмещать нанесенный ущерб будет страховая компания.

Учтите, что страховая компания не станет возмещать вред, который был причинен в результате действия непреодолимой силы или в результате умысла потерпевшего.

Таким образом, страховое возмещение — это сумма, которая выплачивается в том случае, когда транспортное средство пострадало из-за чрезвычайных обстоятельств. Тот факт, что действительно произошли чрезвычайные события, нужно подтверждать документально.


Бухгалтерский и налоговый учет страховой выплаты

Расходы, которые понесла организация в страховом случае, являются чрезвычайными расходами (п. 13 ПБУ 10/99). Поэтому их нужно учесть на счете 99 субсчет «Чрезвычайные расходы». Страховое возмещение, выплачиваемое организации, считается чрезвычайным доходом. Его нужно учесть на счете 99 субсчет «Чрезвычайные доходы». Размер возмещения зависит от ущерба, причиненного автотранспортному средству.

В налоговом учете возмещение включается в состав внереализационных доходов, увеличивающих налогооблагаемую прибыль (ст. 250 НК РФ). А расходы, возникшие у предприятия из-за страхового случая, включаются в состав внереализационных расходов (подп. 6 п. 2 ст. 265 НК РФ).

ООО «Гром» в сентябре 2006 года застраховало свой автомобиль на случай аварии на сумму 290 000 руб. В декабре этого же года автомобиль сильно пострадал в аварии. Ремонту и восстановлению автомобиль не подлежит. Это подтверждено актом о ДТП, выданном в ГАИ, а также справкой, полученной от независимого оценщика. Предприятие решило автомобиль списать. От страховой компании было получено страховое возмещение.

Первоначальная стоимость автомобиля в бухгалтерском и налоговом учете составляет 400 000 руб. Сумма амортизации, начисленной к моменту аварии, как в бухгалтерском, так и в налоговом учете, — 100 000 руб. За проведение независимой экспертизы ООО «Гром» заплатило 2 000 руб.

В налоговом учете для определения доходов и расходов ООО «Гром» ­использует метод начисления.

В бухгалтерском учете были сделаны следующие проводки:

Дебет 76 субсчет «Расчеты по имущественному и личному страхованию» Кредит 99 субсчет «Чрезвычайные доходы» — 290 000 руб. — ­начислено страховое возмещение;

Дебет 51 Кредит 76 субсчет «Расчеты по имущественному и личному страхованию» — 290 000 руб. — перечислено страховое возмещение;

Дебет 01 субсчет «Выбытие основных средств» Кредит 01 субсчет «Основные средства в эксплуатации» — 400 000 руб. — списана ­первоначальная стоимость автомобиля;

Дебет 02 Кредит 01 субсчет «Выбытие основных средств» — 100 000 руб. — списана сумма амортизации, начисленной на момент аварии;

Дебет 99 субсчет «Чрезвычайные расходы» Кредит 01 субсчет «Выбытие основных средств» — 300 000 руб. (400 000 руб. — 100 000 руб.) — списана остаточная стоимость автомобиля;

Дебет 99 субсчет «Чрезвычайные расходы» Кредит 76 субсчет «Расчеты с прочими кредиторами» — 2 000 руб. — учтена стоимость независимой экспертизы;

Дебет 76 субсчет «Расчеты с прочими кредиторами» Кредит 51 — 2 000 руб. — оплачены услуги эксперта.

В налоговом учете страховое возмещение (290 000 руб.) включается в состав внереализационных доходов. А остаточная стоимость автомобиля и расходы на проведение экспертизы (300 000 руб. + 2 000 руб.) — в состав внереализационных расходов. Следовательно, в декабре 2002 года ­налогооблагаемая прибыль ООО «Гром» будет уменьшена на 12 000 руб.

Если страховка выплачивается арендодателю, то в учете арендатора она не отражается. Если же страховое возмещение получает арендатор, то отражение в бухгалтерском и налоговом учете этой операции точно такое же, как и в случае, когда пострадало собственное имущество.

Ф.Н. Филина, экономист-аналитик

Всем, кто на этой неделе забронирует место в группе, «Клерк» подарит месяц безлимитных консультаций, чтобы было легче учиться на потоке.

Покажите директору, на что вы способны. Записаться и получить подарок

Источник

Оцените статью
Avtoshod.ru - все самое важное о вашем авто