Аргумент как найти литературу

20 января 2018

В закладки

Обсудить

Жалоба

Как подбирать литературные аргументы

Даже если вы наизусть вызубрите какой-нибудь интересный банк готовых аргументов, на сочинении это может вам никак не помочь. Нужно уметь самостоятельно писать аргументы.

Чтобы были аргументы, надо читать книжки. Что-то вы уже читали (ну или хотя бы слышали на уроках литературы), а что-то ещё всё-таки придется прочесть. И вот тут-то и возникает главная проблема: вы вроде как и читаете разную литературу, а аргументов в голове не прибавляется. Так вот, не то читаете, дамы и господа. На этот год рекомендую отложить любимую young-adult книжки, а также оставить на полке К. Вонненгута и взяться за список книг для сдающих ЕГЭ по литературе.

Не распыляйтесь. Если не хотите наизусть учить стихи, то и не надо, просто не приводите лирику в качестве аргумента. Произведений о войне тоже много не надо, 2-3 вполне хватит. Между «Войной и миром» и «Тихим доном» сейчас уже лучше выбрать что-то одно и всё-таки прочитать. Зарубежную литературу тоже не трогайте, пока не наработаете большой запас аргументов из русской литературы.

Кстати, кладезем ценных аргументов является сборник Цыбулько, который 30 вариантов. Схема действий простая: вводим первое предложение понравившегося текста в гугл, узнаем название. Там даны отрывки текстов с довольно яркими проблемами.

Анализы в интернете читать можно и нужно! Только умейте отличать хороший анализ, от плохого или (упаси боже) от сочинения какого-нибудь школьника.

Ну, отлично, у нас в голове целая Ленинская библиотека. Как из этого вычленить аргумент к нужной проблеме?

1. Мысленно или на бумаге (потом всё равно придется запомнить) составляем себе список всех прочитанных книг. Причем не просто «рассказы Чехова», а каждый прочитанный рассказ отдельным пунктом.
2. Медленно идем по списку и вспоминаем, в каком из произведений была почти аналогичная или просто близкая ситуация к той, что описана у вас в тексте. Помните, что можете подобрать как аргумент, так и контраргумент.
3. Пишем сам аргумент. В аргументе должно быть: автор, произведение, жанр (если помните), краткий (очень-очень-супер краткий!) пересказ нужного вам эпизода и его анализа. Что такое анализ? Это ответ на вопрос «Как в данном произведении раскрывается рассматриваемая проблема?» Вы можете также анализировать всё произведение в целом или даже роль данного произведения в литературе в целом. Главное, не пишите то, насчет чего хоть чуточку сомневаетесь.

Вот и всё. Аргументы — это просто, если иметь в этом достаточный опыт. Не учите аргументы — читайте книги и их анализы

→ Сборник ссылок на материалы к сочинению.
→ Готовые сочинения.

Вторая часть ЕГЭ по русскому языку представлена 27 заданием — сочинением. Это наиболее трудоёмкая и важная часть экзамена: за неё можно получить целых 25 первичных баллов. Главное — соблюдать все критерии написания. В этой статье расскажем, как правильно использовать литературные иллюстрации в сочинении, а также приведём подборку произведений для аргументации.

Структура сочинения ЕГЭ по русскому языку

Освежим в памяти план сочинения ЕГЭ. 

При написании сочинения важно раскрыть каждый пункт, соблюдая эту последовательность. Не допускайте нарушения логической связи между абзацами!

Как писать аргументы на ЕГЭ по русскому языку

Аргументы подтверждают, раскрывают, обосновывают ваше согласие или несогласие с позицией автора. 

В сочинение на ЕГЭ по русскому необходимо привести как минимум один аргумент, но можно и больше. Аргументировать свою точку зрения можно как примерами из жизненного опыта, так и литературными. 

Литературные и жизненные примеры равноценны между собой, но иногда подходящий пример из жизни трудно вспомнить. В этом случае можно сформулировать обоснование с помощью примера из литературы — это только подтвердит вашу эрудированность и начитанность. 

Ошибки при использовании литературных аргументов в сочинении на ЕГЭ по русскому языку

  • Приведённый аргумент не соответствует обозначенной вами проблеме. Например, вы пишете, что в тексте поднимается проблема милосердия, но при написании аргумента размышляете над проблемой чести и долга. В выданном вам тексте может быть несколько проблем, но выбрать необходимо только одну! Нельзя «перескакивать» между проблемами, смешивать их в своё сочинении. 
  • Несоответствие автора и литературного произведения. Например, вы указываете автором «Войны и мира» А.С. Грибоедова, а не Л.Н. Толстого. Если вы плохо помните содержание книги, не уверены в выбранном примере, лучше не используйте его. Пишите те произведения, которые хорошо вам знакомы. Старайтесь внимательно перечитывать написанный вами текст, иначе можно допустить обидную ошибку и потерять баллы. 
  • Неполное обоснование аргумента. Если сдающий указал в сочинении что-то одно — или имена главных героев, или фамилию автора, или название произведения, — это не зачтётся проверяющими. Приведённый пример необходимо пояснить, точно обозначив название, автора книги, героев, а также проиллюстрировать сюжетом, который подтверждает ваше мнение к обозначенной проблеме. Если вы не уверены, что сможете привести пример из литературы, никак не можете подобрать произведение, смутно помните о чём оно, то не тратьте драгоценное время и постарайтесь грамотно сформулировать пример из жизненного опыта.    
  • В качестве аргумента приведён полностью пересказанный текст без каких-либо пояснений. Аргумент должен подтверждать и иллюстрировать ваше мнение по отношению к поставленной автором проблеме. Вы не просто пересказываете содержание книги, а анализируете ситуацию, героев, сюжет. Проверяющему должно быть понятно, что приведённый вами аргумент действительно раскрывает поставленную проблему. 
  • Аргумент не содержит микровывод. Необходимо подытожить, к чему вёл аргумент, что вы доказывали, над чем рассуждали.
  • Использование недостоверной информации, искажение текста. Упоминание лишних героев, искажение имён в сочинение является ошибкой.

Как распределить время и не запаниковать на ЕГЭ по русскому, поговорили на открытом вебе с преподавательницей Вебиума по русскому языку Агнией Розенталь.

Подборка литературных аргументов для ЕГЭ по русскому

Автор может затронуть сразу несколько проблем в своём произведении. Поэтому при написании аргумента необходимо выбрать тот сюжет, который точно иллюстрирует выбранную вами проблему.

Приведём примеры аргументов из литературы  к проблемам, которые часто встречаются на ЕГЭ по русскому. 

1️⃣ Л.Н. Толстой «Война и мир»

  • Проблема милосердия, сострадания, чуткости. Пример проявления милосердия — уход и забота Наташи за раненым князем Андреем. 
  • Проблема отцов и детей. Взаимоотношения в семье Болконских. Отец, Андрей Николаевич обладает строгостью нравов, считая себя «первым», а значит и главным в семье — именно от его решения зависит дальнейшая судьба его детей: Андрея и Марии. Между отцом и детьми возникают конфликты: отец стремиться полность покровительствовать своим, по его мнению, исключительным детям. Если Андрей пытается отделиться от отцовской опеки, то Мария смирилась с требовательным воспитание. 
  • Проблема роли детства в становлении человека. Характер человека, его нравственные ценности, взгляд на мир формируется с детства. Становление ребёнка зависит от того, какая атмосфера была в его семье, какие взаимоотношения были между домочадцами. 

Примеры разного подхода к воспитанию прослеживаются в семьях главных героев: 

  • воспитание в семье Болконских основывается на строгости, холодности, понятии чести, интеллигенции, гордости; 
  • в семье Ростовых — на умении любить, человечности, искренности, уважении, взаимопонимании; 
  • семья Курагиных — полная противоположность Ростовым. Князь Василий — расчётливый и холодный интриган и честолюбец, со своими детьми он связан лишь кровными узами и общностью интересов — им важно благосостояние и положение в обществе.
  • Проблема сохранения русского языка. Высшее общество предпочитает общение на французском языке. Происходит коверкание русских слов с французскими, наслаивание диалектов, употребление жаргонизмов. 
  • Проблема героизма. Пример проявления героизма — подвиг князя Андрея, поведение солдат на Бородинском поле, подвиг батареи Тушина.
  • Проблема человека и природы. Прослеживается в эпизодах: Лунная ночь в Отрадном, небо Аустерлица, старый дуб, Андрей и Пьер на пароме.
  • Проблема чинопочитания. Стремление Анны Михайловны Друбецкой добыть сыну чин любой ценой.

2️⃣ И.С. Тургенев «Отцы и дети»

  • Проблема взаимоотношений поколений, отцов и детей, конфликт поколений. Произведение раскрывает актуальную и по сей день проблему непонимания между старшим и младшим поколениями. В принципиальном столкновении Базарова и Павла Кирсанова мы видим противостояние прошедшего и настоящего, изживших себя крепостнических взглядов и новых нигилистических тенденций. Мнения отцов и детей противоположны, что неизбежно приводит к конфликту.
  • Проблема самовоспитания. Евгений Базаров считал, что «каждый человек сам себя воспитать должен».
  • Проблема испытания героя любовью. Базаров, будучи нигилистом, отрицал важность существования каких-либо человеческих чувств: «Любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительной дурью, считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни…» Но познакомившись с Анной Одинцовой, он был вынужден изменить непреклонность своего мнения. Жизнь заставила его испытать чувство любви. 

3️⃣ А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

  • Проблема дружбы. Данную проблему можно рассмотреть на примере взаимоотношений Петра Гринёва, бесстрашного юноши, и Пугачёва, заядлого разбойника и бунтовщика. Встретившись первый раз в степи во время бурана, герои и не подозревали, что судьба ещё не раз их столкнёт друг с другом.
  • Проблема милосердия. Пример милосердия — поступок Петра Гринёва, когда он в знак благодарности за помощь подарил Пугачёву свой заячий тулуп, чтобы тот не замёрз.
  • Проблема любви, подвига ради любви. Взаимоотношения Петра и Маши можно считать примером проявления искренних чувств, самоотверженности ради жизни любимого человека. Пётр смог увидеть в Маше чувствительную и добрую натуру, несмотря на всяческие очернения девушки Гринёвым. Маша же не побоялась обратиться за помощью к самой императрице, чтобы доказать невиновность своего жениха. Настоящая, верная, преданная — вот такой была любовь между главными героями, которая помогла им выстоять в самых отчаянных ситуациях и не потерять друг друга.


Проблема любовных взаимоотношений героев встречается в сочинениях на ЕГЭ часто. Подготовили
подборку коротких рассказов на любовную тематику, которые помогут подобрать аргументы на ЕГЭ по русскому.

4️⃣ А.И. Куприн «Чудесный доктор» 

  • Проблема милосердия, сострадания, чуткости. Пример проявления милосердия — чистосердечный поступок профессора Пирогова, который стал настоящим рождественским чудом для семьи Мерцаловых. Пирогов назначил лечение больной девочке, а также оставил под чайным блюдцем деньги вместе с рецептом.

5️⃣ М. А. Шолохов «Судьба человека»

  • Проблема мужества, детей на войне, влияние войны на жизнь человека, милосердия, героизма, нравственного подвига, предательства, силы духа. В произведении Шолохова «Судьба человека» можно выделить несколько проблем: 
    • пример героизма — жизнь Алексея Соколова. Он прошёл все тяготы войны, но остался человеком, способным на совершение великого нравственного поступка; 
    • пример милосердия, сострадания — Соколов, который усыновил осиротевшего мальчика Ванюшу; 
    • проблема предательства — Соколов, находясь в лагере, отказался пить за победу фашистской Германии; 
    • пример силы духа — стойкость Соколова, который прошёл войну, потерял семью, но смог найти в себе силы жить дальше. 

В произведении может быть несколько проблем. Вы выбираете ОДНУ и подтверждаете своё мнение примером только по этой проблеме.

Также при аргументации сочинения можно использовать эти экранизации из списка.

Бонус: формулировка собственной и авторской позиции


Чтобы справиться с сочинением по русскому на максимальный балл рекомендуем пройти наш курс
Сочинение ЕГЭ. Вы получите чёткий алгоритм, научитесь выделять авторскую позицию и грамотно формулировать свою, запомните, как писать логические связки между абзацами и узнаете, как находить проблему даже в самых сложных текстах ЕГЭ.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. Мы обязательно поправим!

ЕГЭ

Литературные аргументы для ЕГЭ по русскому в школе

Наличие литературных аргументов при написании сочинения на ЕГЭ по русскому языку является обязательным. Только грамотно написанное сочинение позволит получить максимально высокий балл.

Литературные аргументы для ЕГЭ по русскому в школе

Литературные аргументы помогут в успешной сдаче ЕГЭ по русскому в школе

Единый государственный экзамен по русскому языку является обязательным. И, как бы вам ни хотелось, а свои знания по русскому перед его сдачей придется подтянуть.

Как известно, экзамен, состоит из нескольких частей. Первая часть – тестовая. И если к ней нет вопросов, то со второй частью у экзаменуемых часто возникают проблемы, поскольку она является творческой.

И также она является самой важной и требует приложения немалых усилий. За 27-е задание можно получить аж 25 первичных балов.

Казалось бы, что тут может быть сложного? Все, что требуется от вашего текста – соответствие определенным параметрам. Давайте подробнее рассмотрим использование литературных иллюстраций в сочинениях, а также литературные аргументы.

В этом материале:

  1. Что такое литературные аргументы в русском ЕГЭ в школе и как их писать
  2. Частые ошибки при использовании литературных аргументов на ЕГЭ по русскому в школе
  3. Литературные аргументы для русского ЕГЭ в школе
    3.1. «Отцы и дети», И. С. Тургенев
    3.2. «Чудесный доктор», А. И. Куприн
    3.3. «Война и мир», Л. Н. Толстой
    3.4. «Капитанская дочка», А. С. Пушкин
    3.5. «Идиот», Ф. М. Достоевский

Что такое литературные аргументы в русском ЕГЭ в школе и как их писать

Для чего нужны аргументы? Требуются они для подтверждения и обоснования согласия или несогласия с автором. Минимальное количество аргументов, которые можно привести в сочинении для ЕГЭ, — один. Но также можно приводить и большее количество. Кроме того, аргументы могут быть взяты из литературы или же из жизни.

Мы остановимся подробнее именно на литературных аргументах.

Частые ошибки при использовании литературных аргументов на ЕГЭ по русскому в школе

  • Несоответствие аргумента обозначенной проблеме. К примеру, в своем сочинении вы затрагиваете, скажем, тему добра и зла, а в аргументации приводите проблему чести и долга, то это не совсем корректно. Да, текст может содержать несколько проблем, все зависит от полета вашей фантазии. Однако для анализа и аргументации необходимо выбрать только одну. «Скакать» с одной проблемы на другую, смешивая их и пытаясь рассмотреть одновременно все и ничего – точно не лучшая стратегия.
  • Ошибочное указание автора произведения.Это грубейшая ошибка, свидетельствующая о незнании. Скажем, вы указываете произведение «Мертвые души» в качестве аргумента, но присваиваете его авторство Ф. М. Достоевскому. Если вы не уверены в том, кто написал произведение или же плохо помните его содержание, смутно понимаете смысл, то лучшим решением будет не использовать его в качестве литературного аргумента. Берите в работу только те произведения, с которыми хорошо знакомы и понимаете их смысл.
  • Неполное обоснование. Не засчитывается обоснование в случае указания экзаменуемой неполной информации о произведении, которое он использует в качестве аргумента. Так, имеется в виду ситуация, когда указаны только герой(и) произведения, лишь его название или только фамилия автора. Важно в этом случае максимально широко проиллюстрировать пример из произведения и сюжет, подкрепляющий ваше мнение. Без точного указания названия книги, автора и действующих лиц, аргументация не сработает. Если вы не можете привести пример из литературного произведения, который бы мог обосновать ваше мнение, или же не уверены в том, что такой пример относится именно к вашему случае, то лучше оставить эту затею и привести пример из жизни.
  • Пересказ текста. Важно также помнить, что письменный пересказ какого-либо произведения, которое вы решили использовать в качестве аргументации, — не вариант. Необходимо, упомянув аргумент, рассказать, каким именно образом он доказывает вашу точку зрения, использовав его именно для иллюстрации. Следует не просто пересказать сюжет, а проанализировать его, проведя параллель с вашими мыслями и сакцентировав внимание на том, что аргумент в самом деле раскрывает проблематику, затронутую вами.
  • Отсутствует микровывод. Аргумент должен содержать предварительный микровывод с пояснением того, к чему этот пример вел, а также пояснить, что доказывалось, на какую тему велись рассуждения.
  • Ошибочная информация, искажение фактажа.Такое опять же бывает в случае, когда экзаменуемый «плавает» в произведении, не помнит его содержание, не понимает смысл. Учтите, что неправильное указание имен действующих лиц или искажение фактажа сюжета является ошибкой и не засчитывается.

Первый урок в Учи.Дома — бесплатный! Это отличная возможность познакомиться с преподавателем, методикой и начать подготовку к ЕГЭ. Записывайтесь на бесплатный пробный урок и начните свой пусть к 100 баллам по ЕГЭ:

Литературные аргументы для русского ЕГЭ в школе

«Отцы идети», И. С. Тургенев

  • Данное произведение поднимает актуальную на все времена проблему взаимоотношения поколений – старшего и младшего. Сквозь призму столкновения Евгения Базарова и Павла Кирсанова Тургенев иллюстрирует нам противостояние прошлого и настоящего, а в частности – неактуальных крепостнических взглядов и нигилизма, который является тенденцией современности. Конфликт основан на противоположности мнений отцов и детей.
  • Проблема испытания любовью. По сюжету, Базаров относит себя к нигилистам. Как известно, суть данной философии заключается в отрицании общепринятых ценностей, в том числе, такого понятия, как любовь. Однако Базаров знакомится с Анной Одинцовой. Это знакомство заставляет его пересмотреть свои взгляды на соответствующий вопрос – он влюбляется. Вследствие этого конфликта непреклонность взглядов героя разбивается об жизненную реальность.
  • Проблема самовоспитания. Автор иллюстрирует данную проблему через призму мировоззрения Базарова. Он считает, что каждый человек должен самостоятельно себя воспитать.

Произведения русских писателей помогут изучить литературные аргументы для сдачи ЕГЭ по русскому языку

«Чудесный доктор», А. И. Куприн

  • Проблема милосердия, чуткости и сострадания. Автор мастерски раскрывает эту проблему в своем произведении: по сюжету, профессор Пирогов, испытывая чувство сострадания, назначает лечение больной девочке и оставляет под чайным блюдцем рецепт и деньги. Такой поступок для семьи Мерцаловых становится буквально рождественским чудом.

Первый урок в Учи.Дома — бесплатно! Это отличная возможность познакомиться с преподавателем, методикой и провести время с пользой. Записаться на урок можно по ссылке:

«Война и мир», Л. Н. Толстой

Данное произведение имеет очень широкую проблематику. Но мы рассмотрим лишь некоторые проблемы, имеющие первичный характер.

  • Проблема смысла жизни. Что объединяет таких действующих лиц романа, как Пьер Безухов, Андрей Болконский и Наташа Ростова? Одна глобальная проблема – поиск смысла жизни человеком, который способен мыслить. Сквозь призму героев Толстой иллюстрирует собственный взгляд на эту проблему: человек должен находить в постоянном поиске смысла жизни, множество раз ошибаться, падать, но вновь подниматься, делая выводы из своих ошибок.
  • Проблема возвращения к народной мудрости.Автор поднимает вечную проблему – возвращение к истокам. Пьер в ходе Бородинского сражения высказывает свое восхищение поведением простых людей, которые вкладывают душу в каждое свое слово и дело. Толстой противопоставляет простого русского человека, готового отдать жизнь за будущее своих детей, воинам-аристократам, в страхе бежавшим с поля битвы.  Подчеркивается, что именно простой народ живет в согласии с собой, его не гнетет излишество, интриги и жажда развлечений.

«Капитанская дочка», А. С. Пушкин

  • Проблема милосердия. Она раскрывается классиком через поступок Петра Гринева, который подарил Пугачеву заячий тулуп, таким образом отблагодарив его за помощь.
  • Проблема подвига ради любви. Автор демонстрирует проблему через отношения между действующими лицами – Маши и Петра. Эти отношения являются примером искренности и самоотверженности, готовности жертвовать ради жизни милого сердцу человека. Не взирая на попытки Гринёва всячески принизить Машу в глазах Петра, он все де видит в ней доброго и чувствительного человека. В свою очередь Маша обратилась к императрице, желая доказать невиновность Петра.
  • Проблематика дружбы. Эту проблему Александр Сергеевич раскрывает сквозь призму отношений Петра Гринева и Пугачева – по сути разных людей, которые встретившись единожды в степи, когда бушевал буран, даже не подозревали, что в будущем их дорожки переплетутся неоднократно. Последний является отъявленным разбойником и бунтовщиком, а второй – бесстрашным молодым человеком.

«Идиот», Ф. М. Достоевский

  • Проблема добра и зла. Это классическая проблема, которую ставят многие авторы в своих произведениях. Здесь же Достоевский раскрывает ее через князя Льва Николаевича Мышкина, который всегда поступает по велению сердца. Он является идеалом, которому противопоставлены все остальные герои. В центре освещения проблемы – процесс нравственного разрушения.

Отдельно подчеркнем, что, хотя произведение практически любого автора может ставить сразу несколько или даже целый ряд проблем, следует выбрать только одну из них. Сочинение и литературная аргументация в ЕГЭ по русскому в школе направлены, в том числе, на проверку умения выделить нужное, увидеть главное и проиллюстрировать свое мнение.

Больше всего волнений в итоговом сочинении вызывает обязательный критерий — опора на литературу. Ведь так обидно будет не вспомнить автора или название произведения, привести неподходящий аргумент и отправиться на февральскую пересдачу. Чтобы этого не произошло, мы написали готовые аргументы для итогового сочинения — пользуйтесь!

В этой статье:

1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека 3. Природа и культура в жизни человека

Аргументы для итогового сиочинения
Готовые аргументы для итогового сочинения 2022/23

В одиннадцатом классе не так много времени для того, чтобы перечитать всю школьную программу по литературе в оригинале. Специально для вас мы собрали готовые аргументы по разделам и подразделам в соответствии с новыми правилами написания итогового сочинения — 2022.

Но мы настоятельно рекомендуем не переписывать эти аргументы слово в слово, а постараться передать их суть своими словами. Помните, что за несамостоятельно написанное сочинение можно получить незачет. 

Также советуем прочитать произведения, из которых взяты аргументы, в кратком содержании. Это позволит вам адаптировать аргумент под тему, которая вам попадется.

1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека 

1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества

Н. В. Гоголь в повести «Шинель» показал внутренний мир маленького человека, жаждущего понимания и признания. В новой шинели главный герой Акакий Акакиевич Башмачкин видел не возможность похвастаться своей обеспеченностью и достатком, а путь к уважению и признанию в обществе. К сожалению, мы видим реальную картину: общество встречает человека по одежке и, если ты предстаешь перед ним в старой потрепанной шинели, тебя предпочитают не замечать. 

Главный герой с большим трудом приобретает новую шинель. После преображения он меняется не столько внешне, сколько внутренне. Силы жизни, свободы, мечтаний переполняют его. Он чувствует свою значимость, его наконец-то видят. Даже самый скромный и невзрачный человек имеет свой внутренний мир, ранимую душу и переживания. 

К сожалению, неизвестные отнимают шинель у главного героя, и он снова становится невидимым и никому не нужным. Башмачкин умирает, не добившись справедливости. На службе о нем спохватились только на четвертый день после похорон.

Таким образом, мы видим трагичную историю маленького человека, чей внутренний мир и личностные качества не были никем замечены из-за его невзрачной одежды.

1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом

В качестве литературного примера хочется привести повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Главный герой — Тарас Бульба, казак, отличавшийся «грубой прямотой своего нрава». У него есть четкие понятия нравственных идеалов, которым он остается верен всю жизнь. Отец двух сыновей — Остапа и Андрия. Он видит своих сыновей только как продолжение самого себя: казаками, воинами, защитниками Отечества и православия. 

Но его младший сын, Андрий, был совсем непохож ни на отца, ни на брата. Андрий — мечтательная и романтичная натура. Влюбившись в польку, он перешел на сторону врага. Из-за своей страсти и любви к девушке герой забывает о Родине и боевых товарищах, а также о брате и отце. 

Однако для Тараса Бульбы такое предательство непростительно. Ведь сын — это продолжение его самого, его воспитания и нравственных идеалов. Тарас не может простить этот поступок и принимает тяжелое решение: отнять жизнь у собственного сына. Несмотря на всю тяжесть этого поступка, Тарас убивает Андрия, ведь жить с осознанием того, что твой сын — предатель родины, перешедший на сторону зла, переступивший через все, во что верил сам Тарас, невозможно.

1.3. Познание человеком самого себя

В качестве примера возьмем роман-эпопею Л. Н. Толстого «Война и мир». Пьер Безухов — внебрачный сын очень богатого человека. В обществе над ним потешаются, не воспринимают всерьез. Пьер пытается найти свое место в мире. Он испытывает себя светской жизнью, женитьбой, масонством, даже войной. На протяжении всего романа читателям раскрывается путь исканий Пьера Безухова, его удачи и поражения, несоответствие его внутренних требований окружающей действительности, недовольство собой и собственной жизнью. У него горячее сердце и чистая душа, он умеет искренне дружить и любить, но судьба сводит его с людьми, которые предают его, обжигая его чувства. 

Переломным моментом в познании себя для главного героя становится попадание в плен во время войны. Там Безухов знакомится с Платоном Каратаевым, который учит его принимать простые законы жизни: любить ближнего, помогать, жить с открытым сердцем. В финале романа мы видим, что Пьер нашел свое место в мире, он стал отличным мужем Наташе Ростовой, они создали семью, родили детей. Также герой видит свое предназначение в служении людям и Родине. Долгий путь скитаний и ошибок привел Пьера к ответу на вопрос о смысле жизни.

1.4. Свобода человека и ее ограничения

Одна из главных мыслей романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» — утверждение, что человек всегда свободен в своем выборе. Только он в конечном счете принимает все решения в своей жизни и несет за них ответственность. Все последствия за решение лежат на человеке, принявшем его.

Герой «Преступления и наказания» принимает роковое решение: убить человека. Родион Раскольников формулирует целую теорию, оправдывающую убийство, говоря, что определенной части человечества можно преступать нравственную черту, творить какие угодно преступления, потому что эти люди — «избранные». С помощью убийства герой решает проверить, входит ли он в их число «право имеющих». Кроме того, он оправдывает себя и тем, что совершит социальное благо, убив старуху, которая приносила людям зло, наживаясь на бедных и отчаявшихся.

Во время самого убийства все идет не по плану: под топор Раскольникова попадает не только старуха-процентщица, но и ее сестра Лизавета. К тому же она была беременна, так что Раскольников убил еще и неродившегося ребенка. После преступления Родион расплачивается за него муками совести, практически приведшими его к душевной болезни, страшным отчуждением от людей и общества, внутренним душевным распадом.

Только на каторге герой понимает, какую опасность представляет его «проклятая мечта». Если каждый захочет попасть в категорию «право имеющих», а всех остальных зачислить в «тварей дрожащих», и во имя этой цели начнет убивать… Именно тут Раскольников понимает, насколько страшным был роковой выбор и его последствия. Герой осознает, что он преступник. Раскольников повинен не только в смерти других людей, но и в потере собственной души, которая не смогла вынести зверств, совершенных им.

Таким образом, Ф. М. Достоевский в романе «Преступление и наказание» говорит о том, что у человека всегда существует свобода выбора. Однако к любой свободе нужно подходить ответственно, потому что тяжесть последствий неправильных поступков полностью ложится на плечи человека, принявшего ошибочное решение.

2. Семья, общество, Отечество в жизни человека 

2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции

Одна из центральных семей романа «Война и мир» — семья Ростовых. Лев Николаевич Толстой наделяет Ростовых узнаваемыми русскими чертами характера. Ростовы добродушные, люди широкой души. Моральные ценности и помощь другим они ставят выше материальных ценностей. Семья Ростовых раскрывается перед читателями как семья высоких духовных ценностей, морали. Представители семейства — люди, готовые прийти на помощь в нужный момент. Ростовы готовы принимать любовь и дарить ее в ответ, они щедры и гостеприимны.

Дети рассказывают родителям обо всех своих переживаниях и проблемах, ведь те поддержат и подскажут, как поступить. После предательства Анатоля Курагина Наташа находит поддержку в семье. То же самое происходит с Николаем, проигравшимся в карты. Родители не давят на детей, не унижают их, не вгоняют в еще большее отчаяние. Позднее сын проявит благородство в память об отце и возьмет на себя уплату всех долгов.

Основа семьи Ростовых — взаимоуважение и любовь, и ценности этой семьи передаются от родителей к детям, помогая им вырасти достойными людьми.

2.2. Человек и общество

В комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедов показывает конфликт между человеком и обществом. В этом произведении на примере Чацкого и фамусовского общества раскрывается противостояние. Погрязшее в меркантильных интересах общество, пользующееся любыми средствами для достижения целей, не принимает благородного Чацкого, который остается верным своим высоким нравственным принципам. 

Александр Андреевич Чацкий, вернувшись из путешествий по загранице, с удивлением видит, что за время его отсутствия в Москве ничего не изменилось. По-прежнему все боятся мнения тех, кто стоит выше на социальной лестнице. В своих речах Чацкий презирает чинопочитание и лесть, моральное разложение московского дворянства, бесчеловечное отношение к крепостным, преклонение перед всем иностранным. Он считает, что служить нужно Отечеству, а не чинам, верит в силу просвещения и духовное богатство русского народа. Но его не понимают в доме Фамусовых, объявляют опасным вольнодумцем и вообще сумасшедшим.

Если принятые в конкретном обществе понятия идут вразрез с общечеловеческими моральными ценностями, нельзя им следовать. А такие люди, как Чацкий, появляющиеся в жизни общества, способствуют пересмотру устоявшихся ценностей и выбору лучших устремлений и перемен.

2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека

Ярким примером человека, который является истинным гражданином, патриотом своей страны, который всегда поступал по совести и чести, является Петр Гринев — главный герой романа «Капитанская дочка». События происходят в период Пугачевского бунта, и персонажу предстоит пройти тяжелые испытания: сохранить жизнь, предав свои убеждения, или умереть как герой. Ему грозит казнь, однако Петр Гринев ведет себя смело и достойно. В момент, когда его помиловали, Пугачев просит Гринева поцеловать его руку, что фактически является унижением для молодого человека. Но Петр Гринев стоял смирно, ведь лесть врагу — бесчестие и предательство. Любовь к Родине, честь и достоинство — без этих нравственных качеств невозможно представить образ Гринева. Именно внутренние установки и моральные принципы руководили им в каждой сложной ситуации.

Никакие обстоятельства не смогли повлиять на моральные принципы Петра Гринева, ведь у него был нравственный ориентир, на который он опирался. Он всегда оставался верен Отчизне, своему слову и выбору.

3. Природа и культура в жизни человека

3.1. Природа и человек

Человек и природа тесно связаны между собой.  Природа помогает человеку осознать истинные чувства, разобраться в собственной душе. Такова роль природы в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Андрея Болконский видит дуб в тяжелый момент жизни: разочаровавшись в Наполеоне, войне и себе самом, он не понимает смысла своего существования. По пути в Отрадное он видит  корявый, погибающий дуб, который не расцветает, как остальные растения, а стоит одинокий и безжизненный. Герой сравнивает себя с этим старым деревом и соглашается, что и его жизнь, и жизнь этого дуба закончена. 

Однако в душе главного героя происходят перемены: появляется надежда, пробуждается любовь. Герой был неправ в своих убеждениях: его жизнь продолжается несмотря на все трудности и невзгоды. На обратной дороге герой ищет дуб и не может его найти: дерево с молодыми, зелеными, сочными листьями возродилось так же, как и душа главного героя. Это помогает Болконскому осознать, что жизнь еще не кончена, впереди может быть счастье, исполнение своего истинного предназначения.

Таким образом, через связь душевного состояния главного героя и дуба автор подчеркнул связь человека и природы в целом, ведь часто мы находим в природе отражение своих внутренних переживаний.

3.2. Наука и человек

С самых ранних времен человечеству хотелось узнавать все больше, открывать новое и неизвестное, то, что изменит мир к лучшему. Но всегда ли открытия или новые технологии ведут к прогрессу? На этот счëт есть несколько мнений. Одни люди считают, что прогресс — это будущее человечества, что без него мы так и останемся на месте. Но есть и другое мнение: научные открытия могут быть опасными и даже погубить мир.

Так, в произведении Михаила Афанасьевича Булгакова «Собачье сердце» хорошо показано, как научное открытие пагубно сказывается на жизни общества, подвергая жизнь и здоровье простых людей опасности. Главный герой — профессор Преображенский — делает огромный шаг в науке, пересадив гипофиз собаки в тело человека. Создав новую личность, профессор гордится своим «революционным открытием» и пытается приобщить Шарикова к элитарной культуре и этикету в обществе. Но, увы, новый жилец видëт себя так же, как и его прошлое сознание: он не может стать культурным членом общества, ведь был обычной дворовой собакой, которая жила лишь инстинктами. Его поведение возмутительно, а порой даже опасно. 

Больше не вынуждая себя терпеть выходки Шарикова, профессор Преображенский возвращает гипофиз псу. В итоге всë стало как прежде, научное открытие удалось «отменить», вернув все на круги своя. Но каждый, прочитавший это произведение, задумывается, что порой лучше не стоит злоупотреблять наукой, изменяя естественные природные процессы, ведь это может привести к опасным и необратимым последствиям.

3.3. Искусство и человек

О. Генри в рассказе «Последний лист» размышляет о том, каково же на самом деле предназначение искусства, описывая историю несчастной больной и потерявшей надежду девушки.

Главная героиня Джонси заболела воспалением легких и находится на грани смерти. За окном ее комнаты с плюща облетают листья. Джонси твердо уверена, что, когда с дерева упадет последний лист, она умрет. В том же доме в нижнем этаже живет старый художник по имени Берман. Он узнает о болезни девушки и ее предубеждении.

Листья неумолимо падали, приближая конец жизни героини. В итоге остался последний лист, и Джонси была уверена, что скоро он опадет и тогда она погибнет. Однако лист продолжал висеть на ветке еще несколько дней. Это вернуло героине волю к жизни, и она выздоровела.

Однако вскоре от воспаления легких умирает старый художник: ночью под дождем он пошел на улицу и нарисовал на стене лист плюща, когда последний, настоящий лист сорвался с дерева. Последний шедевр Бермана спас жизнь девушке, подарив ей надежду на выздоровление и вернув желание жить. 

Поскольку ни у кого, кроме как у человека, наделенного творческим воображением, не могло бы возникнуть столь прекрасной идеи — нарисовать лист так искусно, что никто даже не отличил, мы приходим к выводу, что талантливые люди приходят в этот мир, чтобы помогать людям и спасать их.


Надеемся, вам пригодятся наши аргументы для итогового сочинения, и желаем удачи на экзамене! А чтобы быть уверенными в своем сочинении, записывайтесь на наш курс подготовки. Вы разберете структуру сочинения, научитесь выделять основную мысль текста и подбирать убедительные аргументы, познакомитесь со списком литературы, в котором найдется аргумент для каждой темы. И главное — напишете 2 пробных сочинения, которые проверит эксперт и даст вам обратную связь. Приходите на курс по итоговому сочинению, чтобы точно получить зачет!

Как написать аргументы в сочинении: критерии оценки, варианты, полезные советы и примеры

Содержание

  1. Что такое аргумент в сочинении
  2. Изменения в оценке аргументации
  3. Как написать второй аргумент в сочинении
  4. Варианты аргументов
  5. Топ-5 советов как сформулировать аргументы в сочинении
  6. Примеры аргументов в сочинении

Сочинение — не просто авторское высказывание на какую-либо тему. Это одна из работ, с помощью которой оценивают итоговые знания студента по предмету. В частности, сочинение-рассуждение — часть итогового экзамена и ЕГЭ. Поэтому важно знать, какие базовые элементы в нем важны.

Один из таких элементов — аргументация. В этой статье я расскажу, как приводить аргументы в сочинении грамотно.

Аргумент — это доказательство, которое приводят в поддержку тезиса. Вместо слова «аргумент» также используются такие понятия как объяснение, подтверждение, доказательство и др.

К аргументам предъявляются особые требования. В частности:

  • они не должны друг другу противоречить. Здесь я пишу во множественном числе, потому что по требованиям в сочинении должно быть минимум два аргумента;
  • аргумент должен быть достаточным для тезиса, к которому он относится;
  • аргумент должен быть связан с темой и тезисом, а не быть сам по себе.

Все элементы сочинения — тезис, аргументы и выводы — оцениваются отдельно: каждый по своим критериям. С нюансами оценивания лучше разобраться заранее, чтобы потом не было никаких неожиданностей. Тем более, что правила оценки нередко меняются.

После 2020 года правила оценки аргументов тоже изменились. Для оценки аргументов использовался критерий К4. До этого за правильную аргументацию можно было получить 3 балла. После изменений — всего 1.

Изменились и требования к источникам, используемым для аргументации. Это критерий К2. Раньше обязательно нужно было приводить 2 аргумента: один из художественной литературы (лучше всего в виде цитаты), а второй — из любого другого источника. После изменений стало проще. Количество аргументов осталось прежним. Но теперь аргументировать собственную точку зрения можно с помощью каких угодно источников и примеров, в том числе — личного характера.

Важное условие для любого аргумента — соответствие теме, проблематике и позиции автора.

Если вы откроете КИМ ЕГЭ и почитаете критерии оценивания работы, то не увидите там слова «аргумент». Теперь вместо него используется пример-иллюстрация.

Я уже упоминал о том, что аргументов два. Раньше, когда один из аргументов обязательно должен был быть из художественной литературы, приходилось нелегко. Теперь и первый, и второй аргументы можно приводить даже из личного опыта. Для этого не нужно прикладывать каких-то невероятных усилий. Правда, оцениваются такие аргументы ниже.

Многие задаются вопросом, как ввести второй аргумент в сочинении. Каких-то специальных правил нет. Просто имейте в виду, что все должно быть связано и последовательно.

Главное, чтобы и первый, и второй аргументы соответствовали теме и приведенным тезисам.

Для подтверждения или опровержения какого-либо тезиса, выражения согласия или несогласия с автором, используют следующие виды аргументов:

  • этические. Такая аргументация предполагает опору на культурные, нравственные и общечеловеческие нормы. Во всем этом читатель может увидеть себя и, соответственно, больше проникнуться;
  • логические. Эти аргументы апеллируют к разуму, поэтому важно их строить на причинно-следственной связи;
  • личный опыт. Это могут быть случаи из жизни, рассказы друзей и др. Единственный минус таких примеров-иллюстраций — в субъективности. Как правило, доказать или опровергнуть ими что-то объективное невозможно;
  • ссылки на авторитетные высказывания. В частности, на слова лидеров мнений и уважаемых в своей области деятельности персон;
  • народная мудрость. Все, что относится к пословицам, поговоркам, устойчивым мотивам и т. п.

Вот 3 совета, которые помогут справиться с формулировкой аргументации:

  1. Избегайте общих формулировок. Продумывая ответ, постарайтесь найти небанальные и интересные примеры. Обязательно, связанные с темой сочинения.
  2. Используйте иллюстрированные примеры. К таким примерам относятся ссылки на известные произведения, фильмы, высказывания знаменитых людей.
  3. Придерживайтесь логических переходов. Абзацы должны плавно перетекать из одного в другой и быть связанными. Так вы продемонстрируете, что умеете мыслить логически и последовательно.
  4. Не допускайте перефразирования. Тезис и аргументы — разные вещи. Поэтому не стоит объяснять тезисы ими же, но в собственной интерпретации.
  5. Убедитесь, что рассуждения не «размыты». Не стоит писать обо всем и ни о чем. Каждое слово должно нести смысл.

Вот несколько примеров, которые помогут понять, как грамотно аргументировать свою точку зрения:

пример аргумента в сочинениипример аргумента в сочинении-рассуждениикак приводить аргумент пример

Надеюсь, эта статья поможет вам написать подобрать правильно аргументы и написать сочинение, которое будет высоко оценено.

Наши рубрики

Топ 5 тем по курсовым работы: полезным статьям с примерами

Дипломные, контрольные, курсовые работы

От лучших специалистов

Похожие статьи

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Как найти код меркурия по инн
  • Как составить план рекламных мероприятий
  • Как найти человека в окопе
  • Как составить восстановление срока подачи апелляционной жалобы
  • Как исправить ошибку 0500200000

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии