Детские советские педальные автомобили

Педальные машины из СССР

100

69c9a3cs 960

Все свое детство мечтал о таких!

Сегодня в инете видел самую дорогую такую игрушку в продаже в Москве, 30х годов и стоимостью 200.000р

Немного о них, вся информация из инета!

На этом автомобиле в детстве наверно прокатился каждый мальчишка родом из СССР. В тоже время в личном пользовании такой автомобиль был у единиц. В основном такие автомобили на несколько минут можно было снять в аренду в многочисленных парках отдыха по всей стране.

В СССР первые кузовные педальные машины купить (сородичи детских педальных машин) стало возможно в тридцатых годах. Проводились пробеги веломобилистов. 8 сентября 1933 года тридцать пионеров, попеременно, на восьми педальных машинах, совершили пробег Москва — Ногинск — Москва. В прбеге участвовали ребята от 10 до 16 лет. Расстояние в 110 км юные спортсмены преодолели за четыре дня, без поломок педального транспорта. В каждом населенном пункте происходили незабываемые встречи с местными жителями и пропаганда педального транспорта.

Если в 1950-е гг. велосипед для большинства советских детей был пределом мечтаний, то в 1960-е многие малыши в СССР уже разъезжали по дворам на своих персональных автомобилях. Педальных, конечно. Пожалуй, это была главная мечта всех мальчишек, которые вообще знали об их существовании…
Советский Союз не отставал от веяний мировой моды. Ещё в 30-е годы на свет появились опытные образцы детских автомобилей, которые затем пошли в серию.

Интересно, что со временем трансформировался только дизайн. А технически игрушки не претерпевали принципиальных изменений. В течение полувека сохранялась конструкция: несущий кузов, педальный привод возвратно-поступательного типа, зависимая подвеска.

На эту платформу советские конструкторы надевали самые разные кузова. После войны почётное право таким образом рекламировать свою продукцию досталось Московскому заводу малолитражных автомобилей.

С 60-х годов, когда предприятие переименовали в АЗЛК, здесь действовала отдельная конвейерная линия, с которой сходили миниатюрные копии «Москвичей».

Стоили эти игрушки около 30 рублей (ползарплаты молодого инженера). А сколько их было выпущено за полвека — никто точно не знает. Известно лишь, что в СССР педальные машинки всегда были в дефиците. При этом в дружественных социалистических странах они продавались свободно.

С началом перестройки детский конвейер на АЗЛК остановили. Отечественные велокарчики пропали с прилавков, а с падением железного занавеса их место быстро заняли иностранные.

Великолепное качество изготовления, много железа, настоящая подвеска, фары, сигнал, все это делало детскую машинку очень похожей на настоящие «Москвичи». Для большинства советских детей педальный Москвич остался мечтой… (для меня в том числе)

Детские педальные машинки не раз снимались в отечественном кино. На память сразу же приходит эпизод гайдаевского фильма “Иван Васильевич меняет профессию”: Иван Грозный, прячась под лестницей, случайно нажимает на сигнал машинки. “Москвич” попал и в снятый в те годы в Киеве художественный фильм “Мы, двое мужчин”. Кстати, действие происходит в магазине игрушек, и там на автомобиле хорошо виден ценник: “33 рубля”. Но до наших дней продукция 30-40-летней давности практически не дожила: дети вырастали, и их “колеса”, естественно, оказывались на свалке. Тот же “Москвич” сегодня не купить ни за какие деньги, и даже в столице его можно было увидеть лишь в музее несуществующего ныне завода-производителя. А что же делать? Детство, как и все его атрибуты — они ведь не вечны…


Источник

Коллекция педальных машин СССР

42c3f12s 100

Описание коллекции педальных машин, по состоянию на март 2020 года.

Далее — самый красивый педальный автомобильчик советской эпохи — УРАЛ. Долгое время он был вершиной моей коллекции — восстановленный просто из пепла. История его реставрации длиной 7 месяцев можно прочитать вот здесь:
www.drive2.ru/b/2787557/
Производитель: ЧКПЗ (Челябинский кузнечно-прессовый завод)
Год выпуска: примерно с 1957 по 1964 год. Прототип: «Победа».
Габариты: Длина: 1350 мм. Ширина: 537 мм. Высота: 620 мм. Вес: 23 кг.
Выпустили: 67 037 штук.
Конструкторы: Савельевы, Барсуков, Кистовичев.

4e78759s 960

Еще один Урал. Ожидает реставрации.

iAAAgC1DeA 960

ЗiРОНЬКА
Редчайший зверь — педальная машина Зiронька. Производилась в послевоенные годы в г. Львов. На сегодня сохранившихся экземпляров гораздо меньше Уралов.
Приобретена уже в отреставрированном виде. Заняла достойное место в нашей коллекции.
Подробные фото — тут

a544759s 960

«ХУДОЙ» ТРАКТОР
Информация по производителю и годам выпуска, к сожалению, я не нашел. Есть только ориентир — 1970-е годы. Буду благодарен за любые факты об этом педальнике.
Конкретно мой экземпляр прошел восстановление у супер мастера Дениса. Недостающие элементы пришлось изготавливать в точной копии оригинальных.

Более подробные фото — здесь.

fcc4759s 960

Еще один Худой Трактор приобретен в Украине и ожидает реставрации.

TAAAAgK1DeA 960

СТРЕЛА
Снова раритет из 30-х годов — педальный автомобиль «Стрела». Выпускалась там же, где и Зiронька — на Львовском заводе автопогрузчиков. Определить название помог абсолютно случайный испорченный фото кадр — на колпаке колеса видна надпись СТРЕЛА.
В настоящий момент ожидает реставрации.
Больше фотографий — здесь

67e4759s 960

ГАЗ-А
Настоящая редкость среди педальных машин Советского периода — выпущена еще до Великой отечественной войны. Очень благодарен продавцу данной машинки за порядочность при продаже!
Подробности
После полной реставрации, можно увидеть здесь и здесь.

qKAAAgK1DeA 960

Гордость нашей коллекции. Самый ранний педальный автомобильчик советского периода — первая половина 1934 года! Цвет подобран в точном соответствии с оригиналом.
История покупки.
Описание процесса реставрации.

cUAAAgG1DeA 960

ЗИС
Редкость не меньше (а может и больше), чем ГАЗ-А. Педальная машинка ЗИС! Выпускалась в тридцатых годах.
Приобретена в коллекцию в некомплектном виде, кузов достаточно сильно поврежден коррозией. Но — и в таком состоянии найти эту машинку большое счастье.
Реставрация завершена:
— работа с кузовом;
— изготовление недостающих деталей и покраска;
— итоги реставрации.

bYAAAgJUuuA 960

РАКЕТА
Одна из моделей с самой грустной судьбой — корпус сделан из алюминия, что, казалось бы, должно способствовать ее сохранению. Но — именно благодаря этому цветному металлу почти все эти экземпляры были сданы в пункты приема цветмета ((
Корпус данной Ракеты был приобретен в Украине, прошел полный цикл комплектования, изготовления недостающих деталей, ремонта корпуса и покраски. Работы там было очень много.

9ece605s 960

МАЛЫШ
Педальная машинка «Малыш». Я невысокого мнения о внешнем виде этого авто, но его редкость определила необходимость иметь такую модель в моей коллекции.
Здесь можно прочитать о ходе восстановительных работ.

A6AAAgJUuuA 960

МОСКВИЧ 1 серия
Полностью восстановленная педальная машинка Москвич 1 серии. Одна из самых красивых машинок с дутыми прекрасными формами. Особенно редкие экземпляры — самые ранние с пластиковой рамкой лобового стекла.
Производитель: АЗЛК
Год выпуска: с 1960 по 1972 г.
Прототип: «Москвич 403», хотя злые языки больше пророчат американский автомобиль «Studebaker» ))
«Наш» Первый Москвич полностью соответствует по цвету тому, который снимался в фильме «Иван Васильевич меняет профессию».

L4AAAgB1DeA 960

МОСКВИЧ 2 серия
Является достаточно редкой моделью, хотя и очень похож на самый распространенный экземпляр советской педальной машинки Москвич 3 серии.
По основным отличиям второй серии от третьей можно очень четко проследить как игрушки идут по пути упрощения (я бы даже сказал «отупения»). Вот они:
— «тонкие» колеса от первой серии
— иная задняя подвеска
— мягкая обивка сиденья из кожзама (на третьей серии — пошлый пластик)
— иная конструкция фар с отдельными чашками (на третьей серии — чашки фар сделаны заодно с решеткой радиатора)
— алюминиевые составные бампера с перемычкой (на 3 — опять пошлый пластик ))
— металлический молдинг вдоль кузова (на третьей — с прокладкой из черного пластика)
От себя добавлю — вторая серия Москвича в несколько раз ценнее третьей. Если вам попадется на глаза экземпляр с данными «первичными половыми признаками» — берите его 😉
Производитель: АЗЛК
Год выпуска: с 1972 по 1981 г.
Прототип: «Москвич»

b4759s 960

МОСКВИЧ 3 серия
Самая распространенная модель. Достаточно часто попадается до сих пор на различных форумах и сайтах с объявлениями о продаже. С моей точки зрения — яркий образец как техническая эволюция идет по неправильному пути (лишь бы себестоимость производства была дешевле). Кстати, к сожалению, это касается не только педальных машинок…
Кстати, за 10 лет количество выпуска детских педальных машинок Москвич сравнялось с количеством выпуска взрослых. Цена педального Москвича составляла 25 рублей.
Производитель: АЗЛК
Год выпуска: с 1981 по 1994 г.
Прототип: «Москвич»

eWAAAgB1DeA 960

НЕВА
Один из очень интересных экземпляров. Отличался открывающимся багажником сзади и капотом впереди, под которым был макет самого настоящего четырехцилиндрового двигателя!
Производитель: Ленинград, Завод «ЛАЗ»
Год выпуска серии: 1970 (не уверен что выпускался только один год, но другой информации не нашел)
Прототип: «Чайка»
Вот тут история приобретения. Реставрация была мучительной и с первого раза бессмысленной. Тот случай, когда люди берутся за работу абсолютно не понимая, что их ждет ((
Со второго раза машина была сделана в идеал.

4a74759s 960

Педальный кран МУРАВЕЙ
На данный момент известно только про два таких сохранившихся экземпляра. Информации по ним практически нет. При простом внешнем виде — является самой сложной машинкой с точки зрения механизма привода и управления.
Подробно про приобретение и техническое устройство — здесь

3154759s 960

ЛЬВОВЯНКА
Машинка производилась в нескольких модификациях, в том числе с квадратными фарами, с мигалками на капоте и без. Могла изображать милицейскую и пожарную машину.
Мой экспонат 😉 — милицейский. Мигалка работает, правда складывается ощущение что она очень устала — поэтому делает это с ленцой. Есть еще один экземпляр — красный, уже открашен и ожидает сборки.
Производитель: Украина г. Львов, завод «Автопогрузчик»
Год выпуска: 1970-е по 1999 год
Прототип: «Жигули»

bff4759s 960

Педальный мотороллер КРОШКА
Очень симпатичная вещь. Сильно похож на «пузатую» Вятку ВП-150. Цепной привод позволяет разгоняться быстрее, чем на педальных вариантах. Сейчас у меня таких три штуки (подробно — вот здесь: www.drive2.ru/b/1741445/). Один из них ждет восстановление в идеальное состояние в одинаковой цветовой гамме с реальной «взрослой» Вяткой 😉
К сожалению, не нашел в интернете производителя этой прекрасной продукции и годы выпуска. По прототипу все понятно ))

CGAAAgF1DeA 960

РАДУГА (он же — МАЛЫШ)
Самый стремительный силуэт среди педальников — у машинки Радуга. Другая ее отличительная особенность — ОЧЕНЬ ТЯЖЕЛАЯ! Ее вес в 1,5 раза выше, чем у других соразмерных с ней машин. Мне повезло купить красный экземпляр в стоковом состоянии лишь с мелкими повреждениями от хранения. Он был полностью разобран и открашен.
Также есть еще один экземпляр, который взят «про запас» 🙂
Производитель: ЧКПЗ (Челябинский кузнечно-прессовый завод)
Год выпуска: с 1977 по 1992 год.
Кроме СССР автомобиль Радуга М-3 экспортировали и за границу.
Разработчики конструкции Давыдов, Горбатов, Григорьев, Сухоярская

414c759s 960

Педальный трактор ОРЛЕНОК

Производился в 70-е годы ХХ века. Буду рад за любую информацию по производителю и годам выпуска.

SkAAAgN1DeA 960

ПЕДАЛЬНЫЙ КОНЬ
Как говорится — он и в Африке конь )) Большая редкость — то сохранившаяся грива и хвост. Их отрывали первыми (сразу после уздечки ))
Производитель: Омск — Омский авиационный завод «Полёт»; Москва — Московского машиностроительного завода «Знамя Труда»
Год выпуска: приблизительно с 1950 г. по 1990 г. (не уверен в точности информации)

40AAAgD1DeA 960

СПОРТ
Отличительная особенность — цепной привод. Позволяет развивать более высокую скорость, чем обычные педальники. Поэтому — СПОРТ )) Также есть работающие указатели поворотов. Производилась в Белоруссии до последнего времени.

21cc759s 960

ВАЖНО — Я НЕ ПРОДАЮ никакие из этих или других машинок. И у меня нет (к большому сожалению) отдельных запчастей для них.

Источник

Ретроспектива: детские педальные автомобили и их характеристики

Сегодня мы поговорим о транспорте — автомобилях, но не бензиновых, а педальных. И более того — детских. Да-да, речь о тех самых советских педальных машинках, настоящей детской мечте тех времен. К слову, на сегодняшний день стоимость педального автомобиля в хорошем состоянии может составлять до двухсот тысяч рублей. Иронично, ведь в то время вряд ли кто мог подумать, что стоимость детской машинки сравняется с обычным полноценным автомобилем.

Сейчас конечно, этим никого не удивишь — аккумуляторные, с электроприводом, на дистанционном пульте или прямым управлением, самых разных дизайнов, расцветок и моделей, дешевые, с минимальным набором функций и дорогие — «лакшери» машина по цене полноценного отечественного автомобиля, напичканные «полным фаршем», а также пластиковые веломобили, чьи аналоги заполонили нишу сферы услуг, где за условные сто рублей ваш ребенок может сделать круг или парочку по площади или дорожке в парке развлечений. Но как это водится, прежде всё было несколько иначе…

image loader
Приобрел вот такое вот чудо для реставрации и решил покопаться немного в истории. Увы, протестировать ходовые качества мне не удалось по объективным причинам — я в него не помещаюсь. 😉

Подобную машинку в качестве артефакта я застал у своего приятеля в далёких девяностых. Педали вырваны, корпус местами смят от частых ДТП, а потому приводить машину в движение приходилось исключительно ногами. Благо, что руль был на месте. И влезали в сей автомобиль мы вдвоём. Увы, за давностью лет не помню марку. Но по рассказам товарища, принадлежала игрушка раньше отцу, а ему досталась уже в наследство. А ведь по воспоминаниям родителей и родственников, многим о такой технике приходилось только мечтать по нескольким причинам. Большие и маленькие автомобили объединяла такая черта, общая для всех — они были в дефиците, а что важнее, стоили дорого. К примеру, педальный «Москвич» мог обойтись от 25 рублей до 35, что согласитесь, не мало для тех лет. Вторая причина, как уже упоминалось — это пресловутый дефицит, на всех желающих автомобилей не хватало, как больших, так и маленьких.

eahsbcfn8pcv3znnnnozvvwpt3y
Производство педальных машин «Москвич» АЗЛК, 1970 год. Москвичи выпускались в трех сериях, в двух последних менялся лишь внешний вид, да и то незначительно

А производились «Москвичи» педальные на масштабном конвейере, самом настоящем, о чём говорят сохранившиеся фото и кинохроника. Выпускали их порядка 200 тысяч в год, потому машинка эта была наиболее распространена у счастливых маленьких автовладельцев, нежели другие марки. Помимо возможности «толкать» педали, в этой машине была опция включения фар, работающих от батарейки типа «Планета», на 4,5 вольта. Увы, только передние фары, задние хайтека были лишены, потому стояли обычные катафоты.

image loader
Здесь рабочие задние фары-габариты — модификация владельца, заводская комплектация снабжалась лишь катафотами

image loader
Педальный «Москвич» первой серии. Их ещё называли в народе «циклоп», из-за наличия декорирующей радиаторной решетки по центру. Отсюда сходство с глазом мифического существа.

К слову о «Москвичах» первой серии…

Их производство началось на Московском заводе малолитражных автомобилей (МЗМА) в 1959 году. Игрушка имела иностранный прототип — автомобильчик итальянской фирмы «Giordani», созданный по мотивам дизайна американского автомобиля Studebaker Champion 1950 года. Есть версия, что у фирмы «Giordani» были куплены штампы для производства или же некоторое количество комплектов кузовов — на это косвенно указывает то, что у самых ранних из известных «Москвичей» имеются штампованные элементы, присутствующие у итальянского прототипа и отсутствующие у машин выпуска 1960 года.

zkrzl19a
Автомобиль Studebaker Champion

Первые серийные машинки имели трубчатую раму в виде отдельного конструктивного элемента. В 1960 году конструкция была значительно переработана, появился кузов с несущими лонжеронами, а рама была упразднена. Хотя внешний вид автомобилей практически не изменился, специалисты насчитывают довольно много отличий между «Москвичами» самой ранней модификации и начала крупносерийного выпуска — рамка лобового стекла, крепление переднего бампера, руль, форма молдингов, колеса на подшипниках (ранние были на втулках скольжения). Также появился звуковой сигнал в виде клаксона с грушей (на ранних аппаратах сигнал размещался в центре рулевого колеса).

image loader
Обратите внимание на не совсем типичный стиль. Обусловлено это бурным развитием реактивной авиации и космонавтики, начавшееся в 50-е годы ХХ века. Это был тренд, мейнстрим и запрос общества, поспевая за которым автомобили перенимали черты воздушных судов и космических аппаратов. Этакий футуризм.

Владельцы машинок в наше чудное время спорят, где на заводе устанавливались клаксоны — внутри или снаружи кузова? Заводская инструкция дает на это четкий ответ — внутри, но указано, что при желании владельца, сигнал может быть перенесен на наружную сторону кузова. Кроме того, в 1960 году появилась традиция на номерном знаке размещать год выпуска и название производителя: МЗМА (Московский Завод Малолитражных Автомобилей или с 1969 года АЗЛК (Автомобильный Завод имени Ленинского Комсомола). Эта традиция сохранилась вплоть до окончания производства «педальников» на этом заводе.

image loader
Педальный «Москвич» был оборудован по последнему слову техники, а именно освещением, позволявшим заигравшимся детишкам возвращаться домой без боязни темноты и прячущихся в ней бабаек. Данное техническое решение для конца 50-х годов считалось новаторским, и, помимо москвичей, было реализовано только на педальной машинке «Малыш», выпускавшейся Челябинским Кузнечно-Прессовым Заводом в 70-е годы. Ныне данную фичу можно увидеть и на других моделях авто, подвергшихся моддингу при реставрации

По мере серийного выпуска вносились некоторые изменения в конструкцию машинок, но они имели уже чисто декоративный характер. Педальные «Москвичи» первой серии выпускались вплоть до 1973 года, когда им на смену пришли автомобили второй серии, уже полностью разработанные на АЗЛК.


Педальная машинка «Малыш»

Интересно, что для сборки «педальников» на заводе был построен отдельный подвесной конвейер, а годовой тираж детских автомобилей достигал 200000 штук. Автомобили не только продавались по всему СССР, но и массово шли на экспорт, причем не только в социалистические страны. Поставкой этой продукции за границу, как и «взрослых» автомобилей, занималось Всесоюзное Объединение «Автоэкспорт», созданное в 1956 году для экспорта и импорта автомобилей, мотоциклов и велосипедов. Педальные «Москвичи» особенно были популярны в Болгарии и Венгрии, где их немало сохранилось до нашего времени и существуют клубы поклонников этих массивных игрушек, а также музеи. Детские «Москвичи» продавались в магазинах и часто использовались на пунктах проката в парках и на стадионах, а также, обычно, присутствовали в ассортименте игрушек детских садов. На «Москвичи» завод давал годовую гарантию, исчислявшуюся со дня покупки.

dttpcvm3woz8tg2t5jdduj95usy
Слева на право: педальный «Москвич» первой серии, второй, «Москвич-2141», «Муравей»

Но не только «Москвичами» едины, тем более это не первые автомобили для детей. Выпускались также и «Победы», и «ЗИМ», и «Орь», и даже «Оренбуржец», а также другие модели разных заводов и артелей. Более того, встречались образцы от рукастых и смекалистых «кулибиных», в единичных экземплярах различных причудливых форм и расцветок, благо что конструкция простая и надёжная, как автомат Калашникова.

А теперь разберем технику по отдельности. Список будет не полный, разберем наиболее примечательные образцы техники.

image loader
Педальный автомобиль «Урал» выпускался Челябинским Кузнечно-прессовым заводом в период в 1957 по 1964 годы. За этот период было выпущено 67 тысяч машинок. Габариты машинки впечатляют: длина 80 см, ширина 55 см, высота 55 см, вес 23 кг. Радиус разворота 180 см. Максимальная скорость 8 км/ч. Предназначен для детей в возрасте от 3 до 7 лет.

Кузов, изготовленный из штампованного стального листа толщиной 1,5 мм, установлен на штампованной раме, состоящей из двух лонжеронов. Передний мост состоит из двух полуосей с поворотными цапфами, двух колес, свободно вращающихся на шарикоподшипниках, и поперечной тяги, связывающей цапфы с рулевым управлением. Задний мост состоит из коленчатого вала, вращающегося на шарикоподшипниках, с закрепленными на валу двумя колесами: одно ведущее, второе ведомое.

image loader

Рулевое управление состоит из штампованного металлического руля, закрепленного на рулевой колонке, связано с передними колесами через поперечную тягу. Приводной механизм состоит из педалей, связанных тягами-шатунами с задним мостом и ведущим колесом, закрепленном на нем. Тяги закреплены на заднем валу так же через шарикоподшипники. Так совершенно ходовая часть не была выполнена ни на одной педальной машинке. Всего в ходовой насчитывается 10 шарикоподшипников (по два на каждое ведомое колесо и 4 на заднем валу). Благодаря этому, а также большому диаметру колес (26 см) и длине тяг педалей (34 см) педальный Урал, несмотря на вес, имеет легкий ход и большой накат.

image loader
Заложенный конструкторами в машинку запас прочности позволял выдерживать нагрузки, кратно превышавшие штатные


Автомобиль ГАЗ-М20 «Победа» — прототип «Урала»

z8l0bizmchhhywonuj mdzg382g
А вот и прототип игрушки — ГАЗ-А


А вот угадать, на что похож педальный автомобиль «Орь», решительно невозможно. Маленькое чудовище, рожденное хтоническим разумом.

Довольно своеобразная на вид машинка. Выпускалась в городе Орск. Названа эта машинка в честь реки Орь, которая впадает в реку Урал и на которой стоит город Орск.
Ценители говорят, что такие машинки не распространялись по территории Союза, а продавались исключительно там, где были сделаны. Корпус из пластика. Чего-то примечательного, кроме внешности, нет.

«Малыш М2»

Педальный автомобиль «Малыш» выпускался на ЧКПЗ (Челябинский кузнечно-прессовый завод) с 1965 по 1977 годы. Габариты машинки составляют: длина 117 см, ширина 48 см, высота 48 см (по рулю). Вес 16 кг.
Завод взял на себя весь цикл производства педальных машинок от разработки технической документации до изготовления отдельных элементов декора как из металла (бампера, колпаки фар, колеса), так и из пластика (руль, задние фонари). Единственный элемент, который заимствовали, стал плафон салона от автомобиля ГАЗ М-20. Его так же, как и на педальном «Москвиче» 1 серии, использовали в качестве фар.
На что похожа машинка, гадать можно долго, ведь передняя решетка напоминает ЗИМ, задняя часть — «Чайку», покаты капота как у УАЗ 469. Но все прозаичнее — это просто собирательный образ от конструкторов завода-изготовителя. Несмотря на простоту конструкции (у «Малыша» нет амортизаторов, как на «Москвичах») и форм, он и сейчас является одной из самых желанных машинок для коллекционеров.

«Оренбуржец»

03aaeu6jza2zk70cupwirqyar4q

Машинка «Оренбуржец» выпускались только в одноименном городе и распространялась там же, минуя рассылку в другие регионы нашей огромной страны. Известно, что она выпускалась Оренбургским машзаводом в конце 80-х — начале 90-х годов.
В тот период предприятие специализировалось на производстве гражданской продукции. Крупнейший оборонный завод страны изготавливал катера, отопительные котлы, пылесосы, стиральные машины, примусы — всего 60 наименований товаров. По самым скромным подсчетам, с конвейеров ежегодно съезжало от 50 до 80 тысяч машинок. Авторами сей проекта выступили инженеры Института технической эстетики г. Баку. Автомобиль имел угловатую форму, кузов изготавливался из дюрали методом гибки, остальные детали из пластика.

«Ракета»

image loader

Техника, история которой достойна отдельной статьи, так как выпускали схожие образцы, как в виде ракет, так и самолетов, чуть ли не с появления их больших прототипов во многих странах. И примечательно ещё то, что сей модельный ряд весьма редкий и желанный для коллекционеров, а потому ценники там космические. Тут стоит сделать ремарку. Выпускалось «Ракет» довольно много, часто они поставлялись в парки развлечений и детские сады. Казалось бы, сохраниться их тоже должно было огромное количество хотя бы в более-менее удобоваримом состоянии. Всему виной корпус из алюминия. Так, ну и что? Алюминий же не подвержен ржавчине, а значит большая часть автомобильчиков должна были дойти до наших дней чуть ли не в идеальном состоянии… но всему виной 90-е, с которыми наступили трудные и голодные времена. Спрос на цвет. мет значительно не падает, потому многие машинки отправились в пункты металлоприёма и на переплавку.

Конкретно эта модель появилась примерно в 1957 году и стала отражением начала эры покорения космоса, что будоражило людей в то время. Ранние варианты имели цепной привод задних колёс, практически как у обычного велосипеда, но потом решили, что идея не шибко удачная и сделали «традиционное» для педальных машинок управление. Потому с ракетой её роднит только название и внешний вид, так как скорость, увы, снизилась. Интересно, что изначально машинка называлась «Стрела», но после полёта в космос Юрия Гагарина её переименовали в «Ракету».

Конь педальный

rm6swpj 60qngvfqncb4mtaq2u8

Одна из самых первых машинок подобного типа, имя которой стало нарицательным, прочно закрепилось в языке и фольклоре. А ещё это одна из самых любимых и желанных игрушек советских детей, а теперь уже и взрослых коллекционеров.

Интересно, что данные изделия производились достаточно большим тиражом и на некоторых предприятиях выпускались вплоть до 1990 года, однако их сохранность, это довольно специфичная тема. Все потому, что изделия эти довольно хрупкие. При активной игре их разламывали в полный фарш и некондицию.

Доподлинно неизвестно, когда точно началось производство данной игрушки, однако исследователи и коллекционеры выяснили, что советские конструкторы вдохновились точно такой же педальной игрушкой, очень популярной в Англии 40 — 50-х годов. Сама компания называлась G & J Lines, а легендарная модель носила имя Nizefella. Фоток, к сожалению, не нашел. Назвали транспорт, кстати, в честь самой легендарной беговой лошади, которая на протяжении нескольких лет была абсолютным чемпионом всех английских гонок.

Советская версия лошади мало отличалась от западного образца, однако создатели решили раскрасить ее в привычные яркие цвета, а сама конструкция была одновременно достаточно простой, но в то же время надежной. Впрочем, стоит отметить, что хоть поначалу педальный конь и был заветным желанием многих детей, его достаточно высокая стоимость не позволяла десяткам тысяч семей порадовать собственных детей. Ну а со временем появились альтернативы в виде полноценных машинок, стоящих приблизительно столько же, или лишь немногим дороже, так что популярность изделия, начиная с 70х годов, начала постепенно падать.

Самыми крупными производителями педальных коней были такие заводы, как московский «Салют» и омский авиационный завод «Полет». Качество изделий было достаточно хорошим и до наших времен дожило множество моделей, особенно из поздних серий. Тем не менее, важно понимать, что внешние декоративные элементы коней почти всегда терялись в процессе эксплуатации, так что найти изделие в первозданном виде совсем не так просто.

Краткая история

Но мы немного отвлеклись. Углубимся в историю. А история этих машинок началась в 30-е годы 20-го века. Шла индустриализация, развитие и экономический подъем молодой страны ударными темпами. Тут так кстати появилась тема с автомобилями и народ буквально заболел, то тут, то там устраивая автопробеги. Это увлечение не прошло мимо производства игрушек и само собою, педальных машин. Бум был так ярок, что даже провели первый детский автопробег на сей машинках по маршруту Москва-Ногинск-Москва. В данном знаменательном событии участвовало около сотни участников от 10 до 16 лет. На все про все ушло четыре дня, а протяженность маршрута составила 110 километров, притом, что двигались со скоростью 8-10 километров в час. Затейником всего этого мероприятия стала текстильная фабрика «Трехгорка» и редакция «Мурзилки».

059axpuo7qstad54xum9 ojiyvs
Мурзилка, 1934 год, №7

Ребята двигались не в одиночку, колону машинок сопровождали воспитатели и участники других кружков. Время от времени устраивали привал для отдыха. По прибытию на конечную, в Ногинск, дали парад всех автомобилей-участников пробега, после чего отдохнули несколько дней и отправились назад, в обратный путь. Занимательно то, что ни один автомобиль не сломался, а также никто не отказался от сей затеи. Можно сказать, прошли путь с честью и достоинством, не смотря на все возможные тяготы. По итогу участникам раздали памятные призы — различные конструкторы для моделирования, в том числе и радио, а также слесарные инструменты, фотоаппараты и пионерские костюмы, что по тем временам вполне себе существенно и ценно.

image loader

Но это частности, а мы возвращаемся к общей теме. Да, начался автомобильный бум во всех смыслах и сферах. Потому детских педальных машинок было много, но и стоили они соответственно. Правда, как уже упоминалось, народ нашел выход и кое-что мастерил самостоятельно — одна треть машинок были кустарного производства. Поэтому по Москве и Подмосковью каталось много самоделок. Тоже своего рода хобби и гик-тема. Но вскоре началась Великая Отечественная Война и о теме педального автопрома забыли, переключившись на куда более важные задачи.

Об этой теме вспомнили лишь в 50-х, когда страна начала восстанавливаться из разрухи, которую принесла война. Появились новые модели автомобилей — «ЗиС», «Победа», и «Москвич». Естественно, по ним делали выпуск и педальных игрушек. И так до 90-х годов, ничего в этой простой конструкции по сути не менялось — несущий металлический кузов, зависимая подвеска и, разумеется, педальный привод.

В шестидесятые выпускали уже «Урал». В семидесятые вышли такие марки автомобилей как «Нева», «Зиронька» и «Муравей». В восьмидесятых «Радуга» и «Орь». Производилось это добро на московском заводе АЗЛК — там был расположен самый большой конвейер детских педальных автомобилей.

cbbbhbciue419trp
«Нева», отличался открывающимся багажником сзади и капотом впереди, под которым был макет самого настоящего четырехцилиндрового двигателя. Производитель: Ленинград, завод «ЛАЗ»

bmqcmf zl 329yevatayzf6stqe
Редчайший зверь — педальная машина «Зiронька». Производилась в послевоенные годы в г. Львов. На сегодня сохранившихся экземпляров гораздо меньше «Уралов».

На крупных заводах, как правило, имелось дизайнерское бюро, которые время от времени обновляло модельный ряд игрушек. Ну и само собою, не все игрушки продавались централизованно, а реализовывались непосредственно в городе производства, к примеру как «Оренбуржец» или «Орь» — Оренбурге и соответственно, Орске.

На восьмидесятые годы стоимость сей машинки составляла 33 рубля. Местами по стране дороже или дешевле, всё зависело от конфигурации и исполнения тачки — какие-то имели звуковой сигнал или как у «Москвича», работающие фары. Продавали их через советскую сеть детских магазинов «Детский мир». Занимательный факт: многие машинки поступали прямиком в санатории и детские лагеря по специальной программе. Потому, некоторые модели, к примеру, «Нева», до наших чудных дней не дожили, а если и дожили, то в весьма убитом состоянии, для которых реставрация представляет целую операцию с привлечением нехилых средств.

В среднем, педальное авто весило от 10 до 16 килограмм, в зависимости от материалов и комплектации. В магазины их поставляли в деревянных ящиках, проявляя заботу о сохранности кузова. Несмотря на высокую стоимость детского автомобиля, при поступлении в продажу они почти сразу же раскупались. Производство последних детских педальных автомобилей происходило до 1995-1996 годов. Ну а в наше время их заменили электронные автомобили из Китая разных ценников и качеств.

На данный момент если они и представляют интерес, то лишь для частных музеев и коллекционеров. Временами, впрочем, энтузиастами устраиваются детские соревнования и гонки. А вот в Великобритании, к примеру, подобные чемпионаты устраиваются до семи раз в год. Также проводятся во Франции, Италии и Гонконге.

В следующий раз, возможно, разберем некоторые примечательные модели подробнее, а также западные и европейские образцы.

eszmztxy4vegfand8ej7h 0o re

Инструкция для Кулибиных. Сделай автомобиль своей мечты сам.

Источник

Оцените статью
Avtoshod.ru - все самое важное о вашем авто