Динамика и прочность автомобиля

Динамика и прочность машин, как учебная дисциплина

Дисциплина «Динамика и прочность машин» является одной из дисциплин, что расширяет и углубляет познания студентов в области расчета и проектирования основного и вспомогательного оборудования металлургических цехов, дает возможность рассчитывать не только технологические, но и динамические нагрузки, возникающие в машинах при различных режимах работы.

Изучение дисциплины базируется на материалах таких дисциплин, как «Высшая математика», «Теоретическая механика», «Теория механизмов и машин», «Сопротивление материалов», «Расчет и конструирование прокатных станов» и «Металлургическое оборудование заводов черной металлургии».

dinamika i prochnost mashin

Материалы данной дисциплины следует использовать при выполнении дипломного проекта и преддипломной практики.

Цель преподавания дисциплины «Динамика и прочность машин»:

расширить и углубить знания студентов в области расчетов и проектирования металлургических машин с учетом динамических процессов в линиях привода и элементах конструкций машин;

изучение студентами методов инженерных расчетов деталей машин, элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость в условиях действия статических и динамических нагрузок с учетом изменения температуры и процессов, связанных с длительностью эксплуатации конструкции при одинаковой надежности, долговечности и экономичности.

Программой дисциплины предусмотрено изучение динамических характеристик металлургических машин и методов расчета на прочность при напряжениях, переменных во времени, факторов, вызывающих колебательные процессы и пути снижения динамических нагрузок в машинах.

proektirovanie metallurgicheskih mashin

В результате изучения курса студент должен знать:

— основы аналитического и экспериментального анализа колебательных процессов в приводах и элементах конструкций машин;

— основные факторы, вызывающие колебательные процессы и способы снижения динамических нагрузок;

— основы расчета деталей машин на прочность при переменных во времени напряжениях.

В результате изучения курса студент должен уметь:

— составлять физическую модель, уравнения движения системы, определять частотные характеристики и напряжения от действия динамических явлений;

— определять тип циклической нагрузки и его основные характеристики, решать задачи на прочность и долговечность.

В результате изучения курса студент должен приобрести навыки:

— по решению динамических задач для металлургических машин;

— по решению задач на прочность и долговечность при статических нагрузках и при напряжениях, переменных во времени.

raschet detalej mashin 0

Задачи: овладение студентами навыками проведения экспериментальных исследований и практических расчетов элементов конструкций на прочность, жестокость и устойчивость в условиях действия статических и динамических нагрузок с учетом изменения температуры и процессов, связанных с продолжительностью нагрузки.

Если Вы изучаете курс «Динамика и прочность машин» и Вам необходима помощь в подготовке контрольных и других видов работ обращайтесь в компанию ИЦ «KURSOVIKS».

Источник

Динамика и прочность автомобиля

78776648

В настоящем издании карта санкт петербурга с улицами не показана.

1. Алфутов Н. А. Основы расчёта на устойчивость упругих систем. М.: Машиностроение, 1991. 336 с.

2. Баничук Н. В., Миронов А. А. Схема струйного обтекания для исследования равновесных форм упругих пластин в потоке жидкости и задачи оптимизации // Прикладная механика и математика. 1979. Т.43. Вьш.1. С. 83-90.

3. Болотин В. В. Динамическая устойчивость упругих систем. М,: Гостехиздат, 1956. 600 с.

4. Болотин В. В. Неконсервативные задачи теории упругой устойчивости. М.: Физматгиз, 1961. 339 с.

5. Болотин В. В. Статистические методы в строительной механике. М.: Стройиздат, 1965. 279 с.

6. Болотин В. В. О понятии устойчивости в строительной механике // Проблемы устойчивости в строительной механике: Сб. статей. М.: Стройиздат, 1965. С. 6-27.

7. Болотин В. В. Численный анализ устойчивости линейных дифференциальных уравнений с периодическими коэффициентами // Избранные проблемы прикладной механики: Сб. статей. М.: ВИНИТИ, 1974. С. 155-156.

8. Болотин В. В. Случайные колебания упругих систем. М.: Наука, 1979. 336 с.

9. Болотин В. В. Эффекты стабилизации и дестабилизации в задачах устойчивости упругих систем // Проблемы устойчивости движения, аналитической механики и управления движением: Сб. статей. Новосибирск: Наука, 1979.С.7-17.

10. Болотин, В. В. Устойчивость и рост трещин при непотенциальных внешних нагрузках // Изв. АН СССР. Механика твёрдого тела. 1987. № 5. С. 148-157.

11. Болотин В. В. Ресурс машин и конструкций. М.: Машиностроение, 1990. 447 с.

12. Болотин В. В., Симонов Б. П. Влияние упругоподвешенных масс на устойчивость упругих панелей в сверхзвуковом потоке // Изв. АН СССР. Механика твердого тела. 1983. № 3. С. 149-156.

13. Вибрации в технике: Справочник. Т.1. Колебания линейных систем / Ред. В. В. Болотин. М.: Машиностроение, 1978. 352 с.

14. Воеводин В. В. Численные методы алгебры. Теория и алгоритмы.М.: Наука,1966. 248 с.

15. Вольмир А. С. Устойчивость деформируемых систем. М.: Наука, 1967. 984 с.

16. Вольмир А. С. Оболочки в потоке жидкости газа. Задачи аэроупругости. М.: Наука, 1976. 416 с.

17. Гилмор Р. Прикладная теория катастроф. В 2-х кн.: Пер. с англ. М.: Мир, 1984.

18. Григолюк Э. И., Горшков А. Г. Нестационарная гидроупругость оболочек. М.: Судостроение, 1974. 207 с.

19. Диментберг М. Ф. Нелинейные стохастические задачи механических колебаний. М.: Наука, 1980. 368 с.

20. Ефимов А. Б., Малый В. И., Утешев С.А. О потере устойчивости цилиндрической оболочки при продольном ударе // Изв. АН СССР. Механика твердого тела. 1971. № 1. С.20-23.

21. Зубов В. И. Устойчивость движения. М.: Высшая школа, 1973. 272 с.

22. Зубов В. И. Лекции по теории управления. М.: Наука, 1975. 496 с.

23. Зубчанинов В. Г. Упругопластическая устойчивость стержней в разгружающих системах // Упругость и неупругость: Сб. статей. Вып. 1. М.: МГУ, 1971. С. 146-158.

24. Итоги науки и техники. Современные проблемы математики. Фундаментальные направления. Т. 5. Теория бифуркаций. Теория катастроф / Под ред. В.И. Арнольда. М.:ВИНИТИ, 1986. 284 с.

25. Ишлинский А. Ю., Борзов В. И., Степаненко Н. П. Лекции по теории гироскопов. М.: МГУ, 1983. 243 с.

26. Костюк А. Г. Динамика и прочность турбомашин. М.: Машиностроение, 1982. 263 с.

27. Красовский Н. Н. Некоторые задачи теории устойчивости движения. М.: Физматгиз, 1959. 211 с.

28. Лаврентьев М. А., Ишлинский А. Ю. Динамические формы потери устойчивости упругих систем // ДАН СССР. 1949. Т. 64. № 6. С. 779-799.

29. Малаховский Е. Е., Позняк Э. И. Об устойчивости равномерного вращения неуравновешенного гибкого ротора // Изв. АН СССР. Механика твердого тела. 1970. № 6. С. 23-29.

30. Малкин И. Г. Теория устойчивости движения. М.: Наука, 1966. 532 с.

31. Малый В. И., Ефимов А. Б. Потеря устойчивости стержня при продольном ударе // ДАН СССР. 1972. Т. 202. № 4. С. 797-799.

32. Макаревский А. И., Чижов В. М. Основы прочности и аэроупругости летательных аппаратов. М.: Машиностроение, 1982, 238 с.

33. Мартыненко Ю. Г. Движение твёрдого тела в электрических и магнитных полях. М.: Наука, 1988. 368 с.

34. Матросов В. М., Анапольский Л. Ю., Васильев С. Н. Метод сравнения в математической теории систем. Новосибирск: Наука, 1980. 481с.

35. Маркин Д. Р. Введение в теорию устойчивости движения. М.: Наука, 1987. 304 с.

36. Москвин В. Г., Смирнов А. И. К устойчивости линейных стохастических систем // Изв. АН СССР. Механика твёрдого тела. 1975. № 6. С. 62-65.

37. Нестационарная аэроупругость тонкостенных конструкций / А. В. Кармишин, Э. Д. Скурлатов, В. Г. Старцев и др.; Под ред. А. В. Кармишина. М.: Машиностроение, 1982. 240 с.

38. Парлетт Б. Симметричная проблема собственных значений. Численные методы: Пер. с англ. М.: Мир, 1983. 384 с.

39. Перцев А. К., Платонов Э. Г. Динамика оболочек и пластин: Нестационарные задачи. Л.: Судостроение, 1987. 316 с.

40. Потапов В. Д. Устойчивость вязкоупругих элементов конструкций. М.: Стройиздат, 1985. 312 с.

41. Позняк Э. Л. Об устойчивости железного сердечника в магнитном поле // Изв. АН СССР. ОТН. 1958. № 10. С. 12-17.

42. Позняк Э. Л. Об устойчивости и автоколебаниях соосных роторов // Изв. АН СССР. Механика твердого тела. 1982. № 2. С. 38-45.

43. Попов Е. П. Теория линейных систем автоматического регулирования и управления. М.: Наука, 1989. 304 с.

44. Прочность. Устойчивость. Колебания: Справочник. Т. 3. М.: Машиностроение, 1968. 567 с.

45. Работнов Ю. И. Ползучесть элементов конструкций. М.: Наука, 1966. 752 с.

46. Румянцев В. В., Озиранер А. С. Устойчивость и стабилизация движения по отношению к части переменных. М.: Наука, 1987. 253 с.

47. Светлицкий В. А. Механика трубопроводов и шлангов. Задачи взаимодействия стержней с потоком жидкости или воздуха. М.: Машиностроение, 1982. 279 с.

48. Смирнов А. И. Аэроупругая устойчивость летательных аппаратов. М.: Машиностроение, 1980. 231 с.

49. Стратонович Р. Л. Избранные вопросы теории флюктуации в радиотехнике. М.: Советское радио, 1961. 558 с.

50. Теория и применение электромагнитных подвесов / Ю. А. Осокин,В. Н. Герди, К. А. Майков и др. М.: Машиностроение, 1980.

51. Томпсон Дж. М. Т. Неустойчивости и катастрофы в технике: Пер. с англ. М.: Мир, 1985. 254 с.

52. Уилкинсон Дж. X. Алгебраическая проблема собственных значений: Пер. с англ. М.: Наука, 1970. 564 с.

53. Уилкинсон Дж. X., Реинш К. Сборник алгоритмов на АЛГОЛе. Линейная алгебра: Пер. с англ. М.: Машиностроение, 1976. 389 с.

54. Фаддеев Д. К., Фадцеева В. Н. Вычислительные методы линейной алгебры. М.: Физматгиз, 1960. 655 с.

55. Фершинг Г. Основы аэроупругости: Пер. с англ. М.: Машиностроение, 1984. 600 с.

56. Хасьминский Р. 3. Устойчивость систем дифференциальных уравнений при случайных возмущениях их параметров. М.: Наука, 1969. 368 с.

57. Химмельблау Д. Прикладное нелинейное программирование: Пер. с англ. М.: Мир, 1975. 534 с.

58. Челомеи В. Н. О возможности повышения устойчивости упругих систем при помощи вибраций / / ДАН СССР. 1956. Т. 110. № 3. С. 345-347.

59. Четаев Н. Г. Устойчивость движения. М.: Наука, 1990. 176 с.

60. Численные методы расчета устойчивости параметрически возбуждаемых систем / В. В. Болотин, О. А. Бабин, А. В. Голубков и др. // Расчёты на прочность. М.: Машиностроение, 1982. Вып. 23. С. 194-207.

61. Шестериков С. А., Юмашева М. А. Конкретизация уравнения состояния в теории ползучести / / Изв. АН СССР. Механика твёрдого тела. 1984. № 1. С. 86-91.

63. Якубович В. А., Старжинский В. М. Линейные дифференциальные уравнения с периодическими коэффициентами и их приложения. М.: Наука, 1972. 718 с.

66. Bolotin V. V., Zhinzher N. I. Effects of damping on stability of elastic Systems subjected to nonconservative forces // Intem. J. Solids Structures. 1969. Vol.5. No. 9. P.965-969.

67. Herrmann G. Stability of equilibrium of elastic Systems subjected to nonconservative forces // Appl. Mech. Rev. 1967. Vol.20. No.2.

69. Mason D. R., Blotter R. T. Finite-element application to rocket nozzle aeroelasticity // J. Propulsion and Power. 1986. Vol.2. No. 6. P.499-507.

Источник

Динамика и прочность автомобиля

top sh

Кафедра «Сопротивление материалов» МАМИ была организована в 1939 году. Первый год курс «Сопротивление материалов» вел приглашенный по совместительству из МВТУ имени Н.Э. Баумана доцент В.М. Макушин.

В 1940 году заведующим кафедрой стал д.т.н., профессор Алексей Александрович Попов (1905–1966 г.г.), выпускник Московского института инженеров железнодорожного транспорта, который по праву считается основателем кафедры «Сопротивление материалов» МАМИ. Он привлек к преподаванию несколько совместителей, в том числе квалифицированного специалиста по механической лаборатории, инженера И.К. Карнаухова. Штатных преподавателей в это время было двое: заведующий кафедрой и и.о. доцента А.В. Вершинский. К началу 1942/43 учебного года институт был реэвакуирован в Москву и стал одним из первых вузов, начавших работу в столице в условиях военного времени. В 1942 году в штате кафедры было по-прежнему два человека: заведующий кафедрой и совместитель – к.т.н., доцент П.Г. Бычков. В октябре этого года в штат кафедры был зачислен на должность ассистента И.К. Карнаухов, который доставал необходимое оборудование для организации лаборатории при кафедре и проводил лабораторные работы со студентами МАМИ в лабораториях других вузов, в частности, в Торфяном институте, поскольку своей лаборатории у кафедры в то время не было.

К сентябрю 1945 года коллектив кафедры значительно расширился: стали работать штатный ассистент А.М. Алешин, а также совместители – к.т.н., доценты П.Г. Бычков, А.А. Белоус, Е.Н. Лоповок, к.т.н., и.о. доцента Е.П. Степанов, к.т.н., старший преподаватель И.С. Дзюба, старший преподаватель П.Г. Проскурнев, ассистент Г.А. Олейников.

Научно-исследовательская деятельность кафедры того времени характеризовалась, в основном, теоретическими работами в области прикладной математики. Так А.А. Попов разработал: новый графоаналитический метод расчета деталей на прочность, жесткость, устойчивость и пластичность; новые способы построения эпюр изгибающих моментов; написал краткий курс лекций по сопротивлению материалов (учебник); издал монографию «Интегрирование с помощью ортогональных фокусов в строительной механике». П.Г. Проскурнев написал статью «Исследование прочности цистерны». П.Г. Бычков написал учебное пособие по составлению расчетных формул на прочность и жесткость деталей машин и зданий. За период с 1942 по 1945 годы преподавателями кафедры «Сопротивление материалов» было выполнено 11 госбюджетных тем.

В 1946 году в штат кафедры были приняты: к.т.н., доценты С.А. Коган и В.М. Макушин, ассистенты И.К. Карнаухов, А.М. Алешин и демобилизованный из Советской Армии, участник Великой Отечественной войны П.Д. Васильев, лаборантка О.А. Кравченко. Совместителями остались А.А. Белоус, и.о. доцента П.Г. Проскурнев, доценты И.С. Дзюба, Г.А. Олейников. В.М. Макушин являлся одним из авторов труда коллектива МВТУ имени Н.Э. Баумана «Основы методов расчета на прочность».

Перед коллективом кафедры стояли задачи, требующие немедленного решения: написание учебников, учебных пособий и сборника проектно-курсовых заданий; организация собственной лабораторной базы по испытанию материалов для учебной и научной работы; учреждение аспирантуры для подготовки педагогических кадров. Все эти вопросы были решены в течение нескольких последующих лет.

В этот период на кафедре уже работали доцентами В.И. Прокофьев, Г. И. Ионин (впоследствии защитивший докторскую диссертацию) и к.т.н., доцент В.В. Богданов (участник Великой Отечественной войны), вложивший много труда в создание наглядных пособий (плакаты, технические средства обучения (ТСО) и др.).

Д.т.н., профессором А.А. Поповым написаны три учебника и одна монография по курсу «Сопротивление материалов». Всего же им было написано и издано 125 работ. В этих оригинальных курсах и статьях продолжалась разработка и популяризация предложенного Поповым в 1942 году метода ортогональных фокусов, в частности, его применение к вычислению интеграла Мора и ряда других вопросов. Обучение студентов проводилось по разработанной им методике, изложенной в учебнике «Курс сопротивления материалов», который издавался в Китае, Румынии, Канаде и других странах. А.А. Попов был награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалями «За оборону Москвы» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945г.г.

К.т.н., доцентом С.А. Коганом были написаны четыре сборника проектно-курсовых работ, подробные методические пособия и указания к проведению лабораторных работ.

Одной из самых острых проблем кафедры в этот период была организация собственной лабораторной базы. Несмотря на нехватку площадей и помещений, руководство МАМИ в 1948 году выделило в полуподвальном помещении 40 м2 для организации лаборатории «Сопротивление материалов».

Самоотверженная работа трех человек: старшего лаборанта Г.К. Морозова, лаборанта А.Д. Ерошкина (оба участники Великой Отечественной войны) и учебного мастера с кафедры «Автомобили» А.Г. Страздовского позволила в кратчайший срок (три месяца) пустить в эксплуатацию механическую лабораторию «Сопротивление материалов». За работу по созданию собственными силами лаборатории было вручено, учрежденное впервые в истории института, переходящее Красное знамя, которое кафедра удерживала в течение нескольких лет. Так было положено начало научных исследований в лаборатории.

Большой вклад в дальнейшее развитие лаборатории внес старший преподаватель А.Д. Ерошкин, который проработал на кафедре с 1948 по 1989 годы. Он впервые в институте применил ТСО для контроля знаний студентов при выполнении лабораторных работ по курсу «Сопротивление материалов».

Наличие лабораторной базы позволило открыть аспирантуру при кафедре. Под научным руководством заведующего кафедрой А.А. Попова успешно закончили аспирантуру и защитили диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук 11 человек: В.В. Абель, И.В. Балабин, В.И. Балкин, С.В. Дувалян, В.А. Климов, Е.П. Оболенский, Е.С. Савушкин, А.М. Сажин, Ю.А. Синюхин, Н.А. Стародубец, Ци-Шио-Пии (аспирант из КНР). В этот период были открыты два филиала института: в Ликино-Дулево, где работу кафедры возглавил к.т.н., доцент И.Т. Прилепин (впоследствии декан факультета) и Дмитрове, где работу возглавил бывший аспирант кафедры, ныне д.т.н., профессор И.В. Балабин.

После смерти А.А. Попова в 1966 году кафедру возглавил к.т.н., доцент Евгений Семёнович Савушкин (1926–1994 г.г.), выпускник МАМИ, окончивший институт с отличием по специальности «Автомобили и тракторы», затем очную аспирантуру МАМИ и защитивший диссертацию на тему «Исследование закона распределения контактного давления при напресовке короткой втулки на валы». Работая доцентом кафедры в 1964–1966 г.г. он по совместительству выполнял обязанности заместителя декана автотракторного факультета.

Кафедрой в этот период времени был коренным образом пересмотрен порядок изложения курса, переработаны расчетно-графические задания. Была заменена тематика заданий, введены задачи, имеющие прикладное значение, изданы новые методические пособия. Кроме того, сотрудниками кафедры проводились занятия на факультете повышения квалификации с преподавателями техникумов. Были организованы заочная и очная олимпиады по курсу «Сопротивление материалов». Команда института начала систематически участвовать в ежегодных межвузовских олимпиадах. Под руководством заведующего лабораторией Б.И. Петрова (впоследствии к.т.н., доцент) стал работать научно-технический кружок. Под руководством инженера А.С. Лукина был введен в эксплуатацию кабинет ТСО.

Научно-исследовательские работы (НИР) на кафедре велись в двух основных направлениях: расчеты на прочность и жесткость деталей автомобилей, тракторов и двигателей; расчеты, связанные с созданием элементов пассивной безопасности конструкции автомобиля. По последней тематике НИР проводились в тесном сотрудничестве с работниками АЗЛК.

За этот период укрепился штатный состав преподавателей кафедры, наладилась связь с научно-исследовательскими институтами и заводами, успешно стали проводить работы по хоздоговорам, по линиям содружества с промышленностью и развития госбюджетных тем.

Штат кафедры в это время состоял из 20 преподавателей, в том числе: д.т.н., профессор П.Д. Васильев, к.т.н., доценты Н.А. Стародубец, А.Я. Борзыкин, И.М. Зверев, В.И. Балкин, В.Е. Минеев, А.И. Коданев, П.Е. Кравченко, И.Т. Прилепин, к.т.н., и. о. доцента В.Я. Пономарев, к.т.н., старший преподаватель Н.А. Крамской, старшие преподаватели А.Д. Ерошкин, Д.И. Фотинич, к.т.н., ассистенты Б.А. Калошин, В.И. Щербаков, И.А. Лункин, С.Н. Малинин, учебный мастер (впоследствии заведующий лабораторией) М.А. Закорецкий, старший лаборант Л.П. Островская.

В 1980 году заведующим кафедрой был назначен к.т.н., доцент Анатолий Яковлевич Борзыкин (1937–1995 г.г.), выпускник МАМИ, окончивший институт по специальности «Автомобили и тракторы», очную аспирантуру МАМИ и защитивший диссертацию, темой которой было «Исследование и разработка методики расчета главных валов и сопряженных с ним деталей кривошипных горячештамповочных прессов».

Им была проделана большая организаторская и творческая работа по дальнейшему развитию и совершенствованию работы кафедры, укреплению профессорско-преподавательского состава и привлечению аспирантов. Он же положил начало новой специальности «Динамика и прочность машин», по которой стали готовить студентов МАМИ уже после его скоропостижной кончины. Так кафедра «Сопротивление материалов» стала профилирующей кафедрой. К работе на кафедре были привлечены четверо новых профессоров, д.т.н. Защитили диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук Б.И. Петров, Е.Ю. Тябликов, А.С. Лукин, Г.А. Речкин, В.Д. Евсеев.

Значительно активизировалась научно-методическая работа сотрудников кафедры. Под руководством профессора А.Я. Борзыкина были переработана и обновлена учебно-методическая литература, отразившая современные достижения в области расчетов с применением электронной вычислительной техники, разработаны новые рабочие программы по курсу. Стали широко применяться ЭВМ и в учебном процессе, и в научно-исследовательских работах. На кафедре созданы вычислительный зал (на базе ПЭВМ «Агат») и новая лаборатория, оборудованная новейшими ТСО и микроЭВМ.

Штат кафедры пополняется: приходят д.т.н., профессора А.С. Гусев, Ю.Е. Тябликов, В.Ф. Чижов, к.т.н., профессор Б.А. Ободовский, к.т.н. В.С. Сенин, В.И. Порядков. Получили ученое звание к.т.н. и ученую степень доцента Н.А. Крамской, В.И. Щербаков, Б.А. Калошин, Б.И. Петров, И.А. Лункин.

Кафедра уделяла большое внимание организации и проведению научно-исследовательской работы студентов (НИРС). Ответственным за НИРС по кафедре являлся к.т.н., ассистент В.И. Щербаков. НИРС проводилась по всем формам: УИРС, госбюджетной, научно-методической и хоздоговорной, договорам о содружестве со столичными предприятиями. Результаты этих работ ежегодно (в марте) заслушивались на студенческих научно-технических конференциях (СНТК) МАМИ, а лучшие работы направлялись на городские, республиканские и всесоюзные конкурсы студенческих научных работ. На конкурсах, проведенных в 1982–1984 годах студенческие работы кафедры «Сопротивление материалов» удостоены семи наград: две медали, два диплома ВОИР и три грамоты. Высшей награды всесоюзного конкурса 1981/82 учебного года – медали удостоена НИРС А.С. Лукина «Полуприцеп-контейнеровоз для перевозки двух многотоннажных контейнеров типа 1С» выполненная под научным руководством к.т.н. ассистента В.И. Щербакова. За научное руководство студенческими работами, награжденными медалями по итогам Всесоюзных конкурсов 1981/82 и 193/84 учебных годов «на лучшую научную работу студентов по естественным, техническим и гуманитарным наукам» к.т.н., ассистент В.И. Щербаков был награжден двумя дипломами Министерства высшего и среднего специального образования СССР.

Ежегодно кафедра организует студенческие олимпиады по читаемому курсу «Сопротивление материалов» и формирует команды для участия в городском туре Московской городской олимпиады «Студент и научно-технический прогресс». Ответственными за эту работу являлись к.т.н. доценты А.И. Коданев, Е.С. Саввушкин, старший преподаватель Д.И. Фотинич и ассистент В.И. Щербаков. Команды кафедры не раз занимали призовые места на городских олимпиадах.

В 1983 году на тематической выставке ВДНХ «Метрология и измерительная техника» в разделе «Агрегатные комплексы стендов для испытания конструкций типов ПГС-100А, 2СО» за разработку и создание стенда были награждены бронзовыми медалями руководитель темы А.Я. Борзыкин, ответственный исполнитель Н.А. Крамской и исполнитель Е.Ю. Тябликов. Награжден медалью ВДНХ Е.С. Савушкин за публикацию в 1985 году в издательстве «Машиностроение» монографии «Безопасность конструкции автомобиля» и учебников «Сопротивление материалов» и «Техническая механика». В 1984 году на выставке научно-технического творчества молодежи «НТТМ-84» ВДНХ СССР за НИР по разработке специализированных транспортных средств, выполненной на уровне изобретений и внедренной на автокомбинатах Главмосавтотранса с общим экономическим эффектом более 680 тысяч рублей в год, ассистент Щербаков был награжден золотой медалью ВДНХ СССР. В 1990 году почетное звание Лауреата премии СОВМИНа СССР по науке и технике присвоено д.т.н., профессору И.В. Балабину, который свою основную работу заведующего лабораторией НИЦИАМТ совмещал с работой на кафедре «Сопротивление материалов» МАМИ.

Основными направлениями в работе кафедры продолжают оставаться исследования, связанные с обеспечением пассивной и активной безопасности легковых автомобилей (в частности, автомобили семейства «Москвич») и разработка методов расчета на прочность, жесткость и устойчивость деталей автомобилей, тракторов и их двигателей. В соответствии с этими направлениями кафедра вела хозрасчетные темы «Исследование и доводка энергоемкости передней части легкового автомобиля «Москвич» на стенде в условиях динамического нагружения.

Параллельно со стендовыми испытаниями сотрудниками кафедры разрабатывался и внедрялся метод математического моделирования процесса столкновения автомобилей, что позволяло еще на стадии конструкторской разработки путем численного эксперимента получить оптимальные с точки зрения пассивной безопасности ударно-прочностные характеристики кузова автомобиля и уменьшить число дорогостоящих полномасштабных натурных испытаний.

В период с 1984 по 1991 годы под руководством крупнейшего специалиста в области расчетов конструкций на сопротивление усталости и живучесть при случайном нагружении – профессора д.т.н. А.С. Гусева выполнялись НИР по хоздоговорам с НПО НАТИ по теме «Развитие и совершенствование методов проектирования верхнего строения тракторов на основе требований эргономики и безопасности труда». В состав коллектива входили В.И Щербаков (ответственный исполнитель), Б.И. Петров, Н.А. Стародубец и И.А. Лункин. По результатам НИР было получено более 10 авторских свидетельств на изобретения, опубликованы 12 статей в научно-технических журналах, внедрены в отрасли тракторостроения «Атлас конструкций угловых соединений защитных каркасных кабин тракторов и методика оценки их прочности, сопротивления усталости и живучести», а также было издано одно методическое пособие для студентов МАМИ и две монографии по новой, бурно развивающейся науке – механике разрушения.

Кафедра проводила научно-исследовательские работы по договорам о содружестве с предприятиями Москвы и Московской области. Целью этих работ являлось создание новых высокоэффективных транспортных средств для перевозки контейнеров и специальных грузов на базе серийных прицепов и полуприцепов общего назначения. Результаты работ внедрены на ряде автокомбинатов Московского управления автомобильных дорог Главмосавтотранса.

В 1995 году заведующим кафедрой стал к.т.н., доцент Н.А. Крамской, выпускник МАМИ, окончивший институт по специальности «Автомобильные и газотурбинные двигатели», очную аспирантуру и защитивший диссертацию на тему «Исследование амортизирующих свойств энергопоглощающих буферов и передней части корпуса кузова легкового автомобиля при фронтальном ударе.

Кафедра стала профилирующей, начала осуществлять подготовку инженеров-исследователей по дневной форме обучения по специальности «Динамика и прочность машин», в которой реализована вынашиваемая несколько лет сотрудниками кафедры идея объединения академического университетского и инженерно-технического образования в области прочности и надежности приборов, машин и конструкций, в частности, транспортных средств. Для проведения специальных курсов на кафедру были приглашены высококвалифицированные специалисты на правах совместителей и штатных сотрудников. Среди таковых д.т.н., профессора В.Л. Данилов, А.Н. Полилов, Ю.Г. Матвиенко, С.П. Каплунов (из ИМАШ РАН), С.С. Гаврюшин и А.С. Гусев (из МГТУ имени Э.Н. Баумана), к.т.н., доценты С.В. Маслов, А.И. Кукшинов (из ИМАШ РАН), В.М. Зюзина (из ЦИАМ). В штат кафедры вводятся д.т.н., профессор В.П. Агапов, к.т.н., доцент С.И. Казей, к.т.н. Н.Л. Осипов.

В настоящее время учебно-методическая деятельность кафедры направлена на обеспечение соответствия учебного процесса требованиям Государственного образовательного стандарта подготовки инженера по специальности «Динамика и прочность машин», по направлению «Прикладная механика» и на дальнейшее совершенствование курса «Сопротивление материалов». Разработаны учебные планы, рабочие программы, методические пособия и указания для проведения курсовых и лабораторных работ, практических занятий. Коллективом авторов кафедры издан учебник «Строительная механика автомобиля и трактора» и ряд учебных пособий с грифом министерства образования РФ.

В период «перестройки», спад в развитии экономики и науки в стране, отразились на работе кафедры, но вместе с этим не принесли кардинальных изменений. Значительно сократилось число госбюджетных и хоздоговорных работ, однако основные темы в усеченном объеме продолжают разрабатываться и в настоящее время. Популярная в этот период времени «утечка мозгов за рубеж» подхлестнула международное сотрудничество кафедры с учебными и научными заведениями других стран. В США эмигрировали Д.И. Фотинич и Б.А. Ободовский, продолжая поддерживать научную связь с кафедрой. На длительное время уезжали для проведения научно-исследовательской и учебно-методической работ В.В. Богданов и В.С. Надежин (в Германию) и И.А. Лункин (в Эфиопию), но затем вернулись на кафедру.

В 2002 году успешно защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук В.В. Богданов, в 2003 году И.С. Чабунин, в 2005 С.А. Морозов (аспиранты проф., д.т.н. И.В. Балабина). Ежегодно в аспирантуру кафедры «Сопротивление материалов» зачисляется от 2-до 4 аспирантов. Кафедра также готовит докторантов.

Кафедрой проводится большая и эффективная работа по вовлечению студентов в НИР, а также уделяется большое внимание студенческим олимпиадам (ответственные – доценты, к.т.н. В.И. Щербаков, В.С.Надеждин), способствующим развитию у студентов оригинального творческого мышления и позволяющим отбирать наиболее одаренных из них для привлечения к НИР кафедры и дальнейшей учебе в аспирантуре. Ежегодно проводятся внутривузовские олимпиады по сопротивлению материалов по итогам которых формируются команды для участия в городском туре. С 1995 года по настоящее время студенческие команды МАМИ принимали участие во всех Московских городских олимпиадах по дисциплине «Сопротивление материалов» и ни разу не выходили за пределы первой пятерки. Студенты МАМИ завоевывали призовые места и в личном зачете и семь раз получали право на участие в заключительных турах Всероссийской олимпиады, где также успешно выступали.

Кроме традиционных научных направлений, проводимых на кафедре ранее, появились и новые: метод конечных элементов в нелинейных задачах статики и динамики пространственных, тонкостенных, подкрепленных конструкций; исследование долговечности и живучести машин и их элементов; ряд других.
Расширились научно-технические связи кафедры с научно-исследовательскими институтами и промышленностью. Ряд дипломных работ выпускников ДИП являются конкретными производственными проектами. Сегодня кафедра активно работает в плане обеспечения тесных контактов с НИИ, КБ и заводами не только автомобильной промышленности, но и других отраслей.

В целях активизации деятельности колесной и шинной промышленности России создано некоммерческое партнерство «Международный концерн производителей и потребителей колесной и шинной продукции (НП МНТК «Колеса и шины»), президентом которого избран профессор, д.т.н. И.В. Балабин.

Для реализации Федеральной программы интеграции высшей школы и академической науки в целях совершенствования подготовки молодых специалистов в 1998 году создан филиал кафедры МГТУ «МАМИ» в ИМАШ РАН «Динамика и прочность машин».

После реорганизации структуры Университета машиностроения (объединения МАМИ с МИХМ и МГОУ) кафедра пополнилась штатом новых сотрудников. С 2014 года и.о. заведующего кафедрой «Сопротивление материалов» стал д.ф.-м.н. А.А. Скворцов. В настоящее время на кафедре работает более десяти штатных сотрудников, ежегодно продолжается набор в аспирантуру. Более подробно о сферах научной и педагогической деятельности сотрудников кафедры можно ознакомиться в разделе профессорско-преподавательский состав.

image001

Заведующий кафедрой А.А. Попов

image002

Заведующий кафедрой Е.С. Саввушкин

image003

Заведующий кафедрой А.Я. Борзыкин

image004

Заведующий кафедрой Н.А. Крамской

Skvortsov AA

Заведующий кафедрой А.А. Скворцов

image005

Коллектив кафедры (1947 год). (справа – налево: 1 ряд: Кравченко О.А., Коган С.А., Попов А.А., Олейников Г.А.; 2 ряд: Белоус А.А., Макушин В.М., Ерошкин А.В., Васильев П.Д.)

image006

Заседание кафедры ведет профессор А.А. Попов (1963 год)
(справа – налево: 1 ряд: Сажин А.М., Ерошкин А.Д., Богданов В.В., Закорецкий М.А., Кравченко О.А.; 2 ряд: Прилепин И.Т., Климов В.А., Коган С.А., Синюхин Ю.А., Васильев П.Д.; 3 ряд: Сунгуров А.С., Стародубец Н.А., Савушкин Е.С., Шинкарев Ю.Д., Балабин И.В., Богданова О.В.)

image007

Заседание кафедры ведет доцент Е.С. Саввушкин (1979 год)

(слева направо: 1 ряд: Борзыкин А.Я., Васильев П.Д., Ерошкин А.Д., Коданёв А.И.; 2 ряд: Стародубец Н.А., Калошин Б.А., Крамской Н.А., Пономарёв В.Я.; 3 ряд: Фотинич Д.И., Щербаков В.И.)

Источник

Оцените статью
Avtoshod.ru - все самое важное о вашем авто