Анкета как составить виды вопросов

Вопросы для анкеты. Виды и примеры

заполнение анкеты

Анкета – гибкий и одновременно с этим тонкий инструмент для сбора первичных количественных данных (статистики). Для того, чтобы опрос получился качественным и привел к достоверным результатам, необходимо сделать вопросы для анкеты, которые бы не только были заданы в нужном порядке, но позволили решить поставленные задачи. Для этого нужно как минимум обладать определенными знаниями, которыми мы и поделимся с вами в этой статье.

В основной части анкеты, в которой, собственно, и содержатся вопросы, необходимо уделить особенное внимание содержанию, видам вопросов в анкете, их количеству и порядку расположения, наличию или полному отсутствию контрольных (проверяющих) вопросов. В анкете рекомендуется использовать разные типы вопросов – списки, выбор из представленных вариантов, матрицы, интересные вопросы с полем для свободного ответа и другие. Они позволят выявить нюансы, рассмотреть проблему с разных сторон.

Виды вопросов в анкете

Все вопросы анкеты подразделяются на открытые, закрытые и полуоткрытые.

Примеры закрытых вопросов для анкеты

Закрытый вопрос предлагает респонденту выбрать подходящий, по его мнению, вариант ответа из предложенных, либо оценить какие-либо заданные параметры, характеристики товара, свойства услуги и т.п. К закрытым вопросам анкеты, к примеру, относятся единичный и множественный выбор, выпадающие списки, матрица, шкала Лайкерта, семантический дифференциал и др.

1. Выбрать наиболее подходящий ответ среди предложенных (единичный выбор):

1

2. Оценить свойства в данном случае предоставляемого сервиса (шкала):

2

3. Оценить параметры товаров (матрица):

3

4. Выбрать вариант ответа из предложенных (выпадающий список):

4

5. Предоставить возможность выбрать несколько вариантов ответа (множественный выбор):

5

Примеры полузакрытых вопросов в анкете

Полузакрытые вопросы содержат варианты ответа на выбор и дают респонденту возможность вписать свой вариант, если ни один из предложенных не соответствует его точке зрения.

6

7

Примеры открытых вопросов для анкеты

Открытый же вопрос предполагает свободный ответ респондента, т.е. участник опроса сам формулирует ответ.

Такой вид вопроса в анкете необходимо задать, когда требуется выявить, например, мотивы, которыми руководствуется потребитель при совершении покупки. Также в открытом вопросе можно спросить, каково отношение респондента к рассматриваемому товару, проблеме, работе ваших сотрудников и пр.Обратную связь и комментарии к работе или прошедшим мероприятиям так же удобно получать именно таким видом вопроса.

8

9

Какие вопросы задают в анкете, какие вопросы на анкету вам также пригодятся?

Естественно, какие вопросы вы включите в свою анкету, остается на ваше усмотрение. Однако есть общие принципы, которыми руководствуются социологи, включая при составлении анкеты нужные виды вопросов.

Так, если вы не знаете, какие вопросы задать в анкете, просто выпишите для себя список вопросов для анкеты (все виды, которые мы описали выше) и подумайте, насколько этот набор соответствует целям и задачам вашего исследования.

Например, блиц-опросы могут состоять из одного вопроса, где пользователю предлагается выбрать один вариант ответа.

Пример:

blic

А для более крупного исследования могут понадобиться все возможные виды вопросов.

11

12

При этом паспортичка (социально-демографический блок, в котором вы запрашиваете пол, возраст, место проживания респондента, уровень его дохода и пр.), как правило, располагается в конце анкеты. Более простые вопросы – в начале. Те, над которыми нужно подумать, — ближе к середине.

Если в вашей анкете нечему и некому давать оценку, вам скорее всего не понадобится составлять матрицу.

Если вас больше интересуют ответы на открытые вопросы анкеты, учтите, что их сложнее обработать, чем закрытые. Однако они вносят существенный вклад в более глубокое изучение и понимание вопроса. К тому же интересные вопросы для анкеты чаще всего бывают как раз открытые, хотя насколько интересна анкета, определяется, все же, возможностями и профессионализмом самого исследователя.

Если вы сомневаетесь и не знаете, какие вопросы для анкеты нужны, а может быть не хотите тратить время на изучение всех премудростей составления правильных анкет, вы всегда можете обратиться за помощью к специалистам Анкетолога. Или воспользоваться специальными шаблонами, которые разработала наша исследовательская компания.

start-button

Анкетирование – мощный, эффективный и недорогой инструмент для сбора статистических данных и обратной связи. Анкеты широко используются в социологии и при проведении маркетинговых исследований. Но чтобы анкета решала поставленные задачи, необходимо правильно сформулировать вопросы и расставить их в определенной последовательности.

Прежде чем приступать к подготовке маркетинговых и социологических вопросов, необходимо определить цели и задачи предстоящего анкетирования. Далее нужно продумать требования к респондентам, на их основе вы составите вопросы-фильтры, которые отсеют нецелевую аудиторию.

Правила составления опросника

Анкетные вопросы должны быть сформулированы кратко, четко, однозначно и грамотно. Не используйте расплывчатые и двойственные формулировки, сложные технические и научные термины, сложноподчиненные предложения. Анкета должна быть понятна максимально широкому кругу респондентов, только в этом случае участники опроса будут охотно участвовать в нем.

Любая анкета состоит из трех частей:

  • вступительные вопросы-фильтры и контактные вопросы;
  • основной блок – группа вопросов, ответы на которые дают информацию по поставленным проблемам;
  • заключительные вопросы, касающиеся личностных и демографических данных участников.

Желательно чередовать в опроснике типы вопросов, чтобы человеку было интересно заполнять анкету. Избегайте фраз и оборотов, которые могут подталкивать участника выбрать определенный ответ, в противном случае вы получите необъективные данные. В завершение обязательно поблагодарите респондентов за участие в анкетировании.

Какие виды вопросов используют при составлении анкет

Закрытые – самые часто используемые типы вопросов в анкете. Они предлагают респонденту выбрать подходящий ответ из списка предложений. В зависимости от цели закрытые вопросы позволяют делать единичный или множественный выбор. Закрытые виды вопросов в анкете могут быть реализованы в виде обычного или выпадающего списка, матрицы, шкалы Лайкерта, скользящей шкалы, семантического дифференциала.

Открытый вопрос в анкете – это возможность для участника опроса самостоятельно сформулировать развернутый ответ. Такие вопросы необходимы для получения информации, которую можно выразить только словесным описанием. Открытые вопросы при анкетировании позволяют, к примеру, выявить пожелания к работе клиентского сервиса, претензии к продукту, впечатления от проведенного мероприятия. Это хороший способ узнать новые идеи, которые вы могли пропустить или вообще не догадываться об их существовании.

Полузакрытый вопрос – это микс открытого и закрытого вариантов. Респонденту предлагается несколько возможных ответов на выбор и предоставляется возможность написать собственный короткий ответ, если ни один из предложенных вариантов не подходит.

Классификация вопросов также возможна:

  • по характеру – фактические, наводящие, гипотетические;
  • по направленности – точные и общего характера;
  • по цели – вступительные, основные, заключительные.

Создать анкету или опрос за несколько минут

Воспользоваться анкетой, созданной экспертом-маркетологом,

или создать свой опросник

простая регистрация

готовые шаблоны
и темы дизайна

удобный и функциональный
конструктор

широкие возможности
автоматизации

профессиональная
помощь экспертов

модуль контроля качества

Открытые и закрытые вопросы в анкете: примеры использования

Закрытые вопросы бывают двух типов:

  • альтернативные;
  • неальтернативные.

Альтернативные вопросы позволяют выбрать всего один вариант ответа. Пример такого вопроса: «Летали ли Вы самолетом в течение последнего года?», «Какой маркой автомобиля Вы владеете?».

Неальтернативные или множественные вопросы дают возможность сделать множественный выбор. Например: «Какие категории продуктов питания Вы покупали в течение последних 7 дней?».

Открытые вопросы должны быть сформулированы так, чтобы респонденту хотелось дать развернутый ответ. К примеру, «Что бы Вы хотели улучшить в работе службы доставки?», «Что Вам не понравилось в организации мероприятия?».

Как создать анкету

Для составления анкеты вы можете воспользоваться онлайн конструктором Foquz или заказать разработку опросника специалистам нашей компании.

Проведение онлайн опросов с помощью Foquz не требует навыков программирования. Визуальный конструктор поддерживает более 20 типов вопросов, позволяет настраивать логику и ветвление.

Сегодня мы опишем основные типы существующих вопросов и их специфические свойства.

Типы вопросов в анкете

Опрос — метод количественного исследования, сбор данных с помощью вопросов, которые описывают конкретную исследовательскую проблему. Для того, чтобы создать эффективный опрос, вы должны знать основные типы вопросов и их особенности.

Существуют следующие:

  1. Открытый вопрос
  2. Полузакрытый вопрос
  3. Закрытый вопрос

Открытый вопрос

Открытые вопросы дают респондентам возможность самим сформулировать свой ответ. Они предназначены для изучения специфических информаций от респондентов, которые не могут быть выражены иначе, чем словесным описанием.

Пример:

Открытый вопрос

Полузакрытый вопрос

Полузакрытый вопрос следует использовать там, где необходимо получить конкретный или короткий текстовый ответ. Обычно текстовый ответ ставят на последнее место. Респонденты выбирают его, если не могут выбрать из предложенных вариантов.

Пример:

Полузакрытый вопрос

Закрытый вопрос

Закрытый вопрос не предусматривает текстовые ответы, они скорее подходят для изучения свойств различных переменных.

Пример:

Закрытый вопрос

Специфические типы вопросов

Среди открытых и закрытых, встречаются так называемые специфические типы вопросов. Особенность их в том, что они дают возможность фиксировать ответы респондентов в различных формах переменных (определение переменных обсуждается в другой статье). Специфичные типы вопросов включают в себя:

  1. Дихотомический вопрос
  2. Шкала Лайкерта (Ликерта)
  3. Перечень пунктов
  4. Сортировка элементов
  5. Матрица вопросов

Дихотомический вопрос

Дихотомический вопрос — вопрос, предусматривающий два ответа (как правило, «да» или «нет»), который служит к однозначному определению свойства, опыта или мнения респондента.

Пример:

Дихотомический вопрос

Шкала Лайкерта (Ликерта)

Порядковая шкала оценок Лайкерта (или Ликерта) служит для изучения и измерения точки зрения, позиции, отношения респондента к определенному вопросу. Чаще всего используется для выявления уровня удовлетворенности или согласия.

Пример:

Шкала Лайкерта

Перечень пунктов

Перечень является формой закрытых вопросов, в котором респондентам предлагают выбрать один или несколько вариантов ответов из предложенных.

Пример:

Перечень пунктов

Сортировка элементов

Этот тип вопроса используется для сортировки ответов в порядке важности, с которой его ассоциирует респондент. Обычно ответам приписывается определенная цифра или они перемещаются физически.

Пример:

Сортировка элементов

Матрица вопросов

Матрица является одной из крупнейших типов вопросов. Использовать матрицу полезно в ситуациях, когда вам нужно получить несколько разных ответов в отношении одной и той же переменной.

Пример:

Матрица вопросов

В следующей части — Как правильно сделать анкету 3 — Посторение вопросов и структура анкеты — мы обсудим способ создания эффективного опроса, заполнение которого не потребует от респондентов большого труда.

Ранее: Как правильно сделать анкету?

В случае вопросов (не только по статье) не стесняйтесь с нами связаться на Facebook, Google+, ВКонтакте или Twitter.

Глоссарий:

  • Переменная — атрибут системы, который может изменять своё численное значение.
  • Респондент — лицо, принимающее участие в опросе.

Анкетирование как метод исследования все чаще используется в современном мире. Он помогает собрать нужную информацию.

Оглавление:

  • Анкетирование в социологии — общее понятие, цели и задачи
  • Виды анкетирования
  • Анкета и ее структура
  • Виды вопросов для анкеты
  • Как составить анкету для социологического опроса
  • Правила составления анкеты
  • Как оформить результаты анкетирования
  • Плюсы и минусы анкетирования

Данная статья расскажет о том, какие цели преследует данный вид исследования, как создаются анкеты и опросные листы, чего следует избегать при их составлении и как анализировать результаты.

Анкетирование в социологии — общее понятие, цели и задачи

Социальное анкетирование является полезным инструментом для получения информации от людей. То есть, основная цель – собрать данные.

Чем отличается анкетирование от тестирования? Тестирование – это испытание людей на определенный уровень знаний, умений или общую интеллектуальную развитость.

Итак, тестирование имеет другую цель, по сравнению с анкетированием. Тестирование чаще всего используется в педагогике.

Анкетер – это человек, который проводит анкетирование; респондент (или информант) – тот, кто заполняет анкету.

Есть несколько различных задач, которые стоят перед анкетированием:

  1. Узнать новую теоретическую информацию.
  2. Узнать больше о целевой аудитории. Анкеты, определяющие, чего хотят потребители, что им нужно, и что им нравится, пригодятся при сегментировании списков на основе этих факторов. Чем более узкими и конкретными являются списки, тем выше шансы на успешный коэффициент конверсии.
  3. Получить отзывы о недавнем событии, продукте или услуге: если аудитория высказывает свое мнение, это поможет добиться больших успехов в будущих начинаниях.
  4. Проверить знания. Интервьюирование может использоваться (но более редко) для определения уровня знаний. Для этого чаще используют тестирование.
  5. Уточнить точку зрения. Анкеты, используемые в качестве пояснения, имеют большое значение для уменьшения недопонимания и, следовательно, более эффективного общения в дальнейшем.
  6. Установить позитивные отношения: когда открываются линии связи, это показывает респондентам, что их мнение ценят.

Виды анкетирования

В зависимости от количества респондентов анкетирование бывает:

  • индивидуальное — проводится с одним участником;
  • групповое — анкеты раздают небольшому количеству людей, которые находятся в одном помещении и проходят пункты вопросника.

В зависимости от способа распространения вопросники делятся на такие категории:

  1. Компьютерная анкета — участникам предлагают заполнить анкету, которая отправляется по почте. Преимущества такого вида включают в себя их недорогую цену, экономию времени, респондент не чувствует давления, поэтому может ответить, когда у него есть время, давая более точные ответы. Однако, главный недостаток заключается в том, что иногда информанты не удосуживаются ответить и могут просто игнорировать опрос.
  2. Телефонный опросник — исследователь может позвонить потенциальным участникам с целью попросить их ответить на вопросы. Преимущество телефонной анкеты в том, что она может быть заполнена за короткий промежуток времени. Основным недостатком является то, что большинство людей не чувствуют себя комфортно, передавая информацию по телефону.
  3. Внутренний опрос — этот вид предполагает, что исследователь посещает информантов в их домах или на рабочих местах. Преимущество внутреннего опроса заключается в том, что люди могут уделять больше внимания всем блокам вопросника. Тем не менее внутренние исследования также имеют ряд недостатков, которые включают в себя длительность и дороговизну, а респонденты, возможно, не захотят пригласить анкетера в свой дом или на рабочее место по различным причинам.
  4. Почтовая анкета — вопросники такого рода предполагают, что исследователь отправляет респонденту психологический опросник по почте, часто с приложением предварительно оплаченного конверта. Почтовые анкеты имеют преимущество в предоставлении более точного ответа, потому что участники могут ответить в свободное время. Недостатки заключаются в том, что такой метод дорогой, отнимает много времени и иногда письма оказываются в корзине.

Отдельно выделяют двухтуровое анкетирование. В первом туре проводится обычный опрос нескольких участников. А во втором туре участники обмениваются вопросниками и анализируют результаты друг друга.

Анкета и ее структура

Анкета представляет собой структурированную форму, состоящую из формализованного набора вопросов, предназначенных для сбора информации по определенным темам от одного или нескольких респондентов.

Другими словами, это методика сбора данных, при которой информантов просят дать некоторую информацию. Независимо от формы (письменный или печатный), опрос имеет определенную структуру.

Вводная часть

Цель вводной части – побудить желание поделиться информацией. Вводная часть (или шапка) состоит из приветствия и обращения к респонденту. В обращении нужно объяснить цель анкетирования и правила заполнения.

В этой части важно гарантировать анонимность и безопасность данных, а так же нужно заранее поблагодарить респондента. Шаблон вводной части изображен ниже.

Паспортичка

Это блок, в котором участник рассказывает про себя: возраст, пол, социальная принадлежность, профессия, род занятий и другие демографические данные. Паспортичка может размещаться как вначале, так и в конце опросника. Пример приведен ниже.

Основная часть

Это самая большая часть опроса, которая состоит из блоков вопросов разной формы и сложности. Образец основной части изображен ниже.

Виды вопросов для анкеты

Анкеты могут включать в себя следующие типы:

  1. Открытые вопросы отличаются от других типов, используемых в анкетах, тем, что они могут дать неожиданные результаты, которые могут сделать исследование более оригинальным и ценным. Тем не менее такие результаты трудно проанализировать. Примеры открытых вопросов включают в себя такие виды:
    • полностью неструктурированный – например, такой: «Как вы относитесь к кошкам?»;
    • завершение предложения – информанты заканчивают неполное предложение. Например, «Самое важное соображение в моем решении купить новый дом – это…»;
    • завершение истории. Респонденты заканчивают неполную историю;
    • тематический апперцептивный тест. Участники объясняют картину или рассказывают о том, что, по их мнению, происходит на картинке;
  2. Вопросы со множественным выбором. Респондентам предлагается набор ответов, которые они должны выбрать. Недостаток такого вида в том, что если имеется слишком много ответов на выбор, то это делает психологическую анкету запутанной и скучной.
  3. Дихотомические вопросы — этот вид предполагает на выбор два варианта: да или нет.
  4. Матричные вопросы — такой блок выглядит как матрица с категориями ответов вверху и списком вопросов внизу. Это обеспечивает эффективное использование пространства страницы и времени участников.
  5. Масштабные вопросы — они дают возможность информантам ранжировать доступные ответы в масштабе заданного диапазона значений (например, от 1 до 10).
  6. Вопросы на случай непредвиденных обстоятельств – пункт, которому уделяют внимание только в том случае, если человек дает конкретный ответ на предыдущий вопрос. Это позволяет не опрашивать людей, которые не имеют отношения к теме.

Как составить анкету для социологического опроса

Желательно избегать определенных типов вопросов, таких как:

  1. Гипотетические. Следует избегать формулировок, вводящих в заблуждение предположениями и фантазиями. Варианты:
    • неправильно: «Как должна работать наша служба поддержки?»;
    • правильно: «Что Вас не устраивает в работе нашей службы поддержки?»;
  2. Смущающие. Не нужно заставлять респондентов чувствовать себя неловко, расспрашивая подробности о личных проблемах, которые, в свою очередь, могут привести к потере доверия. Если же нужно включить такой пункт, то важно показать участнику, что его не будут осуждать за ответ. Примеры:
    • неправильно: «Вы помогаете бедным людям?»;
    • правильно: «Одни люди считают, что не обязательно оказывать финансовую помощь трудоспособным бедным. А как Вы считаете?»;
  3. Чрезвычайно положительные/отрицательные. Необходимо тщательно продумать формулировку, чтобы избежать резких положительных или отрицательных оттенков. Примеры:
    • неправильно: «Разве Вы не удовлетворены своей работой?»;
    • правильно: «Вы удовлетворены своей работой?».

Правила составления анкеты

Разработка анкеты – это многоэтапный процесс, требующий внимания к деталям на каждом этапе.

Следующие правила помогут упростить этот процесс:

  1. Решить, что нужно охватить в вопроснике. Четкое определение темы имеет первостепенное значение, поскольку это является основным шагом при разработке.
  2. Не менять слова. Важно, чтобы слова или фразы, которые используются, были сформулированы максимально просто. Если пункты неясны, информанты могут просто выбрать любые варианты, что приведет к неточным данным.
  3. Задавать только один вопрос за раз. Варианты, когда в одном вопросе, задаются сразу два, будут давать не точный результат, потому что могут получится разные ответы.
  4. Правильно формулировать пункты анкеты с вариантами ответов: при разработке анкетер должен быть гибким с точки зрения «выбора варианта». Иногда респонденты не обязательно хотят выбирать один из вариантов ответа, предоставленных создателем опроса, в такой ситуации полезно иметь «другой» вариант.
  5. Открытый или закрытый вопрос — это сложный выбор: анкетер может оказаться в ситуации, когда потребуется сделать четкий выбор между открытым или закрытым видом. Но решение в этом случае нужно принять обдуманно.
  6. Важно знать аудиторию: как правило, исследователь должен знать свою целевую аудиторию. Например, если целевой аудиторией является россияне, то отправка вопросника на иностранном языке не даст желаемых результатов.
  7. Чувствительные вопросы в середине опросника могут привести к тому, что участники не закончат опрос. Лучше всего блоки личных и демографических данных располагать в конце.

Как оформить результаты анкетирования

Оформление итогов опроса предполагает визуализацию данных. Для этого используют различные типы диаграмм в зависимости от видов анкет.

Если вопросы предлагают два варианта (например, «да» и «нет»), круговая диаграмма – самый простой вариант представления данных.

Если нужно сравнить показатели отклика нескольких групп, лучше выбрать гистограмму. Связку выровненных столбцов гораздо проще сравнить, чем несколько круговых диаграмм. При этом важно обозначить каждый столбец процентом для ясности.

В вопросах со шкалой оценок участникам предлагается спектр возможных ответов. Столбчатая диаграмма с разбивкой на 100% – самый простой вариант для визуализации собранных данных.

В дополнение к другим результатам опроса можно использовать итоги демографических опросов как часть анализа. Включая такие факторы, как возраст, пол, уровень дохода и даже географическое положение, можно получить интересную инфографику.

Визуализация данных опроса на карте – интересный способ включить демографический компонент в инфографику.

Гистограммы, с другой стороны, могут использоваться, чтобы показать возрастное распределение определенной популяции.

Обработка результатов открытых вопросов представляет собой небольшую проблему. Чтобы визуализировать итоги, нужно каким-то образом сгруппировать ответы, используя общие ключевые слова или другие факторы.

Облака слов, хотя некоторые эксперты по визуализации осуждают их использование, могут способствовать получению сводных данных.

В противном случае придется провести более интенсивный ручной анализ: просмотреть открытые ответы и создать категории. После этого можно представить результаты в виде гистограммы, подобно этой, которая показывает процент комментариев, попадающих в каждую категорию.

Плюсы и минусы анкетирования

Преимущества:

  1. Анкеты являются одним из наиболее экономически эффективных и доступных способов сбора количественных данных. Особенно онлайн и мобильные опросы имеют очень низкую стоимость и щедрый охват.
  2. Они практичны. Помимо того, что вопросники являются недорогими и гибкими, они также являются практическим способом сбора данных. Они могут быть нацелены на группы по конкретному выбору и управляться различными способами.
  3. Масштабируемость. Опросники позволяют собирать информацию от большой аудитории.
  4. Научный анализ и прогнозы. Чем больше данных удается собрать, тем яснее станет картина. Вся эта информация дает маркетологам возможность создавать новые стратегии и следить за тенденциями в аудитории. Анализ отчетов может использоваться для составления прогнозов и даже создания контрольных показателей для последующих вопросников.
  5. Анонимность. В социологических опросах не нужно указывать личность. Но для обеспечения чувства точной конфиденциальности лучше использовать компьютерное анкетирование. Анонимное компьютерное интервьюирование дает самые точные результаты.
  6. Легкая стандартизация. Исследователь может быть уверен, что все участники выборки отвечают на одни и те же пункты.

Проведение анкетирования имеет такие недостатки:

  1. Используя почтовое анкетирование, исследователь никогда не может быть уверен, что тот, кому была отправлена психологическая анкета, действительно заполнит ее.
  2. Исследователь не может быть полностью уверен, что задаваемые вопросы значат для всех информантов то же, что и для исследователя.
  3. Нечестность. Люди не могут быть полностью правдивыми в своих ответах. Это может произойти по разным причинам, в том числе из-за предвзятости социальной желательности и попыток защитить частную жизнь.
  4. Некоторые данные трудно анализировать. Вопросники дают много данных. Открытые вопросы допускают индивидуальные ответы, которые не могут быть определены количественно и должны быть рассмотрены человеком.
  5. Пропущенные пункты. При использовании вопросников есть вероятность, что некоторые пункты будут проигнорированы.

Существуют
три основных формата задаваемых вопросов:
открытые вопросы, закрытые вопросы и
вопросы со шкалой ответов.

Открытый
вопрос

— вопрос анкеты, с помощью которого
собирается первичная маркетинговая
информация; он дает возможность
опрашиваемому отвечать своими словами,
что позволяет последнему чувствовать
себя при ответе достаточно свободно,
приводить примеры. Открытые вопросы
часто даются в начале анкеты для
«разминки» респондентов. Однако следует
иметь в виду, что они сложны для обработки.

Выделяются
пять вариантов открытых вопросов:

  • простой
    открытый вопрос («Что Вы думаете о
    …?»);

  • словесная
    ассоциация;

  • завершение
    предложения;

  • завершение
    рассказа, рисунка;

  • тематический
    апперцепционный тест (опрашиваемому
    показывают картинку и просят придумать
    рассказ о том, что, по его мнению, на ней
    происходит или может происходить).

В
таких вопросах отсутствует предвзятость,
стремление навязать определенный ответ.
Однако ответы на данный тип вопросов
требуют достаточно больших затрат
времени, так как обычно вызывают новые,
дополнительные вопросы. Кроме того,
полученные ответы могут быть
интерпретированы по-разному. Поэтому
их не часто используют при анкетировании.

Закрытый
вопрос —

вопрос анкеты, с помощью которого
собирается первичная маркетинговая
информация; он включает все возможные
варианты ответов, из которых опрашиваемый
выбирает свой. Существует три типа
закрытых вопросов:

  • альтернативный
    (дихотомический). Предполагает ответ
    типа «да» или «нет», третьего не дано
    (простой, закрытый, альтернативный
    вопрос). Альтернативные вопросы очень
    просты в применении. Их интерпретация
    проста и однозначна;

  • многовариантного
    выбора, например: «Где Вы храните свои
    сбережения?», где существуют следующие
    варианты ответов: «в банке»; «в страховой
    компании»; «в строительной компании»;
    «дома», из которых можно выбрать
    (зачеркнуть, оставить, обвести в кружок).
    Основным недостатком вопросов с
    многовариантным выбором являются
    трудности формулирования всех возможных
    вариантов ответов, характеристик или
    факторов;

  • шкальный
    вопрос. Предполагает наличие какой-либо
    шкалы: оценочной
    (отлично, хорошо, удовлетворительно,
    плохо, ужасно);
    важности

    (исключительное, важное, среднее,
    небольшое, ничтожное);
    шкалы Лейкерта

    (абсолютно согласен, не уверен, не
    согласен, неправда).

Вопросы
со шкалой ответов
,
предполагающие проведение измерений
изучаемых свойств и параметров, были
рассмотрены в разделе об измерениях.

Рассмотрим
факторы, которые следует учитывать при
выборе формата вопросов.

При
выборе формата вопросов целесообразно
учитывать:

1)
природу измеряемого свойства;

2)
результаты предыдущих исследований:

3)
метод сбора данных;

4)
желаемый уровень шкалы измерений;

5)
способности респондентов.

Природа
измеряемого свойства учитывается при
определении, нужен ли ответ типа «да»,
«нет», «не помню» (вопрос: «Покупали ли
вы в течение последнего месяца сигареты
«Мальборо?») или нуже^ шкалированный
ответ на вопрос типа: «Вам нравятся
сигареты «Мальборо»?»

В
ряде случаев исследование основано на
результатах, полученных ранее. В этом
случае используется ранее применявшийся
вопросник. В любом случае целесообразно
использовать ранее апробированные
форматы вопросов, чем изобретать новые.

Что
касается метола сбора данных, то очевидно,
что, скажем, телефонное интервью
предполагает использование относительно
простых вопросников по
сравнениюс,опросами,проводимымипопочте.

С
позиций получения конечных результатов
исследования может быть достаточным
использование шкалы наименований; в
ряде случаев не обходимо ранжирование
измеряемых свойств, а может быть,
проведение статистического анализа,
для чего потребуется использование
шкалы интервалов или шкалы отношений.

Необходимость
учета способностей респондентов при
выборе формата вопросов подтверждают
следующие примеры. Предположим,
исследователь чувствует, что один из
респондентов плохо умеет излагать свои
мысли, неохотно излагает их на бумаге.
Врятли целесообразно в данном случае
использовать открытые вопросы.

Зачастую
анкеты содержат вопросы всех трех
форматов. В этом случае желательно
каждый вопрос оценить с позиций
вышеизложенных требований.

Содержание
вопросов определяется тем, что мы желаем
узнать в результате ответов на поставленные
вопросы. Данная задача облегчается,
если мы имеем ясно очерченную гипотезу,
которую собираемся испытать, или имеем
простую модель, облегчающую наше
понимание исследуемой ситуации.

Определяя
содержание вопросов, необходимо учесть
следующие обстоятельства.

Вопрос
должен быть сфокусирован на единственной
проблеме или теме. Например, не
рекомендуется задавать вопросы типа:
«В каком отеле вы обычно останавливаетесь,
когда вы осушестштяете поездки?»
Сфокусированный вопрос в данном случае
звучит как: «Когда вы находитесь с семьей
на отдыхе и останавливаетесь в отеле в
месте отдыха, какой тип отеля вы обычно
используете?»

Вопрос
должен быть кратким. Следует избегать
неопределенности и многословности
формулировок, особенно когда вопросы
излагаются устно. Сложные, длинные
вопросы рассредоточивают внимание
респондентов на отдельных частях
вопроса, и вместо ответа на весь вопрос
он может дать ответ только на одну его
часть.

Все
респонденты должны понимать заданный
вопрос одинаковым образом и отвечать
на один и тот же вопрос, а не на свои
варианты его домысливания. Для этого
следует использовать четкую терминологию
и очень конкретно формулировать вопросы.

Надо
избегать формулирования в одном
предложении двух вопросов. Например:
«Вы знаете, что фирма «Намбо» продает
электронные игрушки и является
единственным их продавцом в нашем
регионе?» Данный вопрос следует разбить
на два вопроса.

Следует
использовать повседневный язык
респондентов, термины, понятные каждому
потенциальному респонденту, исключая
жаргон.

Кроме
того, следует помнить, что если даже
респондент готов и желает ответить на
вопросы, он может испытывать при этом
определенные проблемы. Ответы на ряд
вопросов предполагают выработку
определенных оценок, а следовательно,
использование неких критериев. Однако
иногда такие критерии не являются
очевидными, и поэтому респондент может
использовать другие критерии, нежели
предполагал исследователь. Вопрос не
должен выходить за рамки опыта
респондентов. Наверное, бессмысленно
спрашивать подростков о том, какой тип
семейного автомобиля они приобретут
когда женятся. Если вопрос касается
прошлого, помните, что далеко не все
обладают хорошей памятью. Например,
далеко не все помнят, что они купили еще
вчера. Если вопросы касаются будущего,
то следует помнить,что человек часто
меняет свое мнение в зависимости от
обстоятельств. Так результаты будущих
выборов зачастую определяются не
голосами тех, кто четко сделал свой
выбор в пользу той или иной партии, а
скорее всего теми кто изменит свое
мнение.

Следует
относиться очень внимательно к включению
в вопрос каких-то примеров, поскольку
респондент может сосредоточить свое
внимание только на них. Например, вопрос:
«Можете ли вы вспомнить какую-нибудь
рекламу «Панасоник», распространенную
в течение последней недели, скажем в
виде вкладыша в вашей газете?» — может
сосредоточить внимание респондента
только на рекламе в газетных вкладышах.

Не
следует склонять респондента делать
обобщения, выходящие за рамки его опыта.
Например, вопрос: «Беспокоитесь ли вы
о свежести молока, покупая молоко в
магазине?» побуждает респондента
отвечать утвердительно, выходить за
рамки его личного опыта. Более правильно
по данной проблеме задать следующий
вопрос: «Сколько раз во время пяти
последних покупок молока вы беспокоились
о его свежести?»

Вопросы
следует формулировать в нейтральной
тональности бес некоей положительной
или отрицательной оценки рассматриваемой
проблемы. Например, на вопрос: «Сколько
бы вы заплатили за солнцезащитные очки,
предохраняющие ваши глаза от вредных
ультрафиолетовых лучей, приводящих к
потере зрения?» — респондент, скорее,
будет отвечать, сколько он заплатил бы
за что-то, что предохранит его от потери
зрения. Более правильной является
следующая формулировка: «Сколько бы вы
заплатили за солнцезащитные очки,
предохраняющие глаза от ультрафиолета?»

Формулировка
вопроса не должна склонять респондента
к ответу желаемому для исследователя.
Например, при проведении опроса
относительно воздушных мешков для
автомобиля был задан вопрос: «Не будете
ли вы беспокоиться о безопасности
автомобиля до тех пор пока воздушные
мешки не станут элементом его стандартного
оборудования?» Формулировка данного
вопроса предполагает положительный
ответ. Более корректной является
следующая формулировка: «Должны ли
производители автомобилей включать
воздушные мешки в стандартное оборудование
автомобиля?»

Нельзя
в закрытом вопросе излагать неполный
перечень возможных ответов, один из
которых для большинства респондентов
заведомо является неприемлемым. Так,
незадолго до прекращения войны в Чечне
одна социологическая служба провела
опрос. На вопрос: «Что вы предпочитаете:»

1.
Мир в Чечне.

2.
Отделение Чечни от России?

Разумеется
большинство респондентов выбрало первый
вариант ответа. Но здесь существуют и
другие варианты ответов, например: «За
мир в Чечне ; ее вхождение в состав
России».

Надо
противостоять «синдрому жадности» и
не ставить лишних вопросов, без которых
можно обойтись. В то же время переупрошение
проблемы постановка ограниченного
числа вопросов дает возможность
интерпретировать полученные результаты
в желаемом направлении. Особенно этим
грешат социологические опросы по
политическим проблемам. Так в начале
апреля 1997 г. при проведении опроса по
выяснению мнения относительно объединения
России с Белоруссией одна ведущая
телевизионная компания данную сложную
проблему свела к ответам на два вопроса,
главным из которых был: «Как изменится
ваше экономическое положение после
оссоединения с Белоруссией?» Неясно, о
каком периоде времени идет разговор: о
годе, двух и более годах? Опрос был
проведен среди жителей Москвы (об этом
в конце передачи было вскользь сказано).
Очевидно, что полу- енные данные на всю
Россию обобщены быть не могут. Далее,
для получения объективной оценки данной
проблемы необходимо учесть также
политические, военные, нравственные и
другие факторы как в текущей, так и в
стратегической перспективе.

(Здесь
приходит на ум следующий афоризм,
касающийся изучения бщественного
мнения: «Общественное мнение хорошо
тем, что даже

  1. иногда
    его не разделяешь, оно все равно
    принадлежит и тебе».)

Постоянно
задавайте себе вопрос: «Имеет ли
респондент данные, необходимые для
ответа на поставленные вопросы?»

При
определении числа вопросов следует
руководствоваться тезисом: чем их
меньше, тем больше шансов получить на
них ответы.

Желательно,
чтобы вопросы излагались в определенной
логической последовательности, которая
скорее определяется психологией
восприятия респондента, нежели программой
исследования.

Вначале
следует задать вопросы, с помощью которых
можно определить уровень компетентности
респондентов в области проводимого
исследования. Например, если проводится
исследование мнения потребителей
относительно определенных добавок к
тесту, то прежде сего следует
поинтересоваться, занимается ли
опрашиваемая домашен выпечкой.

Следующие
вопросы служат целям «разминки»
респондентов. Эти вопросы являются
относительно простыми, легкими для
ответов: они должны заинтересовать
опрашиваемых, показать им, что они легко
управятся с ответами. Например: «Пекли
ли вы что-либо дома в теченние последнего
месяца?» За разминочными вопросами
следуют переходные вопросы, предшествующие
серии основных вопросов. Переходы в
вопросах служат целям определения,
какие вопросы следует задать. Например:
«Когда вы готовите тесто для пирога, вы
используете обычную посуду или специальную
емкость для приготовления теста?» Если
ответ заключается в использовании
обычной посуды, то рекомендуется
пропустить вопросы, рассматривающие
более детально использование специальных
емкостей.

Наиболее
трудные вопросы, требующие для ответа
использования специальных шкал и
достаточных затрат умственных усилий,
рекомендуется запрятать в середине или
ближе к концу анкеты.

Обычно
респондент, если дошел до данной части
вопросника, как правило, отвечает и на
оставшиеся вопросы. Опытные интервьюеры
при проведении устного опроса в этом
месте обычно говорят, что интервью
вступило в завершающую стадию.

В
конце вопросника приводятся
классификационные вопросы, постановка
которых в его начале, вследствие их
персонального характера, может вызвать
у респондента желание прекратить ответы
на вопросы. Сюда относятся демографические
вопросы о возрасте, образовании,
национальности, уровне дохода и т.п.

Вопросы,
носящие чрезмерно личностный характер
(«Чистите ли зубы каждый день?», «Часто
ли вы на своем автомобиле превышаем
допустимую скорость?»), обычно помешаются
среди «безвинных» вопросов.

В
ряде случаев в анкету целесообразно
включить так называемые контрольные
вопросы, с помошью которых уточняют,
дополняют сведения, полученные в основных
вопросах. Например, вопрос: «В какой
мере довольны купленной моделью
автомобиля?» — (пятичленная шкала
ответов) дополняется двумя контрольными:
«Хотели бы вы купить в дальнейшем другую
модель автомобиля?» («да»; «нет»; «не
думал») и «Если бы
вы
вернулись
в начало покупочной ситуации и могли
бы выбирать новые модели, купили бы вы
ту же модель автомобиля?» («да»; «нет»;
не знаю»).

В
опросном листе основной и контрольные
вопросы должны быть размещены так, чтобы
респондент не улавливал прямой связи
между ними. Поэтому они перемешиваются
другими темами, не относящимися к данной.

Иногда
разработчики опросных листов в качестве
контрольного — закрытому вопросу
используют открытый вопрос и наоборот.
Так, вот вопрос о положительных и
отрицательных сторонах какого-то товара
(закрытый) контролируется открытым
вариантом: «Напишите, пожалуйста, каким
путем можно повысить качество данного
товара?» И наоборот, открытый вопрос:
«Какие характеристики данного товара
вы считаете наиболее важными?» —
контролируется закрытой формой: «Оцените
характеристики данного товара» ( в шкале
от «является весьма важно;: до «является
несущественной».).

Контроль
правильности ответов может также
осуществляться путем помещения в анкету
косвенных вопросов, которые контролируют
ответы на прямой. В этом случае косвенный
вопрос предшествует прямому (основному).

При
разработке вопросника следует помнить,
что одни и те же вопросы, расположенные
в разной последовательности, дадут
разную информацию. Например, если сначала
поставить вопрос об уровне удовлетворенности
деятельностью какой-то организации
(например, банка), а затем — вопросы по
оценке частных особенностей деятельности
данной организации (уровень сервиса,
отношение сотрудников к клиентам,
удобство месторасположения и часов
работы и т.п.), то общая оценка будет
влиять на частные, снижая (или, напротив,
повышая) их независимо от специфики
того или иного аспекта общей ситуации.
Наблюдается, с одной стороны, стремление
респондента психологически оправдать
общую оценку и, с другой стороны, усиленное
действие эффекта «эха» (галло-эффект),
т.е. многократного повторения одной и
той же оценки, отнесенной к общей группе
проблем.

В
таком случае частные вопросы следует
ставить первыми, обобщающие — в конце
соответствующего блока вопросов,
предваряя фразой: «А теперь просим вас
оценить в целом, в какой мере вы
удовлетворены..?»

Выше
рассмотренное носит характер общих
рекомендаций. Однако существует, по
крайней мере, два специальных подхода
к проектированию вопросников:
туннельныйисекционный.

При
использовании
туннельного подхода

имеет место постепенный переход от
широких, общих вопросов к узким, частным
вопросам. Обшие зопросы служат целям
«разминки», а также, если это требуется,
могут носить переходной характер.

Секционный
подход

заключается в том, что последовательно
рассматриваются вопросы по отдельным
темам (блокам вопросов), до их полного
исчерпания. Переход к следующей теме
часто начинается с некоторой вступительной
фразы. Смысловые блоки опросного листа
должны быть примерно одного объема.
Доминирование какого-то блока неизбежно
оказывается на качестве ответов по
другим смысловым блокам, которые
респондент рассматривает как менее
важные.

На
практике зачастую используется комбинация
рассмотренных подходов.

Финальной
стадией разработки вопросника является
кодирование зопросов с целью облегчения
задачи ввода данных в компьютер после
их сбора. Обычно используются числовые
коды, характеризующие разные варианты
ответов.

За
последнее время разработаны специальные
компьютерные программы, которые
осуществляют кодирование вопросов в
вопроснике.

Необходимы
выявление и устранение недостатков
вопросника до начала его широкого
использования, т.е. осуществление
предварительного тестирования вопросника.
Вначале возможно привлечение для этого
своих коллег или товарищей, которые
могут глубоко не разбираться в сути
проводимого исследования, но которые
помогут выявить главные огрехи вопросника.
Затем с целью проверки реакции на
проводимое исследование, используемые
терминологию и последовательность
задаваемых вопросов, содержание
инструкции по выполнению анкеты и т.п.
можно апробировать анкету на единичных
респондентах. В завершение процесса
проверки целесообразно пронести пилотное
испытание анкеты на малом числе
респондентов (пять-десять человек). При
этом применяются те же процедуры отбора
респондентов и их опроса, которые
предполагается использовать при
проведении полномасштабного анкетирования.

Можно
сформулировать следующие вопросы,
ответы на которые служат частным целям
пилотного исследования:

1.
Выдержаны ли требования к языку
опрашиваемого, не получилось ли так,
что для части респондентов язык слишком
труден, для другой, наоборот, примитивен?

2.
Все ли вопросы и варианты ответов
понятны?

3.
Понятны ли респонденту единицы измерения,
имеющихся в анкете?

4.
Компетентны ли опрашиваемые для ответов
на вопросы, не следует ли включать
«фильтры» на компетентность?

5.
Нет ли опасностей получения «угодных»
или стереотипных ответов?

6.
Не слишком ли многочисленны варианты
ответов на вопросы, смогут ли респонденты
справиться с обилием вариантов, как
сократить их число или как расчленить
их по блокам?

  1. Нет
    ли опасений вызвать недоверие или
    какие-нибудь отрицательные эмоции у
    опрашиваемых?

  2. Не
    слишком ли задевается самолюбие или
    интимные сторон жизни респондентов?.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Как исправить фио в снилс
  • Crashdump dmp как исправить в snowrunner
  • Как найти разные рисунки
  • Как найти вольтметр по формуле
  • Как составить отчет по браку

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии