Диаметры газовых баллонов для авто

Какие бывают газовые баллоны для авто на пропане

GBO ballony

Одной из важных деталей автомобильного газового оборудования является баллон ГБО. Его основная функция — обеспечивать безопасность при хранении топлива, а также необходимый запас хода автомобиля. Но в то же время газовый бак ограничивает полезную вместимость и грузоподъёмность транспортного средства. Поэтому, производители выпускают пропановые баллоны разного объема, формы и размеров, что позволяет оптимально подбирать ёмкость под конкретный авто и потребности его владельца.

Виды баллонов для ГБО пропан

Давление пропана в баллоне автомобиля составляет 12-15 атмосфер. По этой причине баллоны для сжиженного нефтяного газа (СНГ/LPG), в отличии от метановых емкостей, бывают двух основных типов, которые различаются по форме:

Разновидности тор баллонов

Тороидальный баллон ГБО – это компактная емкость округлой формы в виде автомобильного колеса (народное название таблетка или бублик). Состоит из двух сваренных обечаек, изготовленных из углеродистого листового металла толщиной 2.5-3.5 мм и фланца/горловины.

Существуют три основных исполнения тор баков для пропанового оборудования 1-4 поколения:

наружный тороидальный баллон, устанавливается снаружи под днищем транспортного средства, часто вместо запаски на внедорожниках и микроавтобусах. Горловина для монтажа мультиклапана на таком баллоне вварена под углом 0° и может быть расположена в верхней или нижней части сосуда.

1 4

В зависимости от конструкции, крепится такая ёмкость при помощи приваренных к ней проушин/лап, шпилькой через центральное отверстие/ия либо монтажными лентами.

2 4

Для защиты арматуры от воздействий окружающей среды, на неё одевается специальный кожух.

3 1

Внешний тор баллон бывает повышенной вместимости (полнотелый), т.е. его центральная часть также отведена под полезный объём.

6 2

7

Чаще всего наружные тороидальные ёмкости производятся вместимостью от 27 до 107 литров и имеют основные размеры:

внутренний тороидальный бак, ещё его называют баллон ГБО под запаску, монтируется в нишу багажного отсека, как правило, вместо запасного колеса. Данный тип емкостей пользуется наибольшей популярностью среди владельцев легковых автомобилей, где достаточно плоский баллон позволяет сохранить привычное пространство и функциональность багажника, а также способность трансформации заднего ряда сидений.

9

Фланец под мультиклапан у такого баллона имеет угол установки 30°. Так как ёмкость размещается в салоне автомобиля, для отвода избыточного давления газа за пределы машины (согласно правилам ЕЭК ООН №67-01), должен устанавливаться газоотводный патрубок и защитная герметичная крышка (обычно поставляются комплектом).

10 1

Газоотвод монтируется сквозь отверстие расположенное по центру баллона и заранее просверленное отверстие в днище багажника автомобиля. Крышка крепится поверх центра ёмкости с помощью винтов или барашковых гаек (последнее удобнее для быстрого доступа к мультиклапану).

Крепление бака осуществляется двумя болтами к кузову транспортного средства.

Размеры внутренних тороидальных баллонов для ГБО варьируются:

Самые маленькие тор баки производятся объёмом 27 литров, объём больших баллонов ГБО под запаску доходит до 98 литров.

Вместе с тем существуют тор баллоны вертикального расположения. Однако, ввиду низкого спроса и высокой цены, вертикальный бак применяется редко, но в определённых случаях помогает сохранить функционал салона авто.

11 3

Для газового оборудования 5—6 поколения производится отдельный тип баллонов. Их особенностью является горловина, сконструированная специально под арматуру с погружным насосом.

12 2

Особенности цилиндрических баков

Цилиндрический баллон ГБО имеет металлическую сварную конструкцию той же толщины (2,5-3 мм.). Угол фланца под мультиклапан может быть 0, 30, 90 градусов. Для рынка СНГ чаще всего применяются баки с горловиной 30°.

Крепится емкость на металлические кронштейны (ложемент) при помощи стальных лент, как снаружи автомобиля, так и внутри. При наружном расположении под днищем авто обеспечивается надежная защита в виде специального металлического листа. Кожух защищает бак и мультиклапан от попадания грязи, воды, соли, и прочих дорожных реагентов.

При внутреннем монтаже баллона, для отвода избыточного давления газа горловина бака оснащается вентиляционной коробкой, из которой по гофрированным трубам пропан выводится за пределы ТС.

Sposoby ustanovki tsilindricheskogo ballona propan

Для наружной установки существуют емкости с вваренным защитным кожухом горловины.

13 1

Объёмы цилиндрических баков варьируются от 10 до 210 литров. Баллон минимального диаметра 200 мм, самый большой 498 мм. Также существуют двойные или спаренные цилиндрические баллоны разного или одинакового размера общей вместимостью 87, 95, 100 литров.

16 2

Баллон ГБО цилиндрической формы обладает следующими преимуществами:

Из минусов, цилиндр сокращает объём багажного отделения, а при установке за спинкой заднего сидения, мешает трансформации салона.

В западных странах широко применяются прямоугольные и квадратные алюминиевые баллоны, состоящие из 2-8 ячеек. На Российском рынке подобное решение пока экзотика.

13 2

Документы на баллон

Каждая ёмкость должна иметь заводской «паспорт газового баллона колесного транспортного средства» с указанными данными:

14 1

Согласно правилам ЕЭК ООН 67-01, к корпусу баллона обязательно должна быть приварена маркировочная табличка, в которой нестираемым образом проставляются следующие данные:

15 2

Кроме паспорта и маркировки, баллоны должны иметь действующий сертификат соответствия, без него будут сложности при регистрации ГБО.

Срок эксплуатации

Независимо от вида, срок службы баллона ГБО пропан на авто составляет 10 лет. При этом один раз в 2 года необходимо делать поверку (переосвидетельствование ёмкости).

Для обеспечения максимальной безопасности, при установке ГБО, баллоны нужно монтировать только новые. Использовать б/у емкости, особенно с истекшим сроком годности категорически не рекомендуется.

Как и какой баллон ГБО выбрать

Очевидно, что подбор газового бака для каждого транспортного средства будет индивидуальным. Однако главное при использовании газобаллонного оборудования на авто – это безопасность, поэтому общие рекомендации по выбору баллона будут такие:

Заводов представляющих свою продукцию предостаточно, вот лишь часть из них:

Однако, лидерами ниши на Российском рынке, являются следующие производители:

Баллоны этих брендов сертифицированы, полностью соответствуют всем европейским требованиям по безопасности и качеству продукции. К тому же широкая линейка размеров и вместимости позволяет подобрать емкость практически к любому автомобилю.

Источник

Какие бывают автомобильные газовые баллоны для ГБО метан

1

Одной из основных деталей метанового ГБО является емкость для хранения CNG топлива. Баллоны для метана на авто различаются не только по объёму и размерам, их главное отличие кроется в материалах и технологии производства. От правильного подхода к выбору газового бака зависят, уровень безопасности, оптимальный запас хода, а также грузопассажирские характеристики транспортного средства.

Виды баллонов для метана

В зависимости от материалов изготовления, автомобильные ёмкости для компримированного природного газа (КПГ) разделяют по типам:

Тип 1 (КПГ-1) — цельнометаллические сосуды из легированных либо углеродистых сталей, с толщиной стенки 5.5-9.5 мм (толщина зависит от объёма бака). Имеют бесшовную конструкцию и изготавливаются преимущественно из стальных труб методом горячей закатки. После формовки днища и горловины, баллон проходит ряд этапов:

Также производятся облегченные баллоны CNG-1 методом глубокой вытяжки из листовой стали (без сварных швов). Такие емкости имеют все необходимые прочностные параметры, но при этом их вес снижен до 20% по отношению к сосудам из труб.

Баллоны первого типа считаются очень надёжными, относительно не дорогими, однако они самые тяжёлые.

Тип 2 (КПГ-2) – металлопластиковые баллоны. Изготавливаются из более тонкой стали (4,8-6 мм). Прочность достигается за счет внешнего армирования. Упрочнение происходит методом непрерывной намотки полимерного материала (арамидные, стеклянные, углеродные волокна) на цилиндрическую часть лейнера (корпуса).

Металлокомпозитные ёмкости CNG-2 достаточно надёжны, имеют сравнительно небольшой вес. Их минус – это относительно высокая цена.

2

Тип 3 (КПГ-3) – емкости с металлическим лейнером из легких алюминиевых сплавов с наружной сплошной обмоткой полимерными материалами. Баллоны CNG-3 являются одними из самых лёгких и дорогих.

Тип 4 (КПГ-4) – композитные баллоны для метана имеют не металлический (пластиковый) лейнер с полимерной оболочкой по всей поверхности. Для горловины используется металлическая закладная. Ёмкости CNG-4 сверхлегкие, но очень дорогие.

3

Какое давление метана в баллоне авто

Метан при нормальном атмосферном давлении и температуре окружающего воздуха находится в газообразном состоянии. Поэтому для хранения необходимого количества газового топлива в ёмкостях машины, требуется уменьшать его объём методом компримирования, т.е. сжатием.

Регламентированное рабочее давление сжатого природного газа (СПГ) в баллонах автомобиля составляет 20-25 МПА (197-247 атмосфер или 200-250 бар).

Циклическая долговечность сосудов позволяет выдерживать нагрузки от заправок не менее 1000 раз за 1 год эксплуатации. Запас прочности КПГ баков в 2,4 раза превышает рабочее давление, т.е. разрушающее давление составляет не менее 48МПа.

Стоит отметить, что тороидальных баллонов для метана не существует, их производят только для пропана.

Сколько метана входит в баллон

Объём КПГ измеряется кубическими метрами (м³). Зная давление в баллоне, которое показывает штатный манометр, а также температуру окружающей среды можно рассчитать наполнение емкости самостоятельно.

Узнать вместимость любого другого метанового бака можно по формуле:

V/k=количество CNG (м³)

где, V-объём баллона, k-коэффициент, который узнаем из таблицы.

Таблица для расчёта вместимости CNG в одном баллоне объёмом 50 литров, м³
Давление КПГ в баллоне, МПа (кг/см²) Температура окружающей среды, °C
-30 -20 -10 0 +10 +20 +30 +40
10 0.55 0.55 0.54 0.53 0.53 0.53 0.52 0.52
20 1.15 1.12 1.16 1.1 1.09 1.07 1.06 1.04
30 1.79 1.7 1.7 1.69 1.65 1.63 1.61 1.57
40 2.41 2.33 2.3 2.27 2.22 2.17 2.15 2.13
50 3.2 3.05 2.98 2.94 2.84 2.81 2.75 2.72
60 4.05 3.76 3.66 3.57 3.53 3.45 3.41 3.27
70 5 4.61 4.43 4.32 4.17 4.07 4.02 3.89
80 6.45 5.71 5.33 5.2 4.88 4.76 4.65 4.55
90 7.63 6.72 6.25 5.92 5.63 5.49 5.29 5.17
100 8.77 7.69 7.24 6.76 6.49 6.25 5.95 5.81
110 9.82 8.59 7.97 7.53 7.24 6.96 6.63 6.47
120 10.91 9.38 8.95 8.45 8 7.79 7.32 7.14
130 12.04 10.16 9.85 9.29 8.78 8.33 8.02 7.83
140 12.18 11.11 10.77 10.14 9.59 9.09 8.75 8.54
150 13.16 11.9 11.36 10.87 10.27 9.74 9.38 9.15
160 13.79 12.5 12.12 11.43 11.11 10.39 10.13 9.76
170 13.93 13.28 12.69 11.81 11.49 10.9 10.63 10.37
180 14.29 13.64 13.24 12.5 12 11.54 11.25 10.98
190 14.62 14.18 13.57 12.84 12.5 12.03 11.59 11.18
200 14.93 14.29 13.81 12.99 12.66 12.5 12.19 11.63

Пример для бака на 100 литров:

Проверяем показание манометра ГБО, допустим 200 бар. Температуру за бортом возьмем +20°C. Смотрим в таблицу на пересечение этих данных и находим цифру 12,5. Далее 50л/12,5=4 – это и есть искомый коэффициент. Затем 100л/4=25. Таким образом, получается, что в 100л баллоне при t=20°C помещается 25 кубов метана.

Сколько можно проехать на таком объёме КПГ, мы уже подробно разбирали в статье о сравнении двух видов газового топлива метана и пропана.

Срок службы метанового баллона

Согласно межгосударственному стандарту ГОСТ ISO 11439-2014 срок службы, в течении которого эксплуатация КПГ емкостей считается безопасной, устанавливается изготовителем, но этот период не должен превышать 20 лет со дня производства.

По факту практически все производители автомобильных сосудов под метановое топливо устанавливают срок службы на свою продукцию 15 лет. Заводам разрешается проставлять дату истечения срока непосредственно при отгрузке товара.

К тому же на протяжении всего срока эксплуатации необходимо обязательно проходить периодическое освидетельствование баллонов:

Маркировка

Помимо паспорта, каждый баллон должен иметь заводскую маркировку, которая наносится ударным способом клеймами или при помощи этикеток и содержит следующую информацию:

Кроме этого баллон обязательно должен быть сертифицирован. Номер сертификата также указывается в маркировке. Не сертифицированная емкость сделает невозможной регистрацию ГБО.

Баллоны без паспорта или без маркировки, а также с неразборчивой обязательной информацией, к эксплуатации запрещены.

Производители и размеры метановых баллонов

Основные заводы по производству CNG баллонов первого типа:

Продукция этих заводов обладает отличным качеством и надёжностью, соответствует всем предъявляемым требованиям по безопасности, имеет широкую линейку размеров для подбора практически к любому автомобилю.

Баллоны ТИП 1 «Орск» Баллоны ТИП 1 «Орск»
Обозначение Объём, л Диаметр, мм Длина, мм Вес, кг
БТ-33-20-254/882-Т 33 254 882 42
БТ-37-20-322/660-Т 37 322 660 53
БТ-39-20-322/680-Т 39 322 680 52
БТ-44-20-219/1400-Т 44 219 1400 48
БТ-50-20-254/1262-Т 50 254 1262 60
БТ-50-20-322/827-Т 50 322 827 60
БТ-52-20-219/1652-Т 52 219 1652 56
БТ-62-20-322/980-Т 62 322 980 72
БТ-70-20-254/1652-Т 70 254 1652 84

Баллоны ТИП 1 «Jinhua»
Объём, л Диаметр, мм Длина, мм Вес, кг
28 232 880 31,5
50 219 1620 53
65 356 875 72
70 356 930 73
75 356 995 78
80 356 1050 85
80 406 850 91
90 356 1170 94
90 406 930 96
100 356 1290 96
100 406 1020 101
120 356 1450 110

Второй тип CNG емкостей, доступный для рынка РФ, пока производят только в КНР. Самые надёжные, проверенные китайские баллоны – от предприятий:

Облегченные металлокомпозитные баллоны третьего типа от ООО «НПФ «Реал-Шторм» г. Ижевск уже много лет поставляются на ведущие российские автозаводы, в том числе пассажирской и грузовой техники.

Баллоны ТИП 3 «Реал-Шторм»
Объём, л Диаметр, мм Длина, мм Вес, кг
47 327 860 36
50 327 900 37.5
67 327 1140 47.5
67 401 840 49.5
80 327 1360 56.5
80 401 965 57
85 401 1015 60
96 401 1125 67
100 327 1660 69
100 401 1165 69
123 327 2000 83.5
132 401 1485 88.5
160 401 1765 105.5
185 401 2005 120

Сертифицированные на территории РФ метановые баллоны 4-го типа производит компания «TK-FUJIKIN CORPORATION» Южная Корея, поставляются только оптовыми партиями под заказ.

Баллоны ТИП 3 «TK-FUJIKIN CORPORATION»
Объём, л Диаметр, мм Длина, мм Вес, кг
42 311 820 14.5
60 335 1000 23
80 400 890 29
90 418 924 30
99 458 856 31
108 470 880 35
125 484 960 38
131 458 1084 38
138 358 1810 46
145 485 1070 47
164 392 1800 53
175 404 1779 54
236 458 1800 63
266 458 2044 71
319 404 3140 95
359 458 2704 94
464 650 1905 125

ВАЖНО! Никогда не покупайте б/у баллоны, а также емкости неизвестного производства, без документов и соответствующей сертификации. От этого напрямую зависит Ваша безопасность и безопасность окружающих Вас людей.

Источник

Разновидности баллонов для ГБО

QIAAAgN2RuA 100

28AAAgDqZuA 960

Существует два вида баллонов для газобаллонного оборудования: тороидальный и цилиндрический. Тороидальный устанавливается вместо запасного колеса, а цилиндрический устанавливается за спинкой пассажирских сидений в багажнике. Сейчас, практически, уже никто не устанавливает цилиндрический газовый баллон. Раньше на отечественных машинах была специальная ниша для установки такого ГБО. В настоящее время преимущество отдают тороидальным баллонам. Они намного компактнее, подходят по размеру запасного колеса, не сокращают объем багажника.

Куда лучше устанавливать ГБО в своем автомобиле

В некоторых автомобилях тороидальный газовый баллон ставится под днище автомобиля, но для большинства подходит место для запасного колеса в багажнике. Существует две разновидности тороидальных баллонов: с внутренней горловиной и с внешней. С внутренней горловиной устанавливают, когда баллон стоит внутри, соответственно, чтобы была вентиляция. С внешней горловиной устанавливают, когда баллон стоит снизу — вместо запасного колеса. Крепятся баллоны на специальные прочные шпильки, также дополнительно используется родное крепление самого запасного колеса.

Какого размера должен быть баллон

Подбирайте баллон по размеру запасного колеса вашего автомобиля. Существует такой миф, что, если ГБО установлено под днищем автомобиля, то в экстренных ситуациях к баллону невозможно добраться и перекрыть клапан. Это совершенно не так. В случае какой-либо аварийной ситуации или обрыве трубки срабатывает скоростной клапан, то есть газ автоматически перекрывается и он не будет выбрасываться в атмосферу. Если же возникает утечка, то к ГБО добраться можно, так как баллон всегда устанавливается в таком месте, чтобы к нему был доступ.
Примерный вес среднего 50 л баллона около 20 кг и плюс заправленный газ — это около 20-25 кг. Получается, что 50 л баллон весит, практически, 50 кг. Если вы устанавливаете на свой автомобиль 100 л баллон, то вес получается в два раза больше. На каждой трассе и по городу установлено большое количество заправок с пропаном, поэтому не стоит на свой автомобиль пытаться установить слишком большой по объему баллон.
При установке ГБО на авто должно быть установлено специальное вентиляционное отверстие в нише багажника. Через это отверстие выводятся трубки, и получается, что внутренняя часть баллона является вентиляционной камерой.

Регистрация б/у ГБО на авто

Заправочное устройство баллона

Заправочное устройство ГБО можно поставить в лючок бензобака, сделать врезку в бампер или установить под бампером.
При установке заправочного устройства в лючок бензобака делается специальное отверстие и обрабатывается мовилью и антикором. Поэтому не переживайте, что в заправочное устройство или в отверстие попадет влага, или оно может поржаветь.
При установке ВЗУ (выносного заправочного устройства) в бампер, в нем делается отверстие, куда устанавливается заправочное устройство. На многих автомобилях такой вариант смотрится эстетично и не бросается в глаза.
Если заправочное устройство выполнено под бампером, то есть риск повредить его зимой об сугроб или испортить при парковке к высокому бордюру.
Автовладельцы, которые не регистрируют ГБО и пренебрегают мерами безопасности, устанавливают заправочное устройство в багажник.

Источник

Оцените статью
Avtoshod.ru - все самое важное о вашем авто