Для профессии шофера кроме знания машины необходимы хорошее зрение и быстрая реакция

Материалы к планированию уроков русского языка в 8 классе

Материалы к планированию уроков русского языка

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями

Цель: углубить знания об обособлении деепричастных оборотов и одиночных деепричастий, выступающих в предложениях в роли обстоятельств; совершенствовать навыки определения границ деепричастных оборотов, пунктуационные и речевые умения и навыки.

Урок можно начать с повторения правила обособления деепричастного оборота и работы по таблице:

Затем предлагаем вспомнить, по каким признакам следует находить деепричастия в тексте. Анализ предложения: Ловко перебирая клавиши, баянист начал наигрывать знакомую мелодию.

Далее выполнение упражнений из учебника.

Говорил медленно растягивая слова. Утром позавтракав молоком с хлебом мы принялись за дела. Спортсмен бежал красиво и быстро обгоняя соперников. Малыш остановился в недоумении оглянувшись назад.

Домашнее задание. Выполнение упражнений

Не обособление слов и фразеологических оборотов, в состав которых входят слова, сохранившие форму деепричастий. Закрепление по теме «Обособление деепричастий и деепричастных оборотов».

Цель: познакомить со случаями необособления наречий, сходных по форме с деепричастиями, и фразеологических оборотов, в состав которых входят слова, сохранившие форму деепричастий; формировать умение учебно-языковые и речевые и навыки; закрепить правописные (пунктуационные) умения и навыки по теме.

Материал для словарно-семантической работы: скрепя сердце – с большой неохотой, принуждая себя, вопреки желанию; не солоно хлебавши – обманувшись в своих ожиданиях, не добившись желаемого; засучив рукава – усердно, старательно, энергично )делать что-либо); спустя рукава – небрежно, кое-как; очертя голову – безрассудно, не думая о последствиях; сломы голову – стремительно, опрометью, стремглав (бежать, мчаться, скакать); не покладая рук – усердно, без устали, не переставая (делать что-либо).

Записав на доске слова СТОЯ, СИДЯ, ЛЕЖА, МОЛЧА, НЕХОТЯ, ШУТЯ, НЕ ГЛЯДЯ, КРАДУЧИСЬ, ИГРАЯ, урок можно начать с обращения на них внимания и с замечаниями, что данные слова при одиночном употреблении сближаются с наречиями ( то есть переходя в них) и поэтому не выделяются запятыми. Затем устно выполняем упражнения. А с некоторыми словами составляем и записываем предложения.

С целью развития чувства языка предлагаем упражнение: прочитать записанные предложения, найти в них деепричастные обороты и выявить особенности употребления деепричастий.

Играя в шахматы, мы развиваем свое логическое мышление. Володя молча посмотрел на приятеля. Троллейбус был переполнен, пришлось ехать стоя. Сидя на берегу, мы терпеливо ждали начала клева.

Затем переходим к работе над фразеологическими оборотами, в состав которых входят слова, по форме напоминающие деепричастия. Запись на доске (предложения с фразеологическими оборотами):

Скрепя сердце решился он переехать в Москву. Упустила лисица поживу и пошла прочь не солоно хлебавши. Укорял он меня всю дорогу за то, что мы ничего не делаем, работаем спустя рукава. Он работал не покладая рук… и, наконец, увидел, что сделано уже много. Он получил пенсию за ранение на войне, и эти гроши позволяли ему не кидаться очертя голову на слишком рискованные предприятия.

Последовательность работы над этим упражнением:

Доказательство принадлежности выражения к фразеологизму (возможность замены его одним словом – синонимом)

Определение слова, сохранившего во фразеологизме форму деепричастия

Пояснение учителя. Эти слова только по форме деепричастия, так как они употребляются не в своем основном значении – не обозначают какого-либо добавочного действия.

Объяснительный диктант на закрепление

В тенистых ельниках да оврагах доживает последние дни старуха-зима. Вздулись реки и, взломав лед, легко и свободно потекли по земле. Вот, покачиваясь, проплывает бревно, а на нем, сжавшись в комочек, сидит мокрый, дрожащий от холода и страха заяц. Осматривая землю, летят в вышине караваны гусей. А вот маленький юркий бекас, взлетев в небо, стремительно падает вниз. От скорости вибрируют перья хвоста, издавая своеобразный звук (по Л. Федотову).

Творческий диктант с заданием: переконструируйте и запишите предложения, заменив в них один из глаголов-сказуемых деепричастием.

Снежные хлопья падали под ноги, засыпали следы каравана. Первые лучи солнца пробили тучу, блеснули в небе и пробежали по земле и небу. Лодка помчалась снова, бесшумно и легко вертелась среди судов.

Домашнее задание. Выписать из поэмы М. Лермонтова «Мцыри» 5 предложений с деепричастиями и деепричастными оборотами.

Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами.

Цель: познакомить с условиями обособления обстоятельств, выраженных именами существительными с предлогами; формировать опознавательные учебно-языковые и нормативные речевые умения и навыки.

Материал для словарно-семантической работы: иллюминатор – водонепроницаемое круглое окно в борту судна.

Перед уроком записываем на доске два предложения, с анализа которых и начинаем изучение новой темы. Четыре предложения записываем отдельно – это материал для следующего упражнения. Нужно сформировать три навыка: узнавание производного предлога, постановка вопроса к обособленному обстоятельству, правильного определения границ обособленного обстоятельства.

При анализе предложений обращаем внимание на правописание предлогов, записанных на доске:

Следует заметить, что обороты с НЕСМОТРЯ НА обособляются всегда, с другими производными предлогами – обычно обособляются.

Придумайте и запишите предложения с сочетаниями слов, данными ниже, использовав их как обстоятельства; слова в скобках согласуйте в нужном падеже; выделите запятыми в полученных предложениях обстоятельства, выраженные существительными с предлогами.

Несмотря на (сильный снегопад); благодаря (поддержка друзей); вследствие (опоздание поезда); согласно (распоряжение директора школы).

Запишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания.

Несмотря на ранний час улицы были полны народа. Ввиду ожидаемых заморозков кусты роз укрыли колпаками из соломы. Вследствие разлива связь с Заречьем была затруднена. Вопреки нашим опасениям бабушка охотно отпустила нас в дальний лес за грибами.

Домашнее задание. Выполните упражнение.

Обособление уточняющих членов предложения.

Цель: познакомить с условиями обособления уточняющих членов предложения; формировать опознавательные учебно-языковые, пунктуационные и нормативные речевые умения и навыки.

Материал для словарно-семантической работы. Реликвия – вещь, хранимая как память о прошлом и являющаяся предметом поклонения, почтительного отношения. Патруль – небольшая группа от воинского подразделения, от милиции (или военное судно, самолет) для наблюдения за порядком, за безопасностью в определенном районе. Амбразура – бойница, оконный или дверной проем. Таран – атака самолета или танка противника нанесением удара своим самолетом или танком.

Урок начинаем с объяснения понятия «уточняющий член предложения», записав на доске примеры (два предложения) с уточняющими членами. Затем выполняем упражнения. Коллективно анализируем. Проводим взаимоопрос (в парах). Остальное время посвящаем формированию опознавательных учебно-языковых умений и навыков.

Будет целесообразным уделить внимание работе над предложениями с уточняющими членами, присоединяемыми при помощи специальных союзов и слов. Для этого упражнение: прочитайте предложения на экране доски. Найдите в них уточняющие члены. Определите, при помощи каких союзов и специальных лов они присоединяются к уточняемым словам? Запишите предложения, подчеркивая уточняющие члены. Постарайтесь запомнить уточняющие слова и союзы, записанные на доске в рамке.

Исток, то есть начало реки, часто трудно бывает найти. Без автомобиля, или самоходного безрельсового транспортного средства, трудно представить современную жизнь. Многие древесные отходы, например стружки, идут на изготовление мебельных плит. Зрителям, особенно малышам, понравился этот веселый фильм. Лиственные породы деревьев, главным образом береза и клен, широко распространены в нашей области.

Уточняющие союзы и специальные слова: то есть, или, именно, даже, главным образом, в частности, в том числе, например.

Домашнее задание по карточкам.

Цель: ознакомить с условиями обособления дополнений с предлогами.

Анализ предложений, заранее записанных на доске.

Никто, кроме сорок, не наблюдал за ним. Лисица водится почти во всех частях света, исключая Австралию. В его коллекции, наряду с марками о животных, встретились несколько интересных экземпляров на другую тему. Сверх всякого ожидания, бабушка подарила мне несколько книг. Помимо обычных школьных тетрадей, нам выдали блокноты для черновых записей. Вместо сбивания кольев можно воспользоваться стволами растущих вблизи деревьев.

Находим в предложениях дополнения с уточняющим значением, выясняем, с какими предлогами они употребляются (на 2-3 примерах). Предлоги записи на доске: кроме, помимо, вместо, исключая, за исключением, включая, наряду, с, сверх.

Задание: замените в данных предложениях предлоги при обособленных уточняющих дополнениях синонимичными (используйте запись на доске). Полученные предложения запишите, расставляя знаки препинания.

Для профессии шофера, кроме знания машины, необходимы хорошее зрение и быстрая реакция. Наряду с разносторонней физической подготовкой, десантник должен обладать разнообразными военными знаниями и навыками. Летчику, помимо отменного здоровья, нужны выдержка, хладнокровие, расчет. Вся группа, исключая отсутствующих по болезни, вышла на работы по озеленению.

Задание: запишите предложения, вставляя вместо пропусков подходящие по смыслу уточняющие дополнения и расставляя знаки препинания.

В средней части пирса… швартовались обычно рыбацкие суда. Весь сентябрь… лили надоевшие всем дожди. Новый коровник… покрыли большими листами шифера. ….в нашей работе были конечно и недостатки. ….мой старший брат увлекся самбо.

Для справок: вместо кровельного железа, помимо небольших катеров, за исключением пяти-шести дней, кроме бокса, наряду с успехами.

Домашнее задание: выполнение упражнений.

Обобщение материала по теме «Обособленные члены предложения».

Цель: обобщить и систематизировать знания по теме; совершенствовать учебно-познавательные (разбор) и речевые умения и навыки.

Комментированный диктант по данному тексту.

Весна была жаркая, грозила засухой, с болот поднимался густой, опаловый туман и, растекаясь в безветренном воздухе, приносил в город душный, косный запах гниющих трав. Солнце было мутно, знойно и, лишенное лучей, казалось умирающим, как увядший цветок подсолнечника. Ночи не дышали освежающим дыханием, а плотно, точно трауром, одевали город жаркими тенями. Луна всходила огромная, словно колесо. Багровая и злая, она поднималась над городом медленно и тоже изливала тяжкую духоту. Озимое пожухло, травы порыжели. Желтые лютики, алая ночная красавица, лиловые колокольцы и все бедные цветы бесплодных полей, жалобно свернув иссохшие лепестки, покорно наклонились к земле, а по ней уже пошли трещины, подобные устам, судорожно искривленным мучениями жажды. Днем в городе, гудя, как струны, носились тучи жирных мух, и только стрижи, жадно вскрикивая, мелькали над улицами, а вся иная птица печально пряталась в тени. Позже, к вечеру, с болота налетали комары и неумолчно плакали всю ночь. (по М. Горькому).

Некоторые задания для обобщения:

Введите уточняющие члены в предложения и запишите их: Слева от меня находилось небольшое озерцо. Высокие созревшие хлеба окружали нас со всех сторон. Впереди небо сливалось с землей.

Введите в предложения уточняющие члены со значением включения, исключения: Большинство туристов возвратилось на базу в срок. Все жители микрорайона вышли на субботник по благоустройству территории.

Источник

Обособление уточняющих членов предложения. 8 класс.

Материалы для наблюдений и практических заданий к уроку русского языка в 8 классе по теме «Обособление уточняющих членов предложения».

Просмотр содержимого документа
«Обособление уточняющих членов предложения. 8 класс.»

img0

Обособление уточняющих членов предложения

img1

Здесь, в лесном краю , родилась моя любовь к родной природе.

Ранним утром, еще до рассвета , я затоптал костёр и отправился на ток.

Среди соснового бора, на сосновом бугре , ребята, разбившись кучками, расположились на отдых.

img2

2.УТОЧНЯЮЩИЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ПРИСОЕДИНЯЕМЫЕ СОЮЗАМИ ТО ЕСТЬ , ИЛИ.

Исток, то есть начало реки , часто бывает очень трудно найти.

Из лишайников в тундре распространен олений мох, или ягель.

Для Константина Левина деревня была местом жизни, то есть радостей, страданий, труда.

img3

3. УТОЧНЯЮЩИЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ПРИСОЕДИНЯЕМЫЕ СЛОВАМИ ОСОБЕННО, ДАЖЕ, ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ, В ЧАСТНОСТИ, НАПРИМЕР И ДР.

Многие древесные отходы, в том числе стружки , идут на изготовление мебельных плит.

Зрителям, особенно малышам , понравился этот весёлый фильм.

Лиственные породы деревьев, главным образом берёза и клён , широко распространены в нашей области.

img4

УТОЧНЯЮЩИЕ ДОПОЛНЕНИЯ C ПРЕДЛОГАМИ КРОМЕ, ПОМИМО, ВМЕСТО, ИСКЛЮЧАЯ, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ, НАРЯДУ С И ДР.

Лисица водится почти во всех частях света, исключая Австралию .

В его коллекции, наряду с марками о животных, встретились несколько экземпляров на другую тему.

Помимо обычных тетрадей , нам выдали блокноты для черновых записей.

Для профессии шофёра, кроме знания машины , необходимы хорошее зрение и быстрая реакция.

Источник

Разработка урока по теме «Предложения с обособленными членами»

Обобщающий урок по теме «Обособленные члены предложения»

Урок-игра «По следам телевизионных передач».

Повторение темы, обобщение и систематизация знаний, проверка уровня её освоенности учащимися;

развитие орфографической и пунктуационной грамотности учащихся;

воспитание внимательности, умения работать коллективно, в паре, индивидуально.

Организационный момент. «Доброе утро страна!»

Запись даты и слов «Классная работа».

Что записано на доске с точки зрения синтаксиса?

Что изучает синтаксис? Что потеряно в этом предложении? Почему ставим запятую? (предложение осложнено обращением)

Эпиграфом к нашему уроку послужат слова А.П. Чехова: «Знаки препинания служат нотами при чтении»? Как вы думаете, почему?

Поработаем дальше с предложениями? Вспоминаем, чем ещё может быть осложнено предложение? (однородными членами, обособленными членами, вводными словами и вставными конструкциями)

Какое предложение «лишнее»? Объясните свой выбор (ЗП не расставлены).

1. Распластав белые крылья пролетает над тундрой сова.

2. Маленький седой батюшка в миру Макарий отличался особенным красноречием.

3. Ты прямой и честный не сможешь пренебречь этим.

4. В утренней капле воды отражается весь радужный мир.

Кто готов назвать тему урока? Цели урока?

Тема урока «Повторение по теме «Предложения с обособленными членами предложения».

повторить обособленные члены предложения;

уметь находить обособленные члены предложения и пунктуационно правильно оформлять их.

1. Какие члены предложения называются обособленными?

(Члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно, называются обособленными).

(Обособленные определения, обособленные приложения, обстоятельства, дополнения, а также к обособленным членам предложения относятся уточняющие члены).

hello html mfa8288hello html 6cf4190

Обособленные члены предложения надо узнать в «лицо». По приметам назовите их.

— стоят после определяемого слова

— имеет добавочное обстоятельственное значение причины

(определения и приложения)

— выражены существительными с предлогом несмотря на

выражены существительными с производными предлогами вследствие, ввиду, за неимением, по случаю, благодаря, согласно, вопреки и др. (обстоятельства)

Сегодня мы побываем в гостях у старого знакомого – Предложения.

Задание – прочитать предложение, расставить знаки препинания, подчеркнуть как члены предложения слова, выделенные запятыми. Чем осложнены эти простые предложения?

(1) Здесь, среди болот, поросших богатой растительностью, и глухих лесов, изгибаясь, пробирается тоненький ручеёк. (2)Так начинает Волга, самая большая река в Европе, свой далёкий путь. (3)Пройдя через несколько озёр, она набирает силу и разливается могуче, величаво.(4) Семь тысяч больших и малых рек несут Волге-матушке свои воды.

(5)Человек, путешествующий по Волге, не перестаёт удивляться красоте её берегов. (6)В верховьях сжимают реку жёлто-красные сосновые леса, наполняя воздух запахом сосны. (7)Живописен правый берег, круто обрывающийся к реке, прорезанный глубокими долинами. (8)Ближе к югу, где-то после Саратова, заросли уступают место хлебам, уходящим в бесконечную даль.

(Уточняющие члены предложения необходимы для конкретизации значений других членов предложения. Чаще всего как уточняющие употребляются обстоятельства места, времени. Такие члены предложения присоединяются к уточняемым при помощи союзов «то есть», «или (= то есть)». При них часто употребляются слова особенно, например, даже и др.)

Из двух предложений сделайте одно с обособленным членом предложения.

1. Плох человек. Он ничего не знает и не пытается что-либо узнать.

2. Неожиданно застучали крупные капли дождя. Они заставили нас искать убежище.

Составьте и запишите предложения, расставьте знаки препинания.

1) Пинг-понг или волейбол; 2) Пинг-понг или настольный теннис.

(Пинг-понг, или настольный теннис, становится все популярнее.

Можно выбрать соревнования по пинг-понгу или волейболу.)

В каком варианте ответа правильно указаны все запятые?

Там горы (1) отступив немного назад (2) дали место неширокой полосе (3) покрытой ровными камнями (4) обточенными прибоем.

1)1, 2 2)1, 3 3)1, 2, 3, 4 4)3, 4

«Звёздный час». Цифровой диктант.

Задание: у вас на столах лежат карточки с предложениями. Я буду называть определённое синтаксическое явление, а вы должны будете записать номера предложений, в котором это явление имеет место.

Кустарник, по которому пробирался Акимов, отступал.

Увидев внизу землянку, Акимов направился к ней.

Окружённая слева и справа жёлтыми зарослями осоки, она приютилась возле самой воды.

Над столом висела на верёвках, протянутых из угла в угол, подвяленная рыба, на железной печке стоял чугунок.

Ветер свистел, раскачивая деревья, под его напором похрустывали стволы.

Совсем стемнело, и ветер заметно притих, но зато небо очистилось от туч, и звёзды, ярко заблиставшие на небосклоне, могли помочь ему найти дорогу.

Дружившие с детства, они никогда не расставались.

Для профессии шофера , кроме знания машины , необходимы хорошее зрение и быстрая реакция.

Веселье продолжалось долго, до самого утра.

Она, надменная красавица, прошла мимо.

Безостановочно неслись туда, на запад, эшелоны.

В каких предложениях есть обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом? (2, 5)

В каких предложениях есть обособленное определение, выраженное причастным оборотом? (3, 4, 6)

В каком предложении обособленные определения относятся к личному местоимению? (3, 7)

В каком предложении есть уточняющее обстоятельство места? (12)

В каком предложении есть обособленное приложение с добавочным значением причины? (9)

В каком предложении есть уточняющее обстоятельство времени? (10)

В каком предложении есть обособленное дополнение? (8)

В каком предложении обособленное приложение относится к личному местоимению? (11)

— Что мы сегодня повторили на уроке?

— Как вы думаете, почему эпиграфом к нашему уроку послужили слова А.П.Чехова: « Знаки препинания служат нотами при чтении»?

— Поделимся впечатлением о нашем уроке.

— мне больше всего понравилось…

— мне было интересно…

Своей работой на уроке:

— я доволен, потому что…

— не совсем доволен, потому что…

Выписать из любого литературного произведения 10 предложений с обособленными членами предложения или у пражнение 337 стр. 191

Источник

Обособление уточняющих членов предложения. 8 класс.

Материалы для наблюдений и практических заданий к уроку русского языка в 8 классе по теме «Обособление уточняющих членов предложения».

Просмотр содержимого документа
«Обособление уточняющих членов предложения. 8 класс.»

img0

Обособление уточняющих членов предложения

img1

Здесь, в лесном краю , родилась моя любовь к родной природе.

Ранним утром, еще до рассвета , я затоптал костёр и отправился на ток.

Среди соснового бора, на сосновом бугре , ребята, разбившись кучками, расположились на отдых.

img2

2.УТОЧНЯЮЩИЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ПРИСОЕДИНЯЕМЫЕ СОЮЗАМИ ТО ЕСТЬ , ИЛИ.

Исток, то есть начало реки , часто бывает очень трудно найти.

Из лишайников в тундре распространен олений мох, или ягель.

Для Константина Левина деревня была местом жизни, то есть радостей, страданий, труда.

img3

3. УТОЧНЯЮЩИЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ПРИСОЕДИНЯЕМЫЕ СЛОВАМИ ОСОБЕННО, ДАЖЕ, ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ, В ЧАСТНОСТИ, НАПРИМЕР И ДР.

Многие древесные отходы, в том числе стружки , идут на изготовление мебельных плит.

Зрителям, особенно малышам , понравился этот весёлый фильм.

Лиственные породы деревьев, главным образом берёза и клён , широко распространены в нашей области.

img4

УТОЧНЯЮЩИЕ ДОПОЛНЕНИЯ C ПРЕДЛОГАМИ КРОМЕ, ПОМИМО, ВМЕСТО, ИСКЛЮЧАЯ, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ, НАРЯДУ С И ДР.

Лисица водится почти во всех частях света, исключая Австралию .

В его коллекции, наряду с марками о животных, встретились несколько экземпляров на другую тему.

Помимо обычных тетрадей , нам выдали блокноты для черновых записей.

Для профессии шофёра, кроме знания машины , необходимы хорошее зрение и быстрая реакция.

Источник

Обособление уточняющих членов предложения. 8 класс.

Материалы для наблюдений и практических заданий к уроку русского языка в 8 классе по теме «Обособление уточняющих членов предложения».

Просмотр содержимого документа
«Обособление уточняющих членов предложения. 8 класс.»

img0

Обособление уточняющих членов предложения

img1

Здесь, в лесном краю , родилась моя любовь к родной природе.

Ранним утром, еще до рассвета , я затоптал костёр и отправился на ток.

Среди соснового бора, на сосновом бугре , ребята, разбившись кучками, расположились на отдых.

img2

2.УТОЧНЯЮЩИЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ПРИСОЕДИНЯЕМЫЕ СОЮЗАМИ ТО ЕСТЬ , ИЛИ.

Исток, то есть начало реки , часто бывает очень трудно найти.

Из лишайников в тундре распространен олений мох, или ягель.

Для Константина Левина деревня была местом жизни, то есть радостей, страданий, труда.

img3

3. УТОЧНЯЮЩИЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ПРИСОЕДИНЯЕМЫЕ СЛОВАМИ ОСОБЕННО, ДАЖЕ, ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ, В ЧАСТНОСТИ, НАПРИМЕР И ДР.

Многие древесные отходы, в том числе стружки , идут на изготовление мебельных плит.

Зрителям, особенно малышам , понравился этот весёлый фильм.

Лиственные породы деревьев, главным образом берёза и клён , широко распространены в нашей области.

img4

УТОЧНЯЮЩИЕ ДОПОЛНЕНИЯ C ПРЕДЛОГАМИ КРОМЕ, ПОМИМО, ВМЕСТО, ИСКЛЮЧАЯ, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ, НАРЯДУ С И ДР.

Лисица водится почти во всех частях света, исключая Австралию .

В его коллекции, наряду с марками о животных, встретились несколько экземпляров на другую тему.

Помимо обычных тетрадей , нам выдали блокноты для черновых записей.

Для профессии шофёра, кроме знания машины , необходимы хорошее зрение и быстрая реакция.

Источник

Оцените статью
Avtoshod.ru - все самое важное о вашем авто